Обучение на дому
Обучение на дому
В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.
Что такое обучение на дому?
«Домашнее обучение (обучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе»
«…Обучение на дому
Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.
Оформление обучения на дому
Основанием для организации обучения на дому является
Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.
На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.
Организация обучения на дому
Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:
§ школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
§ оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
§ осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
§ выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Образовательная программа обучения на дому включает в себя:
§ индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
§ рабочие программы по общеобразовательным предметам;
§ годовой календарный график;
§ расписание занятий.
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому.
Федеральные документы
Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказы
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 03.07.2016 №1214 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»
Приказ Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска от 29.01.2016 №59 «Об организации работы по разработке перечня мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида»
Локальные акты
Положение Об организации индивидуального обучения учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» на дому
Обучение на дому длительно болеющих детей
Иногда учащиеся боятся отстать от программы даже из-за небольшой простуды и ходят в школу несмотря на температуру, чтобы ничего не пропустить. Но как не отстать от одноклассников, когда больничный оказывается длительным, а возможности дойти до учебы нет?
Государство гарантирует каждому ребенку право на доступное образование. По Закону для детей, которые нуждаются в длительном лечении и детей-инвалидов, если они по состоянию здоровья не могут посещать школу — обучение организуется на дому или в медицинских организациях.
Какие дети считаются нуждающимися в длительном лечении?
По определению Минобрнауки — Длительное лечение – это лечение, которое составляет более 21 календарного дня.
Если ребенок находится в больнице более 21 календарного дня или он восстанавливается после лечения и не может по заключению врача посещать школу – для него должно быть организовано обучение на дому или в медицинской организации.
В каком порядке организуется обучение на дому и кто за него отвечает?
Обучение на дому организует школа, в которую зачислен ребенок.
Сроки обучения на дому зависят от сроков действия медицинского заключения. Ребенок вправе обучаться на дому только в период заболевания, пока это рекомендовано врачом.
Перечень заболеваний, которые дают ребенку право обучаться таким способом утвержден Приказом Минздрава России от 30.06.2016 N 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».
Надо отличать обучение на дому от семейного образования. Право перевести ребенка на семейную форму образования есть у всех родителей и оно не связано с какими либо заболеваниями. Это просто выбор иной формы получения образования. Обучение же на дому организуется только при наличии медицинских показаний.
Порядок организации обучения на дому и оформления отношений с родителями определяется региональным законодательством.
Как правило, переход на обучение на дому включает следующие этапы:
- Родители получают медицинское заключение
- Подают заявление в школу по установленной форме
- Школа в течение определенного количества дней после приема документов должна принять решение о переводе ребенка на обучение на дому.
- Школа заключает с родителями договор, в котором определены взаимные права и обязанности.
На условия, которые определены в договоре стоит обращать внимание. Например, в типовом договоре могут быть предусмотрены обязанности родителей информировать об изменениях в части медицинских рекомендаций, также закреплено право родителей присутствовать на занятиях.
Школа также согласует с родителями индивидуальный учебный план и расписание занятий. Это важный пункт договора. У родителей есть возможность согласовывать расписание и настаивать на внесении изменений если оно категорически неудобно для семьи.
Каким может быть объем учебной нагрузки при обучении на дому?
Региональный порядок может устанавливать ограничение на объем нагрузки в день. Например, что такая нагрузка может составлять не более 3 – 3,5 часов в день, что нагрузка определяется в зависимости от психо-физических возможностей ребенка и на основе рекомендаций лечащего врача.
Дистанционное обучение
Обучение на дому может быть организовано дистанционно. Дистанционное обучение возможно при соблюдении следующих условий:
- В школе должны быть соответствующие технические возможности.
- Также такие возможности должны быть обеспечены в семье, как минимум, компьютер и доступ в интернет.
- Родители должны дать свое согласие на дистанционное обучение.
- У ребенка не должно быть медицинских противопоказаний против обучения за компьютером. Для этого также придется получить справку от врача.
Формы проведения промежуточной аттестации
При наличии медицинских показаний ребенок имеет право проходить промежуточную аттестацию на дому или в дистанционном режиме.
Какими нормативными правовыми актами регламентируется организация обучения на дому?
- Статья 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
- Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 N ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»
- Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 18.07.2014 N СЭД-26-01-04-627 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения на дому»
- Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Положение об организации обучения на дому
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 69
с углубленным изучением отдельных предметов»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 69
___________Е.А.Пухарева
«___02__»_______09______2013г.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок обеспечения государственных гарантий прав на образование детям, нуждающимся в индивидуальном обучении на дому по состоянию здоровья, и регулирует возникающие при этом отношения между всеми участниками образовательного процесса.
1.2. Организация индивидуального обучения детей на дому, которые по состоянию здоровья не могут временно или постоянно посещать образовательное учреждение, регламентируется следующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:
— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ч. 5 ст. 41)
— Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
— Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
— Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
— Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 07-832 «Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015
— Приказ МОиН УР от 29.08.2014 № 688 «Об утверждении Порядка оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, а также детей-инвалидов и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях»
1.3. Участниками правовых отношений при организации индивидуального обучения на дому являются: дети, не имеющие возможности посещать общеобразовательное учреждение по состоянию здоровья; родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья; педагогические работники, участвующие в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому; органы местного самоуправления муниципального района в сфере образования; общеобразовательные учреждения всех типов и видов, реализующие общеобразовательные программы.
1.4. Целью настоящего Положения является нормативное закрепление гарантий прав на общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья путем создания организационных и иных условий при организации обучения.
1.5.Задачи организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому:
— обеспечить и защитить конституционные права детей с ограниченными возможностями здоровья в части получения ими общего образования в форме индивидуального обучения по месту их проживания и недопустимости дискриминации в сфере образования;
— создать условия для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья индивидуальных образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта;
— создать механизм правовых отношений между участниками образовательного процесса при организации обучения детей, обучающихся индивидуально на дому.
1.6. Действие настоящего Положения распространяются на все категории детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся индивидуально на дому и проживающих постоянно или временно на территории Гатчинского муниципального района, граждан Российской Федерации.
2. Организация образовательного процесса
2.1.Организация индивидуального обучения детей на дому осуществляется общеобразовательным учреждением, в котором обучается данный ребенок, либо общеобразовательным учреждением по месту его проживания.
2.2.Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2.3.Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании медицинского заключения лечебного учреждения.
2.4. На основании заключения медицинской организации и заявления родителей (законных представителей) издаётся приказ общеобразовательного учреждения о переводе обучающегося на индивидуальное обучение на дому.
2.5. Сроки перевода обучающегося на обучение на дому регламентируются сроками действия медицинского заключения. По окончании срока действия медицинского заключения администрация образовательного учреждения обязана совместно с родителями (законными представителями) решить вопрос о дальнейшей форме обучения.
2.6. Организация образовательного процесса при индивидуальном обучении на дому регламентируется:
· индивидуальным учебным планом;
· индивидуальным расписанием занятий;
· годовым календарным учебным графиком.
Индивидуальный учебный план обучающегося должен отвечать требованиям федерального государственного образовательного стандарта и включать все предметы учебного плана образовательного учреждения.
Индивидуальный учебный план для обучающегося на дому по медицинским показаниям, разрабатывается на основе учебного плана, реализуемого в образовательном учреждении, утверждается приказом образовательного учреждения и согласуется с родителями (законными представителями).
Право распределения часов учебного плана по учебным предметам предоставляется образовательному учреждению с учётом индивидуальных психофизических особенностей, интересов детей, их заболевания, программы обучения, согласия родителей (законных представителей).
2.7. Фамилии детей, обучающихся на дому по индивидуальному учебному плану, данные об их успеваемости за четверть (триместр, полугодие), а также о переводе из класса в класс и выпуске из школы вносятся в классный журнал соответствующего класса общеобразовательного учреждения, организовавшего надомное обучение ребенка.
Контроль за своевременным проведением индивидуальных занятий на дому осуществляет классный руководитель, а за выполнением учебных программ — заместитель директора общеобразовательного учреждения по учебно-воспитательной работе.
2.8. Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Итоговая аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена, а также в иных формах, которые могут устанавливаться для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей – инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Детям, обучающимся индивидуально на дому, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, общеобразовательное учреждение выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.
Дети, обучающиеся индивидуально на дому, проявившие особые успехи в учении, награждаются золотой или серебряной медалью на общих основаниях.
2.9. Обучающимся, находящимся на индивидуальном обучении на дому, общеобразовательное учреждение:
· предоставляет на время обучения бесплатно учебники в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования общеобразовательных учреждениях; а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе, художественную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;
· обеспечивает специалистами из числа педагогических работников общеобразовательного учреждения, работающих в данном классе;
· оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) обучающихся;
· создает условия для участия вместе со всеми детьми в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования в общеобразовательном учреждении;
· организует обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
· осуществляет промежуточную аттестацию и перевод обучающихся в следующий класс в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области образования.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
2.10. При невозможности организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива, администрация образовательного учреждения имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном образовательном учреждении.
3. Финансирование индивидуального обучения больных детей на дому
3.1. Индивидуальное обучение больных детей на дому предоставляется учащимся бесплатно в пределах: 1-4 классы – до 8 часов в неделю; 5-8 классы- до 10 часов в неделю; 9 классы – 11 часов в неделю; 10-11 классы – 12 часов в неделю.
3.2. Если период обучения больного обучающегося на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения на дому из медицинской справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата учителям включается в тарификацию.
3.3. В случае болезни учителя (не позже чем через неделю) администрация школы с учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с больным учеником другим учителем или учитель обязан отработать непроведенные часы по согласованию с родителями.
3.4. В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать непроведенные часы по согласованию с родителями.
3.5. Администрация образовательного учреждения представляет в бухгалтерию приказ, если проведение занятий с больным учеником прекращается раньше времени.
4. Права и обязанности участников образовательного процесса
при получении общего образования детьми,
обучающимися индивидуально на дому
4.1.Права и обязанности больных детей, родителей (законных представителей), педагогических работников общеобразовательного учреждения, реализуются в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом образовательного учреждения.
5. Срок действия положения
5.1.Срок действия данного положения неограничен.
5.2. При изменении нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность муниципальных органов управления образования, в положение вносятся изменения в соответствии с установленным порядком.
Положение принято на Совете школы, протокол № 3, от 02.09.2013 г.
Положение принято на педагогическом совете школы, протокол № 13, от 02.09.2013 г.
Введено в действие приказом директора школы № 239-А от 02.09.2013 г.
Организация обучения на дому детей с ОВЗ
Организация обучения на дому детей с ОВЗ
В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утвержден Минздравом РФ.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.
Что такое обучение на дому?
«Домашнее обучение (обучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе» — Википедия.
«…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…» КонсультантПлюс (https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/obuchenie_na_domu/)
Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.
Оформление обучения на дому
Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.
Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.
На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.
Родителям (законным представителям) выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители (законные представители) сдают этот журнал в школу. Родители (законные представители) обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка на дому.
Организация обучения на дому
Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:
школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.
Образовательная программа обучения на дому включает в себя:
индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
рабочие программы по общеобразовательным предметам; СИПР
годовой календарный график;
расписание занятий.
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому.
При обучении ребенка на дому могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.
На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.
Достоинства и недостатки обучения на дому
Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил .
Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками, вследствие чего в будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе и поиском работы.
Примечание. Социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое становится все более популярным.
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ОВЗ была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций. Таким образом, в ряде школ созданы условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми в режиме очного образования.
Права ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации», а порядок их обеспечения установлен приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который вступил в силу 1 января 2016 года.
С 1 сентября 2016 года вступил в силу ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ, который используется также при обучении детей на дому и при получении образования в форме семейного образования.
Отличие обучения на дому от семейного образования
Иногда родители (законные представители) смешивают эти понятия, вероятно, потому, что обучение на дому и семейное образование осуществляются в домашней обстановке.
В чем же их принципиальные отличия?
Обучение на дому организуется по необходимости, вследствие невозможности ребенком посещать школу из-за болезни. На семейное образование родители (законные представители) переводят ребенка по своему желанию с учетом его мнения.
Обучение на дому — это условие организации школой учебного процесса для особых детей. Семейное образование – это форма получения образования вне образовательной организации.
Организация обучения на дому осуществляется на основании медицинского заключения и заявления родителей (законных представителей). Для перехода на семейное образование требуется лишь информировать местный орган власти, как правило, орган управления образованием.
Ребенок, обучающийся на дому, из списков школы, класса не исключается. Ребенок, получающий образование в семье, выбывает из школы и принимается в нее экстерном лишь на время прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
Обучающийся на дому получает образование бесплатно. Его обучают педагоги школы. При получении образования в форме семейного образования родители обучают ребенка сами или нанимают педагогов. В случае, если не будет ликвидирована академическая задолженность, ученик обязан продолжить обучение в школе. Также по решению родителей (законных представителей) на любом этапе обучение может быть продолжено в образовательной организации. Согласно Конституции РФ бесплатное и общедоступное обучение гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях — государственных или муниципальных. Поэтому родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. Вместе с тем, они могут получать компенсацию на обучение, если на то будет соответствующее решение местных органов власти.
Справочно
1.Согласно части третьей статьи 44 Закона родители вправе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолога медико-педагогической комиссии, формы получения образования и формы обучения.
Формы получения образования
Согласно Закону образование может быть получено:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Формы обучения
Обучение может быть организовано в следующих формах:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в очной, очно-заочной, заочной (ч. 2 ст. 17 Закона) формах;
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в форме семейного образования и самообразования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).
Согласно Закону допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Организацию обучения на дому регулирует «Положение об индивидуальном обучении на дому учащихся», разработанное образовательной организацией и включает следующие разделы: общие положения, организация образовательного процесса, коррекционно-образовательный процесс, участники коррекционно-образовательного процесса, ведение документации, ответственность.
Список использованной литературы:
Постановление от 10 июля 2015 г. n 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/obuchenie_na_domu/
http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/819-obuchenie-detej-invalidov-distanczionnoe-na-domu-inklyuzivnoe
http://zakonobobrazovanii.ru/glava-2/statya-17
организация обучения на дому | Школа и право
В соответствии со статьей 44 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
С свою очередь статья 67 указанного закона устанавливает, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
То есть родитель ребенка-инвалида вправе обращаться с просьбой об организации обучения ребенка в любую образовательную организацию при наличии в ней свободных мест, а ОУ не вправе отказать в предоставлении образовательных услуг, если в ОУ есть свободные места, а именно у педагогов есть педагоги с неполной учебной нагрузкой для выполнения обязанностей по надомному обучению. При этом необходимо учитывать, что школа должна обеспечить оплату проезда педагога к месту оказания образовательных услуг. Значит, соответствующие ресурсы должны быть включены в бюджет ОУ. Рпи отсутствии таких ресурсов не может считаться, что ОУ имеет свободные места для организации индивидуального обучения на дому.
Выбор методики обучения определяется ОУ в договоре об организации индивидуального обучения. Методика обучения должна разрабатываться с учетом кадровых и финансовых ресурсов организации. По факту обучение может быть ограничено проверкой самостоятельного освоения несовершеннолетним материала, предложенного для самостоятельного изучения. При разработке индивиудального учебного плана должнв учитываться рекомендации ПМПК и ресурсные возможности ОУ. Отсутствие возможности обеспечить выполнение рекомендаций ПМПК с учетом ресурсных возможностей ОУ также может свидетельсоввать об отсутствии свободных мест в ОУ для организации обучения по ИУП.