7 вопросов, которые вы должны задать репетитору по истории
С каждым годом растёт количество выпускников, выбирающих в качестве выпускного экзамена ЕГЭ по истории. Возможно, скоро ЕГЭ по данной дисциплине и вовсе станет обязательным для всех, как и ЕГЭ по математике и русскому языку. По этой причине к услугам репетиторов по истории стали обращаться чаще. Как выбрать репетитора по истории, чтобы деньги не были зря потрачены, а время безвозвратно утеряно.
Михаил Кутузов во время Бородинского сражения. Худ. А.П. Шепелюк
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Какое у вас образование?
Идеальный вариант – педагогическое образование по профильному предмету, то есть истории. Выпускник такой программы не только знает историю, но и умеет её преподавать. А это очень важно. Можно быть гением в своей области, но ничего не смыслить в педагогике. Только педагог по образованию сможет вызвать интерес к предмету, наладить контакт даже с самым сложным учеником, проверить знания, выявить слабые стороны и подготовить индивидуальный план обучения. Очень сложно найти таких специалистов среди выпускников гуманитарных специальностей, которые изучали историю, но являются по специальности культурологами, искусствоведами и менеджерами.
ВОПРОС ВТОРОЙ: Где вы работаете? Какой у вас педагогический стаж?
Репетиторством занимаются многие: школьные учителя, преподаватели ссузов и вузов, специалисты центров ЕГЭ и дополнительного образования, студенты старших курсов. Каждый из них идеален для определённых целей. Так, в качестве репетитора для подготовки к итоговой аттестации лучше выбрать школьного учителя. Учителя-предметники проходят курсы повышения квалификации по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ, они как никто другой разбираются в технологии и условиях проведения ЕГЭ, знают структуру и содержание заданий КИМ по истории, алгоритм работы с ними, критерии оценок, нюансы оформления бланков и многое-многое другое.
А вот при подготовке к Всероссийской олимпиаде по истории (Всеросс по истории) или «вузовским» («перечневым») олимпиадам по профилю история, обратитесь к преподавателю вуза. Олимпиадные задания сильно отличаются от типовых школьных задач. Главная особенность олимпиад: нестандартность, экспериментальность заданий.
ВОПРОС ТРЕТИЙ: Кто будет подстраивать свой график: учитель или ученик?
Очень важно, чтобы у репетитора была возможность подстроиться под график школьника, чтобы занятия не переносились в силу занятости или предстоящих командировок педагога. Подготовка к итоговой аттестации, к олимпиадам – дело серьёзное. На кану – поступление в престижный вуз на востребованную специальность.
ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ: Как будут проходить занятия?
Как будут проходить занятия с репетитором? Сколько времени отводиться на изучение теории, сколько на практику?
В ЕГЭ по истории есть разные задания: вопросы на знание теории, вопросы № 13 и 16 КИМов ЕГЭ по истории предполагают работу с картой, задания № 18 и 19 – работу с визуальной информацией, а 25-е задание самое высокооплачиваемое (до 11 баллов из 53 первичных) – это Историческое сочинение. В школе, как правило, не учат писать исторические сочинения, недостаточно времени отводится и работе с картами. В качестве домашнего задания задают параграф с теорией и даты для заучивания.
Другими словами, репетитор должен уделять достаточно времени работе с контурными картами и визуальной информацией, регулярно давать домашние задания по написанию исторического сочинения, и тем самым формировать навыки письменной речи. И что важно, детально разбирать выполненную дома работу.
В программе общеобразовательной школы история появляется в 5 классе. У большинства учеников проблемы с предметом начинаются на старте дисциплины, из-за большого объема теоретического материала: огромные параграфы, сотни событий, явлений и дат. Задача репетитора систематизировать знания за весь курс истории, предложить эффективную методику заучивания дат и событий, биографий исторический личностей и т.д.
ВОПРОС ПЯТЫЙ: Какие УМК, дополнительные материалы и электронные ресурсы используете при подготовке к ЕГЭ по истории? Или какие учебные материалы вы используете при подготовке школьника к олимпиадам?
Учебные материалы должны быть качественными. Как правило, качество гарантируют рекомендации. Перечисленные учителем УМК должны быть рекомендованы Министерство образования и науки России. Свой выбор репетитор должен аргументировать. Для подготовки к «вузовским» олимпиадам, лучше использовать методички, рекомендованные вузами-организаторами этих самых состязаний.
В качестве базы тренировочных заданий важно использовать официальные ресурсы: задания ЕГЭ по истории можно найти на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru), олимпиадные задания по истории прошлых лет с ответами – на официальном сайте Всеросса (www.rosolymp.ru), задания вузовских олимпиад – на сайтах организаторов либо официальных сайтах олимпиад. Например, на сайте олимпиады для школьников «Покори Воробьёвы горы!», организатором которого является МГУ им. М.В. Ломоносова, есть не только задания прошлогодних лет, но и отсканированные работы победителей и призёров.
ВОПРОС ШЕСТОЙ: Проводите ли вы пробные занятия!?
По результатам первого диагностического урока можно сделать окончательный выбор в пользу того или иного репетитора. Смог ли репетитор наладить контакт с учеником? Смог ли провести мониторинг знаний школьника и выявить его слабые и сильные стороны? Доступно ли объясняет материал? А вот первые выводы по работе репетитора можно сделать лишь спустя 4-5 занятий.
Как проводить занятия репетитору по истории. Как заработать на репетиторстве. Изучение методической литературы
- Нужна ли лицензия репетитору
- Стоимость услуг репетитора
Качественное образование представляет собой важнейший базис для достижения успеха практически в любой сфере. Ученик с хорошими знаниями проще поступит в университет, студент сможет легко преодолевать экзаменационные сессии, а молодой специалист с дополнительными и необходимыми навыками повышает свои шансы на стремительный карьерный рост.
Поскольку спрос на услуги репетиторов велик, на рынке имеется достаточно предложений различных школ и частных преподавателей. Чаще всего услугами репетиторов пользуются студенты и ученики школ. Часть из них хотят закрыть пробелы в определенных знаниях, а другие – более тщательно изучить конкретную сферу. Нередко взрослые люди обращаются к услугам репетиторов, дабы изучить иностранный язык или пройти курсы дополнительного профессионального образования чтобы освоить новую профессию.
Однако одной мысли «я хочу стать репетитором» недостаточно для того, чтобы быть профессионалом в данной области. Давайте рассмотрим, что для этого необходимо.
Во-первых, качественный преподаватель должен обладать немалыми психологическими навыками. При этом репетитор не должен быть лишен креативности . Стоит помнить, что преподаватель является для своего ученика в первую очередь помощником и соратником. В данной статье мы подробно рассмотрим, как стать хорошим репетитором.
Что нужно чтобы стать хорошим репетитором
Немногие понимают, что репетитор – сложная и ответственная профессия. Существует стереотип, что репетиторство – побочная деятельность школьного учителя или преподавателя ВУЗа. В реальности истинные мастера своего дела не являются ни первыми, ни вторыми.
Опыт и наличие высшего образования – главные требования к качественному репетитору. Не будут лишними навыки в сфере педагогики или психологии. Кроме того, практические навыки также являются немаловажными. Стоит понимать, что, чем дольше человек занят в данной сфере, тем опытнее он становится и тем качественнее он выполняет свою работу. Соответственно, его тарифы со временем имеют тенденцию расти.
В большинстве случаев проследить длительность опыта нелегко. Поэтому не будет лишним просить у каждого своего ученика рекомендации. Отзывы являются своего рода подтверждением вашей компетентности в данной сфере.
На самом деле репетиторством может заниматься любой человек, который имеет высшее образование и желание преподавать. Однако стоит понимать, что данный вид деятельности подходит далеко не каждому. Помимо знаний нужно иметь определенные личностные качества, которые свойственны хорошему педагогу. К ним можно отнести следующие:
- Ответственность. Именно это качество позволит вам планировать эффективные уроки и поддерживать учебную дисциплину во время занятий;
- Интерес к предмету преподавания. Хороший репетитор всегда совершенствует и дополняет свои знания, а также улучшает методику преподавания;
- Навык доступного и понятного изложения материала. Несмотря на то, что многие из нас хорошо понимают тот или иной вопрос, объяснить его другому человеку бывает нелегко. Качественный репетитор должен легко справляться с данной задачей.
- Пунктуальность дает возможность вовремя начинать и заканчивать занятие;
- Умение наладить контакт с учеником. Личное обаяние и компетентность в своем предмете – основа для построения доверительных отношений с подопечным;
- Терпеливость и лояльность к ошибкам ученика.
Если вам свойственны вышеперечисленные качества, нужно немедленно начинать искать учеников, а в качестве практики и для набора определенного опыта можно начать с уроков с детьми своих знакомых.
Что нужно знать начинающему репетитору
Как репетитору искать учеников
Сегодня в сети есть ресурсы, на которых можно размещать свою анкету, где указывается город, в котором вы планируете работать, район, куда вам будет удобно ездить на занятия, тарифы, ваше образование, опыт работы и другие полезные данные.
Если вы хотите отстраниться от посредников, можно подумать о размещении объявлений в сети или в прессе. Не будет лишним расклеить объявления недалеко от школ и ВУЗов. Оригинальным и весьма эффективным решением будет создание сайта для проведения занятий по Skype.
Нужна ли лицензия репетитору
Репетиторство являет собой форму индивидуальной педагогической деятельности, которая не подлежит лицензированию. Квалификация подтверждается соответственным дипломом. Важно, чтобы преподаватель мог легко находить контакт со своими учениками. В этом вам помогут навыки в сфере педагогики, психологии, а также опыт работы в учебном заведении.
Нужно понимать, чт
Как стать хорошим репетитором: советы профессионалов
Вместе с онлайн-сервисом Tutor.ru продолжаем цикл статей для репетиторов. В прошлый мы опубликовали пять ошибок, которых надо избегать, а в этот раз сопросили преподавателей, сотрудничающих с этой цифровой платформой, как добиться успеха в своем деле.
Не бойтесь ошибаться, развивайтесь и любите свой предмет
Хороший репетитор по знаниям не уступает школьному учителю, любит свой предмет и разбирается во всех его тонкостях. У него есть конкретный план преподавания, который позволяет сразу заинтересовать ученика. Талантливый репетитор сможет продемонстрировать ребенку не только слабые, но и сильные стороны, чтобы тот поверил в себя, найдет к нему подход. В отличие от школьного учителя у него для этого больше времени и возможностей.
Даже хороший репетитор иногда ошибается. Зато он умеет признавать свои ошибки. Иногда репетитор может взять время, чтобы подумать над определённой задачкой, прорешать ее самостоятельно, отдельно от урока, чтобы не затягивать время. Все знать невозможно, но совершенству нет предела.
Роман Кушляев, репетитор по химии, Мурманская область.
Успех ученика — это и ваша забота
Не упрекайте учеников, а поддерживайте их. Помните, что вы боретесь не только за эффективный результат, но и за увлекательный процесс. Над вами не висит учебный план как у школьного учителя и необходимость привести учеников к общему уровню. Ребенок не обязан все знать, он ведь пришел к вам за помощью, так что не стоит сразу критиковать его. Его успех — это и ваша забота.
Важно найти «своих учеников». Не стоит пытаться на вводном занятии понравиться любой ценой, скорее необходимо понять, почему конкретный ученик пришел именно к вам, и как вы сможете помочь ему справиться с мелкими страхами здесь и сейчас.
Не стоит сравнивать учеников между собой и тем более посвящать одних в проблемы других, сохраняйте анонимность. У репетитора, как и у врача, есть свои профессиональные тайны. Ученики все разные, со всеми будут разные исходные точки, разные результаты, разный темп и скорость. Показывайте детям (и сами замечайте) ту разницу, как они выросли по сравнению с началом занятий. Где как не на ваших занятиях ребенок сможет поверить в себя и вдохновиться?
Наталья Зарубина, репетитор по математике, Курск.
Родители — ваши союзники
Не надо объяснять родителям, как воспитывать собственного ребенка. Но и не позволяйте им диктовать, какую методику использовать. Нужно быть корректным, требовательным в контексте занятий и не забывать включать чувство юмора. В конце концов, родители — ваши союзники: и вы, и они заинтересованы в том, чтобы ребенок достиг успеха.
Анна Степанова, педагог по подготовке к школе, Москва.
Для того, чтобы стать членом профессионалов сообщества репетиторов, зарегистрируйтесь и пройдите предварительное тестирование. Обеспечивать рекламную поддержку вашего профиля будет сама платформа, то есть вам не нужно беспокоиться о том, что его никто не увидит.
Зарегистрируйтесь на Tutor.ru прямо сейчас!
Партнерский материал
Как без репетитора подготовиться к ЕГЭ по истории
История — самый объёмный школьный предмет. Для того чтобы подготовиться к ЕГЭ по этому предмету, нужно приложить немало усилий. И, конечно же, нужно время. Готовясь по двадцать минут в день, получить на экзамене по истории высокий балл не удастся, какую бы методику вы ни выбрали. Я попробую дать вам пошаговую инструкцию по подготовке к ЕГЭ по истории.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Подумайте о своём выборе
Первое, что нужно сделать, это понять: вам оно точно надо? Если вы за два часа не можете запомить пять дат, а любая информация даже после повторения вылетает из головы через несколько часов, то надо серьёзно задуматься, стоит ли. Особенно если вы решили готовиться к экзамену за год до поступления.
Обычно для того чтобы набрать высокий балл на ЕГЭ по истории, необходимо не меньше двух лет самостоятельной подготовки. Можно ли подготовиться за год? Можно, но для этого нужно обладать хорошей памятью, развитыми навыками и умениями. Подготовиться за несколько месяцев к экзамену невозможно. Минимум — год!
2. Найдите время
Вы поняли, что точно будете сдавать экзамен. Определитесь, сколько у вас времени. Если два года — один алгоритм действий, если один год — другой. Я опишу второй вариант, когда у вас есть всего год на подготовку.
3. Купите учебники
Для начала вам понадобится теоретическая база. Я советую взять ваши школьные учебники по истории за предыдущие годы (вы с ними уже знакомы). Разложите стопку на две части: первая — всеобщая история, вторая — история России.
Помимо школьных учебников советую приобрести учебник Орлова, Георгиева, Георгиевой «История России». Эту книгу рекомендуют многие репетиторы, потому что там достаточно кратко и простым языком описаны все основные события. Правда, некоторые темы изложены слишком узко и только с одной точки зрения.
Если вы претендуете на высший балл, то неплохо ознакомиться с вузовским учебником М. Н. Зуева «История России: Учебник для вузов». Он вам поможет при выполнении заданий 24 и 25.
4. Купите таблицы, схемы, атласы
Дальше запасаемся атласами, приобретаем или скачиваем книгу со схемами и таблицами. Информация в них почти одинаковая, только с разным оформлением, поэтому можно взять любую понравившуюся (В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах», О. А. Ильина «История России в схемах и таблицах», Касьянов, Шаповалов, Шаповалова «История России в схемах, таблицах и картах»). Атласы приобретаем по всем историческим периодам.
5. Сохраняйте типовые задания
Далее надо найти сайты с типовыми заданиями по истории и добавить их в закладки, чтобы не потерялись. Именно с сайтами проще всего работать, если вы готовитесь к экзамену самостоятельно. Тесты на печатной основе тоже можно купить, но зачем, если есть бесплатные ресурсы в интернете?
Единственный их минус — они могут зависать, особенно часто это происходит в мае. Поэтому лучше скачивать задания оттуда заранее, тогда проблем не будет. Сайтов очень много, самые популярные: Решу ЕГЭ, Незнайка, Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ. Сложность последнего сайта в том, что там нет ответов, поэтому придётся потратить время, чтобы себя проверить, зато разработчики реальных вариантов ЕГЭ берут задания именно оттуда. Ещё могу порекомендовать сайт Историконлайн. Он не такой популярный, но там тоже немало заданий по истории.
6. Читайте, но пока не учите
После того как вы приобрели всё необходимое и подготовились к началу самостоятельных занятий, нужно сделать следующее: возьмите в руки книгу Орлова «История России» и прочитайте её как художественную литературу за несколько дней. Не учите ничего. Просто прочитайте. У вас сложится чёткое представление о каждой исторической эпохе, а даты, термины, имена, реформы и так далее вы выучите позже.
7. Смотрите кодификатор
После прочтения книги скачайте демоверсию текущего ЕГЭ. Откройте её и распечатайте информацию, которая содержится в кодификаторе. Там будут блоки, которые вам необходимо знать. Каждый блок разделён по темам. Темы по истории России для вас в приоритете, так как отдельных заданий по всеобщей истории всего два. Это не значит, что всеобщую историю не надо учить. Просто упор делаем на историю России. Сначала изучаем её, затем всеобщую историю, но обязательно проводим параллели.
8. Составьте расписание
Дальше определитесь, сколько времени вы готовы тратить на изучение и закрепление материала. Например, у нас 76 тем по истории России и не меньше по всеобщей истории. Вы начали готовиться в первых числах сентября, скажем, с третьего числа. Подумайте, как часто вы будете заниматься подготовкой к экзамену по истории.
Не рекомендую изучать новый материал каждый день. В голове будет каша, отработать каждую тему не получится
Также нужно помнить, что вам нужно качественно подготовиться ещё к трём предметам. Не стоит всё это учить вместе.
Распределите дни, когда вы будете заниматься математикой, русским языком, историей и ещё одним предметом, который будете сдавать. Выявите предмет, который знаете хуже всего и уделяйте ему больше времени. За один день готовьтесь не больше, чем к двум экзаменам. Запомните, к началу мая все темы должны быть изучены.
Май — для повторения. Чтобы потом не было мучительно больно, распределите темы так, чтобы выучить всё к середине апреля, так как вы можете заболеть или по каким-то другим причинам не сможете сесть за подготовку к экзамену. А май у вас в любом случае должен остаться для комфортного повторения материала.
9. Распечатайте Спецификацию из демоверсии
Оттуда вы узнаете, сколько баллов можно получить за каждое выполненное задание, сколько длится экзамен, сколько времени нужно потратить на каждое задание и так далее. То есть вы узнаете структуру и особенности экзамена, что тоже важно.
10. Работайте с темами
Вы уже основательно подготовились к началу изучения первых тем. Начинайте с истории России. Теперь нужно снова открыть учебник Орлова и прочитать первую тему. Затем то же самое нужно сделать со школьными учебниками и книгой Зуева.
Вы прочитаете одну и ту же тему три раза. После этого не надо ничего зубрить. Возьмите листок или откройте Word на компьютере и сделайте карточки с датами, терминами и именами. Вырежьте карточки.
Оформление:
- с одной стороны дата, с другой событие;
- с одной стороны название термина, с другой расшифровка;
- с одной стороны историческая личность, с другой — кто это такой.
Разложите карточки в три коробочки. С каждой темой их будет становиться всё больше и больше. Каждый день выделяйте хотя бы по 10-20 минут, чтобы повторять информацию из карточек. Далее сделайте плакат, где будут описаны главные события, изложенные в теме. Здесь вам поможет книга со схемами и таблицами. Можно вырвать или отксерокопировать лист с таблицей или схемой оттуда, можно сделать самому, пользуясь текстом учебника. Эти листы-плакаты развешивайте в квартире: на холодильнике, шкафах, перед вашим рабочим столом и так далее.
Эта информация будет постоянно мелькать у вас перед глазами. Усвоить материал станет проще. Обязательно работайте с картой. Здесь вам в помощь атлас и контурные карты (их нужно заполнять самостоятельно, чтобы набить руку).
Изучая культуру, обращайте внимание на иллюстрации, запоминайте, как выглядят храмы, памятники, картины и так далее
Работайте с текстами в учебниках. После выполненной работы вы будете знать основу, изложенную в тексте, останется только постоянно её повторять.
11. Закрепляйте материал
Лучше это делать на следующий день, при этом сначала стоит повторить то, что уже изучено. Выберите сайт с заданиями по истории, который вам нравится, и решайте эти задания, проверяя себя. Так делайте с каждой темой.
Постепенно у вас накопится большая стопка с терминами, датами, именами. Весь дом будет увешан листовками с краткими историческими событиями в виде схем и таблиц. Листовки периодически придётся менять (места в квартире на все листовки всё равно не хватит). Таблица или схема с представителями правящих династий должна быть перед глазами постоянно. Повторять придётся не только предыдущую тему, а абсолютно весь изученный материал, иначе толку не будет.
12. Пишите сочинения
Когда изучите первый блок по истории, попробуйте написать историческое сочинение. Делайте это после каждого изученного блока. Когда будете подходить к XX веку, чаще пишите сочинения из первых исторических периодов, так вы дополнительно будете закреплять материал.
13. Почитайте об особенностях заданий
Про особенности каждого задания в экзамене писать не буду. Это отдельная тема для статьи, причём не одной. Да и в интернете можно найти подробные инструкции, как выполнять отдельно взятое задание, какие есть особенности, подвохи и уловки. Например, наберите: «ЕГЭ по истории задание 24 как выполнять». Вы найдёте много хороших статей. Дублировать я их не буду.
14. Помните о дедлайне
К маю вы должны знать весь теоретический материал. Повторяйте его каждые два-три дня и решайте задания на Решу ЕГЭ или других сайтах.
15. Следите за временем
Вы сможете самостоятельно подготовиться к экзамену, только если обладаете самоорганизацией. Ставьте себе памятку на телефоне на определённый день и определённое время. Как только телефон зазвонит, вы должны сразу начинать подготовку к экзамену.
Если не можете сами себя контролировать, попросите родителей, бабушек, дедушек и так далее. Пусть они вам напоминают о занятиях. Самоорганизация — самое важное в подготовке к экзамену. Именно из-за её отсутствия большинство старшеклассников не могут самостоятельно подготовиться к ЕГЭ и идут к репетиторам.
Удачи в сдаче экзамена! У вас всё получится!
Важные советы начинающим репетиторам для успешной работы
Если Вы решили стать репетитором, то должны сразу понять самое главное: чтобы достичь успеха на этом пути, нужно не только обладать хорошими знаниями, но и уметь объяснять учебный материал. Только в этом случае можно рассчитывать, что Ваш труд будет востребован и хорошо оплачен.
Квалифицированный репетитор, желающий продавать свои знания, должен:
- хорошо ориентироваться в различных системах обучения;
- знать научно-обоснованные критерии, по которым производится оценка знаний учеников;
- уметь налаживать отношения с каждым обучаемым, стремясь к тому, чтобы достигалась максимальная эффективность обучения.
Таким образом, учитывая определенную сложность данного вида педагогической деятельности, не каждому, обладающему достаточно большими знаниями по каким-либо школьным предметам, может оказаться под силу репетиторство, как профессия (работа, хотя и хороша оплачиваемая, но и требующая затрат сил в соответствии с ценой).
Отвечая на вопрос о том, какими психологическими качествами должен обладать успешный репетитор, можно с уверенностью сказать:
- ответственностью;
- пунктуальностью;
- грамотной четкой речью;
- терпением.
Итак, попробуем сформулировать рекомендации для начинающих репетиторов в форме нескольких советов, изложенных ниже.
Совет №1
Необходимо четко определить область, в которой Вы собираетесь осуществлять свою репетиторскую деятельность.
Например, если Вы собираетесь заняться преподаванием математических дисциплин, то нужно рассмотреть варианты, не только связанные с проведением занятий по алгебре и геометрии, но, может быть, и по математическому анализу или другим предметам высшей математики, изучаемым уже в ВУЗах. Ведь чем шире будет область, в которой Вы сможете осуществлять репетиторскую деятельность, тем больше Вы будете пользоваться спросом и авторитетом как математик.
А если Вы хотите быть репетитором по географии, то учтите, что если Ваши ученики — это студенты ВУЗов, то может оказаться, что в одних учебных заведениях им преподают «физическую географию», а в других — «социальную география», и дисциплины мало похожи.
Очень важно определить для себя, какой возраст учеников является для Вас наиболее подходящим. Например, собираетесь ли Вы заниматься подготовкой школьников старших классов или только начальных классов, или и старшеклассников и студентов первых курсов?
После выбора предмета и группы обучаемых, необходимо еще раз проанализировать, обладаете ли Вы необходимым объемом знаний и умением работать именно с данной возрастной категорией учащихся?
Ведь обучение детей начальных классов требует часто не столько глубокого знания предмета, сколько умения понимать ребенка и находить к нему подход.
Любой преподаватель (и репетитор, в том числе), работая с детьми, должен уметь заинтересовать их, разобраться в проблемах (очень часто психологических), мешающих эффективности обучения.
Вы должны решить, сможете ли Вы быть не только педагогом, носителем определенных знаний, но и воспитателем? А такая работа является более сложной, и поэтому ее нельзя рекомендовать начинающим репетиторам.
Совет №2
Определите специфику предоставляемых Вами услуг. Вы можете заниматься:
- помощью по освоению школьной программы;
- быстрым устранением отставания по предмету;
- подготовкой к контрольной работе;
- подготовкой к сдаче экзаменов ЕГЭ/ГИА;
- подготовкой к поступлению в ВУЗ;
- помощью при выполнении домашних заданий;
- целенаправленным улучшением успеваемости;
- помощью студентам при подготовке к зачетам и экзаменам;
- занятиями по изучению дополнительного (внешкольного) материала, например, при подготовке ученика к олимпиадам;
- развитием интереса у ученика к изучению какой-нибудь школьной дисциплины.
Этот список можно и продолжить, но ограничимся перечисленными основными направлениями репетиторской работы.
Рассмотрим более подробно специфику первых пяти пунктов приведенного перечня:
Пункт «А».
Что касается помощи при изучении школьной программы, то она будет эффективной, если занятия будут проводиться от одного до трех раз в неделю (не реже) и в течение месяца или более длительный промежуток времени. Репетитором осуществляется «сопровождение» ученика в процессе обучения в школе: он разъясняет ему непонятное и контролирует его успеваемость.
Такой вид репетиторской деятельности возможен в том случае, если у преподавателя достаточно времени, и он уверен, что оно у него будет не только сегодня, но и в последующие месяцы.
Репетиторы-студенты же должны учитывать, что у них самих существует сессия, которая может потребовать времени и полного сосредоточения, а значит, проведение регулярных встреч с учениками может стать проблематичным.
Пункт «Б».
Помощь по быстрому устранению отставания в изучении предметов. Обычно потребность в оказании такого вида услуги возникает в том случае, если ребенок некоторое время болел и пропустил уроки, на которых рассматривались конкретные вопросы, связанные с данной учебной дисциплиной.
Но нередка и ситуация, когда отставание нарастало плавно, и изучение предмета было, как говорят, «запущено». Этот случай требует проведения занятий от трех до семи раз в течение недели. Такой интенсивный режим работы позволяет, конечно, преподавателю больше заработать за небольшой отрезок времени, но в то же время потребует от него большей отдачи и большего напряжения, да и время в этом случае репетитору нужно будет очень тщательно планировать. Кроме того, необходимо быть уверенным в своей способности быстро объяснять и уметь выдерживать большие психические нагрузки.
Пункт «В».
Если задачей репетитора является осуществление подготовки к контрольной работе, то число занятий — ограниченное (как правило, от одного до пяти). Занятия проводятся часто, но в течение небольшого промежутка времени. При этом оплата нередко производится после того, как становятся известны результаты контрольной работы. Поэтому репетитору нужно обязательно узнать, по каким критериям будет осуществляться оценка работ.
Пункт «Г».
Помощь при подготовке к сдаче экзаменов ЕГЭ/ГИА. Репетитору в этом случае необходимо изучить варианты экзаменационных вопросов, критерии оценки и типичные ошибки школьников при сдаче данных экзаменов.
Пункт «Д».
Заниматься подготовкой к поступлению в ВУЗ могут наиболее успешно те, кто уже прошел обучение в высшем учебном заведении именно по той специальности, которая интересует клиента, для остальных же такая работы является менее подходящей. Прежде чем браться за работу, репетитору необходимо ознакомится со списками билетов, которые были предложены в данном ВУЗе абитуриентам в течение последних нескольких лет.
© www.profi-teacher.ru. При полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Предыдущая
Записаться на пробный урок
9 мифов о репетиторах и репетиторстве
Очень многие школьники пользуются помощью репетиторов. Но и среди детей, и среди родителей бытуют разные мифы на этот счет. Мы поговорили о них с кандидатом педагогических наук Антоном Владимировичем Буслаевым — школьным учителем и доцентом математического факультета Московского педагогического государственного университета.Миф 1: Репетиторство вообще не нужно, школа обязана как следует научить любого ученика. Вместо того чтобы тратить деньги на репетиторов, родителям следует призвать к порядку школьных учителей.
Такое явление, как репетиторство, возникло не сегодня и не вчера, и причины его появления очень серьезные, они коренятся в самой сути массового среднего образования. То, что обычная школа способна качественно научить любого ученика любому предмету, — это не более чем идеологический штамп. А реальность совсем иная. Всегда — и в наши дни, и в советское время, и до революции — были неуспевающие школьники. И не только потому, что учителя плохие или дети глупые. Учитель может быть замечательным, ребенок может быть умным, а все равно он по какому-то предмету не успевает.
«Не успевает» часто надо понимать буквально: он не успевает за время урока усвоить объяснение учителя, не успевает написать контрольную работу и так далее. Почему? Может, он стесняется на уроке спросить учителя, может, он болел, когда проходили новый материал, может, у него нет контакта именно с этим учителем, может, у него нет достаточной мотивации вникать в этот предмет — интересы лежат в другой плоскости, а экзамены еще нескоро (если мы говорим про младшие и средние классы), может, он раньше учился в другой школе, где требования были гораздо мягче, или сменился учитель и учебник… словом, обстоятельств может быть миллион. Но вот ребенок раз не понял, два не решил, три постеснялся спросить — и пробелы в знаниях растут, накапливаются. В какой-то момент родителям становится ясно: ситуация катастрофическая, надо что-то делать!
А что тут можно сделать? Пойти к учителю и потребовать, чтобы тот больше внимания уделял их ребенку? Думаю, все понимают, насколько эффективной окажется такая конфронтация. Отправлять ребенка на дополнительные занятия по этому предмету, здесь же, в школе, после уроков? Да, такие занятия существуют, они для детей бесплатны, но на практике они нередко оказываются копией школьных уроков, и тогда особого толка от них нет. И уж тем более они не помогут, если проблема не только с пониманием текущего материала, но и со всем тем, что проходили раньше.
И вот тогда родители, наконец, понимают, что все-таки с ребенком надо заниматься индивидуально.
Это я описал случай, когда школьник отстает, получает плохие отметки. Но бывает и более неприятная ситуация — когда формально-то ребенок учится хорошо, у него четверки и пятерки, но в какой-то момент (обычно перед государственными экзаменами в 9 или в 11 классе) выясняется, что пятерки липовые, что реальных знаний у ребенка нет. Почему эта ситуация более неприятная? Потому что время уже упущено. Лучше бы нахватать двоек в шестом классе и вовремя заняться решением проблемы, чем к концу девятого обнаружить, что четверки-пятерки есть, а знаний и навыков нет. И чем в таком случае поможет школа? Переводить ребенка в другую, где этот предмет преподается лучше? Но для школьника это огромный стресс — новые дети, новые учителя, и не факт, что в итоге будет польза.
Наконец, третий случай, когда массовая школа особо помочь не может, — если у ребенка есть явные способности к предмету, явный интерес, он ту же, к примеру, математику знает лучше своих одноклассников, он хочет поступать в профильный вуз, допустим, в МФТИ или в МГУ. И ему для этого потребуются такие знания, которые обычная школа на уроках не даст, да и не обязана давать. Ни в каких нормативных документах, между прочим, не сказано, что целью обучения в массовой школе является подготовка к поступлению в вуз.
Миф 2: родители или другие родственники сами способны позаниматься с ребенком, ликвидировать пробелы в его знаниях.
В каких-то случаях это действительно возможно. Но чаще всего — нет. Во-первых, родители, как правило, люди работающие. Когда заниматься? В десятом часу вечера, когда и у них, и у ребенка тяжесть в голове? Даже если они сумеют себя заставить (и не один раз, а постоянно), толку от занятий в состоянии усталости не будет никакого.
Во-вторых, родители даже если и разбираются в проблемном предмете (английский язык, математика, русский), то не знают, как надо все это объяснять ребенку. Иными словами, репетиторы-дилетанты не знают основ методики. Это только кажется, что методика не нужна, что это заумь какая-то, что на самом деле все просто. Будь оно действительно так просто, не думали бы над этим сотни светлых умов на протяжении столетий, не нужны были бы вообще педагогические вузы, любой предмет мог бы преподавать кто угодно.
Что же получается, когда родитель садится с ребенком и, не зная методики, не зная последовательности школьной программы, начинает объяснять, как решать такие задачки? А получается, что метод решения может быть ребенку еще непонятен, они еще этого не проходили. Да, можно надрессировать решать именно такие задачки этим методом, но уже чуточку другие задачки окажутся ребенку не по силам. Родитель не знает, что тот метод, которым в этом классе положено эти задачи решать, нужен как основа для усвоения последующего материала, и что если прыгать сразу через несколько ступеней, у ребенка образуются лакуны в знаниях. В итоге это может не только не улучшить, но даже и ухудшить его текущую успеваемость, а главное — создать проблемы, которые вскроются гораздо позже, уже на этапе подготовки к сдаче экзамена (в частности, ЕГЭ).
В-третьих, многим детям некомфортно заниматься с родителями и близкими родственниками. Они стесняются показаться тупыми в их глазах, боятся их разочаровать — и поэтому не переспрашивают, притворяются, будто поняли. А бывает и так, что дети не воспринимают родственника, с которым их вынуждают заниматься, как авторитета, как человека, имеющего право требовать выполнения заданий, имеющего права покушаться на их свободное время. В то же время с посторонним человеком (репетитором) таких сложностей у них нет. Я не говорю уже о том, что далеко не всегда сами родители являются образцом такта и выдержки. Видя, что ребенок «тупит», они начинают раздражаться, кричать… а как результат, у ребенка возникает стойкое отвращение к таким занятиям.
Миф 3: подходящего репетитора найти очень легко, достаточно лишь посмотреть на его резюме и статистику поступлений в вузы его учеников.
На самом деле найти подходящего репетитора именно в вашем случае, для вашего ребенка, может оказаться очень непросто. Ведь помимо знаний и опыта, необходим еще психологический контакт именно этого репетитора с именно этим ребенком — а тут могут возникнуть неприятные неожиданности.
Обычно репетитора ищут двумя способами — либо посредством «сарафанного радио» (то есть по рекомендациям знакомых), либо в Интернете, где у репетитора может быть свой сайт, может быть канал на YouTube с фрагментами занятий. Скорее всего, информация, которую вы можете там найти, достоверная. Шарлатаны случаются, но не так часто, чтобы говорить об этом как об ужасной опасности. Однако даже если этот репетитор — доктор наук, если вам безумно нравятся видео с его занятиями, если вас обнадеживает статистика поступлений его учеников, все равно может оказаться, что именно вашему ребенку он не подходит. Может, ребенка оттолкнет его внешность, может, его манера говорить, может, формат проведения занятий.
Кстати, насчет формата: бывают занятия индивидуальные, один на один с репетитором, а бывают групповые, когда репетитор занимается одновременно с несколькими детьми. Иногда бывает полезнее так, иногда — этак. Например, если это занятия иностранным языком, то небольшая группа может оказаться лучше, чем индивидуально с преподавателем, потому что друг с другом детям разговаривать психологически проще, чем со взрослым. А может быть и наоборот. И бывает так, что ребенку нравится преподаватель, но не нравится группа. А теперь бывают и занятия дистанционные, когда преподаватель в Интернете ведет онлайн-трансляцию своей лекции. И у этой формы занятий есть масса своих особенностей, которым можно посвятить отдельную статью.
Далее, ища репетитора, надо понимать, для чего вы это делаете. Если ваша цель — подтянуть шестиклассника по русскому языку, то вряд ли разумно обращаться к «светилу», университетскому профессору, который готовит старшеклассников к поступлению на филфаки ведущих вузов. Его методика работы не рассчитана на младших подростков. Это все равно что на танке в булочную ездить. «Самый лучший» репетитор вовсе не обязательно окажется самым лучшим именно для вас.
Миф 4: как только вы наймете ребенку репетитора, тут же улучшится текущая успеваемость по этому предмету.
Сразу — не улучшится. Нормальный репетитор начинает с того, что выявляет проблемные места ученика, разбирается с тем, что было запущено в предыдущих классах, и строит занятия так, чтобы дать ребенку системные знания. Это означает, что материалом, который прямо сейчас проходят в их классе, он совсем необязательно будет заниматься с ребенком прямо сейчас. Например, не станет объяснять восьмикласснику, как решать квадратные уравнения, если сначала надо научиться считать и начать с таблицы умножения и действий с дробями. Текущая успеваемость со временем тоже улучшится, но именно что со временем.
Тут полная аналогия с приемом какого-нибудь лекарственного препарата: курс лечения рассчитан на несколько месяцев, не стоит ждать чудесного исцеления после первых же проглоченных таблеток. Так и занятия с репетитором обычно длятся месяцы, а то и годы. Исключение — форс-мажорные обстоятельства, когда, например, в 11 классе в мае родители спохватились — и нанимают ребеночку репетитора, чтобы перед ЕГЭ успеть сделать хоть что-то. Но каким бы замечательным ни был репетитор, он все равно не гарантирует чуда.
Миф 5: самое главное — это нанять ребенку хорошего репетитора. После этого родители могут расслабиться.
На занятии репетитор всегда дает ученику домашнее задание, которое нужно выполнить к их следующей встрече. Без выполнения этих заданий толку от очных занятий нет. А кто проверит, делает ли ребенок эти задания? Да, бывают очень сознательные, очень мотивированные дети, которые сами все держат под контролем. Но чаще контролировать это приходится родителям.
Надо с самого начала, еще только задумываясь о поиске репетитора, понимать: придется ведь не только ездить к репетитору раз или два в неделю, но и делать домашние задания. Чтобы их делать, нужно выделить необходимое время. А поскольку времени всегда не хватает, значит, чем-то надо будет пожертвовать: может, какими-то другими занятиями, может, кружками и секциями, может, к самому минимуму свести прогулки, общение с друзьями, и так далее.
Ответьте себе на два вопроса: во-первых, есть ли в распорядке дня ребенка такой временной ресурс, а во-вторых, если есть, то способны ли вы проконтролировать, действительно ли он выполнял задание репетитора, а не играл, допустим, на компьютере? Если нет, если ничем не можете пожертвовать, если не можете проконтролировать работу ребенка, то, может, лучше и не нанимать репетитора? Может, это просто не ваш случай?
Большинство репетиторов, видя, что ученик систематически не выполняет домашние задания, просто отказываются с ним в дальнейшем работать. И тогда вы просто потратите время, деньги и нервы, а пользы от таких занятий не получите.
Кстати, о деньгах: это тоже распространенный родительский стереотип, будто мотивация репетитора исключительно меркантильная. На самом деле, если это не шарлатан, а крепкий профессионал, он работает не только за деньги. Он любит эту работу, он получает от нее моральное удовлетворение, ощущает свою востребованность. Но если эти занятия нужны только родителям, а у ребенка мотивация нулевая, то зачем их продолжать?
Миф 6: ребенку надо нанимать репетиторов практически по всем школьным предметам — если, конечно, финансы позволяют. Мол, кашу маслом не испортишь.
На самом деле это огромная ошибка. Ребенок может просто не выдержать такой чудовищной нагрузки — и школьные занятия, и множество занятий с репетиторами — со всеми вытекающими последствиями. Как вариант защитной реакции, ребенок начнет наплевательски относиться к школьным урокам и домашним заданиям, что, естественно, приведет к еще большим сложностям в школе. А может, и к проблемам со здоровьем. Надо трезво оценивать силы ребенка, не лишать его детства. Все-таки учеба должна приносить ему удовольствие и радость познания, а не становиться тяжкой повинностью.
Иногда, к сожалению, бывает и так, что стремление нанять репетитора свидетельствует лишь о родительском тщеславии: я замечательная мама (или папа), я ничего не пожалею ради своей кровиночки! Либо причина — в стремлении любой ценой дать ребенку высшее образование: оно мыслится незыблемой ценностью, а его отсутствие — катастрофой. А поступление в вуз без репетиторов таким родителям кажется невозможным.
Поэтому если уж вы решили искать репетитора, то только по тем предметам, которые для ребенка реально значимы и с которыми самостоятельно он никак не справится.
Миф 7: если нанимать ребенку репетитора по какому-то предмету, это может вызвать недовольство его школьного учителя.
На самом деле это не совсем миф — часто такое действительно бывает. И это не лучшим образом говорит об учителе. Я знаю случаи, когда учитель возмущался, что ребенку наняли репетитора, потому что сам хотел заниматься с ним за деньги, а тут, выходит, ущемили его финансовые интересы. Насколько вообще этично заниматься частным образом с учеником, которого ты учишь на уроках в школе — это вопрос, на который однозначного ответа нет. Но уж возмущаться, что он достался «конкуренту» — безусловно недопустимо. Однако такое бывает.
Другая причина недовольства учителя — если, с его точки зрения, репетитор учит неправильно. Например, дает материал, опережающий школьную программу, а ученик тут же начинает хвастаться перед одноклассниками (а то и перед учителем) своей «продвинутостью». Или репетитор дает форму записи, отличающуюся от той, что требует учитель. Или, если это иностранный язык, претензии могут быть к произношению (и кто тут более прав, учитель или репетитор, не всегда возможно понять). Но особенно вероятны такие коллизии в случае литературы и истории. Все-таки в этих науках достаточно велик момент субъективности: при обучении даются не только голые факты, но и их оценки, и связи между ними. А тут уже сильно влияет мировоззрение.
Но все-таки вероятность такого не слишком велика. Большинство учителей, если даже и узнают, что их «трудный» ученик занимается с репетитором, будут только рады, когда у него улучшится успеваемость. Ведь отстающий не только сам отстает, но и в какой-то мере тормозит остальных детей. Кроме того, нормальный репетитор прекрасно знает не только свой предмет и не только как ему научить, но и как обучают этому в школе. Он постарается избежать каких-то серьезных расхождений, либо предупредит ученика, что в школе надо записывать решение задачи так, как там требуют.
Миф 8: репетитор обязан решить все педагогические и психологические проблемы ребенка.
Нанимая репетитора, родители зачастую хотят, чтобы тот не только научил их ребенка своему предмету, но и воспитал в нем усидчивость и трудолюбие, привил ему навыки самоорганизации, и так далее.
Безусловно, методика построения занятий и отношение репетитора к своей работе будет организующим и дисциплинирующим фактором. Но требовать от репетитора отдельным пунктом воспитание ученика вряд ли логично.
Кстати, еще не факт, что любой репетитор справится с обучением своему предмету ученика с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья): чтобы с ним заниматься, нужно владеть специальными методиками.
На самом деле репетитор зачастую не в состоянии (или не хочет) заниматься воспитанием ученика, потому что общается с ним, допустим, полтора часа в неделю и намерен все это время тратить исключительно на занятия по предмету. Особенно это касается занятий со старшеклассниками: близок «час Х» (экзамен), велик объем материала, и мотивированность ученика предполагается по умолчанию.
Заниматься воспитанием репетитору попросту некогда. Если ребенок постоянно отвлекается, если не умеет внятно выразить свою мысль, если не совсем понимает смысл прочитанного текста (хотя бы даже условие текстовой задачи) — то это недоработки родителей, воспитателей детского сада и учителей начальной школы. Частичная компенсация этого может происходить в результате занятий с репетитором, но вряд ли станет для него главной задачей. К репетитору в первую очередь идут за знаниями.
Миф 9: без репетиторов хорошо сдать ЕГЭ абсолютно невозможно.
Разумеется, это не так. Мы говорили о случаях, когда репетитор нужен. Но зачастую без него можно обойтись, если школьник стабильно хорошо учится в школе, имеющей давнюю и заслуженную репутацию.
У учеников таких школ уже есть крепкая база, они с удовольствием сами (или с помощью школьного учителя) находят и изучают дополнительную литературу по наиболее важным для них предметам. А также пользуются материалами, размещенными на специализированных сайтах в Интернете и так далее.
alexlarin.net и форум к нему alexlarin.com;
sdamgia.ru – образовательный портал для подготовки к экзаменам
etudes.ru – интересный сайт, не только для абитуриентов.
Иначе говоря, школьник, умеющий и желающий учиться, поставивший перед собой четкую цель, вполне может обойтись и без репетиторов.
Другое дело, что так бывает далеко не всегда.
Читайте также:
Что нужно знать про альтернативное образование в школе
Мне 17 и я
Подготовиться к ЕГЭ за год: советы репетиторов
Опытные преподаватели каждый год оказываются в ситуации, когда в сентябре к ним приходят перепуганные старшеклассники с одной просьбой — подготовить к ЕГЭ за год. Точнее, за девять месяцев. «Мел» и Profi.ru поговорили с профессиональными репетиторами и выяснили, реально ли подготовиться к главному экзамену в сжатые сроки и как вообще это сделать.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Русский язык
Екатерина Фетисова, репетитор:
В экзамене по русскому языку каждое задание посвящено определённой теме, по ним удобно планировать подготовку к ЕГЭ. Большинство учеников, с которыми я занимаюсь, приходят в начале одиннадцатого класса, и мы с ними готовимся 9 месяцев.
Иногда девятиклассники, которые пришли подтянуть знания к ОГЭ, хотят начать подготовку к ЕГЭ уже в следующем году, но я им отвечаю, что в 10-м классе можно отдохнуть. Исключение — совсем слабые ребята, у которых оценка близка к двойке. Им стоит позаниматься два года, потому что зачастую у них есть пробелы в знаниях чуть ли не с начальной школы. А так — за год, с некоторыми даже за полгода можно выйти на очень хороший уровень.
Тут больше зависит от начального уровня ученика и его характера, целеустремлённости, готовности изучать материал. Кто-то быстро схватывает, усердно выполняет все домашние задания, работает чуть ли не за двоих, просто потому что есть цель поступить на бюджет. Другой будет искать причины и отговорки, лишь бы себя не перегрузить. Отдельная история — это ребята, убеждённые в своих «прекрасных» знаниях, или любители откладывать всё на потом, на завтра, на когда-нибудь в следующей жизни, «ведь ещё же есть время».
Математика
Сергей Харламов, репетитор:
Подготовиться можно и за год, и за полгода даже с нуля. Главное — мотивация и грамотный план подготовки. Первым делом надо понять, насколько всё плохо, — какие задания кажутся самыми сложными, какие задачи решить вообще не получается.
Математика — точная наука, здесь нельзя знать что-то «примерно» или понимать интуитивно
Например, не получится решить уравнение с квадратными корнями, не зная их свойств. А чтобы разобраться во всех темах, важно не бояться делать ошибки.
Часто школьники обращаются к репетиторам именно потому, что не поспевают за школьной программой. Учителей сложно в чём-то обвинять, они должны следовать чётко прописанным планам уроков, и на индивидуальную работу с каждым учеником у них просто нет времени. В результате дети стесняются задавать вопросы, начинают списывать и скрывать от учителя свои ошибки. Очень зря, ведь ошибки из простых задач быстро кочуют в более сложные и замедляют всё обучение.
Мои ученики занимаются довольно интенсивно: минимум трижды в неделю по два часа. Во время занятий мы разбираем новый материал, отрабатываем ключевые навыки, а дома ребята самостоятельно закрепляют пройденное. Важно, чтобы они не переживали и не боялись математики, в ней нет ничего страшного. Как раз для этого и нужен репетитор — подробно объяснять самые сложные темы и поддерживать выпускника.
Обществознание
Мария Хазова, репетитор по обществознанию и истории:
Материал предмета делится на пять блоков: экономика, политология, право, социология и философия. Часто случается, что ученики хорошо разбираются в одном из блоков, но совсем не ориентируются в других. И пока они учатся по программе, есть риск забыть пройденный в начале года материал. Так происходит с любым предметом, но в обществознании речь идёт о принципиально разных темах.
Я считаю: если как следует постараться — всё возможно. В подготовке к ЕГЭ нет никаких секретов, просто надо выучить всё то, что есть в кодификаторе. В каждом блоке есть 13–20 тем, по каждой из них есть ключевые определения и понятия, которые надо знать и помнить. Для этого надо самостоятельно или с преподавателем составить план подготовки, чтобы успеть освоить весь материал.
Важно читать новости и аналитические статьи в СМИ, чтобы на актуальных примерах видеть и понимать, как работает общество и социальные институты, о которых написано в учебниках. Кроме того, в некоторых заданиях надо привести примеры из жизни, и здесь начитанность может сыграть вам на руку.
Сейчас составители ЕГЭ стремятся к тому, чтобы дети не просто знали основы экономики, социологии и права по отдельности, но и видели между ними взаимосвязи
Например, есть тема «Правовые основы бизнеса в Российской Федерации» — вот тебе и экономика, и право. С такими сложными темами легче работать школьникам, которые сдают не только обществознание, но и историю, поскольку они лучше умеют видеть причинно-следственные связи.
История
Мария Хазова, репетитор по обществознанию и истории:
Сразу скажу, что подготовиться за год к истории намного сложнее, чем к обществознанию: его вполне можно на 90–100 баллов написать, даже если человек до этого предметом не интересовался. С историей так не получится. Максимум — 80 баллов, потому что надо выучить огромное количество точной информации вроде дат и имён. В этом экзамене нельзя дать приблизительно правильное определение или сказать, что Александр II жил примерно в XVIII–XIX веке. История — наука точная, где не может быть трёх видов нуклеарной семьи или коммунизма. Зато есть с десяток Русско-турецких войн, и всё нужно запомнить.
Чтобы успешно сдать ЕГЭ по истории, выпускник должен знать множество дат: от Рюрика до Путина. Необходимо видеть и понимать, как события связаны друг с другом, с происходящим в других странах. Правда, есть одна проблема: в учебниках изложена официальная точка зрения — мнение автора, которого надо придерживаться. Поэтому детям, которые интересуются историей с детства, знакомы с альтернативными точками зрения и мыслят чуть шире, чем того требует ЕГЭ, бывает сложно принять эти правила игры.
Физика
Сергей Зарифян, репетитор:
Математика, физика, химия — науки системные. Они не прощают пренебрежительного отношения к себе как к системе знаний. Нельзя, не зная формул сокращённого умножения или теорему Пифагора, понять, как решать квадратные уравнения, а уж к тригонометрии и близко не подойти без этих основополагающих знаний. Не зная законов Ньютона, невозможно понять ни суть газовых законов, ни электричества. При подготовке к ЕГЭ по физике в первую очередь надо понять суть природных явлений, разобраться, как работают различные технические устройства, а не бездумно зубрить формулы.
И за год, и за полгода подготовиться вполне реально. Правда, каких трудов это будет стоить, сказать сложно
Есть дети, неплохо разбирающиеся в технике, но им недостаёт академических знаний. Таким проще учиться, потому что они прекрасно понимают, о чём идет речь. Если ученик понятия не имеет, на какой высоте и с какой скоростью летает самолёт, какова мощность среднего автомобиля и сколько платит его семья за электроэнергию, — с такими труднее.
Самое главное — понимать, зачем человек учит предмет и сдаёт ЕГЭ. Если есть искренний интерес и желание сделать инженерную специальность делом своей жизни, всё получится. Если время позволяет, я советую параллельно читать научно-популярные книги о предмете. Это необходимо, чтобы ученик понял: физика — это не набор формул и непонятных определений, а описание реальных процессов, с которыми мы встречаемся каждый день.
Чек-лист: как начать подготовку к ЕГЭ
- Начинайте поиски репетитора как можно раньше. Сейчас — самое время. Спрос на репетиторов с каждым месяцем всё больше, так что не стоит затягивать с принятием решения. На Profi.ru можно найти проверенного репетитора и выбрать по цене, опыту и отзывам реальных клиентов.
- Родителям стоит предварительно поговорить с репетитором, попросить подтвердить знания дипломом из университета, послушать, как человек говорит. Сразу попросите назвать пособие, по которому будет идти подготовка, — если преподаватель начинает задумываться, скорее всего, он не очень разбирается в предмете.
- Подробные конспекты — это замечательно, но стоит завести отдельную тетрадь по каждому предмету для цифр, определений и важных фактов, чтобы их можно было быстро повторить перед экзаменом.
- Ещё до начала занятий с преподавателем изучите сайт ФИПИ, найдите демоверсии экзаменов, которые будете сдавать, и прорешайте несколько вариантов: это поможет сразу выявить ваши слабые и сильные стороны. Самое главное в подготовке — чтобы репетитор выстроил курс, который отвечает именно вашим задачам.
- Готовиться к экзаменам, как и к спортивным соревнованиям, нужно регулярно. Помимо занятий с репетитором или на курсах, стоит самостоятельно ежедневно заниматься около 30–60 минут каждым предметом.
- Решать пробники и экзаменационные задания очень важно, но главная задача ученика — понять предмет, увидеть закономерности и осознать изученный материал. ЕГЭ пройдёт, а знания останутся.
- Отдыхайте — это важно. Мозгу нужен отдых, чтобы усвоить информацию, иначе всё забудется.
Посмотреть репетиторов на PROFI.RU