42. Маргинализация как явление современного общества, истоки ее появления
Понятие «маргинальность» исполняется в различных областях знания. Социологи понимают под ней промежуточность позиции индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в группе и не полностью включенные в данное социальное образование.
Маргинальная группа находящаяся на границе двух культур.
Маргиналы – люди, покинувшие одну социальную страну и не адаптировавшиеся в другой.
Маргинальность является результатом интенсивных процессов социальной мобильности.
Переход с одной позиции на другую воспринимается индивидом как кризис.
Маргинальность в современной России вызвана нисходящей социальной мобильности и ведет к нарастанию социальной энтропии (распаду) в обществе. Появляются маргинальные группы.
— переход от одной социально-экономической системы к другой
— неуправляемое перемещение больших масс людей
— снижение материального уровня жизни населения
— девальвация традиционных норм и ценностей.
Образуются стойкие маргинальные группы (бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, безработные). Однако к маргеналам принадлежат и люди достойно благополучные, но не определившиеся в нынешней социальной структуре.
Появились новые маргинальные группы – жертвы структурной перестройки производства и кризиса занятости, — это работники бюджетных организаций и науки, культуры, образования, предприятий ВПК, люди среднего и пожилого возраста.
Поведение маргеланов отличаются непредсказуемостью, кратностью. Он либо чрезмерно пассивен, либо очень агрессивен, легко преступает нравственные нормы.
У маргенальности могут быть как конструктивные, так и деструктивные последствия (повышение творческой активности или суицид). Все зависит от того, каким будет направление выхода из кризиса – нисходящая или восходящая мобильность, подавляемость или творческий подъем.
43. Теория социальной стратификации
Одной из основных характеристик общества является наличие в нем социального неравенства. Для описания неравенства в социологии используют
Социальная стратификация – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедных, зажиточных, богатых.
Страта – слой людей, имеющих сходные показатели по основным критериям стратификации.
Критериями выделения страт являются:
— объективные
— субъективные
Объективные критерии – уровень дохода, объем власти, уровень престижа, образование.
В науке известны 4 главных типа в стратификационных систем:
1. Рабство
2. Кастовая система
3. Сословная система
4. Классовая система
Рабство существовало в Древнем мире (Др.Греция, Др.Рим). Здесь все члены общества делились на свободных граждан, обладающих всеми политическими и экономическими правами и рабов. Рабы были юридически закабалены, т.е. лишены всех прав.
Кастовая система сложилась в Др. Индии на основе этнических различий. Каста – замкнутая группа, членством в которой человек обязан своим рождением. Переход из одной касты в другую был невозможен. Каждая каста имела свою профессию, браки заключались внутри касты.
Сословная система сложилась в Ср.века в период феодализма. Сословие – большие, замкнутые группы, обладавшие закрепленными юридическими правами, привилегиями и обязанностями. Переход из одного сословия в другое был практически невозожен.
В Зап. Европе в 13в. было 3 сословия:
— духовенство
— дворянство
— горожане, купцы, ремесленники, крестьяне
В России в 18в. было 5 сословий:
— дворянство
— духовенство
— купечество
— мещанство (городские средние слои)
— крестьянство
Классовая система юридически никак не закреплена. Она складывается в Зап. Европе с конца 18 – начала 19вв. после буржуазных революций и связана с развитием капитализма.
Проблемы маргинальности
Проблемы маргинальности в современном обществе
Определение 1
Маргиналы – личности или группы индивидов, находящиеся на «обочинах» или «окраинах» социальной жизни, за рамками, присущих данному обществу структурных подразделений, преобладающих традиционных социокультурных норм и ценностей.
Маргинальность – проблема, имеющая практическую значимость, ее феномен позволяет изучать природу современной цивилизации, ее потенциально разрушительные дисфункциональные механизмы.
Проблемы маргинальности напрямую связаны с фундаментальными проблемами социологии и смежных дисциплин. Из-за различий в теоретических вопросах маргинальности, данную проблему целесообразно рассматривать масштабно, что позволит соотнести ее различные аспекты, раскрываемые при помощи различных теоретических инструментов.
Значительная и активная часть современного американского общества находится в качестве маргиналов: представители нестандартно мыслящей научной и художественной интеллигенции, религиозные и этнические меньшинства и др.
Как правило, маргинальные слои ограничены в статусных позициях, не могут реализовать в полной мере свои творческие возможности, и, следовательно, обогатить общество духовно и материально.
Маргинальность возникает как следствие различия в формах социокультурного опыта, она по-разному реализуется на практике.
Замечание 1
Маргинальность выступает одновременно как источник групповых и индивидуальных форм протеста, деморализации, неврозов, так и очаг нового восприятия Вселенной и общества, нетрадиционных форм художественного, интеллектуального и религиозного творчества.
Многие инновационные направления в духовной истории мира (философские системы, мировые религии, научные концепции, новейшие формы художественного отображения мира) обязаны своим появлением маргинальным личностям.
Социальные, культурные, технологические преобразования последних лет придали проблеме маргинальности новые характеристики.
В современном мире статус маргинала – не столько исключение, сколько норма существования множества людей, что обусловлено:
- высоким уровнем урбанизации;
- активным взаимодействием между носителями разных религиозных и этнокультурных традиций;
- влиянием средств массовых информаций;
- размыванием культурных барьеров.
Для включения в общественную жизнь маргинализированных групп населения повсеместно создаются неформальные общественные движения – правозащитные, просветительские, культурные, благотворительные, религиозные, экологические, земляческие и др.
Проблема культурной маргинальности
Р. Парк указывал на наличие в обществе «культурной маргинальности» как промежуточного положения индивида, существующего в различных культурных группах. Такое промежуточное включение порождает «гибридный» тип личности, для которого характерны отличительные черты.
Двойственное положение индивида «на рубеже культур» предопределено расовыми и социальными антагонизмами, присутствующими в обществе (Э. Стоунквист).
Конфликтная ситуация возникает, когда представители менее элитной группы хотят приспособиться к более элитной, имеющей большие властные полномочия. Проблемы маргинальных личностей начинают проявляться после осознания представителями подчиненной группы своего неравного положения с другой группой. Такое осознание ведет к раздвоенности и психологической неустойчивости, может проявиться в виде аномии или суицида.
Решить данную проблему можно путем: идентификацию с подчиненной группой; ассимиляции маргинала господствующей группой; соприкосновение групп; появление в подчиненной группе лидера, способного возглавить борьбу за равноправие.
К специфическим признакам культурной маргинальности относятся:
- долгий контакт плохо совместимых культур, одна из которых является господствующей, а другая – маргинальной;
- возможности для представителей маргинальной культуры пересекать разделяющую эти культуры, границу, усваивать манеру мышления, идеалы, образ жизни господствующей культуры, ожидать поощрения;
- наличие социальных барьеров, обусловленных дискриминацией, преградами, воздвигаемыми маргинальной культурой для перехода желающих в более значимую группу;
- увеличение интенсивности конфликтной ситуации с течением времени.
Проблемы маргинальности в России
Проблема адаптации маргинальных слоев к новым статусно-ролевым функциям, переориентация личной и социальной идентичности является одной из актуальных проблем современности.
Экономический и финансовый кризис, затронувший многие регионы России, отраслевые сдвиги затронули определенную часть населения, которая в результате этих процессов осталась вне сферы занятости и приобрела статус безработных. Возникновение данного слоя оказывает значительное влияние на качество жизни всего населения страны.
Маргиналы, изменив свой статус занятости, сформировали черты групповой определенности, имеющей собственные:
- ценностно-нормативные установки;
- жизненные ценности;
- образ жизни;
- структуру потребления;
- идентификационные предпочтения.
Произошел целый комплекс социально-групповых процессов, формирование феномена группового сознания, консолидации и интеграции.
Замечание 2
Характерной особенностью российского общества является совмещение процесса глобализации и трансформации, что сопровождается усилением социального неравенства, появлением значительного количества маргиналов.
Трансформации российского общества привели не только к изменениям в социальной структуре, но и поставила вопрос об осознании групповой и индивидуальной идентичности, дезинтеграции или интеграции, солидарности, системе ценностей, сплоченности, месте в социальной иерархии.
Все больше к маргиналам причисляют не только нежелательные элементы, но также тех, кто в силу перестройки общества, вытесняется в состояние маргинальности, не сумев приобщиться ни к одной из категорий отверженности.
Вопрос 44. Проблемы маргинальности
Маргинальность — промежуточность, «пограничность» положения индивида между разными социальными группами.
Маргинальность – это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределен¬ного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам вы¬падающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общ-ностям (зачастую по причинам культурного несоответст¬вия), испытывающих большое психологическое напряжение и пережива¬ющих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами.
Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологиче¬ской школы (США) Р. Э. Парком. Но еще К. Маркс рассма¬тривал проблемы социального де¬классирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начина¬ется тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую соци¬альную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям – ре¬волюциям или реформам.
С именем Вебера связана более глубокая трактовка маргинальности, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, которые, конечно же, не во всех случаях могли возникать из «социальных отб¬росов» – индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов и др.) или асоциальных по выб¬ранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т. п.). С одной стороны, социологи всегда признавали безус-ловную связь между возникнове¬нием массы людей, исключенных из системы привычных (нормальных, т. е. принятых в обществе) социальных связей, и процессом формиро¬вания новых общностей: негэнтропийные тенденции и в человеческих сообществах действуют по принципу «хаос должен быть как-то упоря¬дочен». (Именно подобные процессы происходят в современном рос-сийском обществе.)
С другой стороны, возникновение новых классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с организованной активностью попрошаек и бомжей, скорее оно может рассматриваться как строи¬тельство «параллельных социальных структур» людьми, чья общест¬венная жизнь до последнего момента «перехода» (который часто выг¬лядит как «прыжок» на новую, заранее подготовленную структурную позицию) была вполне упорядоченной.
Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рам¬ках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформа¬циях.
Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом забо¬ты социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящихся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, форми-рующиеся при разрыве связей между поколениями; поли¬тические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономичес¬кие маргиналы тра-диционного типа (безработные) и так на¬зываемые «новые бедные»; рели-гиозные маргиналы – стоящие вне ко¬нфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, нако¬нец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей ста¬тус в социальной структуре не определен.
Классическим примером социомаргинала-мигранта можно назвать главного героя кинофильма «Афоня» (режиссер Г. А. Да¬нелия, 1974 г.).
5.Социокультурные последствия маргинализации:
Рост отклоняющегося поведения: делинквентного и девиантного.
Рост политического экстремизма и терроризма. Маргиналам, в силу их потребности быть кем-то, легко навязать любые политические взгляды. На это обычно и направлена пропаганда сил, стремящихся использовать маргинальные слои в своих политических целях. Примерно так происходило становление тоталитарных режимов: маргинальная масса, уже готовая к восприятию любой политической идеи, с восторгом идентифицировала себя с тем местом и ролью, которые ей предлагали. Сейчас в России маргинальность приобретает все более широкий размах, начинает носить практически массовый характер. Из вышесказанного видно, что маргинальными группами очень легко манипулировать, они пойдут за любым, пообещавшим им прочное положение на социальной лестнице. И если в нашей стране в скором времени не будут предприняты меры для регулирования этого процесса, то маргинальность может стать серьезной причиной политической нестабильности. В связи с этим уместно напомнить опыт Италии, когда социальный конфликт в рамках процессов модернизации принял форму политического экстремизма в национальном масштабе.
Возникновение контркультуры. Отчуждение и отторжение различных слоев и групп на периферию социальной структуры общества приводят к появлению маргинальных субкультур и контркультур, для которых характерны нетерпимость по отношению к существующим социальным институтам, крайние формы проявления асоциального поведения, индивидуализм, моральный релятивизм, отрицание любых форм организованности.
Нонконформисты — особая категория маргиналов Анализируя эту группу на “русском материале”, М.Вебер приводит пример русских разночинцев — “народных неформальных интеллектуалов”.
Возникновение «альтернативных движений»: экологи, антиглобалисты, феминисты, пацифисты и др. На переломе 70-80-х гг. стало ясно, что уже невозможно выражать интересы людских масс в привычных формах социального управления: государственных институтах, политических партиях, традиционной формально-статусной нормативности. Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений — просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др.,- движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных групп.
Позитивные последствия. Маргинальность может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но она же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. Чаще всего маргиналы — это люди с обостренной рефлексией и самосознанием. Однако при этом большинство из них направлены не только внутрь себя, но и вовне — будучи абсолютно открытыми личностями, они работают как локатор. Маргинал даже в самую обычную, ничем не примечательную компанию привносит изюминку; это та ценность человеческого материала, проглядеть которую просто непозволительно. Естественно, что для того чтобы увидеть маргинала и реализовать его способности в компании, с одной стороны, необходимы желание и готовность сделать это, с другой — отсутствие предубеждений по отношению к инакомыслящему.
Маргиналы и маргинальность
Понятие маргинальности
Замечание 1
Существительное «маргинал» впервые возникло во Франции в 1972 году (ранее был только термин «маргинальный»). Его стали применять по отношению к тем, кто или сам отвергал общество, либо кого оно отвергло. Некоторое время до этого в стране были глубокие потрясения — майские события 1968 года, в результате которых мечтания о всеобщем счастье и благополучии сменились тревогой и конформизмом. Элита стремилась к стабилизации жизни в обществе, но многие стали выступать против возврата к традиционным ценностям. Именно они и стали называться маргиналами.
Маргинальность является не состоянием автономии, а результатом конфликта с общераспространенными нормами, выражением специфического отношения к существующему общественному строю. Маргинальность возникает только при резком реальном или вымышленном столкновении с окружающим миром.
В маргинальность можно уйти двумя способами:
- либо разорвать все традиционные связи и создать свой собственный, совершенно иной мир;
- либо постепенно оказаться вытесненным (или насильственно выброшенным) за пределы законности.
При любом способе, будь это акт «свободного» выбора или следствие деклассирования, провоцируемого напуганным обществом, понятием маргинальности обозначается не изнанка мира, а, образно выражаясь, его омуты или теневые стороны. Обществом отверженные выставляются напоказ для подкрепления своего собственного мира, того, который рассматривается как «нормальный» и светлый.
В истории и раньше были случаи всевозможных отклонений от нормы. Веками не прекращается взаимодействие между двумя силами, первая из которых – это воля правителей все упорядочивать и организовывать, а вторая — те многочисленные течения, которыми власть критикуется и расшатывается. Один из наиболее активных факторов маргинализации – это комплекс страхов, объектами которых в разные времена были дьявол, ереси, болезни, телесные аномалии, чужеземцы, а позднее и тунеядство. Каждая из этих угроз содержит образ врага, которого нужно изолировать или устранить с помощью тех или иных методов, в зависимости от конкретной эпохи.
Маргинальность сегодня
Сейчас у маргинальности весьма своеобразное состояние: продолжая причисление к ее жертвам всех нежелательных элементов, общество тем самым ощущает подрыв изнутри его глубинных устоев, основательно расшатанных экономическими процессами. В группу маргиналов теперь входят не только чужие, но и свои, пораженные той или иной социальной болезнью. Отверженность является результатом распада общества, которое поразил кризис.
Определение 1
Маргиналами обозначаются личности и группы, находящиеся на «окраинах», на «обочинах» или попросту выброшенные за характерные для данного общества основные структурные подразделения или господствующие социокультурные нормы и традиции.
Американские ученые в 30-50-х годах $XX$ века выявили то, что маргинальность характерна для значительной и весьма активной части американского общества (этнических и религиозных меньшинств, представителей нетривиально мыслящих художников и ученых и др.). Было также отмечено, что «маргинальным» свойственно не только ограничение в их статусных позициях, но и в возможностях творческой реализации и тем самым обогащения общества, как материального и духовного.
Последствия маргинальности
Маргинальность возникает в пограничных областях между несхожими формами социокультурного опыта, всегда отличается напряженностью и разными формами реализации на практике. Она может вести к неврозам, деморализациям, индивидуальным и групповым формам протеста. Но она же позволяет по-новому воспринимать и осмысливать Вселенную и общество, вырабатывать нетривиальные формы в интеллектуальном, художественном и религиозном творчестве.
§ 5. Что такое маргинальность?
Маргинальность – это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределенного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам выпадающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами.
Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологической школы (США) Р. Э. Парком. Но еще К. Маркс рассматривал проблемы социального деклассирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям – революциям или реформам.
С именем Вебера связана более глубокая трактовка маргинальности, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, которые, конечно же, не во всех случаях могли возникать из «социальных отбросов» – индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов и др.) или асоциальных по выбранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т. п.). С одной стороны, социологи всегда признавали безусловную связь между возникновением массы людей, исключенных из системы привычных (нормальных, т. е. принятых в обществе) социальных связей, и процессом формирования новых общностей: негэнтропийные тенденции и в человеческих сообществах действуют по принципу «хаос должен быть как-то упорядочен». (Именно подобные процессы происходят в современном российском обществе.)
С другой стороны, возникновение новых классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с организованной активностью попрошаек и бомжей, скорее оно может рассматриваться как строительство «параллельных социальных структур» людьми, чья общественная жизнь до последнего момента «перехода» (который часто выглядит как «прыжок» на новую, заранее подготовленную структурную позицию) была вполне упорядоченной.
Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях.
Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящихся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями; политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного типа (безработные) и так называемые «новые бедные»; религиозные маргиналы – стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.
Классическим примером социомаргинала-мигранта можно назвать главного героя кинофильма «Афоня» (режиссер Г. А. Данелия, 1974 г.).
социол. дз3
Представляется интересной попытка стратифицировать общества, исторические и современные, с помощью типологии стратификационных систем, предпринятая В. Радаевым. Любое общество может быть представлено, по мнению исследователя, как совокупность нескольких стратификационных систем, отличающихся особенностями дифференцирующих общество факторов, различными механизмами социального неравенства и его воспроизводства. Ниже представлены 9 таких систем, выделенных по характеру расслоения, неравенства, хотя их может быть и больше. Основные черты стратификационных систем Тип системы -> Основа дифференциации -> Способ детерминации социальных различий -> Механизм передачи статуса
Физико-генетическая -> Пол, возраст, физические данные -> Физическое принуждение, обычай -> Биологическое наследование Рабовладельческая -> Права гражданства и собственности -> Военное принуждение, кабальное право, продажа в рабство -> Социальное наследование Кастовая -> Религиозное и этническое разделение труда -> Религиозный ритуал, этническая замкнутость -> Социальное наследование Сословная -> Обязанности перед государством по выполнению важных функций Правовое оформление -> Социальное наследование Этакратическая -> Ранги во властной иерархии (политической, военной, хозяйственной) -> Военно-политическое господство -> Не наследуется. Возможен протекционизм Социально-профессиональная -> Род занятий, квалификация -> Образовательные сертификаты, корпоративная мораль -> Не наследуется Классовая -> Размеры доходов и собственности -> Рыночный обмен -> Не наследуется. Возможно использование института майората Культурно-символическая -> Сакральное знание, доступ к информации -> Религиозное, научное, идеологическое манипулирование -> Не наследуется Культурно-нормативная -> Нормы поведения, стиль и образ жизни -> Моральное регулирование, подражание, идеологический контроль -> Не наследуется Эти системы имеют широкое основание в историческом развитии, хотя не всегда совпадают с соответствующими типами общественного устройства. Они сохраняются в любом обществе, и совокупность представляющих их факторов в каждом конкретном случае своя. Общество, по мнению В. Радаева, может быть описано, как определенная конфигурация, констелляция («созвездие») систем. Высокий или низкий статус групп в одной системе может подкрепляться таким же статусом в другой. Статус богатых (классовый) подкрепляется особым стилем жизни (культурно-нормативный статус), обладанием информацией (символический капитал), профессиональными успехами (квалификационный статус) или просто хорошими физическими данными (статус «крутого», «звезды спорта») и т.д. В большей или меньшей степени подобные системы представлены и в стратификационной картине постсоветской России, где исторически наследовался приоритет статуса в этакратической системе, лишь за ним шли статусы экономические, культурные и др. Проблема социологии — как их адекватно описать.
Россия пережила минимум две крупные волны маргинализации. Первая наступила после революции 1917 г. Из социальной структуры насильственно были выбиты два класса – дворянство и буржуазия, входившие в элиту общества. Новая пролетарская элита стала формироваться из низших классов. Красными директорами и министрами в одночасье стали рабочие и крестьяне. Минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения через средний класс, они перескочили одну ступеньку и не попали бы в будущем.
По существу, они оказались теми, кого можно назвать восходящими маргиналами. Они оторвались от одного класса, но не стали полноценными, как это требуется в цивилизованном обществе, представителями нового высшего класса. У пролетариев сохранились прежние манеры поведения, ценности, язык, культурные обычаи, свойственные низам общества, хотя они искренне старались приобщиться к художественным ценностям высокой культуры, обучались грамоте, ходили в культпоходы, посещали театры и агитационные студии.
Путь «из грязи в князи» сохранился вплоть до начала 70-х годов, когда советские социологи впервые установили, что все классы и слои нашего общества теперь воспроизводятся на собственной основе, т.е. только за счет представителей своего класса. Так продолжалось всего два десятилетия, которые можно считать периодом стабилизации советского общества и отсутствия массовой маргинализации.
Вторая волна наступила в начале 90-х годов и также в результате качественных изменений социальной структуры российского общества.
Возвратное движение общества о социализма к капитализму привело к радикальным изменениям в социальной структуре. Элита общества сформировалась их трех пополнений: криминалитета, номенклатуры и «разночинцев». Определенная часть элиты пополнилась из представителей низшего класса: бритоголовые прислужники российских мафиози, многочисленные рэкетиры и оргпреступники часто являли собой бывших пэтэушников и недоучек. Эпоха первоначального накопления, ранняя фаза капитализма, вызвала к жизни брожение по всех слоях общества. Путь к обогащению в этот период как правило, лежит вне правового пространства. Среди первых начали обогащаться и те, кто не имел высокого образования., высокой нравственности, но вполне олицетворял «дикий капитализм».
В элиту вошли, кроме представителей низов, «разночинцы», т.е. выходцы из разных групп среднего советского класса и интеллигенции, а также номенклатура, которая в нужное время оказалась в нужном месте, а именно у рычагов власти, когда предстояло делить общенародную собственность. Напротив, преобладающая часть среднего класса совершила нисходящую мобильность и пополнила ряды бедных. В отличие от старых бедных, существующих в любом обществе, эту часть называют «новыми бедными». Они влияют специфическую черту России. Такой категории бедных нет ни в Бразилии, ни в США, ни в какой иной стране мира. Первая отличительна черта – высокий уровень образования. Учителя, преподаватели, инженеры, врачи и другие категории бюджетников оказались среди бедных только по экономическому критерию – доходам. Но они не являются таковыми по другим, более важным критериям, связанным с образованием, культурой и уровнем жизни. В отличие от старых, хронических бедных «новые бедные» — временная категория. При любом изменении экономической ситуации в стране в лучшую сторону они готовы моментально вернуться в средний класс. И детям они стараются дать высшее образование, привить ценности элиты общества, а не «социального дна»
Маргиналы
Маргинал (от французского marginal, латинское margo – край, граница) – 1) это человек, имеющий отношение к двум различным социальным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью; 2) человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы.
Примеры маргинальности: 1) человек, недавно переехавший жить в город из деревни; 2)горожанин, работающий в деревне после окончания института; 3) представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.
Типы маргиналов: 1) этномаргиналы — возникают в результате миграции в чужую этническую среду;
2) социомаргиналы — появляются в связи с незавершённостью социального перемещения;
3) экономические маргиналы — порождены потерей работы и материального благополучия;
4) политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры;
5) регилиозные маргиналы — лица, стоящие вне традиционных конфессий;
6) биомаргиналы — люди,чьё здоровье перестайт быть предметом заботы со стороны государства.
отрицательные стороны маргинальности:
Маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и т.д.
Положительные стороны маргинальности:
1) отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;
2) маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;
3) маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.
4) маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.).
Положительные и отрицательные стороны маргинальности. Маргинальность обычно связана с болезненными психологическими переживаниями. Ее можно рассматривать как негативное явление. И действительно, находиться за пределами общества – это далеко не самое приятное из того, что есть в жизни. Такое положение опасно, поскольку человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным. С другой стороны, именно это положение может стать толчком, который заставит человека прилагать усилия и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо изменять общественную структуру. Маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.) . Между возникновением больших масс людей, по каким-то причинам оказавшихся за пределами привычного уклада жизни, и появлением новых социальных образований существует тесная связь, которая неоднократно отмечалась социологами.