Положительные и отрицательные стороны маргинальности – Помогите пажалуйста по обществознанию. Два положительных и два отрицательных примера маргинальности.

Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Третий урок, 11 класс — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

ТЕМА УРОКА: СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Социальная стратификация и социальная дифференциация

Чем социальные различия (социальная дифференциация) отличается от социального неравенства (социальной стратификации)?

Дифференциация (от лат. differentia – разность, различие), разделение целого на различные части, формы и ступени.

Социальная дифференциация – разделение общества на группы.

Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам.

Страта (лат. stratum – слой, пласт) – общественный слой, группа людей, объединенных каким-либо социальным признаком (имущественным, профессиональным, должностным и т. д.).

Чем класс отличается от страты?

Социальный класс – 1) крупная социальная страта, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем; 2) большая группа людей, имеющих одинаковый социально-экономический статус в системе социальной стратификации.

Классы общественные – относительно устойчивые группы социальные, имеющие общие интересы и ценности (напр., крестьянство, рабочий класс, буржуазия, средний класс и др.). Маркс и Энгельс считали борьбу классов движущей силой истории и отводили пролетариату историческую миссию насильственного ниспровержения буржуазии и создания бесклассового общества.

Социальная стратификация – 1) совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв; 2) структура общества и отдельных его слоев; система признаков социального расслоения, неравенства.

Слоистое, многоуровневое общество можно сравнить с геологическими наслоениями. Вместе с тем по сравнению с простым расслоением социальная стратификация имеет по крайней мере два существенных отличия:

1) стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои;

2) верхние слои значительно меньше по количеству входящих их членов общества.

Чем отличается социальная структура от социальной стратификации?

Структура социальная – сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов (государства и др.). Социальная структура населения охватывает также его деление по профессиональным, национальным, половозрастным, культурным и др. признакам.

Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ.

А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.

Социальная структура – это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый целостный социальный объект. Под ним подразумевалась идея упорядоченности общественной жизни, поэтому оно было более близко к понятию «социального порядка».

Стратификация – деление, социальная структура – объединение.

Формы социальной стратификации

Питирим Сорокин: «Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: 1) экономическая, 2) политическая и 3) профессиональная стратификации. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком – то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии.

Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, так же и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархиях. А это значит, что взаимосвязь трех форм социальной стратификации далека от совершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом… они совпадают друг с другом, но лишь частично, т.е. до определенной степени».

Выводы: 1)существует три базисных вида стратификации (экономическую, политическую, профессиональную),2) а также небазисные виды стратификации (культурно-речевая, возрастная и т.д.).

Экономическое расслоение характеризуется показателями дохода и богатства. Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Сюда входят заработная плата, пенсия, пособия, гонорары и т.д. Доходы обычно тратятся на поддержание жизни, но могут накапливаться и превращаться в богатство. Доход измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени.

Политическая стратификация характеризуется объемом власти. Власть — способность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность других людей с помощью различных средств (право, насилие, авторитет и т.д.). Таким образом, объем власти измеряется, в первую очередь, количеством людей, на которых распространяется властное решение.

Профессиональная стратификация измеряется уровнем образования и престижем профессии. Образование — это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения (измеряется числом лет обучения) и качеством полученных знаний, навыков и умений. Образование также, как доход и власть, является объективной единицей измерения стратификации общества. Однако важно учитывать также субъективную оценку социальной структуры, ведь процесс стратификации тесно увязан с формированием системы ценностей, на основе которой формируется «нормативная шкала оценивания». Так, каждый человек, исходя из своих убеждений и пристрастий, по-разному оценивают существующие в обществе профессии, статусы и т.п. При этом оценка осуществляется по многим признакам (место жительства, тип досуга и т.д.).

Престиж профессии — это коллективная (общественная) оценка значимости, привлекательности определенного рода занятий. Престиж — это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Как правило, он измеряется в баллах (от 1 до 100). Так, профессия врача или юриста во всех обществах пользуется уважением в общественном мнении, а профессия дворника, например, имеет наименьшее статусное уважение. В США наиболее престижные профессии — врач, юрист, ученый (профессор университета) и т. п. Средний уровень престижности — менеджер, инженер, мелкий собственник и т.п. Низкий уровень престижности — сварщик, водитель, сантехник, сельскохозяйственный рабочий, дворник и т.п.

Основные измерения социального положения — богатство, власть, образование, престиж часто не совпадают. Например, на шкалах образования и престижа профессор стоит выше полицейского, но на шкалах дохода и власти, наоборот, полицейский стоит выше профессора. Если отметить социальное положение того и другого точками на каждой шкале и соединить их линиями, то получится совокупный статус каждого из них. Совокупный статус выглядит как ломаная линия, которая называется стратификационный профиль (или статусный профиль).

Люмпены

Люмпены и маргиналы — эти две группы населения как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Люмпен – пролетариат (от нем. Lumpen – «лохмотья») – термин введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие). В большинстве случаев люмпен – это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками.

Люмпен – деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.

Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.

Люмпены — это своего рода оборванцы, которые опустились на «дно» жизни, выпали из своей среды. Чем больше в обществе становится люмпенов, тем большую угрозу обществу они представляют. Их среда является своеобразным оплотом различных экстремистски настроенных личностей и организаций.

Маргиналы

Маргинал (от французского marginal, латинское margo – край, граница) – 1) это человек, имеющий отношение к двум различным социальным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью; 2) человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы.

Примеры маргинальности: 1) человек, недавно переехавший жить в город из деревни; 2)горожанин, работающий в деревне после окончания института; 3) представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.

Типы маргиналов: 1) этномаргиналы — возникают в результате миграции в чужую этническую среду;

2) социомаргиналы — появляются в связи с незавершённостью социального перемещения;

3) экономические маргиналы — порождены потерей работы и материального благополучия;

4) политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры;

5) регилиозные маргиналы — лица, стоящие вне традиционных конфессий;

6) биомаргиналы — люди,чьё здоровье перестайт быть предметом заботы со стороны государства.

Каналы маргинализации:

1) миграции

2) войны

3)революции

4) стихийные бедствия

Отрицательные стороны маргинальности:

Маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и т.д.

Положительные стороны маргинальности:

1) отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;

2) маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;

3) маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.

4) маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.).

Чем отличается люмпен от маргинала?

Как правило, люмпены не имеют почти никакой собственности: они либо бродяжничают, либо живут в чужих домах, и располагают только самыми необходимыми для жизни вещами. Маргиналы, напротив, могут быть даже состоятельными людьми, не признаваемыми при этом обществом, поскольку они по каким-либо причинам утратили свое прежнее положение.

Люмпены либо пользуются короткими, разовыми заработками, либо добывают деньги нелегальным путем, либо живут за счет близких или государства. Маргиналы могут заниматься общественно полезным трудом.

«Воротнички»

Воротнички – условное обозначение различных категорий лиц наемного труда:

  • Золотые воротнички – научный и проектно-конструкторский персонал.
  • Белые воротнички – инженерно-технические работники и конторские служащие.
  • Серые воротнички – работники отраслей социальной сферы;
  • Синие воротнички – рабочие, занятые физическим трудом.
  • Бледные воротнички – обобщенное название лиц наемного труда, ставших безработными.
  • Цифровые воротнички – условное обозначение новейшего поколения ЭВМ – Нейромашин, имеющих сложную систему сенсорных и исполнительных органов. В перспективе смогут заменить человека во многих производственных процессах.
  • Нейромашины – автономные интеллектуальные роботы, которые служат искусственной рабочей силой.

(Железные воротнички – то же, что роботы)

Типы стратификационных систем

Исторические типы стратификационных систем: 1) кастовая, 2) рабовладельческая, 3) сословная и 4) классовая системы стратификации, которые отождествляются с историческими типами общественного устройства. Однако на самом деле более вероятным является предположение, что любое общество предполагает одновременно несколько разных стратификационных систем и множества их переходных форм, которые сосуществуют друг с другом.

Типы стратификационных систем.

Физико-генетическая: социально-демографические признаки (пол, возраст, физические качества).

Кастовая (от лат. castus – чистый): этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами (каста – замкнутая, эндогамная группа, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии, при этом положение в кастовой системе передается по наследству).

Сословная: группы различаются формальными (юридическими) правами, которые жестко связаны с их обязанностями и находятся от них в прямой зависимости.

Этакратическая: дифференциация между группами строится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций.

Этакратия, этатократия (власть государства) – 1) тотальное господство государства во всех сферах жизнедеятельности общества; 2) правящие слои общества, монопольно распоряжающиеся государственной собственностью (понятие «этакратия» шире понятия «бюрократия»).

Социально-профессиональная: группы делятся по содержанию и условиям труда.

Классовая: характер и размер собственности на средства производства и производимый продукт, уровень получаемых доходов.

Культурно – символическая: неравный доступ к социально значимой информации, неравные возможностей ее интерпретировать, способности быть носителем знания.

Культурно-нормативная: различия уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует группа.

Социально – территориальная: неравное распределение ресурсов между регионами, различия в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям.

Происхождение социального неравенства.

Можно ли устранить социальное неравенство?

Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 10 классе

Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 11 классе

«Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество» — Студопедия.Нет

Уважаемые старшеклассники! Ниже приводятся два эссе. Первое из них, хотя и не лишенное некоторых недостатков, может рассматриваться в качестве образца для написания творческой работы на олимпиаде. Другое, напротив, содержит в себе значительное количество наиболее характерных для работ подобного рода ошибок и недочетов. Предлагаем Вам сначала самостоятельно ознакомиться с их текстами и постараться составить собственное мнение об их плюсах и минусах, и только после этого изучить анализ этих эссе, сделанный членами жюри Олимпиады. Обратите внимание, что при их оценивании, члены жюри опирались на приведенные ниже критерии оценки эссе. 

Критерии оценивания вопросов, требующих развернутого ответа:  

Критерии оценивания   Балл
1) Грамотно даны необходимые для ответа на вопрос определения до 5
2) Определения адекватно использованы при раскрытии темы, приведен необходимый теоретический материал до 5
3) Приведены необходимые примеры, иллюстрирующие позицию отвечающего, сделан вывод. до 5
Максимальный балл 15

Критерии оценивания эссе:  

Содержание верного ответа и указания к оцениванию   Балл
1) Грамотно даны необходимые для ответа на вопрос определения до 5
2) — проблема раскрыта на теоретическом уровне, с корректным использовании обществоведческих терминов — проблема раскрыта с формальным использованием обществоведческих терминов — проблема раскрыта на бытовом уровне — проблема не раскрыта  до 15 до 15    до 10 до 5 0
3) Приведены необходимые примеры до 6
4) Структурированность текста, наличие в нем четко выраженных тезисов и аргументов, отсутствие неоправданных отступлений и пояснений, необоснованных эмоциональных вкраплений до 4 
5)  Отсутствуют фактические и терминологичские ошибки до 5
6) Оригинальность позиции до 5
Максимальный балл 40

 

Пример отличного эссе тему: «Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

Прежде всего, дадим определение понятия «маргинальность», на котором будет основываться последующее рассуждение на предложенную тему. Классическое и наиболее часто используемое определение данного явления было дано Р. Парком: «Маргинальность – это состояние индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе и не полностью включенных в соответствующее социальное образование».

Не менее важно четко сформулировать понятия «положительного» и «отрицательного» влияния, на которые мы будем опираться в дальнейшем. Действительно, какое из явлений, наблюдаемых в обществе, можно рассматривать в качестве «положительного»? Распространение в нем определенных культурных ценностей, этических взглядов, рост производства, или же возрастание его стабильности? Все эти явления, сами по себе, с точки зрения обыденного сознания, имеют определенную «положительную» окраску, однако с точки зрения науки нередко не просто не предполагают друг друга, но даже друг друга исключают. Так, известно, что этическая философия Сократа, оказавшая огромное влияние не только на греческую, но и на всю мировую культуру, многими авторами рассматривается в качестве фактора, дестабилизировавшего жизнь афинского полиса. Тем не менее, поскольку данная работа пишется по социологии, мы будем исходить из того, что положительные стороны – это те, которые способствуют существованию и развитию общества, а отрицательные, соответственно, способствуют нарушению стабильной обстановки в обществе.

Пожалуй, наиболее явное, лежащее на поверхности отрицательное проявление маргинальности состоит в том, что это явление связано далеко не с самым «крепким», с «незащищенным» положением человека. Ведь основные права и обязанности утверждены за индивидуумом как за членом определенных слоев и групп, и потеря их может породить тяжелые экзистенциальные переживания и психические состояния. Человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным, что негативно скажется на его характере и отношении к социальному миру, может породить как первичные, так и вторичные, в том числе и опасные для общества девиации. С другой точки зрения, именно это положение может стать толчком, который заставит человека прилагать усилия, и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо пытаться влиять на общественную структуру.

Другой отрицательной чертой маргинальности является отсутствие возможности заниматься привычным видом деятельности, т.к. в большинстве случаев индивидуум, руководствуясь рациональными для него причинами, избирает наиболее соответствующий его статусу вид деятельности. Но положительной чертой в сложившейся ситуации, может являться стратегия решение, которое индивидуум примет для возвращения в привычную для него группу или приспособления к нормам и ценностям другой группы.

В-третьих, на примере одного из важнейших факторов формирования маргинальности – межрегиональных миграций из маленьких стран в большие – некоторые ученые подчеркивают опасность ассимиляции культур мелких групп в культуре более крупной группы. Так бывает в случае с детьми эмигрантов, вскоре начинающих отвергать некоторые идеалы и ценности своих родителей, и делающих попытки впитать в себя культуру новой родины. Такие процессы, безусловно, приводят к сокращению числа носителей культур маленьких групп, что наносит вред не только культуре человечества в целом (исчезновение живых языков, утрата неповторимых традиций), но и конкретному обществу: как известно, отсутствие субкультур делает общество косным, слабо способным к восприятию новшеств и к развитию. В то же время маргиналы, внедряясь в доминирующую культуру, способствуют «оживлению» застарелых культурных комплексов, способствуют внедрению новых социальных стереотипов и норм.

В завершение кратко перечислим другие проявления положительного и отрицательного влияния маргинальности на общество. Маргинальность, принимая широкие масштабы, расшатывает существующую социальную структуру, что может негативно сказаться на стабильности общества. В то же время, это способствует его обновлению. Достаточно вспомнить концепцию Вебера, согласно которой протестантские общины, занимавшие в обществе маргинальное положение, сыграли важнейшую роль в формировании западного капитализма. Маргинальность, вырывая человека из устойчивых групп, значительно усложняет реализацию в обществе эффективного социального контроля, но при этом, маргинальность высвобождает из-под его парализующего влияния подлинных новаторов и социальных творцов. 

Как видим, явление маргинальности является многоплановым и неоднозначным по своему влиянию на общество. Одни и те же ее аспекты, в зависимости от конкретных ситуаций и масштабов, могут оказывать как положительное, так и как отрицательное влияние на общество. Но это говорит лишь о том, что каждый раз, сталкиваясь с данным явлением, мы при его оценке должны опираться не на абстрактные правила и лозунги, а на результаты конкретных эмпирических явлений, проведение которых как раз является делом социологов. 

 

Пример слабого эссе тему: «Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

Данная тема довольно-таки сложна для рассмотрения, т.к существуют разные последствия маргинализации. Так в большинстве случаев маргинальность становится причиной конфликтов. Для того, чтобы было проще разобраться, введем определение маргинальности.         

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны).

С другой стороны маргинализация имеет ряд положительных эффектов. Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста.  Но она же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества.  Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

 

 

«Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

Данная тема довольно-таки сложна для рассмотрения, т.к существуют разные последствия маргинализации. Так в большинстве случаев маргинальность становится причиной конфликтов. Для того, чтобы было проще разобраться, введем определение маргинальности.

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны).

С другой стороны маргинализация имеет ряд положительных эффектов. Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но она же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

 

 

Анализ работ, проведенный членами жюри Олимпиады

 

Эссе на тему: «Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

Пример отличного эссе

Прежде всего, дадим определение понятия «маргинальность», на котором будет основываться последующее рассуждение на предложенную тему. Классическое и наиболее часто используемое определение данного явления было дано Р. Парком: «Маргинальность – это состояние индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе и не полностью включенных в соответствующее социальное образование». Начало очень удачное. Автор в первых строках текста вводит базовое определение, благодаря чему получает возможность четко обозначить область рассматриваемых явлений. Оно полностью соответствует требованиям критерия № 1.

Не менее важно четко сформулировать понятия «положительного» и «отрицательного» влияния, на которые будем опираться в дальнейшем. Действительно, какое из явлений, наблюдаемых в обществе, можно рассматривать в качестве «положительного»? Распространение в нем определенных культурных ценностей, этических взглядов, рост производства, или же возрастание его стабильности? Все эти явления, сами по себе, с точки зрения обыденного сознания, имеют определенную «положительную» окраску, однако, с точки зрения науки, нередко не просто не предполагают друг друга, но даже руг друга исключают. Так, известно, что этическая философия Сократа, оказавшая огромное влияние не только на греческую, но и на всю мировую культуру, многими авторами рассматривается в качестве фактора, дестабилизировавшего жизнь афинского полиса. Тем не менее, поскольку данная работа пишется по социологии, мы будем исходить из того, что положительные стороны – это те, которые способствуют существованию и развитию общества, а отрицательные, соответственно, способствуют нарушению стабильной обстановки в обществе. Данный абзац очень удачный. Во-первых, автор делает попытку проанализировать понятия, которые вообще чаще всего берутся без должного теоретического осмысления. Во-вторых, четко формулирует трудности, которые при этом возникают, и снабжает свои рассуждения необходимыми примерами.

Таким образом, автор зарабатывает максимальный балл по критерию № 1 (5), получает 2 балла по критерию № 3, а также 2 балла по критерию № 5 (оригинальность позиции).

Пожалуй, наиболее явное, лежащее на поверхности отрицательное проявление маргинальности состоит в том, что это явление связано далеко не с самым «крепким», с «незащищенным» положением человека. Ведь основные права и обязанности утверждены за индивидуумом как за членом определенных слоев и групп, и потеря их может породить тяжелые экзистенциальные переживания и психические состояния. Человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным, что негативно скажется на его характере и отношении к социальному миру, может породить как первичные, так и вторичные, в том числе и опасные для общества девиации.

Данный абзац очень примечательный! Автор едва не потерял основной объект своего небольшого исследования – общество. Заметьте: он первоначально говорит о негативных последствиях маргинальности не для общества, а для человека. Это очень распространенная ошибка, за которую снимаются баллы по критерию № 4. Однако в данном случае автор сумел очень органично вернуться в исследовательскую канву, грамотно связав психические состояния с явлением девиации. Поэтому в этом абзаце он не теряет никаких очков. Кроме того, абзац «работает» и на получение высшего балла по критерию № 2, ибо автор обосновывает свою позицию на основании социологических теорий о связи жизненных ориентиров индивида с его принадлежностью к определенным социальным образованиям, и о связи девиации с социальной дезориентацией индивида.

С другой точки зрения, именно это положение может стать толчком, который заставит человека прилагать усилия, и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо пытаться влиять на общественную структуру. Автор верно указывает, что одно и то же проявление девиации может иметь как отрицательное, так и положительное влияние на общество.

Другой отрицательной чертой маргинальности является отсутствие возможности заниматься привычным видом деятельности, т.к. в большинстве случаев индивидуум, руководствуясь рациональными для него причинами, избирает наиболее соответствующий его статусу вид деятельности. Но положительной чертой в сложившейся ситуации может являться стратегия/решение, которое индивидуум примет для возвращения в привычную для него группу или приспособления к нормам и ценностям другой группы. Высказана правильная мысль, но на этот раз она уже действительно не доведена до конца – индивид остался единственным объектом, о котором говорится здесь. Поэтому снимается балл по критерию № 4 («…отсутствие неоправданных отступлений»)

В-третьих, на примере одного из важнейших факторов формирования маргинальности – межрегиональных миграций из маленьких стран в большие – некоторые ученые подчеркивают опасность ассимиляции культур мелких групп в культуре более крупной группы. Так бывает в случае с детьми эмигрантов, вскоре начинающих отвергать некоторые идеалы и ценности своих родителей и делающих попытки впитать в себя культуру новой родины. Такие процессы, безусловно, приводят к сокращению числа носителей культур маленьких групп, что наносит вред не только культуре человечества в целом (исчезновение живых языков, утрата неповторимых традиций), но и конкретному обществу: как известно, отсутствие субкультур делает общество косным, слабо способным к восприятию новшеств и к развитию. В то же время маргиналы, внедряясь в доминирующую культуру, способствуют «оживлению» застарелых культурных комплексов, способствуют внедрению новых социальных стереотипов и норм. Данный абзац практически безупречен. В нем тема продолжает раскрываться на теоретическом уровне, т.е. с опорой на существующие социологические теории и с адекватным использованием обществоведческих терминов.

В завершение кратко перечислим другие проявления положительного и отрицательного влияния маргинальности на общество. Маргинальность, принимая широкие масштабы, расшатывает существующую социальную структуру, что может негативно сказаться на стабильности общества. В то же время, это способствует его обновлению. Достаточно вспомнить концепцию Вебера, согласно которой, протестантские общины, занимавшие в обществе маргинальное положение, сыграли важнейшую роль в формировании западного капитализма. Магинальность, вырывая человек из устойчивых групп, значительно усложняет реализацию в обществе эффективного социального контроля, но при этом, маргинальность высвобождает из-под его парализующего влияния подлинных новаторов и социальных творцов. В данном абзаце присутствуют и оригинальные примеры, и адекватное использование теоретических знаний. Кроме того, он очень удачен композиционно: рассмотрев подробно два случая маргинальности, автор приводит несколько кратких примеров, также иллюстрирующих особенности данного явления.

Как видим, явление маргинальности является многоплановым и неоднозначным по своему влиянию на общество. Одни и те же ее аспекты, в зависимости от конкретных ситуаций и масштабов, могут оказывать как положительное, так и как отрицательное влияние на общество. Но это говорит лишь о том, что каждый раз, сталкиваясь с данным явлением, мы при его оценке должны опираться не на абстрактные правила и лозунги, а на результаты конкретных эмпирических явлений, проведение которых как раз является делом социологов.

Говоря о работе в целом, следует отметить также ее грамотную структуру, наличие вводной части, полноценного основного раздела, и небанального заключения с выводами. Общая оценка за данную работу с учетом небольших замечаний – 37 баллов ().

 

Итог: критерий № 1 – 5 баллов; критерий № 2 – 15 баллов, критерий № 3 – 6 баллов; критерий № 4 – 3 балла; критерий № 5 – 5 баллов; оригинальность позиции – 5 баллов. Оценка – 39 баллов.

 

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

«Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

angelinazdorova
June 13th, 2013

Прежде всего, дадим определение понятия «маргинальность», на котором будет основываться последующее рассуждение на предложенную тему. Классическое и наиболее часто используемое определение данного явления было дано Р. Парком: «Маргинальность – это состояние индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе и не полностью включенных в соответствующее социальное образование».Не менее важно четко сформулировать понятия «положительного» и «отрицательного» влияния, на которые мы будем опираться в дальнейшем.
Действительно, какое из явлений, наблюдаемых в обществе, можно рассматривать в качестве «положительного»? Распространение в нем определенных культурных ценностей, этических взглядов, рост производства, или же возрастание его стабильности? Все эти явления, сами по себе, с точки зрения обыденного сознания, имеют определенную «положительную» окраску, однако с точки зрения науки нередко не просто не предполагают друг друга, но даже друг друга исключают.
Так, известно, что этическая философия Сократа, оказавшая огромное влияние не только на греческую, но и на всю мировую культуру, многими авторами рассматривается в качестве фактора, дестабилизировавшего жизнь афинского полиса. Тем не менее, поскольку данная работа пишется по социологии, мы будем исходить из того, что положительные стороны – это те, которые способствуют существованию и развитию общества, а отрицательные, соответственно, способствуют нарушению стабильной обстановки в обществе. Пожалуй, наиболее явное, лежащее на поверхности отрицательное проявление маргинальности состоит в том, что это явление связано далеко не с самым «крепким», с «незащищенным» положением человека. Ведь основные права и обязанности утверждены за индивидуумом как за членом определенных слоев и групп, и потеря их может породить тяжелые экзистенциальные переживания и психические состояния.
Человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным, что негативно скажется на его характере и отношении к социальному миру, может породить как первичные, так и вторичные, в том числе и опасные для общества девиации.
С другой точки зрения, именно это положение может стать толчком, который заставит человека прилагать усилия, и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо пытаться влиять на общественную структуру. Другой отрицательной чертой маргинальности является отсутствие возможности заниматься привычным видом деятельности, т.к. в большинстве случаев индивидуум, руководствуясь рациональными для него причинами, избирает наиболее соответствующий его статусу вид деятельности. Но положительной чертой в сложившейся ситуации, может являться стратегия решение, которое индивидуум примет для возвращения в привычную для него группу или приспособления к нормам и ценностям другой группы. В-третьих, на примере одного из важнейших факторов формирования маргинальности — межрегиональных миграций из маленьких стран в большие – некоторые ученые подчеркивают опасность ассимиляции культур мелких групп в культуре более крупной группы. Так бывает в случае с детьми эмигрантов, вскоре начинающих отвергать некоторые идеалы и ценности своих родителей, и делающих попытки впитать в себя культуру новой родины.
Такие процессы, безусловно, приводят к сокращению числа носителей культур маленьких групп, что наносит вред не только культуре человечества в целом (исчезновение живых языков, утрата неповторимых традиций), но и конкретному обществу: как известно, отсутствие субкультур делает общество косным, слабо способным к восприятию новшеств и к развитию. В то же время маргиналы, внедряясь в доминирующую культуру, способствуют «оживлению» застарелых культурных комплексов, способствуют внедрению новых социальных стереотипов и норм. В завершение кратко перечислим другие проявления положительного и отрицательного влияния маргинальности на общество. Маргинальность, принимая широкие масштабы, расшатывает существующую социальную структуру, что может негативно сказаться на стабильности общества. В то же время, это способствует его обновлению.
Достаточно вспомнить концепцию Вебера, согласно которой протестантские общины, занимавшие в обществе маргинальное положение, сыграли важнейшую роль в формировании западного капитализма. Маргинальность, вырывая человека из устойчивых групп, значительно усложняет реализацию в обществе эффективного социального контроля, но при этом, маргинальность высвобождает из-под его парализующего влияния подлинных новаторов и социальных творцов.
Как видим, явление маргинальности является многоплановым и неоднозначным по своему влиянию на общество. Одни и те же ее аспекты, в зависимости от конкретных ситуаций и масштабов, могут оказывать как положительное, так и как отрицательное влияние на общество. Но это говорит лишь о том, что каждый раз, сталкиваясь с данным явлением, мы при его оценке должны опираться не на абстрактные правила и лозунги, а на результаты конкретных эмпирических явлений, проведение которых как раз является делом социологов.

«Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество»


Уважаемые старшеклассники!

Ниже приводятся два эссе. Первое из них, хотя и не лишенное некоторых недостатков, может рассматриваться в качестве образца для написания творческой работы на олимпиаде. Другое, напротив, содержит в себе значительное количество наиболее характерных для работ подобного рода ошибок и недочетов. Предлагаем Вам сначала самостоятельно ознакомиться с их текстами и постараться составить собственное мнение об их плюсах и минусах, и только после этого изучить анализ этих эссе, сделанный членами жюри Олимпиады. Обратите внимание, что при их оценивании, члены жюри опирались на приведенные выше критерии оценки эссе.

^

Прежде всего, дадим определение понятия «маргинальность», на котором будет основываться последующее рассуждение на предложенную тему. Классическое и наиболее часто используемое определение данного явления было дано Р. Парком: «Маргинальность – это состояние индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе и не полностью включенных в соответствующее социальное образование».

Не менее важно четко сформулировать понятия «положительного» и «отрицательного» влияния, на которые мы будем опираться в дальнейшем. Действительно, какое из явлений, наблюдаемых в обществе, можно рассматривать в качестве «положительного»? Распространение в нем определенных культурных ценностей, этических взглядов, рост производства, или же возрастание его стабильности? Все эти явления, сами по себе, с точки зрения обыденного сознания, имеют определенную «положительную» окраску, однако с точки зрения науки нередко не просто не предполагают друг друга, но даже друг друга исключают. Так, известно, что этическая философия Сократа, оказавшая огромное влияние не только на греческую, но и на всю мировую культуру, многими авторами рассматривается в качестве фактора, дестабилизировавшего жизнь афинского полиса. Тем не менее, поскольку данная работа пишется по социологии, мы будем исходить из того, что положительные стороны – это те, которые способствуют существованию и развитию общества, а отрицательные, соответственно, способствуют нарушению стабильной обстановки в обществе.

Пожалуй, наиболее явное, лежащее на поверхности отрицательное проявление маргинальности состоит в том, что это явление связано далеко не с самым «крепким», с «незащищенным» положением человека. Ведь основные права и обязанности утверждены за индивидуумом как за членом определенных слоев и групп, и потеря их может породить тяжелые экзистенциальные переживания и психические состояния. Человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным, что негативно скажется на его характере и отношении к социальному миру, может породить как первичные, так и вторичные, в том числе и опасные для общества девиации. С другой точки зрения, именно это положение может стать толчком, который заставит человека прилагать усилия, и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо пытаться влиять на общественную структуру.

Другой отрицательной чертой маргинальности является отсутствие возможности заниматься привычным видом деятельности, т.к. в большинстве случаев индивидуум, руководствуясь рациональными для него причинами, избирает наиболее соответствующий его статусу вид деятельности. Но положительной чертой в сложившейся ситуации, может являться стратегия решение, которое индивидуум примет для возвращения в привычную для него группу или приспособления к нормам и ценностям другой группы.

В-третьих, на примере одного из важнейших факторов формирования маргинальности – межрегиональных миграций из маленьких стран в большие – некоторые ученые подчеркивают опасность ассимиляции культур мелких групп в культуре более крупной группы. Так бывает в случае с детьми эмигрантов, вскоре начинающих отвергать некоторые идеалы и ценности своих родителей, и делающих попытки впитать в себя культуру новой родины. Такие процессы, безусловно, приводят к сокращению числа носителей культур маленьких групп, что наносит вред не только культуре человечества в целом (исчезновение живых языков, утрата неповторимых традиций), но и конкретному обществу: как известно, отсутствие субкультур делает общество косным, слабо способным к восприятию новшеств и к развитию. В то же время маргиналы, внедряясь в доминирующую культуру, способствуют «оживлению» застарелых культурных комплексов, способствуют внедрению новых социальных стереотипов и норм.

В завершение кратко перечислим другие проявления положительного и отрицательного влияния маргинальности на общество. Маргинальность, принимая широкие масштабы, расшатывает существующую социальную структуру, что может негативно сказаться на стабильности общества. В то же время, это способствует его обновлению. Достаточно вспомнить концепцию Вебера, согласно которой протестантские общины, занимавшие в обществе маргинальное положение, сыграли важнейшую роль в формировании западного капитализма. Маргинальность, вырывая человека из устойчивых групп, значительно усложняет реализацию в обществе эффективного социального контроля, но при этом, маргинальность высвобождает из-под его парализующего влияния подлинных новаторов и социальных творцов.

Как видим, явление маргинальности является многоплановым и неоднозначным по своему влиянию на общество. Одни и те же ее аспекты, в зависимости от конкретных ситуаций и масштабов, могут оказывать как положительное, так и как отрицательное влияние на общество. Но это говорит лишь о том, что каждый раз, сталкиваясь с данным явлением, мы при его оценке должны опираться не на абстрактные правила и лозунги, а на результаты конкретных эмпирических явлений, проведение которых как раз является делом социологов.

^

Данная тема довольно-таки сложна для рассмотрения, т.к существуют разные последствия маргинализации. Так в большинстве случаев маргинальность становится причиной конфликтов. Для того, чтобы было проще разобраться, введем определение маргинальности.

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии  для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны).

С другой стороны маргинализация имеет ряд положительных эффектов. Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но она же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. 

^

Эссе на тему: «Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

Пример отличного эссе

Прежде всего, дадим определение понятия «маргинальность», на котором будет основываться последующее рассуждение на предложенную тему. Классическое и наиболее часто используемое определение данного явления было дано Р. Парком: «Маргинальность – это состояние индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе и не полностью включенных в соответствующее социальное образование». Начало очень удачное. Автор в первых строках текста вводит базовое определение, благодаря чему получает возможность четко обозначить область рассматриваемых явлений. Оно полностью соответствует требованиям критерия № 1.

Не менее важно четко сформулировать понятия «положительного» и «отрицательного» влияния, на которые будем опираться в дальнейшем. Действительно, какое из явлений, наблюдаемых в обществе, можно рассматривать в качестве «положительного»? Распространение в нем определенных культурных ценностей, этических взглядов, рост производства, или же возрастание его стабильности? Все эти явления, сами по себе, с точки зрения обыденного сознания, имеют определенную «положительную» окраску, однако, с точки зрения науки, нередко не просто не предполагают друг друга, но даже руг друга исключают. Так, известно, что этическая философия Сократа, оказавшая огромное влияние не только на греческую, но и на всю мировую культуру, многими авторами рассматривается в качестве фактора, дестабилизировавшего жизнь афинского полиса. Тем не менее, поскольку данная работа пишется по социологии, мы будем исходить из того, что положительные стороны – это те, которые способствуют существованию и развитию общества, а отрицательные, соответственно, способствуют нарушению стабильной обстановки в обществе. Данный абзац очень удачный. Во-первых, автор делает попытку проанализировать понятия, которые вообще чаще всего берутся без должного теоретического осмысления. Во-вторых, четко формулирует трудности, которые при этом возникают, и снабжает свои рассуждения необходимыми примерами.

Таким образом, автор зарабатывает максимальный балл по критерию № 1 (5), получает 2 балла по критерию № 3, а также 2 балла по критерию № 5 (оригинальность позиции).

Пожалуй, наиболее явное, лежащее на поверхности отрицательное проявление маргинальности состоит в том, что это явление связано далеко не с самым «крепким», с «незащищенным» положением человека. Ведь основные права и обязанности утверждены за индивидуумом как за членом определенных слоев и групп, и потеря их может породить тяжелые экзистенциальные переживания и психические состояния. Человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным, что негативно скажется на его характере и отношении к социальному миру, может породить как первичные, так и вторичные, в том числе и опасные для общества девиации. Данный абзац очень примечательный! Автор едва не потерял основной объект своего небольшого исследования – общество. Заметьте: он первоначально говорит о негативных последствиях маргинальности не для общества, а для человека. Это очень распространенная ошибка, за которую снимаются баллы по критерию № 4. Однако в данном случае автор сумел очень органично вернуться в исследовательскую канву, грамотно связав психические состояния с явлением девиации. Поэтому в этом абзаце он не теряет никаких очков. Кроме того, абзац «работает» и на получение высшего балла по критерию № 2, ибо автор обосновывает свою позицию на основании социологических теорий о связи жизненных ориентиров индивида с его принадлежностью к определенным социальным образованиям, и о связи девиации с социальной дезориентацией индивида.

С другой точки зрения, именно это положение может стать толчком, который заставит человека прилагать усилия, и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо пытаться влиять на общественную структуру. Автор верно указывает, что одно и то же проявление девиации может иметь как отрицательное, так и положительное влияние на общество.

Другой отрицательной чертой маргинальности является отсутствие возможности заниматься привычным видом деятельности, т.к. в большинстве случаев индивидуум, руководствуясь рациональными для него причинами, избирает наиболее соответствующий его статусу вид деятельности. Но положительной чертой в сложившейся ситуации может являться стратегия/решение, которое индивидуум примет для возвращения в привычную для него группу или приспособления к нормам и ценностям другой группы. Высказана правильная мысль, но на сей раз она уже действительно не доведена до конца – индивид остался единственным объектом, о котором говорится здесь. Поэтому снимается балл по критерию № 4 («…отсутствие неоправданных отступлений»)

В-третьих, на примере одного из важнейших факторов формирования маргинальности – межрегиональных миграций из маленьких стран в большие – некоторые ученые подчеркивают опасность ассимиляции культур мелких групп в культуре более крупной группы. Так бывает в случае с детьми эмигрантов, вскоре начинающих отвергать некоторые идеалы и ценности своих родителей и делающих попытки впитать в себя культуру новой родины. Такие процессы, безусловно, приводят к сокращению числа носителей культур маленьких групп, что наносит вред не только культуре человечества в целом (исчезновение живых языков, утрата неповторимых традиций), но и конкретному обществу: как известно, отсутствие субкультур делает общество косным, слабо способным к восприятию новшеств и к развитию. В то же время маргиналы, внедряясь в доминирующую культуру, способствуют «оживлению» застарелых культурных комплексов, способствуют внедрению новых социальных стереотипов и норм. Данный абзац практически безупречен. В нем тема продолжает раскрываться на теоретическом уровне, т.е. с опорой на существующие социологические теории и с адекватным использованием обществоведческих терминов.

В завершение кратко перечислим другие проявления положительного и отрицательного влияния маргинальности на общество. Маргинальность, принимая широкие масштабы, расшатывает существующую социальную структуру, что может негативно сказаться на стабильности общества. В то же время, это способствует его обновлению. Достаточно вспомнить концепцию Вебера, согласно которой, протестантские общины, занимавшие в обществе маргинальное положение, сыграли важнейшую роль в формировании западного капитализма. Магинальность, вырывая человек из устойчивых групп, значительно усложняет реализацию в обществе эффективного социального контроля, но при этом, маргинальность высвобождает из-под его парализующего влияния подлинных новаторов и социальных творцов В данном абзаце присутствуют и оригинальные примеры, и адекватное использование теоретических знаний. Кроме того, он очень удачен композиционно: рассмотрев подробно два случая маргинальности, автор приводит несколько кратких примеров, также иллюстрирующих особенности данного явления.

Как видим, явление маргинальности является многоплановым и неоднозначным по своему влиянию на общество. Одни и те же ее аспекты, в зависимости от конкретных ситуаций и масштабов, могут оказывать как положительное, так и как отрицательное влияние на общество. Но это говорит лишь о том, что каждый раз, сталкиваясь с данным явлением, мы при его оценке должны опираться не на абстрактные правила и лозунги, а на результаты конкретных эмпирических явлений, проведение которых как раз является делом социологов.

Говоря о работе в целом, следует отметить также ее грамотную структуру, наличие вводной части, полноценного основного раздела, и небанального заключения с выводами. Общая оценка за данную работу с учетом небольших замечаний – 37 баллов ().

Итог: критерий № 1 – 5 баллов; критерий № 2 – 15 баллов, критерий № 3 – 6 баллов; критерий № 4 – 3 балла; критерий № 5 – 5 баллов; оригинальность позиции – 5 баллов. Оценка – 39 баллов.

^

Данная тема довольно-таки сложна для рассмотрения, т.к существуют разные последствия маргинализации. Так в большинстве случаев маргинальность становится причиной конфликтов. Для того, чтобы было проще разобраться, введем определение маргинальности. Начало явно неудачное: даны три, весьма слабо связанных друг с другом предложения. Кроме того, обращение к понятию обретает здесь налет искусственности, произвольности. Наконец, по стилю это скорее похоже на сочинение, чем на эссе. Снимается балл за структурность (критерий № 4))

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии  для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Определение в целом введено правильно, но и в нем дается совершенно лишняя для определения конкретизация «определенный отпечаток на психику». Маргинальность много на что накладывает отпечаток, и это как раз и надо раскрыть в тексте, а не включать в определение. Поэтому снимается балл за определение (критерий № 1).

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Структурная ошибка: не указана оппозиция «групповая – индивидуальная», а сразу же начат анализ групповой мобильности.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Ошибка фактическая: маргинальность есть самостоятельное явление, а оседание на дно – это «люмпенизация» (снимается 2 балла по критерию № 5) Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Что есть «есьтественная маргинальность»? (снимается балл по критерию № 5) Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). Типичный пример формального использования обществоведческих терминов, причем не очень удачного (критерий № 2, п.2)

С другой стороны маргинализация имеет ряд положительных эффектов. Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Структурная неточность: об отрицательных последствиях маргинальности уже сказано выше (балл снимается по критерию № 4). Но она же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. 

Отсутствует итоговый вывод – грубая структурная ошибка (снимается 2 балла) (по сумме структурных ошибок)

Итог: критерий № 1 – 2 балла; критерий № 2 – 6 баллов, критерий № 3 – 1 балл; критерий № 4 – 0 баллов; критерий № 5 – 3 балла; оригинальность позиции – 0 баллов. Оценка – 12 баллов.

Leave a comment