Организационные советы начинающему репетитору математики
Исполнился год с тех пор, как на страницах своего сайта я начал писать о проблемах и методиках индивидуального преподавания. Неожиданно для меня публикации вызвали огромный интерес. Особым вниманием сайт наградили коллеги со стажем работы 30-35 лет и начинающие репетиторы. Интересное наблюдение: опытный репетитор по математике вникает в общие методики, а молодой преподаватель интересуется отдельными темами и приемами, способами поиска учеников и разными организационными проблемами. Пишут: хочу стать репетитором. Какие сущуствуют для нормы, порядки и есть ли какие-нибудь препятствия и сложности? Один репетитор математики прислал целый список вопросов, содержание которых явилось поводом написать данную статью.
Кто такой начинающий репетитор по математике?
Сегодня в Интернете живет виртуальной жизнью огромное количество анкет и сайтов. Ежедневно на каком-либо из них регистрируется какой-нибудь репетитор по математике, причем наибольшую их часть составляют преподаватели — новички, обычно студенты или выпускники технических факультетов ВУЗов. Опыта работы, а зачастую и профессиональной выучки, они не имеют, но желание «продвинуться» и всецело посвятить себя репетиторству проявляют огромное. Немудрено, ведь кажется, что для этого ничего кроме знаний и технико-математического склада ума не нужно. Однако, не все так просто и, испытав в первый же год работы всю тяжесть репетиторской доли, многие их них или полностью отказываются от затеи или начинают размышлять на тему «кто винован?» и «что делать?». Пишут письма и задают вопросы. Интересуются размещением и продвижением своего объявления, частными приемами работы, жалуются на «неподъемных» учеников, на отсутствие звонков и внимания родителей и.т.д. Этим преподавателей я могу дать несколько советов.
Организационных и оптимизационных советов в сети начинающий репетитор по математике не получит. Подобных циклов статей я еще не встречал. Некие попытки обучения преподавателей предпринимала пару лет назад компания «Ваш репетитор». Проводились стартовые тренинги для начинающих репетиторов и общие методические семинары, — но это было не совсем то, что нужно и в итоге, насколько я могу судить по отсутствию рассылок с приглашениями, эта идея заглохла.
Вопросы и проблемы, с которыми сталкивается начинающий репетитор по математике условно можно разделить на две группы: учебные (методические) и
Организационные советы репетитору по математике
Где разместить анкету?
Если вы выслали какому-либо сайту (даже крупному) информацию о себе и о своих уроках — это еще не означает, что у вас будут ученики. Анкету, скорее всего, поставят на такое место, до которого никто из родителей никогда не доберется. Даже высоко ранжированные в поиске сайты не предоставляют заказы всем поровну. Раздатчиков заказов является родительский сектор, интересы которого репетиторский сайт обязан учитывать в первую очередь. Поэтому на многих ресурсах предусмотрены специальные кнопки связи с репетиторами. Репетитор по математике получает заявку от родителей, а администратор ему передает заказ. Что делать в таком случае? Размещаться на первых страницах. Конечно, специализированные сайты редко предоставляют репетитору- студенту такие возможности, ибо большинство родителей ориентируются на преподавателей с опытом работы. Проще схватить клиента, если в первых рядах окажутся репетиторы из МГУ, репетиторы с педагогическим образованием (МПГУ), с дипломами Мехмата или МФТИ, авторы изданий и вариантов олимпиад, эксперты ЕГЭ по математике. Но есть ресурсы, предусматривающие многократную публикацию анкет. Свежие объявления встают на место более ранних, опуская их постепенно вниз. Я бы советовал студенту идти именно таким путем, обновляя свое объявление настолько часто, насколько это позволяют сделать правила размещения.
Содержание анкеты.
Находиться вверху списка — необходимое, но, говоря математическим языком, недостаточное условие. Анкета репетитора по математкие должна чем-то привлечь внимание родителей. Чем она короче и скучнее, тем меньше у вас шансов получить ученика. Любая доска объявлений «задыхается» от одинаковых перечней услуг: подготовка к ЕГЭ по математике, помощь отстающим, решение контрольных и т.д. Опишите свои занятия как можно точнее и красивее. Если они имеют какую-то уникальную особенность — постарайтесь раскрыть ее в тексте. Это непросто, ибо содержание урока во многом зависимо от ученика, но, отказавшись от подробного описания, начинающий репетитор по математике обречет свою анкету на полное забвение.
Указывать ли свое образование?
Ценится педагогическое образование или супер математическое 🙂 (МГУ, МФТИ, некоторые факультеты МГТУ) если у вас техническое или экономическое образование — лучше его не публиковать. Это даст повод родителям набрать номер вашего телефона и узнать о вас подробнее. Вдруг вы студент Мехмата, сдающий все сессии на одни пятерки 🙂 В живой беседе человека легче убедить заказать ту или иную услугу, особенно если вам удалось его к себе расположить.
Взаимоотношение репетитора с родителями.
Никогда не давите на родителей. Вы исполнитель, а они заказчики. Репетитор по математкие может только что-то советовать, например, советовать выбрать определенную периодичность занятий. Укажите на него один раз и больше не возвращаться к этому вопросу. Если мама ученика посчитает нужным добавить на неделе еще один урок, она сама это предложит. Часто для слабого ученика выбирается подготовка к ЕГЭ по математике с неблагоприятной и часто недостаточной частотой занятий. Надо быть готовым к экстремальным условиям. Сделайте ровно столько, скольо успеете. Выше головы не прыгнешь, как бы репетитор по математике не старался.
Выезд к ученику.
При выезде, обговаривайте форс-мажорные ситуации (срыва, отмены, перенос занятия) заранее. Например, что делать, если репетитор приехал к ученику, а последнего нет дома? При отсутствии четких правил разрешения конфликта — велика вероятность, что одна из сторон окажется недовольной его итогом. Замечу, что родители неохотно обсуждают такие вопросы, и не любят, когда репетитор по математике выдвигает какие-то дополнительные требования. Поэтому преподавателю нужно передать инициативу им самим. Лучше спросить «как мы поступим в случае если ….?». Пусть предложат вариант, а вы решите – соглашаться на него, или нет. Репетитор никогда не сможет повлиять на представления родителей о необходимости и величине компенсации. Если они считают нормой гонять человека впустую, значит они так воспитаны. И заниматься их воспитанием поздно. Без предварительных договоренностей требовать от них что-либо — значит потерять ученика.
О гостиприимстве родителей.
Старайтесь отказываться от предложений выпить чаю с булочкой во время занятия. Вы приезжаете работать, а не чаи гонять. Приходится много говорить, показывать объяснять.Чашки и блюдца часто мешают (бывает так, что их даже некуда поставить) и место им на кухне, а не на рабочем столе. В самый ответственный момент ученику придется ждать пока вы прожуете и уберете в сторону приборы.
Пробный урок с репетитором математики.
Отнеситесь с пониманием к просьбе родителей посидеть на первом занятии. Это обычная практика. У меня сидят целыми семьями. Мама ученика вас не знает. Поэтому ваша первоочередная задача убедить ее в своей компетенции и проффессионализме. «Репетитор по математике с паспортом на первый урок» — так иногда пишут в заявках на подбор преподавателя. Отнеситесь и к этой просьбе с пониманием. Были случаи, когда репетиторы брали деньги за несколько занятий и пропадали.
Один преподаватель пишет: после каждого урока мама ученика спрашивает у меня: «Ну как у нас дела?». Что ей отвечать?
Я сам сталкиваюсь с этим регулярно. Чаще всего родители не ждут подробного рассказа о величине пожительных сдвигов одного урока. Опишите как ученик выполнил домашнее задания и насколько активно он занимался. Этого будет достаточно.
Метки: Репетиторам по математике
Начало занятия у репетитора по математике — Колпаков Александр Николаевич
Первые несколько минут с момента начала урока для репетитора по математике всегда проходят очень нелегко. Как организационно, так и методически. Не всегда план на урок выдерживается репетитором от начала до конца и набор упражнений приходится корректировать. Обычно это происходит по причине выявленных пробелов или по причине неожиданно изменившейся школьной ситуацией. Ребенок может придти на урок к репетитору по математике с какими то срочными вопросами, с просьбой подготовиться к внезапно назначенной школьным преподавателем контрольной работе. Невыполнение моего домашнего задания тоже может внести изменение в планы (в этом случае необходимо дать небольшое задание для проверки усвоения пройденного). Что- то может не получиться в школе, класс может сильно отстать по программе или, наоборот, сделать резкий рывок вперед. Поскольку не все дети проявляют инициативу и докладывают репетитору по математике о всех новостях, в начале каждого урока я задаю стандартный набор вопросов:
- Как успехи в школе?
- Есть ли новые оценки и за что они были получены (ответ у доски, ответ с места, контрольная, самостоятельная, домашняя работа, проверка тетради)
- Какие новые темы прошли в классе ?
- Что не получилось решить в домашнем задании?
Обычно, в зависимости от учебной ситуации и от психологических особенностей ребенка, на эту обязательную процедуру уходит от одной до пяти минут. После принятия решения о необходимости что-то менять в содержании спланированного урока, мы начинаем заниматься. Для того, чтобы максимально снизить частоту срыва планов репетитора математики, продвигаться с ребенком по школьной программе лучше всего с опережением ее на одну-две темы. Именно при таком графике работы ученика с репетитором по математике можно увереннее себя чувствовать при любых формах контроля знаний. Если ничего срочного по школе нет, то в начале каждого урока я трачу время на
- краткий обзор пройденного на последнем занятии
- разбор того, что вызвало затруднение в домашней работе
- выборочное повторение фактов, необходимых для изучения нового материала
- прослушивание доказательств теорем по геометрии (в особых случаях)
Теория повторяется в начале занятия почти всегда, так как перерыв между уроками обычно большой (как бы не репетитору не хотелось его сократить), а математика логически связный предмет. Забыв какую-нибудь мелочь из пройденного, ребенок может не понять что-то из следующего. Любые объяснения репетитора по математике базируются на определенном уровне запоминания. Чередуются устные и письменные формы повторения. Их выбор зависит от темы, базы знаний и качеств ученика. Обычно я предлагаю короткие задания на различные теоремы, формулы, свойства и признаков.
Если мы с Вами решили серьезно заниматься ребенком и целью занятий является его полноценное математическое развитие (а не прагматическая цель — сдача ГИА или ЕГЭ по математике) , то мной в начало урока включаются задания на логику (обычно в устной форме). Одновременно с ними я спрашиваю доказательства изученных на прошлых уроках теорем или свойств. Для удобства их повторения и использования мы ведем отдельную тетрадь, в которую записываем доказательства. В начале занятия я могу спросить все, что там находится. Пока ученик готовится отвечать, я проверяю его домашнее задание. На это уходит 5-7 минут.
Золотое правило посадки:
Тот участник индивидуального занятия, который по замыслу репетитора по математике будет больше по времени вести записи, должен сидеть справа от другого участника (репетитора или ученика), иначе рука пишущего будет мешать следить за демонстрацией решений. Это очень важно, так как любая помеха в получении своевременной визуальной информации об изучаемом объекте может помешать усвоению логики математических выводов, тождественных преобразований и даже вычислений.
Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике, Москва — Строгино.
Репетитор по математике о режиме занятий «раз в неделю»
Если сегодня собрать информацию о том, с какой периодичностью работают репетиторы по математике в Москве, то, на первое место, по всей видимости, попадет график занятий «раз в неделю». Я все чаще слышу от знакомых мне репетиторов о такой форме сотрудничества, и эта информация совпадает с моими собственными статистическими наблюдениями. Причем не только от тех, кто приходит на мои занятия. Мне регулярно звонят и просят помочь подобрать репетитора. И не только по математике. Независимо от того, кто именно нужен: профессиональный репетитор по математике, репетитор — преподаватель ВУЗа, репетитор по математики — студент или школьный преподаватель — репетитор по совместительству, большинство родителей на вопрос «как часто вы хотели бы заниматься», отвечают о готовности выделить только 1,5 – 2 часа в неделю. Причем очень часто этот график выбирают даже для подготовки к ЕГЭ или ГИА.
У меня за последние 3 года доля редких занятий увеличилась с 20% до 50 %. Как ни странно, желание заниматься именно так в 85% случаев не связана с отсутствием средств на оплату репетиторского труда. И какой репетитор математики с учеником работает, тоже не играет роли. Профессиональный репетитор или дилетант. Чаще всего приходится слышать жалобы родителей на недостаток свободного времени. На втором месте идет низкая мотивация учеников, нежелание трудиться, лень и непонимание того, каким путем можно добиться получения математических знаний.
К сожалению, есть определенная категория родителей, которые не задумываются о проблемах преподавания вообще и об особенностях занятий с репетитором по математике в частности. Как ребенок должен изучать математику они не знают. Насколько трудна программа – тоже. Вызов преподавателя на дом расценивается ими часто как средство для подстраховки, некая дополнительная форма занятости ребенка, а не как что-то заменяющее школу и улучшающее качество знаний. Однако требования к репетитору все равно остаются высокие. Двойка в четверти? Виноват не школьный преподаватель математики, а виноват репетитор. Давайте его поменяем. Когда начинаешь расспрашивать, в какие условия этот репетитор по математике был поставлен и как вы занимались, выясняется, что занятий то было всего то ничего. Откуда тогда возьмется результат? Ребенок не взрослый человек, ему не подходит режим консультаций.
Давно хотел сесть и написать для родителей о том, что они могут получить от репетитора , договариваясь о редких занятий. Я всегда стремился предоставлять репетиторские услуги самого высокого уровня, однако в определенных ситуациях это стремление не значит ровным счетом ничего. Поэтому, я очень надеюсь, что мои аргументы будут услышаны и тем самым в популярность режима «раза в неделю» будет снижена.
1. Занятия по математике с репетитором должны иметь четкий и плотный график. Преподаватель — не волшебник. По взмаху волшебной палочки и за несколько занятия по математике не появятся!
Ребенку нужен плотный график работы и тотальный контроль. Программа по математике очень объемная, а знания не приходят в одно мгновение. Так их можно только растерять. Память человека, особенно ребенка, крайне неустойчива, а главным фактором воздействия на нее является время. Только упорные и долгие занятия репетитора по математике способны привести к значительному прогрессу. Ребенка нужно поставить в режим каждодневной работы. Ваш ученик сможет так работать самостоятельно? Сможет ли сам себя так организовать, чтобы регулярно решать задачи? Нет? Тогда ему нужен тотальный контроль в лице репетиторских уроков. Другого выхода просто не существует.
2. Редкие или не постоянные занятия усложняют работу репетитора!
Режим «раз в неделю» ставит перед репетитором по математике дополнительные сложности. Часто ученики приходят с какими-то проблемами, о которых репетитору нужно постоянно думать, а для этого необходимо как минимум держать в голове. Некоторые преподаватели заводят для учеников отдельные папки (я тоже это практикую), но не все в них запишешь. Главное приходится запоминать. Какие-то важные особенности знаний, работоспособности, внимания, памяти. У большинства репетиторов математики не один — два ученика и уменьшая частоту встреч, вы снижаете долю внимания именно к вам. Представляете себе, какими способностями должен обладать ваш репетитор по математике, чтобы помнить в течение недели все ошибки, допущенные ребенком на прошлом занятии.
3. Не забывайте о возможных отменах индивидуальных уроков.
Почему-то многие родители не осознают опасность пропусков. Любой из них может обернуться, как минимум, дополнительной головной болю для самого репетитора, а как максимум – катастрофой. Если вы думаете, что график «раз в неделю» будет четко выдерживаться – вы сильно ошибаетесь. Всегда найдутся какие-то причины для отмены или переноса урока. Ребенок может заболеть, может заболеть репетитор, если мы привозите ребенка к репетитору по математике сами, – уже ваша болезнь (или занятость) может сорвать занятие. Репетитор может застрять в пробке и придется сокращать время урока. О каком качестве репетиторских услуг может в этом случае идти речь, когда столько разных препятствий?!
Если вы встречаетесь с репетитором «раз в неделю», и всего лишь одно занятие отменяется – из графика выпадает уже целых 2 недели. ДВЕ НЕДЕЛИ!!!!. Простая математика-арифметика. Родители начинают это понимать только после случившейся отмены, когда ребенок кое-как занимаясь самостоятельно получает неудовлетворительную оценку. За время пропуска школьный преподаватель успевает убежать с классом на 3-4 темы вперед. Это настоящая головная боль для репетитора по математике. Опять приходится догонять. А как это сделать, если по всем методическим правилам преподаватель не должен давать более одной темы за урок? И репетиторские занятия здесь не исключение.
4. Не стоит полагаться на перенос занятия.
Профессиональный репетитор по математике, как правило, составляет себе четкое расписание, и попытка переноса урока может превратиться в его отмену. О последствиях читайте выше. И дело здесь не только в занятости репетитора. У вашего ребенка свое учебное расписание вместе с тренировками, кружками и факультативами. И очень часто сложившийся график невозможно перестроить.
5. Репетиторкая помощь нужна не только слабому ученику.
Еще одной причиной выбора редких занятий являются способности ученика. Как думают мамы и папы? У нас не глупый ребенок, ему достаточно часа — двух в неделю. Но практика показывает, что даже сильному ученику этого бывает мало. Особенно в математическом классе с сильным школьным преподавателем. Как бы репетитор по математике не старался подбирать материала в наилучшей для запоминания форме, как бы умело задания не составлялись, все равно часть информации за неделю забудется. И это часто относится даже к текущей теме. А что говорить о давно пройденных? Редкие репетиторы оптимизируют свои занятия так, чтобы на них затрагивались как можно больше пройденных ранее алгоритмов решения задач и теорем. Ставя репетитора математики в условия длинных пропусков, вы повышаете риски того, что работа по повторению вообще проводиться не будет. А оно, как известно, — мать учения.
6.Редкие занятия могут стоить дороже.
Если репетитор по математике действительно собирается как-то противодействовать неудачному графику занятий, то это может увеличить стоимость урока, потому как сложный график требует дополнительных затрат времени на подготовку урока и филигранной техники подбора домашних упражнений. Нужно продумать и очень четко сработать на занятии. Методика работы репетитора – расчет домашнего задания по дням. В понедельник надо решить одно, во вторник другое, в среду третье…Это очень сложно. Сложно планировать такие задания. Не только физически, но и методически, потому что доля пройденного и разобранного на уроке может быть небольшой, а нагрузку между уроками нужно давать обязательно. И не просто чем попало, а содержательными заданиями, несущими определенную функцию развития, такими, которые ребенок еще и сможет выполнить без помощи репетитора. Сложности работе репетитора по математике добавляет школьная занятость, повальная неорганизованность и безответственность большинства учеников, для которых выполнять задания по четкому графику – непосильный труд.
Если ваш ребенок способен к такой организации работы – это настоящая радость и для вас и для репетитора! В пользу удорожания уроков с «разом в неделю» говорит тот факт, что репетитору по математике придется с большей плотностью давать материал, больше объяснять и говорить, больше показывать. Практически такие занятия превращаются в «моноспектакли». Репетитор решает и объясняет, а ученик в основном слушает и смотрит. Тяжело 2 часа без остановки работать языком.
Минимальные временные стандарты репетитора по математике: Если вы по каким-то причинам отказываетесь от правильного графика занятий, тогда лучше всего остановиться на каком-то одном предмете. Так и договаривайтесь с репетитором: в геометрию, например, не заглядываем. Лучше качественно пройти с ребенком часть его школьной математики, чем разбрасываться и в итоге не усвоить ни того ни этого. График раз в неделю соответствует средней программной скорости изучения математики по одному предмету. Однако, стоит отметить, что если вы с репетитором выбираете геометрию, то в случае провалов по алгебре, геометрия пострадает тоже. Некоторые приемы и объяснения репетитор просто не сможет донести до ребенка. Какой бы математический опыт и стаж репетиторсткой работы у вашего преподавателя ни был.
Перед тем, как утвердить с репетитором по математике периодичность занятий «раз в неделю», хорошенько подумайте, сможете ли вы освоить такой объемный предмет, как математика, не прикладывая к этому значительных временных затрат. Математика – это два предмета: алгебра и геометрия! Правильный график для отстающих школьников — не менее двух раз в неделю. А лучше всего — три раза. Так и результаты придут быстрее, и репетитору легче будет работать и вам спокойнее.
Удачи в изучении математики!
Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике Москва. Строгино.
Метки: Для родителей, Работа репетитора
Чем может помочь репетитор по математике?
Индивидуальные занятия играют очень важную роль в развитии детей школьного возраста и качестве приобретаемых ими знаний, способствуют глубокому усваиванию информации. Родители, которые хотят сделать обучение своего ребенка более качественным и результативным, никогда не пренебрегают подобным способом получения знаний и всячески стараются совместить уроки в школе и посещение репетиторов.
Учась согласно разработанной программе при помощи учебников, ребенок не может задействовать свои способности, так как процесс обучения строго регламентирован. Практически все учебные пособия составляются по стандартам, ориентированным на детей, которые достаточно подготовлены для усвоения предлагаемого материала. Эти дети — стереотипная категория учеников, которыми уже получен тот объем теоретических знаний, который позволит им анализировать учебный материал, выделять наиболее важное и переключить свое внимание в нужный момент; дети должны уметь систематизировать и усваивать полученные от учителей знания, а также вести самостоятельную работу над материалом, который им дают в качестве домашних заданий, объемы которых часто превышают возможности ученика. Современные учебные материалы предполагают постепенное усложнение материала, и преподавателю нужно адаптировать каждый аспект обучения под возможности каждого отдельно взятого класса, преподнести информацию таким образом, чтобы она оказалась доступной к усвоению конкретной группой учеников. Однако при этом не учитывается тот факт, что способности какой-то части детей несколько ниже того уровня, который необходим для качественного усвоения преподносимой им информации. Также упускаются из внимания индивидуальные особенности учеников: кому-то может быть интересно одно, а кто-то проявляет способности в изучении другого. Преподаватели готовятся к занятиям, ориентируясь на некий средний уровень способности детей, и ошибки отдельно взятых не оказывают влияния на процесс обучения всего ученического контингента, а, как следствие, остаются без должного внимания.
Трудности в обучении, как правило, заключаются в элементарной неспособности отдельно взятого ребенка усвоить учебный материал. Одним из методов набора в различные учебные заведения является именно факт невыполнения каких-либо заданий, однако при этом причины допускаемых ребенком ошибок упускаются из виду в силу различных факторов, и чаще всего это отсутствие времени и возможностей для изучения промахов, сопутствующих обучению детей.
Индивидуальные психологические и физиологические особенности и способности отдельно взятых учеников почти всегда игнорируются учебным заведением, которое в свою очередь всячески способствует тому, чтобы ребенок соответствовал тому усредненному показателю, о котором говорилось выше. Чаще всего именно это является причиной общей неуспеваемости, ведь в физиологии обычно кроются первопричины всех трудностей, которые испытывает конкретный ученик.
Этим отчасти объясняется тот факт, что большинство выпускников профильных высших учебных заведений часто не могут устроиться на работу согласно полученной ими специальности. Наличие у учащихся какого-либо математического аппарата и способности к вычислению воспринимается учителями как готовность полноценно усваивать практически любой материал. Это влечет за собой большое количество заведомо неправильных методик решения задач и подходов к обработке информации, которые сформировываются у детей в процессе обучения.
Если у преподавателя нет необходимого опыта в налаживании контакта и общении с учащимися, в переформатировании методических пособий согласно индивидуальным способностям учеников, то он интерпретирует материал через призму собственного понимания, не принимая во внимание трудности, возникающие у отдельно взятых детей.
Во все времена было крайне необходимо выстраивать стратегию обучения для каждого ребенка, чтобы раскрыть все его сильные и слабые стороны и сделать обучение максимально продуктивным и простым для ребенка. Дифференциация обучения в отдельных учебных заведениях уже поставлена во главу угла; такие школы разделяют учеников на группы, в которых обучение ведется с определенным уклоном. Однако при этом в контингенте математических классов и факультетов оказываются дети с абсолютно разными способностями, и подобный метод обучения не способствует развитию детей, чьи способности направлены в совершенно иное русло.
Как результат такого подхода к обучению можно иметь полное отсутствие у ребенка способности принимать конструктивные решения касаемо решения задач и полноценно усваивать материал. Попадая в нестандартные ситуации, ребенок не может в них ориентироваться ввиду неумения применять теоретические знания на практике и всегда использует методики, которые им заучены, но не поняты. Проходя важные испытания, такие как государственные экзамены или тестирования, ребенок показывает намного худшие результаты, чем он мог бы иметь, если бы его обучение велось с учетом его способностей.
При отсутствии персонального внимания к особенностям общего развития ребенка эффективность его обучения существенно снижается. Эти факторы оказывают непосредственное влияние на мотивацию ребенка к обучению; дети с ограниченными возможностями чаще относятся к категории слабых учеников, и к ним нужен особый подход, который применяется далеко не всеми школьными преподавателями.
Репетиторы способны решить насущные проблемы в обучении ребенка. Большинство репетиторов — это бывшие преподаватели, обладающие огромным опытом, и им по силам найти подход к ребенку и преподнести учебный материал в максимально усваиваемой форме. Однако родителям необходимо уметь правильно выбирать репетиторов.
Что нужно учитывать при выборе репетитора
Практически все репетиторы имеют положительные отзывы и рекомендации. Но родителям необходимо понимать, что найти действительно хорошего репетитора довольно непросто, и он должен соответствовать определенным критериям.
1. Необходимо искать репетитора, имеющего опыт работы в учебном заведении и с образованием педагога.
Наличие у репетитора педагогического образования поможет сделать процесс индивидуального обучения максимально приближенным к школьным стандартам. Опытные педагоги всегда найдут подход к любому ребенку с учетом его пожеланий и особенностей, сделав обучение легким и понятным, попутно разрешая возникающие трудности и анализируя ошибки.
2. Качество обучения зависит от цены
Опытные репетиторы должны делать уроки качественными, а для этого необходимо знать и уметь применять разнообразные методики преподавания, некоторые из которых предполагают довольно длительную подготовку каждого урока. Кроме этого, для анализа промахов и ошибок, допущенных учеником, также требуется значительное количество времени. Зачастую предлагаемые учебные пособия не могут обеспечить необходимую ученику нагрузку, и поэтому репетитору приходится заниматься поиском, подбором и адаптацией заданий и упражнений из других информационных источников. Во время поиска репетитор должен подобрать задания согласно направлению и уровню сложности обучения, проверить их на наличие погрешностей и опечаток, а также скорректировать эти задания с целью повышения их эффективности, опираясь при этом на способности ученика. Вся структура обучения строится и тщательно прорабатывается самим репетитором, и если им названа низкая цена занятий, то существует вероятность, что эта работа не будет им выполняться.
3. Нельзя упускать из внимания отзывы о конкретном репетиторе
Собрать отзывы родителей, чьи дети обучались у данного репетитора, зачастую непросто. В сети Интернет могут размещаться отклики родителей, чьи ученики оказались очень способными, и их обучение не вызвало сложностей. К тому же, подобные отзывы могут оставляться по предварительной просьбе самого репетитора с целью создания определенной репутации. К счастью, не всеми родителями оставляются отзывы; если они не могут определить степень положительного влияния обучения у репетитора, их отзыв может быть необъективным. Среди всей массы отзывов не всегда можно отыскать информацию о длительности обучения у репетитора, какой уровень подготовки предшествовал этому, спустя сколько времени начали появляться положительные тенденции в способностях ребенка, а также о частоте проводимых уроков.
Наиболее верный способ понять качество предлагаемого репетитором обучения — поинтересоваться о тех родителях, которые лично могли бы его порекомендовать. У опытных репетиторов имеется объемное портфолио, и он наверняка может предложить несколько прямых контактов родителей, которые могли бы выразить свое положительное мнение о работе этого репетитора в личной беседе. Неготовность репетитора предоставить подобную информацию — прямое свидетельство недостатка опыта, либо же того, что он не имеет желания составлять свой послужной список. Понять наверняка стоит ли работать с данным репетитором поможет разговор с его недавними клиентами.
4. Не стоит искать для репетиторства школьных учителей
Мнение о том, что преподаватели, которые работают в школе, могут быть лучшими репетиторами, ошибочно. Качество обучения сложного ребенка может сильно пострадать из-за банальной нехватки у учителя практического опыта. Работа с группой детей существенно отличается от персонального обучения, ведь школьному работнику легче выделить наиболее способных детей, которые отвечают требованиям учебной программы. При работе с классом учитель иначе планирует свою работу. Кроме того, работа в школе зачастую очень трудоемка, и это может отвлекать учителя от репетиторства, и это отнюдь не способствует повышению качества подготовки ученика. Хороший репетитор должен всегда ориентироваться лишь на своего ученика, анализировать его проблемы и успехи, обращать внимание на его особенности и не забывать о них в процессе обучения.
5. Если репетитор ведет разнонаправленное обучение, то его знания могут быть недостаточными
Если ребенку необходим репетитор сразу по нескольким предметам, то выбирать стоит очень тщательно. Нужно отдавать предпочтение узкоспециализированным репетиторам. Как правило, педагоги широкого профиля имеют довольно общее представление о тех предметах, которые они изучали, даже если эти предметы относятся к одной области. Если выбор падает на преподавателя физики и математики, то нет гарантии, что обучение ребенка будет качественным. Если обратить внимание на высшие учебные заведения, то становится ясно, что физика и математика — это абсолютно разные специализации. Не каждый репетитор, знающий несколько предметов, может эффективно использовать методические пособия, поэтому педагоги, способные вести качественное обучение детей сразу по нескольким курсам — большая редкость.
6. Узнать грамотного преподавателя нужно при первом разговоре
Если преподаватель во время первой же телефонной беседы определяет сроки обучения, необходимую интенсивность обучения, наличие или отсутствие домашних заданий, а также называет время получения первых результатов — это явный повод для сомнений. Процесс обучения каждого ребенка индивидуален, здесь нельзя сделать точные прогнозы. Нужно время, чтобы выработать подход к ребенку и определить ключевые моменты, которые сыграют роль при создании методики обучения. Кроме этого, необходимо провести анализ работы школьного учителя и понять, какие аспекты обучения ребенка были им упущены. Родителям нужно поинтересоваться у репетитора, какие методы и подходы он использует в обучении. Репетитор расскажет о своих приемах работы, но строить планы и прогнозировать сроки опытный педагог не станет.
7. Нужно изучить анкету репетитора
В анкете опытного репетитора должна быть информация не только о стаже и полученном образовании. Помимо этих, несомненно, важных сведений анкета должна поведать о специфике работы с учащимися, используемых методах и той помощи, которую репетитор оказывает ученикам.
8. Результаты первого урока очень важны
Опытный репетитор после первого урока обязательно поинтересуется у родителей, есть ли у ребенка какие-либо особенности как психологические, так и физические. Эти сведения крайне необходимы для продуктивной учебной работы, и они непременно понадобятся педагогу. Репетитору могут понадобиться самые детальные подробности о жизни ребенка; он может спросить о привычках, режиме дня, усидчивости и пр. Чем подробнее родители ответят на подобные вопросы, тем качественней станет обучение. Однако отсутствие интереса репетитора к жизни ребенка может говорить о последующей некачественной работе данного репетитора.
9. Преподаватель ВУЗа не сможет хорошо обучать школьника
Еще одна ошибка многих родителей — выбор в качестве репетитора учителя из высшего учебного заведения. Преподаватели этой квалификации привыкли обучать детей, которые уже прошли школьный курс, поэтому ребенок может попросту не понимать материала, излагаемого педагогом. Школьник может часто запутываться в малознакомых ему терминах и понятиях, и это не даст положительного эффекта от обучения. Кроме этого, работающие в ВУЗах учителя могут переоценивать возможности школьника, так как ориентированы на студентов, и поэтому часто промахиваются в методике обучения.
10. Нельзя руководствоваться эмоциями
Родителям не стоит делать скорых выводов о работе выбранного ими репетитора. Опытным педагогам необходимо время для того, чтобы наладить персональный контакт с ребенком и разработать стратегию обучения, чтобы сделать его как можно более результативным. Для объективного анализа уровня подготовки и поиска пробелов в знаниях ученика репетитору будет необходимо изучить те результаты, которые ребенок покажет на первых уроках. Результаты домашних заданий, заданных ребенку на первых порах обучения, также предоставят репетитору сведения, которые помогут ему в составлении уроков, и это также потребует времени. Для того, чтобы эффективно обучать ребенка, хороший репетитор должен проанализировать массу информации, поэтому делать выводы о качестве работы педагога после двух-трех уроков не является логически обоснованным.