Типология маргинальности
Статус маргинала в современном обществе
Учебная дисциплина: социология
Наименование специальности: экономика
Номер группы: Э702
Номер зачетной книжки: 170761
Ф.И.О студента: Найверт Иван Владимирович
Дата регистрации работы на кафедре ____________
Проверил: Щемелева Инна Игоревна
Оценочное заключение:
Новосибирск
Оглавление
Введение 3
1. Понятие маргинала 5
2. История понятия 6
3. Примеры из истории 7
4. Особенности маргиналов 8
5. Типология маргинальности 9
6. Значение маргинальности 11
Заключение 14
Список использованных источников 15
ВВЕДЕНИЕ
Пожалуй, каждый человек периодически слышит такие выражения, как «маргинал», «маргинальная личность», «маргинальный элемент». Чаще всего данный термин используется с сугубо негативным окрасом. При этом представляется лицо без определенного места жительства или злоупотребляющее алкоголем, при этом ничего не значащее в социальном плане.
На самом деле, подобное представление не всегда верно: существуют и иные разновидностей маргиналов, и некоторые из них имеют значение в обществе, жизненные принципы и особое мировоззрение, которое отличается от общепринятого.
Объект данного исследования: маргиналы и маргинальность.
Предмет исследования: социальный статус маргинала.
Цель написания реферата – выявить социальный статус различных типов маргиналов в современном обществе. Иными словами, необходимо понять, как ощущает себя маргинал в обществе, как воспринимает окружающую действительность, как относится к окружающим-немаргиналам и какое отношение испытывает к себе с их стороны.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
¾ Дать определение понятию «маргинал»
¾ Определить существующие типы маргиналов
¾ Изучить историю развития этого термина и явления
¾ Изучить характерные особенности каждого типа и различия в их социальных статусах
¾ Сделать вывод о социальном статусе маргинала в современном обществе
Понятие маргинала
Термин «маргинал» имеет большое количество определений, формулируемых различным образом. Например, согласно Большому современному толковому словарю русского языка,маргинал(от латинского «margo» – край) —
1.Тот, кто утратил прежние социальные связи, находится на периферии своей социальной среды, не приспособился к новым условиям жизни и не имеет устойчивого социального статуса; изгой.
2.Тот, кто находится на грани общества
Кроме того, в различных источниках можно найти следующие определения:
¾ Маргинал — человек, потерявший связь с обществом, в котором живет
¾ Маргинал — тот, кто не признает общепринятых моральных норм и правил поведения.
¾ Маргинал – это человек, который по каким-либо причинам выпал из привычной для него среды, но и не примкнул к новому слою общества.
Исходя из указанных определений, можно сделать вывод, к маргиналам социологи относят следующие категории людей:
¾ Лица без определённого места жительства
¾ Мигранты, не получившие социального статуса в новом обществе
¾ Беженцы, вынужденные срочно покинуть привычные места
¾ Лица с ограниченными физическими возможностями
¾ Страдающие от психических расстройств и заболеваний
¾ Выходцы из национальных меньшинств
¾ Лица с алкогольной, наркотической, игровой или иными видами зависимости
¾ Представители малых нетрадиционных религиозных течений, члены сект
¾ Участники радикальных политических или террористических организаций
¾ Добровольные отшельники, игнорирующие принятые в обществе ценности и нормы поведения; дауншифтеры
¾ Лица, оказавшиеся в сложном материальном положении, не имеющие возможности или не желающие обрести достаточный уровень доходов
¾ Криминальные элементы, освободившиеся из мест лишения свободы после длительного срока заключения
История понятия
Термин «маргинал» происходит от латинского слова «margo», что в переводе означает «край». Изначально слово «маргиналии» означало рукописные пометки на полях книг, относящиеся к содержанию. В 1928 году американский социолог Р. Парк, занимаясь трудами по теории социальной дезорганизации, ввел этот термин для описания поведения личности, находящийся за пределами существующих социальных групп.
В 30-х годах ХХ века маргиналами называли жителей сельских районов, приехавших в большие города для заработка, но так и не получивших работу, эмигрантов, не сумевших прижиться в другой стране, а также людей, оставшихся без работы или крыши над головой.
В современном русском языке слово «маргинал» имеет следующие синонимы: неформал, изгой, индивидуал. Стоит отметить, что зачастую вышеуказанный термин ошибочно приравнивается к понятию «люмпен» (деклассированные слои населения — бродяги, нищие, уголовные элементы).
В последние десятилетия в обиход вошло модное понятие «маргинальная личность». В его значение, как правило, вкладывается идея свободы и независимости, несогласия с существующей социальной структурой.
Примеры из истории
Существует легенда, согласно которой, когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то захотел познакомиться с прославленным философом-«маргиналом» Диогеном Синопским. Александр нашёл его, когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном» [1, с. 227]
Писатель ХХ века Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали маргиналом: «В слове «маргинал» нет ничего обидного <…>. «Пометки на полях»: маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека — это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому — ну, маргинал и маргинал, слава Богу. Не дай Бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут». [2, с. 62-63]
Особенности маргиналов
Как уже было сказано, маргиналы представляют собой неординарных личностей со своими отличительными чертами, такими как, например:
¾ разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни
¾ Отсутствие определенного социального статуса
¾ Выработка собственных ценностей, чаще всего противоречащих общепринятым
¾ Желание и попытки создать протест против действующих в обществе систем, политических режимов и т.п.
¾ Высокая мобильность, вызванная отсутствием привязанности к чему-либо
¾ Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие каких-либо социальных гарантий.
¾ Негативное отношение к окружающим и к обществу в целом
¾ Отказ от социальных контактов и желание уединения
¾ Эгоцентризм
¾ Неудовлетворенные амбиции
¾ Тревожные состояния и фобии
Типология маргинальности
Ранее в пункте «Понятие маргинала» были указаны основные категории людей, относящиеся к маргиналам. В данном пункте акцент будет сделан на более общую классификацию такого явления, как маргинальность.
Следует отметить, что современными социологами выделяются следующие типы маргиналов: политические, этнические, религиозные, социальные, экономические, биологические. Каждый из данных типов обладает фундаментальными особенностями и значительно отличается от других, что определяет статус и особенности нахождения его представителей в сложившемся социуме.
Каждый из типов маргинальности можно охарактеризовать следующим образом:
¾ Этническая. Основной способ возникновения данного типа маргинальности – смена места жизни человека, переезд на территорию, занимаемую другими этническими группами. Самая распространенная причина – вынужденная миграция (беженство), что ярко проявилось в последние годы на территории России и Европейского союза: люди с Украины и стран Ближнего Востока соответственно были вынуждены стать беженцами, спасаясь от угроз для жизни. В случае представителей арабских стран, этническая маргинальность проявляется особенно ярко, так как эти люди практически не имеют возможности влиться в уклад европейской жизни по причине кардинальных этнических различий (язык, религия, мировоззрение).
Другой пример возникновения этнической маргинальности — рождение ребенка в результате межнационального брака, когда взрослеющий ребенок не соотносит себя с национальностями родителей. В данном случае он чувствует себя изгоем, ощущает неприятие общества и негативное отношение со стороны его представителей.
¾ Экономическая. Подразумевает под собой две крайности: нищету и сверхбогатство. К появлению маргиналов данного вида
приводят негативные изменения в экономическом положении государства и, как следствие, резкий рост инфляции, вынужденные реформы в экономике и финансовом секторе, сокращение производства и потребления. В сложившейся ситуации часть населения теряет работу и не может найти новую, лишаясь основного источника средств к существованию, зачастую начиная при этом тунеядствовать, существуя за счет государства и окружающих (пособия, попрошайничество), а иногда и переступая черту закона (мошенничество, грабежи и т.п.). В то же время небольшой прослойке населения удается за счет личных качеств (причем не всегда законным путем) значительно улучшить свое материальное положение и обрести более высокий статус в обществе, практически теряя связь с основной массой населения.
Наиболее ярко экономическая маргинализация наблюдалась в 90-е годы XX века в России, когда в процессе перехода от плановой экономики к рыночной часть промышленности ликвидировалась, а другая приватизировалась. При этом огромное количество специалистов лишилось рабочих мест, а небольшая часть населения приватизировала заводы, обретя источники обогащения.
¾ Политическая. Возникает в периоды особой политической напряженности, вызванной революцией, сменой политического режима, глобальным изменением законодательства. Связана с потерей доверия части населения к руководству страны, недовольством режимом, опасениями за собственную безопасность. Примером этого типа маргинальности может служить массовый отъезд русского язычного населения из стран Прибалтики после распада СССР.
¾ Социальная. Главной причиной возникновения принято считать сбои в процессе социальной мобильности (чаще всего вертикальной). Нередки случаи, когда человек, пытаясь занять место в более «высокой» социальной группе терпит неудачу, оказывается «подвешенным» в промежуточном положении, не имея возможности вернуться в исходную социальную группу.
Другой пример – потеря группами людей прежнего социального статуса в результате социальных или политических преобразований без возможности занять прежнее положение в новых условиях, как произошло в результате российских революций 1917 года.
¾ Религиозная. Возникает за счет людей, верящих в существование некой высшей силы (не атеистов), но не относящих себя к представителям какой-либо общепризнанной религии. Примерами могут служить создатели и участники различных сект и малых религиозных течений; добровольных религиозных отшельников.
¾ Биологическая. Подразумевает наличие людей, испытывающих сложности в социальной адаптации из-за проблем со здоровьем или почтенного возраста. Так, относительно незащищенными в социальном плане часто оказываются инвалиды, психически больные, старики, лица с визуально определяемыми заболеваниями (ДЦП, синдром Дауна), а также ВИЧ-инфицированные.
Значение маргинальности
Несомненно, такое явление, как маргинальность, довольно широко распространено в современном обществе, а значит оно оказывает значительное влияние на социальную обстановку в масштабах отдельно взятой страны.
Современные социологи и психологи призывают нас к безоценочному отношению к понятию «маргинал». Они утверждают, что позитивные и негативные моменты этого явления проявляются не сейчас, а в будущем. То, что сейчас общепризнано и нерушимо, впоследствии может выйти из тренда и подвергнуться забвению. И наоборот, сейчас внесистемное со временем может обрести всеобщее господство. Маргинал может быть «пророком», его ценности и убеждения могут быть не приняты современниками, но стать базой для культуры нового времени.
Несмотря на вышеуказанное, многие социологи довольно четко выделяют позитивные и негативные аспекты существования такого явления, как маргинальность. Так, к позитивным обычно относят следующие моменты:
¾ Маргинальность подразумевает повышенную социальную мобильность: теоретически маргинал может сменить место жительство, род занятий, так как он ни к чему не привязан.
¾ Маргиналы обладают повышенной восприимчивостью к разнообразным преобразованиям, веяниям современности. Они свободны от предрассудков общества и могут с легкостью перенимать все новое, адаптироваться к резко меняющимся условиям.
¾ По причине своей индивидуальности, маргиналы способны внести в социум новые идеи и течения.
В свою очередь, говоря о негативной стороне маргинальности, обычно приводят следующие доводы:
¾ Как правило, явление маргинализации набирает обороты в периоды глобальных преобразований в государстве и обществе. Подобная коренная ломка практически всегда негативно сказывается на населении: многие люди оказываются за чертой бедности и переходят в разряд люмпенов.
¾ Маргинальность зачастую связана с серьезными психологическими проблемами индивида, вызванными его оторванностью от общества, непониманием со стороны окружающих, что может привести к противоправному поведению маргинала, попыткам суицида и иным негативным последствиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный реферат был посвящен проблеме маргинальности. Это явление, несмотря на кажущуюся незначимость для общества в целом, оказывает на него значительное влияние. Тот факт, что маргиналы фактически исключены из социальных групп, позволяет им, возможно, даже в большей мере, чем обычные люди, двигать общество вперед, снабжать его новыми идеями и менять к лучшему.
В ходе написания реферата была проделана следующая работа: изучены определения понятия «маргинал»; приведены основные категории людей, относимых социологами к маргиналам; изучена история вышеуказанного термина и явления, приведены примеры маргиналов из истории; на основе классификации маргиналов приведены фундаментальные различия в их социальных статусах. Наконец, в заключительной части работы был сделан вывод, что маргиналы способны привнести новации в общество, изменить его к лучшему. Таким образом, цель написания реферата можно считать выполненной.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Маргинал – понятие, типы, настоящие примеры
Каждый человек является отдельной, обособленной и индивидуальной личностью, которая способна автономно жить и сохранять свою независимость. Однако людей очень много на планете Земля. Есть личности, которые желают управлять и контролировать деятельность других – тех, кто этому не сопротивляется. Каждый человек является гражданином определенной страны и вынужден приспосабливаться к социальным условиям. Намного легче выживать, когда отдельную часть работы выполняет другой человек, то есть индивид должен быть частью группы. Все эти и многие другие условия подводят к мысли о том, что общество – полезная среда для отдельных личностей. Именно здесь развивается такое понятие, как маргинал, который может быть различных типов. Интернет-журнал psytheater.com приведет примеры.
Человек – это член общества. С самого детства он должен принадлежать конкретным группам. В детстве человек принадлежит семье. Затем он присоединяется к группе одноклассников и одногруппников, пока обучается. Также у него находятся друзья, которые тоже в некоторой степени заставляют его подавлять свою индивидуальность и принимать условия всей группы. Во взрослой жизни появляются рабочие коллективы, сообщества и семья. Другими словами, человек вечно принадлежит какой-то группе людей и государству в целом, к правилам, мировоззрению и нормам поведения которого он должен приспосабливаться.
Человек, который адаптируется к социуму, принимает правила и нормы, которые к нему выдвигаются. Хочешь-не хочешь, а вынужден. Маргиналами становятся люди, которые не принимают условия группы. Они не противоречат им, не выступают против, не борются с ними, а просто не принимают, не живут и не действуют так, как их вынуждают окружающие, порой ведут себя необычно. Они не причиняют вреда окружающим, при этом сильно выделяются из толпы. Они могут быть незаметными, если в некоторой степени принимают правила общества, однако не стремятся к власти и славе.
Маргинал – это человек, который находится вне общества, за гранью группировок. Он не принадлежит ни к одной общине, при этом может в некоторой степени контактировать с отдельными личностями.
Кто такой маргинал?
Маргинал – неоднозначное понятие, которое может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Маргинал – это человек, который никому не принадлежит и ни к кому не пытается привязаться. Для общества (государства) это – отброс. Человек, который не желает жить по правилам всего общества, представляет даже некоторую опасность. Дело в том, что государство стремится сделать людей частью стада, которым было бы легко управлять и манипулировать. А как повлиять на человека, у которого нет тех моральных принципов, ценностей и прочих взглядов, на которые можно было бы надавить, чем и побудить его действовать в нужном направлении?
Маргинал – это личность, которая не принадлежит ни одной социальной группе. Она может находиться в ней физически, но при этом не участвовать в ее деятельности, не принимать ее правил, существовать отдельно от нее, не интересоваться ее задачами и пр.
Чтобы было более понятно, кто такой маргинал, приведем синонимы данного понятия:
- Чужак.
- Изгой.
- Инопланетянин.
- Иностранец.
- Гость.
Другими словами, маргинал присутствует в группе людей, но при этом не проявляет интереса и желания участвовать в их деятельности и мероприятиях.
Присутствие такого человека позволяет группе увидеть границы своего влияния и моральных принципов. При этом сам маргинал имеет возможность видеть все недостатки и достоинства группы, в которой он находится, думать независимо и объективно, замечать то, чего не видят участники группы, поскольку он не проявляет эмоций к ее деятельности и результатам (успехам).
Другими словами, маргинал становится посторонним человеком, который может увидеть то, чего не видят участники группы.
Маргинал в классическом понимании данного слова подразумевает нахождение человека на границы двух групп. Он не может присоединиться ни к одной из них, поскольку обладает таким мировоззрением и принципами, которые частично имеются сразу в двух группах, при этом сами группы противоположны друг другу. Маргинал становится показателем конфликта внутри него самого, неспособности определиться с позициями и желаниями, взглядами и ценностями.
Общество будет однозначно трактовать маргинальность как негативную характеристику. Каждый человек должен принадлежать какой-то группе, чтобы можно было на него воздействовать и побуждать на нужные поступки. Однако психологи понимают, что маргинальность бывает разной. Человек, который стремится сохранить индивидуальность и независимость, может частично принимать правила общества, не противоречить им, при этом жить по своим взглядам и не принадлежать, не следовать ни за одной группой.
Все люди идеальные. Но когда они собираются вместе, то перестают быть таковыми. И примеров такого явления большое количество. Вы очень редко можете увидеть человека, который будет вести себя «разрушающе», когда он находится в одиночестве. Но как только человек сливается с толпой (друзья, коллеги, незнакомые люди), то сразу теряет собственную личность и начинает вести себя так, как и окружающие.
В психологии известен такой феномен, как эффект толпы. Человек становится таким, как и основная масса людей, и ведет себя аналогичным образом. Однако если попросить этого же человека сделать то же самое, что он делал в толпе, будучи уже в одиночестве, то в большинстве случаев он откажется это делать. Здесь играет много факторов, влияющих на то, что человек делает в одиночку не то же, что он может сделать в толпе.
Идеальность проявляется в одиночестве. Сам по себе человек может быть идеальным и самым хорошим. Однако как только индивид попадает в скопление людей, он перестает быть идеальным. И причина здесь уже не в том, что он перестает быть самим собой, поскольку поддается «эффекту толпы», а в том, что у окружающих его людей есть свое мнение относительно того, насколько конкретный человек идеален.
Заметьте, для одних людей вы кажетесь совершенным существом, а для других – вполне заурядным и предсказуемым. Это говорит о том, что вы всегда остаетесь одним и тем же человеком, только люди по-разному на вас смотрят и по-разному относятся к тем или иным проявлениям вашей личности. Вот почему, будучи в одиночестве, вы может считать себя идеальными, но как только попадете в толпу, сразу услышите в свой адрес не только возгласы, но и критику.
Настоящим и бывшим подросткам известен такой феномен, как бунт. Все люди рано или поздно проходят через стадию бунта против общества, правил, родителей, законов и т. д. И лишь единицы выходят из этой стадии взрослыми. Обычно люди впадают в крайности:
- Кто-то понимает, что бунтовать бесполезно, поэтому соглашается жить по правилам общества.
- Кто-то продолжает бунтовать, протестовать, доказывать свою правоту.
Между двумя крайностями есть «золотая середина». Ее мало кто придерживается. Заключается она в том, чтобы не идти против, а быть вне толпы.
Не идите против толпы. Выйдите из нее и просто идите по своему пути. Позвольте толпе идти своим маршем, а себе — так, как удобно вам. В данном подходе вы не противостоите, не накликаете на себя беду и не соглашаетесь идти вместе с другими одной тропой. Вы сами выбираете дорогу и идете по ней в одиночку, разрешая людям самим решать, как им жить. На вашей дороге будут появляться только те, кто тоже решил выйти из толпы и идти своим путем.
Если вы вспомните все случаи из жизни или из истории человечества, то заметите, что всех протестантов сжигали, убивали, изгоняли. Против толпы не пойдешь, поскольку вы один, а их много. Вы, конечно, можете видеть, как люди заблуждаются, ошибаются и живут несчастно. Но толпа – это больше, чем вы один. Даже самые несчастные будут придерживаться веры всей толпы, если они пока еще не увидели ее бессмысленности. Позвольте людям жить так, как им удобно. А выйти из толпы позвольте себе, не доказывая своей правоты.
Не идите против толпы, иначе вас затопчут. Если вы постигли истину, увидели абсурдность собственных убеждений, то вольны выйти из общего марша. Живите так, как считаете правильным. Выйдите из толпы, но не заставляйте ее идти за вами, поскольку у нее уже есть все необходимое. Позвольте толпе идти своей дорогой, а себе выберите более удобную и правильную.
перейти наверхТипы маргиналов
Почему человек становится маргиналом? Здесь играет значение множество факторов, в число которых можно включить особенности воспитания, индивидуальное формирование мировоззрения, личные травмы, заставившие человека перестать доверять обществу, осознание незащищенности в обществе или группе, недоверие и пр. Каждый маргинал имеет свою «трагедию» или историю, которая и привела его в «отшельнической» жизни.
Психология выделяют следующие типы маргиналов:
- Этнический маргинал – человек, который поменял место жительства, покинув один этнос и сменив его на другой. Это может быть как вынужденно, так и добровольно. Примером такого маргинала становится беженец, который спасается в другой стране. Если человек вынужденно меняет свое место жительства, для него это становится трудным событием. Он не по своей воле оказывается в условиях, которые ему абсолютно незнакомы и непривычны. Язык, менталитет, законы и правила являются совсем другими. Трудно их принять, если человек уже привык жить так, как это было в его стране.
- Экономический маргинал – человек, чье финансовое положение меняется по различным причинам. Это может быть потеря работы, ухудшение экономического положения в стране, уменьшение заработной платы, потеря крупной суммы денег, которую копил много лет, пожар в личном доме и пр. Другими словами, когда человек теряет возможность зарабатывать так же, как и прежде, он теряет свое имущество или значительно ухудшаются условия его проживания, он становится маргиналом. Если он не способен быстро переквалифицироваться, найти другой источник дохода, обеспечить себя новым местом жительства, он превращается в маргинала.
- Социальный маргинал – это человек, который оказался на границе двух групп при попытке подняться по «социальной лестнице» или потеря прежнего социального статуса, деградация. Человек теряет прежний образ жизни по определенным условиям. Если он не перестраивается, не обучается новому, не способен принять правила, принятые в том обществе (группе), в которое он попадает, тогда он становится изгоем.
- Политический маргинал – человек, который является гражданином своей страны, но не принимает участия в ее политике, не доверяет политическому устою, ограждается.
Примеры маргиналов
Маргиналы вполне известны многим людям. Сами психологи, философы и социологи считают маргиналов наиболее продвинутыми, открытыми всему новому, совершенными, независимыми, поскольку они не ограничены рамками и мировоззрением общества.
Примерами маргиналов могут стать:
- Иисус – библейская личность, которая не вписывалась в то общество, в котором находилась.
- Лев Толстой – писатель, который не признавал блага общества.
- Бомжи.
- Фрилансеры – люди, которые пользуются сетью Интернет, чтобы удовлетворять любые свои нужды, в том числе и работают здесь же.
- Отшельники.
- Дауншифтеры.
Итог
Каждый человек является индивидуальностью, которая теряется, если он хочет принадлежать определенной группе и следовать ее правилам. Здесь остается только выбирать, насколько вы готовы потерять свою индивидуальность и стать зависимыми от мнения окружающих людей. Это и сделает вас либо частью общества, либо маргиналом.
Напишите не менее пяти примеров маргинальности
Людей, которые по каким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, называют маргиналами. Маргинальность — это термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный статус того или иного человека или социальной группы. Это означает, что данный человек или данная социальная группа на какое-то время оказываются как бы вне социальной системы: они уже не занимают такого же положения, которое занимали раньше, но еще не достигли нового положения в обществе. Понятие маргинальности тесно связано с социальной мобильностью, так как любой человек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом. Обычно состояние маргинальности не является длительным. Однако существуют вынужденные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголики, разного рода радикалы и т. д.) , которые находятся в этом состоянии длительное время. Можно выделить следующие разновидности маргинальности: 1) собственно социальная маргинальность, например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою; 2) биологическая маргинальность, связанная с нарушением здоровья; 3) политическая маргинальность, при которой людей не устраивают существующие формы политической жизни и управляющие ею законы; 4)экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государством или иными структурами, либо за счет других людей) ; 5)этническая маргинальность, то есть принадлежность к одному из национальных меньшинств; 6)возрастная маргинальность; 7)криминальная маргинальность, то есть принадлежность к криминальным кругам, склонным жить по законам, отличающимся от законов общества; 8) 8) религиозная маргиналъностъ, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в-пользу одной из них. Маргинальность обычно связана с болезненными психологическими переживаниями. Ее можно рассматривать как негативное явление. И действительно, находиться за пределами общества — это далеко не самое приятное из того, что есть в жизни. Такое положение опасно, поскольку человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным. С другой стороны, именно это положение может стать толчком который заставит человека прилагать усилия и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо изменять общественную структуру. Маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.) . Между возникновением больших масс людей, по каким-то причинам оказавшихся за пределами привычного уклада жизни, и появлением новых социальных образований существует тесная связь, которая неоднократно отмечалась социологами. За последние века Россия пережила две волны маргинализации. Во-первых, это период после революции 1917 года. В этот период своего места в социальной структуре лишились два крупных класса российского дореволюционного общества — буржуазия и дворянство. Данный процесс сопровождался быстрым движением вверх некоторых представителей класса пролетариев, которые практически моментально из представителей низшего класса стали элитой. Было бы неправильно думать, что данный процесс завершился быстро. Как показали социологические исследования, каждый класс советского общества стал воспроизводиться за счет себя самого (то есть за счет своих собственных представителей) лишь с начала 70-х годов. Вплоть до 90-х годов маргинализация носила исключительно индивидуальный характер, то есть не была массовой. По психологическим, экономическим или идеологическим причинам конкретные люди могли отказаться от своего социального положения и противопоставить себя обществу. Маргиналами были диссиденты, представители неформального искусства.
Как появились маргиналы 🚩 Кто такие маргиналы
Термин «маргинальность» ввели американские социологи для того, чтобы охарактеризовать наблюдаемый ими общественный феномен: создание иммигрантами замкнутых сообществ из-за неспособности сразу вписаться в американский образ жизни. Для нового термина было выбрано латинское слово marginalis, что в переводе означает «находящийся на краю». Тем самым иммигрантские сообщества характеризовались как группы, выдернутые из родного культурного пласта и не прижившиеся на новой почве.Для маргинальной группы характерна своя особенная культура, часто вступающая в противоречие с господствующими культурными установками в обществе. Типичный пример – итальянская мафия в Америке. Дон Корлеоне и его семья – маргинальные элементы для американского общества.
Так что, в строгом значении социального термина первые маргиналы появились в конце XIX – начале ХХ веков в бурлящем котле американской иммиграции. Это были люди двух культур, одновременно принадлежащие двум мирам. Не только в США, разумеется, наблюдались подобные явления: например, Бразилия примерно в то же время пригласила на плантации итальянских иммигрантов, которые не сразу вписались в существующее общество на равных с потомками португальцев, и часто воспринимались как «белые негры».
Маргинальные группы могут появляться и в результате крупных социальных потрясений. Например, революция в России привела к появлению большого числа маргиналов – людей, выдернутых из рамок своего класса и с трудом находящих себе место в новом обществе. Например, беспризорники 20-х годов – типичная маргинальная группа.
Постепенно понятие маргинальности в науке расширялось. Появилось понятие «индивидуальной маргинальности». Оно более широкое, чем маргинальность как общественный феномен. И.В. Малышев в книге «маргинальное искусство» характеризует маргинальность как «внесистемность». Маргиналами могут быть люди, консервирующие прошлое; опережающие свой век; просто «заблудившиеся» и не находящие себе места в социуме и его культуре.
В этом смысле маргиналами можно назвать, по словам Виктора Шендеровича, и Сахарова, и Томаса Манна, и даже Христа.
Так что, первый маргинал, скорее всего, появился еще на заре человечества. Возможно, первые хомосапиенсы были именно маргиналами!
Поскольку общество к маргиналам относится настороженно, жизнь «внесистемных» людей на протяжении всей истории человечества была сложной и, увы, обычно короткой. Некоторые из них становились социальными люмпенами, отверженными париями, но многие успели двинуть вперед культуру, наметить новые ориентиры развития общества.
Эпатажные деятели искусства, к примеру, часто были маргинальны. Они смело отбрасывали традиционные ценностные установки, создавая свои собственные. К примеру, маргиналом был Диоген. Маргиналами были декаденты. Маргинальны были советские стиляги.
В конце ХХ – начале XXI веков маргиналов стало намного больше, чем в любую другую историческую эпоху. Различные неформальные движения – это, как правило, маргиналы. Толерантность современного общества позволяет представителям маргинальных слоев жить в своей собственной системе координат более свободно, чем раньше.