Надомное обучение детей инвалидов: Домашнее обучение детей-инвалидов: условия, права, законы – Эффективное обучение ребенка-инвалида на дому: продуманная программа, дистанционная работа

Содержание

«Как организовать домашнее обучение для ребенка-инвалида?» – Яндекс.Знатоки

Хотя в последнее время все больше говорится о введении среднего инклюзивного образования, единого мнения у общественности по этому вопросу нет. И родители, и педагогические работники, и эксперты весьма неоднозначно относятся к тому, чтобы обычные ребята и дети с ограниченными возможностями получали образование вместе. Для инвалидов колясочников элементарно не подготовлены здания школ: нет пандусов, лифтов, специального оборудования в туалетных помещениях и столовых.
Нет гарантии, что одноклассники будут достаточно деликатны и не ранят резкими или грубыми словами ребенка с задержкой развития, другими патологиями. Поэтому на сегодняшний день родители инвалидов с детства, как правило, выбирают или специализированные учебные организации и интернаты, или домашнюю форму обучения.
Оформление домашней формы обучения для ребенка инвалида производится в определенном порядке.
Какие нужны документы, чтобы организовать обучение на дому?
По действующим нормативным актам, для перевода на домашнюю форму обучения нужны веские основания, например, заключение из поликлиники от врача, который наблюдает ребенка. Родители должны подготовить медицинские справки и заключение экспертной комиссии о состоянии здоровья ребенка, то есть справку КЭК.
Когда все медицинские документы получены, родители могут обратиться в образовательное учреждение по месту жительства. Родителям или опекунам ребенка инвалида нужно написать заявление на имя директора и предоставить администрации школы все собранные справки. Школа рядом с домом, в которую родители обращаются, не имеет права отказать в домашнем обучении.
Как организовано домашнее обучение
После сдачи документов администрация школы обязана заняться организацией обучения. В каждом образовательном учреждении действуют свои правила для индивидуального обучения школьников. В зависимости от физического и психологического состояния ученика, от его способностей, обучающий процесс может иметь те или иные особенности. Когда учителя и медики делают вывод, что ребенку по силам общая программа, то он занимается теми же предметами, выполняет такие же самостоятельные и проверочные работы, сдает зачеты и экзамены, что и обычные ребята, посещающие школу.
Расписание и продолжительность уроков утверждается в зависимости от состояния здоровья ребенка. Если есть возможность, то на некоторые уроки он может приходить и в школу. Кроме того, родители могут организовывать дополнительные занятия или приглашать учителей из других образовательных учреждений. Обычно данные учебные занятия являются платными. Окончив обучение по такой программе, ученик получает школьный аттестат государственного образца.
В тех случаях, когда психофизическое состояние не позволяет полностью освоить общеобразовательную программу, учителя составляют вспомогательный курс обучения, согласовывая его с родителями. В этой программе подробно указываются необходимые к освоению предметы, а также количество учебных часов в неделю. При окончании вспомогательной программы обучения ребенку выдают аттестат специального образца.
При домашнем обучении учителя и родители ведут «Журнал взаимосвязи», в котором отмечают изученные темы и отметки, выставленные преподавателями.
На время обучения школа бесплатно предоставляет для ребенка инвалида все необходимые ему учебники и пособия, которые имеются в ее библиотеке.

«Как организовать домашнее обучение для ребенка-инвалида?» – Яндекс.Кью

Хотя в последнее время все больше говорится о введении среднего инклюзивного образования, единого мнения у общественности по этому вопросу нет. И родители, и педагогические работники, и эксперты весьма неоднозначно относятся к тому, чтобы обычные ребята и дети с ограниченными возможностями получали образование вместе. Для инвалидов колясочников элементарно не подготовлены здания школ: нет пандусов, лифтов, специального оборудования в туалетных помещениях и столовых.
Нет гарантии, что одноклассники будут достаточно деликатны и не ранят резкими или грубыми словами ребенка с задержкой развития, другими патологиями. Поэтому на сегодняшний день родители инвалидов с детства, как правило, выбирают или специализированные учебные организации и интернаты, или домашнюю форму обучения.
Оформление домашней формы обучения для ребенка инвалида производится в определенном порядке.
Какие нужны документы, чтобы организовать обучение на дому?
По действующим нормативным актам, для перевода на домашнюю форму обучения нужны веские основания, например, заключение из поликлиники от врача, который наблюдает ребенка. Родители должны подготовить медицинские справки и заключение экспертной комиссии о состоянии здоровья ребенка, то есть справку КЭК.
Когда все медицинские документы получены, родители могут обратиться в образовательное учреждение по месту жительства. Родителям или опекунам ребенка инвалида нужно написать заявление на имя директора и предоставить администрации школы все собранные справки. Школа рядом с домом, в которую родители обращаются, не имеет права отказать в домашнем обучении.
Как организовано домашнее обучение
После сдачи документов администрация школы обязана заняться организацией обучения. В каждом образовательном учреждении действуют свои правила для индивидуального обучения школьников. В зависимости от физического и психологического состояния ученика, от его способностей, обучающий процесс может иметь те или иные особенности. Когда учителя и медики делают вывод, что ребенку по силам общая программа, то он занимается теми же предметами, выполняет такие же самостоятельные и проверочные работы, сдает зачеты и экзамены, что и обычные ребята, посещающие школу.
Расписание и продолжительность уроков утверждается в зависимости от состояния здоровья ребенка. Если есть возможность, то на некоторые уроки он может приходить и в школу. Кроме того, родители могут организовывать дополнительные занятия или приглашать учителей из других образовательных учреждений. Обычно данные учебные занятия являются платными. Окончив обучение по такой программе, ученик получает школьный аттестат государственного образца.
В тех случаях, когда психофизическое состояние не позволяет полностью освоить общеобразовательную программу, учителя составляют вспомогательный курс обучения, согласовывая его с родителями. В этой программе подробно указываются необходимые к освоению предметы, а также количество учебных часов в неделю. При окончании вспомогательной программы обучения ребенку выдают аттестат специального образца.
При домашнем обучении учителя и родители ведут «Журнал взаимосвязи», в котором отмечают изученные темы и отметки, выставленные преподавателями.
На время обучения школа бесплатно предоставляет для ребенка инвалида все необходимые ему учебники и пособия, которые имеются в ее библиотеке.

компенсации, льготы и формы обучения

В каких случаях положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида?

Государство в правовых актах закрепило обязанность дать каждому ребенку образование, в том числе и ребенку с ограниченными возможностями здоровья, ребенку-инвалиду. Причем делает оно это двумя способами: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе дошкольных и общеобразовательных учреждений, либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств. Родители вправе рассчитывать на компенсацию при обучении детей-инвалидов на дому. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание, образование и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

С какого возраста положена компенсация родителям за обучение их детей-инвалидов?

В Федеральном Законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что при невозможности обучения и воспитания детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях государство берет на себя обязательство обеспечить их обучение и воспитание на дому. Из этого следует, что родители имеют право на получение компенсации с момента достижения их ребенком-инвалидом возраста, с которого закон позволяет принимать в общеобразовательное учреждение. Родителям детей-инвалидов право на получение компенсации на образование предоставляется с момента достижения их ребенком 6 лет 6 месяцев, поскольку в соответствии ст.19. Закона «Об образовании» при достижении ребенком данного возраста, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Что касается предельного возраста для получения компенсации на образование, то выплаты производятся до получения ребенком среднего (полного) общего образования, т.е до восемнадцати лет.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья предельный возраст получения среднего (полного) общего образования может быть увеличен.

В каком размере положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида на дому?

При надомном обучении количество занятий с педагогами из школы гораздо меньше, чем количество уроков, которые ребенок мог бы посещать в школе. Соответственно резко возрастает объем самостоятельной работы. Возникший разрыв родители могут восполнить, пригласив педагогов из других образовательных учреждений.
Размер компенсации ограничен суммой, равной нормативу финансирования на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь в виду, что компенсации подлежат только фактически понесенные расходы, т.е. расходы, которые уже произведены родителями. Выплата компенсации одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида производится при получении образовательных услуг в объеме не более трех часов в неделю в соответствии с медицинскими рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. Компенсация назначается приказом руководителя образовательного учреждения на основании заявления родителей. Расчет суммы компенсации производится образовательным учреждением, в списке которого числится ребенок-инвалид.

Для получения компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг родитель (законный представитель), с которым проживает ребенок, обращается на имя руководителя образовательного учреждения, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида, с заявлением о назначении компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг. В заявлении указывается:

— паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка из жилищно-эксплуатационной организации о регистрации ребенка в жилом помещении. К заявлению прилагаются следующие документы:

— копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка;
— копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы — копия документа об образовании специалиста, оказывающего дополнительные образовательные услуги;
— копия документа, подтверждающего право на осуществление педагогом индивидуальной трудовой педагогической деятельности;
— лицензия на оказание образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений).

Родитель (законный представитель) становится получателем компенсации после заключения договора об организации индивидуального обучения на дому. Договор заключается сроком на один год.

Расходы, связанные с приглашением педагогических работников сверх установленной нагрузки осуществляются за счет средств родителей (законных представителей).

Дети-инвалиды дошкольного возраста, при невозможности обучения и воспитания их в общих и специальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с медицинскими показаниями и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, могут посещать отдельные занятия и воспитательные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении, расположенном по месту жительства.

Должны ли родители платить за воспитание и обучение ребенка-инвалида в детском саду?

В соответствии со ст. 52.1 законом РФ «Об образовании» за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается. Пунктом 1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, и пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, определены категории детей с отклонениями в развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в указанные образовательные учреждения по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении). Наличие у ребенка недостатка в психическом или физическом развитии устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
В перечень категорий детей с отклонениями в развитии, установленный названными типовыми положениями, включены дети с иными отклонениями в развитии. Пунктом 1 статьи 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» право устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставлено учредителю. Полагаем, что учредитель вправе не устанавливать родительскую плату за содержание в указанных учреждениях детей с иными отклонениями в развитии при наличии у них соответствующих заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Кроме того, предусматривается поддержка родителей (законных представителей), имеющих льготы по оплате за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении
. К льготным категориям могут быть отнесены: многодетные семьи, одинокие матери (отцы), семьи военнослужащих, семьи, в которых один из родителей проходит военную службу по призыву; семьи, в которых оба родителя являются студентами, родители-инвалиды, родители, воспитывающие ребенка-инвалида и др. Перечень документов, предъявляемых родителями для получения льготы по оплате содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, устанавливается распоряжением органов местного самоуправления. Например, это могут быть следующие документы:

— заявление о предоставлении льготы;
— справка о составе семьи;
— справка о доходах всех членов семьи за последние три месяца;
— копия свидетельства о рождении ребенка;
— копии соответствующих удостоверений.
В соответствии ст.18. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Какие льготы имеют дети-инвалиды при поступлении в высшие учебные заведения?

Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются:
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Никто не вправе настаивать на том, чтобы ваш ребенок учился дома

Особых детей часто вытесняют на надомное обучение или в коррекционные школы. О том, как родителям бороться за права своих детей, мы поговорили с юристом Анной Удьяровой

Фото с сайта mediasema.ru

Анна Удьярова – юрист Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы».

– Какие в настоящее время есть варианты получения школьного образования для ребенка с особыми возможностями здоровья?

– Законодательством для детей с ОВЗ предусмотрены инклюзивное обучение в обычной школе, обучение в отдельной школе, реализующей адаптированные образовательные программы (раньше такие школы назывались коррекционными, сейчас этот термин не используется), семейное обучение. Инклюзия предполагает также разные формы – как обучение вместе с детьми без ОВЗ, так и обучение в обычной школе, но в отдельном классе.

Что касается надомного обучения, которое часто встречается на практике, то я считаю, что эта практика для детей с ОВЗ применяется необоснованно широко.

Надомное обучение – это исключение из общего правила, предусмотренное для сравнительно небольшого перечня заболеваний, при которых ребенку тяжело посещать школу.

Анна Удьярова – юрист Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы». Фото с сайта perspektivy.ru

Но часто родителей детей с тяжелыми нарушениями администрации школ вынуждают писать заявление о переводе ребенка на надомное обучение без достаточных на то причин.

Говорят, что так будет лучше, а на самом деле, так проще самой школьной администрации – не нужно создавать специальные условия в школе, учителя просто ходят к такому ребенку сами. Но и в этом случае школой, к которой он прикреплен, должен быть составлен индивидуальный учебный план. Как правило, занятия эти проводятся не полностью и некачественно, то есть какие-то уроки могут быть включены в учебный план, но на практике не проводятся или проводятся специалистами, которые не имеют соответствующей квалификации и опыта работы с такими детьми. А находить квалифицированных специалистов – это опять-таки обязанность школы.

– Как добиться создания инклюзивного класса в школе, администрация которой не спешит идти навстречу?

– Здесь два аспекта: правовой и практический (то есть, как это сделать, чтобы это действительно работало). Если говорить о юридической стороне дела, то тут все довольно просто, потому что инклюзивное образование – это по закону выбор родителей. Если родитель хочет, чтобы его ребенок обучался в конкретной школе, которую он, родитель, считает для своего ребенка подходящей, то он может обратиться в такую школу.

Тут есть сложности, связанные с получением заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для того, чтобы требовать от школы создания для ребенка специальных условий, нужно, чтобы эти условия были включены в это заключение.

Часто родители жалуются на то, что в ПМПК входят такие специалисты, которые не могут оценить потребности детей, подходят к делу формально – не учитывают возможности ребенка, а дают заключение, которое удобно школе, рекомендуют надомное обучение (хотя такие рекомендации – вообще не дело ПМПК) или слишком простой для конкретного ребенка тип адаптированной программы. Так происходит потому, что они не обследуют ребенка в достаточной мере.

– А кто может настаивать на надомном обучении?

– Для того, чтобы перевести ребенка на надомное обучение, поликлиника должна дать справку о наличии у него соответствующего диагноза, то есть входящего в вышеупомянутый перечень. Но сам перевод на надомное обучение возможен только по заявлению родителей.

– Сколько времени в среднем тратит ПМПК на обследование ребенка?

– По-разному – это зависит от конкретного состава экспертов. Но, по отзывам родителей, с которыми мы работаем, в среднем – 10-15 минут. Есть письмо Министерства образования и науки Российской Федерации – рекомендации по проведению обследований детей. Там подробно описаны методики, которые должны применять дефектолог, логопед, психолог.

Фото с сайта maam.ru

И когда читаешь этот документ, понимаешь, что за 10-15 минут эти методики применить невозможно.

Так что, скорее всего, те эксперты ПМПК, которые тратят вот столько времени на обследование, ориентируются только на уже имеющиеся медицинские документы и на первое впечатление от внешних проявлений ребенка.

– Если вернуться к самой школе: ведь директор и учителя могут просто оказаться не готовы к общению и работе с «особым» ребенком – в первую очередь это касается детей с особенностями ментальными. Именно поэтому они могут просить родителей обучать ребенка на дому…

– Я считаю, что это не оправдание для того, чтобы забирать ребенка из школы, и вообще для какого-либо ограничения прав детей с ОВЗ. Именно для преодоления подобных проблем и создаются специальные условия. Например, ребенку находят тьютора или технического ассистента. К ассистенту не предъявляются какие-то особые требования, касающиеся его образования. А у тьютора обязательно должно быть педагогическое образование, так как он помогает непосредственно в учебном процессе.

– Как правило, ПМПК вписывает в индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА) наличие тьютора в качестве обязательного условия в первую очередь детям с расстройствами аутистического спектра. Как добиться, чтобы это условие было вписано в ИПРА ребенку с совсем другим диагнозом, например, с нарушением зрения?

– К нам часто обращаются родители с этим вопросом. Для начала необходимо понять, кто нужен ребенку – ассистент или тьютор. Может быть, нужны они оба. В методических рекомендациях тьютор упоминается в первую очередь в связи с РАС, но нет ограничения и для детей с другими диагнозами. Родители должны обосновать потребности своего ребенка, подкрепив это обоснование заключением специалиста.

Если эксперты ПМПК не согласятся с этим заключением, то нужно обжаловать их решение: например, если в городе это решение районной комиссии, то нужно обращаться в центральную городскую. У нас в Санкт-Петербурге есть случаи успешного обжалования решений районных комиссий – как говорят родители, в центральной комиссии относятся к детям более внимательно. В том числе и тьютора удалось внести в ИПРА ребенка при таком обжаловании.

Фото с сайта kubnews.ru

И да, если есть заключение специалиста, которое эксперты ПМПК проигнорировали, это прямое основание для обжалования.

Но даже у тех, в чью ИПРА внесен тьютор, возникают сложности, если школа отказывается его предоставлять, ссылаясь на отсутствие в ней такого специалиста.

– И что тогда делать?

– Здесь опять-таки нужно обжаловать решение школы. Тем более, когда на руках у родителей уже заключение ПМПК. Понятно, что это занимает время и не все родители на это идут. Но с юридической точки зрения здесь очень большие шансы добиться успеха. Если администрация школы наотрез отказывается создавать ребенку условия, прописанные в заключении ПМПК, то сначала нужно попросить у них письменный отказ. Часто вопрос разрешается уже на этом этапе – ведь администрация понимает, что закон на стороне родителей. Но если школа отказывает и письменно, то надо обращаться в районный отдел образования, затем в комитет по образованию и так вплоть до суда.

– Имеет ли родителям смысл идти на такие меры, пытаясь устроить ребенка в школу? Ведь это означает испортить отношения с людьми, среди которых ребенок будет находиться. Есть случаи, когда директора и учителя потом все равно пытаются вытеснить «особых» детей из школ.

– Конечно, имеет смысл – и для конкретной семьи, и для изменения ситуации в целом. Естественно, родитель не должен действовать во вред своему ребенку, если в школе настолько конфликтная ситуация, что ребенку там явно некомфортно, то легче, наверно, поменять школу. Понятно, что школу приходится выбирать, так как лучше, если в этой школе кто-то будет в «особых» детях заинтересован.

Часто родители отказываются от обжалования потому, что у администрации школы много возможностей давить на них и на ребенка. Но с другой стороны, нужно отстаивать свои права, ведь такое поведение родителей только укрепляют сотрудников школ и чиновников в сфере образования в чувстве своей правоты.

Особые сложности возникают у детей, оставшихся без попечения родителей. Мы им тоже оказываем помощь. И как раз одно из серьезных достижений «Перспектив»: все дети с тяжелыми множественными нарушениями в ДДИ №4 в Павловске зачислены в школу и учатся, а раньше такие дети считались «необучаемыми». И уже видно, как образование положительно на детей влияет.

– Отдельно о детях, имеющих нарушения слуха или зрения. Ведь они традиционно учились в специальных школах, так как им нужно осваивать специальные навыки. Могут ли им в настоящее время отказать такому ребенку в приеме в обычную школу?

– На правовых основаниях не могут. Если в заключении ПМПК прописано, что одним из условий обучения ребенка является, например, наличие специалиста, знающего шрифт Брайля, то школа должна это условие создать. Есть разные мнения, в том числе и среди родителей – одни считают, что нужна инклюзия, другие предпочитают специализированные школы. Но в любом случае выбор должны делать сами родители.

Практика же пока несколько другая. На сайте центральной ПМПК Санкт-Петербурга есть список школ, реализующих инклюзию – и их довольно много, в каждом районе порядка десяти. Родители же рассказывают, что часто в этот список попадают школы, которые берут одного-двух детей с ОВЗ с достаточно легкими нарушениями.

Даже если в школе есть один такой ребенок, это уже считается инклюзией. А детям с тяжелыми, тем более, с множественными нарушениями попасть в обычную школу гораздо сложнее.

– Если в школе уже есть инклюзивный класс, может ли администрация школы отказать в приеме ребенку, если его диагноз отличается от диагнозов детей, которые уже в этом классе учатся?

– Такой отказ будет также незаконен – в одной школе, если она не является школой для реализации определенного вида адаптированных программ, могут быть разные дети с ОВЗ. Но есть определенные нормы наполнения классов.

Фото с сайта rusplt.ru

То есть школа имеет право отказаться принять ребенка из-за отсутствия мест. Но есть места в школе или нет – это ведь можно проверить.

– Как выглядят рекомендации по обучению ребенка в новой форме ИПРА?

– Основное отличие новой формы ИПРА в том, что теперь там прямо указано: графа о том, нуждается ребенок в особых условиях при обучении или нет, заполняется на основании заключения ПМПК. Раньше не было понятно, как ИПРА и заключение ПМПК между собой соотносятся. Еще в ИПРА есть специальные разделы, посвященные тому, какая помощь нужна ребенку с инвалидностью для преодоления различных барьеров. И это тоже можно использовать для помощи ребенку в системе образования.

Например, там есть графа о преодолении барьеров для доступа к объектам социальной инфраструктуры, к каковым, конечно, относится и школа. И запись в этой графе может быть основанием для того, чтобы ребенку предоставляли ассистента. Доступную среду, те же пандусы тоже должна обеспечить в случае надобности школа.

– Многих родителей детей с ОВЗ проблема инклюзии начинает волновать задолго до времени, когда детям пора в школу. Ведь в детских садах тоже возникают непростые ситуации…

– Дошкольное образование не является обязательным, но все равно для детей с ОВЗ есть законные гарантии того, что им должны быть созданы нужные условия в детских садах – так же, как и в школах.

В детских садах же тоже часто отказываются принимать детей с ОВЗ, а еще часто требуют, чтобы родители сопровождали таких детей в течение всего дня. Такие требования незаконны.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, можно посмотреть здесь. 

Обучение детей-инвалидов

Трудности обучения детей-инвалидов в школеИндивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных возможностей ребенка, в программе может быть предусмотрено обучение в высшей школе. Больные дети имеют право на обучение. Это закреплено Конституцией РФ (ст. 43). Обучение детей-инвалидов производится в общеобразовательных школах, специальных коррекционных учебных заведениях, на дому: дистанционным методом или путем семейного воспитания. Инвалидам детства также предоставляется право обучаться в музыкальных и художественных школах на бесплатной основе.

Для получения специального образования инвалидам предоставляются льготы при поступлении в профессиональные училища, техникумы, высшие учебные заведения. Единственным, но значительным ограничением для обучения детей-инвалидов является состояние здоровья. Согласно заключению медицинской психиатрической и педагогической экспертизы инвалиды детства определяются в специализированные учебные заведения для обучения детей со следующими нарушениями:

  • Зрения;
  • Слуха;
  • Речи;
  • Двигательной активности.

При имеющихся нарушениях интеллектуального развития предусмотрено обучение детей-инвалидов в специальной школе-интернате по особой методике специально подготовленными преподавателями.

Так или иначе, ни один инвалид детства не может остаться без образования, независимо от характера заболевания.

Обучение детей-инвалидов в школе

Средние общеобразовательные учебные заведения не имеют права отказывать в приеме детям инвалидам, тем не менее школы не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями. Педагоги не разрабатывают специальных учебных программ, не привлекают к процессу обучения детей-инвалидов в школе специалистов: дефектологов, логопедов, массажистов и пр. Частные школы имеют право принимать инвалидов, но не обязаны это делать.

Дети-инвалиды, не страдающие задержкой умственного развития, как правило, не имеют проблем с усвоением школьного материала. На первый план для таких учеников выступает проблема общения со сверстниками. Детская психология значительно отличается от взрослой, ученики могут «организовать» инвалиду невыносимые условия не только в плане обучения, но и в жизнедеятельности. Тем временем руководство среднего общеобразовательного учебного заведения не имеет возможности создания благоприятных условий для детей с ограниченными физическими возможностями. В штате средней школы не предусмотрена работа психолога, прямой обязанностью которого является создание необходимого микроклимата в коллективе.

Подобные условия созданы в коррекционных школах, в которые ребенок направляется только с согласия родителей.

Обучение на дому детей-инвалидов

В тех случаях, когда родители не желают, чтобы их ребенок учился в коррекционной или общеобразовательной школе, предусмотрена возможность получения среднего образования на дому.

Для обучения на дому детей-инвалидов существует две формы преподавания:

  • Семейная;
  • Надомная.

Семейное обучение не предполагает участия в образовательном процессе учителей из общей школы. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Если же решением комиссии ребенок нуждается в учебе в коррекционной школе, размер компенсации увеличивается согласно существующим нормативам. Между родителями и школой заключается договор, который предусматривает проведение промежуточной аттестации знаний. В случае отрицательных результатов договор расторгается, а компенсация подлежит возврату.

Надомная форма обучения детей-инвалидов предусматривает выплаты на двухразовые горячие обеды, труд прикрепленных учителей школы оплачивает государство. Преподаватели также проводят занятия с ребенком на дому и проводят аттестацию, в ходе которой предусмотрены итоговые экзамены по определенным предметам.

Ребенок, обучаясь дома, получает полное образование, уровень которого не отличается от общего.

Дистанционное обучение детей-инвалидов

Для обучения инвалидов с детства существует несколько моделей дистанционного обучения:

  • В центре дистанционного обучения. Занятия проводят штатные педагоги;
  • Методическое сопровождение преподавания по месту жительства;
  • Разработка программы обучения детей-инвалидов несколькими образовательными учреждениями.

Учебно-методический комплекс дистанционных технологий составляется с учетом плана школы и программ предметов по отдельным дисциплинам. Вся информация находится в открытом доступе как для учеников и родителей, так и для преподавателей. С этой целью разработаны комплекты электронных ресурсов.

Дистанционное обучение детей-инвалидов предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время задать вопрос учителю и получить на него исчерпывающий ответ.

Важное достижение дистанционного обучения – возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.

Аттестация знаний при обучении детей-инвалидов

Контрольная работа проводится согласно графику, утвержденному руководителем учебного центра. Режим очного взаимодействия обеспечивается с помощью специальных компьютерных программ. Ученик устанавливает камеру таким образом, чтобы преподаватель мог видеть рабочее место. Подобный режим полностью исключает использование подсказок как в устной, так и в письменной форме.

Современная программа обучения детей-инвалидовОбучающиеся с низким темпом работы выполняют контрольную работу в несколько этапов. Учителя не имеют права нагнетать обстановку, преувеличивая значимость прохождения аттестации.

Вступительные экзамены в среднетехнические и высшие учебные заведения для инвалидов проводятся на особых условиях. Абитуриентам предоставляется дополнительное время на подготовку в течение полутора часов независимо от формы сдачи экзамена: письменной или устной. Обучение детей-инвалидов в высших и среднетехнических учебных заведениях также проводится по индивидуальным программам с учетом рекомендаций врачей, психологов и социальных работников.

Инвалидность определяется не состоянием здоровья, а степенью ограничения к трудовой деятельности. Современные технологии позволяют детям инвалидам получить необходимое образование и стать полноценными членами общества.

Обучение инвалидов в учебном заведении и дистанционно (на дому): особенности, привилегии

Право на обучение инвалидов закреплено законодательством. Данный закон распространяется по всей территории России и контролируется региональным отделом Минобрнауки. В нашей статье подробно раскроется, каким образом может происходить обучение и воспитание ребенка-инвалида.

Право инвалидов на образование

Международное законодательство указывает основное право людей с инвалидностью на получение образования без дискриминации, с равными возможностями. В конвенции сказано о принятии необходимых мер для того, чтобы:

  • детей с инвалидностью не исключали из общеобразовательной школы по причине инвалидности, если у них не потеряны навыки к обслуживанию;
  • имелся равный доступ к получению бесплатного, инклюзивного, начального образования;
  • обеспечивались специальные условия, учитывающие индивидуальные потребности лиц;
  • инвалиды в системе общего образования получали необходимую поддержку для повышения эффективности обучения;
  • принимались меры для получения знаний, социального развития.

Государство должно контролировать доступность профессионального обучения инвалидов на равных условиях с другими. Для этого порой необходимо предпринять следующие меры:

  • освоить азбуку Брайля;
  • изучить альтернативные шрифты;
  • обучить навыкам ориентации;
  • способствовать социальной поддержке;
  • развить систему наставничества;
  • овладеть жестовым языком;
  • поощрить самобытность глухих;
  • внедрить в деятельность алгоритм сопровождения семьи с ребенком-инвалидом;
  • обеспечить получение подходящего для инвалида языка, индивидуального метода общения, способствующего получению знаний. Особенно это актуально для слепоглухих, слепых, глухих детей.
Обучение детей-инвалидов

Способы получения образования

В России имеется несколько способов получения образования детьми-инвалидами. Выбор формы получения знаний должны предоставить родителям несовершеннолетнего.

Имеются следующие виды образовательных услуг:

  • Путем посещения общеобразовательного заведения.
  • Дистанционного обучения для инвалидов.
  • Домашнее обучение, если ребенок не может сам посещать школу.

Детям-инвалидам созданы следующие условия для получения знаний в соответствии с возрастными границами. ДОУ обеспечивает дошкольников массажистами, психологами, тренерами, логопедами. Консультирует родителей по вопросам воспитания, участия в программе «Доступная среда», способствующей созданию расширенных коридоров, пандусов. В группе должно быть ограниченное число воспитанников от 3 до 15 человек.

Среднее образование производится путем использования специально разработанных учебно-методических пособий, в которые входят специализированная литература, учебники, особое значение имеют технические средства. Организована деятельность специнтернатов для слепых, глухих, детей с психоневрологическими патологиями с учетом справки МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии) с указанием реабилитационной программы.

Высшие учебные заведения предоставляют услуги центра дистанционного обучения, льготы при поступлении на первый курс. Для улучшения социализации ребенка в системе образования используются следующие принципы:

  • Инклюзии, который разработан с учетом программы «Доступная среда». Данный принцип имеет в виду установку пандусов, расширение коридоров, перепланировку помещений.
  • Интеграции, который предполагает необязательное посещение совместных занятий. Ребенка могут зачислить в класс с подходящей для него нагрузкой и формой подачи учебного материала.

Формы получения знаний

Государство предусматривает физические особенности детей с инвалидностью и решает вопрос создания необходимых условий в образовательном заведении. Инвалидам должно быть удобно посещать занятия, комфортно общаться со сверстниками. Кроме того, необходимо подготовить специалистов: педагогический состав, медиков.

Если несовершеннолетним сложно посещать общеобразовательное учреждение по медицинскому показанию, то возможна организация обучения детей-инвалидов на дому или удаленное получение знаний. Ребятам, обучающимся вне школы, важно привлечение к общению с другими детьми. Оно может происходить в виде посещения отдельных уроков, кружков, дополнительных занятий, увеселительных мероприятий.

На заметку: чтобы ребенку-инвалиду был разработан индивидуальный учебный план, родители должны проявить инициативу и обратиться к администрации школы.

Домашнее обучение

Если ребенок не может посещать занятия в классе, то у него имеется возможность обучения в семейных условиях. Порядок получения данного права:

  • родителю следует обратиться в местный отдел образования с соответствующим заявлением;
  • нужно предоставить справку МСЭК, которая подтверждает данную необходимость;
  • необходимо заключение МСЭК о невозможности посещения очных занятий.
Специальные условия получения образования

Далее администрация среднего образовательного учреждения заключает договор с родителями о предоставлении услуг, оформляет необходимые документы, зачисляет в число учеников ребенка, составляет индивидуальный учебный план, назначает учителей. Ученик с медицинским показаниями получает общеобразовательную программу в полном объеме, получает обычный аттестат.

Дистанционное обучение

Заочная форма обучения с использованием компьютерных технологий находится в процессе развития. На сегодняшний день занятия могут проводиться в следующих режимах:

  • телеконференций;
  • веб-занятий;
  • интернет-уроков;
  • телеприсутствия;
  • получения задания и отправления ответов посредством электронной почты.

Если отдел образования принимает решение об организации дистанционного обучения, то ученику услуги должны предоставляться за средства бюджета. Сюда включается компьютерная техника, средства связи.

При помощи удаленного обучения людям с ослабленным здоровьем имеется возможность получить образование независимо от дальности нахождения образовательной организации, материального состояния семьи. Дистанционным образом можно получить профессиональное образование, производить подготовку в ВУЗ, развить творческие способности ребенка, получить консультацию специалистов.

Образовательные привилегии инвалидов

На территории РФ у детей с инвалидностью имеются следующие льготы:

  • внеочередное поступление в детский сад;
  • снижение родительской платы за детский сад;
  • компенсирование средств за домашнее обучение. По закону на обучение детей от 6 лет 6 месяцев средства выделяются из Федерального бюджета. В случае найма специалистов для занятий дома родителям компенсируется 3 часа в неделю. Компенсация выплачивается до получения аттестата. Возможно продление возраста ученика, если это требуется по состоянию здоровья;
  • социальную реабилитацию, заключающуюся в процессе социализации детей;
  • льготные условия поступления в ВУЗ. Если инвалиды успешно сдали экзамены, то они зачисляются вне конкурса на первый курс.

Читайте также:

Что нужно перед поступлением в школу

Перед поступлением ребенка-инвалида в школу необходимо получить консультацию педагогов для определения формы обучения, оценить возможности ребенка, насколько он имеет способность к самообслуживанию, получить рекомендации ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), получить рекомендации медицинского учреждения.

Также следует определиться с формой получения знаний, определить список школы, проконсультироваться с администрацией, ознакомиться с правилами образовательного учреждения, определить шаговую, физическую, материально-техническую, транспортную доступность, наличие пандусов, широких коридоров.

Проведение аттестации знаний

Аттестация знаний ребенка-инвалида производится согласно графику, который утверждается руководителем учебного заведения. Возможно заочное проведение контрольных работ. В этом случае камеры устанавливаются таким образом, чтобы учитель видел ученика и рабочее место. Если по состоянию здоровья ребенок не может выполнить за один раз контрольную работу, то возможно поэтапное ее проведение.

Льготы для инвалидов при поступлении в ВУЗ

Проведение вступительных экзаменов также требует особенных условий. Абитуриент имеет право на дополнительные 1,5 часа вне зависимости от того, устно или письменно проводится экзамен, учитывая все рекомендации врачей, психологов, социальных работников.

Переобучение

Если инвалид испытывает трудности с трудоустройством, то возможно в учебном центре от центра занятости населения пройти переобучение. Данная возможность имеется при наличии 3 группы инвалидности, которая не является препятствием к ведению трудовой деятельности. Инвалиду можно пройти переобучение на промышленном предприятии под определенную профессию.

Профессию нужно выбирать с возможностью получения дохода, полной реализации умений, способности, ресурсных возможностей. Обычно инвалидам рекомендуют курсы компьютерной грамотности. Кроме того, возможно переобучение на:

  • декораторов;
  • скорняка;
  • вязальщицу;
  • швею;
  • оператора;
  • бухгалтера;
  • лифтера;
  • кладовщика.

Самое важное! Инвалиды имеют право на получение образования наравне с другими членами общества. Для этого им необходимо создать щадящие условия в соответствии с их физическими особенностями.

Домашнее обучение детей инвалидов: как оформить

Домашнее обучение детей инвалидов Хотя в последнее время все больше говорится о введении среднего инклюзивного образования, единого мнения у общественности по этому вопросу нет. И родители, и педагогические работники, и эксперты весьма неоднозначно относятся к тому, чтобы обычные ребята и дети с ограниченными возможностями получали образование вместе. Для инвалидов колясочников элементарно не подготовлены здания школ: нет пандусов, лифтов, специального оборудования в туалетных помещениях и столовых.

Нет гарантии, что одноклассники будут достаточно деликатны и не ранят резкими или грубыми словами ребенка с задержкой развития, другими патологиями. Поэтому на сегодняшний день родители инвалидов с детства, как правило, выбирают или специализированные учебные организации и интернаты, или домашнюю форму обучения.

Оформление домашней формы обучения для ребенка инвалида производится в определенном порядке.

Какие нужны документы, чтобы организовать обучение на дому?

По действующим нормативным актам, для перевода на домашнюю форму обучения нужны веские основания, например, заключение из поликлиники от врача, который наблюдает ребенка. Родители должны подготовить медицинские справки и заключение экспертной комиссии о состоянии здоровья ребенка, то есть справку КЭК.

Когда все медицинские документы получены, родители могут обратиться в образовательное учреждение по месту жительства. Родителям или опекунам ребенка инвалида нужно написать заявление на имя директора и предоставить администрации школы все собранные справки. Школа рядом с домом, в которую родители обращаются, не имеет права отказать в домашнем обучении.

Как организовано домашнее обучение

После сдачи документов администрация школы обязана заняться организацией обучения. В каждом образовательном учреждении действуют свои правила для индивидуального обучения школьников. В зависимости от физического и психологического состояния ученика, от его способностей, обучающий процесс может иметь те или иные особенности. Когда учителя и медики делают вывод, что ребенку по силам общая программа, то он занимается теми же предметами, выполняет такие же самостоятельные и проверочные работы, сдает зачеты и экзамены, что и обычные ребята, посещающие школу.

Расписание и продолжительность уроков утверждается в зависимости от состояния здоровья ребенка. Если есть возможность, то на некоторые уроки он может приходить и в школу. Кроме того, родители могут организовывать дополнительные занятия или приглашать учителей из других образовательных учреждений. Обычно данные учебные занятия являются платными. Окончив обучение по такой программе, ученик получает школьный аттестат государственного образца.

В тех случаях, когда психофизическое состояние не позволяет полностью освоить общеобразовательную программу, учителя составляют вспомогательный курс обучения, согласовывая его с родителями. В этой программе подробно указываются необходимые к освоению предметы, а также количество учебных часов в неделю. При окончании вспомогательной программы обучения ребенку выдают аттестат специального образца.

При домашнем обучении учителя и родители ведут «Журнал взаимосвязи», в котором отмечают изученные темы и отметки, выставленные преподавателями.

На время обучения школа бесплатно предоставляет для ребенка инвалида все необходимые ему учебники и пособия, которые имеются в ее библиотеке.

LikesДомашнее обучение детей инвалидов (0)DislikesДомашнее обучение детей инвалидов (0)

Leave a comment