Примеры маргиналов в современном обществе – определение, значение слова простыми словами, примеры употребления. Кто такие маргиналы?

Содержание

значение и примеры. Кто такие маргиналы в современном обществе

Нередко можно слышать, что людей, свободных от стереотипов и привычного большинства зависимостей, называют «маргиналы». Значение слова многих может ставить в тупик, так как под данное понятие могут попадать бомжи, иммигранты, интеллектуальные свободные художники, олигархи новой волны. Это абсолютно разные слои населения, разные люди. Что же их объединяет? Кого относят к маргиналам?

Человек «за бортом»

По каким-то причинам эти личности, и группы оказываются «за бортом», поскольку не вписываются в рамки господствующих для определенного общества и традиций. Получается, что к маргиналам можно отнести любого человека, который по своей воле или вопреки ей избегает привычных установок или отрицает их, живет не как все, не вливается в социум. Оригинальность, неумение общаться, особая тяга к одиночеству также сразу ставят определенную личность за своеобразный край привычных границ.

Рассмотрим, что обозначает слово «маргинал». Согласно трактовке энциклопедических словарей, это человек, который находится на границе различных социальных систем, культур, групп и испытывает на себе воздействие противоречащих друг другу правил, норм и ценностей. Синонимом данного понятия считается к которому относят представителей социального «дна».

Выходит, если тебе присуща одна из таких характеристик, как оригинальность, неумение общаться, особая тяга к одиночеству, ты уже попадаешь за своеобразный край привычных границ, ты уже маргинал. Кто это — «живущий на обочине» или «культурный гибрид»? Как делить людей «вне рамок» — на маргиналов высшего и низшего уровня? При этом к первым относить тех, кто покинул низшее сословие и пребывает на высоких уровнях, а ко вторым — тех, кто деградировал или, наоборот,
нашел исчерпывающие ответы на все главные вопросы бытия?

«Живущие на обочине»

Люди, живущие не так, как все, пренебрегающие социальными стандартами, но не выходящие за рамки правового поля, — маргиналы. Значение слова при этом не подразумевает чего-то обидного,оно скорее обозначает того, кто в меньшинстве. Впервые данный термин получил распространение в начале XX столетия. Его применил исследователь чикагской школы социологии Роберт Парк. Оно прозвучало в одном из его эссе под названием «Человеческая миграция и маргинальный человек» по отношению к иммигрантам в Северную Америку, не нашедшим себе применения в новой стране, не принявшим новых норм и продолжающим придерживаться своих традиций.

Все оттенки значения

Предысторией появления термина можно считать понятие «промежуточный элемент», употребленное в работах по изучению жизни групп иммигрантов в городской социальной организации. Они описывали положение индивидов, эквилибрирующих на границе абсолютно разных культур, и последствия их неадаптированности в новом обществе.Этих иммигрантов первыми и окрестили таким именем, как маргиналы. Значение словасо временем приобрело новые оттенки. Его своеобразная размытость вносила некую путаницу в понимании смысла термина. Так стали называть людей вне привычного социума, людей с отпечатком физических или психических недугов.

Что значит слово «маргинал», отсутствующеев словарях Ожегова, Брокгауза и Эфрона, в БСЭ? В некоторых источниках можно найти лишь этимологию однокорневого слова «маргиналии» — пометки или же заголовки, вынесенные на поля журнала, книги или другого печатного продукта. Позже в «Советской энциклопедии» появляется слово «маргинальность», означающее промежуточность положения личности в определенном обществе.

В современном русском языке личности, социальные слои или группы, находящиеся на «обочинах», за рамками характерных для определенного социума структурных подразделений, традиций, именуются как маргиналы. Значение словадовольно неопределенное, но в последнее время достаточно модное.

«Внесистемный»

Понятие слова «маргинал» какое-то безоценочное. Оно находится на грани между «хорошо» и «плохо». Ведь то, что сегодня воспринимается как выходящее за рамки системы, завтра вполне может войти в нее, а может и не войти, остаться «за бортом» социальной структуры.

Позитивный и негативный маргинализм

Слово «маргинал» можно анализировать в двух аспектах: позитивном и негативном. Ведь ценности, присущие «внесистемной» личности, необязательно должны противостоять всему устоявшемуся и обывательскому. Они вполне могут и дополнять его.

Маргиналы нередко рассматриваются как «чудики». Серьезное увлечение классической музыкой человека из среды коммерсантов делает его среди коллег странным и особенным, поскольку среди них редко котируются ценности высокого искусства. В своей компании он находится в меньшинстве. И подобных людей, чувствующих себя чужаками в своей среде, в истории немало. Это А. И. Солженицын, А. Эйнштейн, Томас Манн и ряд других известных личностей. Многие их идеи были не поняты и не приняты современниками, но получили высокую оценку в будущем. Все имена перечислить невозможно, но уникальность этих индивидуумов всегда создает благоприятные условия для появления непредусмотренного, оригинального и неучтенного случая.

А есть маргиналы, которые скорее тормозят развитие. Из-за своих низких интеллектуальных способностей они не могут адаптироваться в общепринятых условиях, им проще отрицать установле

Маргинальность в современной России

Актуальность концепции маргинальности для понимания процессов, происходящих в социальной структуре российского общества, связана с ее масштабной трансформацией, один из аспектов которой фиксируется как маргинализация. Причины маргинализации прежде всего связаны с усилением процессов мобильности как восходящей, так и нисходящей. Экономические, политические реформы привели к появлению новых социальных групп, изменению численности прежних. Все эти изменения происходят за счет действия механизмов мобильности.

История возникновения и функционирования термина «маргинальность» чрезвычайно важна для его понимания. Она сравнительно коротка, но предельно насыщена разнонаправленными интеллектуальными поисками, оригинальными находками. Пожалуй, трудно найти другой научный термин, понимание которого так зависело бы от знания его истории. Ведь его методологическая универсальность, применимость к изучению самых разнообразных социальных процессов, множество контекстов употребления приводили к тому, что в разных условиях он каждый раз приобретал новое звучание и даже порой совершенно новый смысл, демонстрируя в то же время свою эвристическую плодотворность. Поэтому важно дать хотя бы сжатую картину его развития.

Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный».  Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей Чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864-1944 гг.) впервые употребил его в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвященном изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент» («), употребленный другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации. Иначе говоря, маргинальность — это характеристика пограничных, промежуточных, стоящих на рубеже культур, явлений, социальных субъектов, статусов.

Маргинальные люди имеют отношение к двум или даже нескольким различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью; их субъективное представление о себе и объективное положение довольно противоречивы. Маргинальный человек, по словам Р. Парка,  «живет в двух мирах и в обоих он более или менее посторонний». Затрудняя личностную идентификацию с определенной группой, эта амбивалентность способствует размыванию норм и ценностей исходной субкультуры без соответствующего приобщения к новой субкультуре. Маргинализация подразумевает потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную или без полной адаптации к новой общности. Главный признак маргинализации – разрыв социальных связей, причем последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности восстанавливаются, причем установление социальных и духовных связей, как правило, сильно отстает от установления связей экономических. Примеры маргинальности: горожане сельского происхождения, дети из многонациональных семей, представители стран третьего мира, получившие европейское образование, эмигранты.

Идеи Парка были развиты и переработаны другим американским социологом — Эвереттом Стоунквистом в монографическом исследовании «Маргинальный человек» (1937 г.). С его именем чаще всего связывают окончательное закрепление и легитимацию концепции маргинальности в социологии. В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной». В 40-60-е гг. она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социоло-гической фикцией». А. Грин утверждал, что маргинальный человек — это всеобъемлю-щий термин (omnibus term), который, включая все, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены [4;с.63,67]. Тем не менее, анализ усложняющихся социальных процессов в современных обществах через понятие маргинальности, приводивший к интересным наблюдениям и результатам, становится одним из признанных социологических методов.

Например, реструктуризация экономики, рост доли сектора услуг и торговли при одновременном сокращении производственного сектора привели к возникновению значительных потоков мобильности. Промышленные рабочие, меняя профессию, переходят в сферу услуг. Для многих этот переход связан с деквалификацией, сменой квалифицированного труда на неквалифицированный, для других, наоборот, это шаг вверх по социальной лестнице, иногда связанный с открытием собственного дела. Однако, в любом случае, такой переход сопровождается сменой ролевых и идентификационных характеристик и может анализироваться с позиций теории маргинальности. Можно предположить, что усиление «проблемности» состояния маргинальности, увеличение времени, требуемого для адаптации, будет зависеть от того, воспринимает ли человек смену статуса как позитивное событие, или как вынужденную меру, единственный способ сохранить привычный уровень жизни в условиях экономического кризиса.

Интересный аспект анализа маргинальности – творческий потенциал этого состояния. Адаптация к новой социальной позиции может быть как пассивной – через приспособление образа жизни к требованиям среды, так и активной, направленной на изменение ситуации, поиск новых моделей поведения. Массовое перемещение в группу индивидов из других социальных слоев в сочетании с выбором активных стратегий адаптации способно переопределить ценностно-нормативные характеристики статусной группы. Интересно было бы проанализировать с этой точки зрения процесс смены элит в России. Концепция маргинальности может помочь в объяснении той «революции сверху», которая произошла в России в 80-е гг. Средние слои номенклатуры, получив при М.С. Горбачеве доступ в элиту, сумели изменить и правила взаимодействия внутри группы и критерии рекрутирования в элиту.

Другой аспект маргинализации в современной России связан с тем, что многие статусные позиции потеряли ролевую и идентификационную определенность. Социологические исследования показывают, что в современной России существует слой людей, которые не могут идентифицировать себя с определенной социальной группой. Это рабочие, работники бюджетной сферы, столкнувшиеся в последние несколько лет с проблемами падения жизненного уровня, нестабильности заработной платы, скрытой безработицы, падением престижа рабочих профессий. Для этой группы характерно ощущение несоответствия исполняемой работы полученной квалификации, они считают свою работу непрестижной, не видят возможностей профессионального роста и, как следствие, уходят от прежней идентификации, не находя оснований для новой.

И, наконец, с позиций теории маргинальности можно рассмотреть формирование новых групп. Нормативная ролевая и ценностно-нормативная неопределенность в этом случае существует не только на индивидуальном уровне, но и на групповом. Яркий пример такой ситуации – становление группы предпринимателей. Формирование этой группы началось с появлением законодательных оснований для предпринимательской деятельности, что вызвало мощный поток мобильности из разных социальных слоев. Однако в начале развития предпринимательства нормативные и ролевые характеристики этой статусной позиции были практически не определены, в обществе существовали лишь приблизительные представления, основанные на западных фильмах и образах русских купцов. Поэтому становление новой группы происходило, с одной стороны, на основе этих представлений, а с другой стороны, с привлечением поведенческих образцов тех групп, из которых наиболее активно шло рекрутирование – советская партийная, комсомольская и хозяйственная номенклатура, научно-техническая интеллигенция и «теневики». Поэтому можно заключить, что в основе формирования ролевых и ценностно-нормативных комплексов группы предприни-мателей лежали маргинальные практики.

Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов интенсифицируют процесс маргинализации населения. В результате появляется социальный слой пауперов, как следствие усиливающейся нисходящей социальной мобильности, нарастающей по своей интенсивности. Так формируется и укрепляется «социальное дно», которое фактически отторгается обществом, практически не знающим даже его истинных размеров. Данные, полученные в результате исследования, проведенного ИСЭПН РАН, показывают, что нижняя граница размеров «социального дна» составляет 10% городского населения, или 10,8 млн. человек, в составе которых 3,4 млн. человек — нищие, 3,3 млн. — бомжи, 2,8 млн. — беспризорные дети и 1,3 млн. человек — уличные проститутки. Указанные цифры не совпадают с официальной статистикой. Так, по данным МВД РФ, бездомных в России от 100 до 350 тысяч, и это естественно, потому что правоохранительные органы фиксируют лишь ту часть социального дна, которая попадает в их орбиту. А это — лишь видимая часть айсберга [5; с.38].

Представители «социального дна» имеют сходные черты. Это люди, находящиеся в состоянии социальной эксклюзии, лишенные социальных ресурсов, устойчивых связей, утратившие элементарные социальные навыки и доминантные ценности социума. Они фактически уже прекратили борьбу за свое социальное существование. Психологическое состояние пауперов, как правило, характеризуется отчаянием и безысходностью. Вместе с тем у рассматриваемых категорий населения прослеживается весь спектр человеческих эмоций: отчаяние людей, попавших на «дно» сравнительно недавно и еще недостаточно социализированных в новой для себя среде (нищие), безнадежное спокойствие «старожилов» (бомжи, проститутки) и «оптимизм» беспризорных детей, которые, как им кажется, вырвались на свободу.

«Социальное дно» в России находится вне рамок законов и норм Конституции. «Большое» общество исключает его из орбиты социальных связей; контакты с ним ведутся только по линии правоохранительных органов, процесс эксклюзии реализуется в наиболее полном виде. Более двух третей его представителей побывали в милиции, почти четверть — отбывали срок в тюрьме. «Дно» накапливает криминальный опыт не только непосредственной практикой преступной деятельности, но и за счет опыта лиц, отсидевших в тюрьме. Криминальная активность пауперов рассматривается как фактор политической нестабильности жизни российского общества. Обитатели «дна» способны на активные социальные действия, готовы к социальному взрыву.

Причины нисходящей мобильности могут быть внешние (потеря работы, реформы в стране, неблагоприятные перемены в жизни, криминальная среда, вынужденное переселение, война в Чечне, последствия войны в Афганистане — афганский синдром) и внутренние (склонность к порокам, неспособность к адаптации в новых условиях жизни, личные качества характера, беспризорное детство, плохая наследственность, недостаток образования, отсутствие родных и близких). Оценка влияния указанных факторов на социальные эксклюзии весьма различна со стороны населения, экспертов и самих представителей «дна». В обществе доминирует снисходительно-оправдательная установка на проблему бедности. Характер реформ способствует распространению мнения, что труд не является источником жизненного успеха, а бедность — это болезнь общества, не порок, а рок. Важнейшая причина, способная привести людей на «социальное дно» — потеря работы. Так считают 53% населения и 61% экспертов. В сознании людей экономические реформы в стране связываются с социальной деградацией, с массовым обнищанием, с жизненными лишениями. Менее значимыми воспринимаются влияние криминального мира, война в Чечне и вынужденное переселение (беженцы) [5; с.41].

Маргинальный статус (навязанный или приобретенный) сам по себе не означает ситуации социального исключения или изоляции. Он легитимирует эти процедуры, являясь основанием для применения «концептуальной машинерии поддержания универсума» — терапии и исключения. Терапия включает применение концептуальных механизмов, чтобы актуальные и потенциальные девианты пребывали в рамках институционализированного определения реальности. Они достаточно разнообразны — от пасторского попечения до программ личностной консультации. Терапия включается, когда маргинальное определение реальности имеет психологически подрывной характер для остальных членов социума; так, целью контрпропаганды является недопущение «брожения умов» под влиянием «чужих» СМИ либо харизматических личностей в своем социуме.

Исключение чужаков – носителей иных определений ведется по двум направлениям: 1) ограничение контактов с «аутсайдерами»; 2) негативная легитимация. Второе представляется нам наиболее тесно соотносящимся с маргинальным статусом индивидов и групп. Негативная легитимация означает принижение статуса и возможности влияния маргиналов на общность. Она осуществляется путем «аннигиляции» – концептуальной ликвидации всего, что находится за пределами универсума. «Аннигиляция отрицает реальность любого феномена и его интерпретации, которые не подходят этому универсуму» [1; c.187]. Она осуществляется либо путем приписывания низшего онтологического статуса всем определениям, существующим за пределами символического универсума, либо попыткой объяснения всех отклоняющихся определений на основе понятий собственного универсума.

Обратим внимание на разную реакцию общества на девиантность и маргинальность. К маргиналу, скорее всего, будет применена символическая изоляция, в то время как для девианта – изоляция в виде физического уничтожения, лишения свободы либо «терапия» в виде принудительного лечения. Процессы маргинализации имеют целью блокировать индивида, «запереть» его в ограниченном социальном пространстве, изолировать, перекрыть каналы влияния на остальных членов социума.

В заключении можно отметить, что маргинализация личности в условиях нарушения социальных связей может вести к диссоциации человека, тем самым вызывая психологическое напряжение, страх, стесненность, поведение, не совпадающее с общепринятыми нормами. Дает о себе знать синдром промежуточности, выражающийся в неуверенности, комплексе неполноценности, а отсюда и частой озлобленности, агрессивности индивидов. Именно поэтому первоначально маргинальность оценивалась негативно и связывалась с проявлениями социального дискомфорта и девиации. Однако ее социальное значение может быть положительным: отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению активности, проявлению инициативы, выработке культурных и социальных нововведений. Социальная и территориальная мобильность, изменения социально-экономического статуса, перемещения в культурном пространстве, столкновение с моральными нормами иного типа приводят личность к необходимости борьбы за выживание, в которой она может проходить через конкуренцию, конфликт, адаптацию вплоть до ассимиляции. Именно поэтому маргинальность характеризуется стремлением к интеграции – желанием «войти» в группу, занимающую более высокий социальный статус, преодолеть значительную социальную дистанцию.

Маргинальность задает поливекторность развития и в большинстве случаев это или болезнь роста социального организма или признак его распада, который осуществляется также посредством реструктурирования социальной мозаики. Векторы дальнейшего развития маргинальных субъектов могут задавать различную направленность динамики развития: как негативную – деформация и разрушение устоявшихся социумов, так и позитивную – формирование качественно новых социокультурных структур на микро- и макроуровне.

Авторы: Чекменёва Т.Г., Щербаков В.Ю.

Литература:

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. 322 с.
  2. Голенкова З. Маргинальные слои: феномен социальной самоидентификации // Социологические исследования. 1996. №8.с.12-17.
  3. Маргинальность в современной России. М , 2000.
  4. Попова И. Новые маргинальные группы в российском обществе // Социологические исследования. 1999. №7. С.62-71.
  5. Римашевская Н. Бедность и маргинализация населения социальная политика // Социологические исследования. 2004. №4. с. 33-42.
  6. Сергеева О. Роль этнокультурной и социокультурной маргинальности в трансформации цивилизационных систем // Общественные науки и современность. 2002. №5. с.104-114.

См. также: О психологии маргинальной личности

кто это, причины и примеры, известные маргиналы

Разобравшись с вопросе маргинал – кто это, многие узнают в характеристиках знакомых или себя. Некоторые путают маргинальных личностей с асоциальными элементами, но это неверно, поскольку грань, за которой оказывается маргинал, не всегда является переходом в низшие слои общества.

Кто такой маргинал?

Социализация – это одна их важнейших потребностей человека, который с рождения живет в обществе и развивается в соответствии с его требованиями. Маргинальная личность – это индивид, по каким-то причинам выпавший из своего социального круга, но это не значит, что человек начал опускаться на дно общества. Что значит «маргинал» – от латинского слово «margo» означает «граница», «край», «грань», перейти эту границу человек может в любую сторону, но при этом в новом окружении он становится чужаком. Маргинал это тот, кто:

  • отвергает нормы, правила, традиции, принятые обществом;
  • не ощущает чувства долга по отношению к обществу;
  • испытывает потребность быть одиноким, избегает людей.

Термин «маргинал» начал свое хождение в начале 20 века в Америке, им обозначали эмигрантов, которые плохо социализировались в новом для себя обществе. Эту неспособность полноценно адаптироваться называли маргинализацией. Многих интересует, чем опасны маргиналы для общества. Маргинальное общество (с высоким уровнем маргинализации) подвергается опасности распада, беспорядков, духовного и физического вырождения. Люди-изгои легко могут перейти в категорию деклассированных элементов, примкнуть к обществам с различными радикальными идеями (терроризм, революция).

Многие психологи и философы считают, что маргинальный тип личности – это и не хорошо и не плохо. К примеру, исследователь И.В. Малышев полагает, что тот, кто сегодня маргинал – завтра может оказаться на вершине власти, поскольку общество меняется и тот, кто был среди элиты – может оказаться на обочине. Как пример можно вспомнить многих представителей правящей партии в СССР – многие из них со сменой власти оказались не у дел, упразднились парторги, преподаватели коммунистической истории и так далее

Люмпены и маргиналы – отличия

Некоторые люди считают, что маргиналы и люмпены – это родственные, взаимозаменяемые термины. Это не совсем верно, потому что люмпен – это нищий, бродяга. Когда маргиналами называют люмпенов – это верно по факту финансовой маргинальности, но маргинал может быть и вполне успешным и богатым человеком, не вписавшимся в окружающее общество. При этом люмпен в среде таких же бродяг и нищих маргиналом не является – он находится в своем круге общения.

Признаки маргиналов

Маргинальное поведение может быть присуще любому человеку в определенных жизненных обстоятельствах. Определить человека,кто это – маргинал или нет,можно по некоторым признакам:

  • социальный статус не определен;
  • неустойчивое состояние психики и здоровья в целом, может наблюдаться агрессивность;
  • неопределенность завтрашнего дня, может отсутствовать место жительства, работы;
  • в жизни случаются крутые повороты с разрывом связей – духовных, финансовых, социальных;
  • по некоторым признакам (профессия, увлечения, особенности внешности и так далее) человек примыкает к малочисленным группам;
  • имеются свои собственные ценности, нормы, правила, часто не совпадающие с общепринятыми.

Причины маргинальности

Такое явление как маргинальность развивается по следующим причинам:

  • смена социально-экономической системы общества;
  • перемещение значительных масс людей из-за разрушения социальной структуры,девальвации норм и ценностей, принятых традиционно;
  • ухудшение или улучшение материального уровня жизни;
  • нисходящее социальное перемещение групп, теряющих социальные позиции.

Типы маргиналов

Классификация выделяет виды маргинальности в зависимости от того, какие факторы воздействовали на человека. Виды маргиналов:

  • социальный – человек пытался подняться по социальной лестнице, но «застрял» посередине – ни в новый, ни в старый круги его не принимают, а иногда, из-за слишком высоких амбиций, человек опускается по социальной лестнице вниз;
  • финансовый – к нему приводит потеря работы, снижение доходов из-за экономического кризиса, длительное лечение, потеря имущества в результате мошенничества, кражи, пожара, стихийного бедствия;
  • политический – маргиналами становятся из-за смены политического режима, политического кризиса, изменения государственных и общественных норм и устоев;
  • этнический – появляется в результате смены места жительства, чем сильнее будут отличия во внешности, менталитете, устоях, привычках, быте, тем более отвергаемым будет человек, важен и фактор вынужденности переезда – если человек переехал по собственному желанию, он легче адаптируется в обществе, беженец – хуже;
  • религиозный – таким маргиналом становятся, если человек входит в общество с отличными религиозными представлениями, часто изгоями в религиозном сообществе становятся агностики или атеисты;
  • сексуальный – человек с отличающийся от большинства сексуальной ориентацией;
  • биомаргиналы – это люди с инвалидностью или серьезным заболеванием – СПИД, синдром Дауна,тяжелая хроническая болезнь и прочее.

Маргинальность – плюсы и минусы

Любое социальное явление, в том числе и маргинальность, имеет свои положительные и отрицательные стороны.Плюсы и минусы маргинальности можно обнаружить практически в любом факторе, приводящем к появлению изгоя, а кроме того, в современном обществе даже модно быть особенным, не таким как все. В некоторых случаях оторванность от общества дает человеку толчок к развитию, в других – у индивида опускаются руки и он спускается по социальной лестнице. Маргиналами могут быть и богачи, и часто им даже нравится такое положение вещей и изолированность.

Плюсы маргиналов

Один из положительных моментов, которые дарит маргинальность– это отсутствие социальных оков, мобильность. Такому человеку легче переехать в экономически более благополучный район или в другую страну, сменить работу или профессию. В некоторых случаях непохожесть на остальных членов общества играет на руку маргиналу – он может построить на этом бизнес, например, открыть магазин этнических товаров, ресторан своей национальной кухни. Еще один плюс маргиналов в том, что они имеют гибкое мышление и могут привносить в общество что-то прогрессивное, отличное от традиционного.

Минусы маргинальности

К отрицательным моментам маргинальности относят высокий риск возникновения в обществе революционных течений, реформ и других подобных явлений. Большое количество маргиналов в обществе обедняет государство – одаренные личности его покидают в поисках лучшего, менее перспективные индивиды – скатываются на дно. Маргинальный человек легко может стать преступником, что влияет на безопасность людей в обществе. Отрицательной маргинальность часто становится в условиях вынужденности – когда люди в результате войн, государственных переворотов и реформ становятся беженцами.

Примеры маргинальности

В современном обществе маргинальный человек – совсем не редкость. В последние годы крайне распространено общение через интернет, там человек может примерить на себя любую личину и оставаться неузнанным, а в жизни такой индивид может быть маргиналом – одиночкой, не принятым в местное сообщество. Такие люди даже работать предпочитают удаленно – становятся фрилансерами и трудятся через интернет. Маргинал – кто это, примеры:

  • диссидент;
  • представитель неформального течения;
  • дауншифтер;
  • очень богатый или очень бедный человек;
  • человек, вступивший в брак с представителем другого социального класса, расы, вероисповедания;
  • человек, недавно покинувший место заключения;
  • представитель межнационального брака, не принятый обоими сторонами;
  • переселенец, не знающий языка страны (например, жители российского района Брайтон-Бич и китайского Чайна-Таун).

Как стать маргиналом?

Вести маргинальный образ жизни – это не означает, что нужно быть отбросом общества. Стать маргиналом может каждый, если порвет связи с родными, друзьями, коллегами и т.д. Это может произойти как по желанию самого человека, так и против его желания – так в годы репрессий маргиналами мгновенно становились те, что посмел рискнуть своей свободой и высказаться против власти. Социолог Роберт Парк назвал черты характера и личности, часто присущие маргиналам:

  • беспокойность;
  • агрессивность;
  • обидчивость;
  • честолюбие;
  • эгоизм;
  • категоричность в суждениях;
  • амбициозность;
  • негативизм;
  • тревожность;
  • фобии.

Маргинальность и преступность

Маргинальная личность криминального типа может отказываться жить по законам общества и совершать преступления. Этапроблема маргинальности в современном обществе возрастает в сложные для страны периоды – во время кризисов, революций, войн и т.д. Преступные личности-маргиналы – кто это:

  • проститутки;
  • нищие;
  • беспризорники;
  • бомжи;
  • тунеядцы;
  • алкоголики и наркоманы;
  • только что вышедшие на свободу заключенные.

Известные маргиналы

Таких людей в истории человечества очень много, мы предлагаем остановиться на некоторых, самых ярких представителях маргиналов.

  1. Одним из самых известных маргиналов считают Иисуса Христа – он не вписывался в свое общество и способствовал разрушению его норм (учил, выгонял торговцев из храма, общался с отвергнутыми обществом элементами и так далее).
  2. Еще один известный пример – Лев Толстой, который предпочитал жизнь в деревне и по-своему толковал многие христианские понятия, за что церковные служители относились к нему отрицательно.
  3. Известная маргинальная элита – сосланные декабристы, а жены некоторых из них стали маргиналами по собственной воле, последовав за супругами.

Книги про маргиналов

Один из примеров литературы о маргиналах – это роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого – Родион Раскольников – относится к категории асоциальные маргиналы. К маргиналам можно отнести и:

  • Остапа Бендера из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»;
  • Льва Мышкина из «Идиота» Достоевского;
  • Тайлера Дердена из «Бойцовского клуба» Чака Паланика;
  • Роберта Росса из романа «Тени в раю» Эриха Марии Ремарка.

Фильмы про маргиналов

Фильмы с героями-маргиналами снимают часто – это картины про преступников, одиночек, непонятых и часто гениальных людей. Чтобы лучше познакомиться с такими личностями, можно посмотреть маргинальное кино:

  • «Прирожденные убийцы»;
  • сериал «Доктор Хаус»;
  • «Портрет Дориана Грея»;
  • «Самурай»;
  • «Таксист»;
  • «Три цвета: Синий»;
  • «Покидая Лас-Вегас»;
  • «Бойцовский клуб»;
  • «Изгой»;
  • «Машинист»;
  • «Она»;
  • «В диких условиях».

 

Типы маргиналов с примерами. Маргиналы — кто это такие

Маргинал – это термин, который появился в 20-е годы XX века в американской социологии и изначально относился к эмигрантам. Люди разрывали старые связи, а адаптироваться к изменившимся условиям, полностью принять новые ценности, не могли.

Потребность в принадлежности находится на третьей ступени знаменитой пирамиды Абрахама Маслоу, основателя гуманистической психологии. Больший приоритет отдается лишь физиологическим нуждам и безопасности.

Маргинальность, то есть попадание на окраину социальной группы, не проходит для человека бесследно, приводит к конфликту между личностью и социумом.

То, что некогда считалось маргинальным, теперь стало общепринятым.
Джеффри Евгенидис. А порою очень грустны

Причины и виды маргинальности

Маргиналы – личности, у которых восприятие мира, принципы мышления, образ жизни и жизненные ценности кардинально отличны от норм, принятых в конкретном обществе. Наглядным примером маргиналов являются молодежные субкультуры.

Маргинал это человек, который не видит смысла в подчинении общим правилам и нормам.

Нестандартный взгляд на жизнь, странная, в общепринятом понятии, внешность, специфические интересы приводят к тому, что маргиналы изгоняются из общества, становясь изгоями. Став изгоем сначала маргиналы начинают вести своего рода «войну», с отвергшим их обществом. Она может проявляться в эпатажном стиле одежды, выставление на показ нетрадиционной ориентации, неповиновение законам, вызывающем поведении.

Крайней степенью показа изгоем обществу, что он не хуже, становятся преступления.

Современные социальные науки разделяют маргиналов на категории. В качестве критерия принято использовать причину возникновения статуса отчужденности.

Таким образом, выделяют следующие виды маргиналов:

  1. Этнические маргиналы
    Причиной, как правило, становится миграция. Особенно остро дезадаптация к новой среде проявляется в ситуации вынужденного переселения у беженцев. Языковой барьер, внешние и культурные различия препятствуют интеграции индивидуума на новой территории.

    Наглядный пример этнических маргиналов — беженцы. Оказавшись в чужой стране люди, не могут приспособиться к ее законам, порядкам, вероисповеданию, менталитету.

    Особенностью данного типа маргиналов является то, что отстраненность их от общего строя и уклада жизни, чаще всего, провоцируют коренные жители страны, отказываясь воспринимать беженцев равными себе.

  2. Экономические маргиналы
    К данному типу можно отнести людей либо с очень большим, либо с очень маленьким доходом.

    В первом случае, человек считает себя намного лучше всех тех, у кого денег меньше. Во втором – человек, наоборот, считает себя намного хуже других, так как не может зарабатывать столько, сколько получают остальные.

    Основной характеристикой и первого и второго случая является показное негативное отношение к окружающим, импульсивность, постоянные попытки наглядно показать, что они лучше остального общества.

    К статусу экономического маргинала приводит потеря источников дохода, собственности; невозможность восстановить их. Пик роста подобной категории граждан приходится на финансовые кризисы.

  3. Политические маргиналы
    Данный тип маргиналов характеризуется открытым активным противостоянием существующей в стране власти. У людей данного типа отсутствует гражданская ответственность, они нетерпимо относятся к любой правящей партии.

    В случае прихода к власти группы, которую поддерживал человек, он начинает противопоставлять себя и ей. Они не признают законов страны и, периодически, для самовыражения, нарушают их.

    Крах режима государства, смена правящих партий, обесценивание и потеря доверия политическими лидерами, все это приводит к нарушению причастности личности к устоявшейся группе. Человек «зависает» между двумя мирами.

  4. Социальные маргиналы
    К данной группе можно отнести личностей, у которых резко изменилось социальное положение в лучшую или худшую сторону, либо которые эмоционально разочаровались во всех людях.

    В обоих случаях человек становится замкнутым, самостоятельно отрешается от общества, эмоционален, с вызывающим поведением. Маргиналы данной группы воспринимают общество как ресурс для достижения определенной цели.

    В силу различных жизненных обстоятельств может происходить переход из одной социальной группы в другую как в восходящем, так и в нисходящем направлении. Например, удачный брак или наоборот, потеря успешного партнера. Другие привычки, ценности, образ жизни становятся причиной дистанции с новым окружением.

  5. Биологические маргиналы
    К данному типу маргиналов можно отнести трансгендеров, инвалидов, людей с психическими отклонениями.

    Биологические маргиналы не могут существовать в обществе на равных правах со всеми только по причине отторжения их обществом.

Среди большинства населения, существует ошибочное мнение, что маргиналы находятся на социальном дне общества. В действительности же среди них много преуспевающих и успешных людей, которые во внерабочее время живут той жизнью, которая им больше всего нравится.

Приобретение статуса маргинала может стать как сознательным выбором самого человека, так и иметь вынужденный характер. Несмотря на разные источники появления, существуют общие закономерности в чертах личности и моделях поведения маргиналов, реакциях со стороны общества.

Характерные черты маргиналов

Независимо от причины перехода из одной группы в другую, маргинал оказывается в промежуточном статусе. Он начинает сомневаться в своей ценности и значимости. Избегает новых контактов, так как боится быть отвергнутым, не понятым. Заранее предполагает, что потерпит неудачу в любом начинании.

Страх унижения, застенчивость на фоне потери прежних связей, приводят к одиночеству и изоляции. Человек погружается в себя. Обостряется ощущение несправедливого отношения к своей персоне, что приводит к негативному восприятию окружающих и прямой агрессии.

Маргинальность может стать причиной невротических нарушений личности и привести к глубокой . Человек теряет смысл существования, становится на путь саморазрушения.

Однако существует и позитивная сторона этого явления. Покидая свою социальную группу, индивидуум самостоятельно или вынужденно выходит из зоны комфорта. Это становится интенсивной тренировкой характера, силы духа. В итоге человек открывает новую область знаний, объединяет информацию о двух мирах, приобретает независимый, более рациональный взгляд.

Отношение общества к маргиналам


Само слово маргинал в повседневной речи в нашем обществе чаще используется с негативным оттенком, как вариант отклонения от нормы. Иногда происходит подмена понятий, и так называют людей без определенного места жительства, преступников, наркоманов, больных психическими заболеваниями. Но это не значит, что все маргиналы опасны и несут вред обществу.

Отдельные члены группы могут по-разному относиться к лицам, находящимся на краю их общности. У одних они вызывают отрицательную реакцию, желание отгородиться, другие проявляют жалость и сочувствие. Однако общая исторически сложившаяся бессознательная тенденция сообщества – защитить себя от влияния чужаков.

Группа проецирует на человека свои традиции, нормы и ценности, ожидает соблюдения устоявшихся правил и моделей поведения. Получив другую, не стандартную реакцию, общество воспринимает это как покушение на свои основы. Нарушитель должен быть изолирован и наказан.

Часто маргиналам выпадает роль незаслуженных жертв. Внутренние проблемы социальной группы приводят к поиску причины. Гораздо проще обвинить в своих неудачах того, кто находится рядом, но не является продуктом воспитания общности. Отщепенец обвиняется во всех бедах, хотя может и не иметь к ним абсолютно никаког

Что такое маргинал — виды и признаки

Как правило, слово «маргинал» используется в негативном ключе, когда речь заходит об «опустившихся», асоциальных людях. Но разобравшись с тем, какое значение термин приобрел в современном мире, можно с удивлением обнаружить маргиналов и среди своих знакомых, и людей находящихся совсем не на «дне» общества.

неформальное общество

Согласно словарям маргиналом называют человека оказавшегося вне каких-либо социальных групп, культур. Такой индивид находится в пограничном состоянии, являясь асоциальным субъектом. Но это далеко не всегда означает, что человек аморален или страдает от пагубных зависимостей.

Термин «маргинал» был введен в социологию Парком, и изначально относился к жителям сельской местности, переехавшим в город и не приспособившимся к новым условиям жизни. С течением времени значение понятия «маргинал» несколько изменилось.

Сейчас маргиналом называют человека чье мировоззрение, принципы, образ жизни сильно отличается от общепринятых норм.

Также маргиналом можно назвать человека отрицающего принципы морали, культуры, религии своей социальной группы, но при этом не присоединяющегося к другим.

Статус «маргинал» может быть осознано, принят человеком. А может навязываться окружающими. Часто общество «клеймит» выделяющихся из его массы людей, причисляя их к маргиналам. Как правило, это представители различных меньшинств (национальных, сексуальных) или те лица, чьи убеждения в корне отличаются от убеждений большинства (чайлфри). Важно понимать, что подобное отношение нарушает права человека.

Маргиналом может считаться, человек стремящийся находиться вне «системы», придерживающийся идей свободы, независимости, индивидуального развития.

Признаки маргинальной личности

Социологи основным признаком, характеризующим маргиналов, считают разрыв социальных, экономических и духовных связей с «прошлой» жизнью. Например, военнослужащий, уволенный в запас, и не нашедший себе место в гражданском обществе, временно становится маргиналом (старые связи утеряны, а новые еще не созданы).

Также к признакам маргинальной личности относят:

  • мобильность, связанная с отсутствием привязанностей или постоянного жилья,
  • проблемы с психикой, появившиеся из-за невозможности найти себя в новом обществе,
  • склонность к участию в противоправной деятельности,
  • собственная система ценностей, идущая в разрез с существующей в обществе.

Маргиналы и люмпены: в чем различия?

бомж с паспортом

В сознание большинства маргинал и люмпен синонимы. Этим и обуславливается негативное отношение к маргиналам в обществе.

Кто же такие люмпены? Термин «люмпен» был предложен Марксом, который подразумевал под ним бандитов, бродяг, нищих. Это деклассированные, находящиеся на самом «дне» общества индивиды. Их можно отнести к части маргинальной группы. Но маргинала далеко не всегда можно назвать люмпеном. И тех и других объединяет «выпадение» из структуры общества. Но люмпен легко подчиняется сильному лидеру, а маргинал не признает, ни чьего лидерства.

ЛюмпеныМаргиналы
Индивиды, достигшие социального «дна» (бомжи, нищие, преступники)Лица, находящиеся между устойчивыми социальными группами, не входя в ни одну из них (мигранты, солдаты, вернувшиеся с войны и не нашедшие себе место в мирной жизни)
«Питательная среда» для развития экстремизма«Питательная среда»:
1 для всего передового,
2 антидемократических режимов

Типы маргиналов

Как правило, статус «маргинал» временный. Человек адаптируется к новым условиям жизни, находит работу, «обрастает» связями и «вливается» в общество, перестает быть маргиналом.

Промежуточное положение в общественной структуре затягивается у вынужденных маргиналов или тех, кто осознано выбрал этот статус. К вынужденным маргиналам относятся беженцы, а к «осознанным» — экстремисты, сектанты, дауншифтеры.

В социологии выделяют следующие типы маргиналов:

  • политические,
  • религиозные,
  • этнические,
  • экономические,
  • социальные,
  • биологические.

Политические маргиналы

К появлению маргиналов этого типа приводят политические кризисы, снижение гражданского сознания, недоверие к действующей власти. Маргиналы осознано противопоставляют себя обществу и его политическому строю. Например, люди психологически «зависшие» в эпохе СССР.

Религиозные маргиналы

пастафарианство

Общество можно разделить на тех, кто исповедует принятые в нем религии или вообще не верящих в бога. Лица утверждающие, что не являются представителями ни одной конфессии, но при этом верящие в высшую силу, становятся религиозными маргиналами. Именно они основывают секты и экстремистские религиозные группировки. Маргиналом такого типа можно назвать и человека, исповедующего, например, христианство в мусульманской стране или наоборот. Религиозные меньшинства для общества в целом будут маргиналами (христиане в Косово).

Этнические маргиналы

К маргиналам этого типа можно отнести мигрантов, беженцев, которым пришлось оставить привычную среду. Межкультурные, религиозные различия могут стать непреодолимыми препятствиями для этнически маргиналов.
К этому типу можно отнести детей, родившихся от представителей разных национальностей. Это будет справедливо в случае, когда ребенок не относит себя ни к нации отца, ни к нации матери и поэтому не принимается в ни одной из них.

Экономические маргиналы

Потеря работы, невозможность или нежелание найти новую, утрата собственности или привычных источников дохода приводят к экономической маргинальности. В особо тяжелых случаях люди, оказавшиеся в таком положении, озлобляются, и намерено избегают привычного круга общения, кто-то принципиально начинает жить за счет других или государственных пособий. Потеря работы или собственности может привести человека на социальное «дно», его люмпенизации.

Примером появления большого числа экономических маргиналов в нашей стране могут служить 90-е годы 20 века. Закрытие предприятий, научных учреждений и общее снижение заработной платы привили к большому количеству людей оставшихся без привычной работы, и немеющих возможность найти новую.

Сейчас к экономическим маргиналам можно отнести и мультимиллионеров, так как их финансовый статус и возможности отделяют их от большей части общества

Социальные маргиналы

Появлению маргиналов этого типа способствуют социальные потрясения (катастрофы) в обществе, когда рушится привычная структура. Примером, может служить революция 1917 года, когда огромное количество людей вынуждено было бежать из страны.

Еще одной причиной того, что человек стал маргиналом этого типа, может назвать стремление улучшить свой социальный статус (найти более высоко оплачиваемую работу, выгодно жениться/выйти замуж). Это справедливо в случае если попытки окажутся неудачными. Индивид потерял старые социальные связи, а новые так и не установил или тоже утратил.

Биологические маргиналы

маргинал биологический

В идеальном обществе отношение к человеку не должно основываться на состоянии его здоровья и внешности. К сожалению, инвалидность, врожденные уродства, старость или такие болезни как ВИЧ или заболевания аутичного спектра у детей, синдром Дауна делают человека «изгоем» биологическим маргиналом.

Современное общество

Как уже упоминалось понятие «маргинал» стало более «широким».

По мнению некоторых социологов, психологов, философов, маргиналы являются наиболее развитыми и открытыми для нового индивидами.

Человек, подчиняющийся собственной системе ценностей, которого нельзя отнести не к «системной оппозиции», ни живущим по общепринятым правилам является маргиналом. Часто это избегающие социальных контактов люди, понимающую свою непохожесть. Можно сказать, они живут вне своего временного отрезка, обгоняя его или наоборот отставая.
Так или иначе, эти люди способствуют развитию общества. Например, первые борцы за права чернокожих граждан в Америке или поддерживающие идеи феминизма считались маргиналами. Но благодаря их стараниям во многом изменились социальные институты. Еще одним примером могут служить православные верующие в СССР, хранившие традиции.

К маргиналам в современном обществе можно отнести и фрилансеров и чайлдфри и дауншифтеров. Отношения к ним уже не резко негативное. В своем развитии общество становится более терпимым к ярким проявлениям индивидуальности.

Но есть и отрицательные моменты, связанные с маргинальностью. Массовое появление «изгоев» в обществе связано с потрясениями, происходящими в нем (реформы, войны, революции). Эти причины снижают уровень жизни, безопасности в государстве и приводят к люмпенизации маргинальных групп. Другими словами, когда маргинализация общества связана не с ростом осознанности граждан, а ухудшениями базовых параметров их жизни, она несет больше вреда, чем пользы.
Отбросив стереотипы, и взглянув на термин «маргинал» под другим углом, можно уводить, что не всегда его стоит употреблять в негативном ключе.

Маргиналы в современном российском обществе (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Институт транспорта

Кафедра социальных наук

Контрольная работа

по дисциплине: Социология

На тему: Маргиналы в современном российском обществе

Тюмень, 2010

Содержание

Введение

1. Понятие маргинальности и его эволюция

2. Процесс маргинализации

3. Теория маргинальности в современной российской социологии

Заключение

Введение

Безработица в нашей стране стала следствием глубинных структурных изменений. Можно сказать, что это следствие общей маргинальной ситуации. В ее развитии на сегодняшний момент можно выделить два этапа: 1991 — середина 1990-х годов (наиболее неопределенное, практически неуправляемое состояние общества) и середина 1990-х — настоящее время (период относительной стабилизации «хаоса», формирования более устойчивых социальных отношений). Данное исследование относится ко второму этапу. Это период, когда многие явления рыночной экономики стали неотъемлемой частью новой реальности, безработица «легитимировалась» в сознании людей как элемент современных социальных отношений и заняла свою позицию в их системе.

Масса безработных в экономически активном населении увеличилась с 1992 года более чем в два раза. Быстрее всего растет доля безработных в возрасте 30-49 лет, составлявшая в 1997 году уже более половины всех безработных.

Новая городская маргинальность — следствие не экономической отсталости, застоя или упадка, а неравенства, возникающего в контексте общего экономического прогресса и процветания. Возможно, самым удивительным свойством новой маргинальности является то, что она распространяется в эпоху капризного, но постоянного роста, который несет очевидное улучшение материального положения наиболее привилегированным членам обществ «первого мира». Несмотря на ритуальные разговоры политиков о «кризисе», во всех ведущих капиталистических странах увеличивается валовой национальный продукт, и все три последних десятилетия растет совокупное благосостояние. Роскошь и нищета, изобилие и нужда, богатство и лишения произрастают буквально рядом.

1. Понятие маргинальности и его эволюция

Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д. В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия деклассированный элемент — представитель социального «дна».

Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

История возникновения и функционирования термина «маргинальность» чрезвычайно важна для его понимания. Она сравнительно коротка, но предельно насыщена разнонаправленными интеллектуальными поисками, оригинальными находками.

Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный» .

Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864-1944 гг.) впервые употребил его в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвященном изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент» («interstital element»), употребленный другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.

Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. Их результатом стало формирование представления о типе «пограничного» человека, характерном для интенсивных миграционных процессов в американском обществе.

У Парка понятие маргинальности (от латинского margo — край, граница, предел) означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур, и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов».

Исследовательские позиции Парка определяет созданная им «классическая» социально-экологическая теория. В ее свете общество представляется как организм и «глубоко биологический феномен», а предмет социологии — образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе его эволюции. Согласно этой теории, общество, помимо социального (культурного) уровня, имеет так называемый биотический, лежащий в основе всего социального развития. В концепции «маргинального человека», предложенной Парком, биотический уровень и основанный на нем экологический порядок становятся важными теоретическими предпосылками. В экологическом порядке выделяется макроуровень (пространственное расположение институтов) и микроуровень (способность человека передвигаться, пространственное взаимодействие, миграция). Таким образом, основой экологического порядка является миграция как коллективное поведение. По мнению ученого, социальные изменения основаны на глубинных, биотических преобразованиях и связаны прежде всего с физической, пространственной (а затем и социальной) мобильностью. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса являются предметом теории социальной дистанции; исследования культурной мобильности и позволили Парку сформулировать понятие маргинального человека .

В его теории маргинальный человек предстает как иммигрант; полукровка, живущий одновременно «в двух мирах»; христианский новообращенный в Азии или Африке. Главное, что определяет природу маргинального человека — чувство моральной дихотомии, раздвоения и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые еще не сформированы. Это состояние связано с периодом переезда, перехода, определяемого как кризис. «Без сомнения, — отмечает Парк, — периоды перехода и кризиса в жизни большинства из нас сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать фортуну в чужой стране. Но в случае маргинального человека период кризиса относительно непрерывный. В результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности» . И далее он замечает, что в природе маргинального человека «моральное смятение», которое вызывают культурные контакты, проявляет себя в более явных формах; изучая эти явления там, где происходят изменения и слияние культур, мы, поясняет ученый, можем лучше изучать процессы цивилизации и прогресса.

Парк приходит к выводу о том, что маргинальная личность воплощает в себе новый тип культурных взаимоотношений, складывающихся на новом уровне цивилизации в результате глобальных этносоциальных процессов. «Маргинальный человек — это тип личности, который появляется в то время и том месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы, культуры. Судьба обрекает этих людей на существование в двух мирах одновременно; вынуждает их принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Такой человек неизбежно становится (в сравнении с непосредственно окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек всегда более цивилизованное существо» .

Таким образом, первоначально рассмотрение проблем маргинальности связано с «культурологическим подходом» Роберта Парка, давшим немало плодотворных идей современным исследователям.

Идеи Парка была подхвачены, развиты и переработаны другим американским социологом — Эвереттом Стоунквистом в монографическом исследовании «Маргинальный человек» ( 1937 г .). С его именем чаще всего связывают окончательное закрепление и легитимацию концепции маргинальности в социологии.

Стоунквист описывает маргинальное положение социального субъекта, участвующего в культурном конфликте и находящегося «между двух огней». Такой индивид находится на краю каждой из культур, но не принадлежит ни одной из них. В качестве образцов подобного поведения Стоунквист исследует расовые гибриды (англо-индийцев, капских цветных Южной Африки, мулатов в Соединенных Штатах, цветных Ямайки, метисов Бразилии и др.), культурные гибриды (европеизированных африканцев, денационализированных европейцев, иммигрантов и т.д.). Объектом внимания Стоунквиста становятся типичные черты подобной личности и проблемы, связанные с ее неприспосабливаемостью и приспосабливаемостью, а также социологическое значение маргинального человека. Он рассматривает маргинального человека как ключевую личность (key-personality) в контактах культур . Маргинальная среда — это область, где две культуры переплетаются и где осваивающая пространство культура комбинирует, объединяет особенности обеих культур. И в центре этого переплетения — маргинальный человек, борющийся за то, чтобы быть лидирующей личностью «между двух огней». Стоунквист определяет маргинального человека в терминах личности или группы, которые движутся из одной культуры в другую, или в некоторых случаях (например, в результате женитьбы или через образование) соединяются с двумя культурами. Он находится в психологическом балансировании между двумя социальными мирами, один из которых, как правило, доминирует над другим. Так же, как и Парк, сосредотачиваясь на описании внутреннего мира маргинального человека, Стоунквист применяет следующие психологические характеристики, отражающие степень остроты культурного конфликта:

Маргинал — это… Что такое Маргинал?

Маргина́л (от лат. margo — край) — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не соответствуют общепринятым нормам, а наоборот [1]. В современном русском языке это слово часто также употребляется для обозначения «деклассированного элемента», изгоя.[источник не указан 55 дней]

Происхождение термина

Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный».

Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864—1944) впервые употребил его в своём эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвящённом изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент» (interstital element), употреблённый другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.

Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. У Парка понятие маргинальности означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов».

Таким образом, концепция «маргинальности» первоначально представлена как концепция маргинального человека. Р. Парк и Э. Стоунквист, описав внутренний мир маргинала, стали основоположниками традиции психологического номинализма в понимании маргинальности в американской социологии. Следует ещё раз подчеркнуть, что первоначально центральной проблемой маргинальности был культурный конфликт, и, следовательно, в данном случае была описана маргинальность, обозначаемая как культурная.

В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной». В 1940—1960-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». А. Грин утверждал, что маргинальный человек — это всеобъемлющий термин (omnibus term), который, включая всё, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены.[2]

Маргиналы (примеры)

  • Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» Диогеном. Александр нашёл его в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном»

(Случаи из жизни Диогена)

  • Писатель Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»:
В слове «маргинал» нет ничего обидного . «Пометки на полях»: маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека — это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому — ну, маргинал и маргинал, слава богу. Не дай бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут.[3]

Производные понятия и примеры словоупотребления

  • Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
  • Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Последствия маргинализации

Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако, маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Высокий уровень предприимчивости среди представителей этнических меньшинств объясняется именно их маргинальным положением. Для людей данных этнических групп обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу, хорошие оценки в школе, интеллектуальное превосходство, развитие собственных талантов и т. п.) затруднены, что способствует ориентации на развития собственного дела (в том числе криминального характера или сексуальной, например, печально известные так называемые «Голубые Маргиналы 20 века») находят для себя, таким образом эффективные каналы вертикальной мобильности.

Примечания

Ссылки

См. также

Leave a comment