Обучение детей дома без школы – Как перевести ребенка на домашнее обучение в 2020 году: условия, законы, порядок действий

Содержание

Как учиться без школы — Летидор

Фото: из архива Алены Ковалевской

Родителей часто не устраивает то, как организовано обучение их детей в школе. Однако они вправе самостоятельно «организовать школу» для своего ребенка (п. 1 ст. 10 и п. 4 ст. 52 Закона РФ «Об образовании»). Согласно закону учебные программы могут осваиваться в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, форме семейного образования, самообразования, экстерната. Северчанка Алена Ковалевская для своих детей выбрала экстернат — домашнее обучение без учителей, одноклассников и парт. Сейчас ее старшему сыну Александру 10 лет, первые два класса он посещал школу, после чего был переведен на домашнее обучение. Георгию — второму сыну — 7, интенсивный процесс обучения для него начался осенью 2011-го.

Алена  по первому образованию философ. Работала частным консультантом по грудному вскармливанию. Трудилась психологом в Северском перинатальном центре. В настоящее время является студенткой Томского базового медицинского колледжа (будущая специальность — акушер) и тренером «Центра сознательного родительства «Озеро», расположенного в городе Томске (ведет партнерский курс — по сути, готовит пап к участию в родах). В ближайшее время собирается начать вести клуб беременных.

— Думаю, что и создание клуба семейного образования не за горами, — говорит Алена. — Потребность в нем уже стоит остро.

—  Как пришло решение перевести своего ребенка на домашнее обучение?

— Во-первых, я заметила, что Сашик возвращался из школы как выжатый лимон — утомленный, с головной болью. Как потом выяснилось — во время консультации с медиками — это достаточно распространенная реакция ребенка на шум, гам, суету. Во-вторых… Мы же садик не посещали, жили какой-то своей жизнью, и за два года я так и не смогла перестроиться под новый график (улыбается).

Возможно, это такой родительский супер-мега-эгоизм, но когда ребенок уходит на пять часов в школу, потом приходит, и ты проходишь снова школьные задания вместе с ним, чтобы подготовить домашку… Понимаете, на это уходит слишком много времени. Нерационально много.

А когда нам удалось вырваться в путешествие, то по возвращении меня спросили: «Почему вы уехали без нашего разрешения?». Причем спросили довольно строго.  Я была, скажем так, удивлена. Я должна отчитываться. Такова система. Хотя класс у нас хороший, и учитель — хорошая. Честно говоря, на той базе, которую она заложила, мы «выезжаем» до сих пор.

—  Алена, как вы решили вопрос об официальном переводе?

— Большинство школ в своих уставах имеют такой пункт, как обучение «в форме семейного образования, самообразования, экстерната». Прописать — прописали, а как реализовывается — не всегда знают. И когда я пришла со словами: «Давайте я переведу ребенка на семейное образование», мне ответили: «В такой форме мы не обучаем». Мой естественный ответ: «У вас эта форма обучения прописана в уставе». Это вызвало удивление со стороны руководства школы. Так начался период непонимания, пришлось перевести ребенка из северской школы в томскую (Северск и Томск — города-соседи, расстояние между ними около 20 км, — прим. автора).

Выбрали школу «Эврика-развитие», которая применяет инновационные образовательные методики. В частности, Татьяна Ковалева, один из членов попечительского совета. В настоящее время Татьяна находится в Москве, и одним из направлений, которым она занимается, является образование детей на домашнем обучении.

Однако в «Эврике-развитии» тоже не было ни Положения об экстернате для начальной школы, ни положения о семейном образовании. Я, конечно, предпочла бы последнее, однако понимаю, что сегодня в маленьком городе это практически невозможно.

Сейчас говорить о семейном образовании рано. Настоящий опыт подобного обучения есть только в США. Они уже 20 лет назад ввели подобную практику, через которую прошло около миллиона учеников. В Америке действует Национальный исследовательский институт домашнего образования, издается специализированный журнал. В нашей стране только начали отмечать постепенный рост желающих перевестись на данную форму обучения, особенно среди жителей мегаполисов.

Поэтому неудивительно, что в томской школе полгода не знали, что с нами делать, и мы, по большому счету, не были зачислены ни в одну школу (из одной забрали документы, во второй их взяли, но не оформили). Нас зачислили только тогда, когда приняли Положение об экстернате для начальной школы. Но к этому времени я поняла, что специфика образования именной этой школы меня не устраивает. Именно в этот момент со мной связались из северской школы. Сказали, что за год они поправили устав, приняли необходимое положение, и с удовольствием возьмут нас обратно. То, как нас приняли, как оформили, как решили вопрос о сдаче нами контрольных точек, меня впечатлило. Во всем был полный порядок, четкость и ясность.

А еще Сашика позвали в школу заниматься английским. Он сходил на контрольную точку, познакомился с новым преподавателем (до этого у класса был другой учитель), был им очарован и сказал, что хотел бы ходить к учителю на занятия. И хотя экстернат не предполагает посещение ребенком школьных занятий, администрация сделала исключение.

 То есть — готовить все необходимые бумаги для перевода ребенка на ту или иную, прописанную в уставе школы форму обучения — задача самой школы?

— Да, моя задача — написать заявление о переводе. Оформлением всех необходимых документов, предоставлением нужной информации и ведением делопроизводства обязано заниматься общеобразовательное учреждение.

— Получается, что все это сделали специально для вас?

— Получается, что да. Школа сразу пошла на диалог, просто на подготовку документов нужно было времени, а у нас его не было.

—  Удивительно, обычно в таких случаях говорят: «Не нравится — не держим».

Мы с этим не столкнулись ни в северской, ни в томской школе. Наоборот, нам активно пошли на встречу в обоих учреждениях. Меня это очень сильно впечатлило. А сейчас две мои знакомые мамочки из Томска пытаются перевести своих детей на домашнее обучение — и пока не могут договориться с администрацией. И самое интересное, что в уставах их школ тоже стоит пункт о праве образования на дому.

—  Вы написали заявление о переводе ребенка на экстернат?

— Да. Опять же в другой школе мама написала точно такое же заявление, но ей ответили, что оно не действительно, и что каждое пропущенное ребенком занятие будет считаться прогулом, и что они обязательно оповестят о поведении семьи органы опеки. Хотя в департаменте образования на вопросы о возможности обучения на дому отвечают совершенно спокойно: «У нас нет положения о домашнем образовании, но вы можете договориться со школой и перейти на форму обучения экстернат».

Откуда тогда такая реакция со стороны администрации школы?

Потому что они привыкли использовать понятие «домашнее образование» только в контексте больных детишек. Учительница в школе ведет класс, а в классе два ребенка инвалида, и она, отведя уроки в школе, идет к ним домой, и так два раза в неделю. Это на самом деле отнимает очень много сил. И все думают, обучение любого ребенка на домашнем обучении проходит по схожему сценарию. И это пугает, как и то, что школы с подобным никогда не сталкивались. Руководство не понимает, как правильно оформлять документы, как будет проверяться работы. Если на пути перевода ребенка на домашнее обучение возникнут трудности, очень рекомендую обратиться к книге Павла Парфентьева «Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату».

—  Как вы организовали процесс домашнего обучения?

— Саша, по большей части, сам себе учитель, а все, что ему непонятно, я объясняю. У нас есть список того, что мы должны освоить к контрольным точкам. На эти вещи мы просто обращаем больше внимания. Когда открываешь учебники, начинаешь изучать какую-то тему (особенно это касается гуманитарных предметов), то одна тема тянет за собой еще одну, и еще, и еще… В результате получается, что мы очень далеко отходим от программы. Это хорошо с точки зрения широты кругозора. А с точки зрения подготовки к контрольным — не эффективно. Поэтому последний месяц перед сдачей мы четко готовим то, что надо. Но, положа руку на сердце, могу сказать, что при домашней форме обучения изучить все, что нам нужно к сдаче, занимает немного времени. По сравнению с учебой, как минимум, в два раза меньше.

—  Есть у вас какие-то сложности в процессе организации домашнего обучения?

— Конечно, есть. Во-первых, у меня толком нет системы, и в результате все получается очень хаотично. Во-вторых, накладывается мой истерический характер, и я очень часто готова рвать и метать, если у нас что-то не получается. Благо, Саша самый настоящий подарок — он действительно большую часть программы проходит самостоятельно. Любознательный, усидчивый… Мне в этом плане с ним очень повезло!

Если говорить о системе, то… Я недавно познакомилась с мамочкой, которая сейчас переводит своего ребенка-второклассника на домашнее обучение, вот у нее система так система. А причина для перевода следующая. Они плотно занимались до школы, и в школу пришли с определенным набором знаний, умений и навыков. В классе он у нее блистал, был отличником, победителем и прочее-прочее, но за весь первый класс они потеряли большую часть того багажа, с которым пришли. Парень стал хуже читать. Еще она говорила о том, что учила его размышлять, и у него это получалось, а в школе получаться перестало.

Так вот о системе… Есть стандарт того, что должен ребенок знать и уметь к концу каждого класса. Стандарт закреплен Министерством Образования. Какую методику для этого использовать — выбирает каждая школа, каждый учитель. Эта мама, опираясь на стандарт, выстроила свою систему.

Вторая мамочка переводит ребенка из-за его особенностей в восприятии и переработке информации. Так вот, у нее другая система обучения — к ним приходят репетиторы по основным предметам, они готовят основную базу, а все остальное она берет на себя.

Так что на данный момент нас таких в Томской области (на домашнем обучении в начальной школе) трое, и у каждой — своя система.

В нашей семье, кстати, активное участие в образовании принимает мой папа, Сашин дед. Мне очень нравится его подход — он может разговаривать, а потом выясняется, что в ходе этой беседы ты решил пару-тройку задач, сложив в уме какое-то огромное количество цифр (улыбается).

—  У вас те же самые учебники, что и в школе?

Да.

—  Если говорить о дисциплине — день ребенка проходит так же, как в школе, только дома?

Нет. До контрольных точек все очень свободно. По мере их приближения мы смотрим, что необходимо подтянуть. Сашик может 3-4 дня заниматься только математикой, а может дни напролет читать, а может с утра уйти во двор и вернуться поздно вечером.

—  Сколько у вас контрольных точек, и как часто вам нужно их сдавать?

По закону, в год человек должен сдавать не больше 12 контрольных точек. Порядок и условия прохождения промежуточной аттестации определяются уставом общеобразовательного учреждения.

—  То есть в день контрольной работы он приходит в класс и вместе со всеми ее пишет?

Нет. Учителю государством оплачивается время, которое он посвящает экстерну, часть времени (2 часа) идет на консультацию, часть — на сдачу контрольной точки.

—  Вас наверняка упрекали в том, что вы мешаете ребенку нормально социализироваться…

Знаете, я давно считаю подобные вещи мифами современности. Сложно найти ребенка, который не будет самостоятельно социализироваться, который не будет общаться. Я не верю, что для этого нужны какие-то специальные условия.

Да, можно закрыть ребенка в четырех стенах, и у него будут проблемы, но это же не наш случай — ни домашнее образование, ни экстернат этого не подразумевают. Сашик много общается — и со сверстниками, и с педагогами — он посещает различные кружки. Ой, а какие кружки посещает мальчик, который весь первый класс блистал в школе!

Когда я ходила к психологу с младшим — знаете, стандартное посещение психолога и педагога в детской поликлинике — она мне говорила: «Ой, вы зря это делаете, зря не водите его в детский сад, потому что он не будет знать элементарные вещи. Он не будет знать «чувство очереди» (последовательность в выполнении задач, когда несколько людей участвуют в процессе). Пока выполняет один, второй должен подождать, в детском саду этому очень хорошо обучают, а вы как будете обучаться?» Я тогда сильно впечатлилась, пришла домой, отправила мальчишек гулять, а сама стояла и наблюдала за ними из окна — они с горки катаются, вокруг которой, как всегда, толпа народу, и мой младший совершенно спокойно ждет своей очереди. Он не рвется вперед, но и не стоит в стороне в ожидании, что все разойдутся и он спокойно сможет прокатиться.

Или вот с Сашиком спрашивали: «Вот вы будете с ним заниматься, а если вы упустите что-то, чем занимаются с детьми в детском саду? Вот как вы будете проходить с ним, какое животное домашнее, а какое — дикое?» Я, помнится, тогда тоже задумалась. Я не сижу с карточками… Я, на самом деле, не очень опекающая мама. Иногда меня беспокоит мысль о том, что я перевела ребенка на домашнее образование, потому что мне так удобнее. Я с ними, конечно, разговариваю, спрашиваю, хочет ли Саша в школу вернуться. Но как ребенок может принять решение? Это раз. Два — он же воспитывается в любящей семье, ему в ней хорошо, он этим настроением проникается… Как не крути — тем, что я его родила, я ему свое мнение навязываю.

—  А на вопрос «Хочешь ли в школу» что он отвечает?

— Говорит, что не хочет. А младший такие перлы выдает! В начале сентября в новостях показали друг за другом два сюжета — первый о том, как мужчина в Норвегии расстрелял на острове 74 ребенка, второй — как в одном из детских садов России пришедшая с мамой в сад девочка взяла коробочку, стоявшую у входа, и эта коробочка взорвалась. Тогда Гошик сказал мне: «Мама, и ты хотела, чтобы я ходил в сад?!» Мы с детьми много общаемся, все обсуждаем, но в то же самое время я отдаю себе отчет в том, что их мнение взращено на моем.

—  Программа усложняется, что будете делать, когда не сможете помогать ребенку в предметах?

Я серьезно пугалась физики, химии, алгебры, геометрии… Во время общения с другими мамами, о которых я вам сегодня не раз рассказывала, поняла, что школа не всегда может в этом помочь. Во-вторых — при университетах есть кружки, и они дают прекрасную базу по ряду предметов. После этого успокоилась.

—  Гоша учится?

— Пока он просто сидит дома. Про него у меня есть такая мысль: не водить его вообще в школу, а в 4-м классе привести, чтобы сдал экзамены для промежуточной аттестации. По закону, есть несколько значимых точек, фиксирующих уровень образованности человека. То есть ребенок может прийти в конце 4-го класса для проверки уровня знаний, в конце 9-го и 11-го.

—  Алена, вам не страшно было идти впереди планеты всей?

— На самом деле, я пошла по проторенным дорожкам — знакомая в Москве учит так обоих детей, так что я под информационным прикрытием и при моральной поддержке (смеется). С моей точки зрения, перевод на домашнее обучение — это не какой-то акт сложного действия, это как раз движение по пути наименьшего сопротивления. И это меня, опять же, немного пугает — хороший ли пример я подаю своим детям? Пойму со временем. Когда придет мой сын и скажет: «Мама, что ты сделала с моей жизнью?!»

—  Может, он будет благодарен за это. Экстернат — это же хорошая возможность уделить больше времени тем предметам, к которым есть склонность…

— Да. Экстернов-подростков старше 12 лет и в Северске, и в Томске очень много. Зачастую это их осознанное решение — быстро изучить все, что им не пригодится,  а в то, что нужно — погрузиться с головой.

как работает семейное образование || Официальный сайт Ольги Юрковской

Ольга Юрковская специально для http://www.childbrand.ua

Что такое хоумскулинг и почему учить детей в будущем будут, не выходя из дома?

Сегодня существует множество видов среднего образования — школьное, семейное, дистанционное или смешанное. Каждое из них имеет десятки течений, а новшества в обучении детей возникают каждый день. В последние годы начала прослеживаться тенденция к индивидуализации обучения – интерес к образованию, не выходя из дома, растет и в Украине, и за рубежом. Небезразличные родители украинских школьников активно ищут индивидуальные траектории в образовании. Многие учат детей в семье. Семейное образование получило название «хоумскулинг» и это понятие набирает всё большую популярность.

Хоумскулинг подразумевает обучение ребенка в домашних условиях силами родителей или других родственников, иногда с привлечением профессиональных учителей и наставников. Основная особенность мирового семейного образования в том, что учебную программу и ее наполнение определяет семья ученика.

Опыт и исследования показывают, что результаты при домашнем обучении могут быть очень высокими, а знания детей — ничем не хуже (а то, зачастую, и лучше) тех, которые способна дать школа. Разобраться в теме хоумскулинга нам поможет известный психолог, бизнес-консультант Ольга Юрковская, которая предпочла для своих детей домашнее обучение и ни разу об этом не пожалела.

— Ольга, расскажите, пожалуйста, что такое хоумскулинг, и почему ребенок становится более самостоятельным, обучаясь на дому?

— Хоумскулинг — это обучение ребенка в семье без помощи школьных учителей: у одних родители учат ребенка самостоятельно, у вторых помощники в этом — курсы и репетиторы, а у третьих — дети занимаются сами. Это такой семейный вид образования. А станет ли ребенок более самостоятельным — зависит от воспитательных усилий родителей. Потому что вариант «неработающая жена богатого мужа», которая посадит рядом с собой за планшетом или другим гаджетом ничем не занятого ребенка — это плохая идея. Конечно, с таким подходом он не станет ни самостоятельным, ни ответственным. Все зависит от того, как и чему будут учить ребенка родители.

— Каким образом это «работает» и как ребенок получает аттестацию своих знаний?

— В каждой стране свои правила, как правило, ребенок должен аттестоваться по определенным предметам, где-то каждую четверть, где-то — раз в год. Направления дистанционного образования могут подразумевать разные вариации, то есть тут нужно смотреть, какие из них есть в вашей стране.

— Приходят ли учителя из той же школы, где ребенок записан, к Вам на дом или же можно организовать занятия по скайпу?

— Учителя из школы, где числится ребенок, никакого отношения к ребенку, по сути, не имеют. Это полностью самостоятельное семейное обучение, где школа нужна только для принятия контрольных, экзаменов и зачетов по изучаемым предметам.

— Удобнее ли самому ребенку учиться, не выходя из дома?

— Да, безусловно, это очень удобно. Ребенку не нужно вставать в 6-7 утра, можно спокойно выспаться до 9-10, а затем без спешки заниматься своими делами. Также не нужно учиться в ускоренном темпе и выслушивать по 10 раз ответы на одни и те же вопросы. Ребенок может заниматься по более эффективной системе.

— А как же общение со сверстниками?

— Так же, как и происходит общение детей 92 дня во время летних каникул. Это, наоборот, не пообщаешься сидя на уроках, а перемены короткие. Дети находят себе друзей во дворе, в спортивных секциях и кружках по интересам.

— Организовываются ли мини-группы занятий для семей, которые предпочитают хоумскулинг?

— Как правильно, семьи, которые предпочитают хоумскулинг, либо записывают детей на какие-то популярные курсы, либо определяют детей индивидуально к репетиторам. Дети разные, с разным темпом успеваемости, потому никаких мини-групп в основном не создают, в этом просто нет смысла.

— А какие «подвиды» хоумскулинга наиболее удобны? Домашний, индивидуальный, семейный, экстернат — что лучше выбрать?

— Для того чтобы выбрать вариант «под себя», нужно смотреть по вашей стране. Экстернат хорош тем, что появляться нужно раз в год, но к нему нужно очень интенсивно готовиться. Моим детям нравится сдавать зачеты раз в четверть, 4 раза в год. Но тут каждый принимает решение самостоятельно, какой темп подготовки и сдачи ему удобнее.

— Что подтолкнуло Вас выбрать для своих детей данную систему обучения? Недоверие к государственному образованию? Почему решили не выбирать модные сейчас альтернативные школы?

— Мне кажется, что если за детьми есть кому присматривать, то школа теряет всякий смысл. Нужны знания, а репетиторы дают их в 10-20 раз быстрее школы. А вот вред, наносимый здоровью ребенка, когда он сидит в физиологически неправильной позе, в постоянном напряжении из-за окриков и унижений других или его самого — очень существенный. Министерство здравоохранения показывает нам удручающую статистику: если в первый класс половина детей приходят здоровыми, то к выпускному классу здоровых деток остается 10%. Этот опыт показывает, что школа крайне неполезна для здоровья детей. И плюс к этому она неполезна для развития творческого мышления, самоуважения и предпринимательских способностей. Единственная полезная ее функция — присмотр за ребенком. Но если я сама в состоянии организовать присмотр за ребенком и работаю дома, зачем мне пользоваться этой услугой? Причин отдавать ребенка в школу я просто для себя не видела.

Что касается альтернативного образования: на тот момент я жила в Минске и выбора как такового у нас не было. Никаких достойных альтернативных школ 7 лет назад не существовало. Несколько находились недалеко от нас, но в них предусматривалась та же государственная программа. Может классы немного получше и детей немного поменьше, но без существенной разницы.

— Как сторонникам хоумскулинга преодолевать недоверие со стороны общества и как выстраивать отношения со школой, где ребенку нужно получать ту самую оценку знаний?

— Смотря, какое общество. Лично у меня случилось наоборот: окружающие меня знакомые, увидев результаты этой системы, тоже оформили своих детей на семейное обучение. Пока ты ходишь в школу, у тебя есть весь этот ряд претензий со стороны учителей, мол, что ваш ребенок недостаточно удобен. А когда забираешь его со школы, он начинает лучше развиваться. Все, кто видит наглядно разницу между моими детьми и обычными школьниками — дополнительно объяснять им уже ничего не нужно. Результат очевиден.

Насчет отношений со школой: если вам безразличны оценки — можно сказать ребенку, что ему достаточно получить минимальную оценку, это же самое сообщить и учителям, и тогда никаких отношений выстраивать не надо. Если ребенок знает на «отлично» и вы это видите, зачем гнаться за оценками? Если вы убираете свои материнские амбиции и претензии к учителям и просто ставите «проходные» оценки — этого достаточно. Все равно в обычной школе вас одобрять не будут. Или можно найти дистанционные учебные заведения, где все ученики находятся на таком обучении (платные школы), и там не нужно ничего выстраивать — все уже построено школой. То есть, либо согласиться на любые оценки, либо же платить и получать «отлично».

— Кто в семье больше курирует в этом вопросе ребенка — Вы или муж?

— Дети сами себя курируют, потому что знают, что, если они не выучат – им придется пойти в школу. Мы доверяем нашим детям, и они все эти годы оправдывают наше доверие, самостоятельно договариваясь с учителями.

Мы благодарим Ольгу Юрковскую за интересную беседу, а от себя хотим добавить, что в Украине растет количество школ, которые лояльно относятся к хоумскулингу. Это как общеобразовательные школы, так и частные гимназии.

В Киеве одни из таких школ: средняя общеобразовательная школа №328, Киевская школа экстернов, НВУ «Всезнайко», частная школа «Афины», в Харькове — частная гимназия «Очаг» и НВК «МИР».

Интервьюер: Алина Беспечанская

P.S. Приобрести мою книгу «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия» можно здесь:

http://yurkovskaya.com/homeschooling/

истории родителей, которые решили забрать детей из школы. «Бумага»

Домашнее образование в России чаще ассоциируется с проблемами со здоровьем у ребенка или же дореволюционными традициями дворянских семей. Однако эта практика в США и Европе набирает популярность: родители все чаще сомневаются в состоятельности школьной системы образования и берут обязанности учителей на себя.
«Бумага»
поговорила с тремя петербургскими семьями, которые решили перевести своих детей на семейное обучение, и выяснила, чем оно лучше школьного.
Иллюстрация: Катерина Чуракова / «Бумага»
  В прошлом году в Университете Невады на TEDx выступил тринадцатилетний Логан ЛаПлант, который рассказал, как хорошо не ходить в школу и кататься на лыжах. Видео об истории жизни подростка собрало более пяти миллионов просмотров. На своем сайте Логан позже написал: «Я думал, оно наберет что-то вроде 1000 просмотров. Ой, кажется, надо было подстричься. Живи и учись». Когда Логану было девять лет, его родители приняли решение учить ребенка дома. Позже мальчик сам вывел восемь составляющих счастливой жизни (спорт, правильное питание, время на природе, сотрудничество и помощь, отношения, развлечение, отдых и духовное развитие) и придумал свое определение идеальному образованию, назвав его hackschooling, в котором гармонично сочетаются забота о здоровье с творчеством, практическими занятиями и самостоятельным обучением. Он пишет эссе, вдохновляясь выступлениями сэра Кена Робертсона (писатель и эксперт в области образования, также участник TEDа, чье выступление «Как школа убивает творчество?» набрало более 27 миллионов просмотров), изучает физику, строя со своими друзьями увеличенную копию установки с шарами Ньютона, а в историческом контексте разбирается, играя на сцене Аль Капоне или Боба Марли, попутно отвечая на вопросы о жизни своего персонажа.

Посещение фабрики по пошиву одежды для лыжников вдохновило меня начать свой бизнес. Ребята с фабрики рассказали мне, зачем я должен хорошо владеть математикой, быть творческим и уметь шить. Сейчас я начал понимать, чем хотел бы заниматься. Но если вы спросите, кем я хочу быть, когда вырасту, то знайте: когда я буду взрослым, я хочу быть счастливым

Логан ЛаПлант, из выступления «Hackschooling Makes Me Happy»

. Первое место по количеству родителей, придерживающихся принципов домашнего образования, занимает США: около миллиона семей отказываются от школы и обучают детей самостоятельно. Подобная система также популярна в Канаде и Великобритании. В некоторых странах образование на дому полностью запрещено — например, в Швеции, а в Германии и вовсе попытка родителей обучать детей самостоятельно карается штрафами и дает право соцработникам забирать ребенка из семьи. В России при подготовке нового закона об образовании, которая началась еще в 2009 году, в первой рабочей версии документа возможность обучения вне школы была исключена. Тогда российские семьи, возмущенные тем, что они не смогут продолжить обучать своих детей на дому, добились общественного обсуждения закона. Активную роль в этом сыграли и общественные организации, в частности, МОО «За права семьи». К министру образования Андрею Фурсенко обратилась даже американская Ассоциация по защите прав сторонников семейного образования с просьбой вернуть положение о домашнем обучении. В современном законе «Об образовании», вступившем в силу 29 декабря 2012 года, вместо «экстерната» («экстернат» остается только как форма сдачи аттестаций) вводится понятия «очная», «очно-заочная» и «заочная» формы, а также обучение вне организаций — «семейное образование» и «самообразование». Дети, обучающиеся в форме самообразования или семейного образования, могут экстерном пройти промежуточную и государственную итоговую аттестации.

Елена Казакова , доктор педагогических наук:

— У хорошего домашнего обучения ровно такие же плюсы, как у хорошего школьного, среди которых — самоуважение, умение и желание учиться, ответственность, инициатива, увлеченность образованием, умение преодолевать трудности, хорошая компания. У плохого домашнего обучения те же недостатки, что и у плохого школьного. Думаю, что речь должна идти о школах новой природы, когда-то их описывали братья Стругацкие (например, в начале романа «Трудно быть богом»): когда дети учатся в школе под руководством учителя, который помогает им выбрать маршрут обучения, найти нужные источники информации, обсуждает выполненные работы; большую часть учебной работы дети делают сами (дома или нет — не принципиально). В этой школе будут исследовательские лаборатории, проектные группы, художественные студии, спортивные секции, много театра, страстные дебаты о прочитанном; много танцев, музыки, — вообще, все это в пространстве веселой увлеченной совместной жизни, разделяемой ими со сверстниками, старшими и младшими друзьями, родителями.

Думаю, что речь должна идти о школах новой природы, когда-то их описывали братья Стругацкие (например, в начале романа «Трудно быть богом»): когда дети учатся в школе под руководством учителя, который помогает им выбрать маршрут обучения

Елена Казакова

Согласно закону, родители, которые решают самостоятельно учить детей образовательной программе, должны оформить договор со школой, учителя которой впоследствии будут проверять подготовку детей. Несмотря на законы, защищающие права «семейников», одной из главных проблем родителей по-прежнему остается поиск школы, которая бы согласилась на подобную систему образования, еще не прижившуюся в России. Чаще всего навстречу идут частные школы. Если договор заключен, то ученик, обучающийся в семье, ежегодно проходит аттестации у учителей. Например, в частной школе «Ювента» тестирование по основным предметам — математике, русскому и иностранному языкам — проводится раз в три месяца, по остальным предметам — раз в полгода.

Светлана Титова , заместитель директора частной школы «Ювента»:

— В нашей школе есть один ребенок, который занимается образованием полностью самостоятельно, с мамой, и приходит только на тестирование. Педагоги относятся к такой форме обучения нормально. Почему бы и нет? Все зависит от самого ребенка, от его способностей, дисциплинированности, от той семьи, в которой он воспитывается, от того, какие цели преследуют родители. Например, наш ученик даже закрыл одновременно 5 и 6 класс в этом году. Социализация ребенка при такой форме обучения уменьшается практически до нуля, что очень плохо. Если ребенок совершенно здоров, не имеет никаких противопоказаний посещать школу, то социализироваться ему нужно обязательно. С домашним обучением получается такая ситуация. В основном родители самостоятельно обучают ребенка до 5–8 класса. За школьника 9–11 классов «берутся» очень немногие родители, потому что подготовить к ГИА и ЕГЭ достаточно трудно. Ребенок начинает ходить в школу, и тогда возникают проблемы со сверстниками, потому что время социализации уже потеряно.

Социализация ребенка при такой форме обучения уменьшается практически до нуля, что очень плохо. Если ребенок совершенно здоров, не имеет никаких противопоказаний посещать школу, то социализироваться ему нужно обязательно

Светлана Титова

Еще несколько лет назад родители, которые задумывались о внешкольном образовании, не знали, куда им обратиться за рекомендациями, и черпали опыт из форумов и иностранных изданий. Сейчас российская система семейного обучения уже более развита: появились специализированные сайты с аналитическими материалами, различные платные проекты, которые переводят детей на самообразование и, конечно, сообщества родителей, благодаря которым семьи могут кооперироваться и учить своих детей сообща.

 

Семья Геда

В 2006 году Наталья Геда, активистка общественной организации «За права семьи», в прошлом учительница русского языка и литературы, столкнулась с проблемой: она отдала сына в садик, он стал часто болеть, и из-за проблем со здоровьем встал вопрос, можно ли вообще идти в школу — врачи настоятельно рекомендовали перевести мальчика на семейное обучение. У дочки, которая переходила из начальной школы в среднюю, возникли проблемы с освоением программы, и ее пришлось перевести на экстернат. Несколько лет спустя Наталья решила создать страничку в ЖЖ и затем группу «ВКонтакте», чтобы рассказывать обо всех трудностях семейного обучения, с которыми ей самой пришлось столкнуться. Когда родителей, выступающих за семейное образование, стало больше, они организовали клуб при 277-й школе, через который за эти четыре года прошли сотни родителей.  

Наталья Геда

МОО «За права семьи»

— У меня была очень простая методика, которой я до сих пор делюсь с родителями. Пока ребенок маленький, его нужно приучить к постоянному чтению: для него это должно быть так же естественно, как и бежать. Чем больше ребенок читает в этом возрасте, тем лучше будет складываться его образовательная карьера. Основное в этом возрасте — воспринимать входящую информацию и выдавать ее обратно в разном виде: это и заучивание наизусть, и подробный пересказ, и сжатый пересказ. Наладить постоянную коммуникацию и обмен информацией с ребенком — это самое важное. Параллельно с этим должно быть обучение письму, которое, в свою очередь, делится на собственно письмо и каллиграфию. Каллиграфия — это искусство, терпение, развитие мелкой моторики. Математика не была связана с какой-либо программой. Главным было заниматься «живой» математикой: мы выходили на улицу и считали, сколько птиц сидит на ветке, сколько шагов надо пройти. Надо было сделать так, чтобы ребенок сразу начал считать в уме, а не палочками.

Объяснение в домашнем обучении не является центральным элементом. Для чего нужна начальная школа как таковая, начальный период обучения? Для того чтобы ребенок научился учиться сам

С самого начала были все предметы: от ребенка никогда не скрывали, что нет никакого «природоведения» или «окружающего мира», а есть физика, химия, астрономия и так далее. С тех пор как он научился читать, ему стали доступны энциклопедии по всем этим предметам. Когда он пришел в конце учебного года и сдал аттестацию, учитель вышла и сказала: «Это пять. Ваш мальчик столько знает про минералогию». Сейчас такой номер не пройдет, учителя стали куда более требовательны в отношении школьной программы. Объяснение в домашнем обучении не является центральным элементом. Для чего нужна начальная школа как таковая, начальный период обучения? Для того чтобы ребенок научился учиться сам: получать информацию из разных источников, анализировать, задавать вопросы. Если мне не хватает знаний, я начинаю обращаться к специалистам, знакомым. Здесь нет преподавателя, который стоит у доски и все разжевывает.

Когда он пришел в конце учебного года и сдал аттестацию, учитель вышла и сказала: «Это пять. Ваш мальчик столько знает про минералогию»
Сын Натальи Иван сейчас перешел в восьмой класс. В этом году, считает она, аттестацию сдали слабо: всего лишь одна «пятерка» по программированию, а по остальным предметам «четверки». Помимо стандартной школьной программы, мальчик интересуется юриспруденцией, архитектурой, но пока главным увлечением остается программирование: сейчас он учится в Академии программирования для школьников при Политехе и, вероятнее всего, будет туда поступать после выпускного класса. Считается, что основная проблема обучения в семье — это отсутствие социализации. Об этом родителей предупреждают психологи и учителя. Однако, по мнению Натальи, проблема скорее надуманная, чем реальная, поскольку в семье ребенок приучается к общению более естественным образом. Школа, по мнению Натальи, — искусственный конгломерат, где дети контактируют только со своими сверстниками, а учителей воспринимают или как обслуживающий персонал, или как врагов. Домашние дети социализируются более естественно, постепенно выходя за рамки общения семьи и налаживая свои связи, думает Наталья.  

Иван Маврин

Сын Натальи

— Мне идея школы, вообще, не слишком приятна. Хотя, по-моему, лучшим вариантом была бы институтская организация — лекции, а не уроки. С углубленным изучением нескольких предметов и базовым — остальных. Я не думаю, что могу дать достаточно объективный ответ о недостатках нынешней школы но, судя по тому, что я знаю, — это безразличие и даже озлобленность учителей. Думаю, это и является камнем преткновения, именно это и заставляет детей ненавидеть школу, а вместе с ней и знания. По одноклассникам я не скучал, так как никогда с ними не был знаком. А общаться предпочитаю с людьми старше меня — ровесники мне просто не интересны.

 

Семья Марининых

Два года назад Роберт Маринин перевел своего сына Тему на семейное обучение: в одиннадцать лет у ребенка произошла ломка голоса, начался резкий рост и мальчик стал часто болеть. Тогда учительница музыкальной школы, в которой занимался Тема, порекомендовала перевестись на домашнее обучение. Однако в школе навстречу семье не пошли, объяснив, что частые болезни — не слишком веская причина для перевода. Оставался вариант семейного обучения, но и с ним возникли проблемы: учителя и завуч никак не могли понять, зачем это нужно, и отказывались признавать, что такое право есть в уставе каждой школы и тем более в российской конституции. В итоге отцу с ребенком пришлось ждать несколько месяцев до заветного перевода. По словам Роберта, это время пошло на пользу, поскольку он успел подготовиться к тому, что ближайшие годы будет обучать сына самостоятельно.

Роберт Маринин

— Я взял на себя роль учителя русского, литературы, истории, английского, геометрии, физики. Даже физруком поработал! Конечно, повезло, что учителя были положительно к нам настроены. Они согласились брать промежуточные экзамены несколько раз в месяц за «спасибо» и коробку конфет. Замечательно сработала биологиня, которая стала заниматься по утрам с сыном биологией в школе и делала нам хорошую репутацию, ибо завуч постоянно вела подрывную работу против нас и несла смуту. Тут важная ремарка: СО — это бюджетное дело, деньги выделяются на детей, а не на учителей, поэтому если вы хотите заниматься этим делом в бесплатной школе, то будьте готовы к постоянным козням, так как деньги не попилишь.

СО — это замечательно, если вы обладаете навыками педагога. Еще лучше, если при этом вы живете в Европе, где эта форма уже давно ни для кого не новость

Учителя разделились на два лагеря: кто ничего не понял, но помогал, и кто ничего не понял, да и ладно. Первые были готовы бесплатно помочь по любому вопросу, будь то контрольная или помощь с уравнением. Вторые же были решительно против и придерживались «лагеря» завуча. Например, учительница истории сказала, что будет ставить только «хорошо» за работу в тетради, но при этом сказала, что у нее нет времени на какие-то там глупости с личными ответами. С физикой интересно: за нее отвечает завуч, поэтому к нам прикрепили отряд отборных физиков-«завальщиков», которые в итоге смогли нам нарисовать «удовлетворительно» в журнале. СО — это замечательно, если вы обладаете навыками педагога. Еще лучше, если при этом вы живете в Европе, где эта форма уже давно ни для кого не новость. Если вы обладаете первым, но со вторым проблемы, готовьте или кошелек, или железные нервы. Главное попробовать, опыт никогда еще не был лишним.

СО — это бюджетное дело, деньги выделяются на детей, а не на учителей, поэтому если вы хотите заниматься этим делом в бесплатной школе, то будьте готовы к постоянным козням, так как деньги не попилишь
В этом году сын Роберта Тема пойдет в школу, так как проблемы со здоровьем закончились и больше нет объективных причин учиться дома. Сам Тема пока не определил для себя однозначно, что лучше — школа или СО: по его мнению, общение с друзьями и учителями — это важный аргумент в пользу учебы в классе, однако некоторые предметы было бы куда интереснее изучать самостоятельно, не тратя времени на уроки.  

Артем Маринин

Сын Роберта

— Те, кто перешел на СО после нескольких лет в классе, пусть будут готовы быть белыми воронами и «аборигенами», они всегда будут объектами назойливых вопросов, так как для многих такая форма обучения неведома. Школа — это место, где усиленно пишут SMS на уроке и очень, очень не любят учителей. Это институт взаимоотношений и дипломатии, вот так скажу. Ну а еще здесь структурированно дают (скорее разжевывают) знания по различным темам, которые трудно понять самому, например, алгебру или в будущем химию. Остальное факультатив, по сути, который можно изучать и дома вплоть до университета.

 

Семья Агеевых

Оксана Агеева — мать пятерых детей. О возможности семейного обучения она узнала на форуме от одной женщины, которая переехала в Америку и начала учить своих детей дома. Сама же Оксана задумалась о такой форме, когда ее старшая дочь пошла в первый класс. Отсутствие дисциплины, медленный темп освоения программы, постоянный крик учителя, ранние подъемы, плохая еда в столовой заставили вспомнить рассказ женщины с форума. Поэтому, когда пришло время отправлять сына в школу, Оксана серьезно задумалась о СО. Она стала искать информацию в интернете и вышла на сайт педагога Игоря Чапковского и его жены Валентины «Семейное образование», где они подробно описывали, как обучать ребенка дома. В итоге Оксана решила не отдавать в школу сына, а потом оттуда забрала и дочь, когда та попросилась учиться дома. Старшая дочь любит музыку и занимается ей с пяти лет. Старший сын учится в художественной школе, занимается плаванием, увлекается радиоэлектроникой, рыбалкой и фотографией. Младший увлечен географией и картографией, Оксана с мужем шутят, что он их живой навигатор, — может изучить досконально весь город, лишь проведя несколько часов перед картой. Еще он любит биологию и мечтает стать врачом. Средняя дочь читает много книг, успешно занимается музыкой и пишет свою. Младшая еще дошкольница, пока умеет читать и считать, пишет смешные сказки печатными буквами.  

Оксана Агеева

Мать пятерых детей

— Всем предметам, кроме английского, учила я сама. Английскому первый год детей учила приглашенная девушка-репетитор. Потом мы стали справляться и с этим предметом самостоятельно. Впоследствии к обучению присоединялись и младшие дети один за другим, начиная с дошкольной подготовки. А в этом году старшая окончила школу, получив аттестат с отличием. Сейчас мы придерживаемся программы, для того чтобы быть уверенными, что дети знают все, что полагается в данном классе, что они могут успешно сдать аттестации по всем предметам. Но обучение при этом мы осуществляем по самым лучшим и интересным пособиям, о которых удается узнать, а узнав, приобрести. Мы также используем различные ресурсы интернета и приложения для планшета. Я не боюсь заменять штатный учебник, положенный по программе, стопкой других книг. Программ для дошкольного обучения в России пока нет, вот в Штатах их множество. Нам еще есть куда расти в этом отношении.

Сейчас мы придерживаемся программы, для того чтобы быть уверенными, что дети знают все, что полагается в данном классе, что они могут успешно сдать аттестации по всем предметам. Но обучение при этом мы осуществляем по самым лучшим и интересным пособиям, о которых удается узнать, а узнав, приобрести

Минусы СО у каждой семьи могут быть свои. Это зависит от целей обучения, от потребностей семьи. Я пока увидела только одну (решаемую) проблему: детям нужно уметь показать свои знания другим людям в незнакомой аудитории и за строго определенное время. Мой сын мог дома решить почти любой пробник ГИА по математике дома почти без ошибок, на 5, редко на 4, а придя в школу, растерялся и написал его на 3. Теперь передо мной стоит задача тренировать детей быть уверенными и собранными на экзаменах. С различными бытовыми и другими организационными моментами вне дома дети справляются хорошо — практики больше. Не все школьники умеют записаться к врачу, самостоятельно оплатить какие-то счета в банке, договориться с людьми, купить себе одежду. Всему этому и многому-многому другому учат ребенка родители. Семейное обучение позволяет детям жить в большом мире, пока их сверстники собраны и заперты в учреждении с его звонками и правилами. Можно ходить по музеям и театрам, путешествовать, даже подрабатывать — все что угодно.

Домашнее обучение: Физику штудируем на диване, математику

Достало! Достало вставать каждое утро в 6, будить дочь, которая ни в какую не хочет просыпаться. Скандалить из-за вечно медленных сборов в школу, куда моя 12-летняя отроковица влетает ровно за минуту до звонка. Порой читаю в соцсетях, как дети учатся дома, и завидую: живут же люди!

Может, и нам попробовать забыть про школу и учиться самостоятельно? Физику будем штудировать в комфорте на любимом диване, на биологию выберемся в парк, изучим местные газоны… Тем более в самом переходе нет ничего сложного: написал заявление в школе — и раз в полгода приходи на аттестацию по всем предметам.

Я решила изучить вопрос. Моим консультантом стала Лейла САЗОНТОВА, мама пермского семиклассника, который уже шестой год осваивает школьную программу на дому. Вместе с Лейлой мы выяснили, что правда, а что миф в семейном образовании.

МИФ 1.

Семейное образование подходит не всем

— На домашнее обучение может перейти каждый, — говорит Лейла. — Но для начала родители должны спросить себя — готовы ли они? Ведь вам придется погрузиться в учебный план (взять его можно в школе, к которой вы остаетесь прикреплены. — Авт.), вникнуть в процесс. Больше времени понадобится, чтобы выбрать нужные учебные пособия. При этом все повседневные дела и работа останутся в прежнем объеме. Второй момент — надо спросить ребенка. Ему-то это нужно? Может быть, ему нравится школьная движуха. В таком случае, выдергивая ребенка на семейное образование, родители больше теряют, нежели приобретают.

Почему мы ушли на семейное обучение? Было много поводов, в том числе конфликт в классе, некомпетентность педагога, но основная причина — так было удобнее для всей семьи.

МИФ 2.

Одному из родителей надо бросать работу

— Многие мамы уверены, что для обучения ребенка на дому им нужно уволиться с работы, — объясняет Лейла Сазонтова. — Это крайность. Мой сын шестой год на семейном образовании, а я работаю. Правда, универсальной хитрости для совмещения своей работы и учебы ребенка нет. У всех семей график строится по-разному.

Мы пробовали разные варианты. Был период, когда сын учился дома по 5 уроков в день, как в школе. Когда это показалось нам неэффективным, перешли на другой вариант, когда сын несколько дней подряд глубоко изучал только один предмет. Сейчас этот предмет — биология. Закончит его — перейдет к другому. Но есть две дисциплины, которые он учит каждый день: математика и английский. Некоторые предметы мы вообще изучали по видео. Окружающий мир, например, или географию.

— Вы строго следуете учебникам?

— Нет. Всегда по-разному. Так же, как не имеет значения, где учить. Иногда мы решали примеры по математике, лежа на морском берегу. Формулы — скорость, время, расстояние — учили во время прогулки.

— Сложно ли вам было примерить роль учителя?

— По образованию я филолог, работаю в издательском бизнесе, но никогда не была учительницей и не хочу ею быть. Прежде всего я мама. И для сына я тот человек, с которым можно пройти по образовательному пути наравне.

Лейла Сазонтова и ее сын довольны учебой дома. Фото: Личный архив

Лейла Сазонтова и ее сын довольны учебой дома. Фото: Личный архив

СПРАВКА «КП»

Кто переходит на семейное обучение:

— если дети профессионально занимаются музыкой или спортом, а совмещать график тренировок и выступлений с уроками проблематично;

— религиозные убеждения вступают в противоречие с атмосферой в школе;

— ребенок плохо социализируется, у него не складываются отношения с одноклассниками, он становится объектом травли;

— родители много путешествуют вместе с ребенком или по работе часто меняют места жительства.

ВОПРОС — РЕБРОМ!

Как получать аттестат и сдавать ЕГЭ?

С организационной точки зрения никаких проблем с семейным обучением нет. Пока ребенок учится дома, он все равно продолжает ходить в свою школу на аттестации и контрольные работы — обычно раз в четверть. По итогам этих проверок ему выставляются оценки за год, которые потом идут в аттестат. То же самое и со всеми экзаменами — сдавать ГИА и ЕГЭ семейники должны в том же формате, что и обычные ученики. Если ребенок завалил аттестацию, то его автоматически снимают с семейного обучения и возвращают в класс.

— Ребенок на семейном обучении обладает тем же правовым статусом и льготами, что и любой ученик, который получает образование в стенах школы, — напоминает министр просвещения Ольга Васильева. — Например, при надомном обучении ребенок может принимать участие во всех школьных олимпиадах и пользоваться льготным проездом в автобусах и электричках.

ЗВОНОК ПСИХОЛОГУ

Римма ГЕРАСИМОВА:

Нельзя лишать ребенка класса, если ему там нравится

— Может оказаться хорошим решением забрать ребенка из школы, если у него научный склад ума. Если он любит постоянно заниматься каким-то одним делом. Изучать букашек, растения, решать сложные задачи и т. д. Таких детей наша школьная система, построенная на уравнивании всех учеников, на стремлении к золотой медали, может сломать. Ребенка долбят: если ты хочешь поступить в хороший вуз, ты должен успевать по всем предметам. А ему, наверное, это не нужно. Так он свой талант может утратить. В семейном же образовании вы как раз можете нацелиться на то, что интересно ребенку. А по остальным предметам он все равно подтянется — на тройку многого знать не надо. И если ребенку нравится учиться в школе, не забирайте его. Это ведь не просто учебное заведение, это школа жизни. Там очень много ситуаций возникает, когда ребенок может постоять за себя, учиться находить компромисс, договариваться с учителями, одноклассниками.

КОНКРЕТНО

ТОП-10* САЙТОВ ДЛЯ УЧЕБЫ БЕЗ ШКОЛЫ

interneturok.ru — видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1-го по 11-й класс;

slovo.ws — готовые домашние задания по разным предметам и учебникам;

study.ru — «скоростные» уроки по английскому языку для начального уровня;

briefly.ru — это 2000 произведений школьной программы в кратком изложении;

gostei.ru — крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1-го по 11-й класс;

gramota.ru — огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка;

math-prosto.ru — программа по математике с 1-й по 11-й класс;

fizika.ru — учебники, задачники, лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7 — 9-х классов;

orgchem.ru — интерактивный мультимедиаучебник по органической химии для школьников;

ebio.ru — электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».

*По оценке Лейлы Сазонтовой.

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

Взрослые просто не наигрались

Ксения КОНЮХОВА

В науке есть явление, которое называется «ошибка выжившего». Это когда мы делаем выводы, не имея перед глазами всей картины в целом. Например, мы думаем, что дельфины спасают тонущих, подталкивая их к берегу, потому что те люди, кого они толкали в море, уже не смогли ничего рассказать.

То же самое и с семейным обучением. Мы видим только самые удачные примеры. Прежде чем нарушать правила, нужно понимать, почему они возникли. Школьный звонок нужен, чтобы дети привыкали к дисциплине. Класс и педагог нужны для того, чтобы ребенок учился решать поставленные задачи, а не бегать и прыгать, потому что прямо сейчас хочется. А повторение уроков раз-два в неделю нужно для закрепления и отработки материала. И вот этих-то примеров сотни.

Нарушать все эти правила можно, если знаешь, как и чем их заменить. Например, даже самые прекрасные онлайн-уроки не сложатся у ребенка в единую картину мира, если учитель не покажет, как собрать эти отрывки в общий пазл.

Способные педагоги понимают, что к чему, и могут адаптировать школьный курс под конкретного ребенка. Если вы не из таких, то лучше все-таки подыскать подходящую школу или же нанять профессиональных репетиторов. Потому что все ваши ошибки отразятся на вашем же ребенке, и виноваты в них будете только вы сами. В конце концов, если вы сами не наигрались в школу, это не повод поиграть в нее дома, да еще и с живой «игрушкой».

Как начать учиться дома: пошаговое руководство

Как начать учиться дома: пошаговое руководство

Фото Ольги Гориной

Если вы решили выбрать для своего ребенка семейное обучение, то что нужно предпринять? Какие тут есть юридические аспекты, какие возможности и какие сложности? Об этом рассказывает шеф-редактор журнала «Семейное образование» Лариса Покровская. 

Несмотря на то, что семейное образование (СО) становится все более популярным, вокруг него все еще много мифов. Многие учителя и родители школьников все еще считают, что СО — для неудачников. Для тех, кто не может. И, наоборот, многие «семейники» считают, что СО — для детей мотивированных, серьезных, самостоятельных, для ориентированных на академические достижения, «2 года за год» и т.  п.

Но семейное образование — это просто одна из форм образования. Ее выбирают по разным причинам, порой с диаметрально противоположными целями. Поэтому часть «семейников» действительно достигает немалых высот в обучении, учится быстрее или больше, или то и другое вместе. А есть и те, кто благодаря СО получает возможность не подгонять ребенка под общий темп ценой невроза своего и детского или не встраивать в систему ребенка высокочувствительного, с особенностями. Есть те, кто выбрал для себя спортивную или музыкальную карьеру, и посещение школы не сочетается с ежедневными многочасовыми тренировками и репетициями. А некоторые семьи предпочитают вести «кочевой» образ жизни, зимуя в теплых странах или же вообще переехав туда на неопределенное время, — таким очень удобно СО с дистанционной сдачей аттестаций. Кто-то предпочел семейное образование школьному по религиозным или идеологическим убеждениям. Родители хотят, чтобы дети перенимали семейные ценности, а не то, чему прямо или косвенно учит школа.

Поскольку у родителей есть законное право выбирать форму получения образования и форму обучения для своего ребенка*, любые причины перехода на СО законны. Нет «более правильных» или «менее правильных» причин. Каждая семья делает выбор, исходя из своих предпочтений и потребностей ребенка.

! Важно не путать семейное образование с надомным обучением, при котором дети с особенностями здоровья обучаются приходящими на дом учителями. Для обучения в форме СО не нужны медицинские показания, достаточно желания родителей и ребенка.

Как начать учиться дома: пошаговое руководство

При всех недочетах российского законо­творчества, при наличии в законе об образовании нечетких, «размытых» формулировок, российское законодательство тем не менее считается одним из наиболее либеральных, когда речь идет о семейном образовании. У нас есть законодательно закрепленное право выбора и возможность реализовать тот самый индивидуальный подход, который в силу ряда причин не может обеспечить школа.

 

Шаг 1. Изучаем закон

Основной документ, в котором прописаны наши права и обязанности в части образования — это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Также полезно ознакомиться с письмом Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ‑1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» и с региональными положениями о семейном образовании, которые в каждом регионе свои. Не обязательно погружаться в изучение закона с головой, достаточно уделить внимание статьям, имеющим отношение к образованию вне школьных стен. Наиболее важны статьи 17, 33, 34, 58 и 63 Федерального закона об образовании.

В частности, в законе сказано, что в школе можно учиться, не только посещая ее ежедневно (очное обучение), но еще заочно и очно-заочно.

При очно-заочной форме обучения часть предметов можно изучать в школе, другую часть дома. Либо посещать школу в определенные дни, а в остальные дни заниматься самостоятельно. Эти нюансы прописываются при составлении индивидуального учебного плана (ИУП). Заочная форма предполагает учебу без посещения школы, чем очень схожа с семейным образованием, однако в этом случае ребенок числится учеником школы (входит в контингент), а значит, именно школа несет ответственность за результаты его обучения. Потому и контролировать знания заочника школа предпочитает с особым пристрастием. Например, проводит аттестации чаще, либо вообще ставит годовые отметки на основании ежемесячных контрольных работ по каждому предмету.

Если же ребенок оформлен именно как обучающийся в форме семейного образования (или самообразования, когда речь идет о старшеклассниках), за результаты отвечают родители. В этом случае школа также имеет право сама устанавливать периодичность и форму проведения аттестаций (ст. 58 п. 1 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), однако Минобрнауки рекомендует делать это «с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала» (Письмо Минобрнауки России № НТ‑1139/08 от 15.11.2013 г.). Захочет ли школа руководствоваться этой рекомендацией, неизвестно. Как показывает практика, все зависит от конкретной школы, к которой вы хотите прикрепиться для сдачи промежуточных аттестаций.

! В обиходе «семейниками» считают как тех, кто оформлен на семейное образование, так и тех, кто зачислен на заочную форму обучения. Ведь по сути и те, и другие в школе лишь аттестуются, а не обучаются.

 

Шаг 2. Информируем о выборе СО

Чтобы ребенок обучался в форме СО, не нужно ни у кого испрашивать разрешение, объяснять причины или доказывать свое право на этот выбор. Все, что мы обязаны сделать по закону,  — это уведомить о своем решении орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (ст. 63 п. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ). Эти органы ведут учет детей школьного возраста и выбранных ими форм получения образования.

Система местного самоуправления и управления образованием Москвы и Санкт-Петербурга отличается от других регионов. Поэтому в Москве уведомление о выборе семейной формы образования следует направлять в адрес управы района, в Санкт-Петербурге — в адрес отдела управления образованием по месту жительства.

С 1 по 9 класс заявление о выборе семейной формы пишет родитель (законный представитель), а в 10 и 11 классе — ребенок. В этом случае он информирует соответствующие органы о выборе обучения в форме самообразования. Заявление пишется в свободной форме.

! Случается, что заявление, написанное в свободной форме, «не подходит» и чиновник просит заполнить бланк «установленного образца». Это требование незаконно. Вы можете пойти навстречу и заполнить выданную вам форму заявления, либо отказаться, так как законом не установлена определенная форма.

Заявление можно отнести собственноручно либо отправить «Почтой России» заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Уведомление о вручении послужит доказательством, что документ доставлен получателю, а в описи будет четко указано, что отправляли вы именно заявление о выборе СО, а не что-то другое. Если же вы решите обойтись без почты, не забудьте распечатать заявление в двух экземплярах: один вы отдадите, а на втором вам поставят отметку о получении, чтобы вы могли, в случае чего, доказать, что предприняли все требуемые по закону действия.

! Нередко чиновники настаивают, чтобы родители указали в заявлении, в какой школе ребенок будет проходить аттестации. Иногда даже требуют принести документальное подтверждение, что вы прикрепились к школе. Это требование незаконно. Вы обязаны только проинформировать соответствующий орган, что ребенок будет обучаться на СО.

В Законе не прописаны конкретные санкции за неуведомление о выборе семейной формы образования, однако возможны проблемы иного рода. Не так уж редки случаи, когда выбор семейного образования не нравится родственникам. Или соседи вдруг обнаружат, что ваш ребенок гуляет во дворе или постоянно сидит дома в то время, когда его сверстники в школе грызут гранит наук. Среди них порой находятся довольно активные граждане, ратующие за то, чтобы ребенок получил положенное ему по закону образование. И однажды может раздаться звонок в дверь — пришла Опека. Они получили «сигнал», что некий ребенок лишен положенных ему по закону благ. Проигнорировать эту информацию они не вправе, их задача все проверить. И вот тут очень важно иметь подтверждение, что вы уведомили соответствующий орган о том, что ребенок учится дома. Если вы никого не уведомляли или не позаботились о подтверждающих документах — у вас могут быть проблемы.

! Иногда при подаче уведомления о выборе СО чиновник пытается навязать вам конкретную школу для прикрепления. Это незаконно. Родители имеют право выбрать общеобразовательную организацию (ст. 63 п. 2 Семейного кодекса РФ; ст. 3 п. 1.7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

 

Шаг 3. Выбираем школу для прикрепления

Правильный выбор школы для прикрепления может существенно облегчить жизнь. Как часто вы хотите проверять знания ребенка? Достаточно ли вам своего родительского контроля или важно чаще получать обратную связь от школы? Насколько жесткий (или, наоборот, мягкий) контроль вы бы предпочли, с учетом индивидуальных особенностей ребенка? Хотите ли очно взаимодействовать с учителями или же минимизировать контакты со школой? Устроит ли вас аттестация в формате теста или же, на ваш взгляд, она должна напоминать полноценный экзамен? Даже если вы четко понимаете, чего хотите, школа, скорее всего, не удовлетворит все ваши запросы. Но попытаться договориться с администрацией или найти наиболее подходящую школу все же стоит.

Для оформления и заочной формы обучения, и семейного образования нужно написать заявление в той школе, с которой вы хотите сотрудничать.

Только в первом случае вы заключите договор со школой на заочное обучение, и ребенок будет считаться учащимся школы (заочником), а во втором — школа заключит с вами договор на проведение аттестаций (договор об экстернате), а ребенок на время прикрепления к школе будет называться экстерном. В обоих случаях в договоре будут прописаны ваши взаимоотношения со школой, в том числе порядок прохождения аттестаций (их количество, форма, частота, сроки проведения).

Если ребенок уже учится в школе очно, нужно написать заявление о переходе на СО (если вы хотите сдавать аттестации в той же школе), либо отчислиться из этой школы, а затем обратиться в школу, выбранную вами для сдачи аттестаций и написать там заявление на обучение в семейной форме. Формы заявлений можно легко найти в Интернете, либо взять непосредственно в общеобразовательной организации.

Некоторые школы готовы  принимать «семейников»  в течение всего учебного
года, другие устанавливают дату, после которой прикрепиться для сдачи  аттестаций уже невозможно.

! Ребенок, прикрепившийся к школе для сдачи аттестаций, считается экстерном и может пользоваться академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе (перечень прав — в ст. 34 закона «Об образовании»).

 

Шаг 4. Обучаем ребенка

Вопросы обучения «семейники» решают по-разному, сколько семей — столько и вариантов. Все зависит от ваших целей и возможностей.

Что вы хотите получить на выходе? Считаете ли вы достаточными знания, которые ребенок получит, готовясь к школьным аттестациям? Или, возможно, они не имеют ничего общего с образованием, которое вы хотели бы для своего ребенка?

Важны ли для вас «пятерки»? Или же СО для вас — это максимум свободного развития ребенка и вынужденное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (а значит, и «троек» достаточно)?

Предпочитаете вы структуру и систематические занятия или вам близок подход, при котором важно создавать образовательную среду, а ребенок сам возьмет все, что сможет унести? Это крайние варианты, а ведь есть много промежуточных!

Определитесь со своими целями, а затем ответьте себе на очередные вопросы. Сколько времени вы готовы уделять обучению ребенка? Можете ли делать это сами? Есть ли у ребенка навык самостоятельной учебы? Если силами семьи вопрос обучения не решить, то есть ли финансовая возможность привлечь репетиторов (очно или по скайпу) или оплатить альтернативную школу? А может, вы хотите скооперироваться с единомышленниками и создать свою семейную школу? Или присоединиться к уже существующей?

К сожалению, ни на один из этих вопросов нет правильного ответа. В вопросах обучения не бывает универсальных решений, просто потому, что все дети разные, все люди разные. И возможность учитывать уникальные особенности наших детей — самый главный плюс семейного образования. Поэтому есть смысл читать и слушать, как строят обучение другие семьи, примерять на себя, пробовать и оставлять то, что хорошо работает именно в вашем случае.

 

Это может вам пригодиться:

Подборка обучающих ресурсов

Список альтернативных и семейных школ г. Москвы и некоторых других городов  (Верующим людям следует внимательно изучить этот список. Не все школы, перечисленные в нем, по своим мировоззренческим установкам совместимы с православным воспитанием ребенка. Однако такие школы составляют лишь небольшую часть этого подробнейшего спис­ка.  —  ред.)

Шаг 5. Сдаем аттестации

Недостаточная четкость некоторых формулировок в законе «Об образовании» дает нам возможность считать сдачу промежуточных аттестаций правом, а не обязанностью. Теоретически, по закону ребенок обязан сдать лишь государственные итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ). Чтобы получить допуск к ОГЭ, нужно быть аттестованным за 9 класс. Да и без аттестаций за 10 и 11 класс к сдаче ЕГЭ не допустят.

Так что же, можно уведомить соответствующий орган о выборе СО, а затем «пропасть с радаров» на ближайшие 8 лет и явиться в 9 классе, чтобы сдать аттестацию и получить допуск к ОГЭ? Теоретически да. Но подобных прецедентов пока не было. Зато есть огромная доля вероятности, что аттестация за 9 класс в итоге превратится в аттестацию за все девять классов либо будет проходить с особым пристрастием. И неизвестно, чем все в итоге закончится.

Однако, если нет желания сдавать аттес­тации ежегодно, можно оформить индивидуальный учебный план (ИУП), в котором прописать сроки сдачи аттестаций по каждому предмету. В частности, вы можете договориться со школой (и задокументировать это), что ребенок придет сдавать аттестации сразу за курс начальной школы. А затем — за курс средней школы. Все это время ребенок будет прикреплен к школе для сдачи аттестаций, просто сдавать он их будет не ежегодно.

Таким же образом можно оформить ускоренное обучение и аттестоваться за несколько классов в течение одного учебного года.

Закон разрешает сдавать промежуточные аттестации дистанционно, однако не обязывает школы предоставлять экстернам такую возможность.

А вот государственная итоговая аттестация (в 9 классе ОГЭ, а в 11 классе — ЕГЭ) сдается исключительно очно, вне зависимости от формы образования и обучения.

 

Где можно сдавать аттестации дистанционно:

 

  • Частная школа «Центр обучения детей и взрослых» (ЦОДИВ), г. Санкт-Петербург. Разные формы обучения. Можно прикрепиться только для сдачи аттестаций (семейное образование), либо для онлайн-обучения (заочный онлайн-класс). На семейном образовании — аттестации в формате тестов, 1 раз в год по каждому предмету, в удобное вам время, онлайн.

 

  • Экстерн-офис, г. Новосибирск. Посредник, предоставляющий платформу для онлайн-аттестаций, а также для обучения и написания тренировочных работ. Сотрудничает со школами Новосибирска и Москвы (официально обучающийся прикрепляется к одной из этих школ, а аттестацию сдает через Экстерн-офис). Аттестации онлайн, система обучения — модульная (выучил предмет — сдал, затем следующий предмет). Формат аттестаций — развернутые ответы на вопросы, письменно. Ведется видеозапись процесса аттестации.

 

  • Домашняя школа Интернетурок.ру. Посредник, сотрудничает со школами Москвы и Санкт-Петербурга. Оформление на семейную форму образования. Обучение + аттестации. Домашние задания, контрольные онлайн.

При неудовлетворительной сдаче аттестации создается комиссия для приема пересдачи, пересдавать предмет можно не более двух раз. Если академическая задолженность не будет ликвидирована в установленные школой сроки, ребенок по закону обязан перейти на очную форму обучения (ст. 58 п. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации).

 

Шаг 6. Решаем вопрос социализации

Социализация — один из главных мифов семейного образования. Многим сразу представляется бедный ребенок, которого мама насильно удерживает дома, никуда не пускает, не дает общаться со сверстниками. Этот миф основан на иллюзии, что в школе дети общаются. Но если понаблюдать за происходящим на переменах, чаще всего мы увидим детей, играющих в игры на телефонах. И других детей, которые смотрят, как те играют в игры. Общения, по сути, нет.

Получается, что пресловутая социализация — проблема, касающаяся всех детей и подростков, вне зависимости от того, где и как они учатся. И решать эту проблему проще, обладая достаточным количеством свободного от учебы времени, чем как раз не могут похвас­таться современные школьники.

Где же общаются дети, не посещающие школу? На кружках и в секциях по интересам; в физических и химических лабораториях; в походах и семейных/подростковых лагерях; на фестивалях свободного образования; в поездках в музеи, парки, на пикник, на раскопки, которые часто организуются несколькими (а иногда и многими) семьями совместно; на соревнованиях; в альтернативных/семейных школах…

! Клуб поддержки семейного образования, Москва — сообщество родителей, обучающих детей в форме СО, и интересующихся. Проводятся общие встречи на природе, театральные фестивали, семейные лагеря. В группе сообщества в Facebook можно найти список локальных сообществ Москвы и Подмосковья и много другой полезной информации.

Семейный клуб «Кайманчик», Москва 

– самое активное на сегодняшний момент сообщество «семейников», где дети (и семьи) общаются, вместе учатся, ходят в походы, участвуют в различных командных соревнованиях, проводят интересные мероприятия и праздники, ездят в разные уголки России.

 

Шаг 7. Получаем поддержку

Когда-то выбор семейного образования действительно был сложен. Не было сообществ единомышленников, не хватало информации, некуда было обратиться за юридической, педагогической, психологической поддержкой. Сейчас переход на СО уже не выглядит таким пугающим. Проводятся конференции, фестивали, существует онлайн-журнал «Семейное образование (и было издано 8 номеров печатного журнала), а совсем недавно была создана Ассоциация развития семейного образования (АРСО).

Информационная поддержка для родителей:

Медиа-проект «Семейное образование»:

Онлайн-журнал: интервью, личные истории, обзоры образовательных программ и методик, справочная информация, аналитические статьи, авторские колонки профессионалов образовательной индустрии, опытных родителей-альтернативщиков.

Мероприятия: ежегодный фестиваль свободного образования «Я живу — я учусь», образовательные вебинары, онлайн-саммиты.

Клуб поддержки семейного образования:

Онлайн-общение, офлайн-встречи, семейные лагеря, совместные прогулки и походы в музеи.

В группе более 8000 участников — Россия, ближнее и дальнее зарубежье.

Ассоциация развития семейного образования (АРСО):

Мероприятия: ежегодная конференция альтернативного образования, фестивали, семинары, вебинары.

Консультирование родителей по вопросам, связанным с обучением детей дома. Развитие и поддержка семейных школ. Поддержка родительских объединений.

И помните: приняв решение обучать ребенка дома, вы не обязаны следовать ему все 11 лет! Закон не ограничивает право родителей менять формы образования и обучения детей. Мы можем делать это столько раз, сколько захотим.

Читайте по теме:
Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться
Как начать учиться дома: пошаговое руководство
Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы
Серия публикаций Ирины Лукьяновой про альтернативное образование 

 

* Cт. 63 п. 2 Семейного кодекса РФ; ст. 3 п. 1.7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. — Ред.

 

 

Без школы. Личный опыт семейного образования. Часть третья

Лейла Сазонтова
Лейла Сазонтова

Как вы помните, периодически я прихожу к вам с постами о семейном образовании. Потому что мне кажется, что это прекрасная альтернатива школьному образованию. А еще потому, что мой сын не учится в школе. Нет, он ее еще не закончил, просто мы сделали выбор в пользу обучения дома.

Сегодня хочу рассказать вам о том, как прошел наш очередной учебный год.

Пять месяцев вместо девяти

На дворе февраль. Пару недель назад Лев сдал последний экзамен и закончил курс начальной школы. «Теперь у вас летние каникулы!» — шутит подруга.

На самом деле мне кажется, что наши каникулы перманентны. В том плане, что у нас никогда не наступает время, когда нужно учить домашнее задание, покупать школьную форму и поднимать ребенка к первому уроку.

Без школы. Личный опыт семейного образования. Часть третья
Наши будни могут проходить так

Сначала Лев аттестовывался в той же школе, в которой учился очно. Но зачеты по всем предметам каждую четверть не давали особо разогнаться и почувствовать свободу. Поэтому мы решили, что если уж заходить в воду, то плавать на глубине, а не со страхом ходить у берега.

После третьего класса я забрала документы из школы и отправила их в питерский лицей, который на частной основе занимается обучением и аттестацией хоумскулеров.

В конце августа мы начали изучать программу четвертого класса. Предмет за предметом, урок за уроком — и к в середине февраля последний предмет был сдан. На самом деле можно было закончить и месяцем раньше, но после новогодних каникул мы уехали в отпуск, а сразу после — ушли на больничный, и прокрастинацию было не избежать.

Я не торопила ребенка. Просто в начале года мы грамотно распланировали, что за чем сдаём. В нашей школе очень удобно: мы сами выбираем удобный день и время и сдаём предмет сразу за курс (то есть, к примеру, математику надо сдавать только один раз за весь 4 класс). Нам есть, с чем сравнивать: до этого все предметы мы сдавали каждую четверть, и это было жутко неудобно и затратно по времени.

Сначала Лев сдал все простые предметы, которые не требовали от него особенной подготовки: окружающий мир, физкультуру, технологию и т.д. Примерно один предмет в две-три недели. Попутно проходилась программа по основным предметам. На закуску оставили русский, математику и английский. Их и сдали в самом конце, в декабре-феврале.

Так выглядит человек, которому не надо в школу
Так выглядит человек, которому не надо в школу

Пять выводов, которые я сделала за эти два года без школы

  1. Ко всему надо относиться проще. Здесь любые комментарии излишни. Это вообще, наверно, мой главный вывод как родителя на сегодняшний день.
  2. Оценки — сущий анахронизм. Хоть тройка, хоть пятерка — это никак не влияет на знания. Ребенок учится для себя и для жизни, а не для оценок.
  3. Важно не делать из дома вторую школу. Есть риск, взяв на себя ответственность за образование ребенка, превратиться из мамы в учительницу.
  4. Главное, чтобы ребенок научился мыслить. Будет ли он сопоставлять реакции в организме крысы и человека или сравнивать стратегии в компьютерных играх — дело второстепенное. Мозг работает в обоих случаях.
  5. У ребенка свой темп обучения. Замедляя, делаешь обучение нудным. Ускоряя — нервным. Задача родителя — искать золотую середину и подстраиваться под заданный ритм.

Пять выводов, которые сделал (я надеюсь на это!) за два года мой сын

  1. Ты сам ответственен за свои знания. Не понял, не усвоил — виноват не учитель (его же нет!), а ты сам.
  2. Не обязательно быть в школе, чтобы иметь хорошие знания, добрых друзей, много общения.
  3. Не надо сравнивать себя с кем-то. Круче не тот, у кого выше оценка.
  4. Уметь работать с информацией — добывать, обрабатывать, пользоваться ей — наиважнейший навык в современном мире.
  5. Шахматы, дзюдо, иностранные языки, музыка… Заниматься можно всем, что интересно. А распланировав свое время, можно найти и время на все это.

Что дальше?

Как я и говорила раньше, я не знаю, что будет дальше. Наше свободное образование все меньше становится похожим на эксперимент. Теперь кажется, что так было всегда. Что никогда я не гладила школьную форму по вечерам, не отвечала учителю на звонки учителя, не клеила поделки до десяти вечера (каюсь, в первом классе фараона и октаэдр Лев делал вместе со мной!) и не будила в семь утра ребенка, который искренне не понимал, зачем вставать так рано.

Но в любой момент, я понимаю, это может прекратиться. Периодически я спрашиваю у сына, хочет ли он в школу. Пока он не воспылал чувствами к школьной парте, но если это случится, то я не буду препятствовать.

О чем стоит подумать каждому родителю, если его ребенку не нравится учиться в школе

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Домашнее образование в последнее время становится популярным во многих развитых странах. Так, в России, по некоторым данным, на дому обучается до 1 млн школьников, а в США — уже 2–3 млн. Но, как и к любому новому явлению, не все родители относятся к этому положительно. К тому же нередко появляются и сложности, с которыми не каждый может справиться.

Мы в AdMe.ru узнали о плюсах и минусах домашнего обучения, а также собрали истории некоторых мам, которые знают о нем не понаслышке.

Изначально, когда еще не было общих школ, дети получали образование на дому. Однако позволить себе это могли лишь богатые люди и привилегированные сословия. Попытку изменить такое положение в России предпринял Петр I.

Школы, похожие на современные общеобразовательные, начали формироваться лишь в ХХ веке. Поначалу это было модным и заметно облегчало процесс массового просвещения. К тому же классовые границы становились все более преодолимыми.

Прошло меньше столетия, и люди вновь стали возвращаться к домашнему обучению. И количество родителей, заинтересованных в данном методе образования, растет с каждым годом.

Социализация

Социализация — один из самых спорных и волнующих многих родителей пунктов. Кто-то боится, что при обучении дома у ребенка впоследствии возникнут трудности в общении. Однако большинство родителей, чьи дети получают образование в семье, водят их в различные секции и кружки. И, по их словам, ребенок не только учится общаться с разными людьми, но и гораздо больше преуспевает в этом из-за неоднородности круга общения.

С другой стороны, обучение в школе не гарантирует хорошую социализацию. Другие дети могут не принять своего одноклассника. И не только не принять, но и начать всячески издеваться над ним. Причем последствия будут для всех. «Жертвы» еще больше закроются в свои раковины, защищаясь от нападок. «Угнетатели» же научатся унижать и самоутверждаться за счет кого-то, а не пытаться разрешить ситуацию мирным путем.

Плюсы домашнего обучения

Почему же домашнее образование стало вновь таким привлекательным? Его приверженцы говорят о неоспоримых плюсах, и многие исследования это подтверждают.

  • Лучшее усвоение программы. Поскольку домашнее обучение строится в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями ребенка, то на чем-то можно задержаться, а что-то — пройти быстрее. К тому же программа бывает обычно более насыщенной, чем в школе.
  • Можно учиться в любое время и в любом месте. Благодаря тому что нет строгого расписания занятий и привязки к месту, вы можете путешествовать всей семьей и не вставать в 7 утра на учебу. Вы выбираете тот график, который комфортен вам и вашему ребенку.
  • Развивает самостоятельность и организованность. Один из самых трудных моментов, однако если вы сможете с ним справиться, то это очень поможет ребенку в дальнейшей жизни.
  • Стоимость. Конечно, тут нельзя ответить однозначно. Вы можете нанимать репетиторов или проходить с ребенком всю программу сами. Однако никаких дополнительных сборов на нужды класса и дни рождения, а также на покупку формы каждый год точно не будет.

Leave a comment