Люмпены и маргиналы план – «Люмпены и маргиналы 1 Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества. Люмпен «Люмпен» (от.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Социальные группы. Маргиналы и люмпены.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА ГРУППЫ НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ   СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ – ЭТО РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩАЯ ЭМПИРИЧЕСКИ ФИКСИРУЕМАЯ СОВОКУПНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТЬЮ И ВЫСТУПАЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ СУБЪЕКТОМ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА ГРУППЫ НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ – ЭТО РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩАЯ ЭМПИРИЧЕСКИ ФИКСИРУЕМАЯ СОВОКУПНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТЬЮ И ВЫСТУПАЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ СУБЪЕКТОМ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Страта - большая группа людей, находящаяся  на определенной позиции . Социальная группа - устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентиры и т.д.) .

Страта — большая группа людей, находящаяся

на определенной позиции .

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентиры и т.д.) .

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ОСНОВА НАЗВАНИЕ Числен-ность СУЩНОСТЬ Малая ПРИМЕР Небольшая численность от 2-3 до 20-30; хорошо знают друг друга. Заняты общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях. Характерны общие цели, задачи, психологические и поведенческие особенности. Элементарная ячейка общества Большая Семья, школьный класс, экипаж корабля, компания друзей Многочисленная совокупность, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы Нация, класс, страта

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

ОСНОВА

НАЗВАНИЕ

Числен-ность

СУЩНОСТЬ

Малая

ПРИМЕР

Небольшая численность от 2-3 до 20-30; хорошо знают друг друга. Заняты общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях. Характерны общие цели, задачи, психологические и поведенческие особенности.

Элементарная ячейка общества

Большая

Семья, школьный класс, экипаж корабля, компания друзей

Многочисленная совокупность, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы

Нация, класс, страта

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ОСНОВА НАЗВАНИЕ Характер взаимо-действия СУЩНОСТЬ Первичная ПРИМЕР Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный межличностный характер и предполагает взаимную поддержку Вторичная Группа друзей. Сверстников, соседей Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер Политическая партия, Профсоюз, интернет сообщество

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

ОСНОВА

НАЗВАНИЕ

Характер взаимо-действия

СУЩНОСТЬ

Первичная

ПРИМЕР

Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный межличностный характер и предполагает взаимную поддержку

Вторичная

Группа друзей. Сверстников, соседей

Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер

Политическая партия, Профсоюз, интернет сообщество

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ОСНОВА НАЗВАНИЕ Факт существо- вания СУЩНОСТЬ Номинальная (социальная категория) ПРИМЕР Искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения Реальная Пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Миф», проживающие в квартирах и частных коттеджах Группа. Критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст. Национальность, доход, профессия, место жительства) Мужчины, женщины, дети, русские, врачи, горожане и т.д.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

ОСНОВА

НАЗВАНИЕ

Факт существо-

вания

СУЩНОСТЬ

Номинальная (социальная категория)

ПРИМЕР

Искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения

Реальная

Пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Миф», проживающие в квартирах и частных коттеджах

Группа. Критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст. Национальность, доход, профессия, место жительства)

Мужчины, женщины, дети, русские, врачи, горожане и т.д.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ОСНОВА НАЗВАНИЕ Способ организа-ции и регу- лирования отношений СУЩНОСТЬ Формальная (официаль-ная) ПРИМЕР Создается и существует лишь в рамках официально признанных организаций Неформаль-ная (неофи-циальная) Школьный класс, футбольная команда «Зенит» Обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций Клуб любителей бардовской песни, поэтический кружок

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

ОСНОВА

НАЗВАНИЕ

Способ организа-ции и регу-

лирования отношений

СУЩНОСТЬ

Формальная (официаль-ная)

ПРИМЕР

Создается и существует лишь в рамках официально признанных организаций

Неформаль-ная (неофи-циальная)

Школьный класс, футбольная команда «Зенит»

Обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций

Клуб любителей бардовской песни, поэтический кружок

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КВАЗИГРУПП Свойства Сущность Анонимность Индивид чувствует себя неуязвимым и неузнаваемым, не ощущает социального контроля и ответсвтенности Внушаемость Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди. Находящиеся за ее пределами Социальная заражаемость Быстрая передача эмоций, настроений индивиду, а также быстрая их перемена Бессознательность Индивиды как бы растворяются в толпе и пропитываются коллективными бессознательными инстинктами, их действия обусловлены, как правило, больше подсознательным, чем сознательным, имеют иррациональный непредсказуемый характер

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КВАЗИГРУПП

Свойства

Сущность

Анонимность

Индивид чувствует себя неуязвимым и неузнаваемым, не ощущает социального контроля и ответсвтенности

Внушаемость

Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди. Находящиеся за ее пределами

Социальная заражаемость

Быстрая передача эмоций, настроений индивиду, а также быстрая их перемена

Бессознательность

Индивиды как бы растворяются в толпе и пропитываются коллективными бессознательными инстинктами, их действия обусловлены, как правило, больше подсознательным, чем сознательным, имеют иррациональный непредсказуемый характер

МАРГИНАЛЬНОСТЬ  (от лат. «стоящий на краю») «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта (индивида, социальной группы).  Индивид , утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде, в рамках которой он формально существует  Индивиды и группы , исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

(от лат. «стоящий на краю») «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта (индивида, социальной группы).

Индивид , утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде, в рамках которой он формально существует

Индивиды и группы , исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур

ТИПЫ МАРГИНАЛОВ: Этномаргиналы - возникают в результате миграции в чужую этническую среду; Социомаргиналы - появляются в связи с незавершённостью социального перемещения; Экономические маргиналы - порождены потерей работы и материального благополучия; Политические маргиналы - возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры; Религиозные маргиналы - лица, стоящие вне традиционных конфессий И другие

ТИПЫ МАРГИНАЛОВ:

  • Этномаргиналы — возникают в результате миграции в чужую этническую среду;
  • Социомаргиналы — появляются в связи с незавершённостью социального перемещения;
  • Экономические маргиналы — порождены потерей работы и материального благополучия;
  • Политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры;
  • Религиозные маргиналы — лица, стоящие вне традиционных конфессий
  • И другие
ТИПЫ МАРГИНАЛОВ: Этномаргиналы - возникают в результате миграции в чужую этническую среду; Социомаргиналы - появляются в связи с незавершённостью социального перемещения; Экономические маргиналы - порождены потерей работы и материального благополучия; Политические маргиналы - возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры; Религиозные маргиналы - лица, стоящие вне традиционных конфессий И другие Д/З: Параграф 1 читать  В тетради заполнить таблицу     В тетради задание формата ЕГЭ (вопрос № 33) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения, содержащие информацию о социальной группе Эссе на выбор    Маргинальность  плюсы  минусы

Д/З:

  • Параграф 1 читать
  • В тетради заполнить таблицу
  • В тетради задание формата ЕГЭ (вопрос № 33)

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие

«социальная группа»? Привлекая знания

обществоведческого курса, составьте 2 предложения,

содержащие информацию о социальной группе

Маргинальность

плюсы

минусы

ТЕМЫ ЭССЕ: «Люди не равны – так говорит справедливость» (Ф. Ницше) «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов – миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества» (П. Сорокин)

ТЕМЫ ЭССЕ:

  • «Люди не равны – так говорит справедливость» (Ф. Ницше)
  • «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов – миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества» (П. Сорокин)

Откуда грядет революция- люмпены или маргиналы?

 

Лю́мпен-пролетариа́т (от нем. Lumpen — «лохмотья» ) — термин введён Карлом Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие) . В большинстве случаев Люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками.

Маргина́л, маргина́льный челове́к (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой она возникает, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

 

Люмпенкриат: новый опасный класс

Люмпенкриат — бесправный класс, пришедший на смену пролетариату. 
 
Левая идея — это такая вещь, на которой человеку совестливому и сколько-нибудь пристроенному трудно поставить крест. Она взывает к нашему идеализму и соблазняет: если вдруг где-то паче чаяния выработан способ добиться всеобщего благоденствия, грех было бы упустить такой шанс снять с себя бремя капиталистической вины.

 Ключевую роль в нем играет Люмпенкриат, который в настоящем представляет собой главную жертву сложившихся рыночных отношений, а в будущем грозит стать монстром и погрузить мир в насилие и неонацизм, то есть привести к «политике ада», — если не принять срочных мер. Основная мера — введение Безусловного Основного Дохода, то есть обеспечение каждого человека прожиточным минимумом, который не зависел бы ни от воли благотворителей, ни от его собственной жизненной стратегии, а принадлежал ему просто на основании гражданства.

Люмпенкриат — новый класс, который образовался в результате крушения традиционных отношений между трудом и капиталом. На смену старому доброму коллективному договору между корпорацией и профсоюзом приходит гибкий рынок труда и срочный индивидуальный договор, который усиливает социальное неравенство. Проще говоря, сегодня работа очень часто выглядит совсем не так, как привыкли прежние поколения: производственный процесс распадается на отдельные задачи, многие из которых отдаются сторонним исполнителям или вовсе выводятся в страны третьего мира, людям все чаще приходится менять не только место работы, но и квалификацию, они все больше работают удаленно, теряют связь друг с другом и с корпоративной культурой, а это размывает их профессиональную самоидентификацию и порождает тревогу о завтрашнем дне. Работа становится проектной, а не постоянной, и это влечет за собой потерю социальных гарантий.

 Эту проблему сформулировал еще герой Бернарда Шоу мусорщик Дулиттл — «самый оригинальный моралист во всей Англии» и прекарий по собственному выбору: «Я бедняк и человек недостойный, вот я кто. <…> Если я чего-нибудь захотел в этой жизни, мне твердят одно и то же — ты человек недостойный, тебе нельзя. А ведь нужды у меня такие же, как у самой предостойной вдовы, которая в одну неделю получает деньги с шести благотворительных обществ за смерть одного и того же мужа. Мне нужно не меньше, чем достойному, — мне нужно больше. У меня аппетит не хуже, чем у него, а пью я куда больше».


Мысль о том, что человек должен доказывать свое право на пропитание, лечение, крышу над головой и может этого права не получить, возмущает любую совесть. Беда в том, что безусловного дохода не бывает. Всякий, кто дает человеку деньги, хочет навязать ему собственные нормы поведения. 

Люмпенкриатом оказывается — или рискует оказаться — практически каждый: покажите мне человека, который не тревожится о завтрашнем дне. Стэндинг полагает, что это побудит каждого к действию ввиду общей выгоды. Но классовая солидарность, распространяющаяся на все человечество, — это парадокс из области религии или утопии.

Классические демократии — Древние Афины и Римская республика — во все времена вдохновляли левых утопистов — с той оговоркой, что это были рабовладельческие общества. Однако рабский труд не отдельный изъян, а главное условие существования подобной системы: ведь кто-то должен делать «монотонную, бессмысленную, грязную и тяжелую работу», которую сейчас вынужден делать прекариат. Стремясь обойти эту закономерность, утописты всегда уповали, во-первых, на добрую волю людей, во-вторых, на технический прогресс, будь то «советская власть плюс электрификация всей страны» или «алюминий и хрусталь» в романе Чернышевского. Главным двигателем коллективизации должен стать трактор, но становится террор: выразительную иллюстрацию в этом смысле представляет собой, например, дневник крестьянина-единоличника за 1930 год, опубликованный недавно обществом «Мемориал».

Левая идея всегда воевала с христианством, поскольку претендует на ту же нишу. Но христианская картина мира парадоксальным образом куда реалистичнее, взять хотя бы базовый принцип любого бизнеса — «имущему приложится, а у неимущего отнимется»; она предполагает, что человек в силу самой своей амбивалентной природы будет в поте лица своего есть хлеб, отдавать кесарю кесарево, а десятину — бедным. И эта десятина — в виде пособий по безработице, благотворительных организаций, пенсий и так далее — шатко или валко функционирует по сей день, кажется правильным и разумным ее совершенствовать; но никто и никогда не видел работающей модели коммунизма. 

Самая грандиозная мистерия последних лет — драма «Падение рубля» — собрала невиданное количество зрителей, актеров и критиков. В стороне не остались даже те, кому билета не досталось. Как водится, они переживали больше остальных. Как бы пошло это ни звучало, но информационная война сделала свое дело, и дело тут даже не в расколе общества, обострении социальных и национальных противоречий и прочего из газет и телевизора. Умелое манипулирование лозунгами, акцентами и картинкой на экране сделало главное — переключило внимание конкретно встревоженных россиян на абстрактные для большинства из них валютные интриги. В тени остался очень важный момент, о котором упорно молчат. Всё — как по Витгенштейну: о чем невозможно говорить, о том следует молчать. 
Неприятно звучащее для чуткого русского слуха слово «Люмпенкриат» можно объяснить так — это люди, которые окружают нас со всех сторон, но чьих имен мы не знаем и знать не желаем, так как это совершенно неважно для нас.
Трудовые мигранты из бывших республик СССР, люди из дальних уголков страны, приехавшие в поисках лучшей жизни, не имеющие хорошего диплома, работающие в сомнительных конторах за символическую плату, но с грезами о премиальных, курьеры, оплачиваемые обещаниями стажеры, специалисты по клинингу и т. д. Не имея никаких социальных пакетов, не претендуя ни на что, миллионы таких людей пытаются выжить за счет «тут поработаю, там подработаю». Вот как раз на их головы и упал рубль, и последствия такого сотрясения могут быть куда более тревожными, чем рост цен на гречку.
Люмпенкриатизация подразумевает стиль жизни, который всецело подчинен работе, причем ее выполнение не ведет к профессиональному развитию… Рабочее место прекариата — везде и всюду. Оно расплывчато, непонятно, нестабильно… Создается общество лотерейного счастья, в котором у прекариата непропорционально большая доля риска.
Сейчас можно наблюдать, как интенсивно распространяются несколько идей: горизонтальный рост, честный капитализм, оптимизация всего и вся.
Под горизонтальным ростом понимают такие условия, в которых рабочий (или менеджер, неважно), чтобы выжить и сохранить свое место, должен быть мастером на все руки: и бухгалтерию вести (при сокращении бухгалтеров), и кофе умело варить (при сокращении секретарш). Люмпенкриат, по причине неполноценного трудоустройства, ненормированного рабочего дня, и попросту от безразличия со стороны работодателя, горизонтально расти не может — ведь для этого требуются полноценная интеграция в среду, рабочие процессы. Люмпенкриат неактуален.
Что понимают под честным капитализмом — понять сложно, но есть во всем этом неприятный привкус. Наверное, нужно ожидать появления атлантов, которые смогут удержать на своих плечах не только свою ношу, но и весь рынок в целом. Несгибаемые, железобетонные люди, которые умирают на своих рабочих местах. А что делать тем, кто не имеет пламенных амбиций и звериного чутья, в чьих жилах не течет кровь акулы капитализма, в относительно спокойное для страны время открыл свою контору, интернет-магазин или свечной заводик, нанял курьеров, работников склада? Все окажутся на улице. Люмпенкриат неуместен при частном капитализме.
Люмпенкриат живет в тревоге. Хроническая незащищенность связана не только с балансированием на краю, когда человек понимает, что одна-единственная ошибка или неудача могут нарушить баланс между достойной бедностью и уделом побирушки, но и со страхом потерять то, что он имеет, даже если чувствует, что его обманули, не дав большего. Люди не уверены в себе и подавлены, и в то же самое время «частично заняты» и «слишком заняты». Они отчуждены от своего труда и работы, растеряны и ведут себя порой безрассудно. Люди, боящиеся потерять, что имеют, постоянно раздражены. Иногда они сердятся, но, как правило, это гнев пассивный. Люмпенкриатизированное мышление питается страхом и мотивируется страхом».
Не имея социальной, профессиональной, корпоративной идентификации, эти «сами по себе» и «сами за себя» люди, зачастую находясь в чуждом для них социокультурном пространстве и не имея средств и времени на досуг, в моменты кризиса могут запросто превратиться в маргинальную массу, притом агрессивно настроенную. 

Но имеет ли всё это значение, с учётом того, насколько глобализирован мир? Проблемы везде одни и те же, и вряд ли проблема прекариата — ключевая, скажем, для ЕС. В шуме медиа-поля их голосов не расслышать: слышны только советы потуже затянуть ремни. А о том, что ремень может быть затянут на чьей-нибудь шее, не важно: от безысходности или же от агрессии, — нам никто не сообщит.

Будет ли гнев люмпена направлен на полицию (как в мексиканских и бразильских пригородах) или же друг на друга (как в наших городах), зависит как от действий самого государства, так и от действий левых. Ведь в данной ситуации «потенциально возможны две формы конфликтов (и обе они имеют место): белые и цветные воюют между собой или обе группы воюют с полицией…. В этом драматически отражается классическая двойственность люмпен-пролетариата».

Без насилия как такового люмпен-пролетарат обойтись уже не может, оно применяется не только ради того, чтобы нанести кому-либо вред, но и ради ощущения собственной боли, подтверждающей собственное существование: «болит только живое».

«Каждый момент они способны двинуться по одному из путей: либо обратить свою ненависть на таких же жертв (империализма), на друг друга и на самих себя.

доктор психологии Валерий Розанов  

Презентация на тему «Представители разных слоев общества в литературе: маргиналы, люмпены, отшельники, нувориши»

Презентация на тему: Представители разных слоев общества в литературе: маргиналы, люмпены, отшельники, нувориши

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Творческая работа на тему:«Представители разных слоев общества в литературе: мар Описание слайда:

Творческая работа на тему:«Представители разных слоев общества в литературе: маргиналы, люмпены, отшельники, нувориши» Автор: Филиппова Оксана, 9а класс.

№ слайда 2 Содержание работы. Введение. Определение маргиналов, люмпенов, нуворишей и отшел Описание слайда:

Содержание работы. Введение. Определение маргиналов, люмпенов, нуворишей и отшельников.Использование этих образов.Для чего эти образы используются в литературе? (Вывод).

№ слайда 3 I. Введение. Определение маргиналов. Часто в разговоре мы слышим слово «маргинал Описание слайда:

I. Введение. Определение маргиналов. Часто в разговоре мы слышим слово «маргинал». Кто же такие маргиналы? Маргинал – это человек, находящийся на границе социальных групп, классов, сословий и испытывающий их влияние на себе. Его синонимом является словосочетание «деклассированный элемент». К ним относятся, например, бездомные.

№ слайда 4 Определение люмпенов. Понятие «люмпен» сходно по значению со словом «маргинал» - Описание слайда:

Определение люмпенов. Понятие «люмпен» сходно по значению со словом «маргинал» — оно также обозначает деклассированный элемент. Люмпены – это люди без социальных корней; низшие слои пролетариата. Термин был введен Карлом Марксом.

№ слайда 5 Кто такие нувориши? Нувориш – это тот, кто быстро разбогател (человек низшего кл Описание слайда:

Кто такие нувориши? Нувориш – это тот, кто быстро разбогател (человек низшего класса). Это понятие появилось после зарождения капитализма в Европе. Яркий пример – Буратино.

№ слайда 6 Отшельники. Наверное, из всех понятий, встречающихся в этой работе, самое распро Описание слайда:

Отшельники. Наверное, из всех понятий, встречающихся в этой работе, самое распространенное – отшельник. Однако, не все понимают, кто же это такие. Отшельник – человек, чуждый обществу. Отшельники смиряются с данным положением вещей либо сами выбирают такой образ жизни. Пример отшельника – Павел Фивейский, первый христианский отшельник.

№ слайда 7 II.Маргиналы и люмпены в литературе. Максим Горький. «На дне». В доме М.И. Косты Описание слайда:

II.Маргиналы и люмпены в литературе. Максим Горький. «На дне». В доме М.И. Костылева и его жены Василисы Карловны живут люди без определенного социального статуса. К ним относятся: Сатин и Актер, Васька Пепел (вор), А.М. Клещ (слесарь) , его жена Анна, Настя (проститутка), Бубнов, Барон, Алёшка, Татарин и Кривой Зоб (крючники), Квашня (торговка), Медведев (дядя Василисы, полицейский). Между ними – очень сложные отношения. Во время особых беспорядков появляется странник Лука, который обещает всем «счастье», но в самый сложный момент он исчезает. В пьесе сталкиваются два мировоззрения – Сатина и Луки. Сатин считает, что «Бог умер», Лука считает, что страшная бессмыслица жизни должна вызвать особую жалость в человеке. Все герои живут в ночлежке, которая как бы является символом тех людей, которые уже потеряли веру в Бога, но еще не верят в себя. От этого и появляется чувство безнадежности.

№ слайда 8 Андрей Платонов. «Юшка» В рассказе «Юшка» говорится о человеке, который несмотря Описание слайда:

Андрей Платонов. «Юшка» В рассказе «Юшка» говорится о человеке, который несмотря на то, что его оижали, все – таки любил людей. Звали его Ефим. Он был бедным, работал помощником у главного кузнеца. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.»Юшку все время дразнили и обижали дети, но он никогда не держал на них зла. Отношение народа к Ефиму отражается в следующей реплике:- Чего ты землю нашу топчешь, Божье чучело! Хоть бы помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться…Смысл рассказа в том, чтобы вызвать сочувствие к ближним. Сам же Юшка был люмпеном – я считаю, что его моно отнести к нижнему слою рабочих.

№ слайда 9 Марк Твен. «Принц и нищий» В историческом романе «Принц и нищий» сатирически раз Описание слайда:

Марк Твен. «Принц и нищий» В историческом романе «Принц и нищий» сатирически разоблачается классовое различие между людьми. Действие происходит в Лондоне в XVI веке. Мальчик, страдающий от побоев отца, сбегает из дома и меняется одеждой с похожим на него принцем Эдуардом. Эдуард на протяжении всего повествования узнает о бесправности низших слоев общества.

№ слайда 10 Нувориши в литературе. А.С. Пушкин. «Сказка о золотой рыбке». Всем нам известен Описание слайда:

Нувориши в литературе. А.С. Пушкин. «Сказка о золотой рыбке». Всем нам известен сюжет известной пушкинской сказки о том, как быстро разбогатела старуха с помощью усилий старика и рыбки. Старик выловил в море золотую рыбку. Она попросила старика отпустить ее с условием, что она выполнит любые его три желания. Старик рассказал жене – старухе об этом происшествии. Она потребовала исполнения своих желаний. Когда старуха захотела стать «владычицей морской», то рыбка забрала все свои дары…В этой сказке старик со старухой – нувориши.

№ слайда 11 Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» В романе «Унесенные ветром» нуворишем являе Описание слайда:

Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» В романе «Унесенные ветром» нуворишем является Ретт Батлер. Во время Гражданской войны в Америке он продавал оружие, вследствие чего быстро разбогател.В романе рассказывается о взаимоотношениях Ретта, его возлюбленной Скарлетт и Эшли Уилкса.

№ слайда 12 Антон Павлович Чехов. «Вишневый сад». Действие происходит в доме помещицы Любови Описание слайда:

Антон Павлович Чехов. «Вишневый сад». Действие происходит в доме помещицы Любови Андреевны Раневской. Последние 5 лет Раневская и ее дочь Аня жили за границей. Дома были лишь ее брат Леонид Андреевич Гаев и приемная дочь Варя. Раневская всегда сорила деньгами. По возвращению из-за границы дома Раневскую и Аню ждут Гаев, Варя и купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». В конце он покупает у Раневской вишневый сад.

№ слайда 13 Алексей Николаевич Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Небезызве Описание слайда:

Алексей Николаевич Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Небезызвестный Буратино, прототип Пиноккио, также относится к нуворишам. Несмотря на свою глупость, он решителен, смел, обладает альтруизмом. Он разбогател без труда и старания, получив от Черепахи Золотой Ключик.

№ слайда 14 Отшельники в литературе. Даниэль Дефо. «Приключения Робинзона Крузо» Робинзон Кр Описание слайда:

Отшельники в литературе. Даниэль Дефо. «Приключения Робинзона Крузо» Робинзон Крузо – самый известный в мире представитель отшельничества. Когда его корабль потерпел крушение, Робинзону, городскому человеку, пришлось приспосабливаться к натуральному хозяйству на острове и учиться выживать там. В конце романа появляется Пятница, но основную часть романа Робинзон проводит один либо наедине с животными, которых он нашел там.

№ слайда 15 Герои народных сказок: Баба – Яга и Кощей Бессмертный. Все знают Бабу – Ягу и Ко Описание слайда:

Герои народных сказок: Баба – Яга и Кощей Бессмертный. Все знают Бабу – Ягу и Кощея Бессмертного как отрицательных, злых персонажей русских народных сказок. Отчасти такое мнение сложилось из-за того, что эти персонажи – отшельники. Баба – Яга живет в избушке на курьих ножках, в которую нельзя попасть, а Кощей Бессмертный – в своем замке.

№ слайда 16 Максим Горький. «Старуха Изергиль» Отшельник в рассказе Горького «Старуха Изерги Описание слайда:

Максим Горький. «Старуха Изергиль» Отшельник в рассказе Горького «Старуха Изергиль» — Ларра. Он полюбил девушку из своего племени и предложил ей быть вместе. Когда она отказалась, он убил ее. Из –за этого Ларру сделали отшельником его соплеменники, подарив ему возможность жить вечно. С тех пор его душа носится по миру в поисках покоя.

№ слайда 17 Антуан Де Сент – Экзюпери. «Маленький принц» В сказке «Маленький принц» рассказы Описание слайда:

Антуан Де Сент – Экзюпери. «Маленький принц» В сказке «Маленький принц» рассказывается о маленьком мальчике, который жил один на собственной планете. Он был отшельником, так как жил один. Но он заботился о розе, которую приручил. Эта поэтическая сказка — о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность.

№ слайда 18 Вывод. Для чего эти образы используются в литературе? Образы маргиналов, люмпено Описание слайда:

Вывод. Для чего эти образы используются в литературе? Образы маргиналов, люмпенов, нуворишей и отшельников используются в литературе для того, чтобы показать истинное положение тех людей, которым плохо живется, вызвать сочувствие и желание помочь у читателя, показать способности и идеи представителей этих слоев общества.

Чем люмпены отличаются от маргиналов 🚩 Общественные движения

Обычно к люмпенам относят людей, у которых социальные корни отсутствуют, у которых также не имеется никакой собственности, а живут они за счет разовых заработков. Но чаще их источником существования являются различные виды социальных и государственных пособий. В целом к этой категории нужно относить бомжей, а также граждан, подобных им. Если объяснять более просто, то люмпен – человек, не ведущий трудовой деятельности, он нищенствует, бродяжничает, другими словами – бомжует.

В переводе с немецкого слово «люмпен» означает «лохмотья». Это своего рода оборванцы, которые опустились на «дно» жизни, выпали из своей среды. Чем больше в обществе становится люмпенов, тем большую угрозу обществу они представляют. Их среда является своеобразным оплотом различных экстремистски настроенных личностей и организаций. Марксистская теория использовала даже такое выражение, как Lumpenproletariat, характеризуя этим словом бродяг, преступников, нищих, а также отбросов человеческого общества в целом. При советской власти это было ругательным словом.

Маргиналы и люмпены не одно и то же понятие, хотя между этими группами людей много общего. Само понятие «маргинальность» в социологии означает человека, который находится между двумя различными социальными группами, когда от одной из них гражданин уже откололся, а ко второй еще не прибился. Это так называемые яркие представители низов, или социального «дна». Подобное общественное положение очень сильно влияет на психику, калеча ее. Часто маргиналами становятся люди, прошедшие войну, иммигранты, не сумевшие приспособиться к условиям жизни на новой родине, которые не смогли вписаться в социальные условия современной для них среды.

Во время проводившейся в СССР коллективизации, в 20-30 годах, сельские жители массово мигрировали в города, но городская среда принимала их неохотно, а с сельской средой все корни и связи были разорваны. У них рушились духовные ценности, рвались налаженные социальные связи. И именно этим слоям населения требовалась «твердая рука», установленный порядок на уровне государства, и именно этот факт послужил социальной базой антидемократическому режиму.

Как видно, люмпены и маргиналы – это не тождественные понятия, хотя и имеют много общего. В современной действительности словом «люмпен» практически не пользуются, называя бомжей маргиналами. Хотя этим словом можно охарактеризовать и людей, имеющих жилье, но ведущих асоциальный образ жизни.

Leave a comment