Как устроено домашнее обучение на Украине, в Беларуси и странах СНГ
Хоумскулинг на Украине
Совсем недавно на Украине внесли изменения в Положение об индивидуальном образовании. Благодаря этому с 1 сентября 2019 года в стране упростили процедуру перехода на семейное образование.
Теперь любой украинский ребёнок может стать хоумскулером. Для этого не требуются какие-либо веские причины, например, медицинские показания. Только желание семьи. Домашнее обучение больше даже не нужно согласовывать с органами управления образования.
По новому законодательству на Украине выделяется три формы индивидуального образования.
- Семейное образование.
- Экстернат.
- Педагогический патронаж (предусматривает сопровождение педагога от школы).
По данным СМИ, сейчас на Украине насчитывается 54 тысячи хоумскулеров. Ожидается, что с принятием нового Положения и снятием ограничений количество «семейников» возрастёт.
Перейти на семейное образование на Украине теперь просто — достаточно заявления в школу по месту регистрации ребёнка.
Родители, которые обучают своих детей дома, должны оформить их в средней школе. Это даёт возможность не только сдавать итоговый государственный экзамен (ЗНО — аналог российского ЕГЭ), но и пользоваться школьной библиотекой и обращаться за консультациями.
Знания детей, выбравших домашнее обучение на Украине, должны соответствовать государственным требованиям. Поэтому хоумскулеры четыре раза в год проходят контроль освоения материала в определённом учебном заведении.
Сам учебный процесс украинские хоумскулеры часто делегируют. Популярностью пользуются дистанционные школы.
Хоумскулинг в Беларуси
Семейное образование в Беларуси бывает двух видов.
- Надомное образование. Если ребёнок болен и не может посещать школу, учителя ходят к нему домой.
- Индивидуальный учебный план. Для олимпиадников, спортсменов, часто путешествующих семей.
Точная статистика о количестве школьников, выбравших домашнее обучение в Беларуси, пока что отсутствует. По некоторым данным, в этой стране несколько сотен семей, практикующих хоумскулинг.
Перейти на домашнее обучение в Беларуси — сложная, но выполнимая задача. Несмотря на право родителей обучать детей по индивидуальному плану, окончательное решение принимает педсовет школы, учитывая способности ребёнка и основания для занятий дома.
Чаще всего на семейное образование в Беларуси переходят одарённые дети, юные спортсмены и артисты, которые часто выезжают на соревнования, сборы, конференции или гастроли. Учитываются также семейные обстоятельства. Например, частые командировки родителей или переезд в другой город.
Образовательные учреждения разрабатывают для хоумскулеров индивидуальные планы на основе общих учебных планов, устанавливают формы и сроки проведения аттестаций.
Ребёнок, осваивающий школьную программу по индивидуальному учебному плану, числится в конкретном классе, но очные занятия не посещает. Он приходит в школу только для сдачи контрольных.
Чтобы подать заявку на семейное обучение в Беларуси, нужно написать заявление на имя директора школы. Решение должно быть принято в течение 10 календарных дней.
- В случае положительного ответа школа разработает и утвердит индивидуальный учебный план для ребёнка и в письменной форме сообщит о периодичности и формах проведения аттестаций.
- Если школа отказывает в обучении по индивидуальному учебному плану, можно обратиться за разъяснениями к её руководству или в органы образования при исполкомах и администрациях городов (районов).
Для аттестации белорусских хоумскулеров в каждом районе города определяется одна школа. Экзамены принимает комиссия. Если ребёнок плохо справляется с программой и не сдаёт на минимальный балл хотя бы один предмет, то школа в Беларуси вправе принять решение о прекращении домашнего обучения.
Хоумскулинг в Казахстане
Как и в Беларуси, в Казахстане семейное образование не закрепле
Домашнее образование (ОПИП) в Беларуси
На данный момент не существует такой формы как «семейное обучение». Домашнее образование в Беларуси сейчас называется «обучение по индивидуальному плану«.
Пишу с юмором, т.к. одна из первых целей для начинающих родителей-домашников — уметь справляться с атмосферой страха, которым пропитана школа.
Уметь остаться на острове, когда вокруг вас будет плескаться в океане сомнений и страхов педагогический коллектив во главе с администрацией: «Такой формы обучения не бывает!.. Бывает, но для больных детей… Бывает и для здоровых, но не для вашего!.. Для вашего тоже можно, но он зачахнет без коллектива!.. Подумайте! Остерегитесь!! Вы отбираете у ребенка… Нам его жаль… Вы не даете ему…» и т.д., и т.п. Помните, что у вас есть свои РЕАЛЬНЫЕ, ОБОСНОВАННЫЕ страхи и сомнения, и вы не можете позволить себе участвовать в чужих, иначе вы утонете.
Такая форма как «домашнее обучение» предоставляется по медицинским показаниям и предполагает, что к ребенку на дом будут ходить учителя из школы.
До принятия Кодекса обучение по индивидуальному плану считалось одной из форм обучения, которую родитель ПО ПРАВУ мог выбрать на свое усмотрение без объяснения причин. Хотя в беседе с директором школы все равно приходилось каким-то образом объяснять свое желание.
После принятия Кодекса решение о вашем праве на ОПИП (отличная получилась аббревиатура, юмористическая) принимает администрация конкретного учебного заведения, т.е. ваш ОПИП предоставляется ПО ЖЕЛАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ. В этом месте не надо отчаиваться, надо сравнить ваши желания – свое и администрации. То, которое больше, победит. Уверена, что ваше больше, если уж оно есть, т.к. оно личное и конкретное.
Когда я изучала Кодекс, я для себя отметила несколько статей, имеющих то или иное отношение к домашнему образованию: ст. 3 п.7; 17; 31; 158; 160; 167. Вот некоторые выдержки:
«Ст. 158 Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования:
12. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания, специализированных по спорту классах, вечерних классах, или индивидуально.
17. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде«.
На каком основании руководитель принимает решение об обучении по индивидуальному плану для вашего ребенка?
«Ст. 167 Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования
6. Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.
Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, на основе учебного плана учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, и утверждаются их руководителями«.
Из этой статьи следует, что ОПИП предоставляют или одаренным, или тем, кто «не может», причем «по уважительной причине». Какие могут быть у вас уважительные причины (из опыта родителей-домашников):
- частое отсутствие ребенка в стране, городе проживания, частые переезды и/или переезды на длительное время. Скажем, ребенок с семьей зимует в Индии. Желательно, чтобы причина переездов и путешествий была вынужденная – тяжкая работа родителей на чужбине в поте лица на благо семьи.
- частое отсутствие родителя(ей), которые могли бы транспортировать ребенка в школу и обратно: например, частые дальние командировки отца или матери ради тяжкой работы на чужбине в поте лица на благо семьи.
- многодетная семья с маленьким ребенком, который осложняет транспортировку ребенка-школьника в школу и обратно. Особенно действенно в сочетании с частыми дальними командировками отца ради… и дальше по тексту выше.
- профессиональные занятия спортом (музыкой, балетом, вышиванием…), которые не совмещаются со школьным расписанием и нагрузками. Тут хорошо бы предоставить еще справку об одаренности и талантливости учащегося в данной сфере, жаль, что таких справок никто не дает и степень одаренности оценивается «на глазок».
- частые болезни ребенка. При этом вы не хотите обременять учителя(ей) такой формой как «домашнее обучение» и надеетесь справиться с задачей сами – в сотрудничестве с учителями.
Сочетание нескольких уважительных причин усиливает уважительный эффект. Например, многодетность + четвертый ребенок недавно родился + отец пропадает в командировках.
Если я что-то упустила или у вас есть оригинальные «уважительные причины», пишите их в комментариях, могут пригодиться.
Прошу заметить, что идеи родителей по поводу вреда или даже сомнительной пользы школьного образования как уважительная причина не рассматриваются. Их, конечно, можно озвучивать, но они, скорее, осложнят весь процесс. Лучше сформулировать причины, понятные школьному контингенту, стараясь приблизиться в формулировках и умолчаниях к своей правде. (В том случае, если вранье вас коробит так же, как меня. Если не коробит, вам повезло, вашу задачу это очень облегчит, и я вам искренне завидую).
Лучше всего будут поняты частые болезни, командировки, многодетность. Оговорюсь, что лично я бы использовала аргумент про болезни в самом крайнем случае, т.к. посыл «мой ребенок болен» кажется мне опасным для ребенка, даже если это заведомая ложь, и может быть еще опаснее, если он болен, т.к. нарушает правильный настрой на «мой ребенок здоров».
Итак, уважительные причины вы продумали и основные формулировки и доводы выучили наизусть: часто это актуально. Теперь можно отправляться в школу.
В КАКУЮ ШКОЛУ ОТПРАВЛЯТЬСЯ?
В этом вопросе вам нужно руководствоваться принципом «Чем проще, тем лучше». Однозначно не советую оформлять ОПИП в гимназиях, колледжах, школах с различными уклонами. Чем «понтовее» учебное заведение, тем с большей обидой воспримет его администрация и, в последующем, педколлектив ваше нежелание отдаться им целиком и полностью. Для вас тоже нет никакого смысла на дому поддерживать «понтовые» требования вашего учреждения к своему ребенку. Лучший вариант – простая школа по месту жительства, к которой вы «приписаны» и где вам формально не могут отказать в приеме на учебу. Хороши также провинциальные и деревенские школы, если для вас возможен такой вариант.
По поводу частных школ опыта ни у меня, ни у моих знакомых коллег-родителей нет. Я недавно направляла свой вопрос по поводу домашнего обучения моего сына в одну частную гимназию через их сайт, ответа не получила. Если у вас есть сведение об ОПИПе в частных учебных заведениях, делитесь.
СОБСТВЕННО ОФОРМЛЕНИЕ
Формально вам нужно подать заявление до 31 августа, но, на мой взгляд, лучше с ТАКИМ заявлением прийти к директору где-нибудь в начале лета – тогда у него будет достаточно времени, чтобы, приняв ваше заявление, удивиться-усомниться-разузнать-смириться-согласиться. Дайте ему это сделать в спокойном летнем темпе и обстановке. К тому же директор будет надеяться, что за лето вы можете одуматься, и не станет вас слишком доставать на первой встрече, для вас это выгодно. Перед началом учебного года нужно напомнить о себе и о том, что вы не передумали. Здесь может последовать второй разговор, возможно, более напряженный, но уже не «с нуля», что тоже хорошо.
Оформление ОПИПа в середине учебного года возможно, но причин для отказа будет больше. Не рекомендую. Обычно в таком случае администрация предлагает «неофициальный» переход на домашнее обучение, что сопряжено с определенными трудностями: излишним контролем за успеваемостью ребенка, вашей зависимостью от обещаний директора и требований учителя.
Заявление ваше может выглядеть примерно так, если у администрации нет своей формы для такого случая:
Директору СШ №
ФИО
Ваше ФИО
Ваш адрес
Заявление
Прошу принять (перевести) моего ребенка, ФИО, в N класс на обучение по индивидуальному плану. Работа моего мужа носит разъездной характер, в семье воспитывается трое детей, младшему из которых 6 мес., что затрудняет регулярное посещение школы моим ребенком.
Дата Подпись
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Когда решение об ОПИПе для вашего ребенка принято вам, по идее, должны выдать индивидуальный учебный план по всем предметам, которые в конце четверти будет «сдавать» ваш ребенок. Пишу «по идее» потому, что КОНКРЕТНО действия администрации, необходимые бумаги, виды и частота контроля за обучением вашего ребенка на ОПИПе нигде не прописаны. Эта неконкретность, с одной стороны, вам на руку, т.к. дает возможность настоять на своем, с другой, может вызывать много пререканий, недопониманий и нервотрепки. В этом году (2011г.) наша завуч руководствовалась в решении организационных вопросов неким «Положением об образовании», которое я с первого раза в интернете не нашла, а потом не было нужды искать. Если кто-то в курсе, что это такое и вас есть ссылка, поделитесь, пожалуйста.
В прошлом году, в первом классе, мне индивидуальных планов не выдавали, и контроль был нерегулярный, эпизодический. В конце года сын написал две контрольные работы по математике и одну по русскому языку, я сказала учителю, сколько слов в минут он читает, и все.
В этом году, нам в каждой четверти выдают индивидуальный учебный план, составленный учителем и подписанный им, мной и завучем. В этом плане дается список тем по всем общеобразовательным предметам с датами их прохождения и с датами итоговых контрольных работ. В конце четверти сын вместе с классом пишет все необходимые итоговые контрольные.
Другой вариант аттестации – устные ответы и письменные работы принимаются у ребенка индивидуально в присутствии учителя, завуча и родителя. Второй вариант, с моей теперешней точки зрения, предпочтительнее.
ДЕТАЛИ И ГРАБЛИ
Что я НЕ советую делать, если вы решили прибегнуть к ОПИПу (в чем-то повторюсь):
- Выбирать «элитное» учебное заведение. Почему, писала выше.
- Выбирать специализированное учебное заведение. В школах с художественным уклоном вам, скорее всего, сразу же откажут в ОПИПе. Если не откажут, то вам нужно будет оформлять частичное домашнее обучение – тогда см. п.3
- Выбирать ЧАСТИЧНОЕ домашнее обучение. Поясню. В этом году мой сын учится в музыкальном колледже, где есть предметы общеобразовательного и музыкального цикла. Предметы музыкального цикла он посещает в обычном режиме, общеобразовательные предметы изучает по ИП (индивидуальному плану).
На практике это выглядит так.
Четыре дня в неделю (плюс одно занятие в субботу) сын приходит утром в школу на 1-2-3 урока, после чего остальные ученики остаются в школе на математику-русский-чтение…, а мой сын отравляется домой. Что в этом плохого? Неудобны привязка к школьному расписанию, необходимость рано вставать и рано же транспортировать ребенка в школу и обратно вместе с нотами, сменной одеждой, музыкальным инструментом и т.п., организовывать его питание в школе (если 3 урока, это уже актуально), нецелесообразно часто маячить перед глазами педагогов и администрации. И вообще неприятно окунаться почти ежедневно в школьный мир, каждый раз получая некие неприятные бонусы (то учитель физкультуры насильно наденет сыну свитер, чтобы он не замерз, то я застану в буфете курящую на рабочем месте буфетчицу, то учитель без предупреждения оставит сына что-то писать после урока тогда, когда у сына по плану совсем другое занятие и т.п.) В итоге частичное обучение превращается в двойное обучение с двойной же эмоциональной нагрузкой.
- Выбирать в качестве классного руководителя в начальной школе учителя с большим стажем, «учителя года» и т.п. Если у вас есть выбор, наилучший вариант – молодой, безответственный, еще веселый раздолбай.
- Соглашаться на дополнительный контроль, частое посещение школы, например на «текущий контроль» в виде самостоятельных работ, тестов и т.п. Я согласилась на такую форму контроля в первой четверти и очень пожалела. На практике это означало, что моего ребенка в любой день могли задержать после музыкальных уроков и дать выполнять 1-2-3 самостоятельные работы. Причем, эти работы он писал на задней парте в то время, как учительница вела урок. Меня такое положение вещей не устраивало по многим причинам, поэтому во второй четверти я от него отказалась. Но легче не соглашаться изначально, чем отказываться потом.
Еще стоит отказываться от выполнения письменных домашних заданий (у кого-нибудь еще такое требовали?).
Мой сын переписывает из дневника (да, у него даже дневник есть, что мне тоже не нравится) у одноклассников и выполняет домашние задания по математике, русскому и белорусскому языку.
Занятие, как оказалось, затратное по времени, бестолковое и практически бесполезное. Не рекомендую соглашаться.
В заключение хочу отметить, что данная статья имеет практическую, а не мировоззренческую направленность и прошу придерживаться этой направленности в комментариях. С радостью помогу тем, кто уже решился на домашнее обучение своего ребенка, отвечу на вопросы, поддержу, поделюсь опытом. Буду рада услышать о чужом, особенно успешном, опыте в этом вопросе.
А вот развеивать сомнения, помогать принимать решение «школа или ДО» не буду и пытаться Во-первых, это очень личное дело, во-вторых, такая помощь не принесет пользы ни убеждающему, ни сомневающемуся и, в-третьих, принятие такого решения я считаю не только первым, но и самым важным шагом в деле домашнего обучения своего ребенка, который должны делать родители с полным сознанием торжественности этого шага и пониманием своей ответственности. Российская формулировка «семейное образование» более ясно отражает мою идею. Я считаю, что решение о ДО должно вызревать и приниматься в семейном общении и обсуждении, а не в процессе обсуждения даже в самых продвинутых интернет-сообществах.
Автор: Вероника Михалко
Источник
педагоги и родители больных детей рассказали об особенностях надомного обучения
Минчанка Яна Казючиц в этом учебном году получит аттестат об окончании школы. Но за последние два года она переступала порог школы всего несколько раз. Еще в годовалом возрасте девочка перенесла тяжелейшую инфекцию и паралич, а плоды последствий жизнеугрожающего недуга приходится пожинать и последние годы. Ей сделали несколько сложных операций по исправлению суставов в РНПЦ травматологии и ортопедии. Девочка долго лежала в стационаре, а после выписки врачи вынесли заключение: прооперированную ногу ни в коем случае нельзя нагружать, двигаться следует крайне осторожно, и рекомендовали обучение на дому. Корреспондент «Р» побывала на одном из домашних уроков, а также узнала все об особенностях получения образования, когда не ученик идет в школу, а школа идет к ученику.«Домашний» урок белорусского языка Яне Казючиц проводит Вера Ивановна Синькевич.
Жизнь не по звонку
Учительница белорусского языка и литературы Вера Ивановна Синькевич набирает в домофоне номер уже давно знакомой квартиры. Чуть позже подойдет и ее коллега — преподаватель химии и биологии Александра Николаевна Бурдель. Их предметы для Яны Казючиц сейчас самые важные: несмотря на ограничения в состоянии здоровья, она намерена поступать в медицинский колледж. Родная школа № 59 ее в этом стремлении поддержала: чтобы помочь с подготовкой по профильным дисциплинам для централизованного тестирования, даже организовала для целеустремленной надомницы факультатив.
Комната, куда проводит нас Яна, условно разделена на две части: учебную и неучебную. С первого взгляда становится ясно, где расположилась «школьная зона» — там, где на самом видном месте красуются индивидуальный график занятий за подписью завуча, благодарность за хорошую учебу в прошлом году и стопка тетрадей с учебниками за 11-й класс. Отдельное место для занятий для Яны не просто дань привычным правилам организации учебы. Когда школа и дом на одной территории, это еще и психологический ход — чтобы легче было концентрироваться на школьных задачах и, наоборот, абстрагироваться от них.
— Такое ощущение, будто ко мне репетиторы ходят, — улыбается ученица. — Когда ты в классе вместе со всеми, вероятность, что вызовут отвечать или проверят домашнее задание, невелика. Можно и не подготовиться, и пронесет. А тут каждый учитель по каждому предмету спрашивает только тебя, и это ежедневно. Не просачкуешь. Плохие отметки и слабые знания я не могу себе позволить — уж слишком хочу стать медиком.
Александра Николаевна подтверждает слова подопечной:
— Яна настолько мотивирована, что успела не только наверстать упущенное, когда долго была в больнице, но и взять от меня максимум того, что я могу дать по биологии и химии. Учит все от и до, читает сверх программы,
За прошлый год средний балл успеваемости Яны — 8,7. И при этом учителя утверждают, что никаких скидок на состояние здоровья или другие особые обстоятельства не делают. Ведь только знания откроют ей дорогу в колледж!
Яна признается, что немного скучает по классу. Но ее навещают друзья, и сама она приходит в школу на линейку 1 сентября и на последний звонок.
Каждый день — по несколько оценок.
Целый класс надомников
Обучение на дому организуется так: врачебно-консультационная комиссия медучреждения дает заключение о том, что ребенку показано обучение на дому, родители вместе с заявлением несут его в школу, а администрация школы согласовывает этот вопрос с управлением образования.
У 59-й столичной школы самый, пожалуй, богатый опыт. Обычно на учреждение образования приходится один-два надомника, и то часто они временные: кто-то ногу сломал, перенес операцию, а после выздоровления возвращается в класс. А в 59-й школе 30 постоянных учащихся на дому — от первоклассника до выпускника. Считай, целый класс.
— Почти все эти дети имеют инвалидность, — уточняет
Яна Казючиц, как констатирует завуч, у них особенная ученица. Пока девочка единственная из выпускников-надомников, кто поступает в ссуз. К сожалению, тяжелые диагнозы большинства таких детей ставят крест на профессиональной реализации.
— Мы стараемся, чтобы такие учащиеся не были изолированными от остальных детей, — говорит Галина Грановская. — Фамилия каждого ребенка, который обучается на дому, значится в классном журнале. Их навещают и классные руководители, и социальный педагог, при возможности привлекают к участию в наиболее значимых внеклассных мероприятиях, например на новогодние елки.
Процесс такого обучения требует серьезных временных и организационных ресурсов. Подобрать «индивидуального» педагога для ученика начальной школы проще, потому что он один ведет все уроки. В средних и старших классах у каждого учителя свой предмет.
— Сейчас у нас задействовано 27 учителей-предметников, — констатирует Галина Грановская.
Завуч не скрывает: нехватка кадров чувствуется порой очень остро. Одно дело учителю провести урок для 30 учеников, и совсем другое — 30 учителям ходить к одному ученику. А когда тех, кто не может посещать школу сам, несколько десятков человек, то графики, бывает, и трещат, и не сходятся, и избежать накладок не всегда удается.
Несмотря на все сложности, такие ученики получают необходимые знания. В прошлом году в адрес Минобразования пришла эмоциональная благодарность за организацию надомного обучения в 59-й школе от родителей шестиклассницы Анастасии Губич. Их дочка после перелома позвоночника два месяца была на постельном режиме в корсете, но смогла продолжать учебу.
«Мы очень переживали, справится ли Настя со школьной программой в таком состоянии, — написал отец в обращении. — Но педагоги очень ответственно отнеслись к своим обязанностям. Слухи о том, что в связи с загруженностью учителя таких детей посещают редко, не оправдались. Работа предметников и классного руководителя стала сильной психологической поддержкой для нашего ребенка и помогла ей выздороветь».
КОМПЕТЕНТНО
Ирина КАРЖОВА, заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования:
— Статистического учета, сколько учащихся в стране находятся на обучении на дому, не ведется. Во многом это связано с тем, что потребность в таком обучении бывает временная и цифра в течение учебного года меняется. Допустим, ребенок сломал ногу, несколько месяцев он находится на надомном обучении, а затем возвращается в класс.
Многие путают обучение на дому и обучение по индивидуальному учебному плану. Это совершенно разные понятия. Обучение по индивидуальному плану организуется для учащихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать учреждение образования и проходить в установленные сроки аттестацию. А индивидуальный учебный план составляется для тех, кто не может посещать школу из-за частых переездов, например участвует в подготовке к спортивным соревнованиям, творческих конкурсах, интеллектуальных мероприятиях, или по иным уважительным причинам.
Педагоги, которые обучают на дому, назначаются приказом руководителя учреждения образования. Школа обязана обеспечить учащегося учебниками. А вот срок обучения на дому учреждение образования не определяет. Это зависит от заключения врачебно-консультационной комиссии.
ФАКТ
Согласно перечню медицинских показаний для обучения и воспитания учащихся на дому, основанием для надомного обучения являются болезни, которые приводят к выраженному ограничению жизнедеятельности и высокой степени социальной дезадаптации. Среди них тяжелые болезни крови, дыхательная, сердечная и почечная недостаточность, тяжелая бронхиальная астма, первичные иммунодефициты, болезни костно-мышечной системы, при которых нужно носить гипсовую повязку, затрудняющую передвижение и самообслуживание, психические расстройства и другое.
Фото автора.
Домашнее обучение в Беларуси
Прежде всего, в Республике Беларусь нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть индивидуальный учебный план
Когда-то давно в РБ был принят закон «Об образовании» и в нём действительно была статья «Об обучении в семье». В 2006 году закон был переписан. В новом законе «Об образовании» семейная форма обучения была запрещена. Но! В законе есть Статья 35, которая нам и нужна.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5 июля 2006 г. № 141-З
ОБ ОБЩЕМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья 35. Формы получения образования
1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната.
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3. Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
4. Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь.
Экстернат в Беларуси разрешён только в старших классах. Для младшей школы – только индивидуальный учебный план.
Для того, чтобы обучаться дома, вам нужно в школе, в которой учится ваш ребёнок (или куда вы подали документы) до 31 августа написать заявление на имя директора школы о переходе ребёнка на индивидуальный учебный план. Приказ директора пишется на основании решения педсовета. Причём, отказать вам педсовет не может, но без его решения вы не имеете права… Такая вот белорусская игра слов. Теоретически, писать заявление можно и в середине учебного года, но тогда это уже действительно будет «на усмотрение администрации».
Ученик, который обучается по индивидуальному учебному плану, числится в классе, заносится в классный журнал, может посещать любые уроки и факультативы на своё усмотрение. При написании заявления родители указывают, какие предметы их ребёнок планирует учить дома, а какие – в школе, и по «домашним» предметам в классном журнале не выставляются текущие оценки, а только итоговые: по лабораторным, контрольным, четвертные и годовые. План сдачи испытаний (контрольные, рабочие тетради, устный опрос) обычно составляет завуч.
При такой форме домашнего обучения для меня, если честно, загадка, почему 100% родителей не пишут заявление о переходе на ИП. Вы никак не ограничены в потреблении школьных услуг, но в любой момент можете от них отказаться. Можно, например, походить в школу одну четверть, а потом пересидеть дома все гриппы, не озадачиваясь медицинскими справками, а потом опять походить; можно ходить в школу только на иностранный язык (случай моих знакомых) и/или любимые факультативы. Вообще, факультативы – штука интересная. За факультативы учителям платят деньги, а чтобы открыть факультатив, нужно не меньше 5 заинтересованных детей, поэтому факультатив – это обычно очень камерное мероприятие: зачем учить 20 человек, если можно 5, а оплата всё равно одинаковая.
Но это – теория. Практика, как всегда, гораздо интереснее.
Из-за того, что в старом законе была семейная форма обучения, а в новом законе её запретили и из-за того, что отсутствует чёткая законодательная база по порядку прохождения аттестации при ИП, фантазии некоторых работников образования расцветают махровым цветом. Причём происходит это не всегда по злому умыслу, скорее от незнания, боязни сделать «что-то не то» и «беспокойства» о будущем не посещающих школу детишек.
Например, на сайте Министерства образования на вопрос гражданина о том, имеет ли он право обучать своего ребёнка дома, официально заявлялось: «…информируем о том, что в соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2006г. «Об общем среднем образовании» обучение учащегося самостоятельно (в семье) будет запрещено».
Я собрала опыт нескольких мам о переводе их детей на индивидуальный план. Получилась следующая картина.
Итак, вы приходите в школу и заикаетесь о том, что хотели бы учить своё чадо дома, или интересуетесь, а нельзя ли учить ребёнка самим? Вы что-то такое где-то слышали, но не уверены, что столько свободы дают в одни руки. Ошибка! В ответ можно услышать, например, (строго-назидательным тоном): «Ну, это можно только, если мама – учительница»; или «Экстерном можно сдавать только за весь курс базовой либо средней школы»; или «Новый Закон не предусматривает образования в семье».
Так вот вместо того, чтобы интересоваться, можно ли учить свою детку дома, нужно сразу же разить наповал фразой: «А где тут у вас записываются на обучение по индивидуальному учебному плану?». Не обращать внимания на истерики и запугивания учителей и чиновников, а просто тупо и вежливо ссылаться на 35-ю статью закона «Об образовании». И помнить, что отказать вам не имеют права.
Вот например, такая история:
«Пришли мы в школу по месту прописки и сказали, что придем к ним в первый класс, но в сентябре уедем до апреля, поэтому просим предоставить нам индивидуальный план и рассказать, какие требования к нам предъявят по приезду, чтобы считать 1ый класс оконченным. Они сразу разулыбались и в гороно позвонили, там сказали, чтобы мы к ним пришли сами.
Сходили мы в гороно, там наши данные записали, сказали свяжутся с Гомелем (а мы в Мозыре), а потом и с Минском, и к концу недели позвонят. Вечером того же дня позвонили! Попросились прийти «посмотреть на условия, в которых ребенок воспитывается». Пришли, посмотрели, кучу вопросов задали. Стали уговаривать опекунство на бабушку оформить и ехать себе спокойно без сына. «Ему ведь лучше будет так, не мотаться никуда и с бабушкой в школу ходить». Надо сказать, что бабушке очень этот план понравился, но для меня этот вариант не обсуждается. Тогда они сказали, что на индивидуальном плане обучения, необходима «явка в школу минимум один раз в месяц».
После этого в гороно окончательно решали (наш вопрос) по поводу формы аттестации. Из возможных вариантов обсуждалось собеседование или тест по приезду».
По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух – трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах».
А вот другая история:
«Если кому интересно, нас перевели на индивидуальный план. Сначала было страшно: мы – первые в районе, но 59 – за, а 1 – против. Со стороны администрации школы мы встретили самое доброжелательное отношение. На педсовете против нас был только один голос – голос соцального работника (психолог нас поддержала).
Бюрокротически всё очень просто. ДО 31.08 Вам надо подать заявление в школу. Обьяснений никаких не требуется, просто «мы так хотим», но по-человечески лучше найти «отмазку»: мало времени на занятия спортом или музыкой…
Ближайший педсовет рассматривает Вашу просьбу. Мы там присутствовали. До этого разговаривали с директором и завучем. После подробной беседы о том, как мы планируем изучать предметы, они нас поддержали. Мы очень долго и красочно рассказывали о своём образовании и о бабушках и дедушках, которые помогут нам учить физику и биологию…
В законе мы не нашли причин, по которым нам могут отказать. Но после разговора с нами директор имела беседу с инспектором и юристом, потому что мы были первыми в районе. Педсовет голосовал по нашему вопросу: 59 – за, 1 – против – социальный педагог. На вопрос социального педагога – а как же социализация – ответили, что ребёнок будет посещать кружки.
Внимание! При написании заявления Вы отмечаете все предметы, которые будут изучаться дома. Можно что-то оставить и школе. Например, английский язык мы изучаем в школе. При этом по остальным предметам в классном журнале пишется – «изучение по индивидуальному плану». Это даёт возможность вернуться к обычному посещению школы в любой день. Проверка знаний – один раз в четверть по каждому предмету, обычно письменный тест – приблизительно 10 вопросов, около 45 минут. Листки с тестами собираются завучем. Опасаться следует только предвзятого отношения учителей. Чтобы не начали «резать». У нас небольшой городок и нас просто записали в чудаки.
Официально, в школе мы изучаем английский язык и физкультуру. На практике, я не знаю, как выглядит учитель физкультуры (завуч сказала, что сама с ним договорится). Уроки английского языка – 2 раза в неделю плюс факультатив. Их мы посещаем в свободном режиме. Бывает месяц не приходим, бывает приходим три раза в неделю. В классном журнале напротив имени дочери написано – занимается по ИП. Поэтому текущих оценок у неё нет.»
По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух – трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах».
Приведённые выше истории подтверждают, что удобство вашего пребывания на ИП во многом зависит от расположения к вам вашего учителя и школьного начальства. Учителям нужно обьяснять, что работы и заботы вы им не прибавите, даже наоборот, вместо, скажем, 20-ти детей учительница будет иметь в классе 19. Но кооперация учителей на индивидуальном плане – это очень важно. И если вы не можете найти понимания в своей школе, то возможно, вы встретите его в соседнем районе.
А вообще, конечно, переход на домашнее обучение должен быть лёгким и рутинным: в любое время года, по заявительному принципу, с возможностью деньги, положенные государством на образование отдельно взятого ребёнка, тратить на образовательные нужды этого ребёнка по усмотрению родителей. Но это дело будущего. А пока только так – статья 35 закона «Об образовании», индивидуальный учебный план.
Ну и в заключение, ещё одна история:
«Нас таки да, перевели на индивидуальное обучение! Это действительно оказалось очень просто. Директор попросила указать причину перевода, в связи с тем, что заявление подается не перед учебным годом (до 31 августа), а в середине года. Ну мы указали, что участились командировки. Больше вопросов не было. Обещали на следующей неделе предоставить план учебы. Были предельно милы.
Ребенка учится дома с огромным удовольствием, бегает за нами, чтобы еще позанимались (такого никогда не было за школьный период), мы залатали все пропуски и обогнали одноклассников по программе. Короче говоря, не так все страшно, как казалось до того, как начали действовать».
Данная статья подготовлена по материалам форумов: semeistvo.by и dzietki.org
И ещё: Статья Ольги Анципович «Может ли мама заменить школу»?.
Видео: Интервью с хоумскул мамой из Минска Алесей Толпека-Мохотаевой.
О плюсах и минусах домашнего обучения
Некоторые родители категорически не хотят отдавать своих детей в среднюю школу и даже в гимназию. Причины разные: собственный печальный опыт пребывания в стенах учебного заведения, не сложившиеся отношения сына или дочери с одноклассниками и учителями, твердая убежденность в том, что в современных реалиях невозможно достучаться до каждого ученика в классе, в то время как индивидуальный подход к обучению почти всегда гарантирует качество. Все чаще можно услышать от мам и пап и такую версию: “Мой ребенок слишком уникален, чтобы шесть дней в неделю находиться в окружении простых ребят!”familyeducation.com
В Беларуси нет такого понятия, как “домашнее обучение”, или “хоум-скулинг”. Ребенок имеет право не ходить в школу, но только в том случае, если перейдет на обучение по индивидуальному учебному плану. Тогда он может осваивать школьную программу дома, но все равно будет закреплен за определенным учебным заведением, где его имя внесено в классный журнал и где время от времени ему необходимо появляться, чтобы пройти аттестацию.
— Не буду говорить за всех родителей, которые обучают своих детей на дому, скажу за себя и своего сына: плюсов здесь я вижу намного больше, чем минусов, — рассказывает Валерий Кухаренко (его сын Костя второй год постигает азы общего образования в одной из комнат коттеджа, переоборудованной под учебный класс). — Я решил пойти на такой эксперимент потому, что в школе Костя как-то не прижился. С мучениями вставал каждое утро на уроки, за три года в классе он ни с кем не подружился. Школьный психолог говорила, что мальчик сложный, нелюдимый, тяжело идет на контакт. Я вспомнил свой школьный опыт и решил: зачем мучить сына — пусть учится дома, тем более что у нас есть такая возможность.
Вариантов, как организовать учебу на дому, минимум три: можно самостоятельно заниматься с ребенком по учебникам, нанять репетиторов либо
объединить усилия с другими родителями, дети которых тоже не посещают школу. В последнем случае, как правило, набирается 5—10 человек, ребятам и нанятым репетиторам предоставляется помещение, где проходят уроки.— Вариант самостоятельных занятий с сыном мы с женой отмели сразу. Как-то ради интереса начали листать учебник по математике за четвертый класс и с ужасом поняли, что уже ничего не помним из школьной программы, — признается Валерий. — Да и времени на это нет, ведь мы оба работаем, пусть и не полный день. Поэтому наняли репетиторов. Три дня в неделю Костя занимается с 9 утра до 15—16 часов, после каждого 30—45-минутного занятия — 10—15 минут перерыв, примерно в 11.00 более продолжительный перерыв для небольшого перекуса, в 13.30 начинается получасовой обед. Еще два дня в неделю отведены для выполнения домашнего задания, самостоятельного чтения, информатики (Костя отлично “шарит” в компьютерах, поэтому школьная программа по этому предмету ему неинтересна, он уже далеко впереди), а также посещения спортивной секции. Думаю, сын ни в чем не чувствует себя ущемленным. К тому же результат налицо: если три года в школе он плелся в хвосте по успеваемости, то сейчас, после того как пишет контрольные работы в конце четверти, все оценки не ниже семерки.
Двенадцатилетний Костя, скромный, тихий, до сих пор робеющий перед сверстниками, застенчиво улыбается на мой вопрос, все ли его устраивает в занятиях на дому. Понятно, что в присутствии отца другого и не скажешь, но все же у подростка прорывается:
— Жаль только, что мне даже на день рождения пригласить некого! Ребята из моего бывшего класса активно общаются в соцсетях, ходят в турпоходы, участвуют в соревнованиях на призы района. А меня туда никто не зовет…
Педагог с 30-летним стажем Анна Серафимович на фоне разыгравшейся в ее семье драмы под названием “альтернативное образование” перессорилась с дочкой и зятем:
— Мою единственную внучку буквально заставили обучаться на дому, хотя Сонечка — компанейская девочка, очень любила школу, была отличницей по английскому и французскому языкам, по истории и литературе. У нее и друзей в классе было много. Но родители решили, что их “гениальная дочь” должна заниматься по индивидуальному курсу. А я категорический противник этих экспериментов. Деньги им некуда девать? Уникальные способности нужно развивать отдельно, но не отказываясь от школьной программы в стандартных условиях. Это же социальная изоляция ребенка!
Насколько подходит такой вариант учебы современным детям? Вряд ли этот вопрос имеет однозначный ответ. Сейчас подростки и без того испытывают трудности с реальным общением со сверстниками. Ведь не секрет, что большинству из них проще переписываться в ВКонтакте или Instagram, а термин “одиночество в сети” уже давно ассоциируется не с одноименным произведением Януша Леона Вишневского, а с нашим образом жизни.
Сколько детей в нашей стране обучается на дому? Можно сделать приблизительные подсчеты. В тематической открытой группе в Фейсбуке “Содружество родителей Беларуси” состоит свыше 500 пользователей. Существуют закрытые интернет-сообщества. Например, на одном из форумов зарегистрировано 600 пользователей. Так что вполне можно говорить о том, что количество семей, занимающихся образованием детей самостоятельно, составляет как минимум несколько сотен. Кстати, хоумскулинг развит в Австралии, Израиле, США, Новой Зеландии, Великобритании, Чили и Мексике. Но даже там новомодные течения не имеют массового характера. А некоторые страны и вовсе их не приветствуют, например, Швеция и Германия.
Второй нюанс, по словам психолога, заключается в том, что в основе процесса — пережитый опыт мамы и папы, советы из интернета.
И вот тут есть огромный и, пожалуй, единственный минус домашнего обучения, который нельзя уравновесить ни одним плюсом. Ребенок находится вне системы образования с характерными для нее концептуальными основами, принципами обучения, целями и задачами, методами, организационными формами. Педагоги получают образование, постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень. Тут не до сантиментов “нравится — не нравится”.
— Положа руку на сердце, скажу, что вряд ли мама, переводя ребенка на домашнее обучение ради того, чтобы одноклассники его “не зачмырили”, хотя бы
задумывается о наличии всей этой методологической базы, — говорит Ирина Ботяновская. — Да, мы иногда справедливо критикуем традиционную систему образования. Но исследователи ищут и применяют развивающие системы обучения, затем отказываются от некоторых, ищут и находят новые. На разработку уходят годы. И все эти системы построены на научном фундаменте. Именно поэтому за результаты домашнего обучения в стиле “а вот во времена мамы” или “как говорят в социальных сетях” ручаться не приходится. Хорошо, если все хорошо закончится. Если родители смогут подготовить своего ребенка к жизни в обществе, дать ему необходимые знания, развить его личность. А если нет? Больше всего в домашнем обучении настораживает именно эта непредсказуемость, стихийность.— Многие родители полагают, что индивидуальный подход к обучению ребенка — едва ли не самый очевидный плюс хоумскулинга.
— Да, ребенок имеет возможность учиться, когда хочет и как хочет. Есть возможность максимально учитывать его биоритмы, темперамент, характер, интересы и склонности, а также особенности возраста и ведущей деятельности. Но хочу предостеречь от перегибов в виде постоянных многочасовых занятий без перерывов на сон и отдых. Вспомните старое стихотворение: “Велика у стула ножка, отпилю ее немножко…” Так можно “отпиливать” до бесконечности, ибо нет предела совершенству, а все знания не усвоишь.
Обратная крайность — раз нет проверяющего и конкретных сроков сдачи сделанных заданий, то они могут не делаться вообще. Тут ребенок действует по принципу: “Никогда не откладывай на завтра то, что можно отложить на послезавтра. Получишь сразу два свободных дня”.
Еще хотелось бы сказать пару слов про такой несомненный, с точки зрения многих современных родителей, плюс, как постоянное нахождение ребенка дома. Безусловно, это может привести к укреплению отношений — как детско-родительских (“Я выучил это вместе с мамой!”), так и братско-сестринских (“Наташа мне помогла, когда я не справлялся”). Но неоднократно я слышала от мам и другие высказывания: “Он постоянно дома, ни отдохнуть, ни продохнуть…” Поэтому родителям ребят, находящихся в системе хоумскулинг, я рекомендую найти место, где их дети смогут общаться со сверстниками: творческие кружки, спортивные секции.
— Домашнее обучение позволяет избежать школьного общения со всеми его сильными и слабыми сторонами. Но всегда ли это хорошо?
— Не думаю. Вспомните свое детство. Неужели у вас нет ни одного светлого воспоминания, связанного со школой? Это ведь значительный отрезок жизни —
первые друзья, разговоры по душам на переменках, радостные встречи одноклассников после летних каникул, первая любовь… Многие мамы в ответ говорят, что в современных реалиях гораздо важнее отсутствие школьной уравниловки, травли, прессинга по отношению к сыну или дочери. Согласна, индивидуальный подход дает возможность ребенку сохранить познавательную мотивацию и избежать формирования школьной тревожности. Но сможет ли мама обеспечить ребенку отсутствие прессинга дома — еще больший вопрос.— Что можно посоветовать родителям, которые считают, что их ребенок заслуживает самого лучшего, поэтому они предпочитают образование на дому? И что вы порекомендуете мамам и папам, которые идут на этот шаг только потому, что их ребенок не уживается в коллективе?
— Я всегда прошу родителей школьника ответить на один вопрос: все плюсы домашнего обучения являются плюсами для кого? Для ребенка? Или все-таки для мамы с папой? Если супруги категорично не хотят отдавать ребенка в школу, предлагаю при принятии решения разделить лист на три столбца и записать: в первом — плюсы сугубо для родителей, в третьем — сугубо для ребенка. И только после этого заполнить средний столбик, вписав туда общие позиции для мамы и ребенка. Так вы сможете увидеть точки соприкосновения в интересах.
Если решение все же принято, советую обратиться к специалистам, которые помогут с разработкой индивидуальной образовательной траектории для ученика. Учитывать потребности и интересы ребенка. Постоянно отслеживать результаты в трех сферах: интеллектуальной, личностной и сфере коммуникации. Чрезмерно не расслабляться, но и не “грузить” ученика. И в оценке его знаний полагаться на мнение специалиста, а не только на свое собственное.
Постановление Министерства образования РБ № 116 Об утверждении Инструкции о порядке обучения и воспитания учащихся общеобразовательных учреждений на дому от 07.12.2006
Зарегистрировано в НРПА РБ 12 февраля 2007 г. N 8/15871
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2006 года «Об общем среднем образовании» Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке обучения и воспитания учащихся общеобразовательных учреждений на дому.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Министр А.М.РАДЬКОВ
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Председатель Председатель Брестского областного Витебского областного исполнительного комитета исполнительного комитета К.А.Сумар В.П.Андрейченко 06.12.2006 06.12.2006 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Председатель Председатель Гомельского областного Гродненского областного исполнительного комитета исполнительного комитета А.С.Якобсон В.Е.Савченко 07.12.2006 06.12.2006 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Председатель Председатель Минского областного Минского городского исполнительного комитета исполнительного комитета Н.Ф.Домашкевич М.Я.Павлов 07.12.2006 08.12.2006 СОГЛАСОВАНО Первый заместитель председателя Могилевского областного исполнительного комитета И.А.Щербаков 06.12.2006 УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 07.12.2006 N 116
Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Инструкция о порядке обучения и воспитания учащихся общеобразовательных учреждений на дому (далее — Инструкция) разработана в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2006 года «Об общем среднем образовании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 108, 2/1238) и определяет порядок организации обучения и воспитания на дому учащихся общеобразовательных учреждений на уровнях общего базового и общего среднего образования.
Нормы настоящей Инструкции не распространяются на лиц с особенностями психофизического развития, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
2. Обучение и воспитание учащихся на дому осуществляется в целях:
реализации конституционных прав граждан на образование;
создания необходимых условий для обучения учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать уроки (учебные занятия) в общеобразовательных учреждениях.
3. Показания к обучению и воспитанию на дому определяются перечнем медицинских показаний для обучения и воспитания учащихся на дому, определенным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 сентября 2006 г. N 72 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 170, 8/15143).
4. Оплата труда педагогических работников, осуществляющих обучение и воспитание учащихся на дому, производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Глава 2 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ДОМУ
5. Обучение и воспитание учащихся на дому осуществляются государственными общеобразовательными учреждениями по месту жительства учащихся или учреждениями, где они обучались до возникновения медицинских показаний для обучения и воспитания на дому.
6. Решение об обучении и воспитании учащихся на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения общеобразовательного учреждения, осуществляющего обучение и воспитание на дому, на основании заявления законных представителей учащихся и заключения врачебно-консультационной комиссии в пятидневный срок.
7. Для принятия решения об обучении и воспитании учащихся на дому документы, указанные в пункте 6 настоящей Инструкции, подаются законными представителями учащихся в общеобразовательное учреждение, где учащиеся обучались до возникновения медицинских показаний для обучения и воспитания на дому.
8. Общеобразовательное учреждение направляет документы, указанные в пункте 6 настоящей Инструкции, поданные законными представителями учащихся, в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту расположения общеобразовательного учреждения.
9. Общеобразовательное учреждение информирует законных представителей учащихся о принятом отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа решении об обучении и воспитании учащихся на дому в трехдневный срок со дня его принятия.
10. Сведения об учащихся, обучающихся на дому, вносятся в классный журнал общеобразовательного учреждения.
11. Обучение и воспитание учащихся на дому осуществляются педагогическими работниками общеобразовательного учреждения, которые назначаются приказом руководителя общеобразовательного учреждения.
12. Обучение и воспитание учащихся на дому организуются в соответствии с типовыми учебными планами на текущий учебный год и осуществляются по учебным программам, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.
13. Расписание уроков для учащихся, обучающихся на дому, обсуждается с законными представителями учащихся и утверждается руководителем общеобразовательного учреждения.
14. Общеобразовательное учреждение, осуществляющее обучение и воспитание на дому, обеспечивает учащихся учебниками и учебными пособиями в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.
15. Формой организации образовательного процесса при обучении и воспитании учащихся на дому является индивидуальный урок.
Продолжительность урока в I классе — 35 минут, во II — XI классах — 45 минут.
16. Учет проведенных на дому уроков ведется педагогическим работником в журнале учета обучения и воспитания на дому, который оформляется на каждого учащегося по форме согласно приложению.
17. Результаты учебной деятельности из журнала учета обучения на дому вносятся педагогическим работником, осуществляющим обучение по учебному предмету, в классный журнал один раз в четверть (триместр).
18. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся, обучающихся на дому, перевод в следующий класс, организация выпускных экзаменов и выпуска осуществляются в порядке, предусмотренном правилами аттестации учащихся общеобразовательных учреждений, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.
19. Организационно-методическое руководство и контроль за организацией обучения и воспитания учащихся на дому осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения.
Приложение
к Инструкции о порядке
обучения и воспитания
учащихся общеобразовательных
учреждений на дому
Титульный лист ЖУРНАЛ учета обучения на дому ____________________________________________________________________ (фамилия, инициалы) учащего(ей)ся _______________________________________________ класса ____________________________________________________________________ (учреждение образования) проживающего(ей) по адресу _________________________________________ ____________________________________________________________________ дом. тел. __________________________________________________________ на 200_/200_ учебный год Форма Учебный предмет ________________________ Учитель ___________________ (фамилия, инициалы) --T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T---+-----T-------T-- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Да-¦Тема ¦Задание¦Приме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦та ¦урока¦на дом ¦чание ¦ +-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+---+-----+-------+------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+---+-----+-------+-------
Две истории о домашнем обучении в Беларуси
Анастасия пыталась организовать для сына домашнее обучение в силу особенностей психики, но не смогла; Ольга добилась того, чтобы самостоятельно заниматься обучением дочерей, и написала об этом книгу. Sputnik выяснил, как в Беларуси решается вопрос домашнего обучения и что это вообще такое.
История первая: домашнее обучение как способ защитить ребенка
Сыну могилевчанки Анастасии Матвею в июле исполнилось 9 лет. В раннем детстве у него диагностировали расстройство аутичного спектра, синдром Аспергера. Несмотря на то, что мать всеми силами пыталась добиться учебы на дому или щадящего режима в «особом» классе, за спиной у него два года традиционного обучения с другими детьми.
В сентябре мальчик пойдет в математический класс обычной школы. «При аутизме можно получить инвалидность (если, конечно, родители идут на это). Но я отказалась: решила, что буду социализировать сына», — поделилась Анастасия.
Матвей не говорил до пяти с половиной лет, а чуть позже начал шесть раз в неделю заниматься с частным учителем — заговорил, научился писать и читать. Когда пришло время идти в школу, педагог предложила семье год побыть на домашнем обучении, — с помощью школы, однако по закону дети без инвалидности в Беларуси не могут на него претендовать.
«Я написала заявление в эту школу, чтобы Матвей обучался дома — всего год, пока вольется. Но директор настаивала: для домашнего обучения — даже при согласии учителя — нужно снова пройти медобследование и получить заключение об инвалидности. А я не хотела, чтобы диагноз мешал ему всю жизнь», — рассказала мать.
Семья рассматривала также обучение в спецшколе, но туда ребенка попросту не приняли. «Сказали — у вашего мальчика сохранен интеллект, так что он не наш клиент», — вспомнила она.
Вместе с другими родителями, детям которых требовалась поддержка в первые годы учебы, Анастасия пыталась инициировать открытие отдельного класса; получила согласие преподавателя, готового за ним закрепиться. В общей сложности собралось почти два десятка детей, однако инициативу в могилевской школе не поддержали.
© Sputnik / Виктор Толочко
Семья пыталась отложить поход Матвея в обычную школу, но страхи в итоге оказались напрасными — со временем ребенок отлично социализировался
«Директор посчитала, что этой преподавательнице стоит уделить свое внимание классу с детьми из неблагополучных семей — мол, им нужнее. В итоге учитель уволился, детям пришлось разойтись по разным школам», — рассказала Анастасия.
По словам собеседницы агентства, ей предлагали обучать ребенка самостоятельно: приняв решение о домашнем обучении, мать была бы вынуждена связаться с департаментом по образованию, лично заниматься разработкой учебной программы и подготовкой ребенка к экзаменам. Такой вариант женщина не рассматривала: кто же тогда будет зарабатывать деньги?
«Мы проделали огромный путь, а школа могла просто все сломать — регресс возможен в любом возрасте. Он мог закрыться от любого стресса — громких звонков и криков, толчков. Я помню, как первое время он боялся идти туда — садился, закрывал руками уши и раскачивался; иногда от шума ему было плохо до рвоты. Получается, в Беларуси только два пути: признать инвалидность, чтобы добиться надомного обучения, или рисковать и без того хрупким здоровьем и учиться, как все», — сетует мать.
Матвей пошел учиться в школу по прописке: на том, что ребенку нужно пройти год с новыми детьми, настояла психиатр. Учитель заверил, что ребенок будет на особом контроле, и в случае отрицательной динамики мальчика пообещали все же перевести на домашнее обучение; родителям посоветовали всегда быть где-то поблизости.
Следующая проблема, с которой пришлось столкнуться, — травля в школе.
«Меня заверяли, что ее нет. Но Матвея задевали, подшучивали над ним. Пришлось поговорить с администрацией и настоять на том, чтобы его совсем отгородили от других детей», — вспомнила Анастасия.
Чуть позже все наладилось. Сейчас с Матвеем работают несколько разных специалистов, которые постоянно отслеживают его состояние. После начальной школы родители надеются перевести его в гимназию.
«В нашем случае все закончилось благополучно: у сына появились друзья, он перестал бояться школы и хорошо осваивает школьную программу. Но ведь бывает и по-другому. Среди детей с особенностями не только аутисты — еще эпилептики, детки с нарушениями сердечной деятельности. И не всем нужна инвалидность, чтобы находиться на домашнем обучении. Ни один родитель не откажется отдать особого ребенка в спецкласс, хотя бы на год, чтобы им немного помогли, позволили влиться во все это в щадящих условиях», — сетует мать.
История вторая: хоумскулинг как возможность вырастить личность
Дочери Ольги Юрковской находились на так называемом «хоумскулинге» с первого дня и до конца минувшего учебного года. Сейчас старшей Кате почти 16 лет, в этом году она уедет в США — окончит старшие классы в частной американской школе. В это время 13-летняя Настя будет еще год ходить также в частную, но отечественную.
«В принципе, хоумскулерам в Беларуси комфортно: нам помогли оформиться и долго были лояльны: последние три года я живу в ОАЭ, а отец детей — здесь, так что дети бывают то в одной, то в другой стране, формально числясь в минской школе», — рассказала Ольга.
© CC0 / pixabay / PexelsДомашнее обучение дает больше возможностей развивать таланты детей, но требует от родителей больших трудозатрат
Алгоритм простой: достаточно написать заявление на обучение по индивидуальному учебному плану. Педсовет его рассмотрит, даст график — какие уроки по каким предметам необходимо посетить для аттестации (а можно договориться с учителем и сдать все в конце четверти). Решение о переводе ребенка на домашнее обучение принимается на усмотрение директора, но в случае отказа в одной школе можно пойти в другую — более лояльную к хоумскулерам.
Юрковская — практикующий психолог, мама троих детей и автор книги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия» — организовала для детей домашнее обучение взвешенно и осознанно. «Я считаю, что вред, который причиняет школьное образование в существующем виде, значительно превосходит пользу. Вреда надо избегать, а пользу — получать альтернативным путем», — убеждена она.
Вред, по мнению Ольги, делится надвое. Во-первых, в отечественных школах ребенок сталкивается с постоянным обесцениванием его мнения, внушением вины за ошибки, а в некоторых случаях — когда встречаются недобрые и неэтичные педагоги — унижением. Во-вторых, просто жаль терять столько времени.
«Если какую-то тему можно с легкостью освоить за два часа, а в школе на нее дается двадцать, мне просто жалко эту разницу: пусть ребенок выспится, почитает книгу, сходит в бассейн или на танцы», — считает Ольга.
Обе девочки прошли один путь, только с годом разницы: пришли записываться в школу, успешно прошли тестирование (показали, что уже умеют читать, писать и считать) и были сразу зачислены во второй класс. «Я их не ограничивала: хотите — ходите в школу. Обе проходили недолго. Настю даже обижали: она была минимум на год младше всех одноклассниц, а в учебе их опережала. Уже через две недели она решила, что хочет заниматься дома», — вспомнила Ольга.
На протяжении всех минувших лет они посещали только самостоятельные/контрольные работы, сдавали устные экзамены. Программу начальной школы девочки освоили с репетитором, который приезжал к ним на полтора часа раз в неделю, а позже стали ходить на платные курсы, которые полностью дублировали программу средней и старшей школы. Продуктивность там куда выше: при ежедневных занятиях один учебник походили за месяц; в другом случае за год осваивали программу трех лет — за осень, зиму и весну.
«Чаще таких детей оформляют охотно: хоумскулеры числятся в классе, школа получает за них все начисления, но де-факто они не посещают уроки. Получается почти элитный класс меньшей наполненности. К тому же, часто они творческие или спортивные, учатся с опережением и могут представлять школу на олимпиадах», — поделилась Ольга.
Тем не менее, по словам родительницы, оценки в минской школе сестрам занижали. «Ставили, в основном, «хорошо» при знаниях, превосходящих учебник. Иногда доходило до абсурда: Катя прочла повесть в полном объеме (не отрывок, как в учебнике) и написала по ней сочинение, а ее работу оценили удовлетворительно. Но это ведь обычная школа, не лицей или гимназия, очевидно, что учителя в ней могут быть разные», — вспомнила она.
Отсутствие в случае домашнего обучения социализации — проблема для матерей, которые не могут посвящать ребенку много времени, убеждена Ольга.
«Мам, которые садят ребенка за смартфон и занимаются своими делами, не стану даже агитировать: им лучше отдать ребенка в школу. В нашей семье много детей, они и так социализированы. К тому же, они постоянно в каких-то активностях: мои девочки чемпионки по шахматам, брейк-дансу, они ездили на соревнования, а во время каникул — в летние лагеря. Общения хватало», — рассказала она.
Минусы у домашнего обучения есть, признает Ольга.
«Хоумскулинг ставит перед родителями вопрос времени и денег. В школу ребенка отдают, как в камеру хранения, в другом же случае мама лишается офисной работы, поскольку его приходится возить на курсы и в кружки — у меня на передвижения и ожидание уходило около восьми часов в сутки, но я всегда могла работать дистанционно», — пояснила Ольга.
Стоит сказать, что в отсутствие школы дети не привыкают к беспрекословному послушанию и не следуют каждому замечанию и указанию взрослых: сложнее общаться с ребенком, у которого есть мнение и готовность его аргументированно отстаивать.
«Но моя цель — вырастить детей счастливыми и успешными. Мои клиентки, которые и в 30-40 лет остались «хорошими девочками», глубоко несчастны из-за того, что постоянно жертвуют своими интересами в пользу чьего-то удобства. С моими дочерьми не всегда просто, но, в любом случае, отлично, что в будущем они не будут платить безумные деньги психотерапевтам и избавляться от наследия советской школы», — резюмировала родительница.