Сколько зарабатывают музыканты? | Idealistworld
Музыканты и исполнители могут зарабатывать деньги не только выступлениями в живую, но и при помощи онлайн сервисов потоковой музыки а так же авторских прав на свою продукцию. Вот три способа заработка музыкой.
Доход от прослушивания музыки
Первый способ заработка на музыке – это прибыль от прослушивания композиций на интернет площадках и сервисах. Чтобы обратить на себя внимание, большинство музыкантов размещают свои композиции в Apple Music, Spotify, Яндекс Музыка. Это не всегда приносит ожидаемую прибыль, разбираемся сколько стоит ваша музыка? И может ли музыка стать источником дохода.
Доход от сервисов Spotify, Apple Music, YouTubeMusic
Во-первых, эти цифры относятся только к доходам музыкантов и исполнителей, они не включают издательские гонорары за написания песен и выступлений. Кроме того, самым важным фактором является, контракт с лейблом и условия подписания. Любой музыкант или исполнитель, который лично размещает свои песни на музыкальном сервисе (в
Данные за прослушивание могут вводить в заблуждение, поскольку они зависят от количества пользователей, которые оформили подписку на сервис. Например, музыкальный сервис Beats платит больше за прослушивание, чем Spotify, но только потому, что у него мало пользователей. Музыканты могут зарабатывать намного больше денег от Spotify, если количество пользователей Beats будет расти, выплаты за прослушивание снизятся.
Как правильно продавать музыку?
Как же исполнители и
Музыка как источник дохода – авторские права
Авторские права – это главный вид дохода музыканта. Здесь речь идет о частичной продаже авторских прав на композицию или семпл, для использования ее в телепередаче или сериале. Если вы являетесь автором музыкальной композиции, вы должны оформить авторское право на ваш трек, тогда существует возможность реального заработка на вашей музыке. Если вы работаете с лейблом или у вас есть менеджер, следовательно, несет ответственность за сбор финансовых вознаграждений от вашего имени, которые выплачиваются при покупке вашей музыки.
Лицензии на проигрывание песен в общественных местах
Вы являетесь правообладателем вашей музыкальной композиции. Каждый раз, когда ваша музыка исполняется для публики (в этом случае это могут быть магазины, рестораны и разного рожа заведения) – за проигрывание ваших треков, вы обязаны
Если вы твердо уверены в том, что ваше творчество может принести вам деньги, смело используйте описанные способы заработка на музыке. Не забывайте лицензировать ваши композиции и следить за тем, чтобы они использовались только с согласия автора и оплаченной роялти. Творческих успехов.
Скрипач, пианист, духовой оркестр и йог из проекта «Музыка в метро»
Продолжаем рассказывать о музыкантах из проекта «Музыка в метро». Теперь про свои отношения с вечно спешащей аудиторией и заработки рассказывают скрипач, пианист, участник брасс-бенда и исполнитель музыки на поющих чашах.
Владимир Семибратов
Скрипач
«Я уже больше 10 лет как уличный музыкант, выступал на разных площадках — иногда получал официальное разрешение, иногда сам по себе. Однажды играл в –27°С в переходе семь часов: инструмент расстраивался даже от моего дыхания, ноты редко были на привычном месте. Начал играть, чтобы заработать денег, но это не та деятельность, где можно развиваться только ради денег. Если играть исключительно популярные композиции, через неделю едет крыша. Если очень-очень стараться, может получиться тысячи три за два часа.
Я стараюсь играть те песни, которые вообще на скрипке сложно сыграть. Например, Лару Фабиан — там надо с одной октавы на другую мгновенно переключаться. Или группу Queen, легендарную «Show Must Go On» — это очень эмоциональное и сложное в исполнении произведение. Вообще, уличному музыканту гораздо сложнее удержать публику, чем на концерте. Даже внешний вид влияет на восприятие. Конечно, можно выйти в шортах и в сланцах на босу ногу — наблюдал такое зрелище, — но сам не позволял себе ни разу.
Когда выступаю в метро, мне иногда дарят мои портреты, тут же нарисованные, шоколадки, билеты в театр, цветы. А одна очень творческая пожилая женщина подарила скрипку. Все это весьма приятно. К повышенному вниманию отношусь спокойно. Бывает, что просят сыграть «Мурку», но я очень редко такие просьбы выполняю. Жизнь артиста — иногда праздник, а иногда на струны не хватает. Что делать? Берешь и играешь «Мурку».
Публика моя — люди от 2 до 90 лет, а с детьми вообще бывают очень комичные ситуации. Буквально вчера ребенок лет трех остановился, светлый такой, глаза — два озера бездонных. В общем, он начал просто пританцовывать, и ничто его не могло остановить: ему одному играют и он тут звезда. Выступил прекрасно, лучше меня.
Бывает, но редко, что дети плачут и не хотят уходить. Это очень лестно для меня, но немного неловко — родители тащат, а он ни в какую. Было такое, что малыш стоял часа два, слушал, родителям надо идти, они его за руку, а он плачет. Ну, я пробую в такие моменты либо паузу сделать, либо поменять композицию. Была тоже девочка лет десяти — балерина. Она победительница многих конкурсов, замечательно танцует. Я играл на «Боровицкой», и она начала танцевать со мной — ну захотелось ей. И вот так пять произведений подряд танцевала. Это было шикарно.
Случай на «Боровицкой»
К слушателям у меня претензий нет — та аудитория, которая ведет себя неадекватно, «Афишу» не читает, так что обращение к ней лишено смысла. Департаменту транспорта и руководству метрополитена я очень благодарен за проект «Музыка в метро». Поверьте, очень вдохновляет, что ты легален и уважаем, и есть люди, которые помогают тебе какие-то спорные ситуации решать. В действительности это тот самый случай, когда чиновники не мешают, а, наоборот, содействуют и защищают. С проектом «Музыка в метро» ушел мандраж, что вот сейчас к тебе подойдут и скажут: «Иди отсюда». Иногда приходишь на площадку, чтобы выговориться каким-то своим образом, при помощи музыки. И здорово, что никто не затыкает тебе рот.
Я считаю, что просто так человек не может прийти к искусству — нужен толчок. Если ребенок будет идти и увидит какое-то классное выступление на улице, то есть шанс, что он приобщится к этому. Я за то, чтобы в городе было как можно больше доступных точек соприкосновения с культурой. Например, в метро можно было бы повесить еще картины художников. Ведь, чтобы сделать выставку, нужны большие деньги, а откуда начинающему художнику их взять?»
Подробности по теме
«Наш народ подсел на жирный бас»: как изменилась музыка на улицах и в метро
«Наш народ подсел на жирный бас»: как изменилась музыка на улицах и в метроДмитрий Выборнов
Музыкант, руководитель группы Brevis Brass Band
«Мы сразу поняли, что «Музыка в метро» — очень крутой проект и нам нужно идти и доказывать свое право на существование в нем. И тут дело не в деньгах, а в людях, которых ты радуешь. Ведь это не парк, куда приходят расслабленно съесть мороженого, это даже не улица, где люди гуляют и слушают музыку. Это метро — тут все спешат, идут по своим делам, на работу, и, когда ты можешь остановить такого человека, и еще чтобы он тебе какую-то денежку кинул, это очень хорошее признание.
Когда мы играли в парке Горького, всегда было три-четыре человека за два часа, которые пытались испортить выступление. Как правило, в нетрезвом состоянии. Когда мы только начали играть в метро, тоже были недовольные, которые жаловались, что мы слишком громко играем, что толпа не дает им пройти. И как-то раз даже полицию приводили. И полицейские тоже на нас жаловались. Поначалу было такое — я думаю, потому, что не все знали, что такое «Музыка в метро», и думали, что мы какие-то нелегальные попрошайки. Сейчас же все очень положительно реагируют. Появились люди, которые специально приходят к нам и говорят: «О, привет! Мы к вам вместо обеда — знаем, что вы выступаете в наш обеденный перерыв».
В метро нам нравится свобода: ты играешь так, как хочешь. Это не корпоратив с определенным дресс-кодом и треклистом — тут ты сам себе хозяин. Играешь для публики то, что кажется удачным в этот момент.
В метро, конечно, не заработаешь баснословных денег, но зато есть возможность попробовать музыку на живых людях, которые искренне реагируют. Очень хорошо воспринимают Юрия Антонова и композиции из советских фильмов и группировку «Ленинград» любят. А зарубежные — если только очень известные вроде Майкла Джексона. Пожилые часто просят сыграть вальс, но мы все-таки про другое.
В 2009 году я начал создавать наш бенд, до этого я часто ездил по брасс-фестивалям и понял, что не хватает такой банды, которая могла бы как-то зажечь народ. Я эту мысль привез из Европы, и мы первые, кто начал работать в таком жанре в России. До этого у меня был военный духовой оркестр, и я начал этим ребятам объяснять, что можно еще вот так выступать.
Был такой случай: однажды к нам подошел адекватный на вид мужчина, очень серьезный, в пиджаке, галстуке, и начал проявлять недовольство, что мы играем в метро. Мы очень миролюбиво показали аккредитацию от проекта, остальные документы и поинтересовались, что его не устраивает. Он сказал, что нужно проверить тексты наших песен на экстремизм, но ведь у нас нет вокала вообще. Он позвал полицию, полиция снова проверила документы и не выразила к нам никаких претензий. И тогда все наши слушатели — их на тот момент было около ста человек — стали защищать нас. То есть люди за нас заступились, и это тоже показатель.
Он сказал, что нужно проверить тексты наших песен на экстремизм, но ведь у нас нет вокала вообще
К нам приходят даже бездомные с Курского вокзала. Вот интересно, у них нет, наверное, доступа к сайту с расписанием, но они приходят четко за пять минут до нашего выступления, здороваются и с благодарностью слушают концерт. Как-то подошли к нам двое ребят — судя по всему, из провинции — и стали ну так душевно танцевать, что мы даже переняли эти движения. То есть у нас благодаря им появился новый танец — настолько было от души.
Я хочу, чтобы люди понимали: музыканты в метро — это не какие-то попрошайки и нарушители спокойствия. Их выбрали из тысячи коллективов, тысячи заявок, и это очень хорошие музыканты, профессиональные, и это прекрасная возможность послушать их вживую бесплатно».
Павел Август
Пианист, композитор
«Сначала было непривычно выступать в метро, но в скором времени я просто перестал замечать людей: я всегда играю так, будто я один. На концертах все очень концентрированно, а в метро можно играть достаточно расслабленно. При этом нужно всегда оставаться внимательным. И это потрясающий опыт.
Когда играешь что-то известное, то это больше способствует образованию: люди останавливаются, интересуются, слушают. Но я играю и свою музыку, и известную. Буквально вчера вот отбивался от одного пьяного мужчины, который пытался расцеловать меня на эмоциях, когда узнал, что это моя музыка. И такое бывает. Бывает, пожилые женщины просят сделать потише. Причем говорят: «Я вами любуюсь, но не могли бы вы играть тише?» Когда я только начал, один мужчина подарил мне кошелек и сказал, что он купил его в Европе, и в нем лежало много талисманов на привлечение денег. Вот это было забавно и приятно. Цветы дарят редко, но вот однажды подсолнух подарили. Девушки иногда пишут записки с отзывами, рисуют меня — это здорово.
Я считаю, что у меня лучшая работа на свете: мне очень нравится играть музыку — хоть в метро, хоть на концерте, хоть на днях рождения. Выступаю я 4–5 раз в неделю, и мне достаточно этих 2–4 часов в день: если играть больше, то пальцы начинают болеть.
Моя мама сначала воспринимала игру в метро как что-то посредственное, но теперь она очень довольна, что у меня есть такая работа. Сейчас у музыканта огромные возможности: можно продавать диски, писать музыку для фильмов, выступать на мероприятиях, в метро, продавать ноты. Но я выкладываю ноты бесплатно: у меня есть какое-то ощущение, что музыка, которую я пишу, принадлежит не мне, а всему миру».
Сергей Сергиевский
Играет на поющих чашах, колокольчиках и гонге. Преподает йогу
«Я часто езжу на метро и вот увидел объявление в вагоне о том, что идет прослушивание. Подумал: «А почему нет?» Вообще-то, я не профессиональный музыкант — скорее любитель. У меня начальное музыкальное образование, я играл на гитаре, аккордеоне, раньше сочинял музыку и даже рэп, но сейчас вот увлекся поющими чашами и гонгом. Здесь не так важно образование — научиться играть можно за один день. Имеет значение не техника, а умение расслабиться и войти в особое состояние. Прослушивание в проекте «Музыка в метро» я прошел легко — наверное, потому, что у меня такой специфический жанр.
Вообще, пассажирам нравится наша музыка — звук поющих чаш приносит умиротворение. Говорят, у тибетцев есть такое поверье: тот, кто хотя бы раз в жизни слышал поющие чаши, никогда не попадет в ад. Москва — огромный мегаполис, шумный, суетливый, где много стрессов, но наши звуки помогают людям расслабиться. Я и сам, когда играю, ощущаю покой и уже не обращаю внимания на то, что вокруг шум, гам — у меня только музыка в голове.
Некоторые слушатели в метро меня называют шаманом. Иногда слышу: «О, шаман!» Конечно, никакой я не шаман — просто звук так воздействует; это законы физики и физиологии прежде всего. Бывает, люди заслушиваются и расслабляются так, что идут не в те двери, путают вход с выходом. Периодически спрашивают, где купить такие инструменты. Некоторые просят поиграть — ну что же, я такую возможность даю.
Поющие чаши пришли к нам с Востока, но сейчас они получили распространение и в Европе. Например, в Германии таким образом лечат психические заболевания, депрессию и тревогу. На Западе была волна движения хиппи, было много людей с наркотической зависимостью, которые хотели как-то с этого слезть. И вот тогда набрала популярность кундалини-йога, которая возвращала к нормальной жизни. Там помимо телесных практик использовался активно гонг — этот инструмент благоприятно воздействует на нервную систему. В России не сказать чтобы это было развито повсеместно, но те, кто занимается йогой, знают и про чаши, и про колокольчики, и про гонг.
Сейчас существует звуковой массаж при помощи поющих чаш — я в своей практике часто использую его. Кроме успокаивающего акустического воздействия на кору головного мозга поющие чаши оказывают и прямое вибрационное воздействие, если их расположить на теле человека. Таким образом получается двойной эффект — настоящий виброакустический массаж. В метро, конечно, массаж сделать не получится. Однако в таком городе, где все спешат, бегут, куда-то опаздывают, даже маленькая возможность остановиться, послушать и улыбнуться — уже хорошо.
Как правило, больше всего людей вокруг меня собирается вечером, с шести до восьми. Я в этом проекте не ради денег, хотя лишний заработок принимаю с благодарностью, мне это помогает. Самое большое, что мне удавалось заработать, — полторы тысячи за двухчасовое выступление. А выступаю я обычно один-два раза в неделю — конечно, на одном таком доходе прокормиться нельзя. Думаю, играть в метро надо не для заработка, а для удовольствия, чтобы самому почувствовать радость и заразить слушателей. Если тебя прет, люди это почувствуют».
Сайт Йога-лаборатории Сергиевского www.yoga-lab.ru Подробности и расписание проекта «Музыка в метро» music.mosmetro.ru От репортажей со «скверных» протестов до тестов и планов на ближайшие дни — в нашем фейсбуке.Forbes посчитал деньги музыкантов. Сколько и на чем заработали самые именитые исполнители в 2018 году?
U2
Источник фото: FlickrОколо 2 700 000 человек посетили концерты U2 в рамках большого тура Joshua Tree Tour этих ирландских рокеров. Поездка по городам и странам была посвящена 30-летнему юбилею выхода альбома с аналогичным названием. Немалую сумму из заработанных 118 миллионов долларов принес и выпущенный в конце 2017 года студийный альбом U2 под названием Songs of Experience. Он стал 14-м на счету коллектива.
Лидер группы Боно неоднократно признавался, что не видит разницы между культурой и коммерцией. В качестве примера он приводил слова Бьорк, сравнивавшей свои песни с работами плотника.
«Допустим, один из ее исландских друзей создает стул. Это более красиво или полезно, чем песня? Зависит от стула. Или от песни», — убежден Боно.
Coldplay
Источник фото: «Википедия»На втором месте в рейтинге Forbes оказалась группа Coldplay, которая заработала 115,5 миллиона долларов. Британские рокеры в течение 2018 года объехали пять континентов в рамках турне A Head Full Of Dreams.
Зрителям было продано билетов на общую сумму более 500 миллионов долларов. Большая часть средств была потрачена на организацию концертов, покрытие предварительных затрат и налоги.
И тем не менее прибыль от тура была настолько солидной, что шоу-эксперты поставили на третье место в рейтинге коммерческого успеха. Обошли Coldplay в этом плане лишь Tour U2 и A Bigger Bang Tour Rolling Stones.
Эд Ширан
Источник фото: FlickrНе слишком оторвался от лидеров с точки зрения доходов британский поп-музыкант Эд Ширан. В свои 27 лет он является самым высокооплачиваемым исполнителем в мире, который выступает в одиночку. Львиная доля из 110-миллионного дохода пришлась на большой концертный тур.
Эш Ширан идет в ногу со временем. Он сделал ставку на стриминговые сервисы. Forbes не уточнил, какую именно сумму в качестве авторских отчислений от прослушивания хитов поклонниками получил исполнитель.
Бруно Марс
Питер Джин Эрнандес, известный как Бруно Марс, то ли невероятно удачлив, то ли чертовски любит деньги. Скорее всего, оба эти направления соединились, что позволило ему обогатиться на 100 миллионов долларов.
Его коллекция наград пополнилась за минувший год шестью статуэтками Grammy. Эта награда в США является самой престижной в сфере музыки и, следовательно, самой желанной.
Бруно Марс в течение нескольких лет ведет канал на YouTube. Сейчас с нетерпением ожидают выхода его новых видео более 23 миллионов человек, а количество просмотров измеряется уже миллиардами.
Кэти Перри
Источник фото: «Википедия»Ей удалось заработать 83 миллиона долларов. Год был непростым. Турне Witness: The Tour предполагало 80 концертов, на каждом из которых был аншлаг.
34-летняя уроженка Санта-Барбары неплохо зарабатывает и на своем умении адекватно оценивать чужое творчество. Одной из строчек ее доходов является участие в сверхпопулярном шоу телеканала ABC American Idol (в России франшизу этого проекта назвали «Минута славы»).
Тейлор Свифт
Источник фото: «Википедия»80 миллионов долларов заработала Тейлор Свифт. В 2017 году вышел ее очередной, шестой по счету, альбом. Диск Reputation разошелся рекордным тиражом. Его приобрели 1,2 миллиона американцев. Еще 800 цифровых или физических копий фанаты исполнительницы приобрели в других странах мира. В поддержку альбома Свифт совершила мировой стадионный тур.
Jay-Z
Источник фото: «Википедия»Шон Кори Картер, который выходит на сцену под именем Jay-Z, стал богаче на 76,5 миллиона долларов. Он невероятно порадовал поклонников в 2018 году, записав долгожданный альбом совместно со своей женой Бейонсе.
Forbes назвал Jay-Z самым высокооплачиваемым исполнителем хип-хопа. Теперь личный капитал этой американской звезды превышает 900 миллионов долларов.
Guns N’Roses
Источник фото: «Википедия»71 миллион долларов — такую сумму, если верить всезнающим экспертам Forbes, заработала группа Guns N’Roses. Несколько лет назад музыканты из классического состава Слэш и Эксл Роуз покинули коллектив, но затем вернулись. Именно этим возвращением и обусловлены высокие доходы группы, прославившейся композициями Don’t Cry, This I Love и November Rain.
Роджер Уотерс
Источник фото: «Википедия»Бывший бас-гитарист Pink Floyd об уходе на пенсию совсем не думает. Стареть и сожалеть об ушедшей молодости ему попросту некогда. 75-летний музыкант заработал 68 миллионов долларов, большую часть из которых ему принес мегатур Us and Them. Роджер Уотерс отыграл почти сотню концертов, один из которых летом 2018 года состоялся в Москве.
Diddy
Источник фото: «Википедия»Неизвестно, опечален ли своим десятым местом в рейтинге самых высокооплачиваемых музыкантов Шон Комбс, которого мир знает как Diddy. Радоваться-то особо нечему, ведь в прошлом году он занимал первую строчку в данном топе.
Доходы американского рэпера и музыкального продюсера упали почти в два раза. И если в 2017 году Diddy мог похвастаться 130 заработанными миллионами долларов, то в 2018 году его счет увеличился всего на 64 миллиона.
Студийных альбомов он уже восемь лет не выпускал, в кино тоже давно не снимается. Обогащение происходит, помимо выступлений и продюсерской деятельности, за счет рекламы. Diddy выполняет свои обязательства по контракту с производителями текилы DeLeon и водки Ciroc.
Ленивые звезды России
Российским музыкантам остается только смотреть на доходы своих западных коллег и тяжело вздыхать. То ли время не то, что проблема в доходах и платежеспособности соотечественников. Один из главных музыкальных экспертов страны Юрий Лоза считает, что дело ни в том и ни в другом. В своем интервью «Московскому комсомольцу» он заявил, что российские исполнители просто обленились.
«Пусть валит унитазы мыть!» Пользователи соцсети раскритиковали Самойлову за эмиграцию в Европу
ПодробнееЛоза заявил, что важно, когда поклонники «голосуют рублем», но реалии российского шоу-бизнеса разительно отличаются от того, что практикуется в западных странах. Музыкант отметил, что «у нас здесь совсем другие законы». Он пояснил, что в США музыкальная индустрия невероятно активно развивается более 70 лет.
«Как мы можем зарабатывать такие деньги, если на весь мир кричим, что ничего не умеем делать сами? Мы же не популяризируем свою культуру. Вообще музыканты на Западе зарабатывают деньги, потому что в них вкладывались. Медиасистема вкладывалась, рекламщики старались, композиторы писали… А мы просто дома у себя сидим и кричим, что ничего не можем», — заявил Юрий Лоза.
Певец отметил, что на Западе просто не знают, что в России есть своя музыкальная культура, потому что на Евровидение исполнители выходят с зарубежными песнями.
«Американцы просто знают, что во Франции есть талантливые композиторы и поэты. В России тоже есть, но об этом никто не знает. Обленились совсем… Грустно. Таланты же есть, а ленятся», — убежден Юрий Лоза.
Как стать уличным музыкантом. Сколько зарабатывают музыканты и какое необходимо оборудование
Работа вокалистом на улице (уличные выступления) — это самый честный, чистый и фундаментальный сценический опыт из всех возможных. Не претендую на абсолютную истину, а, наоборот, обращаю ваше внимание, что почти всё сказанное тут является субъективным опытом и наблюдением, и в большей степени относится именно к жанру “эстрада”.
Слово “estrade” на французском означает “помост”, а на итальянском “strada” — “улица”.
Что будет, если очистить от всех атрибутов выступление звезды современной эстрады? То есть: убрать всякую рекламу и любое упоминание об артисте, а также создание ему образа до выступления; исключить предварительные финансовые отношения, такие, как продажа билетов; исключить специальные световые и визуальные эффекты и другие элементы шоу, типа труппы танцоров; и так далее… что останется? Останется артист с его талантом и навыком, а напротив него — зритель. Просто случайный зритель, разум и чувства которого не затуманены созданными образами, который еще ничего не заплатил и может уйти в любой момент, когда только пожелает, более того, может даже не останавливаться. Поэтому, для артиста, выступающего на улице, в случайном месте, каждый задержавшийся зритель — это награда и подтверждение.
Каждая улыбка, каждая монета, каждый пританцовывающий или показывающий большой палец вверх — это знак от мира: “ты делаешь то, что надо!”. То же справедливо и в обратном: если зритель не задерживается и не реагирует, то что-то идёт не так. То есть, в данной парадигме между артистом и зрителем “любовь без обязательств”. Если она возникла — хорошо, на следующей песне угасла — “прости, прощай”.
Найти место для выступления довольно легко, хоть в последнее время законы становятся всё жестче во многих странах. Не нужно заранее договариваться с площадками. Любой свободный день можно использовать для оттачивания навыка публичного выступления. На Западе и в Европе даже звезды эстрады нередко выходят и выступают на улице. В России это большая редкость.
В каждой стране свои законы относительно уличных выступлений. Например, в Норвегии нельзя играть в закрытых помещениях типа переходов и станций метро, но можно играть в любом месте на улице с усилением звука. В Нидерландах можно играть почти везде (за исключением нескольких улиц), но без усиления. В некоторых городах, таких как Роттердам, требуется получить разрешение в администрации. В Финляндии можно играть почти без каких-либо ограничений, а в Дании, например, нельзя играть группой более 2-х человек. Важно понять, что законы эти вводятся не для притеснения музыкантов, а для спокойствия граждан. Поэтому, даже если вы нарушаете, но при этом ваше выступление мелодично и гармонично с окружающей обстановкой, то велика вероятность, что на это закроют глаза.
Сколько зарабатывают уличные музыканты
Мой небольшой опыт уличной игры ограничивается несколькими выступлениями в России и 53 дневным путешествием по 6 европейским странам, где играл почти каждый день, так как это и была цель эксперимента — выяснить, можно ли объехать европу на средства, заработанные таким способом.
Заработать можно в среднем от 15 до 100 евро за час в Европе и от 5 до 20 в России. Но заработанный опыт — бесценный.
Ответ категорически утвердительный. Даже в этом, относительно небольшом опыте, было пройдено несколько стадий трансформации: от стыда, стеснения и чувства, что ко мне отнесутся как к “попрошайке”, до ощущения себя светлой искрой в жизнях случайных прохожих, которые искренне рады испытать настоящую эмоцию, вызванную исполнением песен и принятию от них благодарности в виде улыбок, танцев, денег, знакомств и дружбы. Опыт такой интенсивности можно получить только гастролируя, при этом затраты сил на организацию несравнимо меньше.
Оборудование для уличных выступлений
Что касается оборудования: не раз видел просто поющих а капелла, то есть оборудования никакого. Второй вариант – под гитару. Ну, а если уж говорить о минимальном усилении, тогда комплект такой: гитара, микрофон, стойка для микрофона, провод jack, провод xlr и, собственно, мобильная колонка. Рекомендую Roland, модель street или cube. Работают от 6 и 8 пальчиковых батареек, их хватает до 10 часов игры.
Лайфхаки для уличного музыканта
- Напоследок поделюсь несколькими практическими советами:
- Настоятельно рекомендую ознакомиться с правилами города относительно уличных выступлений (в каждом городе могут быть свои правила).
- С усилением звука зрителей больше, соответственно больше энергии, куража и, конечно, денег.
- Контакт глазами со зрителем в разы увеличивает его эмоцию и, соответственно, вовлеченность и реакцию на ваш перформанс.
- В каждом месте есть неписанные правила уличных музыкантов — будьте открыты, пообщайтесь с другими исполнителями. Бывает разный регламент по времени, очередности.
- Не ставьте главной целью финансовую выгоду. Сама возможность играть на публике и есть основная выгода.
- Меняйте места. Не выступайте в одном и том же месте раз за разом. Могут начать происходить странные события вплоть до конфликтов.
- Выбирайте известные песни. Распознанная мелодия вызывает эмоции и чувства.
Выступления на улице — это прекрасный способ обкатать ваш материал, набраться опыта взаимодействия с публикой, проработать страхи и открыться. Это может стать прекрасным первым шагом на пути к большой карьере, ведь многие известные исполнители (Ed Sheeran, например) когда-то начинали именно так!
Если вы давно хотели попробовать себя в роли уличного музыканта, но сомневаетесь в своем голосе и возможностях, — приходите на обучение к нам в школу вокала. Наши преподаватели имеют опыт выступления как на сцене, так и на улице. Кроме уникальной методики обучения, которая дает самые быстрые результаты в вокале, вы также сможете получить бесценные советы и рекомендации, а также постоянную поддержку вашего куратора.
Чтобы попробовать, как это работает, запишитесь на бесплатный пробный урок вокала.
Сколько должен зарабатывать музыкант ? – LYKOV
Кому выгодно, чтобы музыкант зарабатывал много? Что за вопрос, конечно же, ему самому, жене, родителям, детям. Это так, но не меньше заинтересованы производители и продавцы музыкальной аппаратуры и инструментов. Богатый музыкант купит больше разных гитар, синтезаторов, усилителей, колонок.
О чем речь
При подготовке материала для этой статьи я задавал приведенный в заголовке вопрос многим друзьям и знакомым. Мгновенная реакция самих музыкантов не отличалась разнообразием – “как можно больше”! А затем начинались пространные беседы – кто, когда и сколько. При этом люди представали передо мной в совершенно новом свете. Думаю, задай я кому-нибудь вопрос “сколько ты зарабатываешь?”, большинство уклонились бы от ответа, а то и насторожились. А довольно абстрактный и общий вопрос вдруг расположил многих к подробным рассказам и рассуждениям.
Но тема этой статьи не чьи-то частные доходы, а скорее общекультурные, исторические аспекты этой проблемы. Допустим, музыкант написал хорошую песню (или симфонию) и получил за нее, скажем, тысячу национальных финансовых единиц. Так вот, если заплатить ему сто тысяч – окажется ли симфония (или песня) в сто раз лучше? Если скрипачу (или саксофонисту) платить за концерт в три раза больше, он что – станет играть в три раза лучше? Или в два? Или в полтора? Или так же? А если в три раза меньше? А может, просто давать ему на хлеб и штаны – дескать, если мало, то иди в “ремеслуху” или в бизнес?
Итак, мы не будем гадать и сплетничать, сколько получают наши соседи певец Иванов и скрипач Сидоров и как именно они эти деньги зарабатывают. Давайте обсудим проблему в общем – из каких источников складывается доход музыканта, как этот вопрос ставился и решался в прежние времена, как соотносятся отдача от труда музыканта и деньги, которые он за этот труд получает. А то заплатишь какому-нибудь гитаристу миллион, так он гитару забросит и проведет остаток жизни на собственной вилле где-нибудь в Санта-Барбаре – пропал человек для музыкальной культуры! А плати ему копейки, глядишь, крапал бы он и крапал диск за диском на радость музыколюбивой части общества.
Трудно пересчитать, сколько наших рок- и поп-музыкантов, как только встают покрепче на ноги, сразу забрасывают гитары и микрофоны как можно дальше и подаются куда угодно – в продюсеры, директора, шоумены, ведущие телепрограмм. А с другой стороны, Хворостовские, Башметы, Полы Маккартни и Стинги все поют и играют.
Вопрос “сколько должен зарабатывать музыкант?” в такой именно общей постановке начинает интересовать не только музыкантов, а вообще всех “неглухих” членов общества, как волнует, сколько зарабатывает врач (не с той точки зрения, есть ли у него дача и машина, а будет ли он хорошо лечить?).
Блеск и нищета великих музыкантов
Но вернемся к музыке и выясним исторические аспекты этого вопроса: сколько получали музыканты в средние века, в XIX, в прошлом веке? Оказалось, что музыкальная наука этой проблемой практически не интересовалась, а уж школьная или училищная музлитература и вовсе ничем помочь не может. Правда, существуют подробные биографии великих музыкантов и композиторов, но ведь и там именно эти вопросы освещаются очень скупо.
Хотя и то немногое, что есть, позволяет сделать удивительные открытия. Например, по училищу и институту я помнил, что Шопен в Париже был несчастным и очень бедным. А вот Я. Ивашкевич в одной из книг, посвященных Шопену, приводит следующие данные (основываясь на письмах Шопена и его современников, на мемуарах и официальных архивных записях): Шопен брал за урок 20 франков и в иные дни зарабатывал до 180 франков в день. Он же утверждает, что для человека, вращающегося в свете, было достаточно 1500 франков в год. Шопен жил в трехкомнатной квартире, которую обставил модной мебелью, делал дорогие подарки родственникам, помогал землякам (а заодно и Листу, который назначал свидания на его квартире).
Разумеется, Шопен был модным музыкантом и его ученики были не из беднейших слоев. Пусть обычный преподаватель музыки получал даже в пять-десять раз меньше. Но и этого при стандартной нагрузке (76 часов в месяц или около 3–4 часов в день) должно было хватать такому преподавателю на достойную жизнь. Судя по различным источникам, в те времена дети абсолютно всех слоев общества так или иначе учились музыке. Радио и телевизора нет, на все концерты не набегаешься – и обывателю приходилось самому развлекать себя игрой на различных музыкальных инструментах или слушать домочадцев и соседей.
Никто не отрицает, временами Шопен действительно оказывался без гроша (что неудивительно, имея такую герл-френд как Жорж Санд), но его образ жизни трудно увязывается с понятиями бедность и нищета.
А у Моцарта ситуация с финансами вырисовывается еще более туманная. Всю жизнь он имел постоянный “портфель заказов”. Все последние оперы пользовались успехом, жил он не на широкую ногу и музыкантам оркестра платил чуть ли не меньше всех в Вене. Как оказалось, что он был похоронен в общей могиле (где не хоронили даже самых никудышных цирюльников и сапожников)? Если все имущество было заложено, то куда делись деньги за залог и, кстати, гонорар за поставленную перед этим оперу “Милосердие Тита” в Праге (а по документам театра он их получил)? Массовые костюмированные балы с фейерверками Моцарт не устраивал, а прокутить такие суммы в обычном трактире просто физически невозможно. Не существует никаких доказательств, но лишиться больших сумм без участия массы свидетелей и финансовых документов можно, пожалуй, только играя, но не на клавесине, а в кости, карты или что-нибудь подобное.
Да, многое в истории взаимоотношений музыкантов и денег покрыто мраком. Тем не менее без хотя бы кратких примеров из прошлого разговор на эту тему будет несолидным.
Специфика музыкантского труда
В труде и оплате труда музыканта, естественно, много специфического. Врач лечит конкретного человека (о лечении по телевизору и на стадионах говорить не будем), хлеб у пекаря покупает тоже конкретный человек. И это лекарство, и этот хлеб можно съесть только один раз. А музыку, записанную королем джаза Луи Армстронгом чуть ли не сто лет назад, до сих пор крутят в ларьках в подземных переходах (непродаваемый товар там крутить не будут).
Естественно, дом, на строительство которого было затрачено больше сил и средств, стоит дороже. Так может, джазовые записи тех времен были очень дорогостоящими или требовали от музыкантов огромного подготовительного периода? Да нет, большинство таких “рекордов” (record – запись) делалось в маленьких студиях и почти случайными составами. Хьюго Кармайкл, автор знаменитой “Джорджии”, вспоминал: “Мы собрались в студии и немного поболтали… Насколько я знаю, не было никакой аранжировки или даже общей разученной темы, но когда пришел инженер студии и дал сигнал начинать – начали. Первую тему назвали “Davenport Blues” в честь родного города трубача Бикса Байдербека”.
Правда, тут дело еще и в том, что многие музыканты тогда были связаны контрактами с определенными компаниями и не имели право записываться “налево”. Поэтому частенько пластинки выходили под выдуманными фамилиями и названиями ансамблей. И все-таки какие-то из этих “подпольных” записей до сих пор популярны.
Еще одна специфика труда музыканта – изменение отношения (в том числе и финансового) к его творчеству со временем. Допустим, вы занимались с репетитором, но с треском провалились на вступительном экзамене. В шею такого репетитора, еще и деньги с него назад потребовать!
И вдруг через несколько лет (или даже веков) выясняется, что репетитор-то вас подготовил блестяще, это экзаменаторы до него не доросли. А деньги за свой ударный труд бедный репетитор так и не получил.
В отличие от педагогики подобная ситуация в музыке не редкость. Какие только шедевры не проваливались на премьерах – “Кармен” Бизе, “Евгений Онегин” Чайковского, “Чио-чио-сан (Мадам Баттерфляй)” Пуччини, Первая симфония Рахманинова и пр., пр., пр.!
И что? Госпожа фон Мекк, которая субсидировала Петра Ильича, должна была потребовать с него назад деньги за “плохо выполненную и не имеющую спроса работу”?
А временные затраты? Россини сочинил оперу “Севильский цирюльник” за 20 дней (а она и сейчас по количеству популярных тем даст сто очков вперед “Нотру”, “Даму” и “Де-Пари” вместе взятым, а ведь это мюзикл с хорошей музыкой). С другой стороны, Александр Бородин писал оперу “Князь Игорь” 20 лет и умер, не закончив. Может, его надо было штрафануть как следует за такой вопиющий “долгострой”? Или наоборот, перевести, как Чайковского, на полное довольствие? Глядишь, он еще с пяток опер выдал бы – “Князь Олег“, “Князь Владимир” и так далее.
Источники доходов
Источников заработка у музыканта и не так уж мало: концерт, запись на диск, запись на радио или телевидении (хотя в нашей стране для музыкантов это не доходная, а расходная статья), издание книг и нотных сборников, преподавание, аранжировка (а раньше еще и переписка нот), административная работа (директор музыкальной школы/ училища/консерватории, руководитель оркестра и т. п.).
Ниже мы рассмотрим некоторые из этих источников – сначала в исторической перспективе, а затем поговорим о наших временах. Иногда после фамилий известных музыкантов я буду указывать популярное произведение, которое обычно с этим музыкантом ассоциируется.
Концертная деятельность
Концертная деятельность – основной хлеб музыканта. Основной стимул в молодости – успех, аплодисменты, послеконцертные чае- и водкопития в кругу друзей, поклонников и поклонниц. Основной бич – дороги-гостиницы-гримерки-гостиницы-дороги, усталость физическая и моральная. Это только у звезд в райдер входит подогретое мороженное к 5.16 утра и увлажненное полотенце к 6.15 (а если вы до сих пор вытираетесь сухим полотенцем – не звезда).
Частенько и биография музыканта состоит всего из четырех неравных частей – родился, учился, гастролировал-гастролировал-гастролировал… помер. Папа Моцарта устроил ему “чес” по Европе в четырехлетнем возрасте. Камиль Сен-Санс (“Лебедь”) последние концерты давал в возрасте 85 лет незадолго до смерти.
Много или мало концертной работы у музыканта, зависит от двух факторов. Первый – что он может предложить слушателю. Второй – потребность в музыкальных впечатлениях у публики и ее платежеспособность.
Один музыкант может надоесть публике за сезон (естественно, мы говорим о безупречных с профессиональной точки зрения артистах). Другого слушают еще и еще. Известно, что Николо Паганини не сидел без концертов, но между тем на первые заграничные гастроли отправился только в 46 лет. Это означает, что в маленькой Италии всегда отыскивался концертный зал или светский салон, в котором его были готовы слушать и платить за это.
Концертная деятельность в нашей стране отравлена такими явлениями, как фонограмма и секвенсерная музыка. О первом я уже писал в “Шоу-Мастере” подробно, не буду повторяться. В этом отношении наш шоу-бизнес просто выключен из общемировой практики и идет каким-то своим путем. Виноваты в этом, разумеется, не музыканты, а заказчики и работодатели. Я застал еще времена, когда найти музыканта, который играл “один к одному” свою партию из любой популярной песни (будь то “Beatles”, “Deep Purple”, “Queen”, “Abba”, Челентано, Стив Уандер) было проще, чем “непаленые” джинсы. Пусть Сантаны и Ван Халлены спасибо КПСС скажут, что наших ребят тогда за границу не выпускали. А то сейчас русских в американском шоу-бизнесе было бы не меньше, чем в НХЛ. И я уверен, что нынешние ребята не хуже прежних – просто спрос на играющих “вживую” меньше, чем “желудок у котенка”, который как известно, “не больше наперстка”.
Секвенсерная же музыка – общемировое явление. Она по большой части связана с современной танцевальной музыкой, а танцевальная музыка всегда связана с модой. Поэтому на сегодня секвенсерная музыка слегка подавляет другие стили, но когда станут модными другие танцы, секвенсерная музыка уступит свое лидерство. В 1950-е годы одни сходили с ума от рок-н-ролла, а другие кричали, что рок-н-ролл убил все остальное. И что? Время прошло, рок-н-ролл занял свою скромную нишу в музыкальной культуре (не вымер, как твист или чарльстон – боже упаси!), и никто не считает его порождением ада – так, веселенькие песенки для детских комедий про большую собаку.
Другая работа
Это работа, попросту говоря, не связанная с музыкой. Примеров тут привести можно много, особенно в русской музыке XIX века. Композитор Бородин (опера “Князь Игорь”, кто не помнит) был известным химиком, Милий Балакирев одно время отошел от музыки и работал в одной из контор железной дороги, Модест Мусоргский сначала был офицером, а с 1868 года – чиновником Министерства государственных имуществ. Александр Серов всю жизнь проработал в различных госдепартаментах. Служба в армии не помешала Николаю Мясковскому поступить, проучиться все курсы и закончить московскую консерваторию. Цезарь Кюи так вообще дослужился до инженер-генерала (по-нашему, генерал-полковник). Вы можете представить в наше время российского генерал-полковника, сочиняющего оперы, да чтоб не меньше 14, да еще незаконченные оперы друзей дописывающего (“Сорочинская ярмарка” Мусоргского и “Каменный гость” Даргомыжского)?
Классик американской академической музыки Чарльз Айвз всю вторую половину жизни проработал в страховом бизнесе. Кстати, на доходы только от этой деятельности он смог опубликовать свои сочинения (а сочинял он до этого без малого 30 лет и мало кому был известен). Теперь представим, что Айвз не бросил заниматься музыкой. Тогда он не смог бы опубликовать свои партитуры, знали бы о нем только друзья и близкие, у США было бы на одну гордость меньше.
В наше время из своих профессий выкинуты миллионы людей, которые превратились в челноков, мелких торговцев и обслуживающий персонал. Музыканты оказались закаленнее других, или более других профессий конкурентоспособны на мировом рынке труда (пробегитесь-ка по сайтам зарубежных симфонических оркестров – половина фамилий музыкантов заканчивается на “-оff” или “-in”). Поэтому не так много музыкантов стали ларечниками, охранниками, банкирами и колдунами.
Состоятельная семья
Родиться в богатой семье – вот чему надо учить в консерваториях. Как замечательно быть музыкантом и не заботься о хлебе насущном! История дает нам немало примеров: Томазо Альбинони (знаменитое “Адажио”, спетое Лорой Фабиан и Анной Резниковой почему-то в одной и той же поп-аранжировке), Михаил Глинка (опера “Жизнь за царя”, она же “Иван Сусанин”, она же вновь “Жизнь за царя”), Джакомо Мейербер (опера “Роберт-дьявол”). Сыну Баха Вильгельму Фридеману в трудную минуту пришлось продать имение жены – а если б не было этого имения?! Имеются и поближе примеры – принцесса Стефани, Крис Де Бург, а наших вы и так знаете.
Правда, богатая семья и знатная родословная вовсе не гарантируют счастливую жизнь. Сын тобольского губернатора Александр Алябьев (“Соловей мой, со-о-о-ловей!”) на 39-м году жизни был обвинен в убийстве и провел вторую половину жизни в ссылке и скитаниях. Сын главы банкирского дома Феликс Мендельсон (“Песня без слов”) не дожил и до этих 39-ти, испытал и болезни, и смерть близких.
Многие дети из современных состоятельных семей учатся музыке, но взрослея… выбирают другие профессии. Может быть, для музыки это и лучше.
Фонды, стипендии, пенсии, гранты
Многим, ой многим музыкантам помогли в финансовом отношении государственные или частные фонды, стипендии, пенсии. Например, выигравшего конкурс на лучшее сочинение музыканта Парижская консерватория посылала на четыре года в Италию на виллу Медичи с полным пансионом. Среди таких выигравших были, кстати, Гектор Берлиоз (“Фантастическая симфония”), Жорж Бизе (“Кармен”), Клод Дебюсси (“Полуденный отдых фавна”), Жюль Массне (“Элегия”). А вот Морис Равель (“Болеро”) хоть и подавал пять раз свои сочинения на конкурс, не выиграл ни разу.
Эдвард Григ всю вторую половину жизни получал государственную стипендию (более 30 лет). Антонин Дворжак был удостоен государственной стипендии на пять лет. Пьетро Масканьи после написания оперы “Сельская честь” получил двухгодичную стипендию.
Небезызвестный Антонио Сальери руководил пенсионным фондом для вдов и сирот венских музыкантов.
Существуют и у нас различные фонды. В большинстве своем их руководителями являются известные классические музыканты. К сожалению, я не уверен, что могу назвать всех, поэтому, чтобы никого не обидеть, не стану называть фамилии. Скажу просто, что есть такие, ура!
К сожалению, в популярной музыке наблюдается обратная тенденция – с ребят и их родителей тянут деньги со страшной силой! Я не имею в виду платные учебные заведения – музыкальные школы, колледжи, студии. Педагоги работают с детьми и имеют право на оплату своего труда. Но существуют организации и люди, предоставляющие для “особо одаренных” различные услуги типа “внесение в картотеку”, “ускоренный курс вокала” – этакие гранты и стипендии наоборот.
Предпринимательская деятельность
Это может быть работа, не связанная с музыкой (как у уже упомянутого Айвза), но чаще все же музыканты пытаются окунуться в бизнес, близкий к их призванию.
Адольф Адан (балет “Жизель”) открыл театр, который просуществовал всего год. Театр Жака Оффенбаха (“Канкан”, естественно) прожил в 20 раз дольше, но и великий опереточник был вынужден объявить о своем банкротстве.
Поистине голливудский провал случился у Пьетро Масканьи, когда он организовал премьеру своей оперы “Маски” в один вечер сразу в шести городах Италии – говорят, она везде была освистана.
Сын издателя Роберт Шуман основал “Новый музыкальный журнал”, впрочем, это вряд ли можно назвать серьезным бизнесом.
Зато Муцио Клементи стал совладельцем ряда музыкальных издательств и фабрик по производству инструментов, в частности, фортепиано.
Многие музыканты стали организаторами собственных ансамблей и оркестров. Это трудно отнести целиком к предпринимательской деятельности – ведь нередко они создавались для удовлетворения творческих устремлений. Но можно припомнить и исключения. Например, знаменитый джазовый музыкант начала прошлого столетия Кид Ори грамотно провел в родном Нью-Орлеане рекламную компанию: “Я взял в аренду грузовичок, попросил своих музыкантов написать на бортах мой номер телефона, и целыми днями они разъезжали на этом грузовике по городу, исполняя самые популярные рэг-таймы и марши. После этого у меня всегда было полно заказов”.
Но, увы, большинство музыкантов лишены деловой хватки, да их этому и не учат в училищах и консерваториях. А между тем современный мир – это мир бизнеса, который делается на всем: образовании, медицине и, естественно, музыке. Как быть музыканту?
Во многих странах имеется такая профессия – музыкальный агент. Он заключает с музыкантом контракт, и в его обязанности входит поиск для музыканта работы (как постоянной, так и разовой), отстаивание интересов музыканта при различных конфликтах с работодателями (в том числе и в суде) и т.д. За это он получает процент со всех им организованных доходов музыканта.
Знаменитый джазовый музыкант, композитор и аранжировщик – у него только фильмов более ста – Дэйв Грузин (это фамилия, а не кличка) в одном из интервью так об этом рассказывал: “Я заключил контракт со своим агентом сразу после окончания колледжа и был у него, наверное, девяносто девятым по значимости музыкантом, с которыми он работал. Он предлагал мне такую работу, от которой отказались предыдущие девяносто восемь. Я ее брал и старался сделать насколько это возможно хорошо. Со временем я стал девяносто восьмым, девяносто седьмым, пятидесятым, тридцатым, первым”.
К сожалению, в России отсутствует эта профессия. Вопрос этот сложный, но он важен даже не для самих музыкантов, а прежде всего для заказчиков и работодателей. Ведь приглашая в свой проект того или иного музыканта или аранжировщика, они руководствуются информацией, на обычного человека и полученной от телевидения, газеты, друзей, соседей, а с профессиональной точки зрения им, может быть, больше подошел бы совсем другой музыкант.
Дотошный читатель сразу спросит: а как же многочисленные продюсерские центры и записывающие компании, “Российское авторское общество (РАО)”, наконец?
Да, они существуют, но рассчитывать на их помощь музыканту особо не следует. Даже если вы и член, скажем, РАО, оно не станет вам помогать в ситуации, когда какая-нибудь фирма (абсолютно не скрывающаяся) вдруг переиздаст вашу книгу на компакт-диске так называемым “безгонорарным” способом. Не встанет РАО на стражу ваших интересов, и если какой-нибудь из центральных телеканалов покажет кинофильм с вашей музыкой (то есть в титрах ваша фамилия), а авторские перечислить забудет.
Хотелось бы все-таки, чтобы деловой партнер музыканта имел больше реальных возможностей для защиты их общего бизнеса и проявлял большую инициативу при поиске новых проектов. Может быть, когда-нибудь это произойдет!
Павел Живайкин, www.musicinform.narod.ru, [email protected]