Умение задавать вопросы
Каков вопрос — таков и ответ. (Народная мудрость)
Знак вопроса по своей форме напоминает рыболовный крючок. Любой знает, что с его помощью можно поймать рыбу. Но у каждого ли это получится? Если кто-то сомневается, что умение задавать вопросы требует дополнительного развития, задайте ему задачку про Джона и Билла. Когда я предлагаю её своим студентам, посещающим курс «Развитие интеллекта», быстрее всего с ней справляются те, кто лучше всех умеет задавать вопросы.
Попросите собеседника записать условие задачки дословно: Джон и Билл находились в комнате. Хлопнула дверь. Раздался звук разбитого стекла. Джон посмотрел на Билла. Билл был мертв. Отчего почил Билл?
Чтобы найти решение, разрешается задавать любые вопросы, кроме основного, значащегося в конце текста задачки. Ведущий отвечает на них честно, но не развернуто. Кто-то из учащихся начнет гадать, кто-то станет вспоминать схожие ситуации из фильмов. Но победит тот, кто лучше всех умеет задавать вопросы! (Для тех, кто не знает ответа — содержание первого абзаца статьи содержит подсказку. Тем, кому подсказка не помогла, наверное, поможет содержание статьи. Нетерпеливые могут сразу заглянуть в конец).
Меня нисколько не удивил следующий факт. В педагогическом колледже, где я работаю, преподаватели решили целенаправленно развивать у студентов исследовательские умения (умение планировать исследование, фиксировать информацию, выделять главное и второстепенное и т.д.). На одном из семинаров обсуждалось, какие из указанных умений необходимо развивать в первую очередь. Перед коллегами стояла задача ранжирования более чем двадцати различных умений, навыков и прочих характеристик. Подавляющим числом голосов приоритет был отдан умению задавать вопросы. Преподаватели аргументировали свое мнение: «Вопросы студентов зачастую односложны и связаны только с фактической стороной материала», «Они привыкли к вопросам на воспроизведение». Результаты психолого-педагогического исследования подтвердили — педагоги не удовлетворены уровнем, на котором студенты формулируют вопросы. А нужно ли это умение вообще?
Зачем нужны вопросы?
Психолог В. М. Снетков описывает коммуникативное значение вопроса как «совокупность возможных альтернатив ответов, допускаемых этим вопросом» (Снетков В.М., 1999, с. 92). Следовательно, «хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив. Этот же автор выделяет несколько функций вопросов: получение новой информации, уточнение имеющейся, перевод разговора на другую тему, подсказка ответа, демонстрация своего мнения, оценки, позиции; настройка сознания и эмоций собеседника на определенный лад.
«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал исследователь интеллекта Дж. Гилфорд. «Вопрос же, — по мнению профессора психологии Л.М. Веккера, — есть психическое отображение нераскрытости, непредставленности тех предметных отношений, на выяснение которых направлен весь последующий мыслительный процесс».
Следовательно, вопрос «запускает» познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределенности. Но
Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное. Это неизвестное может выглядеть привлекательно, а может порой и пугать. Видимо, не зря английское слово «question» (что и означает — «вопрос») происходит от слова «quest», что может означать «поиски, связанные с некоторой неопределенностью и даже риском». Уже само происхождение слова «вопрос» (по крайней мере, в английском языке) подразумевает наличие поиска в ситуации неопределенности. А поскольку неопределенность является неотъемлемой чертой современного стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы представляется крайне актуальным.
Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить умеют задавать вопросы».
Некоторые преподаватели определяют, насколько их ученики умеют думать, по тому, как они формулируют вопросы. Кинг провела ряд исследований и пришла к выводу, что умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать довольно примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти.
Если человек учится и при этом не задает вопросы (имеются в виду свои, самостоятельно сформулированные), он не испытывает состояния незавершенности, которое является основой для любой познавательной деятельности. Сформулировав вопрос, мы берем на себя ответственность за то состояние познавательного «голода», причиной которого он является.
Итак, вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет.
Благодаря вопросам мы можем научиться лучше разбираться в ситуации и смотреть на неё под разными углами зрения. Именно это и нужно было сделать, чтобы решить задачку, предложенную уважаемым читателям в начале статьи.
Хотите узнать ответ? (Билл был рыбкой и погиб, когда банку сквозняком опрокинуло со стола)
Загашев Игорь, Санкт-Петербург.
Источник: Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // Библиотека в школе. 2004, № 18 (или: Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). – С. 8–13).
Умение задавать вопросы — Летний лагерь
— Дети, а вы смотрели этот фильм?
— Дааа!
— Вам понравилось?
— Дааа!
— А о чем он?
Умение задавать вопросы (и получать ответы на них)
При необходимости что-то узнать надо спрашивать. Вопрос — это способ вовлечения в разговор, инструмент активного и целеустремленного получения информации, средство переключения мысли подопечного в нужном направлении, в необходимую «рамку» разговора. Вопрос — это своеобразный «крючок» для получения нужной информации (так он и пишется). Утверждения вызывают сопротивление и желание возразить, а вопросы требуют ответа. Кроме того, вопросы также являются мягким способом предотвращения конфликта. Одно дело заниматься перепалкой, и другое — спросить, заставляя задуматься ребенка, тем самым отвлекая его от неприятных эмоций. При этом вы получаете дополнительную информацию и время, чтобы лучше сориентироваться и, если надо, успокоиться самому.
Ваша ЗБР (зона ближайшего развития) и приемы выдающихся вожатых
Вожатым быть не так-то трудно. Берете себе группу ребят, говорите каждому, что должен делать, следите за ними, постоянно подправляете, время от времени отодвигаете в сторону, показывая как нужно было делать правильно.
Это — точный рецепт того, как быть посредственным вожатым. Хорошим вожатым быть гораздо труднее. Время от времени проводят исследования, чем же хорошие вожатые отличаются от обычных. Это приводит к удивительным открытиям.
Оказывается, выдающиеся вожатые разговаривают совершенно иначе. Обычные вожатые чаще всего выдвигают предложения. Изначально в таком подходе вроде бы нет ничего плохого, но на самом деле это не так. Прежде всего, выдвигая идеи самостоятельно, вожатые мешают выдвигать идеи самим подопечным. Подопечные ребята привыкают, что в данной среде их идеи никого не интересуют, а интересуют только идеи самого руководства детского лагеря. При этом умение вырабатывать идеи у ребят постепенно атрофируется.
Выдающиеся вожатые активно предлагают ребятам высказываться, а затем способствуют развитию этих идей. У ребят постепенно вырабатывается хороший рефлекс: идя к вожатому с проблемой, они уже знают, что одновременно с проблемой от них будут требовать и предложения по ее разрешению, а значит, их надо готовить. Но как быть, спросите вы, если подопечный принес плохое решение проблемы и у вас есть лучше? Для начала следует помнить, что абсолютно лучших решений обычно не бывает. Иной раз лучше разрешить ребенку выполнить его решение, чем ваше (объективно лучше). Энтузиазм, с которым ребята реализовывают свои идеи — это мощный катализатор. Возможно, его идея, воплощенная с энтузиазмом, окажется лучше, чем ваша идея, воплощенная с унынием.
Выдающиеся вожатые: техника перебора
Кроме того, можно использовать такой речевой прием, как техника перебора. На практике это может выглядеть примерно так. Вожатый спрашивает: «Какие есть идеи на счет …?» «Думаю …», — отвечает ребенок. Вожатому не нравится эта идея. «А какие еще мысли есть?» — спрашивает он. «Можно еще …» — говорит ребенок. «Неплохо, — отвечает вожатый. — Это здорово придумано!» (Вожатому эта идея нравится больше, но ему кажется, что не все возможности диалога исчерпаны). Но, наверняка, это не все, что у тебя есть». «…, — отвечает польщенный ребенок. «Слушай, это гениально, — говорит вожатый. — Я знал, что ты предложишь что-нибудь особенное. Обязательно расскажи мне, как у тебя все здорово получилось!»
В приведенном диалоге мы видим применение сразу нескольких приемов: техники активного слушания (которая сама по себе достойна отдельной темы), техники перебора и, что важно, навыка дачи положительной обратной связи
Выдающиеся вожатые ведут себя иначе. Когда подопечный что-то делает неправильно, они говорят ему об этом, но в терминах собственных чувств. «Я так переживаю, — говорят они, — что у тебя не получается. Я очень расстроен, это не дает мне покоя. Я буду счастлив, если ты сделал все возможное, чтобы изменить ситуацию к лучшему». Когда же подопечный действует хорошо, выдающиеся вожатые ищут любую возможность для дачи ему положительной обратной связи. Выдающиес вожатые постоянно пытаются «поймать подопечного на чем-то хорошем». Обнаружив любой успех, они сразу хвалят ребенка.
Выдающиеся вожатые: разъяснять или узнавать
Обычные вожатые чаще снабжают просто своих подопечных информацией. В случае с выдающимся вожатым разговор будет проистекать иначе. Такой вожатый задает только отрытые вопросы, т. е. вопросы на которые нужно отвечать не «да», «нет», а вопросы, на которые можно давать развернутые ответы — еще один навык, характерный для выдающегося вожатого. Но как же быть, если подопечный ничего не скажет? Очевидно, продолжить серию открытых вопросов.
Кто задает вопросы, тот управляет беседой.
Целесообразно задавать вопросы по
По форме все вопросы можно разделить на две категории: закрытые и открытые.
Таблица 1. Категории вопросов
Закрытые
- Есть (ли)..?
- Делается..?
- Существуют..?
- Удовлетворяет..?
- Хочется..?
- Можно..?
- Будет..?
- Решает..?
Открытые
- Что (именно)..?
- Как..?
- Какие..?
- Почему..?
- В чем..?
- Каким образом..?
- Когда..?
- Кто..?
Закрытые вопросы дают однозначные ответы, фиксируя альтернативу между «да» и «нет». Поэтому закрытые вопросы хороши, когда необходимо четко установить или наличие чего-либо в настоящем или прошлом («Ты пользуешься этим?», «Ты это пробовал?»), или отношение к чему-либо («Тебе понравилось?», «Тебя устраивает это?»), чтобы спроектировать свои дальнейшие шаги. «Да» или «нет» ребенка — своеобразные переключатели ваших усилий в соответствующем направлении. Если «да» — в чем, как, сколько, когда; если «нет» — с чем это связано. При этом избегайте сразу задавать закрытые вопросы об окончательном принятии решения. Например, «Ты согласен?», когда подопечный еще не успел как следует ознакомиться с твоей позицией. Как правило, в таких случаях ответ будет отрицательным либо уклончивым («Трудно сказать», «Не знаю»), что практически не является согласием. Этим вы можете лишь активизировать негативное отношение подопечного, так как психологически легче отказаться, чем согласиться, то есть взять на себя ответственность за решение. А приняв решение, ребенок связывает им себя. Поэтому учитывайте, что убеждать всегда легче, чем переубеждать.
Другое дело, когда вы специально задаете закрытые вопросы, чтобы с большой вероятностью услышать ответ «да», тем самым смягчая его отрицательную установку, если она есть. Таким способом пользовался Сократ. Это возможно, когда вы обращаетесь к общепризнанным ценностям, например: «Ты хочешь иметь надежный результат?», «Это для тебя важно?» либо к явным фактам: «Жизнь не стоит на месте, не так ли?» Общая закономерность здесь такая: чем больше «да» в качестве согласия вы добиваетесь от ребенка, тем больше расширяется зона взаимопонимания и общности с ним. Как и наоборот: чаще «нет» — больше вероятность отказа вашему предложению в целом. Поэтому одно из правил убеждения гласит: не начинайте разговор с основных противоречий, добейтесь согласия в малом, тогда легче будет достигнуть соглашения и в главном.
Открытые вопросы не имеют однозначного ответа, заставляют вашего собеседника задуматься, полнее выявляют его отношение к вашему предложению. Постановка открытых вопросов — хороший способ получения новой, развернутой информации, которую сложнее получить с помощью закрытых вопросов.
Поэтому чаще задавайте открытые вопросы, используя их в различных целях и вариантах в процессе разговора.
- Спрашивайте о фактах, необходимых вам для анализа ситуации: «Что имеется (используется)?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и др.
- Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения: «Что необходимо?», «Каким образом?», «Как?», «Когда?», «Где?». Например, чтобы помочь ребенку в выборе, можно перечислять варианты, задавая вопрос: «Что тебя интересует: первое… второе… третье..?», «Что и как предпочтительней для тебя?».
- Предлагайте свои решения в форме вопросов: «А что если поступить таким образом..?», «Почему бы не рассмотреть такой-то вариант..?», прибавляя к этому аргументы. Это гораздо лучше, чем открыто сказать: «Я предлагаю…», «Я считаю…». Используйте и такой способ: отталкивайтесь от высказываний собеседника, предлагая свои решения: «В продолжение твоих слов, почему бы не..?», «Развивая твою мысль…», «Ты отметил (кратко повторяете сказанное). Исходя из этого, что, если рассмотреть… (и высказываешь свое предложение)?».
- Выясняйте отношение и мнение собеседника по обсуждаемым вопросам: «Как ты относишся к этому?», «Как ты считаешь?».
- Спрашивайте, чем обоснованы утверждения вашего собеседника: «С чем это связано (чем обусловлено)?», «Из чего ты исходишь?», «А почему именно так?».
- Уточняйте все, что вам неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?».
- Выясняйте неучтенные интересы: «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?», «О чем мы забыли?».
- Уточняйте сомнения и их причины: «Что-то не устраивает (беспокоит)?», «В чем сомнения?», «Почему это нереально?», «В чем трудности?», «Что мешает?».
Помните, что открытые вопросы являются более жесткой формой «зондирования» вашего собеседника. Поэтому гибко сочетайте открытые и закрытые вопросы для достижения цели, придерживаясь следующих рекомендаций:
- Задавайте вопросы в краткой и ясной формулировке. Чем короче вопрос, тем больше вероятности ответа на него. Не говорите сложно и длинно. Еще хуже, когда, начав вопрос, вы впадаете в пространные рассуждения, уходя в сторону и забывая, что хотели спросить. А ваш собеседник ждет, когда же вы зададите вопрос и о чем конкретно он будет. Если вам так надо, то сначала кратко объясните, а затем понятно и коротко спросите.
- Чтобы вопросы не воспринимались как прокурорский допрос, смягчайте их по интонации. Представьте реакцию клиента на вопросы, произнесенные тоном, требующим обязательного ответа. Вопросы должны звучать в непринужденной, разговорной форме. Любое высказывание, в конце которого вы понижаете голос, звучит как утверждение, если повышаете — звучит как вопрос. Для примера попробуйте прочитать вслух и сравнить две фразы: «Я сейчас читаю» и «Я сейчас читаю?». Смягчайте вопросы и с помощью вводных слов: «Скажите, пожалуйста, как..?», «Мог бы ты уточнить, в чем..?». Иногда уместно предварительно спросить разрешения задать вопросы: «Можно задать тебе несколько вопросов для уточнения?»
- Обязательно дождитесь ответа на свой вопрос. Когда подопечный сразу отвечает на ваши вопросы, то вы получаете продуманные ответы, по которым уже принято решение, то есть его «заготовки». Если после вопроса следует пауза собеседника, значит, он думает, то есть у него нет готового ответа. Никогда не прерывайте такую паузу: задали вопрос — ждите ответа. Наберитесь терпения, не нарушайте «момента истины», проявляя при этом максимальное уважение. После длительной паузы порой звучит самая полезная информация. Не пропускайте эту возможность, выслушайте до конца, потому что ребенок может высказываться по частям, с промежуточными остановками. Особенно важны такие паузы подопечного, возникшие на ваши нестандартные для него предложения, сделанные в форме вопроса. Например: «А что, если сделать так-то..?», «Как вы смотрите на такое предложение..?». Здесь вы не требуете окончательного согласия, а предлагаете лишь варианты для рассмотрения. Если ребенок ответит уже приводимыми ранее «Трудно сказать», «Я не знаю», «Надо подумать», «Вопрос интересен», то в данном случае это хорошо для вас, так как нет явного отказа. Значит, это предложение можно дальше развивать и аргументировать для достижения соглашения.
- Не задавайте вопросов, навязывающих мнение. Например: «Согласись со мной, это же так?», «Это любой подтвердит, так ведь?», «Ты же понимаешь?». Это давление, которое может вызвать ответную враждебность.
Цель вопросов — не только получить информацию, но и помочь вашему собеседнику понять, что ваше предложение может быть выгодно для него. С помощью вопросов стремитесь привести его к такому заключению. Это высший пилотаж ведения бесед с подопечными.
Зачем задавать вопросы? | Блог 4brain
Мало кто умеет задавать вопросы правильно. Еще меньше людей умеют задавать правильные вопросы. Это требует известной доли любопытства, начитанности и мудрости. Поэтому чаще всего мы интересуемся поверхностно, безосновательно судим и критикуем.
Многие изобретения появились как ответ на вопрос «А что если…?». Ученые, психологи, философы, бизнесмены, да и те же изобретатели задают себе тонны вопросов, интересуются окружающим миром и своим собственным. Многие из них достигли успеха благодаря этой привычке.
Тренер по плаванию Дэн Ланж каждый день спрашивает своих учеников, как они себя чувствуют. Ответ «хорошо» не принимается. Нужно быть предельно точными. Необходимо рассказать о том, как они чувствуют себя ментально, физически и эмоционально. В зависимости от ответов, Ланж проводит персональную тренировку.
Другие люди устраивают себе 30-дневное испытание. Они придумывают друг для друга 900 вопросов и должны отвечать на 30 из них каждый день. Вы можете себе представить, что спустя месяц мозг будет работать совершенно иначе, чем до этого, и что это очень полезное упражнение. Словом, задавайте себе побольше вопросов и отвечайте на них. В этой статье мы рассмотрим основные преимущества задавания вопросов.
1
Мы узнаем о жизни
Научно доказано, что мы узнаем о жизни, задавая вопросы. Дети начинают изучать мир, наблюдая, тестируя и спрашивая «Почему?». При помощи вопросов дети учатся видеть причинно-следственные связи и познают значения слов.
Вы перестали задавать много вопросов или и вовсе прекратили? Что случилось? Неужели вы познали жизнь во всем ее многообразии? Величайшие умы человечества признают, что ничего не понимают и продолжают учиться каждый день. Будьте точно таким же: учитесь и задавайте вопросы.
2
Чем больше вопросов, тем лучше ответы
Как мы уже говорили, с возрастом поток вопросов иссякает и мы просто варимся в том, что уже знаем. А когда модель мира дает сбой, мы ругаем правительство, собеседника или кого бы то ни было еще. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с препятствием, мозг старается найти самый простой и легкий ответ в рамках, нами для него созданных. Вот почему зачастую мы ведем себя нелогично: первое решение принимаем за лучшее и рациональное. Но чем больше информации и опыта у нас есть, тем больше вариантов мы получаем для решения проблем.
3
Качество нашей жизни зависит от качества вопросов
Качество нашей жизни напрямую зависит от качества нашего мышления. А вопросы — это двигатель, движущая сила мышления.
Помните: чем больше правильных вопросов вы будете задавать, тем лучше познаете мир и тем эффективнее сможете решать проблемы.
Если вы постоянно спрашиваете себя «Как сделать мою жизнь проще?», «Как выполнить эту работу лучше?», «Как правильно вложить деньги?» и находите ответы, то меняете свою жизнь к лучшему. Глупые люди знают все ответы в мире, поэтому не задают вопросов. А когда их жизнь портится, они не склонны винить себя. Виноваты все остальные. Так и проходит их жизнь.
Поэтому не будьте глупцами и всегда оставайтесь любопытными.
4
Задавание вопросов делает вас более гибкими
Вопросы формируют новые шаблоны в нашем мозге. Чем больше их больше, тем более гибким он становится (поэтому плохи не сами шаблоны, а то, что их мало). Благодаря гибкости мозг может получить доступ к большему количеству информации, в нем хранящейся.
Представьте, что за каждый вопрос вы получаете три горошины, символизирующие знания. Имея три, вы можете превратить их в девять. Затем их станет двадцать семь и так до бесконечности. У человек, который не задает вопросов, нет горошин. Он сформировал свою базу знаний до 27 и больше не развивается. В сложной ситуации он будет себя вести слишком предсказуемо.
5
Задавание вопросов делает вас умнее
Когда мозг становится более гибким, вы становитесь восприимчивым к разным точкам зрения и менее предвзятым в своих решениях. Многие называют это мудростью, рациональностью и истинным интеллектом.
Никто не знает, какой способ делает человека умнее быстрее всего. Но одно мы знаем точно: умение задавать вопросы входит в пятерку лучших способов. Мы все так хотим ответов, но при этом не умеем задавать вопросы. Зачастую вопрос даже важнее ответа.
У каждого из нас есть пробелы в знаниях, в образовании. Все это мешает получить общую картину какой-либо сферы. Вопросы — это уточнения, это способ ликвидировать пробелы в знаниях и получать полную картину. Такого человека можно назвать действительно умным.
6
Задавание правильных вопросов создает счастье
Мы все переживали ощущения мира, покоя и гармонии, но мало кто уделял время тому, чтобы разобраться, откуда берутся эти чувства. Когда мы задаем себе этот важный вопрос и начинаем копать глубоко, то начинаем понимать, как можно переживать этот опыт чаще. Мы понимаем, что мы сами — творцы наших чувств. Они не просто случаются с нами.
Задайте себе эти простые, но глубокие вопросы:
- Что для меня значит счастье?
- Возможно ли иметь большую проблему и чувствовать себя хорошо одновременно?
- Делаю ли я каждый день что-то, чтобы достичь своей мечты?
Затем начинайте задавать более сложные вопросы:
- Что для меня самое главное в жизни?
- Как я могу добиться этого?
Чем чаще вы будете задавать себе важные вопросы, тем быстрее вы примете полную ответственность за свою жизнь и начнете делать ее лучше.
Желаем вам удачи!
Рекомендация для воспитателей «УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ»
Рекомендации для воспитателей
«УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ»
Всестороннее развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но на физическое и речевое развитие ребенка. Взрослый нужен ребенку как доброжелательный партнер, соучастник в любой деятельности. Ему необходимо разговаривать с ним, рассказывать о том, чего сам ребенок еще не знает, не видел, расширять его представления о мире.
Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, насколько он учитывает интересы и высказывания своего партнера. А продолжительность того или иного взаимодействия зависит от умения взрослого (воспитателя) строить речевое общение, от его умения владеть «искусством задавать вопросы».
Причины, по которым необходимо задавать вопросы:
чтобы ребенок почувствовал свою значимость;
чтобы понять потребности и желания ребенка;
чтобы вовлечь ребенка в разговор;
чтобы узнать возможные возражения.
Рекомендую соблюдать некоторые принципы партнерских отношений в общении — «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
Ребенок готов ответить на Ваши вопросы, если соблюдены следующие принципы:
ВЫ задаете ребенку вопросы о нем самом;
ВЫ задаете понятные для ребенка вопросы;
ВЫ задаете вопросы, не содержащие готового ответа, т.е. не навязываете своего мнения;
ВЫ строите свои вопросы на предыдущем ответе ребенка.
Задавайте вопросы в нужном месте, в нужной форме и в нужное время. Не превращайте выяснение потребностей ребенка в его допрос. Желательно задавать не более двух. |
ПОМНИТЕ!!!
Контролирует СИТУАЦИЮ не тот, кто больше говорит, а тот, кто задает больше удачных вопросов и лучше слушает!
Что делать, чтобы Ваше объяснение было понятно для ребенка:
разбивайте речь на смысловые блоки;
в конце каждого такого блока делайте паузу или уточняйте все ли понятно ребенку;
делайте ударения на ключевые слова;
говорите чуть медленней, чем обычно;
если необходимо проводите аналогию с повседневной жизнью или предыдущим опытом ребенка, для объяснения сложных понятий;
проявляйте терпение, если вас перебивают, акцентируя внимание на ключевых моментах вашего рассказа;
не превращайте непонимание в стереотип.
Продумывайте Вопросы для успешной работы по заданной теме, например: рассматривание сюжетной или предметной картины.
Существуют ВОПРОСЫ ЗАКРЫТЫЕ (конвергентные)
Вопросы, на которые можно ответить однозначно «да» или «нет». Ответ — односложное (единичное) обозначение предмета или действия.
Какой это цвет?
Какая это форма?
Как это называется?
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ Вопросы, в формулировке которых содержаться варианты ответов. Используют для выбора альтернатив, для достижения большей определенности и получения согласия партнера. Что нравиться тебе больше груша или яблоко? |
ХВОСТАТЫЕ ВОПРОСЫ Вопросы с заранее запрограммированным ответом. Первая часть включает утверждение, с которым любой нормальный человек наверняка согласится. Вторая часть — это различные виды вопросительной связки – «Не так ли?», «Вы согласны?», «Правда?». Ты согласен, что всегда приятно иметь друга, которому можно доверить свои секреты, не так ли? |
ВОПРОСЫ ОТКРЫТЫЕ (дивергентные)
Вопросы, которые предполагают и активизируют полный, развернутый ответ. При развернутом ответе ребенок открывает новые стороны своей личности (эмоциональная окраска; развитие речи — словарный запас ребенка; развитие некоторых психических процессов; интерес к происходящему)
Что ты видишь?
Что ты заметил?
Что ты слышишь, чувствуешь?
Какая разница между…?
В чем сходство между …?
Как иначе можно…?
Как сделать так чтобы вы оба могли пользоваться кубиками одновременно?
Как вы пришли к решению поставить их вместе?
Как нам узнать, сколько…?
Какая картина вам больше всего нравиться?
Что случиться, если…?
Что нужно сделать, чтобы…?
Как ты сделал…?
Что еще ты бы мог бы…?
СОБЛЮДАЙТЕ «Правила партнерских отношений в общении — «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ».
Открытые вопросы предполагают, разнообразные ответы, что способствует развитию речи дошкольника!!!
Resource id #4514Упражнение 4. Умение задавать открытые вопросы ∞
Упражнение 4. Умение задавать открытые вопросы ?
Цель: сформировать навык задавать открытые вопросы, позволяющие собрать полезную информацию о планах или предложениях, которые вам не нравятся.
Предполагаемое время: 15–30 минут.
Начните с того, чтобы припомнить предложение или план, который вы недавно слышали и с которым абсолютно не согласны. (Чтобы помочь вам в этом, мы приводим несколько примеров в представленной далее врезке.) Выполняя это упражнение, вы будете придумывать вопросы, которые можно задать об этом предложении или плане. Задача вашего партнера состоит в том, чтобы давать вам при этом необходимые указания и записывать предлагаемые вами вопросы.
Предложения или планы, с которыми вы можете быть не согласны
• Новые маркетинговые идеи вашего коллеги.
• Решение вашего начальника нанять новых сотрудников.
• Новая политика правительства или компании, ошибочная или несправедливая по вашему мнению.
• Сокращение расходов или повышение налогов, проводимое местными или национальными органами власти.
• Идея вашего супруга (супруги) по поводу выбора места отдыха, ремонта квартиры или новой крупной покупки.
• Желание вашего ребенка приобрести то, что, по вашему мнению, стоит слишком дорого или не подходит ему по возрасту.
• Планы ваших родственников проведения праздников вместе с вами.
Выполните следующие пункты задания:
1. Выберите человека, который будет выдвигать предложение или план («автор плана»), и придумайте вопрос, который вы хотели бы задать этому человеку по поводу его идеи. Сформулируйте первый вопрос, который придет вам на ум.
2. Определите, является ли придуманный вами вопрос открытым, и вызывает ли он у автора плана желание поделиться с вами своими мыслями или мнениями. Если нет, то придумайте другой вопрос, который будет открытым. После этого громко произнесите вопрос, а затем узнайте мнение своего партнера по поводу вашей интонации (она должна быть нейтральной, без оттенков враждебности или другого негативного чувства). Если вам удалось сформулировать правильный открытый вопрос, переходите к пункту 3.
3. Определите, позволяет ли ваш вопрос разобраться с чувством тревоги, вызванным у вас идеей автора плана (конкретной частью его плана или предложения). Если нет, то придумайте еще один открытый вопрос, который позволит это сделать, и громко произнесите его. Еще раз попросите партнера высказать свое мнение по поводу вашей интонации и обратитесь к нему за любой другой необходимой помощью.
Когда вы закончите выполнение этих пунктов, поменяйтесь ролями с партнером. Делайте это постоянно, чтобы у вас обоих была возможность попрактиковаться в формулировании открытых вопросов.
Вариант. Выполняйте это упражнение самостоятельно, записывая свои вопросы на бумаге. В пунктах 2 и 3 громко произносите вопросы, чтобы научиться сохранять нейтральную интонацию.
Упражнение 4 (пример)
Автор плана: дочь.
С чем я не согласен: ее план пойти на концерт со старшими друзьями.
1. Первый вопрос, который приходит на ум: «Думаешь, я не знаю, что происходит на этих концертах?» (не открытый)
2. Открытый вопрос: «Почему для тебя так важно пойти на этот концерт?»
3. Открытый вопрос, отражающий то, что меня беспокоит: «Если ты окажешься в трудном положении, когда люди будут выпивать или принимать наркотики, что ты будешь делать?»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Презентация «Умение задавать вопросы»
УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Цель:
ознакомить педагогов с некоторыми приемами по развитию умения задавать вопросы.
И сегодня очень актуально звучат слова В.П. Вахтерова о том, что
образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам как данность, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
И, так как каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира, нам необходимо совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Что же это за навыки? И какие задания, приемы могут быть направлены на развитие этих навыков?
На уроках математики, да и не только, мы часто встречаемся с тем, что дети не могут правильно задавать вопросы. Как им помочь?
Начнем с простых приемов.
Развиваемые навыки и умения
Планируемый результат
Задания, приемы, направленные на развитие навыков и умений
Развитие умения задавать вопросы.
Умение задавать вопросы направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность познаний, приобщая его к умственному труду.
Ученик выходит к доске, вслух отвечает на вопрос, написанный на карточке.
Например: Надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению реки катера?)
Из жизненного опыта мы все хорошо знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Данный прием может быть использован на любой стадии урока:
Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы;
на стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
при рефлексии — для демонстрации понимания пройденного.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто …?
Дайте три объяснения, почему …
Что …?
Объясните, почему …
Когда …?
Почему вы думаете …?
Может …?
Почему вы считаете …?
Будет…?
В чем различие …?
Мог ли …?
Предположите, что будет, если …?
Как звали …?
Что, если …?
Было ли …?
Согласны ли вы …?
Верно ли …?
Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала – «тонкие», а потом «толстые».
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы
На примере по теме «Окружность» рассматриваем простой прием, как правильно задавать вопросы.
ТАБЛИЦА «КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ? ПОЧЕМУ?»
Простой и знакомый прием — таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»; она заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией. Прочитав текст по теме «Окружность» составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.
Что?
Кто?
Когда?
Где?
Почему?
Зачем?
Что в переводе с греческого означает «хорда»?
Кто впервые употребил термин «радиус»?
Когда термин радиус стал общепринятым?
Где встречаются понятия окружности и круга?
Почему ребенка в школе, занимающегося отлично, можно назвать «круглым отличником»?
Зачем надо было вводить понятие окружности и круга?
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
ПОМНИТЕ!!! ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗАДАЁТ ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ ИХ ЗАДАЮТ И УЧЕНИКИ!
Пример: предлагается текст по теме «Окружность».
“Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”. Кэрролл Л.
Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” — это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь. В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”. Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность, и значит сократить рабочую неделю. Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.
Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности. Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках. Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его.
Статья по теме: Формирование умения учащихся задавать вопросы на уроках
Статья учителя математики Викуловой И.В. ГБОУ СОШ 348 Невского района
Формирование умения учащихся задавать вопросы на уроках
Постановка проблемы, актуальность исследования
Современная школа призвана обеспечить учащихся знаниями, отражающими современный уровень науки, развивать самостоятельность, инициативность и исследовательские способности. Поэтому осуществляется постоянный поиск эффективных педагогических средств обучения учащихся, которые способствуют формированию и развитию познавательных возможностей, заинтересованности учащихся в получении новых знаний. Одним из таких средств является вопрос учащегося на уроке, вопрос, как форма мысли.
В связи с этим возникла необходимость специального изучения роли вопроса в обучении, способов его использования, влияния вопроса на развитие мышления учащихся, способов формирования умения задавать вопросы.
Очевидно, что традиционный в прошлом способ объяснения материала, объяснения-монолога учителя, не в состоянии создать условия, направленные на активизацию личных мотивов к учению у обучающегося. Получается, что, рассказывая об удачном своем опыте, или опыте ученого, или автора учебника, учитель невольно утаивает от школьников тупиковые, парадоксальные ситуации в науке. Такое объяснение рассчитывает на ответное понимание ученика, в противном случае оно лишено смысла
Итак, с одной стороны, вера учеников в то, что учитель предлагает идеальный вариант изложения новой темы или ее развития, блокирует их собственный поиск, с другой, и у усидчивого ученика отсутствие серьезной критической работы со словом, мыслью, образом часто приводит к плохому и/или кратковременному запоминанию. В условиях данных противоречий, важным представляется формирование такого необходимого умения обучающегося, как способность задавать правильные вопросы, вопросы, стимулирующие познание, ведущие, в конечном счете, к формулировке предположения, гипотезы. Поставленная проблема и обусловила выбор темы исследования «Формирование умения учащихся задавать вопросы на уроках», который представлен в данной статье.
Степень изученности проблемы в современной науке
Роль вопроса в мышлении и обучении — проблема, ведущая свою историю с античных времен и широко разрабатываемая в настоящее время.
В середине XX века в педагогике и психологии начинается исследование значения вопросов учащихся в развитии их логического мышления.
Главная задача математического образования при внедрении ФГОС — формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Согласно ФГОС общего образования изучение математики в основной школе направлено на достижение определенных целей, среди которых есть такая:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту.
Для решения этих задач в перечне рекомендованных материалами федерального стандарта включены различные технологии, одной из которых является Технология развития критического мышления (ТРКМ).
Определение предмета и объекта представленного исследования, цель и задачи.
Объект исследования — процесс организации урока направленный на формирование надпредметного умения постановки «правильных» вопросов, создание проблемных ситуаций, когда эти вопросы возникают у учеников.
Предмет – роль вопросов в организации познавательной деятельности обучающихся.
Таким образом, цель данной работы — представить методику обучения умению задавать вопросы на уроках математики.
В основе исследования лежит гипотеза: если в процессе формирования у школьников умения задавать вопросы, учащиеся овладеют необходимыми знаниями по структуре, типах, особенностях вопросов на уроке, то умение школьников задавать вопросы приобретет новые свойства; изменится их количество и качество, учащиеся перейдут на более высокий уровень познавательной активности.
Задачи исследования –
- Сформировать методическую базу стимулирующих вопросов и ситуаций.
- Сформулировать методику использования данной базы в применении к различным этапам урока.
- Эмпирически проверить влияние методики на умение школьников самостоятельно формулировать познавательные вопросы на уроке.
Выводы в ходе проведенного эксперимента.
Эксперимент состоял из двух не связанных между собой этапов.
- Сравнительном анализ активности двух групп учащихся на элективных курсах по подготовке к итоговой аттестации в 9 классе.
Первая группа (16 человек), состояла из учеников в течение длительного периода (2 года) обучалась с применением данной методики или ее элементов,
Вторая группа (11 человек) – нет.
Вопросы учителя и провоцирующие ситуации | Количество вопросов детей в% | |||
1 группа | 2 группа | |||
Служебные вопросы * | Смысловые вопросы | Служебные вопросы * | Смысловые вопросы | |
Пример. Дан треугольник(четырехугольник). Какой треугольник(четырехугольник) дан в условии задачи? Ответ-Вопрос. Любой. Какой треугольник необходимо рассмотреть в качестве «любого»? | 10 | 25 | 20 | 5 |
Пример. Вычислите значение sinα во второй четверти, если cosα = -0,5 Ответ-Вопрос. Нет решения. Указание на ошибку. Правильно ли поставлено -0,5? В какой четверти косинус отрицателен? | —— | 50 | —— | 25 |
Пример. Уравнение в результате решения которого получается 0 = а, где а число. Ответ-Вопрос. Правильный ответ. Какие значения может тогда принимать Х, если он «исчезает» из решения? | —— | 75 | 10 | 5 |
Пример. Задача на движение по реке с заданными не согласующимися скоростями движения. Ответ-Вопрос. Указание на лишнее условие. Надо предлагать разные комбинации данных и варианты решения? | 15 | 15 | 30 | 15 |
Пример. Дана окружность касающаяся трех прямых. Вопрос. Это вписанная окружность? Может ли она быть расположена вне треугольника? Надо рассматривать все случаи? | 20 | 20 | 50 | —- |
- Что делать? Как решать? Надо ли записывать условие? И т.д.
Вывод: Учащиеся первой группы задавали меньше служебных вопросов и показали большую вовлеченность в урок и реактивность мышления, задавали больше смысловых вопросов по сравнению со второй группой.
- Получение положительных результатов, т.е. получение ожидаемых, поставленных «правильных» вопросов в ходе урока на неподготовленном и незнакомом классе. Класс состоял из русскоговорящих детей, но проходивших программу по математике на эстонском языке. Урок был дан в Эстонии в рамках международного семинара по теме «Проблемы обучение одаренных детей».
Общее заключение по проблеме.
По мнению исследователей данной проблемы в качестве критериев познавательной активности школьников могут выступать:
1. Вопросы учащихся к учителю. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину. Инертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его не тревожат те нерешенные вопросы, которые имеют подлинно познавательный смысл.
2. Склонность к анализу ошибок, критичность.
3. Способность к переносу знаний.
Взяв за основу анализа эффективности проведенного исследования эти критерии, можно сделать вывод:
Повышение способности обучающихся задавать смысловые вопросы на уроке оказывает стимулирующее влияние на уровень познавательной активности школьника.
Приложение
к статье о формировании умения учащихся задавать вопросы на уроках.
Определение вопроса.
Вопрос — форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию.
В русском языке, если вопрос произносят, то используют вопросительную интонацию.
Если пишут, то в конце ставят вопросительный знак и используют
вопросительные частицы:
ли, не… ли, что, что же, как, что ли, разве, неужели, что если, а, да, правда, не правда ли, так, так ведь, не так ли, верно;
вопросительные местоименные слова:
кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, как, где, куда, откуда, докуда, когда, почему, отчего, зачем, насколько.
С помощью этих средств любое невопросительное предложение может стать вопросом или переспросом. Задающий вопрос обычно ожидает ответа. Исключение составляет риторический вопрос, на который ответ не требуется.
Виды вопросов.
- Условия, необходимые для развития умения задавать вопросы
К сожалению, обычная школьная практика формирует у детей ожидания, что на любой вопрос существует «правильный ответ» и если они будут достаточно подготовлены или сообразительны, то они всегда смогут его найти.
Именно поэтому ситуация, когда учащийся, не может ответить на вопрос (даже если этот вопрос он сформулировал сам), является неприятной, вызывает желание защититься. Не следует также забывать, как нелегко избавиться от уже сформировавшихся представлений.
Начать коллекционировать условия, необходимые для успешного развития умения задавать вопросы.
- Ситуацию, когда учащийся не может ответить на вопрос, учителю следует считать нормальной. Если речь не идет о тестах или традиционных контрольных работах, факт затруднения следует воспринимать как обычный. «Мы все постоянно сталкиваемся с затруднениями. Мы для того и учимся, чтобы их преодолевать».
- Учителю следует использовать больше открытых, творческих вопросов (толстых), на которые можно представить несколько вариантов ответов и которые побуждают к дальнейшему диалогу.
- Чаще пользоваться «вопросами Коломбо» (по имени известного телевизионного детектива), начинающимися со слов: «Да, кстати, интересно…» и обращенными как бы ни к кому. Преподаватель в форме вопроса делится своим затруднением в присутствии детей.
- Не следует вопросом заставлять детей защищаться. При соответствующей интонации любой вопрос, начинающийся со слова «почему…», воспринимается, как стремление поставить ученика в ситуацию оправдывающегося.
- У учащихся должен быть выбор и этот выбор они создают сами. Преподаватель организует работу таким образом, чтобы ученики, могли составить «банк» вопросов, определяющий затем зону поиска, направление в изучении материала.
Некоторые стратегии и приемы, которые помогут развить у своих учеников умение задавать вопросы.
- Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
- Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
- Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
- Практические вопросы. Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
«Чтобы научиться правильно думать, нужно ставить правильные вопросы». Какие вопросы?
Концентрировать своё внимание на мыслях это не означает думать. Так же не означает думать, когда берёшь ответ из своей памяти. Так что получается, задавая себе вопрос, изначально не знаешь на него ответ. А раз не знаешь ответа, то ДУМАЕШЬ, чтобы получить этот ответ. Здесь самое главное направленность на что-то
Список «правильных вопросов»
Вопросы, заданные с целью — помочь обучению других, так же известны как «Вопросы Сократа».
Вопросы для уточнения
- Что Вы имели в виду, сказав ______?
- В чем основная мысль?
- Как _____ связано с _____?
- Не могли бы Вы выразить мысль по-другому?
- Уточните, пожалуйста, Вы имели в виду _____ или _____?
- Какое отношение имеет это к нашей проблеме/спору/расхождениям?
- _______, подведите, пожалуйста, итог тому, что сказал ________, своими словами? Вы это имели в виду?
- Не могли бы Вы привести пример?
- Может ли _____ быть хорошим примером для этого?
Вопросы, проверяющие предположения
- Какие Вы делаете допущения?
- Какие предположения делает _______?
- Что мы можем предположить вместо этого?
- Мне показалось, что Вы предположили _____. Я Вас правильно понял?
- Все Ваши утверждения основываются на предположении _____. Почему бы Вам не основывать их на _____ вместо _____?
- Вы предполагаете, что _____. Как Вы можете оценить справедливость такого предположения?
- Почему кто-нибудь может сделать такие предположения?
Вопросы, проверяющие факты.
- Объясните, пожалуйста, почему Вы так решили?
- Как это применимо к данной ситуации?
- Есть ли причины сомневаться в этом факте?
- Что бы Вы ответили человеку, утверждающему, что ____?
- Кто-нибудь может привести факты, подтверждающие эту точку зрения?
- По какой причине Вы пришли к этому выводу?
- Как мы можем удостовериться, что это правда?
Вопросы, проверяющие понимание перспектив.
- Что Вы этим предполагаете?
- Когда Вы говорите _____, Вы делаете вывод _____?
- Но, если это могло произойти, что еще может случиться в результате? Почему?
- На что может это повлиять?
- Произойдет ли это неизбежно, или возможно/скорее всего произойдет?
- Какая альтернатива?
- Если _____ и _____ условия, что тогда должно быть истинно?
- Если мы говорим о ____ , то как же насчет _____?
Вопросы, проверяющие понятность задач.
- Как мы можем это обнаружить?
- Что этот вопрос предполагает?
- Не могла бы _____ задать этот вопрос по-другому?
- Можем Вы вообще опустить этот вопрос?
- Вопрос понятен? Мы поняли его?
- Сложно или легко ответить на этот вопрос? Почему?
- Все ли согласны, что вопрос в этом?
- На какие другие вопросы необходимо ответить, прежде, чем думать над этим вопросом?
- Почему этот вопрос необходим?
- Этот вопрос является наиболее важным, или в нем скрыт другой вопрос?
- Видите ли Вы, как это может соотноситься с ________?