Краткая история «улучшения» людей и человеческой породы. Евгеника до и после нацистов
С незапамятных времен люди замечали, что дети более или менее похожи на родителей. А раз так, этой закономерностью можно воспользоваться. Еще Платон в диалоге «Государство» предлагал, как мы сейчас сказали бы, демографическую программу, которая регламентирует, кто с кем может заводить детей. По его мнению, у достойнейших мужчин должно быть несколько партнерш. В начале XVII века испанский врач Луис Меркадо написал трактат «О наследственных болезнях», где советовал подыскивать в супруги такого человека, который как можно больше от тебя отличается: тогда семя отца компенсирует изъяны семени матери, и наоборот. Но прошло еще почти 300 лет, прежде чем люди стали одержимы наследственностью.
В середине XIX века Чарльз Дарвин заявил, что жизнь подчинена естественному отбору. Организмы обладают разными признаками — одни черты помогают выжить и продолжить род, поэтому сохраняются, а другие исчезают. У Дарвина был младший двоюродный брат Фрэнсис Гальтон, и его эта идея поразила.
Как пишет Карл Циммер в книге «Она смеется, как мать», Гальтон изо всех сил старался окончить Кембриджский университет с отличием. Он нанимал репетиторов, ходил на пересдачи и даже упросил преподавателя перенести выпускной экзамен на год, но так и не преуспел. Тогда Гальтон осознал, что, в отличие от приятелей, он посредственность. А те, как ему казалось, унаследовали свои таланты и ум от родителей. Следовательно, выдающихся людей можно — и нужно! — разводить, проводя искусственный отбор.
В 1883 году Гальтон придумал для своего учения броское слово «евгеника», которое составлено из двух греческих корней: «хороший» и «род». Правда, это не помогло завоевать популярность на родине, в Великобритании. Зато евгенические идеи прижились в США.
История семьи Калликак
В конце XIX — начале XX века в Америке многие думали, что будущее страны под угрозой из-за распространения слабоумия. Среди тех, кто пытался найти причину, был психолог и педагог Генри Годдард, работавший в спецшколе. Годдард верил, что интеллект наследуется, как рост или цвет глаз, и что нация попросту вырождается. Чтобы проверить догадку, он стал изучать родословные учеников и вскоре нашел подтверждение.
Помощница Годдарда собрала информацию о полутысяче родственников одной ученицы и выяснила, что от ее далекого предка пошли две ветки потомков. Якобы во время Войны за независимость он переспал со слабоумной девушкой, а когда вернулся с фронта, женился на приличной женщине. У обеих родились дети. Среди отпрысков первой были сплошь идиоты и преступники, а от второй пошли врачи и адвокаты. По результатам этого исследования Годдард выпустил книгу «Семья Калликак», которая его прославила.
Еще до выхода «Семьи Калликак» в некоторых американских штатах были приняты законы о принудительной стерилизации преступников и слабоумных. Врач Уильям Макким, пишет Циммер, вообще предлагал «тихое безболезненное умерщвление». Обретя популярность, Годдард стал лоббировать подобные законы и дальше. Также власти по его совету стали проверять интеллект иммигрантов и солдат. Результаты были удручающие: казалось, что чернокожие и приезжие из Южной и Восточной Европы чуть ли не поголовно слабоумные. В 1924 году Конгресс принял закон, ограничивающий въезд в страну.
На самом деле помощница Годдарда много чего напутала. Никакого общего предка не существовало, а в «плохой» ветви было предостаточно вполне нормальных людей, грамотных и с работой. Отклонения в развитии, которые все же встречались среди родственников той ученицы спецшколы, часто можно было объяснить плохим питанием и другими спутниками бедности. Что до тестов на интеллект, то многие вопросы из них требовали не остроты ума, а конкретных знаний. Наконец, мы до сих пор не до конца понимаем, что такое интеллект, а тем более — как его измерять.
Начиная с 1920-х годов в Соединенных Штатах евгенику критиковали все громче, а в 1930-х она перестала считаться наукой. Но не в Германии.
Культиваторы генов
В Германии «Семья Калликак» впервые вышла еще в 1914 году. Как указывает в своей книге Карл Циммер, Адольф Гитлер прочитал ее спустя десять лет, пока сидел в тюрьме. К власти Гитлер пришел в январе 1933 года, а уже в июле в Германии был принят закон о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями. Среди прочего в список попали шизофрения, наследственные слепота и глухота, хорея Гентингтона, заячья губа.
Закон позволял стерилизовать больных людей, чтобы те не произвели такое же потомство. Решение принимал судья и два медика. Слабоумие выявляли с помощью тестов наподобие тех, что использовались в Америке. Через полтора года еще один новый закон обязал немцев предоставлять справки о состоянии здоровья перед вступлением в брак.
В книге The Nazi Doctors Роберт Джей Лифтон пишет, что врачам в Третьем рейхе так объясняли их миссию: они должны заботиться о том, чтобы люди осознавали весь свой расовый потенциал, не просто лечить больных, а взращивать гены, поддерживать чистоту крови и проповедовать законы природы.
Самой милосердной терапией для неизлечимых и безумных считалось умерщвление, поэтому стерилизация была только первым шагом. Дальше нацисты стали убивать «дефективных» детей в больницах, потом — взрослых. В основном расправлялись с пациентами психиатрических лечебниц, часть из которых переделали в центры для проведения эвтаназии.
Одна такая лечебница располагалась в замке Графенек. Переоборудованной она была открыта с января по декабрь 1940 года, после чего программу пришлось свернуть из-за возмущения немцев. Но убийства не прекратились. Наоборот, нацисты уничтожали все больше людей: больных, преступников, гомосексуалов, евреев, цыган и других неарийцев — просто делали это тайком и в основном на оккупированных территориях.
Истребление людей остановили только советские и союзнические войска под конец Второй мировой войны. Но они не победили евгенические идеи.
Отредактированные дети
«Несомненно, мы обязаны помнить о Холокосте и не позволить истории повториться. Но мы чувствуем, что у нас есть моральный долг способствовать «хорошим рождениям», то есть ставить перед собой в буквальном смысле евгенические цели. Действительно, если родителей поощряют обеспечить своим детям наилучшие условия (хорошее питание, образование, лечение, атмосферу любви в доме и т.д.), то почему бы не поощрять их к тому, чтобы у их детей были хорошие гены?» — пишет в статье о евгенике для Стэнфордской энциклопедии по философии Сара Геринг.
Евгенисты и нацисты рассуждали о генах, но не знали, что это такое. Никто не знал. В 1940-х годах ученые только предполагали, что наследственная информация записана в ДНК, но ее структура и механизм передачи признаков от родителей потомству были загадкой. В наследственности до сих пор остается много неясного. Тем не менее уже известно назначение многих генов и сбои, к которым приводят поломки в ДНК. Существуют и инструменты, позволяющие менять гены. Они далеки от совершенства, но это не останавливает ученых.
В конце 2018 года биолог Хэ Цзянькуй объявил о рождении близнецов с исправленным геном, от которого зависит, произойдет ли заражение ВИЧ. Другие ученые в основном не одобрили эксперимент (достаточно сказать, что у обеих девочек нужный ген отредактирован неточно и не во всех клетках), а позже китайский суд приговорил Хэ к трем годам в тюрьме.
Летом 2019 года россиянин Денис Ребриков собирался проделать то же самое, только с геном, из-за которого ребенок рождается глухим. Якобы он даже уговорил одну пару, но, когда поднялась шумиха, те отказались. Вдобавок на такой эксперимент еще нужно получить разрешение Минздрава, а после истории с Хэ сделать это будет непросто.
Неизбежная евгеника
Тем не менее технологии уже позволяют контролировать или, по крайней мере, расшифровывать наследственную информацию, а в будущем станут точнее и дешевле. Оттого специалисты по биоэтике рассуждают о новой евгенике — либеральной. Называется она так потому, что касается благополучия отдельных людей, а не общества и государства в целом. В ее основе — личная свобода выбора родителей в согласии с их ценностями и представлениями о лучшей жизни. То есть законы не указывают, что хорошо, а что плохо, и не обязывают пару вообще что-то предпринимать.
На первый взгляд, в такой евгенике нет ничего дурного, но возникают трудные вопросы. Вот некоторые из них.
Родители обязаны менять гены ребенка ради его будущего или только могут это делать, а могут и оставить все как есть?
Можно ли менять гены эмбриона, если получить его согласие в принципе невозможно?
Что допустимо: предотвращать болезни или также улучшать признаки? Где проходит граница между лечением и улучшением? Все ли, что кажется улучшением, на самом деле таково? К примеру, самые умные люди — самые счастливые?
Пусть государство не диктует, что хорошо, а что плохо, но в культуре все же существуют устойчивые предрассудки. Если позволить родителям выбирать, не попросят ли они высокого белого гетеросексуального мальчика, ведь у него будет больше шансов преуспеть в жизни? Иными словами, доступное редактирование генома может укрепить расизм, сексизм, гомофобию и другие предубеждения.
Генные технологии сложнее и дороже, чем прививка от полиомиелита, поэтому еще долго будут доступны только избранным. Вдруг социальное и экономическое неравенство укоренится в биологии человека?
Не изменимся ли мы со временем настолько, что перестанем быть людьми?
Большинство из этих вопросов кажутся умозрительными. В конце концов, пока родились только два ребенка с отредактированной ДНК, да и то их никто не видел, а до массового использования таких технологий остаются десятилетия, если не века. Но стоит задуматься, сколько детей
Трудно сказать, какое решение в такой ситуации верное. Карл Циммер в своей книге рассказывает про несколько исков о «неправомочном рождении» от детей, которые считают, что их родители проявили халатность, проигнорировав результаты теста и позволив беременности продолжиться. А могут ли подать в суд люди с тяжелыми патологиями, чьи родители вообще не стали проверять плод? Это уже не умозрительный вопрос.
Дородовая диагностика и генная инженерия расширяют выбор, но в то же время лишают возможности вообще не выбирать. Каждый человек вынужден решать, что «хорошее рождение», а что нет, — все мы неизбежно становимся евгенистами.
Марат Кузаев
5 способов повысить охват историй в Instagram. Читайте на Cossa.ru
Социальные сети конкурируют в борьбе за внимание пользователей. Мы предположили, по каким критериям Instagram определяет интерес пользователя к посту и протестировали разные способы повышения охвата сториз. Пять из них сработали. Их и рассмотрим в статье.
1. Просмотр историй от первой до последней
Один из показателей внимания пользователей — глубина взаимодействия со сториз. Если у вас 10 сториз и пользователь посмотрел 6 из них — это не то же самое, когда у другого пользователя 6 историй и пользователь просмотрел их все. Мы поставили перед собой цель сократить разрыв охвата между первой и последней сториз, ожидая, что это повысит их охват. Вот несколько инструментов, которые помогли достичь цели:
История, разделённая на несколько сториз
Охват этих сториз был около 25к при среднем охвате сториз в проекте 17к. Разрыв между первой и последней историей был на 27% меньше, чем средний
Это также могут быть комиксы, рассказы, зарисовки или даже мультики.
Охват этих сториз — 38,5к при среднем 20к. Разрыв между первой и последней историей был на 30% меньше, чем средний
Кроме истории, разделенной на несколько сториз, работает песня, тоже разделенная на несколько сториз. Контент может быть не связанным между собой, но песня, если попасть в ЦА, удерживает подписчика.
2. Возвращения к предыдущим историям
Механика с возвращениями подразумевает, что человек, просмотрев истории до конца, вернется к предыдущим, увеличив тем самым количество и глубину взаимодействий, что повлияет на охват.
Охват этих историй в среднем 23к при среднем 18к. Число возвращений на 30% выше среднего
3. Задержка на истории
Чтобы добиться задержки, есть несколько способов.
Длинный текст
История с длинным текстом рассчитана то, что человек, который захочет всё прочитать, остановит историю на некоторое время (нажатием на экран). А это, как ни как, взаимодействие, которое покажет умным алгоритмам Инстаграма, что истории этого проекта интересны подписчику.
Поймай что-то динамичное
Здесь такой же принцип, как и в историях с длинным текстом, но нужно не читать, а играть. Мы взяли обычное фото Эйнштейна и сделали ему несколько вариантов рта, который менялись за долю секунды, и для того чтобы «поймать» правильный, нужно было нажать на экран и остановить историю. Такая механика повысила охват историй и помогла развлечь подписчиков.
Найди отличие
В каждой из этих механик охват был выше среднего
4. Наличие и качество интерактивов
Сториз с интерактивами заходят по охвату лучше, чем без них. Естественно, важно качество интерактива: попадание в боль/интерес ца, формулировка, оформление.
5. Мотивация перейти из ленты в сториз
Призыв в описании
Для того чтобы сагитировать подписчиков чаще просматривать истории, наглядно показать им, что там тоже много крутого контента, мы начали делать призывы на пересыл из ленты в сториз.
Таким образом, можно получить дополнительный охват подписчиков, которые, возможно, до этого момента ни разу и не смотрели истории нашего проекта (или же не знали про их существование). И как мы знаем, взаимодействие подписчика с проектом, продвигает его (проект) в списке выдачи историй, что значит — больше охвата в перспективе.
Подобные посты мы делаем для того, чтобы заинтриговать подписчиков и заставить их посмотреть истории. В посте из примера (выше) мы использовали завлекающий заголовок, короткое и четкое объяснение и призыв посмотреть истории. В историях мы опубликовали 5 ярких фото с аналогичным заголовком.
Охват историй вырос почти в 2 раза
Призыв в карусели
Здесь мы в карусель обычного поста добавили скрин с призывом заглянуть в истории (показали где они находятся и куда нажимать). Дополнительно после интерактива в описании сделали ещё один призыв и написали о чём эти истории.
Призыв в инструкции после видео
Принцип, как и в предыдущем примере, но здесь мы отказались от формата карусели и добавили «инструкцию» в само видео при монтаже. Мы не акцентировали внимание на отдельной истории, а просто напомнили про их существование.
Вывод
Чтобы повысить охват историй, нужно не просто публиковать определённое их количество в нужное время, а и работать над качеством самих историй, взаимодействием с аудиторией и вовлечением. Потому что на алгоритм выдачи историй влияет не только актуальность публикации (время и количество), а и интересы подписчика и его отношение к проекту. Только совокупность всех этих факторов поможет попасть аккаунту в топ списка историй подписчика и получить больше шансов на просмотр.
И коротко о главном:
- Всегда анализировать истории. Публиковать только лучшие форматы и рубрики, а также усовершенствовать проблемные.
- Публиковать истории в самые эффективные часы (04:00 — 06:00; 08:00 — 10:00; 12:00 — 14:00; 20:00 — 22:00).
- Публиковать контентные истории перед рекламой.
- Мотивировать смотреть истории в постах ленты.
- Использовать интересный и завлекающий текст в историях, чтобы задержать пользователя.
- Интриговать подписчиков, публикуя интересные истории (фото, видео, музыка), разделенные на несколько историй.
- Делать игры, квесты и разные полезности для того, чтобы пользователь нажал на экран и остановил историю, вернулся на предыдущую, а также захотел досмотреть их все до конца.
![]() |
|
Александр Чижов Директор Студии Чижова |
«В первую очередь хочу поблагодарить коллег за материал. В русскоязычном интернете ещё не помню материалов, где бы люди на практике применяли различные способы для увеличения охвата в сториз и делились выводами, а не просто советовали делать „качественный контент“ и вообще „делать хорошо, а плохо не делать“.
К сути. Параллельно с авторами мы также изучаем данные с размещаемых сториз в инстаграм-аккаунтах наших клиентов и через API Инстаграма выгружаем данные по следующим параметрам: охват, формат сториз, нажатий вперед, нажатий назад, ответы и выходы.
Наши данные, что радует, во многом совпали с выводами коллег.
1. Чем выше соотношение „выходов“ к охвату — тем ниже охват, если проще — чем чаще люди выходят из ленты ваших сториз, тем ниже охват. Важно следить за тем, чтобы „прерываний“ было как можно меньше и люди смотрели все сториз от начала и до конца. Как — примеры из статьи работают.
Чем больше „нажатий вперед“ и „нажатий назад“ на сториз — тем выше охват и это тоже факт. Как добиваться роста показателей — примеры в статье „в точку“: интерактивы и связанные истории.
На охват также влияет количество ответов, в том числе и кликов по сториз, поэтому интерактивы и различные механики, мотивирующие аудиторию на „tap“, повышают охват.
А вот механика с задержкой на истории не поддается техническому анализу, отсюда интересны цифры, которые получили ребята по сториз с длинным текстом, но чисто интуитивно — не стал бы исключать, нужна выборка и конкретные цифры.
Итог. Статья — кайф, читать всем эсэмэмщикам и предпринимателям. И больше аналитических статей богам аналитики».
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на [email protected]. А наши требования к ним — вот тут.
|
|
Как сделать Истории интереснее
Приветствую контентщиков и тех, кто так или иначе работает с Историями в Инстаграме.
Не всегда получается сделать Истории интересными и вовлекающими, так бывает. Чтобы этого избежать, прочитайте статью — я подобрал несколько приёмов, которые помогают повысить интерес к вашему контенту. А чтобы узнать больше — пройдите курс по Инстаграм-Историям.
Как относятся зрители к Историям
Истории популярны — это факт.
Большинство тех, кто публикует контент в Историях, думают, что аудитория в Инстаграме очень хочет их смотреть. Поэтому мы получаем скучный контент, текст с мелким шрифтом, без цепляющих заголовков, без интерактивных коммуникаций, селфи-видео без субтитров и прочее-прочее.

Ядро аудитории Инстаграма действительно много времени проводит в приложении. Больше половины каждый день смотрят сотни Историй, но кто сказал, что они вовлечены?

Понимание целевой аудитории даст ответ на вопрос: «какие истории создавать, чтобы зарабатывать на этом». Грубо говоря, если я продвигаю кофейню, и моя задача — привлечь посетителя, я сделаю предположение: «некоторые люди ходят в кофейню, чтобы делать красивые фоточки и публиковать их потом в Инстаграме». Значит, им будет интересно наблюдать идеи по фотографиям, советы, инструкции, правила и прочие штуки про кофейню. Я применяю эту тактику и через некоторое время отслеживаю — появилось ли больше посетителей, если нет — меняю контент или меняю предположение.
Создать интересные Истории можно, если контентщик разбирается в своей целевой аудитории.
Чтобы не застрять на обсуждении «как искать целевую аудиторию», я подобрал материалы, которые помогут разобраться, посмотрите их потом:
Перейдём к локальным инструментам, которые помогают повысить интерес аудитории к публикуемым Историям.
Смените ракурс
Блогеры очень любят делать просто серию фотографий или наговаривать десятки историй по 10 секунд. Такой ровный контент надоедает. Добавьте динамики, сменив композицию кадра.
Если один слайд опубликовали как «общий кадр», то следующий должен стать крупнее или селфи. Не обязательно каждый слайд менять ракурс, но внося разнообразие в фото, видео, рубрики, мы создаём интригу.
Меняйтесь: виды, рубрики, форматы
Относитесь к вашим Историям как к развлекательным медиа. У вас должно быть понимание, какой контент вы публикуете и почему. Создайте отдельный контент-план для Историй и регулируйте плотность и качество публикуемого контента.
Рекомендую быть динамичным: сегодня публикуете карточки, завтра — делаете 2-3 видео, потом мем и отзыв. В таких ситуациях поможет хорошее знание разных форматов контента.

Создавайте интригу
Самый простой инструмент для вовлечения аудитории в просмотр Историй — создать интригу, которая заставит ждать следующий кадр. Вспомните любой хороший сериал — как обрывают историю в последнюю минуту, и мы с нетерпением ждём новых серий или даже сезон.
Одно время во ВКонтакте был распространён метод продвижения с помощью постов, которые содержали часть истории, но чтобы прочитать всю историю — нужно было вступить в какую-то закрытую группу и прочитать её уже там. Метод прикрыли, но в Инстаграме эта схема набирает популярность.
Подобную модель можно применить в Историях — вы делаете интересную затравочку для истории на одном слайде, обрываете фразу и пишете про продолжение, через некоторое время публикуете продолжение. Чтобы создавать интригующие затравочки, используйте методику создания цепляющих заголовков.
Пронумеруйте слайды Историй
Номер слайда отчасти выполняет ту же функцию, что и цифра в заголовке — показывает, что контент конкретного объема и вызывает интерес «а что именно там разместили». Хорошо работает двойная нумерация, типа: «третья страница из сорока», особенно если все эти страницы будут опубликованы в несколько дней.
Подобный лайфхак хорошо сочетается с Историями в формате «нарратив» — это серия Историй, которые нужно смотреть последовательно, немного похожи на карточки.
Создавайте интерактивные коммуникации
Используйте всю мощь интерактивных коммуникаций — вставляйте стикеры опросов, викторин, слайдеры и другие.
Интерактивные коммуникации подразумевают, что вы не просто даёте зрителям отреагировать на ваш вопрос, но и сами в ответ реагируете на их действия. Если вы вставляете стикер вопрос, получаете кучу вопросов — вам следует сделать несколько Историй с ответами, если устраиваете голосование — у вас должен быть слайд с результатом голосований.
У лайфстайл-блогеров довольно популярна игра «Поиграй мной». Блогер закидывает ситуацию «что мне делать сейчас — идти завтракать в кафе или приготовить овсянку». Зрители реагируют и блогер через час-два публикует историю-реакцию, как он сделал то, что посоветовали подписчики.
Некоторые используют игру с умом: блогер по личной эффективности провёл игру, а после — разбор полётов, почему такие-то действия были ошибочными, и что они дают в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В блоге SMMplanner мы собрали несколько идей для интерактивных Историй, если вы нам поможете пополнить коллекцию, будем рады.
Раздавай годноту и халяву
Простой, но дорогой способ увеличения вовлеченности в Истории — приучить аудиторию к раздаче «халявы и годноты».
Подразумевается, что вы регулярно находите какие-то ценные вещи: белые книги, промокод, бесплатный доступ к чему-то и раздаёте аудитории эту «полезность» за какое-то действие, вроде «правильно ответил на все вопросы в мини-викторине» или «написал кодовое слово в директ, чтобы найти кодовое слово, нужно внимательно изучить три последних поста».
Запомнить
Истории популярны — используйте их. Но не абы как, не задумываясь о получении профита. Планируйте контент-план, прорабатывайте взаимосвязь постов, прямых эфиров, IGTV с Историями.
Будьте динамичными. Меняйте ракурсы. Меняйте форматы и рубрики. Немного меняйте стиль.
Будьте загадочными. Применяйте основы драматургии, рассказывайте о людях, обрывайте истории на неожиданном месте, делайте цепляющие подводки и нумеруйте слайды.
Раздавайте призы за определенные действия аудитории. Мотивируйте аудиторию пробежаться по постам, актуальным Историям и написать в директ.
Зарегистрируйтесь в SMMplanner и запланируйте посты в Инстаграм и Инстаграм Истории.