Что такое черные оффшоры? Список минфина
Оффшоры | | 1668Первые оффшорные зоны появились в середине прошлого века. Буквально за одно-два десятилетия оффшорный бизнес превратился в развитую индустрию, на которую сделали ставку некоторые даже достаточно крупные государства, например, Панама. С ростом процессов глобализации мировой экономики, масштабы задействования оффшорных механизмов только увеличились. Это привело к тому, что начались и обратные процессы – многие ведущие страны мира начали проводить анти-оффшорную политику. Россия не стала исключением, введя в 2007 году собственный так называемый черный список оффшоров.
Оптимальные варианты налогообложения, открытие компаний и счетов в оффшорных зонах, помощь в выборе готовых оффшоров.
Причины анти-оффшорной политики и появления термина «черные оффшоры»
Чем же вызвано появление анти-оффшорной политики, которая выражается в составлении различных перечней черных оффшоров и других мероприятиях, со стороны целого ряда государств, в том числе России и перечисленных выше? Ситуация объясняется довольно просто. Достаточно часто оффшорные схемы используются для одного из наиболее распространенных экономических и финансовых преступлений – ухода или уклонения от налогов. Происходит это потому, что иностранная компания или физическое лицо, регистрируясь в оффшоре, соблюдают законодательство страны-оффшора, но нарушают при этом законы государства, чьим резидентом являются.
Кроме того, через оффшорные компании зачастую осуществляется финансирование терроризма в различных его проявлениях. В этом вопросе позиции развитых стран и России также весьма схожи.
По сути, оффшорные страны, сохраняя декларируемую ими приватность и тайну вкладов и операций клиента, помогают совершать ему преступление. Именно поэтому в последние годы оказывается постоянное давление на практически все оффшорные страны (в том числе и развитые – например, Швейцарию) с целью раскрытия ими имеющейся информации об иностранцах-клиентах, не важно, физическое это лицо или юридическое. Именно поэтому так громко звучат скандалы, так или иначе связанные с оффшорами – и Кипрский, и Панамаский.
Российские анти-оффшорные законы и список оффшоров минфина
С момента введения рыночной экономики, популярность использования оффшоров российскими предпринимателями и компаниями неуклонно растет. Это в целом совпадает с общемировым трендом. Так, по некоторым оценкам, несмотря на активно проводящуюся в мире анти-оффшорную политику, общий объем средств в различных оффшорных зонах в 2016 году составит 32 трлн. долларов.
Первый список оффшоров в России был составлен специалистами министерства по налогам и сборам РФ в 2002 году. Он был неполным, так как в нем содержался перечень всего 25 (из более полусотни действующих на тот момент) оффшорных зон. Впоследствии в составлении и редактировании списка оффшоров принимали участие также сотрудники Центробанка России.
Черный список оффшоров минфина
В 2007 году к данной работе подключилось министерство финансов, которое выпустило в конце года свой перечень, получивший почти официальное название черный список оффшоров минфина. Он вступил в силу с 01.01.2008 года и практически каждый год редактируется, с учетом изменений в законодательстве упомянутых в нем государств и территорий. Изначально в список оффшоров минфина входило 42 страны или зоны.
Сотрудничество с компаниями, зарегистрированными там, могло обернуться дополнительным налогом. Но это касалось только выплат по дивидендам, кроме того, действующее на тот момент законодательство предоставляло серьезные льготы крупному бизнесу. Из-за этих двух причин каких-то особых последствий для российского бизнеса появление списка черных оффшоров не имело.
Деофшоризация и Закон о КИК
Неудивительно, что российские законодатели продолжили вносить изменения и выпускать новые законы, связанные с ограничением участия отечественных компаний и физических лиц в оффшорном бизнесе.
Появился специальный термин «деофшоризация», смысл которого предельно понятен. В рамках компании по деофшоризации в 2013 году были внесены изменения в ФЗ «О противодействию отмыванию доходов», а с 1.01.2015 года вступил в действие ФЗ «О налогообложении прибыли» так называемых КИК (КИК – это контролируемая иностранная компания, под которой понимается зарегистрированная в оффшоре).
Этот закон, по сути, является современной и сильно расширенной версией черного списка оффшоров минфина. Помимо собственно оффшорных государств и территорий, он также содержит и перечень стран, которые «не обеспечивают обмен информацией для целей налогообложения». Поэтому на данный момент к черным оффшорам относится:
- 22 территории, среди которых наиболее известны:
- Британские Виргинские острова и Виргинские острова под юрисдикцией США;
- Кюрасао;
- Остров Мэн;
- Республика Ниуэ;
- Пуэрто-Рико;
- Каймановы острова и другие;
- 109 государств, включая такие известные, как:
- Ангола;
- Бангладеш;
- Белиз;
- Бразилия;
- Доминика;
- Нигерия;
- ОАЭ;
- Ямайка и многие другие.
Следует отметить, что в первоначальном проекте закона присутствовали также Великобритания и Швейцария, но в итоговой редакции они были исключены. В то же время в черном списке оффшоров отсутствуют традиционные Кипр и Люксембург, давно и успешно развивающие оффшорный бизнес.
Закон вступил в силу не так давно, поэтому достаточно сложно сказать, к каким последствиям он приведет. Но до 1.04.2015 года все отечественные резиденты должны были передать информацию в налоговую инспекцию об имеющемся участии в деятельности иностранных компаний.
Заключение
Учитывая тенденции, активно проявляющиеся в мировой экономике, анти-оффшорная политика и составление разнообразных черных списков оффшоров со стороны наиболее развитых стран мира будет продолжена. Нет никаких предпосылок к тому, чтобы Российское государство не было активным участником этой политики, зачастую лидируя в некоторых аспектах борьбы с оффшорами.
Регистрация оффшорных компании за 1 день от $1 000.
Черный список оффшорных зон
Учитывая специфику отдельных регионов, сегодня власти каждого государства все больше стремятся самостоятельно вести так называемый черный список оффшорных зон. Принцип отбора учитывает и особенности налогообложения, и экономические связи, и ряд других критериев. На основе этого создаются списки юрисдикций, проводить операции с которыми не запрещено, но они попадают под особый контроль.
Российские черные списки
Причиной создания таких перечней стало прохождение огромных капиталов в обход государственной казны того или иного государства. В связи с этим были составлены целые списки зон, сотрудничество с которыми очень жестко проверяется и облагается высоким налогом. Российское законодательство не предусматривает существенных ограничений, которые стали бы препятствием для работы с оффшорными компаниями, но настоятельно рекомендует учитывать данные рейтинги тем, кто решил выйти в оффшор.
Наибольший интерес в России представляют данные, которые содержатся в списках таких ведомств:
- Центральный банк РФ;
- Министерство финансов;
- ОЭСР;
- ФАТФ;
- Министерство налогов.
- Федеральная налоговая служба.
Каждая страна самостоятельно решает, какие меры должны быть приняты относительно тех, кто рискует работать с такими зонами.
Список ФНС
С 1 апреля 2016 года список, утвержденный ФНС приказом ММВ-7-17/117@ от 04.03.2016, включает в себя 111 государств и 22 территории, которые обеспечивают льготные условия обложения налогами и не предоставляют сведения при проведении операций с финансами. В сравнении с прежней редакцией из этого списка исключены Великобритания, Швейцария, Австрия, Израиль, Мальта, Абхазия и Южная Осетия.
Контролируемые иностранные компании, зарегистрированные в странах данного перечня, не освобождаются от налогообложения на прибыль.
Список Центробанка
Центральный российский банк подразделяет все черные оффшоры на три группы:
- Оншоры (наиболее респектабельные) – Черногория, Сингапур, Гонконг, Ирландия, о.Мэн, Швейцария, Нормандские острова, Мальта.
- Классические юрисдикции: Антигуа и Барбуда, Багамы, БВО, Бермуды, штат Вайоминг и Делавер в США, Пуэрто-Рико, Белиз, Нидерландские Антилы, Гренада, Каймановы острова, Теркс и Кайкос, Бахрейн, Барбадос, Мальдивы, Новая Зеландия, Шри-Ланка, Тонга, Сент-Винсент, ОАЭ (Дубай), Джибути, Монтсеррат, Гибралтар, острова Кука, Португалия (о. Мадейра), Бруней-Даруссалам, Панама, Ангилья, Сейшелы, Монако, Доминика, Коста-Рика, КНР (Макао), Маврикий, Ливан, Ниуэе, Малайзия (о. Лабуан), Самоа, Сент-Люсия, Сент-Китс и Невис, Палау.
- Самые неблагоприятные зоны: Маршалловы острова, Аруба, Науру, Анжуанские острова, Андорра, Вануату, Лихтенштейн, Либерия.
Данный список используется только относительно вопросов банковского управления, а также регламентирует корреспондентские отношения между финансовыми структурами, расположенными в России и в указанных юрисдикциях.
Список Минфина
Документ, составленный данным ведомством и носящий название «Перечень территорий и государств, которые предоставляют льготные условия обложения налогами и обеспечивают конфиденциальность при проведении сделок», является самым весомым из всех списков, регулирующих отношения с оффшорами.
Данный документ определяет налогообложение российской компании в момент получения дивидендов. Как говорится в соответствующем регулирующем документе, налогом не облагается только та прибыль, которая была получена компанией, владеющей в течение 1 года не менее чем 50% уставного капитала той организации, которая эти дивиденды выплачивает.
Если же компания, выплачивающая дивиденды, позиционирует себя как иностранная, то нулевая ставка обложения налогами применяется только в том случае, если она расположена в рамках государства, которое не вошло в черный список оффшорных стран, составленный Минфином. В противном случае устанавливается налог в размере 9%.
В данный список вошли 42 страны: Палау, КНР ( Макао (Аомынь) и Гонконг (Сянган)), Маврикий, Вануату, Бруней-Даруссалам, Сент-Люсия, острова Кука, Панама, Мальта, Мальдивы, Гибралтар, Антигуа и Барбуда, Аруба, Нидерландские Антилы, Нормандские острова, Самоа, Иеркс и Кайкос, Каймановы острова, ОАЭ, Монтсеррат, Монако, Бахрейн, Багамы, о. Анжуан, Ангилья, Науру, Сан-Марино, Доминика, Гренада, БВО, Сент-Китс и Невис, Кипр, Либерия, Белиз, о. Мэн, о. Лабуан, Маршалловы острова, Сент-Винсент и Гренадины, Ниуэ, Бермуды, Лихтенштейн, Андорра.
ФАТФ
По своей сути список организации по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, работающей на международном уровне, не является черным. Он лишь разделяет оффшоры по степени угрозы мировой стабильности в сфере финансов:
- Государства, которые полностью удовлетворяют требованиям ФАТФ.
- Страны с недостатками в законодательстве: Украина, Шри-Ланка, Катар, Сирия, Судан, Боливия, Антигуа и Барбуда, Тринидад и Тобаго, Греция, Марокко, Кения, Азербайджан, Нигерия, Таиланд, Йемен, Непал, Мьянма, Турция, Парагвай, Индонезия.
- Государства, в которых найдены стратегические недостатки системы борьбы с указанными проблемами: Сан-Томе и Принсипи, Ангола, Эквадор, Пакистан, Эфиопия, Туркменистан, КНДР.
- Страны под особым режимом: Иран.
Всего в деятельности организации ФАТФ принимает участие больше 30 государств, включая Россию.
ОЭСР
В состав Организации экономического сотрудничества и развития входит более 30 стран. Список, составленный этой структурой, содержит государства, которые не приняли требования, предусматривающие раскрытие сведений конфиденциального порядка относительно любых налоговых вопросов. Все оффшоры данного перечня можно разделить на три категории:
- Страны, частично принявшие данное требование. Например, США, Дания, Греция, Мексика, Италия, Польша, Франция, Финляндия и многие другие.
- Государства, принявшие требования ОЭСР, но внедрившие их в недостаточной степени. К примеру, Монако, Андорра, Бахрейн, Багамы и некоторые другие.
- Зоны, не принявшие требования: Лабуан, Коста-Рика, Филиппины, Уругвай.
Списки двух последних организаций постоянно корректируются и изменяются.
Что такое оффшоры и как с ними работать: Видео
Черный список сужается. Как офшорные юрисдикции выходят из тени | Бизнес
Если сравнивать два приказа ФНС — новый и предыдущий, получается, что за 2018 год ФНС удалось договориться об обмене информацией еще с семью офшорными юрисдикциями (Сейшелы, Лихтенштейн, Белиз, Монако, Сент-Китс и Невис, остров Мэн и остров Гернси). Данная работа ведется в рамках Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, которая является универсальным многосторонним инструментом для всестороннего взаимодействия налоговых органов. Конвенция объединяет очень широкий список стран, включая практически все основные офшорные юрисдикции.
Если посмотреть на список оставшихся в тени стран, можно сделать вывод, что практически все основные юрисдикции, которые могли бы быть интересны ФНС, уже осуществляют с ними обмен информацией. Исключением является скандально известная Панама — в 2016 году в результате утечки документов панамской юридической фирмы Mossack Fonseca стала известна подробная информация о большом количестве таких структур в самой Панаме, а также других офшорных юрисдикциях. Бенефициарными собственниками компаний в этих юрисдикциях являлись в том числе и российские предприниматели, а также несколько высокопоставленных российских чиновников, депутатов, губернаторов, силовиков или их близких родственников. Эта информация была опубликована в расследовании Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) и Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP).
Шагреневая кожа офшоров
Почему офшоры готовы выходить из тени и обмениваться информацией? В 2012 году в ответ на запрос G20 начали разрабатываться специальные единые правила для стран ОЭСР. Было необходимо создать единый стандарт обмена финансовой информацией для налоговых целей по всему миру, и эти стандарты были обозначены аббревиатурой CRS (Comon Reporting Standard). С 2014 года закон вступил в силу, и на сегодняшний день он охватывает более 100 стран — участников автоматического обмена информацией. Затем были разработаны и подписаны другие законы и многосторонние конвенции для того, чтобы сделать работу через офшоры неэффективной. На саммите G20 2012 года было принято решение по разработке так называемого плана BEPS, который разработан для противодействия размыванию налоговой базы и вывода доходов из-под налогообложения. В 2017 году была подписана многосторонняя конвенция MLI, суть которой состояла во внедрении разработанных в рамках BEPS мер в уже существующие налоговые соглашения между странами.
Получается, что офшоры уже перестали быть такими, какими мы привыкли их воспринимать. Практически все острова готовы обмениваться информацией: в сложившихся жестких условиях их услуги в прежнем виде сопряжены для клиента с прямым нарушением законов и потому не востребованы, и отток клиентов неизбежен. Чтобы сохранить хорошие отношения с крупными международными клиентами, им необходимо создать все условия для нормального функционирования бизнеса клиентов в рамках новых законов.
Единственная причина, по которой, возможно, какие-то из офшоров этого еще не сделали, — это расстановка приоритетов. Офшорам предстоит много работы в рамках автообмена, и они начинают обмениваться информацией с налоговыми органами в порядке очередности, вернее — приоритетов: информация в первую очередь предоставляется тем странам, которые важны с точки зрения будущего сотрудничества. Значит, Панаму, видимо, в меньшей степени интересует Россия. Кроме того, в офшорах действует крайне упрощенная налоговая система, не требующая большого количества квалифицированного персонала для ее обработки. Другими словами, налоговые службы на островах не всегда обладают достаточными ресурсами для обработки дополнительного большого массива информации. На фоне оттока бизнеса из офшоров вопрос квалификации персонала теперь приобретает особую актуальность.
Минфин России исключит Гонконг из «черного списка» оффшоров
Министерство финансов Российской Федерации подготовило приказ об исключении Гонконга из «черного списка» оффшоров в связи с ратификацией двустороннего правительственного договора об избежании двойного налогообложения.
О подготовке этого приказа Министерство финансов сообщило еще в январе 2017 года. Уведомление о приказе было размещено на официальном сайте для общественного обсуждения. Сообщалось, что решение может вступить в силу уже в сентябре 2017 года.
Договор между правительствами Гонконга и Российской Федерации об избежании двойного налогообложения был подписан в январе 2016 года. В июле 2016 года он был ратифицирован и вступил в силу. Двусторонний договор и протокол к нему применяются в отношении российского налога с 1 января 2017 года.
Межправительственный договор с Гонконгом содержит, помимо прочего, положения, которые не позволяют отказать в предоставлении данных только на основании отсутствия заинтересованности в подобной информации у запрашиваемой стороны для своих налоговых целей, а также на основании того, что такими данными располагают банковские учреждения и другие кредитные организации.
С 1 января 2017 года Федеральная налоговая служба России исключила Гонконг из списка стран и территорий, не обеспечивающих обмен данными для целей налогообложения с Россией. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, доход контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения, если постоянным ее местонахождениям является страна или территория, с которой заключен международный договор России по налоговым вопросам.
Минфин внесет изменения в приказ от 13 ноября 2007 года, которым утвержден список стран и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытие и предоставление данных при проведении финансовых операций, то есть список «оффшорных зон». Ожидается, что приказ вступит в силу с 1 января 2018 года, но не раньше, чем через месяц после публикации.
На данный момент в перечень оффшоров Минфина входит 42 зоны. Это независимые страны, отдельные внутренние административные единицы и подчиненные территории.
Россия ратифицировала договор с Гонконгом об избежании двойного налогообложения
Стоит отметить, что недавно Федеральная налоговая служба России исключила из «черного списка» оффшоров Южную Корею и Британские Виргинские острова. Оффшоры, зарегистрированные на Британских Виргинских островах, являются одними из самых популярных как на территории России, так и во всем мире из-за очень гибкого корпоративного законодательства. Но последнее время популярность БВО среди российских компаний значительно снизилась, и там остались в основном личные кошельки крупных бизнесменов. Получать информацию российские налоговики смогут, в частности, из единого реестра бенефициаров компаний на БВО. Эта информация позволит налоговой налагать налоги на накопленную прибыль и штрафовать владельцев зарегистрированных там контролируемых иностранных компаний, доначислять налоги по сделкам с аффилированными лицами и в некоторых случаях даже признавать компании, зарегистрированные на БВО, российскими резидентами.
Причиной составления таких списков, как «черный список» оффшоров Минфина и «черный список» ФНС, являются прохождение огромных денежных сумм в обход государственной казны. С юрисдикциями, входящими в такие списки, сотрудничество, как правило, очень жестко контролируется и облагается высокими налогами. Хотя российское законодательство не предусматривает значительных ограничений, которые бы стали серьезным препятствием для работы с оффшорными компаниями, все же стоит учитывать данные таких списков, решая, в какой юрисдикции работать.
Самым весомым из всех российских списков, регулирующих отношениями с оффшорными зонами, является именно «черный список» оффшоров Министерства финансов. Этот документ определяет налогообложение российских компаний в момент получения дивидендов. От налогообложения освобождается лишь тот доход, который был получен компанией, владеющей в течении одного года не менее чем половиной уставного капитала той фирмы, которая эти дивиденды выплачивает.
Если же организация, которая выплачивает дивиденды, является иностранной, то нулевая налоговая ставка применяется только в том случае, если компания зарегистрирована в юрисдикции, которая не входит в «черный список» оффшоров Минфина. В противном случае будет налагаться налог в размере 9 процентов.
Также недавно стало известно, что Гонконг включил Россию в список своих партнеров для автоматического обмена информацией. То есть, теперь, с 1 июля 2017 года, все финансовые учреждения в Гонконге идентифицируют и собирают информацию о счетах российских граждан.
Гонконг и Россия поднялись в рейтинге глобальной конкурентоспособности
Недавно стало также известно, что Россия и Гонконг улучшили свои позиции в рейтинге конкурентоспособности юрисдикций (Global Competitiveness Index, GCI), ежегодно составляемом Всемирным экономическим форумом. Согласно его последнему докладу, сейчас Россия занимает 38-е место в списке из 137 юрисдикций. В целом с 2012 года Россия поднялась на 29 позиций.
«Если сравнивать с предыдущим годом, то положение России улучшилось сразу по нескольким критериям. Главная причина роста в текущем году – это существенное улучшение макроэкономической ситуации (рост позиций с 91-го до 53-го места), в первую очередь уменьшение инфляции и увеличение сбережений», — прокомментировал обновленный рейтинг Алексей Праздничных, координатор программы Всемирного экономического форума по конкурентоспособности в РФ.
Самыми проблемными факторами для ведения бизнеса на территории России, согласно докладу, являются налоговые ставки, коррупция, инфляция и доступ к финансированию. По словам авторов доклада, улучшению позиции РФ в рейтинге глобальной конкурентоспособности поспособствовала макроэкономическая среда, которая постепенно восстанавливается после рецессии, но экономика государства все еще сильно зависит от сырьевого экспорта. Сейчас в России остается плохо развитым финансовый рынок (107-е место из 137), а также на низких позициях находятся права собственности (106) и независимость судов (90).
Что касается Гонконга, то он продвинулся в десятке лидеров рейтинга на три позиции и занял 6 место, потеснив Швецию, Великобританию и Японию, каждая из которых опустилась на позицию ниже. Лидером рейтинга остается Швейцария. Также в топ-5 входят США (2 место, поднялись с 3-ей позиции), Сингапур (3 место, потерял одну позицию), Нидерланды (4 место) и Германия (5 место).
Основой этого рейтинга является «Глобальный индекс конкурентоспособности», который учитывает 113 индикаторов, объединенных в 12 основных категорий, среди которых – инновации, развитие финансового рынка, эффективность рынка труда и рынка товаров, образование и профессиональная подготовка, здравоохранение, макроэкономическая среда, инфраструктура, институты.
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда первыми узнавать об изменениях в законодательстве различных государств, в том числе Гонконга и России. Если Вы хотите зарегистрировать компанию в Гонконге или получить помощь в открытии иностранного банковского счета, пишите на e-mail [email protected].
О чем сигналят россиянам «черные» списки оффшоров?
Появление «черных» списков оффшоров по итогам Саммита G20 наделало немало шуму. В итоге, список «черно-серых» стран оказался почти в два раза больше списка «белых». Но Россия находится в «белом» списке, так стоит ли нам из-за всего этого переживать?
Финансовый кризис и дефицит ресурсов в экономиках абсолютно всех стран привел к глобальной конкуренции за эти ресурсы. Какие-то страны пытаются решить эти проблемы, снижая свою налоговую нагрузку и повышая защищенность собственной банковской системы. Какие-то – напротив, ужесточая налоговое администрирование и повышая налоги. Но,если желания и возможностей для оптимизации собственного налогового бремени нет, то вполне логичным может представляться давить на государства, которые принято относить к так называемым налоговым оазисам.
В какой форме такое давление происходит?
Ну, во-первых, в формировании различных «черных» списков. Самый последний вариант такого списка родился по итогам саммита большой «двадцатки» 2-го апреля 2009 года. Лидеры «двадцатки» разделили все страны по критерию внедрения в их налоговую систему стандартов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на три списка: «белый», «серый» и «черный».
Под «стандартами ОЭСР» в данном случае понималась приверженность страны обмениваться со странами-участницами ОЭСР, в том числе, информацией конфиденциального свойства о владельцах компаний (естественно, интерес вызывают именно реальные владельцы, а не «номиналы»).
В итоге, в последний, безусловно, самый «плохой» список, попали лишь четыре страны: Коста-Рика, Малайзия (Лабуан), Филиппины и Уругвай. Вместе с тем, прожил этот список меньше недели. И уже 8-го апреля «черный» список был абсолютно пуст, а все страны из него переместились в список «серый» (т.е. они уже «осознали» порочность игнорирования стандартов ОЭСР и декларировали им свою приверженность).
Юрисдикции, которые внедрили в свою налоговую систему стандарты Организации экономического сотрудничества и развития («белый» список)
Аргентина Австралия Барбадос Канада Китай Кипр Чехия Дания Финляндия Франция | Германия | Корея | Сейшелы |
Юрисдикции, объявившие о принятии стандартов ОЭСР, но не внедрившие их в достаточной мере («серый список»)
«Налоговые гавани» | |
Андорра | Маршалловы острова |
«Финансовые центры» | |
Австрия | Гватемала |
Но вопросы в отношении этих списков, безусловно, остались. Так, совершенно непонятно, на основании чего в «белый» список попали такие «махровые» оффшоры, как Барбадос, Гернси, остров Мэн, Джерси, Мальта, Маврикий, Сейшелы и ЮАР?
Кстати, в «белом» списке еще и Кипр, КНР и ОАЭ, которые, наряду со всеми оффшорами, числятся, например, в «черном» списке нашего Минфина.
Значит ли это, что наш Минфин «белое» считает «черным» (и не поэтому ли Россия не входит в ОЭСР)? Или это значит, что указанные страны вот-вот исключат и из нашего «черного» списка?
Вряд ли. Скорее, при составлении списков учитывались еще и какие-то иные мотивы, например, политические. А еще, очевидно, за ними скрывалась вполне реальная некорректная конкурентная борьба. Иначе как объяснить появление в «серых» списках респектабельных и уж совсем не безналоговых Австрии, Бельгии, Люксембурга, Сингапура и Швейцарии?
В этой связи весьма примечателен «демарш» Швейцарии, заблокировавшей свой взнос на развитие отношений с ОЭСР и «большой двадцаткой», а также предложение главы Еврогруппы Жана-Клода Юнкера включить в список оффшоров – США! Председатель Еврогруппы заметил, что такие штаты, как Делавэр, Вайоминг, Невада, а также ряд островов США являются традиционными офшорными зонами с ультралиберальным налоговым законодательством. В одном только Делавэре формально зарегистрированы 43% всех компаний, акции которых котируются на Нью-Йоркской бирже, что неудивительно, поскольку там отсутствует налог на прибыль. В этой связи Жан-Клод Юнкер призвал европейских лидеров на саммите G20 потребовать от США установления более прозрачных правил финансовой деятельности и жестко ограничить оффшорные практики.
С другой стороны, неподдельное желание покинуть «серый список» проявили следующие страны, заключившие на текущий момент наибольшее же количество налоговых соглашений с полным обменом информацией: Каймановы острова (8 штук), Нидерландские Антильские острова и Антигуя и Барбуда (по 7 штук), Бахрейн (6 штук), Бруней (5 штук), Британские Виргинские острова и Бермуды (по 3 штуки), а также Бельгия и Бахрейн.
Казалось бы, а ЧТО С ЭТОГО – НАМ? Ну, включили кого-то в список, кого-то – исключили и – что?
Во-первых, в отношении стран, которые отказываются сотрудничать в сфере обмена налоговой информацией, предусмотрены не только «списочные», но и вполне ощутимые санкции. Например, планируется:
- удержание налога при операциях с оффшорными юрисдикциями;
- пересмотр и, возможно, аннулирование международных налоговых соглашений;
- повышенные требования по раскрытию информации для компаний и лиц, которые пользуются оффшорами;
- запрещение на использование доходов, которые поступают из оффшорных юрисдикций;
- политическое давление;
- отказ в предоставлении финансовой помощи.
И все это уже, безусловно, серьезно! Само собой разумеется, что после введения хотя бы спецналога, производить ЛЮБЫЕ транзакции с партнером из «плохого» списка станет уже экономически невыгодно. Естественно, так любимые российскими предпринимателями оффшорные схемы и игры с трансфертным ценообразованием станут невозможны. Кроме этого, рухнут и схемы, позволяющие использовать средства, аккумулируемые на оффшорных счетах, для рефинансирования в российские проекты, например.
Во-вторых, не лучше будут обстоять дела и при взаимодействии со странами «белого» списка. Так, типичной формулировкой в Соглашениях ОЭСР по обмену информацией является следующая: «…запрещено отказывать в предоставлении банковской информации, находящейся у финансовых институтов, номиналов, агентов или лиц, действующих на фудуциарной основе…».
Другими словами, практически любую информацию о бенефициарах, счетах, проводках, платежах и т.д. компании, зарегистрированной в «белом» государстве, сможет получить фискальный орган другого государства, обратившийся с соответствующей просьбой в рамках заключенного Соглашения. Правда, в запросе должны содержаться необходимые обоснования и декларация, подтверждающая, что все остальные меры по получению данных оказались не эффективными. Само собой, при наличии такой информации доказать взаимозависимость компаний и доначислить соответствующие налоги и штрафы станет для фискалов лишь делом техники.
Во всем этом существует только одно приятное для отечественных налогоплательщиков «но»: Россия – все еще не член ОЭСР. Соответственно, все эти списки, соглашения и возможные «налоги на оффшоры» для нас пока – не более, чем негативный внешний фон. Другой вопрос, что вечно так продолжаться не будет. И пересмотр Соглашения между Россией и Кипром «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 5-го декабря 1998 года – лишнее тому подтверждение.
Итак, какие в результате напрашиваются выводы?
- Фискальные органы большинства стран сместили «центр тяжести» своей раздражительности с классических оффшорных зон в сторону государств, препятствующих раскрытию информации о владельцах компаний, зарегистрированных на их территории.
- Несмотря на то, что до применения санкций в отношении конкретных стран-«затворников» дело еще не дошло, одних лишь словесных интервенций оказалось достаточно для снижения уровня конфиденциальности даже в классических, закрытых для «уполномоченных органов» офшорных зонах.
- Российские предприниматели, использующие в качестве контрагентов для оптимизации внешнеторговой деятельности оффшоры, имеют время на изменение таких схем — до тех пор, пока Россия не вступит в ОЭСР.
- Использовать оффшоры для построения торговых цепочек в отношениях со странами ЕС и США будет все сложнее, а зачастую и вовсе невозможно.
- Регистрируя для своих корпоративных нужд структуры в странах «белого» списка, следует быть готовым к тому, что практически вся информация о таких компаниях и ее российских бенефициарах может быть доступна российским фискальным органам (при наличии у России соответствующих соглашений с такой страной).
- Использование «номинальных» акционеров и директоров в оффшорной компании в ближайшем будущем будет сохранять конфиденциальность бенефициара разве что от честных людей, но никак не от налоговых органов и прочих заинтересованных ведомств.
Оффшорные зоны. Список 2020
Оффшорная зона — это отдельная часть территории государства или всё государство целиком, в котором для компаний нерезидентов установлены специальные налоговые, регистрационные, лицензионные и юридические режимы для ведения их деятельности. При этом, в большинстве случаев, главным условием пребывания в оффшоре является ведение деятельности нерезидентом за пределами данной оффшорной территории.
Обращаем внимание! Приведенные данные по стоимости являются примерными. Более точные данные необходимо уточнять в компаниях-регистраторах или регистрационных юридических службах конкретного оффошора.
Таблица. Список оффшорных зон 2019:
Нумерация | Оффшорное государство | Примерная стоимость регистрации, в долларах | Со второго года, в долларах |
---|---|---|---|
1 | Австрия | 13000 | 5300 |
2 | Ангилья | 2200 | 1500 |
3 | Ангола | 15000 | 9500 |
4 | Андорра | 13100 | 6800 |
5 | Антигуа | 2950 | 1680 |
6 | Афганистан | — | — |
7 | Багамские ост-ва | 2600 | 1520 |
8 | Бангладеш | 3390 | 1990 |
9 | Барбадос | 1050 | 900 |
10 | Бахрейн | 7875 | 4500 |
11 | Белиз | 1790 | 1250 |
12 | Бельгия | 21325 | 6272 |
13 | Бенин | 10250 | — |
14 | Болгария | 2900 | 2500 |
15 | Боливия | 13900 | 7450 |
16 | Босния и Герцеговина | 11900 | 6780 |
17 | Виргинские ост-ва | 1990 | 1390 |
18 | Бруней-Даруссалам | 22500 | 15000 |
19 | Буркина-Фасо | 15300 | 8430 |
20 | Бурунди | 12450 | 7550 |
21 | Бутан | — | — |
22 | Вануату | 4690 | 2950 |
23 | Великобритания | 2000 | 970 |
24 | Венгрия | 4900 | 3458 |
25 | Габон | 1200 | 880 |
26 | Гайана | — | — |
27 | Гаити | — | — |
28 | Гамбия | — | — |
29 | Гана | — | — |
30 | Гватемала | — | — |
31 | Гвинея | — | — |
32 | Гвинея-Бисау | — | — |
33 | Германия | 8650 | 2300 |
34 | Гернси | 11670 | 6690 |
35 | Гибралтар | 3380 | 1830 |
36 | Гондурас | — | — |
37 | Гонконг | 2490 | 1570 |
38 | Гренада | — | — |
39 | Гренландия | — | — |
40 | Греция | 7998 | 3990 |
41 | Гуам | — | — |
42 | Дания | 17120 | 6180 |
43 | ДРК | — | — |
44 | Джерси | 3740 | 6460 |
45 | Джибути | — | — |
46 | Доминика | 2100 | 1280 |
47 | Доминиканская Республика | — | — |
48 | Замбия | 1200 | 990 |
49 | Зимбабве | 900 | 775 |
50 | Йемен | — | — |
51 | Индия | 7060 | 1480 |
52 | Иордания | 1690 | 1540 |
53 | Ирак | 800 | 670 |
54 | Ирландия | 5640 | 2880 |
55 | Исландия | 5900 | 1950 |
56 | Испания | 7755 | 4675 |
57 | Италия | 8755 | 1260 |
58 | Кабо-Верде | — | — |
59 | Каймановы ост-ва | 6200 | 5250 |
60 | Камбоджа | — | — |
61 | Камерун | 1500 | 1380 |
62 | Кампионе-д’Италия | 15160 | 0 |
63 | Канада (Британская Колумбия) | 2990 | 2470 |
64 | Канада (Нью-Брансуик) | 2950 | 2495 |
65 | Канада (Онтарио) | 3450 | 1980 |
66 | Кения | 1300 | 1050 |
67 | Кипр | 2760 | 1250 |
68 | Кирибати | — | — |
69 | Колумбия | 1600 | 1250 |
70 | Коморы | 900 | 780 |
71 | Коста-Рика | 4480 | 975 |
72 | Кот-д-Ивуар | 1400 | 950 |
73 | Кюрасао | 3000 | 2350 |
74 | Лаосская НДР | — | — |
75 | Латвия | 3430 | 2270 |
76 | Лесото | — | — |
77 | Либерия | 1420 | 890 |
78 | Лихтенштейн | 14060 | 7080 |
79 | Люксембург | 14250 | 11340 |
80 | Маврикий | 9990 | 3485 |
81 | Мавритания | 15400 | 5350 |
82 | Мадагаскар | 9340 | 5780 |
83 | Мадейра | 12270 | 3150 |
84 | Макао | 16470 | 5190 |
85 | Малави | — | — |
86 | Малайзия: ост-в Лабуан | — | — |
87 | Мальдивы | — | — |
88 | Мальта | 6300 | 4210 |
89 | Маршалловы ост-ва | 2200 | 1160 |
90 | Микронезия | — | — |
91 | Мозамбик | 800 | 510 |
92 | Монако | 7880 | 3890 |
93 | Монтсеррат | — | — |
94 | Мьянма | — | — |
95 | Науру | — | — |
96 | Невис | 2300 | 1420 |
97 | Непал | — | — |
98 | Нигер | — | — |
99 | Нигерия | — | — |
100 | Нидерланды | 15240 | 5010 |
101 | Никарагуа | — | — |
102 | Ниуэ | 1870 | 1400 |
103 | Новая Зеландия | 7980 | 1310 |
104 | Норфолк | 5995 | 4895 |
105 | ОАЭ (Аджман) | 4890 | 3190 |
106 | ОАЭ (Дубаи) | 15980 | 10980 |
107 | ОАЭ (Рас-эль-Хайма) | 6190 | 3740 |
108 | Оман | — | — |
109 | Ост-ва Кука | — | — |
110 | Пакистан | — | — |
111 | Палау | — | — |
112 | Палестина | — | — |
113 | Панама | 2700 | 1160 |
114 | Панама | 1370 | — |
115 | Папуа – Новая Гвинея | — | — |
116 | Парагвай | — | — |
117 | Перу | — | — |
118 | Португалия | 17130 | 10660 |
119 | Пуэрто-Рико | — | — |
120 | Республика Конго | — | — |
121 | Руанда | — | — |
122 | Самоа | 940 | 780 |
123 | Сан-Марино | 610 | 540 |
124 | Сан-Томе и Принсипи | — | — |
125 | Свазиленд | — | — |
126 | Сейшельские ост-ва | 1390 | 950 |
127 | Сенегал | — | — |
128 | Сен-Мартен | — | — |
129 | Сент-Винсент и Гренадины | 1400 | 1110 |
130 | Сент-Люсия | 2390 | 1580 |
131 | Сингапур | 3820 | 2145 |
132 | Словакия | 6710 | 2180 |
133 | Соломоновы Ост-ва | — | — |
134 | Сомали | — | — |
135 | Судан | — | — |
136 | Суринам | — | — |
137 | США (Делавэр) | 2100 | 1480 |
138 | США (Нью Йорк) | 2100 | 1520 |
139 | США (Орегон) | 2100 | 1380 |
140 | Сьерра-Леоне | — | — |
141 | Тайвань | 8100 | 5280 |
142 | Тайвань (Китай) | — | — |
143 | Таиланд | 8730 | 3840 |
144 | Танзания, Объединенная Республика | — | — |
145 | Теркс и Кайкос | 2480 | 1900 |
146 | Тимор-Лесте | — | — |
147 | Того | — | — |
148 | Тонга | — | — |
149 | Тринидад и Тобаго | — | — |
150 | Тувалу | — | — |
151 | Тунис | — | — |
152 | Турция | 6920 | 1995 |
153 | Уругвай | 6800 | 4700 |
154 | Фарерские ост-ва | — | — |
155 | Фиджи | — | — |
156 | Финляндия | 11962 | 5700 |
157 | ЦАР | — | — |
158 | Чад | 27100 | 12550 |
159 | Чехия | 7680 | 4150 |
160 | Швейцария | 17010 | 7080 |
161 | Швеция | 24340 | 8300 |
162 | Шотландия | 2350 | 990 |
163 | Эквадор | — | — |
164 | Экватор. Гвинея | — | — |
165 | Эль-Сальвадор | — | — |
166 | Эритрея | — | — |
167 | Эстония | 6140 | 2500 |
168 | Эфиопия | 1100 | 1040 |
169 | Южн. Судан | 600 | 550 |
170 | Ямайка | 11585 | 6485 |
Отметим также, что с 19 февраля принимает законную силу приказ Федеральной налоговой службы (от 4 дек 2018 г.) № ММВ-7-17/786, в соответствии с которым был обновлен черный список оффшорных зон, которые не обмениваются налоговой информацией с Россией. Теперь в этот список входит всего 100 стран и 7 территорий-оффшоров.
Какие преимущества?
Подобные страны-оффшоры и территориальные пространства внутри государств предоставляю предпринимателям-иностранцам и инвесторам особые условия ведения предпринимательской деятельности. Эти преимущества и условия, чаще всего, закреплены законодательными актами:
- упрощенная и сокращенная по времени регистрация юридического лица;
- простая система ведения налоговой и бухотчетностей;
- полное отсутствие аудиторских проверок;
- уменьшенные налоговые ставки;
- специальная система безопасности по защите лиц, осуществляющих кредитную, мошейнническую и конкурентную деятельность;
- универсальные законодательные нормативы, позволяющие выстраивать бизнес под решение разных задач;
- надежная система по защите персональных данных владельцев регистрируемых компаний;
- более широкая доступность к другим финрынкам и фининструментам;
- и прочие.
Однако, стоит отметить, что такие зоны не являются полностью безопасными с точки зрения разглашения конфиденциальной информации. Примером тому может послужить утечка данных из фирмы Mossack Fonseca в результате «Панамагейта», который случился в апреле 2016 года. Эта фирма долгое время занималась сопровождением и регистрацией в Панамском оффшоре юридических лиц. Из украденных хакерской группой и опубликованных данных стало известно, что среди ее клиентов было много граждан Украины и России.
Гонконг с 1 января 2018 года покинет список оффшоров Минфина России
В Министерстве финансов Российской Федерации зарегистрирован приказ от 02.11.2017 N 175н «О внесении изменения в Список стран и территорий, которые не предусматривают раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшоры) или предоставляют льготный налоговой режим, утвержденный приказом Минфина РФ от 13 ноября 2007 года N 108н».
С 1 января 2018 года этот список покинет Гонконг. Исключение Специального административного района КНР Гонконг связано с заключением между Россией и Гонконгом межправительственного договора об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонений от налогообложения.
Согласно этому договору, были снижены некоторые налоги. Например, к выплате роялти применяется налог у источника в размере не более 3%, а к процентному доходу – 0%.
Россия ратифицировала договор с Гонконгом об избежании двойного налогообложения
Напомним, что «черный список» оффшоров применяется, в частности, в целях использования налоговой ставки 0% в отношении дивидендов. Дивиденды, которые выплачиваются российской компанией иностранной организации, в некоторых случаях могут облагаться налогом по ставке 0%. Для этого нужно, чтобы юрисдикция нахождения организации, которой выплачивают дивиденды, не входила в список оффшоров.
До этого последний раз в список вносили поправки еще в октябре 2014 года – тогда из него исключили Республику Мальта, тоже в связи заключением между Россией и Мальтой договора об устранении двойного налогообложения.
Стоит отметить, что экономика Гонконга продолжает расти. По результатам июля-сентября 2017 года она выросла на 3,6% по сравнению с июлем-сентябрем 2016 года. Ожидается, что к концу 2017 года ВВП юрисдикции увеличится примерно на 3,7% в годовом сопоставлении.
Таким образом, это будет самый значительный рост экономики Гонконга начиная с 2011 года. Среднегодовой прирост гонконгской экономики за последние 10 лет составлял 2,9%. В частности, за период с июля по сентябрь текущего года объем розничной торговли вырос на 4,4%, а экспорт товаров – на 5,5%.
Также напомним, что Гонконг занял пятую строчку в недавно опубликованном рейтинге по уровню удобства ведения бизнес-деятельности. Рейтинг Doing Business-2018 был опубликован Всемирным банком, эксперты которого отметили, что правительство Гонконга создает все условия для удобного ведения бизнеса. Россия в данном рейтинге заняла 35 место.
Если Вы желаете зарегистрировать компанию в Гонконге или Вам нужна помощь в открытии счета в иностранном банке, пишите нам на электронный адрес [email protected].