Умение спрашивать – Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы — Методические приемы — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Умение спрашивать ← 7 стратегий для достижения богатства и счастья ← Психологическая библиотека ← Психология человека

Умение спрашивать

В Библии есть заповедь, которая учит всему тому, что Вам необходимо знать, чтобы получить то, что Вы хотите. Там сказано:

«Спрашивайте». То есть – умение спрашивать. Из всех важных навыков, которые Вам необходимо освоить, убедитесь, что Вы освоили это нижеследующее правило.

Что же имеется в виду под словом «спрашивайте»? «Спрашивайте» означает «спрашивать о том, что Вы хотите». А полная фраза звучит поразительно: «Спрашивайте и Вам воздается». Я думаю, мы подробнее рассмотрим этот вопрос…

Во-первых, обращение с вопросом – это начало процесса получения. Обращение с вопросом действует подобно нажатию кнопки, которая запускает невероятный механизм как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане.

Как уже сказал ранее, я в самом деле не знаю, как и почему этот механизм работает, но я точно знаю, что он работает. Есть множество вещей, которые работают одинаково хорошо вне зависимости от того, понимаем ли мы механизм действия или нет. Они просто работают! Некоторые люди никак не могут начать, потому что они всегда изучают причины. И есть другой тип людей, которые предпочитают собирать плоды, пока те первые продолжают изучать причины. Все зависит от того, с какого конца Вы хотите начать. Я рекомендую Вам начать с вопросов.

Во-вторых, «получение» – вторая часть формулы, – не предствляет собой никакой проблемы. Вам не нужно работать над «получением». Оно происходит автоматически. Итак, если получение не связано ни с какими трудностями, то в чем же состоит проблема? Проблема состоит в умении ставить вопросы.

«Хороший парень» говорит: «Да, но если Вы работаете там, где я работаю, то Вы приходите домой поздно. Вам остается немного поесть, посмотреть немного ТВ, чтобы расслабиться и лечь спать. Вы не сможете сидеть до полуночи и спрашивать, спрашивать, СПРАШИВАТЬ.»

Это говорит тот человек, который запаздывает с уплатой своих счетов. Он хороший работник, усердный работник, искренний работник.

Но Вы должны сделать нечто большее, чем просто упорно трудиться и быть искренним всю свою жизнь, в противном случае Вы можете разориться и погрязнуть в долгах. Вы должны представлять собой нечто большее, чем просто быть хорошим работником. Вы должны стать человеком, умеющим хорошо ставить вопросы.

«Теперь я вижу, – говорит «хороший парень». – весь прошлый год я каждый день упорно трудился. Но у меня не было перечня тех вещей, которые я хочу попросить от жизни.

А как обстоят дела у Вас… Каков Ваш перечень?

В-третьих, возможность получать подобна океану – она также безгранична. Это особенно справедливо в этой стране. Здесь эта возможность – просто океан! Успех приходит не как краткосрочная поставка. Он не выдается по какому-то рациону так, что когда подходит Ваш черед, то может оказаться, что все уже роздано. Нет, нет!

А если именно так, то в чем же проблема? Проблема состоит в том, что большинство людей подходят к этому океану возможностей с чайной ложкой. Вы представляете себе картину? Чайная ложка!

Имея в виду масштаб океана, могу я предположить, что Вы смените Вашу чайную ложку на что-то большее? Что-нибудь вроде ведра? Это, конечно, не самое лучшее, что Вы можете сделать, но, по крайней мере, хоть дети не будут смеяться над Вами…

Еще два соображения относительно умения ставить вопросы…

Во-первых, спрашивайте с умом. В Библии не говориться: «Спрашивайте с умом». Но я не сомневаюсь, что именно это имеется в виду. Нельзя невнятно бормотать. Вы ничего не получите, если будете бормотать. Необходимо формулировать четко и определенно. Спрашивать по-умному означает включить четкие характеристики – какая высота, какая длина, сколько, когда, какой размер, какая модель, какой цвет. Опишите то, что Вы хотите. Дайте этому четкое определение. Помните, что четко обозначенные цели действуют подобно магнитам. Чем более тщательно Вы сформулировали Ваши цели, тем сильнее они притягивают Вас.

Во-вторых, спрашивайте с верой. Вера – это черта, свойственная детям. Это означает – верьте, что Вы можете получить все, что хотите. Верьте, как верит ребенок. Верьте без скептицизма и цинизма взрослого человека, которым Вы стали.

Вы видите, что многие из нас стали слишком скептичными. Мы утратили те чудесные качества – наивную детскую веру и доверие. Пусть это не остановит Вас. Поверьте в самих себя и в свои цели. И будьте воодушевленным – просто как ребенок. Нет ничего более заразительного, чем детский энтузиазм.

Дети думают, что они могут делать все. Они хотят знать обо всем. Как замечательно! Вечером они не хотят ложиться спать и не могут дождаться утра, чтобы скорей вскочить с постели. Дети могут задавать тысячу вопросов. И как только Вы подумаете об этом, то готовы уже просто лезть на стену: они зададут Вам еще тысячу вопросов. Они могут довести Вас до предела. Но, конечно, их любопытство – это действительно большое достоинство. Если Вы вновь разовьете в себе это детское ощущение пытливого энтузиазма, то Вы будете на правильном пути и станете мастером по задаванию вопросов.

Умение задавать вопросы | Что такое Умение задавать вопросы

       Умение задавать вопросы как качество личности – способность посредством  правильно заданных вопросов  достигнуть взаимопонимания, добиться исполнения своих желаний,  добраться до истины, получить информацию, выразить сомнения, проявить собственную позицию, выказать доверие и заинтересованность в сказанном.

      Есть один анекдот о женщине, которая беспокоилась из-за того, что ее маленький сын постоянно приносил из детского сада картинки, нарисованные черным карандашом. Солнце на них было черное; дом и цветы тоже были нарисованы черным цветом. Наконец она решилась осторожно поинтересоваться: — А у вас все ребята рисуют черными карандашами? — Нет, — равнодушно ответил сын, — остальные ребята рисуют цветными карандашами. Мать обращалась со своей проблемой ко всем соседям и знакомым, и все они как один мрачно качали головой. По их мнению, рисунки свидетельствовали о страхе и подавленности, о нелюбви к себе, неприязни к окружающему миру, аутизме. Мать волновалась все больше и, совсем отчаявшись, спросила у сына: — Почему ты все рисуешь черным цветом? — Да потому, — ответил мальчик, — что мой стол стоит дальше всех от коробки с карандашами, и, когда я до нее добираюсь, мне остается только черный карандаш. Мораль: задавайте вопросы! Ответ может оказаться куда проще ваших теорий.

     Знак вопроса ассоциируется с рыболовным крючком, на который можно подсечь истину. Не секрет, что успех в любом занятии, состоит в умении задавать вопросы авторитетному лицу и находить в его словах истину. Разум дан человеку, прежде всего, для того, чтобы осознавать вопросы о смысле жизни. Между тем, не реально без духовного наставника самостоятельно получить ответы на все возникающие вопросы. Нужен Учитель. Когда ученик готов – приходит Учитель. Учитель – это тот, кто даёт ответы на вопросы. Важно найти достойного Учителя, иначе можно натворить множество глупостей. Ответы Учителя – руководство к действию. Поэтому важно выбрать Учителя, прошедшего по цепочке ученической преемственности, где свой след оставили многие великие личности, ставшего приверженцем авторитетного знания, прошедшего испытание многовековой практикой.

      Вопрос не должен превращать Учителя в поисковую систему, в компьютер для поиска информации. «Что б правильно задать вопрос, необходимо знать большую часть ответа», — рекомендовал Роберт Шекли. Ему вторит Иммануил Кант: «Умение ставить правильные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето». Отличный, интересный ответ получает тот, кто сам потрудился над вопросом. Недаром народная истина гласит: «Каков вопрос – таков ответ».

    Получается неблаговидная ситуация: человеку лень искать ответ на вопрос, и он обращается к Учителю. Это прямое неуважение.  Спрашивающий должен сам потрудиться найти ответ на свой вопрос и лишь затем, когда не нашел ответа, или полученная им информация ничего не прояснила, запутала его, имеет моральное право задавать вопрос.

    Вячеслав Рузов пишет: «Необходимы свои усилия… Только в этом случае получается хороший эффект. Мы вдруг просветляемся. Когда у нас много разнородной информации, и мы не можем сами понять как правильно, то в этом случае ответ буквально действует как просветление. Да, было 40 вариантов, оказывается вот этот правильный. Вот это просветление. Т.е. оно высвечивается, т.е. вот этот вариант. И это дает удовлетворение и себе и тому, кто спрашивает, и тому, кто отвечает, и тем, кто слушает. В этом есть некоторая жизнь, глубина, интерес».

      Одно из главных требований к вопросу: он должен быть актуальным и практичным, то есть вопрос должен быть напрямую связан с реальной жизнью спрашивающего, должен быть связан с жизнью, с реальной ситуацией. Когда вопрос на первый взгляд умен, но абсолютно не практичен, он превращается в пустозвонство, сотрясание воздуха, пустопорожнюю беседу, словом, в потерю времени. Задача Учителя вести нас к Абсолютной Истине, а не вести философские диспуты на абстрактные темы.

      Искренне спрашивающий прямо сегодня желает познать истину и претворить ее на практике. Можно быть знатоком, эрудитом, а результат нулевой. Необходимо деятельное начало. То есть необходимо новое знание сделать частью своего жизненного опыта.

       Много вопросов – свидетельство недержания ума. Следовать им спрашивающий не собирается и задаёт из простого любопытства или из желания выделиться, показать себя заинтересованным, умным. Дело не в количестве вопросов. Вопрос может быть сиротой, но задан с искренним желанием услышать ответ и тут же приступить к реализации его на практике.

       Вопрос должен быть задан в утихомиренном, смиренном состоянии  сознания. Если хочешь услышать истину, прими состояние глупца. Человек понимает и осознает своё несовершенство в области знания и превращается в активного слушателя, послушника. Нужно перед тем, кому задается вопрос, оставить гордыню, высокомерие и эгоизм. Раз пришло время задавать вопросы, смирись с положением глупца.

      Когда смирения нет, никому ответы не нужны. Каждый заботится о собственной значимости, общается под колпаком своего ложного эго. Слушать нужно «зажав соломинку между зубов». Люди для отговорки и самооправдания говорят, что тяжело найти Учителя. Но проблема не в Учителях, их много. Проблема в том, как стать хорошим учеником. Словом, задавая вопрос, позаботься о том, чтобы не наступить на какую-то часть личности Учителя.

     Умение задавать вопросы – важная составляющая коммуникативного общения. Психолог Игорь Загашев пишет: « Некоторые преподаватели определяют, насколько их ученики умеют думать, по тому, как они формулируют вопросы. Кинг провела ряд исследований и пришла к выводу, что умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать довольно примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти. Если человек учится и при этом не задает вопросы (имеются в виду свои, самостоятельно сформулированные), он не испытывает состояния незавершенности, которое является основой для любой познавательной деятельности. Сформулировав вопрос, мы берем на себя ответственность за то состояние познавательного «голода», причиной которого он является. Итак, вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет».

     Вопросы бывают открытые и закрытые, наводящие и уточняющие, риторические и внушающие, извлекающие и проблемные, альтернативные и успокаивающие, сравнительные и провокационные.  И каждую группу вопросов нужно задавать правильно. Можно задать такой вопрос, что никогда не услышишь ответа. Многие политики – популисты отвечают так, будто вовсе не слышали вопроса. Прав был Фридрих Ницше, сказав: «Слышат только те вопросы, на которые в состоянии найти ответ».

      С древних времен искусству задавать вопросы уделялось много внимания. Взять, к примеру, метод Сократа. Он звучит так: «Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит вам «да». Предваряющие вопросы должны быть короткими, чтобы не утомлять собеседника и не отнимать у него много времени».

    В современном варианте, как утверждает Психологос, — метод Сократа заключается в том, что свою мысль вы расчленяете на маленькие звенья, и каждую подаете в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. По сути, это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватом инициативы. Модификация метода Сократа – принцип трех да, вариант, где вопросы строятся даже не разумным, а просто случайным образом, лишь бы собеседник ответил: «Да!». Интересно, что даже в таком варианте эффект все равно есть.

   Молодой человек, Володя Я., записал беседу, которую он провел с мамой. В данном случае вас должно интересовать не содержание, а форма диалога: очень своеобразный вариант метода Сократа: – Мам, сколько мне лет? – 23, сынок… А что ты спрашиваешь? – Мам, как ты думаешь, мне жениться пора? – Нет, нет, тебе рано. – Правильно, мама, я с тобой согласен. Это дело серьезное, мне надо еще окончить институт, встать на ноги. … Мам, а как ты думаешь, я с женщинами живу? – … Не знаю, сынок, наверное… – Конечно, живу. Я уже вполне взрослый мужчина.

     И у меня к тебе вопрос: я могу приводить женщин к себе домой? У меня сейчас есть любимая. Как жена она едва ли мне подходит, да и рано мне, но как женщина — я от нее без ума. Мам, где мы должны встречаться? У нее возможности нет, у друзей на квартирах не всегда можно. Что, нам под кустами, в подворотнях, в антисанитарных условиях? Мам, ты не хочешь, чтобы у меня и у женщины, которую я люблю, были неприятности? Я могу приводить женщин к себе домой? – Ой, сынок… Но чтобы я об этом ничего не знала. – Хорошо. Вот, мам, тебе и папе билеты на вечерний сеанс в кино. Кино хорошее, вам понравится. Договорились?

Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Умение задавать вопросы (и получать ответы на них)

При необходимости что-то узнать — надо спрашивать. Вопрос — это способ вовлечения в разговор, инструмент активного и целеустремленного получения информации, средство переключения мысли клиента в нужном направлении, в необходимую «рамку» разговора. Вопрос — это своеобразный «крючок» для получения нужной информации (так он и пишется). Утверждения вызывают сопротивление и желание возразить, а вопросы требуют ответа. Кроме того, вопросы также являются мягким способом предотвращения конфликта. Одно дело заниматься перепалкой, и другое — спросить, заставляя задуматься клиента, тем самым отвлекая его от неприятных эмоций. При этом вы получаете дополнительную информацию и время, чтобы лучше сориентироваться и, если надо, успокоиться самому.

Кто задает вопросы, тот управляет беседой.

Целесообразно задавать вопросы по принципу воронки: от выяснения общих обстоятельств и отношения клиента к деловому предложению к конкретизации и уточнению деталей для выявления его интересов и условий их удовлетворения. Например, при заинтересованности — уточнение, что именно интересует, а в случае отказа или сомнения — в чем причины. Если нет таких результатов, то разговор с клиентом прошел впустую.

По форме все вопросы можно разделить на две категории: закрытые и открытые.

Закрытые:

  • Есть (ли)..?
  • Делается..?
  • Существуют..?
  • Удовлетворяет..?
  • Хочется..?
  • Можно..?
  • Будет..?
  • Решает..?

Открытые:

  • Что (именно)..?
  • Как..?
  • Какие..?
  • Почему..?
  • В чем..?
  • Каким образом..?
  • Когда..?
  • Кто..?

Закрытые вопросы дают однозначные ответы, фиксируя альтернативу между «да» и «нет». Поэтому закрытые вопросы хороши, когда необходимо четко установить или наличие чего-либо в настоящем или прошлом («Вы применяете это?», «Вы это пробовали?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы спроектировать свои дальнейшие шаги. «Да» или «нет» клиента — своеобразные переключатели ваших усилий в соответствующем направлении. Если «да» — в чем, как, сколько, когда; если «нет» — с чем это связано. При этом избегайте сразу задавать закрытые вопросы об окончательном принятии решения. Например, «Вы согласны?», «Будете заказывать?», когда клиент еще не успел как следует ознакомиться с товаром либо услугой. Как правило, в таких случаях ответ будет отрицательным либо уклончивым («Трудно сказать», «Не знаю»), что практически не является согласием. Этим вы можете лишь активизировать негативное отношение клиента, так как психологически легче отказаться, чем согласиться, то есть взять на себя ответственность за решение. А приняв решение, клиент связывает им себя. Поэтому учитывайте, что убеждать всегда легче, чем переубеждать.

Другое дело, когда вы специально задаете закрытые вопросы, чтобы с большой вероятностью услышать ответ «да», тем самым смягчая его отрицательную установку, если она есть. Таким способом пользовался Сократ. Это возможно, когда вы обращаетесь к общепризнанным ценностям, например: «Вы хотите иметь надежный результат?», «Качество для вас важно?», «Гарантии интересуют?», либо к явным фактам: «Жизнь не стоит на месте, не так ли?» Общая закономерность здесь такая: чем больше «да» в качестве согласия вы добиваетесь от клиента, тем больше расширяется зона взаимопонимания и общности с ним. Как и наоборот: чаще «нет» — больше вероятность отказа вашему предложению в целом. Поэтому одно из правил убеждения гласит: не начинайте разговор с основных противоречий, добейтесь согласия в малом, тогда легче будет достигнуть соглашения и в главном.

Открытые вопросы не имеют однозначного ответа, заставляют вашего собеседника задуматься, полнее выявляют его отношение к вашему предложению. Постановка открытых вопросов — хороший способ получения новой, развернутой информации, которую сложнее получить с помощью закрытых вопросов. Поэтому чаще задавайте открытые вопросы, используя их в различных целях и вариантах в процессе разговора:

  • Спрашивайте о фактах, необходимых вам для анализа ситуации: «Что имеется (используется)?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и др.
  • Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения: «Что необходимо?», «Каким образом?», «Какое количество?», «Когда?», «Где?». Например, чтобы помочь клиенту в выборе, можно перечислять варианты, задавая вопрос: «Что вас интересует: первое… второе… третье..?», «У нас имеется то-то и так-то. Что и как предпочтительней для вас?».
  • Предлагайте свои решения в форме вопросов: «А что если поступить таким образом..?», «Почему бы не рассмотреть такой-то вариант.?», прибавляя к этому аргументы. Это гораздо лучше, чем открыто сказать: «Я предлагаю…», «Я считаю…». Используйте и такой способ: отталкивайтесь от высказываний собеседника, предлагая свои решения: «В продолжение ваших слов, почему бы не..?», «Развивая вашу мысль…», «Вы отметили (кратко повторяете сказанное). Исходя из этого, что, если рассмотреть… (и высказываете свое предложение)?».
  • Выясняйте отношение и мнение собеседника по обсуждаемым вопросам: «Как вы относитесь к этому?», «Как вы считаете?».
  • Спрашивайте, чем обоснованы утверждения вашего собеседника: «С чем это связано (чем обусловлено)?», «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?».
  • Уточняйте все, что вам неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?».
  • Выясняйте неучтенные интересы, как деловые, так и личные: «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?», «О чем мы забыли?».
  • Уточняйте сомнения и их причины: «Что-то не устраивает (беспокоит)?», «В чем сомнения?», «Почему это нереально?», «В чем трудности?», «Что мешает?».

Пример для демонстрации возможного использования открытых вопросов с целью управления беседой, а непротиводействия: «Наша фирма предлагает то-то». — «Нас это не интересует». — «А с чем это связано?» — «Это ерунда». — «В чем именно?» — «Это не подходит». — «Из-за чего?» — «Это все не то». — «А что именно вы бы хотели?» — «Да ничего». — «Я понимаю. А что, если рассмотреть такой-то вариант?» Это лишь иллюстрация, что есть выбор вариантов поведения, когда от клиента звучат «обескураживающие» ответы.

Помните, что открытые вопросы являются более жесткой формой «зондирования» вашего собеседника. Поэтому гибко сочетайте открытые и закрытые вопросы для достижения цели, придерживаясь следующих рекомендаций:

  • Задавайте вопросы в краткой и ясной формулировке. Чем короче вопрос, тем больше вероятности ответа на него. Не говорите сложно и длинно. Еще хуже, когда, начав вопрос, вы впадаете в пространные рассуждения, уходя в сторону и забывая, что хотели спросить. А ваш собеседник ждет, когда же вы зададите вопрос и о чем конкретно он будет. Если вам так надо, то сначала кратко объясните, а затем понятно и коротко спросите.
     
  • Чтобы вопросы не воспринимались как прокурорский допрос, смягчайте их по интонации. Представьте реакцию клиента на вопросы, произнесенные тоном, требующим обязательного ответа. Вопросы должны звучать в непринужденной, разговорной форме. Любое высказывание, в конце которого вы понижаете голос, звучит как утверждение, если повышаете — звучит как вопрос. Для примера попробуйте прочитать вслух и сравнить две фразы: «Я сейчас читаю» и «Я сейчас читаю?». Смягчайте вопросы и с помощью вводных слов: «Скажите, пожалуйста, как..?», «Могли бы вы уточнить, в чем.?». Иногда уместно, особенно по телефону, предварительно спросить разрешения задать вопросы: «Можно задать вам несколько вопросов для уточнения?».
     
  • Обязательно дождитесь ответа на свой вопрос. Когда клиент сразу отвечает на ваши вопросы, то вы получаете продуманные ответы, по которым уже принято решение, то есть его «заготовки». Если после вопроса следует пауза собеседника, значит, он думает, то есть у него нет готового ответа. Никогда не прерывайте такую паузу: задали вопрос — ждите ответа. Наберитесь терпения, не нарушайте «момента истины», проявляя при этом максимальное уважение. После длительной паузы порой звучит самая полезная информация. Не пропускайте эту возможность, выслушайте до конца, потому что клиент может высказываться по частям, с промежуточными остановками. Особенно важны такие паузы клиента, возникшие на ваши нестандартные для него предложения, сделанные в форме вопроса. Например: «А что, если сделать так-то..?», «Как вы смотрите на такое предложение.?». Здесь вы не требуете окончательного согласия, а предлагаете лишь варианты для рассмотрения. Если клиент ответит уже приводимыми ранее «Трудно сказать», «Я не знаю», «Надо подумать», «Вопрос интересен», то в данном случае это хорошо для вас, так как нет явного отказа. Значит, это предложение можно дальше развивать и аргументировать для достижения соглашения.
     
  • Не задавайте вопросов, навязывающих мнение. Например: «Согласитесь со мной, это же так?», «Это любой подтвердит, не правда ли?», «Вы же понимаете?». Это давление, которое может вызвать ответную враждебность.

Цель вопросов — не только получить информацию, но и помочь вашему собеседнику понять, что ваше предложение может быть выгодно для него. С помощью вопросов стремитесь привести его к такому заключению. Это высший профессионализм ведения как переговоров, так и деловых бесед.

Гeннaдий Poзoв
«Elitarium»

Умение задавать вопросы — преимущество профессионалов!

Умение задавать вопросы

Умение задавать вопросы — искусство, которое помогает строить отношения с клиентами, второй половинкой, родными, близкими, коллегами по работе. Вопросы – это территория мудрости. Правда, задавать их можно по-разному. Для того, чтобы они имели силу влияния важны интонация, смысл и последовательность этих вопросов. Но… Чаще всего то, что мы привыкли слышать в повседневной жизни больше похоже на стёб и попытку самоутвердиться, чем на искусство… Ладно, сегодня не об этом…

Мозг любит вопросы…

Достучаться до человека можно двумя способами: первый, «продавить сознание» с помощью приказного тона (армейский подход) и второй, задавая правильные вопросы, которые выстраиваются в определённой последовательности. Какой же подход «входит» лучше и почему…?! Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, как работает наш мозг…

Сознание человека – это как надёжные ворота, которые тщательно фильтруют всю информацию, которая поступает в наш мозг. Сознание человека – это набор убеждений, опыта, ситуаций, которые происходили в нашей (и не только) жизни, «шум нашего окружения» и многое другое. Сознание «отключается» во время сна. Подсознание никогда не спит. Это жёсткий диск, который записывает всю информацию в наш мозг. Хотите проведите эксперимент. Отправляйтесь спать и включите тихонько музыку. Утром эта музыка будет крутиться в Вашей голове.

Как обойти сознание?

Позвольте задать Вам один вопрос: «Что Вам больше нравится: когда Вам приказывают или спрашивают?» Приказы никто не любит. Армейский режим буквально «ломает» сознание человека и он начинает подчиняться приказам. Жизнь – это не армия, поэтому нужно выбирать более цивильные методы. В этом нам помогут вопросы. Возвращаясь к особенностям работы мозга, следует заметить, что мозг «заточен» под вопросы. И только они дают возможность обойти сознание.

Главная функция мозга – безопасность тела

Когда поступает приказ в Вашу сторону, сознание протестует. Оно чувствует давление и распознаёт его, как опасность. В отличии от приказов, вопросы легко проникают в подсознание, минуя сознание. Вот почему эту технику используют коучи и психологи. Вопросы более комфортные, чем советы. Советы, как зубной имплант: либо приживутся, либо отпадут. Вопросы запускают ментальный процесс (думанье) и любой ответ, который приходит Вам в голову, воспринимается как своё, родное. Почему? Потому что ответ (идею, мысль) Вы сгенерировали самостоятельно. Вот почему стоит освоить умение задавать вопросы.

Как умение задавать вопросы помогает в продажах?

Когда Вы задаёте вопросы клиенту, Вы получаете качественную информацию, которая помогает решить проблему клиента с помощью Вашего товара или услуги. Умение задавать вопросы мне часто напоминает игру в боулинг. Какая цель игрока? Кинуть шар так, чтобы выбить страйк. Почему шар не выскакивает за пределы дорожки? Потому, что там борта. Аналогичная ситуация происходит и в коммуникации с клиентом. Вопросы – это своеобразные борта, которые держат переговоры в нужном Вам русле. Правильная последовательность этих вопросов помогает чётко следовать к поставленной цели – получить заказ (сделку)(выбить страйк).

Воронка вопросов

Сценарий последовательности построения вопросов напоминает лейку:

  1. Первый этап. Задаём клиенту открытые вопросы (на них невозможно ответить «Да» или «Нет»). Главная цель – получить развёрнутую информацию о ситуации клиента, потребностях, «боли» его бизнеса, о том, что хотелось бы изменить, о бюджете и сроках.
  2. Второй этап. Комбинируем открытые вопросы с закрытыми (чёткие ответы либо «Да» либо «Нет»). Для чего это нужно? Для того, чтобы держать клиента в нужном нам русле переговоров. На втором этапе «горловина воронки вопросов» сужается. Мы более точно фокусируемся на цели. Ещё стоит применять закрытые вопросы в том случае, если клиента «откровенно понесло». Он уже забыл о цели встречи и перешёл на отвлечённые темы разговора. Как правило, такие бла-бла-бла переговоры не приводят к сделке.
  3. Третий этап. Горловина воронки вопросов становиться очень узкой. На этом этапе преобладают закрытые вопросы, цель которых – уточнение и перепроверка правильности понимания полученной от клиента информации.

Правильное построение последовательности вопросов помогает привести клиента прямо к сделке. Поэтому умение задавать вопросы, правильные вопросы и в правильной последовательности – это неоспоримое преимущество профессионалов. Кстати, в личной жизни такие воронки вопросов тоже очень хорошо работают… Не верите? А Вы попробуйте…
Если хотите научиться задавать ПРОфессионально вопросы, приходите на тренинг «Продавай, как Чемпион». Это поможет вывести Ваши продажи на существенно новый уровень.

 

Учимся задавать вопросы (практическая консультация для педагогов)

Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ.
Таджикская пословица.

Умение ставить разумные вопросы есть признак ума и проницательности.
Эммануил Кант

Уважаемые коллеги!

Предлагаю начать нашу консультацию с комплиментов друг другу.

Приветствие “Комплимент” (коллеги говорят соседу справа/слева какой-либо комплимент)

Ранее на наших встречах мы говорили о развитии связной речи у детей дошкольного возраста. В ходе посещения занятий в группах я определила, что многие воспитатели затрудняются в постановке вопросов при обучении детей связному высказыванию.

Приведу некоторые примеры: “Морковь какая?”, “Что тут нарисовано?”, “Что девочка делает?” Корректные ли эти вопросы? Почему? Как спросить ПРАВИЛЬНО? (высказывания коллег)

Презентация.

СЛАЙД 2. Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей речевой деятельности, рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

Очень большое значение имеет логическая структура вопроса. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа, побуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Очень важный фактор эффективного общения — это умение спрашивать.

С помощью вопросов мы можем создать нужную нам ситуацию и вызвать желательные нам реакции собеседника.

Вопросы задают все, но мало кто знает, как делать это правильно, чтобы беседа шла в нужном направлении. Если на свои вопросы вы получаете односложные ответы, то, вероятно, вы задали не тот тип вопросов и не тем тоном.

СЛАЙД 3. С психологической точки зрения существуют шесть типов вопросов:

  • Простые
  • Уточняющие
  • Практические
  • Оценочные
  • Творческие
  • Вопросы-интерпретации

С точки зрения философии типов вопросов ещё больше!

СЛАЙД 4. Вопрос – это эффективное средство обучения, которое вызывает желание учиться. Педагоги должны создавать атмосферу, которая побуждает детей задавать вопросы и давать на них ответы. В процессе познания вопросы должны предварять ответы. Следовательно, очень важно развивать умение задавать вопросы.

Какова же иерархия уровней постановки вопросов? Рассмотрим методику обучения умению отвечать детей на вопросы.

Что такое иерархия?

СЛАЙД 5. Иера?рхия (от древне-греческого “священный” и “правление”) — порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в централизованных структурах. Ситуативная подчинённость может возникать по горизонтальному принципу, это качество гибкости системы управления.

По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют 3 вида вопросов.

СЛАЙД 6. И мы с вами уже говорили про эти 3 вида. Давайте вспомним их:

  • Репродуктивные,
  • Поисковые,
  • Проблемные.

СЛАЙД 7. Репродуктивные — наиболее лёгкие, доступные вопросы, требующие простых ответов. Перечень их ограничен: Кто это? Что это? Что делает?

Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные. Поэтому очень важно помогать детям начинать ответ с последнего слова вопроса, своеобразной подсказки (говорящие дети с этим справятся уже в раннем возрасте, если будут слышать образец ответа)

Кто это?

Что это?

Это мальчик.

Это мячик.

Что делает кот?Кот спит.

Вариант вопросов: Это кто? Это что? Что кот делает? — будут некорректными (неправильными), так как вместо помощи (подсказки) затрудняют ответы детей.

Предлагаю выполнить упражнение “Вопрос — ответ”

(педагоги в парах по предметным картинкам задают друг другу вопросы)

СЛАЙД 8. Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений.

Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?

Продолжается отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова (словосочетания) вопроса. Это облегчает ребёнку уже несколько усложнённый ответ и является своего рода подсказкой, но и требует от взрослого грамотной, чёткой, заранее продуманной формулировки вопросов.

Как вы думаете, какой вариант вопроса правильный: Где спит кот? Где кот спит? (конечно — первый вариант, подсказывающий ответ: Кот спит на диване.)

Сейчас поупражняемся.

(По любой сюжетной картине педагоги упражняются в составлении правильных поисковых вопросов)

СЛАЙД 9. Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями Почему? Зачем?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчинённые предложения и более расширенный словарь.

В обучении ответам на проблемные вопросы ещё большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приёма, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Сейчас предлагаю разделиться на подгруппы и составить проблемные вопросы по сложенной сюжетной картине.

(Педагоги берут по 1 фрагменту разрезных картинок, объединяются в подгруппы, собрав целую картинку и в подгруппах выполняют задание)

Итак, подведём итоги.

Что же такое вопросы? Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

Вопросы должны быть продуманными:

  • Первый раз задали вопрос, последующие повторы должны быть такими же.
  • Непродуманные вопросы каждый раз звучат по-новому, тем самым затрудняют ответы.

Мы, взрослые, учимся задавать вопросы, и очень важно учить этому детей.

Для обучения детей умению задавать вопросы можно использовать методику “Вопрошайка” (автор М.Б. Шумакова), с которой вы можете ознакомиться самостоятельно.

СЛАЙД 10. А сейчас предлагаю поделиться своими впечатлениями о нашей практической консультации. (Рефлексия)

Литература.

  1. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги./ Автор-составитель О.М. Ельцова. — Волгоград: Учитель, 2010 г.
  2. Волков А.А. Основы риторики. — М: Академический проспект, 2003г.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.:Просвещение, 1985г.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.

Для чего нужно уметь задавать вопросы. Умение задавать вопросы.

Для чего нужно уметь задавать вопросы?

Когда я смотрю или прослушиваю чье-либо интервью, больший интерес у меня вызывает не тот человек, у которого берут интервью, а тот, кто ведет беседу и задает вопросы. Мне кажется, что от того, какие задаются вопросы и зависит, насколько будет интересным это интервью.

как задавать вопросы

Раньше я считала, что в работе интервьюера для меня много недостижимого, но со временем и с опытом стало понятно, в чем заключается искусство вести беседу и проводить интервью.

Любите ли вы задавать вопросы?

Мы все очень привычно относимся к тому, что маленькие дети хотят все знать и поэтому задают очень много разных вопросов. Сначала мы этому умиляемся, потом стараемся искренно отвечать на них, затем наступает легкое раздражение, иногда сдерживаемое, иногда нет. Наконец с радостью понимаем, что этот период почемучек как-то незаметно для нас закончился, и с легкой грустью иногда о нем вспоминаем.

Возможно и по этой причине тоже, многие люди считают, что если они будут задавать вопросы, то о них будут думать, что они ничего не знают. Раньше любознательность и любопытство не были в уважении и почете. Конечно, я вижу, что отношение людей к разным вещам сейчас меняется, и во многом в лучшую сторону. Но практика показывает, что взрослые люди не любят спрашивать, боясь показаться несведущими в чем-то. Хотя этот миф может развеять Интернет – неиссякаемый источник ответов на любые вопросы.

Возможно, что люди не задают вопросов по одной простой причине: они их не умеют задавать, и не знают как правильно это делать. Здесь мне многие могут возразить: ну что в этом сложного, этому и учить не нужно. Но я отлично помню тот тренинг, на котором нас учили правильно задавать вопросы, и после которого я поняла, что раньше я не умела задавать вопросы. Поэтому частенько получала в качестве ответов совсем не то, что я хотела.

“Каков вопрос – таков и ответ” – это самое ценное правило, которое надо проговаривать как мантру, когда ты хочешь что-либо спросить. А для того, чтобы знать как правильно спросить, нужно знать некоторые особенности и правила, которые присущи технике задавания вопросов.

Вообще, умение правильно задавать вопросы – качество, которое может пригодиться не только в деловой сфере. От того, насколько хорошо вы будете владеть приемами, зависит вся ваша коммуникация в целом. Мы наблюдали такой интересный момент, когда этот навык играл заметную роль во взаимоотношениях внутри семьи и в кругу друзей.

Прежде всего, давайте разберемся, какими бывают вопросы. Так как применение разных видов вопросов может приводить к разным результатам.

Вопросы делятся на несколько групп:

1. Открытые и закрытые. С этими видами вопросов все просто: на открытый вопрос можно получить неодносложный ответ, а на закрытый – односложный, да или нет. “Расскажите, пожалуйста, о том, как ваша компания добилась таких результатов всего за один год?” – это открытый вопрос, и он подразумевает, что собеседник будет рассказывать о предмете вопроса не одним предложением. Здесь важно не задать слишком открытый вопрос, иначе слушать придется очень долго.

“Вас устраивает обслуживание в нашей фирме?” – такой вопрос считается закрытым, на него обычно отвечают “да” или “нет”. При всей их видимой неэффективности, закрытые вопросы могут помочь завершить сделку, ведь нам нужно получить от клиента три “да”, не правда?

2. Альтернативные вопросы. Такие вопросы предоставляют собеседнику выбор без особого выбора. “Ты предпочитаешь провести встречу в первой половине дня или во второй?”, или ” “Дорогой, ты будешь красную икру или черную?”. Мы как бы не даем времени подумать собеседнику, о том, что есть другие возможности, и ему надо выбирать только из этих двух вариантов. А мы получаем именно тот ответ, который нам нужен.

3. Вопрос на вопрос. Бывают ситуации, в которых самым лучшим выходом будет ответить на неудобный вопрос вопросом. Например, “Сколько раз вы были замужем?” –  “А почему вас это интересует?”.

4. Перефразирование. Часто помогает в тех случаях, когда требуется удержать внимание, или когда обдумывание ответа занимает больше нескольких секунд, рекомендуется перефразировать тот же вопрос по другому, а в это время продолжать думать о том, как ответить лучше. К примеру, клиент: “Скажите, сколько у вас стоит самая дешевая дверь?”. Ясно, что односложно ответишь, клиента потеряешь. Поэтому можно спросить: ” Правильно ли я вас понимаю, что вы подбираете дверь, исходя из соотношения “цена-качество”… Варианты могут быть любые, здесь важно удержать внимание клиента и понять, что именно ему нужно.

5. Наводящие вопросы. Такие вопросы могут при должном умении с вашей стороны, задать иное направление беседе. “Я слышал, что в этом году вы открыли филиальную сеть в нескольких городах. Расскажите, как вам это удалось?”

6. Уточняющие вопросы. Отличный пример  – спросить у другого человека, что он имеет ввиду, когда говорит об этом. Анекдот в тему:

— Где это вас так, девушка?
— Что вы имеете ввиду?
— Ну, в челюстно—лицевую просто так не привозят!
— Вы с ума сошли? Я медсестра!

Если вы понимаете, что вопрос вам не до конца ясен, и на него можно ответить по-разному, переспросите у собеседника “Что он имеет ввиду?”. Такой прием отлично работает и деловых переговорах и обычной жизни. Посмотрите мастер класс Дмитрия Норка, и вы сможете убедиться, насколько важен этот вопрос в работе с клиентами.

7. Риторические вопросы. Предполагают, опять же, правильно настроить ход беседы и в нужный момент добить внутреннего согласия и расположения клиента. Такие вопросы могут быть связаны с политикой, с новостями, погодой, ситуацией, отдыхом. Вы задаете вопрос в никуда, вроде бы ни к кому определенно не обращаясь, но в то же время выявляя тех, кто думает так же. Ответ на него, как бы всем очевиден, и по сути, этот вопрос не требует ответа. Есть цитата в тему: «Не каждый вопрос предполагает ответ».

8. Внушающие вопросы. С помощью таких вопросов мы намеренно влияем на собеседника и управляем ходом разговора. “Вы же намерены… Вы же согласны… Вас же устраивает…”

9. Извлекающие вопросы. Вопросы, с помощью которых можно выяснить какую-либо проблему, сложность, задачу, и сфокусировать именно на них.

10. Проблемные вопросы могут обозначить проблему, которая нуждается в проработке, и выяснить, насколько это важно для собеседника.

Итак, я перечислила далеко не все, но самые основные виды вопросов, с помощью которых можно научиться вести беседу, диалог, переговоры наиболее эффективно. Не секрет, что именно искусство владения техникой задавания вопросов, в первую очередь актуально в сфере продаж и переговоров. Так как именно от умения продавца завершать сделки зависит прибыль компании, а следовательно и денежное вознаграждение продавца.

Но всегда следует знать и помнить, что для того, чтобы задавать вопросы, необходимо  хорошо изучить и знать предмет, о котором будет идти речь. Конечно, в первую очередь это относится к деловой сфере деятельности. “Чем больше мы владеем информацией, тем больше мы владеем миром” – известная цитата, которая на 100% оправдывает все наши усилия по проведению встреч и переговоров.

Вопросы задавать непросто. Этому нужно учиться и для этого нужны тренировки. Переделать свою речь, добавить в нее “чужеродные” слова, возможно лишь только под управлением наставника, либо тренера. В чем я неоднократно убеждалась на примере своих менеджеров. Лишь только после многих тренировок, когда эти фразы станут вашими, приятно наблюдать, что твои подопечные наконец-то овладели техникой и теперь умеют правильно задавать вопросы. Что является залогом успеха в переговорах. Кто задает вопросы, тот и ведущий. Вы же не хотите упускать свою инициативу во время проведения переговоров? Тогда учитесь правильно задавать вопросы.

Веселое видео о вопросах, советую посмотреть. Понятно, что герой не знает о правилах и о том, как надо задавать вопросы. Но зато он их записал, что тоже немаловажно – советую обратить внимание.


Если вы хотите найти быстрее нужную и полезную информацию, зайдите на эту страницу, и вы легко сможете соориентироваться в моем блоге. [message type="warning"
]"Успевайте больше за меньшее время вместе с 

«Копилкой Эффективных Советов»

[/message]

Искусство спрашивать и воронка вопросов

Искусство общения включает три группы навыков:

  • ораторское искусство, навыки презентации,
  • владение языком тела, искусство невербального общения,
  • умение слушать и задавать вопросы.

Вот на последнем навыке мы и сконцентрируем сегодня наше внимание. Надеюсь, вы уже прошли бесплатный тест «Умеете ли вы слушать?». Как результаты? Если они требуют улучшения, то умение задавать вопросы будет ключевым шагом к улучшению этого навыка – способности слушать и слышать собеседника.

В детстве, когда мы активно познаем мир, мы непрерывно задаем окружающим вопросы: «Что это?», «Почему это?». Заметьте, это – открытые вопросы, то есть, вопросы, требующие развернутого ответа.

Но со временем у нас складывается ложное убеждение, что мы уже все знаем. И мы, во-первых, задаем вопросы все реже, а, во-вторых, меняется характер задаваемых вопросов. Если мы и спрашиваем, то задаем в основном закрытые вопросы: «Ты согласен?», «Значит, в три часа?».

В результате, мы своими руками строим вокруг себя стену ложных представлений, заблуждений, иллюзий и предрассудков. Многие на вопрос «Ты умеешь задавать вопросы?» ответят: «А чего тут уметь?». Хорошо, а сколько типов вопросов вы знаете? И сколько типов вопросов вы ежедневно используете?

Ведь вопросы бывают не только открытыми и закрытыми. Существуют следующие группы вопросов:

  • Вопросы для сбора информации
  • Вопросы для понимания
  • Уточняющие вопросы
  • Личные вопросы
  • Альтернативные вопросы
  • Наводящие вопросы
  • Гипотетические вопросы

Вопросы для сбора информации

Это как раз те вопросы, которые мы чаще всего задавали в детстве. Они начинаются с вопросительных слов: кто, что, когда, почему, где.

Примеры:

  • Что нужно для успешной реализации данной задачи?
  • Почему все так запущено?
  • Кто уполномочен принимать данное решение?

Вопросы для понимания

Когда мы собираем информацию, у нас часто возникают сомнения или недопонимание, ведь информация бывает противоречивой и сбивчивой. И здесь нам просто необходимо прибегать ко второй группе вопросов, помогающих прояснить запутанное или недостаточно поясненное.

Если вопросы для сбора информации провоцируют собеседника давать максимально развернутый ответ на какую-либо тему, то вопросы для понимания сужают рамки обсуждения, экономя время собеседников.

Примеры:

  • Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду, называя этот продукт «неправильным». Что вы понимаете под этим термином?
  • Вот в этом месте, пожалуйста, поподробнее. Вы могли бы объяснить, что такое «размытые финансовые обязательства»?
  • Вы могли бы подробнее описать ваше видение проблемы?

Обратите внимание на то, что вопросы для понимания всегда являются открытыми вопросами. Этим они отличаются от уточняющих вопросов, которые мы рассмотрим далее. Уточняющие вопросы – это закрытые вопросы.

Уточняющие вопросы

Если вопросы для понимания провоцируют собеседника развернуто пояснить недопонятое, то уточняющие вопросы помогают получить короткий и четкий ответ. Часто они используются там, где собеседник преднамеренно уходит от четкого ответа.

Примеры:

  • Вы заказали три паллета продукции, а ваш менеджер при встрече говорил, что вам надо минимум пять. Вы уверены в правильности заказа?
  • Уточните, когда вы доставите товар?
  • Я правильно вас понял, что вы отказываетесь от ваших обязательств?

Личные вопросы

Однако описанные выше два типа вопросов – это не все вопросы, помогающие прояснить ситуацию. Есть еще и третий, очень полезный тип поясняющих вопросов. Личными эти вопросы называются не потому, что вы, задавая их, переходите на личности. Вопрос «Девушка, а вы за мужем?», относится, скорее, к группе вопросов для сбора информации.

Личные вопросы – это вопросы, призванные понять личные интересы и симпатии или антипатии собеседника.

Примеры:

  • А вам лично нравится этот проект?
  • Как вы чувствуете, нам стоит заключать эту сделку?
  • Какой из вариантов вам лично более импонирует?

Альтернативные вопросы

Последний пример предыдущего раздела подводит нас к разговору о большой и очень полезной группе вопросов. Как часто вы предлагаете своему собеседнику выбор? И продумываете ли вы предлагаемые альтернативы?

Альтернативные вопросы – это секретное оружие продавца. Сравните две альтернативы:

  • Вы будете покупать товар или нет?
  • Вы купите товар самовывозом, или вам нужна доставка?

В первом случае вы даете клиенту шанс сорваться с крючка, а во втором – нет. Вы смещаете фокус его внимания с решения «купить — не купить» на вопрос, как забрать купленный товар.

Альтернативные вопросы с тем же успехом могут применяться и в личной жизни. Предположим, вам надоело сидеть дома, а ваш супруг(а) – домосед(ка). В каком из предложенных ниже случаев у вас будет больше шансов вырваться из дома в выходные?

  • Что мы будем делать в выходные?
  • Посидим дома в выходные или куда-нибудь сходим?
  • Ну, так куда мы пойдем в выходные: в кино или в театр?

В первом и втором случаях вы оставляете супругу(е) шанс предложить отсидеться дома. В третьем – такой альтернативы нет. Психологически человеку проще выбрать один из предлагаемых вариантов, чем генерировать свой собственный вариант и отстаивать его.

Гипотетические вопросы

Еще один инструмент влияния на собеседника посредством правильно заданного вопроса – это гипотетические вопросы. Они позволяют прощупать почву, понять возможную реакцию собеседника. Если их задавать спокойным доброжелательным тоном, то они незаменимы в конфликтных ситуациях и/или при поиске компромисса.

Примеры:

  • Если нам удастся достичь согласия, как долго займет наладка системы?
  • Если мы договоримся по цене, сколько товара вы закажете?
  • Если я соглашусь не ехать в выходные к маме, ты испечешь мой любимый пирог?

Наводящие вопросы

Цели подсказки удобного вам ответа служит и эта группа вопросов. Опять же, некоторым людям бывает трудно принять решение, они сомневаются, тянут время. В общении с ними наводящие вопросы также будут крайне полезны.

Примеры:

 

  • Значит, вас устроит получать эту информацию на ежемесячной основе?
  • Так мы договорились, что встретимся в понедельник?
  • Итак, вы выбрали эту модель, потому что она вам более всего подходит?

Наводящие вопросы обязательно должны быть закрытыми, то есть, предполагать короткий ответ, желательно, «да». Вообще, все вопросы, которые задаются в конце беседы и/или на фазе завершения сделки должны быть закрытыми. На этом этапе не стоит давать собеседнику шансов уйти в пространное разглагольствование и, тем самым, увильнуть от принятия решения и подтверждения взятых обязательств. Поэтому альтернативные и наводящие вопросы еще называются «вопросами, закрывающими сделку».

Воронка вопросов

Среди навыков задавать вопросы есть один наиболее распространенный инструмент: воронка вопросов.

Чаще всего воронку вопросов используют для того, чтобы подвести собеседника к принятию удобного для вас решения. Используется следующая тактика: все начинается с открытых вопросов, затем идут уточняющие, альтернативные вопросы. А в конце – только закрытые, часто, наводящие.

Используя воронку вопросов, интервьюер как бы затягивает собеседника в воронку, постепенно сужая горизонт обсуждаемых вопросов и альтернативных решений до единственного удобного ему.

Пример:

  • Какие машины вам больше всего нравятся?
  • На каких дорогах вы обычно используете машину?
  • Вам удобна ручная или автоматическая коробка передач?
  • Хэтч бэк – оптимальная для вас машина, не правда ли?
  • Вы выбираете машину в базовой комплектации или с дополнительными опциями?
  • Итак, оформляем покупку за наличные или в кредит?
  • Вам удобно будет забрать машину в четверг?

Однако иногда воронка вопросов используется прямо противоположным образом. Воронка как бы переворачивается вверх дном. И тогда она помогает разговорить собеседника, помочь ему сообщить вам как можно больше деталей по интересующему вас вопросу. Этим приемом часто пользуются следователи.

Суть этого приема заключается в том, чтобы идти от простых закрытых вопросов к более сложным открытым вопросам, расширяя горлышко воронки.

Пример:

  • Вы были на улице Ленина первого числа?
  • Вы видели происшествие?
  • Сколько человек участвовало в нападении?
  • Это были молодые люди или подростки?
  • Во что они были одеты?
  • Вы можете описать нападавших?

Три полезных совета

Сайт mindtools.coom, к мудрости которого я довольно часто прибегаю, дает три полезных совета, помогающих отточить навыки задавания вопросов:

  • Не торопите собеседника с ответом, не перескакивайте на следующий вопрос. Часто мы воспринимаем молчание как отказ от комментария, а собеседник просто думает, как правильнее ответить.
  • Искусство задавать вопросы неотделимо от навыков слушания. Научитесь грамотно слушать собеседника (Читайте статью «Активное слушание»).
  • Важной составляющей ваших вопросов является язык вашего тела. При «живом» общении следите за тем, в какой позе вы задаете вопросы, какие жесты при этом используете. При общении по телефону следите за интонациями своего голоса.

У программистов есть поговорка: «заложил мусор – получил мусор». Она применима и к искусству задавать вопросы. Если вопрос задан некорректно (использован не тот тип вопроса, вопрос неправильно сформулирован), то не стоит ожидать от собеседника удовлетворительного и положительного для вас ответа. Каков вопрос – таков и ответ. Поэтому не ленитесь тщательно продумывать задаваемые вами вопросы. Ведь вопросы влияют на собеседника не меньше, а то и больше, чем монологи и презентации.

Бесплатная подписка по e-mail

Leave a comment