Социология маргинальности – ответы на главные вопросы
«Обыденная» социология (генетически взаимосвязанная со здравым смыслом) предполагает, что маргиналы — это такой социально избыточный материал, который нуждается в контроле и мониторинге; что это негативное социальное явление, которое свидетельствует о каких-то болезнях общества, о неполадках, требующих корректирующего вмешательства. В любом случае недостаток участия — это отклонение от некоторой «нормы» участия в различных социальных институтах. Хотя отклонение от нормы можно предположить и в другую сторону, не только как недостаток участия, но и как избыток этого участия — как участие не в одном, а сразу в нескольких (порой даже противоречивых) социальных институтах.
2
В социологии «маргинальность» изначально имела принципиально отличный от этого — обыденного — смысл. «Маргинал» в классической социологии — это тот, кто находится на границе группы, одновременно и принадлежа группе, и будучи способен освободиться от нее. Классическое определение маргинала восходит к понятию чужака, введенного в оборот социологической теории в начале 20-го века немецким социологом Георгом Зиммелем. В свою очередь, социологическое понятие чужака имеет в своем основании философскую категорию «инакости» и понятие «другого». Зиммель рассуждал о «чужаке» как о человеке, соединяющим в себе близость и удаленность в отношение группы. Это тот, кто физически находится в группе, но не принадлежит ей изначально, как член этой группы. Это тот, кто не разделяет историю, биографию этой группы. Тот, кто является пришельцем или тем, кто на более или менее продолжительное время остановился «в гостях» в этой группе.
Это его присутствие, как инородного тела, имеет огромное функциональное значение для группы в целом. Во-первых, благодаря чужакам группа получает возможность определить, чем она не является, кто такие «мы» и что к «нам» не относится. Чужак — это тот, кто показывает группе ее границу, воплощает в себе эту границу. Во-вторых, он обладает определенной дистанцией по отношению к группе и потому может претендовать на объективное отношение к ней. Зачастую чужаки — это те, кого предпочитают в качестве третейских судей, тех, кто может рассудить своих. Чужак, иными словами, обладает относительной, прежде всего, — пространственной — свободой от группы и всегда волен ее покинуть. По Зиммелю, самым распространенным примером чужака были евреи, включенные в различные европейские культуры.
Simmel, G. Soziologie. Untersuchungen über die Formen der Vergesellschaftung. Herausgegeben von O.Rammstedt. (Gesamtausgabe, Bd. 11).
Hrsgg. v. D.P.Frisby u. K.Ch.Köhnke. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
Michael Theunissen. Der Andere: Studien zur Sozialontologie der Gegenwart. Berlin: de Gruyter 1965.
3
Основываясь на таком представлении одновременности пространственной близости и удаленности чужака, последователь Зиммеля в рассуждениях о чужаке, американский классик социологии Роберт Парк, и ввел этот термин — «маргинальный человек». И если Зиммель не сосредоточивается на происхождении чужака, способах его формирования (Зиммеля интересовали главным образом его функции в отношение данной конкретной группы, от которой он мог освободиться), Парк видит чужака не просто в ситуации свободы от данной конкретной границы группы, он помещает его между границ различных групп и говорит о чужаке и маргинале, как о человеке, который несет в себе культурный конфликт столкновения различный групп, различных культур, различных обществ.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ • Большая российская энциклопедия
-
В книжной версии
Том 19. Москва, 2011, стр. 91
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: Д. Г. Подвойский
МАРГИНА́ЛЬНОСТЬ (от лат. marginalis – крайний, находящийся на грани), в социологии – характеристика промежуточного или пограничного положения индивидов и обществ. слоёв в тех или иных социальных структурах. М., как правило, предполагает столкновение, противостояние значимых для индивида систем ценностных ориентаций, норм, поведенч. образцов. Феномен М. получил широкое распространение в совр. урбанизиров. обществах благодаря усилению процессов социальной трансформации, темпов социальной мобильности и миграц. потоков.
В классич. интерпретации чикагской школы М. персонифицируется в образе человека, находящегося на стыке нескольких социальных миров (напр., иммигранта, покинувшего привычную для него среду и не интегрировавшегося в полной мере в новую; ребёнка, воспитанного представителями разных культур, и т. п.). Понятие «маргинальной ситуации» описывает также широкий круг социальных событий, сопровождающихся внутр. ролевым конфликтом, требующим от личности удовлетворения разнонаправленных, а порой и противоположных ожиданий со стороны партнёров по взаимодействию. Маргинальный статус нередко выступает в качестве предпосылки формирования особой – маргинальной (амбивалентной, фрагментированной) идентичности, становящейся для индивида источником болезненных переживаний (тревоги, неуверенности в себе, одиночества).
Другой вариант М. представляют индивиды и группы, оказавшиеся за гранью «приличного общества» («изгои», «аутсайдеры», «деклассированные элементы», «люмпены» и т. п.). Маргинализация целых обществ. слоёв в результате резких и быстрых социальных трансформаций создаёт благоприятные условия для распространения отклоняющегося поведения, а в ряде случаев ведёт к аномии – состоянию социальной дезориентации, дезорганизации и ослабления социальных связей.
М. не всегда предполагает вытеснение на периферию обществ. жизни, способствуя в процессе адаптации маргинальной личности к новой ситуации активизации её творч. способностей, склонности к инновациям, расширению кругозора и критич. осмыслению разл. ценностных систем и т. д.
Проблематика М. стала предметом эмпирич. исследований и теоретич. анализа в амер. социологии между 1-й и 2-й мировыми войнами, прежде всего в работах Р. Парка («Human migration and the marginal man», 1928, и др.), а затем Э. Стонквиста, Р. Мертона, Т. Шибутани и др.
23. Маргинальность как социальное явление.
Маргинальность — это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром. Главный признак маргинализации — разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических. Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность.
Постепенно значение термина «Маргинальность» стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям. Виды маргинальности:
Экономическая — маргинализация как «относительная депривация», отстранение от деятельности и потребления;
Социальная — маргинализация как потеря общественного престижа: деклассирование, стигматизация («Verachtung») и т.п. маргинальных групп.
Религиозная — маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.
Некоторыми учеными рассматривается также биологическая маргинальность, связанная с нарушением здоровья; этническая маргинальность, то есть принадлежность к одному из национальных меньшинств; возрастная маргинальность, возникающая в результате разрыва между поколениями; криминальная маргинальность. Процесс активного возрастания массовой маргинальности, которая характеризует не столько конкретных индивидов, сколько все общество в целом, называется маргинализацией.
Россия пережила две основных волны маргинализации.
Первая волна — это период после революции 1917 года. В этот период своего места в социальной структуре лишились два крупных класса российского дореволюционного общества — буржуазия и дворянство. Данный процесс сопровождался быстрым движением вверх некоторых представителей рабочего класса и крестьянства, которые, минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения – через средний класс — из представителей низшего класса стали элитой. Было бы неправильно думать, что данный процесс завершился быстро. Как показали социологические исследования, каждый класс советского общества стал воспроизводиться за счет себя самого (то есть за счет своих собственных представителей) лишь сначала 70-х гг. Вплоть до 90-х гг. маргинализация носила исключительно индивидуальный характер и не была массовой.
Вторая волна маргинализации в России наступила в 90-х годах, когда была разрушена стабилизировавшаяся стратификационная система советского общества. В этот период сформировалась новая элита, в которую вошли представители самых разных слоев и социальных групп. Впрочем, можно утверждать, что в наибольшей степени новая элита формировалась за счет представителей бывшей партийной номенклатуры, разночинцев и криминалитета. При этом в маргинальной ситуации оказались и новая элита, и «новые бедные», которые стали принадлежать к низшему классу лишь на основании уровня доходов, поскольку их профессиональный, образовательный и культурный уровень был подчас выше, чем уровень новой элиты.
Большое количество маргинальных слоев свидетельствует не только о нестабильности и материальной нищете общества, но и опасности социального взрыва. Озлобленное население, потерявшее надежду на какую либо благоприятную жизненную перспективу не может не волновать государственные органы. Достаточно привести пример прихода к власти Гитлера, что стало возможным, благодаря поддержки именно маргинальных слоев германского общества 30 годов XX века.
Маргинал — это… Что такое Маргинал?
Маргина́л (от лат. margo — край) — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не соответствуют общепринятым нормам, а наоборот [1]. В современном русском языке это слово часто также употребляется для обозначения «деклассированного элемента», изгоя.[источник не указан 55 дней]
Происхождение термина
Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный».
Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864—1944) впервые употребил его в своём эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвящённом изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент» (interstital element), употреблённый другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.
Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. У Парка понятие маргинальности означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов».
Таким образом, концепция «маргинальности» первоначально представлена как концепция маргинального человека. Р. Парк и Э. Стоунквист, описав внутренний мир маргинала, стали основоположниками традиции психологического номинализма в понимании маргинальности в американской социологии. Следует ещё раз подчеркнуть, что первоначально центральной проблемой маргинальности был культурный конфликт, и, следовательно, в данном случае была описана маргинальность, обозначаемая как культурная.
В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной». В 1940—1960-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». А. Грин утверждал, что маргинальный человек — это всеобъемлющий термин (omnibus term), который, включая всё, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены.[2]
Маргиналы (примеры)
- Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» Диогеном. Александр нашёл его в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном»
(Случаи из жизни Диогена)
- Писатель Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»:
В слове «маргинал» нет ничего обидного . «Пометки на полях»: маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека — это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому — ну, маргинал и маргинал, слава богу. Не дай бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут.[3]
Производные понятия и примеры словоупотребления
- Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
- Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
Индивидуальная и групповая маргинальность
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
Последствия маргинализации
Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако, маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Высокий уровень предприимчивости среди представителей этнических меньшинств объясняется именно их маргинальным положением. Для людей данных этнических групп обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу, хорошие оценки в школе, интеллектуальное превосходство, развитие собственных талантов и т. п.) затруднены, что способствует ориентации на развития собственного дела (в том числе криминального характера или сексуальной, например, печально известные так называемые «Голубые Маргиналы 20 века») находят для себя, таким образом эффективные каналы вертикальной мобильности.
Примечания
Ссылки
См. также
§ 5. Что такое маргинальность?
Маргинальность – это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределенного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам выпадающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами.
Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологической школы (США) Р. Э. Парком. Но еще К. Маркс рассматривал проблемы социального деклассирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям – революциям или реформам.
С именем Вебера связана более глубокая трактовка маргинальности, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, которые, конечно же, не во всех случаях могли возникать из «социальных отбросов» – индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов и др.) или асоциальных по выбранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т. п.). С одной стороны, социологи всегда признавали безусловную связь между возникновением массы людей, исключенных из системы привычных (нормальных, т. е. принятых в обществе) социальных связей, и процессом формирования новых общностей: негэнтропийные тенденции и в человеческих сообществах действуют по принципу «хаос должен быть как-то упорядочен». (Именно подобные процессы происходят в современном российском обществе.)
С другой стороны, возникновение новых классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с организованной активностью попрошаек и бомжей, скорее оно может рассматриваться как строительство «параллельных социальных структур» людьми, чья общественная жизнь до последнего момента «перехода» (который часто выглядит как «прыжок» на новую, заранее подготовленную структурную позицию) была вполне упорядоченной.
Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях.
Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящихся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями; политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного типа (безработные) и так называемые «новые бедные»; религиозные маргиналы – стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.
Классическим примером социомаргинала-мигранта можно назвать главного героя кинофильма «Афоня» (режиссер Г. А. Данелия, 1974 г.).
Маргинальность — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Маргина́льность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
Индивидуальная и групповая
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
Видео по теме
Маргинализация
Маргинализация — социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп, дестабилизирующих их социальное положение.
Более точно маргинализацию можно описать как процесс разрушения гражданского общества, проявляющийся в распаде социальных групп, разрыве традиционных связей между людьми, потере индивидами объективной принадлежности к той или иной социальной общности, извращении эстетических, этических, правовых, физиологических и иных общечеловеческих норм и ценностей, превращении людей в духовных и социальных люмпенов, полностью зависимых от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов.[1]
Последствия
Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса.
Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве.[2] Так, имеются попытки объяснить расцвет этнического предпринимательства именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.[источник не указан 2147 дней]
Маргинализация через безделье на работе
По данным французских исследователей, до 30 % работников маргинализируются на работе методом недостаточной загруженности. Работникам, которые продолжают получать зарплату и бонусы, руководство не предоставляет достаточные объёмы работы. Это приводит к развитию депрессии из-за скуки, а также не даёт работнику продвигаться по службе. Метод маргинализации по причине страдания от скуки на рабочем месте получил название «моральное преследование»[3].
Примечания
Литература
- на русском языке
- на других языках
Ссылки
МАРГИНАЛЬНОСТЬ — это… Что такое МАРГИНАЛЬНОСТЬ?
- МАРГИНАЛЬНОСТЬ
- (лат. margo — край, граница) — понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. «культурные гибриды», балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей, как Ф. Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Ж. Батай, С. Малларме и др.
Проблема культурной М. приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма («шизо-анализ» Делеза и Гваттари , «генеалогия власти» Фуко , «деконструкция» Деррида и т.д.). Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понятия «маргинальный субъект», «маргинальное пространство», «маргинальное существование», возникающие в «просвете», «зазоре» между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функция в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее, заполнение пространства между последними является лишь индикатором нормального функционирования структурно упорядоченного универсума. В постструктурализме понятие «М.» претерпевает значительные изменения, подрывающие его самотождественность. Благодаря идее децентрации Деррида — не просто меняющей местами привилегированный и подчиненный объекты, а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею «различения», «инаковости», сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, — традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаются. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожается также представление об абсолютном смысле. С исчезновением «центра», являвшегося средоточением и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной «высокой» культуры (эта установка «доминирует» в постмодернистском искусстве). Режим «деспотического означающего» уступает место принципу детерриториализации, в результате чего изменяется маргинальное положение «носителя желания» в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ постмодернистского пространства понятие «ризома». Для Р. Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицания всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности, «безразличия» над единичностью и уникальностью, легитимации наслаждения и удовольствия, реабилитации культурной традицией субъекта желания, — и является важным моментом в борьбе с тиранией дискурса власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы и авторитарного образца. Так, анализируя антитезу норма-патология и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры, «социальное дно» , психически больные, иначе говоря, все девианты не являются маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираются границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, меняет свой пограничный статус, размывая семантику М. и утрачивая специфику своего паракультурного функционирования.
А.Р. Усманова
Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.
- МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
- МАРИАТЕГИ (MARIATEGUI) Хосе Карлос
Смотреть что такое «МАРГИНАЛЬНОСТЬ» в других словарях:
МАРГИНАЛЬНОСТЬ — (позднелат. marginalis находящийся на краю, от лат. margo край, граница), социология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к. л. социальными группами, что накладывает определ. отпечаток на его… … Философская энциклопедия
МАРГИНАЛЬНОСТЬ — (лат. margo край, граница) понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее… … Новейший философский словарь
маргинальность — сущ., кол во синонимов: 4 • обочинность (1) • пограничность (3) • промежуточность … Словарь синонимов
Маргинальность — качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них … Энциклопедия культурологии
маргинальность — и, ж. marginalité f. Свойство маргинального. По вине лидеров Русской партии слово патриотизм на долгое время после распада СССР стало синонимом агрессивности, злобы, невежества, подозрительности, неистребимой маргинальности. ЛГ 5. 9. 2001 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Маргинальность — Маргинал, маргинальный человек (от лат. margo край) человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д. Маргинальная группа людей группа,… … Википедия
маргинальность — Франц. maroinalisme, англ. marginalism. В буквальном смысле слова периферийность, «пограничность» какого либо (политического, нравственного, духовного, мыслительного, религиозного и проч.) явления социальной жизнедеятельности человека по… … Постмодернизм. Словарь терминов.
Маргинальность — (лат. – граница) – состояние личности, отвергнутой обществом или конкретным сообществом по причине отрицания или невыполнения ею их норм, правил и требований. Такой человек, по своей собственной вине или по вине окружающих, как бы выпадает из… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Маргинальность — (позднелат. marginalis находящийся на краю) социологическое понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Маргинал – личность … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Маргинальность — ж. отвлеч. сущ. по прил. маргинальный II 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Маргинальность — Социологическое понятие, обозначающее пограничность положения человека (человеческой группы) между какими либо социальными группами. Понятие введено американским социологом Р.Парком. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины