кем нужно будет работать в будущем? • Чтиво • Сибдепо
Сегодня, на пороге нового десятилетия, мир движется, изменяется и развивается с бешеной скоростью, а современному человеку требуется всё больше различных знаний и умений для решения возникающих задач. Профессии тоже имеют срок годности, и если раньше исчезновение профессии могло занимать десятки, сотни лет, то сейчас достаточно 10-15. Мы осваиваем профессии экономистов, строителей, юристов, врачей, а где-то в мире уже активно разрабатываются планы колонизации Марса, искусственный интеллект на равных общается с человеком, 3D-принтеры печатают человеческие органы. Пригодятся ли в будущем профессии, которые мы получаем? Какие новые профессии появляются прямо сейчас? И что будет актуально и востребовано в следующем столетии? Журнал Сибдепо решил разобраться в этом вопросе.
Будущее — понятие очень абстрактное. Для удобства мы разделили профессии завтрашнего дня на два вида: ближайшие, которые будут доминировать на рынке труда следующие 10-15 лет и дальние, которые появятся только через 50-100 лет.
2020-2030
Интернет в последние десятилетия стал незаменимой частью человеческой жизни. В сетях всемирной паутины крепко запутались все сферы нашей жизнедеятельности. Появилось множество профессиональных сфер, которые напрямую связаны с интернетом и в ближайшем будущем актуальность и важность таких профессий будет только увеличиваться
Программист. В настоящее время очень ценятся специалисты, умеющие работать с кодом. Этот навык ещё долгое время будет актуален. А в ближайшие 10 лет ожидается большой спрос на разработчиков мобильных приложений под iOS и Android.
«Мы живём в эпоху четвёртой промышленной революции. На наших глазах происходит диджитализация огромного количества отраслей, от добычи сырья и производств до сферы услуг. При этом появляется множество новых узких специализаций для программистов. Буквально каждый день рождаются все более сложные и интересные задачи, решение которые требуют высококвалифицированных специалистов в ИТ области», — делится своими мыслями с Сибдепо программист- кодер Галичев Константин.
Интернет-маркетолог. Чтобы качественно доносить до потребителя информацию по современным каналам связи, бизнесу нужен грамотный интернет-маркетолог. Машина в сотни раз быстрее человека обрабатывает гигабайты информации, умеет генерировать конструктивные тексты, но на данный момент искусственному интеллекту недоступны творческие способности. Ещё несколько десятилетий машины не смогут заменить человека в сфере рекламы и продвижения.
«Мы живём в веке информационных технологий и каждодневных инноваций и сегодня мир движется с такой бешеной скоростью, что теперь если ты не бежишь — то ты уже позади. Именно так можно охарактеризовать профессию SMM-специалиста. Она настолько динамичная, что постоянно приходится обучаться — внедрять новые фишки, тестировать и креативить можно каждый день. Соц.сети — это будущее, которое уже наступило, и уже сейчас там люди не только общаются, но и покупают. Поэтому SMM-специалист не потеряет свою актуальность до тех пор, пока они существуют. Рынок соц.сетей активно формируется и там такие обширные возможности для личностного и карьерного роста, что любой оффлайн маркетолог позавидует! Скоро всё (или почти всё) перекочует в онлайн», — рассказывает Сибдепо SMM-специалист Уткин Артём.
Также одни из самых востребованных интернет-профессий на сегодняшний день — веб-дизайнер и контент-менеджер.
Так или иначе интернет просочился во все профессиональные сферы и изменил их внешний облик. Но одна из самых «вкусных» особенностей, которую подарил человеку интернет — это удалённость, дистанционность в выполнении задачи. Отныне рабочим местом такого специалиста может быть любая локация, где есть компьютер и качественное интернет-соединение. В связи с этим многие профессии передислоцируются из оффлайн пространства в онлайн.
Онлайн-терапевт (сетевой врач). Это специалист, владеющий информационными и коммуникационными технологиями, способный ставить диагнозы в онлайн-режиме. 1 января 2018 года уже вступил в силу закон о телемедицине – встреча врача и пациента теперь официально может быть не только очной, но и удаленной, например, по skype.
Составители атласа новых профессий из Сколково решили пофантазировать и спроектировали своеобразный дневник сетевого врача в социальных сетях.
Онлайн-педагог. Онлайн-образованием сейчас уже никого не удивишь, в дальнейшем эта область получит ещё большее развитие. Прогнозируется создание целых онлайн-школ и университетов.
Цифровой лингвист. Профессионал, разрабатывающий новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках. Цифровые лингвисты будут работать с онлайн-переводчиками, поисковыми системами, голосовыми помощниками.
Экология — область, которая в последнее время набирает популярность по всему миру. Экомониторинг и внедрение более экологичных практик во всех областях жизнедеятельности станут основной задачей в этой сфере на ближайшее десятилетие. Сейчас целью экологов является развитие в обществе экологической осознанности. За экологией нашей планеты должны следить не отдельные специалисты, а всё общество в целом и каждый человек в отдельности.
«Я стараюсь прийти к максимально экологичному образу жизни и заметила, что многим это интересно. Я рассказываю об этом у себя в блоге, в группе ВКонтакте «ЭкоКемерово». Для многих важны практические советы, опыт других людей, кто уже на практике применяет экологичность, а не просто общие советы. И поэтому я с радостью делюсь тем, что знаю сама», — рассказывает волонтёр экологического движения «ЭкоКемерово» Анастасия Черепахина.
Сити-фермер (урбанист- эколог). Этот специалист будущего будет заниматься полезным озеленением мегаполисов. В будущем наши города перестанут быть «бетонными джунглями», новейшие разработки будут гармонично сочетаться с естественной средой. Также будут проектироваться новые города на основе экологических биотехнологий.
На новый виток своего развития прямо сейчас выходит медицина. Эта область активно развивается в двух направлениях, которые в будущем станут ведущими отраслями медицины: генетика и биотехнологии. На смену методикам массового лечения приходит индивидуальная терапия, которая будет осуществляться на уровне генома человека. А с помощью биоинженерии уже сейчас начинают печатать на 3D-принтере органы и ткани.
Молекулярный диетолог. Cпециалист, разрабатывающий индивидуальные схемы питания, которые основываются на данных о молекулярном составе пищи. Также учитываются результаты генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов.
Генетический консультант. Специалист, который диагностирует, обрабатывает данные и назначает лечение на основе генетического анализа человека.
В мире будущего вредное воздействие на окружающую среду сведётся к минимуму, а значит, от стандартных способов получения энергии придётся отказаться. Им на смену придёт альтернативная энергетика, суть которой — добывание необходимой энергии из природных ресурсов. Также следующим шагом будет частная энергогенерация, при которой значительная часть энергии будет собираться с нашего тела за счет вшитых в одежду и обувь энергогенераторов.
Дизайнер носимых энергоустройств. Занимается созданием товаров индивидуального пользования (одежда, обувь и т. д.) с функцией микрогенерации энергии.
Очень интересно обстоят дела с рабочими профессиями, такими как: механики, техники, электрики, слесари. Нам говорят, что в обозримом будущем всё, что может быть автоматизировано, будет автоматизированно, весь ручной труд перейдёт на механические плечи роботов, а за людьми останется только труд интеллектуальный. Но одновременно с этим, как отмечают социологи, уже сейчас заметна нехватка специалистов в этой сфере и подобная тенденция со временем будет только увеличиваться.
«Причины дефицита кадров – отсутствие престижа профессии, минимальные заработки и в целом ориентация страны на сырьевую экономику», — сказал в интервью с «Независимой газетой» генеральный директор Mar Consult Дмитрий Шиманов.
В связи с этим, квалифицированные работники ручного труда в ближайшее десятилетие будут очень востребованы. Возможно, что перед эпохой роботизированных систем произойдёт рывок в сфере ручного труда. Также вероятно, что в то время, как в других странах роботы будут судиться с людьми об ущемлении их гражданских прав, у нас в стране люди ещё будут подметать дворы деревянными мётлами.
2100-2200
Робототехника, космос, виртуальная реальность, ИТ, генетика, биоинженерия — именно в этих областях учёные прогнозируют прорыв в ближайшее столетие.
Для того, чтобы этот прорыв произошёл как можно скорее, многие специалисты считают необходимым в корне поменять систему образования.
«В среднем мы тратим на образование около 18 лет минимум (13 лет — школа, 5 — ВУЗ). Результатом этого процесса становится профессия, которую нам приклеивают, как стикер на лбу. Но сейчас появляются профессии и они же исчезают или меняются до неузнаваемости в течении 10 лет. Я верю в omni-образование. Образование должно перестать базироваться вокруг профессий, оно должно строиться вокруг знания. Если жёстко дробить каждую сферу, то человек, обучавшийся таким образом, к 30 годам осознает, что он профессионально совершенно не релевантен. Наше поколение в силах сделать так, чтобы через 10 лет человек, достигнувший совершенолетия, свободно владеет 5-6 профессиями. Система образования точно должна быть другой», — говорит президент холдинга Biolink Technologies, визионер Евгений Черешнев.
Робототехника — одна из самых быстро развивающихся отраслей. Роботизированные системы уже сейчас активно применяются в нашем мире для выполнения различных задач, но через несколько десятилетий роботы станут неотъемлемой частью нашей жизни. Машины заменят людей в рутинных работах, производства будут автоматизированы на 90% и вполне вероятно, что в будущем роботы станут четвёртой расой, у которой появятся свои права и свободы. С активным внедрением роботов в нашу повседневную жизнь появится необходимость и в новых профессиях.
Разработчик робоэтики. Это юристы, адвокаты будущего. Они будут выступать посредниками между человеком и искусственным интеллектом. В задачи специалистов будет входить разработка этических норм, в соответствии с которыми роботы смогут существовать среди живых людей.
Разработчик домашних роботов. Cпециалист, занимающийся разработкой и программированием домашних роботов (например, робот-сиделка, робот-уборщик, робот-садовник, робот для выгуливания собак и др.), которые облегчают ведение домашнего хозяйства. Первые роботы уборщики появляются уже сейчас, но индустрия не стоит на месте и через время у каждого в доме будут хозяйничать роботы-дворецкие.
По аналогии с домашними роботами будут проектироваться и создаваться промышленные, военные, медицинские, детские.
Возможно через 30 лет вашим лучшим другом будет искусственный интеллект, а гулять вы будете с кибер-питомцем.
До недавнего времени космос не являлся ведущей сферой человеческого развития, ведь организация космических полётов стоит очень дорого. Однако в последнее несколько лет наметился перелом, связанный с первыми успехами частной космонавтики. Запуски ракет постепенно становятся не такими дорогостоящими как раньше, коммерциализация космоса возрастает, и это открывает широкие возможности для создания частного бизнеса. В ближайшие 100 лет одной из самых перспективных отраслей развития космической сферы станет космотуризм. Кроме этого, освоение космоса может помочь в утилизации земных отходов, в добыче полезных ископаемых на Луне и астероидах. А создание технологий по типу «космического лифта» резко расширяет возможности освоения космического пространства.
Менеджер космотуризма. Cпециалист, разрабатывающий программы посещения околокосмического пространства, в последствии – орбитальных комплексов и других космических сооружений.
В этой области также будут востребованы такие специальности, как космо-стюардесса и космический гид.
Космогеолог. Специалист, который занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на космических телах. В будущем шахтёров заменят операторы бурения астероидов.
Космобиолог. Специалист, исследующий поведение разных биологических систем в условиях космоса, разрабатывающий устойчивые космические экосистемы для орбитальных станций, лунных баз и длительных перелетов.
В сфере ИТ сегодня идёт несколько важных процессов. Во-первых, растет связанность мира за счет телекоммуникаций. Во-вторых, цифровые решения становятся все более мобильными и все более «дружественными» к пользователю. Через десять лет у каждого жителя городов будет минимум 5–6 устройств, носимых на теле и связанных между собой, например очки дополненной реальности, биометрический браслет для заботы о здоровье, смартфон с функцией «умного» бумажника и др. В-третьих, развиваются новые среды для работы, образования и досуга людей – виртуальные пространства, а также миры дополненной реальности.
Архитектор VR — пространства. В будущем миллионы людей будут проводить большую часть свободного времени в виртуальной реальности. Поэтому появятся специалисты по проектированию решений, позволяющих работать, учиться и отдыхать в виртуальной реальности. Они будут заниматься разработкой софта и оборудования с учетом био — и психопараметров пользователя.
Дизайнер виртуальных миров. Ответственный за концептуальные решения для виртуального мира: философия, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, ландшафт, архитектуру, ощущения (в том числе запахи и звуки), живой мир и социальный мир.
Появится целый спектр профессий связанных с виртуальными мирами. Музеи и галереи в скором времени полностью переместятся в VR пространство, станут необходимыми виртуальные экскурсоводы и digital-комментаторы. Историю будут изучать не по учебникам, не по документальным фильмам, а по time-travel экскурсиям, которые станут возможны именно благодаря развитию технологий в сфере виртуальной реальности.
Проектировщик нейроинтерфейсов. Специалист, занимающийся разработкой совместимых с нервной системой человека интерфейсов для управления компьютерами, домашними и промышленными роботами, с учетом психологии и физиологии пользователей.
Благодаря нейроинтерфейсам мы сможем «записывать» воспоминания, планы и мысли, а также распространять их по просторам интернета.
Специалист по кибербезопасности. Более глубокое погружение человека в виртуальное пространство, его частичное растворение в Сети не может обойтись без должной защиты данных. Киберохрана возьмёт на себя обязанности по обеспечению безопасности человека в киберпространстве.
Биоинженерия совместно с генной инженерией в будущем станут ведущими направлениями в медицине и косметологии. Станут реальными такие профессии, как фермер человеческих органов, инженер ДНК, боди-дизайнер. Это позволит людям программировать геном под заданные параметры, не допускать наследственные заболевания, с лёгкость менять ткани и органы, а также создавать персональный внешний облик.
Без внимания в будущем не останется социальная сфера и вопросы личностного роста. Появится масса вакансий, направленных на помощь в реализации человека в современном мире.
Персональный финансовый проектировщик. Этот специалист поможет не совершать ошибок при построении карьеры, разработав индивидуальный план достижения успехов. Это эксперт, который сможет составить алгоритм движения по карьерной лестнице для каждого человека.
Персональный бренд-менеджер. Cпециалист, занимающийся формированием персонального имиджа с использованием социальных сетей и других публичных площадок в соответствии с целями и требованиями заказчика.
Что в итоге?
Итак, профессии, которые мы изучаем сегодня, безусловно пригодятся нам в будущем. Даже самые футуристические и фантастические специальности в основе своей имеют вполне земные корни. Гораздо важнее — суметь развить в себе надпрофессиональные навыки, которые позволят адаптироваться и добиться успеха в любой сфере деятельности.
6 профессий, которые будут востребованы через 10 лет (а может, и раньше)
В Microsoft считают, что около 65% тех, кто учится сейчас в школе или вузе, будут работать на должностях, которых ещё не существует. Сооснователь и СЕО платформы для поиска репетиторов Preply Кирилл Бигай рассказал, какой диплом стоит получать в будущем.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Прогнозы о процветании робототехники давно уже перестали быть просто прогнозами. Автоматизация делает многие повседневные процессы проще и быстрее, но отнимает рабочие места. Так, в одном из московских супермаркетов уже в этом году планируют заменить всех кассиров автоматическими системами расчёта. А в Китае крупнейший производитель электроники Foxconn обещает к 2020 году автоматизировать до 30% рабочих мест и в перспективе — полностью отказаться от участия человека в производстве.
6 профессий, которые станут востребованы в ближайшие годы:
1. Дизайнер виртуальной реальности
По прогнозам, рынок VR составит 40 миллиардов долларов уже к 2020 году. Люди, проектирующие виртуальную среду обитания, будут невероятно востребованы. В ней пользователи смогут не только развлекаться. Планируется, что VR будут применять для образовательных целей, проводить в ней рабочие встречи и совещания, а также лечить психологические проблемы. Кстати, начиная с сентября 2016 года университет Дикина в Австралии начал готовить первых дипломированных специалистов в сфере виртуальной и дополненной реальности.
2. Планировщик «умного города»
Эта концепция предполагает внедрение современных технологий в повседневную урбанистическую реальность больших городов. Это могут быть автоматизированные парковки, заправки, здания, улицы и «умные» парки. Главная цель планировщика такого города — сделать среду максимально удобной для жизни всех членов общества (от пожилых людей и инвалидов до собачников и велосипедистов). Уже сейчас появляются подобные вакансии, особенно в западных странах.
3. Инженер робототехники
Тут, собственно, и так всё понятно. Бум робототехники грядёт и он неотвратим. Умные машины заменят официантов, грузчиков, консьержей и уборщиков. Поэтому даже в самых отдалённых провинциях нужны будут люди, которые смогут чинить и улучшать роботов.
4. Генный инженер
Человечество на пороге революции в медицине. Начинают появляться реальные признаки того, что в будущем мы сможем излечивать неизлечимые прежде СПИД, онкологию, вспышки опасных вирусов. В будущем будут востребованы специалисты, изымающие вредные ячейки человеческой ДНК и уничтожающие саму причину болезней.
5. Аналитик данных «Интернета вещей»
Холодильник, который напоминает об испорченных продуктах и сам заказывает новые, — это реальность ближайших даже не десятилетий, а нескольких лет. Центр экономических и деловых исследований подсчитал, что в будущем Big Data и аналитика «интернета вещей» создаст в Великобритании около 182 тысяч рабочих мест и принесёт государству 322 миллиарда фунтов. Миру нужны будут специалисты, которые сделают дома по-настоящему умными.
6. Оператор беспилотных летательных аппаратов
Починка, совершенствование, а иногда и ручное управление дронами становится востребованным уже сегодня. Через несколько лет дроны будут применяться в подавляющем большинстве компаний, которые предлагают доставку товаров. Кроме того, по мнению главы рекрутингового агентства Pruffi Алёны Владимирской, дроны заменят и репортёров в горячих точках. Преимущества машин на этой позиции подавляющие. По её словам, дрон подберётся туда, куда человек просто физически не сможет добраться, и снимет нужные кадры с разных ракурсов. В конце концов, даже если дрона застрелят, никакого морально-этического момента тут нет.
Что делать школам, чтобы подготовить детей к инновациям:
1. Изменить подход к обучению. Исследования подтверждают, что современные дети не хотят зазубривать тонну материала на скучных лекциях. Им нужно краткое изложение самого важного и желательно в интерактивном формате. Поэтому в будущем школы должны стать свободнее, большинство предметов будут преподаваться в формате отдельных мультимедийных курсов, в которых фото, видео, дополненная или виртуальная реальность и практическая работа объединятся в рамках одного курса.
2. Ввести новые предметы, направленные на освоения цифровых технологий и лингвистики. В Совете Федерации предлагают ввести предмет «Кибербезопасность», на котором школьников будут учить вести профили в социальных сетях и не поддаваться на уловки интернет-мошенников. С внедрением робототехники может появиться и предмет, разъясняющий принципы взаимодействия с роботами и робоэтике.
В продвинутых школах будущего полностью исчезнут уроки «Труда», в то же время больше внимания будет уделяться обучению компьютерным технологиям и языкам (не только иностранным, но и программирования). При этом для нас в Preply профессия «онлайн-учителя» стала обычным делом: онлайн-учитель, находясь в самых удалённых уголках планеты или на экзотических островах, с помощью интерактивного видеочата учит школьным предметам, языкам или даже музыке и танцам учеников со всего мира.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Алёна Владимирская: «Мы плодим армии потенциальных безработных»
50 полезных видеолекций на все случаи жизни
5 вещей, за которые не должны платить родители
Какие профессии будут нужны через 10 лет — Российская газета
Какой вуз гарантирует, что завтра ты не останешься без работы? Зачем повару университетский диплом? Кто такие «кентавры»? Чему научит цифровая школа? На вопросы «РГ» отвечает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Ярослав Иванович, самый трудный вопрос для молодежи — где найти работу. Многие, выбирая место учебы, ориентируются на топ-50 востребованных профессий. Но недавно эксперты заявили, что топ-50 имеет мало общего с реальными потребностями рынка. Как тогда выбирать будущую специальность?
Ярослав Кузьминов: Заранее выбирать специальность становится все сложнее. Рынок труда меняется скачкообразно, и какие бы «перспективные» специальности не предлагали вузы, они уже через несколько лет могут потерять актуальность.
Еще 50 лет назад — в 1970-е годы — было всего 5-7 процентов людей, которым платили за то, что они создавали принципиально новое, а не работали по детально поставленным задачам. Сейчас в мегаполисах таких работников уже почти треть. Через 25 лет работников с творческими задачами будет 35-40 процентов.
Идет цифровая революция, человек постепенно освобождается от рутинных задач. Это выражается в исчезновении многих профессий — диспетчера, учетчика, бухгалтера, секретаря, оператора ПЭВМ. Остающиеся профессии приобретают все более творческий характер. В мире появилось новое понятие — «кентавры». Это учитель, врач, инженер, оснащенные цифровыми помощниками, которые освобождают время для интересных задач. «Середняки», добросовестно тянущие лямку, из ядра профессии постепенно вытесняются. Но если вы приготовились «покупать образование» — вы больше чем середняком не станете.
Есть смысл поступать в профильные классы школ?
Ярослав Кузьминов: Заранее ищите, что вам интересно, пробуйте себя в этом. В Москве созданы сотни профильных старших классов — от инженерных и естественно-научных до медицинских и кадетских — можно «примерить» себя к разным профессиям. Мы несколько лет назад создали в Вышке лицей — там можно «перебрать» все университетские науки, которых нет в школе, найти то, что тебя увлечет. И если вам нравилась археология или астрономия, поступайте туда, не слушайте советов «это неперспективно», «они не зарабатывают». Настоящий профессионал всегда востребован и хорошо зарабатывает. И не только в России — рынок труда приобрел поистине глобальный характер.
Успешным выпускникам школ надо искать сильный университет. Ориентируйтесь на тот, где максимально высокий средний балл ЕГЭ по вашему направлению. Ведь качество образования — производная трех факторов. Ваши собственные усилия, качество преподавателей и качество студентов, которые учатся вместе с вами.
Планшеты есть уже у 80 процентов семей. Купить для оставшихся 20 — вполне реально для государства. Фото: Александр Рюмин / ТАСС
К чему готовиться тем, кто идет в техникумы и колледжи? Они найдут себе применение?
Ярослав Кузьминов: Экономика имеет устойчивый спрос на квалифицированных исполнителей, будь это рабочие или работники сервиса, медсестры или операторы технологических комплексов. Это не изменится в обозримый период — около трети должны «работать руками». В работе исполнителя тоже возрастает роль квалификации и ответственности. Такой работник нужен всем, и платят ему немало.
Во всем мире за последние 20 лет социальный статус квалифицированных работников поднялся и практически сравнялся со статусом людей умственного труда.
«Кентавры» — это учитель, врач, инженер, оснащенные цифровыми помощниками
Проблема России сегодня в том, что в колледжи идут часто те, кто просто не мотивирован учиться. А школьники, которые могут себя найти в «работе руками», как правило, учатся получше и поступают в вузы. Нередко они, уже с высшим образованием, потом находят себя именно в работе рабочего, водителя, фермера. По данным ассоциации рестораторов и отельеров, 90 процентов поваров московских ресторанов — это люди с непрофильным высшим образованием, пришедшие в профессию уже в 25-30 лет.
Что делать? Надо начинать знакомить с технологиями школьников с 11-12 лет, на практике показывать ряд профессий.
Как вписать знакомство с технологиями в учебный план школьников?
Ярослав Кузьминов: Технологии, которые позволяют познакомиться с профессиями, есть и сегодня. Это, например, компьютерные игры — стратегии, симуляторы и ролевые. Ты можешь летать на штурмовике, строить дом в 3D, управлять рестораном. Это может быть начальной профориентационной платформой. Следующий этап — практики на реальном производстве. Игровые подходы к обучению и профориентации родились давно, просто их применение в реальности не должно отставать от развития технологий. Нужно развивать классные, школьные, межшкольные соревнования, олимпиады по прикладным умениям.
У нас 46 тысяч школ, 26 из них — сельские, где не всегда есть даже теплый туалет. 3D-моделирование, практики на производстве — не слишком ли смелые прогнозы?
Ярослав Кузьминов: К 2021 году в каждом населенном пункте, где живет больше 100 человек, будет Wi-Fi в школе. Планшеты сегодня есть у 80 процентов семей, купить их для оставшихся 20 процентов школьников — вполне реально для государства.
Чему будут учить в цифровой школе?
Ярослав Кузьминов: Стандарты должны быть ориентированы на возросшую роль проектной деятельности, цифровых компетенций, онлайн-обучения. Главное — программу должны осваивать все дети. Учитель не имеет права работать с 60 процентами учеников класса, как сейчас, не может оставлять кого-то из учеников «за бортом». Помню, моя учительница по органической химии работала примерно с 80 процентами учеников. А у неопытной учительницы физики работала на уроке только треть . Сейчас цифровые технологии позволяют адаптировать курс практически для каждого ученика. А разница между детьми бывает огромная. 30 процентов осваивает материал медленнее, чем остальные, а 10 процентов, наоборот, опережает! Им просто скучно в классе.
Вместо учителя — очки виртуальной реальности? А почему бы и нет!? Фото: Сергей Куксин
Между тем
Через десять лет проверять работы единого госэкзамена будет компьютер. Сейчас машина «смотрит» только тестовую часть, а развернутые ответы читают 40 тысяч экспертов. Компьютеры используются только при сдаче устной части по иностранному языку, но очень скоро к нему прибавится еще и информатика.
ТЕКСТ. Инфографика: «РГ»/Михаил Шипов/Ирина Ивойлова
проверь, станешь ли ты безработным к 2030 году!
Картофельные поля и сельхозугодья, засеянные пшеницей? Каменный век! Футурологи убеждены: в будущем выращивать продукты будут… прямо на крышах и стенах небоскребов. А значит, нужны сити-фермеры – люди, которые будут этим заниматься.
Где научат?
Хотите стать сити-фермером? Тогда вам прямая дорога на такие специальности, как «Биотехнологии» и «Агротехнологии». Они есть почти в каждом регионе на биологических факультетах и в аграрных университетах (например, МГУ, СПбГУ, Удмуртский госуниверситет, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева) и другие).
Все еще сидите на диете от соседки и удивляетесь, что талия и не думает появляться? В будущем такой проблемы не будет. А все благодаря молекулярному диетологу. Он проведет генетические анализы, изучит индивидуальные физиологические особенности и назначит специальную диету, основанную на данных о молекулярном составе вашего рациона.
Где научат?
Конечно, в лучших медицинских вузах страны. Например, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова, Санкт-Петербургском государственном университете им. академика И.П. Павлова, государственных медицинских академиях Новосибирска, Нижнего Новгорода, Смоленска и других.
Очереди в поликлинику останутся в далеком прошлом. Уже через несколько лет диагнозы будут ставить сетевые врачи-диагносты прямо в онлайн-режиме!
Где научат?
Чтобы ставить диагнозы через Интернет, сначала нужно просто научиться ставить диагнозы. Сделать это можно в любом медицинском вузе страны.
Хотите провести медовый месяц на Луне? Или отправиться в кругосветное путешествие по орбите? Через десяток лет выбрать отпуск вашей мечты (да еще и горящую путевку отхватить!) вам поможет менеджер космотуризма.
Где научат?
Специальность менеджера комсмотуризма относят к кросс-отраслевым. Это значит, что человек этой профессии должен не только уметь общаться с людьми (то есть быть менеджером), но и являться первоклассным специалистом в космической отрасли. Таким, каких готовят, например, в Московском авиационном институте, Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Сибирском государственном аэрокосмическом университете или Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения.
Чтобы виртуальный мир окончательно стал круче реального, его придется доработать: продумать философию, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, архитектуру, ландшафт и даже ощущения, включая запахи и звуки. Этим займется дизайнер виртуальных миров.
Где научат?
Там же, где и прочих компьютерщиков! Получить базовое образование можно на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, в МФТИ, Национально-исследовательском ядерном университете «МИФИ», Томском «политехе», Новосибирском национальном исследовательском государственном университете и других.
Научить компьютер говорить и воспринимать, что говорит ему человек, — задача для цифрового лингвиста. Благодаря этим людям машинный перевод станет более точным и менее корявым, а поисковики быстрее и понятливее.
Где научат?
Еще одна кросс-отраслевая специализация, связывающая гуманитарные и технические науки воедино. Получить азы этой интереснейшей профессии можно в тех же вузах, что и научиться быть дизайнером виртуальных миров.
Увы, достопримечательности, которые привлекают туристов, не вечны. Поэтому особенно востребованными станут специалисты, способные оценить, насколько обветшало здание, подобрать технологию по его перестройке, а следовательно — сохранить кремлевские стены и другие памятники старины для потомков на века вперед.
Где научат?
Будущих архитекторов готовят в Московском архитектурном институте, Национальном исследовательском Московском государственном строительном университете, Санкт-Петербургском, Дальневосточном, Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете и других учебных заведениях.
Решить квартирный вопрос, который портит не только москвичей, но и всех россиян от Владивостока до Калининграда, поможет… 3D-принтер. На смену прорабам и строителям в будущем придут люди, способные научить машину печатать дома.
Где научат?
Увы, одного архитектурно-строительного образования тут будет недостаточно. Придется проходить дополнительные курсы при фаблабах (так называют цифровые лаборатории, они есть во многих крупных городах), на которых можно научиться технологиям 3D-принтинга.
«Ты женщина, а не посудомойка», — говорит мужчина жене в одном рекламном ролике и дарит ей посудомоечную машину. Если бы дело происходило в недалеком будущем, счастливица, не желающая обременять себя скучными домашними заботами, получила бы робота-уборщика, прачку, садовника и даже робота для выгуливания собак.
Где научат?
Основам робототехники нужно учиться в технических вузах, таких как МФТИ, «МИФИ», Уфимском государственном авиационном техническом университете, Томском государственном и Томском политехническом университетах, Дальневосточном федеральном университете и других.
Пока вы только раздумываете о том, как разбогатеть, проектировщик индивидуальной финансовой траектории уже все просчитал: на что тратить, во что инвестировать и с какой скоростью двигаться по карьерной лестнице.
Где научат?
Экономистов сегодня готовят почти в любом вузе. Но будущее все-таки за теми, чьи дипломы имеют вес: это Высшая школа экономики, Российский экономический университет им. Плеханова, МГУ им. Ломоносова, Государственный университет управления и некоторые другие.
Личные тренеры давно перестали быть роскошью, сегодня это кратчайший способ получить тело своей мечты. Но ведь не только мышцы поддаются тренировке. Развить память, внимание, научиться скорочтению и другим феноменальным премудростям поможет тренер по майнд-фитнесу.
Где научат?
Для начала придется освоить азы педагогики и психологии в одном из педагогических вузов (например, в МГУ, МПГУ, Российском государственном педагогическом университете им. Герцена, РГГУ и других). А потом, советуют футурологи, обратиться к сообществам практиков нового образования.
Все еще сомневаетесь, можно ли вашему чаду смотреть мультик про «Малыша и Карлсона»? Спросите у специалиста по детской психологической безопасности! Также он поможет определить, насколько опасны для психики ребенка игрушки, игры, одежда, мебель и прочие товары и сервисы.
Где научат?
Профессионал в этой сфере должен неплохо разбираться в детской психологии и физиологии, да еще и в новейших технологиях разбираться. Ни один на одном из существующих факультетов всему и сразу вас не научат. Но начать, конечно, лучше всего с педагогического вуза.
МНЕНИЕ
«Половина профессий исчезнет в ближайшие 20 лет»
Татьяна Иванова, футуролог, социолог, директор Центра стратегического проектирования корпораций Института экономических стратегий ООН РАН, член Международной Академии исследований будущего, член Ассоциации футурологов:
— По мнению исследователей из Оксфорда, в ближайшие 20 лет исчезнет 47% существующих ныне профессий. В мире происходят быстрые и радикальные изменения. Многим ныне живущим людям придется менять профессии, «перезагружать» свои знания, навыки, качества и даже облик (новые технологии позволят и это). При этом конкурировать вскоре придется не только друг с другом, но еще и с роботами и компьютерами, которым человек будет вынужден соответствовать и умом, и ответственностью, и скоростью реакции на изменения среды, чтобы не остаться за бортом этого прекрасного мира будущего.
Будущее за беспилотными авто, 3D-печатью, дополненной реальностью, нейроинтерфейсами, робототехникой, генной инженерией, источниками возобновляемой энергии, системами управления климатом. И, разумеется, за космосом − ведь идея основать колонии на Марсе сегодня весьма популярна и представляется вполне достижимой.