Маргинал кто это википедия – Маргинальная личность — это… Что такое Маргинальная личность?

Содержание

Маргинальность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2019; проверки требуют 2 правки.

Маргина́льность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Маргинализация — социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Более точно маргинализацию можно описать как процесс разрушения гражданского общества, проявляющийся в распаде социальных групп, разрыве традиционных связей между людьми, потере индивидами объективной принадлежности к той или иной социальной общности, извращении эстетических, этических, правовых, физиологических и иных общечеловеческих норм и ценностей, превращении людей в духовных и социальных люмпенов, полностью зависимых от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов.[1]

Последствия[править | править код]

Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса.

Однако маргинальные элементы (точнее, наиболее амбициозные из них) предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве.[2] Так, имеются попытки объяснить расцвет этнического предпринимательства именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

[источник не указан 2598 дней]

Маргинализация через безделье на работе[править | править код]

По данным французских исследователей, до 30 % работников маргинализируются на работе методом недостаточной загруженности. Работникам, которые продолжают получать зарплату и бонусы, руководство не предоставляет достаточные объёмы работы. Это приводит к развитию депрессии из-за скуки, а также не даёт работнику продвигаться по службе. Метод маргинализации по причине страдания от скуки на рабочем месте получил название «моральное преследование»

[3].

на русском языке
на других языках

маргинал — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им.маргина́лмаргина́лы
Р.маргина́ламаргина́лов
Д.маргина́лумаргина́лам
В.маргина́ламаргина́лов
Тв.маргина́ломмаргина́лами
Пр.маргина́лемаргина́лах

мар-ги-на́л

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -маргинал-.

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. человек, не признающий общепринятых моральных норм и правил поведения ◆ В последнее время не было скандальных высказываний политиков и экстремистских выходок маргиналов.
    Александр Садчиков, «Экстремальная политика. Власть займется партийной селекцией», 2001 г. // «Известия» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. социол. человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. п., но не принимающий их полностью ◆ Она была вполне жертва и притягивала уличных маргиналов ― высокая, чуть сутулая блондинка с бюстом и ногами фотомодели, растерянная иностранка, раздающая деньги нищим, с заискивающей готовностью оделяющая дорогими заграничными сигаретами черных с рыжиной фиксатых парней с угрюмыми прыщеватыми лицами, сующая жвачку детям цыганок, торговавших у вокзала губной помадой; к тому ж ― с глазами всегда на мокром месте.
    Н. Ю. Климонтович, «Дорога в Рим», 1991-1994 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    ◆ Маргинал-олигарх, маргинал-академик и маргинал-рабочий встречаются на каждом шагу. Андрей Андреев, «Будущее принадлежит нам!», 2003 г. // «Завтра» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И вот представьте: стоят два маргинала, два, знаете ли, асоциальных типа, у которых одно пиво да рок-н-ролл на уме, и влюбленно смотрят на Минина с Пожарским. Захар Прилепин, «Захар Прилепин из Нижнего Новгорода», 2011 г. // «Русский репортер» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
  1. частичн.: нигилист, беспринципный
  2. частичн.: люмпен, изгой, отморозок, перекати-поле, сума перемётная, асоциальный
Антонимы
  1. ортодокс, консерватор
Гиперонимы
Гипонимы
  1. мигрант, апатрид, беженец, изгнанник, деклассированный, отщепенец, отверженный

Родственные слова

Этимология

Происходит от средн. лат. marginalis «крайний», от лат. margino «обрамлять, окаймлять», далее из margo «край, граница», из праиндоевр. *mereg- «край, граница». Русск.

маржинальный, вероятно, заимств. через франц.; маргинал, маргинальный — через. нем.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов

Библиография

  • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов / Под ред. Е. А. Левашова. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1997.
Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Кто такой маргинал? | Простыми словами

Маргиналы

В наше время нередко можно встретить слово «маргинал». Из контекста обычно понятно, что это нечто негативное, но кто такие маргиналы, говоря простыми словами?

Для начала обратимся к происхождению и истории. Слово пришло к нам из латинского языка – «margo» (край, грань), то есть маргинал – это человек, находящийся на краю или за гранью чего-либо. Сам термин получил распространении в 1920-е годы в США – тогда маргиналами называли тех, кто перебрался в Америку, но не мог приспособиться к новому обществу, выпадал из социума. Такие люди покидали свою страну, свой родной дом и бросали работу, чтобы начать новую жизнь, но по приезду никак не могли адаптироваться.

Говоря простыми словами, маргинал – это человек, который находится вне социальной группы, то есть является изгоем. Он может прийти к этому сам или же по неволе. Причин, по которым человек может стать маргиналом достаточно много: социальные неудачи, потеря всех финансовых средств, инвалидность или тяжёлая болезнь, либо же это могут быть религиозные, политический или этические причины.

Нищих, бродяг и иных людей, которые опустились на дно, обычно называют люмпенами. Можно было бы сказать, что это финансовые маргиналы, выпадение которых из социума связано с потерей заработка, накоплений и средств существования в целом, но они не сильно по этому поводу переживают.

Если обратиться к толковым словарям, то маргинал – это асоциальных объект, которые не принадлежит социальным, экономическим или политическим группам; человек, который не участвует в деятельности людей, собранных по интересам; человек, которого исключили из социальной группы по какой-то причине.

Признаки маргинала:

  1. Человек в определённый период времени разорвал связи, которые у него были: социальные, духовные, финансовые.
  2. У человека нет постоянного места жительства и привязанности к чему-либо. Он запросто может уехать в другой город, чтобы там жить, а через полгода ещё раз сменить место жительства, уехав в ещё один город. Он не привязан к людям или местам, включая квартиру.
  3. Человек относится к окружающему его миру с неприязнью и агрессией.
  4. У маргинала нередко возникают психические болезни и отклонения, так как он отстранён от общества.
  5. У человека есть свои собственные ценности, правила поведения и эталоны, на которые он равняется. Из-за этого ему крайне тяжело находиться в социуме – его нормы кажутся неадекватными для большинства.

И ещё одно определение напоследок: маргиналы – это люди, которые живут в социуме (в обществе других людей), но не принимают его нормы, ценности и принципы; у них есть своё мировоззрение, отличающееся от мировоззрения социальной группы, к которой они относятся; они не приемлют законы и порядки, которые в этой группе приняты.

Маргиналии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Кодекс Emilianense» с пометками на полях

Маргиналии (позднелат. marginalis «находящийся на краю»; от лат. margo «край») — рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем[1], содержащие комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста или мысли, вызванные ими.

«Кодекс Дурлах» с полями, обильно украшенными растительным орнаментом

Первоначально «маргинал» — рисунки и орнаменты, украшающие поля средневековой иллюстрированной рукописи, а подчас даже надпись на них, которая могла совершенно не соответствовать общей концепции оформления книги. Например — «Апокалипсис» с роскошно выполненными сценами конца света, а на полях надпись переписчика: «как болят пальцы от холода» или «когда я наконец закончу эту главу». Широко известны маргиналы в Остромировом Евангелии.

Историки, занимавшиеся изучением творческого наследия классиков марксизма-ленинизма, свидетельствуют, что в книгах из личных библиотек В. И. Ленина и И. В. Сталина имеется множество пометок, комментариев, автографов, сделанных чернильными ручками и карандашами красного и синего цвета.

Огромное количество пометок сохранилось на полях книг из личной библиотеки Вольтера. Эти записи были изданы в нескольких томах под названием «Корпус читательских помет Вольтера»[2].

В литературе XX века функциональные особенности маргиналий подталкивают разных авторов к использованию термина в качестве определения их произведений — преимущественно лирических, своего рода «записок на полях» или «мыслей вслух».

В современной типографике маргиналией или «фонариком» называется заголовок, расположенный на поле страницы. Обычно такие заголовки применяются в учебных или справочных изданиях, чтобы облегчить поиск по справочным сведениям или не разрывать изложение материала. В большинстве случаев рекомендуется избегать применения заголовков-маргиналий, так как они снижают размер области листа, отведенной под основной текст.

  • Пространство рукописи. От формы внешней к форме внутренней. Материалы конференции / Рецензенты: кандидат исторических наук М. А. Бойцов, кандидат исторических наук Г. А. Попова. — ИВИ РАН. — М., 2010. — 189 с. — 150 экз. — ISBN 978-5-94067-294-4.

Википедия:Маргинальные теории — Википедия

↱
  • ВП:МАРГ
  • ВП:СОМН
Text-x-generic-highlight-blue-marker-round.svgВкратце: Чтобы быть значимой для упоминания в Википедии, маргинальная теория должна подробно и серьёзно рассматриваться по крайней мере в одной крупной публикации, или же значимым автором/группой авторов, не аффилированными с создателями теории. В качестве основания значимости подходят и опровержения, резко отрицательные упоминания, поскольку их наличие указывает на значимость некоторой теории вне группы приверженцев.
Text-x-generic-highlight-blue-marker-round.svg В энциклопедии могут упоминаться и доказанно неверные утверждения и маргинальные теории, такие, как лицо на Марсе, только если они являются значимыми явлениями поп-культуры

Правило нейтральной точки зрения — основополагающий принцип проектов фонда Викимедиа и один из пяти столпов Википедии; согласно этому правилу, все значимые точки зрения на предмет статьи должны быть представлены беспристрастно, объективно и в соответствии с их распространённостью[1]. В данном руководстве предлагаются рекомендации относительно того, какие именно маргинальные теории и мнения могут быть представлены в Википедии и как это следует делать.

Представляя то или иное явление в Википедии, не следует делать его более значимым, чем оно есть на самом деле[2]. Описывая значимые точки зрения, Википедия не должна сама становиться первичным источником, подтверждающим жизнеспособность тех или иных маргинальных теорий. Чтобы избежать этого, статьи Википедии должны ссылаться на другие авторитетные проверяемые источники, в которых рассматривается данная теория. Кроме того — разве можно написать нейтрально о чём бы то ни было, если этой теме не посвящены никакие независимые вторичные источники, соответствующие критериям авторитетности?

Что такое маргинальная теория?

В контексте данного руководства термин «маргинальная теория» используется в очень широком смысле, означая идеи, которые существенно расходятся с общепринятыми концепциями в той или иной области[3]. К таковым, например, относятся:

  • теории заговора,
  • идеи, претендующие на научность, но не получившие общего признания среди учёных,
  • эзотерические методики лечения,
  • альтернативные интерпретации истории и т. д.

Некоторые из подобных теорий, о которых здесь идёт речь, точнее было бы именовать гипотезами, предположениями или умозрительными построениями.

Маргинальная теория может считаться значимой, если она подробным и серьёзным образом рассматривается по крайней мере в одной крупной публикации или в работах автора/группы авторов, не входящих в число создателей этой теории. В качестве основания значимости маргинальной теории подходят и опровержения, резко отрицательные упоминания, поскольку они указывают на значимость этой теории вне группы её приверженцев. Гораздо меньший вес в этом отношении имеют упоминания некой теории, представляющие интерес лишь в связи со значимостью некоего связанного с ней субъекта. Например, в связи со значимостью приверженца какой-либо теории, а не теории как таковой. В частности, не нужна отдельная статья для описания своеобразных взглядов на некую научную проблему, высказываемых популярным артистом (безусловно соответствующим критериям значимости как артист), если они упоминаются лишь в интервью с ним, в статьях о нём, но при этом отсутствуют какие-либо серьёзные публикации о его (псевдо)научных взглядах. Такие взгляды могут быть кратко упомянуты в статье об этом артисте, не перевешивая при этом информации о его основной деятельности, благодаря которой он приобрёл свою значимость.

Следует учитывать, что даже авторитетные новостные источники иногда развлекаются публикацией малозначительных или абсурдных новостей, например, первого апреля или в «мёртвый сезон».

Википедия должна уделять внимание маргинальным теориям лишь в той мере, в какой они представлены в источниках, на которых основана соответствующая статья. Например, если на некую теорию ссылаются только новостные источники, её изложение в Википедии не может быть более подробным, чем в самих этих источниках, поскольку иначе это уже будет являться оригинальным исследованием. Правилом ВП:ОРИСС поощряется сбор и систематизация информации из существующих вторичных источников и допускается в дополнение к ним ограниченное использование первичных источников; получаемая таким образом информация — плод не оригинального исследования, а исследования, основанного на источниках, что широко используется в написании энциклопедических статей.

Нежелательная популяризация маргинальных теорий

Приверженцы маргинальных теорий часто используют Википедию как форум для распространения своих идей. Подобные действия запрещены правилами: если все утверждения относительно некой маргинальной теории исходят от ее создателей или сторонников, это означает нарушение ряда разделов ВП:ЧНЯВ. Википедия — не место для размещения личных суждений или саморекламы. Значимость маргинальной теории должна подтверждаться проверяемыми и авторитетными источниками, а не заявлениями её сторонников. Попытки искусственно раздуть значение подобных маргинальных теорий, например, при помощи виртуалов на странице «К удалению», не допускаются. Также недопустимы ссылки на собственные публикации с целью создать видимость поддержки некой маргинальной теории.

Обсуждение некой маргинальной теории с положительной или отрицательной точки зрения теми или иными группами лиц или отдельными лицами само по себе критерием значимости не является, даже если этот человек или эта группа значимы для создания статьи в Википедии. Маргинальная теория лишь в том случае может соответствовать критериям значимости, если её комментируют, опровергают или обсуждают вторичные авторитетные источники.

Из статей на научную тематику следует исключать предположения, не подвергавшиеся критическому анализу научным сообществом или отвергнутые им. Тем не менее, если некая концепция соответствует иным критериям значимости (например, широко обсуждается в СМИ), о ней можно написать в статье, посвящённой самой этой концепции, или упомянуть в ненаучном контексте. Например, в статьях Юрий Данилович, Юрий Всеволодович, Юрий Долгорукий и Чингисхан не должно указываться, что, с точки зрения Новой хронологии А. Т. Фоменко, эти персонажи представляют собой одно и то же лицо, поскольку научным сообществом историков данная теория отвергается. В статье Этрусский язык не место гипотезам В. А. Чудинова о том, что этрусские памятники читаются по-русски. Однако в специальной статье о реконструкции истории по Фоменко (вызывавшей большой интерес в обществе и критику со стороны научного сообщества) или о Чудинове (систематически представлявшем свои взгляды в СМИ) эти точки зрения могут быть представлены — разумеется, с указанием на отношение к ним основной массы источников.

Оценка претензий на научность

Если предмет статьи по своей сути не имеет отношения к науке, но, по мнению некоторых, может нести в себе некую истину о явлениях, изучаемых наукой, не следует представлять его в Википедии как исключительно научную теорию. Например, Книга Бытия должна рассматриваться прежде всего как произведение древней литературы и священный текст мировых религий, часть еврейской или христианской Библии, а не как космологическая теория. С другой стороны, раскрытие таких тем, как креационизм, где научные открытия и религиозные доктрины вступают в конфликт, предполагает рассмотрение с точки зрения науки, но с изложением основных точек зрения богословия.

Точки зрения приверженцев религиозных, философских, этических, эзотерических учений

Точку зрения приверженцев той или иной религии (философского, этического учения) на тот или иной предмет имеет смысл включить в статью, посвящённую ему, если речь идёт об одной из мировых религий или если данный предмет играет в религиозном веровании (философском, этическом учении) некую особенную роль.

Если предмет статьи вошёл в сюжеты распространённых легенд, в том числе городских, то их описание с учётом авторитетных источников по фольклористике также может включаться в статью об этом предмете.

Концепции оккультных и эзотерических течений, в центре которых находится тот или иной предмет, имеет смысл представлять в статье, посвящённой этому предмету, лишь только если речь идёт о конкретных личностях — адептах данных течений, или же об их основополагающих понятиях, если это понятие (концепция) достаточно значимы, чтобы претендовать на отдельную статью. В то же время мнение деятеля «Нью-эйдж» о происхождении человечества, Иисусе Христе или Леонардо да Винчи должно описываться не в соответствующих статьях, а в статье об этом деятеле или его учении.

Значимость или признание?

Указание на степень признания

Согласно Джимбо Уэйлсу:

«[…] Обычно преобладающая точка зрения и мнение меньшинства рассматриваются в одной статье, причём точке зрения большинства обычно уделяется больше места, однако мнение меньшинства излагается таким образом, чтобы это было приемлемо для обеих сторон. Наиболее необычные концепции можно выносить в отдельные статьи и трактовать их соответствующим образом (дистанцируясь от них) или, в некоторых случаях, не упоминать вообще. [1]»

В статьях, где подробно представляются дискуссионные, спорные или не получившие признания концепции, необходимо указывать (с опорой на АИ) степень их признания соответствующим академическим сообществом. Если в авторитетных источниках нет указаний на то, как научное сообщество относится к данной концепции, следует предположить, что эта концепция либо не рассматривалась сообществом, либо не получила у него признание; не следует представлять концепцию как получившую признание, если это утверждение нельзя подтвердить авторитетными источниками. Однако если концепция не рассматривалась и не была признана, это ещё не значит, что она была отвергнута; поэтому не следует представлять концепции как отвергнутые или сопровождать их отрицательными ярлыками вроде «лженаука», если эти утверждения не подкрепляются авторитетными источниками.

Концепции, которые действительно были отвергнуты, которые рассматриваются большинством как абсурдные или лженаучные, как представляющие лишь исторический интерес либо фантастические, следует описывать как таковые с опорой на авторитетные источники.

Концепции, обладающие пограничной или минимальной значимостью, могут упоминаться в Википедии, но им не следует уделять больше внимания, чем они этого заслуживают. Википедия не является форумом для провозглашения новых идей, для борьбы с какими-либо системными отклонениями в академических учреждениях или для пропаганды идей, которым нигде не удалось завоевать признания. Википедия не место для того, чтобы бороться с Великой Несправедливостью. Маргинальные теории можно исключать из статей на научные темы, если научное сообщество их игнорирует. Такие теории, однако, не следует удалять из Википедии лишь потому, что большинство учёных полагает их ложными. Точно так же в цели Википедии не входит сочинение «опровержений» значимых идей, которые академическое сообщество может считать абсурдными или не имеющими ценности. Критика маргинальных теорий должна опираться на доступность, значимость и авторитетность источников, где эта критика излагается.

Википедия — не гадание на кофейной гуще (ВП:ЧНЯВ). Ныне принятые научные парадигмы могут быть отвергнуты, и гипотезы, считавшиеся спорными или неверными, иногда могут получить признание научного сообщества (например, тектоника плит), но Википедия — не место для подобных прогнозов. Если статус данной идеи поменяется — Википедия тоже поменяется и отразит это изменение. В центре внимания Википедии находится современное состояние знаний; она документирует прошлое, когда это уместно (не забывая указывать, что речь идёт о прошлом: теории, вполне признанные наукой прошлого, в сегодняшней науке могут носить совершенно маргинальный характер), и избегает умозрительных гипотез о будущем.

Замечание о публикациях

Важной лакмусовой бумажкой для определения значимости и степени признания маргинальных концепций, связанных с естественной наукой, историей или другими академическими областями, является наличие или отсутствие их экспертной оценки. Хотя отсутствие источников, подтверждаемых экспертной оценкой, не означает, что та или иная тема должна быть автоматически удалена из Википедии, её освещение в Википедии не должно быть более подробным, чем этого позволяет объём информации, содержащийся в имеющихся источниках, — иначе это можно расценить как оригинальное исследование.

Наличие экспертной оценки, будучи существенной характеристикой АИ в области академических исследований, не эквивалентно признанию. Оригинальные гипотезы, даже если они прошли экспертную оценку, не должны подаваться в Википедии как нечто, пользующееся консенсусом в научных кругах, или как непреложный факт. Статьи о маргинальных теориях, основывающиеся исключительно на одном первичном источнике (пусть даже прошедшем экспертную оценку), могут быть удалены из Википедии по соображениям значимости. Аналогично этому, крайне неординарные суждения в Википедии требуют подтверждения высококачественными авторитетными источниками, и при наличии явного консенсуса редакторов неавторитетные источники для таких утверждений могут быть отвергнуты в силу их низкого качества.

Источники и авторство

Википедия задумана как третичный источник информации, суммирующий сведения, полученные из вторичных и, в некоторых случаях, первичных источников. Первичные источники о проводимых исследованиях можно использовать лишь для подтверждения текста (ВП:ПРОВ). Подготовка статей на основе одних первичных источников является нарушением правила ВП:ОРИСС. При освещении малоизвестных маргинальных теорий используемые вторичные источники следует тщательно проверять на соответствие ВП:АИ. Это касается указания источников, цитирования и приведения внешних ссылок.

Для соблюдения минимальных требований ВП:НТЗ необходимо, прежде всего, правильно атрибутировать приводимые суждения. Помимо этого, при подготовке статьи следует использовать лишь те цитаты и мнения, которые действительно соответствуют критериям проверяемости и нейтральности. При цитировании утверждений, которые могут вызвать полемику или ввести читателя в заблуждение, их следует сопровождать соответствующим контекстом, чтобы у читателя не могло возникнуть ошибочное предположение, что вы поддерживаете или, наоборот, отвергаете это утверждение. Кроме того, не всякую цитату обязательно надо включать в статью. Цитаты нужны лишь для того, чтобы обеспечить проверяемость и нейтральность освещения темы статьи.

Предположим, что вы хотите использовать в статье Снежный человек вот такое, казалось бы, точно процитированное и верно атрибутированное суждение:

«Комиссия по снежному человеку при Российской академии альтернативных исследований ноосферы заявила, что «академики различных отделений РААИН изучили представленные доказательства и пришли к сенсационным выводам: научно доказано существование на территории РФ гигантских приматов — особого вида, соответствующего описанию снежного человека».»

Следует помнить, что, включая в статью столь спорное суждение, его необходимо сопроводить соответствующим контекстом, позволяющим понять, что речь идёт о частном мнении. Поместив такое суждение в преамбулу статьи или в раздел о научной оценке гипотезы о существовании снежного человека, вы рискуете ввести читателя в заблуждение, нарушить принципы НТЗ и проверяемости. Эту цитату можно включить в статью, только если она нейтрально преподносится как точка зрения РААИН, не обязательно отражающая реальное положение вещей. В принципе редакторы даже могут прийти к консенсусу о том, чтобы вообще не приводить эту цитату.

Первичные и вторичные источники

Использование первичных источников в статьях о маргинальных теориях допустимо ограниченно, так как требует квалификации эксперта и может привести к неверной их трактовке, а также внесению в статью оригинальных исследований. Рекомендуется основывать статьи этой тематики на вторичных авторитетных источниках, используя первичные лишь в качестве иллюстрации к написанному во вторичных источниках, а также для подтверждения указанной информации.

Для оценки значимости и распространённости маргинальных теорий необходимо использовать независимые источники. Например, описание некой маргинальной концепции в независимом источнике позволяет понять, насколько она релевантна и насколько она заслуживает включения в статью об общепринятой теории.

Если большинство научных источников описывают маргинальную теорию в критическом духе, то написание статьи по таким источникам не может быть основанием для претензий в нарушении нейтральности.

Сопоставимость источников

Решение о том, стоит ли включать в статью информацию, имеющую отношение к маргинальным концепциям и их критике, можно принимать исходя из сопоставимости источников. Если статья написана на хорошо известную тему, в ней не следует упоминать маргинальные концепции, которые, несмотря на свою кажущуюся релевантность, опираются лишь на малоизвестные источники, не прошедшие экспертной оценки. Например, в статью Египетские пирамиды (написанную на тему, по которой имеется огромное число работ египтологов) не следует включать изложение увиденного вами фильма, из которого следует, что все учёные-египтологи ошибаются.

Для статьи, посвящённой значимой маргинальной концепции, которая основывается на материалах исследователей-любителей и собственных публикациях, не прошедших экспертной оценки, не обязательно требовать, чтобы критика этой концепции основывалась исключительно на публикациях в рецензируемых изданиях. Например, поскольку статья Лунный заговор может включать материал с вебсайтов, из фильмов, телепередач и книг, не прошедших рецензирование, то и критические высказывания об этом материале можно также собирать из нерецензируемых публикаций. При этом, разумеется, суждения, приводимые в статье, следует брать из наиболее авторитетных источников.

По отношению к маргинальным концепциям принцип сопоставимости источников означает, что в ряде случаев надёжную и проверяемую информацию о сути маргинальных концепций, как и критические высказывания в их адрес, можно получить лишь из тех источников, которые обычно не считаются в Википедии авторитетными. Например, отсутствие критики креационизма в рецензируемых журналах не должно быть основанием для того, чтобы отодвигать научную критику этой теории на задний план или вовсе удалять её из статьи — рецензируемые журналы попросту не печатают статей на эту тему, а представление о взглядах сторонников этой теории также можно получить лишь из материалов, не прошедших экспертной оценки.

Уместность персональной атрибуции критических суждений

Критика маргинальных концепций должна вестись с опорой на авторитетные источники. Следует учесть, однако, что многие маргинальные концепции сравнительно малоизвестны, так что источников, содержащих критику непосредственно этих концепций, крайне недостаточно, хотя при этом их практически никто не поддерживает. Сам по себе тот факт, что опровержения некой маргинальной концепции можно найти лишь в незначительном числе источников, совсем не означает, что общее отношение к ней является нейтральным или благоприятным. В таких случаях надо следить за тем, чтобы читатель не был введён в заблуждение подразумеваемым или прямым утверждением о том, что данную маргинальную концепцию оспаривают лишь немногие.

Например, утверждение, согласно которому некто является «единственным учёным, утверждающим, что данная идея несостоятельна», не верифицируемо и является очевидным примером некорректной атрибуции. Однако и другие формулировки могут непреднамеренно подразумевать, что к той или иной маргинальной теории критически относится лишь один человек — например, если вы напишете, что, «по словам такого-то, эта идея несостоятельна», в то время как в действительности его поддерживают и многие другие. Там, где речь идёт о некой маргинальной концепции, высока вероятность того, что отрицательное отношение к ней разделяет большее число экспертов, но им это не интересно настолько, чтобы писать об этом статью; поэтому подобная формулировка может вводить в заблуждение относительно распространённости тех или иных взглядов. Например, сторонник «Велесовой книги» А. И. Асов неоднократно утверждал, что автор наиболее развёрнутой публикации с доказательством её подложности О. В. Творогов — единственный среди учёных сторонник данной точки зрения. Фактически же точка зрения Творогова является в славистике преобладающей, и учёные, следуя за Твороговым, просто игнорируют данный источник, не считая необходимым специально аргументировать свою позицию.

Обращаясь в качестве источников к работам авторитетных экспертов в той или иной области, попробуйте использовать в статье те факты, на которых они основывают свои выводы, вместо того, чтобы атрибутировать сами эти выводы как некие частные мнения. Факты не требуют атрибуции в тексте, поскольку они не зависят от мнения тех или иных людей.

Примеры

Значимые маргинальные теории, по которым явно нужны статьи

  • Научный креационизм — подавляющее большинство учёных считают его лженаукой и полагают, что его не следует преподавать в школах. Однако само существование этого мнения, бурные обсуждения вопроса в научных журналах, образовательных организациях, среди политиков и в судах дают теории вполне весомую значимость для того, чтобы быть представленной в Википедии.
  • Лунный заговор — эта теория вызвала широкую дискуссию в книгах и на телевидении, имела существенный резонанс в авторитетных источниках. Следовательно, статья в Википедии нужна.
  • Легенда о смерти Пола Маккартни — знаменитая «городская легенда», согласно которой Пол Маккартни из группы Битлз умер в 1966 году и был заменён в группе на двойника с похожей внешностью и голосом. Опровергавшаяся всеми участниками группы (включая самого Маккартни, который по состоянию на 2018 год жив и здоров), эта теория заговора подпитывалась некими «ключами», обнаруживаемыми в записях «Битлз» и стала предметом социологического исследования, поскольку распространение и развитие этой легенды приняло массовый характер благодаря огромной популярности группы. И, соответственно, вполне отражено в авторитетных критических исследованиях, без которых статью не сделать.

См. также

Примечания

Маргинальная наука — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 декабря 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 декабря 2019; проверки требует 1 правка. Эта статья — о маргинальных теориях в целом. Об изложении маргинальных теорий в Википедии см. ВП:Маргинальные теории.

Маргинальная наука — научное направление исследований в установившейся научной области (англ.)русск., которое значительно отклоняется от преобладающих или ортодоксальных теорий и считается «пограничной» частью академической дисциплины. Считается, что маргинальные концепции в высокой степени умозрительны или пользуются слабой поддержкой со стороны магистрального направления науки[1].

Традиционно термин «маргинальная наука» используется для описания необычных теорий или моделей открытия, которые основываются на существующем научном принципе и научном методе. Подобные теории могут защищаться учёным, который признан широким научным сообществом (благодаря публикациям рецензируемых исследований), однако это не обязательно. В широком смысле маргинальная наука согласуется с общепринятыми стандартами, не призывает к перевороту в науке и воспринимается пусть скептически, но как здравые в основе суждения[2].

Выражение «маргинальная наука» часто считают пейоративным. Например, Лайелл Д. Генри-мл. утверждает, что «маргинальная наука — это термин, наводящий на мысль о помешательстве»[3].

Маргинальная наука и лженаука (псевдонаука)[править | править код]

Термин «маргинальная наука» иногда используется для описания областей, фактически являющихся лженаукой, или областей, обычно называющихся «науками», но где отсутствует научная строгость или достоверность.

Некоторые современные широко принятые теории, такие, как тектоника плит, возникли в рамках маргинальной науки, и на протяжении десятилетий к ним относились отрицательно[4]. Отмечалось, что:

Смешение между наукой и лженаукой, между честной научной ошибкой и настоящим научным открытием не является новым и является постоянным признаком научной жизни […] Принятие научным сообществом нового направления может запаздывать[5].

Лженаука отличается от маргинальной науки отсутствием научного метода, что приводит к заведомой ложности и невоспроизводимости результатов[6][7]. Границы между маргинальной наукой и лженаукой являются весьма спорными и трудно определяемыми аналитически, даже после более чем столетнего диалога между философами науки и учёными в различных областях, несмотря на некоторые базовые согласия по основам научной методологии[8][9]. Большинство учёных рассматривает маргинальную науку как рациональную, но маловероятную. Маргинальное научное направление может не получить консенсуса по многим причинам, включая неполноту или противоречивость доказательств[10]. Маргинальная наука может быть протонаукой, ещё не принятой большинством учёных. Признание маргинальной науки со стороны магистрального направления во многом зависит от качества открытий, достигнутых в ней.

Исторические примеры[править | править код]

Непризнанные или частично признанные теории[править | править код]
  • Вильгельм Райх исследовал оргон, якобы открытую им физическую энергию, в результате чего от него отвернулось сообщество психиатров, и он попал в тюрьму за нарушение судебного запрета на исследования в этой области.
  • Лайнус Полинг (дважды лауреат Нобелевской премии) полагал, что большое количество витамина C — панацея от целого ряда болезней; эта точка зрения не получила признания. Он также отрицал возможность существования т. н. квазикристаллов и называл их первооткрывателя, Дана Шехтмана «квази — учёным».
  • Новое учение о языке в версии академика Н. Я. Марра представляло собой в целом лженауку, отвергавшую выработанный в лингвистике метод и лишённую проверяемости результатов, в то время как попытка адаптировать его к лингвистической реальности с изменением предметной области («стадиальная типология» И. И. Мещанинова, отчасти продолженная Г. А. Климовым) представляет собой маргинальную теорию, часть положений которой была быстро отвергнута, а часть впоследствии использована в современной лингвистической типологии.
Бывшие маргинальные теории[править | править код]
  • Теория дрейфа континентов была предложена Альфредом Вегенером в 1920-е годы, но до конца 1950-х годов не встречала поддержки со стороны магистрального направления в геологии; сейчас она общепризнана.
  • Геометрия Лобачевского. Научное признание работы Н. И. Лобачевского получили в результате публикации аналогичных исследований зарубежных авторов спустя несколько десятилетий после его смерти.
  • Исследования К. Э. Циолковского, впервые доказавшего, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета, не были оценены ни соотечественниками, ни зарубежными учёными — они просто на эпоху обогнали своё время. Аналогичная ситуация произошла с его конструкторскими разработками в области аэронавтики, в то время как разработанные им аэродинамически оптимальные формы крыла и фюзеляжа самолёта до сих пор актуальны.
  • Теория множеств, разработанная немецким математиком Кантором, встретила острую критику со стороны его современников. В частности, в публичных заявлениях и личных выпадах Кронекера в адрес Кантора мелькали иногда такие эпитеты, как «научный шарлатан», «отступник» и «развратитель молодёжи». Гёста Миттаг-Леффлер, издатель журнала «Acta mathematica», в котором Кантор публиковал свои труды, попросил его отозвать одну из статей, написав, что эта статья «опередила время примерно лет на сто». Он оказался недалёк от истины. По крайней мере, в Советском Союзе основные понятия теории множеств были включены в программу школьного образования к середине 1960-х гг. в процессе реформы школьного математического образования и, можно считать, окончательно утвердились в 1984 году — как раз к столетию от описываемых событий[12].
  • Специальная теория относительности А. Эйнштейна была принята мировым академическим научным сообществом далеко не сразу, как этого можно было ожидать от, казалось бы, столь очевидного достижения научной мысли.
Немало учёных сочли «новую физику» чересчур революционной. Она отменяла эфир, абсолютное пространство и абсолютное время, ревизовала механику Ньютона, которая 200 лет служила опорой физики и неизменно подтверждалась наблюдениями. …Многие видные физики остались верными классической механике и концепции эфира, среди них Лоренц, Дж. Дж. Томсон, Ленард, Лодж, Нернст, Вин.
 — А. Эйнштейн. 1.3.1 Специальная теория относительности.
  • Корпускулярная теория света Ньютона. Ньютон предположил, что свет представляет собой поток чрезвычайно мелких частиц (фотонов). Согласно предсказаниям этой теории, скорость света в среде должна превышать скорость света в пустом пространстве. После того, как измерения показали обратное, теория была отвергнута. Корпускулярная теория света долго считалась неверной, особенно в связи с огромными успехами волновой теории в описании таких явлений, как дифракция и интерференция. Корпускулярная теория возродилась как часть корпускулярно-волнового дуализма в начале XX века в квантовой механике и, позднее, в теории поля.

В конце XX века большое развитие получила маргинальная критика научных теорий на основе буквалистского понимания различных священных писаний; целые разделы науки, например, теория эволюции или палеонтология, объявляются «спорными» или фундаментально слабыми[13][14][15].

С точки зрения эпистемологии, эта трактовка обычно основывается на непонимании целей науки: научный метод рассматривается не как средство установления бесспорной истины, а как орудие вечного спора[16].

В развитии популярных представлений о «спорности» целых разделов науки большую роль играют СМИ. Отмечалось, что «с точки зрения медиа, противоречивая наука лучше „продаётся“, в том числе потому, что она связана с важными общественными вопросами»[17].

  1. ↑ Dutch, Steven I. (1982). Notes on the Nature of Fringe Science. Journal of Geological Education, v30 n1 p6-13 Jan 1982 ERIC EJ260409
  2. ↑ Friedlander, 172.
  3. ↑ Henry, Lyell D. (1981) «Unorthodox Science as a Popular Activity (недоступная ссылка)», Journal of American Culture 4 (2), 1-22. doi: 10.1111/j.1542-734X.1981.0402_1.x
  4. ↑ Friedlander, 5.
  5. ↑ Friedlander, 161.
  6. ↑ Виталий Гинзбург: Существует большое количество невежд и жуликов «Лженаука — это то, что заведомо неверно».
  7. Кувакин В. А. Интернет пресс-конференция члена Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований // Lenta.ru, 4.05.2010. «Лженаука — это такая теоретическая конструкция, содержание которой, как удаётся установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а её предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован».
  8. ↑ См. например Gauch H. G., Jr. Scientific Method in Practice.— Cambridge University Press, 2003. ISBN 0-521-01708-4, 435 p.
  9. Hansson S. O. Science and Pseudo-Science // Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2008
  10. ↑ Friedlander, 183.
  11. ↑ Голограмма пустоты (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 3 июня 2014. Архивировано 6 июня 2014 года.
  12. ↑ А. Н. Колмогоров Замечания о понятии множества в школьном курсе математики./Математика в школе, 1984, № 1, с. 52 — 53«
  13. ↑ The dangers of creationism in education (неопр.) (недоступная ссылка). Council of Europe (31 марта 2008). Дата обращения 18 января 2018. Архивировано 17 марта 2012 года.
  14. ↑ The Wedge Document Discovery Institute, 1999.
  15. ↑ Edwards v. Aguillard: Amicus Curiae Brief of 72 Nobel Laureates, 17 State Academies of Science, and 7 Other Scientific Organizations in Support of Appellees
  16. Simanek, Donald Donald Simanek’s Page (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 апреля 2008. Архивировано 14 февраля 2003 года.
  17. ↑ http://www.univie.ac.at/virusss/opus/OPUS%20Report%20Final.pdf Архивная копия от 12 сентября 2008 на Wayback Machine p. 632  (недоступная ссылка — историякопия)

Дополнительная литература[править | править код]

  • MC Mousseau, Parapsychology: Science or Pseudo-Science?  (недоступная ссылка) Journal of Scientific Exploration, 2003. scientificexploration.org.
  • C de Jager, Science, Fringe Science, and Pseudo-Science. RAS Quarterly Journal V. 31, NO. 1/Mar., 1990.
  • Cooke, R. M. (1991). Experts in uncertainty: opinion and subjective probability in science. New York: Oxford University Press.
  • SH Mauskopf, The Reception of Unconventional Science. Westview Press, 1979.
  • Marcello Truzzi, The Perspective of Anomalistics  (недоступная ссылка). Anomalistics, Center for Scientific Anomalies Research.
  • N. Ben-Yehuda, The politics and morality of deviance: moral panics, drug abuse, deviant science, and reversed stigmatization. SUNY series in deviance and social control. Albany: State University of New York Press 1990.

Маргинальный — это… Что такое Маргинальный?

Маргина́л, маргина́льный челове́к (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д.

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой она возникает, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Термин

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

Ссылки

[1] http://www.ec-dejavu.net/m-2/Marginal.html

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Leave a comment