Муниципальные облигации в россии – что это такое и чем отличаются от государственных, выпускаются ли еврооблигации, какова доходность этого инструмента, надёжность и риски

Облигации субъектов РФ и муниципальных образований

  • смартлаб
  • облигации
  • котировки облигаций субъектов РФ
Купить облигации Открыть фильтр

Выделите область на графике, чтобы увеличить её

Открыть фильтрИмяПогашениеЛет до
погаш.
ДоходнГод.куп.
дох.
Куп.дох.
посл.
ЦенаОбъем, млн рубКупон, рубЧастота,
раз в год
НКД, рубДюр-я, летДата купонаОфертаОткрыть фильтрОткрыть фильтр
113:22:15Карелия 172020-04-080.23.4%12.23%11.99%101.990.03.0543.020.222020-01-18++
214:32:10ЛипецкОбл82020-04-170.33.2%7.89%7.80%101.180.15.9400.252020-04-17++
314:34:44Якут-07 об2020-05-140.34.3%12.43%12.12%102.614.6543.270.322020-02-13++
413:18:14СамарОбл112020-06-180.45.3%12.40%12.05%102.960.07.7342.460.412020-03-19++
514:37:49БелгОб20152020-06-300.56.0%12.63%12.27%103.010.13.1540.590.452020-03-31++
613:52:23Новсиб 6об2020-07-220.55.4%8.34%8.22%
101.51
0.02.0841.970.502020-01-22++
711:14:17БелгОб20132020-07-280.54.3%8.30%8.13%102.110.04.1443.640.522020-01-28++
814:38:59СамарОбл 92020-07-310.54.7%8.18%8.03%101.890.31.0240.86
0.52
2020-01-31++
914:32:29НижгорОб102020-08-230.65.8%12.15%11.71%103.790.29.0945.390.582020-02-23++
1010:18:06НижгорОбл92020-08-260.61.1%7.87%7.56%104.10.05.8924.880.592020-02-17++
1114:30:49Удмурт20152020-09-170.75.9%13.80%13.12%105.20.124.0847.680.652020-03-19++
1214:04:15Башкорт8об2020-09-180.7-25.7%7.75%6.06%1285.841.780.662020-03-20++
1312:08:23Удмуртия-72020-10-010.75.5%7.44%7.34%101.380.03.7122.160.692020-04-02++
1414:07:15Хакас20152020-10-110.75.9%12.26%11.71%104.660.06.1840.540.712020-04-10++
1514:29:54Мордовия022020-10-140.75.8%13.74%12.99%105.840.110.2840.230.722020-04-15++
1613:56:17Волгогр 082020-10-190.86.0%13.58%13.06%103.980.013.54410.420.512020-02-07++
1714:34:47Хакас20132020-10-270.86.0%8.40%8.25%101.90.04.1943.130.752020-02-09++
1814:03:10ВлгОб350062020-10-300.86.2%11.74%11.35%103.50.47.3246.190.612020-01-31++
1914:31:33СтаврКрай22020-11-040.85.5%8.09%7.92%102.130.32.0441.680.772020-02-02++
2010:10:00МГор69-об2021-05-181.30.0%7.50%37.4212.122020-05-19++
2112:40:44Якут-08 об2021-05-181.36.0%10.29%9.89%104.0615.39410.990.912020-02-12++
2213:10:05БелгОб20162021-06-081.45.3%9.81%9.39%104.4924.46410.210.982020-03-10
++
2313:12:03Оренб350022021-06-141.42.9%10.99%10.37%105.950.04.1141.450.732020-03-16++
2414:31:13БелгОб20142021-06-211.45.6%10.67%9.97%107.020.11.3340.361.342020-03-23++
2511:37:15КОМИ 12 об2021-06-231.45.6%11.60%11.02%105.290.131.81228.840.852020-02-03++
2614:38:56СамарОбл102021-07-011.54.4%10.00%9.50%105.270.33.7440.620.932020-04-02++
2714:26:41Якут 350062021-07-021.55.6%10.11%9.70%104.19
0.0
5.0441.270.912020-03-25++
2814:30:11Мордовия032021-09-031.66.7%11.70%11.05%105.91.720.4249.421.132020-03-06++
2911:27:55Новсиб20162021-10-031.76.6%8.93%8.71%102.50.022.2640.491.022020-04-15++
3012:30:50ОмскОб20162021-11-011.85.2%9.30%8.83%105.3523.19420.381.252020-01-28++
3112:56:24ТомскАдм 62021-11-141.810.2%9.83%15.9347.352020-03-06++
3213:18:08ЛенОбл20142021-12-071.9-3.2%12.86%6.4142.682020-03-10++
3310:21:05КалинОбл162021-12-171.95.5%10.50%9.69%108.350.126.1848.051.592020-03-20++
3414:38:47ИркОбл20162021-12-251.95.1%9.25%8.70%106.3718.4545.071.472020-03-23++
3511:22:44МГор48-об2022-06-112.45.7%6.00%5.95%100.790.030.0826.082.272020-06-11++
3612:02:01Новсиб20172022-09-272.76.9%7.85%7.66%102.420.019.5740.222.112020-04-16++
3710:50:30Новсиб 7об2022-10-102.74.1%12.66%11.30%111.990.117.3644.21.372020-03-26++
3811:01:17НижгорОб122022-10-232.85.7%8.10%7.84%103.30.017.17416.61.322020-01-20++
3910:32:31КОМИ 13 об2022-11-162.80.0%9.50%23.68415.12020-02-19++
4014:23:40ОрлОбл20172022-11-262.96.7%8.30%8.04%103.220.220.69451.852020-03-26++
4113:08:21ННовгор 172022-12-052.96.3%8.10%7.81%103.70.120.1949.991.852020-03-03++
4211:47:47МосОбл20172022-12-222.96.3%7.50%7.32%102.460.014.0243.391.802020-03-26++
4311:54:38МгдОбл20172022-12-252.96.3%8.00%7.75%103.240.019.9546.581.742020-03-18++
4412:30:50ЯрОбл 20162023-05-193.36.2%10.00%9.30%107.6119.95412.271.932020-02-21++
4513:57:29ТомскОб 552023-06-193.46.4%9.90%9.29%106.5124.6846.781.762020-03-23++
4610:30:55НижгорОб112023-06-223.45.4%10.25%9.32%1100.125.5540.561.982020-04-15++
4713:56:55ТамбовОбл22023-09-203.76.6%9.60%8.99%106.7823.9346.052.132020-03-25++
4810:10:00Новосиб 192023-10-153.82.5%8.57%7.52%11421.37420.92.112020-01-19++
4914:02:54Карелия 182023-10-153.86.7%8.00%7.70%103.90.119.95415.562.562020-02-06++
5013:57:24КрасЯрКр122023-10-253.85.6%9.75%8.97%108.7248.62221.12.062020-04-29++
5114:33:32Хакас20162023-11-023.87.1%11.70%10.42%112.36.329.174252.462020-01-30++
5213:15:16СтаврКрай32023-11-073.85.7%9.80%8.99%10924.43419.62.052020-02-04++
5314:26:15МосОбл20162023-11-213.96.3%9.65%8.87%108.80.024.06413.752.432020-02-25++
5414:29:10ЯНАО-20162023-12-063.96.1%9.37%8.88%105.490.814.0246.781.582020-03-04++
5513:53:28ХМАО 102023-12-183.96.0%9.15%8.59%106.512.022.8146.271.952020-03-23++
5613:41:33Якут-09 об2024-05-164.36.3%8.59%8.11%1060.021.42415.062.432020-02-13++
5712:24:59НижгорОб132024-05-244.45.5%8.68%8.11%10721.64413.562.102020-02-20++
5812:08:44СамарОбл132024-05-314.46.1%8.19%7.73%1060.020.4249.422.652020-03-06++
5912:38:40ВлгОб350072024-06-024.46.9%8.90%8.47%105.050.122.1949.752.872020-03-08++
6013:10:35БелгОб20172024-06-114.46.3%8.25%7.80%105.7420.5747.012.772020-03-17++
6113:18:17СамарОбл122024-06-214.46.4%9.64%8.84%109.0924.0345.552.662020-03-27++
6210:09:29КОМИ 14 об2024-06-254.55.5%8.40%7.57%110.970.020.9445.523.492020-03-24++
6312:10:59ТамбовОбл32024-07-124.55.2%8.40%7.66%109.720.94402.822020-04-17++
6413:10:58БелОб340122024-08-054.65.7%7.80%7.33%106.519.45414.322.912020-02-10++
6513:50:05КраснодКр12024-08-094.66.5%8.60%8.01%107.390.021.44414.843.162020-02-14++
6614:01:28МФ МарЭл172024-08-214.67.0%8.60%8.18%105.130.221.44412.022.872020-02-26++
6714:16:21КемерОбл172024-09-264.76.6%8.20%7.81%10520.4445.392.812020-03-24++
6813:37:37КрасЯрКр132024-10-034.76.1%7.85%7.37%106.519.5741.723.452020-04-09++
6914:26:29МосОбл20192024-10-084.76.4%7.05%6.90%102.250.617.5840.582.902020-04-14++
7013:56:24БелОб340132024-10-154.83.3%7.00%6.24%112.217.45416.683.082020-01-21++
7112:40:24КрасЯрКр142024-10-314.86.5%7.84%7.45%105.20.019.55415.253.472020-02-06++
7213:25:18НАО 20172024-11-074.86.6%7.80%7.61%102.580.015.56412.141.962020-02-06++
7313:34:41КамчКрай012024-11-114.86.6%9.05%8.30%1090.122.56414.883.332020-02-17++
7410:10:00Новосиб 202024-11-134.80.0%6.50%11.4611.222020-01-18++
7514:38:47СвердлОб32024-11-154.86.0%9.80%8.91%11024.43415.042.482020-02-21++
7612:40:43СаратОбл172024-11-204.97.0%8.10%7.76%104.410.220.19411.323.392020-02-26++
7714:28:09ЛипецкОб112024-11-214.96.2%6.60%6.50%101.50.016.4549.042.572020-02-27++
7814:15:41Ульян.об172024-12-074.96.9%8.10%7.77%104.30.520.42410.873.182020-02-29++
7914:33:40КалинОбл172024-12-174.96.9%7.91%7.57%104.519.7246.723.842020-03-17++
8014:38:47ХМАО 112024-12-174.96.0%7.60%7.24%104.9918.95452.792020-03-24++
8113:53:24КЧР 20172024-12-184.97.0%8.70%8.16%106.590.421.6947.153.542020-03-18++
8214:14:52ТомскОб 622024-12-194.96.7%7.50%7.29%102.918.744.523.032020-03-26++
8314:09:42МосОб340132024-12-204.96.6%6.55%6.52%100.516.3343.773.562020-03-27++
8414:27:54ТомскАдм 72024-12-224.96.2%7.37%7.09%10414.7454.853.002020-03-06++
8514:15:48ЯНАО2017-22024-12-255.07.2%7.00%13.9643.532020-03-25++
8612:02:43Якут-10 об2025-05-155.36.5%7.55%7.27%103.7818.82411.793.052020-02-20++
8713:58:55СПбГО350012025-05-285.46.5%7.70%7.32%105.190.938.3929.284.152020-06-03++
8813:59:32КраснодКр22025-06-035.46.6%7.63%7.33%104.060.019.0249.413.412020-03-03++
8912:45:39НижгорОб142025-06-145.45.9%6.75%6.49%10416.8346.473.902020-03-13++
9013:45:18ЯрОбл350172025-06-245.56.6%7.95%7.57%10550.53234.413.282020-03-31++
9110:45:49КрасЯрКр152025-06-265.54.1%7.64%18.84417.372.642020-01-24++
9214:12:52Оренб350032025-07-035.55.9%14.00%11.17%125.320.334.943.072.902020-04-09++
9310:11:14КрасЯрКр162025-09-125.73.9%8.70%7.57%11521.6946.672.912020-03-20++
9414:27:24ЯрОбл350162025-09-215.76.7%7.95%7.54%105.439.64223.963.792020-03-29++
9510:11:05Якут-11 об2025-09-245.76.4%8.95%8.22%108.890.022.31411.283.232020-03-02++
9614:05:07Курск350012025-10-125.86.2%7.96%7.58%105.0517.86402.672020-04-17++
9710:11:24ЛипецкОб102025-10-215.86.8%8.57%17.09415.032020-01-28++
9812:26:46СвердлОб42025-10-225.86.5%7.70%7.37%104.490.019.2417.093.232020-01-27++
9910:17:35ХабарКрай72025-10-245.84.2%9.00%7.50%119.990.022.44420.713.772020-01-24++
10013:57:09ТамбовОб172025-12-055.96.8%8.00%7.57%105.70.119.9547.674.072020-03-13++
10110:10:00КировОбл012025-12-055.90.0%8.50%21.1948.152020-03-13++
10210:27:08Карелия 192025-12-246.00.0%8.45%21.0745.322020-03-25++
10314:38:21Якут-12 об2026-05-136.36.8%8.59%7.99%107.521.42413.653.772020-02-19++
10411:58:16Новсиб 8об2026-05-286.45.6%10.45%9.17%1140.021.99421.33.052020-01-20++
10511:15:23СамарОбл142026-06-046.41.3%7.45%6.11%121.8618.5747.352020-03-12++
10614:33:49Удмурт20162026-09-196.76.9%10.55%8.85%119.150.126.345.784.762020-03-28++
10713:42:17Новосиб102026-10-086.76.5%7.30%7.05%103.60.024319.83.812020-02-07++
10810:38:22СвердлОбл52026-10-236.85.9%8.68%8.05%107.850.021.6445.952.702020-03-23++
10912:06:49Якут-13 об2026-11-026.86.5%6.95%6.79%102.380.017.33412.764.092020-02-10++
11014:30:23КраснодКр32026-11-126.86.7%6.95%6.81%1020.017.33412.194.852020-02-13++
11112:38:24СПбГО350022026-12-046.95.4%7.65%6.96%109.938.1527.342020-06-12++
11213:58:38СвердлОбл62026-12-156.96.7%6.70%6.65%100.82.016.745.694.542020-03-17++
11314:30:29ЯрОбл 20172027-04-207.36.8%8.40%7.78%10820.94418.414.502020-01-28++
11411:15:24Новсиб 9об2027-11-277.94.4%7.85%6.98%112.5238.71238.52020-01-18++
11512:48:36Оренб350042027-12-027.96.5%8.18%7.43%11020.3948.075.292020-03-12++

что нужно знать про муниципальные облигации

Cубфедеральные, а также региональные и муниципальные облигации обладают всеми преимуществами федеральных облигаций, при этом предлагая большую доходность. Как и в случае c государственными облигациями, получаемый купонный доход полностью освобождается от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). При этом такие облигации могут рассматриваться как малорискованные вложения, в целом гарантированные государством. Несмотря на то, что качество бумаг разных регионов абсолютно разное, их дефолтов пока ещё не случалось. Федеральный центр имеет значительные возможности по улучшению финансового положения конкретного региона в критической ситуации, и он также не заинтересован в дефолте: допуск дефолта может бросить тень и на выпуски федеральных бумаг, тем самым оказав негативное влияние на спрос и доходность облигаций федерального займа (ОФЗ).

Тем не менее субфедеральные бумаги имеют ряд особенностей, которые снижают их привлекательность. Прежде всего следует подчеркнуть меньшую ликвидность. Если на рынке ОФЗ постоянно проходят сделки многих крупных российских и зарубежных игроков, то на рынке региональных бумаг ситуация, когда на рынке нет покупателей или продавцов — а иногда и тех, и других, — достаточно распространена. Несколько лучше дела обстоят лишь с облигациями крупных и надёжных заёмщиков, таких как Московская область. По этой причине инвесторам надо быть готовыми держать бумаги до погашения — либо к существенным дисконтам при вынужденной продаже.

Облигации субъектов федерации зачастую являются амортизационными: тело займа выплачивается постепенно в течение срока обращения бумаги. С одной стороны, это несколько снижает риски для инвестора по сравнению с ОФЗ, где возврат номинала облигации, как правило, происходит лишь в конце срока. С другой стороны, размер получаемого инвестором купона также сокращается по мере погашения тела долга.

Как оценить регион

Хотя дефолт региональной бумаги в целом маловероятен вне зависимости от положения региона-заёмщика, устойчивость региона оказывает существенное влияние на ликвидность бумаги и перечисленные выше риски. При этом анализ финансовой устойчивости региона требует знания некоторых бюджетных особенностей.

Во-первых, необходимо учитывать наличие региональных гарантий — гарантий исполнения обязательств по обычным коммерческим договорам. Гарантии, пока они не исполнены, ничего не стоят, и они часто не отражаются в обязательствах региона. Информация по объёму гарантий, как правило, доступна в проектах региональных бюджетов. Во-вторых, в отличие от федерального бюджета, существенную часть доходов регионов составляют трансферты из федерального центра. Для некоторых регионов их доля может достигать 70%. Распределение этих средств в значительной степени неподконтрольно региональным властям. В один год объём финансирования может резко увеличиваться, например, в целях финансирования строительства какого-нибудь крупного объекта федерального значения. Но в следующий период объём федеральной помощи может так же внезапно сократиться. В связи с высокой непредсказуемостью этих потоков для обычного инвестора в целях анализа долговой и бюджетной устойчивости целесообразно использовать только статистику собственных доходов регионов.

Для анализа рисков стоит использовать несколько показателей. Все они могут быть рассчитаны на основе информации, доступной на сайте Казначейства Российской федерации. В идеале при выборе бумаг нужно также смотреть на экономическую динамику и политическую ситуацию в регионе.

При анализе бюджетной устойчивости прежде всего необходимо оценить кредитную нагрузку региона и долю доходов, направляемых на обслуживание долга. Высокая закредитованность субъекта — когда на обслуживание долга уходит более 5% доходов — это опасный сигнал, так как предполагает существенную зависимость региона от ситуации на долговом рынке. Средний уровень закредитованности — до 3,5% собственных доходов региона — может сложиться в результате экономической самостоятельности региона, его способности привлекать заимствования на рыночных условиях. Так что это не является негативным сигналом и не должно останавливать инвестора.

Особое внимание следует обратить на дотационность региона: долю безвозмездных поступлений в совокупных доходах. Существенная дотационность должна настораживать, так как говорит о том, что в любой момент доходы региона могут сократиться.

Нелишним также будет проанализировать соотношение дефицита бюджета к собственным доходам бюджета. Высокий хронический дефицит потенциально говорит о неспособности региона контролировать расходы, о рисках быстрого накопления долга в отсутствие федеральной поддержки. Причём в отсутствие государственной поддержки или рыночного спроса на облигации региона высокий дефицит будет приводить к необходимости урезать расходы. Секвестр расходов, как правило, приводит к замедлению экономической активности в регионе, что в свою очередь вызывает снижение доходов регионального бюджета и увеличение бремени обслуживания имеющегося долга. С другой стороны, наличие заметного дефицита у надёжного по другим критериям региона не должно сильно отпугивать. Это, к примеру, может быть связано с проведением стимулирующих мер поддержки, направленных на рост экономики региона в будущем. Дополнительный дисконт при размещении в этом случае может являться приятной компенсацией за неудобства, связанные с меньшей ликвидностью и амортизацией.

Мнение авторов колонок может не совпадать с мнением редакции сайта. Все решения об использовании каких-либо финансовых инструментов пользователь принимает самостоятельно на свой страх и риск.

Автор: Максим Петроневич, старший экономист банка «Открытие»

муниципальные облигации | InvestFuture

MUNICIPAL BONDS

Облигации, к-рые являются обязательствами властей округов, больших и малых городов, деревень, налоговых округов и др. подразделений внутри штатов, в отличие от облигаций правительства США, правительств штатов и промышленных или торговых корпораций. О.м. представляют собой один из основных видов гос. ценных бумаг. Принципиальное различие между ними и облигациями корпораций заключается в том, что если платежи по последним осуществляются за счет доходов, то О.м. обеспечиваются всеми средствами эмитента и платежи производятся за счет налогов, взимаемых с налогоплательщиков, подпадающих под юрисдикцию эмитентаО.м. могут выпускаться на основе общих или специальных прав заимствования для различных целей, носящих, как правило, общественный характер, включая строительство и оснащение школьных зданий, водоснабжение, возведение общественных зданий, дорожные работы, проведение канализации, дренажные работы, проекты, связанные с орошением и мелиорацией земель, создание парков и музеев, строительство мостов, объектов противопожарной охраны, муниципальных жилых зданий, общественных рынков и т. п.С точки зрения порядка производства платежей, О.м. делятся на следующие виды:1. Облигации общего типа, обеспечиваемые всем достоянием эмитента. Основным источником доходов муниципальных органов являются налоги на собственность, но имеется и ряд др. налоговых поступлений, составляющих в последние десятилетия все более значительную долю муниципальных средств, включая налоги на продажи, подоходные налоги, налоги с корпораций, налоги на личную собственность, налоги на валовой доход определенных предприятий, на поступления от лицензирования и др. сборы, а также безвозмездные субсидии, предоставляемые федеральным правительством, и определенная доля, отчисляемая от налоговых сборов штата.2. Облигации, обеспечиваемые доходами от определенного объекта, как правило, именно от того, финансирование к-рого производится за их счет. В этом случае выплаты по ним не обеспечиваются всей муниципальной собственностью. В некоторых случаях поступления от налогов общего характера могут использоваться для покрытия недостающей суммы, но тогда эти облигации будут относиться к первому, общему типу.3. Специальные целевые облигации, погашаемые за счет налогов с населения, пользующегося результатами общественных работ, профинансированных за счет доходов от указанных облигаций. Муниципальная собственность в целом не выступает в качестве обеспечения этих облигаций.4. Налоговые облигации или векселя, выпускаемые под будущие налоговые поступления и дающие их держателям преимущественное право погашения при получении этих поступлений.Прилагаемая таблица демонстрирует состав держателей О.м. по состоянию на декабрь 1991 г.Состав держателей муниципальных облигацийна декабрь 1991 года В1991 года В %Коммерческие банки 9,6Физические лица 51,2Компании страхования жизни 1,1Прочие страховые компании 13,0Взаимные фонды 12,7Другие инвесторы 12,4Итого 100,0Источник: Board of Governors of the Federal Reserve System, Flow of Funds, Accounts, Assets and Liabilities Outstanding, Fourth Quarter, 1991.Все муниципальное финансирование по своей природе производится только за счет доходов от облигаций. Акционеры в муниципальном финансировании не участвуют, даже в тех случаях, когда муниципалитет занимается предпринимательской деятельностью, имея, напр., свою электростанцию, газогенераторную станцию, систему водоснабжения, учреждения по обслуживанию транзитных пассажиров, спиртоводочное производство и т. п. Облигации, обеспечиваемые доходами от определенного объекта, в последнее время обычно выпускаются от имени конкретного муниципального органа, созданного для осуществления определенного проекта, — строительства моста, тоннеля, аэропорта или эксплуатации автомагистрали. Кроме того, в качестве обеспечения О.м. всегда используются не определенные активы, а конкретные доходы, в свою очередь зависящие от прибыльности этих активов.Когда речь идет о надежности облигаций, на первое место должен ставиться вопрос об их законной силе или подлинности. Если выпуск облигации осуществлен в полном соответствии с прерогативами муниципального органа-эмитента, то они представляют собой законное обязательство, к-рое может быть предъявлено этому органу. При выдвижении заявки на муниципальные ценные бумаги (закон практически повсеместно требует состязательности при их приобретении) синдикаты обычно запрашивают заключение относительно полноценности облигаций у известных юр. фирм, специализирующихся в области муниципального права и пользующихся авторитетом у инвесторов. Поскольку муниципальные органы могут преследоваться в судебном порядке, держатели облигаций располагают полной возможностью обращаться к защите суда в тех случаях, когда облигация действительна и налагает соответствующие обязательства на эмитента.При оценке облигаций следует также принимать во внимание следующие факторы:1. Существуют ли (и какие именно) ограничения прерогатив муниципалитета в отношении налогообложения, к-рые могли бы повлиять на его способность нести ответственность по своим обязательствам. Хотя большинство штатов устанавливают пределы для налогов, собираемых муниципалитетами, эти ограничения могут не распространяться на суммы, необходимые для обслуживания долга.2. Добросовестность эмитента в отношении погашения своих долгов, насколько об этом можно судить из его прошлой деятельности.3. Платежеспособность эмитента, к-рая определяется соотношением между чистой задолженностью и оценочной стоимостью, отношением годовой суммы расходов по обслуживанию долга к сумме доходов за год, а также чистой суммой задолженности на душу населения, ростом или снижением совокупной суммы долга, способами погашения долга и др. факторами более общего характера, затрагивающими наличие экон. ресурсов, правовую ситуацию и тенденции в ней, опыт и способности людей, занимающихся фин. вопросами. Однако фин. информация по муниципальным органам не составляется по единой форме, что, в свою очередь, отражает различия в критериях, налоговые ограничения, включение взаимопогашающихся задолженностей и особенности бухучета в каждом отдельном случае.При рассмотрении деклараций муниципальных органов особое внимание следует обращать на оценочную стоимость налогооблагаемой базы, поскольку именно она является главным источником доходов, а также на принципы оценки налогооблагаемой базы, к-рые применяются в данном случае. Поскольку эти принципы в разных муниципалитетах могут весьма различаться между собой, оценочная стоимость собственности не является достаточным показателем, если не сочетается с указанием принципов оценки налогооблагаемой базы. Для того чтобы вычислить величину чистой задолженности, из общей суммы долга следует вычесть сумму фондов погашения. Принимая величину чистой задолженности за основу, получаем сумму долга на душу населения и отношение чистой задолженности к величине оценочной стоимости налогооблагаемой собственности, являющихся важнейшими показателями платежеспособности данного муниципалитета. Однако при сравнении этих показателей по разным муниципалитетам следует делать поправку на численность населения и размеры оценочной стоимости налогооблагаемой базы (с учетом различий в принципах ее оценки), поскольку указанные соотношения, кажущиеся высокими для малых городов, вовсе не являются таковыми для больших городов. Целесообразно также обращать внимание на действующие ставки налогообложения, сравнивая их с предельными ставками, если таковые устанавливаются законом, при исключении расходов по обслуживанию долга из налогооблагаемой базы. Представляет интерес и тенденция изменения сумм общих доходов и расходов, а также состояние налоговой дисциплины. Высокие налоговые ставки в сочетании с учащающимися случаями уклонения от налогов и бюдж. дефицитом служат признаком низкой платежеспособности данного муниципалитета.Муниципальные ценные бумаги значительно различаются между собой по своему качеству, имея высокий, средний и низкий рейтинговые уровни. Стоимость О.м. с высоким рейтингом, как и др. облигаций этого класса, колеблется противоположно изменениям процентных ставок. Размеры процентных ставок по этим облигациям в значительной мере определяются тем, что они, как и все муниципальные обязательства, освобождены от федерального подоходного налога. Это имеет особое значение для инвесторов с высоким уровнем доходов, к-рых в этих условиях устраивают более низкие процентные ставки по муниципальным облигациям. Если О.м. размещаются на конкурентной основе, то получившему приоритет приходится платить сравнительно небольшую сумму, учитывая премии или скидки по основному муниципальному долгу и процентам. Однако реальные размеры этой суммы будут в дальнейшем изменяться в зависимости от ситуации на рынке, уровня процентных ставок и доходности по др. бумагам. Проценты по облигациям и сроки их погашения зависят и от др. факторов: типа облигации (облигации общего типа, облигации, обеспеченные доходами от определенного объекта, специальные целевые облигации и др.), размеров, местоположения, значения муниципалитета-эмитента, его предыстории, его фин. репутации, текущих фин. и кредитных обстоятельств. Погашение долга может производиться по сериям или отдельным облигациям при формировании фонда погашения. При разумном управлении фин. делами в муниципалитете удается избегать совпадения сроков погашения сразу многих облигаций. В противном случае при осуществлении платежей возникают фин. проблемы, каждый раз требующие выделения дополнительных значительных средств.Конкуренция при размещении облигаций муниципалитетами начинается с публикации офиц. уведомления о продажах облигаций (как правило, содержащего определенную информацию) и обращения к заинтересованным сторонам делать свои заявки. Обычно эти уведомления помещаются в местной печати, а также в ежедневной газете Daily Bond Buyer, к-рая имеет еженедельные специальные выпуски по субботам и пользуется широкой популярностью у фирм, андеррайтеров и дилеров, специализирующихся на муниципальных ценных бумагах. Заявки должны представляться в определенный день по указанному адресу в запечатанном конверте, с приложением чека на сумму от одного до пяти процентов от стоимости ценных бумаг (проигравшим претендентам их чеки возвращаются). Претенденты организуются в синдикаты, к-рые, выиграв право на приобретение облигаций, в свою очередь, предлагают их инвесторам, предоставляя иногда дилерскую скидку с целью ускорения продаж. Поскольку на муниципальные ценные бумаги не распространяется правило об обязательной регистрации, содержащееся в Законе о ценных бумагах 1933 г., они не регистрируются. Муниципалитет не обязан также выпускать проспект выпуска облигаций, но на практике эмитирующая организация издает рекламный буклет с информацией о муниципальных займах. (Примечание: на все ценные бумаги, независимо от того, подлежат ли они регистрации по Закону о ценных бумагах 1933 г., распространяются положения этого закона, направленные на борьбу с подделками.)Для получения разрешения на выпуск облигаций муниципалитет должен представить следующие документы: 1) копию протокола заседания, на к-ром принималось решение о выпуске займа, с указанием суммы, сроков погашения, цели, даты выпуска, процента, места выплаты, типа облигации, результатов голосования и законодательных актов, в соответствии с к-рыми выпускаются облигации; 2) образец облигации; 3) заключение относительно правового обоснования выпуска с указанием, что им изучены принятые решения и соответствующие законодательные акты и сделан вывод о правомерности выпуска и действительности облигаций, о к-рых идет речь; 4) подборка документов, подтверждающих офиц. название облигаций, название административно-территориальной единицы, на территории к-рой она выпускается, фамилии юридически проверенных уполномоченных офиц. лиц, ответственных за выпуск. Публикуются также показатели административно-территориальной единицы (численность населения, сумма полученных доходов (налогов), сумма задолженности, налоговые ставки и использование налоговых поступлений), решение о выпуске облигаций, формальное сообщение о продаже облигаций, подтверждение имевшей место публикации о продаже облигаций, декларация о наличии облигаций в обращении и о фин. положении соответствующего местного органа власти, протоколы заседаний, на к-рых принималось решение об удовлетворении заявок покупателей, справка Казначейства об оплате облигаций, заверенные образцы подписей офиц. лиц, подписавших облигации, и офиц. свидетельства, что против административно-территориальной единицы не возбуждено и в обозримом будущем не будет возбуждено судебное преследование, способное поставить под сомнение действительность облигаций и право на сохранение своих постов должностными лицами, подписавшими их.Возможность реализации муниципальных ценных бумаг может находиться в широком диапазоне, начиная с малоактивных, ограниченных по количеству и месту распространения выпусков до пользующихся широким спросом у дилеров облигаций, рынок для к-рых постоянно остается активным. Хотя в последние годы возрос интерес к О.м. со стороны индивидуальных инвесторов, рынок остается преимущественно институциональным по своему характеру: бумаги реализуются крупными партиями, продаже порой предшествуют длительные переговоры, а для поиска покупателей приходится обращаться к услугам дилеров. Возможность использования О.м. в качестве обеспечения банковских ссуд зависит от их качества и реализуемости.Муниципальные облигационные фонды. Интересам мелких инвесторов в значительной мере соответствовало создание в последние годы муниципальных облигационных фондов. Первоначально наиболее распространенным типом такого фонда был местный инвестиционный траст с фиксированным составом портфеля бумаг и уставом, предусматривающим, что траст прекращает свое существование с погашением, выкупом или прекращением существования (по какой-либо др. причине) последней облигации. Позднее начали возникать диверсифицированные `открытые` муниципальные инвестиционные компании, имеющие право выплачивать дивиденды в соответствии с Законом о реформе налогообложения 1976 г.Показатели кредитоспособности. Многие виды облигаций имеют свой рейтинг кредитоспособности, устанавливаемый такими агентствами, как Moody`s Investors Service, Standard & Poor`s Corporation и Fitch Investors Service, Incorporated. Банки и брокерские фирмы также имеют собственные исследовательские подразделения, анализирующие положение муниципальных ценных бумаг. Рейтинг обычно выражает профессиональную оценку способности эмитента выплатить в срок номинальную стоимость облигации. В общих чертах можно сказать, что облигации, получающие у перечисленных агентств рейтинги BBB, Baa или выше, должны рассматриваться как надежное средство вложения капитала. В приведенной ниже таблице указаны показатели кредитоспособности, к-рые присваиваются различными агентствами.Показатели (рейтинги) кредитоспособностиОценка по уровню кредитного риска Moody`s S & P FitchВысший рейтинг Aaa AAA AAAОтличный рейтинг Aa AA AAВыше среднего A A AНиже среднего Baa BBB BBBСпекулятивный Ba BB BBВесьма спекулятивный B, Caa B, CCC, CC B, CCC, CC, CНекредитоспособные Ca, C D DDD, DD, DСтрахование муниципальных облигаций. Многие О.м. обеспечиваются системой страхования, специально созданной для уменьшения инвестиционного риска. В маловероятном случае неплатежеспособности муниципального органа страховая компания при наступлении соответствующего срока выплачивает как основную сумму, так и проценты по облигациям. Компании, осуществляющие страхование О.м., имеют рейтинг AAA и гарантируют своевременные выплаты процентов и основной суммы долга.Страхователи защищают инвесторов преимущественно в двух отношениях. В случаях, когда города или штаты переживают фин. трудности, они могут оказаться неспособны своевременно произвести выплаты процентов и основных сумм (от страхователя нельзя требовать в таких ситуациях досрочных платежей). Даже если неплатежеспособность не наступает, агентства могут понизить рейтинг ценных бумаг эмитента при ухудшении его фин. положения, в результате чего понизится их рыночная стоимость.Владельцы облигаций, застрахованных компаниями с рейтингом AAA, не подвержены этому виду риска, поскольку их интересы защищены компанией высокого класса надежности, к-рая обеспечит своевременные выплаты процентов и основной суммы. Сейчас страхуется приблизительно одна треть выпускаемых ценных бумаг, причем О.м. страхуются так называемыми монолинейными компаниями, занимающимися только долговыми обязательствами с высоким рейтингом и не склонными вести операции, связанные с риском в др. сферах, как это бывает с компаниями, осуществляющими страхование собственности, жизни, страхование от несчастных случаев. Кроме того, каждая облигация, застрахованная компанией, имеющей рейтинг AAA, получает такой же рейтинг, основанный на размерах капитала и платежеспособности страхователя. Более того, эти страхователи соглашаются гарантировать только облигации, отвечающие установленным ими высоким требованиям, и вкладывают собственные средства только в наиболее надежные и ликвидные ценные бумаги. Одно из требований, к-рое предъявляется страховыми компаниями, известно как принцип `нулевых убытков`. Это означает, что эмитент имеет настолько сильные позиции или столь прочно обеспечил свои облигации, что страхователь исключает вероятность каких-либо убытков. Этот подход к О.м. контрастирует с психологией `многолинейных` страхователей, к-рые исходят из приемлемости известного уровня убытков. Для получения высокого рейтинга страховые компании должны иметь капитал, размеры к-рого удовлетворяют требованиям соответствующих агентств. Им приходится давать объяснения, каким образом они намереваются выполнять все свои обязательства в условиях предполагаемого четырех- или пятилетнего периода экон. депрессии. Страховые департаменты штатов тоже осуществляют неослабный контроль за положением дел в индустрии страхования О.м. Этот процесс носит название `депрессионного анализа`.Ценность страхования заключается в том, что оно предполагает безусловные гарантии со стороны страхователя, безопасность, устойчивость рейтинга ценных бумаг, более высокую ликвидность и доходность в сравнении с облигациями, не застрахованными в компаниях с рейтингом AAA, предварительный отбор эмитентов и бумаг, а также постоянный контроль за состоянием облигации вплоть до ее погашения со стороны страхователя. Ревизоры непосредственно посещают эмитентов и запрашивают разнообразные фин. отчеты, подвергая их затем анализу для возможного обнаружения признаков ухудшения кредитоспособности.Инвесторы не несут прямых расходов по страхованию О.м. Страховая премия выплачивается эмитентами или инвестиционными банками и дилерами, распространяющими облигации. Подсчеты показывают, что затраты самих инвесторов составляют в год менее 5 дол. на облигацию с номиналом 1000 дол. Тремя крупнейшими компаниями, занимающимися страхованием муниципальных облигаций, являются AMBAC Indemnity Corporation, Financial Guarantee Insurance Company и Municipal Bond Insurance Association.Источники: Ассоциация дилеров по гос. ценным бумагам и Ассоциация страхователей фин. учреждений.Налогообложение муниципальных облигаций. В соответствии с современным федеральным налоговым законодательством, доход в виде процентов от муниципальных ценных бумаг освобождается от федеральных подоходных налогов. Те индивидуальные инвесторы, на к-рых распространяется положение о 24-процентном альтернативном минимальном налоге, должны включать в налогооблагаемую сумму доход от некоторых О.м. В большинстве штатов средства, получаемые в виде процентов по ценным бумагам, выпускаемым местными гос. органами управления, освобождаются от подоходных налогов на уровне штата и на более низком уровне. Во всех 50 штатах от федеральных и местных налогов и налогов штатов освобождаются проценты по ценным бумагам, выпущенным на территориях и во владениях США — Виргинских о-вах, Гуаме, Амер. Самоа и Северных Марианских о-вах.Долгосрочный прирост капитала в результате продажи освобождаемых от налогов О.м. или владения ими вплоть до погашения облагается налогом по ставке не более 28%. По действующим законам, капитальный убыток в размере до 3000 дол. в течение одного года может вычитаться из суммы налогооблагаемого дохода.Капитальные убытки могут без ограничений вычитаться из суммы прироста капитала. Действуют отдельные правила при досрочной продаже или погашении необлагаемых налогом О.м., приобретенных с дисконтом или премией.Следующие штаты не облагают налогом доходы частных лиц от облигаций, выпущенных в др. штатах: Аляска, Вайоминг, Вашингтон, Южная Дакота, Индиана, округ Колумбия, Невада, Техас и Юта. В некоторых штатах от налогов освобождаются только налоги от облигаций общего типа, в др. — от всех облигаций. Обложение налогами штатов доходов от О.м. частных лиц и корпораций иногда предусматривает исключения в следующих случаях: 1) для облигаций с уплатой `неосязаемого` налога на собственность; 2) при определенных формах налогового дохода; 3) для облигаций др. штатов, освобождаемых от налогов по законам своих штатов; 4) освобождение от налогов первых 5 тысяч дол. дохода от процентов для налогоплательщиков в возрасте старше 62 лет; 5) обложение подоходным налогом только в составе брутто-дохода.Преимущества, к-рыми обладают О.м. с точки зрения налогообложения, могут быть проиллюстрированы в сравнении с др. видами капиталовложений.См. ОБЛИГАЦИЯ; РЕЙТИНГИ ОБЛИГАЦИЙ.БИБЛИОГРАФИЯ:NATIONAL CITY MANAGEMENT ASSOCIATION. Municipal Yearbook.SCOTT, D. L. Municipal Bonds. Probus, Chicsgo, IL, 1992.

Муниципальные облигации: вековые традиции финансовых заимствований

муниципальные облигации, рынок муниципальных облигаций, государственные и муниципальные облигации, выпуск муниципальных облигаций, муниципальные облигации в россии, муниципальные облигации это, история муниципальных облигаций

Муниципальные облигации прочно вошли в нашу жизнь. Их доля в общей структуре находящихся в обращении ценных бумаг постоянно растет, хотя в этом смысле еще серьезно уступает западным фондовым рынкам.

Однако не стоит думать, что муниципальные облигации суть исконная западная традиция.

Хождение муниципальных облигаций в дореволюционной России было весьма распространенным явлением, о чем я сегодня расскажу подробнее.

Вас ждет по-настоящему любопытное повествование…

Сегодня мы рассмотрим узкий круг вопросов: [1] понятие муниципальных облигаций и [2] история муниципальных облигаций в дореволюционной России.

Настоящей публикацией мы открываем цикл статей, посвященных муниципальным облигациям, поэтому часть вопросов останется за рамками обсуждения. К ним мы вернемся в наших следующих публикациях…

Понятие муниципальных облигаций

Прежде чем манипулировать понятием муниципальных облигаций, попробуем сформулировать приемлемое определение, которое отражало бы основные свойства и признаки данного понятия.

Итак, муниципальные облигации – это разновидность долговых ценных бумаг, выпускаемых местными органами власти (самостоятельными административными единицами: автономными республиками, областями, крупными городами) с целью привлечения вспомогательных финансовых ресурсов на покрытие дефицита местного бюджета, финансирование инвестиционных проектов, иные цели.

Обычно выпуск муниципальных облигаций сопровождается льготным налогообложением (либо его полным отсутствием), что, конечно, не может не привлекать частных инвесторов.

О преимуществах таких выпусков мы подробнее поговорим далее.

Целевое назначение муниципальных облигаций может варьироваться в весьма широких пределах.

Часто речь идет о финансировании строительства социальных объектов (больниц, школ, госучреждений) либо объектов общего пользования (включая обустройство улиц и парковых зон, реконструкцию памятников, модернизацию общественного транспорта и т.п.).

По надежности муниципальные облигации недалеко ушли от государственных облигаций.

Чем крупнее и мощнее в экономическом отношении регион, выпустивший муниципальные облигации, тем большей надежностью и инвестиционной привлекательностью в глазах рядовых инвесторов они могут похвастаться.

Связка – государственные и муниципальные облигации – рекомендована к обязательному включению в качестве консервативной части в любой эффективный инвестиционный портфель.

История муниципальных облигаций в России

Ускоряющийся рост промышленного производства, а также государственные реформы, встряхнувшие Россию в середине XIX в. (вспомним хотя бы отмену крепостного права), требовали усиленного финансирования, которое далеко не всегда могло быть обеспечено в нужных объемах центральными органами власти.

Местные бюджеты также весьма редко могли похвастаться достаточными финансовыми ресурсами.

Решением многих сложных финансовых вопросов, соответствующим духу времени, как раз и явились облигационные займы.

Наибольшее развитие рынок муниципальных облигаций получил в крупных городах, главным образом, Москве и Санкт-Петербурге.

В первую очередь, это объясняется традиционной восприимчивостью обеих столиц ко всем новшествам, в том числе и на финансовых рынках.

Кроме того, только крупные промышленные регионы могли обеспечить надлежащий объем эмиссии муниципальных облигаций и приемлемый уровень их ликвидности.

Здесь же вращалась основная масса торговцев и промышленников, способных организовать надежное и выгодное размещение облигационных займов.

В силу этого в большинстве регионов преобладало централизованное кредитование местных бюджетов, в то время как выпуски муниципальных облигаций случались крайне редко.

Привлеченные в результате выпуска муниципальных облигаций денежные средства расходовались на потребительские цели, обустройство городских служб и организаций, ломбардов, домов презрения, прочих социальных объектов.

Частично из этих средств финансировалось покрытие долгов местного бюджета.

Сроки муниципальных облигационных займов, как правило, были длительными, даже по сравнению с нынешними мерками.

Верхний предел ограничивался 73 годами, нижний – 17 годами.

Доходность по муниципальным облигациям в России «плавала» в среднем в пределах от 3,5 до 7 процентов годовых. Погашение муниципальных облигаций допускалось раз в полугодие или раз в год.

Полученный в результате владения муниципальными облигациями купонный доход облагался специальным сбором по ставке, равной 5 процентам.

Муниципальные облигации: продолжение следует

Нашу вступительную статью на этом интересном моменте прервем…

В следующих публикациях мы рассмотрим ряд других вопросов, касающихся темы муниципальных облигаций.

В частности, поговорим о зарубежном опыте выпуска муниципальных облигаций, видах муниципальных облигаций, их месте в современной России, особенностях рынка муниципальных облигаций, их преимуществах и недостатках.

По итогам прочтения соответствующих статей вы получите глубокое и всесторонне представление о ценности такого интересного финансового инструмента, как муниципальные облигации.

Удачных инвестиций!

Leave a comment