Хорошо ли подавать милостыню – можно ли давать и как правильно это делать, что говорить и какой рукой подавать

Содержание

Всем ли надо подавать милостыню?

1. Высший идеал даёт нам Христос: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42). «Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф.5:44)». «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36). «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:34-40). 

2. Милостыня может быть в трёх  формах — материальная (пища, одежда, кров), душевная (сострадание, утешение), духовная (приобщение к Богу). В любой ситуации мы можем помолиться за нуждающегося или хотя бы поздороваться с ним. 

3. Любая добродетель требует рассуждения. Оно бывает естественное (основанное на человеческом опыте и разуме) и благодатное (даруемое Богом). 
Мы даём милостыню просящему, проявляя любовь к нему, лишая его необходимости идти на преступление ради денег. Если же он обманывает нас и тратит деньги на злое, то это уже его грех.

С другой стороны, по словам прот. Сергия Правдолюбова: «Когда ты просишь, Господь тебе подает, и ты не всегда употребляешь это на только полезное, но бывает так, что и не на полезное. Поэтому нечего тебе осуждать и другого человека, своего ближнего. Подай денежку и успокойся – выполни евангельское слово». Ведь часто недостатками других людей мы просто оправдываем свое жестокосердие.
Даже водка может быть благом для алкоголика, если он замерзает от холода.

4. Ни что не мешает нам жертвовать всем, но в той мере, которая нам рассудится лучшей. Если просящий вызывает у нас большие подозрения, а общаться с ним некогда, то вполне можно дать незначительную сумму и помолиться за него.

Если мы видим, что просящему деньги могут принести вред, то лучше купить ему еду.

5. Полезно помогать нуждающимся не только разово, но и постоянно. Не ограничивайте своё милосердие лишь незнакомыми людьми в общественных местах, такая практика обычно приводит к сомнениям и смущению о том, смог ли ты реально помочь человеку…
Часто люди помогают незнакомым, а нуждающихся ближних не замечают. Бывает, что предприниматель жертвует разным людям, а своим работникам платит гроши.

6. Не ограничивайтесь благотворением лишь тем, кто просит, помогите и тем, кто ещё пытается сам найти себе пропитание, например, роясь в помойке.

7. Если можете, спросите имя нуждающегося — проявите к нему уважение. Не прячьте взгляд, даже если вы спешите, обращайтесь без заносчивости и высокомерия.
Не следует сочетать свои дары с укорами относительно его образа жизни и нравоучениями. Помогать надо просто, без стремления поучать человека. Советы можно давать только уже узнав человека и полюбив его, имея с его стороны какое-то доверие, с молитвой и внутренним смирением.

8. Помогая людям, не ждите от них благодарности – творите все ради любви Христовой.  «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех

» (Мф. 5:16).
Жертва – это проявление любви. Даже, если мы потеряем какую-то сумму денег, пожертвовав её не тому, кто остро нуждается, то эту любовь у нас точно никто не отнимет.

9. С осторожностью относитесь к денежной помощи незнакомым женщинам с младенцем на руках (могут усыплять детей алкоголем), одиноким детям (собирают деньги для родителей-тунеядцев), инвалидам (могут быть рабами для сбора денег) и цыганам (распространяют наркотики).

***

Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2Кор.9:7).

«Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10).

Дидахе, глава 1:

«5. Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что: подвергшись же заключению, испытан будет относительно того, что сделал, и не выйдет оттуда, пока не отдаст последнего кодранта.
6. Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать».

Свт. Василий Великий, письмо 145, к Амфилохию: 

«Присовокупил же к сему, что не на себя должно брать раздаяние имения, но поручить тому, на кого возложено распоряжаться делами бедных

. И сие подтвердил местом из Деяний, что, продавая имения свои и принося, «полагали к ногам Апостолов», и ими «каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4:35). Ибо, говорил он, нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу и от Него получит награду; а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своей нищетою».

Свт. Филарет Московский (Дроздов), Беседа пред обетом некоторых сердобольных вдов и при напутствии избранных для попечения о раненых и больных действующей армии:

«Кто подал, или велел подать, нищему ломоть хлеба и стакан воды; и, пиршествуя за роскошным столом, не заботится, утолены ли действительно голод и жажда нищего, и не принимает в нем искреннего человеколюбивого участия: тот да не спешит уверять себя, что уже приобрел право на царствие небесное. Оценить царствие небесное ценою ломтя хлеба и стакана воды значило бы оценить слишком дешево, и оскорбить достоинство ценимого.
Дело благотворения, сделанное без рассудительнаго и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души: и не имеет истинного достоинства пред судом Христа, которого закон духовен, и Который по закону духовному и судит.
Если кто и удовлетворительную и обильную многим подал милостыню; но сделал сие с желанием иметь славу благотворителя; таковый подал милостыню своему тщеславию: не трудно рассудить, много ли должен ему Христос за то, что он сделал для себя, а не для Христа».

Прот. Олег Стеняев:

«Каждый человек имеет границы ответственности, очерченные рукою Бога. Они тоже подсказывают нам правильную иерархию: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Граница ответственности, очерченная рукой Бога для каждого человека, – это, прежде всего, его семья. Сказано: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Это – его народ. Сказано: «И разделил Господь языки». Это – те люди, которые принадлежат к его религиозной традиции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстраиваем отношения с людьми в благотворении, исходя из правильной иерархии предпочтений, это очень разумно».

Святитель Иоанн Златоуст:

«Милостыня, творимая ради Христа, ради любви к Нему, очищает от грехов важнее жертв, отверзает небеса важнее девства, может сделать равными апостолам»

Подать милостыню — отдать благополучие. Как помочь просящему, не навредив себе

Каждый из нас хоть раз в жизни подавал милостыню на улице, в храме или общественном транспорте. Кто-то делает это автоматически, кто-то задумывается и подает, например, только детям или старикам. Некоторые кидают в руку мелочь, другие подают крупные купюры.

С одной стороны, подаяние — это «плюсик» в карму. С другой — есть поверье, что неправильно поданная милостыня может навредить дающему. Существует мнение, что, подавая нищему, мы «покупаем» у него бедность и болезни.

Как завещали бабушки

Считается, что самое главное в момент совершения подаяния — светлое и искреннее намерение. В этом случае любое действие будет правильным.

Часто от людей старшего поколения можно слышать, что давать милостыню нужно правой рукой, приговаривая: «Да не оскудеет рука дающего. Аминь.» Правой рукой, потому что правая рука делает правое дело.

Более современные взгляды гораздо прозаичнее. Сегодня чаще всего аргументом против подаяния могут служить, скорее, банальное отвращение и страх. Просящие люди редко выглядят опрятно. Многие из них одеты в грязную одежду и имеют явные признаки различных заболеваний. Можно сказать, что нищие в современном мире — это своеобразный лакмус общества и его мировоззрения в целом. То, как прохожий относится к просящему, показывает в том числе и какой он человек.

Кроме того, есть поверье, что подаяние — это не только способ восполнить «долги» перед Вселенной, но и возможность освободить место для чего-то нового.

Отказ подавать милостыню.

В любом случае решение подать милостыню — личное дело каждого. Человек имеет право самостоятельно распоряжаться своими деньгами, о каких бы суммах речь ни шла. У всех свое материальное состояние, отношение к деньгам и приметы, связанные с ними. Нельзя осуждать человека за отказ от подаяния.

Однако нужно помнить об уважительном отношении к другим людям, кем бы они ни были. Даже отказаться от просьбы можно по-разному. Согласитесь, можно грубо бросить: «Бог подаст» или «Иди работай», а можно просто отрицательно покачать головой или произнести: «Извините, не могу сейчас».

Тот факт, что человек не стоит с протянутой рукой, совершенно не означает, что деньги в его кармане не последние. Не все могут позволить себе раздавать их другим людям. Но грубость в этой ситуации вряд ли можно чем-то оправдать.

Как правильно подавать милостыню?

Для тех, кто верит в приметы, важно научиться подавать милостыню правильно.

Сложно подавать, не осуждая. Верующие люди утверждают, что есть универсальный ключ к вопросам о том, что правильно, а что нет — это любовь. Все, что делается с любовью, правильно. Подавая милостыню, стоит в душе помолиться за просящего, подумать о нем что-то хорошее.

Не нужно думать о том, хорошо или плохо вы поступаете, не делать различий между мужчинами и женщинами, стариками и молодыми людьми, не обращать внимания на национальность.

Среди священнослужителей бытует мнение, что не стоит подавать деньги пьющим людям. Правильнее давать им еду. Ведь давая им деньги, мы поощряем их «скользкий» путь. То же правило касается и детей: считается, что деньги их портят.

Где можно подавать милостыню?

Подавать милостыню можно, если нищие находятся:

  • У входа в «божьи» места: церкви, часовни, святые источники (на входе).
  • У входа на базар.
  • На остановках общественного транспорта.
  • У входа в государственные учреждения.
  • Если просят на корм животным (в этом случае немного можно добавить и самому просящему).
  • У государственных учреждений (например, ЗАГСа). Считается, что в этом случае просящий берет на себя грехи дающего вместе с деньгами, даруя ему взамен счастливое будущее, богатство и благополучие.

Бывают ситуации, когда нищий просит небольшую сумму, а получив ее, просит еще. В этом случае принято сначала дать, но во второй раз произнести фразу:

«Первое слово дороже второго».

Нельзя подавать:

  • Тем, кто сидит ниже уровня земли (в подземных переходах). Говорят, что земля — это граница между мирами. Подавая милостыню ниже ее уровня, можно случайно отдать свое благо нижнему миру.
  • Пьяным.
  • Людям, сидящим на перекрестках. Перекресток, как и подземный переход, считается местом с негативной энергетикой.
  • Людям, сидящим возле медицинских учреждений, кладбищ и рядом со священными деревьями.
  • Людям, держащим табличку или ребенка.
  • Кроме того, нельзя подавать в свой день рождения, крестины и по средам. Среда — это день Меркурия. Меркурий — бог торговли. Подавать милостыню в эти дни — к неудачам в делах.
  • Вблизи хлебных и молочных магазинов. Также нельзя подавать сдачу с этих продуктов. Считается, что таким образом можно перенять участь просящего.
  • Подавать следует, не касаясь руки просящего, мелкими и средними монетами.
  • Нельзя подавать монеты четного достоинства.
  • Нельзя касаться просящего.
  • Нельзя смотреть просящему в глаза.
  • Ни в коем случае нельзя ждать, что подаяние вам где-то зачтется. Даже если вы не похвастаетесь вслух своим поступком, даже мысль об этом — проявление гордыни. Подавать нужно от чистого сердца. Только в этом случае поступок действительно «зачтется» и будет иметь благую силу для дающего.

Помимо нищих, на улице существует огромное количество живых существ, которым также нужна помощь. Это больные люди, дети, лишенные родителей, и даже животные. Сегодня существует множество способов помочь нуждающимся.

В любом случае в процессе подаяния самое главное — это не приметы и не место, а ваши искренность и добрые намерения.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как правильно подавать милостыню: приметы

Для начала предлагаем ответить на вопрос – суеверный ли вы человек? Если ответ «ДА», то вы наверняка знаете, что такое «энергия денег»; ощущаете ее, когда держите купюры в руках. Проходя мимо бедного человека, совесть часто подсказывает поступить правильно и помочь. Если в этот момент вы ощущаете дискомфорт, то наверняка делаете что-то не так. Чтобы понять, что именно, предлагаем ознакомиться с известными народными приметами. Они помогут вам сохранить, а не потерять собственное богатство в момент совершения благих дел.

Какие народные приметы существуют

Предпочтительно давать деньги нищим, которые сидят:

  • возле храма, часовни, церкви;
  • возле входа на рынок;
  • на автобусных остановках;
  • возле входа в гостиницу;
  • возле других святых мест.

Подавать нужно правой рукой, левой это делать запрещается – считается, что человек творит правое дело. Одновременно говорить: «Да не оскудеет рука дающего человека». Делать это лучше на выходе в здание или помещение. С осторожностью следует давать деньги молодым людям – в случае злого умысла они могут забрать вашу энергию, силы и здоровье.

Обратите внимание! Подавать милостыню по средам нельзя (день Меркурия). Считается, что в этот день можно отдать успех в собственных делах. То же самое касается дня крестин.

Если человек стоит с головным убором в руках, воздержитесь от подаяния – кепка или шапка должна лежать рядом. Подавая деньги около ЗАГСа (особенно – в утреннее время), можно обречь себя на счастливую семейную жизнь, скорый брак. Хорошей приметой считается покупка цветов на вокзале – считается, что дорога будет хорошей, без неприятностей.

Несколько полезных советов

  1. Воздержитесь от подаяния мелочи, которую получили в качестве сдачи от покупки хлеба, а также соли.
  2. Подавая деньги, запрещается смотреть в глаза нищему – это считается плохой приметой.
  3. Женщинам лучше всего подавать серебряные монетки, мужчине – медные монетки. Это поможет самому не остаться в бедности.
  4. Категорически не рекомендуется подавать монеты с четным числом (2, 10 и т.д.). Следует ограничиться нечетными монетами.
  5. Запрещено отдавать любые виды бумажных купюр, даже если они имеют небольшой номинал.
  6. Хорошим знаком считается встреча в дороге собаки или бродяги – означает успех во всех начинаниях. 

А знаете ли вы, что… большой популярностью в мире пользуется книга Эйроса Макриди, «Магия сочувствия». В ней подробно описаны правила подаяния, как давать милостыню, заниматься благотворительностью. Интересное произведение, главная мысль которого сводится к следующему – милостыню нужно творить ради благой цели, не для похвалы.

Как привлечь в жизнь здоровье

Чтобы привлечь в свою жизнь здоровье, нужно знать несколько правил. Нельзя давать деньги людям, которые сидят на перекрестках, возле перехода, около больниц и прочих медицинских учреждений. Не рекомендуется жертвовать их мужчинам средних лет – считается, что так вы отдаете свою молодость и благополучие. Продавец, который обманул покупателя, взваливает «на плечи» дополнительные трудности – болезни. Если покупатель сам оставляет сдачу за покупку, это – хороший знак. Он направляет положительную жизненную энергию.

Как привлечь в жизнь любовь

В целях привлечения любви деньги следует жертвовать в праздничные дни, а также в определенные дни недели: удачными считаются пятница и суббота. Рекомендуется подавать маленьким детям и людям пожилого возврата. Детям лучше давать не деньги, а продукты питания: хлеб, молоко, конфеты и т.д. Если нищий просит милостыню с собакой, человеку нужно помочь рублем, а животному дать корм. Если старик продает что-то на рынке, нужно купить у него товар – так вы поможете бедному не пропасть с голоду. Слепому лучше помогать, не произнося при этом ни единого слова.

Как привлечь в жизнь деньги

Чтобы самому не нуждаться в деньгах, давать милостыню лучше всего по понедельникам. Если человек называет сумму, в которой нуждается, лучше отдать ровно столько, сколько он просит. Деньги следует оставлять в коробке или шапке, но не давать в руки. Нельзя расставаться с деньгами в день своего рождение, на выходе с бара или ресторана. Если вы сомневаетесь в искренности нищего, лучше пройдите мимо и не помогайте ему. И не забывайте про улыбку – она является лучшим вознаграждением.

Подавать ли милостыню просящему? Примеры из жизни 💰

Что делать, если у тебя просят милостыню на улице в виде денег? Ведь многие священные писания гласят: 

  • «Да не оскудеет рука дающего» или 
  • «Не взбирайтесь на пьедестал, подавая нищему, но будьте благодарны ему за то, что он существует, и вы, подавая ему, можете помочь самому себе. Благословен ведь не берущий, а дающий!»

Можно ли подавать милостыню просящему?

В милостыне нельзя отказывать. Если у вас просят, значит вы сами задолжали перед Вселенной — непременно нужно помочь просящему.
Давайте разберемся для начала, что такое деньги? 

Деньги — это мощный вид энергии, занимающий второе место после энергии любви. Этот вид энергии не приходит просто так, он требует человеческих вложения в виде труда, здоровья, мыслей. Когда вы отдаете деньги, энергия заложенная в виде денег, не уходит в никуда, обязательно происходит энергетический взаимообмен между тем кто дает и тем, кто принимает.

Вы отдаете деньги, а назад вам возвращается энергия в виде «частички судьбы» принимающего. Вы подали милостыню и думаете «Как хорошо, я отдал денег, теперь мне обязательно в чем то повезет.

Бог увидит какой я хороший и также будет милостив ко мне». Бог всегда милостив, однако вы сами разрешили чуждой энергии войти и поселиться в вас. Сколько бы вас не любил Господь, он дал волю человеку на то, чтобы тот самостоятельно принимал решения о своей собственной судьбе. Дать денег и принять чужую судьбу — это было ваше решение.

Снять крест с чужого человека, помочь ему и нести крест вместо него — это тоже было ваше решение. Никто в этом не виноват. Так работают энергии. Ничто никуда просто так не уходит и не появляется.

Моя история

Расскажу историю как это происходит. Одна женщина мусульманка жертвовала ежегодно часть своей прибыли в мечеть. В этом она видела не только выполнение традиционной обязанности, но и то что благодаря таким действиям, ее бизнес многие годы процветал. Но однажды женщина решила изменить своим принципам.

Вместо материальной помощи мечети, она решила помочь одному больному ребенку. У нее и этого ребенка было день рождения в одну и туже дату и это ее сильно зацепило. Она созвонилась с матерью больного мальчика и они договорились встретиться. Та говорила, что нужно перевести на специальный счет в банке, однако женщина настояла на личной встрече и передаче денег из рук в руки.

На встречу пришла женщина вся в черном, оказалось так она «переживает» траур по своему еще живому, но сильно больному ребенку, не надеясь уже на его спасение.

Вот что рассказывает женщина, которая передавала деньги

После того, как я ей передала деньги, не в виде конверта, а виде приличного такого веера, женщина принимающая сумму, увидев расплакалась, и пожелала меня хоть как то поблагодарить. Спросила ее — «Можно ли я вас обниму? Благодетельница вы наша.»
И вот во время такого объятия женщина почувствовала, что как будто ее сильно волной ударили в грудь, что как будто нечто нехорошее вошло внутрь ее. И ощущения были настолько сильными, что женщине стало плохо. Она также расплакалась, но сочла это за то, что сильно расчувствовалась.

Долго сидела в машине, долго не могла ее завести, ей было так плохо, что как будто ее облили с верху до низа грязью. В районе сердечной чакры была самая настоящая боль, женщину мутило. Мысль засела в голове «Что я наделала, что я натворила?». Ощущение, что что-то пошло не так, не покидало ее. Радости от помощи нуждающемуся ребенку не было и от этих своих «неправильных» мыслей становилось еще хуже. Но деньги уже были отданы и назад уже не имело смысла их возвращать.

Через несколько дней женщина все таки получила радостное известие. Она очень долго не могла забеременеть и наконец-то чудо свершилось.

Связав это событие с помощью больному ребенку она благодарила небеса за такую проявленную к ней божью милостыню.

Однако через пару месяцев женщина узнала, что ребенок, которого она ждет, несет в себе синдром Дауна и патологические изменения, которые не вылечит ни один врач мира. По сути, должен был родиться урод. Она готова была принять и любить даже его. Но судьба разрешила все иначе. Женщина потеряла сына, который преждевременно родился на 6 месяце беременности. Выжить у него не было шансов.

Теперь давайте разберемся, что же произошло в этой истории. Это всего лишь взаимопередача энергий. Когда вы отдаете деньги, вы принимаете судьбу того, кто эти деньги берет. Тем самым снимая с него часть груза. Если принимающий ваше подаяние, идет и покупает себе алкоголь, наркотики, мясо животных — то тем самым он еще сильнее утяжеляет вашу карму. Вы как бы начинаете отрабатывать общую судьбу в одной упряжке.

Что же делать, если нельзя давать денег, но и в милостыне нельзя отказывать?
Подавайте еду — накормите человека, если вам его действительно жалко. Если от еды отказывается, это его проблема, не ваша. Не нужно испытывать за это чувство вины. Нужно иметь силу воли, чтобы отказывать в деньгах людям, чтобы не портить с ними отношения и не нести за них их же тяжелую участь.

Другой пример

Стучится к вам сосед и жалобно так просит : «Соседушка, дай на бухло. Болит все, не дай помереть». Отказывать не надо, но и денег и выпивки тоже не давать. По хорошему нужно пригласить человека в дом. Расспросить о жизни и сказать ему — «Да ты хороший человек, поэтому денег я тебе не дам. У тебя все будет хорошо, только больше не пей». Накормить его и отпустить с миром.

Это 100% гарантия, что вашу дверь сосед теперь будет обходить стороной и дебоширить по поводу того, что денег вы ему не дали тоже не станет. Будьте милостивы, подавайте милостыню правильно и будьте счастливы. Мира и добра в вашей душе.

Нужно ли подавать милостыню на улице?

«Нужно ли подавать милостыню на улице?» Этот вопрос остается актуальным для многих людей в разных ситуациях. Приверженцы и противники уличных подаяний приводят вполне убедительные аргументы, подтверждающие именно их точку зрения. Но для православного христианина есть единственно правильное отношение к жизни и любому ее явлению – евангельское.

Фото: newsps.ru

«Я не спрашиваю – просто даю»

Протоиерей Николай Могильный:
– Люди нуждающиеся были всегда, есть и будут. Таковы реалии земной жизни. Как отличить действительно нуждающихся от профессиональных попрошаек?

Христа можно встретить везде – и на улице просящим, и в темнице заключенным… Я заметил, что по-настоящему нуждающиеся люди стыдятся просить. Если на улице мы видим человека, который в мусорнике роется или как-то по-другому явно нуждается, то, думаю, будет правильно, если мы поделимся с ним денежкой или куском хлеба – тем, что у нас есть. Даже без его просьбы.
Потому что как раз такие люди больше всего страдают. Те, кто наглее или более в отчаянном положении, бывают активнее. А эти стыдятся и молчат. И если мы этих людей утешим, мы утешим самого Христа.

– Однако многих смущает, что дашь человеку деньги, а он предастся пьянству или потратит их на непотребство.

– Как-то зимой у меня сломалась машина, пришлось возвращаться домой на маршрутке. Я не был одет должным образом, поскольку рассчитывал на автомобиль, в котором тепло. Маршрутку прождал очень долго, шел снег и ветер был сумасшедший – промерз до мозга костей. Когда добрался домой, первым делом выпил рюмку водки, покушал, лег в теплую постель и блаженно уснул. С тех пор, когда вижу человека, которому «негде главы приклонити», я не делаю допрос, на водку он потратит милостыню, на хлеб или на жвачки, а просто даю. Потому что в его положении, может, эти сто грамм спасут ему жизнь.
Есть еще такое мерило: если наше сердце смущается, то не нужно делать что-либо. Подавайте милостыню без смущения, тогда она будет приятна Богу и пойдет на пользу ближнему. Мы всегда можем найти человека, от которого не пахнет перегаром. Стоит зайти в любую аптеку – там в очереди стоит старушка и считает копеечки. Купите ей лекарства! Помогите бедняжке.  Или на базаре у мясного отдела, вернее, у той части, где продают обрезки или косточки, вы тоже обязательно встретите бабушку в печальном раздумье. Купите ей кусочек мяса и идите с миром…
Добро можно делать всегда. Независимо от того, есть у нас деньги в кармане или нет. Всегда можно поддержать человека, согреть его теплым словом.
Зачем нужна милостыня? Не просто чтобы накормить-напоить, а чтобы изменить свое злое сердце, побороть эгоизм и равнодушие, стать человеком.
Очень часто мы оправдываем свое жестокосердие недостатками других людей. А недостатки есть у каждого. У кого-то из святых отцов написано, что если даже к тебе подъедет человек на коне и в царской одежде и попросит милостыню – дай ему. Может, он действительно нуждается. Но если он бессовестный, то ты все равно даешь Христу – какое тебе в том дело?! «Просящему – дай».  

– Тем не менее многие люди не хотят отдавать свои деньги т. н. профессиональным нищим – поддельным калекам, женщинам, имитирующим беременность, и детям, выпрашивающим копеечку для чужого дяди.
– Если сердце смущается – проходите дальше. Бог дал нам свободу выбора. Оглянитесь вокруг: сколько по-настоящему нуждающихся людей. Однажды я посмотрел документальный фильм, который называется, кажется,  «Профессиональная нищая». Смотрел и не мог оторваться. Фильм о женщине из Сум, которая всю свою сознательную жизнь стоит на паперти и просит милостыню. И люди подают только ей, обходя других просящих, потому, что за эти деньги она на рынке закупает продукты и развозит их всем нуждающимся в округе. Она оплачивает им коммунальные услуги, покупает лекарства и т. д.
Поэтому нужно все делать с рассудительностью. Смущается сердце – поинтересуйтесь о судьбе ваших денег. Протяните руку помощи адресно – пойдите что-то сами сделайте или купите. Или найдите волонтеров, и тогда вопросов не будет никаких. Мне кажется, это проблема больше надуманная, чем существующая на самом деле.

– Но бывают ситуации, когда нет денег на подаяние. Вот стоит у храма женщина, просит помочь на операцию ребенку, а у тебя самого «три гривны» до зарплаты.

– Это ваше личное дело, сколько, когда и как вы подаете. Христос знает, что у вас в кошельке, и видит ваше сердце! Но если нет возможности дать милостыню, а есть стыд, что этого не делаешь, то нужно внимательно рассмотреть свою совесть христианскую. Ты не даешь потому, что тебе нечего дать, или потому, что тебе жалко и тебя обличает совесть? Или, может, это наша гордыня и тщеславие: «Что люди скажут: прошла мимо храма и не дала»?!
Милостыню нужно давать тайно, для того, чтобы не гордиться. Чтобы левая рука не знала, что делает правая. Все в Евангелии написано. Поэтому пусть каждый разберется в себе. Гордыню прижмите немножко. Да, нет возможности – стыдно. А что делать?! Не можете дать, просто помолитесь: «Господи, пошли ему человека, у которого есть копеечка!» 
У меня восемь детей, и бывает, что ни копейки в доме, тогда я тоже отношусь к категории нуждающихся. Есть возможность – дал, нет – не даю, потому что нет денег.
«Блаженнее давать, нежели принимать» – это уж точно. И если подаете – делайте это без презрения, от чистого сердца, чтобы не смущать просящего. Как он реагирует на пожертвование и распорядится им – его личное дело. Будьте вы честными перед Богом и перед собой.

«Подавать нужно с головой»

Ольга Юркова, журналист:
– Думаю, стоит слушать свое сердце, но все же внимательно читать документы. Редко даю милостыню на улице, потому что сейчас очень много мошенников. Когда я жила в районе конечной станции метро, некоторых из них знала в лицо – они меняли «легенды» как перчатки. Стараюсь найти людей, которые нуждаются в помощи, но не просят о ней по разным причинам.

Наталья Пасечник, менеджер:
–  Не знаю, нужно ли подавать или нет, но если просящий человек вызывает у меня жалость и желание помочь, то всегда стараюсь дать ему немного денег. Знаю, правда, что вроде бы в свой день ангела необходимо пойти в церковь и раздать милостыню. Еще люди говорят, что нельзя подавать просящим просто на улицах, не возле церкви. Но я на это не обращаю внимания, есть желание помочь – значит, помогаю.

Анатолий Ульянов, специалист по рекламе:
–  Не могу ничего сказать. Лично я не помню, когда подавал. Обычно на водку собирают и прочее.

Инна Маламура, менеджер:
–  Моя позиція така – давати (якщо є можливість), особливо інвалідам (вони навіть на роботу влаштуватись не можуть). З молодими і здоровими – інше питання: інколи даю, інколи ні. А якщо хтось користується довірою людей, то сам буде за все відповідати. А ще хочу відзначити категорію тих, які не просто милостиню просять, а щось роблять (поповнюють рахунок, щось продають, співають, грають на різних інструментах). Таким стараюсь теж щось кинути, якщо можливо.

Олег Островский, специалист по логистике:
–  Цыганам и их отпрыскам – ни в коем случае. Также нужно присмотреться к просящему: часто сбоку за ним присматривает цыган недалеко. А жалость вызывается гримом. Если это бабушка божий одуванчик, то чаще всего нужно помочь, что иногда и делаю.

Елена Сердюк, спортсменка:
– Милостыню подавать, как говорят умные люди, нужно с головой. Если явно видно, что человек врет – не подавать, а если 50/50, то лучше подать. Я вот принципиально не подаю цыганам и лицам, явно любящим выпить… Но тут есть вопрос, а не пойдет ли этот «любящий выпить» зарабатывать деньги, скажем так, насильственным путем? Так что руководствуюсь своей интуицией сразу на месте.

Как правильно подавать милостыню

история о том, как правильно подавать милостыню

Часто бывают такие ситуации, когда у вас на улице просят денег. Что делать, подавать – не хочется кормить мошенников, да и опасность существует нужду и неприятности накликать. Не подавать – а вдруг ты отказал очень нуждающемуся человеку, которому твои деньги помогут сохранить жизнь, а для тебя они не принципиальны.

Я, как скептик, считаю, что ответ тут должен быть один: поступать так, как тебе велит твое сердце, и ничего не боятся, ведь все strashno.com в руках Господа Бога. Но многие мистики утверждают, что деньги надо подавать, соблюдая определенные правила, таким образом, человек и милость Божию приобретает и опасности финансовых проблем в будущем избежит, вот я некоторые из них и хочу опубликовать, а читатели пусть сами решают, следовать этим правилам или нет.

Как правильно подавать милостыню:

  • Деньги надо подавать с радостью, и только правой рукой, не касаясь руки просящего, и ни в коем случае левой, при этом мысленно говоря: «Да не оскудеет рука дающего, аминь», тем самым ты показываешь, что делаешь правое дело!
  • Очень важно место, где ты подаешь милостыню. Хорошо подавать у входа в храм, часовню, возле святых источников и святых мест. При этом очень важно придерживаться золотого правила: дается всегда на выходе, на входе — ничего! К примеру, милостыню можно давать только при strashno.com выходе из транспорта, если же вы ждете транспорт на остановке, давать ни в коем случае нельзя, могут быть финансовые проблемы!
  • Молодым и крепким людям деньги лучше не давать, особенно если они просят на перекрестке, у медицинских учреждений, кладбища. Это опасно тем, что в случае злого умысла, вместе с подаянием вы можете отдать жизненную силу, энергию и здоровье. Как говорит один мой знакомый, если молодая девушка просит деньги на автобус, не поленись и купи ей билет на автобус!
  • Не следует подавать милостыню по средам, это день Меркурия (будут помехи в делах и торговле, ведь вы отдаете свой успех), в свои дни рождения и крестин.
  • Стоящим с шапкой в руке ни в коем случае не подавать! Шапка должна лежать на земле, рядом с ногами (в тонком мире мелкие медные деньги — это слезы, и strashno.com когда человек наклоняется, с него в эту шапку все скатывается).
  • Если у вас просят около ЗАГСа, особенно с утра, то подавший милостыню спокойно и надежно выйдет замуж или женится и будет счастлив в браке.
  • Если кто-то подходит и просит купить букетик цветов на вокзале за определенную сумму, можно купить, тогда в дороге у вас не будет никаких проблем, и вы избежите крупных неприятностей.
  • Уходя с рынка (а не наоборот, чтобы вас не ограбили), можно подать собирающим милостыню у входа на рынок, если они сидят на корточках, на подстилке или стуле, а шапка лежит недалеко от ног. Ни в коем случае не подавайте денег человеку, сидящему на ящике, очень плохая примета, вскоре можно сильно заболеть или даже умереть, «сыграть в ящик».
  • Категорически нельзя давать милостыню теми деньгами, которые получили на сдачу от покупки strashno.com хлеба или соли, будете жить в нищете!
  • Никогда не смотрите прямо в глаза просящему. Если у тебя нищий просит и тебе в глаза смотрит, дай ему самую мелкую монетку и скажи: «моли Иисуса Христа, он больше даст».
  • Нищенке надо подавать серебро, нищему медь. Чтобы самому не обнищать, нельзя отдавать нищим бумажные купюры!
  • В воскресенье раздать всю мелочь нищим – верный способ устроить так, чтобы в доме не переводились деньги. Если первыми в дороге встретятся собака или нищий, то это является добрым предзнаменованием, ожидай в делах удачи! Подавая милостыню, необходимо вслух желать просящему здоровья так же, как самому себе.
  • Для удачи в сердечных и семейных делах подавайте милостыню в праздники, по пятницам и субботам в дообеденное время.
  • Детям оказывать милость, только продуктами или вещами, ни в коем случае не деньгами!
  • Просящим с животными strashno.com – кормом для животных и рубль – хозяину. Если человек слепой, ему подают милостыню, не произнося при этом ни слова.
  • На обретение денег лучше всего подавать в понедельник, в последние дни месяца и года. Деньги кладут в шапку, коробку, лежащую на земле около просящего или на любое другое место, только не в руки!
  • Не подавайте в среду после семи вечера при входе (в церковь, на базар, в транспорт, и т. д), в свой день рождения и в день именин, вместе с деньгами вы отдаете свой успех! Возможны кражи, помехи в финансовых делах, в торговле, в заключении сделок, в разделе имущества и наследства.

А теперь от себя. Практически в каждом Храме есть служба милосердия, которая помогает больным, многодетным, попавшим в непростую жизненную ситуацию и другим нуждающимся людям. И если хотите, чтобы ваши strashno.com деньги послужили действительно доброму делу, отнесите их туда!

Автор: Юрий Васильевич

Как правильно подавать милостыню у церкви – подаяние нищему

Всем ли просящим подавать милостыню?

Многие верующие, особенно живущие в городах, смущаются: давать ли тем, кто просит милостыню у храмов. Опыт жизни показывает, что таковые просящие в большинстве своем — профессионалы-попрошайки. Во всех ли случаях нам нужно безрассудно руководствоваться словами Христа: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5:42), или все же следовать другому: «Будьте мудры, как змеи»(Мф. 10:16)? Всегда ли будет польза в подаче милостыни, или иногда не подать, и это будет лучше милостыни: не дать лихоимцу лихого имения?

Подойдите к любому архиерею, настоятелю храма или монастыря и попросите несколько миллионов. Даст ли? Скорее всего, нет. Дело даже не в том, что у самой Церкви средств мало. Даже если бы и были средства, то любой член Церкви задался бы вопросом: а зачем тебе? Будет ли польза? Не корыстно ли просишь?

Апостол Иаков пишет: «Прóсите, и не получаете, потому что прóсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.» (Иак. 4:3).

Итак, если и Бог не всем дает, нам ли всем давать? Знаю таких, которые имеют и квартиры, и пенсии, но сидят и попрошайничают, потому что одержимы пьянством или сребролюбием. Они лицемерно, притворно крестятся, а в храмах не бывают и не молятся ни в воскресенье, ни в великие праздники,— даже на Рождество и Пасху не заходят. Но ведь Господь попускает даже крайнюю бедность для того, чтобы смирить и призвать к Себе человека. «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Есмь в скорби, и избавлю его и прославлю его.» (Пс. 90). Но до Бога таким людям нет дела. У них здесь, на паперти, свой бизнес.

Мой друг привез из Дивеева следующий рассказ.

Сидел он в Арзамасе на вокзале, ждал своего автобуса. В зал ожидания вошла семья: муж и жена с маленьким ребенком. Они имели жалкий вид, были плохо одеты. Через некоторое время они ушли и вернулись в другой, очень хорошей одежде. Сели рядом с моим другом. Тот вопросил их: что это, мол, за маскарад такой? От радости бесовской, от лихомства потеряв осторожность, его новые знакомые ответили: «А мы ездим в Дивеево и притворяемся нищими». Мужчина изображал калеку, женщина кормила грудью ребенка, у всех вызывая жалость. «Вот, — говорили они, — еще раз съездим и себе двухэтажный дом достроим». Друг мой был потрясен их ответом и сказал, что в этом доме они счастливо жить не будут… На это мужчина и женщина, озлобившись, стали его поносить, могла возникнуть драка. Не желая последнего, мой друг взял свои сумки и ушел от этих лженищих. И таких историй очень много. Не случайно начальство Дивеевского, Верхотурского и других монастырей запрещает давать милостыню рядом с монастырями . Они говорят (и совершенно справедливо, объективно оценивая ситуацию), что нищих у них нет; что те, кто нуждаются, могут потрудиться в монастыре и заработать. Говорят, что монастырь печется и о семьях нуждающихся, помогает. А сидящие и просящие у ворот и на папертях — ряженые профессионалы.

Другой мой друг как-то подал такому нищему милостыню. Затем подумал и спросил его: «Скажи честно, надо ли было тебе давать, или нет? Вот, я сам студент, живу в общежитии, у нас маленький ребенок, сами нуждаемся. Надо ли было тебе давать?» Тот подумал и ответил: «Да, лучше бы ты мне не давал…» Таких лихоимцев очень-очень много. Им предлагаешь, к примеру: возьми метлу, подмети у храма, и мы тебе заплатим.

Взрослые, трудоспособные мужики отвечают: сам мети, не хочу. Или просят «на хлеб», предлагаешь: пойдем в магазин, купим, что нужно, — отвечают: сам иди, не хочу. Некоторым дают продукты, а они от них отказываются, или берут и после твоего ухода выбрасывают и снова просят, ожидая денег. Как противно видеть как «нищие» у храма из горлышка пьют спиртное, у храма же и блудят на газонах. Как-то у храма на Радоницу видел лежащую на асфальте женщину. В обеих руках ее были большие сумки, набитые едой. Я подошел посмотреть, жива ли, не надо ли помочь. И тут из кустов появляется улыбающаяся физиономия пьяницы средних лет: «Да ты ее не трогай, она пьяная», — сказала физиономия, — «Просто лишку хлебнула».

Просят также семьи таджикских цыган — люлли. Они сидят с детьми, даже с младенцами. Сидят и летом и зимой, но какое здоровье надо иметь, чтобы подолгу сидеть на морозе и просить, конечно одеты они соответственно… Наши семьи боятся заводить третьего или четвертого ребенка, потому что не на что будет кормить, одевать, учить. Но цыганки рожают, значит, их сборов вполне хватает, да и дети их с малолетства зарабатывают сбором милостыни. Как кукушки, подбрасывающие свои яйца в гнезда других птиц, они перекладывают содержание своих детей на плечи окружающих. Будут ли их дети учиться, честно работать? Легче быть наркокурьерами, заняться криминалом, изображать из себя нищих, но не работать. А где их мужчины, которые обязаны содержать своих жен и детей?

Мошенники-лихоимцы, лженищие бывают наглы и изобретательны. Не стесняются одеваться как священники или монахи в подрясник и скуфью, отпуская бороду.

Как-то мой друг подал щедро одной «старушке», стоящей в подземном переходе. Та, согнувшись, как крючок, опиралась на палку, лица не было видно за платком, надвинутым низко на глаза. Удаляясь от нее, почувствовал: что-то не то… Стал вспоминать все медленно, и в памяти всплыло: протянутая рука была не старческой, а рукой молодого человека, — парня или девушки. Бывают случаи, когда таких лженищих выгоняют из храма, за пределы церковной территории, на что эти наглецы обращаются в прокуратуру с жалобой на настоятеля храма, якобы нарушающего их «права человека».

Так всем ли давать? Не слышат они слов Св. Писания: «Смерть грешников люта» (Пс. 33), и «…лихоимцы Царства Небесного не наследуют» (1Кор. 6:10). Своими ушами я слышал, как одна грозила пожилому священнику, выгонявшему ее из храма, расправой: повесить его на его же кресте, висящем на груди. Знаю молодых, работоспособных женщин и мужчин, которые днем рядятся и просят милостыню, а вечером гуляют в совсем иной одежде, с пивом в руках и с бесовской радостью в душах.

«Завещаем же вам, братия,.. удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно… ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работали ночь и день, чтобы не обременить кого из вас… чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо, когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают…» (2Фес.3:6-11). Некоторые, получив отказ, могут задуматься: может, лучше заработать?

В XIX в. был открыт древний памятник церковной письменности, «Учение двенадцати апостолов», датируемый концом I -началом II в.н.э. На него ссылались святитель Климент Александрийский, святой Афанасий Великий включает его в список Богодухновенных книг. Изучение этого памятника входит и в семинарский курс патрологии. Напечатан он в 8-м томе «Настольной книги священнослужителя» и изобилует цитатами из Евангелий и Апостольских посланий. Вот что мы в нем находим касательно нашего вопроса: «Горе принимающему, ибо, если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен ; если же кто принимает, не имея нужды, тот даст отчет, почему принял, и на что… Но и о сем так же сказано: пусть милостыня твоя запотеет (запреет) в руках твоих , пока ты не узнаешь, кому дать .» (гл. I ст. 5-6). На кого ссылается автор этого памятника? Вероятно, на слова Христа не вошедшие в Св.Писание, но передаваемые изустно. Подобные ссылки мы находим и у апостола Павла, так называемые аграфы.

Главу Х II приведу полностью: « 1 Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного. 2 Если приходящий — странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух дней, и то, если нужда оказалась. 3 Если же он пожелает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест. 4 А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь о нем, но так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. 5 Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!»

Видим, что неизвестный апостол называет таких людей христопродавцами, уподобляя Иуде-предателю или торговцам именем Христовым.

Святитель Василий Великий пишет: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности. Кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу, а кто дает всякому мимоходящему, тот бросает псу, который докучает своей неотвязностью, но не возбуждает жалость своей нищетой». Он же повторяет выше приведенные слова : « милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь».

Иногда люди, подав милостыню, испытывают затем внутреннее смущение и смятение. Это оттого, что дал напрасно, не в пользу; это не от скупости и жадности, но это известие от Бога . Если же человек сделал доброе дело, то в сердце приходит великая, чистая радость и умиление, «душа поет». Напротив, вследствие недолжного поступка душа тяготится, смущается. Как же нам узнать, когда подавать милостыню, а когда нет? Необходимо молиться и рассуждать, просить совета у Бога. «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк.22:40), «Ибо без меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), «Проси́́те и дастся вам» (Мф. 7:7). Если, помолясь, ум и сердце молчат, то проходи спокойно мимо; если требует дать, — дай, но спроси у Бога, сколько дать. Если сердце смущается, то не торопись подать. Можно спросить у людей, работающих в храме, или у священника, который в нем служит. Они в лицо знают прилепившихся к храму профессионалов-нищих.

Когда подавать милостыню: при входе в храм или выходе из него?

Господь устрояет так, чтобы люди научались и друг от друга.

Конечно, мы должны быть милостивы, и без этого нам не спастись. Милостыню нужно совершать разнообразно, и словом, и делом, и заботой о ближних, и делать это с радостью, с умом и рассуждением. И слова Христа «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.» (Мф. 6:3) обозначают не слепое и безумное делание (не напрасно нам дан ум и рассудок), но означают, что делание милостыни должно быть у нас таким естественным, как естественно, без задержки, руки справляются с привычным делом. И «руки» в этих словах Христа нужно понимать не только буквально, но и в переносном смысле, как образ действия. Сюда входит и доброе, любящее слово, утешение, мудрый совет, молитва. И это – милостыня, но без участия рук.

Если же хотите помочь материально, то проси́те у Бога, и ищите, кому можно дать и кто истинно нуждается. Много бедных семей, больных людей, брошенных детей. И чаще они нуждаются не столько в еде, одежде, но более в духовной помощи. Многие пребывают в неведении о Христе, о Церкви, о вечной жизни. Если не знаете, как правильно поступить, можно подойти к священнику, предложить свою помощь в тех социальных, миссионерских, душепопечительских проектах, в которых участвует тот или иной храм. Кто-то занимается с молодежью, в школах, в детдомах, кто-то посещает дома престарелых, больницы, тюрьмы, взаимодействует с правоохранительными органами, армией. Кто-то помогает в распространении и финансовой поддержке православных печатных изданий; хорошо, если кто-то будет посильно помогать детям-инвалидам, откликнется на призывы участников проекта «Эра милосердия» или на подобные. Может быть, появится желание помогать восстанавливать и устраивать монастыри и бедные сельские храмы, где денег и помощников иногда очень не хватает. В общем, форм милостыни очень много.

Можно ли давать милостыню нищим выходя из церкви

Подаяние нищим духом

Наталия Бабанова

                                       
                                       «Блаженны нищие духом,
                                       ибо им принадлежит царствие небесное.»
                                                                    (Евангелие )

                                                  «Нищими духом» я считаю людей,
                                 Которые просят у Всевышнего не земных богатств,
                                   А познания истины мира, вселенной — то есть,
                                  увеличения силы духа и большего знания жизни
                                              внутри своего душевного космоса.
                                  ==============================================
                     

                                        
                                        
                                 
                                          
                        
                                       
…Но небо, как оно ни глухо,
Пошлёт и алчущим лишь духа
Свою спасительную весть —
И, коль угодно перенесть, —
Пожалуй, что ж: остановите
Свое дерзающее сердце,
И сразу, без затей, умрите —
В миру вам не найдется дельца:
Ни оболгать, ни умыкнуть,
И не предать, и не уснуть,
Пока мерзавец нож свой точит
Вам, к сожаленью, не дано…
И опостылело давно
То рвенье в университеты,
Которые, ох, не про вас,
Так вот примите неба глас:
 — К чему бессонные вам ночи,
И зуботычины зачем,
Ведь можно избежать проблем,
Пока к чужому горю глухи,
Пока чужие оплеухи
Обходят совесть стороной…
 — Оставьте нищенские прухи
Свои в непрожитых весной
Далёкой горьких сердца далей…
Где дураков таких видали,
Которые не сала просят,
А духа, — знанья! — вот заносит!
 — Ступайте, ладно, сразу в царство,
Пока карман ваш не прорвался,
И хлеба есть в суме кусок…
Хотя бы на один разок.
 

© Copyright: Наталия Бабанова, 2017
Свидетельство о публикации №117062208621

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Наталия Бабанова

Рецензии

Написать рецензию

Замечательно и не претворяясь…

Сиреневый Туман 59   09.10.2017 23:19   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Александр, спасибо за такой теплый отклик, всего хорошего, с добром —

Наталия Бабанова   01.12.2017 23:43   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Наталия Бабанова

диакон Андрей,

из книги «Почему православные такие?..

При подаче милостыни естественно возникает вопрос: пойдет ли это подаяние на пользу просящему или во вред. Ведь просят и пьяница, копящий на бутылку, и профессиональный попрошайка, и ряженый мошенник, переодевшийся странствующим монахом….

В Евангелии сказано: просящему у тебя дай (Мф. 5:42). Всякому ли просящему и обо всем ли? Если убийца просит одолжить ему яду, стоит ли ему давать? Но даже и не в столь крайнем случае возникает потребность в рассудительности.

Уже во II в. в христианских преданиях возникают разномыслия по этому поводу. «Учение двенадцати Апостолов» (Дидахе) — текст, быстро утраченный, а вновь обретенный только в XIX в.,— говорит: «Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял» (Дидахе. 1). Тем не менее Дидахе призывает все же к некоторой осмотрительности: «Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь» (Там же).

У многих позднейших Отцов встречается совет давать без рассуждения: ты дай, а Бог управит.

Логика этой позиции такова: пусть даже я отдал деньги в дурные руки и облагодетельствованный мною человек дурно употребит мою милостыню. Например, напьется и пойдет «для добавки» грабить ларек. Но это его грех, а не мой. Если же я ему не дам денег, он может именно поэтому пойти на грабеж. В таком случае моя неотзывчивость может стать побудительной причиной к преступлению. И тогда это уже мой грех…

И все же святитель Василий Великий настаивает на рассудительности: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Аналогично и мнение ветхозаветного мудреца: давай благочестивому, и не помогай грешнику (Сир. 12:4).

Поскольку у святых разные советы — то пусть уж каждый христианин выбирает сам, как ему вести себя.

Я же могу облегчить или затруднить выбор постановкой еще двух ориентировочных вешек.

Первая: можно осмотреться вокруг себя и заметить человека или семью, которым заведомо хуже, тяжелее, чем тебе. И помогать этой семье, причем не разово, а постоянно. Стоит также понять, что нужда бывает не только в еде или платье. Детям и студентам нужны книги, нужна информация, которая отключала бы их от телепопсы и учила бы думать. Так что умный фильм и хорошая книга тоже могут быть милостыней.

Вторая вешка: милостыня должна быть настолько большой, чтобы потом тебя «жаба душила».

Всем ли надо подавать милостыню?

Если твоя милостыня — это всего лишь копеечка, то ты не человека пожалел, а просто свои карманы освободил от лишнего груза и бренчания. Тут нет жертвы, а значит, и любви к просящему. Серьезная милостыня — та, которую ты мог бы истратить на себя.

Как правильно подавать милостыню? Мнения священников

Интересное пояснение слову “милостыня” и “милость” дает “Словарь русского языка” С.И.Ожегова (издание 22-е, стр. 354). “Милостыня — то, что подается нищему, подаяние”. “Милость:

  1. Доброе человеколюбивое отношение.
  2. Благодеяние, дар.
  3. Благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему со стороны высшего”.

Согласно религиозно-философским представлениям христиан милостыней называется совершение добрых дел в виде раздачи подаяния нищим. Милостыней называются в христианстве добрые поступки, которые возникают как результат христианской любви к ближнему.

Милость или милосердие представляет собой одну из важнейших христианских добродетелей, которая исполняется посредством дел милости. Такая строгая классификация дел милости дается для того, чтобы человек лучше осознал суть этих дел и следовательно лучше воплощал их в своей жизни.

О делах милости Святой Иоанн Златоуст сказал так: “Различен милования образ и широка заповедь сия”. Согласно христианской классификации дела милости или милосердия делятся на две категории и существуют в виде милости телесной и милости духовной. Подача милостыни в виде подаяния относятся к делам милости телесной.

Раздавание милостыни (подаяния) представляет собой важнейшую обязанность в жизни истинного христианина, так как облагораживает его сердце и является разновидностью доброго поступка.

“Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век” (2Кор.9:7-9).

Наряду с этим, милостыня является исполнением заповеди Божей о любви к ближнему своему, в отношении которого Господь Бог истинному христианину предписывает проявлять внимание и заботу. “Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в нем любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною” (1Иоан.3:17-18).

Поэтому именно подача милостыни и есть одним из добрых дел и благодеяний, которые истинный христианин может совершить в своей жизни и оказать ближнему своему, тем самым, исполняя заповеди Божии.

Приметы о подаянии милостыни: как не обнищать самому

Leave a comment