Повышение финансовой грамотности – Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации

Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

Основные задачи Проекта:

  1. На основе оценки уровня финансовой грамотности населения и эффектов пилотируемых программ разработать и начать реализацию среднесрочной национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения;
  2. Создать устойчивые институциональные механизмы реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях с участием органов исполнительной власти, учебных заведений, неправительственных организаций, финансового сектора;
  3. Создать кадровый потенциал в области реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях;
  4. Разработать, протестировать и распространить образовательные программы и инструменты повышения финансовой грамотности, используя институты и каналы как формального, так и неформального образования учащихся школьного возраста, студентов и взрослых;
  5. Создать систему эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, провести масштабную информационную кампанию; разработать, протестировать и распространить широкий спектр информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг;
  6. Поддержать на конкурсной основе широкий круг инициатив «снизу», направленных на повышение финансовой грамотности, развитие финансового образования и повышение защиты прав потребителей финансовых услуг;
  7. Обеспечить укрепление потенциала органов государственного управления и негосударственного сектора в сфере защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, включая повышение квалификации кадров, улучшение состояния дел с раскрытием и доступным представлением информации участниками финансовых рынков и взаимодействие с организациями частного сектора;
  8. Провести комплексную масштабную оценку и организовать мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения.

Минфин России :: Цели и задачи Проекта

Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

Основные задачи Проекта:

  1. На основе оценки уровня финансовой грамотности населения и эффектов пилотируемых программ разработать и начать реализацию среднесрочной национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения;
  2. Создать устойчивые институциональные механизмы реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях с участием органов исполнительной власти, учебных заведений, неправительственных организаций, финансового сектора;
  3. Создать кадровый потенциал в области реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях;
  4. Разработать, протестировать и распространить образовательные программы и инструменты повышения финансовой грамотности, используя институты и каналы как формального, так и неформального образования учащихся школьного возраста, студентов и взрослых;
  5. Создать систему эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, провести масштабную информационную кампанию; разработать, протестировать и распространить широкий спектр информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг;
  6. Поддержать на конкурсной основе широкий круг инициатив «снизу», направленных на повышение финансовой грамотности, развитие финансового образования и повышение защиты прав потребителей финансовых услуг;
  7. Обеспечить укрепление потенциала органов государственного управления и негосударственного сектора в сфере защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, включая повышение квалификации кадров, улучшение состояния дел с раскрытием и доступным представлением информации участниками финансовых рынков и взаимодействие с организациями частного сектора;
  8. Провести комплексную масштабную оценку и организовать мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения.

Финансовое просвещение | Банк России

Когда финансовых продуктов и услуг становится все больше, а сами они — все сложнее, разобраться в них бывает непросто.

Чтобы люди могли свободнее ориентироваться в мире финансов и выбирать именно те услуги, которые им нужны, Банк России ведет работу по финансовому просвещению и повышению финансовой грамотности. Регулятор участвует в разработке образовательных программ для школ и вузов, проводит мероприятия и онлайн-семинары, готовит информационные материалы для СМИ. 

Для того, чтобы помочь гражданам разбираться в финансовых вопросах, разработан информационно-просветительский ресурс «Финансовая культура» — fincult.info.

Сайт предназначен для широкой аудитории с разным уровнем знаний об экономике и разными финансовыми возможностями. В материалах сайта в простой форме, с некоторыми допущениями и упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый — от необходимости взять кредит и выбрать наиболее удачный вариант накопления денег до поиска оптимальной стратегии формирования будущей пенсии. Это не прямое руководство к действиям, а лишь вспомогательная информация, которую можно учитывать, чтобы не оказаться в неблагоприятной ситуации и не упустить из виду что-нибудь важное при принятии финансовых решений.

Повышение финансовой грамотности

13 апреля 2017 года Председатель Банка России Эльвира Набиуллина и Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подписали Дорожную карту мероприятий по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций.

Согласно документу, подготовленному межведомственной рабочей группой, в 2017–2018 годах будут разработаны предложения по преподаванию основ финансовой грамотности в дошкольных учреждениях, внесены изменения в существующие программы начального, основного, среднего, среднего профессионального и высшего образования, подготовлены методические рекомендации для преподавателей на всех уровнях, включая дополнительное образование, а к 2019–2020 годам — предложения по внесению элементов финансовой грамотности в контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена. Для повышения мотивации как учащихся, так и преподавателей предусмотрены профессиональные конкурсы и тематические олимпиады.

Дорожная карта мероприятий по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 годы

Дорожная карта мероприятий по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций

Материалы для преподавателей

Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации по разработке и реализации программы курса в общеобразовательных организациях

Профессиональная подготовка учителя. Направление – «Педагогическое образование», уровень – бакалавриат, магистратура

Дополнительные профессиональные программы по подготовке педагогических работников в области финансовой грамотности и финансового просвещения

Примерная образовательная программа по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (уровень – бакалавриат) с двумя профилями ­ «Математика и Экономика», раздел «Экономика» с модулем «Финансовая грамотность»

Методические рекомендации по включению основ финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования

Англо-русско-французский глоссарий банковских и финансовых терминов

Больше справочных, методических и обучающих материалов можно найти в специализированном разделе для преподавателей сайта «Финансовая культура».

Если вы преподаватель или волонтер, хотите поделиться своим опытом или, наоборот, только планируете заниматься финансовым просвещением, присоединяйтесь к нашим группам в  Facebook и Вконтакте.

Вебинары и лекции

Финансовые услуги для малого бизнеса: возможности, риски и защита прав предпринимателей

Онлайн-марафон «Деньги для дела»

Цикл лекций «Финансовая среда»

Создание потенциала в области повышения финансовой грамотности

Целью данного компонента является развитие российского потенциала в области повышения финансовой грамотности населения.

В результате реализации компонента сформирован институциональный и кадровый потенциал на национальном и региональном уровнях, включающий:

  • федеральный сетевой методический центр для повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов;
  • федеральная методическая сеть, обеспечивающая повышение квалификации педагогов общего и среднего профессионального образования в области обучения школьников и студентов СПО финансовой грамотности;

Система подготовки преподавателей для общего и профессионального образования охватывает почти все субъекты Российской Федерации. Обучено белее 25 000 педагогов общего и среднего профессионального образования из 69 субъектов Российской Федерации и более 1 500 преподавателей вузов.

Также создана и активно действует сеть консультационно-методических центров развития финансовой грамотности взрослого населения. Обучено более 8 000 консультантов-методистов, которыми проведено более 20 000 мероприятий.

Реализация региональных программ в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Одним из ключевых направлений Проекта является реализация региональных программ повышения финансовой грамотности.

Цель работы по этому направлению — формирование институционального и кадрового потенциала на региональном уровне, создание сети региональных центров финансовой грамотности, проведение апробации и реализации образовательных программ и информационных продуктов, разработанных в рамках Проекта на федеральном уровне, а также привлечение региональных и муниципальных администраций к участию в Проекте.

Реализация региональных программ повышения финансовой грамотности происходит в два этапа:

На стадии подготовки Проекта были определены и внесены в 2011 году в Соглашение о Займе два Пилотных региона – Калининградская область и Волгоградская область, которые стали основными площадками для апробации и тестирования всех материалов, разрабатываемых в рамках Проекта.

В 2013 году начат второй этап, основанный на опыте Пилотных регионов. Разработана рамочная региональная программа повышения финансовой грамотности и механизм отбора регионов для участия в Проекте на конкурсной основе. Приглашения для участия в конкурсе были направлены Минфином России во все регионы Российской Федерации.

По результатам конкурса в сентябре 2013 г. для участия в Проекте дополнительно были отобраны семь регионов: Республика Татарстан, Алтайский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Саратовская область, Томская область.

Основной задачей регионов — участников Проекта является разработка и реализация комплекса мероприятий по широкому распространению финансовой грамотности для всех целевых групп Проекта. В результате в регионах сформирован кадровый, технологический, инфраструктурный и информационный потенциал, способный эффективно реализовывать задачи повышения финансовой грамотности населения,  а также заложены условия для его последующего устойчивого развития и тиражирования результатов на другие регионы, участвующие в реализации  Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы.

В регионах — участниках Проекта на базе действующих Региональных центров финансовой грамотности в настоящее время создаются площадки для методической, консультационной, экспертной и информационной поддержки регионов, участвующих в реализации Стратегии. Планируется проведение систематических мероприятий по представлению лучших  практик, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг, и обмен опытом реализации  региональных программ.

В настоящее время Минфином России заключено более 40 соглашений с регионами о реализации Стратегии.

Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы



Вопросами финансовой грамотности и уровнем её повышения обеспокоены давно, при этом таким трендом занимаются как в России, так и во всем мире. Особенно актуальным такие вопросы становятся при возможности оказания услуг дистанционно, с применением новых технологий, терминалов самообслуживания, оплатой услуг через мобильные устройства. В рамках рыночных отношений Россия развивается с 90-х. Также появляется более глубокое понимание как проблем, которые сопровождают большинство граждан, так и перспективы, и механизмы которые их решают. На данном этапе развития рыночных отношений в России приходит осознание необходимости повышения финансовой грамотности населения. Особенно эта необходимость возникает в кризисные периоды экономики.

Финансовая грамотность — прежде всего это достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты. Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения — важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. По даннымВсемирного банказа 2008 год и последующего мониторинга Национального агентства финансовых исследований, 49 % россиян хранят сбережения дома, а 62 % предпочитают не использовать какие-либо финансовые услуги, считая их сложными и непонятными. О системе страхования вкладов [1] осведомлено 45 % взрослого населения России, причем половина из этого количества, только слышали данное название, но не могут объяснить его. Лишь 25 % россиян пользуютсябанковскими картами. При этом у держателейкредитных картнаблюдается низкий уровень знаний о рисках, связанных с этим продуктом. Только 11 % россиян имеют стратегию накоплений на период пенсионного возраста (для сравнения: 63 % — в Великобритании). Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений. Также следует отметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. К примеру, свыше 60 % семей не знают об обязанности банков раскрывать информацию обэффективной процентной ставке по кредиту, лишь 11 % осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах. Порядка 28 % населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать. Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ [2]. Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России [3]. Министерство финансов РФсовместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализовываться в нескольких российских регионах [4]. Она будет включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен по возможности объединить, обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн. долларов. Основная часть (80 %) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся — за счет средств Всемирного банка.

На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.

Несмотря на большое количество ресурсов посвященных грамотности населению, они носят либо специализированный характер [5], либо коммерческую специализированную основу [7], либо малоизвестны. К тому же, несмотря на то, что имеются ресурсы достаточно популярные [6], к ним обращаются как правило, уже после появление финансовой проблемы. Как правило, такие проблемы решаются не в сторону населения, так как финансовая сфера следует исполнению договоров, как правило, учитывает компонент не грамотности населения, или доверие при подписании. Здесь много зависит от государственного регулирования. Люди пока не всегда понимают те термины, которые финансовые компании используют при написании текстов своих договоров. Примерно треть россиян подписывают договоры вне зависимости от понятности смысла текста или вовсе не читая документ, полагаясь лишь на слова сотрудников банков и иных финансовых учреждений. Более того, 31 % граждан вообще не имеют опыта подписания подобных договоров. Едва ли можно рассматривать эти цифры как показатель умения и возможности сравнивать и, соответственно, высокого уровня финансовой грамотности.

Также низкая финансовая грамотность приводит к повышенной криминогенности на финансовых рынках. Низкая финансовая грамотность не только мешает развиваться легальному бизнесу, но и стимулирует нелегальный. Неграмотные потребители с легкостью попадают к мошенникам, чем невольно способствуют росту финансовых пирамид. Такие пирамиды обещают избавление от всех долгов за невысокую плату, но на практике никак не могут помочь в решении проблем должника, а лишь сильнее загоняют человека в безвыходное положение, лишая средств. Злоупотребляют низкой финансовой грамотностью и юристы-шарлатаны, за значительные гонорары составляющие бессмысленные письма в различные инстанции. А обращение к кредитным брокерам и вовсе грозит самому потребителю обвинением в мошенничестве или подделке документов.

Решению этих проблем на данный момент уделяется значительное внимание. На законодательном уровне появляется все больше законов и указаний ЦБ РФ, направленных на раскрытие информации о займе. К тому же появились ограничения штрафов и пеней, что способствует снижению долговой нагрузки [13]. Все эти шаги полезны и для потребителей, и для отрасли. Но регулировать этот вопрос законодательно до бесконечности не представляется разумным. К сожалению, рост доступности информации о финансовых услугах не означает автоматического повышения финансовой грамотности. Мы вынуждены констатировать, что далеко не каждый потребитель осознает полезность знаний о финансовой сфере и хочет их приобрести. Исправить такую ситуацию, на наш взгляд, помогло бы введение обязательных уроков финансовой грамотности в российских школах и вузах.

На рынке одна из частей программы финансовой грамотности — это создание институтов посредничества между клиентом и финансовым институтом. Скажем, нужны независимые страховые брокеры, не те, которые сидят на проценте у страховых компаний, а те, которые получают деньги от самого клиента; независимые финансовые советники, чтобы человек мог прийти и получить консультацию третьей стороны, не связанной с банкирами, страховыми компаниями, инвестиционными фондами.

Финансовая безграмотность — крайне опасная вещь. Сейчас почти у каждого есть возможность стать инвестором. Инвестиционные продукты становятся все доступнее, но у населения нет о них знаний, необходимых для их использования. Если брать самые распространенные услуги: потребительские кредиты, кредитные карты, ипотека, лизинг, практически каждому человеку приходится заниматься личным финансовым планированием, принимать кредитные и инвестиционные (включая пенсионное накопление) решения. Из-за безграмотности миллионы людей принимают разорительные для себя решения, которые будут сказываться в последствии на каждой семье отдельно, и на общество и государство в целом.

Центробанк, институты гражданского общества, участники рынка пытаются повысить финансовую грамотность населения, формируя корректный образ отрасли в СМИ и работая с потребителями услуг: открываются горячие линии, на которые можно обратиться с вопросом или жалобой на действия, выпускаются просветительские печатные материалы. Эксперты проводят уроки в рамках Всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях», а также сами в инициативном порядке.

Первые замеры финансовой грамотности были проведены в США в 1990-х годах. В это время исследователи не ставили перед собой как таковой задачи измерения уровня финансовой грамотности населения. Тема недостаточного уровня знаний и навыков в отношении личных финансов возникала из более практически ориентированных проблем. В основном эти проблемы касались пенсионных сбережений работающего населения и финансового поведения студентов. Но уже в конце 1990-х стало понятно, что для того, чтобы, используя собранные данные, обоснованно говорить об уровне финансовой грамотности населения, необходимо перейти от измерения частных разрозненных индикаторов к системе взаимосвязанных показателей финансовой грамотности, обоснованных теоретически. С тех пор исследователи и практики значительно продвинулись в этой области. Сегодня уже создаются универсальные методики измерения финансовой грамотности населения, которые могут быть использованы в разных странах в сравнительных исследованиях. Финансовая грамотность — это «способность индивида получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую ему для принятия решений с осознанием возможных последствий своих действий». Иными словами, финансовая способность — это практическая деятельность индивида по достижению поставленных им целей. Поэтому если мы хотим измерить финансовую способность человека, то необходимо не столько измерять знания человека, сколько оценить, насколько то, что он делает, соответствует нашим представлениям о том, что делают финансово способные люди.

Люди, давшие правильные ответы на эти вопросы, задававшиеся Аннамарией Лусарди (Дартмутский колледж), Оливией Митчелл (Уортонская школа Университета Пенсильвании) и их коллегами жителям 14 стран мира, — глобальное меньшинство (сравнительно недавно работу Лусарди и Митчелл опубликовал Journal of Economic Literature). Правильные ответы дали 30 % американцев, 21 % шведов, 25 % итальянцев, 27 % японцев, 31 % французов. Только в Германии (53 %) и Швейцарии (50 %) финансово грамотные люди не в меньшинстве. Но самые поразительные результаты были получены в России, где на все вопросы правильно ответили только 4 %. Россиян, не сумевших справиться, ни с одним вопросом, оказалось 28 %. В других странах не правильных ответов было по 10–11 % [12].

В НАФИ отмечают, что кризис подтолкнул граждан повышать свою финансовую грамотность. По сравнению с июнем 2008 года в феврале текущего года доля россиян, считающих себя финансово грамотными, увеличилась на 20 процентных пунктов. На сегодняшний день 22 % респондентов оценивают свои знания как хорошие, 44 % — как удовлетворительные. Более грамотными россияне стали и в выборе финансовых услуг: если в июне 2008 года 40 % респондентов никогда не сравнивали условия услуг перед их приобретением, то в феврале 2010-го таковых оказалось всего 16 %. Вместе с тем данные опроса НАФИ говорят о том, что кризис несколько дезориентировал граждан. Например, если до кризиса в 2008 году всего 20 % респондентов считали, что ПИФы, ОФБУ и депозиты под 12 % годовых — это финансовые пирамиды, то в феврале 2010-го так думали уже около 30 %. Причем затруднившихся с ответом на вопрос, что из перечисленных продуктов считать пирамидой, также стало больше: их доля выросла с 26 до 31 % [14].

Полученные результаты показали, что осведомленность о финансовых продуктах и рынках как таковых играет второстепенную роль в определении того, что исследователи называли финансовой грамотностью. Главное — поведенческие установки населения, такие как «жить не одним днем», «избегать спонтанных покупок», «следить за количеством денег в кармане». Важно сказать, что в отличие от других подходов к измерению финансовой грамотности данная методика опирается не только на оценочные суждения экспертов о составных частях понятия финансовой грамотности индивидов, но включает также и представления самих людей о том, какое поведение можно считать финансово грамотным.

Не обходится финансовая грамотность населения и без влияния бизнеса. Будучи заинтересованными в увеличении количества пользователей тех или иных финансовых продуктов, рыночные игроки также оказывают влияние на уровень финансовой грамотности их клиентов. Чтобы кредитные учреждения могли привлекать все больше новых клиентов, недостаточно только создавать новые финансовые продукты. Принципиально важен ответственный подход к ведению бизнеса, основанный на полном информировании клиента о характеристиках предлагаемых ему продуктов.

Финансовая грамотность, конечно, должна быть выше. Люди должны как минимум интересоваться этими вопросами. Однако очень легко потеряться в информационном потоке, как отличить рекламу от настоящей информации — непонятно. Например, если человек хочет получить кредит или положить деньги на депозит, ему необходимо знать и терминологию, и основу договорных отношений, и основу финансовых отношений. В итоге, для консультации человек обращается непосредственно в сам банк, или страховую компанию, к самому банкиру или страхователю, но банкир — это заинтересованная сторона, а значит, очевиден конфликт интересов.

Зачастую не выдерживают критики сами программы обучения финансовой грамоте, но плохое образование не аргумент в пользу того, что оно не нужно вообще. Как выясняется, финансовая грамотность помогает только людям с развитыми навыками самоконтроля — иначе она не воплощается в разумное поведение [10].

Еще одна задача — найти тьюторов, которые будут обучать учителей финансовой грамотности, ведь учителя не обладают специальными финансовыми знаниями, отметили в Министерстве финансов [8]. Если же привлекать внешних экспертов, из банковской сферы, такие гонорары могут сделать программу бессмысленной. К тому же если такие мероприятия будут проводиться самими банками, есть возможность не развития навыков и знаний, а самореклама и предложение услуг через такое «образование».

Таким образом, можно сделать вывод что:

  1. Необходимо давать населению в рамках обучающих курсов терминологию привычную для финансовых инструментов.
  2. Научить «читать» документы и осознавать последствия принятия на себя ответственности за то или иное действие.
  3. Проводить независимое обучение финансовой грамоте.
  4. В рамках обучения необходимо показывать, как тот или иной инструмент работает на практике, его плюсы, минусы и риски.
  5. В какие органы следует обращаться в зависимости от ситуации.
  6. Формировать методические издания на примере разделов «На заметку» или «Советы»на бумажных носителях, доступные в общественных местах. Так как финансовыми услугами пользуются и те кто не пользуется интернетом, или кто целенаправленно не ищет информацию в Интернете, т. е. может быть подвержен риску обмана со стороны финансовых пирамид или иных незаконных услуг.
  7. Для того, что бы избежать конфликта интересов, можно привлечь заинтересованное банковское сообщество для финансирования программ повышения финансовой грамотности, а НКО (Некоммерческие организации, общественные организации) к исполнению образовательного компонента. Высшие учебные заведения для экспертной оценки программ, а государство для незначительного регулирования в рамках взаимного балансирования интереса между всеми участниками процессов.

Сами же образовательные программы необходимо делить по возрастам, и начинать с раннего возраста.

Так в младших классах это могут быть интерактивные игры, в старших классах рассматривать различные финансовые продукты, их плюсы, минусы и угрозы. В высших учебных заведениях изучать специализированные финансовые инструменты. Для старшего поколения формировать общие обзорные программы по экономическому образованию. Такие занятия должны быть системными, обзорными, и добровольными. Необходимо, прежде всего, заинтересовать, и показать значимость такой информации, и возможности применения в жизни, иначе такие программы могут стать формальными, скучными, или получить отторжение через «обязательность».

Финансовая сфера окружает нас практически каждодневно. Финансовую грамотность необходимо повышать, что бы со временем становилось общественной нормой: рациональное потребление, оценка личных возможностей и рисков, эффективное инвестирование и приумножение благосостояния населения, принятие ответственных решений было осознанным.

Литература:

  1. Официальный сайт: Агентство по страхованию вкладов http://www.asv.org.ru/ [Электронный ресурс]
  2. Официальный сайт: Международная информационная группа «Интерфакс http://www.interfax.ru/ [Электронный ресурс]
  3. Официальный сайт: Министерство экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru/minec/main [Электронный ресурс]
  4. Официальный сайт: Министерство финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru/ru/ [Электронный ресурс]
  5. Официальный сайт: Информационные портал Банкир.ру http://bankir.ru/ [Электронный ресурс]
  6. Официальный сайт: Информационный портал Банки.ру http://www.banki.ru/ [Электронный ресурс]
  7. Официальный сайт: Форекс-брокер «Альпари» http://www.alpari.ru/ [Электронный ресурс]
  8. Официальный сайт: Информационный портал «Известия» http://izvestia.ru/ [Электронный ресурс]
  9. Официальный сайт: Информационная сеть городских сайтов «РУгион» http://rugion.ru/ [Электронный ресурс]
  10. Официальный сайт: информационный интернет журнал «Форбс» http://www.forbes.ru/ [Электронный ресурс]
  11. Официальный сайт: Информационный ресурс Национальное агентство финансовых исследований http://nacfin.ru/ [Электронный ресурс]
  12. Официальный сайт: информационный иностранный ресурс: Национальное бюро экономических исследований http://www.nber.org/ [Электронный ресурс]
  13. Официальный сайт: Информационно-правовой портал «Гарант.ру» http://www.garant.ru/ [Электронный ресурс]
  14. Официальный сайт: Информационная сеть городских сайтов «РУгион», филиал пермского края http://59.ru/ [Электронный ресурс]

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, финансовая грамотность населения, Россия, продукт, услуга, область финансов, финансовая сфера, Всемирный банк, финансовая грамота, Великобритания.

50 ресурсов для повышения финансовой грамотности

Сайты

1. Сравни.ру – путеводители по вкладам, кредитам и страховкам, из которых можно узнать о выгодном выборе, экономии и получении дополнительного дохода от использования различных финансовых продуктов. 

2. Финансы просто – сайт, на котором можно изучить основы финансовой грамотности, проходить тесты и получать подарки за правильные ответы. 

3. Тинькофф-журнал – умный журнал о личных финансах простым языком. 

4. Финграмота – статьи и советы о финансах. 

5. Финансовое просвещение – раздел на сайте Центрального Банка с информацией о деньгах, их истории и использовании. 

6. Всё о банковских картах от MasterCard – советы по использованию международных платёжных карт. 

7. Рост сбережений – публикации о банках, валютах, пенсиях, сбережениях, недвижимости и т.д. 

8. Всё о страховании вкладов от АСВ – советы о том, как получить страховку из банка, у которого отозвали лицензию. 

9. Дружи с финансами – большая библиотека с брошюрами, памятками и уроками по финансовой грамотности. 

10. «Знай как» о финансах – статьи с ответами на самые популярные финансовые вопросы. 

11. Федеральный образовательный портал – учебные программы по экономике. 

12. Финансовый футбол – игра, позволяющая расширить свои знания в финансовых вопросах. 

13. Финансовая грамотность – серия уроков от банка «Восточный экспресс». 

14. Банкист – полезные статьи по финансам. 

15. «Лайфхакер» о финансах – интересные статьи о финансах на каждый день. 

16. Финансовая грамотность от КП – проект по повышению финансовой грамотности от «Комсомольской правды». 

17. Финик – статьи о финансовых продуктах. 

18. Жизненные ситуации от Пенсионного фонда России – всё про пенсии доступным языком. 

19. Научные публикации Высшей школы экономики – серьёзный анализ экономических тем от учёных из ВШЭ. 

20. Храни деньги – статьи о банковских вкладах. 

21. База знаний ВТБ 24 – ответы на самые популярные вопросы о продуктах банка: вкладах, кредитах, ипотеке и банковских картах. 

22. Пульс рынка – ежедневные комментарии аналитиков компании «Открытие брокер» о самых важных событиях на торговых рынках России и мира. 

23. Гид по налогам – подробные инструкции Федеральной налоговой службы о получении ИНН, оплате задолженности по налогам, получение налогового вычета, создание собственного бизнеса и т.д. 

24. FAQ по страховым продуктам – АльфаСтрахование поясняет правила пользования страховой защитой для автомобилей, имущества и недвижимости граждан. 

25. Главбух – профессиональный журнал о финансовом учёте, где можно найти разъяснения по всему, что связано с бухгалтерией. 

26. Forbes – интернет-версия популярного журнала, в которой собраны истории финансового успеха. 

27. investing.com – финансовый портал с котировками, новостями, техническим анализом, экономическим календарём и другими опциями, которые необходимы для работы на бирже. 

28. Ипотека шаг за шагом – портал об ипотеке: как выбрать кредит, как подготовить документы, как возвращать долг, какие альтернативы есть у ипотеки. 

29. Зенрус – простая страница, где показывается изменяющийся в реальном времени курс доллара, евро и цена на нефть. Можно выбрать живые обои, звук и наблюдать, как меняются показатели. 

30. Персональные финансы от MSN – подборка материалов о деньгах, которые публикуются на других ресурсах. 

31. КУАП – финансовый анализ банков, отчётность Центробанка, сравнение финансовых организаций по различным показателям. 

32. Инвесткафе – независимое аналитическое агентство, где можно задать вопрос аналитикам или представителям финансовых компаний.

Видео

33. Финам.ру – бесплатные видеокурсы, уроки, мастер-классы и инструкции, обучающие игре на бирже.

34. Финансовый гений – видеосоветы о финансах от Константина Белого.

35. Мегапрорыв – видеоуроки о бизнесе.

36. Простые решения от Сбербанка – канал с разъяснениями о правилах пользования банковскими продуктами и услугами.

37. Персональный советник – финансовый советник Наталья Смирнова рассказывает о правилах ведения семейного бюджета.

38. Финансовая видеоэнциклопедия – поясняющие видео о кредитах, долгах, коллекторах, ипотеке, фондовых биржах, личных финансах и т.д.

39. Школа Московской биржи – статьи и видеоуроки о торговле на финансовых площадках.

40. Бизнес-секреты 2.0 – интервью с успешными бизнесменами.

Книги

41. «Дети и Деньги» – книга от банка «Хоум кредит», которая поможет научить маленьких детей правильно использовать деньги родителей.

42. «Дети и первые деньги» – книга от создателей сервиса Upup, в которой на простых примерах рассматривается финансовое воспитание самых маленьких детей.

43. «Финансовая грамота» – рассказывает о финансовом планировании, банковских и инвестиционных продуктах.

44. «Как стать бизнесменом» – бестселлер от Олега Тинькова.

45. Gold.ru – подборка книг про золото.

Зарубежные ресурсы

46. 360 градусов финансовой грамотности – сайт призван отвечать на финансовые вопросы. Темы пояснительных статей предназначены для подростков, родителей, студентов, уволенных, владельцев бизнеса и т.д.

47. Белорусский инфобанк – полезные статьи о финансах в Белоруссии.

48. Google finance – важные события на финансовых рынках, тренды, курсы валют.

49. Moneysupermarket – англоязычный сайт о деньгах, путешествиях, энергопотреблении, мобильной связи и торговле. Можно выбрать самые выгодные товары и услуги, почитать новости, узнать о тонкостях экономии.

50. CNN Money – англоязычный сайт о котировках, валютах, главных новостях на рынках со всего мира.

Финансовая грамотность населения: зачем нужна и как ее повысить?

Акции, кредиты, проценты, деноминация и девальвация… Как во всем этом разобраться, да и зачем? – спросите вы. А мы ответим: чтобы быть подкованным и правильно распоряжаться деньгами даже в самой сложной ситуации. Финансовая грамотность в глобальном смысле – это совокупность знаний о финансах, финансовых институтах и их взаимодействии. Чтобы быть грамотным в денежном плане, не обязательно записываться на какие-то курсы или поступать в университет. Можно развиваться постепенно и самостоятельно.

Финансовая грамотность – это совокупность знаний в сфере финансового поведения человека, направленного на улучшение качества жизни.

Практически во всех развитых странах проводились исследования уровня финансовой грамотности населения. К сожалению, мало где он по-настоящему высокий. Но не стоит облегченно вздыхать и думать, что мы не хуже других. Если хочешь изменить мир – начни с себя. Повышение финансовых компетенций сегодня уже завтра принесет свои плоды в виде наличия финансовой подушки безопасности, в виде отдыха в экзотической стране, в виде покупки автомобиля и достижения других финансовых целей.

Качества и привычки финансово грамотного человека:

  • Ежемесячный учет личных доходов и расходов. Это можно сделать разными способами.
  • Организация жизни исходя из имеющихся средств (без лишних долгов). То есть нельзя покупать то, на что не хватает денег, иначе долги будут расти, как снежный ком.
  • Планирование расходов и доходов в перспективе (учет расходов по непредвиденным обстоятельствам и готовность к пенсии). Формирование финансовой подушки безопасности. То, что иногда называют «отложить на черный день». Вклады, кредиты, инвестиции.
  • Рациональный выбор финансовых продуктов и финансовых услуг. Нельзя просто пойти и открыть первый попавшийся счет в банке или завести в пяти банках по карте. Необходимо сравнить условия, выбрать наиболее подходящие, отказаться от избыточных услуг.
  • Знания и навыки в сфере финансов. Выгодно ли брать кредит при большой инфляции? Что случится с долларом, если цены на нефть резко упали? Можно ли вводить пин-код от платежной карты в интернет-магазине? Если вы знаете ответы на эти вопросы, то гораздо легче не потерять собственные деньги, а, возможно, получится и заработать.

К слову, от уровня финансовой грамотности населения страны зависит и экономический рост государства. Чем больше в сфере финансовых услуг, тем больше конкуренция. А конкуренция – двигатель прогресса. Она заставляет соперников улучшать сервисы, услуги, качеств, снижать цены, вкладывать большие ресурсы – делать все, чтобы конечный продукт становился лучше. В свою очередь покупатели или клиенты охотнее участвуют в обмене денег на качественный продукт, получая при этом какие-либо блага. Помните то чувство, когда наконец-то получилось купить то, о чем давно мечтал? Да, вместе с товаром или услугой вы покупаете ощущения, статус, положение в обществе, возможно, даже счастье. Владелец бизнеса платит налоги государству, а оно взамен обеспечивает безопасность и прочие удобства населению. Все должно быть взаимно. Таким образом, все стороны задействованы, развивают друг друга и слаженно работают, словно вечный двигатель.

Чтобы быть полноценным участником этой системы, нужно знать правила. В данном случае это экономические законы, финансовые инструменты, риски, иногда даже маркетинг. Каждый из нас участвует в финансовой жизни страны и даже мира, но не каждый это осознает.

Чтобы стать финансово грамотным, не обязательно получать докторскую степень по экономике или поступать на бухгалтера. Каждый сам определяет уровень финансовой грамотности в зависимости от вовлеченности. Например, бухгалтер по определению должен знать больше о финансах, чем водитель. Однако, если водитель хочет разбираться во вкладах и кредитах, научиться инвестировать и обезопасить себя от финансовых мошенников, он вполне может разобраться, что такое деньги и как с ними обращаться.

Зачем повышать финансовую грамотность?

  • Формирование финансового мышления

Научитесь думать о деньгах. Зачем покупать дорогое, если есть такое же дешевле? Стоит ли переплачивать за бренд? Как формируется цена и где она честная? Если вы будете думать о деньгах, то сумеете ими обладать. Мысли материальны, вы же знаете.

  • Повышение благосостояния

Если вы научились думать о деньгах и анализировать, то ничего не стоит сделать инвестиции в верное дело и получить дивиденды. Вкладывайте разумно, ведь деньги делают деньги.

  • Разумная работа

Есть два противоположных стереотипа. «Нужно много работать, чтобы много зарабатывать» и «Если ни на что не тратить, то можно сохранить деньги, не утруждая себя работой». Чтобы хорошо зарабатывать, нужно грамотно планировать время, принимать взвешенные решения и, конечно, повышать свою квалификацию. А вот тратить деньги в любом случае нужно. Во-первых, это стимулирует снова их зарабатывать, а во-вторых, правильные траты сами по себе могут обеспечить приток денег.

  • Уменьшение расходов

Если вы научились считать свои деньги, то наверняка знаете, на что они уходят. А если вы за этим следите, то без труда сможете избавиться от лишних трат, таким образом сэкономив свои финансы. Сохраненные ресурсы можно потратить более выгодно или инвестировать.

  • Снижение рисков

Предупрежден, значит, вооружен. Если вы знаете, как работают кредиты, то разберетесь, в каком банке наиболее выгодные условия. Если знаете правила пользования банковской картой, то вас не смогут обокрасть мошенники. А если следите за инфляцией и понимаете ее суть, то сможете уберечь деньги от обесценения. В данном случае чем больше знаешь, тем крепче спишь.

Как повысить финансовую грамотность населения?

Любые знания устаревают, даже курсы валют меняются каждый день. Поэтому повешение финансовой грамотности – это постоянный процесс.

В детстве родители дают ребенку деньги на карманные расходы, часто это определенная сумма на определенный срок. Иногда на день, иногда – на неделю или месяц. Это первая ступенька к финансовой грамотности будущего взрослого человека. Ребенок тратит что-то на необходимое, а что-то – на личное, желанное. Бывает, просчитывается и остается на какой-то срок без личных финансов. Бывает, наоборот – не только «вписывается» в бюджет, но и копит. Так он с малых лет учится планировать свои доходы и расходы, экономить, а может и зарабатывать. По сути, это и есть финансовая грамотность – способность верно и выгодно распоряжаться деньгами.

Дальше в школе на уроках обществоведения и истории нам рассказывают об экономических институтах, бартере, развитии денежных отношений. В некоторых школах есть факультативные занятия по экономике или финансовой грамотности.

Потом ребенок поступает в колледж или университет, где его ждет отчасти самостоятельная жизнь. Он получает стипендию или пытается зарабатывать, планирует свои доходы и расходы, учится обходиться без помощи родителей.

После учебы наступает полностью самостоятельная жизнь с работой и ответственностью. В которой хорошо зарабатывать и верно вести финансы больше шансов у уже подготовленного члена общества.

Чтобы повышать свою финансовую грамотность, не потребуется больших усилий:

  • Читайте рубрику «Финансы» в новостях
  • Не переключайте с экономических и бизнес новостей
  • Читайте про деньги и смотрите про деньги
  • Ходите на мастер-классы и семинары от банков и других финансовых компаний. Это могут быть собрания предпринимателей, бесплатные консультации юристов, всевозможные тренинги и мастер-классы. Как правило, они бесплатные.
  • Национальный банк Республики Беларусь создал проект для формирования финансовой грамотности в Беларуси. Здесь можно проверить свои знания и узнать основы финансовой грамотности. Заглядывайте на этот сайт хотя бы время от времени.
  • Следите за обновлениями в нашем блоге. Мы много пишем о деньгах и о том, как ими пользоваться.

Читайте нас в Telegram и первыми узнавайте о новых статьях.

Leave a comment