N п/п | Код по МКБ 10 | Нозологические единицы | Особенности течения заболевания, требующие обучения на дому (форма, стадия, фаза, степень тяжести заболевания, течение заболевания, осложнения, терапия) |
_______________ | |||
Новообразования | |||
1. | С00-С97 | Злокачественные новообразования | В условиях длительного применения иммуносупресcивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации |
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм | |||
2. | D60-D61 | Апластические анемии | В условиях длительного применения иммуносупреcсивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации костного мозга |
3. | D66-D67 | Нарушение свертываемости крови | Тяжелой степени |
4. | D69 | Пурпура и другие геморрагические состояния | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупреcсивной терапии (более 1 |
5. | D89 | Отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм | месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
Болезни эндокринной системы | |||
6. | Е10 | Сахарный диабет I типа | Тяжелой степени |
Психические расстройства и расстройства поведения | |||
7. | F06.6 | Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство | Со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне |
8. | F07 | Расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения и дисфункции головного мозга | фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца) |
9. | F20-F29 | Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства | |
10. | F30-F39 | Расстройства настроения (аффективные расстройства) | |
11. | F70-F79 | Умственная отсталость | |
12. | F84 | Общие расстройства психологического развития | Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но |
13. | F90.1 | Гиперкинетическое расстройство поведения | не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности |
14. | F95.2 | Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта) | или длительного подбора терапии (более 1 месяца) |
15. | F98.1 | Энкопрез неорганической природы | Тяжелой степени, исключается каломазание |
16. | F98.8 | Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст | Тяжелой степени, со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца) |
Болезни нервной системы | |||
17. | G12 | Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы | Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
18. | G24.1 | Идиопатическая семейная дистония | Тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии |
19. | G24.2 | Идиопатическая несемейная дистония | (более 1 месяца) |
20. | G25.3 | Миоклонус | |
21. | G25.4 | Хорея, вызванная лекарственным средством | |
22. | G25.5 | Другие виды хореи | |
23. | G25.8 | Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения | |
24. | G31.8 | Другие уточненные дегенеративные болезни нервной системы | В условиях длительного применения иммуносупреcсивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) |
25. | G35-G37 | Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы | нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске |
26. | G40 | Эпилепсия | Эпилепсия, сопровождающаяся частыми (более 4 раз в месяц) дневными генерализованными вторичногенерализованными и (или) приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора противосудорожной терапии (более 1 месяца) |
27. | G43 | Мигрень | Тяжелая форма мигрени (долговременные приступы с выраженными сопутствующими проявлениями, перерывы между приступами — несколько дней) |
28. | G71.0 | Мышечная дистрофия | Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и (или) передвижение |
29. | G71.2 | Врожденные миопатии | на инвалидной коляске |
30. | G71.3 | Митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках | |
31. | G71.8 | Другие первичные поражения мышц | |
32. | G72.8 | Другие уточненные миопатии | |
33. | G80 | Детский церебральный паралич | |
34. | G82 | Параплегия и тетраплегия | |
Болезни глаза и его придаточного аппарата | |||
35. | Н16 | Кератит | Часто рецидивирующий, вялотекущий и (или) |
36. | Н20.1 | Хронический иридоциклит | в условиях длительного применения |
37. | Н30 | Хориоретинальное воспаление | иммуносупреcсивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) |
38. | Н46 | Неврит зрительного нерва | нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
39. | Н33 | Отслойка и разрывы сетчатки | В течение 1 года после хирургического лечения |
40. | Н40.3-Н40.6 Q15.0 | Глаукомы | Терминальная стадия |
Болезни системы кровообращения | |||
41. | I50 | Сердечная недостаточность | Стадии II, III |
Болезни органов дыхания | |||
42. | J43 | Эмфизема | Тяжелой степени; состояние после |
43. | J44 | Другая хроническая обструктивная легочная болезнь | трансплантации легкого |
44. | J96.1 | Хроническая респираторная недостаточность | II, III степени тяжести |
Болезни органов пищеварения | |||
45. | К50-К52 | Неинфекционный энтерит и колит | Тяжелой степени с частым рецидивирующим течением |
46. | К72.1 | Хроническая печеночная недостаточность | Тяжелой степени |
47. | К74 | Фиброз и цирроз печени | Состояние после трансплантации печени |
Болезни кожи | |||
48. | L10-L14 | Буллезные нарушения | Тяжелой степени |
49. | L20-L30 | Дерматит и экзема | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупреcсивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани | |||
50. | М05-М14 | Воспалительные полиартропатии | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупреcсивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
51. | М24 | Другие поражения суставов | Состояния после хирургического лечения на суставах, требующие длительной (более 1 месяца) иммобилизации в гипсовой повязке таза и (или) нижних конечностей |
52. | М30-М36 | Системные поражения соединительной ткани | В условиях длительного применения иммуносупреcсивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата |
53. | М91.1 | Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса) | После хирургического лечения и требующий иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
Болезни мочеполовой сферы | |||
54. | N01-N08 | Гломерулярные болезни | Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупреcсивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации почки |
55. | N10-N16 | Тубулоинтерстициальные болезни почек | Тяжелой степени, осложненное течение; состояние после трансплантации почки |
56. | N18 | Хроническая почечная недостаточность | Тяжелой степени |
Последствия травм | |||
57. | Т90 | Последствия травм головы | Осложненные наличием дефекта костей свода черепа, требующего хирургического лечения (пластика костей свода черепа), или осложненные носительством трахеостомической канюли |
58. | Т91 | Последствия травм шеи и туловища | Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца), |
59. | Т93 | Последствия травм нижней конечности | затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске |
60. | Т94.0 | Последствия травм, захватывающих несколько областей тела |
Домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, детские диагнозы для справок
Перечень детей, которые имеют право на обучение на дому по состоянию здоровья, определен в ч. 5 ст.
Домашнее обучение
41 и ч. 10 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
К таким детям относятся дети, нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. Обучение детей может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.
Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (ч. 5 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минобрнауки России от 27.05.2016 № ВК-1179/07, обучающийся, нуждающийся в длительном лечении, это обучающийся, которому по заключению медицинской организации проводятся лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия продолжительностью 21 день и более в организации, осуществляющей лечение, реабилитацию и оздоровление (включая дневной стационар).
Таким образом, ученик, нуждающийся в длительном лечении в связи с травмой руки, имеет право перейти на обучение на дому.
Порядок организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, содержится в письме Минобрнауки России от 31.08.2015 № ВК-2101/07.
Кроме этого, порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ (ч. 6 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Например, в Москве данный порядок утвержден приказом Департамента образования г. Москвы от 18.04.2014 № 281.
Справка в школу
Справка в школу — медицинский документ, необходимый для аргументации пропуска занятий учеником. Помимо единых стандартов, установленных министерствами Здравоохранения и Образования, и определяющих основные положения, многие учебные учреждения выдвигают дополнительные требования или необоснованно уменьшают количество учебных часов, которое может пропустить ребенок без объяснений со стороны родителей.
Справка от родителей в школу по болезни в таких ситуациях снимает все вопросы со стороны администрации. Родителям важно помнить несколько нюансов, гарантирующих прием учебным учреждением документа:
- диагноз, указанный в документе, должен быть сопоставим с временем, проведенным на больничном;
- справка в школу после длительной болезни должна содержать заметку, объясняющую продолжительность лечения — осложнения и перенесение заболевания в тяжелой форме;
- после тяжелых заболеваний ребенок должен быть освобожден от занятий физкультурой;
- документ на срок свыше месяца должен сопровождаться эпикризом.
Сколько дней можно пропустить школу без справки?
Справка для школы о пропуске занятий необходима в случаях, если ребенок пропустил свыше трех дней кряду.
Плюсы и минусы домашнего обучения
Если администрация учебного заведения настаивает на предоставлении медицинского документа на эти 3 дня — ее действия не правомерны.
Справка в школу после болезни, образец которой представлен на нашем сайте, обязательно должна быть подтверждена печатями лечащего врача и поликлиники, иметь все необходимые подписи. В противном случае администрация ее не примет.
Как написать справку в школу?
Медицинская справка для школы оформляется в поликлинике, к которой приписан ребенок по месте проживания. Если вы видите, что у ребенка простуда, и за выходные состояние не улучшается — обращайтесь в поликлинику или вызывайте врача на дом, и помните, что медицинский документ открывается датой первого осмотра.
Справка от врача в школу должна содержать следующую информацию, заполненную разборчивым почерком:
- имя, фамилия и отчество ребенка;
- дата рождения;
- вид диагностированного заболевания;
- полное название учебного учреждения, в котором учится пациент;
- имя и фамилия врача, ставившего диагноз.
Справка в школу о пропуске может быть написана родителями, но документ о больничном — исключительно врачом.
Какие еще бывают медицинские документы для школы?
Наиболее распространенная, известна как справка 026у для школы. Она выдается на основании полного обследования ребенка, проводимого врачами различной специализации. Предоставляется как разрешительный документ для поступления в учебные заведения начального и среднего уровня, содержит полную информацию о состоянии здоровья ребенка.
>
Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение: семейные обстоятельства; медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).
Переход на домашнее обучение по семейным обстоятельствам
Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей. Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов.
Шаг 1. Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение.
Сделать это родители обязаны в соответствии со ст. 63 ч. 5 нового Федерального закона «Об образовании в РФ».
Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать уведомление лично или по почте. Если уведомляете лично – на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа.
Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу.
Орган управления образованием может лишь принять к сведению ваше решение. У чиновников нет права запретить, не разрешить или не одобрить выбор.
Шаг 2. Идем в школу. В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение и просят отчислить его из школы.
Заявление пишется в свободной форме. В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.
Директор школы не имеет права отказывать в отчислении ребенка из школы для домашнего обучения.
Если школа отказывает в отчислении – требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.
После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.
Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы. Теперь договор заключать не нужно.
Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением. «Семейник» приобретает статус «экстерна» – в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации. Минус – те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть. Какие предметы изучать – решает школа, а как их преподавать – решают родители.
Домашнее обучение: количество часов в неделю
Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет. Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.
Учебники не обязательно покупать – в школе «семейнику» должны выдать бесплатные. Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п.
До 9-го класса родитель имеет право вообще не отчитываться перед школой, чему и как учит ребенка. Первый обязательный экзамен – ГИА в 9-м классе. Следующий – ЕГЭ в 11-м.
Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием. Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены – и пишут заявление на имя директора. Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.
После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно.
По желанию ребенка и родителя экзамены (промежуточную аттестацию) можно сдавать и раз в год.
Переход на домашнее обучение по медицинским показаниям
Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:
– с хроническими заболеваниями;
– с затяжной болезнью;
– которые длительно лечатся амбулаторно.
Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно. Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК). Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок.
Лечащий врач вынесет заключение с рекомендацией перейти на домашнее обучение. На основании этого выписывается медицинская справка. В документе фиксируют диагноз и указывают длительность рекомендуемого домашнего обучения.
Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего ребенка; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.
После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.
Максимальный срок обучения на дому – один год (учебный), минимальный – месяц (как правило, при травмах и операциях).
Полезную инструкцию «Перевести ребенка на домашнее обучение» с образцами заявлений можно скачать здесь.
Домашнее обучение в школе по состоянию здоровья
Заболевания для домашнего (надомного) обучения ребенка
В данной статье мы рассмотрим индивидуальное обучение на дому, все его виды. Поговорим о плюсах и минусах индивидуального обучения на дому и дадим полезные практические рекомендации.
Индивидуальное обучение на дому сегодня широко используется в разных сферах образования. Основные направления, которые хотелось бы выделить: обучение на дому детей и взрослых. Рассмотрим каждое из направлений домашнего обучения подробнее.
Индивидуальное обучение на дому детей
Дети, могут учиться, как в образовательном учреждении, так и дома.
В данном направлении 2 вида обучения, которые используются в современной системе образования.
Индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям
Согласно пункту 2 статьи 51 Закона РФ № 3266-1 индивидуальное обучение на дому проводится, если есть соответствующие медицинские показания. Государство предоставляет родителям возможность вызывать преподавателей из школы на дом. Для того, чтобы воспользоваться данной возможностью, родителями пишется заявление в школу. В зависимости от возраста ребенка государство оплачивает от 8 до 12 часов индивидуальных занятий в неделю. Сверх установленных часов, если они требуются, родители самостоятельно оплачивают занятия с преподавателями.
Обучение ведется в соответствии со школьной программой. Для родителей это отличная возможность обеспечить обучение ребенка, если он по каким-то причинам не может постоянно посещать школу.
Добровольное домашнее обучение.
Домашнее обучение – это способ образования, при котором обучение организуется родителями добровольно по собственному желанию. Право родителей дать своему ребенку образование оговорено пунктом 3 ст.52 Закона РФ «Об образовании» и пунктом 2 «Положения о получении образования в семье».
В данном случае родители также пишут заявление в школу о переходе на домашнее индивидуальное обучение. После согласования со школой, они сами решают, каким образом обучать ребенка, самостоятельно или с профессиональными преподавателями, в какое время и с какой интенсивностью проводить занятия.
Кроме образовательной нагрузки на родителей, также ложиться ответственность за сдачу экзаменов по школьной программе. Ребенок в установленном порядке должен проходить экзамены и аттестацию в школе.
Данный способ позволяет родителям полностью контролировать образование ребенка, но в тоже время влечет за собой траты времени и/или финансов на индивидуальное обучение.
Индивидуальное обучение взрослых на дому
Со взрослыми дела обстоят несколько иначе. Выпускникам школы государство возможности бесплатного индивидуального обучения с преподавателями дома не предоставляет. Однако взрослый может воспользоваться двумя другими возможностями, о которых поговорим ниже.
Самообучение на дому экстерном.
Студенту предоставляется возможность обучаться дома самостоятельно, не посещая лекции. Для получения такой возможности студент пишет соответствующее заявление в деканат. Аттестация проходит экстернатом. В установленном согласованном порядке учащийся сдает необходимые зачеты и экзамены.
Такой способ обучения позволяет закончить учебное заведение раньше положенного срока, самому определять формат, систему, время и место обучения.
Среди минусов можно отметить необходимость высокой самоорганизации.
Дистанционное обучение на дому.
Многие учебные заведения сейчас предлагают обучаться дистанционно. Занятия с преподавателями проходят удаленно через скайп или посредством других способов связи. Сдача основных экзаменов может проходить также дистанционно.
Обучаясь таким способом, студент получает возможность заниматься практически из любой точки, где есть интернет, в том числе и дома.
Данный способ обучения реализован далеко не по всем направлениям и далеко не все учебные заведения его предлагают. Он слабо применим в получении специальностей, где крайне важны получение практических навыков и личное присутствие.
Основные направления индивидуального обучения на дому мы рассмотрели.
Давайте поговорим о том, какие плюсы и минусы несет в себе обучение на дому.
К основным плюсам можно отнести более комфортные условия занятий и отсутствие трат времени на посещение учебного заведения. Также индивидуальное обучение в отличие от групповых занятий, как правило, более эффективно, так как ориентировано под особенности конкретного учащегося.
Если говорить о минусах, то среди них можно выделить отсутствие взаимодействия с другими учащимися, что может снизить коммуникативные навыки. Также существуют некоторые сложности в организации самой системы обучения на дому.
Как перевести школьника на домашнее обучение
Связаны они с необходимостью согласования самого обучения и сдачи экзаменов с государственными учебными заведениями, что несет за собой массу забот и бумажной волокиты.
В заключение хочется дать несколько полезных практических рекомендаций.
Если вы решили использовать индивидуальное обучение на дому для своего образования или образования своего ребенка, то обязательно учитывайте его целесообразность. Домашнее обучение – это всего лишь способ, инструмент образования, который имеет свои преимущества и недостатки. Для начала определитесь с образовательными целями, и только потом применяйте такой инструмент, как обучение на дому.
Не следует относиться к индивидуальному домашнему обучению, как к панацее. Этот способ может работать, как лучше, так и хуже классической системы обучения. Если вы наблюдаете, что результаты от домашнего обучения слабые, то это повод переосмыслить его значимость и пробовать классическую очную систему.
Не забывайте о минусах, которые несет в себе индивидуальное обучение на дому. Важно данные минусы максимально компенсировать. К примеру, если ваш ребенок учиться дома, то стимулируйте его общение со сверстниками, обеспечьте ему возможность больше взаимодействовать с другими детьми.
Так ребенок станет более открытым и коммуникабельным, что очень важно в современном обществе.
На этом собственно у нас всё.
Удачного обучения!
При каких заболеваниях дети могут обучаться на дому?
Министерство здравоохранения РФ разработало проект документа, в котором перечислены заболевания, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам в домашних условиях.
В перечень включены заболевания, особенности течения которых (форма, стадия, фаза, степень тяжести заболевания, течение заболевания, осложнения, терапия) требуют получения образования в форме экстерната. В него вошли заболевания тяжелой степени тяжести, протекающие с осложнениями, часто рецидивирующие, требующие длительной гормональной, иммунносупрессивной или иммуномодулирующей терапии, фармакорезистентные или на фоне длительного подбора терапии, но не требующие стационарного лечения, тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске, состояния после оперативного вмешательства, требующие длительной иммобилизации и т.п.
Согласно проекту данного нормативного акта, право на домашнее обучение получат дети со следующими заболеваниями:
- Злокачественные новообразования, требующие длительной (более 1 месяца) иммунносупрессивной и/или иммуномодулирующей терапии, но не требующие стационарного лечения.
- Апластические анемии, требующие длительной (более 1 месяца) иммунносупрессивной и/или иммуномодулирующей терапии, но не требующие стационарного лечения.
- Нарушение свертываемости крови тяжелой степени тяжести, не требующие стационарного лечения.
- Пурпура и другие геморрагические состояния тяжелой степени тяжести, требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии, не требующие стационарного лечения.
- Отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии, не требующие стационарного лечения.
- Сахарный диабет I типа тяжелой степени тяжести, протекающий с осложнениями, не требующий стационарного лечения.
- Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентное или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения.
- Расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения и дисфункции головного мозга со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентное или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения.
- Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентное или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения.
- Расстройства настроения (аффективные расстройства) со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентное или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения.
- Умственная отсталость со значительными нарушениями поведения, не требующими стационарного лечения.
- Общие расстройства психологического развития тяжелой степени тяжести, со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентные или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения.
- Гиперкинетическое расстройство поведения тяжелой степени тяжести, со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентные или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения.
- Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта) тяжелой степени тяжести, со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентные или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения.
- Энкопрез неорганической природы тяжелой степени тяжести, исключается каломазание.
- Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский возраст тяжелой степени тяжести, со стойкими неконтролируемыми нарушениями поведения, фармакорезистентные или на фоне длительного подбора терапии (более 1 месяца), не требующие стационарного лечения.
- Идиопатическая семейная дистония тяжелой степени тяжести, фармакорезистентные или на фоне подбора терапии, не требующие стационарного лечения.
- Идиопатическая несемейная дистония тяжелой степени тяжести, фармакорезистентные или на фоне подбора терапии, не требующие стационарного лечения.
- Миоклонус тяжелой степени тяжести, фармакорезистентные или на фоне подбора терапии, не требующие стационарного лечения.
- Хорея, вызванная лекарственным средством тяжелой степени тяжести, фармакорезистентные или на фоне подбора терапии, не требующие стационарного лечения.
- Другие виды хореи тяжелой степени тяжести, фармакорезистентные или на фоне подбора терапии, не требующие стационарного лечения.
- Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения тяжелой степени тяжести, фармакорезистентные или на фоне подбора терапии, не требующие стационарного лечения.
- Другие уточненные дегенеративные болезни нервной системы, требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии, не требующие стационарного лечения; тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске.
- Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы, требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии, не требующие стационарного лечения; тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске.
- Эпилепсия с частыми (более 4 раз в месяц) дневными вторично-генерализованными и генерализованными приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора противосудорожной терапии (более 1 месяца), не требующая стационарного лечения
- Мышечная дистрофия с тяжелыми двигательными нарушениями, затрудняющими нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске.
- Врожденные миопатии с тяжелыми двигательными нарушениями, затрудняющими нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске.
- Митохондриальная миопатия, не классифициро-ванная в других рубриках с тяжелыми двигательными нарушениями, затрудняющими нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске.
- Другие первичные поражения мышц с тяжелыми двигательными нарушениями, затрудняющими нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске.
- Другие уточненные миопатии с тяжелыми двигательными нарушениями, затрудняющими нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске.
- Детский церебральный паралич с тяжелыми двигательными нарушениями, затрудняющими нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске.
- Параплегия и тетраплегия с тяжелыми двигательными нарушениями, затрудняющими нахождение и/или передвижение на инвалидной коляске.
- Кератит часто рецидивирующий, вялотекущий, требующий длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии, не требующие стационарного лечения.
- Хронический иридоциклит часто рецидивирующий, вялотекущий, требующий длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии, не требующие стационарного лечения.
- Хориоретинальное воспаление часто рецидивирующее, вялотекущее, требующее длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии, не требующее стационарного лечения.
- Неврит зрительного нерва часто рецидивирующий, вялотекущий, требующий длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии, не требующие стационарного лечения.
- Отслойка и разрывы сетчатки в течение 1 года после хирургического лечения.
- Далекозашедшие и терминальные стадии глаукомы, не требующие стационарного лечения.
- Сердечная недостаточность II, III стадии, не требующая стационарного лечения.
- Хроническая респираторная недостаточность II, III степени тяжести, не требующая стационарного лечения.
- Неинфекционный энтерит и колит тТяжелой степени тяжести с частым рецидивирующим течением, не требующие стационарного лечения.
- Хроническая печеночная недостаточность тяжелой степени тяжести, не требующая стационарного лечения.
- Буллезные нарушения тяжелой степени тяжести, не требующие стационарного лечения.
- Дерматит и экзема тяжелой степени, требующие длительной терапии (более 1 месяца), в том числе гормональной, не требующие стационарного лечения.
- Воспалительные полиартропатии тяжелой степени тяжести, сопровождающиеся болевым синдромом и нарушением самообслуживания, требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуносупрессивной терапии, не требующие стационарного лечения.
- Другие поражения суставов, состояния после оперативного вмешательства на суставах, требующие длительной (более 1 месяца) иммобилизации в гипсовой повязке таза и/или нижних конечностей.
- Системные поражения соединительной ткани, требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуносупрессивной терапии, не требующие стационарного лечения.
- Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса) после хирургического вмешательства и требующий иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца).
- Гломерулярные болезни тяжелой степени тяжести, требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуносупрессивной терапии, не требующие стационарного лечения.
- Тубуло-интерстициальные болезни почек тяжелой степени тяжести, осложненное течение.
- Хроническая почечная недостаточность тяжелой степени тяжести, не требующие стационарного лечения.
- Последствия травм головы, осложненные дефектом костей свода черепа, требующие хирургического вмешательства (пластика костей свода черепа) или осложненные носительством трахеостомической канюли.
- Последствия травм шеи и туловища, требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца).
- Последствия травм нижней конечности, требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца).
- Последствия травм, захватывающих несколько областей тела, требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке (более 1 месяца).
На основании данного перечня будут внесены изменения в ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «Указанный перечень доработан с учетом межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Ребёнка отказываются переводить на домашнее обучение. Что делать?
Вы спрашиваете — «Мел» отвечает
Когда у ребёнка возникают проблемы со здоровьем, не хочется подвергать его лишнему стрессу и переводить из школы в школу. К сожалению, родителям бывает довольно сложно найти нужные законы и постановления, чтобы отстоять свои права. Мы попросили юриста компании «ВЕДА» Павла Сергеева пояснить, может ли школа отказать ребёнку в домашнем обучении.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Вопрос. Четыре года учились в школе не по прописке. Сейчас ребёнок получил травму позвоночника, полгода не может сидеть и нуждается в домашнем обучении. Школа отказывает в этом. Они рекомендуют перейти в учебное заведение по прописке, которая и будет осуществлять обучение на дому, ссылаются на законодательство. Мы не хотим менять школу, даже на полгода. Есть ли у нас какие-то аргументы для этого?
Ответ. То, что школа, в которой учится ребёнок, находится не по «прописке», не может быть основанием для отказа в переводе на домашнее обучение. Ребёнок имеет право учиться в любой школе, если в ней есть свободные места.
Также стоит всегда требовать письменный отказ, когда вам кажется, что с вами поступают незаконно. Это может отрезвить оппонента (ведь никто не хочет иметь проблем с начальством) или послужить доказательством незаконного отказа в дальнейшем.
Есть несколько документов, на которые вы можете сослаться в подобных случаях.
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. № 436. В нём утвержден «Перечень заболеваний, наличие которых даёт право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».
Одним из оснований могут стать «последствия травм шеи и туловища, требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке (более одного месяца), затрудняющей нахождение и (или) передвижение на инвалидной коляске».
2. Письмо Минздрава России от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810. Согласно ему, при наличии медицинских показаний обучение на дому может также осуществляться вне зависимости от факта включения заболевания ребёнка в установленный перечень.
3. Часть 6 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что «порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации».
4. Закон от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Согласно части 2 статьи 14 этого закона, «государственное образовательное учреждение не вправе отказать лицам с ограниченными возможностями здоровья в приёме на обучение в связи с наличием у них таких ограничений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законами города Москвы».
Аналогичные законы существуют во всех регионах. Однако стоит обратить внимание, что в законах могут быть прописаны исключения и ограничения, которые следует внимательно изучить, прежде чем вступать в спор с представителем школы.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
На дому и в медицинской организации
Обучение в медицинской организации
Часть 5 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы (дошкольные и школьные) и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме.
Например, в детской психиатрической больнице организовано обучение для детей, проходящих стационарное лечение.
Обучение на дому
При обучении на дому (называемое в народе «надомное обучение») образовательный процесс проходит по месту проживания ученика.
Необходимо понимать, что законодательство об образовании не предусматривает такой формы получения образования, как «надомное обучение». «Надомное обучение» с точки зрения формы получения образования надо рассматривать как очную форму обучения в образовательной организации, но образовательный процесс проходит на дому в связи с тем, что ребенку трудно ежедневно посещать детский сад/школу в связи с состоянием его здоровья. ПМПК не может давать рекомендации об обучении на дому, т.к. она определяет форму получения образования, которых две: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Организовать обучение на дому государство обязано только на основании медицинского заключения о таком обучении при наличии у ребенка заболевания, предусмотренного Перечнем заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.
Обучение на дому возможно только при наличии заявления родителей ребенка об этом. Даже имея медицинское заключение о показаниях для обучения на дому, родитель вправе отказаться от него, в том числе и уже обучая ребенка на дому.
Отметим, что для детей, которые обучаются по обычным, неадаптированным для обучающихся с ОВЗ образовательным программам, достаточно медицинского заключения об обучении на дому. Для детей, которым необходимы специальные условия для обучения в связи с ОВЗ, в том числе обучение по адаптированной образовательной программе, требуется помимо медицинского заключения и заключение ПМПК.
Только ПМПК определяет вид адаптированной образовательной программы, по которой ребенок будет обучаться на дому, и другие специальные условия обучения, которые должна создать образовательная организация и при обучении ребенка на дому.
Для организации обучения на дому образовательная организация должна…
Количество учебных часов…
Сочетание обучения на дому и в школе…
Индивидуальные занятия в школе не являются обучением на дому…
Что важно контролировать родителям…
При обучении на дому количество учебных часов — урочных часов, как правило, заметно меньше урочной нагрузки при обучении в классе. Это связано с тем, что выделить педагогов на то же количество часов для обучения одного ребенка государство не может себе позволить, а также с необходимостью создания щадящего режима. Может оказаться, что в процессе обучения ребенка на дому родители приходят к выводу, что ему необходимо увеличить учебную нагрузку (количество учебных часов). В этом случае родителям следует обратиться с заявлением в письменной форме к директору школы с просьбой увеличить учебную нагрузку, мотивируя свою просьбу (например, ребенок без сложностей справляется с программой по всем предметам или отдельным предметам или, наоборот, ребенку требуются дополнительные занятия по отдельным предметам в связи с тем, что предмет тяжело усваивается). Однако предварительно обязательно надо узнать мнение педагога, который занимается с ребенком, о целесообразности изменения учебной нагрузки, а также ресурсные возможности школы и заручиться заключением врача о возможности увеличения учебной нагрузки.
Бывает также, что после некоторого периода обучения ребенка на дому родители видят, что такое обучение не соответствует его потребностям и возможностям, и он вполне может заниматься в классе или группе с другими обучающимися. В этом случае родители вправе обратиться в образовательную организацию с заявлением о переводе ребенка на обучение в классе. Отказать в приеме в класс образовательная организация в таком случае не имеет права. При этом следует иметь в виду, что если ребенку необходимо создание специальных условий для обучения (т.е. ребенок не сможет обучаться как ребенок без особенностей развития, он должен обучаться по адаптированной для обучающихся с ОВЗ образовательной программе при создании ему иных условий обучения), то эти условия могут быть созданы только при наличии соответствующего заключения ПМПК. Таким образом переход в класс, в котором создаются специальные условия обучения для детей с ОВЗ, в этом случае возможен только при наличии такого заключения.
Стоит отметить, что во многих случаях рациональной организацией образовательного процесса является сочетание занятий дома и в школе. В этом случае образовательной организацией составляется индивидульный учебный план, индивидуальное расписание посещений групповых занятий. Однако процедура организации обучения в таком случае зависит от подхода к организации образования для таких детей в различных регионах. Если родителям отказывают в такой возможности, то целесообразно получать заключение врача, в котором имеется рекомендация об обучении на дому, но с возможностью посещения групповых занятий в определенном режиме. Также рекомендации по организации обучения можно получить и в ПМПК. Далее родители должны подать заявление в образовательную организацию об организации образовательного процесса в соответствии с рекомендациями.
Одним из лучших примеров организации обучения для детей, нуждающихся в длительном лечении или не могущих посещать школы в обычных условиях, стали школы надомного обучения. В таких школах создаются возможности сочетания различных форм организации образовательного процесса — обучаться частично дома и частично посещать как индивидульные занятия в школе, так и групповые, гибко моделировать учебный план, увеличивать сроки освоения образовательных программ. Такую вариативность не всегда может обеспечить обычная школа — хотя это вполне осуществимо при желании администрации образовательной организации.
Важно помнить, что при наличии заключения медицинской организации родители должны подать письменное заявление об организации обучения ребенка на дому. Заявление подается в образовательную организацию, которая по уставу осуществляет обучение на дому, или в орган образования, который должен обеспечить обучение на дому той или иной образовательной организацией. Если организация или орган затягивают решение вопроса или явно не желают обучать ребенка на дому, необходимо обращаться с жалобой в прокуратуру, уполномоченному по правам ребенка.
Важно: нельзя забывать, что помимо обучения по различным предметам образовательной программы, обучающийся с ОВЗ нуждается и в коррекционных занятиях со специалистами (логопедом, дефектологом, музыкальным терапевтом, психологом и тд). Такие занятия также должны быть обеспечены в соответствии с заключением ПМПК. Относительно школьного образования необходимо знать, что Федеральные государственные стандарты для обучающихся с ОВЗ, вступающие в действие с 1 сентября 2016 года, предусматривают коррекционные курсы, включаемые в адаптированные образовательные программы в обязательном порядке, и дополнительные, включаемые в образовательные программы образовательными организациями самостоятельно на основании заключения ПМПК. При обучении на дому образовательная организация обязана обеспечить занятия по указанным курсам тем или иным способом.
Порядок регламентации и оформления отношений между родителями ребенка, обучение которого должно быть организовано на дому или в медицинской организации, и образовательной организацией определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Родитель ребенка-инвалида, обучающегося на дому, может получать денежную компенсацию, если это установлено региональным законодательством. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель отдал этот вопрос на решение каждым регионом самостоятельно. В качестве примера регулирования можно рассмотреть нормативные правовые акты Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.