Проведение интеллектуальных игр — Летний лагерь
Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.
Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать (коллективные игры).
Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).
С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании, оценки своих знаний, командообразования). Очень важно, чтобы этот результат осознавался участниками игр как самоценный, чтобы игра не сводилась только к процессу поиска и принятия решения. Такой подход научит детей не только стремиться к победе, но и уважать соперников, и достойно проигрывать.
При подборе и составлении игр важно, чтобы они основывались не только на вербальном материале, но содержали бы в себе задания на конкретно-образное и конкретно-действенное пространственное мышление. Это позволяет детям с разными способностями и различным восприятием мира в равной степени проявить себя. При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать вопросы затрагивающие нравственную сферу. Грамотно расставив нравственные акценты, вы получите прием формирования Я-концепции в игре.
Какую бы форму интеллектуальной игры вы не предпочли, принципиально важны хорошие вопросы. Умение точно формулировать ответ и отвечать на заданный вопрос – базовое не только в образовании, но и в самообразовании:
Как задать вопрос?
- Сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры. (Известный принцип развивающего обучения).
- Поскольку среди участников игры могут обязательно есть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов должен быть составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т.п.).
- Вопрос должен, с одной стороны, содержать значимые принципы понятия, а с другой – должен быть составлен таким образом, чтобы исключить попадание под эти признаки любого другого понятия. Иными словами, информации, содержащейся в вопросе должен отвечать только один ответ.
- В хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче, и не требовать сложных фонетических конструкций. Особенно это важно, когда команды отвечают письменно.
- Хороший вопрос обычно предполагает объединение в себе знаний из разных научных и практических областей знания.
- В тексте вопроса должны присутствовать как “подсказки”, упрощающие поиск искомого ответа, так и “лишняя” информация, которая затрудняет или “затемняет” правильный ответ.
- Хороший вопрос может опираться на чувство юмора.
- Вопрос должен быть понятен.
Разновидности интеллектуальных игр
Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные, составные (представляющие из себя сочетание элементарных) и творческие.
Элементарные интеллектуальные игры
- Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним – от 2 («Веришь – не веришь», «Блеф клуб») до 4 – 5 («Эрудит-лото», «Кто хочет стать миллионером?»). Популярны подобные игры благодаря телевидению. Как технология, такие игры интересны не только и нестолько сами по себе, но применяются в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между “основными” интеллектуальными играми. Их достоинство – высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а так же возможность варьировать сложность заданий.
- «Обстоятельства, признаки, свойства» – разновидность игр, когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше команда разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков она получает. Этот вид игр является серьезным средством развития мышления, когда в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет из себя парадокс, и/или требует принятия парадоксального решения (один из туров «Умники и умницы», «За семью печатями»).
- “Заполнение пропусков” (во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить).
- «Вопрос-ответ» интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?»).
- Вопросы и задания на внимание. Правильный ответ скрыт в формулировке вопроса.
Составные интеллектуальные игры.
При проведении конкретного мероприятия сценарий обычно включает объединение отдельных видов интеллектуальных игр в соответствии с общей идеей данного мероприятия, а так же исходя из задач.. Поэтому обычно такие игры представляют из себя сочетание определенных элементарных интеллектуальных игр.
Творческие интеллектуальные игры
Творческие игры предполагают наличие заданий с «открытым ответом» (отсутствием единственно правильного решения), в процессе этого вида игр учащиеся самовыражаются средствами того или иного вида искусства, наконец, в результате таких игр должен рождаться некий уникальный, не запланированный изначально результат.
Большинство творческих игр созданных нами, основаны на различных формах тренинга как психологического, так и прежде всего театрального.
Интеллектуальные игры как форма развития умственных способностей учащихся средней общеобразовательной школы
В условиях современной школы проблема умственного развития учащихся приобретает доминирующее значение. Актуальность данной проблемы диктуется условиями современной жизни.
Для того чтобы привить интерес у учащихся к познавательному процессу, нужно заинтересовать его. В этом могут помочь интеллектуальные игры.
Целью настоящей работы явилось рассмотрение интеллектуального развития учащихся как важнейший компонент деятельности учителя.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
— активизировать деятельность учителей по формированию интеллектуальных способностей учащихся;
— создать комплекс интеллектуальных игр по развитию умственных способностей учащихся;
— разработать рекомендации для педагогов по формированию интеллектуальных способностей учащихся.
Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Целью интеллектуальных игр является развитие познавательного интереса к различным разделам науки, выявить самого эрудированного ученика, привить интерес к изучению художественной, научно-познавательной литературы, поддерживать эмоциональный настрой и положительную мотивацию к обучению.
В качестве примера приведем сценарий интеллектуальной игры, проведенной в рамках нашей школы.
Сценарий межпредметной игры «Коэффициент интеллекта» среди учащихся 9–11 классов
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья!
Ведущий 2: Вас приветствует познавательный клуб «Коэффициент интеллекта».
Наконец-то мы собрались в полном составе.
Ведущий 1: Позвольте представить вам команды — участников сегодняшней викторины. (Представление команд)
Ведущий 2: Вашему вниманию представляем наше многоуважаемое жюри в составе. (Представление членов жюри поочередно)
Ведущий 1: Мы надеемся, что в таком составе мы соберемся еще не раз.
Ведущий 2: Итак, мы начинаем познавательную викторину «Коэффициент интеллекта».
Ведущий 1: Мы напоминаем Вам друзья, что игра есть игра, и иногда все решает случай, удача и Ваш коэффициент интеллекта.
Коэффициент интеллекта сокращенно IQ — количественная оценка уровня интеллектуальности человека, в нашем случае — команды. Понятие «коэффициента интеллекта» ввел немецкий ученый Вильгельм Штерн в 1912 году. Средним показателем коэффициента интеллекта считается 100 IQ. А показатель IQ менее 70 квалифицируется как умственная отсталость, а коэффициент интеллекта больше 120 IQ квалифицируется как гениальность.
Ведущий 2: Внимание! Правила игры.
Вопросы распределены по степени сложности. (Приложение № 1)
Каждая из команд поочередно выбирает любой вопрос. Через полторы минуты все команды должны дать письменный ответ. Дилеры относят ответы судьям. Команда, выбравшая вопрос, отвечает устно. Степень интеллектуальности команды будет определяться количеством набранных IQ. Задача каждой команды набрать как можно больше IQ.
Ведущий 1: Друзья мои, прошу обратить внимание, что большинство вопросов на логику. Проведем жеребьевку, чтобы определить последовательность выбора вопросов.
Вопросы игры «Коэффициент интеллекта»
1. Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры и я переверну этот мир». Нечто подобное говорил Рене Декарт: «Дайте мне материю и движение, и я создам космос». Похожее выражение произнес Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де Лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидат Мартир Патрисио Руис (мы его знаем как Пабло Пикассо), заканчивая выражение словами «… и я его заполню». Вопрос: назовите 3 слова, которыми этот человек начинал свое выражение.
Ответ: «покажите мне музей … и я его заполню»,- говорил Пабло Пикассо.
2. В средние века среди русских царей часто цитировалось знаменитое выражение: «Царь может все, кроме одного». Вопрос: чего не мог царь?
Ответ: царь не мог отречься от престола.
3. Назовите происхождение слова декан.
Ответ: в римском войске солдаты жили в палатках по 10 человек. Во главе каждой палатки назначался старший, которого называли деканом.
4. Почему обручальные кольца носят на безымянном пальце?
Ответ: традиция носить обручальные кольца на безымянном пальце пришла к нам от древних египтян, затем ее переняли греки и римляне. Уже средневековые авторы предложили объяснение такому обычаю: якобы через безымянный палец проходит «vena amoris» — вена любви, идущая прямо к сердцу.
5. Откуда взялось выражение «большая шишка»?
Ответ: самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой, это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.
6. По мнению американского актера Вилли Смита, в Голливуде нет расизма: белый ты или черный, нет никакой разницы. В Голливуде имеет значение и обсуждается только один цвет, который важнее белого или черного. Вопрос: какой это цвет?
Ответ: зеленый цвет. Важную роль играют гонорары актеров, которые выплачиваются в долларах.
7. По данным Википедии, во многих европейских школах в начальных классах эту вещь признали вредной и даже запретили приносить в школу. Ученые считают, что она может привести детский мозг к атрофии одной функции. Назовите эту вещь.
Ответ: калькулятор.
8. Помимо красной книги, в которую с 1958 года ученые заносят исчезающие виды животных и растений, есть еще и черная книга. Вопрос: о чем черная книга?
Ответ: в черную книгу включены животные и растения, навсегда исчезнувшие с лица земли из-за разрушительной деятельности человека.
9. Внимание старинная индийская загадка. Преданнее, чем они, наверное, человеку никто не служит. Даже еще не родившись, они начинают служить человеку. А родившись, тем более служат, даже после своего ухода из жизни, они послужат человеку. Кто это?
Ответ: куры. Когда, они еще яйца, человек ими питается, когда они живут, то несут яйца для человека, затем человек их режет и ест их мясо.
10. Журнал для огородников рекомендует за 10–15 дней до созревания клубники разбрасывать вдоль грядок перекрашенные в красный цвет камушки. Для чего разбрасываются вдоль грядок перекрашенные в красный цвет камушки?
Ответ: птицы, приняв красные камешки за клубнику, пробуют их съесть, но не могут. А когда поспевает клубника, они принимают ее за камушки и пролетают мимо.
11. В Японии в зданиях заседаний под каждым креслом хранятся пустые деревянные ящички размером 30 см в ширину, в длину и высоту. Для чего предназначены эти ящички?
Ответ: для защиты головы от стеклянных обломков во время землетрясения.
12. В 1812 году, во время войны с Наполеоном, в Москве, в общественных местах запрещалось это делать. Тех, кто это делал, крупно штрафовали. В наше время это часто делают на севере американского континента и в некоторых странах Африки. О чем идет речь?
Ответ: говорить по-французски.
13. Почему технология Bluetooth так называется?
Ответ: технология Bluetooth получила название в честь датского короля Харольда 1 Синезубого. В 10 веке этот король объединил разрозненные датские племена, а Bluetooth был призван сделать то же самое с протоколами связи, объединив их в один универсальный стандарт.
14. Туристы, побывавшие в Париже и посетившие Эйфелеву башню, видели сувенирные лавки, находящиеся прямо на Эйфелевой башне. Покупая сувениры на память в виде Эйфелевой башни, они были удивлены. С виду одинаковые по всем параметрам сувениры продавались по разной цене: одни стоили 1 евро, а другие, такие же, 100 евро. Вопрос: почему такая разница в цене?
Ответ: дорогие сувениры были сделаны из переплавленных ржавых и изношенных деталей самой конструкции Эйфелевой башни.
15. Древние индийцы золото называли Расо. Вопрос: как мы называем науку, которую древние индийцы называли расояна?
Ответ: алхимия. Не секрет, что алхимики хотели простые металлы превращать в золото.
16. По закону, принятому в 1980 году в Италии, если вы идете в лес без оружия, то у вас должна быть лицензия, которая выдается после сдачи специального экзамена. Какая лицензия у вас должна быть, если вы идете в лес без оружия?
Ответ: должна быть лицензия, дающая право на сбор грибов.
17. Почему Ги де Мопассан не любил Эйфелеву башню, но постоянно там обедал?
Ответ: Ги де Мопассан обедал в ресторане Эйфелевой башни, объясняя это тем, что это единственное место в Париже, откуда ее не видно.
18. В Германии — перлон, в Польше — стилон, в Швеции — грилон. А у нас?
Ответ: капрон.
19. Каждый год в городе Ганнибал проходит фестиваль, на котором с большим интересом проводится состязание по закрашиванию заборов. Подумав, через 1,5 (полторы) минуты ответьте, чьим именем назван фестиваль.
Ответ: фестиваль назван именем Марка Твена.
20. В Штутгарте опубликовали необычное учебное пособие. Во время чтения этого учебника ученики могут поставить себя на место учителя, и даже ставить оценки издателям этого учебного пособия. Назовите, в чем принципиальное отличие этого учебника от других.
Ответ: этот учебник специально напечатан с ошибками.
21. Эти предметы в Китае постоянно расхищались, поэтому их заменили специальными кирпичами. Вопрос: что это за предметы и где они расхищались?
Ответ: в автобусах специальные молотки для разбивания стекол во время аварий расхищались и их заменили кирпичами.
22. Что общего между нашей собачкой, зарубежными обезьянкой и улиткой?
Ответ: только в русском языке и некоторых языках бывших советских республик знак @ называют собачкой, а на других языках чаще всего этот знак @ называют обезьянкой или улиткой, встречаются и такие экзотические варианты как штрудель (на иврите), сельд под маринадом (в чешском и словацком), лунное ухо (в казахском).
23. Статистика очень интересная наука. В ней встречаются удивительные факты. Например, на сто двадцать миллионов этого приходится продаж на 100 долларов. Что это? Надеемся, ваш ответ не превратится в это.
Ответ: это спам. Пользователям интернета надоело уже получать спамы на свои электронные почты.
24.Перед вами эмблема одного московского ресторана и фото шеф повара этого ресторана Джакома Ламбардини. Назовите название ресторана.
Ответ: Карлсон.
25. Доктор Индиана Джонс в одном из фильмов говорит: «Археология не ищет истину». Вопрос: по мнению Индиана Джонса, что ищет археология?
Ответ: на своих лекциях Индиана Джонс своих студентов учит: «Археология не ищет истину, она ищет доказательства».
Игра помогла учащимся выявить свои интеллектуальные способности, появился интерес к знаниям, к чтению как художественной, так и научной литературы. Таким образом, в очередной раз убедились в том, что интеллектуальная игра есть метод развития умственных способностей учащихся. Планируется защита кандидатской работы на данную актуальную тему.
Приложение № 1
5 IQ |
10 IQ |
15 IQ |
20 IQ |
25 IQ |
1 |
6 |
11 |
16 |
21 |
2 |
7 |
12 |
17 |
22 |
3 |
8 |
13 |
18 |
23 |
4 |
9 |
14 |
19 |
24 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
«Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей обучающихся
«Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей обучающихся объединения «Росточек»
Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего — в игре. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны.
Каждый согласится с тем, что неиграющий ребенок — это нонсенс, скорее аномалия, чем норма, то, что вызывает тревогу родителей, педагогов и врачей. Детство — это не только и не столько подготовка к взрослой жизни, сколько самобытное и самоценное явление, подлинное бытие, настоящая жизнь, которая быть может, гораздо более значима, чем вся последующая. Детская игра чрезвычайно содержательна, многогранна, она составляет основное содержание жизни ребенка. А что составляет содержание игры? — Жизнь, во всем ее многообразии и проявлениях.
Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.
Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различного вида состязаниях позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.
Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).
Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.
Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД), или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, его проще всего выработать.
Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе — игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.
Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий чёткие правила и ограниченную продолжительность. Игра – очень широкое понятие, но мы остановимся на играх интеллектуальных.
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счёт мыслительных способностей человека (ребёнка), его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.
Основные типы интеллектуальных игр.
Викторины
Стратегии
Тестовая викторина(ТВ-игра)
Сюжетная викторина
(СВ-игра)
Ролевая
Стратегия
Экономическая
Боеваястратегия
«О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?»
«Полундра!»
Импро-визационная «Экспромт-театр»
Сценарная «Яхта»
«Менеджер»
Шашки,
Шахматы.
Из этой схемы мы видим, что все интеллектуальные игры образуют два блока – викторины и стратегии.
Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».
Сюжетные викторины более интересные.Педагог придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д.
Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.
Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.
В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника ( В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т.д.).
В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Яхта» и т.д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.
Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.
Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей. Вот крайняя характеристика типов интеллектуальных игр.
Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр.
1. Ответ в вопросе
2. Вопросы-шутки
3. Оригинально о банальном
4. Вопрос-подсказка
5. Неизвестное об известном
6. На логическое и ассоциативное мышление
7. На удачу.
Продуктивные.
Вопросы на сообразительность.
Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности.
Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.
Вопросы типа «Неизвестное об известном».В вопросах даётся удивительно занимательная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре.
Вопросы на логическое и ассоциативное мышление. Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.
Вопросы на удачу. Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонно.
Вопросы «на приближение» Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.
Условно допустимые для интеллектуальных игр вопросы и задания.
В этом разряде сгруппированы вопросы, допустимые в интеллектуальных играх при каких-либо условиях.
Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие).
Вопросы, низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении. Все вопросы задаются по пройденному участниками игры материалу.
Воспроизводящие вопросы «с уловкой». Вопросы требуют не только памяти, но и внимания.
Перечисление. Задания-вопросы, требующие перечислить что-либо. Например, общий признак: башни Кремля, станции метро, имена мальчиков и т.д.
Вопросы-лекции.Вопросы требуют развёрнутого ответа, что сразу снижает интерес к игре.
Недопустимые в интеллектуальных играх типы вопросов и заданий.
1. Вопросы-розыгрыши Требуют от игрока заученного ответа на этот вопрос, в случае ошибки участник испытывает чувство неловкости и унижения.
2. Неэтичные вопросы.
3. Викторина «Что? Где? Когда?»
1) Лежат три спички; уберите из середины спичку, не трогая её. Ответ: переложить крайнюю спичку на другую сторону, и средняя станет крайней.2) Расшифруйте строчку известной песни, если каждое её слово заменено на противоположное по значению: «От футбола болеют ложные женщины» Ответ: «В хоккей играют настоящие мужчины».
1) Когда началась ВОВ? (22 июня 1941г.).
2) Как зовут первого президента России? (Б.Н. Ельцин).
3 задание — Разгадайте название сказки:
«Зелёный платочек» -…
«Квадратик» -….
«Мышь в лаптях» -…
«Солнечная крестьянка» -…
«Собачья конура» — ….
«Знайка в солнечной деревне» -…
«Рассказ о живой крестьянке и одном слабоке» -…
«Один из Молоково» -…
4 задание — по предложенным описаниям восстановить первоначальную фразу.
1.Быстрей стоишь – ближе не будешь 2.Курица кабану – подружка 3.Наша Маша тихо смеётся 4.Дылда- дочь от мамы ушла 5.Старикам нигде нет тупика 6.У орла раз чёрт украл палку колбасы (7. Ушёл дед от новой стиральной машины 8.От смелости затылок мал 9.Чужие ботинки дальше от ног 10.Борщ сметаной испортишь 11.Мне танец разрушает и умирать мешает 12.Подумай о неделях снизу
5 задание – составить 2 ребуса, обменяться с соперниками и отгадать.
По итогам викторины жюри подводит баллы и выявляет победителей.
Интеллектуальные игры — Летний лагерь
Собственно, на развитие этого интеллекта и направлены. Также прекрасная возможность оный (интеллект) обнаружить и сделать достоянием общественности
1. «Запретная
тройка».
Игра на внимание. По кругу про себя участники считают, и на «разрешенные» цифры хлопают в ладоши; но когда в числе есть цифра три или оно на три делится — «запретная тройка», то не хлопается, а разводится руками в стороны.
2. «Категории».
Выбирается заранее около 20 различных категорий (Например, город, фильм, песня и т.п.). Из них выбирается одна или несколько. Ведущий называет любую букву алфавита. Задача участников -написать как можно больше слов на эту букву.
3. «Шляпа».
Играют парами. По очереди. Каждый загадывает сначала несколько слов, бумажку сворачивает и кидает в шляпу. Выбирается тот, кто владеет часами и следит за временем. Каждой паре дается 30 секунд. Один из партнеров вытаскивает бумажку из шляпы и пытается объяснить слово другому, не употребляя однокоренных слов. Получилось -оставляет бумажку себе. И так далее, пока время не кончилось. Затем отдается следующий паре по кругу. Выигрывает та пара, у кого к концу игры скопилось больше бумажек. Кроме того, если вытянутое слово оказалось слишком «интеллектуальным», можно бросить его обратно в шляпу один раз за всю игру.
4. «Телеграмма».
Слова-шифровки. Берется любое слово из 4-6 букв. Задача -составить текст-телеграмму, чтобы каждое слово начиналось с очередной буквы в заданном слове (Тут все понятно. Естественно, чем текст «круче», тем всем веселее)
5. «Слова-двойняшки».
Берутся слова из 3 — 5 букв. Каждый раз нужно изменять по одной букве в слове и, таким образом, от первого слова перейти к последнему. (Например, Туча -лужа). Слова должны быть существительными в начальной форме. (Легко? а вы попробуйте)
6. «Закончи
слово».
Дается первый слог, нужно придумать как можно больше слов начинающихся на него. (Лучше ограничить время)
7. «Рассказ».
Выбирается какая-нибудь буква. Участники должны придумать рассказ, все слова которого начинались бы на эту букву. (Чем больше слов, тем опять же «круче»)
8. «Кто
больше».
Выбирается слово, состоящее из большого количества букв. За ограниченное время участники придумывают короткие слова, состоящие из букв исходного слова. Затем повторяющиеся слова вычеркиваются. Выигрывает тот, у кого больше всего неповторяющихся слов. (Помните, была такая телеигра «Звездный час» -так это был финальный конкурс!)
9. «Новое
применение».
Предлагается придумать несколько новых применений знакомым предметам. Например: ложка, носовой платок, газета. (Опять же креативненько! Строго говоря, это уже конкурс)
10. «Лесенка».
Называется любая буква. На эту букву придумываются слова: первое слово из 3-х букв, второе — из 4-х, т.е. каждое последующее слово длиннее предыдущих на одну букву. Слова пишутся в виде лесенки одно под другим. Побеждает тот, у кого лесенка оказалась длиннее. (Или выше!)
11. «Буриме».
Участники должны сочинить стихотворение (четверостишие) на заданные рифмы. Например: кошка -ложка -окошко -немножко; стакан -банан -карман -обман и т.п. (Любителям стихоплетства придется по душе)
12. «Крестики -нолики».
На листе в клетку рисуется игровое поле в виде ромба по клеткам. Участники делают ходы по очереди, рисуя линии размером в одну клетку. Если участник обводит клетку со всех сторон, т.е. рисует четвертую линию, то он внутри этой клетки ставит свой знак -крестик или нолик. Выигрывает тот, чьих знаков окажется больше после заполнения всего игрового поля. (Это не те простые «крестики-нолики», в которые играют на скучных уроках, а более сложные)
13. «Точки».
Игра проводится на листе в клетку на квадратном игровом поле. Участники делают ходы по очереди, во время каждого хода ставя точку своего цвета. Точки можно соединять между собой по горизонтали, вертикали и по диагонали клетки. Таким образом, завоевывается кусок игрового поля. Проводить захват через точки противника запрещено. Выигрывает тот, чье захваченное поле больше. (Вот в это точно играли на уроках)
14. «Морской
бой».
(Просто мне очень нравится эта игра. Но она настолько популярна, что если вы ее не знаете, тогда вам точно не сюда)
Спортивные, интеллектуальные и групповые игры
Групповые игры:
Для младших:
1. Игра «Перенеси быстрее»
У этой игры множество вариаций, но суть одна – надо какие-то предметы перенести из одного места в другое. Обычно дети делятся на 2 команды, если участников на празднике много (больше 14 человек), то команд может быть больше. Для одной команды оптимально 5-7 участников. Для каждой команды ставится емкость с какими-то предметами, например шариками или мячиками, и пустая емкость, в которую эти предметы надо перенести. Переносить можно руками, а можно с помощью ложки или другого вспомогательного предмета, в зависимости от того, что надо переносить. Ведущий командует: «На старт, внимание, марш» и дети из каждой команды по очереди бегут к корзине, забирают предмет и несут его в другую корзину, потом подбегают к команде и передают эстафету следующему участнику, пока не перенесут все предметы. Выигрывает та команда, которая раньше всех перенесла без потерь все предметы.
В эту игру детям интересно играть и без соревнований, поэтому если на день рождения приглашено немного детей, то можно играть без команд. Тогда все дети одновременно бегают и переносят предметы.
2. Игра «Мумия»
Одна из любимейших игр детей на днях рождениях и праздниках. Играть в нее можно детям от 4-х до 16 лет. Дети делятся на две или больше команд в зависимости от числа присутствующих. В каждой команде назначается своя мумия. Игрокам выдаются рулоны туалетной бумаги, из которой надо сделать мумию – обмотать выбранного ребенка с ног до головы. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее. Игроков можно оценивать как на скорость, так и на качество – насколько плотно и без зазоров обмотана мумия.
Тут надо иметь в виду, что бумага должна быть хорошая, потому что дешевая туалетная бумага быстро рвется и детям сложно с ней обращаться. Обычно после этого конкурса на полу образуется куча мусора из обрывков бумаги, поэтому сразу после мумии надо проводить конкурс «Кто больше мусора соберет». Для этого каждой команды заранее приготовить емкости для сбора бумаги (можно ограничиться пакетами).
3. Игра «Пылесос»
Для игры нужно несколько одинаковых групп предметов (например, детали конструктора или вырезанные по разной форме и цвету листики) и корзинки по количеству игроков или команд. Количество групп предметов должно быть равным количеству игроков. Каждому игроку или команде показываются их предметы. Все предметы смешиваются и рассыпаются по полу. По команде дети должны начать собирать свои предметы. Выигрывает тот, кто быстрее все собрал.(можно всем завязать глаза)
4. «Гуляем по парку»
Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.
5. «Зеркало»
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
Для подростков:
1. Игра «Рисунок на спине»
Эта игра – вариация на тему «Испорченный телефон». Каждому ребенку на спину прикрепляется скотчем бумага и дается фломастер. Дети садятся в круг и далее по принципу игры «Испорченный телефон» ведущий шепчет слово одному из детей. Слово должно быть не сложным, чтобы его можно было изобразить, например, дом, солнце, цветок, и так далее. Ребенок, которому назвали слово, должен нарисовать его на спине соседа. Сосед должен понять, что на спине у него рисуют, и нарисовать на спине следующего соседа то же самое и так далее от игрока к игроку. Когда на спине ребенка рисуют, он не должен поворачиваться боком или в круг, чтобы никто не подсмотрел. Когда круг закончиться, можно продолжить игру и шепнуть слово следующему ребенку, чтобы начинал рисовать новый игрок. Когда все закончат рисовать — потеха обеспечена!
2. ПЕРЕХОД ПРОПАСТИ.
На земле раскладывается веревка. Все участники делятся на две команды. Игроки одной команды становятся в ряд, боком друг к другу, и берутся за руки. Каждая команда приставным шагом двигается по веревке (команды начинают движение с противоположных концов веревки). Самое трудное — разойтись по веревке, когда команды встречаются (лицом друг к другу). Команда, игроки которой сошли с веревки, считается проигравшей. Для того, чтобы выиграть, разрешается сталкивать игроков противоположной команды с веревки.
3. КРОКОДИЛ.
Игроки делятся на две команды. Первая команда выбирает какое-нибудь понятие и показывает его пантомимой, без помощи слов и звуков. Вторая команды пытается с трех попыток угадать, какое понятие показывается. Затем команды меняются ролями. Игра ведется на интеpec, но можно считать очки за угаданные слова. Возможно загадывать: отдельные слова, фразы из известных песен и стихов, пословицы и поговорки, крылатые выражения, сказки, имена известных (реальных или выдуманных) людей.
Показывать понятие может как один, так и несколько человек.
4. Салки в два круга
Участники игры образуют два круга: один — внутренний, другой — внешний. Оба круга двигаются в противоположных направлениях. По сигналу руководителя они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков внешнего круга (т. е. дотронуться до кого-либо рукой) раньше, чем они успеют присесть. Пойманные встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (5—6 человек).
5. Колесо
Играющие делятся на несколько групп по 6—8 человек в каждой и выбирают водящего. На земле чертят круг диаметром 2 м. Каждая группа выстраивается по одному в затылок друг другу. Группы становятся лучеобразно, как спицы в колесе, лицом к центру круга, на одинаковом расстоянии друг от друга. Первый игрок в каждой цепочке стоит на линии круга. Водящий становится в стороне.
Водящий бежит вокруг колеса, становится в затылок последнему игроку в какой-либо спице и салит его. Тот передает удар стоящему перед ним и т.д. Когда первый в спице игрок получает удар, он кричит: «Есть!», бежит вдоль своей колонны, выбегает за колесо, обегает его снаружи и возвращается на свое место. Все игроки его спицы (и водящий) бегут за ним, стараясь обогнать друг друга. Игрок, оказавшийся в спице последним, становится водящим.
Интеллектуальные игры:
Для младших:
1. Игра «Проложить маршрут»
Многим знакома игра, в которой каждому требуется составить цепочку слов по принципу чайнворда: последняя буква предыдущего слова должна совпадать с начальной буквой последующего: «береза — акация — ясень — нарцисс — столетник…» и т.п. (например игра «Города»). При этом выбор слов ограничивается какой-нибудь определенной темой, например только названия растений или только названия городов и т. п.
2. Игра «Дорисуй-ка»
Заранее подготавливаются абсолютно одинаковые рисунки, но недорисованные. Например, полколеса от машины, полбабочки, пол цветка.
Задача играющих — дорисовать.
Как правило, получаются очень интересные, разнообразные рисунки.
Кто угадает, что было задумано, тот победил.
3Игра «цвета радуги»
Ведущий предлагает всем играющим по очереди назвать пять предметов одного цвета (синего, желтого, красного и т. д.)- Так он переберет разные цвета. Тот, кто не сможет за одну минуту припомнить пять предметов названного цвета, выходит из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.
4. Игра «Знаток слов»
Игра для небольшой компании (3-5 человек) тех, кто мнит себя интеллектуалами. Им выдаются листочки, которые разделяются на 6 колонок: страна, город, река, имя, растение, животное. Случайным образом выбирается буква (мы просто тыкали в страницу книги). Неудобные буквы исключаются. После чего в течение минуты нужно придумать по 1 слову каждой категории на выбранную букву.
Затем ответы сверяются. За отсутствие слова начисляется 0 очков, за слово, придуманное двумя и более игроками — 5 очков, за оригинальное слов — 10 очков. Играть вдвоем совершено неинтересно!
5. Игра «Писатель»
Участникам предлагается составить рассказ из названий газетных статей, вырезанных и закрепленных на карточке.
Для подростков:
1. Рассказ по первой и последней строчке
Раньше писатели сочиняли свои рассказы и романы, пользуясь гусиным пером. Потом на смену перу пришли авторучка и печатная машинка. Сегодня главным орудием труда литератора стал компьютер. Но у компьютера есть один существенный недостаток: если с ним неграмотно обращаться, он может стереть из памяти весь текст. Так и случилось с одним начинающим писателем. Он набрал на дискету пять рассказов, а потом выяснилось, что от каждого рассказа в памяти компьютера осталась лишь первая и последняя строчка. Помогите писателю восстановить текст. Придумайте то, что было между первой и последней строчкой. А выглядят эти строчки так…
1. Снег скрипел под ногами… Масло шипело на сковородке;
2. Дятел высунул голову из дупла… В бухту входил эстонец;
3. Дождь смыл все следы… На кровати лежал отбойный молоток;
4. Костер давно потух… Балкон выкрасили в зеленый цвет;
5. Айсберг возвышался над морем… Мухи попрятались в щели;
Разделите отряд на 5 команд и раздайте каждой по строчкам. Эта игра развлечет и детей и Вас. Выберите лучший рассказ из всех. Можно повесить все творчество ребят в отрядный уголок.
2. Игра «2 буквы»
Первый участник говорит слово — существительное, желательно в единственном числе. Следующий участник на две последние буквы этого слова придумывает свое, но не говорит его, а объясняет другими словами. Третий игрок понимает, что это за слово (он может задавать наводящие вопросы), но не говорит его вслух, а на две последние буквы этого слова придумывает свое слово и объясняет его следующему игроку.
3. Игра «Назови шестое»
По жребию выбирают ведущего. Он перечисляет пять любых названий: животных, растений, предметов кухонного быта, городов и т. д. Каждый из игроков должен продолжить перечень и назвать шестое слово из той же области. Если не назвал — выбывает из игры. Подсказывать нельзя, а отвечать нужно быстро.
Побеждает игрок, оставшийся последним.
Можно играть во время прогулки, это ее разнообразит. Игра развивает внимание, память, расширяет кругозор.
4. Игра «Контакт»
Ведущий загадывает слово и сообщает всем первую букву.
Затем игроки придумывают любое слово с этой буквы и задают вопрос, начинающийся со слов «А это не…», далее следует такое описание придуманного слова, чтобы догадался хотя бы один из играющих и не догадался ведущий, ибо он, подобрав к заданному вопросу логически верный ответ произносит «Нет это не…». А если кто-то из играющих понял о чем спрашивает его коллега он кричит «Контакт!» и далее они хором считают до трех и произносят одновременно это слово. Если они произнесли одно и то же, то ведущий говорит еще одну букву, иначе игра продолжается с прежним количеством раскрытых букв. После того, как произнесено слово «Контакт!», ведущему нельзя говорить свои догадки, ему остается только надеятся на то, что игроки назовут одновременно разные слова.
5. Игра «Вспомнить все»
Итак, игроки в парах поворачиваются друг к другу спиной, настраиваются на своего партнера и стараются максимально четко его себе представить. Теперь можно начинать игру. Ведущий объявляет, что сейчас придется вспоминать внешний облик человека, стоящего за вашей спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются.
Первое задание:
вспомнить, как зовут вашего партнера. (Задание выполняют по очереди абсолютно все участники.)
Второе задание:
вспомнить, какого цвета глаза у партнера.
Третье задание:
ответить, какой длины брюки на партнере (вопрос должен звучать именно так, даже если в паре девушка в юбке).
Следующее задание:
сказать, какая обувь на ногах партнера.
Дальше — больше: что надето на шее у партнера? Затем: па какой руке часы? Можно спрашивать про кольца, цвет губной помады (необходимо назвать точно, со всеми оттенками), прическу, серьги и все, на что только могут обратить внимание люди, которые приятно проводят время вместе.
Спортивные игры:
1. Бег в мешке — игра для детей
Количество игроков: любое
Дополнительно: мешки по количеству участников
Играющие надевают на ноги мешок, завязывают его у талии. По команде ведущего бегут до определенной отметки. Победителю вручают приз
2. Тяни-толкай
Количество игроков: несколько пар Пары игроков становятся спинами друг к другу и, сцепившись руками в локтях, бегут метров 20—30. Прибежав к финишу, не разворачиваясь, возвращаются на старт.
Таким образом, каждый играющий в одну сторону бежит лицом, а в другую — пятится спиной. Нельзя партнера поднимать и нести на себе. Упавшие или запутавшиеся выбывают из игры.
3. Спортивная ходьба
Делая каждый шаг, необходимо пятку одной ноги вплотную приставлять к носку другой. Дистанцию для такой ходьбы можно определить в 5 метров туда и обратно. Эстафета заканчивается, когда последний участник команды вернется на исходную позицию.
4. Гонка мячей по кругу
Играющие образуют большой круг и рассчитываются на первый — второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Два рядом стоящих игрока — капитаны. У них в руках по мячу. После сигнала руководителя мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрокам своей команды. Каждая команда стремится передавать мяч как можно быстрее, чтобы он быстрее вернулся к капитану. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
5. Игра с обручем
Играющие делятся на две команды по 10-12 человек и становятся параллельно друг другу на расстоянии 6 шагов. Капитаны команд держат на вытянутых вперед руках обручи. По команде ведущего капитаны стараются как можно скорее пролезть в обруч и передать его следующему члену команды, тот проделывает то же самое и т. д. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с этой задачей.
Спортивные, интеллектуальные и групповые игры
DOCX / 26.14 Кб
Методическая разработка интеллектуальной игры «Эврика»
Интеллектуальные и творческие игры являются в нашей стране одним из любимейших форм организации досуга в нашей стране. Наверное, нет ни одного педагога, который на том или ином этапе своей работы не применял бы интеллектуальные и творческие игры как средство развития и обеспечения досуга своих воспитанников.
В то же время, в методической литературе недостаточно разработаны теоретические и методические вопросы организации интеллектуальных игр. Поэтому предлагаемые в литературе сценарии мероприятий чаще всего адаптированы к условиям того детского коллектива или учреждения, для которых они разработаны, и не всегда применимы в других условиях.
Интеллектуальная игра это индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности — они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п. ).
Интеллектуальная игра – это прекрасное средство мотивации к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности. Правильно организованная интеллектуальная игра способна сплотить детский коллектив, повысить мотивацию к изучаемому предмету, интеллектуальному досугу, повысить авторитет педагога.
Для того, чтобы игра прошла успешно и интересно для детей, необходимо проведение большой подготовительной работы. И начать эту работу необходимо с определения целей и задач игры.
Предлагаю вниманию коллег методику разработки и подготовки интеллектуально — развивающей игры на примере игры «Эврика».
Интеллектуально — познавательная игра «Эврика» проводится в нашем Центре уже четыре года подряд и пользуется большой популярностью среди образовательных учреждений города. Однако все четыре года форма игры претерпевает все новые и новые изменения. Анализируя прошедшие игры и внося новые изменения в форму проведения, коллектив пытается максимально учесть основные возрастные особенности конкурсантов, создание комфортной максимально удобной атмосферы для интеллектуальной деятельности, обеспечение смены видов деятельности в процессе конкурсных испытаний, снятие эмоционального напряжения и создание «ситуации успеха» для всех участников.
Выбор темы.
Планирование игры начинается с выбора темы игры, которая чаще всего вытекает из определения проблем, определяющихся в процессе проведения занятий. В ходе развивающих занятий я часто использую задания, построенные на русском народном фольклоре. Именно подобные задания и выявили ряд проблем. Во — первых, наши дети совершенно не читают книги. Их кругозор ограничивается художественными и мультипликационными фильмами, компьютерными играми, в лучшем случае, программным материалом по чтению. Во — вторых, знание русских загадок и сказок у многих ограничивается программой детского сада. Колобок, Курочка Ряба Теремок, Репка, Маша и медведь, Гуси — лебеди, Царевна — лягушка, Снегурочка – вот минимальный набор сказок, которые дети называют не задумываясь. С пословицами и поговорками дело обстоит еще плачевнее. Как правило, только наиболее развитые и эрудированные дети 3 — 4 классов могут назвать от двух до пяти пословиц, и то далеко не всегда могут объяснить их значение.
Именно поэтому темой нашей игры стал русский народный фольклор.
Цели и задачи.
Целями интеллектуальных игр, как правило, являются следующие:
Создание условий для развития самореализации учащихся в интеллектуально — развивающей деятельности;
Содействие развитию интеллектуально — творческих способностей воспитанников;
Содействие развитию самостоятельной поисковой деятельности.
Выявление и поддержка интеллектуально одаренных учащихся.
Создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению чего — либо (в нашем случае — русского фольклора).
А вот задачи, как правило, вытекают из обозначенных проблем в учебной деятельности.
Практика проведения интеллектуально — развивающих занятий показала, что учащиеся не владеют навыками самостоятельного решения творческих логических задач. Часто учащиеся не могут без объяснения педагога понять условие задачи. Найдя правильный ответ, учащиеся не всегда могут объяснить ход решения задачи. Особенное затруднение вызывают задачи с несколькими вариантами решений. Существуют сложности в установлении логических связей, логических цепочек. Недостаточное использование групповых и коллективных форм в учебной деятельности приводит к тому, что учащиеся не умеют слушать друг друга, вырабатывать общее решение. Часто при организации командных конкурсов наблюдается ситуация, когда один ребенок — лидер работает за всю команду. И т. д. и т. п.
Таким образом, анализ учебных проблем поможет сформулировать задачи игры.
В нашем случае были сформулированы следующие задачи:
развитие логического и творческого мышления
развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов (обобщение, анализ, синтез),
развитие навыков использования понятий математической логики «истинно» и «ложно» ,
развитие навыков построения логической цепочки,
развитие навыков определения предмета по его признакам,
развитие навыков составления сказки по заданному фрагменту.
развитие навыков командной работы.
Отбор формы проведения интеллектуальной игры.
При отборе формы проведения интеллектуальной игры необходимо учесть условия конкретного образовательного учреждения:
наличие свободных аудиторий,
выбор удобного времени, которое устроит участников и организаторов,
вместимость кабинетов,
материально — техническую базу учреждения,
количество педагогических работников, которых можно привлечь к проведению игры
Когда будет собрана необходимая информация, можно приступать к выбору формы проведения игры. Методическая литература предлагает огромный выбор форм интеллектуальных игр.
В этом году, проведя анализ всех вышеперечисленных условий, мы остановилась на проведении игры по станциям: «Смекалка», «Загадка», «Народная мудрость», «Русская народная сказка», «Творческая».
Весь материал — смотрите документ.
Статья «Роль интеллектуальных игр в формировании познавательных потребностей у старшеклассников»
СТАТЬЯ — РАССУЖДЕНИЕ
Роль интеллектуальных игр
в формировании познавательных потребностей у старшеклассников
Данные игры – не просто развлекательная организация досуга учащихся, а способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Она предшествует научному предвидению, формирует социальную компетентность в освоении знаний, потребность в обучении в течение всей жизни.
Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое. Обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Это можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры — все большая связь ее с обучением. Задача педагога – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом.
Особое значение имеет командная игра. В нёй развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Использование интеллектуальных игр способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Интеллектуальные игры имеют особое значение для учащихся старшего школьного возраста в формировании широких познавательных мотивов – интереса к добыванию знаний.
Познавательные мотивы:
— Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
— В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
— Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
— Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на занятии и усиливает желание изучать науки.
— В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.
— В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.
Интеллектуальные игры являются в нашей стране одним из любимейших форм организации досуга в нашей стране. Международные и региональные фестивали интеллектуальных игр, проводимые под эгидой Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» неизменно собирают значительное число заинтересованных участников и зрителей.
Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать.
«Интеллектуальная игра — индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности — они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.)».[32]
Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним – от 2 (это игра называется «Веришь – не веришь») до 5 («Эрудит-лото). Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между «основными» интеллектуальными играми. Их достоинство – высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а так же возможность варьировать сложность заданий.
Наиболее сложной из этих игр являются так называемые «странные обстоятельства», когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше человек (команда) разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков он получает.
Стандартный объем этих игр – 15 вопросов «Веришь – не веришь» или 8-10 вопросов «Эрудит-лото». Этот вид игр является серьезным средством развития, когда в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет из себя парадокс, и/или требует принятия парадоксального решения.
Вторую группу (относительно малораспространенную) составляют игры, которые условно можно назвать «заполнением пропусков» (во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить), «восстановлением списков» («Угадай мелодию», «В начале было»).
Следующую группу представляют интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос. Индивидуальную форму представляет «Своя игра» (в ней обычно участвуют по три участника в каждом туре).
Однако основными играми этого типа, несомненно, являются «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?». Первая представляет очное состязание команд, а вторая – турнир, в котором задача команды состоит в том, чтобы набрать максимальное количество очков.
«Брейн-ринг». Правила игры:
1. В каждом матче чаще всего участвуют две команды, хотя в принципе, количество участников ограничено только возможностями аппаратуры (в частности, очень интересно проходят бои с участием четырех команд).
2. Основной принцип игры: побеждает та команда, которая большее число раз раньше других правильно ответит на заданный вопрос. Сигналом о готовности команды ответить служит звуковой или световой сигнал, которым управляет капитан или специально определенный им человек. Максимальный лимит времени составляет 1 минуту. Обычно существует запрет отвечать до определенного момента. Если команда нарушает этот запрет, ее ответ на засчитывается и она лишается права отвечать на этот вопрос.
3. Обычно отвечающего назначает капитан, однако в последних «Брейн-рингах» введено правило, согласно которому это делает ведущий игры. Это сделано для того, чтобы повысить значение именно командной игры и повысить роль игроков «второго плана», чтобы они отныне не могли отсидеться за спинами лидеров. Такое решение еще более увеличивает роль ведущего соревнования.
4. В случае, если первая команда отвечает на вопрос неправильно, оставшимся командам может даваться на ответ 10, 20 секунд, или время, оставшееся от минуты на момент ответа первой команды. (Чем больше команд играют одновременно, тем меньшим должен быть лимит времени, остающийся каждой последующей команде. С другой стороны, чем моложе играющие команды, тем этот лимит должен быть больше).
5.Если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос, или было просрочено время, то очко считается не разыгранным. Если в турнире участвует большое количество команд (а лимит времени и вопросов, естественно, ограничен), то вводится правило «накопления очков», то есть не разыгранные очки переходят на следующий вопрос, цена которого, соответственно, возрастает.
6.Если все играющие команды, не отвечают на 3 вопроса подряд, то они дисквалифицируются и им всем засчитывается поражение.
Турниры по Брейн-рингу проводятся либо в групповой форме, когда все команды по жребию или по рейтингу делятся на группы по 3-4 команды и каждая играет с каждой или по «олимпийской системе» (игра на «вылет»). В первом случае обычно разыгрывается определенное количество вопросов (например, 5 или 7) и может быть зафиксирована «ничья», при олимпийской системе игра ведется до победы – кто быстрее наберет определенное количество очков (обычно в отборочных турнирах играют до 3 очков, в финале – до 5 или 6).
«Что? Где? Когда?» Несомненно, что именно эта игра, являющаяся в то же время, наиболее сложной и интересной из всех игр превратила в отечественной практике интеллектуальные игры в самостоятельный вид творческой деятельности и направление в воспитании и развитии школьников и молодежи.
В традиционном телевизионном варианте игры единственная команда соревнуется с командой телезрителей и/или ведущим. В практике клубов интеллектуальных игр «ЧГК» проводится, обычно, в тех случаях, когда соревнуются большое количество команд (более 10). Они отвечают на вопросы письменно.
Основные правила игры:
1. В игре принимают участие команды (традиционное количество участников – шесть).
2. Для ответа на вопрос команде (командам) предоставляется ограниченное количество времени (от 30 с до 1 минуты). В случае, если на вопрос отвечает несколько команд, им дается равное время.
3. Команды могут отвечать письменно или устно. В случае устного ответа его правильность оценивает ведущий. Письменные ответы оценивает компетентное жюри, сравнивая варианты команд, с ответами автора вопроса.
4. Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится «ключевое» слово.
5. В случае, если в ответе команды содержатся более, чем одна версия – он не засчитывается.
6. Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов (в одном туре целесообразно использовать от 12 до 18 вопросов, количество туров зависит от количества и возраста команд, а так же от уровня подготовки команд).
7. Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов. В случае равного количества правильных ответов обычно применяется рейтинг (показатель сложности вопросов, определяемый как разность между общим количеством команд и количеством команд, правильно ответивших на вопросы) или сумма мест, полученных командой в отдельных турах. (Чем меньше сумма мест, тем выше итоговое место). Возможно применение и других способов определения победителей, но нужно помнить о том, что чем проще правила, тем меньше конфликтов.
Основные правила составления вопросов для «Брейн-ринга» и «Что? Где? Когда?» Дискуссии о том, «что такое хороший вопрос», очевидно, будут происходить в рядах членов движения интеллектуальных игр столько времени, сколько будет существовать это движение. Необходимо так же отметить, что и в литературе по педагогической психологии проблема постановки учебно-развивающих вопросов остается практически неразработанной. Поэтому указанные ниже правила составления вопросов (многие из которых основаны на известных общедидактических принципах), естественно, являются примерными:
1. Сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры. (Известный принцип развивающего обучения). В своей работе со школьниками, мы ориентируемся, прежде всего, на объем знаний получаемых в рамках школьной программы. 2. Поскольку среди участников игры могут обязательно есть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов должен быть составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т.п.).
3. В отличие от других видов игр, «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?» развивают в основном понятийное мышление. Фактически, ответ на вопрос, есть восстановление понятия по его признакам. Соответственно, сам вопрос должен, с одной стороны, содержать значимые принципы понятия, а с другой – должен быть составлен таким образом, чтобы исключить попадание под эти признаки любого другого понятия. Иными словами, информации, содержащейся в вопросе должен отвечать только один ответ. «Дуаль» является основанием для снятия вопроса.
4. В хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче, и не требовать сложных фонетических конструкций. Особенно это важно, когда команды отвечают письменно.
5. Хороший вопрос обычно предполагает объединение в себе знаний из разных научных и практических областей знания или, как минимум, из разных разделов программы.
6. В тексте вопроса должны присутствовать как «подсказки», упрощающие поиск искомого ответа, так и «лишняя» информация, которая затрудняет или «затемняет» правильный ответ.
7. Хороший вопрос должен опираться на чувство юмора.
Игра для ребёнка – огромный мир, причём, мир собственноличный, суверенный, где ребёнок может делать всё, что захочет, всё, что ему запрещается взрослыми.
Видимо это и есть путь развития интеллекта детей, а именно этому способствует использование интеллектуальных игр в учебном процессе.
Библиография:
1. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / М.Ю. Бабанский — М., Педагогика, 1989.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В.П. – М., 1989.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии
ребенка / Выготский Л.С. // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Выготский Л. С. — М. 1991.
5. Горький А.М. Полн. собр. соч. В 25 т. / Горький А.М. — М., 1953. Т. 23.
6. Груздев П.Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения / Груздев П.Н. и др. — М., 1949.
7. Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр / Жарков Г. В. – Владимир. 2000.
8. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов / Зубков Т. И. – Екатеринбург, 1993.
9. Красновский Э.А. Активизация учебного познания / Красновский Э.А. // Советская педагогика. – 1989. — №5.
10. Крупская Н.К. Пед. Соч. / Крупская Н.К. — М., 1959.
11. Ламберг Р.Г. О самостоятельной работе учащихся / Ламберг Р.Г. //Советская педагогика. – 1962.- №2.
12. Леонтьев А.М. Педагогическое общение / Леонтьев А.М.– М., 1979.
13. Локк Д. Мысли о воспитании. / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. — М., 1989.
14. Макаренко А.С. Игра. Соч. / Макаренко А.С. — М., 1957.
15. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения / Маркова А.К. и др. — М., 1990.
16. Маркс К., Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Т.20 / Маркс К., Энгельс Ф. – М.,1989.
17. Плеханов Г.В.. Письма без адреса / Плеханов Г.В. — Л.,1967.
18. Сухомлинский В. А. 100 советов учителю / Сухомлинский В.А. – Киев. 1984.
19. Оконь В.А. Введение в общую дидактику / Оконь В.А. – М.,1990.
20. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Шамова Т.И. — М., Педагогика, 1983.
21. Шиллер Ф. Собрание соч.Т. 6 / Шиллер Ф. — М., 1957.
22. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Щукина Г.И. — М., 1979.
23. Эльконин Д. Б. Психология игры / Эльконин Д. Б. – М., 1999.
24. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей / Эльконин Д. Б. // Дошкольное воспитание. — 1966. — №3.
25. Эльконин Д. Б. Изб. пед. труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. — М., 1989.
26. Рожнов В. Е. Игровая терапия / Рожнов В.Е. — Ташкент. 1979.
27. Шмалов С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А.Шмалов. — М.,1994.
28. Пидкасистый П.И. и др. Технология игры в обучении и развитии / Пидкасистый П.И. и др. — М., 1989.
29. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов / Каплунович И.Я. — М. – М., 1988.
30. Назаренкова Г.Н. Коллективное игровое творчество как фактор нравственного воспитания учащихся / Назаренкова Г.Н. — Чебоксары, 1993.
31. Назаренкова Г.Н. Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности / Назаренкова Г.Н. – Чебоксары, 1992.
32. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 1987.
33. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / Кларин М.В. — М.,1994.
Резник Е.А., руководитель клуба интеллектуальных игр