Как генерировать, высказывать и отстаивать новые идеи: 30 советов
Советы для индивидуалов
Генерация и опознавание оригинальных идей
1. Поставьте под вопрос положение дел «по умолчанию»
Прежде чем принять статус-кво как некую бесспорную данность, спросите: а почему это положение вообще возникло? Когда вы напомните себе, что правила и системы придумываются людьми, то становится ясно, что это не священные скрижали, — и тогда вы начинаете думать, как можно их улучшить.
2. Утройте количество идей, которые вы генерируете обычно
Даже у лучших бейсболистов результативным оказывается в среднем один удар из трёх; так и у каждого инноватора бывают паузы и осечки. Лучший способ повысить уровень своей оригинальности — генерировать как можно больше идей.
3. Обратитесь к новой для себя области
Оригинальность возрастает, когда вы расширяете свою компетенцию. Один из подходов к такой задаче — освоить какой-нибудь новый навык, подобно тем нобелевским лауреатам, которые расширяли свой креативный репертуар, занимаясь живописью, игрой на фортепиано, танцами или стихосложением.
Другая стратегия состоит в ротации должностей на работе: например, попробуйте себя на другой позиции, которая потребует нового комплекса знаний и навыков. Третий вариант — это погрузиться в изучение чужой культуры, как те модные дизайнеры, которые становились более инновативными, пожив и поработав некоторое время в других странах, мало похожих на их собственные. Вам не обязательно в самом деле ехать за границу, чтобы разнообразить свой опыт: можно погрузиться в новое культурное окружение, просто начав читать о нём.
4. Практикуйте стратегическую прокрастинацию
Обдумывая новые идеи, делайте осознанную паузу в середине процесса. Сделав паузу в разгар «мозгового штурма» или придумывания чего-то нового, вы, скорее всего, займётесь чем-нибудь посторонним, а в это время ваша идея будет исподволь вызревать.
5. Старайтесь получать больше откликов от коллег
Трудно судить о качестве собственных идей, потому что у вас избыток энтузиазма, а доверять своему чутью невозможно, если вы не специалист в данной области. На менеджеров тоже нельзя толком положиться — при оценке чужих идей они обычно настроены излишне критично. Чтобы получить более адекватную реакцию со стороны, делитесь своими находками с коллегами: им хватит остроты взгляда, чтобы разглядеть потенциальную ценность ваших идей.
Как высказывать и отстаивать оригинальные идеи
6. Уравновесьте свой портфель рисков
Если вы собираетесь пойти на риск в какой-то одной области, уравновесьте этот риск, проявив крайнюю осмотрительность в другой сфере жизни. Так поступали предприниматели, проверявшие свои идеи, но не бросавшие прежней постоянной работы; так поступала Кармен Медина, которая устроилась на должность, связанную с защитой информации, когда пыталась подтолкнуть ЦРУ к использованию интернета. Такая хитрость поможет вам избежать ненужных проигрышей в азартной игре.
7. Указывайте на причины, по которым не стоит поддерживать ваши идеи
Помните Руфуса Грискома — бизнесмена из третьей главы, который рассказывал инвесторам, почему им не стоит вкладывать деньги в его компанию? Вы тоже можете прибегнуть к такому приёму. Для начала перечислите три самых слабых места вашей идеи, а затем попросите слушателей привести несколько других причин, по которым не стоит её поддерживать. Если идея действительно хороша, то люди, которым окажется трудно сформулировать свои критические замечания по её поводу, ещё лучше осознают её достоинства.
8. Старайтесь познакомить с вашими идеями как можно больше людей
Чаще повторяйте одно и то же: так люди легче свыкаются с непривычными идеями. Обычно они начинают реагировать на какую-нибудь идею более благосклонно после того, как услышат о ней от 10 до 20 раз, особенно если о ней упоминать совсем коротко и с интервалом в несколько дней, причём в разговоре о разных других вещах.
Ещё можно сделать свой оригинальный замысел более привлекательным, если привязать его к другим, уже давно знакомым и понятным для публики: так, например, изначальный сценарий «Короля Льва» был переделан в «„Гамлета“ со львами».
9. Обращайтесь к непривычной аудитории
Вместо того чтобы выискивать дружественно настроенных собеседников, разделяющих ваши ценности, старайтесь обращаться к менее приятным людям, практикующим, однако, те же методы, что и вы. Молодой пилот ВМФ США Бен Колманн создал высокоэффективный отдел быстрых инноваций, собрав команду из младших служащих, имевших дисциплинарные взыскания из-за пререканий с начальством. Всех их объединяла принципиальная несговорчивость, и хотя цели у всех были разные, привычка находиться в оппозиции послужила отличным скрепляющим раствором.
Ваши лучшие союзники — это люди, которые не любят идти на поводу у большинства, а предпочитают решать проблемы примерно теми же методами, что и вы.
10. Будьте умеренным радикалом
Если ваша идея носит радикальный характер, облеките её в более традиционные одежды. Таким образом, не призывая окружающих в корне изменить свои представления, вы сможете апеллировать к тем ценностям и мнениям, которые они уже разделяют.
Можно использовать «троянского коня», как поступила Мередит Перри, когда она замаскировала свою идею беспроводной системы питания задачей сконструировать преобразователь. Кроме того, вашу идею можно представить как средство достижения какой-то цели, важной для других людей, — подобно Фрэнсис Уиллард, представившей всеобщее избирательное право как хороший способ для консервативных женщин защитить свои семьи от бытового пьянства. А если у вас уже репутация человека слишком радикальных взглядов, можно превратиться из лидера в громоотвод, передав бразды правления другим, более умеренным людям.
Как управлять эмоциями
11. Находите для себя разные стимулы, исходя из степени своей решимости/неуверенности
Если вы твёрдо намерены действовать, сосредоточьтесь на оставшемся отрезке пути: вы ощутите прилив сил для последнего рывка. Если же ваша решимость колеблется, подумайте о том пути, который вы уже успели проделать. Раз вы уже столького достигли — стоит ли останавливаться сейчас?
12. Не пытайтесь успокоиться
Если вы нервничаете, то расслабиться трудно. Легче превратить тревогу в сильные положительные эмоции — в интерес и энтузиазм. Подумайте о тех причинах, по которым вам не терпится изменить существующий порядок вещей, и о положительных результатах, которые могут стать результатом ваших стараний.
13. Думайте о жертве, а не о виновнике
Сталкиваясь с несправедливостью и сосредоточившись на человеке, который её причиняет, вы испытываете прилив гнева и агрессии. Переключив внимание на жертву, вы начинаете испытывать эмпатию к ней и с большей вероятностью перенаправите ваш гнев в более конструктивное русло. Вместо того чтобы пытаться наказать преступника, вы попытаетесь помочь его жертве.
14. Осознайте, что вы не одиноки
Даже одного союзника достаточно для того, чтобы серьёзно усилить вашу решимость. Найдите кого-нибудь, кто верит в вашу идею, и начните обсуждать проблему совместно.
15. Помните, что, если вы не возьмёте инициативу на себя, статус-кво никуда не денется
Обдумайте четыре варианта реакции на недовольство существующим положением: уход, протест, верность (лояльность) и игнорирование. Лишь уход и протест улучшат ваши личные обстоятельства. Протест («возвышение голоса») может быть лучшим выбором, если вы в какой-то степени контролируете ситуацию; в противном случае, возможно, пришло время понять, можете ли вы увеличить своё влияние; если нет, то лучше уйти.
Советы для руководителей
Как вызвать к жизни оригинальные идеи
1. Устройте конкурс инноваций
Не стоит поощрять инновационные предложения на любые темы в любое время: занятые люди не смогут на это отвлечься. Конкурс инноваций — чрезвычайно эффективный способ собрать большое количество новаторских идей и выявить среди них лучшие.
Вместо того чтобы поставить ящик для предложений, разошлите точно сформулированный призыв выдвигать идеи для решения конкретной задачи или освоения ещё нетронутой области. Дайте сотрудникам три недели на подготовку предложений, а потом поручите им самим оценивать идеи коллег, так чтобы наиболее оригинальные инициативы вышли в следующий тур конкурса. Победители получат бюджет, команду и необходимую поддержку для претворения их идей в реальность.
2. Представьте себя на месте врага
Часто люди не хотят генерировать новые идеи, потому что не ощущают неотложной необходимости. Ощущение неотложности можно создать с помощью игры «Как угробить компанию», придуманной Лайзой Боделл, генеральным директором компании futurethink. Соберите группу сотрудников и предложите им провести часовой «мозговой штурм» на тему: как можно выдавить нашу организацию из бизнеса — или уничтожить наш самый популярный товар, услугу или технологию. Затем обсудите самые серьёзные из этих угроз и то, как их нейтрализовать и превратить в возможности для перехода от обороны к наступлению.
3. Предложите сотрудникам из разных отделов, занимающим разные должностные ступени, выдвигать свои идеи
На киностудии DreamWorks Animation даже бухгалтеров и юристов поощряют предлагать идеи для новых мультфильмов и специально обучают этому. Подобная вовлечённость в креативную часть общего дела вносит разнообразие в их работу, делая её более интересной для самих сотрудников и одновременно расширяя приток свежих идей в организацию. А привлечение сотрудников к участию в презентациях имеет и ещё одно преимущество: выдвигая идеи, люди становятся более креативными и менее склонными к ложноотрицательным оценкам, а потому могут лучше судить об идеях коллег.
4. Устраивайте «день наоборот»
Поскольку нередко бывает трудно найти время для того, чтобы люди рассмотрели разные оригинальные взгляды, то один из моих любимых приёмов — устраивать «день наоборот» на занятиях и на конференциях. Руководители или студенты делятся на группы, и каждая выбирает какое-нибудь суждение, мнение или целую область знания, которые обычно принимаются как данность и не оспариваются. Группа задаёт себе вопрос: «А когда всё бывает наоборот?» — и затем готовит презентацию своих идей.
5. Запретите слова «нравится», «люблю» и «ненавижу»
Генеральный директор некоммерческой организации DoSomething.org Нэнси Люблин запретила сотрудникам употреблять слова «нравится», «люблю» и «ненавижу», поскольку они слишком легко позволяют дать интуитивную оценку, не проделав должного анализа. Сотрудникам не разрешается говорить, что одна веб-страница им нравится больше, чем другая: они должны объяснить своё мнение, подкрепив его аргументами, например: «Эта страница сильнее, потому что заголовок здесь более чёткий и лучше бросается в глаза, чем другие элементы». Такой подход мотивирует на то, чтобы выдвигать новые идеи, а не просто отвергать уже существующие.
Создание культур, стимулирующих оригинальность
6. Нанимайте новых сотрудников, думая не о том, как они впшиутся в уже существующую корпоративную культуру, а о том, какой вклад в эту культуру они смогут сделать
Когда руководители более всего ценят соответствие корпоративной культуре, они в конце концов начинают брать на работу только людей, которые мыслят одним и тем же образом. Однако оригинальность порождают не они, а те, кто способен обогатить эту культуру. Перед собеседованием постарайтесь определить, какого именно опыта, навыков и персональных черт характера в настоящий момент недостаёт вашей культуре. А затем сделайте эти критерии определяющими в подборе новых сотрудников.
7. Откажитесь от интервью по выяснению причин ухода в пользу подробных бесед с новыми сотрудниками
Не ждите, когда сотрудник решит уволиться, чтобы поинтересоваться тем, какие у него были идеи: попросите его высказать эти идеи сразу, как только он выйдет на работу. Посидев рядом с новичком, пока его только вводят в курс дела, вы дадите ему понять, что его здесь ценят, и заодно услышите от него что-то новое и свежее.
Поинтересуйтесь, что привело его к вам и что способно удержать его в вашей организации, предложите ему видеть себя детективом, изучающим корпоративную культуру. Он ещё недавно был аутсайдером, а теперь стал инсайдером; используя это двойное преимущество, он может провести расследование и дать заключение: какие корпоративные практики пора сдать в архив, а какие следует сохранить, и нет ли потенциальных несовместимостей между исповедуемыми и практикуемыми ценностями.
8. Требуйте постановки проблем, а не готовых решений
Если люди торопятся найти ответы, то в конце концов вокруг вас останутся одни адвокаты — и ни одного следователя; в этом случае вам не удастся получить истинную картину происходящего. Следуя примеру Bridgewater, где завели специальный регистрационный журнал, вы тоже можете создать документ с общим доступом, куда разные команды сотрудников будут вносить сообщения о проблемах, которые они видят. Раз в месяц собирайте сотрудников для обсуждения этих проблем и выясняйте, какие из этих последних требуют решения в первую очередь.
9. Не назначайте «адвокатов дьявола» — ищите их
Мнения инакомыслящих полезны даже в том случае, когда эти мнения ошибочны, однако по-настоящему полезны они только тогда, когда высказаны искренне и последовательно. Вместо того чтобы поручать кому-то сыграть роль «адвоката дьявола», найдите человека, который в самом деле имеет особое мнение, и предложите ему открыто изложить свои взгляды.
Чтобы идентифицировать таких людей, назначьте администратора информации — возложите на кого-то из сотрудников обязанность неформально беседовать с разными членами команды перед собраниями, чтобы выяснить, что они думают.
10. Поощряйте критику
Трудно поощрять многообразие мнений, если вы сами не практикуете того, что проповедуете. Рэй Далио, получив от сотрудника имейл с критикой своей работы на важной встрече, переслал его всему штату компании, дав внятный сигнал о том, что он приветствует негативную критику в свой адрес.
Предлагая сотрудникам критиковать вас публично, вы даёте важный пример, который поощряет людей высказываться открыто даже тогда, когда их идеи не пользуются популярностью.
Советы для родителей и учителей
1. Спросите у ребёнка, как поступила бы в такой ситуации его ролевая модель
Дети не боятся проявить инициативу, когда смотрят на проблему глазами оригиналов. Спросите у детей, что бы им хотелось изменить к лучшему в своей семье или в школе. Затем попросите их выбрать какого-нибудь реального человека или выдуманного персонажа, который восхищает их необыкновенной креативностью и изобретательностью. Как поступил бы он в такой ситуации?
2. Покажите связь поведения с хорошими личными качествами
Многие родители и учителя хвалят хорошие поступки как таковые, однако дети становятся более щедрыми, когда хвалят не поступки, а их самих — за доброту и желание помочь: тогда хорошее поведение становится частью их личного характера.
Когда вы видите, что ребёнок сделал что-то похвальное, постарайтесь сказать ему: «Ты добрый человек, потому что ты сделал то-то и то-то». Кроме того, дети начинают вести себя более этично, когда их просят быть хорошими: им хочется заслужить такое звание. Например, уговаривая ребёнка поделиться игрушкой, не говорите ему: «Делиться — это хорошо!», а скажите: «Ты ведь такой хороший!»
3. Объясните ребёнку, каким образом плохой поступок влияет на жизнь других людей
Когда дети плохо себя ведут, помогите им понять, что их поступки причиняют вред другим людям. «Как ты думаешь, что она почувствовала, когда ты это сделал?» Сознавая негативное воздействие своих поступков на других, дети начинают понимать, что такое эмпатия и чувство вины, а это усиливает их мотивацию исправить причинённое зло — и избегать подобных действий в будущем.
4. Делайте упор на ценности, а не на правила
Правила устанавливают границы, и в результате ребёнок видит мир как нечто зафиксированное, застывшее. Ценности помогают ребёнку самостоятельно устанавливать для себя правила. Когда вы говорите с ребёнком о моральных стандартах — так, как говорили со своими детьми родители будущих праведников народов мира, — объясните ему, почему для вас особенно ценны те или иные из этих принципов, и спросите ребёнка, почему, по их мнению, они так важны.
5. Создавайте для детей новые ниши
Вспомним о том, как последние дети в семье подбирали для себя более оригинальные ниши, когда понимали, что более привычные уже заняты старшими братьями. Есть способы помочь ребёнку найти эти новые ниши.
Одна из моих любимых методик — это техника группового пазла (jigsaw puzzle): в группе учащихся, работающей над общей задачей, каждый из них становится уникальным экспертом в каком-то одном аспекте проблемы. Например, анализируя биографию Элеоноры Рузвельт, один из них сосредоточился на её детстве, другой — на отрочестве, а третий — на её роли в женском движении.
Как показывают исследования, такой метод ослабляет предрассудки: дети учатся ценить друг друга за те или иные умения. Кроме того, он позволяет им выдвигать собственные идеи, а не становиться жертвами группового мышления. Чтобы пробудить в детях свежие мысли, предложите им изменить контекст. Например, чем бы отличались детские годы Элеоноры Рузвельт, если бы она росла в Китае? С чем ей захотелось бы вести борьбу там?
В своей новой книге Адам Грант, профессор Уортонской школы бизнеса и специалист по психологии менеджмента, рассказывает, как люди с оригинальным мышлением реализуют необычные идеи и меняют мир. Он приводит в пример аналитика ЦРУ, сотрудницу компании Apple, пловца-экстремала и других неординарных личностей, на опыте которых можно поучиться. Перевод с английского Татьяны Азаркович.
Купить
Лайфхакер может получать комиссию от покупки товара, представленного в публикации.
Читайте также 📖🧐📚
3 способа взглянуть на проблему по-новому и найти свежие идеи
«Разворотные» приёмы
Такие приёмы стимулируют ваш мозг, заставляя его изменить порядок рассмотрения аспектов проблемы и взглянуть на неё по‑другому. Такая «разворотная» тактика — это совсем не то, что люди обычно используют для выработки идей. Типичная реакция человека — броситься в омут головой и попытаться решить задачу с наскока, используя атаку в лоб.
Суть этого подхода, наоборот, состоит в том, что обратный порядок решения позволяет нам не замыкаться на одном варианте, а рассматривать проблему всесторонне. <…>
50. Нарушитель закона
Как и людские сообщества, большинство проблем имеет свои законы. Социальные законы предписывают общественное поведение и управляют им. Аналогично законы, управляющие проблемами, определяют те допущения, которые люди используют для их понимания и формулировки.
Представления о том, какими, по нашему мнению, должны быть вещи, влияют на способ выработки идей, который мы применяем для решения своих проблем.
К сожалению, большинство из этих «должно быть» ограничивает наше мышление и приводит к менее созидательным идеям. Более того, эти ограничения сужают разнообразие категорий решений, которые мы можем применить. Например, если мы примем такое допущение, что шоколад должен продаваться только в плитках, все новые идеи о шоколадной продукции будут основаны только на плиточном варианте изделия.
Для того чтобы преодолеть это препятствие на пути к творческому мышлению, Даг Холл разработал приём «Нарушитель закона» — способ вырабатывать идеи путём нарушения тех традиционных допущений, которые предписывают, каким должен быть порядок вещей. Последовательность использования приёма довольно проста:
- Составьте список всех возможных ограничений (правил, положений), касающихся вашей проблемы.
- Нарушьте каждое из этих ограничений. Спросите себя, почему то или иное правило было введено по конкретному аспекту проблемы.
- Используйте эти нарушенные положения для стимулирования новых идей.
Предположим для примера, что вы хотите предложить идеи по приготовлению нового шоколадного пирожного. Сначала давайте запишем те традиционные ограничения, которые касаются шоколадных плиток:
- Прямоугольная форма плитки.
- Твёрдая плитка коричневого цвета.
- Однородная по сладости.
- Однородная по вкусу.
- Может содержать, кроме шоколада, орехи или изюм, но ничего более.
- Заворачивается в алюминиевую фольгу.
- Тает на солнце.
- Весит не более 100 граммов.
Теперь давайте вырабатывать идеи, нарушая какой‑нибудь из этих «законов», который «правит» шоколадными плитками. Вот несколько возможных предложений:
- Плитка треугольной формы.
- Различные оттенки коричневого цвета в одном и том же изделии.
- Различная сладость в различных участках продукта.
- Различный наполнитель внутри.
- Заворачивается в «тематическую» обёртку (например, с изображениями динозавров, космических путешествий).
- Обладает высокой теплостойкостью.
- Выпускается самого разного веса, от 30 граммов до 5 килограммов, и под названиями, отражающими вес (например, плитка «Пёрышко», плитка «Бегемот»).
51. Перевёртыши
Иногда возникают трудности с решением проблем по той причине, что мы бросаемся в них с головой и они нас быстро втягивают в себя. В результате мы оказываемся слишком близко к проблеме и не имеем сил посмотреть на неё с другой перспективы.
Эту сложность с неумением увидеть лес за деревьями можно обойти, если попытаться «войти в лес» с другой стороны.
Поменяйте направление — и вы поменяете перспективы.
Вместо того чтобы оказаться в плену у своей первоначальной и непродуктивной точки зрения, вы сможете обнаружить новые пути и взгляды на проблему. После этого начнётся поток новых идей. «Перевёртыши» при решении проблем широко использовались уже с тех пор, как тактика мозгового штурма была впервые популяризирована Алексом Осборном в 30‑х годах. Консультант по творчеству Эдвард де Боно также рекомендовал обратное направление решения как действенный способ реализации его концепции «поперечного мышления».
<…>
«Перевёртыши» имеют очень большой потенциал для выработки идей общего плана. Этапы здесь таковы:
- Определите проблему просто и чётко.
- Измените формулу проблемы на противоположную. Такой «задний ход» не должен быть прямым разворотом какого‑либо аспекта проблемы. Вы можете поменять глагол, цель или любое слово в определении проблемы. С этой точки зрения «перевёртыш» определяется широко как любая перемена в постановке или формулировке задачи.
- Запишите каждый поворот как новую (возможно, совершенно глупую) постановку проблемы.
- Используйте каждую такую формулировку как стимул для создания совершенно новой идеи.
Предположим, что ваша проблема заключается в разработке нового сосуда для газированной воды. Возможные здесь «перевёртыши» и «развороты» могут включать следующее:
- Применить традиционную конструкцию.
- Разработать новую бутылку для газированной воды.
- Разработать новую банку для пива.
- Разработать новый мусорный бак.
После этого используйте эти «перевёртыши» для выработки новых идей:
- Банка с классическим логотипом или рисунком на ней.
- Банка в виде бутылки.
- Банка из двух отделений: с одной стороны газированная вода, а с другой — пиво.
- Банка, которая издаёт звук после того, как её опустошили, до тех пор, пока её не опустят в специальный мусорный бак для переработки.
52. Разворот
Приём‑стимулятор «Разворот» был первоначально разработан консультантом по творчеству Стивом Гроссманом как «Разворот допущений». Это родственник приёма «Нарушитель закона», который вырабатывает идеи путём реверса допущений в проблеме во всех возможных направлениях. Разница между этими двумя методами заключается в том, что «Нарушитель закона» оборачивает то, что обычно воспринимается как «должное» о проблеме (например, «шоколад должен быть коричневым»), в то время как приём «Разворот» разворачивает более общие допущения (например, «люди едят шоколад»).
Некоторые допущения в проблемах являются чрезвычайно базовыми и фундаментальными, в то время как другие могут быть более абстрактны. Например, базовое допущение в проблеме, которая заключается в привлечении новых клиентов в банк, будет состоять в том, что у банка есть деньги для капиталовложений. Более абстрактным допущением может быть то, что клиенты кладут свои деньги в банк для того, чтобы удовлетворить свою потребность в безопасности.
Любой тип допущений применим при использовании этого приёма.
Решая проблему привлечения новых клиентов в банк, вы можете составить список следующих допущений:
- У потенциальных клиентов есть деньги.
- Необходимо удовлетворить их потребность в безопасности.
- Многих потенциальных клиентов смущают банковские процедуры.
- Банки дают деньги взаймы, чтобы делать новые деньги.
- Люди должны стоять в очереди, чтобы получить деньги.
- Когда вы снимаете свои деньги, то получаете не те деньги, которые вы первоначально вложили.
- Банки хранят деньги в подвалах.
Теперь давайте развернём эти допущения, как показано ниже:
- У потенциальных клиентов нет денег.
- Размещение денег в банке оставляет людей беззащитными.
- Потенциальные клиенты — это всезнающие банкиры.
- Банки берут деньги взаймы, чтобы их потерять.
- Людям никогда не приходится ждать, чтобы получить деньги.
- Банки хранят деньги на самом видном месте.
Наконец, давайте используем эти формулировки, чтобы предложить новые идеи:
- Сделать акцент на самых низких ставках кредитов в городе.
- Рекламировать меры безопасности, которые принимаются для защиты денег клиентов.
- Разработать специальные рекламные материалы, демонстрирующие профессионализм и опыт банковских служащих и персонала.
- Давать тем клиентам, которые приводят новых клиентов в банк, более высокие ставки по кредитам.
- Установить посередине банковского помещения прозрачную дверь, через которую клиенты могут наблюдать банковский подвал, где хранятся ценности.
Артур Ванганди был профессором по коммуникации, всемирно известным экспертом по методам генерированию идей и автором научно‑популярных работ. Книгу «Задачи на тренировку бизнес‑интеллекта» он написал специально для тех, кто хочет найти новые творческие подходы к решению проблем. Более ста практических упражнений нацелены на стимулирование свежих идей и помогут выйти из ступора и добиться поставленных целей.
Купить книгу
Читайте также 🧐
Как создавать прорывные идеи: 15 работающих методик
Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.
Креативные методики помогут всесторонне изучить проблему, ускорить процесс генерации идеи, найти множество решений и снять психологические блоки.
1. Мозговой штурм
Что
Мозговой штурм, или брейншторм, — известная креативная методика по поиску идей в команде. Техника позволяет рассматривать любую проблему под разными углами.
Как
- Соберите команду из 5–10 человек.
- Сформулируйте проблему.
- Засеките 10–15 минут на то, чтобы каждый член команды подумал и записал свои мысли.
- Каждый участник делится своими идеями, а ведущий записывает их на доске.
- Группа может дать позитивную обратную связь после того, как автор закончит выступление.
- Проголосуйте за лучшую идею.
Важно
Поощряйте абсурдные идеи и не критикуйте чужие предложения. Не углубляйтесь в детали, чтобы сэкономить время и силы. Главное не качество идей, а их количество.
2. Обратная мозговая атака
Что
Суть техники — поиск недостатков и совершенствование рассматриваемого объекта. Метод был придуман в компании General Electric и подходит для решения конкретных задач в различных областях.
Как
- Соберите команду из 5–10 человек.
- Сформулируйте задачу.
- Дайте каждому участнику 10–15 минут для того, чтобы найти или придумать все возможные недостатки описанного объекта.
- Каждый участник должен поделиться своими идеями.
- Ведущий записывает идеи на доске.
- Группа может дать обратную связь после того, как автор закончит выступление.
- После того как все выскажутся, обсудите, как избавиться от недостатков, используя метод мозгового штурма.
Важно
Поощряйте любую критику, даже если она будет болезненно воспринята окружающими.
3. Матрица возможностей
Что
Эта техника известна также как метод морфологического анализа Фрица Цвикки. Её суть — придумать как можно больше решений для отдельных частей задачи и скомбинировать их случайным образом.
Как
- Сформулируйте задачу.
- Нарисуйте таблицу 5 на 10.
- Первый ряд ячеек — «Характеристика». Выпишите сюда основные параметры задачи.
- Придумайте для каждого параметра свойство и запишите в остальных рядах. Выбирайте абсурдные идеи, а не стандартные.
- Компонуйте отдельные ячейки в столбцах и оценивайте, насколько результат соответствует поставленной задаче.
- Выпишите понравившиеся идеи.
Ниже — матрица возможностей для дизайна пакета молока.
Характеристика / свойство | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Формат | Кружка в виде вымени | Вытянутая бутылка | Железная банка, 0,33 л | Треугольный пакет | Перчатка |
Материал | Крафтовая бумага | Пупырчатая упаковка | Закалённое стекло | Кожа / замша | Глина |
Главное изображение | Человек пьёт из одной миски с котом | Коровы и козы загорают на пляже | Солнце пьёт молоко | Дети уезжают из города в деревню | Доярка становится президентом |
Важно
Самое главное — выбрать самые существенные параметры и выключить внутреннего критика на этапе заполнения таблицы. Так вы сможете придумать как можно больше невероятных вариаций.
4. Переворот
Что
Техника придумана экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Суть — придумать все возможные решения проблемы, записать их и отредактировать так, чтобы они стали значить ровно противоположное.
Как
- Сформулируйте задачу.
- Выпишите всё, что приходит вам в голову, когда вы думаете о её решении. Это могут быть мысли о формулировке задачи, известные методы решения, связь этой задачи с другой — что угодно.
- Отредактируйте свои мысли так, чтобы они изменили значение на противоположное. Замените слова на антонимы, поменяйте порядок слов, поиграйте с частицей «не».
- Рассмотрите каждое «перевёрнутое» предположение и спросите себя, при каких условиях оно могло бы стать возможным решением задачи.
- Запишите возникшие идеи.
- Выберите лучшие и доработайте их, если требуется.
Важно
Если гора не идёт к Магомеду, Магомед идёт к горе. Эта поговорка — классический пример применения этого метода.
5. Метод Киплинга
Что
Метод основан на известном стихотворении Редьярда Киплинга. Суть — проанализировать проблему и развить идеи с помощью вопросов «что?», «где?», «когда?», «как?», «зачем?» и «кто?». Метод подойдёт для работы с конкретными задачами в команде и самостоятельно.
Как
- Сформулируйте задачу.
- Задайте объекту рассмотрения шесть основных вопросов: «что?», «где?», «когда?», «как?», «зачем?» и «кто?».
- Ответив, переходите к дополнительным. Это поможет всесторонне рассмотреть проблему.
- Сколько?
- Почему бы и нет?
- Каков срок?
- В каком месте?
- Кто с этим справится?
- Где ещё?
- В чём состоит проблема?
- Где это происходит?
- Когда это происходит?
- Почему это происходит?
- Как преодолеть эти трудности?
- Кого надо привлечь?
- Как узнать, что проблема решена?
- По ходу креативной сессии выписывайте ответы и новые возникающие вопросы.
Важно
Метод требует критического мышления и конкретных ответов. Не углубляйтесь в детали, чтобы сэкономить время и силы.
6. Инсайтный метод
Что
Это известный и доступный метод, которым пользовались художник Сальвадор Дали, мыслитель Рене Декарт и многие другие великие. Техника позволяет работать со своим подсознанием и вылавливать идеи, о наличии которых вы сами не подозревали. Суть — фиксировать содержание снов и использовать эту информацию для решения задач. Также можно использовать идеи, пришедшие к вам во время долговременной медитации.
Как
- Возьмите тетрадку или блокнот и положите рядом с кроватью вместе с ручкой. Это будет ваш дневник сновидений.
- Перед тем как лечь спать, сформулируйте задачу, которую хотите решить.
- Утром, в первые пять минут после пробуждения, запишите всё, что вам снилось. Не анализируйте написанное.
- Чтобы помочь себе, попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Какие люди, вещи, места, события мне привиделись?
- Какие самые яркие образы сновидения мне запомнились?
- Какие ассоциации у меня возникают?
- Какое чувство я испытывал во время сновидения?
- Какие связи я вижу между своей задачей и содержанием сна?
Важно
С первого раза вы можете не увидеть связи между сном и задачей. Чтобы запомнить больше снов, привыкайте вставать без будильника. Часто гениальные идеи приходят в голову не во сне, а когда мы засыпаем. Если с вами такое случится, обязательно дотянитесь до блокнота и запишите мысль.
7. Метод ассоциативного поиска
Что
Метод подойдёт для создания идей с нуля. Например, для разработки видео или анимации. Суть — найти как можно больше ассоциаций к рассматриваемому объекту и провести связь между понятиями.
Как
- Приготовьте десяток случайных слов. Можно использовать истории, твиты или изображения.
- Соберите команду и сформулируйте проблему.
- На каждое заготовленное слово даётся по минуте. За это время команда должна дать ряд ассоциаций.
- Старайтесь мыслить масштабно, допускать нелепые ассоциации.
- Записывайте каждую ассоциацию на доске.
- Продолжайте, пока не придумаете ассоциации для всех слов или не наберёте достаточно для решения задачи.
- Используйте полученную информацию по назначению.
Важно
Говорите первое, что придёт в голову. Если вы зашли в тупик, просто смените слово. Лучше использовать слова, не имеющие прямого отношения к самой проблеме.
8. Бисоциация
Что
Эта техника обратна предыдущей: вам придётся искать не ассоциаций, а, наоборот, комбинировать идеи, которые друг с другом не связаны. Вам нужно будет сопоставить задачу с уже известным процессом из совершенно другой сферы. Технику описал писатель и журналист Артур Кёстлер.
Как
- Сформулируйте задачу.
- Нарисуйте таблицу с двумя колонками. Запишите в левой несколько процессов, не относящихся к задаче. В правой колонке запишите процессы, к задаче относящиеся.
- Найдите параллели между процессами в колонках. Подумайте, как можно использовать эти сопоставления для решения задачи.
- Фиксируйте возникающие идеи.
- После перерыва выберите лучшие и доработайте их, если требуется.
Примерно так должна выглядеть ваша таблица, если вы хотите подарить другу картину, но не знаете, что нарисовать.
Не относятся к задаче | Относятся к задаче |
Охота на медведя | Выбрать материалы |
Химчистка пухового одеяла | Выбрать цвета |
Покрасить забор | Нарисовать картину |
Приготовить овсяную кашу | Придумать сюжет |
Умыться родниковой водой | Подарить картину |
Залить бензин | Написать поздравление |
Написать жалобу | Упаковать подарок |
Важно
Успех зависит от умения рассматривать процессы отвлечённо друг от друга. Разорвав шаблоны мышления, вы найдёте связи между не связанными друг с другом понятиями.
9. Случайный стимул
Что
Эта техника напоминает гадание на кофейной гуще. Её использовали наши предки и современные гадалки для интерпретации знаков. Задача — разглядеть связь между двумя соперничающими темами.
Как
- Сформулируйте задачу.
- Выберите любое слово и напишите его рядом с задачей. Это будет ваш стимул.
- Чтобы помочь себе, выпишите под стимулом его отличительные черты и ассоциации, с ним связанные.
- Поставьте таймер на 3–5 минут.
- Удерживая в голове задачу и стимул, постарайтесь найти между ними связь.
- Фиксируйте появляющиеся идеи. Не углубляйтесь в детали. Вам надо набросать как можно больше решений.
- После перерыва выберите наиболее перспективные идеи. Доработайте, если требуется.
Важно
Если не удаётся найти связи с первого раза, не мучайтесь. Лучше выберите другую технику. Менять выбранный стимул нельзя. Метод можно усложнить, добавив ещё три случайно выбранных стимула.
10. Катена
Что
Катена — словесная игра, которая заключается в связывании двух слов в цепочку (катену) при помощи слов-ассоциаций. Ваша задача — выписать цепочки слов на бумаге и доработать появившиеся идеи.
Как
- Сформулируйте задачу и запишите её.
- Выделите в формулировке задачи 2–3 ключевых слова.
- Запишите их на бумаге так, чтобы они стояли поодаль друг от друга. Вам предстоит прописывать цепочки слов между ними.
- Определитесь с правилами.
- Какие слова можно придумывать: существительные, прилагательные, глаголы?
- Какие формы связей допустимы между словами: по контексту или по аналогии? Связь по контексту возникает из типичных жизненных ситуаций, связанных со словом. Например, шампунь — душ. Связь по аналогии возникает как общее при сопоставлении двух слов. Например, ветер — свист, облако — вата.
- Постройте по 2–3 цепочки ассоциаций между ключевыми словами.
- Используйте слова из цепочек как стимулы для нахождения идей.
- Фиксируйте возникшие идеи.
- После перерыва выберите лучшие идеи и доработайте их.
Важно
Техника подходит для раскачки воображения и снятия ментальных блоков. Строгость соблюдения правил не играет особой роли.
11. Фила
Что
Название техники происходит от греческого слова «фила» — части племени, произошедшей от одного родоначальника. Суть техники — обратиться за советом к реальным или вымышленным людям, которые оказали на вас положительное влияние.
Как
Чтобы воспользоваться этой техникой, составьте для начала филу — группу советников, которые будут вам помогать.
- Подумайте и выберите 3–5 человек, которые оказали на вас наибольшее влияние. Это могут быть близкие, знакомые или кумиры.
- Составьте для каждого члены филы досье. Соберите в одном месте их фотографии, биографии, произведения, письма, цитаты — всё, что кажется интересным и важным.
Составив филу, приступайте к решению задачи.
- Сформулируйте задачу.
- Выберите советника из состава филы.
- Выберите случайным образом совет из собранного досье. Это может быть ключевое слово или цитата.
- Постройте связи между советом и задачей.
- Спросите себя, как бы ваш советник решил эту задачу, что ответил бы на вопрос. Либо представьте, что вы устроили совещание с советником, и постарайтесь услышать его ответ.
- Записывайте возникающие идеи.
- Переходите к следующему совету или выбирайте другого советника, пока не получите достаточное количество идей.
- После перерыва отберите многообещающие идеи и создайте решения на их основе.
Важно
Вы можете посвятить не один месяц составлению досье для каждого участника филы. Чем больше информации вы найдёте по каждому советнику, тем проще вам будет решать задачи.
12. Метод квоты идей
Что
Техника позволит вам находиться в состоянии генерации идей постоянно. Ваша задача — установить себе ограничение на количество идей, которые вы будете придумывать ежедневно.
Как
- Сформулируйте проблему, цель или задачу.
- Решите, сколько идей вы готовы придумывать каждый день. Берите планку выше: для начала 10–20 идей.
- Придерживайтесь установленной квоты ежедневно. При необходимости поставьте себе напоминание.
- Идеи, относящиеся к одной теме, лучше записывать в одном месте.
- Периодически просматривайте свои идеи, выбирайте лучшие, дорабатывайте.
- Для генерации идей можете использовать любую технику.
Важно
Не критикуйте себя за неудачные идеи и не вычёркивайте их. Работайте над несколькими проблемами одновременно.
13. Техника шести шляп Эдварда де Боно
Что
Эту ролевую технику придумал эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно. Ваша задача — рассмотреть проблему с шести точек зрения.
Как
- Соберите команду из шести человек.
- Сформулируйте задачу.
- Раздайте каждому участнику команды по предмету (шляпе) одного цвета: красный, жёлтый, чёрный, зелёный, белый и синий. Каждый цвет обозначает свою роль.
- Участники рассматривают проблему в соответствии с данной им ролью.
- Идеи высказывают свободно, как во время мозгового штурма, и фиксируются на доске.
Таблица покажет, какие роли соответствуют каждой шляпе.
Цвет шляпы | Роль |
Красная шляпа | Отвечает за эмоции, предчувствия, интуицию |
Жёлтая шляпа | Описывает выгоды и преимущества |
Чёрная шляпа | Учитывает недочёты и возможные риски |
Зелёная шляпа | Генерирует идеи |
Белая шляпа | Озвучивает факты и цифры |
Синяя шляпа | Ведущий, контролирует смену шляп |
Важно
Успех зависит от того, насколько хорошо каждый участник может задействовать разные виды мышления для решения проблемы. Ведущий должен напоминать участникам об их ролях и не позволять примерять до положенного времени чужие роли. Сессия заканчивается, когда каждый участник примерит все шесть шляп.
14. Фрирайтинг
Что
Это техника впервые была описана профессором английского языка Питером Элбоу. Суть — выключить внутреннего критика и получить доступ к скрытым идеям и знаниям через импровизацию на письме.
Как
- Возьмите ручку и несколько чистых листов бумаги или откройте новый текстовый файл на компьютере.
- Поставьте таймер на 20 минут. Выключите все уведомления.
- Пишите всё, что приходит в голову, пока не кончится время. Не отвлекайтесь.
- Ничего не зачёркивайте и не исправляйте. Оставайтесь в потоке.
- Закончив работу, отложите текст.
- После хорошего перерыва прочтите написанное вслух.
- Отметьте фрагменты, которые можно использовать в дальнейшей работе.
- Запишите идеи, возникшие при разборе текста.
Важно
Не пытайтесь сразу извлечь пользу из написанного. Первые сессии направлены больше на снятие стресса и внутренних блоков, чем на решение конкретных задач. Если вам не о чем писать, пишите о том, что вас окружает. Постепенно у вас начнут образовываться в голове ассоциации, и дело пойдёт на лад.
15. Метод ограничений
Что
Метод был сформулирован профессором Стивеном М. Косслином. Ваша задача — понять, что может помешать вам решить проблему, и переосмыслить её формулировку, чтобы прийти к правильному решению.
Как
- Сформулируйте задачу.
- Придумайте ограничения, которые мешают вам выполнить задачу. Выпишите их.
- Найдите три способа, как можно использовать каждое ограничение.
- Найдите три способа, как можно обойти каждое ограничение.
- Найдите три способа, как можно изменить каждое ограничение.
- Подумайте, как трансформируется задача, если снять и изменить каждое ограничение.
- Найдите ещё ограничения.
- Повторите поиск ограничений и трансформацию задачи несколько раз.
- Сравните исходную и конечную задачи.
Важно
Если у вашей задачи нет ограничений, придумайте их. Ограничьте задачу в будущем и прошлом, сверху и снизу.
А какие методики помогают создавать идеи вам? Делитесь в комментариях.
Читайте также 🧐
Новый способ бурения | Журнал Популярная Механика
Для поиска подземных источников воды и добычи полезных ископаемых используется технология бурения, известная еще в XIX веке. Проблема в том, что все доступные месторождения или источники, для открытия которых требовалась только скважина, в абсолютном большинстве уже освоены или исчерпаны. Сегодня месторождения приходится открывать в сложных, сыпучих грунтах, в неустойчивых породах, в мировом океане, поэтому сам процесс бурения стал намного сложнее — нужно одновременно продвигаться вглубь породы, укреплять стенки скважины и страховать буровой инструмент от повреждений. В буквальном смысле, бурить и защищать.
При непосредственном участии Федеральной службы по интеллектуальной собственности («Роспатента») мы решили ввести на сайте рубрику «Патент недели». Еженедельно в России патентуются десятки интересных изобретений и усовершенствований — почему бы не рассказывать о них в числе первых.
Патент: 2693371
Авторы: Евгений Торопов, Андрей Шабалин, Алексей Яковлев
Патентообладатель: Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»
Подобную задачу — совершенствование технологии бурения с учетом требований безопасности, снижения экономических издержек и сокращения времени на строительство скважин — уже пытались решать отечественные и иностранные конструкторы. Однако, способы, известные на сегодняшний день, всегда допускали, например, уменьшение диаметра скважины по мере продвижения вглубь породы, усложнение процесса строительства из-за появления новых этапов, дорогие технологические операции. Материал, который использовался для укрепления стенок скважины, препятствовал замене буровой колонки, существовал риск скручивания буровой трубы… В одном из близких по теме американских патентов техническое решение не предусматривало механизма армирования защитной трубы, а также не обеспечивало непрерывности процесса бурения.
Российские инженеры предложили окружить буровой механизм защитной трубой. При этом, труба внутри которой вращается бур, формируется, армируется и продвигается вглубь породы фактически одновременно с продвижением бура, не позволяя обломкам породы попасть внутрь бурового механизма и предохраняя его от неустойчивости грунта, если речь, например, идет о песчаной пустыне или насыщенной подземными водами породе!
Еще одно достоинство технологии — разделение зоны приема бурового раствора, содержащего обломки породы, и зоны подачи формовочного материала с помощью защитных экранов. Это исключает риск загрязнения формовочного материала, из которого создается защитная труба, обломками отработанной породы, и риск нарушения технологии армирования трубы. Причем, армирование, согласно предложенному техническому решению, можно будет проводить с помощью 3D-принтера, печатающего внутренний каркас защитного кожуха.
Технические детали предложенного решения — в опубликованном патенте.
Какие существуют новые способы заработка в Интернете
Когда-то телеграф был в диковинку, а кино своих первых зрителей заставило в панике разбежаться… Так, и интернет вводит начинающих пользователей в заблуждение. Они воспринимают сеть как совершенно иной мир, отличный от нашего. Однако за миллионами мониторов во всем мире сидят такие же люди как вы. Одни используют интернет для развлечения или обучения, другим нужна информация и свежие новости, третьи ищут способы заработка. Виртуальный мир по сути является проекцией реального, в нем действуют те же экономические законы, существует спрос и предложение. Люди готовы платить за то, что принесет им прибыль или решит их проблемы.Пожалуй, сейчас нет такой профессии, которая бы не перекочевала в сеть. Как и в жизни, здесь можно строить бизнес самому, а можно найти себе работодателя.
Работаем на себя
Наибольшую прибыль приносят продажи, именно поэтому так много интернет-магазинов. Более того, стоимость входа в виртуальный рынок гораздо ниже. При возможности быстрой оптовой закупки, многие компании вообще не имеют физического склада. Они просто собирают заказ за небольшой промежуток времени и приобретают товар с незамедлительной доставкой до клиента. Сокращаются издержки на аренду склада, подсобных рабочих, но главный плюс в том, что практически 100% приобретенного товара будет реализовано!
Неплохо зарабатывают и владельцы собственных интернет-ресурсов. Чаще всего это информационные сайты или блоги, несущие практическую пользу. Однако веб-мастер должен не только обладать определенными знаниями в области сайтостроения и продвижения проектов, но и быть специалистом той области, к которой принадлежит его сайт. В эту категорию стоит отнести и развлекательные сайты, например, онлайн-кинотеатр и социальные сети. Источником заработка становятся пользователи, средством — реклама. Чем больше посетителей и чем качественней, тематически подобранная реклама, тем больше заработок.
К работе на себя можно отнести и продвижение аккаунтов в социальных сетях, путем размещения той же рекламы или рекламных постов. Более креативные люди заводят видеоблоги, например, на ютубе, где он создают периодические выпуски или размещают интересное и актуальное видео. От способа передачи информации, конечная цель не меняется — привлечение максимального количества пользователей и подписчиков.
Работаем на компанию
Поскольку сеть — это источник информации, то самая востребованная профессия — создатель контента. Такого работника называют копирайтером, автором контента или интернет-журналистом. За работающим, активно посещаемым сайтом нужен круглосуточный присмотр. Правкой текстов, контролем размещение информации занимается контент-менеджер, модератор или администратор. За техническую работу сайта отвечают программисты. Периодическое обновление дизайна ложится на плечи веб-дизайнера, а продвижением проектов занимаются сео-специалисты. В итоге получается довольно большая команда, которая может работать как в офисе, так и у своих домашних ПК.
Любая из перечисленных работ требует профессиональных навыков и знаний. Одним можно научиться самому, постепенно приобретая необходимый опыт, для других видов деятельности потребуется прохождение курсов.
Сегодня новым может быть ресурс (сайт) или идея, а не способ. Если кто-то утверждает, что «изобрел колесо», не верьте — вас вводят в заблуждение. В основе каждого нового способа заработка в интернете лежит старый добрый и проверенный вариант, подаваемый в этот раз по-иному.
Выбирая свою профессиональную нишу в сфере интернета, необходимо основываться на своих умениях, опыте и интересах. Виртуальный мир способен подарить нам любимую работу, хороший источник дохода, свободный график и возможность самореализации. Следует выгодно использовать предоставленную нам возможность.
Самый эффективный способ быстрее учиться новому
Неизвестность и неопределённость вызывают стресс. Но, по данным нового исследования , они также стимулируют зоны мозга, ответственные за обучение. То есть нестабильные ситуации хоть и вызывают дискомфорт, но необходимы, чтобы использовать мозг в полной мере.
Если хотите учиться максимально эффективно, делайте то, что для вас сложно, 70% времени.
Орен Хоффман (Auren Hoffman), предприниматель, бизнес-ангел
Конечно, трудно почти всё время находиться в таком состоянии, но исследования подтверждают слова Хоффмана. Если вы хоть немного не нервничаете по поводу результатов своей работы, мозг перестаёт учиться новому.
К такому выводу учёные пришли после эксперимента с группой обезьян. Животные выполняли разнообразные задания и получали в награду сок. Иногда шансы на угощение были стабильными, например 80%. Другие задачи были более непредсказуемы: частота получения сока менялась.
Пока обезьяны выполняли задания, учёные измеряли их мозговую активность. Они обнаружили чёткую закономерность. Если животные могли предсказать частоту получения награды, у них практически отключались области мозга, связанные с изучением нового. Когда они не могли предугадать развитие событий, центры обучения, наоборот, активизировались.
Это логично. Когда вы нашли оптимальный способ поведения в определённой среде, искать новые бессмысленно.
Стабильность не способствует изучению нового. Это не страшно, если вы пытаетесь освоить удар в гольфе или приготовление какого-то блюда. Но во многих жизненных сферах, в том числе в профессиональной, нужно постоянно учиться и становиться лучше. А для этого придётся избегать проторённых дорожек и выходить из зоны комфорта.
Когда мы попадаем в новую непредсказуемую среду, способность мозга впитывать информацию усиливается. Если ваша жизнь не особенно разнообразна, сознательно привносите в неё неопределённость и пробуйте что-то новое. Например:
- Путешествуйте за границей. Вы обязательно узнаете что-то новое, в том числе о самом себе и своих способностях.
- Измените что-то в привычном распорядке. Даже если вы просто пообедаете в новом заведении или займётесь чем-то непривычным вечером, мозг перейдёт в режим обучения. А это поможет освоить новые навыки и взглянуть на старые идеи под новым углом.
- Начните новый проект. Может, он в итоге провалится, зато вы точно научитесь чему-то новому.
- Ищите странные незнакомые идеи. Например, читайте старые книги о технологиях будущего, смотрите артхаус, общайтесь с творческими людьми, интересуйтесь устройством чуждых вам индустрий.
- Поговорите с людьми, с которыми вы не согласны. Это не только научит чему-то, но и разовьёт эмпатию.
Читайте также
Найден новый способ борьбы с облысением | Новости Украины
Американские ученые открыли новую структуру, понимание работы которой поможет разработать новые способы борьбы с облысением. Результаты исследования опубликованы в журнале Science, сообщает Naked Science.
На голове человека каждый новый волос формируется благодаря так называемым сосочкам дермы — участкам дермальной ткани, питающим волосяную луковицу. Клетки сосочков способны индуцировать образование новых волосяных фолликулов, запуская дифференцировку стволовых клеток в эпидермисе. Когда это межклеточное взаимодействие нарушается, то новые волосы на месте выпавших не вырастают.
Специалисты обнаружили, что дермальная оболочка, которая окружает волосяные фолликулы, представляет собой гладкую мышцу. Ее основная функция — подтягивать сосочки дермы к волосяной луковице. Вероятно, дермальная оболочка играет важную роль в процессе выпадения волоса, выталкивая его стержень вверх и освобождая место для начала роста новых волос. Если частота этого процесса становится слишком высокой — начинается облысение.
Благодаря открытию ученые смогут сменить подход к профилактике и лечению облысения. Блокировка дермальных оболочек не способна стимулировать рост новых волос, но дает возможность дольше сохранять те, которые уже выросли. «Этот тип мышц нельзя контролировать добровольно, они как мышцы в кровеносных сосудах, — говорит ведущий автор исследования Майкл Рендл. — Но мы можем контролировать их с помощью медицинских препаратов».
Воздействие на дермальную оболочку дает возможность не только остановить цикл роста, но сохранить волос как можно дольше и не допустить регрессии волосяного фолликула. Влияя на эту мышцу, дерматологи смогут предотвратить переход фолликулов в спящее состояние, в котором волосяные луковицы не дают новых волос.
Как сообщалось ранее, ученые обнаружили древнюю «жевательную резинку», благодаря которой удалось получить ДНК женщины, жившей 6 тыс. лет назад в Скандинавии.