Свободные экономические и оффшорные зоны
Как известно, решить проблему притока иностранных инвестиций можно посредством создания комфортных условий для оборота капитала в той или иной стране. Именно для этого и были созданы свободные экономические и оффшорные зоны, которые сегодня непосредственным образом влияют на интенсивность этого процесса.
Свободная экономическая зона
Специалисты характеризуют такую зону, как определенную часть государства, на территории которой действует свободный режим для иностранных капиталов, а также льготные условия в таких вопросах:
- валютный режим;
- налоги;
- таможенные ставки;
- трудовое законодательство.
Существование таких зон отмечено и в развитых государствах (Германия, США, Великобритания), и в тех странах, где экономика находится на переходной стадии (Южная Корея, Китай).
Целями создания таких территорий являются:
- Совместная деятельность в сфере инвестиций.
- Использование последних иностранных технологий.
- Привлечение валютных средств.
- Обучение новым методам организации производства.
- Развитие экспортного направления.
- Создание дополнительных рабочих мест.
- Развитие деловой, коммуникационной, социальной инфраструктуры.
Все это оказывает плодотворное влияние на скорейшее развитие самого региона и страны.
Что нужно учитывать при создании СЭЗ
Совершенно очевидно, что создать территорию с особыми условиями не представляется возможным без предварительного анализа важных факторов, которые могут повлиять на заинтересованность ею иностранными инвесторами. В данном процессе учитываются такие показатели:
- экологические условия;
- экономико-географические условия;
- транспортные коммуникации;
- политическая стабильность;
- отсутствие налоговых противоречий;
- ресурсы;
- простота процедуры решения вопросов организационного порядка;
- понятная и справедливая политика отбора инвестиционных проектов.
Пренебрежение данными показателями может привести к тому, что создание такой зоны окажется неэффективным или непривлекательным для иностранных инвесторов.
Классификации СЭЗ
Стремление упорядочить существующие свободные экономические зоны (СЭЗ) привело к появлению нескольких классификаций, в основу которых положены совершенно разные принципы.
- По степени интегрированности в международную экономику: экстравертивные зоны (ориентированные на внешний рынок), интровертивные (направленные на национальный рынок).
- По экономической мотивации: предпринимательские и собственно свободные экономические территории. Первые ставят целью оживление малого и среднего сегмента рынка в регионах с депрессивной экономикой посредством предоставления определенных льгот. Свободные территории предназначены напрямую для иностранного капитала.
- По отраслевому признаку.
- По признаку собственности: смешанные, частные, государственные.
Для чего нужны СЭЗ
Однозначно можно сказать, что объединяют данные территории такие черты:
- свободные зоны создаются для нужд мирового рынка;
- в их рамках не действуют нормы хозяйствования, характерные для всей остальной территории государства;
- они выступают в роли инструмента государственного регулирования связей в области внешней экономики.
Необходимо подчеркнуть тот факт, что СЭЗ зачастую очень напоминают друг друга, находясь при этом в совершенно непохожих друг на друга странах. Их основная задача — служить своего рода «островками», представляющими мировой рынок на национальной территории.
В вопросе предоставляемых льгот такие зоны также мало отличаются. Зачастую иностранные компании могут воспользоваться такими поблажками:
- Отсутствие (полное или частичное) таможенных пошлин на какой-то период.
- Освобождение (полное или частичное) от уплаты налогов.
- Свободный вывод прибыли из зоны.
- Отмена налогов на зарплаты иностранных сотрудников, работающих в СЭЗ.
- Упрощенная система создания предприятия.
- Получение кредитов на льготных условиях.
Среди «классических» СЭЗ можно назвать следующие: таможенные, зоны экспортного производства, особые зоны, технико-внедренческие. В чистом виде они встречаются довольно редко.
Оффшорные зоны
Оффшорные экономические зоны – это уже целые государства или определенные территории в их рамках, которые также нацелены на привлечение иностранных инвестиций посредством упрощенного налогообложения, регистрации, и соблюдения конфиденциальности относительно деятельности компаний.
Привлечение иностранных инвесторов особенную популярность получило в островных государствах – Кипр, Гибралтар, Мальта, Коста-Рика, Багамские острова, Виргинские, остров Мэн. Самые востребованные сферы для ведения оффшорного бизнеса:
- страхование;
- банковская сфера;
- строительство;
- торговля;
- услуги в сфере транспорта;
- операции с ценными бумагами;
- инвестирование.
Что предлагают зоны оффшоров? Практически все льготы, которые могут удержать клиента на их территории, а именно:
- отсутствие бухгалтерской отчетности;
- сниженный или полностью отмененный налог на прибыль;
- отмену таможенных ограничений;
- конфиденциальность информации о владельцах и проводимых операциях.
На практике оффшорной зоной для какой-либо компании может стать территория любого государства, которое может предложить более выгодные условия для осуществления предпринимательской деятельности.
Условно разделить все такие зоны можно на три большие группы:
- Классические оффшоры — предлагают полный спектр льгот своим клиентам. Кроме того, они обеспечивают полное отсутствие контроля со стороны государства над деятельностью иностранных компаний. К таким зонам относятся Багамы, Панама, Белиз, Сент-Винсент.
- Территории с чисто условными налогами – Ирландия, Гибралтар.
- Нестандартные зоны – Кипр, Англия, США.
Разделение оффшоров по принципу надежности осуществляется каждой страной индивидуально, хотя и существуют мировые рейтинги, к которым непременно нужно прислушиваться, прежде чем вывести бизнес на другой берег.
Что такое оффшоры и как с ними работать: Видео
Рубрика Офшоры и ОЭЗ
Вышел рейтинг лучших стран для российского бизнеса, составленный UFG Wealth Management и Confidery family office, пишет Forbes.
Пока крупные бизнесмены не торопятся переводить свой бизнес во внутренние офшоры на острове Октябрьский в Калининграде и острове Русский в Приморье, (и правильно делают) их активы сидят в юрисдикциях по всему миру.
10 наиболее предпочтительных юрисдикций для ведения бизнеса:
1. Кипр. Понятное правовое поле, прозрачность системы налогообложения, защиту от двойного налогообложения и отсутствие налога на операции с ценными бумагами.
2. Люксембург. Гибкая налоговая политика, благоприятный инвестиционный климат, отсутствие валютного контроля, высокая концентрация финансовых структур и упрощенная процедура регистрации компаний.
3. Сингапур. Развитая финансовая система и отсутствие барьеров для выхода на рынок. Минимальный размер уставного капитала при регистрации компании может составлять $1, а сама регистрация занимает всего 1-3 дня. Законодательство страны лояльно к иностранным гражданам: руководить бизнесом можно из-за рубежа.
4. Нидерланды. В числе главных преимуществ юрисдикции развитая финансовая система, большая концентрация иностранного бизнеса и более либеральные по сравнению с другими странами ЕС процедуры по регистрации бизнеса.
5. Ирландия. Юрисдикция более благоприятна для работы фондов инвестиций, IT-бизнеса, привлечения международных инвестиций. Здесь существует развитая инфраструктура по поддержке стартапов. Ставка налога на прибыль в секторе торговли в Ирландии 12,5%, во всех остальных секторах она составляет 25%.
6. Мальта. Номинальная ставка налога на прибыль на Мальте одна из самых высоких — 35%. Однако благодаря системе возврата налога в зависимости от источника прибыли эффективная ставка налога может опускаться до 5%. Ставка для налогообложения дивидендов составляет 10%. Статус международной компании позволяет выплачивать дивиденды собственникам мальтийской компании без вычета налогов. В числе преимуществ юрисдикции подписанный с Россией договор об избежании двойного налогообложения.
7. Гонконг. Развитая финансовая инфраструктура, быстрая регистрация прав собственности и наличие большого числа квалифицированных юристов, работающих по англосаксонской системе права. Из-за санкций эта юрисдикция быстро набирает популярность среди россиян. Гонконг больше всего подходит для сделок по структурированию капитала акционеров или для компаний, нацеленных на работу с азиатскими клиентами.
8. Великобритания. В последние годы сдала позиции из-за неопределенности Brexit и ужесточения процедур по ревизии источников происхождения капитала. Среди плюсов: развитый финансовый сектор, быстрая процедура регистрации компании. Среди главных сложностей для россиян — прохождение процедур комплаенса при открытия банковского счета и проверке происхождения капитала.
9. ОАЭ. Большинство юридических лиц освобождаются от налога на прибыль. Налоги на доходы физлиц отсутствуют. На эту юрисдикцию наблюдается в последние годы стабильный спрос из России и стран СНГ, в частности, из Казахстана. Больше всего ОАЭ подходит для регистрации крупных холдингов. Среди главных минусов — частая корректировка законодательства и комплаенс-процедуры в банках.
10. Лихтеншнейн. Ставка налога на прибыль в Лихтенштейне — одна из самых низких в Европейской экономической зоне, 12,5%. Это страна предоставляет хорошие условия для частных и семейных фондов. Среди преимуществ юрисдикции — развитость банковского сектора, наличие высококвалифицированной рабочей силы и большая гибкость налогового законодательства при работе с иностранными инвесторами. Нет налога на дивиденды.
Королюк Т.Д. Офшорные и свободные экономические зоны: российский опыт
Королюк Тимур Денисович
Тюменский государственный университет
студент 2 курса направления подготовки «Международные отношения»
Библиографическая ссылка на статью:
Королюк Т.Д. Офшорные и свободные экономические зоны: российский опыт // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31135 (дата обращения: 02.02.2020).
В России попытка создания классическое оффшорной территории впервые была предпринята в ФЗ «о центре международного бизнеса «Ингушетия» в далеком 1996 году. Нерезиденты могли регистрировать в Центре международного бизнеса «Ингушетия» компании международного бизнеса. Такие компании не должны были вести никаких коммерческих операции на территории РФ, за исключение приобретения услуг и товаров для жизнеобеспечения их офисов и персонала в Центре. Российские резиденты не имели права быть учредителями компании международного бизнеса. [1]. В ст. 28 Закона было предусмотрено, что на территории Центра компаниям международного бизнеса предоставляются льготы: ускоренный порядок регистрации, полное освобождение от уплаты все налогов РФ и таможенных пошлин, валютная автономия компаний, сохранение коммерческой тайны и др. В результате многочисленных злоупотреблений действие ст. 28 указанного закона было приостановлено, а с 1.01.2005 г. Утратил силу и сам Закон.
Вместе с тем, в России было предпринято множество попыток образования свободных экономических зон (СЭЗ). В общем виде принято определять СЭЗ как часть территории государства, на которой устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для отечественных и иностранных инвесторов [2, c. 24] Льготы, которыми пользуются иностранные инвесторы, обычно включают: упрощенный порядок регистрации компаний с иностранными инвестициями; освобождении от уплаты определенных налогов или понижение ставки налогов; понижение ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин; упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан.
Основная цель СЭЗ – привлечение инвестиции на данную территорию [3]. Для привлечения инвесторов территория СЭЗ должна обладать выгодным географическим положением. За рубежом СЭЗ утверждаются, как правило, на основании национальных законов, т.е государство самостоятельно определяет какую-либо часть своей территории в качестве свободной экономической зоны в льготным налогообложением, упрощенным въездом и т.д. Льготы предоставляются лишь тем организациям, которые зарегистрированы в СЭЗ и реально там работают [4].
В отличие от резидентов СЭЗ – Особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) – компании, которые регистрируются в оффшорной зоне, а должны действовать только за ее пределами. Поскольку оффшорная территория живет в основном за счет доходов от регистрации кампаний (по крайней мере они составляют значительную часть ее доходов), смысл ее существования состоит в предоставлении как можно большему числу иностранных лиц возможности зарегистрировать свои компании в этой зоне. В этой связи нельзя считать оффшорную зону разновидностью СЭЗ [5]: эти понятия находятся в диаметральной противоположности.
В России создание СЭЗ началось с конца 80 – ч гг. XX в. И активно продолжалось после принятия союзного (1990 г.), а затем и российского (1991 г.) законов об иностранных инвестициях. Первоначально статус свободной экономической зоны предоставлялся большим административным образованиям, т.е. целый край или область становились территориями с льготным налогообложением, однако подавляющее большинство проектов развития таких СЭЗ реализовано не было. Согласно международным стандартам СЭЗ требует значительных вложений на свое благоустройство, на организацию таможенное –торговой деятельности, что в условиях огромной территории сделать практически не возможно. После принятия Закона «О таможенном тарифе» (1993 г.) был взят курс на ликвидацию гигантских СЭЗ и создание компактных таможенных зон [6, c. 82-86]
Длительное время в России отсутствовал какой-либо общий федеральный нормативный акт, который бы регламентировал статус СЭЗ, включая порядок их создания и ликвидации. В Законе «Об иностранных инвестициях» 1991 г. СЭЗ были посвящены лишь 2 статьи (ст. 41 и 42). Поэтому порядок создания, функционирования и ликвидации СЭЗ в Российской Федерации регулировался нормативными актами, которые принимались под конкретную СЭЗ. Причем одни СЭЗ утверждались федеральными законами [8], другие – Постановлениями Правительства Российской Федерации [9]. В целом начиная в 90 – х годов только на федеральном уровне было принято более 50 нормативно – правовых актов, которыми были учреждены около 50 СЭЗ (см. Таблица 1). Однако, как отмечают специалисты [10], опят их функционирования позволяет отнести к СЭЗ лишь две зоны – «Находка» (Приморский край) и «Янтарь» (Калининградская область). В процессе функционирования большинства зон выявились значительные недостатки и злоупотребления.
Таблица 1. Распределение СЭЗ по территориям субъектов РФ [7]
Субъект РФ | Название СЭЗ |
| “Находка” “Даурия” “Сахалин” “Янтарь” “Алтай” “Ева” “ЛЗСП” “Кузбасс” “Выборг” “Садко” “Ингушетия” “Кабардино-Балкария” без названия |
В частности, организации регистрировались в СЭЗ и пользовались льготами по налогообложению, однако хозяйственную деятельность осуществляли в другом субъекте федерации, в результате его бюджет России недополучал положенных налогов [11]. При этом регистрация в СЭЗ не позволяла налоговым органам эффективно осуществлять контроль за компанией, поскольку доступ к запрашиваемой информации был затруднен. Идея же СЭЗ состоит в привлечении инвестиций на территорию зоны, когда компания должна не просто регистрироваться, но работать с СЭЗ. По существу большинство созданных на основе законодательства 90 – х гг. отечественных СЭЗ являлись внутренними офшорными зонами.
В целях установления единого порядка создания и функционирования СЭЗ был принят ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» [12] 2005 г. (в ред. От 06.12.2011). В соответствии с законом особая экономическая зона (ОЭЗ) – это определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [13]. Целью создания ОЭЗ является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, туризма и санаторное – курортной сферы, а так же портовой деятельности. Согласно Закону (ст. 40) существование ранее созданных ОЭЗ и СЭЗ прекращается со дня вступления закона в силу (за исключением ОЭЗ в Калининградской области и ОЭЗ в Магаданской области)
ФЗ «Об особых экономических зонах » учел негативный опыт функционирования прежних СЭЗ и ОЭЗ. Во – первых, в Законе четко определены конкретные пространственные пределы ОЭЗ (не более 40 кв. км для промышленно-производственной , не более 4 кв. км. для техника – внедренческой и не более 50 кв. км. для портовой ОЭЗ) – Тем самым на наш взгляд взят курс на создание компактных, хорошо обустроенных зон. Во-вторых, резиденты ОЭЗ вправе вести только строго определенною Законом и соглашением с ними деятельность, осуществлять инвестиции в определенные сроки и в определенном объеме и не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ОЭЗ. Таким образом, Закон исключает возможность использования ОЭЗ в качестве оффшорной территории и усиливает ее инвестиционную направленность. В-третьих, в целях усиления контроля за деятельностью организаций и предпринимателей в ОЭЗ Закон установил, что в ОЭЗ действует процедура свободной таможенной зоны со всеми вытекающими отсюда последствиями – контролем со стороны таможенных органов, учетом и отчетностью, требованиями по таможенному оформлению и пр.
Таким образом, со всей очевидностью напрашивается вывод о том, что с принятием и вступлением в силу в начала 2000 – х гг. новейшего законодательства в сфере офшорно – трастового регулирования, прежде всего Налогового Кодекса РФ [14], а также ФЗ «Об особых экономических зонах», был положен конец злоупотреблениям, с вязанным с созданием оффшорных зон в России.
Библиографический список
- Экономические зоны России: Свободные и особые. Введение. Особые зоны в период до 2005 года// Министерство Финансов РФ. Обзор экономических показателейhttp:// [Электронный ресурс], режим доступа (свободный): http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/EEG/EEG201304171658/EEG201304171658_p_003.htm
- Э. Шамбост Энциклопедия оффшорных зон. М.: Викра, 2000
- Павлов Ю.А. Понятие свободной экономической зоны // Экономический интернет – журнал «Nota Bene» // [Электронный ресурс], режим доступа (свободный):http://www.nbene.narod.ru/econom/feconom18.htm
- Носков И.Ю., “Настоящие“ российские свободные экономические зоны (Калининград,Находка, Калмыкия)” // “Законодательство”, 1997, №6
- Павлов П.В. Офшорная деятельность: вопросы правовой регламентации // Журнал российского права. 2011. №35; Офшорные юрисдикции: понятие и происхождение
- Ушаков Д.Л. Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. М., Юристъ.2001. С. 82-86;
- Сахаров А. СЭЗ. Эволюция развития. Виды // http://www.sakharov.ru/meo/meo2/76.htm
- ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области”, принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года // [Электронный ресурс], режим доступа(свободный):http://ntc.duma.gov.ru/duma_na/asozd/asozd_text.php?code=31892
- Положение о свободной экономической зоне в районе города Находки Приморского края, утвержденное Постановление Совета Министров РСФСР 1990 г.
- Викторов И. Свободные экономические и оффшорные зоны // Законность. 2000. №11. // [Электронный ресурс], режим доступа (свободный): http://www.juristlib.ru/book_2182.html
- Выступление Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко на заседании Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Реиндустриализация России: возможности и ограничения» // [Электронный ресурс], режим доступа (свободный):http://www.council.gov.ru/media/files/41d477365af5651386f7.pdf
- Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ Об особых экономических зонах в Российской Федерации 27 июля 2005 г. в “РГ” – Федеральный выпуск №3831 //http://www.rg.ru/2005/07/27/ekonom-zony-dok.html
- Официальный сайт Минэкономразвития РФ // [Электронный ресурс], режим доступа(свободный):http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/designElements/specialEconomicAreasMain/specialEconomicAreas/
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ публиковано: 12 марта 2007 г. на Интернет-портале “Российской Газеты” // [Электронный ресурс], режим доступа (свободный): http://www.rg.ru/2007/03/12/nalog-kodeks2.html
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Королюк Тимур Денисович»
Оффшорные зоны
Оффшорные зоны
Рассматривая функционирование свободных экономических зон, мы концентрировали свое внимание в основном на перемещении товарно-материальных ценностей через таможенную границу государства. Однако далеко не вся продукция субъектов экономических отношений имеет материальную форму. Услуги и работы нельзя ощупать, попробовать, подержать в руках. Но, несмотря на свою нематериальность, услуги и работы составляют значительную часть валового внутреннего продукта экономик развитых стран, причем доля таких продуктов в международном бизнесе непрерывно растет.
Законодательства некоторых стран мира предусматривают создание на отдельных своих территориях особого благоприятного режима работы, который создает для иностранных компаний (а иногда и компаний-резидентов) налоговые преференции и иные льготы, предусматривая в отдельных случаях и полное освобождение от уплаты налогов. Такие районы с налоговыми льготами получили название оффшорных зон (от англ. off-shore — находиться на удалении от берега) в связи с тем обстоятельством, что последние представляют собой, как правило, островные территории.
Если государство создает необходимые условия на своей территории, то она получает название оффшорной зоны или оффшорной юрисдикции. Оффшорные зоны получают капиталы за счет регистрационных и годовых сборов от оффшорных компаний, а также в качестве налоговых платежей, если таковые предусмотрены статусом оффшорной зоны.
Облегчая или аннулируя полностью налоговые платежи, оффшорная территория привлекает, таким образом, иностранные компании, которым выгодно образовывать в данной оффшорной юрисдикции новые фирмы или свои филиалы. Выгоды состоят в следующем:
- Уменьшаются налоговые платежи, что позволяет обеспечить большую прибыльность деятельности фирмы и увеличить конкурентоспособность ее продукции;
- Упрощается или полностью упраздняется бухгалтерская отчетность компании;
- Допускается возможность не указывать имена владельцев оффшорной компании.
Такие условия работы оффшорных компаний в последние годы привлекают к себе все большее количество участников. В настоящее время около половины объема миграции международного капитала в той или иной форме проходит через оффшорные компании.
Использование оффшорных схем не является исключительно современным явлением. Когда древние Афины ввели 2%-ный импортный и экспортный налог, то греческие и финикийские купцы начали делать объезд в двадцать миль, чтобы избежать уплаты этих сборов. Вскоре небольшие соседние острова стали убежищами для беспошлинной и безналоговой торговли и местами накопления для контрабандного ввоза товаров в Афины без уплаты налогов.
В XV в. Фландрия была процветающим международным коммерческим центром с небольшим количеством ограничений или налогами на местные или иностранные товары. В результате английские купцы предпочитали продавать свою шерсть во Фландрии, а не в Англии, где они должны были уплачивать высокие налоги и пошлины.
США также имеют историю уклонения от уплаты налогов с XVIII в. Во избежание импортного налога, налагаемого Англией, американские колонисты перемещали и направляли свою торговлю через Латинскую Америку.
В современной экономике важнейшей целью создания оффшорных юрисдикции является привлечение финансового бизнеса. Швейцария представляет собой первую современную модель юрисдикции финансовой секретности, созданную в качестве убежища для иностранного капитала. В XVIII в. Городской Совет Женевы (Швейцария) принял закон, который требовал от банкиров вести учет счетов своих клиентов, но запрещал им раскрывать этот учет кому бы то ни было без четко выраженного согласия Городского Совета.
Социальный и политический переворот в Германии в 30-х годах XX века и введение в силу швейцарского закона о банковской секретности в 1934 г. (пересмотренный в 1971 г.) обеспечили Швейцарии место в мировой финансовой секретности. Миллиарды долларов европейского богатства хранились в безопасности в швейцарских банках во время второй мировой войны.
В последнее время другие страны ввели на своей территории законы о секретности по образцу и подобию швейцарских и стали конкурировать за привлечение международных капиталов. Многие страны налоговых убежищ рассматривают финансовый бизнес в качестве относительно стабильного источника доходов и активно развивают его. Для многих островных государств, не располагающих конкурентными преимуществами, данный вид деятельности является единственно допустимым способом привлечения ресурсов для экономического развития.
Воспользоваться преимуществами оффшорных зон юридические лица могут после официальной регистрации в соответствующей юрисдикции. Таким образом, оффшорной компанией называется предприятие, имеющее специфический организационно-правовой статус, который обеспечивает ему снижение налоговых выплат и анонимность в ведении дел.
Как правило, экономико-правовой статус оффшорной компании связан с требованием закона о проведении коммерческой деятельности за пределами той юрисдикции, где эта оффшорная компания зарегистрирована. Чаще всего требование такого рода является основным критерием для осуществления деятельности компании под эгидой оффшорной конструкции. Только при соблюдении этого условия оффшорная компания освобождается от всех или большей части налогов на территории оффшорной зоны.
Оффшорная компания с точки зрения правового оформления полностью идентична обычному предприятию, имеет все необходимые атрибуты юридического лица, соответствующие права и обязанности. Оффшорные предприятия (а в большинстве случаев это акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью) располагают собственными регистрационными документами и уставами, управляющими, советом директоров, банковскими счетами, товарными знаками и фирменными наименованиями, могут эмитировать собственные ценные бумаги, выступать агентами и дилерами других предприятий и т.д. Специфичны оффшорные фирмы лишь своим нерезидентским статусом, анонимностью управления и способом ведения бухгалтерской отчетности. Эти особенности весьма важны для понимания функционирования оффшорного бизнеса в целом, поэтому остановимся на данном аспекте более подробно.
- Нерезидентский статус. Главная задача государственного образования, на территории которого действует оффшорный режим, — получить в доходную часть бюджета денежные средства. Наиболее оптимальный путь — работа с иностранными юридическими и физическими лицами (нерезидентами), которые покупают льготные условия, оплачивая разовые сборы. Предоставление оффшорного статуса местным компаниям и физическим лицам чаще всего нецелесообразно из-за того, что государственное образование с оффшорным статусом для собственных граждан налоговые платежи не отменяет. Таким образом, если разрешить резидентам пользоваться налоговыми преференциями под эгидой оффшора, то государство может причинить ущерб своей финансово-бюджетной системе. В связи с этой особенностью большинство оффшорных юрисдикции запрещают оффшорным компаниям и своим гражданам вступать в деловые отношения.
- Анонимность управления (владения). Отдельные оффшорные зоны с целью привлечения возможно большего числа нерезидентов предоставляют последним право регистрации без указания подлинных имен владельцев фирмы. Реализуется конфиденциальность владения и анонимность управления оффшорной компанией посредством предъявительских акций, а также введением института номинальных владельцев и номинальных директоров. В регистрационные документы оффшорной компании вносятся имена не реальных владельцев фирмы, а лиц, которые действуют по доверенности, то есть номинальных лиц. В оффшорной юрисдикции, предоставляющей анонимный статус нерезидентам, существует рынок компаний, предлагающих услуги номинального владения. Такие компании называются секретарскими.
- Бухгалтерская отчетность. Специфика ведения бухгалтерского учета в оффшорных компаниях состоит, как правило, в упрощении данной процедуры и сведения ее к минимуму. Отдельные оффшорные зоны позволяют зарегистрированным в них компаниям вовсе не вести бухгалтерскую отчетность. Причины такого отношения властей оффшорных юрисдикции к формам и способам ведения бухгалтерского учета очевидна: если оффшорная компания оплачивает только разовый годовой сбор вне зависимости от объемов прибыли фирмы, то бухгалтерская отчетность в этом случае утрачивает свою коммерческую значимость для государственных органов и может быть им полезна лишь как статистический материал.
Коммерческие интересы оффшорных компаний, как уже было отмечено, заключаются не в ведении реального бизнеса на территории оффшорной зоны, а лишь в формальной регистрации компаний в пределах данной юрисдикции. В связи с этим обстоятельством никаких производственных мощностей в оффшорных зонах не вводится, здесь не ведется промышленное строительство и не осуществляется реальная производственная деятельность. Вся работа оффшорных предприятий сводится к «бумажному обороту»; для его осуществления необходима лишь печать, банковский счет, офис и лицо (секретарь), с которым местные власти могут вступить в переговоры. Таким образом, на территории оффшорной зоны в одном здании или даже в одной комнате могут иметь юридические адреса десятки, и даже сотни оффшорных компаний.
Открытие оффшоров целесообразно по самому широкому кругу предпринимательской деятельности — в сфере рынка ценных бумаг и инвестиций, трастовых операций, образования холдинговых структур, судовладельческих фирм, коммерческих банков, компаний по оказанию профессиональных услуг и многих других.
Список стран, законодательство которых предусматривает создание оффшорных зон, не является раз и навсегда установленным: со временем в нем происходят определенные изменения — некоторые страны открывают свободные экономические зоны (которые по существу являются оффшорными юрисдикциями), другие напротив, сворачивают их деятельность. Тем не менее можно выделить стабильно действующие и устойчивые оффшорные зоны, общеизвестные в сфере мирового бизнеса. К ним, в частности, относятся Антильские острова, Багамы, Виргинские острова (Брит.), Гибралтар, Гонконг, Каймановы острова, Панама, Ирландия, Либерия, Швейцария. Этот перечень не является исчерпывающим.
Созданные в оффшорной зоне компании могут вообще не облагаться налогом (в частности, в Ирландии и Либерии), либо облагаться небольшим паушальным (общим, консолидированным) налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и т.д.).
В отношении оффшорных компаний сведены к минимуму требования ведения бухгалтерского учета (Швейцария, Ирландия, о. Мэн). В некоторых странах эти требования вообще отсутствуют (Лихтенштейн, Панама, Либерия, Нормандские и Антильские острова). Оффшорные компании, являющиеся лишь юридически фирмами соответствующих стран, могут быть использованы как держатели счетов или вкладов в банке.
Покупка оффшорных компаний для юридических и физических лиц в мировой практике не слишком обременительна: стоимость оффшора на Багамах составляет примерно 500 долл. США, в Либерии — 825 долл., Гибралтаре — 950 долл., Ирландии — 975 долл., на Сейшелах — 400 долл. В пределах 1000 долл. США находится и стоимость оффшорных компаний в других юрисдикциях.
С точки зрения таможенного регулирования оффшорные зоны весьма специфичны, так как в большинстве случаев реального движения товаров через таможенную границу оффшорной юрисдикции не происходит. Тем не менее, капитальные операции владельцы оффшорных компаний осуществляют весьма интенсивно, а суммы перемещаемых валютных средств довольно значительны.
В зависимости от компетенции таможенной службы того или иного государства и ее роли в экономике страны, контроль за циркуляцией национального капитала в оффшорной зоне может быть поручен либо Центральному банку, либо министерству финансов, либо специальному подразделению таможенной или налоговой службы, осуществляющий финансовый мониторинг. Нередко указанные государственные структуры, осуществляющие лицензирование, надзор и контроль совместно, выполняют свою часть функций.
Этапы развития экономики таможенного дела
Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела
Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук
Экономические учения и таможенная политика
Единое экономическое пространство страны. Государственная и таможенная граница
Свободные экономические зоны и таможенное регулирование в ОЭЗ
Оффшорные зоны
Особые экономические зоны и таможенные режимы
Таможенные пошлины
Стоимость товаров как экономическая категория. Основы теории стоимости
Понятие таможенной стоимости для материальных и нематериальных товаров
Способы исчисления таможенной стоимости товаров
Понятие и сущность трансакционных издержек
Виды трансакционных издержек в таможенном деле
Способы минимизации трансакционных издержек в таможенном деле и внешнеэкономических операциях
Доктрины сдерживания конкурентов в международной торговой практике XVI — XX вв.
Манипулирование валютным курсом и таможенными правилами
Унификация таможенных режимов. Создание таможенных союзов
Создание Всемирной торговой организации (ВТО)
Понятие, классификация и общая характеристика контрабанды. Ущерб от контрабанды
Методы контрабанды
Меры по предотвращению контрабанды
Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом
Теоретические аспекты таможенно-валютного контроля
Таможенный валютный контроль в Российской Федерации
Осуществление валютного контроля во внешнеторговых операциях
Таможенная инфраструктура: элементы и целевое назначение
Таможенные брокеры и их задачи
Таможенные перевозчики
Интернет-ресурсы таможенных органов
Формирование таможенных союзов
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана
Что такое оффшор? Оффшорная зона
09.01.2016 5 383 3 Время на чтение: 10 мин.Сегодня мы рассмотрим, что такое оффшор или оффшорная зона, чем привлекательны эти территории для регистрации предприятий и ведения бизнеса, и почему вокруг этих понятий всегда много споров и противоречий. Что интересно, определения оффшорных зон, встречающиеся в разных источниках, могут иметь некоторые различия, из чего можно сделать вывод, что единого мнения в трактовании понятия «оффшор» нет, однако общие признаки можно выделить.
Что такое оффшор?
Термин «оффшор» заимствован из английского языка и в дословном переводе означает «вне берега» (offshore). Литературно его можно перевести как «без контроля» или «без налогообложения». В русском языке можно встретить два варианта написания этого термина: оффшор и офшор.
[stextbox id=info]Оффшор или оффшорная зона — это территория, на которой действуют существенные льготы в сфере регистрации и ведения деятельности компаний-нерезидентов. В большинстве случаев одним из условий регистрации компании в оффшоре является ведение ее хозяйственной деятельности за пределами этого оффшора.
Оффшорные зоны, как правило, создаются на территориях со слаборазвитой экономикой, которые непривлекательны для ведения бизнеса на общих основаниях, с целью привлечения туда крупных капиталов и зарабатывания на фиксированных сборах от регистрации компаний. На сегодняшний день по разным оценкам в оффшорных зонах сосредоточено 20-35 трлн. долларов финансовых ресурсов компаний-нерезидентов.
Отличия оффшорной зоны от свободной экономической зоны
Оффшорные зоны не следует путать со свободными экономическими зонами (СЭЗ) или особыми экономическими зонами (ОЭЗ). В таких регионах тоже могут действовать льготные режимы налогообложения, однако, они имеют существенные отличия:
- Компании, регистрирующиеся в СЭЗ и ОЭЗ, ведут деятельность там же, а компании, зарегистрированные в оффшорах — в других регионах;
- Компании в СЭЗ получают статус резидента государства, на территории которого находится СЭЗ, а оффшорные компании работают на правах нерезидентов;
- За работу в оффшоре компания платит фиксированный взнос, независимо от результатов своей деятельности, а при работе в СЭЗ уплачивает налоги по своей системе налогообложения, пусть даже льготной и упрощенной;
- Уровень конфиденциальности при работе в оффшоре существенно выше, чем при работе в СЭЗ или ОЭЗ.
Компании в оффшорных зонах
Если для самого государства, создающего оффшор, это выгодно с точки зрения привлечения капитала и наполнения бюджета, то для регистрирующейся там компании — с точки зрения оптимизации налогообложения и ведения деятельности под минимальным контролем или вообще без такового. По этой причине в оффшорных зонах часто регистрируются компании, ведущие сомнительную деятельность.
Регистрация компании в оффшоре дает повод усомниться в ее надежности и очень тщательно проанализировать, прежде чем принять решение о сотрудничестве с такой компанией.
Чаще всего оффшорные зоны привлекают к себе разного рода финансовые компании, ведущие деятельность в сфере инвестирования, биржевых технологий, в страховой и даже банковской сфере. Так, например, в оффшорах зарегистрированы многие если не все дилинговые центры, брокеры бинарных опционов, трастовые фонды, интернет-биржи, интернет-казино, и другие компании, зарабатывающие на привлечении денег своих клиентов. Такие компании регистрируются в оффшорной зоне, а ведут свою деятельность совершенно в других странах, обычно — во многих странах мира. Очень часто деятельность компаний, зарегистрированных в оффшорах, ведется преимущественно онлайн, через интернет-сайты.
В целом же, через оффшоры работают компании самых разных сфер деятельности, не только финансовых. Здесь регистрируются и производственные, и торговые, и строительные, и многие другие компании, желающие по разным причинам скрыть свою деятельность и не платить налоги.
Виды и список оффшорных зон
Рассмотрим самые распространенные виды оффшоров. Наибольший интерес представляют так называемые островные оффшоры — территории островов Карибского бассейна, Тихого и Индийского океана. Островные оффшорные зоны привлекательны следующими параметрами:
- на них полностью отсутствует налогообложение;
- за ведение деятельности взимается небольшая фиксированная плата;
- упрощенное, минимальное ведение бухгалтерского учета и отчетности;
- максимальная степень конфиденциальности ведения деятельности;
- полная анонимность и неразглашение сведений об учредителях компании.
Единого точного списка оффшорных зон не существует, поскольку разные международные институты по разному трактуют это понятие.
Оффшорными зонами «с натяжкой» можно назвать и отдельные территории европейских стран, штатов США и даже некоторые российские территории, но это уже совершенно другие оффшоры: здесь действуют льготные режимы налогообложения, но деятельность компаний не является такой конфиденциальной и неконтролируемой, как на островных оффшорах. Поэтому вопрос о принадлежности таких территорий к оффшорам остается спорным, и об этом можно услышать разные мнения. На мой взгляд, эти территории больше подходят под определение СЭЗ и ОЭЗ.
С другой стороны, компании, зарегистрированные на оффшорных островах, уже сразу ставят под сомнение свою репутацию, чего нельзя сказать о предприятиях, работающих на материковых оффшорах.
Предлагаю вашему вниманию список оффшорных зон по версии википедии:
Что интересно, законодательством каждой страны устанавливается свой список оффшорных зон. Работу компаний-резидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах, стараются контролировать Центральные банки государств, а также такие международные организации как МВФ. В каждой стране действуют свои законодательные ограничения на деятельность компаний, зарегистрированных в оффшорах. В частности, такие компании могут не допускаться для выполнения государственных заказов, сотрудничество с ними может облагаться дополнительными налогами и сборами и т.д.
К примеру, в России в список оффшорных зон включены 42 территории, в Украине — 36, в Беларуси — 51, в Казахстане — 43. Как вы видите, в этих странах есть некоторые отличия в трактовании понятия «оффшорная зона».
На международном уровне оффшоры условно делят на 3 категории:
- «Белый список» — сюда включаются оффшорные зоны, юрисдикции которых в наивысшей степени соответствуют международным стандартам ведения хозяйственной деятельности и налогообложения;
- «Серый список» — оффшорные зоны, которые взяли на себя обязательства внедрить такие стандарты, но еще их не внедрили или внедрили не до конца;
- «Черный список» — оффшорные зоны, которые не планируют внедрения международных стандартов ведения хозяйственной деятельности и налогообложения.
Соответственно, для разного уровня оффшоров могут действовать разные по силе и характеру ограничения на ведение деятельности на других территориях: для компаний, зарегистрированных в белом списке оффшоров, они минимальны, а для компаний, зарегистрированных в черном списке — максимальны.
По мере изменения своей политики оффшорные зоны могут переходить из одной категории в другую.
Теперь вы имеете представления о том, что такое оффшор, оффшорная зона, какими критериями отличаются эти территории, чем они привлекательны и непривлекательны для регистрации бизнеса. Надеюсь, что эта информация была вам полезна.
До новых встреч на Финансовом гении — сайте, где вы найдете много других интересных и полезных материалов из экономической и финансовой сферы, сможете повысить свою финансовую грамотность и научиться профессионально управлять личными финансами.
Оффшорные и свободные экономические зоны Свободные специальные
Оффшорные и свободные экономические зоны
Свободные (специальные) экономические зоны Свободная экономическая зона (СЭЗ) – это часть территории государства, на которой устанавливается режим хозяйственной деятельности более льготный, чем на остальной территории данного государства.
Виды подходов к созданию СЭЗ • Территориальный Льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на определенной, специально оговоренной территории. • Функциональный Льготы устанавливаются для определенных видов предпринимательской деятельности вне зависимости от места размещения фирм и предприятий, занимающихся этой деятельностью.
Виды СЭЗ 1. Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады и таможенные зоны на отдельных предприятиях. Базируются на отмене или снижении таможенных пошлин и экспортноимпортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. Организация таких зон нацелена на удешевление перевалки и хранения грузов для предпринимателей. 2. Экспортные промышленные зоны. Основываются не только на применении льготного торгового и таможенного режима, но и на льготном финансовом и налоговом режиме, в т. ч. для иностранного капитала; ориентированы преимущественно на производства экспортной и импортозамещающей продукции. 3. Комплексные экономические зоны Сочетают в себе черты как свободных торговых зон, так и экспортных промышленных зон. 4. Банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций (так называемые оффшорные центры и налоговые гавани).
Льготы на территории СЭЗ 1. Внешнеторговые льготы, предусматривающие упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций, а также снижение или полную отмену экспортно-импортных пошлин. 2. Финансовые льготы, то есть установление низких цен на 3. Фискальные льготы предусматривают стимулирование притока коммунальные услуги, снижение арендной платы за землю и производственные помещения, получение преференциальных государственных кредитов. иностранного капитала за счет снижения или отмены налогов на прибыль, доход, имущество. 4. Административные льготы, которые предусматривают упрощенный порядок регистрации фирм, режима въезда и выезда граждан, оказание различных услуг, связанных с регистрацией фирм.
Оффшорные зоны Офшорная зона – территория, на которой, при условии, что предпринимательская деятельность осуществляется вне её пределов, юридически закреплены низкие налоги, либо полностью отсутствующее налогообложение для компаний определенного типа, а также существует упрощенная система регистрации юридических лиц и, как правило, созданы условия для относительно анонимного ведения бизнеса. За эти преимущества чаще всего с компаний взимается фиксированный ежегодный сбор.
Основные оффшорные зоны Оффшорная зона Британские Виргинские острова – имеют наибольшее количество зарегистрированных компаний; Сейшельские острова — имеют самую низкую стоимость инкорпорации и содержания компаний; Белиз — является одной из наиболее простых и удобных в использовании юрисдикций; Зона офшорная Маврикий — используется как инвестиционная платформа для азиатского, африканского и европейского рынков; Бермуды — лидер оффшорного страхового рынка, а также широко используется для регистрации судов; Зона офшорная Каймановы Острова — играет большую роль на рынке управления активами; Оффшорная зона Джерси — самая зарегулированная оффшорная юрисдикция; Сингапур — международный центр управления активами; Багамы — имеют огромное количество зарегистрированных судов. Ранее Багамы выступали в роли доминирующей силы на оффшорном финансовом рынке, но с момента обретения независимости в 1970 -х утратили эту позицию; Зона оффшорная Панама — значительный международный морской центр. На сегодняшний день — второй крупнейший центр после Британских Виргинских островов по количеству зарегистрированных компаний.
Классификация офшорных зон Классические Престижные Прочие
Классические ОЗ Зоны, где нет налогов и не требуется отчетность. Перечень оффшорных зон, которые относятся сюда, включает – Британские Виргинские острова, Багамские острова, Белиз, Каймановы острова (это наиболее известные оффшоры). Эти государства имеют невысокий уровень экономики, но в политическом плане они очень стабильны. Здесь для оффшорных компаний сохраняется высокая степень конфиденциальности и отсутствует контроль со стороны местных властей.
Преимущества и недостатки классических ОЗ «+» Полное отсутствие налогов Нет необходимости предоставлять отчетность «-» К компаниям, находящимся в классических оффшорных зонах больше всего недоверия со стороны серьезных международных фирм Территориальное Полное отсутствие контроля со сторона государства Самая высокая степень конфиденциальности расположение не всегда удобно, т. к. «далекие» компании увеличивают расходы на управление Невысокий уровень государств, предоставляющих такие условия
Престижные ОЗ Оффшорная зона с повышенной респектабельностью. В список оффшорных зон, относящихся к этой группе, входят: Ирландия, Гонконг, Гибралтар, остров Мэн. В этих юрисдикциях оффшорным компаниям необходимо предоставлять финансовую отчетность, при этом они получают значительные налоговые льготы. Правительственные и государственные органы здесь ведут жесткий контроль над компаниямиоффшорами. Но при этом — здесь намного выше престиж компаний.
Преимущества и недостатки престижных ОЗ «+» «-» Престиж компаний, Необходимость созданных в таких зонах, значительно выше. Возможность сотрудничества с серьезными партнерами предоставления отчетности Неполное освобождение от налогов
Прочие ОЗ В эту группу входят страны, которые не относятся к стандартным оффшорным зонам, но предоставляющие нерезидентам целый ряд налоговых преимуществ и льгот. Самым ярким примером в этой группе является Кипр.
Преимущества и недостатки прочих ОЗ «+» При правильно выстроенной схеме налоги можно эффективно минимизировать Фактически, эти зоны не относятся к оффшорным, поэтому предвзятое отношение к ним отсутствует «-» Подходят не для всех организаций. Выгодность ведения существенно зависит от типа. Необходимо предоставлять отчетность
Финансовый кризис в Республике Кипр (2012— 2013)
Причины кризиса Сильный крен экономики в сторону оффшорного сектора. Слишком большой по сравнению с экономикой страны банковский сектор, не обеспеченный надлежащим управлением рисками. Неудачные вложения кипрских банков в греческие долговые обязательства (потеря банковским сектором Кипра 81 % от общего объема инвестиций, что превышает 4 млрд евро или 24 % ВВП) Неспособность правительства возместить расходы государства. Постепенная утрата ценовой конкурентоспособности страны в результате массового притока капиталов. Общее ослабление экономик стран ЕС, Еврозоны, в особенности так называемых стран европейской периферии после мирового финансового кризиса 2008 года
Оффшорные зоны и их роль в мировой экономике
ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Что такое оффшорные зоны (оффшоры)
На современном этапе развития мировой экономики активно происходит экономическая интеграция, неотъемлемой частью которой является создание свободных экономических зон всех видов, в том числе и оффшорных. Роль свободных экономических зон является очень важной с точки зрения развития экономики и привлечения инвестиций. Одним из важных составных элементов стратегии экспортной ориентации являются специальные экономические зоны (СЭЗ), которые создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям и, в конечном счёте, для развития национальной экономики. Оффшорные зоны, в свою очередь, являются одной из разновидностей свободных экономических зон.
В общем виде под оффшорными зонами понимаются страны и территории, осуществляющие регистрацию компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Компании, зарегистрированные в оффшорных центрах, находятся под юрисдикцией страны пребывания и обязаны строго соблюдать местное законодательство.
Оффшорные зоны дают использующим их компаниям следующие преимущества:
· налоговые льготы,
· значительную свободу при ведении бухгалтерской отчетности,
· практическое отсутствие валютного контроля,
· возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте,
· списание затрат на месте,
· анонимность,
· секретность финансовых операций
При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.
Оффшорные зоны могут сильно отличаться по административным условиям работы оффшорных компаний, требованиям к отчетности, налогам и так далее. Поэтому оффшорная зона для регистрации оффшорной компании выбирается под определенный вид бизнеса, под конкретную оффшорную схему, а иногда и под определенную финансовую сделку.
Существующие оффшорные зоны можно разделить на три основные группы:
- Классические оффшорные зоны, в которых компании освобождены от любых налогов и отчетности (примером могут служить Сейшельские острова, Белиз, Доминика, Панама и т.д.)
- Зоны с низким налогообложением
- Другие зоны, регистрация компаний в которых дает какие-либо преимущества в плане налогообложения и ведения бизнеса.
К первому типу относятся страны с отсутствием налогов, не требующие отчетности. В основном это небольшие государства третьего мира. Наиболее известные оффшорные зоны этого типа: Панама, Багамские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова. Такие оффшорные зоны, характеризуются высокой степенью конфиденциальности для владельцев оффшорных компаний и почти полным отсутствием контроля со стороны властей за деятельностью таких компаний. Именно поэтому солидные компании и банки не хотят иметь с ними финансовых отношений. Указанные государства, имеют невысокий уровень развития экономики, но отличаются достаточно высокой политической стабильностью.
Второй тип — оффшорные зоны повышенной респектабельности. В таких зонах от оффшорных компаний требуют финансовую отчетность и предоставляют им ощутимые налоговые льготы. Со стороны правительства этих государств контроль более жесткий, чем в странах первого типа, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. Это — Ирландия, Венгрия, Гибралтар, остров Мэн.
К третьей группе можно отнести страны, которые нельзя считать стандартными оффшорными зонами, но которые, предоставляют зарегистрированным в них нерезидентским и не извлекающим доходов с их территории компаниям некоторые налоговые льготы. Это- Великобритания и Россия (Калмыкия, Ингушетия, Алтай). Требование к отчетности повышает степень доверия к таким фирмам со стороны деловых партнеров. Среди этой группы наибольшей популярностью пользуется Кипр. Это единственная страна, где для компаний международного бизнеса действуют межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения.
Роль оффшорных зон в мировой экономике
Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется система льгот, не применяемая за ее пределами. Цели создания СЭЗ зависит от уровня социально-экономического развития организующих их стран. Так, в промышленно развитых странах, они создаются для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики по оживлению малого и среднего бизнеса. В развивающихся странах они создаются с целью привлечения иностранного капитала, инвестиций и создания новых рабочих мест.
Особым видом СЭЗ являются оффшорные зоны или так называемые «налоговые гавани». В оффшорных центрах сосредоточена почти треть всех банковских депозитов развитых стран мира. В оффшорных зонах концентрируется, как правило, банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность. Оффшорные зоны составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять производственную деятельность.
Мировой оффшорный бизнес играет всё возрастающую роль в движении как ссудных, так и предпринимательских инвестиций, в обслуживании внешнеэкономических связей между всеми странами мира. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного оборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями и информацией.
Оффшорные зоны имеют ряд важных преимуществ. Прежде всего, они способствуют развитию бизнеса, малого и среднего предпринимательства, активизируют их деятельность и дают возможность» встать на ноги», чтобы потом быть способным платить налоги. Поэтому не удивительно наличие оффшорных зон в таких развитых странах как Швейцария, Ирландия, Монако. Однако не следует забывать о том, что оффшорные зоны могут быть одним из способов финансовых махинаций, мошенничества, недобросовестного уклонения от налогов и.т.д.