Кто из нижеуказанных лиц является маргиналом: Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год – ВОШ ШЭ обществознание 11 класс

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год

11 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1 Среди приведенных ниже высказываний отметьте только те, которые имеют самое непосредственное значение для философского понимания человека

  1. У человека есть большой и малый крут кровообращения.

  2. Человек способен как к знаковому так и к символическому общению.

  3. Человек не может воспринимать зрением ультрафиолетовые и инфракрасные лучи

  4. У человека нет инстинкта в том виде , в каком они есть у животных, у него есть только зачатки инстинктов.

  5. Человек адаптируется к окружающей среде с помощью органов своего тела.

  6. Человек обладает сознанием и способностью к мышлению и письменной речи.

1.2. Религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений и религиозный догматизм:

  1. теизм

  2. деизм

  3. пантеизм

  4. политеизм

    1. Кто в нижеследующих примерах демонстрирует конформное поведение?

  1. подданные «голого короля» из одноименной сказки Г.Х. Андерсена

  2. героиня Пушкина — Татьяна Ларина, первая признавшаяся в любви Евгению Онегину

  3. маленький ребенок, делающий все наперекор родителям

  4. художник советского периода, рисующий членов политбюро, осознающий, что в случае отказа может оказаться «в опале»

  5. ученик, подавший апелляцию, чтобы оспорить результаты ЕГЭ

1.4. Кто из нижеуказанных лиц является маргиналом?

  1. бывший сельчанин, который отошел от сельского уклада жизни, но не принимает норм и ценностей городского образа жизни

  2. ученый, который вынужден был уйти из нерентабельного научно-исследовательского института и стать «челноком»

  3. эмигрант из Узбекистана в США

1.5.Для тоталитарного политического режима характерным чертами являются:

  1. политический плюрализм

  2. наличие одной единственной идеологии

  3. высокая мобилизация

  4. территориальная экспансия

  5. сочетание рыночной экономики с государственнь сектором

  6. полицейский терроризм

1.6.В основе выделения типов политического режима по X. Линцу лежат такие критерии, как:

  1. источник власти

  2. методы власти

  3. политический плюрализм

  4. конституционность власти

  5. понятие «легитимность власти»

  6. степень идеологизации

  7. уровень мобилизации населения

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

2.1.О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей в определении поведения.

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

«Основными формами брака являются моногамия и полигамия. Во всем мире, во всех известных культурах наиболее

распространенной формой является _______ (А) устойчивый

союз одного мужчины и одной женщины.

На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет _________(Б) форма брака, при которой

один мужчина является законным мужем нескольких жен. Она допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает _____(В).

Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. _______(Г) — наличие нескольких мужей у одной жены —

возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака

был ______(Д) между несколькими мужчинами и несколькими

женщинами, когда все женщины являются женами каждого из мужчин (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных

в традиционных обществах обычаев. Так, например, _______(Е) —

обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; _______(Ж) — обязанность жениться на сестре

жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности необходимостью сохранения имущества в рамках рода».

Список слов

  1. левират

  2. нуклеарная семья

  3. полиандрия

  4. неполная семья

  5. сорорат

  6. полигиния

  7. групповой брак

  8. моногамный брак

  9. ислам

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Банки, коммерческие банки, активная выдача кредитов, государственный банк, эмиссия денег, прием вкладов, кредитно-финансовые институты, пенсионные фонды, поддержка курса национальной валюты, страховые компании, инвестиционные компании.

5.Решите правовую задачу.

5.1.Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статьи неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

Какое право гражданина нарушено в этом случае?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

5.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны и отвечать он должен по законам другой страны.

Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Решите логическую задачу.

В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к

министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался

самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Решите кроссворд.

  1. Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.

  2. Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов.

  3. Изгнание, гонение людей, не нарушивших закон, но представляющих общественную опасность, по мнению большинства.

  4. Доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношении.

  5. Положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти.

  6. Принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания.

  7. Социальная изоляция, являющаяся результатом дискриминации в положении и правах отдельных индивидов, общностей и народов, чаще всего на расовой, классовой или религиозной основе.

  8. Утверждение международного договора высшим органом власти государства — участника этого договора.

  9. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

  10. Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.

1

2

3

5

6

7

8

9

10

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2016-2017 учебный год

11 класс

ОТВЕТЫ

Максимальное количество баллов 64

  1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

(1 балл за каждый правильный ответ; если в заданиях с двумя и более ответами наряду с правильными ответами указаны неправильные ответы, то 0 баллов; максимально до 14 баллов)

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

(2 балл за каждый правильный ответ; максимально 6 баллов)

2.1.О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль. (Философы – позитивисты)

2.2. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника. (Административные правонарушения)

2.3. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей в определении поведения. (Критерии человека)

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

(1 балл за каждое правильно вставленное слово; максимально 7 баллов)

«Основными формами брака являются моногамия и полигамия. Во всем мире, во всех известных культурах наиболее

распространенной формой является _______ (А) устойчивый

союз одного мужчины и одной женщины.

На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет _________(Б) форма брака, при которой

один мужчина является законным мужем нескольких жен. Она допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает _____(В).

Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. _______(Г) — наличие нескольких мужей у одной жены —

возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака

был ______(Д) между несколькими мужчинами и несколькими

женщинами, когда все женщины являются женами каждого из мужчин (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных

в традиционных обществах обычаев. Так, например, _______(Е) —

обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; _______(Ж) — обязанность жениться на сестре

жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности необходимостью сохранения имущества в рамках рода».

Список слов

  1. левират

  2. нуклеарная семья

  3. полиандрия

  4. неполная семья

  5. сорорат

  6. полигиния

  7. групповой брак

  8. моногамный брак

  9. ислам

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

(максимально до 10 баллов)

Банки, коммерческие банки, активная выдача кредитов, государственный банк, эмиссия денег, прием вкладов, кредитно-финансовые институты, пенсионные фонды, поддержка курса национальной валюты, страховые компании, инвестиционные компании.

5.Решите правовую задачу.

(за все задание максимально 5 баллов)

5.1.Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статьи неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

Какое право гражданина нарушено в этом случае? (Презумпция невиновности) – 2 балла за правильный ответ

5.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны и отвечать он должен по законам другой страны.

Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

(Да. Законы для всех(иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории РФ)- 1 балл за правильный ответ и 2 балла за верное обоснование.

6. Решите логическую задачу.

( 2 балла за правильное определение химиков, алхимиков и пиротехников; 3 балла за грамотное и понятное обоснование; максимально 5 баллов)

В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.

(2 химика, 8 алхимиков и 10 пиротехников.

Примечание: должно быть объяснение, почему не подходит вариант с 1 химиком — тогда пиротехников 5, а алхимиков 14, но алхимики не могут оставлять большинство)

7. Индийская притча гласит:

(2 балла за правильное определение действий Бирбала; 3 балла за грамотное и понятное обоснование; максимально 5 баллов)

Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

(Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий —

оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия

и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования)

8.Решите кроссворд.

(1 балл за каждый правильный ответ;2 балла за ключевое слово; максимально до 12 баллов)

  1. Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. (Охлократия)

  2. Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов. (Лобби)

  3. Изгнание, гонение людей, не нарушивших закон, но представляющих общественную опасность, по мнению большинства. (Остракизм)

  4. Доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношении. (Патернализм)

  5. Положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти. (Легитимность)

  6. Принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания. (Депортация)

  7. Социальная изоляция, являющаяся результатом дискриминации в положении и правах отдельных индивидов, общностей и народов, чаще всего на расовой, классовой или религиозной основе. (Сегрегация)

  8. Утверждение международного договора высшим органом власти государства — участника этого договора. (Ратификация)

  9. Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.(Этатизм)

  10. Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов. (Популизм)

Ключевое слово: АБСЕНТЕИЗМ

1

2

3

5

6

7

8

9

10

ВОШ ШЭ обществознание 11 класс

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Школьный этап 2016-2017 уч. год

11 класс

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1 Среди приведенных ниже высказываний отметьте только те, которые имеют самое непосредственное значение для философского понимания человека

У человека есть большой и малый крут кровообращения.

Человек способен как к знаковому так и к символическому общению.

Человек не может воспринимать зрением ультрафиолетовые и инфракрасные лучи

У человека нет инстинкта в том виде, в каком они есть у животных, у него есть только зачатки инстинктов.

Человек адаптируется к окружающей среде с помощью органов своего тела.

Человек обладает сознанием и способностью к мышлению и письменной речи.

1.2. Религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений и религиозный догматизм:

теизм

деизм

пантеизм

политеизм

Кто в нижеследующих примерах демонстрирует конформное поведение?

подданные «голого короля» из одноименной сказки Г.Х. Андерсена

героиня Пушкина — Татьяна Ларина, первая признавшаяся в любви Евгению Онегину

маленький ребенок, делающий все наперекор родителям

художник советского периода, рисующий членов политбюро, осознающий, что в случае отказа может оказаться «в опале»

ученик, подавший апелляцию, чтобы оспорить результаты ЕГЭ

1.4. Кто из нижеуказанных лиц является маргиналом?

бывший сельчанин, который отошел от сельского уклада жизни, но не принимает норм и ценностей городского образа жизни

ученый, который вынужден был уйти из нерентабельного научно-исследовательского института и стать «челноком»

эмигрант из Узбекистана в США

1.5.Для тоталитарного политического режима характерным чертами являются:

политический плюрализм

наличие одной единственной идеологии

высокая мобилизация

территориальная экспансия

сочетание рыночной экономики с государственным сектором

полицейский терроризм

1.6.В основе выделения типов политического режима по X. Линцу лежат такие критерии, как:

источник власти

методы власти

политический плюрализм

конституционность власти

понятие «легитимность власти»

степень идеологизации

уровень мобилизации населения

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

2.1.О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей в определении поведения.

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

«Основными формами брака являются моногамия и полигамия. Во всем мире, во всех известных культурах наиболее распространенной формой является _______(А) устойчивый союз одного мужчины и одной женщины.

На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет_________(Б) форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен. Она допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких законных жен допускает _____(В).

Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. _______(Г) — наличие нескольких мужей у одной жены —

возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака

был______(Д) между несколькими мужчинами и несколькими

женщинами, когда все женщины являются женами каждого из мужчин (Л. Морган, Ф. Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из некоторых широко распространенных

в традиционных обществах обычаев. Так, например,_______(Е) —

обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; _______(Ж) — обязанность жениться на сестре

жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности необходимостью сохранения имущества в рамках рода».

Список слов

левират

нуклеарная семья

полиандрия

неполная семья

сорорат

полигиния

групповой брак

моногамный брак

ислам

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Банки, коммерческие банки, активная выдача кредитов, государственный банк, эмиссия денег, прием вкладов, кредитно-финансовые институты, пенсионные фонды, поддержка курса национальной валюты, страховые компании, инвестиционные компании.

5.Решите правовую задачу.

5.1.Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статьи неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

Какое право гражданина нарушено в этом случае?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

5.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны и отвечать он должен по законам другой страны.

Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Решите логическую задачу.

В конференции по флогистоноведению участвовали 20 человек. Среди них были химики, алхимики и пиротехники. Химики всегда говорят правду, алхимики всегда лгут, а пиротехники иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Кого здесь больше?» четверо участников ответили, что большинство составляют химики, 14 заявили, что преобладают алхимики, а двое сказали, что на каждого химика приходится ровно пять пиротехников. Сколько на самом деле там было химиков, алхимиков и пиротехников? Обоснуйте свой ответ.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Решите кроссворд.

Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.

Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов.

Изгнание, гонение людей, не нарушивших закон, но представляющих общественную опасность, по мнению большинства.

Доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношении.

Положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти.

Принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания.

Социальная изоляция, являющаяся результатом дискриминации в положении и правах отдельных индивидов, общностей и народов, чаще всего на расовой, классовой или религиозной основе.

Утверждение международного договора высшим органом власти государства — участника этого договора.

Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.

1

2

3

5

6

7

8

9

10

Максимально за работу 64 балла.

Ответы. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Школьный этап 2016-2017 уч. год

11 класс

Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

(1 балл за каждый правильный ответ; если в заданиях с двумя и более ответами наряду с правильными ответами указаны неправильные ответы, то 0 баллов; максимально до 14 баллов)

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

6

2

1,4

1,2

2,3,4,6

3,4,6,7

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

(2 балл за каждый правильный ответ; максимально до 6 баллов)

2.1.О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль. (Философы – позитивисты)

2.2. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника. (Административные правонарушения)

2.3. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей в определении поведения. (Критерии человека)

3.Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

(1 балл за каждое правильно вставленное слово; максимально до 7 баллов)

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

8

6

9

3

7

1

5

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

(максимально до 10 баллов)

Банки, коммерческие банки, активная выдача кредитов, государственный банк, эмиссия денег, прием вкладов, кредитно-финансовые институты, пенсионные фонды, поддержка курса национальной валюты, страховые компании, инвестиционные компании.

кредитно-финансовые институты

Страховые компании

Инвестиционные

компании

Пенсионные фонды

банки

Государственный банк

Коммерческий банк

Поддержка курса национальной валюты

Активная выдача кредитов

Прием вкладов

Эмиссия денег

5. Решите правовую задачу.

(за все задание максимально до 5 баллов)

5.1.Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статьи неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

Какое право гражданина нарушено в этом случае? (Презумпция невиновности) – 2 балла за правильный ответ

5.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны и отвечать он должен по законам другой страны.

Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

(Да. Законы для всех(иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории РФ)- 1 балл за правильный ответ и 2 балла за верное обоснование.

6. Решите логическую задачу.

( 2 балла за правильное определение химиков, алхимиков и пиротехников; 3 балла за грамотное и понятное обоснование; максимально до 5 баллов)

2 химика, 8 алхимиков и 10 пиротехников.

Примечание: должно быть объяснение, почему не подходит вариант с 1 химиком — тогда пиротехников 5, а алхимиков 14, но алхимики не могут оставлять большинство.

7. Индийская притча гласит:

(2 балла за правильное определение действий Бирбала; 3 балла за грамотное и понятное обоснование; максимально до 5 баллов)

Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий —оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования)

8.Решите кроссворд.

(1 балл за каждый правильный ответ;2 балла за ключевое слово; максимально до 12 баллов)

Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов.(Охлократия)

Представители различных групп, оказывающие влияние на парламентариев в ходе принятия выгодных для этих групп законов.(Лобби)

Изгнание, гонение людей, не нарушивших закон, но представляющих общественную опасность, по мнению большинства.(Остракизм)

Доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношении.(Патернализм)

Положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти.(Легитимность)

Принудительная высылка иностранного гражданина из страны в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания.(Депортация)

Социальная изоляция, являющаяся результатом дискриминации в положении и правах отдельных индивидов, общностей и народов, чаще всего на расовой, классовой или религиозной основе. (Сегрегация)

Утверждение международного договора высшим органом власти государства — участника этого договора. (Ратификация)

Направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.(Этатизм)

Деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов. (Популизм)

Ключевое слово: АБСЕНТЕИЗМ

Школьный этап олимпиады по обществознанию для 10 класса

Школьный этап олимпиады по обществознанию для 10 класса.

Максимальное количество баллов-100

Часть 1.

Выберите правильный ответ. (За каждый правильный ответ-1 балл, максимальный балл-9)

1.Наглядно-чувственный образ предметов и явлений, получаемый через органы чувств, но сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется:


а)ощущением
б)восприятием
в)представлением
г)воображением


2. Объектом познания может выступать:
а) природа
б) общество
в) человек
г)все перечисленное

^ а) количество научных публикаций за год
б) состояние общественной морали, уровень нравственной культуры людей в обществе
в) процесс образования множества политических партий в стране
г) степень свободы граждан общества
^ а) бывший сельчанин, который отошел от сельского уклада жизни, но не принимает норм и ценностей городского образа жизни
б) ученый, который вынужден был уйти из нерентабельного НИИ и стать «челноком»
в) эмигрант из Узбекистана в США
г) аристократ, который после Октябрьской революции 1917 г. вынужден был встать к станку, чтобы прокормить себя
^
а) либеральная
б) коммунистическая
в) неолиберальная
г) христианско-демократическая

а) охлократия
б)тимократия
в)тирания
г)олигархия

а) Федеральная служба по финансовым рынкам
б) Центральный банк РФ
в) Министерство финансов РФ
г) Счетная палата

^
а) равенство народов на территории РФ
б) максимальную реализацию прав человека
в) отделение церкви от государства
г) нацеленность государственной политики на обеспечение достойного уровня жизни
^
а) абсолютная монархия
б) парламентская республика
в) президентская республика
г)полупрезидентская республика

Часть 2.

^ (За каждое правильное соответствие -2 балла)


Автор

Теория

1. О.Шпенглер

2.Н.Я.Данилевский

3. А.Тойнби
4. К.Маркс


А. Нужно четко разграничивать цивилизацию и культуру. Цивилизация – это стадия упадка культуры, сопровождаемая творческим упадком, процессами «омассовления», мировыми войнами, цель которых – глобальное господство.

Б. Цивилизации имеют свою судьбу, свою историю. Можно выделить ее следующие виды: первичные, в которых нет ведущего начала, одноосновные, двухосновные и объединительные.

В. Цивилизация – это этап общественного развития, следующий за дикостью и варварством

Г. Существуют первичные цивилизации, легко возникающие и легко погибающие. Вторичные цивилизации возникают в ответ на вызов, изменяющий условия их первоначального существования. Третичные же цивилизации возникают в результате формирования единых религий и церквей из вторичных цивилизаций.


^

  1. Девиация в обществе выполняет как функции, так и дисфункции.

  2. В социологии формальной считается группа, в которой отношения между людьми носят формальный, отчужденный характер.

  3. В индустриальном обществе существуют непреодолимые границы между социальными группами и стратами.

  4. Маргинальность имеет только негативные последствия для общества и никогда не может иметь позитивных последствий.

  5. Внутриролевым напряжением считается напряжение, возникающее в результате конфликта между требованиями различных социальных ролей.

  6. В процессе первичной социализации роль главного агента социализации в современном обществе берут на себя СМИ.

  7. Возникая, социальные институты на протяжении своего существования остаются неизменными.

^

Дайте краткий ответ. (За каждый правильный ответ-2 балла)


  1. Территория, суверенитет, публичная власть, символика.

  2. Разделение властей, верховенство права, взаимная ответственность государства и гражданина.

  3. Стремление к завоеванию власти, единая идеология, организационная структура, программа действий.

  4. Официальная идеология, однопартийная система, монополия на СМИ, системы террористического полицейского контроля. Контроль над экономикой, территориальная экспансия.

  5. Ограниченный плюрализм, деполитизация и отчуждение от власти некоторых социальных групп, отсутствие четко сформулированной идеологии, наличие единственной или какой-то привилегированной партии, отсутствие необходимости мобилизации.

  6. Монархия – тирания, аристократия – олигархия, полития – демократия.

  7. Деление на административные единицы. Наличие двух официальных государственных уровней, распределение полномочий между этими уровнями.

  8. Приходская (парокиальная), подданническая, партиципаторная.

^

понятиями. (За каждый правильный ответ-2 балла)

Вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, социальная мобильность, восходящая социальная мобильность, нисходящая социальная мобильность, индивидуальная мобильность, групповая мобильность, структурная мобильность, межпоколенная мобильность.

^

Политическая культура – _____________________________________________________________ Фрикционная безработица – __________________________________________________________

^ Крайняя степень воздержания, отречение от земных благ называется _____________.


  1. Воспроизведение некоторых характеристик одного объекта на другом, созданном с целью их изучения, называется __________________.

  2. Универсальный метод познания, заключающийся в мысленном разделении целого на части с целью изучения, называется _______________.

  3. Содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину, называется _______________.

^ (Максимальное количество баллов-30)

Темы:


  1. «Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» (Д. Дьюи)

  2. «Мы вышли из пещер, но пещера не вышла из нас» (А. Регульский)

  3. «Семья более священна, чем государство» (Пий XI)

  4. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. Сумароков)

  5. «Некоторые неписанные законы твёрже всех писаных» (Сенека)

  6. «Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной». (Эмерсон Р.)

  7. «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней». (Сенека)

Критерии оценивания Эссе:
1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование ее значимости для

общественных наук и социальной практики.

2. Умение сформулировать и обосновать вашу собственную точку зрения при раскрытии темы.

3. Уровень аргументации:

а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и

утверждений, непротиворечивость суждений;

б) опора на научные теории, владение понятиями курса;

в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).

4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

III. Установите лишний элемент в изобразительном ряду. Свой выбор объясните. Всего – 3 б

Всероссийская олимпиада школьников 2015/16 уч.г. Школьный этап

Обществознание, 10 класс, задания

Время выполнения — 90 мин. Максимальное кол-во баллов – 100.

Разработчик Волкова Марина Аркадьевна, учитель МБОУ СОШ № 149

Вариант № 1

I. Выберите один или несколько вариантов ответов. Всего за задание – 12 баллов.

1. Наглядно-чувственный образ предметов и явлений, получаемый через органы чувств, но сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется:

а) ощущением; в) представлением;

б) восприятием; г) воображением.

2. Среди приведённых ниже высказываний отметьте только те, которые имеют самое непосредственное значение для философского понимания человека.

а) у человека есть большой и малый круги кровообращения;

б) человек способен как к знаковому, так и к символическому общению;

в) человек не может воспринимать зрением ультрафиолетовые и инфракрасные лучи;

г) у человека нет инстинктов в том виде, в каком они есть у животных, у него есть только зачатки инстинктов;

д) человек адаптируется к окружающей среде с помощью органов своего тела;

е) человек обладает сознанием и способностью к мышлению и письменной речи.

3. Отождествление Бога со всей Вселенной, с законами природы и т. д. в философии называется:

а) теизмом; г) атеизмом;

б) деизмом; д) политеизмом.

в) пантеизмом;

4. Кто из нижеуказанных лиц является маргиналом?

а) бывший сельчанин, который отошёл от сельского уклада жизни, но не принимает норм и ценностей городского образа жизни;

б) учёный, который был вынужден уйти из нерентабельного НИИ и стал «челноком»;

в) эмигрант из Узбекистана в США;

г) аристократ, который после Октябрьской революции 1917 года был вынужден встать к станку, чтобы прокормить себя.

5. Что из нижеследующих элементов не является необходимым для определения этноса?

а) самосознание, историческая память; в) общая территория;

б) общность языка и культура; г) единая религия.

6. Несправедливое, принижающее личность или группу лиц, их права, обращение с членами определённой общности со стороны господствующего социального слоя или властных структур – это:



а) девиация; в) дифференциация;

б) дискриминация; г) абсентеизм.

7. В определении общества можно выделить основные компоненты. Какой компонент из нижеперечисленных является необязательным?

а) экономический; в) нормативный;

б) демографический; г) политический.

8. Какая идеология отрицала принцип разделения властей?

а) либеральная; в) неолиберальная;

б) коммунистическая; г) христианско-демократическая.

9. В Федеральное Собрание РФ входят:

а) Государственная Дума; в) Совет безопасности;

б) Совет Федерации; г) администрация Президента.

II. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. Всего за задание – 10 баллов.

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах, возможность культурного наследия. ………………………………………………………………………………………….

2. Религия, философия, мораль, искусство. ……………………………………………………………………

3. Объективная, относительная, абсолютная. …………………………………………………………………..

4. Математизация, абстрагирование, идеализация. …………………………………………………………..

5. Физические, экзистенциальные, социальные, духовные, престижные…………………………………..

III. Установите лишний элемент в изобразительном ряду. Свой выбор объясните. Всего – 3 б.

1) 2) 3) 4)

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Leave a comment