Процентные ставки Центрального банка как инструмент денежно-кредитной политики
Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.
Основная цель используемого Банком России инструмента процентных ставок по своим операциям – это укрепление рубля путем воздействия на рыночные процентные ставки. Процентная ставка Банка России является универсальным средством регулирования финансовых и кредитно-денежных отношений. Она едина на всей территории РФ и применяется Банком России, органами государственной власти, кредитными организациями, юридическими и физическими лицами.
Виды процентных ставок
Действующее законодательство не ограничивает Банк России в возможностях применения процентных ставок: они могут быть нескольких видов и применяться по различным операциям. Впервые процентная ставка была установлена 1 января 1992г. Она именовалась учетной ставкой по кредитам Банка России и составляла 20% годовых при предоставлении кредитов коммерческим банкам. Одновременно были отменены все ограничения на установление коммерческими банками процентных ставок по активным и пассивным операциям. В последующем учетная ставка стала именоваться процентной ставкой рефинансирования. Кроме того, Банком России устанавливались предельный размер маржи по кредитам коммерческих банков, предоставляемых за счет централизованных кредитных ресурсов, и ставка процента по дебетовому сальдо по корреспондентскому счету коммерческого банка в Банке России. При этом ставка процента по дебетовому сальдо имела штрафной характер и представляла собой повышенную ставку процента, применяемую к дебетовому сальдо по корреспондентскому счету коммерческого банка в Банке России. Начиная с 1 июля 1994г. Банком России установлено, что процентная ставка с задолженности по просроченным централизованным кредитам и просроченным процентам по ним устанавливается в размере 1,3 учетной ставки Банка России.
Учетная ставка используется центральным банком в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям центрального банка. Таким образом, официальная учетная ставка центрального банка – это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.
Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, Центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Центрального банка, и наоборот.
Изменение учетной ставки относится к косвенным инструментам денежно-кредитного регулирования. Его широкое использование обусловлено простотой применения. Если Центральный банк преследует цель уменьшить кредитные возможности коммерческих банков, то он повышает официальную учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель Центрального банка – расширить доступ к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень ставки.
Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам Центрального банка, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику. Использование процентной ставки Центрального банка особенно активно практикуется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов. Страна, испытывающая трудности при сбалансировании внешних расчетов, стремится привлечь иностранный капитал посредством повышения процентных ставок. Учетная ставка центрального банка может колебаться в довольно широких пределах, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры.
Манипулирование процентными ставками во многих странах является важнейшим инструментом контроля над денежной массой. Рост процентных ставок, удорожание кредита, например, побуждают сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований; соответственно сокращается потребность в платежных средствах и в тоже время создается дополнительный стимул ускорения оборота денег. Центральный банк, исходя из нужд денежной политики, предпринимает соответствующие шаги в области процентных ставок, прежде всего по краткосрочным заимствованиям. Политика высоких процентных ставок, применяемая в течение длительного времени, может создать определенные затруднения в развитии торговли, не оказав при этом стабилизирующего воздействия на инфляционные процессы.
Важным инструментом прямого регулирования Центральным банком денежно-кредитной сферы являются меры административного воздействия, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от Центрального банка и направленных на ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов. Наиболее широко распространены в зарубежных странах такие меры административного воздействия, как регулирование уровня процентных ставок коммерческих банков, объемов кредитов, направлений портфельных инвестиций.
Жесткое административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков характерно, прежде всего, для развивающихся государств, хотя в отдельные годы оно использовалось и развитыми странами.
В последнее время наблюдается отход от лимитирования верхнего уровня процентных ставок по кредитам и депозитам банковских институтов, поскольку выгоды от данного метода регулирования отмечаются лишь в течение продолжительного периода времени, а отрицательные последствия весьма значительны. Невысокие ставки по депозитам коммерческих банков были причиной размещения свободных финансовых средств не на банковских депозитах, а в других формах – например, недвижимости, покупки иностранной валюты, товаров, драгоценных металлов, что не позволяло использовать их для финансирования производственных инвестиций. Кроме того, повышенный спрос на многие виды товаров национального производства и иностранную валюту ускорял рост цен и, ослабляя позиции национальной денежной единицы, нарушал макроэкономическую стабильность.
Административное регулирование процентных ставок, предусматривает ограничение правительством объема кредитов, предоставляемых банковскими институтами. В целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии центральные банки прибегают к установлению так называемых кредитных потолков, т.е. предельной суммы кредитования, и осуществляют контроль за соблюдением нормативов.
При введении или ужесточении кредитных ограничений на организованных финансовых рынках наблюдается тенденция переориентации заемщиков на неформальные рынки в целях удовлетворения своих потребностей в ссудах. В связи с этим использование лимитов банковского кредитования обычно сопровождается повышением уровня процентных ставок на неорганизованных денежных рынках. Другое негативное последствие использование данного метода регулирования – необходимость введения жестких ограничений в области движения капиталов. При отсутствии таких ограничений по мере приближения к лимиту банки во все больших масштабах экспортируют привлекаемые ресурсы за рубеж, размещая депозиты в иностранных банках или предоставляя кредиты зарубежным заемщикам.
Важное место в регулировании направления кредиторов занимает селективная кредитная политика, активно используемая в развивающихся странах (в некоторых из них от 20 до 80% банковских кредитов направляется на финансирование определенных отраслей экономики).
Процентные ставки по операциям Банка России на 2015г.:
- ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, %
- 8,25.
- ставка по внутридневному кредиту, % — 0.
- ставка по кредиту overnight, % — 13,50.
Фиксированные ставки по ломбардным кредитам, %: на 1 день– 13,50.
- ставки по кредитам под активы или поручительства, %: на 1 день – 13,50; на 2-549 дней – 14,25.
- ставки по кредитам, обеспеченным золотом, %: на 1 день – 13,50; на 2-549 дней – 14,00.
Ставки по депозитным операциям, %:
- Оvernight — 11,5;
- Том-некст — 11,5;
- Спот-некст — 11,5;
- до востребования – 11,5.
Фиксированные ставки по операциям прямого РЕПО, %: на 1 день — 6,25.
- < Назад
- Вперёд >
Инструменты Банка России по предоставлению иностранной валюты
Операции по предоставлению иностранной валюты являются специализированными инструментами Банка России, применение которых направлено на достижение и сохранение устойчивости внутреннего валютного рынка и финансового сектора в целом в условиях действия неблагоприятных внешнеэкономических факторов.
Во второй половине 2014 года ограничение доступа ряда российских компаний и банков к внешним финансовым рынкам, в совокупности с резким снижением мировых цен на нефть, привело к увеличению напряженности на внутреннем валютном рынке, росту девальвационных ожиданий и отклонению курса рубля от фундаментально обоснованного уровня. Это создало значительные риски для ценовой и финансовой стабильности.
В этих условиях применение инструментов Банка России по предоставлению иностранной валюты на возвратной основе было призвано способствовать расширению возможностей кредитных организаций по управлению собственной валютной ликвидностью и по рефинансированию внешних кредитов российских организаций-экспортеров в иностранной валюте, подлежащих погашению.
Конечными целями использования данных инструментов являются снижение рисков для стабильного функционирования внутреннего финансового рынка и обеспечение нормальных условий для реализации денежно-кредитной политики.
Учитывая тесную взаимосвязь между различными сегментами финансового рынка, напряженность на валютном рынке может оказывать воздействие на динамику краткосрочных процентных ставок, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. В результате ставки денежного рынка могут значительно и устойчиво отклоняться от уровня ключевой ставки Банка России, определяющей направленность денежно-кредитной политики, препятствуя достижению операционной цели Банка России и искажая действие трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Проведение операций Банка России по предоставлению иностранной валюты на возвратной основе не направлено на достижение или поддержание определенного уровня курса рубля и не противоречит режиму плавающего валютного курса. Подобные операции проводят многие центральные банки, следующие режиму плавающего валютного курса.
При этом в связи с тем, что операции проводятся на возвратной основе, они в среднесрочной перспективе не оказывают влияния на уровень достаточности международных резервов, приводя только к краткосрочному снижению их объема.
Тип инструмента | Форма проведения | Предоставляемая валюта | Срок | Частота проведения |
---|---|---|---|---|
Операции на аукционной основе | Сделки РЕПО в иностранной валюте | доллары США, евро | 1 неделя | еженедельно |
28 дней | еженедельно | |||
12 месяцев1 | еженедельно | |||
Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных залогом прав требования по кредитам в иностранной валюте2 | доллары США, евро | 28 дней | нерегулярно | |
365 дней | нерегулярно | |||
Операции постоянного действия | Сделки «валютный своп» по продаже долларов США за рубли | доллары США | 1 день (с расчетами «сегодня / завтра» и «завтра / послезавтра») | ежедневно |
Как и в случае с другими инструментами, Банк России осуществляет предоставление иностранной валюты только банковскому сектору.
Основными инструментами предоставления иностранной валюты на возвратной основе являются операции на аукционной основе. Данные операции проводятся Банком России в форме аукционов РЕПО в иностранной валюте и аукционов по предоставлению кредитов в иностранной валюте, обеспеченных залогом прав требования по кредитам в иностранной валюте.
Банк России определяет максимальный объем предоставления средств на аукционах на основании оценки потребности банковского и нефинансового секторов в иностранной валюте исходя из прогноза динамики основных компонентов платежного баланса, включая предполагаемый объем погашения внешнего долга, с учетом оценки сбалансированности валютных активов и пассивов банковского сектора, в том числе по срочности. При этом Банк России принимает во внимание цели обеспечения финансовой стабильности и учитывает изменения конъюнктуры рынка межбанковского валютного кредитования, включая сегменты валютных и процентных валютных свопов.
Предоставление иностранной валюты в форме аукционов РЕПО и кредитных аукционов не оказывает влияния на уровень рублевой ликвидности банковского сектора.
Банк России также устанавливает совокупный максимальный объем задолженности кредитных организаций по операциям РЕПО в иностранной валюте и кредитам в иностранной валюте, обеспеченным залогом прав требования по кредитам в иностранной валюте. В настоящий мом
Итоги аукционов репо в рублях | Банк России
Итоги аукционов репо в рублях
Статистика национальной платежной системы | Банк России
Актуализация данных осуществляется ежеквартально до 25 числа третьего месяца после отчетного квартала
Методологические комментарии к таблицам рубрики «Статистика национальной платежной системы»
Россия (сводные данные)
1. Основные показатели развития национальной платежной системы
2. Институциональная обеспеченность платежными услугами
3. Количество счетов, открытых учреждениями банковской системы
4. Структура переводов денежных средств, осуществленных через платежную систему Банка России
5. Переводы денежных средств, осуществленные через платежную систему Банка России, с использованием сервисов перевода/систем расчетов
6. Среднедневное, максимальное дневное и минимальное дневное количество и объем переводов денежных средств кредитных организаций, осуществленных через платежную систему Банка России
7. Структура платежей, проведенных через кредитные организации (по платежным инструментам)
8. Структура переводов денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица
9. Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях
10. Сведения о платежах, распоряжения по которым составлены и переданы в электронном виде клиентами кредитных организаций и самой кредитной организацией
11. Платежи клиентов кредитных организаций с использованием платежных поручений, поступивших в кредитные организации, по способам поступления
12. Количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и/или эквайринг платежных карт
13. Количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями и Банком России, по типам карт
14. Операции, совершенные на территории России и за ее пределами, с использованием расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями и Банком России, по видам клиентов
15. Операции, совершенные на территории России с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, Банком России и банками-нерезидентами
16. Сведения об устройствах, расположенных на территории России и предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт
Российские регионы
1. Институциональная обеспеченность платежными услугами в территориальном разрезе
Показать всеСвернуть