Профессии будущего сайт – 25 профессий будущего, к которым готовит НИУ ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Примеры использования атласа | Атлас новых профессий

Видеокурс по применению Атласа новых профессий

Видеокурс «Атлас новых профессий как инструмент мышления о будущем» состоит из 7 лекций, раскрывающих как логику, стоящую за Атласом, его содержание, а также описание отдельных практик применения Атласа новых профессий в профориентационной практике.

Лекция 1. История проекта и устройство книги

Лекция 2. Работа будущего — какой она будет?

Лекция 3. Надпрофессиональные навыки

Лекция 4. Профессии-пенсионеры

Лекция 5. Использование Атласа новых профессий в профориентационной практике

Лекция 6. Алгоритм использования Атласа при выборе профессии

Лекция 7. Примеры использования Атласа новых профессий в профориентационной практике

15 профессий будущего, которым можно обучиться онлайн

15 профессий будущего, которым можно обучиться онлайн 15 профессий будущего, которым можно обучиться онлайн

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,

что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы решили помечтать о том, каким будет наш мир лет через 15–20, и какие профессии будут востребованы. Хочется, чтобы благодаря новым специалистам дороги стали лучше, трава зеленее, а геном человека здоровее.

Для тех, кто не знает, куда посоветовать ребенку пойти учиться, или сам мечтает освоить перспективную специальность, AdMe.ru нашел онлайн-курсы, которые помогут в освоении базовых знаний и навыков для профессий будущего.

Генетик-программист

Инженер робототехники

  • Чем занимается: проектирует и конструирует роботов и киберустройства для различных сфер деятельности.
  • Где учиться: если роботы то и дело снятся, а руки чешутся, то стоит познакомиться с курсами Стэнфордского университета.

Проектировщик «умных» городов

  • Чем занимается: проектирует новые экологически чистые города с «умным» дорожным покрытием. Также он создает программные и технологические решения, позволяющие домам, офисам и другим объектам реагировать на запросы жителей или их поведение.

  • Где учиться: Британский открытый университет предлагает познакомиться с «умными» городами онлайн.

Специалист по интеллектуальной собственности

  • Чем занимается: определяет коммерческий потенциал идей, изобретений, их стоимость и уникальность.
  • Где учиться: разобраться во всем этом помогут онлайн-курсы Британской библиотеки.

Краудфандер

  • Чем занимается: организовывает финансирование при помощи краудфандинговых платформ.
  • Где учиться: Кристина Паконен (Kristiina Pääkkönen), консультант и тренер по коммуникациям, создала короткий и бесплатный онлайн-курс для тех, кто хочет узнать, что такое краудфандинг и как это работает.

Молекулярный диетолог

Нанотехнолог

  • Чем занимается: разрабатывает микросхемы, проектирует нанороботов, а также другие устройства на атомном уровне.
  • Где учиться: несколько коротких курсов можно найти на сайте Оксфордского университета (University of Oxford).

Урбофермер

  • Чем занимается: выращивает овощи и фрукты в городских условиях, например на крышах домов и клумбах.
  • Где учиться: бесплатные онлайн-курсы доступны благодаря Университету Райерсон (Ryerson University).

Специалист по взаимодействию с робототехникой

  • Чем занимается: налаживает взаимодействия роботов с людьми, адаптирует ботов к человеческой среде, а также корректирует социальное поведение механизмов.
  • Где учиться: пройти онлайн-обучение по специальности «Робототехника и искусственный интеллект» можно на сайте Southern New Hampshire University.

Специалист по экологическим катастрофам

  • Чем занимается: предотвращает экологические катастрофы или их последствия: загрязнение вокруг промышленных центров, радиационные свалки, тающие ледники и т. д.
  • Где учиться: Университет Дерби (University of Derby) проводит онлайн-обучение экологическому менеджменту.

Биоинженер

  • Чем занимается: конструирует искусственные внутренние органы, клонирует части тела или живые организмы.
  • Где учиться: на сайте Массачусетского института технологий (Massachusetts Institute of Technology) можно найти массу материалов на тему биологической инженерии.
  • Чем занимается: проводит разведку и исследование полезных ископаемых на различных космических объектах.
  • Где учиться: Колледж Бёркбек (Birkbeck is a college of the University of London) предоставляет дистанционное обучение по разным направлениям в геологии.

Виртуальный юрист

  • Чем занимается: специализируется на вопросах купли-продажи и защиты виртуальной собственности.
  • Где учиться: Центр справочно-правовых инструкций предоставляет бесплатные курсы по теме цифровой юридической практики.

Координатор миграции животных

  • Чем занимается: организовывает миграции популяций, обеспечивает оптимальные условия обитания видов.
  • Где учиться: бесплатно узнать о нюансах миграции животных можно благодаря материалам Открытого университета (The Open University).

Специалист по термоядерным реакциям

  • Чем занимается: контролирует работу термоядерного реактора, следит за показателями мощности реакций, разрабатывает методы, которые позволят повысить безопасность работ.
  • Где учиться: познакомиться с миром ядерной науки, почитать лекции и попробовать пройти экзамены можно на сайте Массачусетского института технологий.

25 профессий будущего, к которым готовит НИУ ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Бережная Валентина Сергеевна, руководитель программы «Журналистика данных»

Берзон Николай Иосифович, руководитель программы «Финансовый инжиниринг»

Богдановская Ирина Юрьевна, руководитель программы «Право информационных технологий и интеллектуальной собственности»

Бограчев Даниил Александрович, руководитель программы «Материалы. Приборы. Нанотехнологии»

Бонч-Осмоловская Анастасия Александровна

, руководитель программы «Компьютерная лингвистика»

Ветрова Татьяна Владимировна, руководитель программы «Маркетинг» (г. Москва)

Вишнеков Андрей Владленович, руководитель программы «Компьютерные системы и сети»

Зиньковский Кирилл Викторович, руководитель программы «Управление в высшем образовании»

Ивашковская Ирина Васильевна, руководитель программы «Корпоративные финансы»

Карасев Михаил Владимирович, руководитель программы «Математические методы моделирования и компьютерные технологии»

Комаров Михаил Михайлович, руководитель программы «Электронный бизнес»

Кузнецов Сергей Олегович, руководитель программы «Науки о данных»

Лебедев Владимир Валентинович, руководитель программы «Физика»

Майснер Дирк, руководитель программы «Управление наукой, технологиями и инновациями»

Никитин Максим Игоревич, руководитель программы «Финансовая экономика»

Петренко Александр Константинович, руководитель программы «Системное программирование»

Предводителева Марина Дмитриевна, руководитель программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» (г. Москва)

Сафронов Петр Александрович, руководитель программы «Доказательная образовательная политика»

Солодков Василий Михайлович, руководитель программы «Финансовый аналитик»

Шафранская Ирина Николаевна, руководитель программы «Smart-маркетинг: данные, аналитика, инcайты» (г. Пермь)

Тарабаева Ольга Геннадьевна, начальник управления развития образовательных программ

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

«Навыки будущего — это навыки, которые пригодятся нам завтра. В завтрашнем мире тоже нужно будет уметь считать. Но успех будет зависеть и от того, сможет ли человек получить навыки 21-го века», — говорит руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.

Для каждой специальности набор будет свой. Но современные работодатели выделяют так называемые надпрофессиональные навыки — такие пригодятся в любой отрасли и позволят сделать работу эффективнее:

  • Системное мышление. Умение воспринимать элемент как часть системы, видеть закономерности и объединять элементы по признакам, отделять главное от частного. Навыки определения и работы со сложными системами.
  • Навыки межотраслевой коммуникации. Понимание технологий и процессов в смежных и несмежных отраслях, знание особенностей рынка для различных сфер.
  • Навыки менеджмента. Умение управлять процессами и проектами, знание принципов планирования.
  • Программирование. Создание ИТ-решений, управление автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом.
  • Клиентоориентированность. Понимание потребностей клиента, умение работать с запросами и находить нужные решения.
  • Мультикультурность и мультиязычность. Свободное владение английским языком, знание другого иностранного языка, понимание культурного контекста и национальных особенностей других стран (например, страны — партнеры той компании, где работает профессионал будущего).
  • Коммуникабельность. Умение налаживать контакт с другими людьми, сильные навыки работы в команде, понимание принципов работы как с большими коллективами, так и с отдельными специалистами.
  • Мультифункциональность. Умение работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены задач. Способность верно расставить приоритеты, принять решение в условиях нехватки информации, спрогнозировать ситуацию.
  • Творческое начало. Способность к творчеству, развитый эстетический вкус.

В будущем специалистам также понадобятся навыки управления собственными эмоциями, способность заботиться о своем физическом и психологическом здоровье. Нарастающая сложность рабочих задач потребует высокой концентрации, поэтому востребованным специалистам будет полезно умение регулировать нагрузки и поддерживать работоспособность.

Выучиться однажды на специалиста для будущего уже недостаточно, считает Дмитрий Судаков: «Система обучения вчерашнего дня говорила, что после образовательного цикла ты начинаешь работать, а образование на этом заканчивается. Но сейчас человек должен постоянно учиться чему-то дополнительно, чтобы оставаться максимально релевантным рабочему месту», — говорит он.

В России профессии будущего изучают с помощью технологического форсайта компетенций. Для этого эксперты из разных сфер собираются вместе и разговаривают о новых технологиях, инструментах, трендах. Каждую отрасль обсуждают отдельно. В результате можно предсказать, когда понадобятся новые специалисты.

Некоторые компании способны переобучить собственные кадры самостоятельно, а другим приходится ждать, пока система образования подстроится под изменения. В среднем в первые пять лет запуска технологии на рынок выходят первые специалисты, готовые работать с ней. Из-за дефицита таких кадров в первое время им готовы предлагать высокую зарплату и привлекательные условия.

Профессии не всегда развиваются по прогнозам экспертов. Как правило, появление новых профессий связано с возникновением технологий и инструментов, о которых мы еще не знаем. Например, спрос на представителей цифровых профессий, если судить по динамике вакансий, по данным hh.ru, с 2010 года по 2019 год вырос на 885%.

Служба исследований HeadHunter в 2017 году изучила 13 различных списков и рейтингов, посвященных перспективным профессиям и профессиям будущего, опубликованных за предшествующие три года, и составила сводный рейтинг профессий будущего.

При этом были выделены перспективные профессии, высокий спрос на которые появится в 2020–2023 годах, и так называемые профессии будущего — спрос на них, по прогнозам экспертов, появится только после 2024–2025 годов.

Но уже тогда независимые HR-эксперты, которых мы опросили, по-разному оценили реальные перспективы этих профессий.

Например, в качестве действительно перспективных более 70% опрошенных экспертов назвали такие профессии, как инженер 3D-печати, биоинженер, инженер по возобновляемой энергии, проектировщик «умной среды».

А вот с перспективностью таких профессий, как специалист по адаптации мигрантов, дизайнер носимых энергоустройств, городской фермер, урбанист, ИТ-евангелист, наши эксперты не согласились.

В результате мы выделили следующие перспективные профессии на ближайшие 10 лет:

Специалист, который занимается изучением и изменением свойств живого организма (а также разработкой новых) с применением инженерных принципов в биологии и медицине для решения различных медицинских проблем и охраны здоровья.

Специалист по созданию новых биопрепаратов — лечебных средств, которые получают при помощи живых биологических систем, тканей организмов, биотехнологий.

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

Изучает и анализирует данные в биологии (в том числе молекулярной) и фармакологии с помощью компьютерных программ, разрабатывающих новые программы для анализа биологических данных.

ИТ-специалист, который разрабатывает технологии, способные самостоятельно получать и передавать необходимую для их функционирования информацию, контролировать, перенастраивать и оптимизировать собственную работу. Например, «умные дома» способны самостоятельно обслуживать автоматику, из которой они состоят, вовремя включая нужное и отключая ненужное оборудование, делать онлайн-заказы заканчивающихся продуктов и бытовых товаров. Считается, что мы движемся к эпохе «Индустрии 4.0», в которой всё будет основано на умных технологиях.

Занимается созданием и обслуживанием роботов для разных отраслей деятельности, помогает наладить работу автоматизированных технических систем.

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

ИТ-специалист, который занимается созданием, поддержкой и усовершенствованием специальной инфраструктуры, сервисов для защиты информационных систем и цифровой среды от кибератак, утечки данных, других киберугроз, а также расследованием киберпреступлений.

Занимается поиском и использованием альтернативных нетрадиционных источников энергии. В том числе инженер по возобновляемой энергии — то есть специалист по созданию и внедрению систем, работающих на солнечной и ветровой энергии.

Его деятельность находится на стыке психологии и нейронауки. Он изучает связь структуры и принципов функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением людей.

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

Эта профессия стала высоковостребованной уже сейчас, и с учетом цифровизации всех сторон человеческой жизни и деятельности эта тенденция вряд ли изменится.

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

Востребованность этих специалистов тоже заметна уже сейчас. Как и в случае с программистами, многие работодатели активно ищут и привлекают будущих сотрудников из числа перспективных студентов.

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

Специалист по трехмерному проектированию с применением математических и творческих способностей. Востребован в разных сферах, в том числе в архитектуре и строительстве, медицине, даже в производстве одежды и обуви.

Придумывает и создает концептуальные решения для виртуального мира: философию, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, ландшафт, архитектуру, ощущения.

Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам

Профессии будущего вызывают интерес, но к новым специальностям есть вопросы: «Не все школьники хорошо разбираются в нюансах конкретных профессий. Например, они знают про оператора беспилотного летающего аппарата. Но о его работе имеют смутное представление», — говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии».

Чтобы быть востребованным, просматривайте вакансии, следите за спросом в той сфере, которая вам интересна.

Внедрение новых профессий требует времени, поэтому пока рано говорить про высокий спрос на отдельных специалистов, предупреждает Кирилл: «Мы не говорим о массовом спросе на космобиологов. Даже вакансий для нанотехнологов до сих пор нет. Хотя с 2010-х годов мы слышим о важности развития этого направления. За почти десять лет здесь пока не сформирован тренд. Массовое внедрение профессий будущего может случиться нескоро. К тому же в начале требуется не так много специалистов с нестандартными компетенциями».

Главное, к чему нужно готовиться: диплом хорошего вуза и успешная учеба в наше время не дают гарантии, что вы всю жизнь будете работать в рамках одной профессии. Кроме перемен на рынке труда, могут измениться и ваши интересы. Поэтому будьте готовы менять вектор, всю жизнь получать новые знания и искать лучшее применение своим знаниям. Важно понимать, чем вам действительно интересно заниматься, к чему есть способности и куда хочется двигаться в профессиональном плане. Тогда вам будет интересно постоянно учиться и развивать навыки, которых требует изменяющийся рынок.

Пробуйте новое, изучайте рынок, интересуйтесь современными технологиями и профессиями. Так у вас будет достаточно знаний и навыков, чтобы сделать осознанный выбор. А первое место работы легко найти на hh.ru.

7 профессий будущего, которые можно освоить уже сейчас — T&P

В условиях, когда конкуренция роботов и людей становится все заметнее, к выбору профессии приходится подходить особенно ответственно: нужно понимать, какой диплом окажется бесполезным, а какой поможет заполучить должность мечты. T&P отобрали семь перспективных профессий будущего, которым учат уже сейчас.

Пока что возможности попасть в виртуальный мир ограничиваются приспособлениями и играми с дополненной реальностью, но в скором времени могут стать доступны виртуальные путешествия и посещение виртуальных событий. Поэтому понадобятся специалисты, которые могут создавать такие виртуальные миры и подстраивать их под интересы пользователей. Архитектору виртуальности необходимо сочетать навыки дизайнера и программиста, а также понимать индивидуальные запросы тех, кто будет отдыхать или даже жить в созданном им мире. Учиться этому можно уже сейчас, а при наличии базового IT-образования — устроиться на стажировку в компанию, которая разрабатывает виртуальные продукты.

Где учиться

Бакалавриат: Виртуальные технологии и дизайн, Айдахский университет, США

Бакалаврская программа с упором на дизайн видеоигр и создание виртуальных симуляций, а также их применение в сфере развлечений, бизнесе и образовании.

Магистратура: Умные медиа и виртуальная реальность, Хемницкий технический университет, Германия

Программа про все сразу: современные медиа, искусственный интеллект и применение виртуальной реальности в трансмедийном мире.

Курс: Разработка VR-приложений от Microsoft

Практический курс по созданию приложений с дополненной и виртуальной реальностью для тех, кто уже немного разбирается в теме.

Введение в виртуальную реальность от Google VR

Бесплатный курс для новичков — ученикам не требуются навыки программирования. По итогам обучения можно научиться создавать простейшие приложения с виртуальной реальностью.

Появление современных технологий часто приводит к этическим дискуссиям. Например, о необходимости искусственного интеллекта или гуманности уничтожения роботов. Развитие биологии и медицины тоже не обходится без сложных вопросов: можно представить, сколько споров вызовет клонирование человека или вмешательство в генетический код. Поэтому без специалистов, которые будут разбираться в правовых и этических аспектах, помогут научным лабораториям отстоять свои достижения и не выйти за рамки здравого смысла, не обойтись. Учиться лучше за границей — за последние годы появилось много профильных программ.

Где учиться

Бакалавриат: Биоэтика, Торонтский университет, Канада

Здесь студентов учат соотносить философию и биологию и просчитывать влияние научного прогресса на людей. Здесь же, в Торонтском университете, есть магистратура по биоэтике.

Магистратура: Биоэтика, Пенсильванский университет, США

В США это одна из лучших программ по биоэтике, которая точно даст хорошую базу.

Курс: Биоэтика: закон, медицина и этические вопросы репродуктивных технологий и генетики, EdX

Гарвардский курс с упором на правовые аспекты применения достижений медицины и биологии.

Строго говоря, такие профессии уже существуют. Специалисты по компьютерной безопасности есть в большинстве крупных компаний. Они выявляют возможные уязвимые точки в информационных системах, устраняют их и защищают данные от возможных атак. Киберследователи раскрывают преступления, совершенные в сети (кражи, незаконные продажи), и не только. В их обязанности может входить поиск информации о подозреваемых, анализ их личных данных, а иногда и проведение разрешенных кибератак. Растет потребность и в других специалистах по информационной безопасности, например в консультантах по безопасности личного профиля. Все эти профессии в целом не требуют какого-то особенного диплома, достаточно иметь образование программиста и соответствующие навыки.

Где учиться

Бакалавриат: Компьютерная безопасность и криминалистика, Университет Шеффилд Холлэм, Великобритания

Здесь студентам дают практические навыки борьбы с преступностью в сети: от настройки систем безопасности до определения личности преступника и взлома данных.

Магистратура: Правила управления кибербезопасностью, Бостонский колледж, США

Выпускники магистратуры смогут не только обеспечивать собственную информационную безопасность, но и работать в частных организациях и правительственных структурах.

Курс: Компьютерная криминалистика, EdX

Восьминедельный курс Технологического института Рочестера знакомит студентов с техниками и инструментами киберрасследований.

Дизайнер эмоций — это специалист, который отвечает за результат воздействия информации на человека. Конечно, эмоциональную реакцию аудитории изучают давно, но отдельной профессии пока не существует. В будущем с развитием методов и каналов эмоционального воздействия она может стать очень востребована. Дизайнер эмоций должен будет не просто предугадывать, как потребитель воспримет контент, — он должен воздействовать напрямую на органы чувств, находить правильный подход к каждой группе потребителей. В России этому пока что не учат, за границей можно попробовать программы, посвященные отношениям человека и медиа.

Где учиться

Бакалавриат: Интерактивный дизайн медиа, Вашингтонский университет, США

Программа научит вызывать определенные впечатления у аудитории с помощью различных технологических продуктов — от видео до интерактивных приложений.

Магистратура: Взаимодействие человека и медиа, Университет Твенте, Нидерланды

Студентов обучают созданию ориентированных на клиента технологий с элементами искусственного интеллекта, которые могут реагировать на эмоции пользователя. Также изучается и обратное воздействие, при котором программы вызывают у пользователя определенные эмоции.

Курс: Основы дизайна пользовательских впечатлений, Udemy

Курс научит студентов понимать желания пользователей и подстраивать свой проект под них, получая положительный эмоциональный отклик и финансовую выгоду.

Еще одна уже существующая профессия. Исследования генома сейчас стоят очень дорого, поэтому слабо распространены и недоступны для большинства людей. Можно надеяться, что в будущем консультация генетика по поводу наследственных заболеваний или онкологии станет незаменимой частью диагностики и лечения. Анализ генов позволит консультантам составлять индивидуальные планы лечения, а также предотвращать болезни на ранней стадии. По идее, станет более распространен и анализ семейных карт, и исследования неизлечимых генетических мутаций.

Где учиться

Бакалавриат: Генетика, Манитобский университет, Канада

Базовый междисциплинарный курс по генетике с основами генетического консультирования и диагностики.

Магистратура: Генетическое консультирование, Бостонский университет, США

Студентов обучат не только передовым технологиям генетического анализа, но также и необходимым для генетиков-консультантов навыкам общения с пациентами и профессиональной этике.

Курс: Мифы и реальность персонализированной медицины: революция в генетике, FutureLearn

Курс Университета Нового Южного Уэльса поможет новичкам разобраться в причинах и видах генетических нарушений, их лечении, развитии персонализированной медицины и основах генетической диагностики.

Куда же в будущем без роботов? Пожалуй, робототехника уже сейчас развивается быстрее большинства современных технологий. Вероятно, вскоре роботы станут привычной частью домашнего хозяйства, как пылесос или чайник. С каждым годом повышается спрос на новых специалистов-робототехников. Таким работникам необходимы навыки программирования и желательно иметь диплом по робототехнике и автоматизированным технологиям. Базовое образование робототехника можно получить в России — например, в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Где учиться

Бакалавриат: Робототехника, Университет Ольборга, Дания

В Университете Ольборга даются комплексные знания по робототехнике, механике, электронике, технологиям компьютерного зрения и передаче данных.

Магистратура: Искусственный интеллект и робототехника, Римский университет Ла Сапиенца, Италия

Учебный план этой программы включает теоретические и практические занятия, посвященные созданию и программированию роботов, искусственному интеллекту, машинному обучению и компьютерному видению.

Курс: Робототехника, Coursera

Общий курс Пенсильванского университета для начинающих — шесть блоков, от основ робототехники до этических вопросов.

На самом деле урбанист-эколог занимается почти тем же, чем и простой урбанист (развитием городских пространств), но при этом использует новейшие экологические биотехнологии, принципы зеленого строительства и соблюдает режим минимального загрязнения окружающей среды. В будущем урбанисты-экологи, вероятно, станут очень востребованы, особенно в строительстве искусственных зеленых городов. В России этой профессии пока не обучают, можно пойти только на обычную урбанистику — например, в НИУ ВШЭ. Поэтому за профильным образованием лучше отправиться за границу.

Где учиться

Бакалавриат: Городское садоводство, Квинслендский университет, Австралия

Выпускники этого факультета будут проектировать и развивать зеленые городские пространства: парки, спортивные поля, зеленые дома и городские огороды.

Магистратура: Урбанизм, ландшафт и экология, Высшая школа дизайна Гарвардского университета, США

Программа Гарвардской школы дизайна — это не исключительно экологический урбанизм, а скорее современный сознательный урбанизм, в который забота об окружающей среде включена по умолчанию.

Курс: Экологичная экономика: устойчивое развитие городов, Coursera

Курс рассказывает о преимуществах населенных пунктов с устойчивым развитием на примере реальных скандинавских и европейских городов.

Работа будущего | Атлас новых профессий

Работа будущего

27.08.2018

Кем работать в будущем?

К сожалению, машины времени не существует, так что ни один человек не может точно рассказать, что ждет нас в будущем. Тем не менее, люди постоянно предпринимают попытки это предугадать. История знает массу примеров неудачных прогнозов и пророчеств – скажем, в начале ХХ века энтузиасты воздухоплавания обещали, что собственный самолет будет у каждой семьи; в середине века ожидалось, что повсюду будут разъезжать автомобили с атомными реакторами, а домашние кофеварки будут работать на атомных батарейках; а в 1970-х была популярна идея, что уже в начале XXI века люди будут жить на Марсе и на спутниках Юпитера. Вы можете и сами вспомнить такие пророчества из фантастических романов. Однако рядом с этими несостоявшимися прогнозами есть и множество примеров очень удачных предсказаний – к примеру, современные технологические успехи Японии и Южной Кореи основаны именно на использовании научного предсказания, а родоначальники знаменитой Кремниевой долины в США не только предугадали эпоху персональных компьютеров и интернета, но и сумели заработать на их появлении. У большинства из нас в карманах находятся суперкомпьютеры, о которых мечтали самые смелые фантазеры, мы пользуемся видеотелефонами, заряжаем гаджеты от энергии ходьбы и многое другое.

Успешные предсказания основаны на понимании того, какие мощные социальные и технологические процессы (тренды) в настоящем меняют окружающий нас мир, создавая наше будущее.

Так какие тенденции определяют будущее работы, о каких изменениях мы можем говорить с большой уверенностью?

Технологические тренды

Цифровизация всех сфер жизни. Цифровая форма проникает абсолютно во все сферы деятельности. Она меняет подход к управлению предприятиями, городами и даже собственной жизнью. Мы создаем новое измерение реальности, в котором данные о внешнем и внутреннем мире (изображения, музыка, сердцебиение, траектории передвижения и пр.) переносятся в единый формат, состоящий из нулей и единиц. Пока что мы еще не до конца понимаем, что значит жить в цифровом мире. Скорее всего, этому нас научите вы – «цифровое поколение» (digital natives), кто родился и вырос в мире компьютерных технологий и интернета.

Что несет нам цифровой мир?

Интернет вещей (internet of things) и интернет всего (internet of everything). Появление сперва компьютеров, а затем технологий их объединения в сети стало одним из важнейших технологических прорывов человечества. По оценкам компании Cisco к 2021 году глобальный годовой трафик вырастет в 127 раз по сравнению с 2005 годом, в сети появится 10 миллиардов новых устройств, т.е. на каждого жителя Земли будет приходится свыше трех подключенных к сети устройств. Интернет становится уже не просто сетью компьютеров, это сеть всевозможных устройств, от мобильного телефона и умных часов до машины, светофора, робота, транспортного дрона и автоматизированного промышленного станка. Представьте, что ваш телефон оценивает, сколько километров вы проходите в день, фиксирует период повышенной физической активности, сообщает эту информацию вашему холодильнику, который, проанализировав свое содержимое, отправляет заказ в интернет-магазин, а тот  с помощью дрона доставляет вам необходимые для такого режима продукты с рекомендацией, что из них можно было бы приготовить вкусного и полезного. Это – интернет всего.

Большие данные, машинное обучение и искусственный интеллект. Нас окружает большое количество предметов, производящих невообразимое количество данных. Мы начинаем жить в эпоху по-настоящему больших данных (big data). Это открывает новые возможности для развития технологий искусственного интеллекта (ИИ), подразумевающих способность вычислительных устройств самостоятельно решать сложные задачи. Мы пока не можем взаимодействовать с машинами на привычном нам языке (и это будет очень важной рабочей задачей будущего!), но крупные компании продолжают прилагать усилия для решения этой задачи. Так, Apple, Google, «Яндекс», Microsoft, Amazon и другие лидеры цифрового рынка уже вывели на рынок продукты, способные(по крайней мере, частично) понимать естественную человеческую речь.

Дополненная и виртуальная реальность. Технологии виртуальной реальности усиливают цифровой мир, а технологии дополненной реальности стирают границы между мирами. Наверняка известная вам игра Pokemon Go (мы, кстати, тоже ловили покемонов!) продемонстрировала возможности дополненной реальности и готовность пользователей применять такие технологии. Но, кроме развлечений, уже сегодня дополненная реальность используется на рабочих местах в сложных производствах, формируя новые подходы к работе, общению и сотрудничеству в масштабах предприятия. Скажем, техники производства самолетов Airbus носят очки дополненной реальности, которые помогают им выполнять операции по сборке, требующие высокой точности.

Автоматизация и роботизация

Сегодня мы наблюдаем ускорение этого тренда, связанное с распространением автоматизированных технологий управления и производством материальных и цифровых продуктов. Речь идет не только об использовании роботов для выполнения различных физических задач, но и о значимой автоматизации рутинного интеллектуального труда с помощью распространения систем слабого искусственного интеллекта (этот термин обозначает программы типа Siri, достаточно умные, чтобы решать повседневные задачи, но еще не настолько, чтобы догнать человеческий разум).

Сейчас наше общество переживает то, что называют четвертой индустриальной революцией. Переход к новой индустриальной модели подразумевает не просто автоматизацию отдельных конвейерных линий производства, где разные устройства действуют независимо друг от друга, а создание сложных систем, связывающих физическое и цифровое пространство. В основе новой индустриальной модели лежат несколько составных элементов:

Развитие робототехники. Массовое внедрение роботов на производстве позволит заменить ручной труд на большинстве рутинных производственных операций.

Распространение беспилотного транспорта изменит логистику на уровне отдельных предприятий и в масштабах всей экономики. Большую известность получил автопилот от компании Tesla, который уже сейчас способен парковаться, удерживать скорость, полосу движения и соблюдать дистанцию между машинами, а также перестраиваться между полосами на дороге. Внедрение беспилотных автомобилей существенно изменит наше отношение к автомобилям и поставит под вопрос существование профессии водителей такси.

Новые материалы и аддитивные технологии. Появление новых материалов (в первую очередь, композитов) позволит автоматизированным системам печатать сложнейшие детали и элементы конструкций. Все большее распространение получают аддитивные технологии (или технологии 3D-печати), когда для того, чтобы создать деталь, мы не «отрезаем» лишнее от заготовки, а постепенно «выращиваем» деталь, накладывая слой за слоем).

Техно-социальные тренды

Глобализация

Мировая экономика (и экономика Калужской области как часть большого мира) будет двигаться в сторону все большей интеграции – и углубления региональной специализации. Это значит, что уже сейчас нельзя сказать, в какой стране произведено то или иное сложное изделие – если автомобиль или компьютер сделан в Японии, то его компоненты поставляют три десятка стран мира, а нужное для их изготовления сырье – еще примерно сорок стран. Даже если взять творческий продукт вроде мультфильма – то уже сейчас его придумывают в России, рисуют в Бразилии, а трехмерную анимацию создают в Китае. Поэтому работники будущего должны будут уметь работать в мультиязычных и мультикультурных средах, общаясь с партнерами со всего мира. Часть этих партнеров и сотрудников будет находиться в других странах – значит, стандартом становится не просто удаленная работа (когда человек работает из дома, связываясь с коллегами через интернет), но и работа в распределенных командах (когда совместно работающие профессионалы могут находиться на нескольких континентах). Помимо владения иностранным языком, надо будет уметь общаться на международных профессиональных языках – знать отраслевые требования, стандарты, используемые процессы. Кроме того, значительная часть работников должна будет разбираться не только в собственной отрасли, но и в отраслях поставщиков и потребителей – то есть владеть языком междисциплинарного общения, помогающего работать вместе людям из самых разных областей (скажем, психологу, музыканту и программисту, совместно делающим новую технологию «звукового SPA» для релаксации).

Экологизация

Запрос на экологизацию отчасти развивается как системный ответ на экологические проблемы в разных уголках Земли, которые становятся все более очевидными. Согласно докладу Living Planet Report две трети диких животных исчезнут с лица земли к 2020 году. На важность экологических рисков указывают не только экологи, но и такие организации, как Всемирный экономический форум.

Поэтому в мире – и постепенно это начинает проявляться и у нас – растут требования к экологичности производимых товаров и оказываемых услуг. Экологичность — отнюдь не только использование чистой воды или фермерских продуктов: в гораздо большей степени она означает бережливое отношение к любым типам используемых природных ресурсов (например, снижение энергопотребления, расхода воды или природного сырья), а также сокращение объема производимых отходов (включая повторную переработку отходов, применение биоразлагаемых материалов и проч.). Это значит, что мы все понимаем, что природные богатства не безграничны, и все мы должны нести ответственность за место, в котором мы обитаем – будь то наш дом, город, страна или наша общая планета. Поэтому навыки «экологически ответственного поведения» должны войти в стандартную подготовку любого работника – а еще вероятнее, прививаться с младших классов школы, становясь таким же стандартом для любого взрослого человека, как  умение читать и писать.

Социальные тренды

Демографические изменения

Скорость демографических изменений, с которыми человечество столкнулось за последнее столетие, не имеет прецедентов в истории. Продолжительность жизни, которая и так уже достигла впечатляющих цифр, все еще растет во многих странах мира. Важно помнить, что речь идет также и о продлении срока активной жизнедеятельности. В развитых странах люди в возрасте 60 и более лет уже не хотят ограничиваться тихим пенсионерским режимом и стремятся жить полноценной жизнью.

Урбанизация остаётся одним из ключевых факторов, определяющих демографические тенденции. Она во многом поддерживает изменение роли женщин и детей в экономике и обществе.

Продолжающиеся демографические изменения окажут ощутимое влияние на то, как выглядит работа в будущем, хотя это влияние не столь очевидно по сравнению с прочими трендами:

  • Вырастет число людей в возрасте от 60 лет и старше, продолжающих работать в своей профессиональной нише, что создает напряжение для нового поколения рабочих.
  • Вырастет спрос на обучение новым навыкам людей, продолжающими активную жизнь в возрасте 60+, что откроет широкие возможности для сферы образования.
  • Вырастет самостоятельная роль детей в цифровой экономике (как в качестве потребителей, так и в качестве участников рынка труда).
  • Вырастет спрос на специалистов, понимающих специфику старшего и младшего поколений во всех областях экономики.
  • Вырастет необходимость межвозрастного общения не только при работе с клиентами, но и в выстраивания отношений с коллегами. В скором будущем можно будет встретить команды, в которых будут работать люди младше 18 и/или старше 80 лет.
  • Окончательное разрушение границ между жизненными периодами «подготовка-работа-пенсия» за счет демографических изменений, которые  приведут также к всеобщему признанию необходимости учиться и переучиваться в течение всей жизни.

Становление сетевого общества

Термин «сетевое общество» был предложен в 90-е годы европейскими социологами Яном ван Дейком и Мануэлем Кастельсом. Они предсказали, что распространение сетевых технологий коммуникации кардинально изменит устройство общества и образ жизни каждого отдельного человека.

Мы наблюдаем распространение новой сетевой культуры, которая проявляется в изменяющемся отношении людей к работе, потреблению, досугу и другим аспектам жизни. Эти изменения сопровождаются технологическим прогрессом, который упрощает распределенное управление ресурсами и позволяет отойти от привычных иерархических систем администрирования. Все больше людей решают работать на себя и становятся предпринимателями, а интернет помогает им продвигать свои товары или дает возможность полностью перейти в цифровую экономику. Рабочим местом фрилансера и предпринимателя может быть собственная гостиная или кафе в любой точке мира с надёжным интернет-доступом.

Одним из ключевых элементов новой сетевой культуры стали игры. Еще в 2013 году известный разработчик компьютерных игр Эрик Циммерман опубликовал «Манифест для Века игры» (Manifesto for a Ludic Century) в котором указал, что игры имеют большую культурную историю, а  цифровая эпоха просто дает им шанс вернуться на свое место.

Процесс игрофикации уже давно вышел за пределы индустрии развлечений и сейчас затрагивает все сферы жизни — от образования и отношений до построения карьеры и общества. Игры, в отличие от большинства других форм трансляции культуры, обладают важной характеристикой, отражающей одну из ключевых ценностей сетевого общества: они интерактивны, они подразумевают активное участие потребителя, они приглашают к сотворчеству.

Игра Pokemon Go, о которой мы уже упоминали, предлагает хороший пример того, как игры становятся поводом для совместного действия в реальном мире, и может дать представление о прообразе общества игры (ludic society).

Сетевое общество предполагает устранение различных посредников при регистрации или учете прав собственности на любое имущество, а также при заключении любых сделок с материальными или нематериальными активами. Это приведет к колоссальным изменениям в государственной и корпоративной бюрократии и к полномасштабной демократизации финансового сектора.

Все эти процессы разворачиваются под воздействием одного тренда, который проявляется во всех шести ключевых трендах, описанных выше:

Ускорение технологических и социальных изменений

Одним из первых о проблеме технологического и социального ускорения в обществе заявил Элвин Тоффлер в книге 1970 года «Шок будущего». Тоффлер анализировал проблему негативного влияния ускоряющихся изменений на общество. Изменения заставляют людей чувствовать себя отрезанными, страдающими от «сокрушительного стресса и потери ориентации», шокированными будущим.

Ускорение темпов технологического роста становится отчётливо видно, когда мы сравниваем скорости распространения новых технологий в XX и XXI веках. Если на освоение электричества с момента его изобретения нам понадобились десятилетия, то повсеместное распространение смартфонов в развитых странах произошло за считанные годы.

Учитывая этот тренд, стоит принять во внимание, что все описанные изменения будут происходить быстрее, чем подобные преобразования происходили в прошлом. Перед человечеством стоит сложнейшая задача — справиться с возрастающей скоростью изменений.

На каждом этапе развития технологий более простые операции технологизируются и автоматизируются, что позволяет перейти в область более сложных операций. Мы ожидаем, что вытеснение человека из рутинного труда будет сопровождаться появлением задач нового уровня сложности.

Подводя итоги данного раздела и анализируя описанные тренды, можно утверждать, что экономику будущего ждут существенные изменения. В новом мире:

  • не будет профессий, навыки для которых получают в юном возрасте и в дальнейшем не переучиваются;
  • не будет простой работы, предполагающей выполнение рутинных операций на конвейере;
  • не будет рутинной работы за компьютером, когда понятно, что, откуда и куда надо скопировать;
  • не будет четких границ между личным и рабочим временем;
  • будет много новых профессий, для которых еще нет названия и которые будут постоянно меняться;
  • будут горизонтальные команды, работающие над общей целью;
  • будут рабочие места в виртуальной реальности, а дополненная реальность станет привычным явлением;
  • будет возможность и даже необходимость совмещать творческую и профессиональную реализацию.

Добро пожаловать в новый сложный мир!

Этот новый мир потребует от вас развития новых «надпрофессиональных» навыков, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение такими навыками позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Среди надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего:

  • Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров). В глобальном мире нам предстоит общаться с самыми разными людьми из разных стран и культур.
  • Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях). Мир становится все сложнее, так что решения из одной отрасли быстро проникают в другие. Так технологии 3D-печати из области прототипирования и дизайна быстро попали в отрасли строительства и даже медицины.
  • Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя. В глобальном мире значительно вырастает конкуренция между производителями товаров и услуг. А значит, навык работы с запросом клиента становится все более важным.
  • Умение управлять проектами и процессами. Компании будут уходить от строгой иерархической структуры, поэтому лидерские качества, способность расставить приоритеты решения задач и подобрать нужную команду будут нужны многим специалистам.
  • Работа в режиме высокой неопределенности. В нестабильном и сложном мире будущего необходимо умение быстро принимать решения в условиях неполной информации, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем. Принципиально важными станут гибкость и готовность к постоянным переменам.
  • Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса. Поскольку большинство рутинных операций будет автоматизировано, от человека будет требоваться умение мыслить нестандартно, творчески.
  • Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности и эффективно разрешать конфликты — очень важные навыки, которые пока что доступны только человеку.
  • Программирование ИТ‑решений, робототехника, работа с искусственным интеллектом. В некоторых областях конкурировать с машинами просто бесполезно. Но можно стать незаменимым для работодателя, научившись настраивать роботов и системы искусственного интеллекта под выбранные человеком задачи. Как минимум, полезно освоить программирование на базовом уровне — стандартного набора компьютерной грамотности скоро будет уже недостаточно.
  • Системное мышление. Умение определять сложные системы и работать с ними. Люди будут все реже заниматься одним и тем же делом всю жизнь, все чаще — переходить из проекта в проект. Чтобы оперативно включаться в работу, нужно будет мыслить системно — быстро разбираться в сложных процессах, механизмах или организациях.
  • Бережливое производство. Управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Философия бережливого производства, возникшая в Японии в конце 1980-х годов, сегодня является востребованной в ведущих компаниях всего мира.
  • Экологическое мышление. Экологическое мышление включает в себя бережливое отношение ко всем используемым природным ресурсам, а также уменьшение объема производимых отходов. Природные богатства не безграничны, и каждый из нас несет ответственность за место, в котором мы обитаем, начиная с дома и заканчивая общей планетой.

Профессии будущего

Будущие профессии – это деятельность человека, возникающая благодаря научному прогрессу и современным требованиям экономики, которая изменяясь — меняет свои методы и средства для достижения определенных целей в будущем.

Чтобы заглянуть в будущее профессий и сделать шаг к выбору специальности следует обратить внимание на развитие современного мира. Новые инновации, IT- технологии, последние изобретения, о которых было сказано в новостных средствах массовой информации, все это – ключ к пониманию тех профессий, которые начнут свою деятельность в будущем.

Какие профессии вы хотите выбрать для себя? Конечно же: высокооплачиваемые, интересные, для души и лучше всего, чтобы процессом производства или оказания услуг руководили исключительно Вы! Отлично! Вам придется провести аналитическую работу и сопоставить: ваши возможности и желания с требованиями современного мира, который изменяясь меняет свои методы и средства для прогрессивного существования на Земле.

Экономические, финансовые и банковские профессии будущего

Экофинарис

Это программист по экономической (финансовой) деятельности, который активизирует свободные финансовые потоки предприятия в другие сферы экономической деятельности для получения максимальной прибыли за короткий срок.

Криптомеер

Криптовалютный трейдер, финансовый аналитик рынка криптовалют.

Проектолог

Проектировщик индивидуальных пенсионных планов на будущее, с учетом их индивидуальных особенностей и специфики внесения взносов по мере осуществления трудовой деятельности.

Работоник

Человек, занимающийся трудоустройством работников предприятия (помимо основной работы в отделе кадров), уволенных по каким-либо причинам и изъявивших желание воспользоваться таковой услугой организации.

Психайдер

Психолог, отслеживающий психологическое состояние рабочего персонала на рабочем месте, имеющий право отстранения и замены (в плоть до увольнения) работника, не соответствующего требованиях предприятия, банка, организации сферы услуг или производства.

Технические профессии в будущем

Технобот

Работник, осуществляющий контроль всех технических средств в производстве и сфере услуг на больших производственных предприятиях. Примером такого оборудования послужат робото-станки ЧПУ с программным управлением.

Наноник

Профессия нано-технолога в сфере производства.

Контролинер

Программист отдела технического контроля.

Строительные и архитектурные специальности будущего

Штукатур-программист

Программист, осуществляющий установку и контроль работы роботов с ЧПУ, занятых на производстве штукатурных покрытий в строительстве.

Кранер

Программист, управляющий краном.

Точнограф

Инженер, управляющий точной постройкой в строительстве. А именно: соблюдение всех нормативных плановых показателей в период непосредственного осуществления строительных работ.

Архитех

Программист – технолог архитектурных проектов.

Новые профессии в пищевой промышленности

Калоример

Программист – рецептолог, технолог кулинарных блюд, которые подбираются в зависимости от параметров организма человека с  учетом его медицинских показаний.

Барменолог

Специалист, управляющий робото-подачей и автоматическим сбором блюд.

Будущие специальности в медицине

ДНКоник

Специалист в области генома микробной клетки.

Терапетор

Программист, отвечающий за работу компьютерного оборудования терапевтических кабинетов.

Врачеграф

Программист, отвечающий за бесперебойную работу компьютерного оборудования врачебных автоматов по выдаче рецептурных листов.

Будущие аграрные профессии в сельском хозяйстве

Трактронайзер

Специалист-программист, управляющий механизированной уборочной робототехникой.

Автофермер

Специалист, осуществляющий автоматическую обработку земель своим оборудованием, своими средства посева и обработки заданных культур под заказ для достижения определенной урожайности с застрахованной гарантией положительного результата.

Военные профессии будущего

Боепех

Офицер-программист, управляющий военными роботами-пехотинцами на удаленной дистанции.

Боетех

Офицер-программист, управляющий боевой механизированной робототехникой на удаленной дистанции.

Боедрон

Офицер-программист, управляющий боевыми дронами – беспилотниками и другими летательными средствами ведения разведывательных и наступательных операций.

Комбой

Специалист из высшего командирского состава армии, ведущий программист в области наступательных операций.

Оборонком

Специалист из высшего командного состава армии, ведущий программист в области оборонительных операций.

Профессиональная «Мода и красота»

Имиджлайнер

Специалист – программист в области создания компьютерного моделирования полного образа человека, от макияжа до современных моделей одежды.

Париканец (пакиканша)

По нашему «парикмахер», человек, управляющий аппаратом для стрижки волос по заданным параметрам.

Макияжест

Программист – визажист в области управления робототехникой нанесения лицевых макияжей и косметических субстанций.

Татумахер

Программист, управляющий аппаратом для создания и нанесения татуированных покрытий на коже.

Искусство и культура

Дизайфил

Программист – дизайнер в области компьютерных технологий по созданию художественных образов в киноиндустрии.

Реинкарнатор

Программист – постановщик, осуществляющий монтаж и корректировку (реинкарнацию) собранного материала в киноиндустрии.

Какие еще профессии могут возникнуть в будущем?

Да абсолютно любые!

Следите за прогрессом и за новостями современного мира. Все то, что нас окружает уже несет информацию о будущем! Нужно только увидеть. Если не можете или ленитесь…

Тогда здесь Ваши — Профессии в будущем

Leave a comment