Мастер по коже как называется – Как называется врач, который рассматривает проблемы кожи лица. И говорит о том что нужно вашей коже и определяет ее тип

Кожа (материал) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Различные кожаные изделия и несколько кожевенных инструментов У этого термина существуют и другие значения, см. Кожа.

Кожа — прочный, гибкий и долговечный материал, получаемый путём выделки шкур в условиях традиционного хозяйства или промышленного предприятия. Отдельную категорию представляет меховое производство. Кожа используется в различных областях, от производства обуви и одежды до переплёта книг и изготовления обивки мебели и кожаных обоев. Производится множество сортов кожи с разнообразными свойствами.

По материалам археологических раскопок можно судить о владении техникой обработки кожи и изготовления из неё аксессуаров и одежды — упоминания о кожевенном ремесле значатся в клинописных табличках библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала, в исторических текстах династии Хаммурапи; много информации о владении египтянами кожевенным делом можно извлечь из росписей гробниц — например, во фрагменте росписи гробницы Рехмира изображен процесс раскроя, мездрения, отмоки, дубления и художественной выделки кожи. На Руси возникновение кожевенного дела датируется 6-7 веком; археологические раскопки в Новгороде и Москве указывают на существование кожевенных мастерских в 11-12 веках. Упоминания о декоративной отделке кожи можно найти в летописях — в летописи 1252 года о князе Даниле упоминаются сапоги, шитые золотом; а в летописи о Дмитрии Донском — пояс, расшитый золотом и декорированный ювелирными камнями. В Библии есть первое упоминание о кожаной одежде в книге Бытие 3:21 «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их».

Сама по себе кожа — материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Уже в эпоху позднего палеолита простейшая одежда из обычных шкур заменяется сшитыми одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы — вышивка (бусинами и т. п.), раскраска, аппликация. И даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта — ремни, сумки, обувь, доспехи.

У разных народов имелось множество традиционных способов выделки кожи. Но все способы можно свести к трём или четырём при которых получаются принципиально разные продукты. Сырая кожа — минимум обработки. Сыромятная кожа — выделка без дубления. «Сыромятное дубление» — слабое дубление квасцами. Дублёная кожа — прошедшая операцию жирового дубления или дубления растительными и позднее искусственными химическими дубильными веществами. Сырая кожа имела узкую область применения. А вот сыромятная была основной с древнейших времён для изготовления одежды, обуви и т. п. Дубление с помощью растительных танинов тоже было известно с древности, но далеко не у всех народов. Сейчас же дублёные кожи используются практически повсеместно.

Происхождение материала придавало ему и сакральное значение. В книге «Фольклор в Ветхом завете» Джеймс Джордж Фрэзер описывает древние семитские и африканские ритуалы, в которых кожаные кольца и браслеты являются ключевыми элементами. Индейцы Южной Америки до сих пор верят в магическую силу кожаных амулетов, а австралийские аборигены делают волшебные ловушки сновидений из выделанных и разрисованных шкурок летучих мышей. Подобное применение кожи мы находим и у других народов.

В коже животного различают (не считая волосяного покрова) три слоя, которые в процессе выделки или преобразуют, или удаляют.

  1. Верхний, эпидермис (кожица) — наружный слой, состоящий из плоского эпителия. Составляет от 2 до 5 % от толщины шкуры.
  2. Средний, дерма — основной слой, образуемый белковыми коллагеновыми волокнами. Подразделяется на:
    • Сосочковый слой — слой, пронизанный волосяными каналами. В некоторых видах кож (козлина, овчина) является основным для выделки.
    • Сетчатый — от сосочкового слоя отделяется примерно по линии глубины залегания жировых и потовых желез, волосяных луковиц. Именно этот слой в основном определяет механические свойства кожи (растяжимость, прочность) у кож крупного рогатого скота.
  3. Нижний, подкожная клетчатка, мездра — рыхлый, насыщенный жиром слой. Этот слой удаляется при мездрении и строгании (выравнивания толщины шкуры со стороны бахтармы).
  • Мерея — рисунок на поверхности шкуры, образованный следами от удалённых вместе с эпидермой волосяных сумок в результате выделки шкуры.
  • Бахтарма — внутренняя поверхность кожи, образуемая после мездрения.

При выделке получают различные виды кож (а также меха), которые можно разделить на три части: сырая кожа, сыромятная кожа и дублёная кожа.

Свежая (парная) кожа гибка из-за того, что её коллагеновые волокна не склеены между собой. Жёсткой или ломкой высохшая кожа становится оттого, что эти волокна склеиваются в сплошную массу и теряют свою подвижность. Таким образом, для выделки кожи необходимо ввести в её дерму такое вещество, которое отделило бы волокна друг от друга. При дублении такими веществами служат дубители, способные создавать химические связи между волокнами, но одновременно не позволяющие им раскисать и склеиваться. При других способах обработки может использоваться какой-либо жир: он также не позволит волокнам слипаться друг с другом (сыромятная кожа).

Несмотря на различие в методах рецептах обработки для получения разных видов конечной продукции, имеются общие обязательные этапы. Первая универсальная операция — мездрение, при которой шкура лишается остатков мяса, жира и подкожной жировой клетчатки. Затем, если требуется, производят обезволашивание или золение, удаляя шерсть и эпидермис. Полученный продукт называют гольём. На этом этапе можно остановиться и получить так называемую сырую кожу или пойти дальше по пути получения сыромятной или дублёной кожи. Видов последней сейчас имеется большое количество. Соответственно и рецептов выделки также множество.

  • Алюминиевое дубление — используется при изготовлении лайки, для обработки кож хромового/таннидного дубления для повышения их наполненности. Возможно одновременное использование алюминиевых и органических дубителей.
  • Дубление соединениями железа практически не используется из-за свойств трёхвалентного железа катализировать разрушение коллагена[1].
  • Растительное (таннидное) дубление — в процессе выделки используется дубовая кора (отсюда «дубление») и другие ингредиенты, получаемые из растений, коры деревьев и подобных источников. В результате получается эластичный материал коричневого цвета. Нужного оттенка добиваются, варьируя количество и качество применяемых ингредиентов и подбирая цвет сырья. Кожа растительного дубления не является водостойкой. При воздействии влаги она изменяет цвет, а если впитает жидкость и затем высохнет, то уменьшится в размере (
    сядет
    ) и отвердеет, станет менее эластичной. В горячей воде данный вид кожи сильно садится и становится твёрдым, хрупким материалом, что ограничивает возможность его использования.
  • Титановое дубление не окрашивает бахтарму
  • Хромовое дубление — мягкость и эластичность кож хромового дубления выше, чем у таннидного дубления. Более устойчивый к действию высоких температур. Во влажных условиях быстрее намокают и медленнее высыхают. Хромовый дубитель окрашивает бахтарму в серо-зелёный цвет.
  • Циркониевое дубление — кожи циркониевого дубления имеют хорошую прочность и сопротивление к истиранию. Циркониевый дубитель не окрашивает бахтарму.

Особенности шкур различных животных и виды сырья[править | править код]

Основной источник: Иванов В. Я. Материаловедение изделий из кожи. — 2008.

[уточнить]

  • Шкура КРС (крупного рогатого скота)
    • Опоек-склизок — шкуры неродившихся или мёртворождённых телят. Используется для выработки галантерейных кож.
    • Опоек — шкуры телят возрастом до 3 мес. Опоек и опоек-склизок отличаются хорошей эластичностью и большой прочностью. Используется для выработки обувных кож.
    • Выросток — шкуры телят, перешедших на растительную пищу. Имеют перелинявший более грубый волосяной покров. Используется для выработки обувных кож.
    • Полукожник — шкуры тёлок и бычков возрастом не более полутора лет. Масса шкур в парном виде — 10—13 кг. Используются для выработки обувных и технических кож.
    • Бычок — шкуры молодых бычков. Используется для выработки обувных и технических кож.
    • Яловка — шкуры коров. Шкура нетелившейся коровы более плотная и равномерная по толщине; по качеству превосходит бычка и бычину. Шкура телившейся коровы отличается небольшим чепраком и большими по размеру тонкими полами.
    • Бычина — шкура кастрированных быков. Имеет негустой волосяной покров. Используется для выработки обувных, шорно-седельных и технических кож, сыромяти.
    • Бугай — шкура некастрированных быков. По сравнению с бычиной, имеет утолщенные полы, воротки, огузки; более сморщенная кожа. Используется для выработки технических кож и сыромяти.
  • Конские шкуры — из-за многочисленных сильно развитых потовых и сальных желез дерма более рыхлая, нежели чем у шкур КРС. Передина более подходит для изготовления мягких кож; хаз используют для изготовления жёсткой кожи.
    • Склизок — шкуры неродившихся или мёртворождённых жеребят. Почти отсутствует шерсть, грива не развита; по свойствам близка к опойку. Используется для выработки галантерейных кож.
    • Жеребок — шкуры молочных или перешедших на растительный корм жеребят. Шкура равномерна по толщине и почти не имеет дефектов, из-за чего высоко ценится. Используется для выработки галантерейных кож и кож верха обуви.
    • Выметка — шкуры конского молодняка возрастом до года. Применяется для выработки кож верха обуви.
    • Крупное конское сырьё — шкуры площадью до 400 кв. дм и толщиной 1,5—3 мм.
  • Овечьи шкуры обладают большой толщиной сосочкового слоя дермы, от 50% — у тонкорунных и до 80% — у грубошёрстных. Таким шкурам присуща невысокая прочность и хорошая пластичность. Из-за слабой связи между сетчатым и сосочковым слоем дермы может наблюдаться отставание этих слоёв. Используется для выработки шеврета и галантерейных кож.
  • Шкуры коз имеют большую толщину сетчатого слоя (до 60%), плотное сплетение коллагеновых пучков, что делает эти шкуры плотными и прочными при небольшой их толщине. Используется для выработки шевро.
  • Свиные шкуры имеют большую толщину эпидермиса; границы сосочкового и сетчатого слоя нивелируются из-за залегания щетины на всю толщину дермы. Дерма рыхлая, с большими включениями жира. Мерея образует довольно большие отверстия, что ограничивает её применение.
  • Из шкуры верблюдов получается малопрочная кожа невысокого качества, используемая для кожгалантереи.
  • Шкуры оленей — из этих шкур методом жирового дубления может изготавливаться замша.

В производстве кожи раскраиваются и имеют различные конфигурации. Это определяется размером шкуры и ассортиментом готовых кож.

  • Целая кожа.
  • Полукожа — половина шкуры, разрезанная по хребтовой линии.
  • Кулат — шкура с отрезанным воротком.
  • Вороток — часть шкуры с шейной части, обычно имеет много пороков.
  • Чепрак — наиболее ценная часть шкуры — спинная часть, не имеющая пол и воротка. Может составлять до 55 % по площади от площади всей шкуры. Может делиться на «верхний чепрак» и «нижний чепрак». Обычно используется для производства ремней, сумок и других изделий, требующих высокой плотности сырья.
  • Крупон — чепрак, вырезанный в виде прямоугольника.

Участки шкуры с наибольшим количеством дефектов:

  • Лапы.
  • Пола — часть шкуры с брюшины.
  • Пашины — участки шкуры, прилегающие к лапам с брюшной стороны.

Конская шкура подразделяется на следующие участки:

  • Хаз — задняя часть шкуры (круп и ноги).
  • Шпигель — уплотнённые участки кожи, располагаемые над сочленением таза и бедренных костей. Участок хаза.
  • Передина — шкура без хаза. Наиболее ценная часть.
  • Обувные кожи.
  • Одежно-галантерейная — для пошива одежды, головных уборов, перчаток, сумок, кошельков и прочее. Для этих целей используют шеврет, лайку, замшу, кожу КРС. По виду дубления — используют в основном кожи хромового и хромотаннидного дубления.
  • Шорно-седельные — для людского и конного снаряжения. Используется кожа КРС и свиней.
  • Технические — для механизмов (например, приводные ремни).

Более широкая классификация включает в себя такие пункты:

  • Кожи для верха обуви — для этих целей используют кожи хромового дубления КРС, конские передины и выметки, шевро с различной отделкой — нубук, велюр, спилок, лак. Для верха тяжёлой обуви используют юфть.
  • Подкладочные кожи — предназначены для деталей подкладки обуви. В основном для этих целей применяются свиные кожи.
  • Кожи для низа обуви — применяются для изготовления стелек и подошв обуви. Для этих целей используют свиные кожи и кожи КРС, а также конские хазы.
  • Перчаточные кожи — вырабатываются из овчины, козлины, свиной, собачьей и конских передин.
  • Мебельная кожа — для обивки мебели, салонов автомобилей. Используется кожа хромового дубления КРС.
  • Пергамент — высушеное недублёное гольё из шкур КРС. Характеризуется высокой твёрдостью, применяется при изготовлении музыкальных инструментов.
  • Сыромять — недублёная кожа КРС, свиней и лосей. Используется для изготовления конской упряжи и снаряжения.
  • Варёная кожа — кожа растительного дубления, для повышения прочности прошедшая через погружение в горячую воду, в кипящий воск, или подобные вещества. Исторически такая кожа использовалось как броня из-за её твёрдости и малого веса, а также использовалась для книжных переплётов.
  • Веган (растительный краст) — кожа растительного дубления, КРС или свиная толщиной от 1 до 3 мм. Предназначена специально для изготовления резных элементов, карвинга и тиснения, широко распространённых в субкультурах, среде байкеров, а также при изготовлении традиционных элементов костюма и обихода жителей запада США (ремни, сёдла, кобуры, ножны и т. п.).
  • Велюр — кожа хромового метода дубления, вырабатывается из всех видов шкур, представляет собой перевёрнутую кожу, у которой снаружи оказывается бахтарма, а внутри лицевая сторона (мерея).
Натуральная замша
  • Замша — кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лося, диких коз. Это мягкая, рыхлая, но очень прочная бархатистая кожа с густым, низким ворсом с обеих сторон.
  • Лайка — мягкая, эластичная кожа, выделываемая из шкур ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Поверхность мереи гладкая, без морщинок. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться в других изделиях.
  • Наппа — тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из шкур крупного рогатого скота и овчины. Может иметь толщину от 0,5 до 1,0 мм. Как правило, наппа эластична, применяется при пошиве одежды, плащей, курток, головных уборов, а также аксессуаров, сумок, клатчей. Основными производителями наппы являются Италия, Испания, Турция.
  • Напплак — кожа с нанесённым лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.
  • Нубук — мелковорсистая кожа, в процессе выделки подвергающаяся хромовому дублению и шлифовке лицевой поверхности мелкоабразивными материалами, например, песком или мелкозернистой абразивной шкуркой. Нубук похож на замшу, однако изготавливается из других видов кожи, как правило крупного рогатого скота.
  • Оленья кожа — кожа, в процессе выделки которой используется жир, мозг животных и другие вещества. В конечном итоге получается эластичный материал, подобный замше, обычно сильно прокопчённый (см. Сыромятная кожа). Этот вид кожи обычно используется для изготовления портфелей и бумажников.
Пергаментная книга
  • Пергамент — кожа, получившая своё название от наименования греческого города Пергам. Это сыромятная кожа, выделанная из шкур ягнят, козлят, телят. Используется для изготовления музыкальных инструментов, например, барабанов, некоторых деталей машин, переплетов книг, а также женских украшений. В былые времена служила основным материалом для письма.
  • Сафьян — тонкая, мягкая кожа разных цветов, выделываемая растительным дублением обычно из козьих шкур, реже — шкур овец, телят и жеребят. Изначально (во времена Пушкина) сафьяном называли продубленную сумахом и выкрашенную в какой-нибудь из ярких цветов кожу козы. В настоящее время не производится. Сейчас же сафьяновая кожа — это специальной выделки штампованная овечья или телячья кожа, сумки и кейсы из которой стойки к появлению царапин и пятен и легко чистятся.
  • Спилок (спилок-велюр) — слой кожи, полученный в результате слоения (шерфования) хромовых и хромо-жировых кож КРС и свиных кож. Различают С. лицевой, средний и мездровый (или бахтармяный). Из тонкого лицевого С. производят фотокожу или галантерейную кожу. Лицевой С. сравнительно большой толщины и средний С. служат для получения кожи, используемой в основном для изготовления обуви. Из бахтармяного С. и спилка свиных кож изготавливают спилок-велюр для производства обуви и одежды, а также кожи хромового дубления для верха обуви, имеющие искусственную лицевую поверхность. Из толстого и плотного спилка КРС изготавливют обувные и мебельные кожи путём нанесения искусственной мереи и спилок-велюр для производства одежды. Мелкий С. и спилковую обрезь (откраиваемые тонкие края) используют для приготовления технического желатина, клея и др. продуктов растворения коллагена[2].
  • Чепрак — толстая, плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур крупного рогатого скота (КРС), взятых со спины животного.
  • Шагрень (англ. shagreen) — (англ. shagreen leather, фр. chagrin) — кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкая, растительного или квасцового дубления, и жёсткая, являющаяся сырой кожей. Изготовлялась из спинной части шкур лошадей, куланов и т. п. Окрашивалась чаще в зелёный цвет. Сейчас обычно производится из козьих, овечьих шкур. Разновидность шагрени — галюша (фр. galuchat [galyʃa]) — из сырых кож акулы или ската, которые имеют природную шероховатость.
  • Шеврет — плотная, эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением. По рисунку мереи она похожа на шевро.
  • Шевро — мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. На поверхности (мерее) имеет своеобразный рисунок в виде мелких морщинок.
  • Шора — плотная, толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС, более пластична, нежели чепрак.
  • Юфть — толстая кожа, выработанная хромовым, хромсинтанновым, хромтаннидным дублением из шкур крупного рогатого скота, взятых с брюха животного. Значительно мягче и пластичней, чем чепрак или шора. Структура юфти пористая и отдушистая. Содержит большое количество жирующих материалов. «Юфть (юхта, русская кожа) — выделывается из ялового или коровьего сырья и шкур годовалых быков, за исключением сырья телячьего. После промывки и мездрения сырьё подвергается золке, промывке, топтанию и разминанию в толчеях и барабанах, разделке, стружке, отжиманию лица, бучению в киселях, заличке в слабом дубильном соке и затем дублению соковому и пересыпочному. Ю. бывает белая, красная и чёрная. Для белой Ю. отбираются лучшие кожи…» (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона).
  • ГОСТ 3123-78. Производство кожевенное. Термины и определения (с Изменением N 1). — М.: Издательство стандартов, 1995.
  • Бастов Г. А. Художественное проектирование изделий из кожи. — М.: Легкая промышленность, 1988.
  • Бекмурзаев Л. А. Технология одежды из кожи. — М.: Форум, 2004.
  • Козлова Т. В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. — М.: Легпромбытиздат, 1987.
  • Кюльн Э. П., Кирме К. К., Реймо Х. К., Самматавет Э. Г. Технология художественных изделий из кожи. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.
  • Менделеев Д. И., Руднев В. М.,. Кожевенное производство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Николаева Ж. Б. Справочник: Кожгалантерейная промышленность. — М.: Легпромбытиздат, 1985.
  • Осипов Д. О. К вопросу о дате разделения кожевенного и сапожного ремесел (анализ материалов раскопок в Новгороде Великом и Москве) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2011. — № 4 (46). — С. 63—76.
  • Рязанская М. И., Вигдорович Ф. Л. Маленькая домашняя энциклопедия. — М.: 1990.
  • Селифанова Л. Н. Ремонт кожгалантерейных изделий. — М.: Легкая индустрия, 1971.
  • Страхов И. П., Аронина Ю. Н., Гайдаров Л. П. Химия и технология кожи и меха. — М.: Легкая индустрия. 1970.

Художественная обработка кожи — Википедия

Кожа и различные инструменты для её обработки

Художественная обработка кожи — 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.

Кожевник. Немецкая гравюра.

История художественной обработки кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы — ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумки. Пифагор упоминает о выполненных при помощи интарсии таблицах, применявшихся в обрядах египетских пирамид. Другой пример — созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII—XII века), которые так понравились крестоносцам, что мода на кожаные обои, охватив всю Европу, продержалась более трёхсот лет.[1] Широкую известность получили и так называемые «кордовские» кожаные обои.

Приемы художественной обработки кожи[править | править код]

Существует множество приёмов и технологий обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приемы используются как по отдельности, так и в сочетаниях. Елена Решетникова, художник по обработке кожи, 2004:

То, что сегодня называется художественной обработкой кожи, появилось вместе с цивилизацией. Разные народы использовали кожу и украшали предметы из неё по-разному. В Европе вместе с книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке её научились покрывать золотом. Кожаные одежда и обувь, мебель и обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество на протяжении всей его истории.

Тиснение[править | править код]

Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы. Такой вид тиснения называют штампингом, т.е. нанесение на кожу узоров с помощью штампов для тиснения кожи. Таких штампов существует огромное количество и для каждого узора,а мастера подбирают себе штампы, которые им нужны. Для штампига обычно используют кожу растительного дубления, все работы с кожей данного вида обычно проводятся вручную. Также выделяют еще один вид нанесения узоров на кожу — карвинг. Это ремесло славится на весь мир, но особенно распространено в США и называется — шеридан. Все изделия производятся вручную в стиле вестерн. Таким тиснением покрывают сапоги, сумки, кошельки и одежду.

Другой способ — тиснение с наполнением — вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры элементов будущего рельефа и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти, которую затем обжимают по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счет толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор. Термотиснение — выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.

Перфорация[править | править код]

Перфорация или высечка — один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т. д.).

Плетение[править | править код]

Плетение — один из способов обработки, заключающийся в соединении при помощи специальной техники нескольких полосок кожи. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макрамэ, выполненные из «цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией плетение применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок).

Пирография[править | править код]

Пирография (выжигание) — приём новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (первое упоминание в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный приём. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

Гравировка[править | править код]

Инструменты, применяемые при гравировке

Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже — юфть). Делается это так — на лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою чёткость, а линии — толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

Аппликация[править | править код]

Аппликация в кожевенном деле — наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлёст».

Интарсия[править | править код]

Интарсия — по сути, то же, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе. В зависимости от этого выбирают сорта кож. При работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи (опоек, шевро, велюр и тонкую юфть), а при работе на доске — тяжелые (шора, чепрак). Для достижения надлежащего качества по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.

Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения).

  1. ↑ Факты по истории взяты из книги Кюльн Э. П., Кирме К. К., Реймо Х. К., Самматавет Э. Г. Технология художественных изделий из кожи. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.
  • Ананина Т. В., Левина Е. В. Многоликая кожа. — М.: Гамма, 1992.
  • Рязанская М. И., Вигдорович Ф. Л. Маленькая домашняя энциклопедия. — М.: 1990.
  • Селифанова Л. Н. Ремонт кожгалантерейных изделий. — М.: Легкая индустрия, 1971.
  • Николаева Ж. Б. Справочник: Кожгалантерейная промышленность. — М.: Легпромбытиздат, 1985.
  • Бастов Г. А. Художественное проектирование изделий из кожи. — М.: Легкая промышленность, 1988.
  • Козлова Т. В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. — М.: Легпромбытиздат, 1987.
  • Страхов И. П., Аронина Ю. Н., Гайдаров Л. П. Химия и технология кожи и меха. — М.: Легкая индустрия. 1970.
  • Кюльн Э. П., Кирме К. К., Реймо Х. К., Самматавет Э. Г. Технология художественных изделий из кожи. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.

Гравировка по коже — базовые навыки (кожевники!)

Меня продолжают часто спрашивать «как вы это делаете» (о гравировке) и я подумала что вместо того чтобы постоянно рассказывать одно и то же каждому в отдельности я расскажу один раз для всех.

Это не мастер-класс, так как это не будет подробный и пошаговый урок, я только покажу конкретно как делается эта самая гравировка кожи чтобы интересующиеся имели представление о чем речь.

Сначала вам нужно перенести рисунок на кожу, для чего вы увлажняете кожу (как это делать расскажу отдельно), потом накладываете кальку или пленку с рисунком (рисованной стороной вверх чтобы не испачкать кожу) и обводите все линии шариковой ручкой без чернил или стилусом или сточенным шилом (срезанное и отшлифованное острие чтобы не поцарапать кожу). Сильно не надавливайте, только чтобы рисунок достаточно четко был виден на коже.

Линии будут коричневые потому что вы делаете это по влажной коже. По сухой придется очень сильно нажимать и рвать кальку а также разрушать поверхность кожи.

Перенесенный на кожу рисунок выглядит вот так

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 1

Теперь берем поворотный нож (см.инструменты в отдельной теме), и шлифуем лезвие — оно должно быть очень острым. Кожа должна быть все еще влажной. Если подсохла — увлажните из пульверизатора

Аккуратно прорезаем все линии рисунка. Дважды по одной и той же линии не режем так как получится две прорези. Если вы держите ножик в руках первый раз — советую попрактиковаться на обрезках кожи до того как работать над более серьезной вещью (например сумкой). Нож держим ровно. Режем не глубже чем на половину толщины кожи.

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 2

Вот что получается после того как рисунок прорезан

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 3

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 4

Теперь берем штампик — бевеллер — и ставим его в прорезанную луночку. Ударяем молоточком (НЕ металлическим).

Сдвигаем дальше по луночке и снова ударяем. И так движемся по всем линиям рисунка. Стараемся чтобы удары были одинаковой силы и равномерно передвигаем штампик. Линия должна получаться плавная без углубленных отпечатков.

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 5

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 6

Так проходим весь рисунок не пропуская ни одной линии.

Теперь делаем вмятинки на лепестках и листиках чтобы придать им объем и добавить реальности

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 7

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 8

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 9

Теперь затемняем серединку цветка чтобы зрительно «углубить» ее

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 10

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 11

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 12

Теперь поднимаем краешки лепестков и делаем их волнистыми и поднимающимися над поверхностью кожи

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 13

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 14

Вот и все. Это шаги которые нужно освоить чтобы сделать базовую гравировку по коже.

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 15

Гравировка по коже - базовые навыки (кожевники!), фото № 16

Следующий этап — нужно обработать задний фон. Но для начала важно освоить то что я здесь описала. Нужно научиться переносить рисунок на кожу, прорезать линии рисунка поворотным ножом, обработать эти линии штампиком-бевеллером и обработать цветы — края и серединки. Это основное.

Кожа должна быть все это время влажной. Отдельно я расскажу как это делать.

Набор инструмента для работы с кожей.

Всем привет! Сразу признаюсь в кожевенном деле я дилетант, но с недавних пор, ремесло это меня увлекло. Насмотревшись роликов на ютубе, задор мой только увеличился. Естественно первые шаги делать можно и самым минимальным количеством инструмента из ближайшего хозмага. Но мне удалось раздобыть на обзор целый набор специального инструмента.
Инструмента, естественно, китайского. На бангуде есть несколько различных наборов. Из-за количества позиций с первого взгляда глаза разбегаются, и не понятно какой из них лучше выбрать. Или же взять конкретные позиции по отдельности. Я взял набор из, как заявлено, 30 элементов и решил на своем опыте разобраться какие из них действительно необходимы, а без каких можно и обойтись.
Упаковано все это добро в обычную картонную коробку, и расфасовано по пакетикам


Содержимое впору разместилось на куске ДСП размером 60х40 см

Начну, пожалуй, из описания всех позиций набора. Не уверен, что назову все правильно своими именами, но буду стараться.
Открою список ножами, так как это один из основных инструментов в ремесле.
1. И так для раскроя кожи можно воспользоваться вот таким дисковым ножом.


Очень острый. Диаметр диска 45 мм, максимальная глубина реза — до 8 мм.
Отлично подходит для прямолинейных резов. Так же можно резать по кривой, но с большим ограничением радиуса. Не последнюю роль в этом играет толщина кожи. Чем больше заглубление диска в материал — тем сложнее делать фигурные движения. Преимущество такого ножа особенно чувствуется при раскрое тонкой кожи 0.8 — 1.6 мм, так как материал не тянется за лезвием. Что позволяет сделать раскрой точнее, да и кромка получается ровная без каких либо задиров и микротрещин. Сменных лезвий в наборе нету, но докупить их не проблема и в отечественных интернет магазинах, правда цены на них не радуют.
2. Следующий в списке — шорный нож. Изначально довольно остро заточен (заточка односторонняя), на одной стороне лезвия красуются иероглифы.



Ширина лезвия 35 мм. Применяется для раскроя кожи, локального утоньшения и скругления углов. Удобен при совершении прямолинейных резов под линейку. Криволинейные резы делать тоже можно, но не маленькие радиусы. Во-всяком случае мне для таких целей удобнее использовать ножом с классическим расположением режущей части. При работе с обозреваемым, его рукоять находится практически под прямым углом к заготовке.
3. Также имеется макетный нож с цанговым зажимом. Кроме уже установленного в него лезвия, в комплекте имеются еще пять сменных лезвий №11. Отлично подходит для фигурного раскроя. Но, как по-мне, с толщиной материала более двух миллиметров — работать уже неудобно.


4. Комплект иголок. В наборе их семь.

Непосредственно для кожи, согласно найденной мной информации, соответствуют две из них. Выделяет их трехгранное клинообразное острие. Они не особо острые, для предотвращения повреждения нити при, например, сшивании седельным швом.



Также имеются две обычные прямые иглы с большим ушком

две изогнутые иглы

и одна мешочная, с характерным расплющенным и подогнутым острием


Не думаю что все они так уж необходимы. Лично мне, на этом этапе, хватает и первых двух.
5. Канавкорез с регулируемым упором. Служит для прочерчивания канавок под будущий шов. В основном применяется на толстой коже.

Сначала показался мне совершенно нерабочим, как я не пытался он только царапал материал и делал задиры. Присмотревшись увидел на режущей части заусенцы после заводской заточки (или где его там затачивали)

Немного манипуляций с наждачкой и порядок

правда хорошо режет только жесткую кожу, с мягким материалом не всегда хорошо получается.
6. Кромкорез. Нужен для снятия фаски с края кожи для придания более эстетического вида изделию. Как и предыдущий инструмент — хорошо работает на жесткой коже. Особенно полезен при снятии фаски с изнаночной (бахтармяной) стороны кожи.



7. Инструмент для параллельной разметки линии шва. Максимальная ширина 20 мм. Штука довольно полезная. В отличии от канавкореза не имеет острой режущей части. И если не усердствовать при разметке, то линию после него можно разгладить.



8. 9. 10. Роликовый маркер (копир). Применяется для разметки под будущие отверстия шва. В наборе их три штуки с различным шагом. При этом два из них тупые — просто оставляют отметки на коже, а один достаточно острый чтобы сразу проделывать отверстия в тонком материале.

Верхний инструмент, я опрометчиво изувечил перед тем как запечатлить на фото первоначальный вид оного. Могу только сказать, что отличался он от второго только шагом. Мои варварские действия были направлены для достижения определенной цели. Дело в том, что первые два инструмента имели практический одинаковый шаг — 2,4мм и 2.2мм соответственно, шаг третьего — 3,3мм. Значения эти я получил разделив длину отрезка на количество отметок на нем после маркировки каждым инструментом. Так вот наличие двух инструментов с практически одинаковым шагом, показалось мне не логичным, а отсутствие маркера с шагом 4 или 5 мм — недостатком. Решено было устранить эту оплошность устранением лишних зубов у одного из них. Вооружившись пассатижами — обломил лишнее. Приношу извинения перфекционистам за задетые чувства, позже я все поправил на наждаке). И все бы у меня получилось, но в процессе я немного запутался и обломил зубья не у того маркера. В результате из-за их нечетного количества получилась вот такая ерунда

Ну да ладно. Остальные два крупным планом.


А вот так выглядит разметка

11.Шило. Собственно известный всем инструмент. Единственным отличием от привычных оно отличается конусной формой. Благодаря которой можно делать отверстия различного размера. Ну собственно и все что я могу о нем написать.

12. Еще один весьма полезный и удобный инструмент для проделывания отверстий.


Согласно штрих коду — сделан в Японии. Девайс имеет шесть сменных насадок диаметром — 1,5мм, 2мм, 2.5мм, 3мм, 3.5мм и 4мм. Используется для проделывания отверстий в ремнях и пряжках. Преимущество перед револьверным — нету ограничения отступа от края изделия. Я использую для проделывания отверстий под шов. Получается намного лучше чем шилом.


Для проделывания отверстия необходимо надавить на рукоять и за счет винтовой канавки на рабочей части — поступательное движение рукояти преобразуется во вращательное резца.

Конечно ровный шов получить таким образом проблематично, но пока таким образом выхожу из положения. Позже я вернусь к этому вопросу.
13. Еще один инструмент для обработки кромки — фаскорез (скашиватель углов)




позволяет с равномерной глубиной срезать угол кожи, округляя его. Фаскорез предназначен для работы с толстой твердой кожей, ширина срезаемой полоски 5 мм. К сожалению, образец из моего набора заточен отвратительно. Я пытался поправить это дело, но к успеху я не пришел.
14. Рубанок для обработки бахтармяной стороны кожи. Предназначен для шерфования (истончения) кожи до нужной толщины перед сшиванием.



Укомплектован набором из десяти сменных лезвий. Возможно из-за качества последних мне и не удалось в полной мере оценить удобство этого инструмента.
15. 16. 17. Еще три канавкореза. На этот раз не регулируемые, то есть без упора.

Острые, отлично работают как на мягкой так и на жесткой коже. Без проблем справляются с бахтармяной стороной. Хоть и имеют различную форму режущей части



по факту канавки практически не различимы

18. Не знаю как называется этот инструмент. И о назначении его могу только строить гипотезы. Предположительно может применятся при тиснении. Заточен плохо.

19 Воск. Используется в финишной обработке изделия. Имеет как в декоративную функцию так и практическую — закрытие пор кожи для влагозащиты. В наборе имеется кусочек размером 40х40х15 мм. Довольно твердый. Натирать им лучше, предварительно разогрев зажигалкой.

20. 21. 22. Сликеры для полировки торца (уреза) кожи. В наборе три штуки различной конфигурации. Круглый предусматривает установку на дремель или шуруповерт.

23. 24. Нить вощеная. В комплекте две катушки черная и бежевая. Плоского сечения, плетеная, ширина — около 1 мм.




25. 26. 27. 28. 29. Ну и последний элемент — полоски наждачки для шлифовки края кожи. Все пять одинакового исполнения — имеют (навскидку) зернистость около 80 с одной стороны и около 120 — с другой.



Какой из элементов китайцы считают тридцатым — остается только гадать. Но, не в количестве счастье. Для полноценной работы в этом наборе не хватает одного очень важного элемента — шагового пробойника.

Именно при помощи этого инструмента можно добиться ровных швов и точного совпадения отверстий на всех элементах изделия.

Ради него я бы пожертвовал доброй половиной набора. В ближайшее время я обязательно дополню этими пробойниками свой комплект инструмента. А пока, как я уже писал выше, пользуюсь просекателем отверстий. Но добиться ровного шва таким методом у меня не получается. Да и времени это занимает довольно много.
Еще одно приспособление без которого, наверное, не обойтись в этом ремесле — шорный пони. Собственно, это зажим для фиксации всех элементов изделия при сшивании. Я изготовил его минут за 10 из подручных обрезков досок.

И так. Изрезав несколько кусков старой ненужной кожи я решил закончить это бессмысленное занятие и приняться за что нибудь более увлекательное. Для этого приобрел кусок кожи крейзи хорс размером 25х20 см и толщиной 1.6 мм. Этот отрезок обошелся мне 2,5$ плюс доставка. Размер заказывал без определенной цели. Для обычного кошелька 12х9 см, например

хватит куска кожи 30х25 см — он будет стоить около 4$, если заказывать на отрез. Покупая цельную шкуру можно сэкономить.
Первым моим изделием стал примитивный кошелек. Разложившись, принялся за работу

На вырезанных деталях отчетливо виден неровный ряд отверстий под шов

Зафиксировав детали принялся сшивать

и другую сторону

Весь процесс, от раскроя до последнего стежка занял у меня не более полутора часа. Вот что из этого получилось


Конечно примитивно, но надеюсь так будет не всегда).
Возвращаюсь к вопросу о полезности всех этих инструментов. Естественно не стоит воспринимать мнение непрофессионала как руководство. Но свое субъективное мнение я изложу. Пойду методом исключения наиболее не пригодившихся мне элементов. Фаскорез думаю еще долго будет лежать без дела. Полоски наждачки похоже тоже составят ему компанию. Рубанок. Возможно реабилитируется и я смогу по достоинству оценить его полезность после покупки хороших лезвий. Но пока ни о чем. Два маркера швов с практически одинаковым шагом, думаю достаточно было бы и одного. А вот не хватает с шагом побольше. Канавкорезов тоже многовато. К остальным инструментам и материалам (нити и воск) — вопросов пока не имею.
На этом буду заканчивать, уже появилось пару идей для подарков близким — так что нужно тренироваться дальше.
Всем спасибо за внимание.
П.С.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

История использования кожи. | Журнал Ярмарки Мастеров

Мы мастера по работе с кожей.

Каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с изделиями из натуральной кожей. Кто-то предпочитает только изделия из натуральной кожи, кому-то нет особо разницы натуральная она или эко, а кто-то против использования натуральной кожи. Все мы разные и у нас разное отношение к этому материалу. Но все мы с ним сталкиваемся в повседневной жизни.

Но мало кто из нас знает историю натуральной кожи.

В этой публикации хочется поделится с Вами некоторыми интересными фактами о натуральной коже.

И так, начнем)

Начнем с того, что обработка кожи является одним из самых древних ремесел на земле. Ткачество и пряжа появились гораздо позже. Доподлинно известно, что уже питекантропы и неандертальцы натягивали на себя шкуры только что освежеванных оленей, зубров и медведей.

Во времена Римской империи на судах использовались паруса, сделанные из кожи. Кожа использовалась для изготовления шатров, домашней мебели, оружия и бронежилетов. Примерно 1000 лет спустя, кожу стали носить египетские модницы. Заметим, что в ход шли преимущественно кожи крупного рогатого скота, коней и овец. А вот индейцев можно назвать истинными ценителями кожаных одежд : штаны, рубахи, парки и мокасины – все из кожи. Самым популярным материалом была шкура оленя карибу.

История использования кожи., фото № 1

В тоже время многие народы изготавливали сосуды или кожаные мешки из цельной шкуры животного. Да и по сей день, они распространены в странах Востока, у некоторых народов Сибири и Средней Азии. Большие бурдюки изготавливаются из шкуры буйволов и быков, а маленькие из шкуры козлят и ягнят. В старину бурдюк служил единственным средством для сохранения и перевозки жидкостей. В бурдюке возили и носили всё, что льётся, начиная от воды и заканчивая нефтью.

История использования кожи., фото № 2

В средневековье люди применять кожу практически везде. И самый лучший вариант использования кожи к тому моменту было – создание фолиантов. Это – книги, сшитые из листков пергамента. Его производили из сыромятной недубленой кожи телят. Наибольшее собрание таких кожаных книг сегодня сосредоточено в Ватиканской апостольской библиотеке.

История использования кожи., фото № 3

На Руси же славились сафьяновые сапожки из козлиной кожи. Кожу дубили, а после выкрашивали в разные цвета, украшали вышивкой, жемчугами и драгоценными камнями.

А так же в 14-16 веке использовали кожаные рубли))

История использования кожи., фото № 4

История использования кожи., фото № 5

В 17 веке в Италии кожу использовали как красивые и дорогие обои.

История использования кожи., фото № 6

Сейчас уже 21век, а изделия из натуральной кожи всё так же ценятся и находятся в нашем обиходе. Только сейчас кожаных изделий стало больше. Стали изготавливаться вещи из более дорогих экзотических кож, например кожа скатов, аллигаторов, змей и тд. Сейчас кожаные изделия популярны как никогда. И не потому, что нет других материалов, как в древности. А потому, что это практично, стильно и качественно. Кожа прошла испытание веками. Именно поэтому изделия из кожи так ценны.

История использования кожи., фото № 7

История развития кожевенного дела

Кожевенное дело возникло в России еще в 6-7 веках, поэтому вправе считаться одним из древнейших ремесел, которыми когда-либо занимался человек. Долговечность и гибкость кожи позволяет использовать ее в различных областях производства: от обуви до переплета книг.

Одежда

  Впервые одежду стали носить люди, промышляющие охотой, во время эпохи оледенения. Как вы думаете, из чего она была? Конечно, из шкур животных. После обработки шкуры – выскабливания, они промывали ее и растягивали на каркасе из дерева, чтобы кожа не деформировалась при высыхании, затем кожу делали мягкой и сшивали кожаные полоски между собой. Раньше всего выделывать кожу и Выделывать шкуры на кожу раньше всего научились на Востоке, но вначале, этот процесс был похож на жировое дубление кожи или замшевание. Такая пропитка кожи жиром или иным раствором осуществлялась для предотвращения гниения кожи. Шакша, птичий помет, тоже применялась для обработки кожи, наравне с гнилой мочой и навозом. Благодаря шакшеванию кожа размягчалась и становилась тонкой. Христофор Колумб был так впечатлен тонкостью кожи мастеров Южной Америки, что импортировал ее в Испанию, популярную своим национальным сафьяном – кордуаном. Такое название получила кожа козы, покрашенная в яркий цвет. Между прочим, многие сумки Michael Kors и Prado сделаны именно из этого материала. Индейцы защищали стыки кожаных вещей от проникновения воды с помощью раскрашенных чешуй рыбок.

       Обувь у людей тоже была сделана из кожи животных. Технология изготовления была такой же, как и у одежды: ноги обматывали обработанной кожей животного и закрепляли ее тонкими кожаными  полосками или жилами. 700-300 тыс. лет назад орудием для выделки шкур были каменные скребки. Методология изготовления сандалий очень проста, наверно, поэтому этот вид обуви появился одним из самых первых. Необходимо взять деревянную основу для подошвы сандалий и привязать ее к ноге с помощью кожаных веревок. Финно-угорский народ, Угры, мастерили обувь из птичьей кожи, без предварительной обработки от перьев.

Обезволашивание

Для удаления волосяного покрова со шкуры после золения, обезволашивания, использовались экскременты, зола или известь. В зависимости от средства обработки, получали кожу разной жесткости и для разного применения. (см.таблицу)

Средство обработки

Применение обработанной кожи

Золка

Изготовление, сыромяти, твердой кожи для облегченного варианта обуви или постолов

Известь

Применялась для изготовления страниц книг из высушенной телячьей кожи в Древней Греции

Мелование

Книжные переплеты. Было популярно в Средней Азии

Хлебный кисель

С помощью бродившей консистенции из муки выделывали особо эластичную кожу

Квасцы, мука и яичный белок

Тончайшая перчаточная кожа. Впервые применили в античных государствах. Дефой называлась квасцованная шкура в Древней Греции. Древнеримская квасцованная кожа — алута. Метод стал особо популярен в Западной Европе

Кора дуба или ивы

Этот способ появился на Руси и был традиционным, который был сменен квасцеванием во время реформ Петра I

Растворы цветных земель, отвары коры талнидосодержащих растений

Использовались для получения окрашенной кожи. Евреи и Египтяне пользовались различными кожаными предметами быта, в частности кожаной посудой. Позднее они вошли в обиход и у римлян.

Кора различных деревьев, в особенности ольха или чернильные орешки

Использовали римляне для дубления шкур. Кроме того, в комплексе с ними шла моча или плоды брионии (переступня) для разрыхления шкуры.

Стручки акации

Единственный способ дубления шкур в Египте.

Жирование – технология, используемая для предотвращения отвердевания кожи.  Разные народы использовали разные жиры и жироподобные вещества для выделки  кожи: конское сало – Славяне, баранье сало – кочевники Азии. Маслом неживотного происхождения, рапсовым маслом, пользовались в Японии, на Кавказе — нефть, на Севере — печень и яичные желтки.

Коренные народы Севера, в частности эскимосы, натирали выскобленную бахтурму шкуры консистенцией из оленьего мозга, яичного желтка и печени. Печень предварительно пережевывали, что способствовало расщеплению белков. Затем шкуру заворачивали в пакет и спали на ней в течение некоторого времени. Выдержав кожу неделю, получали мех,  а замшу можно было получить не менее чем через две недели. Такая технология жирования использовалась и в Египте.

Индейцы Северной Америки использовали смесь из мозга и жира, а для более эффективной консервации кожи коптили её над костром. Костер содержит формальдегиды, которые катализируют этот процесс. Предварительно они натирали кожу мочой буйвола и глиной, чтобы она имела достаточную влажность.

Области применения  кожи

Высушенную телячью кожу использовали для изготовления страниц — пергамента. Кроме того, переплеты книг также были сделаны из кожи.

В кожаных котомках хранили крупы. Более того, из жесткой кожи изготавливали даже тарелки, ведра и бурдюки.

Из кожаных полосок плели веревки. В древнем Египте такие веревки заменяли специальные жесткие сооружения, подобных строительным лесам, которые использовались при монтажных, ремонтных и других работах.

Чумы и шатры, традиционные жилища народов Севера, также строили из кожи. Такой материал удобен для племен, ведущих кочевой образ жизни: посуда не разбивается при перевозке, а шатры легко разобрать и компактно сложить, что позволяет сэкономить место.

Кожа – универсальный материал, применяющийся для изготовления различных предметов обихода, начиная с упряжи и заканчивая музыкальными инструментами. Более того, эскимосы сооружали что-то подобное челну из обтянутого шкурами животных каркаса.

Таким образом, кожевничество было распространено среди всех народностей. Кожа была одним из самых легко добываемых, а нити и ткань были изобретены гораздо позже.

Использование кожи в Древней Руси

Впервые о пушном товаре, скорье, упоминается во время правления княгини Ольги (946год). От понятия «скорье» произошли названия «скорняжное дело» и скорняк – человек, который изготавливает кожаную и меховую продукцию.  

Меха были основным предметом внешней торговли Древней Руси. Кроме того, они заменяли деньги, ими платили торговые пошлины и даже штрафы. Существовала определенная мера стоимости шкур. Если было необходимо дать меньшую сумму, чем стоимость шкуры, то от нее отрезали отдельную часть. Отсюда и произошли современные названия валют: загривок шкуры – гривна, ухо – ушко, а пол-уха – полушка.

Сердцем производства мехов был Лейпциг, куда часто приглашали наших прославленных мастеров для обработки сырья.

Российские богачи еще с XI века носили сафьяновые сапоги.  Многие предметы быта, одежды были настолько качественным, что не теряли свой вид долгие годы. Так, ременные пояса, украшенные различными драгоценностями, передавались князьями по наследству от отцов к детям.

В 6-7 веках нана Руси, как и в других странах, применялись комбинированные способы дубления и жирования кожи. Во многих районах России, особенно в Центральном и Северном, было популярно художественное оформление кожаных изделий. На различных вещах из цветного сафьяна вышивали традиционные рисунки из серебряных, золотых или шелковых  нитей. До начала Первой Мировой войны многие сорта кожи превосходили по качеству европейские. Революция 1918 года стала причиной диверсификации производства, заказы военно-промышленного комплекса стали преобладать над заказами кожевенного производства.

Виды кожи и что считать кожей, какую выбрать. Способы обработки кожи. Свойства видов кожи.

Что такое кожа?

Натуральная кожа – это подвергшаяся специальной обработке шкура животного. Для изготовления изделия из натуральной кожи, специалисты сначала отмачивают шкуру, чтобы избавится от грязи, соли и жиров, далее следует фаза золения (растворение волоса или ослабление связи волоса с дермой), потом дубление и, наконец, крашение и химическая обработка.

Дело в том, что в России, как и во всем мире, лицевая натуральная кожа, в большинстве случаев, имеет искусственное тиснение и ее обрабатывают акриловыми эмульсиями, после чего не может быть и речи о воздухопроницаемости натуральной кожи.

В профессиональных кругах такую кожу называют «кожа с корректированным лицом».

Кожи с природным, «родным» лицом, («мереёй»), без искусственного тиснения и искусственных акриловых пропиток очень дороги, их называют «кожи с анилиновой отделкой» (т.е. они только лишь окрашены анилиновыми красителями). Парадоксально то, что потребитель, не зная этих нюансов, выбирает именно кожи с корректированным, зато очень красивым, без шрамов, оспин и других пороков лицом. «Анилиновые кожи» на рынке России занимают менее 1 %. Экокожи превосходят натуральные кожи в воздухопроницаемости, но уступают им по показателю гигроскопичности (поглощение влаги из воздуха).

НАТУРАЛЬНЫЙ ПЕРВЫЙ СЛОЙ КОЖИ

Кожа коровы достаточно толстая и чтобы получить удобный и недорогой в производстве матерьял кожу расщепляют на слои. Верхний слой самый плотный. Он и называется первый слой коровьей кожи.

Кожи крупного рогатого скота:

  • Бычья кожа — очень плотная и жесткая от 2,5-5 мм. Долговечна, износостойка. Используется при создании вещей в стиле кантри, декоративных поделок.
  • Буйволиная кожа- наиболее плотная, жесткая и тяжелая. Толщина 0,9-3 мм. Характерные особенности — крупное зерно, жатая поверхность. Используется аналогично бычьей, но встречается гораздо реже. Встречается на куртках байкеров)
  • Воловья кожа — пластичная и упругая, с естественной структурой внешней стороны. Хорошо обрабатывается, красится. Используется в кожгалантереи, при пошиве обуви, в мебельном производстве. При извготовлении изделий дорогих фирм, авторских изделий.
  • Коровья кожа — прочная кожа меньшей толщины, тоньше бычьей. Прекрасная фактура и износостойкость. Широко применяется при изготовлении кожгалантереи и обуви. В массовом производстве сумок.
  • Телячья кожа — тонкая и пластичная, шелковистая. Дышащая структура. Применяется для дорогой обуви. качественных сумок, сувенирная продукция, перчатки.
  • Конская кожа — прочная и средней эластичности. Применяется для летных курток, мужской одежды, обуви и прочих аксессуаров.
  • Козья кожа — нежная и тонкая, прочная. Волнообразный рисунок. Для легкой верхней одежды и аксессуаров.
  • Оленья кожа — бархатистая, хорошо держит форму при перепадах.
  • Лосиная кожа — шелковистая, элегантная, немного пористей оленьей. Хорошо для мокасин и рубашек.

Овечья кожа — гибкая и упругая, хорошо тянется. Одна из лучших кож для аксессуаров и одежды.

Свиная кожа — тонкая и легкая с пористой структурой. Прочная и водостойкая, Для недорогой галантереи и подкладки.

Кожа крокодила — сложный рисунок, прочность, стойкость к влаге и грязи. Для дорогих аксессуаров.

Змеиная кожа — для обуви и аксессуаров с неповторимым дизайном.

Страусиная кожа — плотная и эластичная, хороша для декора.

Кожа кенгуру ( Kangaroo skin / leather ) – пластичная и пружинистая, легкая и прочная, обладает высокой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, отлично сохраняет свойства и форму в готовых изделиях. Используется для пошива одежды, обуви, в том числе спортивной, галантереи и аксессуаров.

Кожа акулы ( Shark skin / leather ) – считается самой прочной среди натуральных кож, при этом легка и эластична. В естественном состоянии покрыта очень твердыми и острыми чешуйками, удалить которые достаточно сложно. Из акульей кожи изготавливают обувь, верхнюю одежду, предметы галантереи и различные аксессуары, элементы декора и сувениры.

Кожа ската ( Stingray skin / leather ) – имеет очень привлекательную мелкозернистую фактуру лицевой поверхности, очень прочна и тяжело поддается выделке и обработке, зато водонепроницаема, устойчива к загрязнениям и не требует специального ухода. Используется для изготовления добротной верхней одежды, обуви, предметов галантереи и аксессуаров, элементов декора и даже женских украшений.

Виды выделки натуральной кожи:

Краст ( Krust ) – общее обозначение плотных кож с сохраненной естественной лицевой поверхностью, получаемых преимущественно из шкур крупного рогатого скота.

Такие кожи проходят хромовое или бесхромовое дубление и подвергаются покрывному или сквозному прокрашиванию. Для защиты от влаги лицевую поверхность краста обрабатывают натуральным воском, при этом сохраняется природная воздухопроницаемость кожи. Краст применяется для изготовления обуви, галантерейных и офисных изделий, обтяжки мебели, изготовления товаров для верховой езды (седла, упряжь) и товаров специального назначения (ножны, ягдташи, кобуры и т.д.). Изделия из траста долговечны, при длительной эксплуатации в местах сгибов и постоянного трения приобретают более темный цвет (патинирование) и эффект естественного старения.

Веган (Vegan) – краст, дубленый веществами природного (растительного) происхождения.

Для получения вегана используются как шкуры крупного рогатого скота, так и свиная кожа. Из вегана изготавливают декоративные и подарочные изделия, аксессуары и предметы обихода в этническом, «кантри» и «крейзи» стилях, элементы традиционных костюмов, товары для верховой езды (седла, упряжь) и специального назначения (ножны, ягдташи, кобуры и т.д.) ручной работы.

Гладкая кожа – общее обозначение высококачественных и элитных кож с естественной лицевой поверхностью, получаемых из телячьей, козьей и овечьей кожи, кожи молодых коров и бычков, в редких случаях – из свиной и жеребячьей кожи.

Лицевая поверхность гладких кож не обрабатывается вообще или проходит минимальную облагораживающую обработку путем распыления воска, смолы или краски, иногда с применением легкого пылевидного тиснения. Гладкие кожи пластичны, сохраняют природную воздухопроницаемость, склонны, как и краст, к естественному патинированию в процессе эксплуатации. Используются для пошива одежды и обуви самого высокого класса, изготовления аксессуаров, галантерейных и подарочных изделий, престижной мебели, декорировании и отделки интерьеров.

Анилиновая кожа (Aniline leather ) – гладкая кожа премиум класса, с нанесенной на окрашенную поверхность тонкой непигментированной защитной оболочкой. Слабо защищена от внешних воздействий, наиболее склонна к патинированию.

Полуанилиновая и анилин-плюс кожи ( Semi aniline leather ) анилиновая кожа с дополнительным напылением пигментов и красителей. Немного жестче и ниже качеством, однако, более стойка к внешним воздействиям.

Кожа с корректированной лицевой поверхностью ( Corrected grain leather ) полуанилиновая кожа, подверженная многоступенчатой обработке до идеального выравнивания лицевой поверхности, нанесению полимерного покрытия и легкого тиснения. Жестче и ниже качеством, чем полуанилиновая кожа, но имеет надежную защиту от влаги и загрязнений.

Наппа (Nappa leather ) мягкая и эластичная полуанилиновая кожа с корректированной лицевой поверхностью толщиной от 0,5 до 1 мм, изготавливаемая из овчины и шкур крупного рогатого скота. Шкуры подвергают двойному дублению и различным видам дополнительной обработки для придания различных декоративных эффектов. Наппа используется для изготовления головных уборов, верхней и облегченной одежды, галантереи, различных аксессуаров и элементов декора.

Велюр (Velour leather) – мягкая и пластичная кожа с коротким, густым ворсом. Велюр изготавливают из плотных, небольших шкур свиней и рогатого скота, путем хромового дубления с последующей шлифовкой лицевой или изнаночной стороны шкуры. «Лицевой» велюр получают в результате шлифовки лицевой стороны шкуры (мереи), «бахтармяный» велюр – шлифовкой изнаночной стороны шкуры (бахтармы). У «бахтармяного» велюра лицевой является шлифованная сторона. Велюр не отличается прочностью и стойкостью к влаге и загрязнениям. Используется для производства верхней одежды, обуви и галантерейных изделий. Для повышения водостойкости и срока службы велюр должен подвергаться дополнительной обработке, а изделия из него — тщательному уходу.

Замша (chamois leather) – мягкая, тонкая, прочная, хорошо тянущаяся бархатистая кожа, с обеих сторон имеет густой короткий ворс без блеска. Изготавливается из кож жирового дубления, обрабатывается с обеих сторон. Имеет пористую структуру, прекрасно пропускает воду и воздух, сохраняет форму и свойства при намокании и после сушки. Замша устойчива к перепадам температуры и некоторых едких веществ, не вызывает аллергических реакций. Высококачественную замшу получают из опойка, шкурок молодых оленей, лосей, коз и овец и используют для изготовления одежды, белья, головных уборов, легкой модельной обуви, ортопедических изделий, различных аксессуаров и украшений. Из шкурок взрослых овец и оленей получают техническую и протирочную замшу, которые используются в промышленности.

Лайка ( kidskin , dogskin )тонкая эластичная кожа светлых пастельных тонов, с идеально гладкой лицевой поверхностью. Лайку выделывают как из классических видов сырья — шкурок ягнят, козлят, жеребят и собак, так и из нетрадиционных – шкурок кошек и крыс. Выделка шкурок осуществляется хромовым, хромо-жировым или алюминиевым дублением. Несмотря на мягкость и нежность лайка достаточно прочна и износостойка. В основном применяется для изготовления перчаток, декоративных изделий и украшений, гораздо реже – в изготовлении легкой обуви и галантереи. Лайка плохо переносит воздействие влаги, а после высыхания теряет форму и свойства. Изделия из лайки требуют грамотного ухода.

Нубук (nubuk) – изысканная кожа с очень мелким ворсом на лицевой стороне, имеет пористую «дышащую» структуру, достаточно высокую прочность. В отличие от замши изготавливается из более плотных шкур крупного рогатого скота, подвергается хромовому дублению и шлифовке только по лицевой стороне. В основном используется для изготовления мужской, женской и детской обуви и в качестве мебельного материала, реже – для пошива верхней одежды. Чтобы изделия из нубука служили дольше и сохраняли внешний вид, им требуется тщательный уход со специальными средствами.

Нубук-ойл (nubuk-oil) – нубук с дополнительной жировой пропиткой. Имеет характерную маслянистую поверхность и слегка винтажный вид, но практически нечувствителен к влаге и легко очищается от загрязнений. Обувь, изготовленная из нубук-ойла, более практична и долговечна.

Крейзи (Crazy leather) — изысканная кожа с элегантной матовой лицевой стороной и эффектом pull-up. В отличие от нубука, после шлифовки подвергается специальной обработке растягиванием и нанесению воскового покрытия. Такая обработка дает эффект осветления и «плавания» цвета в местах растяжения кожи. Также используется для изготовления обуви и в качестве мебельного материала

Сафьян ( Morocco leather) – качественная кожа специальной выделки, штампованная и окрашенная в сочные яркие цвета. Производится из овечьей и телячьей кожи, обладает высокой прочностью, устойчивостью к загрязнению и механическим повреждениям, имеет нарядный богатый вид. Применяется для изготовления стильных сумок и аксессуаров, декоративных изделий и украшений.

Шагрень (shagreen leather) – плотная кожа с декоративной выпукло-зернистой фактурой лицевой поверхности из недубленой кожи. Изготавливалась из чепрачной части лошадей и куланов и окрашивалась в зеленый цвет. Сейчас ее делают из овечьей и козьей кожи. Используется в основном для декоративных потребительских товаров и в качестве кожи технического назначения.

Галиша (фр. galuchat) – шагрень, получаемая из шкур ската и акулы, имеющих естественную зернистую структуру. Используется для изготовления обуви, верхней одежды, предметов галантереи и различных аксессуаров, элементов декора и сувениров.

Шевро (фр. chevreau, англ . kidskin )– мягкая, легкая, плотная кожа со своеобразным волнистым рисунком на лицевой поверхности. Традиционно шевро изготавливалось из тонких шкурок молочных козлят хромового дубления и имело свойства, подобные лайке. Сейчас его выделывают из овечьих, бараньих и телячьих шкур. Шевро неэластично, водостойко и не пропускает воздух. Благодаря своим защитным свойствам является одним из лучших материалов для пошива обуви. Также из него изготавливают различные галантерейные изделия, элементы декора и сувениры.

Шеврет (Chevrette leather)— эластичная, тягучая, плотная и рыхлая кожа, полученная из молодой овчины хромовым дублением. Рисунком лицевой поверхности напоминает шевро, но гораздо менее прочен и хуже качеством. Используется для изготовления верхней одежды, обуви и галантерейных изделий. Для повышения прочности рыхлый шеврет обрабатывают полимерными и другими материалами. Более прочный сорт шеврета, лучше подходящий для пошива обуви, получают из шкурок овец грубошерстных степных пород.

Кордован ( Cordovan ) – прочная, крепкая, эластичная эксклюзивная кожа растительного дубления с блестящей гладкой лицевой поверхностью. Изготавливается из отдельных участков конской шкуры очень длительной ручной выделкой (около 6 месяцев). Кордован водостоек, долговечен, легко очищается от загрязнений, долгое время сохраняет блеск. Используется для пошива эксклюзивной мужской обуви.

НАУРАЛЬНЫЙ СПИЛОК КРС или КОЖА KPC

Спилок КРС — это кожевенное сырье, полученное методом послойного разделения шкуры крупного рогатого скота на отдельные более тонкие слои с дальнейшей обработкой их внешней поверхности. Натуральный спилок либо покрывают смолами и лаками, либо шлифуют и получается замша. Большая часть ремней, сумок, портфелей и прочей галантереи ит даже обуви делается по такой технологии.

Искусственные заменители натуральной кожи:

Кожа MF ( Microfiber synthetic leather ) – искусственный заменитель натуральной кожи на основе микрофибры — тончайших синтетических микроволокон полиэстера и полиамида. Микрофибра (MF) характеризуется легкостью и высокой прочностью, она пластична и пружиниста, устойчива к воздействию света и химических веществ, позволяет формировать материалы различных структур, в том числе текстиль и трикотаж, не накапливает статическое электричество. Кожи MF обладают прекрасной водостойкостью и воздухопроницаемостью, устойчивы к истиранию, отлично сохраняют цвет и форму при длительной эксплуатации, легко очищаются и не впитывают загрязнения, практически не имеют собственного запаха и не воспринимают посторонние запахи.

КОЖА PU /Экокожа

Экокожа – это современный искусственный эко-материал. ПВХ — вид искожи, который изготавливают из тканой основы и нанесенного пленочного покрытия поливинилхлорида с различными эфирами. Эти примеси составляют от 50 до 60% массовой доли, вставляются в структуру полимерного покрытия с добавками, позволяющими кожезаменителю быть устойчивым к солнечным лучам. В отличие от ПВХ (PVC), полиуретановое покрытие лишено вредных добавок и поэтому является экологичным. От этого и идет его название – экокожа или кожа ПУ (PU). Основой ПУ-кожи или полиуретановой экокожи является хлопчатобумажная основа. Хлопчатобумажная ткань стойка к механической нагрузке и растяжениям. Полиуретановая кожа имеет комфортную приятную мягкость и эластичность.

Основным фактором мягкости и сверхпрочности экокожи является полиуретановое покрытие. Из всех классов полимеров полиуретан самый износостойкий.

ПУ искожа по своим характеристикам приравнивается к натуральной коже, а по некоторым параметрам даже превосходит натурпродукт.

Экокожа PU (ПУ) — гипоаллергенный материал. Ее называют дышащей кожей из-за технологической возможности образования микропор. ПУ кожа в жару не накаляется, а в мороз не дубеет. Искусственная ПУ кожа не имеет запаха, а также не растягивается и не трескается. Сам полиуретан (ПУ) является классом полимеров с исключительно высокой износоустойчивостью (примером могут служить набойки на каблуки) и морозоустойчивостью (до -35 С).

Свойства экокожи (PU — ПУ кожа):

  • вентилируется
  • тактильно теплая
  • износоустойчивая
  • морозостойкая
  • экологичная
  • без запаха
  • гиппоалергенная

Кожа PVC, винилискожа ( Polyvinyl chloride, Vinyl synthetic leather )материал из монолитного или пористого поливинилхлорида (PVC), нанесенного на волокнистую основу. В качестве основы винилискожи могут быть ткань, трикотаж, различные виды нетканых материалов из натуральных или синтетических волокон. Свойства винилискожи определенного назначения — прочность, гибкость, растяжимость, пружинистость, текучесть, драпируемость – обеспечиваются применением различных материалов основы. Плотность винилискожам придает пропитка полимерными композоциями. Таким образом, варьируя основы и дополнительные способы обработки, можно получать винилискожи с любыми заранее заданными свойствами. Винилискожи водонепроницаемы, устойчивы к истиранию, отлично сохраняют цвет и форму при длительной эксплуатации, легко очищаются и не впитывают загрязнения, не имеют собственного запаха и не воспринимают посторонние запахи.

Винилискожи используются для изготовления элегантной верхней и облегченной одежды, молодежной остромодной одежды, белья, модельной и спортивной обуви, галантерейных изделий, аксессуаров, украшений и элементов декора, а также в качестве мебельных и автомобильных кож.

Leave a comment