Показания для обучения на дому – Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, Письмо Минпроса РСФСР от 08 июля 1980 года №281-М, Письмо Минздрава РСФСР от 28 июля 1980 года №17-13-186

Содержание

Как перевести ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья?

МОИ ПРАВА: КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА
  •   ШКОЛА ЖИЗНИ ШКОЛА ЖИЗНИ
  •  ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
  •   СОДЕРЖАНИЕ МОИ ПРАВА СОДЕРЖАНИЕ МОИ ПРАВА

ИскатьИскать

Menu
  • Защита Прав
      • Конституция РФ и Права граждан
      • На какие ПРАВА мы имеем право
      • Право на Судебную Защиту своих ПРАВ
  • Трудовое право
      • Азбука Права: Работа
          • Трудовые отношения
          • Гражданско-правовые договоры
          • Безработица
          • Трудоустройство. Прием на работу
          • Прием на работу иностранных граждан
          • Трудовой договор
          • Оплата труда. Заработная плата
          • Рабочее время и время отдыха
          • Отпуска. Виды отпусков
          • Временная нетрудоспособность
          • Охрана труда
          • Расторжение трудового договора. Увольнение
          • Дисциплинарная ответственность
      • Защита трудовых прав
          • Защита трудовых прав наемных работников
          • Прием на работу. Трудовой договор
          • Расторжение трудового договора. Увольнение
          • Оплата труда. Заработная плата
          • Содействие в трудоустройстве безработных
          • Самозанятость: Права самозанятых граждан
      • Право на Отдых и на Отпуск
          • Рабочее время
          • Право на время отдыха
          • Право на отпуск
      • Право на удаленную работу
          • Право на дистанционную работу
          • Право на надомную работу
          • Право на удаленную работу в интернете (фриланс)
      • Право на государственную службу
      • Право на военную службы
          • Военная служба по призыву
          • Военная служба по контракту
          • Допризывная подготовка к военной службе
  • Образование
      • Азбука Права: Образование
          • Общее образование
          • Государственная итоговая аттестация (ГИА, ОГЭ, ЕГЭ)
          • Формы получения общего образования
          • Профессиональное и дополнительное образование
          • Высшее образование
          • Высшие учебные заведения. Поступление в ВУЗ
          • Военное образование. Военные образовательные учреждения
      • Образование в РФ
      • Право на Общее Образование
          • Право на дошкольное образование
          • Право на начальное, основное и среднее общее образование
      • Право на Профессиональное Образование
          • Право на среднее профессиональное образование
          • Право на высшее образование
      • Право на Дополнительное Образование
      • Права педагогических работников
  • Социальное обеспечение
      • Право на социальную защиту
      • Право на Пенсию
          • Пенсионная реформа 2019 года
          • Как оформить пенсию
      • Права инвалидов
      • Право на федеральные пособия семьям с детьми
      • Право на региональные пособия семьям с детьми
          • Право семей с детьми на детские пособия в Москве
          • Право семей с детьми на детские пособия в Московской обл
          • Право семей с детьми на детские пособия в С.-Петербурге
      • Право семей с детьми на материнский капитал
  • Семья и Жилище
      • Азбука права: Гражданство
          • Общие положения о гражданстве
          • Право на Двойное Гражданство
          • Получение и прекращение гражданства РФ
          • Вид на жительство. Временное проживание
          • Регистрация по месту жительства и месту пребывания
          • Паспорт гражданина РФ
          • Загранпаспорт. Оформление и выдача загранпаспорта
      • Азбука Права: Семья и Дети
          • Вступление в брак. Регистрация брака
          • Недействительные браки
          • Расторжение брака
          • Брачный договор
          • Имущество супругов
          • Раздел общего имущества супругов
          • Алименты ребенку, супругу, родителям
          • Рождение ребенка, регистрация
          • Пособия семьям с детьми
          • Материнский капитал: жилье, обучение, пенсия

Минздрав назвал болезни, дающие ребенку право на домашнее обучение

Минздрав разработал новый перечень заболеваний, предоставляющих ребенку право учиться дома. Он должен заменить ранее утвержденный список, который был принят еще более 30 лет назад.

Министерство здравоохранения разместило на Едином портале раскрытия информации проект приказа, в котором перечислило заболевания, дающие ребенку право обучаться по основным образовательным программам на дому. Новый перечень  — более уточненный и должен заменить ранее утвержденный документ. В частности, в нем прописана степень тяжести болезни и ее форма, которые не дают ребенку возможность посещать школу. Например, паралич или другие нарушения нервной системы, из-за которых он не может находиться или передвигаться в инвалидной коляске. 

— В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций, — отмечают в Минздраве. — Сегодня учебные учреждения оснащены всем необходимым для посещения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Однако до недавнего времени вышеуказанные категории граждан попадали в перечень лиц, которым показано обучение на дому.

Перечень заболеваний, наличие которых предоставляет право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому:
 
Новообразования 

  • Злокачественные новообразования (которые требуют иммунносупрессивной и/или иммуномодулирующей терапии больше месяца, но не требующие стационарного лечения)

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 

  • Апластические анемии (также требуют длительной (более 1 месяца) иммунносупрессивной и/или иммуномодулирующей терапии, но без стационарного лечения)
  • Нарушение свертываемости крови (тяжелой степени тяжести, ‎не требующие стационарного лечения)
  • Пурпура и другие геморрагические состояния, отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (тяжелой степени тяжести, требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии)

Болезни эндокринной системы 

  • Сахарный диабет I типа (тяжелой степени тяжести, протекающий с осложнениями, не требующий стационарного лечения)

Психические расстройства и расстройства поведения 

  • Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство, расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения ‎и дисфункции головного мозга, шизофрения, шизотипические ‎и бредовые расстройства, расстройства настроения (аффективные расстройства) (со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентное или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения)
  • Умственная отсталость (со значительными нарушениями поведения, не требующими стационарного лечения) 
  • Общие расстройства психологического развития, гиперкинетическое расстройство поведения, комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта)  — все с тяжелой степенью тяжести, со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентные или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения.
  • Энкопрез неорганической природы (тяжелой степени тяжести, исключается каломазание)
  • Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст (тяжелой степени тяжести, со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения)

Болезни нервной системы 

  • Идиопатическая семейная дистония, идиопатическая несемейная дистония, миоклонус, хорея, вызванная лекарственным средством, другие виды хореи, другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения ( в тяжелой степени тяжести, фармакорезистентные или на фоне подбора терапии, не требующие стационарного лечения)
  • Другие уточненные дегенеративные болезни нервной системы, демиелинизирующие болезни центральной нервной системы  (требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии, не требующие стационарного лечения; тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске)
  • Эпилепсия с частыми (более 4 раз в месяц) дневными вторично-генерализованными и генерализованными приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса
  • Мышечная дистрофия, врожденные миопатии, митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках, другие первичные поражения мышц, другие уточненные миопатии, детский церебральный паралич, параплегия и тетраплегия  — все болезни должны протекать в тяжелой форме, из-за которой ребенку трудно находиться или передвигаться в инвалидной коляске.

Болезни глаза и его придаточного аппарата 

  • Кератит, хронический иридоциклит, хориоретинальное воспаление, неврит зрительного нерва (часто рецедивирующие, вялотекущие, требующие длительной терапии)
  • Отслойка и разрывы сетчатки (в течение года после операции)
  • Глаукомы (далекозашедшие и терминальные стадии)

Болезни системы кровообращения 

  • Сердечная недостаточность (во II или III стадии, которая не требуют стационарного лечения)

Болезни органов дыхания 

  • Хроническая респираторная недостаточность (во II или III стадии, которая не требуют стационарного лечения)

Болезни органов пищеварения 

  • Неинфекционный энтерит и колит (тяжелой степени тяжести с частым рецедивирующим течением)
  • Хроническая печеночная недостаточность (тяжелой степени тяжести)

Болезни кожи 

  • Буллезные нарушения (тяжелой степени тяжести)
  • Дерматит и экзема (тяжелой степени тяжести, требующие длительной терапии)

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 

  • Воспалительные полиартропатии (тяжелой степени тяжести, сопровождающиеся болевым синдромом и нарушением самообслуживания)
  • Другие поражения суставов (после оперативного вмешательства на суставах, требующие длительной (более 1 месяца) иммобилизации в гипсовой повязке таза и/или нижних конечностей)
  • Системные поражения соединительной ткани  (требующие длительной терапии)
  • Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса) — после хирургического вмешательства и требующий иммобилизации в гипсовой повязке дольше месяца.

Болезни мочеполовой сферы 

  • Гломерулярные болезни (тяжелой степени тяжести, требующие длительной терапии)
  • Тубуло-интерстициальные болезни почек (тяжелая степень тяжести или осложенное течение)
  • Хроническая почечная недостаточность (тяжелая степень тяжести)

Последствия травм 

  • Последствия травм головы (сложненные дефектом костей свода черепа, требующие хирургического вмешательства (пластика костей свода черепа) или осложненные носительством трахеостомической канюли)
  • Последствия травм шеи и туловища, травм нижней конечности, а также травм, захватывающих несколько областей тела  (требующие иммобилизации в гипсовой повязке более месяца).

Напомним, более двух лет назад Генеральная прокуратура РФ указывала Минздраву на необходимость утверждения нового перечня заболеваний для перевода на домашнее обучение — существовавший перечень датировался 1980 годом и устарел.

Общественное обсуждение проекта приказа продлится до 12 мая.

© Доктор Питер

Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, Письмо Минпроса РСФСР от 08 июля 1980 года №281-М, Письмо Минздрава РСФСР от 28 июля 1980 года №17-13-186

Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы



Направляется для сведения и руководства дополненный Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому.

Данный Перечень заболеваний необходимо довести до сведения руководителей районных (городских) отделов народного образования, школ, органов и учреждений здравоохранения.

Перечень заболеваний, утвержденный Министерством просвещения РСФСР и Министерством здравоохранения РСФСР в феврале 1969 года N 65-М и 17-52, считать утратившим силу.

Заместитель Министра
просвещения РСФСР
Г.П.Веселов

Заместитель Министра
здравоохранения РСФСР
А.Г.Грачева

Приложение

Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы



Соматические заболевания

1. Ревматизм в активной фазе с непрерывно рецидивирующим течением.

2. Панкардит (после выписки из стационара или санатория дети нуждаются в индивидуальных занятиях в течение года и более).

3. Врожденные пороки сердца в стадии субкомпенсации и декомпенсации.

4. Тетрада Фалло тяжелой степени с частыми одышечно-цианотическими приступами.

5. Хроническая пневмония III стадии при распространенном процессе и наличии выраженной интоксикации.

6. Бронхиальная астма с частыми тяжелыми приступами или длительным астматическим состоянием.

7. Хронический нефрит с нефротическим синдромом.

8. Хронический диффузный гломерулонефрит с симптомами почечной недостаточности.

9. Хронический пиелонефрит с рецидивирующим течением и симптомами почечной недостаточности.

10. Тяжелые формы муковисцидоза.

11. Хронический гепатит и цирроз печени с явлениями асцита.

12. Злокачественные новообразования различных органов.

13. Нарушение свертываемости крови в случаях затруднения передвижения (тяжелая форма гемофилии).

Неврологические заболевания

1. Миопатия, нарушение функций опорно-двигательного аппарата при торзионной дистонии и других стойких гиперкинетических синдромах врожденной и наследственной природы.

2. Тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата после перенесения полиомиелита.

3. Тяжелые остаточные явления после перенесенного энцефаломиелита и полирадикулоневрита.

Хирургические заболевания

1. Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей и расстройством функции тазовых органов.

2. Дневное недержание мочи различной этиологии (эктопия мочевого пузыря, тотальная эписпадия, атония мочевых путей — декомпенсированная форма).

3. Атрезия заднего прохода с недержанием кала.

4. Параличи нижних конечностей при различных заболеваниях.

5. Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата в момент нахождения в кокситной гипсовой повязке (хронический остеомиелит, костно-суставной туберкулез).

6. Состояние после операции на опорно-двигательном аппарате по поводу врожденных заболеваний или травм в случае затруднения передвижения до окончания лечения.

7. Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения.

Кожные заболевания

1. Экземы, распространенные в состоянии обострения.

2. Диффузные нейродермиты в состоянии обострения.

3. Псориатические эритродермии.

4. Артропатический псориаз.

5. Пруриго Гебра.

6. Дерматит Дюринга (в период обострения).

7. Ихтиозоформная эритродермия.

8. Эпидермолизис буллеза (тяжелые формы).

9.Акродерматит энтерпатика (тяжелые формы).

10. Острая красная волчанка.

11. Прогрессирующая распространенная склеродермия.

Психоневрологические заболевания

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.

2. Эпилепсия в стадии обострения.

3. Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.

4. Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической).

5. Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.

Примечание. Не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоумием в степени имбецильности.

Показания для индивидуального обучения детей на дому по программе вспомогательной школы


1. Олигофрения в степени дебильности, осложненная следующими синдромами:

а) развернутыми дневными эпилептическими припадками;

б) нарушениями опорно-двигательного аппарата;

в) выраженным энцефалоастеническим состоянием;

г) синдромом двигательной расторможенности;

д) энкопрезом и дневным энурезом;

е) реактивным состоянием.

2. Эпилепсия со слабоумием (развернутые дневные припадки).

3. Шизофрения, дефектное состояние в стадии декомпенсации.

4. Травматическое и эндокринологическое слабоумие в стадии декомпенсации.

5. Текущие органические процессы в состоянии обострения.

Показания для освобождения от обучения на длительное время (полный учебный год) учащихся, страдающих психоневрологическими заболеваниями


По общеобразовательным школам

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии в острой фазе).

2. Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.

3. Операция на мозге.

4. Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.

5. Тяжелые неврозы (неврастении, психастении).

По вспомогательным школам

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в острой фазе.

2. Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.

3. Операция на мозге.

4. Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.

Показания для создания облегченного режима учащимся, страдающим соматическими, психоневрологическими заболеваниями (дополнительный выходной день, освобождение от некоторых уроков, неполный перевод на индивидуальное обучение)


По общеобразовательным школам

Соматические заболевания

1. Врожденная сфероцитарная анемия (форма средней тяжести и тяжелая).

2. Гемофилия.

3. Гипопластическая анемия.

Психоневрологические заболевания

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии неполной компенсации.

2. Эпилепсия в стадии обострения (учащение приступов, наличие дисфорий).

3. Церебральная недостаточность на отдаленных этапах после операций на мозге.

4. Выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжелых инфекционных заболеваний.

Организация индивидуального обучения учащихся на дому должна проводиться на основании заключения лечебного учреждения (больницы, поликлиники, диспансера) и с разрешения, в каждом отдельном случае, районного (городского) отдела народного образования.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Департамента
образования г.Москвы
www.edu-open.ru
по состоянию на 04.07.2014

Вынесен на обсуждение список болезней, дающих право на домашнее обучение

Министерство здравоохранения разработало обновленный вариант списка заболеваний, дающих детям право на домашнее обучение. Проект документа и приказа о его утверждении вынесены на общественное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

«Сегодня учебные учреждения оснащены всем необходимым для посещения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Однако до недавнего вышеуказанные категории граждан попадали в перечень лиц, которым показано обучение на дому.

Новый перечень должен будет заменить собой ранее утвержденный, и содержит уточненный список заболеваний при которых показано обучение на дому», — рассказали в Минздраве.

В предложенный список внесены 55 заболеваний, в том числе отсутствующие в ныне действующих документах. Речь идет о различных патологиях зрения, последствиях травм, нервных и психических расстройствах и ментальных нарушениях. Также в перечень был добавлен диабет I типа, проходящий в тяжелой форме, и различные онкологические заболевания, требующие длительного лечения.

«На данный момент Перечень заболеваний, по которому дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, утвержден письмом Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 – рассказали порталу Милосердие.ru. в юридической службе Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива».

— На сегодняшний день назрела необходимость уточнения данного перечня заболеваний, что и делает Министерство здравоохранения РФ в своем новом проекте приказа. Новый перечень уточняет наименование заболеваний согласно Международной классификации заболеваний 10-го пересмотра, а также указывает на особенности течения заболевания, требующего обучение на дому (форма, стадия, фаза, степень заболевания, течение заболевания, терапия).

К примеру, в старом перечне было указано заболевание «Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения», тогда как в проекте нового перечня перечислены конкретные наименования заболеваний опорно-двигательного аппарата (пункты 23-24, 26-32, 45-48, 52-55).

Это, в первую очередь, удобно для работников здравоохранения при вынесении медицинского заключения о необходимости обучения на дому, а также для самих родителей при самостоятельном определении возможности обучения на дому, прежде чем обращаться в учреждения здравоохранения.

Также стоит напомнить, что право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому закреплено в ст.19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в ст.41 Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»».

Общественное обсуждение проекта приказа Минздрава, утверждающего перечень, продлится до 12 мая.

Ранее о необходимости ускоренного утверждения перечня заболеваний, гарантирующего право детей-инвалидов на получение образования на дому заявляла Генеральная прокуратура. По мнению ее представителей, ныне действующий порядок не определяет право детей-инвалидов на получение на дому дошкольного образования. Это затрудняет их родителям получение компенсации соответствующих затрат, указали в Генпрокуратуре.

Перечень заболеваний, наличие которых предоставляет право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому (проект):

 

Новообразования 

Злокачественные новообразования (которые требуют иммунносупрессивной и/или иммуномодулирующей терапии больше месяца, но не требующие стационарного лечения)Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм Апластические анемии (также требуют длительной (более 1 месяца) иммунносупрессивной и/или иммуномодулирующей терапии, но без стационарного лечения)Нарушение свертываемости крови (тяжелой степени тяжести, ‎не требующие стационарного лечения)Пурпура и другие геморрагические состояния, отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (тяжелой степени тяжести, требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии)Болезни эндокринной системы Сахарный диабет I типа (тяжелой степени тяжести, протекающий с осложнениями, не требующий стационарного лечения)Психические расстройства и расстройства поведения Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство, расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения ‎и дисфункции головного мозга, шизофрения, шизотипические ‎и бредовые расстройства, расстройства настроения (аффективные расстройства) (со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентное или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения)Умственная отсталость (со значительными нарушениями поведения, не требующими стационарного лечения)Общие расстройства психологического развития, гиперкинетическое расстройство поведения, комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта)  — все с тяжелой степенью тяжести, со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентные или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения.Энкопрез неорганической природы (тяжелой степени тяжести, исключается каломазание)Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст (тяжелой степени тяжести, со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения)Болезни нервной системы Идиопатическая семейная дистония, идиопатическая несемейная дистония, миоклонус, хорея, вызванная лекарственным средством, другие виды хореи, другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения ( в тяжелой степени тяжести, фармакорезистентные или на фоне подбора терапии, не требующие стационарного лечения)Другие уточненные дегенеративные болезни нервной системы, демиелинизирующие болезни центральной нервной системы  (требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии, не требующие стационарного лечения; тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске)Эпилепсия с частыми (более 4 раз в месяц) дневными вторично-генерализованными и генерализованными приступами, в том числе с риском развития эпилептического статусаМышечная дистрофия, врожденные миопатии, митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках, другие первичные поражения мышц, другие уточненные миопатии, детский церебральный паралич, параплегия и тетраплегия  — все болезни должны протекать в тяжелой форме, из-за которой ребенку трудно находиться или передвигаться в инвалидной коляске.Болезни глаза и его придаточного аппарата Кератит, хронический иридоциклит, хориоретинальное воспаление, неврит зрительного нерва (часто рецедивирующие, вялотекущие, требующие длительной терапии)Отслойка и разрывы сетчатки (в течение года после операции)Глаукомы (далекозашедшие и терминальные стадии)Болезни системы кровообращения Сердечная недостаточность (во II или III стадии, которая не требуют стационарного лечения)Болезни органов дыхания Хроническая респираторная недостаточность (во II или III стадии, которая не требуют стационарного лечения)Болезни органов пищеваренияНеинфекционный энтерит и колит (тяжелой степени тяжести с частым рецедивирующим течением)Хроническая печеночная недостаточность (тяжелой степени тяжести)Болезни кожи Буллезные нарушения (тяжелой степени тяжести)Дерматит и экзема (тяжелой степени тяжести, требующие длительной терапии)Болезни костно-мышечной системы и соединительной тканиВоспалительные полиартропатии (тяжелой степени тяжести, сопровождающиеся болевым синдромом и нарушением самообслуживания)Другие поражения суставов (после оперативного вмешательства на суставах, требующие длительной (более 1 месяца) иммобилизации в гипсовой повязке таза и/или нижних конечностей)Системные поражения соединительной ткани  (требующие длительной терапии)Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса) — после хирургического вмешательства и требующий иммобилизации в гипсовой повязке дольше месяца.Болезни мочеполовой сферы Гломерулярные болезни (тяжелой степени тяжести, требующие длительной терапии)Тубуло-интерстициальные болезни почек (тяжелая степень тяжести или осложенное течение)Хроническая почечная недостаточность (тяжелая степень тяжести)Последствия травм Последствия травм головы (сложненные дефектом костей свода черепа, требующие хирургического вмешательства (пластика костей свода черепа) или осложненные носительством трахеостомической канюли)Последствия травм шеи и туловища, травм нижней конечности, а также травм, захватывающих несколько областей тела  (требующие иммобилизации в гипсовой повязке более месяца).

 

ПМПК: родителям об индивидуальном обучении на дому

Очень многих родителей, педагогов школ интересует вопрос, касающийся «домашнего обучения». На самом деле, в этом случае речь идет об индивидуальном обучении на дому. Что   это за форма обучения? Кто дает справку на обучение на дому? С какими заболеваниями можно рассчитывать на «домашнее обучение»? Что для этого нужно? Нужно ли проходить для этого ПМПК?

Во-первых, индивидуальное обучение на дому – это освоение образовательной программы вне школы. Эта форма обучения предназначена для детей, нуждающихся в длительном лечении, или детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу.

Кто «дает» индивидуальное обучение? Справка на индивидуальное обучение на дому представляет собой медицинское заключение, которое выдается медицинской организацией, а точнее ВК (врачебной комиссией) поликлиники, к которой прикреплен ребенок по месту жительства, либо другого медицинского учреждения, в котором ребенок проходит лечение.

Только врачебная комиссия может дать заключение на индивидуальное обучение на дому! При этом медики руководствуются  существующим «Перечнем заболеваний», утвержденным Минздравом РФ в 2016 году. В Перечне представлены заболевания, наличие которых дает право на обучение на дому. Например, такие заболевания, как злокачественные новообразования,  сахарный диабет 1 типа, шизофрения, эпилепсия, мигрень, ДЦП, дерматиты и экземы, глаукома,неврит зрительного нерва, расстройства настроения (аффективные  расстройства), расстройства личности и поведения и др.

Иногда у ребенка наблюдается нарушение здоровья вследствие заболевания, не входящего в «Перечень заболеваний».  Тогда необходимо настаивать на проведении ВК и определении актуального состояния здоровья школьника. Согласно Письму Министерства здравоохранения РФ от 14.09.2016 г. №15-3/10/2-5810 врачебная комиссия медицинской организации МОЖЕТ принять решение о наличии медицинский показаний у ребенка для обучения по основным образовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья ребенка ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ  от того, внесено или нет заболевание  в вышеуказанный перечень. Так, например, все состояния, требующие соблюдение длительного  постельного режима (более 1 месяца), после травм, переломов, операций, также относятся к медицинским показаниям для обучения на дому! Если ребенок находится на длительном лечении или реабилитации  в медицинском или санаторно-оздоровительном  учреждении, то также оформляется медицинское заключение на индивидуальное обучение в медицинской организации. Важно понимать, что ПМПК рекомендаций на индивидуальное обучение НЕ ДАЕТ, так как не является медицинской структурой! Ранее ПМПК могло рекомендовать такую форму обучения детям по социально-педагогическим показания, беженцам, детям с двуязычием. Однако, данный документ утратил силу в 2016 году.

Что делать дальше?

Получив справку врачебной комиссии на обучение на дому, необходимо предоставить ее в образовательное или медицинское учреждение, написать заявление об организации данной формы обучения. И школа, на основании приказа, утверждает учебный план, расписание занятий, учителей, которые будут заниматься с ребенком.

Справка ВК выдается на 1 учебный год. Для продления индивидуального обучения необходимо повторно пройти врачебную комиссию.

Эта форма обучения позволит Вашему ребенку осваивать школьную программу в полном объеме с учетом состояния здоровья, индивидуальных возможностей и особенностей, в оптимальном режиме и условиях.

Справка ВК на индивидуальное обучение позволит обучающемуся 9 или 11 класса сдавать государственную итоговую аттестацию (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ) на дому в щадящих для него условиях.

Индивидуально обучение может реализовываться к  как  на дому, так и с посещением отдельных уроков в школе (смешанная форма обучения) в индивидуальном режиме или в подгруппах (2-4 человека), с использованием дистанционных технологий.

Нормативно-правовые документы:

  • Письмо ОПМПК № 228 от 10.08.2018 г. (пояснения по вопросам индивидуального обучения)
  • Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. N436н) (https://www.garant.ru)
  • Приказ министерства образования и науки Самарской области от 4 сентября 2014г. No 276-од «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области;
  • Инструктивно-методическое письмо министерства образования и науки Самарской области от 23.08.2016г. No МО-16-09-01/815-ТУ «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов»;
  • Письмо министерства здравоохранения РФ от 14.09.2016 г. № 15-3/10/2-5810.
  • Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 30.08.2016 № МО-16-09-01/833-ТУ.

Индивидуальное обучение на дому детей-инвалидов

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
8 июля 1980 г. № 281-М
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
28 июля 1980 г. № 17-13-186

ПИСЬМО

Направляется для сведения и руководства дополненный Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому. Данный Перечень заболеваний необходимо довести до сведения руководителей районных (городских) отделов народного образования, школ, органов и учреждений здравоохранения. Перечень заболеваний, утвержденный Министерством просвещения РСФСР и Министерством здравоохра-нения РСФСР в феврале 1969 г. № 65-М и 17-52, считать утратившим силу.

Заместитель Министра просвещения РСФСР Г. П. Веселое
Заместитель Министра здравоохранения РСФСР А. Г. Грачева

Соматические заболевания

1. Ревматизм в активной фазе с непрерывно ре-цидизирующим течением.

2. Панкардит (после выписки из стационара или санатория дети нуждаются в индивидуальных занятиях в течение года и более).

3. Врожденные пороки сердца в стадии субкомпенсации и декомпенсации.

4. Тетрада Фалло тяжелой степени с частыми одышечно-цианотическими приступами.

5. Хроническая пневмония III стадии при распространенном процессе и наличии выраженной интоксикации.

6. Бронхиальная астма с частыми тяжелыми приступами или длительным астматическим состоянием.

7. Хронический нефрит с нефротическим синдромом.

8. Хронический диффузный гломерулонефрит с симптомами почечной недостаточности.

9. Хронический пиелонефрит с рецидивирующим течением и симптомами почечной недостаточности.

10. Тяжелые формы муковисцидоза.

11. Хронический гепатит и цирроз печени с явлениями асцита.

12. Злокачественные новообразования различных органов.

13. Нарушение свертываемости крови в случаях затруднения передвижения (тяжелая форма гемофилии).

Неврологические заболевания

1. Миопатия, нарушение функций опорно-двигательного аппарата при торзионной дистонии и других стойких гиперкинетических синдромах врожденной и наследственной природы.

2. Тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата после перенесения полиомиелита.

3. Тяжелые остаточные явления после перенесенного энцефаломиелита и полирадикулоневрита.

Хирургические заболевания

1. Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей и расстройством функции тазовых органов.

2. Дневное недержание мочи различной этиологии (эктопия мочевого пузыря, тотальная эписпадия, атония мочевых путей — декомпенсированная форма).

3. Атрезия заднего прохода с недержанием кала.

4. Параличи нижних конечностей при различных заболеваниях.

5. Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата в момент нахождения в кокситной гипсовой повязке (хронический остеомиелит, костно-суставной туберкулез).

6. Состояние после операции на опорно-двигательном аппарате по поводу врожденных заболеваний или травм в случае затруднения передвижения до окончания лечения.

7. Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения.

Кожные заболевания

1. Экземы, распространенные в состоянии обострения.

2. Диффузные нейродермиты в состоянии обострения.

3. Псориатические эритродермии.

4. Артропатический псориаз.

5. Пруриго Гебра.

6. Дерматит Дюринга (в период обострения).

7. Ихтиозоформная эритродермия.

8. Эпидермолизис буллеза (тяжелые формы).

9. Акродерматит энтерпатика (тяжелые формы).

10. Острая красная волчанка.

11. Прогрессирующая распространенная склеродермия.

Психоневрологические заболевания

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.

2. Эпилепсия в стадии обострения.

3. Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.

4. Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической).

5. Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.

Примечание. Не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоумием в степени имбецильности.

1. Олигофрения в степени дебильности, осложненная следующими синдромами:

а) развернутыми дневными эпилептическими припадками;

б) нарушениями опорно-двигательного аппарата;

в) выраженным энцефалоастеническим состоянием;

г) синдромом двигательной расторможенности;

д) энкопрезом и дневным энурезом;

е) реактивным состоянием.

2. Эпилепсия со слабоумием (развернутые дневные припадки).

3. Шизофрения, дефектное состояние в стадии декомпенсации.

4. Травматическое и эндокринологическое слабоумие в стадии декомпенсации.

5. Текущие органические процессы в состоянии обострения.

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии в острой фазе).

2. Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.

3. Операция на мозге.

4. Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.

5. Тяжелые неврозы (неврастении, психастении).

по вспомогательным школам

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в острой фазе.

2. Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками.

3. Операция на мозге.

4. Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.

Соматические заболевания

1. Врожденная сфероцитарная анемия (форма средней тяжести и тяжелая).

2. Гемофилия.

3. Гипопластическая анемия.

Психоневрологические заболевания

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии неполной компенсации.

2. Эпилепсия в стадии обострения (учащение приступов, наличие дисфории).

3. Церебральная недостаточность на отдаленных этапах после операций на мозге.

4. Выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжелых инфекционных заболеваний.

Налоговые льготы для инвалидов // Рощупкина Л. А. Льготы инвалидам. Ответы на все вопросы. — СПб., 2008. 128 с.

Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении , Письмо Рособрнадзора от 07 августа 2018 года №05-283

Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Минздравом России пересмотрен перечень заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам. Он утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н. В перечень внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации. Вместе с тем врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный перечень. Соответствующие разъяснения Минздрава России были направлены в адрес руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (письмо от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810).

Рособрнадзор обращает особое внимание на количество часов недельной нагрузки для обучающегося при организации его обучения на дому или в медицинской организации. Ранее она регламентировалась письмами Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 N 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и составляла в I-III (IV) классах — до 8 часов; в IV (V)-VII (VIII) — до 10 часов; в VII (IX) — до 11 часов.

Приказом Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 указанные письма признаны недействующими на территории Российской Федерации и отменены.

В настоящее время учебная нагрузка определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки обучающихся установлен СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26. Для получения качественного образования для обучающихся на дому или в медицинской организации предусмотрена, в том числе, сетевая форма реализации образовательных программ, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).

На основании вышеизложенного рекомендуем:

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, направить разъяснения в муниципальные органы управления образования и образовательные организации об организации обучения детей на дому или в медицинской организации, обратив особое внимание на основания перевода на обучение на дому или в медицинской организации и соответствие объема недельной образовательной нагрузки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам;

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования проверять соблюдение норм законодательства в сфере образования в части обоснованности перевода обучающихся на обучение на дому или в медицинской организации и освоения ими в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.

Кроме того, просим в срок до 01.11.2018 представить в Управление надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ([email protected]) информацию согласно таблице:

Субъект Российской Федерации

Количество обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (по состоянию на начало 2018/2019 уч.г.), из них:

Типичные нарушения, выявляемые при осуществлении

всего

получающих образование на дому, из них:

государственного

всего

по форме «приходящий на дом учитель»

Только с приме-

нением дистан-

ционных образо-

вательных технологий

По комбини-

рованной форме (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе и т.п.)

контроля (надзора) в сфере образования в части соблюдения прав обучающихся при организации их обучения на дому

Заместитель руководителя

Н.А.Наумова

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

рассылка

Leave a comment