Статус маргинала в современном обществе: значение слова и социальный статус человека в РФ – кто это? Маргинальный человек: характеристика, признаки, причины маргинальности

значение слова и социальный статус человека в РФ

Содержание статьи:

В каждом обществе есть распределение на различные категории и классы, каждому из которых присваивается свой социальный статус. Подобное деление является гарантом гармоничного развития политической и экономической сферы. Сейчас россияне активно используют термин «маргинал» в своём повседневном общении. Однако, несмотря на частоту использования данного понятия, его значение отличается сложностью и запутанностью.

Кто такие маргиналы и каково их положение в современном обществе?

На самом деле, маргинальность является характерной чертой многих современных граждан. Смысл данного термина подразумевает нахождение человека на границе социальных классов. Это влияет на его психологию, понимание окружающего мира и отношение к другим людям.

Маргиналы отказываются принимать ценности, нормативы и стандарты, установленные в мире. Они формируют свою собственную культуру, определяя ценности, приоритеты, выгоду и прочее.

Маргинальность может быть индивидуальной и групповой. В первом значении, речь идёт о конкретном человеке, объединяющем в себе отдельные элементы нескольких социальных классов. Он не способен вписаться в одну социальную группу. Что касается второго значения, то оно указывает на развитие и распространение маргинальности по причине изменения социального скелета общества.

Характерной особенностью маргиналов является тот факт, что они полностью отказываются от стандартов и зависимостей, навязанных правительством. Такие люди могут располагаться на социальном дне или воспарить ввысь над общественными стереотипами. Насчитывается масса примеров, когда маргиналами являются преуспевающие бизнесмены и известные политики.

Говоря иначе, если развитие человека превосходит развитие обычных представителей общественности, или напротив, находится на ступень ниже, то этого гражданина можно смело причислить к маргиналам.

Определение и последствия развития маргинализации

Определение и последствия развития маргинализации

По мнению социологов, маргинальность – это не что иное, как развал и деградация общества, провоцирующие отказ от гражданских принципов и ценностей. Наблюдается обесценивание традиций и разрыв связей между отдельными представителями общества.

Следует отметить, что маргиналы далеко не всегда отвергаются обычным обществом и оказываются на самом дне. Достаточно часто естественная маргинализация сопровождается увеличением мобильности людей. Последствиями подобных изменений могут стать революции, попытка свергнуть действующую власть, проведение реформ и прочие явления.

Современные маргиналы с течением времени адаптируются к окружающему их миру, проявляя желание стать неотъемлемой составляющей действующей системы. Зачастую, подобная инициатива приводит к серьёзным конфликтам, провоцирует начало военных действий и стимулирует межнациональные распри.

Бывают ситуации, когда группе, участниками которой являются несколько неординарных личностей, или, говоря иначе, маргиналов, удаётся образовать отдельную ячейку, способную стать достойным конкурентом для обычных социальных категорий.

Принимая во внимание стандартные нормы и принципы, можно отметить, что людям, которых можно считать маргиналами, необходима помощь психотерапевтов. Однако нельзя забывать, что история каждой страны насчитывает множество ярких примеров, когда именно маргинальность позволяла людям добиваться успеха, финансового благополучия, известности и иных положительных результатов.

Если несколько факторов будут сложены правильно, маргинализация даст людям возможность активно развиваться, открыть собственный бизнес, стать известным деятелем искусства или успешным изобретателем.

Каким будет отношение к маргиналам в будущем, сказать сложно, но современное общество стремится, как можно скорее, отвергнуть любые проявления неформальности во всех её проявлениях.

Кто такие маргиналы?

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!

Кто такие маргиналы в современном обществе

Маргиналы — это люди, которые по различным причинам выпали из привычной для них социальной среды и не в состоянии примкнуть к новым общественным слоям, как правило, из-за культурного несоответствия. В такой ситуации они испытывают сильное психологическое напряжение и переживают кризис самосознания.

Теория о том, кто такие маргиналы была выдвинута еще в первой половине 20-го века Парком Р. Э. Но до него вопросы социального деклассирования были подняты Карлом Марксом.

Кто такие маргиналы

Теория Вебера

Вебером был сделан вывод о том, что общественное движение начинается тогда, когда маргинальные слои основывают общность, и это приводит к различным социальным изменениям: реформам и революциям. Вебер дал более глубокую трактовку тому, кто такие маргиналы, что позволило объяснить формирование новых сообществ, которые, разумеется, не всегда объединяли социальные отбросы общества: беженцев, безработных и так далее. Но с другой стороны, социологи никогда не опровергали несомненную связь между человеческими массами, исключенными из системы привычных социальных связей, и процессом организации новых общностей.

Маргиналы это

В сообществах людей действует главный принцип: «Хаос должен быть как-то упорядочен». При этом новые классы, группы и слои практически никогда не возникают в связи с организованной активной деятельностью попрошаек и бомжей. Скорее, это можно рассматривать как строительство параллельных социальных структур людей, чья жизнь до перехода на новую позицию была вполне упорядоченной.

Маргиналы в современном обществе

Несмотря на распространенность модного ныне слова «маргинал», само понятие довольно неопределенно. Поэтому невозможно конкретно обозначить роль этого явления в культуре общества. Можно ответить на вопрос о том, кто такие маргиналы, характеристикой «внесистемные». Это будет максимально точное определение. Потому что маргиналы находятся вне социальной структуры. То есть не относятся ни к одной группе, определяющей характер общества в целом.

Есть маргиналы и в культуре. Здесь они находятся вне основных типов мышления и языка и не принадлежат ни к одному художественному направлению. Маргинала нельзя причислить ни к одной господствующей или основной группе, ни к оппозиции, ни к различным субкультурам.

Маргиналы в современном обществе

Общество уже давно определило, кто такие маргиналы. В общественном сознании утвердилось мнение, что это представители низших слоев социума. В лучшем случае это люди, находящиеся за рамками норм и традиций. Как правило, называя человека маргиналом, показывают негативное, презрительное отношение к нему.

Но маргинальность — не автономное состояние, это результат непринятия норм и правил, выражение особых отношений с существующим общественным строем. Она может развиваться в двух направлениях: разрыв всех привычных связей и создание собственного мира или поэтапное вытеснение обществом и последующий выброс за рамки закона. В любом случае маргинал — это не изнанка мира, а только теневые его стороны. Общественность привыкла выставлять напоказ людей вне системы, чтобы утвердить собственный, считающийся нормальным мир.

Маргиналы в современном российском обществе (стр. 2 из 4)

• дезорганизованность, ошеломленность, неспособность определить источник конфликта;

• ощущение «неприступной стены», неприспособленности, неудачливости;

• беспокойство, тревожность, внутреннее напряжение;

• изолированность, отчужденность, непричастность, стесненность;

• разочарованность, отчаяние;

• разрушение «жизненной организации», психическая дезорганизация, бессмысленность существования;

• эгоцентричность, честолюбие и агрессивность .

Исследователи отмечают близость его характеристик «маргинального человека» и определенных Дюркгеймом характерных черт общества, находящегося в состоянии аномии, как следствия разрыва социальных связей. Однако Стоунквиста, признававшего, что в каждом из нас множество социальных двойников, что дает основание ассоциации с маргинальностью,

Стоунквист выделял три фазы эволюции «маргинального человека»:

• индивид не осознает, что его собственная жизнь охвачена культурным конфликтом, он лишь «впитывает» господствующую культуру;

• конфликт переживается осознанно — именно на этой стадии индивид становится «маргиналом»;

• успешные и безуспешные поиски приспособления к ситуации конфликта.

В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной» . В 40 — 60-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». А. Грин утверждал, что маргинальный человек это всеобъемлющий термин (omnibus term), который, включая все, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены.

Обзор истории и развития термина «маргинальность» в западной социологии позволяет сделать следующие выводы. Возникнув в 30-е годы в США как теоретический инструмент для исследования особенностей протекания культурного конфликта двух или более вступающих во взаимодействие этнических групп, концепция маргинальности утвердилась в социологической литературе и в последующие десятилетия в ней обозначились различные подходы. Маргинальность стала пониматься не только как результат межкультурных этнических контактов, но и как следствие социально-политических процессов. В результате достаточно четко выделились совершенно различные ракурсы понимания маргинальности и связанных с этим комплексов причинно-следственных процессов. Их можно обозначить ключевыми словами: «промежуточность», «окраинность», «пограничность», по-разному определяющих основные акценты в изучении маргинальности.

2. Процесс маргинализации

Процесс маргинализации идет по двум векторам: 1 «определение» выносится обществом в отношении других индивидов и групп, являющихся нетипичными либо предлагающими иные интерпретации реальности; 2 «самоопределение» индивидов и групп как маргиналов.

1) Маргинальность извне: приписывается обществом. Данные процессы описываются через термины «маркирование нетипичности», «навешивание ярлыков». Общество приписывает индивиду, группе, явлению статус «маргинальных», что означает возведение барьеров для интеграции чужаков в социум.

Мысль, что отклонение создается обществом , достаточно распространена в современной социологической традиции. «Социальные группы создают отклонение, создавая правила, нарушение которых составляет отклонение , применяя эти правила к отдельным индивидам и наклеивая на них ярлык аутсайдеров ».

Клеймение индивида имеет важные следствия в отношении дальнейшего социального участия и самоимиджа этого индивида. Так, «социальное исключение» как процесс нарушения прав, ограничение доступа к жизненно важным ресурсам имеет в своей основе представление, что данные индивиды и группы «не такие, как все», а следовательно, не могут пользоваться всей полнотой прав, их статус должен быть особо оговорен.

Для осуществления процесса маргинализации необходим субъект, который ставит «диагноз» в отношении индивидов и групп, выносит свое «определение» относительно их нетипичности или несоответствия норме. Обычно этими субъектами становятся агенты социальных норм: журналисты, идеологи, ученые, врачи, учителя. Следующий шаг «определение» становится достоянием общественного мнения. Далее следует отказ «маргиналам» в социальной интеграции. Отметим, что это «мягкий» отказ: в отношении маргинальных групп редко применяются силовые решения, такие как физическое уничтожение, тюремное заключение или принудительное лечение. Субъект конструирования не заинтересован в полном исключении группы из социально-экономических, политических и социокультурных связей. Изменения касаются положения и роли этих групп. В частности, приписывание маргинального статуса дает субъекту конструирования возможность требовать исполнения роли при резком снижении социального статуса «маргинала», «издержек» со стороны агента социальной нормы. Примером этому может быть ситуация во многих республиках СНГ, где русские, продолжая работать в качестве специалистов в промышленности, получают ярлык «маргиналов» как «инородцы», что является основанием для нарушения их социально-экономических и гражданских прав.

Таким образом, главный результат конструирования маргинальности «извне» это искусственно создаваемые барьеры для социальной интеграции, выпадение из «мейнстрима», «забывание», концептуальное «незамечание» маргинальных групп.

2) Маргинальность изнутри: самоидентификация. Этот процесс может идти как самостоятельный; идти параллельно приписыванию маргинального статуса извне; быть следствием получения ярлыка маргинала.

Маргинальная самоидентификация основывается на ранее выделенных критериях чувстве собственного несоответствия «норме» и продуцировании иных определений реальности. Типичными реакциями на навязывание маргинального статуса являются в одних случаях интернализация «маргинального» статуса, когда «диагноз» становится для человека субъективно реальным. Тогда возникает чувство вины, принятие «терапевтических» мер, направленных на интеграцию в социум, и «возврат к нормальности» приносит немалое субъективное удовлетворение. Другой тип реакции на «клеймение» — отрицание диагноза, декларирование своей «особости» либо стремление к переопределению ситуации.

3) Девиация. Это связано с накоплением «отрицательной энергии», которая либо оказывается деструктивной для самих членов подобщества, либо выплескивается в «большое общество» в виде насилия, неуправляемых действий. Примерами этого являются в первом случае так называемые деструктивные религиозные культы, во втором различные организации нацистского толка.

4) Интеграция. Ранее маргинальная, группа постепенно завоевывает сильные социальные позиции, ее точка зрения, ее определение реальности постепенно становятся общепринятыми. Маргиналы этого типа являются первопроходцами, реформаторами, проводниками новых социальных норм, направлений в искусстве; новые веяния моды также всегда проходят этап маргинальности, прежде чем стать достоянием большинства. Здесь важен механизм формирования общественного мнения, и агентами его изменения, по мнению Э. Ноэль-Нойман, являются те, кто не боятся изоляции, способны на фоне «спирали молчания» высказать мнение, противоположное официальному (общепринятому). Это люди особого типа, для которых «возмущение общественности лучше, чем отсутствие внимания» .

3. Теория маргинальности в современной российской социологии

Сегодня происходит последовательное углубление на разных этапах этих процессов и тенденций. Оценки ученых — их современников вряд ли можно считать только лишь мрачными метафорами. Как отметил Н.И. Лапин, Россия переживает универсальный социокультурный кризис. «Разрушение Союза породило множество трещин в общественном теле самой России — вертикальных (производственно-отраслевых, социально-профессиональных) и горизонтальных. Эти трещины столь многочисленны и опасны, что позволяют говорить о кризисе интеграции — одном из глубочайших за всю историю» . Особенность ситуации в том, что кризис идентичности в России сопряжен с ходом радикальных реформ. «Реформы воздействуют на кризис, но не так, как ожидалось… Взаимодействуя, они искажают динамику друг друга, ведут к неожиданным результатам. Это свидетельствует о том, что пока не возник механизм саморазрешения кризиса, его патологический характер сохраняется».

И сегодня в гораздо большей степени перед нами не структура общества, как «некое стабильно функционирующее целое», а «поток, лавина, обвал, подвижка целых социальных пластов, а то и континентов» . Наше общество переживает системный кризис, поразивший все его структуры. Дополняя дюркгеймовскую характеристику аномии (отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам) — можно сказать, что ведущим признаком кризиса является «стихийное» разрушение социальных структур — социальных, экономических, политических, духовных.

Статус маргинала в современном обществе

     Межклассовыми являются такие маргинальные социальные слои, которые по своему классовому статусу неопределенны, например, мастера, служащие-неспециалисты. Межклассовые социальные слои в свою очередь могут иметь внутреннюю вертикальную структуру. Например, внутри интеллигенции можно выделить такие слои, как научно-культурные, научно-технические, административно-управленческие работники. Другим примером деления по вертикали могут выступить «белые воротнички» — служащие административно-

управленческого и государственного аппарата, одна часть которых может быть вполне объективно отнесена к рабочему классу (конторские и торговые служащие), а другая — к средним слоям, высшие служащие, входящие в класс буржуазии (крупные менеджеры и т.д.).

     Средние слои — это некая совокупность социально неоднородных слоев и  групп, которая характерна для классово-

антагонистического общества. Средние слои занимают промежуточное  положение между основными классами, выступают источником их пополнения и образования новых классов при возникновении новых экономических формаций. Например, в рабовладельческом обществе ими были свободные мелкие собственники, в феодальном обществе — бюргерство и т.д. В современном капиталистическом обществе средними слоями являются: мелкие частные собственники города и деревни (мелкие торговцы, ремесленники, владельцы мелких предприятий, фермерство и др.), интеллигенция, служащие сферы производства, торговли, учреждений образования, медицины, обслуживания (учителя, врачи и т.д.).

     Социально-слоевая  структура не совпадает полностью  с классовой структурой общества, она обогащает и конкретизирует последнюю, позволяет проследить динамику тех или иных групп. Большинство  социальных слоев образуются на основе пересечения различного типа структур — социально-демографической, социально-профессиональной, образовательной и т.д. Это позволяет выделять проблемные группы, которые требуют к себе особого внимания со стороны общества, например, низкооплачиваемые рабочие, молодые рабочие и т.д. 

    1. Социально классовая структура общества
 

     В социологии понятия «социальная  структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы.

     Понятие «социальная структура общества»  есть часть понятия социальной системы  и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи. Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом,  понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны,  социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

     Социальная  структура общества означает объективное  деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному  положению, по их отношению к способу  производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами  социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными  и  классовыми отношениями в обществе.

     Социальная  структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С  одной стороны, эти институты  задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.

     Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее. С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп.

     В широком смысле социальная структура  – это строение общества в целом, система связей между всеми его  основными элементами. При таком  подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп. 

    1. Понятие «маргинал»
 

     Понятие «маргинал» впервые появилось во Франции как имя существительное  в 1972 г. (ранее существовало только понятие  «маргинальный»). Маргиналами стали называть тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. Незадолго до этого страна была глубоко потрясена майскими событиями 1968 года, и вот уже на смену мечте пришли тревога и конформизм. Власть имущие стремились к успокоению, однако многие выступили против возврата к традиционным порядкам. Именно их стали называть маргиналами.

     Маргинальность — это не состояние автономии, а  результат конфликта с общепринятыми  нормами, выражение специфических  отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.

      Уход в маргинальность предполагает два совершенно различных маршрута:

— либо  разрыв всех традиционных связей  и создание своего собственного, совершенно иного мира;

— либо  постепенное вытеснение (или насильственный  выброс) за пределы законности.

       В любом варианте, будь то результат «свободного» выбора или же следствие процесса деклассирования, который провоцируется напуганным обществом , маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны. Общество выставляет отверженных напоказ, дабы подкрепить свой собственный мир, тот, который считается «нормальным» и светлым.

      Истории и раньше были известны всевозможные отклонения от нормы. Из века в век происходит взаимодействие между волей правителей к порядку и организованности и теми многочисленными течениями, которые критикуют власть и угрожают ей, нарушают ее установления. Одним из самых активных стимуляторов процесса маргинализации служит страх — перед дьяволом, ересями, болезнями, телесными аномалиями, чужеземцами, а позднее и тунеядством. За каждой из этих угроз проступает личина врага, подлежащего изоляции или устранению теми или иными методами, в зависимости от эпохи.

       1656 год во Франции положил начало новой практике отныне оказывает неизменное воздействие на восприятие отклонений. Маргиналов сторонятся, порою преследуют, однако они остаются вполне зримой реальностью в обществе. Жизнь его, лишенная скрытности и как бы вынесенная наружу, проходит в тесном соприкосновении его членов, при полной ясности всех действий и обрядов.

      В конце XVII века возникает новая модель (проект) : изолировать маргиналов как явление отталкивающее и вредоносное. Начинаются облавы на умалишенных, нищих, тунеядцев и проституток, многие из которых оказываются в казематах Центрального госпиталя. Это вызывает сопротивление со стороны противников расширения карательных санкций.

      Со своей стороны сторонники нового курса начинают разрабатывать все более многочисленные и хитроумные «защитные механизмы», исходя из того, что политика изоляции будет порождать новые формы правонарушений и маргинальности. В XIX веке окончательно утверждается положение, при котором с увеличением числа случаев, квалифицируемых законом как про-тивоправное поведение, возрастает и число лиц, объявляемых опасными, подвергаемых остракизму.

       Маргинальность переживает сейчас весьма своеобразный момент : про- должая причислять к ее жертвам все нежелательные элементы, общество ощущает, как подрываются изнутри его глубинные устои, основательно рас-

шатанные  экономическими процессами. В тираж  выходят теперь не только чужие, но и самые что ни на есть свои — те, кто поражен поселившемся в нашем  обществе раком. Отверженность выступает как продукт распада общества, пораженного кризисом. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления, так как мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума ,не сами делают это выбор — они незаметно вытесняются в это состояние, так и не приобщившись явным образом ни к одной из традиционных категорий отверженности.

          Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на  обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и ка падают маргиналы.

        Маргинал отныне не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди себе подобных- человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды.

         Маргиналы — обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попроту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.

     Американские ученые 30-50-х гг. обратили  внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть американского общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции и др.). Было также замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать творческие возможности и тем самым обогатить общество и материально и духовно.

          Маргинальная ситуация возникает  на рубежах несхожих форм социокультурного  опыта, всегда бывает весьма  напряженной и по-разному реализуется  на практике. Она может быть  источником неврозов, деморализации,  индивидуальных и групповых форм протеста. Но оно же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества.  Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

     Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействия между носителями разнородных этонокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации — все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (гос. институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.). Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений — просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных  групп.  

    1. Исследование  проблемы маргинализма в РФ и за рубежом

Маргинальность в современном обществе (стр. 3 из 4)

Таким образом, радикальные изменения социальной структуры российского общества в 90-е годы связаны с поляризацией среднего класса, расслоением его на два полюса, пополнивших верхи и низы общества. В результате численность этого класса существенно сокра­тилась.

Попав в слой «новых бедных», российская интеллигенция оказалась в маргинальной ситуации: от старых культурных ценностей и привы­чек она отказываться не хотела и не могла, а новые принимать не же­лала. Таким образом, по своему экономическому положению эти слои принадлежат к низшему классу, а по образужизни и культуре — к среднему. Точно так же в маргинальной ситуации оказались предста­вители низшего класса, пополнившие ряды «новых русских». Для них характерна старая модель «из грязи в князи»: неумение прилично себя вести и говорить, общаться так, как требовал того новый экономиче­ский статус. Напротив, нисходящую модель, характеризующую движе­ние бюджетников, можно было бы назвать«из князи в грязи».

1.3.Реакция общества на наличие маргиналов

Маргинальный статус (навязанный или приобретенный) сам по себе не означает ситуации социального исключения или изоляции. Он легитимирует эти процедуры, являясь основанием для применения «концептуальной машинерии поддержания универсума» — терапии и исключения. Терапия включает применение концептуальных механизмов, чтобы актуальные и потенциальные девианты пребывали в рамках институционализированного определения реальности. Они достаточно разнообразны — от пасторского попечения до программ личностной консультации. Терапия включается, когда маргинальное определение реальности имеет психологически подрывной характер для остальных членов социума; так, целью контрпропаганды является недопущение «брожения умов» под влиянием «чужих» СМИ либо харизматических личностей в своем социуме. Исключение чужаков – носителей иных определений ведется по двум направлениям:

1) Ограничение контактов с «аутсайдерами»; 2) Негативная легитимация.

Второе представляется нам наиболее тесно соотносящимся с маргинальным статусом индивидов и групп. Негативная легитимация означает принижение статуса и возможности влияния маргиналов на общность. Она осуществляется путем «аннигиляции» – концептуальной ликвидации всего, что находится за пределами универсума. «Аннигиляция отрицает реальность любого феномена и его интерпретации, которые не подходят этому универсуму»[3]. Она осуществляется либо путем приписывания низшего онтологического статуса всем определениям, существующим за пределами символического универсума, либо попыткой объяснения всех отклоняющихся определений на основе понятий собственного универсума. Еще раз обратим внимание на разную реакцию общества на девиантность и маргинальность.

2.Преступность и маргинальность в современном обществе

В настоящее время масштабы преступности приняли размеры, угрожающие общественной безопасности в целом. Здесь несомненно большое влияние маргинальной среды. Подтверждением сказанного является то, что ухудшение качест­венных характеристик криминологической обстановки проявляется в интенсивном расши­рении криминогенной социальной базы за счет увеличения маргинального слоя люмпенизированных групп населения (безработных, бездомных и других категорий людей, находящихся по жизненному уровню за чертой бедности), особенно среди молодежи, а также среди несовершеннолетних. В 1998 г. из общего числа расследованных преступлений 10,3% были совершены несовершеннолетними и при их соучастии, 32,9% — лицами, ранее совершавшими преступления, 20,4% — в группе. Удельный вес преступлений, совершенных в состоянии наркотического и токсического опьянения, что характерно для молодежнойсреды, составляет 1,0%.

Маргинальность выступает благоприятной средой развития преступности. Как ни печально, прогноз преступности в мире, в его отдельных регионах и странах к началу третьего тысячелетия вызывает лишь справедливые опасения. Общая результирующая преступности в мире продолжит идти вверх в ближайшее время. Средний прирост ее может находиться в пределах 2-5% в год. К такому варианту прогноза приводит и экстраполяция имеющихся тенденций, и экспертные оценки возможной криминологической обстановки и мире, и моделирование причинной базы преступности будущего, и системный анализ всей совокупности криминологически значимых сведений прошлого, настоящего и возможного будущего[4]. Если говорить о России, то прогнозные оценки преступности характери­зуются в настоящем и будущем как весьма неблагоприятные.

С точки зрения криминологического анализа степени криминогенности маргинальности представляется важным учет того обстоятельства, что маргинальная среда является далеко не однородной. Многоуровневость маргинальности выражается прежде всего в следующем:

1.Маргинальность как явление свойственно российским условиям «переходного перио­да». Этот уровень определяется пограничным состоянием общества на рубеже двух социаль­ных систем в условиях кризиса в экономике и социально-политических образованиях, в результате чего происходит разрушение различных структур общества и формирование новых, обладающих определенной нестабильностью. Маргинальность этого уровня, обусловленная комплексом факторов внешнего, общего для всей страны характера, детер­минирует Маргинальность более низкого уровня, характеризующую состояние социальных субъектов, оказавшихся в промежуточном состоянии и определяемую факторами не только объективного, но и субъективного характера. Порожденные указанными противоречиями социального устройства, такого рода маргиналы еще не представляют криминогенной опасности.

2.Маргинальный статус следующей группы является источником невротических симтомов, тяжелых депрессий и непродуманных действий. Такие группы выступают в принципе объектом социального контроля институтов социальной поддержки.

3.Для некоторых слоев маргиналов характерно то, что у них постепенно вырабатывается особая система ценностей, которой нередко присущи глубокая враждебность к существующим общественным институтам, крайние формы социальной неприспособленности и неприятие всего существующего. Они, как правило, склонны к упрощенным максималистским решениям, проявляют крайний индивидуализм и эгоизм, отрицают любые виды организованности и близки к анархизму в своих ориентациях и поступках. Такие группы маргиналов еще нельзя отнести к криминальным, хотя некоторые предпосылки этого уже зарождаются.

4.Предкриминальные группы маргиналов характеризуются неустойчивостью поведения и поступков, а также нигилистическим отношением к закону и правопорядку, они как правило, совершают мелкие аморальные поступки и отличаются дерзостью поведения. По существу они образуют тот «материал», из которого могут формироваться лица и группы с криминальной направленностью.

5. Лица с устойчивой криминальной направленностью. У такого рода маргиналов уже полностью сформировались стереотипы противоправного поведения и они част совершают правонарушения, крайней формой которых являются различного рода преступления. В их речи заметное место занимает уголовный жаргон. Их действия сопровождаются особым цинизмом.

6. На нижней ступени приведенной классификации маргиналов стоят лица, отбывшие уголовное наказание, утратившие социально-полезные связи среди родственников, знакомых, сослуживцев и т.д. Они встречают трудности при устройстве на работу и в благожелательном отношении к ним семьи и близких людей. Их можно с полным основанием отнести к разряду «изгоев». Оказание реальной социальной защиты в этом случае затруднено, хотя при определенных условиях весьма возможно.

Подход к решению проблемы маргинальности в обществе должен основываться на том, что маргинальность рассматривается прежде всего как объект контроля и управления на общегосударственном уровне. Ее полное решение связано с выходом страны из кризиса и стабилизацией общественной жизни, формированием устойчивых, нормально функционирующих структур, что реально делает эту перспективу отдаленной. Тем не менее общественные интересы диктуют необходимость общественно приемлемого разрешения проблемы маргинальности с помощью целенаправленного управленческого воздействия на различные группы факторов, детерминирующих это явление на конкретных, локальных уровнях.

Заключение

Обзор истории и развития термина «маргинальность» в западной социологии позволяет сделать следующие выводы. Возникнув в 30-е годы в США как теоретический инструмент для исследования особенностей протекания культурного конфликта двух или более вступающих во взаимодействие этнических групп, концепция маргинальности утвердилась в социологической литературе и в последующие десятилетия в ней обозначились различные подходы. Маргинальность стала пониматься не только как результат межкультурных этнических контактов, но и как следствие социально-политических процессов. В результате достаточно четко выделились совершенно различные ракурсы понимания маргинальности и связанных с этим комплексов причинноследственных процессов. Их можно обозначить ключевыми словами: «промежуточность», «окраинность», «пограничность», по-разному определяющих основные акценты в изучении маргинальности.

В целом в изучении маргинальности можно выделить два основных подхода:

— изучение маргинальности как процесса перемещения группы или индивида из одного состояния в другое;

— изучение маргинальности как состояния социальных групп, находящихся в особом маргинальном (окраинном, промежуточном, изолированном) положении в социальной структуре как следствия этого процесса.

Маргинальность в современном обществе (стр. 4 из 4)

Своеобразие подходов к исследованию маргинальности и понимания ее сущности во многом определяются спецификой конкретной социальной действительности и тех форм, которые данное явление в ней приобретает.

депривацию и социальную и пространственную дистанцию, недостаточные организационные и конфликтные способности как определяющие черты окраинного положения. Особенно подчеркивается тот факт, что окраинные группы легитимируются как объекты официального контроля и определенных институтов. И хотя признано существование различных видов маргинальности и различных причинных связей, все же существует единодушие в том, что только в незначительной части они сводимы к индивидуальным факторам. Большинство видов маргинальности образуются из структурных условий, связанных с участием в производственном процессе, распределении дохода, пространственном размещении. Многие находящиеся на краю люди ограничены в том, чтобы жить в соответствии с общими представлениями и общими стандартами (например, бездомные). Существует также определение маргинализации как консервативного метода социальной политики.

Маргинальность в современной России вызвана массовой нисходящей социальной мобильностью и ведет к нарастанию социальной энтропии в обществе. Маргинализация становится главной характеристикой состояния современной социальной структуры российского общества, определяющей все остальные черты классогенеза в России. В рамках собственно социологического подхода проблема маргинальности затрагивалась и исследовалась чаще всего фрагментарно. Социологический подход выделяет в ней прежде всего те стороны, которые связаны с изменениями в социально-экономической структуре, с трансформацией субъектов общественной жизни в новые.

Подводяитог многообразию современных взглядов на проблему, можно сделать следующие выводы. В начале 90-х годов явно растет пристальный интерес к этой проблематике. При этом сказались и отношение к ней как к теории, свойственной именно западной социологии, и публицистическая традиция.

Ко второй половине 90-х годов складываются основные черты отечественной модели концепции маргинальности. Интересные и разнонаправленные усилия разных авторов, увлеченно работающих в данном направлении, привели к некоторым консолидированным характеристикам во взглядах на эту проблему. Центральным пунктом в смысловом определении понятия становится образ переходности, промежуточности, что отвечает специфике российской ситуации

Список литературы:

· Рашковский Е. Маргиналы / 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.

· Стариков Е. Маргиналы и маргинальность в советском обществе/ Рабочий класс и соврем. мир. 1989. № 4.

· Стариков Е. Маргиналы или Размышления на старую тему: «Что с нами происходит» / Знамя. 1989. № 10.

· Стариков Е. Маргиналы / В человеческом измерении. М., 1989.

· Навджавонов Н.О. Проблема маргинальной личности: постановка задачи и определение подходов/ Социальная философия в конце ХХ века. Деп. рук. М., 1991.

· Стариков Е. Социальная структура переходного общества (опыт инвентаризации)/ Полис. 1994. № 4.

· Каганский В.В. Вопросы о пространстве маргинальности / Новое литературное

обозрение. 1999. № 37

· Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В., Маргинальный слой:феномен социальной самоидентификации //Социол.исслед.1996.№8

· Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социол. исслед. 1999. № 9.

· Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоритические аспекты исследования)// Социол. исслед.1999.№7.

· Галкин А.А. На изломах социальной структуры. М., 1987.

· Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М.,1996.

· Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социол. исслед. 2000. № 4.

· http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin

[1] Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864-1944 гг.) впервыеупотребил его в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальныйчеловек» , посвященном изучению процессов в среде иммигрантов.

[2]Социология: 2 том: Социальная стратификация и мобильность. Добреньков В.И., Кравченко А.И.

[3] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.,1995,С.187.

[4] Лунеев В.В. Преступность в XIX веке // Социол.исслед.1996.№7.С. 93,95

Leave a comment