Социальное дно и маргиналы: 3.8. «Социальное дно» и маргиналы_______ – 3.8. «Социальное дно» и маргиналы_______

Социальное дно: определение понятия

Социальным дном называют особый класс (категорию) граждан, который состоит из людей, оказавшихся как бы за бортом современной цивилизации. Его также именуют андерклассом – самым нижним слоем общества, состоящим из бомжей, бродяг, беспризорных, наркоманов и алкоголиков, а также проституток, в общем, всех тех, кто ведет непристойный, по меркам обычного человека, образ жизни. Тех, кто оказался на социальном дне, называют маргиналами, нищими, бомжами и т. д. Эта категория общества может способствовать росту преступности.

те кто оказался на социальном дне

Исследования нищеты

Бомжи и бродяги иногда становятся объектом научных исследований. Так, согласно одному из них, на социальном дне оказываются не только низкоквалифицированные работники, но и те, кто в прошлом имел хорошую квалификацию. Они составляют примерно четвертую часть представителей низшего слоя общества. Довольно существенна среди них и доля бывшей интеллигенции – от 10 до 15 процентов.

Согласно мнению одного из специалистов по вопросам социологии Е. Н. Заборова, мировое сообщество должно уделять больше внимания проблемам трудоустройства. В противном случае в будущем 4/5 от общего числа жителей могут остаться без средств к существованию, в то время как оставшиеся 20 % станут еще богаче. Подобное расслоение, к сожалению, очень актуально для современной России. В результате этих процессов на дне может оказаться большая часть граждан нашей страны.

социальное дно

Последствием будет исчезновение среднего класса, а также вероятное возникновение конфликтных ситуаций из-за социального неравенства.

Социальное дно в литературе

Расслоение на бедных и богатых стало главной темой некоторых произведений и художественных фильмов. Отдаленные последствия всех этих процессов красочно описаны в книге Герберта Уэллса «Машина времени». В этом романе нищие и лишившиеся жилья и достатка люди постепенно ушли под землю, освободив место на поверхности земли богатой элите. Со временем изменилась даже биология этих людей. Представители низшего класса из подземелья превратились в почти бесцветных небольших существ с сумеречным зрением, а те, кто жил в раю на поверхности, стали беззащитными и наивными существами с гармоничным, но хрупким телом.

В кинематографии

В Фильме «Разрушитель» с Сильвестром Сталлоне в главной роли описано будущее, где в подземных катакомбах, питаясь крысами, жили потомки отслоившегося низшего класса, а на поверхности земли – богатые представители элиты. Ненависть, существовавшая между ними, и легла в основу данного художественного фильма.

Дно социальной жизни в его нынешнем виде ярко проиллюстрировано в фильме «Один дома-2». Увидеть его «во всей красе» довелось главному герою этого фильма – мальчику по имени Кевин. Эпизоды с показом жизни бездомных и бродяг встречаются во многих американских кинолентах.

Нищета в Российской Федерации

Социальное дно в России достаточно хорошо выражено. По мнению академика РАН Т. И. Заславской, в нашей стране 4 слоя общества: верхний, средний, базовый и низший. Отдельной категорией ученая выделяет так называемое десоциализированное социальное дно. Главной его особенностью является полная отчужденность от основных социальных институтов и, напротив, вовлеченность в криминальные или частично криминализированные группы. Все это приводит к утрате способностей к обычной цивилизованной жизни и десоциализации. По ее мнению, представителями дна в России являются лица, ведущие противозаконную преступную деятельность и занимающиеся бандитизмом, воровством, незаконной подпольной торговлей, содержанием притонов, а также бомжи, наркоманы, бродяги, алкоголики и проститутки.

дно социальной жизни

По данным И. М. Ильинского, в 2007 году на «дне» находились 14 млн чел. Из них 4 миллиона – это бомжи и столько же – беспризорные дети, 3 – нищие и еще 3 – проститутки.

По мнению академика Иноземцева, в категорию низших слоев попадают до 15 % от всего населения. При этом еще столько же имеют пограничные между бедностью и нищетой доходы. Однако они не выпадают из общих жизненных канонов и остаются в рамках цивилизованного общества. Но при ухудшении социально-экономической ситуации в стране эта вторая группа легко может слиться с первой, что приведет к опасной трансформации общества и росту напряженности в стране.

По мнению социолога Н. Д. Вавилиной, социальное дно состоит из бомжей, бездомных, бывших заключенных, нищих, алкоголиков и наркоманов, беспризорных, беженцев и проституток.

Почему люди уходят на «дно»?

Помимо тех, кто становится маргиналом по «призванию» (так называемые профессиональные бомжи), многие выпадают из цивилизованной жизни в силу стечения обстоятельств, отсутствии четких жизненных целей и жизненной стратегии, пристрастия к алкоголю и/или наркотикам, а иногда и по причине податливости в плане отстаивания собственных прав и интересов. Дети могут стать беспризорными также по самым разным причинам.

Опуститься на социальное дно человека могут подтолкнуть личные трагедии, неудовлетворенность обществом, распространенная безработица и социальное расслоение. Многие ограничиваются тем, что спиваются и/или погрязают в депрессии, но некоторые уходят еще дальше, выпадая, таким образом, из современной жизненной суеты.

представитель бомжей

Жестокость современной жизни

Теперешняя жизнь по своей сути не менее жестока, чем это было несколько столетий назад. Изменилась лишь форма этой жестокости, но борьба за выживание и место под солнцем, к сожалению, никуда не исчезли, они по-прежнему играют ведущую роль. Если раньше на первое место выходили такие качества, как сила и выносливость, то теперь это ум, смекалка, стрессоустойчивость, умение влиться в коллектив и т. д. Не каждый способен справиться со всеми этими нагрузками, а хронический стресс стал проблемой №1 в 21 веке. Социальная несправедливость и социальное неравенство, в том числе массовое распространение в современной России кумовства, оставляют заведомо меньше шансов на удовлетворение своих потребностей большинству граждан нашей страны. При этом так называемая элита, напротив, пользуется привилегиями и дополнительным количеством общественных и материальных благ.

Признаки расслоения хорошо видны на примере сравнения уровня жизни в российской столице и в регионах.

Потеря работы также может стать причиной смены стиля жизни в негативном направлении.

бомжи в россии

Разновидности представителей дна

В зависимости от обстоятельств, в которых оказался конкретный человек, и его личных особенностей, выделяют несколько типов маргиналов социального дна:

  • Люди без определенного места жительства (бомжи). Их появление часто связано с лишением жилья по причине развода, обмана или нехватки средств к существованию. Также причиной может быть отбывание срока тюремного заключения. Бомжами могут стать и те, кто погряз в долгах и не в состоянии по ним расплатиться. В США существуют также бомжи «по призванию», которые выбирают этот образ жизни намеренно. Люди без определенного места жительства предпочитают свалки и другие грязные места вдали от бурной городской суеты. Однако могут находиться и в людных районах (вокзалы, подземные переходы). Нередко бомжи имеют среднее или высшее образование.
  • Нищие, которые зарабатывают тем, что просят подаяния у прохожих. Их можно встретить на вокзалах и в других многолюдных местах. Они могут как иметь собственное жилье, так и быть лишенным его. Во втором случае отсутствует четкая грань между нищим и бомжем.
  • Дети-беспризорники. Они остались без жилья по причине утраты родителей или по собственной инициативе (как правило, на фоне конфликта с родителями). В дальнейшем беспризорники могут становиться бомжами.
  • Уличные проститутки, не работающие официально и получающие свой доход от случайных клиентов. Их можно встретить на улицах, особенно в злачных местах. Среди них попадаются даже дети. Четверть уличных проституток не имеют места жительства, то есть являются бомжами. Минимальный возраст составляет 14 лет. Нередко они связаны с криминальной деятельностью, наркоманией, алкоголизмом. Эти факторы часто являются также и причинами скатывания этих людей в общественные низы.

Как живут обитатели дна?

Две трети людей, оказавшихся на дне социального общества, – это мужчины. Наиболее распространенный возраст бомжей и нищих – 45 лет, проституток – 28 лет, беспризорных – 10 лет. Самые маленькие беспризорные имеют возраст 6 лет, а нищие – 12 лет. Большинство из тех, кто оказался на «дне» недавно, испытывают чувство отчаяния и безнадежности, а те, кто уже свыкся с такой жизнью, – безнадежное спокойствие.

люди находящиеся на социальном дне

Более оптимистичны беспризорные дети.

В качестве места жительства бездомные выбирают свалки, подвалы, вокзалы, теплотрассы и систему канализации. Бомжи и беспризорные отличаются максимальной жизненной необустроенностью. Помимо выпрашивания денег у прохожих, нищие могут заниматься сбором металла, стеклотары, продуктов и вещей на свалках; использовать временные подработки. Они употребляют пищу низкого качества и часто в недостаточных количествах. Многие вообще не используют лекарства. Бомжи и беспризорные, как правило, не пользуются услугами медиков. Среди проституток обращаются в медучреждения примерно треть от их общего числа.

О чем говорит статистика

Почти 50 % представителей социального дна не видят какого-либо выхода из своего положения, а 36 % допускают таковой. Большинство из них надеются на социальную помощь и возможность трудоустроиться на низкоквалифицированную работу, на медицинскую и материальную помощь, на открытие пунктов бесплатного питания. Однако отношение обычных людей к представителям социального дна по большей части негативное.

Нахождение на задворках общества характерно для 10 % населения городов. По статистике, нищих примерно столько же, сколько и бомжей, чуть меньше беспризорников и гораздо меньше – уличных проституток. Беспризорными являются 10 процентов от общего числа детей. По сведениям МВД Российской Федерации, бездомных детей в России от 100 до 350 тысяч человек.

Опасность представителей

Люди, находящиеся на социальном дне, не всегда миролюбивые. Тяжелые условия жизни и чувство отчаяния либо криминальное прошлое делают его представителей довольно опасными для общества. Они могут быть вооружены, в том числе и огнестрельным оружием, и склонны к насилию. Многие могут находится под воздействием опьяняющих веществ. Среди проституток много криминализированных личностей. Бомжи и нищие реже связаны с криминалом и среди них меньше опасных людей.

Те, кто находится на грани дна

Процесс расслоения общества в нашей стране является четко выраженным. С одной стороны, доходы многих и без того бедных россиян падают. С другой, те, кто и так неплохо пристроился в нынешней жизни, становятся еще богаче. Поэтому все больше людей приближаются к грани социального дна. Характерно, что если состоятельные граждане смотрят в будущее чаще с оптимизмом (либо нейтрально), то представители бедных слоев населения, напротив, с тревогой, опасениями, пессимизмом и отчаянием. Все это порождает апатию и депрессию и, таким образом, снижает стимул к дальнейшей борьбе. То есть предопределяет еще большее скатывание вниз. По статистике, постоянное чувство тревоги испытывают более 80 % бедняков. Многих волнует риск внезапного увольнения, потери работы и невозможности найти ей замену, риск невыплаты зарплаты и резкого роста цен. И это понятно, ведь все эти факторы могут вообще лишить человека средств к существованию.

социальное дно маргиналы

Проблема бедных в России чаще всего видится ими именно в риске потерять еще больше, нежели в неудовлетворенности своим нынешним положением, к которому они кое-как уже привыкли. Являясь, таким образом, представителями придонья, они в любой момент могут оказаться выброшенными уже на настоящее социальное дно.

В категории придонья можно встретить образованных, квалифицированных и неквалифицированных людей, а также граждан без образования. Большинство из них не виноваты в сложившейся ситуации, а оказались заложниками внешних обстоятельств, в которых они не смогли ужиться или даже не имели такой возможности. Большинство из них без внешней поддержки неспособны радикально изменить свое положение. Единственным способом уйти от состояния паники для многих из них становится вера в бога.

Заключение

Таким образом, главной причиной появления низшей социальной прослойки являются неблагоприятные условия жизни людей. Тех, кто оказался на социальном дне, называют маргиналами, нищими, бомжами и т. д. По прогнозам, в будущем их может стать еще больше.

Горина Е.Е. Место маргиналов и представителей «социального дна» в социальной структуре общества

Горина Елена Евгеньевна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний»

Gorina Elena Evgenevna
Vladimir Juridical Institute of the Federal Penitentiary Service

Библиографическая ссылка на статью:
Горина Е.Е. Место маргиналов и представителей «социального дна» в социальной структуре общества // Психология, социология и педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/09/3624 (дата обращения: 07.02.2019).

Изучение проблематики «социального дна» в социологии самым тесным образом связано с понятием маргинализации, широко используемым учеными, исследующими проблемы стратификации общества.

Как утверждают некоторые исследователи, маргинализация значительной части населения – это одна из тенденций трансформации структуры российского общества [1, с.21], поэтому необходимо раскрыть данное понятие.

Г.В. Пушкарева определяет маргинальность (от французского marge – край, marginal – крайний) как пограничное состояние индивида (и даже группы) по отношению к социальной общности, страте или социально-значимым структурам [2, с. 564]. Данное определение никоем образом не отражает тот факт, что маргинализация личности, как правило, сопровождается резким снижением статусной принадлежности, протеканием кризисных процессов.

Подобный подход демонстрирует также Л.Я.Михайлова, определяющая маргиналов как «совокупность людей, сознание, поведение и статус которых находятся на стыке социальных групп» [3, с.135]. Таким образом, это те люди, по мнению автора, которые оторвались от одной социальной среды (например, религиозной, национальной, сельской), но включиться в новую для себя социально-культурную среду (городскую, инонациональную и т.д.) не смогли.

Однако существуют определения маргинальности, отражающие негативные состояния личности. Впервые понятие маргинального человека употребил представитель Чикагской школы Р. Парк в 1928 году. Причину маргинальности исследователь видел в интенсивном протекании процессов социальной мобильности. Причем сам переход из одного статусного состояния в другое воспринимается индивидом как кризис, сравнимый по сущностному содержанию с теми ощущениями, которое испытывает иммигрант, приехав в чужую страну. Хотя маргинальный кризис в отличие от миграционных переживаний непрерывен, является хроническим; присутствует тенденция превращения временного состояния в тип личности [4, с.156].

Итог подводит А.И. Кравченко, понимающий маргинальность как «1) состояние в процессе перемещения группы или индивида (смена статусов), 2) характеристики социальных групп, находящихся в особом маргинальном (окраинном, промежуточном, изолированном) положении в социальной структуре» [4, с.157.]

Правомерным в соответствии с этим является вопрос о существовании особого слоя в социальной структуре общества – маргинального. Проанализировав исследования российских социологов, изучающих проблемы стратификации, можно утверждать, что не в каждой модели социальной структуры, предлагаемой учеными, присутствует группа маргиналов.

Так, А.В. Дмитриев в начале 90-х годов прошлого века, опираясь на марксистское представление о классах и взяв за основу стратификации три признака – уровень образования, доход и престиж – выделил пять основных социальных групп российского общества:

— административная (правящая) элита: состоит, по мнению автора, из советской «партхозноменклатуры» первого и второго эшелонов и новой политической элиты сформировавшейся после образования Российской Федерации;

— рабочий класс: он в свою очередь делится по квалификационным и отраслевым признакам;

— интеллигенция;

— новая буржуазия: ее составили банкиры и предприниматели;

— крестьянство [5, с. 15-16].

Как видно, автор никак не отразил в предложенной им модели наличие маргинальных слоев. В отличие от него Н.М. Римашевская четко выделила группу маргиналов в социальной структуре общества, представленную, по ее мнению, следующими слоями:

1. «Общероссийские элитные группы»: их основная отличительная черта – одновременное обладание крупнейшим состоянием (сопоставимым с состоянием западных магнатов) и властным влиянием  на общенациональном уровне;

2. «Региональные и корпоративные элиты»: отличительные признаки –  значительное по российским меркам состояние с одновременным влиянием в определенном секторе экономики или на уровне регионов;

3. «Верхний средний класс»: обладает доходом, обеспечивающим представителям данной группы западные стандарты потребления, имеет определенные претензии на повышение социального статуса;

4. «Динамический средний класс»: отличается наличием доходов, позволяющих удовлетворять среднероссийские и более высокого уровня стандарты потребления; кроме того, обладает достаточно высоким адаптационным потенциалом, значительными мотивациями и притязаниями, группа характеризуется высокой степенью социальной активности и легитимным способом ее проявления;

5. «Аутсайдеры»: отличительные черты – низкая способность к адаптации, низкая социальная активность, невысокий доход с одновременной ориентацией на легитимные способы  его получения;

6. «Криминалитет»: обладает высокой степенью социальной активности и способности к адаптации, однако при этом рационально-ориентирован на получение дохода зачастую способом, противоречащим легальным нормам;

7. И, наконец, «маргиналы», характеризуемые, автором, как члены общества, обладающие низким адаптационным потенциалом и имеющие асоциальные и даже антисоциальные установки при получении дохода [6, с. 234-235].

В такой интерпретации понятие маргинала максимально приближено к понятию представителя «социального дна» хотя четкого выделения групп населения, принадлежащих к данному слою, нет.

Следует заметить, что существует стратификационная модель общественного устройства, предложенная Т.И. Заславской, в которой четко выделен слой, именуемый автором как «социальное дно»:

— «верхний слой» (7 %): наиболее привилегирован, к нему относятся элитные, а также субэлитные группы, занимающие важные с точки зрения государственного управления, развития экономики и наличия реального властного ресурса (как правило, силовые структуры)  позиции;

— «средний слой» (20 %): включает представителей малого и среднего бизнеса, менеджеров среднего уровня, чиновники среднего уровня, офицеров, высококвалифицированных специалистов;

— «базовый слой» (60 %): наиболее многочисленный, в его основе специалисты (интеллигенция), работники массовых профессий, рабочие и др.;

— «нижний слой» (8 %): в его основе малоквалифицированные и неквалифицированные работники, сюда же автор относит безработных и беженцев; основные характеристики – низкая социальная активность, низкий адаптационный потенциал к изменяющимся социальным условиям;

— «социальное дно» (5 %): по мнению автора, это последний (самый низкий) слой социальной структуры российского общества, в который входят, как утверждает Т.И. Заславская, преступные и полупреступные группы: к ним относятся бандиты, воры, торговцы наркотиками, содержатели притонов, а также бродяги, алкоголики, лица без определенного места жительства и пр. [7, с. 13].

Таким образом, понимание социального дна Т.И. Заславской охватывает такие слои структуры общества, предложенные Н.М. Римашевской, как «криминалитет» и частично «маргиналы». Несмотря на то, что данный автор не выявляет слой «социальное дно», им проведено его обследование. Для обозначения представителей данной прослойки Н.М. Римашевская использует понятие «паупер». Среди процессов, интенсифицирующих процессы маргинализации, она называет безработицу, бедность, несбыточность надежд, социальная и экономическая нестабильность [8, с.38].

Парадокс ситуации состоит в том, что российское общество вовлечено в мировую тенденцию развития потенциала человека. [9, с.14] Поэтому следует согласиться с утверждением автора, что по причине интенсивной нисходящей социальной мобильности «социальное дно» продолжает формироваться и укрепляться, его представители отторгаются обществом, которое не имеет четкого понятия об истинных размерах данного слоя.

Н.М. Римашевская выделяет четыре группы, которые, по ее мнению, составляют социальное дно:

1) нищие, открыто просящие подаяние;

2) бомжи, лишившиеся своего жилья, прежде всего по причине возникновения рынка недвижимости;

3) беспризорные дети, которые либо утратили родителей либо убежали из дома;

4) уличные проститутки (включая несовершеннолетних) [8, с.39].

Представители данного социального слоя имеют общие черты: нахождение в состоянии социальной эксклюзии, отсутствие социальных ресурсов, устойчивых связей, утрата доминантные ценностей социума и т.п. Каждая из названных групп безусловно обладает определенной спецификой, однако четкие грани между ними отсутствуют: беспризорник может быть нищим, просящим подаяние, и заниматься проституцией.

Таким образом, социологи, исследующие проблемы стратификации, невсегда уделяют должное внимание люмпенизированным слоям общества. Также нет четкого понимания процессов маргинализации и состава образовавшегося по ее причине слоя. Следует заметить, что группа маргиналов не полностью совпадает с прослойкой социального дна: по нашему мнению, первая включает в себя вторую группу. При этом сюда же попадают другие маргинализированные слои общества, которые не перешли в разряд представителей социального дна: это безработные, участники процессов урбанизации, не сумевшие адаптироваться к городской жизни и т.д.


Библиографический список
  1. Социальное расслоение и социальная мобильность /Отв. ред. З.Т. Голенкова. – М.: Наука, 1999.
  2. Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРФ-М, 2009. – 654с.
  3. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей /Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.– 207с.
  4. Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 536с.
  5. Дмитриев А.В. Конфликт на российском распутье // Социологические исследования, 1993. – №9. – С.15-16.
  6. Фролов С.С. Основы социологии. – М.: Юристъ, 1997. – С.212-227.
  7. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества //Общественные науки и современность. – 1997. – №2. – С.5-23.
  8. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения // Социологические исследования, 2004. – №4. – С.33-44.
  9. Горина Е.Е. Коммуникационная активность в системе профессиональных качеств современного работника //Современные научные исследования и инновации. – 2013. №7 (27). – С.14.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Горина Елена Евгеньевна»

Социальное конструирование маргинальности — Студопедия.Нет

Маргинальная ситуация возникает на рубеже несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста.

Маргинальность может проявляться в различных формах: 1 в виде девиации, которая либо оказывается деструктивной для самих членов подобщества, либо выплескивается в «большое общество» в виде насилия, неуправляемых действий. 2 Может трансформироваться в интеграцию – в результате ранее маргинальная группа постепенно завоевывает сильные социальные позиции, ее точка зрения, ее определение реальности постепенно становятся общепринятыми. Маргиналы этого типа являются первопроходцами, реформаторами, проводниками новых социальных норм, направлений в искусстве.

По определению Старикова, главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей (экономические, социальные и духовные). Экономические восстанавливаются быстрее остальных, медленнее и сложнее всего налаживаются духовные связи. Потеря социальных связей грозит: деформацией социальной структуры общества, но ненадолго, так как первостепенным принципом бесперебойности системы является принцип взаимозаменяемости; дезорганизацией социальных процессов; деформацией образа жизни маргинальной личности, что, в свою очередь, ведет к деформации личности в нравственном и правовом разрезах. Можно выделить два способа формирования маргинальной личности. Первый – извне: общество не принимает человека, навязывает ему определенную социальную роль. Чаще всего в эту категорию попадают люди с неадекватным поведением и нетипичными характеристиками, которые угрожают стабильности социума и выходят из зоны социального контроля. Приписывание маргинального статуса дает возможность требовать исполнения роли при резком снижении социального статуса «маргинала».

Маргиналы как соц группа

Разделим понятия: Маргинальные – это соц группы, кот переживают интенсивные изменения своего положения по отнош к прежней системе соц отношений. Мигранты – это маргинальная группа, включ беженцев и вынужденных переселенцев. Положение этой группы требует адаптации к новой среде после смены места жительства. Безработные – маргинальная группа, состоящая из трудоспособного населения, которое не имеет работы.

«Социальное дно»

Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность в обществе способствуют возникновениюсоциального дна. 4 группы: нищие, открыто просящие подаяние; “бомжи”, лишившиеся своего жилья, как известно, прежде всего вследствие возникновения рынка жилья; беспризорные дети, которые потеряли родителей либо убежали из дома; уличные проститутки (включая детей), ведущие асоциальный образ жизни.

Представители “социального дна” имеют сходные черты. Это люди, лишенные социальных ресурсов, устойчивых связей, утратившие элементарные социальные навыки и доминантные ценности социума. Они фактически уже прекратили борьбу за свое социальное существование.

Андеркласс России

Термин возник в американской социологии. Первоначально – дискриминируемые этнические группы, проживающие в гетто.

А. Маркс определял люмпен-пролетариат как «остатки и отбросы всех классов».

В современ социологии исп2 основных критерия для выделения А. Первый подход (американский) андеркласс – собрание антисоциальных элементов — люди, не имеющие легальных средств существования, легальных доходов, профессии, легальной собственности (несовершеннолетние правонарушители, наркоманы, грабители). Согласно второму подходу (европейскому), А., помимо антисоциальных, включает также беднейшие слои населения.

Андеркласс – исторически новое социальное явление для России. По сравнению с андерклассом в западном мире, андеркласс в России имеет свою специфику. Римашевская, рассматривая соц структуру современной России, не использует термин андеркласс. При этом наряду с элитой и средними слоями выделяет слой «маргиналов», характеризующихся низкой адаптацией, асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности, а также «криминалитет», обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности. Другие современные российские социологи, Панарин, Мукомель, Зайончковская связывают проблему возникновения и развития андеркласса с миграцией.

Это наименее образованный, самый бедный, малоинициативный и социально беспомощный слой; слой, образуемый деклассированными элементами (пьяницы, наркоманы и др.), потерявшими человеческий облик; «социальное дно» общества; слой общества, находящийся ниже всех классов в социальной иерархии. В структуре андеркласса находят свое специфическое отражение целые сегменты социальной структуры самого российского общества. При этом учеными отмечается парадоксальная разнородность структуры андеркласса.

Особенность: андеркласс не вмещается в рамки обычного понимания категории класса так как составляющие его страты не объединены м/у собой общими ценностными предпочтениями, поведенческими приоритетами и не осознают себя как класс. Вместе с тем опыт проведения массовых демонстраций в западных странах с требованиями легализации положения нелегальных трудовых мигрантов говорит о повышении значимости проблемы статуса гражданства в современных обществах. Отсутствие гражданства помещает андеркласс на самый нижний уровень социальной иерархии, но в то же время говорит о возможности открытой или скрытой борьбы за обладание таким статусом.

*Отличие маргинала от люмпена: маргинал находится м/у культурами, люмпены не стремятся улучшить свое положение, это отбросы об-ва.

Понятие социального института, функции, типология. Социальный институт как форма организации общественной жизни, его элементы и характерные признаки. О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М. Вебер о месте и роли социальных институтов в обществе. Идеи американских институционалистов и их значение для формирования современных социологических взглядов на социальные институты (Т. Веблен, Дж. Коммонс).

Понятие и признаки

Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна удовлетворить ту или иную общественную потребность.

Социальный институт –относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества, и облад признаками:соц общности; наличие опред сферы или области взаимодействия людей; формальные и неформальные нормы.

История

Конт.Рассматривал основные социальные институты — семью, государство, религию — с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Базовая ячейка об-ва – институт семьи (семья, по его образному выражению, «школа традиции и повиновения»). + особое значение придает религии и морали.

Спенсер.Строго говоря, он первымупотребил понятие в социологич науке.СИ = нечто вроде органов общественного суперорганизма, позволяющих вести совмест деят-ть и жизнь людей. Выделяет шесть групп институтов: 1) домашние (се­мья, воспитание) – межиндивидуал отношения 2) обрядовые – регул поведение людей чз установление обычаев, традиций 3) церковные – обеспеч интеграцию в об-ве различ групп населения 4) политические (гос-во, армия, полиция, суд) – регул политич и правовые отнош-ия 5) профессиональные (гильдии, цеха, профсоюзы) – сближение и защита людей, заним одинаковой проф деят-ю и 6) промышленные – обеспеч функц-ие производствен стр-ры об-ва. => СИ обеспечивают стабильность обществен функционирования, а также создают условия для социализации личности.

Дюркгейм. Использ термин «институт» для обозначения социальных фактов – коллективных представлений, внешних для индивида и обладающих принудительной силой по отношению к нему. По его мнению, можно назвать институтами все верования, все способы поведения, установленные группой; социологию же вообще можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании.

Вебер. Рассматр СИ как рез-т интеграции людей в сообщества на основе регулярных связей. Называл их «фабриками» по производству соц связей.

К ПРОБЛЕМЕ МАРГИНАЛЬНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

К ПРОБЛЕМЕ МАРГИНАЛЬНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Бледнова Дарья Евгеньевна

студент 3 курса, кафедра социальной работы, СКФУ, г. Ставрополь

Email: darsen86@rambler.ru

Агулина Светлана Вячеславовна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент СКФУ,

г. Ставрополь

 

Маргинальность (лат. margo — край, граница) — понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни [9].

Со временем в общественных науках сложилось несколько тенденций в восприятии и понимании проблемы маргинальности. Ярким примером может стать американская школа, продолжающая изучать маргинальность в рамках миграционных и этнических процессов (Р. Мертон, Харман, Вудс). Американские ученые рассматривают явление маргинальности как некий специфический, отдельный, частный случай, который характеризуется периодом предварительной социализации человека при вхождении его в позитивную референтную группу, в реальную общность. При этом в изучении феномена маргинальности продолжает оставаться доминирующим психологический подход, а сама маргинальность трактуется как временное разрушение согласия человека с самим собой, со своим внутренним «Я», другими людьми и обществом в моменты трансформации социальной структуры и при повышении уровня социальной мобильности общества.

В европейской традиции в исследовании проблемы маргинальности и маргиналов преобладают два основных подхода, которые условно обозначают как «англо-немецкий» и «французский». Немецкая и английская традиции занимают сходные между собой позиции в восприятии маргинальности. Здесь маргинальность понимается как отрицательный вариант результатов процесса структурной деформации и трансформации общества, и, связанной с этим, социализацией человека в нем (В. Хинрикс, К. Рабан). Для них маргиналы, прежде всего, деклассированные элементы общества, социальное «дно», андекласс или эмигранты — выходцы из стран «третьего» мира. Они рассматривают понятие маргинальность с позиций адаптации ее субъектов в социуме.

Французский подход к проблеме маргинальности имеет свою специфику. Здесь маргинальность понимается как своеобразный протест против традиционных ценностей и норм общества, как продукт классовой борьбы. Такой взгляд на маргиналов сложился под влиянием событий весны 1968 г. Маргинальность воспринимается как «результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфического отношения с существующим общественным строем. Уход в маргинальность предполагает: либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира; либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности. «Французский подход» с истечением времени изменился и претерпел коррективы, он все более приближается к «англо-немецкому». К категории маргиналов в основном стали относить мигрантов и безработных — «продукт распада общества, пораженного кризисом» [5].

Латиноамериканские исследователи подходят к явлению маргинальности с позиций неравномерности экономического развития различных государств и говорят о существовании целых маргинальных регионов, имея в виду страны Латинской Америки и «третьего» мира (О. Сункель, Л. Сеа, Л. Пасо). Маргиналы для них — это представители социально изолированных групп, обитателей городского «дна» и выходцев из глубинки. При этом латиноамериканские авторы часто понимают под маргиналами люмпен-пролетариат и люмпен-буржуазию [4, 5, 7].

В настоящее время феномен маргинальности исследуется с точки зрения разных подходов. Одним из ярких примеров является истолкование понятия маргинальности российским исследователем И.П. Поповой. По ее мнению, «само понятие «маргинальность» представляет собой «социологическую загадку», решаемую каждый раз в границах тех социальных условий, в которых возникает необходимость исследования пограничных, переходных явлений» [1, c. 9].

Исследованием интересного подхода рассмотрения маргинальности занимался Е.В. Садков. Он рассматривает маргинальность в рамках криминологического подхода. Автор проводит тесную взаимосвязь между маргинальностью и преступностью. Данная взаимосвязь может трактоваться не только в виде предположения, что маргинал из-за сложившихся обстоятельств склонен к правонарушениям, совершениям преступлений, но и в виде предположения, что маргинал, находящийся на «окраине», в «придонье» социальной жизни («бичи», «люмпены», проститутки, «бомжи», нищие и т. п.), в меньшей степени защищен в правовом отношении, чем другие, соответственно, и чаще становится жертвой разного рода преступлений [8, c. 43].

Восприятие понятия маргинальности неоднозначно, что обусловлено следующими обстоятельствами:

  • это понятие употребляется в различных научных дисциплинах (психология, социальная психология, социология, культурология,  политология, философия, экономика и т. д.) в различных значениях или рассматривается под разными углами зрения;
  • в зависимости от типов маргинальности это понятие применяется в различных значениях;
  • неопределенность содержания этого понятия затрудняет представление самого явления в контексте социокультурных процессов общества [1].

Современная российская действительность также вносит свои поправки в смысл и содержание понятия «маргинальность», которое все чаще стало появляться на страницах публицистических и научных изданий, газет, разного рода аналитических обзоров.

Понятие маргинальности в настоящее время укоренилось в области социальной работы. Маргиналы — обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества господствующих социокультурных традиций и норм или основных структурных подразделений [8]. Маргинальные личности и группы остро нуждаются в помощи и поддержке специалистов в области социальной работы.Данная помощь может быть психологической, моральной или материальной. Социальная работа с такими людьми должна осуществляться профессионально подготовленными, квалифицированными социальными работниками, волонтерами, специалистами узкого профиля (психологами врачами, юристами), которые действительно смогут помочь и попытаться устранить необходимую существующую проблему. Но прежде всего социальная реабилитация маргиналов должна осуществляться их близкими и родными, выражаться в поддержке, понимании, в вере в человека и в его способности и возможности [6, c. 7].

В процессе трансформации российского общества произошли не только изменения в социальной структуре, но и в традиционном обществе. Поменялось осознание индивидуальной и социальной групповой идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, системе ценностей солидарности, уровне сплоченности, норм дозволенности и воспитанности.В настоящее время маргинальность переживает своеобразный переломный момент. В обществе теряются и изменяются глубинные устои, основательно измененные экономическими и социальными процессами. Слово «маргинал» постепенно выходит из употребления. Данная ситуация обусловлена тем, что мужчины и женщины, живущие по ту сторону декорума, не самостоятельно делают этот выбор — они незаметно вытесняются в это состояние, становясь прямым образом присвоенными к промежуточным звеньям социума, так и не приобщившись конкретным образом ни к одной из категорий отверженности общества.

Будучи, возможно, слабее других (хотя это следовало бы еще доказать), они остаются на обочине дороги, по которой продолжает движение таранная когорта удержавшихся в седле, безразличных к тому, как отстают и как падают маргиналы [10].

Как отмечает исследователь данной проблемы Стариков Е., маргинал отныне не какой-то прокаженный или чужак. Он схож со всеми, идентичен им и, в то же время, он калека среди себе подобных — человек с усеченными корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры и родной среды [10].

Американские ученые обратили внимание на то, что к категории маргиналов можно отнести значительную и притом весьма активную часть американского общества. Это религиозные и этнические меньшинства, представители особенно и нестандартно мыслящей художественной и научной интеллигенции, специфические молодежные течения и др. «Маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать свое творчество, новаторские идеи и тем самым обогатить общество и материально и духовно.

В научной литературе встречается такое понятие как «новые маргинальные группы», которое считается неустоявшимся. Подходы к его определению можно найти в работах исследователей, рассматривавших особенности процесса маргинализации в Западной Европе, и в частности, в работах А.А. Галкина,И.В. Зайцева, А.И. Атояна,Н.Е. Мельниковой. Связывался этот процесс с появлением научно-технической революции, а точнее, со своеобразной на тот момент структурной перестройкой общества в целом. Проследить состояние современной российской действительности можно, опираясь на общую картину этого процесса, сложившегося в Западной Европе среди маргинальных слоев населения, и описанного в данных работах. Авторы делают вывод о том, что маргиналы в Западной Европе — это сложное соединение групп, в котором наряду с традиционными, которых называют люмпен-пролетариями, входят новые маргиналы. В их характеристику входит высокая образованность и политическая активность, большие социальные ожидания, развитые потребности. Источником появления новых маргиналов является нисходящее социальное перемещение групп, которые не отторгнуты еще обществом, но занимают противоречивые позиции, теряя прежний статус. В России причинами появления «новых маргиналов» стали кардинальные изменения в социальной структуре в результате кризиса и реформ, которые были направленны на формирование новой социально-экономической модели общества. Социально-профессиональная структура стала главной сферой социальных изменений. Ее преобразование привело к появлению групп населения, характеризующихся наиболее активными и прогрессивными изменениями социально-профессионального статуса. К ним относятся — социальные группы, потерявшие прежний социальный статус, важно отметить то, что они не имеют возможности приобрести нормальный, соответствующий важным жизненным потребностям статус, т. к. в основе этого находится его объективное понижение; социальные группы, которые приобретают новый в сравнении с прежней социальной системой статус. Данные группы не имеют пока механизма общественно приемлемого, единого, нормального функционирования [2; 3; 4; 5].

На основе существования многочисленных понятий о маргинальности возникла интересная идея междисциплинарного синтеза. Ее автором является А.И. Атоян, который предложил выделить весь комплекс знаний о маргинальности в отдельную область знания — социальную маргиналистику как междисциплинарный синтез в обширной исследовательской области. Данная область знаний необходима, так как проблема переходных явлений актуальна во многих отраслях науки. Создание данной области знаний позволило бы удобнее и более комплексно рассматривать и изучать ситуацию маргинальности в целом. Существует еще одна важная проблема, которую видит автор. Она заключается в необходимость определения и подробной разработки структуры «демаргинализации». Под маргинальностью автор понимает разрыв социальной связи между индивидом (или общностью) и обществом с его нормами, взятыми в качестве объективного целого. Процесс демаргинализации он рассматривает как «совокупность восстановительных тенденций и мер по отношению ко всем видам социальных связей, усложнение которых возвращает устойчивость социальному целому» [2, с. 32]

Таким образом, маргинальные слои населения всегда являлись частью нашего общества, представляя собой его неотъемлемую часть. В социологии и социальной работе очень часто встречается понятие маргинальности и это не случайно. Общество — это система, которая имеет свойство постоянно изменяться, преобразовываться, дополняться, соответственно меняются и структурные компоненты. В данных изменениях оказывается человек, который не имеет возможности или просто желания подчиняться изменениям, которые диктуются обществом. Итак, эти люди застревают в одной жизненной социальной позиции, не имеющей расположения к какой-либо конкретной группе социума, отсюда и происходит возникновения маргиналов. Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта. Она зачастую бывает весьма интенсивной, напряженной и по-разному реализуется на практике. Маргинальная ситуация может быть источником деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста, неврозов, недовольств общества. Но она, же бывает источником нового, креативного осмысления и восприятия Вселенной и общества в целом, нетривиальных, сложных, нестандартных форм интеллектуального, религиозного и художественного творчества. Поэтому маргиналы не всегда усугубляют реальность, порой их присутствие в социуме необходимо для нормального и продуктивного структурирования нашей жизни.

 

Список литературы:

  1. Акопян Н. Маргинальность как одна из основных характеристик трансформирующегося общества // XXI век. — № 1. — 2005. — С. 7—12.
  2. Атоян А.И. Социальная маргиналистика. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза // Полис. — № 6. — 2003. — С. 29—35.
  3. Галкин А.А. На изломах социальной структуры. М.: Аспект Пресс, 2007. — С. 315.
  4. Зайцев И.В. Маргинальность как социально-философская проблема: дисс. …  канд. филос. наук. Омск, 2002. — С. 151.
  5. Мельникова Н.Е. Феномен маргинальности в системе культуры: социально-философский анализ: автореф. дисс. … канд. филос. наук. М.: 2007. — С. 137.
  6. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М.: Дашков и Ко. — 2005. — С. 476.
  7. Попова И.П.Эволюция понятия маргинальности в истории социологии  // Маргинальнось в современной России: коллективная монография. М.: МОНФ, 2010. — С. 71—94.
  8. Садков Е.В. Маргинальность и преступность //Социс. — 2008. № 8. — С. 41—44.
  9. Словопедия. Новейший философский словарь. [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.slovopedia.com/6/204/770756.html(дата обращения: 4.10.2012).
  10. Стариков Е. Униженные и оскорбленные // Знамя. — № 9. — 2009. — С. 23—25.

Leave a comment