Википедия доходный дом – Доходный дом Первого Российского страхового общества (Москва) — Википедия

Доходный дом Заварского — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дохо́дный до́м Па́вла Ива́новича Зава́рского — здание в Потаповском переулке Басманного района Москвы. Было построено в 1913 году на средства купца Павла Заварского и предназначалось для сдачи под наёмные квартиры. Является выявленным объектом культурного наследия Москвы[1][2][3].

На начало XX века участки под современными домами № 10 и 12 в Потаповском переулке относились к землям городской усадьбы Головиных. В конце 1900-х годов южную её часть выкупил Павел Заварский — сын преуспевающего фабриканта, «картонного короля» Ивана Семеновича Заварского. В 1911-м на первой половине приобретённого владения построили доходный дом в неоготическом стиле (современный № 12), который впоследствии был оформлен на супругу Павла Ивановича Анастасию Георгиевну. На оставшемся участке в 1914—1916 годах возвели второй дом, также предназначенный для сдачи квартир в аренду. Руководить проектом пригласили архитектора Василия Никаноровича Волокитина

[4][5].

Дом под номером 10 получил более сдержанное оформление, чем соседний 12-й: фасад в стиле модерн с рустованным первым этажом и симметрично выступающими эркерами. В отделке интерьера входной группы также доминировал модерн: в этом стиле оформлена парадная лестница с резными перилами и узорной плиткой, витражные окна пролётов. Потолок над аркой в фойе расписан в мотивах традиционной русской живописи с анималистическими и цветочными узорами. Дом строился под доходное жильё для купцов и обеспеченных горожан высших сословий, поэтому в нём появились одни из первых лифтов в городе, была проведена телефонная линия. Просторные квартиры спроектировали согласно потребностям будущих обитателей, например в каждой предусматривался музыкальный зал

[6][7][8].

После революции здание передали под коммунальные квартиры, часть помещений перешла клубу Наркомсвязи[8].

При проведении капитального ремонта в 1986 году в вентиляционной шахте здания обнаружили клад: в два шерстяных чулка были спрятаны золотые монеты, драгоценности, несколько бриллиантов и 111 жемчужин[9][10][11].

В конце 2010-х на средства жильцов дома была выполнена реставрация внутренней отделки, восстановлены росписи фойе и витражные окна[6].

  1. ЖЖ-автор
    varlamov ≡ Илья Варламов. Чем Москва лучше Питера (неопр.). Живой Журнал (5 сентября 2018). Дата обращения 17 сентября 2018.
  2. ↑ Что мне дождик проливной: два веломаршрута по Москве для разной погоды (неопр.). The Village (7 сентября 2017). Дата обращения 17 сентября 2018.
  3. Ольга Зябко, Наталия Павлова-Каткова. Потаповский, 12: Как слепой архитектор рыцарский замок для прекрасной дамы отстроил (неопр.). ГдеЭтотДом.РУ (5 июня 2013). Дата обращения 17 сентября 2018.
  4. ↑ Шокарев, Вострышев, 2011, с. 685.
  5. ↑ Романюк, 2013.
  6. 1 2 Юлия Богоманшина, Кирилл Макаров. Жители дома Коммуны готовятся отмечать столетний юбилей здания (неопр.). Телеканал «ТВЦ» (15 ноября 2013). Дата обращения 17 сентября 2018.
  7. ↑ Гнилорыбов, 2017.
  8. 1 2 Жданов, 2018.
  9. Максим Перевитский. Деньги подземелья (неопр.). «Большой Город» (28 июля 2003). Дата обращения 17 сентября 2018.
  10. Спиридон Леснов. Клады находят везде: в земле, в стенах, в воде (неопр.). Газета «Труд» (24 марта 2014). Дата обращения 17 сентября 2018.
  11. ↑ Векслер, Мельникова, 1988, с. 235.
  • Векслер А. Г., Мельникова А. Московские клады. — М.: Московский рабочий, 1988. — С. 235. — 252 с.
  • Гнилорыбов П. Москва в эпоху реформ. От отмены крепостного права до Первой мировой войны. — Эксмо, 2017. — 528 с. — (Путешественники во времени). — ISBN 978-5-699-92281-9.
  • Жданов О. О. Путеводитель по улицам Москвы. Том 5. Кривоколенный и Потаповский переулки. — Проспект, 2018. — 96 с. — ISBN 978-5-392-27790-2.
  • Москва второй половины XIX — начала XX века // Градостроительство России середины XIX — начала XX века / под ред. Е.И. Кириченко. — М.
    : Прогресс-Традиция, 2010. — Т. 3. — 616 с. — ISBN 978-589826-333-1.
  • Романюк С. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. — М.: Центрполиграф, 2013. — 832 с. — ISBN 978-5-227-04274-3.
  • Сергиевская И. Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья. — Алгоритм, 2015. — 536 с. — ISBN 978-5-906798-73-2.
  • Шокарев С., Вострышев М. Вся Москва от А до Я. — М.: Эксмо, 2011. — С. 685. — ISBN 978-5-4320-0001-9.

Доходный дом Г. А. Шульца — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дохо́дный дом Г. А. Шу́льца — историческое здание в Санкт-Петербурге по адресу ул. Куйбышева, д. 22. Было построено для купца Георгия Андреевича Шульца (Георга Шульце) по проекту архитектора Карла Шмидта в 1901-1902 годах

[1]. Яркий образец «кирпичного стиля» в раннем модерне, объект культурного наследия России[2].

Сведения об участке и первых владельцах[править | править код]

Сведения об участке под современным домом Шульце прослеживаются до 1798 года. Согласно градостроительным планам, тогда его занимала деревянная усадьба с двумя флигелями и садом. На начало XIX века владельцем числился мещанин Михаил Яковлев, в 1822 году — действительный статский советник Иван Григорьевич Лагода. К середине столетия владение перешло к архитектору Христофору Готлибовичу Спиндлеру, в начале 1860-х годов — к купцу Н. Г. Турнову, а затем его вдове. В этот период усадьбу перестроили, бывший деревянный главный дом перестроили в камне, расширили, надстроили мезонином, изменили флигели и службы. Тогда же на участке появились зимний сад, различные службы и «мавританская» беседка с двухъярусной башенкой. С 1856 по 1890 год владельцем участка был архитектор Е. Е. Аникин, после него — статский советник Л. Е. Кенинг

[3][1].

Строительство[править | править код]

В 1900 году участок выкупил Георгий Андреевич Шульц, по его приглашению архитектор Карл Шмидт создал проект пятиэтажного доходного дома с тремя дворовыми корпусами, ограничивающими двор-колодец. 29 мая 1901 года проект был подписан и началось строительство, однако уже в 1902 году в него были внесены некоторое изменения — со стороны двора на главный корпус добавили мансарду. Вторая доработка состоялась в 1909 году: по проекту инженера Герасимова два дворовых флигеля были надстроены на один этаж

[3][1].

Описание[править | править код]

Здание построено на участке в форме трапеции и в плане представляет собой каре. По красной линии улицы визуально фасад делится на части тремя эркерами, через две проездные арки в левой и правой частях экипажи жильцов проезжали во внутренний двор. В обработке фасада архитектор использовал приём «кирпичного стиля» — стены были сложены из жёлтого и красного кирпича, который не закрывали гладкой штукатуркой, простенки и цоколь подчеркнули гранитом

[4]. Одним из главных художественных средств стал металлодекор: фасадные решётки окон, козырьки над подъездами, флагодержатели и прочие детали в характерной стилистике модерна придали дому выразительность. Этот же приём использован при отделке интерьеров — например, перила и обрамления парадных лестниц[1][3].

Известные жильцы[править | править код]

До 1917 года одну из квартир снимал управляющий магазина Фаберже М. А. Гурье. С 1904 по 1935 гг. в здании жил академик А. Ф. Васютинский, ведущий медальер Монетного двора и один из авторов ордена Ленина. Также в доме Шульце проживали доктор медицины С. А. Новотельнов, статский советник Н. М. Соколов, а в 1905-1913 годы — архитекторы А. Р. Гавеман и Ф. Ф. Миритц. В советские годы, с 1960-х по 1970-е гг. в доме жили актёры О. Я. Лебзак и её супруг К. И. Адашевский

[2][1].

В 2013 году квартиру № 1 на первом этаже дома выкупили и перевели в статус нежилого помещения, в 2015 году новый собственник начал самовольную реконструкцию фасада с пристройкой отдельного входа без уведомления жильцов и разрешения КГИОП[5][6].

  • Кириков Б. М. Архитектура Петербурга конца ХIХ-начала ХХ века: Эклектика, Модерн, Неоклассицизм. — СПб.: Коло, 2006. — С. 235—241. — 447 с. — ISBN 5-901841-36-0.
  • Привалов В. Д. Улица Куйбышева // Улицы Петроградской стороны. Дома и люди / под ред. Середнякова В. Н. — 2013. — ISBN 9785227042583.
  • Булах, А. Г., Абакумова Н. Б. Каменное убранство главных улиц Ленинграда. — Изд-во С.-Петербургского университета, 199. — С. 95.

Доходный дом Грачёвой — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 января 2019; проверки требуют 4 правки.

Дохо́дный дом Грачёвой — здание в центре Москвы на пересечении улицы Петровки и Столешникова переулка. Единственная известная работа в столице архитектора-инженера Эммануила Розена, выполнена по заказу Александры Степановны Грачёвой

[1][2]. Имеет статус ценного градообразующего объекта. Здание примечательно не столько архитектурным обликом, сколько богатой историей арендаторов и связанных с ним выдающихся исторических личностей[3].

Историк-москвовед Сергей Романюк пишет, что в 1770-х годах земельное владение под будущим доходным домом Грачёвой принадлежало протоколисту А. Е. Левшину, а в начале XIX века — издателю Андрею Гордеевичу Решетникову. От него владение унаследовал сын Иван[4]. Вплоть до середины века участок был застроен одно- и двухэтажными зданиями. С начала 1860-х в одном из небольших домов на углу Столешникова переулка и Петровки располагалась гостиница «Англия». Её описания встречаются в мемуарах Михаила Салтыкова-Щедрина, а также у Льва Толстого в «Анне Карениной»: Стива Облонский приглашал туда Левина. Номера в гостинице снимали в основном дамы полусвета[5]. В гостях у некой Шарлотты Альтенроз 25 июня 1855 года умер генерал Михаил Скобелев[6].

Верхняя часть углового фасада, 2009 год

В самом начале XX века старые здания снесли, на их месте началось строительство нового доходного дома. Владелицей всего земельного участка к тому моменту уже была Александра Грачёва из зажиточной купеческой династии. Архитектором она пригласила Эммануила Розена, который неоднократно сотрудничал с её семьёй[7].

Дом состоит из двух корпусов, построенных в разное время: первой была возведена часть со стороны Столешникова переулка, после неё — выходящая на Петровку. Определить место стыка можно по явному «шву» и несколько отличающейся отделке фасадов. Здание оформлено достаточно сдержанно, эстетику модерна в нём выдают арочные окна и плавные изгибы карнизов. Линию верхнего этажа подчёркивает декоративная решётка нарочито незаконченного узора[8][9].

Здание предназначалось для сдачи внаём и за свою историю сменило множество арендаторов. Сразу после окончания строительства в нём разместилась гостиница «Марсель». Известно, что до революции 1917 года в ней жил Александр Вертинский[10]. Просторные залы второго и третьего этажей сдавались под различные мероприятия. Например, в декабре 1902 — январе 1903 года в здании проходила выставка «Архитектура и художественная промышленность Нового стиля», после которой модерн окончательно установился как ведущее направление столичного зодчества, а в феврале 1905-го — выставка Союза русских художников. Также до 1917 года в доме снимал помещения магазин одежды «Жак», известный в столице и за её пределами наравне с «Мюром и Мерилизом»[11].

В 1904 году в здании был открыт один из первых столичных кинотеатров «Таумотограф» немца Александра Розенвальда, зал которого вмещал 60 зрителей[12][13]. В 1905-м Грачёва продала здание страховому обществу «Якорь»[10]. В корпусе со стороны Петровки действовал первый магазин компании «Кодак», вывеску для которого создал британский архитектор Джордж Уолтон[en][1][2]. В 1906—1908 годах со стороны Столешникова переулка работал художественный магазин «Родник», произведения для которого создавали в мастерских княгини Марии Тенишевой[14][15].

После революции здание национализировали, первые этажи были отданы под конторы, затем их вновь заняли магазины одежды и обуви. В настоящее время часть помещений в здании принадлежит Московской торгово-промышленной палате, остальные занимают магазины. В 2000 году демонтировали историческую деревянную раму работы Уолтона. В феврале 2016-го в конференц-зале второго этажа обвалилась часть потолка площадью 15 м². Согласно отзывам экспертов, причиной обрушения стал некачественный ремонт[16].

  1. 1 2 Нащокина, 2011.
  2. 1 2 Нащокина М. В., 2008, с. 284.
  3. ↑ «Московское наследие», 2013, с. 102.
  4. ↑ Рожкова, 2015, с. 86.
  5. ↑ Гиляровский, 2018.
  6. Гузель Агишева. «Белый генерал» вернулся в заснеженную Москву (неопр.). Газета «Труд» (12 декабря 2014). Дата обращения 16 января 2019.
  7. ↑ Романюк, 2015.
  8. ↑ Столешников переулок в Москве: маленькая улица с большой историей (неопр.). РИА Недвижимость (8 апреля 2011). Дата обращения 15 января 2019.
  9. ↑ Архитекторы московского модерна, 2005, с. 393.
  10. 1 2 Фочкин, 2015, с. 151.
  11. ↑ Таллер, 2017, с. 28.
  12. ↑ Федосюк, 2009.
  13. Константин Кудряшов. Отечество иллюзий: сто лет назад кино считалось несерьёзным бизнесом (неопр.). «Аргументы и Факты» (1 апреля 2009). Дата обращения 15 января 2019.
  14. ↑ Константинов, 1973.
  15. Ирина Огурцова. Столешников переулок: шик, блеск, красота… (неопр.). ЦИАН (7 октября 2011). Дата обращения 15 января 2019.
  16. Екатерина Петрова. Потолок с историей починили бережно (неопр.). Газета «Вечерняя Москва» (14 февраля 2016). Дата обращения 15 января 2019.

Доходный дом Бочаровых — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дохо́дный до́м Бочаро́вых (также известен как Дом с совами) — здание в стиле модерн в Хамовническом районе Центрального административного округа Москвы[1][2]. Построено в 1902 году под руководством архитектора Льва Кекушева на средства зажиточного крестьянина Фёдора Григорьевича Бочарова, предназначалось для сдачи квартир в аренду. Дом был достроен и продлён по красной линии бульвара в 1904—1905 годах, руководил работами Константин Буров. Благодаря выразительному лепному декору получил неофициальное название «Дом с совами»[3][4][5][6].

Украшение в виде совы в основании эркера, 2018 год Маскароны между третьим и четвёртым этажами, 2018 год Маскарон на фасаде здания, 2018 год

Ранние сведения[править | править код]

Первые сведения о застройке на месте дома Бочаровых и близлежащих участков относятся к допетровской эпохе: в 1671 году эти земли являлись частью усадьбы дворянина А. А. Нестерова, где был разбит обширный сад и стояли каменные палаты. На месте будущего бульвара протекал ручей Черторый, по берегу которого располагались торговые бани, часть района занимали хозяйственные постройки у стен Белого города. Рядом с ними при Петре I находились тренировочные плацдармы, вплоть до XVIII века этот район был «мусорным и непрестижным». В 1775 году был подписан Конфирмованный план нового межевания столицы: вместо обветшавших строений Белого города решили устроить бульвары, первым из них стал Тверской[7][8].

В период с 1758 года по 1820-е владение было частью усадьбы полковника И. В. Ржевского, которому принадлежала практически вся южная часть квартала. Пожар 1812 года уничтожил всю деревянную застройку местности, пострадал также дом, построенный на основе каменных палат. Решением московских властей межевой план 1775 года был откорректирован, Черторый убрали в подземный коллектор, а на его месте проложили Пречистенский (позднее Гоголевский) бульвар. По красной линии с 1838-го запретили деревянную застройку. К 1841 году земельное владение принадлежало А. К. Ржевскому, а в середине XIX века было разделено на две части и продано: северная отошла к прапорщице М. Н. Дьяконовой, южная — к цеховому М. И. Кустову[7][8].

В 1867—1869 годах владение снова объединилось в руках одного хозяина: участки Дьяконовой и Кустового выкупил потомственный почётный гражданин Н. И. Крейзман. Усадебные сады в этот период массово застраивались доходными домами, к 1900-му только у Крейзмана их было уже пять. В 1902 году часть земель приобрёл зажиточный крестьянин Фёдор Григорьевич Бочаров[7][8].

Строительство и композиция[править | править код]

Доходный дом Бочаровых принадлежал сыновьям Фёдора Григорьевича, в 1902 году они решили полностью изменить застройку их обширного участка. Современный дом № 21 был возведён на основе небольшого двухэтажного особняка с подвалом. Руководить проектом братья пригласили Льва Кекушева, который к началу XX века уже был одним из самых знаменитых зодчих столицы[7][9][8].

Дом Бочаровых оформлен в узнаваемой манере Кекушева: его стиль прослеживается в ритме простенков, лепном декоре фасада, выразительных сложных эркерах. Со стороны красной линии бульвара композиция фасада была задумана строго симметричной: выступающие ризалиты с двух боков здания украшены арками и венчаются фигурными аттиками с узкими рельефными миниатюрными арками. Карниз отличается сложным профилем и декорирован пилястрами. Авторский почерк Кекушева также виден в облицовке: кремовая керамическая плитка в простенках контрастирует с белой гладкой поверхностью оштукатуренных участков. Также узнаваемый стиль зодчего отражает лепнина: маскароны с головными уборами, напоминающими египетские, женские головки, фигуры сов в основаниях эркеров[7][9][8].

Часть первого этажа занимал магазин тканей, остальное пространство отводилось квартирам — по одной на этаж. В 1904—1905 годах здание решено было расширить. Под руководством архитектора Константина Бурова дом продлили по фасаду вдоль бульвара: с северной стороны было пристроено дополнительное крыло, его оформление выдержали в полном соответствии с проектом Кекушева. Благодаря объёму второго корпуса на каждом этаже здания стало размещаться по две квартиры, однако была утрачена симметрия изначальной композиции. Отличить первую часть здания от достроенной можно по эркерам с совами — они расположены ближе к переулку Сивцев Вражек и в центральной части, а к дому № 23 примыкает гладкий фасад[7][9][8].

Дальнейшая история[править | править код]

После революции о судьбе дома известно немногое: с 1917 года его национализировали, а квартиры отдали под коммунальное жильё. С распадом СССР в начале 1990-х годов здание было реконструировано и сдавалось в аренду под офисы. Из оригинальной отделки интерьеров сохранились только кованые ажурные решётки лестниц и частично лепнина потолков[7][10].

С начала 2000-х годов здание занимает корпорация «Ростех»[11][1][12]. В 2016-м была проведена реставрация фасада, восстановлена лепнина и малые скульптурные формы, колористический проект согласовали с Мосгорнаследием и вернули зданию историческую расцветку[13]. 26 апреля того же года дом получил статус выявленного объекта культурного значения, а в 2018-м был причислен к памятникам культуры регионального уровня[14][7][15].

  1. 1 2 Шокарев, Вострышев, 2011, с. 200.
  2. ↑ Жукова, 2018, с. 95.
  3. ↑ Маневич, 2014, с. 7.
  4. ↑ Совы, египетские маски и модерн: доходный дом на Гоголевском бульваре признан памятником (неопр.). Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (8 августа 2018). Дата обращения 27 сентября 2018.
  5. Крымова И. В. Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия “Доходный дом А. Ф. И Н. Ф. Бочаровых, 1903 г., архитектор Кекушев Л. Н.” (неопр.). Департамент культурного наследия города Москвы (15 марта 2017). Дата обращения 27 сентября 2018. Архивировано 2-18-09-27.
  6. ↑ Нащокина, 2012, с. 243—254.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 Департамент культурного наследия города Москвы. Приказ № 615 “О включении выявленного объекта культурного наследия “Доходный дом А. Ф. И Н. Ф. Бочаровых, 1903 г., архитектор Кекушев Л. Н.”, расположенного по адресу Гоголевский бульв., д. 21, стр. 1, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника), об утверждении границ его территории и предмета охраны (неопр.) (1 августа 2018). Дата обращения 27 сентября 2018.
  8. 1 2 3 4 5 6 Нащокина, 2012, с. 243—244.
  9. 1 2 3 Вершинина, 2004, с. 19.
  10. ↑ По бульварам Москвы: от Гоголевского до Тверского (неопр.). Туристический портал Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™. Дата обращения 27 сентября 2018.
  11. ↑ Прогулки по Москве, 2017, с. 100.
  12. ↑ Эффективный старый товарищ «Медуза» рассказывает историю Сергея Чемезова, одного из самых влиятельных людей России (неопр.). Meduza (22 декабря 2016). Дата обращения 27 сентября 2018.
  13. ↑ В центре отремонтировали фасады более 700 зданий (неопр.). Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (16 октября 2017). Дата обращения 27 сентября 2018.
  14. ↑ Доходный дом А.Ф. и Н.Ф. Бочаровых, 1903 г., арх. Л.Н. Кекушев, 1906 г., арх. К.Ф Буров (неопр.). АО «Центр комплексного развития», портал «Памятники архитектуры Москвы и Московской области». Дата обращения 27 сентября 2018.
  15. Департамент культурного наследия города Москвы. Приказ № 277 «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, по адресу: Гоголевский бульв., д. 21, стр. 1 в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы и об утверждении границ его территории» (неопр.) (26 апреля 2016). Дата обращения 27 сентября 2018.

Доходный дом Чулкова — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Здание в 2009 году

Дохо́дный дом Чулко́ва — здание в Москве на проспекте Мира, построенное по заказу купца А. Ф. Чулкова под наёмные квартиры. С 1903 года в нём располагалась женская гимназия Л. Ф. Самгиной[1][2].

Дом № 19 на 1-й Мещанской улице был построен в 1903 году по заказу купца-винопромышленника А. Ф. Чулкова. Проект принадлежал московскому архитектору Николаю Матвееву-Калинину, на счету которого было уже свыше десяти доходных домов в столице[3]. Монументальное здание отличалось от всей окрестной застройки, кроме того, оно было сконструировано по самой современной на тот момент технологии: кирпичные фасады опирались на внутренний железный каркас. Аналогично были решены, например, торговый дом Аршинова на Большой Ордынке и доходный дом Титова в Малом Кисловском переулке. Каркасная конструкция позволяла проектировать масштабные парадные помещения, лестницы с большими пролётами и разнообразные консольные балконы[4].

Дом Чулкова получил насыщенный декор фасада, выдержанный в стиле модерн с отсылками к классицизму. Три выступающие ризалита с высокими аттиками подчёркивают входные группы и создают вертикальную перспективу, в горизонтальном плане плоскость фасадов раздроблена рустом четырёх видов. Каждое окно окружает лепнина с цветами и маскаронами. Решётки балконов второго этажа повторяют узоры балконов «Метрополя»[1].

C 1903 года два подъезда в здании занимало частное женское коммерческое училище под управлением Лидии Фёдоровны Самгиной, соучредителями которого были действительный статский советник Аркадий Андреевич Сосницкий и почётный гражданин Иван Яковлевич Самгин[5]. Гимназия считалась прогрессивной, обучение проходило в просторных, хорошо оборудованных кабинетах. В заведении числилось два приготовительных и восемь основных классов, кроме них шли временные вечерние курсы[6].

После революции здание национализировали и передали в жилой фонд под коммунальные квартиры. Внутренние помещения были изменены при помощи многочисленных перепланировок, утрачена оригинальная отделка интерьеров. После распада СССР дом частично сдаётся под офисы. В 2010-х годах фасад был перекрашен из светло-зелёного и охристого в ярко-голубой цвет[1].

  • Фотографии 2018 года
  • Маскарон на фасаде со стороны проспекта Мира

  • Маскарон на фасаде со стороны проспекта Мира

  • Фасад со стороны улицы Дурова

  1. 1 2 3 Нащокина, 2011, с. 571—573.
  2. ↑ Москва: спутник-указатель, 1911, с. 29.
  3. ↑ Дело об отчуждении участков земли купцов Федотова и Чулкова под расширение Масленникова переулка (старая Божедомская улица в 1-м участке Мещанской части в Москве (неопр.). Российский государственный исторический архив (6 октября 1917). Дата обращения 11 декабря 2018.
  4. ↑ Нащокина, 2011, с. 184.
  5. ↑ Устав общества Л. Ф. Самгиной, 1910, с. 15.
  6. ↑ Собрание узаконений правительства, 1908, с. 582.

Доходный дом Леонидова — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Доходный дом Леонидова (дом, в котором жили и работали писатели А. А. Бахарев и В. Н. Сёмин) — здание, построенное в начале XX века на ул. Б. Садовая, 30/Халтуринский пер, 45 в городе Ростов-на-Дону. Выявленный памятник культуры.

Доходный дом А. А. Леонидова расположен на пересечении улицы Энгельса (ныне Б. Большая Садовая) и Халтуринского переулка (ныне Б. Никольский переулок)[a]. Построен в начале XX века.

В доме жил и работал писатель и журналист А. А. Бахарев. Семья Бахарева Александра Арсеньевича проживала в квартире на третьем этаже. Здесь А. А. Бахарев (1911—1974) жил и работал с 1950 по 1974 год. Здесь писатель писал очерки о Волго-Донском канале, о наследии русского биолога и селекционера И. В. Мичурина, о жизни людей в колхозах. С 1961 по 1974 года писатель возглавлял правление Ростовской областной писательской организации, был награжден орденами «Знак почета», «Красного знамени» и медалями. Окна его квартиры выходили на север.

В это же доме на четвёртом этаже проживала семья Семиных. Виталий Николаевич Семин (1928 −1978) является автором нескольких романов: «Женя и Валентина» (1972), «Нагрудный знак ОСТ»; рассказов: «Ася Александровна», «Наши старухи», «В гостях у теток», «Хозяин», «В сорок втором», «На реке», «Эй!», «Вниз по реке» и др.

Мемориальный облик квартир писателей к настоящему времени утрачен.

В 1983 году на фасаде здания установили две мемориальные доски с надписями: «В этом доме с 1950 года по 1974 год жил и работал писатель Бахарев Александр Арсеньевич. 1911—1978 гг.» и «В этом доме с 1970 по 1978 г. жил и работал писатель Сёмин Виталий Николаевич. 1927—1978 гг.»

Здание в Ростове-на-Дону по улице Большая Садовая, 30 построено в начале XX века как доходный домом купца А. А. Леонидова. После Октябрьской революции, в 20-х годах XX века, дом был национализирован. Его первые этажи отданы под разные учреждения, верхние – под жилые комнаты и квартиры. Дом имеет подвалы, покрыт двускатной крышей.

Парадные фасады этого Г-образного четырехэтажного кирпичного дома выполнены с использованием стилизации деталей барокко и классицизма. Поэтажное членение здания выполнено междуэтажными профилированными тягами и карнизом. Окна верхних этажей украшены профилированными наличниками. На 2 и 4 этажах наличники дополнены сандриками, на 3 этаже сделаны декоративные каменные замки. Окна второго этажа полуциркульные. Облик фасада дома дополняют лепные детали: раковины, декоративные кронштейны и др. Парадный вход фасада выделен раскреповкой. Планировка 2, 3, 4 этажей — секционная, на первом этаже устроено несколько вспомогательных помещений.

  • Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону на 1913 г. — Харьков, 1913. — С. 12.
  • Писатели Дона. Библиографический указатель. — Изд. 2-е. — Ростов-н/Д, 1966. — С. 55 — 56, 274 — 276.
  1. ↑ Это здание составляет один объект культурного наследия с соседним примыкающим зданием — доходный домом А. А. Леванидова (Халтуринский пер., 43/ул. Шаумяна, 13). Номер этого объекта в старом реестре Минкульта РФ — 6130046000, новый ЕГРКН 611410095490005[1]
  1. ↑ Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (рус.). opendata.mkrf.ru. Минкультуры России (26 сентября 2018). — «»Доходный дом А.А.Леонидова, в котором в 1924 — 1926 гг. жил писатель А.А.Фадеев»,611410095490005,Ростовская область,»Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 30/13/43-45, ул. Шаумяна, пер. Халтуринский, литер А»,Регионального значения,Памятник,нет,нет,[object Object]». Дата обращения 28 сентября 2018.

Доходный дом И. Я. Фокина — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Доходный дом И. Я. Фокина — здание в Москве на Садовом кольце (ул. Земляной Вал, д. 7). Доходный дом был построен в конце XIX — начале XX века по проекту архитектора Э.-Р. К. Нирнзее для купца И. Я. Фокина. Имеет статус заявленного объекта культурного наследия[1][2].

В 1898—1901 годах архитектор Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее построил для купца Ивана Яковлевича Фокина четырёхэтажный доходный дом на Земляном Валу, а вскоре пристроил к нему слева ещё один. В 1903 году в части дома, расположенной со стороны современной улицы Казакова, открылась четвёртая народная столовая Общества поощрения трудолюбия. Заведение общественного питания находилось в доме и в советское время[2]. На углу с улицей Казакова долгое время работала булочная, вход в которую украшал золотой крендель. На верхних этажах дома в советские годы находились коммунальные квартиры. Сейчас бывший доходный дом занимают офисы различных фирм, а на первом этаже располагаются рестораны[2].

Доходный дом построен в духе эклектики с элементами стиля модерн. Входная группа левой части дома увенчана сложным фронтоном с круглым окном. Над ним — шатрик и коробчатый свод. Фасад доходного дома, в особенности его левая часть, богато украшен лепниной. Под фронтоном, над большим окном четвёртого этажа — две женские головки, соединённые гирляндой[3].

  1. ↑ Доходный дом, 1898—1901 гг., архитектор Э. Нирнзее // Список объектов культурного наследия Москвы
  2. 1 2 3 Моя маленькая Москва : знаменитые немцы в российской столице : путеводитель / авт.-сост. Н. Б. Леонова. — Москва : МСНК-пресс, 2014. — С. 140—141. — ISBN 978-5-98355-109-1
  3. ↑ Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997. — С. 463. — ISBN 5-274-01624-3.

Leave a comment