Семейный бюджет доходы и расходы семьи таблица 8 класс – Конспект урока по технологии 8 класс на тему «Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. Практические работы. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи.»

План-конспект урока (технология, 8 класс) по теме: Бюджет семьи

              МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА” АТНИНСКОГО  

                                   МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Открытый урок по технологии по теме «Бюджет семьи»

                                                                                     Учитель технологии

                                                            Гайнутдинова Гульназ Салихзяновна

2012-13 уч. год

Цели:

  1. изучить структуру семейного бюджета,
  2. определить возможные статьи доходов и расходов в семье,
  3. определить тип бюджета семьи,
  4. практическое закрепление навыков расчета бюджета семьи.

Задачи.

Образовательная:

  1. ознакомить учащихся с понятием “бюджет”,
  2. ознакомить со структурой семейного бюджета,
  3. ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета (на примере бюджета конкретной семьи)..

Развивающая:

  1. развивать творческие способности ребят,
  2. развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.

Воспитательная:

  1. развивать умение работать в группе,
  2. воспитание рационального отношения к семейному бюджету,
  3. формирование социальной активности и самостоятельности,
  4. выработка навыков культурного общения.

Тип урока: усвоение новых знаний

Наглядность: презентация по новой теме;                                                                                                                                            

                          презентации учеников на тему “Моя семья” ;

                          приложение 1 для  Ролевой игры  “Бюджет семьи”;

                          приложение 2 тест                                                                                                                        

                           

Технические средства: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран),

Литература: 1. Учебник  Технология   8 класс В.Д. Симоненко,

                        2. Поурочные планы по учебнику “Технология” 8 класс В.Д. Симоненко.

                        3. Учебник Обществознание 6 класс А.И. Кравченко, Е.А. Певцова

                        4.  “Основы домашней экономики” В.Д. Симоненко 1995 год.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Вводный инструктаж
  3. Проверка домашнего задания
  4. Объяснение нового материала
  5. Практическая работа
  6. Закрепление нового материала
  7. Заключительный инструктаж.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Проверка присутствующих.

II. Вводный инструктаж.

Весь урок сопровождается презентацией, представленной  на тему “Бюджет семьи”

На сегодняшнем уроке мы будем изучать тему “Бюджет семьи”. Перед нами стоят цели ознакомиться с понятием “бюджет”, со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной частей бюджета на примере конкретной семьи, используя при этом игровую форму в ролевой игре.

III. Проверка домашнего задания.

Чтобы приступить к изучению новой темы, мы проверим домашнее задание. Я вам поручила зарание сделать презентацию и написать мини-сочинение на тему  “Моя семья” .  (Две ученицы показывают  презентацию и читают мини-сочинение написанное по теме “Моя семья”)

IV. Объяснение нового материала.

Тема урока “Бюджет семьи”.  Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”.

Бюджет семьи – это структура всех ее расходов и доходов за определенный период времени (месяц или год).

— Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.

— Расход – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.

— Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши и важно выбрать наиболее подходящие на весу.

— Если весы находятся в равновесии, т. е. расходы равны доходом, — бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация,  при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать ее ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Рассмотрим структуру семейного бюджета на примере соотношения доходов и расходов (таб. 4).

Таблица 4. Структура семейного бюджета.

Источник дохода

% от общего дохода

Вид расхода

% от общего расхода

Заработная плата членов семьи

80

Обязательные платежные сборы налоги, оплата квартиры и др.

15

Пенсии, стипендии, пособия

9

 Питание

40

Доход от личного подсобного хозяйства

4

Непродовольственные товары: одежда. Обувь, мебель, предметы домашнего обихода

30

Доход из других источников

7

Культурные потребности (кино, театр, музей)

10

Накопления, сбережения

5

— Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Чаще всего из ваших родителей является домашним бухгалтером.

— Доходная часть семейного бюджета российских граждан складывается из разных источников (схема 3).

— Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары.

— Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные.

— Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические изделия, проездной билет и т. д.

Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими).

Вид расхода

%от

общего

расхода

Обязательные платежные сборы: налоги, оплата квартиры и др.

15

Питание

40

Непродовольственные

товары: одежда, обувь, мебель, предметы

домашнего обихода

30

Культурные потребности

(кино, театр, музей)

Накопления, сбережения

10

5

Потребности семьи удовлетворяются в большинстве случаев с помощью денег.

(Для обобщения новой темы мы делим на части пирок используя структуру бюджета семьи)

V. РОЛЕВАЯ ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»

Теперь нам предстоит поиграть. Это называется ролевая игра. Вы сидите шестером за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. После объяснения порядка игры вы получите “семью” (Приложение 1). На листке нужно будет определить состав семьи и указать, кто и чем занимается.  Нужно расписать все возможные  доходы (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные расходы на месяц. На это мы определим на уроке время, после обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.

Определим правила игры, которые следует соблюдать:

  1. Семья должна быть дружной.
  2. При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
  3. Все вопросы решаются с учетом большинства голосов
  4. В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.

(Учащиеся обсуждают, записывают и озвучивают свое решение.)

Мы сегодня определили, что бюджет – это структура доходов и расходов за определенный период времени.    Представим бюджет в виде весов. Если чаши весов уравновешены, то говорят о сбалансированности бюджета. Если чаша весов с расходами перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то есть о его дефиците. Если перевешивает чаша с доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это другими словами называется “ избыточным ”

Продолжим нашу ролевую игру. В своей семье вам надо определить тип бюджета. Для этого следует просуммировать весь доход семьи. Просуммировать все расходы в семье, сравнить эти две суммы и сделать выводы. Затем вы прокомментируете свои результаты. Листы с выполненным заданием в конце урока собираются. Обязательно указать членов семьи (фамилии учащихся, работающих в конкретной группе)

VI. Закрепление нового материала. (тест)

Чтобы закрепить полученные на уроке знания и в качестве самоанализа давайте пройдем тест

VII. Заключительный инструктаж.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: определить вместе с родителями реальный бюджет вашей семьи.

Заработная плата членов семьи.

Пенсии и стипендии

Доходы от ценных бумаг.

Доходы от сдачи недвижимости и других средств в аренду.

Доходы от предпринимательской деятельности.

Доходы от приусадебного хозяйства.

Доходы от других источников

Выплаты и льготы из общественных организаций.

Доходы семейного бюджета.

Открытый урок по технологии в 8 классе «Бюджет семьи»

Открытый урок по технологии в 8 классе «Бюджет семьи». Доходная и расходная части семейного бюджета

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Компьютерный класс, оснащённый современной техникой и программным обеспечением. На компьютерах должен быть установлен пакет Microsoft Office. Документация и методические рекомендации.

Методы обучения: Беседа, рассказ, деловая игра.

Межпредметные связи: граждановедение, математика, информатика.

Цели урока:

• Обучающая — ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов.

• Развивающая — формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.

• Воспитательная — воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.

• Мотивационная — побудить интерес к изучению информатики.

Задачи урока:

• Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы, накопление, прибыль, кредит.

• Рассмотреть структуру семейного бюджета.

• Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.

• Развитие познавательного интереса,

• Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления.

План урока.

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

Время

1. Организационный момент

Приветствие

2 мин.

2. Мотивационное начало урока

Постановка цели урока.

Фронтальный опрос.

5 мин.

3. Объяснение хода игры

Использование занимательных материалов.

1й-этап

5 мин.

2й-этап

15 мин.

4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного

Подведение итогов обсуждения и составления бюджета в семьях.

7 мин.

5. Подведение итогов, домашнее задание.

Анализ хода и результатов игры.

6 мин.

Ход урока

Написать на доске.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным желанием. Немецкий педагог Л. Дистервег.

Запомнить слова: Бюджет семьи, доход, расход, баланс, бухгалтерия, коммунальные услуги. Электронные таблицы, текстовый редактор, процессор.

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель: Здравствуйте дети!

Тема нашего урока: » Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета».

Цель нашего урока — научиться, как правильно составлять кассовую книгу семейного бюджета, т.е. сбалансировать доходы и расходы семьи с использованием компьютера. Но перед этим давайте вспомним:

Что такое бюджет семьи?

Ответ: Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год.)

Что понимают под доходом семьи?

Ответ: Это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого — либо рода деятельности.

Что такое расход?

Ответ: Это затраты, издержки, потребления чего-либо для определённых целей.

Учитель: Да, бюджет можно представить в виде весов. Если весы находятся в равновесии

Р=Д — бюджет сбалансирован.

Р больше Д — бюджет имеет дефицит

Д больше Р — бюджет называется избыточным.

Поэтому бюджет семьи должен быть строго сбалансированным. Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.

В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.

А теперь мы с вами проведём игру: (Приложение 9)

1-й этап: (5 мин.)

Учащиеся объединяются в семьи. Они самостоятельно распределяют игровые роли: муж, жена, дочь, сын, свёкор — отец мужа, свекровь-мать мужа, тесть- отец жены, тёща — мать жены. Решается вопрос об общей фамилии, игровые имена, возраст, место работы или учёбы. Предполагаемый размер заработной платы, стипендии. Возможные источники других поступлений. (Приложение №1.)

А теперь отгадайте загадку, кто нам будет помогать в дальнейшей нашей работе:

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает,

И даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайся, что за гений?

Ну конечно же — компьютер

2 — й этап.(15 мин.) Перед тем как перейти к практической части нашей игры вспомним правило техники безопасности.

Теперь приступаем к практической части нашего урока.

1. Каждая семья заполняет таблицу «Состав семьи» (Приложение 2)

Работа в текстовом редакторе.

2. Составление «Кассовой книги» (Приложение 3)

Работа в электронных таблицах. Доходная и расходная часть семейного бюджета складывается из следующих источников. (Приложения 4-5)

3. Заполнить таблицу и произвести подсчёт для заданных продуктов. (Приложение 6)

4.Оформить титульный лист «Кассовой книги». (Приложение 7) Работа в текстовом редакторе.

Я зря времени не трачу,

Как учитель на доске

Я пишу ему задачу

На программном языке.

Ум компьютера — процессор

Как заправский эрудит

Вычислительным процессом

Он легко руководит.

Сохранить всю информацию на диск, распечатать.

Защита, обсуждение.

Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного. (Приложение 8)

Учитель подводит итоги обсуждения в составлении бюджета семьи, обращая внимание на сумму доходов и расходов на месяц.

1. Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях.

2. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами.

Подведение итогов.

Домашнее задание: Разработайте производство товара в условиях семьи. Придумайте рекламу к нему. Пословица гласит: «Не похвалишь, так и не продашь». Создать презентацию рекламы: (Индивидуальные задания для имеющих компьютер дома).

Урок технологии 8 класс «Бюджет семьи»

Тема: «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета»

Цель: формирование у учащихся знаний по теме “Бюджет семьи” и умений использовать компьютер в различных сферах деятельности человека.

Задачи:

  1. Повторить пройденный материал, дать теоретические сведения по теме «Бюджет семьи», раскрыть основные понятия

  2. Воспитывать экономическое мировоззрение, инициативность, самостоятельность, чувство товарищества, продолжить формирование бережливости и экономии.

  3. Развивать познавательную активность, умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, работать в группе, применять полученные знания на практике.

Тип урока: комбинированный (45 минут)

Методы: словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация наглядных пособий), практические приёмы (самостоятельная работа учащихся, письменные работы, тест), контроль и взаимоконтроль.

Оборудование: компьютер.

Наглядное пособие: таблицы, карточки-задания, инструкционные карты, тесты.

Литература:

Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – 2-е изд., перераб. Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.

  1. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем знакомиться с экономикой домашнего хозяйства – наукой о повседневной экономической жизни семьи. Семейная экономика позволяет нам разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки.

  1. Повторение пройденного материала. Опрос учащихся.

Что такое семья? (Семья — это важнейший источник социального и экономического развития общества)

Какие функции выполняет семья? (Семья выполняет следующие функции: репродуктивную, коммуникативную, рекреативную, социальную, экономическую)

Вся наша деятельность направлена на удовлетворение насущных потребностей человека. На какие группы делятся потребности? (Потребности рациональные (разумные), потребности ложные (неразумные), материальные, духовные).

  1. Сообщение цели урока.

Прочитайте пословицу и объясните ее смысл (слайд 1)

«Тому хорошо живется — у кого денежка ведется»

Обобщение: Жизнь семьи складывается из множества мелочей, но ничто так не влияет на ее достаток и благополучие, как содержание в порядке семейной кассы, т.е. умение и привычка учитывать денежные средства семьи.

Накануне урока вам было выдано домашнее задание: провести опрос среди членов семьи по предложенной анкете (Приложение 1).

О чем были вопросы анкеты? Какую информацию вы получили?

Как можно озаглавить анкету одним словом?

Что такое бюджет семьи?

Чаще всего, дети предполагают, что это деньги. При таком ответе можно использовать прием «коммуникативная атака».

На стол учитель из портфеля выкладывает крупную пачку денег.

Задает вопрос: «Я от продажи личного автомобиля получил некую сумму денег. Это – бюджет?».

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «Семейный бюджет» с его составными частями доходом и расходом, поучимся решать задачи по планированию бюджета семьи.

Запишите дату и тему в тетрадь (слайд 2)

Для удовлетворения любых потребностей человека или члена семьи необходимы определённые ресурсы. Это то, чем располагает семья, сколько заработали все её члены, занимаясь разными видами деятельности и сколько нам надо потратить, чтобы удовлетворить наши семейные потребности.

  1. Изложение программного материала.

Бюджет семьи — структура всех её доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год) .(слайд 3)

Скажите, что вы понимаете под доходом? Из чего он складывается? (Доход – это деньги, которые поступают в семью. Это заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия брата, сестры, средства от реализации продуктов подсобного хозяйства и т.д).

Это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность. Доход всех членов семьи называют совокупным доходом.

Запишите определение в тетрадь. (слайд 4)

А теперь подумайте, на что ваша семья тратит деньги? Что является семейными расходами? (На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т.д).

Таким образом, расходы – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

Запишите определение в тетрадь. (слайд 5)

Давайте представим бюджет семьи как весы. (слайд 6)

На одной чаше весов находятся доходы семьи, которые поступили, а на другой чаше будим ставить гирьки расходов. Потратили на что-то деньги – ставим гирьку на весы. Ставим гирьки весов так, чтобы весы пришли в полное равновесие! Трудности в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу. Если обе чаши будут в равновесии, то наши расходы не превышают доходы, тогда говорят, что такой бюджет сбалансированный. Нам хватает заработанных денег на жизнь, мы не делаем долги.

Если же расходы перетянули чашу, то наш бюджет имеет дефицит.

— Что произошло? (Мы потратили больше денег, чем заработали, пришлось занимать в долг).

А вот если перетянет чаша с доходами, тогда наш бюджет будет называться избыточным.

— Что это означает? (Значит, мы потратили меньше денег, чем заработали).

Зарисуйте схематично в тетради виды семейного бюджета.

Физкультминутка

Если вы согласны с утверждением – встаньте, если не согласны поднимите руки вверх и

хлопните!

1 Семья  — это важнейший источник социального и экономического развития общества)+

2 Прибыль – это осознанное желание что либо иметь-

3.Домашняя экономика – это наука о повседневной экономической жизни семьи?+

4. Репродуктивная функция семьи – это воспроизводство общества.+

5.Потребность – это осознанное желание иметь что либо+

6. К духовным потребностям относится потребность в еде!-

Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет, для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Кто-то из взрослых является домашним бухгалтером.

Вы наверное уже знаете, что раньше в состоятельных домах работали экономки, которые ведали хозяйством.

Как вы думаете, почему они пользовались расположением хозяев?

Не даром понятие бюджет в переводе означает «денежная сумка»

Чтобы точно знать доходную часть бюджета семьи и планировать сколько средств и на что будет израсходовано с учётом цен на товары и услуги удобнее всего вести хозяйственную книгу, куда ежедневно вносятся сведения о покупках, их цена и платежи.

Нефтяной магнат Рокфеллер вел книгу расходов с детства, которая помогла ему стать богатейшим человеком США.

В народе говорят: «Бездумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая.

Расходы семьи делятся на две основные группы: постоянные и переменные. (слайд 7)

Постоянные расходы – расходы, которые не меняются в течение какого-то периода времени (покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, проездной билет и т.д).

Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.

Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования (мебель 10-12 лет; верхняя одежда 2-3 сезона; бытовая техника, материалы на ремонт и.т.д).

Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка в прок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и.т.д).

Непредвиденные расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и т.д).

Перепишите пожалуйста информацию со слайда к себе в тетрадь.

Тем, кто хочет научиться грамотно тратить деньги, необходимо запомнить и выполнять следующие обязательные условия: учет, планирование, организация, контроль и коррекция.

  1. Деловая игра «Расходы и доходы».

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа – это семья. (Минимум 4 группы) Придумайте ей фамилию.

1 задание. Обсудите в группе вопросы, подготовьте ответ. (слайд 8)

Вопросы; Почему люди за некоторые вещи и услуги не платят деньги? Действительно ли эти блага достаются им бесплатно?

Какие вещи, предметы, услуги, по вашему мнению, можно и должно просить, получать, использовать, не уплачивая за них?

Следует ли платить деньги за воздух, за воду, за свет, за солнечное тепло?

Задание может быть выполнено в устной или письменной форме. После ответа каждой группы, необходимо провести обсуждение, сделать вывод.

2 задание. Создайте семью, заполните таблицу (слайд 9)

Далее ученики в группах распределить роли членов семьи — отец, мать, бабушка, дедушка, дочь, сын. Могут быть самые разнообразные варианты, это ребята должны определить для своей команды самостоятельно. Например, в команде может не быть «бабушки», но есть двое детей.

После создания семьи, ученики выполняют задание:

Перечислите как можно больше видов денежных доходов человека.

Перечислите расходы семьи, которые на ваш взгляд, обязательно будут.

Результаты работы учащиеся заносят в таблицу:

3 задание. Рассчитайте бюджет семьи за неделю, результаты работы представьте в таблицах. Сделайте вывод о типе семейного бюджета.

После выполнения задания, учащимся и поменяться расходами с другими семьями.

4 задание. В семье расходы очень часто бывают непредвиденными, необходимо быть готовыми к самым разнообразным тратам. Совместите часть своей таблицы с чужой частью. Предложите пути выхода из сложившейся ситуации. (слайд 10)

Время выполнения – 5- 10 мин.

Представление результатов работы в группе, обсуждение. Подведение итогов игры.

  1. Подведение итогов, выставление оценок.

  1. Домашнее задание: разработать буклет: «Как уменьшить оплату коммунальных услуг»

Перечислите как можно больше видов денежных доходов человека.

Перечислите расходы семьи, которые на ваш взгляд, обязательно будут.

Рассчитайте бюджет семьи за неделю, результаты работы представьте в таблицах. Сделайте вывод о типе семейного бюджета. (приложение 1,2)

4 задание. В семье расходы очень часто бывают непредвиденными, необходимо быть готовыми к самым разнообразным тратам. Совместите часть своей таблицы с чужой частью. Предложите пути выхода из сложившейся ситуации.

Приложение1

Приложение1

Приложение1

Приложение1

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 2

Анкета.

______________________________________

  1. Из скольких членов семьи состоит ваша семья?

  2. Кто из членов семьи приносит доход?

  3. Какие виды дохода имеет ваша семья?

  4. Какие обязательные платежи в течение месяца необходимо осуществить?

  5. Каков средний доход вашей семьи в месяц?

  6. Сколько денег вашей семьи уходит на обязательные ежемесячные расходы?

  7. Есть ли у вашей семьи возможности уменьшения ежемесячных расходов?

  8. Есть ли у вашей семьи возможность увеличения дохода?

  9. Есть ли вашей семьи планы на приобретение крупной покупки?

1. Распредели по уровню возрастания от низшего к высшему потребности в пирамиде А.Маслоу.

А) социальные потребности (в любви, дружбе, общении)

Б) физиологические потребности (еда, питье, жилье)

В) потребность в самореализации (достижение лучших результатов)

Г) потребность в безопасности

Д)  потребность в уважении

2. Что называется осознанной необходимостью иметь что-либо материальное или духовное?

а) Желание

б) Потребность

в) Жажда

3.Соотнеси формулу бюджета и форму бюджета, соответствующую формуле:

1. Д больше Р =

А. сбалансированный

2. Д меньше Р =

Б. избыточный бюджет

3. Д = Р

В. дефицит бюджета

(Д- доход    Р – расход)

4. Расходы, не меняющиеся в течение года – это расходы

А. Постоянные

Б. Временные

В.Непредсказуемые

5. Что входит в доходы семейного бюджета

А. Заработная плата

Б. Различные покупки

В. Пенсии и стипендии.

6. Из чего складывается семейный бюджет

А. Из денег предоставленных государством

Б.Из доходов членов семьи

В. Из отложенных денег

Г. Из пенсий и пособий

7.Что такое «потребность», выбери верное определение…

А) наука о повседневной экономической жизни семьи

Б) инициативная деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия

В) осознанное желание иметь что-то

8.Потребности бывают:

а) Материальные и духовные

б) Не материальные

в) Ложные

9.Основной вопрос, который решает экономика:

А) что производить

Б) как производить

В) для кого производить

Г) все перечисленное

Конспект урока «Бюджет семьи» 8 класс

Тема урока

«Бюджет семьи»

8 класс

Разделы: Преподавание технологии. Семейная экономика

Цель урока: Добиться понимания необходимости освоения рационального распределения семейного бюджета.

Задачи урока:

Образовательные:

  • рассмотреть различные виды семейного бюджета

  • сформировать понятия «семейный бюджет», доход, расход, экономия

  • ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи

  • сформировать представление о структуре бюджета семьи.

Развивающие:

  • развивать творческие способности ребят,

  • развивать умение анализировать структуру потребительской корзины, синтезировать, сравнивать, практическое применение знаний о бюджете

  • развивать экономическое мышление

Воспитательные:

  • развивать коллективизм,

  • воспитание рационального отношения к семейному бюджету,

  • формирование социальной активности и самостоятельности, ответственности при планировании бюджета

  • выработка навыков культурного общения воспитывать бережливость, предприимчивость, деловитость, ответственность.

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: урок теоретических и практических работ

Оборудование и оснащение

Методы обучения: показательный в сочетании с диалогическим

Этапы проведения урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Постановка цели.

  3. Формирование новых знаний.

  4. Первичная проверка знаний.

  5. Применение знаний на практике.

  6. Подведение итогов занятия.

  7. Творческое домашнее задание.

Ход урока

Показ фильма. Сообщение темы урока слайд №3

Актуализация знаний

Цель: Развитие умения анализировать сельхозпродукцию с дачного участка.

Задачи: 1. Сопоставление с\х продукции с дачного участка и продукции с торговых точек.

2. Формирование понятия «экономия семейного бюджета»

3. Организовать совместное обсуждение

Метод: анализа и сравнения, исследования

Критерии: Заполнение таблицы, вывод

Приемы преподавания: показ, организация групповой работы

Слайд № 4

— Как помогает дачный участок в экономии бюджета семьи?

С/Х продукция с дачного участка

Стоимость семян

Затраты

Цена в торговых точках

Экономия

Формирование новых знаний

Цель: Сформировать понятия семейный бюджет, учить планировать семейный бюджет, развивать понимание экономии семейного бюджета

Задачи: 1. Рассмотреть из чего складывается бюджет семьи, расход семьи.

2. Сформировать понятия бюджет, расход, доход, экономия

Формы, методы: рассказ, беседа, индивидуальная работа.

Слайд№ 5

Тема урока:“Бюджет семьи”. Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”.

Бюджет семьи – это структура всех ее расходов и доходов за определенный период времени (месяц или год).

Слайд № 6

Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.

Расход – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.

Слайд№ 7-9

— Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши и важно выбрать наиболее подходящие на весу.

— Если весы находятся в равновесии, т. е. расходы равны доходом, — бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать ее ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Рассмотрим структуру семейного бюджета на примере соотношения доходов и расходов.

Слайд № 10

Можно разделить семьи на 2 основные группы:

  • семьи, получающие фиксированные доходы (армия, милиция, образование, медицина, пенсионеры, студенты…)

  • семьи, получающие переменные доходы (предприниматели, работники производства…).

Слайд№ 12

Основные статьи расходования семейного бюджета:

  • потребительские ( плата за жильё, питание, непродовольственные товары, услуги, культурно-бытовые нужды, транспорт).

  • налоги, платежи по кредитам.

  • накопления.

Слайд№13

Определение понятий «потребительская корзина»

Это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи.

Слайд№14

Практическая работа « Потребительская корзина семьи»

Цель:

Теперь нам предстоит поиграть. Это называется ролевая игра. Вы сидите шестером за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. После объяснения порядка игры вы получите “семью” . На листке нужно будет составить потребительскую корзину вашей семьи на месяц. На это мы определим на уроке время, после обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим. .

Определим правила игры, которые следует соблюдать:

  • Семья должна быть дружной.

  • При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.

  • Все вопросы решаются с учетом большинства голосов

  • В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.

Слайд№ 15

Слайд№ 16

Контроль знаний.

  • Что такое бюджет семьи и каким он бывает?

  • Что такое расход, доход?

  • Расскажите о структуре семейного бюджета.

  • Какие вы знаете обязательные платежи?

Сегодня мы познакомились с основным понятием в домашней экономике «бюджет семьи», научились подсчитывать доходы и составлять расходы семьи. Пользуясь полученными знаниями, можно надеяться, что в реальной жизни вы будете процветать.

Слайд№ 17

Домашнее задание: Все полученные средства составляют совокупный доход:

Семейные доходы (в % к общему доходу семьи)

%

Семейные расходы (в % к общим расходам семьи)

%

  1. Заработная плата членов семьи

  1. Обязательные платежи, сборы, налоги, оплата квартиры и др.

  1. Пенсии, стипендии, пособия.

  1. Питание.

  1. Доход от личного подсобного хозяйства.

  1. На непродовольственные товары: одежду, обувь, мебель, предметы домашнего обихода.

  1. Доход от других источников.

  1. На культурно-бытовые услуги (кино, театр, музей и т.д.).

  1. Накопления, сбережения.

Литература

1. Симоненко В. Д. Основы домашней экономики. Брянск,1995.

2. Преображенская Е.В. Домашняя экономика: тетрадь с печатной основой.- Саратов: «Лицей», 2002

3. Комарова Е.А. и др. Методические рекомендации для проведения уроков технологии по разделу «Домашняя экономика». Киров, ВГГУ,2002

hello_html_7c78e44.gif

Презентация к уроку по технологии (8 класс) на тему: Бюджет семьи

Слайд 1

Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета Выполнили :Ноговицина Татьяна, Ноговицина Наталья – 8 класс Учитель: Вершинина А.В.

Слайд 2

Повторение Что такое потребность? Какие виды потребностей вы знаете? Как называется эта пирамида?

Слайд 3

Бюджет семьи Материальное положение семьи, состояние ее финансов характеризуются семейным бюджетом, показывающим величину и сбалансированность всех доходов и расходов семьи. Бюджет — слово французское, его буквальный перевод — денежный кошелек

Слайд 4

БЮДЖЕТ СЕМЬИ Семейный бюджет — это финансовый план, который представляет собой список статей доходов и расходов с установленными ограничениями на некоторый период в будущем (на неделю, месяц, год), баланс семейных расходов и доходов. Другими словами — это соизмеренные суммы доходов и расходов семьи.

Слайд 5

Баланс Баланс (франц. balance , буквально — весы, от лат. bilanx — имеющий две весовые чаши), 1) равновесие, уравновешивание. 2) Система показателей, которые характеризуют соотношение или равновесие в каком-либо постоянно изменяющемся явлении.

Слайд 6

ДОХОДЫ Доход – это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы. Доходы Натуральные Денежные

Слайд 7

РАСХОД Расход – затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течение месяца: квартплата и услуги, питание, проезд, уплата налогов и взносов. В планируемые расходы так же включаются и сбережения на будущее

Слайд 8

Структура семейного бюджета Цель составления семейного бюджета — контроль над финансовым положением семьи, достижение поставленных финансовых целей (квартира, машина, образование детей, пенсия, отдых), уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины

Слайд 9

Струкра семейного бюджета Доходы семьи Заработная плата всех членов семьи 80% Пособия, пенсии, стипендии 9% Доходы личного подсобного хозяйства 5% Доходы из других источников 6% Расход ы семьи Оплата квартиры 17% Налоги, платежи, сборы 13% Расходы на питание 40% На непродовольственные товары, одежда, обувь, предметы домашнего пользования. 20% Расходы на культурно-бытовые нужды, театр, кино, музеи. 5% Накопление сбережений 5%

Слайд 10

Структура семейного бюджета доходы = расходам Сбалансированный бюджет доходы ≤ расходы Дефицит доходы ≥ расходы Избыток Д Р Д Р Д Р

Слайд 11

Советы бережливым людям Планируйте покупки Составьте список Походите по магазинам, сравните цены Следите за распродажами Попробуйте договориться о более низкой цене Изучайте рекламные предложения Просматривайте объявления Ищите качественный товар Учитывайте срок годности, гарантии и ремонт Выясните, будет ли выгодна оптовая покупка Можно ли купить бывшую в употреблении вещь Проверьте надежность источника информации

Слайд 12

ИТОГИ Что такое? Бюджет семьи. Доход. Расход. Структура семейного бюджета.

Слайд 13

Домашнее задание Выучить новые термины Составить бюджет своей семьи

План-конспект урока (8 класс) на тему: Конспект урока «Бюджет семьи»

Орг. момент. Сообщение плана урока.

Ход урока

  1. Введение.

 У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, выполняем определенные обязанности, радуемся победам, переживаем неудачи вместе с близкими людьми. Иногда в семье возникают трудности. Эти трудности бывают связаны с нехваткой денежных средств. Семья не может обойтись без денег.  Наше благосостояние зависит от нашего трудолюбия, от тех профессионально – трудовых навыков и умений, которые вы приобретаете в стенах школы, и будете получать после её окончания.

Вопрос: Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко? Почему?

Для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков. Это целое искусство.

Искусство управления домашним хозяйством – домашняя экономика.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Он называется «Экономика домашнего хозяйства». При изучении этого раздела вы узнаете, каким образом деньги поступают в семью, как они расходуются, познакомитесь с правилами экономии.

А вот тему урока вы назовёте сами. Для этого нам нужно выполнить цифровое задание, решив примеры на карточках.

73

20

42

91

40

10

31

11

5

1

60

ю

ж

б

т

д

е

с

ь

е

и

м

 Примеры для решения на карточках

Буква №1

126:3=

Буква № 7

155:5=

Буква №2

365:5=

Буква № 8

(445+110):11=

Буква №3

73+7-40=

Буква № 9

23*3-9=

Буква №4

336+4-20=

Буква № 10

(55+55):10=

Буква №5

25:5+5=

Буква № 11

(1000-600):400=

Буква №6

273:3=

Ответ:

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

б

ю

д

ж

е

т

с

е

м

ь

и

2.Объяснение нового материала.

Итак, тема урока «Бюджет семьи». Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием «бюджет», а также с составными частями бюджета.

Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени. (Показ слайда №1)

Бюджет

                                        Доходы        Расходы

Вопрос: Что такое доходы?

Доходы – это деньги, которые поступают в семью.

 Вопрос:   Из чего могут складываться доходы семьи?

Доходы складываются из: (работа со слайдом №1)

Бюджет

                                 Доходы                                            Расходы

  1. Зарплата
  2. Пенсия
  3. Стипендия
  4. Пособия
  5. Доходы от личного хозяйства
  6. Дополнительные выплаты

Вопрос: Что такое зарплата?

Зарплата  — это деньги, выплачиваемые работнику за труд за единицу времени (месяц, неделю, день).

Вопрос: Кто в семье может получать пенсию? В каких случаях?

  1. Пенсионеры по старости
  2. Дети по утере кормильца
  3. Инвалиды

Вопрос: Кто в семье может получать стипендию?

Следующий вид доходов – пособия.

Пособие – это деньги, которые в виде помощи государство выплачивает тем, кто не может зарабатывать себе достаточно денег.

 Вопрос: Какие виды пособий вы знаете?

  1. По безработице
  2. Детские
  3. Разовые пособия пенсионерам

Вопрос: Какие доходы можно получать от личного хозяйства?

К дополнительным выплатам относят премии, полученные за хорошо выполненную работу.

Вопрос: Как расходуются деньги в семье? (работа со слайдом №1)

Бюджет

                                 Доходы                                            Расходы

  1. Зарплата                                          Налоги
  1. Пенсия                                Коммунальные услуги
  2. Стипендия                                       Питание
  3. Пособия                                        Одежда и обувь
  4. Доходы от личного хозяйства       Мебель
  5. Дополнительные выплаты            Недвижимость

                                                 Культурные нужды  

                                         Непредвиденные нужды

Вопрос:  Какие налоги платит семья?

  1. Подоходный
  2. Пенсионный
  3.  За землю, недвижимость

Вопрос: За какие коммунальные услуги платит семья?  

  1. Оплата электроэнергии
  2. Оплата газа
  3. Оплата телефонной связи

Вопрос: На какие культурные нужды семья может потратить деньги?

Вопрос: Что относят  к непредвиденным нуждам?

 Как же нужно планировать семейный бюджет? Чтобы в этом разобраться составим логические цепочки.

(Составление логических цепочек – неравенств)

Расход

Доход

?

Расход

Доход

?

Накопление

сбережений

Долги

Вопрос: Какой вывод можно сделать?

Вывод:  Расходы не должны превышать доходы, чтобы не допускать долгов.

3.Закрепление материала

В заключительной части нашего урока я предлагаю вам поиграть в лото для закрепления полученных знаний на уроке. Каждый из вас получил карточку.

В квадратах первого ряда написаны определения понятий, которые мы рассмотрели на уроке, а в квадратах второго ряда – понятия. Кроме карточки вы получили набор фишек, которыми вы будете закрывать квадраты карточки.

(показ слайда № 2).

Давайте проверим правильность выполнения задания. Если вы правильно поставили фишки, то из букв, которые написаны внизу фишек, у вас должно получиться в первом ряду  слово « доход», а во втором ряду – слово «расход». Переверните фишки обратной стороной. Что получилось? (бюджет семьи).

4.Д/з – записи в тетради

5.Итог урока:

Какую тему мы изучали?

«Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета»(8 класс)

Тема: Семейный бюджет.

Доходная и расходная части бюджета.

Цели: познакомить учащихся с понятием «бюджет семьи», его структурой, учить планировать семейный бюджет, добиваться его сбалансированности; развивать понимание того, что экономическое состояние семьи зависит от каждого из ее членов.

Оборудование: рабочая тетрадь, схема «Доходная часть семейного бюджета».

Словарь: бюджет семьи, доход, расход, обязательные платежи, подоходный налог, кредит, баланс.

Ход урока

  1. Организация урока.

  1. Сообщение темы урока.

От многого зависит счастье семьи – гармонии интересов ее членов, уровня бытовых условий, работы по душе – перечень будет длинным. Но не в последнюю очередь – и от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия. И сами контролируете себя. Поэтому надо постичь науку рационального ведения семейного бюджета. Об этом и пойдет речь на уроке.

  1. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по вопросам.

  • Что такое маркировка товаров, для чего она нужна?

  • Какие виды маркировки вы знаете, и какую информацию из них может получить потребитель?

  • Перечислите известные области применения штрих-кода.

  • Какую информацию несет в себе штрих-код?

  1. Изучение нового материала.

Объяснения учителя.

  1. Семейный бюджет как часть экономики государства.

В последнее время слово «социальный» буквально не сходит с уст политиков. Стало модным рассуждать о «социальной составляющей в экономике», «социальном эффекте» тех или иных решений. И это наверно оправдано. Ведь социальная сфера – это та часть огромного экономического механизма, которая касается человека как потребителя,

удовлетворяющего материальные и духовные запросы свои и членов своей семьи.

Социальная экономика – наука, изучающая образ жизни людей, — т.е. все вопросы, связанные с потреблением, обеспечением, интересами, свободным временем населения.

Все экономические механизмы функционируют ради отдельного человека, семьи. Именно на уровне семьи преломляется, как в капле воды, состояние экономики любой страны. Несмотря на всю свою специфику, жизнь семьи подчиняется общим законам экономики.

Структура всех доходов и расходов семьи за определенный период представляет собой бюджет семьи.

2. Структура семейного бюджета.

Таблица 4.

Структура семейного бюджета.

Источник дохода

% от общего дохода

Вид расхода

% от общего расхода

Заработная плата членов семьи

80

Обязательные платежные сборы: налоги, оплата квартиры и др.

25

Пенсии, стипендии, пособия

9

Питание

40

Доход от личного подсобного хозяйства

4

Непродовольственные товары: одежда, обувь, мебель, предметы домашнего обихода

20

Доход из других источников

7

Культурные потребности (кино, музей, театр)

Накопления, сбережения

10

5

3.Особенности бюджета в разных семьях.

Каждая семья имеет цель (или несколько целей), свои привязанности, интересы, причуды, увлечения, хобби.

У каждой семьи своя система ценностей. И все это влияет на структуру семейного бюджета. А кроме этого, нужно учитывать и состав семьи, и размер доходов, и место жительства, и уровень культуры, и многое-многое другое. Поэтому нельзя выбрать или высчитать, как многие

мечтают, какую-то идеальную, или типичную, или среднюю семью и поставить ее в пример остальным: вот как правильно нужно хозяйствовать. Из этого ничего не получится. У каждой семейной ячейки собственные индивидуальные стратегии и тактика расходов, ведения домашнего бюджета, не всегда осознанные.

А иногда и жизнь жестко поворачивает бюджет семьи к конкретной цели. Скажем, кому-то предстоит дорогостоящая операция или же кто-то планирует поступать в какое-либо учебное заведение на плановой основе. Тогда волей-неволей придется менять структуру бюджета.

4.Доходная часть бюджета.

Семья может потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки больше. Так из каких источников складывается доходная часть семейного бюджета?

Рассмотрим схему № 3. «Доходная часть семейного бюджета»

Совокупный доход семьи складывается:

  • Из заработной платы членов семьи;

  • Пенсий и стипендий;

  • Доходов от ценных бумаг;

  • Доходов от сдачи недвижимости и других средств в аренду;

  • Выплат и льгот от общественных организаций;

  • Доходов из других источников;

  • Доходов от приусадебного хозяйства;

  • Доходов от предпринимательской деятельности.

  1. Расходная часть бюджета.

Чаще всего из чего складывается семейный бюджет члены семьи более или менее знают, а куда, сколько, как, на что, в каком количестве тратят деньги – представление имеют весьма смутное, приблизительное.

Чтобы рассчитывать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги.

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные.

Постоянные расходы – расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период.

Переменные расходы могут быть периодическими (сезонными, циклическими) и единовременными (непредвиденными)

Денежные расходы семьи делят на три основные группы: личное потребление; налоги и другие обязательные платежи; денежные накопления и сбережения.

— Как вы думаете, какие платежи относятся к обязательным? (ответы учащихся).

Правильно, к обязательным платежам относятся налоги, оплата услуг детского сада, плата за образование, оплата коммунальных услуг, погашение банковских кредитов и т.д.

— А знаете ли вы какие платежи относятся к коммунальным? (ответы учащихся)

Правильно, к коммунальным платежам относятся: плата за отопление, газ, воду, радио, телефон, электроэнергию и т.д.

От чего зависит плата за отопление? (ответы учащихся)

Правильно, оплата зависит от площади отапливаемых помещений.

— Плата за воду составляет значительную часть бюджета. Знаете ли вы, как она рассчитывается? (ответы учащихся).

Чаще всего плата за воду рассчитывается из расчета определенного количества воды на одного человека.

— Как проводится оплата радиоточек и телефонов? (ответы учащихся).

Правильно, эти платы производятся по тарифу, одинаковому для всех.

А знаете ли вы, как оплачивается потребления электроэнергии? Приведите пример расчета (ответы учащихся).

Правильно, плата за электроэнергию зависит от стоимости 1 кВт/час и количества потребленной энергии.

Предложите проекты снижения затрат на оплату коммунальных услуг (ответы учащихся).

Правильно, для того чтобы снизить затраты на оплату коммунальных услуг, необходимо знать точный расход воды. Для этого в квартире нужно установить счетчики. Еще одним источником экономии может быть плата за электроэнергию. Включенный телевизор, который никто не смотрит, лампочка, постоянно горящая в туалете. Кажется, что тут сэкономишь? Но все начинается с малого.

  1. Рациональность бюджета семьи.

Законы домашней экономики: они просты и одновременно сложны. Просты потому, что, опираясь на здравый смысл, их в состоянии постичь каждый. А сложны потому, что для того, чтобы следовать им, нужно иметь определенную силу воли.

Итак, каждый из нас будет в состоянии управлять своим бюджетом с учетом своих доходов, целей, желаний. При этом необходимо соблюдать четыре условия: учет, планирование, организация, контроль.

Ключевое слово в экономике семьи – учет. Чтобы стать квалифицированным домашним экономистом, учет надо вести обязательно.

  1. Практическая работа.

Задание 1. Записать таблицу учета семейных доходов и расходов в рабочую тетрадь.

Задание 2. Проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста.

Вопросы тестирования

Да

Нет

Сведения приблизитель ные, мнение

неопределенное

1. Знаете ли вы, сколько денег осталось до зарплаты?

20

5

7

2. Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить денег у родителей?

7

20

6

3. Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музыкальный центр?

25

2

11

4. Покупаете ли про запас постельное белье?

1

18

8

5. Заказываете ли такси, когда вам необходимо ехать далеко, а на улице дождь?

4

16

6

6. Верите ли вы, что свое материальное положение можно улучшить, участвуя в различных лотереях, розыгрышах?

2

24

12

7. Помогают ли вашей семье дедушка и бабушка средствами для покупки вещей?

11

14

3

8.Берете ли вы суды?

17

5

6

9. Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику?

9

15

3

10. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?

14

3

5

11. Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или в благотворительные организации?

9

9

0

Ответив на все вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось?

30-40 очков. Да в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать самостоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.

40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.

100-170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.

170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «полная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Задание 3. Выполнить практическую работу № 6 (учебник, с. 22)

  1. Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание: п. 6, с. 18-22

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о