Люмпены и маргиналы что это такое – значение слова простыми словами, каким людям дают такое определение, в чем отличие от люмпенов, каких известных личностей так называли?

Люмпен-пролетариат, люмпены и маргиналы. Кто такой люмпен? Значение слова

Люмпен — это человек со дна общества, не имеющий собственности и постоянной работы. Например, к люмпенам относятся бомжи и нищие, наркоманы и алкоголики, уголовники и заключенные.

Нередко люмпенами становятся не по своей воле — инвалиды, люди с психическими заболеваниями, те, кто долгое время не может найти работу.

Читайте подробнее: Параллельный мир. Как устроена жизнь бомжей на самом деле

Люмпены — спившиеся алкоголики. Фото: Reuters

Синоним к слову люмпен — деклассированный элемент, то есть человек, стоящий вне основных общественных групп, утративший связь с социальной средой, общественно полезным трудом.

Другие синонимы к словам люмпен и люмпены: плебей, бич, босяк, нищеброд, чернь, низы.

Люмпен — уличный попрошайка. Фото: Reuters

Слово люмпен введено в научный оборот Карлом Марксом и происходит от немецкого Lumpen — лохмотья, отрепье. Ударение ставится на первый слог: лю́мпен.

Люмпенизация общества — это увеличение доли люмпенов среди населения, распространение «психологии люмпенов» (отсутствие нравственных ориентиров, умение признавать лишь силу и повиноваться сильному).

Люмпенизация усиливается в условиях социального неравенства и кризиса. Пример: пауперизация в эпоху Промышленной революции в Англии, когда крестьяне лишались источника заработка и превращались в нищих.

Люмпены и маргиналы — в чем разница?

Не стоит путать люмпена с маргиналом — это не синонимы.

Маргинал — человек, стоящий на границе различных социальных групп. Говоря простыми словами, маргинал — это «чужой среди своих», который не может примкнуть ни к одной группе.

Люмпен — человек со дна общества. А маргиналы далеко не всегда находятся в самом низу общественной иерархии. Маргиналы могут хорошо зарабатывать, владеть собственностью, пользоваться уважением — просто у них нет четкой социальной идентичности.

Что такое люмпен-пролетариат и кто такой люмпен-пролетарий?

Изначально термин «люмпен-пролетариат» ввел Карл Маркс для обозначения низших слоев пролетариата, рабочего класса. Согласно марксистской концепции, положение рабочих со временем неуклонно ухудшается — пролетарии нищают и ведут полуголодное существование.

Люмпен-пролетарий — это деклассированный трудящийся.

Люмпен-пролетариат, этот пассивный продукт гниения самых низших слоев старого общества, местами вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу всего своего жизненного положения он гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней.

Карл Маркс. Манифест Коммунистической партии (1848)

По аналогии с люмпен-пролетариатом иногда с сарказмом используют выражения «люмпен-богема», «люмпен-студенчество», «люмпен-интеллигенция» etc. Например, у Виктора Пелевина в романе «Generation «П»»: «Это отвечает настроениям широких слоев люмпен-интеллигенции, являющейся основным потребителем этих сигарет».

Люмпены — бомжи на мусорном полигоне. Фото: Reuters

Люмпен и люмпены. Примеры употребления

Когда то же самое захотел повторить бессознательный пролетарий, представитель люмпен-пролетариата, то на все помещение затрубил, как из бочки, такой густой голосище, что все вздрогнули.
Андрей Белый. «Петербург» (1913-1914)

Кем я показался вам? Погибающим люмпен-пролетарием? Вы решили меня поддержать?
Ю.К. Олеша. «Зависть» (1927)

Так это ж просто какой-то уголовный тип. Люмпен.
В.П. Катаев. «Миллион терзаний» (1930)

Над городом властвовал порт с его люмпенами — грузчиками, босяками и жлобами.
К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни. Время больших ожиданий» (1958)

Возможен бунт еще более бессмысленный — бунт городских люмпенов.
Давид Самойлов. Общий дневник (1977-1989)

Люмпены — да, быдло — да, бомжи — да, охлос — да, тина, поднявшаяся со дна взбаламученного российского пруда, называйте как хотите…
Юрий Нагибин. «Тьма в конце туннеля» (1994)

Происхождение от люмпена или пропойцы считалось самым благонадежным в эпоху диктатуры пролетариата.
Ю.А. Сенкевич. «Путешествие длиною в жизнь» (1999)

В начале 90-х нищие молодые люмпены уходили не в революционеры, а в бандиты.
Юлия Латынина. Самый угнетаемый и вооруженный класс России» // «Новая газета» (2003)

На Чусовой ныне образовалась большая прослойка своеобразного сельского люмпен-пролетариата, пробавляющегося подсобным хозяйством, разовыми работами и мизерными социальными пособиями (пенсиями).
Алексей Иванов. «Message: Чусовая» (2007)

Она купила себе худи, униформу арабско-негритянских люмпенов: мешковатую флисовую куртку с капюшоном и накладными карманами; в ней и ходила, набросив капюшон на голову…
Дина Рубина. «Русская канарейка. Блудный сын» (2014)

Чем отличается люмпен от маргинала 🚩 кто такие маргиналы 🚩 Разное

Слово «маргинал» пришло в русский язык из немецкого, туда – из французского, а во французский, в свою очередь, из латыни. С латинского языка это слово можно перевести как «находящийся на краю». Маргиналы – изгои, которые оказались вне своей социальной группы либо на стыке двух разных групп. Если речь идет об одном человеке, скорее всего, он оказался изгнан из одной группы и не принят в другую. Яркий пример – люди, вынужденные бежать из своей страны и оказавшиеся отступниками в глазах ее граждан, но в то же время не сумевшие принять традиции другого государства, куда они переехали.

Такое социально пограничное состояние воспринимается очень тяжело. Если же речь идет о группе людей, скорее всего, суть в серьезных социальных, политических, экономических изменениях в обществе, которые привели к развалу привычного общества. Нечто подобное часто происходит в результате революций.

Слово «люмпен» позаимствовано опять же из немецкого, и в переводе оно означает «лохмотья». Люмпенами называют людей, оказавшихся в самых низких социальных слоях и при этом не занимающихся никаким общественно полезным трудом. Это значит, что нельзя назвать так бедного человека, который в поте лица старается заработать, но добивается очень скромных результатов. Вовсе нет – речь идет о преступниках, бродягах, нищих, о тех, кто промышляет пиратством, грабежом.

Очень часто к люмпенам причисляют также неработающих алкоголиков и наркоманов, людей, которые находятся на содержании у кого-либо, хотя вполне могут работать и зарабатывать. Так же называют представителей низшей социальной прослойки, живущих за счет государственных пособий.

Как правило, люмпены не имеют почти никакой собственности: они либо бродяжничают, либо живут в чужих домах, и располагают только самыми необходимыми для жизни вещами. Маргиналы, напротив, могут быть даже состоятельными людьми, не признаваемыми при этом обществом, поскольку они по каким-либо причинам утратили свое прежнее положение.

Люмпены либо пользуются короткими, разовыми заработками, либо добывают деньги нелегальным путем, либо живут за счет близких или государства. Маргиналы могут заниматься общественно полезным трудом.

Дополнительное значение термина «люмпен» – человек, который не имеет собственных нравственных устоев, не подчиняется законам морали и безрассудно или трусливо подчиняется той группе лиц, которая обладает наибольшей властью в конкретный исторический момент. Маргиналы в таких случаях становятся скорее жертвами, чем бездумно действующей силой.

Люмпен — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 марта 2019; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 марта 2019; проверки требуют 10 правок.

Лю́мпен (нем. Lumpen — «лохмотья», Lump — «оборванец», лю́мпены, люмпен-пролетариа́т, нем. Lumpenproletariat) — термин, введённый Карлом Марксом для обозначения групп населения, изгнанных или исключённых из гражданского общества — экономически деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие асоциальные личности). В типичном случае люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и профессии, живущее случайными заработками или пользующееся государственными социальными пособиями в различных формах[1].

Люмпены — деморализованные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью

[2].

Деклассированные элементы в советской и постсоветской социологии — члены общества, которые не принадлежат ни к какому существующему экономическому классу[3]. К ним относят хронически безработных и заключённых тюрем, психически больных, нищих, бродяг, детей и подростков, представителей других подобных групп населения, лично не участвующих в общественном разделении труда в силу различных причин.[3] Следует подчеркнуть то, что занятие «нравственно сомнительными» профессиями: такими как проституция, участие в ОПГ, исполнение заказных краж или убийств, торговля людьми или наркотиками и так далее не означает достижение люмпенизованного состояния. Нравственная оценка общественного поведения данного индивидуума вторична, а отношение к средствам производства и участие в общественном разделении труда — первично в определении принадлежности к люмпенам.

Люмпенизация общества означает увеличение доли указанных групп в составе действительного населения и распространение психологии люмпенов в условиях роста социального неравенства при циклических экономических кризисах. Явление люмпенизации возможно только в условиях гражданского общества, поскольку на предшествующих этапах общественной жизни разнообразие существовавших общин или сословий удерживало входивших в них индивидуумов от превращения в изгоев общества даже на самых низших уровнях наличной социальной иерархии, а само по себе изгнание, исключение из данного сообщества являлось наказанием, равноценным смертной казни. Всякое гражданское общество постоянно создает люмпенов из своих членов в силу чисто экономических причин, обусловленных капиталистическим способом производства, из-за чего от люмпенизации населения не застрахована ни одна капиталистическая страна мира. В современной социологии маргинальными элементами называют лиц, находящихся на границе (margin) между гражданским и люмпенским состоянием в силу их способа существования или образа жизни, чреватых риском утраты постоянного источника личного дохода или средств к существованию. К таковым принадлежат занятые в низкооплачиваемых и низкоквалифицированных профессиях, страдающие различными зависимостями, представители запрещенных или преследуемых видов занятости или способов получения дохода, утратившие способность к труду или ограниченно трудоспособные, необразованные жители сельских поселений и малых городов, ведущие натуральное хозяйство.

Кто такие люмпены и маргиналы? Чем отличаются?

Люмпены и маргиналы – понятия схожие, однако приравнивать их друг к другу ни в коем случае нельзя. Объединяет эти два термина только одно: они оба используются для обозначения людей, относящихся к низшей прослойке общества, не находящих достойного места в социуме.

Слово «маргинал» пришло в русский язык из немецкого, туда – из французского, а во французский, в свою очередь, из латыни. С латинского языка это слово можно перевести как «находящийся на краю». Маргиналы – изгои, которые оказались вне своей социальной группы либо на стыке двух разных групп. Если речь идет об одном человеке, скорее всего, он оказался изгнан из одной группы и не принят в другую. Яркий пример – люди, вынужденные бежать из своей страны и оказавшиеся отступниками в глазах ее граждан, но в то же время не сумевшие принять традиции другого государства, куда они переехали.

Такое социально пограничное состояние воспринимается очень тяжело. Если же речь идет о группе людей, скорее всего, суть в серьезных социальных, политических, экономических изменениях в обществе, которые привели к развалу привычного общества. Нечто подобное часто происходит в результате революций.

Слово «люмпен» позаимствовано опять же из немецкого, и в переводе оно означает «лохмотья». Люмпенами называют людей, оказавшихся в самых низких социальных слоях и при этом не занимающихся никаким общественно полезным трудом. Это значит, что нельзя назвать так бедного человека, который в поте лица старается заработать, но добивается очень скромных результатов. Вовсе нет – речь идет о преступниках, бродягах, нищих, о тех, кто промышляет пиратством, грабежом.

Очень часто к люмпенам причисляют также неработающих алкоголиков и наркоманов, людей, которые находятся на содержании у кого-либо, хотя вполне могут работать и зарабатывать. Так же называют представителей низшей социальной прослойки, живущих за счет государственных пособий.

В чем разница между люмпенами и маргиналами

Как правило, люмпены не имеют почти никакой собственности: они

маргинал люмпену не товарищ — Российская газета

В телестудии идет бурное обсуждение одной из уличных акций.

— Кто там был? Вы знаете, кто там был? — кричит известный политик, — одни сплошные маргиналы!

Его оппонент тоже кипятится:

Маргиналы? Это кого же вы называете маргиналами? Давайте сначала о терминах договоримся!

Действительно, слово «маргинал» используют очень часто, но не всегда представляют себе, что именно оно означает.

А ведь это прежде всего термин, причем термин достаточно строгий. Он используется в социологии и означает человека, который находится вне своей социальной группы. Синоним «маргинала» — изгой (такой вариант нам предлагает Толковый словарь иноязычных слов Крысина).

«Маргинал» пришел к нам из немецкого языка, а туда это слово забрело из французского (marginal). Источник — латынь, где было слово «marginalis» — находящийся на краю.

Итак, «маргинал» — ни туда ни сюда, от своей социальной группы отбился, ни в какую другую не вошел… Действительно, изгой. Или… аутсайдер. Да-да, это слово, английское по происхождению, очень близко по значению к романскому «маргиналу». Outsider в английском — «посторонний», это его буквальное значение. Впрочем, даже в русском языке значений у «аутсайдера» значительно больше, и одно из них такое: «аутсайдер» — член какой-то социальной группы, занимающий в ней периферийное положение.

«Маргинал» и «аутсайдер» похожи, но мы вряд ли будем использовать их в одних и тех же контекстах.

Если «маргинал» имеет отношение к социологии, то «аутсайдер» — к психологии. Говоря о митинге, мы скажем, что там было много

маргиналов. А оценивая свои ощущения, заметим, что чувствовали себя аутсайдером среди явных лидеров…

Впрочем, есть еще одно слово, которое сейчас употребляется гораздо реже, чем прежде: «люмпен» (от немецкого «тряпка, лоскут, лохмотья»).

Люмпен — тот, кто утратил связь со своей социальной средой и (внимание!) с общественно-полезным трудом. Получается, что «люмпен» и «маргинал» в чем-то схожи, но в чем-то решительно разные: дело в том, что люмпен не работает. Люмпены — это бродяги, нищие, уголовники. Возможно, сначала они были аутсайдерами

или маргиналами, но люмпенами стали лишь после того, как бросили работу или потеряли ее.

Такая вот история о маргиналах, аутсайдерах и люмпенах.

значение слова простыми словами, каким людям дают такое определение, в чем отличие от люмпенов, каких известных личностей так называли?

С экранов телевизоров и в печатных изданиях часто можно услышать слово «маргинал». С тех пор, как формулировку этого слова дал американский социолог Роберт Парк, его значение существенно изменилось. Для объяснения принятого смысла термина доступными словами нужно отследить, когда он начал употребляться, выявить, какие типы маргиналов существовали в истории.

Маргинальность — что это такое?

Маргинальность - что это такое?Чтобы дать определение, что такое маргинальность простыми словами, необходимо обратиться к истории. Впервые понятие появилось в 1928 году прошлого века. Роберт Парк дал ему следующее значение: человек, который жил в сельской местности, затем обосновался в городе. Обладает ценностями, которые не соответствуют требованиям города. Городской социум не принимает человека из-за его поведения, привычек. В настоящее время маргинал – не только человек, чуждый городской среде.

В социологической науке маргиналом принято считать личность, чьё поведение не соответствует нормам общества, правилам любой группы социума, он не принимает их законы, нормы, ценности. Маргиналы физически принадлежат к какой-либо группе общества, но их психология, мораль, эмоции выходят за её пределы.

Значение слова

Разберемся, что означает это слово. «Маргинал» берёт своё начало в латинском языке: «marginalis» – крайний.

Этим словом называют человеческого индивида, живущего в социуме, но не проникшегося его мировоззрением, нормами, идеалами, образом жизни.

Простыми словами, маргинал стоит на краю системы, вне законов, правил, которые навязывает социальная структура. Существуют синонимы этого понятия: их называют изгоями, неформалами, индивидуалами, нигилистами, асоциалами, белыми воронами, людьми, которые нарушают социальные нормы. Маргинальность как социальное явление — это результат конфликта с общественными нормами. Данная категория представлена бомжами, аскетами, отшельниками, при этом также эмо, готами и другими молодежными течениями.

Людей, принадлежащих к низшим слоям обществ, называют ещё люмпенами. Это определение принадлежит Карлу Марксу. Два понятия – маргинал и люмпен – тесно переплетены, но имеют отличия.

Значение словаЛюмпен — термин, введённый Карлом Марксом для обозначения групп населения, изгнанных или исключённых из гражданского общества

Люмпены являются членами общества, у которых нет ничего материального, они обладают своей моралью, идут против социальных норм. Их можно назвать кастой. Обычно у них отсутствует какая-либо собственность, деньги им приносят случайные подработки, попрошайничество, грабежи.

Вероятно, люмпены являются частным и радикальным примером маргинализации. Пример этот не показательный, поскольку затрагивает только одну сторону жизни – финансовую.

Маргиналам не обязательно ходить в обносках, просить подаяние. Они могут обеспечивать себя сами. Их отличие – в игнорировании коллектива, ведении своей игры (в социуме, политике, религии и т.д.).

Признаки маргиналов:

  • нарушают важные для людей связи (биосоциальные, духовные, культурные, экономические), существовавшие прежде;
  • постоянно перемещаются, не имея привязанности к одним людям, месту, занятию и т.д.;
  • конфликтуют внутренне сами с собой, так как не могут найти своё место в жизни, из-за этого у маргиналов возникают психические проблемы;
  • не соблюдает закон, порядок, легко становится правонарушителем;
  • к маргиналам относят представителей самых низких слоёв социума – людей без определённого места жительства, имеющих алкогольную, наркотическую зависимость и т.п.;
  • формируют собственные ценности, нормы, часто противоречащие нормам группы, в которой находится маргинал.

Можно подумать, что данный термин имеет только негативную окраску. Но это мнение ошибочно. Маргинальность даёт и положительные качества. К ним относят следующее:

  • маргиналы обладают иным мышлением, что позволяет им прогрессивно развиваться;
  • высокая мобильность даёт им больше возможностей для начала новой жизни, получения дополнительного образования, поиска престижной работы, переезда в более удобное место;
  • уникальность, несхожесть с остальными открывает возможность открытия неосвоенной ниши на рынке товаров, услуг, занятия прибыльным бизнесом. Это служит причиной того, что маргиналы могут зарабатывать миллионы.

Черты характера, выделенные Робертом Парком

Маргинальные личности по мнению Роберта Парка обладают следующими чертами:

  • беспокойные;
  • агрессивные;
  • честолюбивые;
  • обидчивые;
  • эгоистичные;
  • категоричные во всех взглядах;
  • негативные;
  • неудовлетворённой амбициозностью;
  • склонны к тревожным состояниям, фобиям.

Общество к маргиналам относит людей, ведущих асоциальный образ жизни (например, бедные беженцы, попрошайки, зависимые люди, бомжи, бродяги, нарушители закона). Другими словами, представители социального дна.

Психическое состояние таких людей подвергается негативному воздействию со стороны условий их жизни. Парк считал, что маргинальной личности свойственно:

  • идти против принятых в социуме законов;
  • не испытывать чувства долга перед обществом, в котором находится;
  • испытывать необходимость одиночества, избегать людей.

Многие специалисты считают, что маргиналы способствуют культурному росту. Они способны давать независимую оценку любому явлению, ситуации, не поддаваясь внешнему влиянию, так как несколько изолированы от них.

Маргинальные личности полны свежих идей, тенденций, взглядов.Они способны подтолкнуть членов социума к развитию, расширить кругозор, посмотреть на всё другим взглядом, учат толерантности.

Виды и причины

Маргиналов можно разделить на несколько видов, которые возникают из-за причин, по которым личность начинает вести маргинальный образ жизни. Это типы представлены следующими:

  1. Этническими: люди, которых различные причины, обстоятельства вынудили отказаться от своего места жительства, перебраться в общество, представленное другими национальностями, народностями, культурой. Наиболее труднопреодолимый вид, поскольку для человека так и остаётся чужой культура, традиции, языки, религия. У него нет возможности произвести изменения внешности, расы, национальности. К этой группе относят потомков от смешанных браков, эмигрантов.
  2. Виды и причиныСоциальными: появляются при замене одной экономической системы на другую, например, при замене рабства феодализмом, социализма – капитализмом. Люди целыми группами не способны найти себя, им сложно даётся адаптация к новому обществу.
  3. Биологическими: идеальное общество должно проявлять заботу о слабых, больных людях. На самом деле к нездоровым людям, имеющим ограниченные физические возможности или умственные способности — инвалидам, старикам, людям с хроническими болезнями, больным СПИДом, детям с ДЦП — другое отношение.
  4. Экономическими: потерявшие работу, не имеющие стабильного дохода, лишившиеся собственности, жилья; имеющие большой материальный достаток, из-за которого оторваны от остального общества. Данный вид представлен нищими, бомжами, миллиардерами.
  5. Религиозными: представителей данного вида нет среди последователей каких-либо конфессий или неверующих. Это личности, поклоняющиеся собственным идеалам, богам, создающие свои церкви, секты. Этот вид представлен сектантами, пророками.
  6. Политическими: появляются при переломных моментах в истории, в политический кризис. Лишены веры в современных представителей политики, их ценности, идут против существующего строя, не имеют доверия к власти, оказываются в гражданской оппозиции.
  7. Криминальными: люди, не признающие законы, моральные нормы общества, вследствие чего совершающие правонарушения.
  8. Возрастными: представители данной группы появляются, когда между старым поколением и молодёжью теряется связь.

Известные личности

Яркий пример маргинальных личностей – заселение целых кварталов нью-йоркскими эмигрантами, китайцами Чайна-Тауна и русскими Брайтон-Бич. Многие приезжие не могут влиться в американское общество, сменить свои ценности на новые. Причиной этого служит их сложившийся менталитет.

Ещё одним примером является российское общество, в 90-х годах 20 века разделившееся на две группы. К одной относились представители низших слоёв общества, к другой – новых русских. И тех, и других называли маргиналами.

Маргинальными личностями считались известные во всём мире писатели, поэту, учёные, художники. При жизни несхожесть с остальными представителями общества, непонимание их взглядов, творчества заставляла социум относить их к умалишённым, изгоям.

Современный мир выделил ещё одну группу – людей, всё свободное время отдающих компьютеру, живущих в виртуальной реальности.

К примерам маргиналов в истории относят:

  • Диогена – философа Древней Греции;
  • С. Разина – казака с Дона, возглавившего восстание крестьян, произошедшее в 1670-1671 гг.;
  • Е. Пугачёва – украинского крестьянина, под предводительством которого прошло крестьянское восстание на Подолье в 1813-1835 гг.

В литературе существуют свои маргинальные личности. Таковыми считают:

  • Дж. Мориарти – из «Цикла произведений о Шерлоке Холмсе» Артура Конана Дойля;
  • О. Бендера – из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова;
  • П. Шарикова – из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова;
  • Р. Раскольникова – из «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского;
  • Е. Базарова – из «Отцов и детей» Ивана Тургенева.

В любом обществе в любое время встречались маргиналы. Каждый полноправный член общества должен поступать так, чтобы у маргинальных личностей были условия для того, чтобы нормально, полноценно жить в социуме.

Кто такой маргинал? Плохо ли быть маргиналами?

Маргинал — человек, находящийся на границе различных социальных групп. У маргинала нет четкой социальной идентичности — он не относит себя к конкретной культуре, слою или кругу. 

Говоря простыми словами, маргинал — это некий «отщепенец», которого трудно приписать к той или иной группе. На маргиналов воздействуют противоречащие друг другу идеи, нормы и ценности, и это осложняет их жизнь в обществе.

Маргинальными могут быть и отдельные люди, и группы — например, когда меняется общество, целые слои оказываются выброшены из социальной структуры (например, дворяне в России после революции 1917 года).

В современной России слово «маргинал» нередко используют в отрицательном смысле, как синоним слова «люмпен». В действительности люмпены — это деклассированные элементы, дно общества (нищие, бомжи, алкоголики, наркоманы, уголовники). А маргиналы далеко не всегда находятся в низу общественной иерархии.

Читайте подробнее: Люмпен-пролетариат и люмпены. Кто такой люмпен и в чем его отличие от маргинала?

Также маргинальными в обиходе называют людей или явления, не имеющие большого значения, нечто второстепенное, исключение из правила.

Музыкант Егор Летов, чьих поклонников министр культуры РФ Владимир Мединский назвал «маргинальной аудиторией»

Не стоит путать маргиналов с маргиналиями. Маргиналии — это заметки на полях книги или рукописи. Маргинал и маргиналия — слова-паронимы.

Какими бывают маргиналы? Примеры социальной маргинальности

Термин «маргиналы» введен в оборот американским социологом Робертом Парком в 1920-е годы. Парк изучал маргинальность на примере эмигрантов. Люди, воспитанные в одной культуре, но вынужденные жить в другой, занимают в новой стране «промежуточное» положение, объяснял социолог.

Иммигранты прибывают в Америку. Рисунок около 1900 года.

Маргиналами становятся в результате социальных потрясений — реформ, революций, кризисов. Например, урбанизация — массовое переселение сельских жителей в города — превращает вчерашних крестьян в городских маргиналов.

Экономический спад может сделать даже обеспеченных людей безработными. А развитие технологий — превратить представителей «устаревшей» профессии в невостребованных маргиналов.

Политическими маргиналами могут стать те, кто выражает политические взгляды, отличные от общепринятых — не обязательно экстремистские. 

Религиозными маргиналами оказываются люди, стоящие вне традиционных конфессий.

Человек может стать маргиналом и абсолютно добровольно. Например, представители контркультуры и ряда молодежных субкультур намеренно противопоставляют себя обществу.

Московские панки. 1995 год. Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Маргинал — это плохо?

Употреблять слово «маргинал» как ругательство неправильно. Маргинальность — социологический термин. Он лишь означает промежуточность, пограничность положения между различными группами общества. Таким образом, маргинал — это просто человек, которого невозможно четко приписать к определенной группе.

Маргинал — далеко не всегда «ущербный» человек или изгой. Многие выдающиеся люди в свое время были маргиналами. К примеру, Иисус Христос в представлениях людей своего времени был маргиналом — не имел четкого места в обществе, дохода и семьи, не относился к традиционным религиозным течениям.

Читайте подробнее: Кем был Иисус. Существовал ли Христос в реальности и как он выглядел? 

Изгнание торгующих из храма. А. Бида

Маргинальный человек не всегда мирится со своим неопределенным положением. Напротив, он может энергично встраиваться в социальную структуру. Именно этим некоторые специалисты объясняют успехи некоторых эмигрантов в бизнесе, учебе и иных начинаниях.

Leave a comment