Когда начинать говорить с детьми о деньгах? |
Всем привет! Это MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.
Когда начинать говорить с детьми о деньгах? И о чем говорить?
Специалисты рекомендуют начинать активно говорить с детьми о деньгах примерно с 5-7 лет, когда ребенок учится читать и считать.
С этого возраста необходимо постепенно вводить и объяснять такие понятия и механизмы, как откладывание денег (сбережения), процент, зарабатывание денег и их трата, объяснять разницу между «хотелками» и необходимыми покупками, помогать определяться с будущей профессией, объяснять, что такое предпринимательство, объяснять, как работают заемные деньги, кредитные карты, объяснять как вы делаете выбор в пользу той или иной покупки и т.д.
Для объяснения этих вещей нет лучшего инструмента, чем сами деньги.
Дети и Деньги — Пособие для родителей с любым уровнем финансовой грамотности, для обучения детей всех возрастов, начиная с 4-х лет. От профессионального финансиста в соавторстве с практикующим семейным психологом, автором популярных книг. Смотрите здесь!Карманные деньги
Я большой сторонник использования карманных денег, т.к. это один из самых эффективных способов научить ребенка управлять деньгами, понимать их ценность, учиться на небольших ошибках! Установите правила, что покупаете вы (базовая одежда, еда, транспорт, расходы на школу) и что покупает, частично или полностью, ваш ребенок из карманных денег.
Начинайте с маленьких сумм и платите их раз в неделю, далее по мере взросления и роста потребностей, увеличивайте суммы, но платите их реже. Это научит ребенка рассчитывать и планировать деньги.
Карманные деньги приучат к тому, что деньги всегда даются за что-то и не даются просто за то что «ты моя любимая доченька или сынок». Это будет гораздо более эффективным, чем вы будете говорить детям про то, что деньги не растут на деревьях.
Но увеличение денег должно происходить только с ростом доверия и ответственности, которые ребенок должен заработать.
Также читайте:
Платить ли детям деньги за хорошие оценки в школе или нет?
Карманные Деньги — Руководство для родителей. Сколько, Когда и За Что давать.
Наличные
Я рекомендую начинать общение с использованием наличных, чтобы дети видели, как эти бумажки приходят и что они уходят, когда вы совершаете покупки. Поэтому, если берёте ребенка в магазин, берите с собой наличные, а не карточки.
К тому же, используя карты, вы посылаете детям очень неправильный сигнал – что есть волшебная карта, на которой не заканчиваются деньги и что пользоваться картами (особенно кредитными) – это норма.
В тему: Вся правда об электронных деньгах! Результаты удивительных исследований
Ошибки
Если выданные на неделю карманные деньги были потрачены ребенком за один день, ни в коем случае не восполняйте ему потраченные деньги. Этот урок (недорогой, т.к. суммы очень малы) он должен усвоить сам.
Такэе читайте: 12 уроков, которым должен научить своих детей каждый отец.
Не бойтесь испортить детей деньгами
Не нужно бояться испортить деньгами детей, не деньги делают людей плохими, а люди используют деньги хорошо или плохо. Гораздо хуже будет воспитать тепличного ребенка, который не будет знать, как обращаться с деньгами, и поэтому будет совершать горькие и дорогие ошибки.
В тему: Как воспитать благодарных детей?
Не говорите при детях фразы нищих, вроде:
— «деньги это зло»
— «не всем дано»
— «мы не можем себе это позволить»
— «не все могут быть богатыми»
— «невозможно честно заработать денег»
— «как тратишь деньги, так они и приходят»
— «деньги для того, чтобы их тратить» и пр.
Например, фраза «мы не можем себе это позволить» будет сигналом ребенку, что вы бедные и что состояние семьи небезопасное. Вместо этого скажите «мы можем это купить, но не будем делать этого сейчас, потому что…»
В тему: Всем известные установки и фразы-паразиты, программирующие нас и наших детей на бедность
👋 А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!
С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.
Как поговорить с детьми о деньгах – Развитие ребенка
Рейтинг Советы родителям, которые помогут всесторонне раскрыть детям тему денег и управления ими |
Обучение детей младшего школьного возраста основам управления финансами дает прекрасную возможность научить их контролировать свое финансовое благосостояние и, тем самым, свое дальнейшее будущее. Далее представлены советы о том, как правильно разговаривать с детьми о деньгах.
Почему родители должны говорить со своими детьми о деньгах
- Если вы не расскажите детям о деньгах, это сделает кто-то другой, и вам это, скорее всего, не понравится. Деньги – это сила, и как и сексуальные отношения, это очень провокационная тема для разговора с детьми. Однако они хотят ее обсуждать.
- Современные дети должны знать, как справляться с влиянием нынешней экономики. Они должны уметь откладывать процесс удовлетворения своих желаний и растягивать имеющуюся в наличие денежную сумму, чтобы выживать и процветать, как взрослые.
- Дети слышат о деньгах в школе, дома, по телевидению и в новостях, которые они читают в Интернете и СМИ. Родители их друзей теряют работу, денежные капиталы, а иногда и свои дома, порой все окружение детей служить им примером потерь, так что самое время поговорить об основах правильного понимания всего, что связано с деньгами.
- Родители, которые говорят: «Мы должны сокращать расходы», вызывают у детей больше доверия, так как они слышат об этом от своих друзей и понимают, что в словах родителей есть большая доля правды.
Когда родители должны начать учить детей обращаться с деньгами
- Мы должны учить детей обращаться с деньгами в том же возрасте, когда учим их говорить «пожалуйста» и «спасибо», делиться и чистить зубы. Дети уже в возрасте четырех лет умеют ассоциировать кучку монет с абстрактным понятием «сбережения».
- Раскрывайте подробности финансовой жизни семьи. Когда детям исполнится восемь или девять лет, пусть они присутствуют, когда вы платите по счетам. Берите их с собой, когда у вас появляется возможность проявить умение «экономить», и делитесь информацией о том, как и почему вы экономите, и о том, как нужно готовиться к выходу на пенсию. Показывайте им баланс своего сберегательного счета.
- Вы самый впечатляющий учитель в жизни ребенка, поэтому показывайте пример соответствующего поведения. Ваши дети понимают больше, чем вы думаете, и чем они младше, тем более открыты для ваших идей и объяснений.
- Родители часто боятся говорить с детьми о деньгах, потому что сами не очень уверенно обращаются с ними. Они не считают самих себя экспертами в вопросах финансового управления. Такие родители хотят как можно дольше защищать своих детей и их детскую чистоту и невинность. Часто причина нежелания таких родителей обучать своих детей умению обращаться с деньгами заключается в том, что их собственные родители тоже не делали этого.
Что можно и что нельзя рассказывать детям о деньгах
- Рассказывая детям о текущем финансовом положении, не говорите, что все в порядке, если это не так. Найдите время объяснить им то, что они и так уже поняли (по напряжению в доме и от своих друзей в школе).
- Не лгите. Это снижает доверие ко всему, что мы говорим как родители. Сейчас не время ставить под сомнение детское доверие к нам.
- Не предсказывайте будущее – вы просто этого не умеете. Кроме того, говоря детям, что их взрослая жизнь будет очень тяжелой, вы можете накликать что-то плохое (по сути, запрограммировать им непростую жизнь).
- Не молчите. Наблюдая за нашими действиями, дети видят, что что-то происходит, и пытаются понять, что же происходит на самом деле. Поговорите с ними и расставьте все точки над «і».
- Покупать ребенку все, что он хочет, очень вредно для него, а предоставлять ребенку все, что ему нужно, – полезно. Обучение детей тому, как нужно помогать родителям зарабатывать деньги и оплачивать все, в чем они действительно нуждаются, – бесценная наука!
- Введите в семье принцип денежного вознаграждения детей и выплачивайте его вовремя копейка в копейку, так вы научите детей жить по средствам.
- Денежное вознаграждение детей должно покрывать некоторые расходы, которые вы до этого покрывали самостоятельно. Пусть дети учатся сами управлять своими деньгами и познают, что значит иметь в кармане лишь ограниченную сумму денег, которая не возвращается, когда ее потратишь.
- Денежное вознаграждение детей – это ворота к бюджетированию. Предоставляйте детям больше своего времени, таланта и внимания. Ведь это то, что они действительно хотят.
Ошибки, которые совершают родители, разговаривая с детьми о деньгах
- Родители думают, что они могут контролировать жизнь своих детей, контролируя их финансовые потоки.
- Не рассказывают своим детям – с помощью денежного вознаграждения, например, как хорошо быть финансово независимым от родителей.
- Учат детей только тому, как тратить деньги. Не показывают детям, как нужно экономить, жертвовать на благотворительность и инвестировать.
- Скрывают от детей свои ошибки, допущенные при управлении финансами. Признание финансовых ошибок дает родителям возможность научить детей тому, как нужно исправлять такие ошибки.
Как говорить с детьми об экономической ситуации
- Поговорите о деньгах за ужином. Так как вы едите больше, старайтесь, чтобы вы все ели одновременно, чтобы каждый член семьи мог и говорить, и слушать. Вы должны понимать, какая информация уже известна детям. Спросите детей, говорят ли они о деньгах в школе. Поднимают ли эту тему учителя? Говорят ли одноклассники о финансовых проблемах дома? Используйте эти вопросы, чтобы непосредственно перейти к дискуссии о вашей семье и деньгах.
- Объясняйте нехватку денег в семье конкретными терминами. Дети не очень хорошо понимают абстрактные концепции, поэтому объясняйте, что значит снижение доходов в семье для их повседневной жизни. Означает ли это снижение расходов на продукты? Да. Означает ли это, что они будут ложиться спать голодными? Наверное, нет. Означает ли это, что семья не сможет поехать в отпуск в этом году? Может быть. Как насчет увлечений, спорта и праздников? На эти расходы будет выделяться меньше денег? Может быть. Дети, особенно малыши, хотят знать, что произойдет с их комнатой, их кошкой или собакой, их друзьями. Объясняйте, как может измениться их жизнь, но делайте при этом важный акцент – то, что вы всегда будете оставаться рядом с ними, не изменится никогда.
Необходимо успокоить детей и дать им чувство защищенности
- Напишите своим детям письмо. Если вам неудобно говорить о том, что происходит с вашими финансами, напишите своим детям письмо. Изложите в нем все факты и оставьте на пару дней. Затем вернитесь к письму, отредактируйте то, что считаете нужным оставить, и избавьтесь от того, что считаете лишним. Письмо не нужно отправлять или давать читать детям. Это ваша репетиция перед разговором с ними.
- Контролируйте расходы с помощью списков. Попросите всех членов семьи составить списки того, что им необходимо, и того, что они хотят. Обдумайте способы, как вся семья может помочь удовлетворить эти потребности и желания. Сначала необходимо удовлетворить потребности, а потом желания. Составьте план действий всей семьи. Если это любимый вид отдыха на каникулах, подумайте вместе, какой вклад может внести каждый член семьи, чтобы каникулы все же состоялись. Маленькие дети могут использовать свое время и талант, чтобы начать свой бизнес: выгуливать соседских собак, расчищать снег, сгребать сухие листья. Позволяя своему ребенку мыслить творчески и вносить свой вклад в реализацию плана действий семьи, вы сделаете отпуск совершенно новым, может быть, даже более желанным временем, проведенным вместе.
- Начните выдавать денежное вознаграждение. Установите для детей реалистичное денежное пособие, которое будет покрывать их определенные расходы, такие как на одежду, спорт, обед в школе, бензин (если у вас есть машина, на которой вы отвозите ребенка в школу и на кружки), страхование автомобиля. Денежное вознаграждение – это первый шаг на пути к бюджетированию и умению брать на себя личную ответственность за собственные деньги. Денежное вознаграждение позволяет вашему ребенку контролировать некоторые (свои) расходы, и такой контроль будет играть важную роль в поддержке ребенка, который беспокоится о деньгах.
Привлечение детей к экономии денег
В эти очень неопределенные экономические времена, если вы сами чувствуете, что не можете контролировать финансовую ситуацию вашей семьи, представьте, что чувствуют ваши дети. Изобилие – это, возможно, все, что они видели со дня своего рождения. Чтобы помочь им (и вам) выживать и процветать в новой экономике, далее представлены несколько полезных советов об экономии денежных средств, которые научат детей тому, как жить богаче, а тратить меньше.
- Делайте покупки при наличии списка. Собираетесь ли вы в торговый центр или продуктовый магазин, делайте покупки при наличии списка. Покупайте только то, что есть в вашем списке. Пусть ваши дети составят список того, что они хотят и что им нужно. Потребности всегда должны стоять в верхней части списка, а желательные вещи не приобретаются, пока не удовлетворены все потребности.
- Ходите за покупками только с наличными деньгами. Лучший способ избежать дополнительных трат – это использовать наличные деньги. Дети не понимают значение слова «кредит», пока не узнают, что, когда деньги потрачены, они потрачены навсегда. Покажите пример, пользуясь наличными деньгами. Когда вы используете наличные деньги, то не сможете потратить больше, чем у вас есть, при условии, что вы не снимаете наличные с кредитной карточки (оставьте ее дома, дабы избежать соблазна)!
- Наводите порядок в шкафах. Детям нужно напоминать, что у них уже есть. Они часто забывают об имеющихся вещах, и при уборке в шкафах можно отыскать давние сокровища, которые можно снова использовать, а не покупать новые. Новое – это хорошо забытое старое, так ведь?
- Обменивайтесь чем-либо. Поощряйте детей обмениваться джинсами и аккуратно ношеной одеждой, спортивными снарядами и другими принадлежностями с друзьями. Вместо поездки в торговый центр проведите дома вечеринку по обмену.
- Используйте библиотеку. Ведь это место, где книгами, видео и журналами можно пользоваться бесплатно. Пусть дети крутят педали своих велосипедов или садятся в автобус и посещают местную библиотеку один раз в неделю, чтобы получить все желаемые развлечения бесплатно.
- Не питайтесь вне дома. Готовьте пищу всей семьей. Это интересно и гораздо дешевле. Дети при этом учатся кулинарному искусству, а семьи получают прекрасную возможность провести время вместе.
- Выключайте свет. Назначьте младшим детям задание проверять, не горят ли лампочки в пустых комнатах.
- Работа. Если доход семьи недостаточен, подросток может получать то, что он хочет, и то, что ему необходимо, зарабатывая собственные деньги. Рассмотрите возможность обратиться к детям с просьбой вносить часть своих доходов в качестве вклада в семейный бюджет. Когда дети зарабатывают собственные деньги, они смотрят на наличные другими глазами.
- Следите за сбережениями. Важно показать детям, что советы об экономии средств – это важная часть жизни семьи. Посчитайте сбережения и отложите одну часть на погашение семейного долга, а другую часть на счет семьи, который можно использовать для удовольствий, например, периодических ужинов в ресторанах или походов в кино.
Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 2 оценок.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
05.02.2016
Что ребенок должен знать о деньгах, или основы финансового воспитания
Если у вас есть дети, то вы наверняка стараетесь чаще баловать их, окружаете заботой и любовью. Однако такой подход не совсем верен. Особенно если смотреть с долгосрочно-финансовой точки зрения. Ведь во взрослом мире правят деньги. И денежные отношения порой бывают опасными, полными коварства и жестокости. По этой причине родители должны так воспитать своих отпрысков, чтобы они знали правила взаимодействия с деньгами, чтобы выросли победителями в денежной игре, а не проигравшими. Что ребенок должен знать о деньгах? Когда начинать финансовое воспитание? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Вопросы, рассмотренные в материале:
Что ребенок должен знать о деньгах
Помните знаменитый детский стишок про муху, которая по полю пошла и денежку нашла. Заканчивается он так: «Пошла муха на базар и купила самовар». Но каждый ли малыш осознает, что собой представляют деньги?
В нашей стране к деньгам всегда относились с осторожностью, а говорить о них на людях было неприлично. Во времена СССР уважительное отношение к деньгам считалось моветоном. Каждый ребенок должен был знать о деньгах лишь то, что обсуждать этот вопрос нехорошо. Однако считалось нормальным на любую детскую просьбу, считавшуюся капризом, отвечать, что в семье нет средств на новую игрушку или сладости.
Сейчас в России стали по-другому относиться к деньгам. Это слово перестало быть запретным, и его можно часто услышать в быту. Поэтому опыт родителей в денежном воспитании необходимо скорректировать. Мамы и папы должны действовать так, чтобы у их малыша сложилось верное отношение к деньгам. Прежде чем ответить на вопрос, что ребенок должен знать о деньгах, определимся с важными нюансами.
Прежде всего, денежные единицы — это не просто бумажки. До трехлетнего возраста дети не осознают, какую ценность представляют финансы. Малыши думают, что деньги — это просто разноцветные билетики, которые можно отдать, получив взамен сладости или куклу. Следует донести до них, что монетки — не обычные металлические кружочки. Деньги не получится сделать своими руками или попросить у волшебной феи. Храниться они обязаны в кошельке или копилке, относиться к ним нужно бережно, не бросать, не разрывать и не выбрасывать.
У малыша должно сформироваться бережное отношение к деньгам, он должен складывать их в одно место. Что еще ребенок должен знать о деньгах? Конечно же то, что их необходимо зарабатывать. Он не должен думать, что деньги находятся в волшебной коробочке, откуда родители просто достают их. Не имеет значения, где вы храните деньги, главное, чтобы ваш отпрыск понимал, что мама и папа много работают, чтобы их получить.
Затем ребенок должен знать о деньгах то, что их может быть недостаточно или вообще не быть. В этом случае придется экономить: не покупать машинки, конфеты, не ходить в детские развлекательные центры. Поговорите с дошкольником, чтобы решить, от чего можно отказаться, чтобы избежать лишних трат. Например, можно сходить в парк на прогулку, при этом не покупать дорогостоящие игрушки (их он получит попозже). Научите малыша совместно планировать бюджет, выставляя правильные приоритеты.
Кроме того, сыну или дочке необходимо пояснить, что такое бюджет вашей семьи. Конечно, это может быть сложно для понимания, но ваш отпрыск должен знать, что бюджет тратится и на него тоже, а ведь деньги ограничены в своем количестве.
Конечно, вы можете потратить чуть больше, чем планировалось. Однако не рекомендуется всегда идти на поводу у детей. Поговорите с ними и донесите, что кроме их желаний (еще один пистолетик, ненужная игрушечная лошадка) есть семейные траты, например покупка продуктов питания. Ребенок должен знать о деньгах то, что вы не будете покупать все, что ему захочется. Но можно выбрать одну игрушку, о которой он мечтает. Именно эту вещь родители смогут подарить на праздник в ближайшее время.
Когда говорить с ребенком о деньгах
Чтобы дети научились обращаться с деньгами, недостаточно один раз поговорить с ними. Вы должны подтверждать свои слова реальными ситуациями, взятыми из жизни. Пусть они учатся на практике, действуя самостоятельно. Воспользуйтесь следующими рекомендациям о том, как рассказать малышу о финансах.
- После вручения подарка
Чтобы не испортить настроение вашему отпрыску, не стоит сразу после вручения подарка донимать его серьезными беседами. Подождите немного, а затем объясните ему, как лучше поступить. Ведь презенты на праздники или день рождения — отличный повод, чтобы показать, как можно сэкономить. Ваш мальчик (или девочка) получил долгожданный подарок, а это значит, что можно воздержаться от лишних трат. Особенно если ему подарили денежные средства. Расскажите, как можно распланировать денежные траты, что купить, чтобы сэкономить, и вообще, для чего это нужно.
- Во время совершения покупок
Возьмите свою дочь и сына в супермаркет. Они должны знать, как составляется семейный бюджет.
Пусть дети увидят, что цены на разные предметы отличаются. Попросите их помочь вам найти товар с наиболее низкой ценой, чтобы сэкономить.
- В процессе пользования банкоматом
Дети уверены, что банкомат — это чудесная коробка, которая дает деньги, если ввести особый пароль. В реальности все обстоит совсем по-другому. Объясните им, что собой представляет банкомат, как с ним обращаться. Так они поймут, что сначала следует заработать деньги, экономить их, правильно выбирая то, на что можно потратить средства.
- При оплате счетов
Наверняка вы платите за квартиру без детей. Но попробуйте взять их с собой, расскажите, что за свет, тепло и воду вы отдаете деньги. Поговорите о том, что мама с папой работают, чтобы ваша семья могла комфортно жить в теплой квартире со всеми удобствами.
Объясните отпрыску, как он может помочь вам сэкономить на счетах. К примеру, не оставлять свет включенным в комнате, когда там никого нет. Ведь сэкономленные деньги можно будет потратить на семейные развлечения.
Ребенок должен знать о деньгах все с самого раннего возраста. Обладая полной информацией, он сможет применять эти знания во взрослой жизни.
Как научить ребенка правильно относиться к деньгам
Каждый наблюдал ситуацию, когда малыш просит купить ему игрушку или сладости, закатывает истерики, если родители отказывают. Даже если у мамы с папой нет денег, он не может смириться с этим фактом. Это значит, что малыш не осознает, как родители зарабатывают на жизнь.
Дети не понимают истинную ценность и цену, которыми обладают деньги. Существует множество книг, где описывается, что ребенок должен знать о деньгах. Однако приведенные там советы и рекомендации не универсальные и не подойдут для всех случаев. Попытаемся сформировать теоретический краткий курс обучения ценности денег. Итак, что необходимо сделать, чтобы малыш перестал считать, что деньги можно взять в банкомате в любую минуту, как только захочется?
- В каком возрасте ребенок должен узнать о деньгах?
Лучше всего начать приобщать малыша к финансовым отношениям, как только он начнет говорить. Когда он спросит вас, куда папа и мама уходят по утрам, объясните ему, что каждый человек должен работать. Именно работа позволяет получить деньги, на которые можно приобретать пищу и все необходимое. Придя с работы, позовите детей и покажите им, сколько вы заработали за день. Сосчитайте всей семьей, какая сумма получилась, и подумайте, что можно будет купить на эти деньги.
- Как показать ценность денег?
Отчасти ответ на этот вопрос содержится в первом пункте. Хотя на самом деле о стоимости денег лучше рассказать малышу, когда ему исполнится четыре-пять лет. В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к игрушкам. Необходимо сразу же показать, что не каждый детский каприз будет исполнен. Если же вы пойдете на поводу, тогда будет практически невозможно убедить малыша, что «сегодня мы не будем покупать очередную игрушку». Кроме того, если вы будете всегда потакать отпрыску, он не научится считать деньги ценностью, не станет бережно относиться к подаренным игрушкам, ведь можно же купить новые.
Придерживайтесь совета: отключите эмоции и рассуждайте трезво. Вспомните, что говорилось в первом пункте: нужно посчитать, сколько денег родители заработали за один день и как можно их потратить. Пусть малыш решает сам, что он хочет больше: поужинать или получить очередную игрушку, ведь денег хватит на что-то одно.
- Как дети могут зарабатывать?
Конечно, именно мама с папой обеспечивают семью. Но ваши дети также могут зарабатывать деньги помимо тех средств, что вы готовы потратить на их нужды. Вы можете платить детям за то, что они помогают убираться по дому. Причем практиковать это можно уже с 5–7 летнего возраста. Так дошкольник будет оптимально подготовлен к школе, когда вы начнете давать ему деньги на личные расходы.
Правильный подход в воспитании — с самого детства показать детям, что если они делают что-то хорошее (работа), то за это они получают бонус — деньги. Потратить их они могут на то, что захотят. Но есть один важный нюанс: донесите до них, что есть обязанности, которые они выполняют безвозмездно, точно так же, как поступают и взрослые.
К примеру, не стоит давать детям деньги за то, что они прибрались в детской. Однако можно материально вознаградить их труд, если они захотят помочь с уборкой по дому, то есть выполнят не только свои прямые обязанности.
Сложнее всего для взрослых — составить перечень работы, за которую сын или дочка могут получить деньги, а также установить размер денежного вознаграждения, наибольшую выдаваемую сумму, например, за неделю. Можно согласовать с детьми такие условия, при которых деньги за их домашний труд будут выдаваться, к примеру, каждое воскресенье.
- Что ребенок должен знать о деньгах и тратах?
Как только ваш отпрыск начнет за свою «работу» получать материальное вознаграждение, еще раз поговорите с ним о том, что собой представляют деньги и почему они так ценятся. Разрешите ему самостоятельно тратить заработанные суммы. Но он должен знать, что если заработанное за неделю будет потрачено за один день, придется экономить до следующей «зарплаты», которую вы выдадите, например, в воскресенье.
Конечно, есть возможность занять деньги в счет будущей заработной платы. Не забудьте при этом вычесть из зарплаты одолженную сумму. Конечно, в теории это легко осуществить, но в реальности родители не всегда выдерживают, ведь здесь важно проявить железную силу воли.
- Деньги на крупные приобретения.
Дети должны не только знать, как правильно тратить деньги, но и уметь планировать траты на крупные покупки. После того как малыш разберется в том, как зарабатывают и как тратят деньги, он поймет их истинную ценность. Следовательно, он будет осознавать, что произойдет, если траты будут больше, чем доходы. Когда отпрыск будет знать ценность денег, он поймет и то, что крупные покупки стоят больше, чем «зарабатывает» шестилетний малыш за весь месяц. Но ведь новый конструктор или крупная игра — желанное приобретение, что делать в этом случае?
Есть 3 решения в этой ситуации:
— Мама и папа добавляют деньги, чтобы можно было купить крупную вещь.
— Дети берут в долг у родителей, а затем каждый месяц отдают часть от заработанной суммы.
— Родители считают вместе с детьми, сколько времени придется копить, чтобы получилась сумма, необходимая на покупку крупной вещи.
- Что делать с остатком?
Итак, ваши дети уже знают, что будет, если потратить сразу все деньги. Также они понимают, что нужно делать, чтобы купить дорогостоящую игрушку или вещь. Что еще ребенок должен знать о деньгах? На этом этапе стоит объяснить ему, что такое экономия.
Обучение лучше провести в супермаркете, когда вы закупаетесь всей семьей. Малыш должен знать, что приобретать большую пачку стирального порошка со скидкой выгоднее (или, например, большую упаковку губок для мытья посуды). Проведите подсчеты, во сколько бы обошлась вам эта покупка без скидки.
Все взрослые выбирают товары со скидками, на которых есть желтый ценник. Дети должны знать, почему покупать, например, молоко по акции выгоднее. Благодаря такой экономии ваша семья потратить меньшую сумму, чем планировалось. А это значит, что образуется остаток, который можно потратить, как захотите: оставить на будущее либо купить какую-то вещь, чтобы порадовать себя. Ваши дети должны знать это, ведь снизив расходы, можно потратить оставшиеся деньги на другие необходимые вещи или игрушки.
- Пусть дети берут с вас пример.
Не имеет смысла рассказывать ребенку все, что он должен знать о деньгах, если папа с мамой сами не придерживаются определенных финансовых правил. Поэтому до того, как вы начнете разговор с детьми о финансах, подумайте, подтверждаете ли вы свои слова реальными поступками. В случае, когда дети видят, что родители не понимают ценности денег, тратят их впустую, то уроки, что вы преподносите, не будут усвоены. Итогом такого воспитания может стать то, что ребенок не будет знать, что такое деньги, и как с ними обращаться.
Что должны знать дети о семейных финансах
Для начала определитесь, будете ли вы говорить с детьми о деньгах. Ни в коем случае не допускайте ситуаций, в которых они видят, как мама с папой ссорятся из-за денег, обвиняя друг друга в растратах семейного бюджета или недостаточном заработке.
Приобщать детей к финансовым вопросам можно только после того, как родители договорятся между собой. Когда малышу 2 года, все, что он должен знать о деньгах, — это то, что отец каждый день ходит на работу, трудится и получает деньги, покупает еду и игрушки.
Когда малышу исполнится 3 года, он осознает, что у родителей может не быть с собой денег сегодня и новую игрушку ему не купят прямо сейчас. Но, возможно, через несколько дней можно будет вернуться в магазин и получить долгожданный подарок.
К четырем годам ваш сын или дочка уже способны осознать, что для покупки дорогостоящей вещи нужно подождать, пока накопится требуемая сумма. В 5 лет ребенок осваивает основы счета. Поэтому, составляя перечень всего, что нужно купить, попросите его помочь вам. Пусть в этом списке будут полезные лакомства для вашего малыша. Дети должны знать, что родители не только прекрасно руководят семейным бюджетом, но и всегда помнят про то, в чем нуждается маленький ребенок, например, в полезных фруктах и вкусном мороженом.
С каждым годом дети все яснее осознают, что во взрослой жизни материальная сторона играет ключевую роль. Нельзя допускать того, чтобы они видели, как мама с папой обсуждают, что не смогут прокормить еще одного ребенка.
Серьезные вопросы, например, о покупке нового жилища или автомобиля, о необходимости взять кредит и тому подобное, не следует обсуждать с ребенком. Ваших детей должны касаться только элементарные денежные вопросы, недопустимо перекладывать финансовую ответственность на маленького человека.
Должны ли дети участвовать в формировании бюджета вашей семьи? Конечно, финансовые споры не должны касаться ребенка. Но некоторые вопросы можно решать всем вместе. Как только старшие пришли к консенсусу о крупных семейных тратах, можно позвать ребенка. Например, чтобы подумать, куда отправиться на выходные — в горы или поплавать на надувных лодках. Спросите, какой вариант ему больше нравится. Планируете приобрести презенты для ваших малышей на праздник? Спросите, что бы они больше хотели: пару игрушечных машинок или машинку и конструктор, чтобы играть с ними по очереди?
Немного о карманных деньгах
Что ребенок должен знать о карманных деньгах, и как ему с ними обращаться? Найти ответ на эти вопросы непросто. Так, дети могут заработать деньги, сделав что-то полезное по дому. Но также и папа с мамой могут дать деньги на личные расходы. Стоит ли давать карманные деньги?
Многие считают, что делать так нельзя, потому что:
- это бессмысленно, ведь дети не способны разумно потратить деньги, только взрослые могут совершать покупки;
- если уделять финансам повышенное внимание, можно вырастить жадного и алчного человека;
- когда детям постоянно дают деньги, они капризничают, становятся избалованными и несдержанными в желаниях. Так как они получают деньги просто так, то ценить то, что дают родители, не будут;
- иметь карманные деньги небезопасно — остальные дети будут завидовать, отберут деньги или даже побьют ребенка.
Но некоторые родители уверены, что карманные деньги — это хорошо, потому что:
- они позволяют почувствовать себя взрослым человеком – ведь у других есть деньги: у родителей, старшей сестры, у друзей;
- ребенок сможет планировать траты, управлять имеющимися деньгами. Даже если он ошибется, ничего страшного, ведь за ним присматривают мама с папой, а выдаваемая сумма небольшая. Ребенок будет знать причинно-следственные связи и не станет рисковать, когда вырастет;
- когда карманных денег нет, школьник начнет завидовать одноклассникам, которым родители дают деньги на мелкие расходы, станет жадным, будет думать, что деньги — это главное в жизни, может начать воровать.
- как только ребенок попросит, несмотря на то что вы договорились с ним делать выплаты, к примеру, только по воскресеньям;
- в качестве награды за хорошее поведение, помощь взрослым;
- регулярно в установленном размере, без учета просьб и непредвиденных ситуаций;
- регулярно при соблюдении одного условия — ребенок должен знать о деньгах все и тратить их разумно.
Взвесив все плюсы и минусы, не стоит торопиться с решением и отказывать ребенку в карманных деньгах. Ведь все дети разные, необходимо учитывать их особенности, прежде чем выносить решение.
Однако в случае, когда вы готовы давать детям карманные деньги, в каком возрасте следует делать это? Здесь мнения расходятся: кто-то уверен, что денежные средства должны быть у ребенка с того времени, как он научится считать, другие же полагают, что деньги можно давать только школьникам. Однако задумайтесь, обычно именно в школе ребенок учится счету.
Но если ваш малыш еще не ходит в школу, как понять, что ему можно доверить небольшую сумму? Отправьте его за хлебом, посмотрите, взял ли он сдачу, способен ли посчитать, сколько вы ему дали и хватит ли этой суммы на покупку?
Не уверены в его силах? Тогда он должен знать, по какой причине вы не даете ему карманные деньги. Объясните, что он должен научиться считать деньги, только тогда вы измените свое решение. Понятно, что как только вы начнете давать ему карманные деньги, его задачи по дому станут сложнее. Например, чем старше ребенок становится, тем большую сумму можно давать ему, однако параллельно с этим должны увеличиваться и его обязанности по дому.
Какой размер у выдаваемой суммы должен быть? Ее величина напрямую зависит от вашего дохода. Не расстраивайтесь, если у вас нет возможности дать школьнику столько, сколько получают его друзья.
Объясните ему, что сейчас вы можете позволить только такую сумму. Сын или дочь настаивает, чтобы вы увеличили сумму? Тогда проведите совместный подсчет бюджета. Вполне вероятно, что через пару месяцев у вас появится возможность давать больше (например, когда вы погасите кредит, купите новую машину). Установите реальный срок и обязательно сдержите свое слово.
Бывают ситуации, когда с достатком у родителей все в порядке. Как быть в таком случае? Подходите к определению оптимальной суммы рационально. Не стоит увеличивать количество карманных денег, даже если ваши доходы непрерывно растут.
Эксперты единогласно считают, что карманные деньги следует выдавать с определенной периодичностью. Например, малышам — один раз в 7 дней, тем, кто постарше — один раз в месяц.
Когда ребенок знает о деньгах все что нужно и вы решили предоставить ему средства на личные расходы, как лучше всего сделать это? Существует четыре способа предоставления карманных средств, но только один из них признан наилучшим:
Очевидно, что именно четвертый способ предоставления карманных денег самый лучший. При этом важно соблюдение условий: на что будут потрачены деньги (на тетрадки, лакомства, игрушки), на что тратить деньги запрещено (пиво, сигареты и тому подобное). Также следует обговорить, что даже если дети нарушат какие-либо правила, карманные деньги им все равно дадут, но они должны будут помогать родителям по дому.
Распространенные ошибки, которые допускают родители в финансовом воспитании ребенка
С младшего возраста ребенок должен знать о деньгах практически все. Не рекомендуется отказывать детям в карманных деньгах, отслеживать все траты и подкупать малыша, чтобы он выполнял свои домашние обязанности. Далее приведены основные ошибки в воспитании у детей правильного отношения к деньгам.
- О финансах нельзя говорить
Некоторые мамы и папы считают, что деньги — запретная тема для детей и знать о них не нужно. Дети не участвуют в планировании семейного бюджета. Как следствие — они не понимают, для чего нужны деньги, а став взрослыми, не смогут управлять своими средствами. Ребенок должен участвовать в составлении месячного бюджета. Только так ваш сын или дочь будут понимать, как правильно распоряжаться деньгами, вырастут финансово грамотными людьми.
- Детям не выдают карманные деньги
Управляя карманными деньгами, можно стать самостоятельным. Начиная с шестилетнего возраста каждую неделю (или раз в месяц) предоставляйте отпрыску небольшое количество денег, потратить которые он сможет на свои нужды. Взрослея, ребенок научится рационально тратить, например, начнет платить за Internet, купит подарок на Новый год.
- Деньги как поощрение за хорошее поведение
Стимулировать деньгами — не лучшая идея, не важно, даете вы их за пятерки или за то, что дети хорошо себя ведут.
Дети ходят в школу, чтобы получить знания, но это не работа, за которую должны платить зарплату. Все, что требуется от школьника, это хорошо учиться. Поощрять его к получению новых знаний следует без использования финансового вознаграждения. За отличную учебу лучше подарите сыну или дочери новый ноутбук или отправьте на интересную экскурсию по историческому месту.
- Оплачиваемая работа по дому.
Не стоит выплачивать деньги просто за то, что отпрыск прибрался в своей комнате или покормил кошку. Дело в том, что спустя определенное время дети станут требовать оплату любых своих действий. Но разве мама получает зарплату за то, что готовит обед? И папе никто не платит за то, что он починил сломанный телевизор. Ребенок должен понимать, что он — такой же член семьи и у него есть свои обязанности. Если он сходил в магазин или забрал младшую сестру из детского сада, придумайте другую награду, не связанную с финансами.
- Тотальный контроль.
Не отчитывайте сына или дочь за растрату карманных денег. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок знал все о деньгах и правильно их тратил. Но таким поведением вы только покажете детям, что деньгами все равно распоряжаются взрослые. Действуя подобным образом, вы вырастите неуверенного в себе человека, который боится, что он ошибется и вызовет родительский гнев.
Будьте готовы к тому, что первые покупки ваших детей будут неудачными. Но опытным путем можно научиться управлять финансами.
- Бесконтрольные траты.
Все, что должен знать ребенок о деньгах, родители ему рассказали. Но все же стоит помогать детям в финансовых вопросах. Если потребуется, дайте дельный совет, обговорите, что можно делать с деньгами, сколько брать с собой. Дети должны знать, что необходимо держать втайне от одноклассников точную сумму, не играть и не спорить на деньги. Если ребенок мечтает о дорогой игрушке, посоветуйте ему, как быстрее накопить нужную сумму.
- Деньги как мера всего.
Правильно расставляйте приоритеты, не забывая о духовных качествах. Ведь даже богатый человек, у которого есть все, не всемогущ.
Ценность человека не определяется количеством денег, что у него есть. Ребенок должен знать не только о деньгах, но и о нематериальных ценностях. Подарите ему книгу или покажите кинофильм на тему дружбы, любви, милосердия.
- Конфискация зарплаты.
Нередко в 14-15 лет дети начинают подрабатывать во время летних каникул. Ни в коем случае не забирайте заработанные деньги. Предложите подростку купить что-то вкусное для семьи или попросите его оплатить 50 % стоимости билетов во время совместного похода в кинотеатр. Помните, что половина заработанного должна быть у подростка, чтобы он мог потратить денежные средства на свои нужды. Расскажите ему о том, как можно приумножить имеющуюся сумму. К примеру, положить часть зарплаты на счет в банке.
- Выбирать профессию, где больше платят.
Есть огромное число профессий, в которых отсутствует продвижение по карьерной лестнице, а заработная плата невысокая. Но в подростковом возрасте ребенок должен ориентироваться на то, что ему больше нравится. Даже если родители не в восторге от принятого решения, важно уважать его мнение.
Поговорите о том, что он планирует делать через 2-3 года. Кем бы он хотел работать после окончания университета, к чему он стремится? Покажите на своем примере, как вы выбирали профессию, как продвигались по службе, какие достижения у вас были. Так вы сможете убедить ребенка поступить тем или иным образом.
Не бойтесь говорить с детьми о деньгах
Всероссийская неделя сбережений, прошедшая во всех регионах страны в ноябре и сфокусированная на теме цифровизации финансовых услуг, в очередной раз актуализировала тему отношения современных детей к деньгам.
Лилия Богуцкая
Эксперты неоднократно повторяли: детей и молодежь нужно учить обращаться с деньгами, причем крайне важно делать упор на критическое отношение к тем возможностям, которые дает цифровизация. Ведь подрастающие поколения несравнимо лучше старших ориентируются в современных технологиях, но зачастую они напрочь лишены «чувствительности» к различным сомнительным финансовым инструментам и схемам заработка, которые бесконтрольно предлагаются в Интернете.
Об определяющей роли семьи в этом плане мы сегодня беседуем с психологом, сертифицированным специалистом по детско-родительским отношениям из Ставрополя Лилией Богуцкой.
– О финансовой грамотности с каждым годом говорится все больше, и причем в фокусе внимания зачастую как раз подрастающие поколения. С точки зрения психолога, это действительно так актуально для современных детей? Или, может быть, просто модно?
– Сейчас финансовая грамотность – это совершенно не дань моде, а набор чисто прикладных базовых знаний, которые позволяют лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире, оперативнее принимать решения и прогнозировать последствия своих действий. Ведь речь в данном случае идет не о банальной семейной экономии или подсчетах выгодных скидок, а о разумном использовании такого ресурса, как деньги, о развитии бизнес-мышления и т. д.
И массивный запрос на получение таких знаний поступает как раз от взрослых, которые сигнализируют: «мы не умеем, научите нас и наших детей». Жизнь уже давно не является такой предсказуемой, как раньше, когда все понимание финансовой грамотности, по сути, сводилось к распределению трат в рамках фиксированной родительской зарплаты. И дети тогда были совершенно освобождены от этих забот. Более того, во многих семьях даже существовало табу на обсуждение денег.
Как показывает практика, впоследствии это нередко оборачивается полным неумением распоряжаться деньгами и заботиться о собственном будущем. Вот вчерашний ребенок, который в семье был далек от решения материальных вопросов и не совершал ошибок, попадая в «большой мир», тратит первые заработки на все подряд, на удовлетворение сиюминутных запросов. И он искренне не понимает, почему денег не хватает, как жить в пределах имеющихся возможностей, но при этом вкладываться и в завтрашний день…
– То есть детский опыт первых трат и первых накоплений может иметь такое серьезное значение… Тогда вопрос о том, когда уместно начинать разговаривать с ребенком о деньгах?
– Не бойтесь говорить с детьми о деньгах, в том числе и о сложностях, связанных с их получением, и о том, что их платят за хорошо сделанную работу. Есть такой классический возраст семи лет, когда ребенок на примере небольших карманных денег уже должен в общих чертах понимать, откуда берутся деньги и как они тратятся. А к 14 годам он уже вполне может участвовать в процессе оплаты части своих расходов. Например, на мобильную связь. Есть стандартная плата по тарифу, которую ежемесячно вносят родители, а вот все, что было потрачено сверх лимита, оплачивает подросток из своих карманных денег. Есть вариант – из них же выделять что-то на праздничные подарки своим друзьям.
Такие схемы как раз дают возможность начинать планировать свои финансы, анализировать их потоки. Но самое главное, деньги здесь выступают инструментом для того, чтобы научить ребенка быть ответственным и самостоятельным.
Что касается малышей, то здесь в ход идут обсуждения покупок, списки и переговоры. Поверьте, если это делать регулярно и правильно, давать возможность принятия решений, дети будут слышать взрослого. Например, с ребенком 4 – 5 лет можно ходить в магазин с заранее составленным списком, пусть даже в картинках, где будет заложена какая-то его «хотелка» – конфета, определенная игрушка… Мы знаем, маркетинг выстроен таким образом, что ребенок обязательно чего-то захочет, возможно, и не из списка. И тут мы уже имеем инструмент для того, чтобы договориться: хочешь это, но тогда не берем конфету из списка, которую ты хотел. Аналогичным образом начинаем закладывать и такие понятия, как дорого и дешево.
– Что-то всегда будет оказываться не по карману родителям. Не получится ли тогда еще в раннем детстве разделить мир на богатых и бедных?
– Такие категории лучше не использовать. Обреченности при разговорах с детьми о деньгах быть не должно. При этом четко и твердо проговариваем: есть то, что мы можем позволить себе купить сейчас, а другое может быть куплено позже. Также объясняем, что часть покупок является необходимой (опять же с учетом каких-то небольших «хотелок» ребенка), а есть и такие вещи, которые покупать необязательно.
А вот разделение на бедных и богатых чревато повышенным интересом ребенка к деньгам, а то и зависимостью от них.
– Когда речь заходит о карманных деньгах, то возникает вопрос уместности родительского контроля. Некоторым очень сложно сдержаться, когда видят, что ребенок тратит деньги на очевидную чепуху.
– Учить тому, что человек вправе самостоятельно распоряжаться своими вещами, начинаем уже двух-трехлеток. И это тоже в своем роде азы финансовой грамотности. Должно формироваться здоровое отношение к собственности.
Соответственно, если вы дали ребенку деньги и разрешили их потратить, то тут одно правило. Он может распоряжаться ими на свое усмотрение, родители должны это просто принять. Запрет возможен только в случаях, когда траты небезопасны для здоровья и жизни. Например, покупаются агрессивные компьютерные игры не по возрасту, много чипсов, вредных напитков и т. д.
Понятно стремление родителей подсказать (а то и жестко настоять), как лучше. Но с психологической точки зрения здесь экологичнее просто поделиться своим видением ситуации. Мол, не купишь сейчас 25-й конструктор, зато потом в отпуске потратишь деньги на развлечения в парке аттракционов. Прислушается – хорошо, нет – надо дать ему поле для ошибок, опыта и принятия решений, что очень важно для становления целостной личности, в том числе и в отношениях с финансами. Потратил накопления на ерунду – это повод для родителя поддержать ребенка, попереживать вместе с ним и пообсуждать, что лучше делать в таких ситуациях.
Ведь очевидно: в небольшом возрасте с небольшими суммами как раз и стоит совершать ошибки. Когда на чашах весов шоколадки, куклы и машинки, а не семейные квартиры и неподъемные кредиты.
А еще помогите понять, что можно копить на мечту. Например, на поездку в парк развлечений. Обговариваете с ребенком реальные параметры: его задача к такому-то сроку накопить на билеты на два-три особо желаемых аттракциона. Время от времени интересуетесь успехами – как только нужная сумма есть, осуществляем мечту. Не получилось – утешаем, анализируем причины и помогаем поставить новые сроки.
– Вопрос, вызывающий много споров. За что нужно платить ребенку? Именно платить, а не выдавать лимиты на проезд или школьные обеды.
– Споры действительно возникают, хотя психологи в основном склоняются к паре ключевых правил. Труд ребенка может быть оплачен, но необходимо соблюдать баланс. Не нужно давать деньги за оценки и выполнение так называемых домашних дел. Платим только за труд, к которому чисто теоретически мог быть привлечен наемный работник.
Такой подход имеет следующее объяснение. Плата за уборку дома или оценки может повлечь потребительское отношение к родителям. Ведь учиться в силу своих возможностей – это прямая обязанность ребенка. А домашние дела – это жизнь в семье, где все выполняют те или иные обязанности по обустройству быта, и поощряется это благодарностью или какими-то общими интересными делами типа похода в кино. Деньги же нужны для функционирования вне семьи, коммуницирования с социумом.
Потому поручайте ребенку, особенно подросткам, что-то посильное сверх домашних дел и платите в зависимости от качества сделанного. Это вполне может быть курь-
ерская или простейшая офисная работа. Я даже допускаю оплату часов, когда старший по просьбе родителей остается с младшим ребенком. Это в принципе наем – вы могли бы нанять няню или позвать бабушку, но решили оплатить труд и помощь своего ребенка.
– Может, вспоминаются какие-то истории из личного опыта?
– В отношении собственных детей не применялось специальных методик, действовали интуитивно и учились на своих ошибках. Но в итоге шли, на мой взгляд, верным путем.
Так, к школе ребенок вполне понимал, что деньги зарабатываются и что тратить их на все подряд не получится. Правда, были эпизоды, когда сын пользовался несогласованностью семьи: один взрослый сказал «не куплю сейчас», а второй, не зная этого, покупал. Когда осознали, решения стали согласованными, а ребенок учился терпеть и ждать. Теперь он обслуживает себя сам в плане проезда и перекусов, при этом умудряется даже копить карманные и так называемые праздничные деньги от бабушек и дедушек. Потому порой и я могу у него перехватить небольшие суммы.
В первом классе был любопытный эпизод с ракушками. Сыну что-то было нужно, но наш ответ на тот момент был «нет, не сейчас, нужно подождать». В итоге, как выяснилось, однажды после школы он достал привезенные с моря ракушки и попытался их продать. Говорит: я вышел, разложил все и написал цену. Несколько ребят даже подошли и купили… Понимаю, что кто-то из родителей в таком случае мог пристыдить ребенка. Но зачем? Стыдно, может, нам, взрослым. А у детей как раз здоровое восприятие: я могу, я хочу, я пытаюсь сделать. И это надо поддерживать.
– Есть ли, на ваш взгляд, необходимость в финансовой грамотности в качестве школьного предмета?
– Я вообще исключительно за то, чтобы школа подходила к реальным потребностям человека и готовила детей в числе прочего к решению чисто жизненных вопросов. И в частности, отношения с деньгами — это как раз часть процесса взросления человека, он должен знать, как заплатить за квартиру, что такое налоги и бюджет… Это важно, потому сейчас профессии и формы заработка непрерывно трансформируются. И скорее всего, нашим детям предстоит пробовать себя в разных профессиональных сферах – таковы требования времени. Если хочешь зарабатывать, то без базовых знаний не обойтись.
Как бы пафосно ни звучало, но, чтобы минимизировать на этом пути подрастающих поколений число неудач, мы должны уже сейчас снабжать их знаниями о том, какие есть финансовые инструменты, какие возможности они открывают и в какие аферы лучше никогда не ввязываться. И вот здесь как раз вспоминаем о воспитании ответственности и самостоятельности ребенка через распоряжение деньгами: в семь лет он понимает и принимает для себя, что лучше – копить или тратить сейчас, а через пару десятков лет он взвешенно оценивает перспективы смены профессии, дополнительного обучения, продвижения по карьерной лестнице.
Юлия ЮТКИНА
Как говорить с детьми о деньгах?
Основной источник денег – работа. Это ребенок должен усвоить обязательно. Про остальные способы получения денег (даже если вы уверены, что честные люди не могут жить хорошо) лучше не говорить. И дело не в том, что он может заинтересоваться этими, нечестными, способами. Просто такие знания будут многое определять в жизни – даже в тех ее сферах, которые совсем не материальны. Что, например, значит утверждение, что кому-то что-то досталось просто так? Или кто-то что-то «захапал»? И что большинство работающих людей не могут добиться должного положения? Это значит, что от желания и способностей человека ничего не зависит. Что надо довольствоваться малым и не стремиться к особым высотам.
В общем, такие утверждения формируют – ни много ни мало – жизненную позицию. У ребенка, который знает, что все бессмысленно, что этот мир устроен неправильно, вырабатывается стратегия избегания неудач. У него низкая активность, подсознательное чувство обиды и несправедливости и позиция «я все равно не смогу». Конечно, это все проявляется не сразу, не с 5 лет. Но все же такой пессимистичный настрой взрослых бывает опасен. Он же даже мечтать мешает. А ребенку нужны мечты – и вообще, и о своем будущем в частности. Хорошие мечты и уверенность в том, что, если захотеть, их можно реализовать в жизни, – основа стратегии достижений.
Так что, если ребенок спросит, сможет ли он купить себе эту машину (или танк, или самолет, или магазин кукол), когда вырастет, обязательно скажите, что сможет. И выразительно посмотрите на бабушку, приготовившуюся сказать, что все уже куплено (пессимистичным настроем грешат чаще всего именно они). Когда ребенок вырастет, желание купить танк у него, скорее всего, пропадет. А вот стратегия достижений останется. И обеспечит ему уверенность и успешность. Материальную – в том числе.
Отношение к деньгам не должно быть сверхценным. То есть мысли по этому поводу не должны занимать ребенка слишком часто. Даже если у него уже и есть своя копилка, свои собственные деньги, то от постоянных подсчетов ребенка стоит ограждать. Хотя подобное отношение вряд ли зависит от слов – здесь больше действует пример. Если родители сами очень увлечены кредитами, процентами, акциями или просто слишком много говорят о деньгах, то и ребенок перенимает их интерес. Имеют значение и черты характера – например, склонность к бережливости, а это тоже передается по наследству. Именно поэтому родители обнаруживают у ребенка свои черты отношения к деньгам.
«Мои родители долгое время жили в Японии и теперь по привычке в японский День детей дают всем внукам деньги. Внуки, конечно, рады, всегда ждут этого дня, но ведут себя все по-разному. Дочка тут же зовет меня в магазин, долго выбирает там одежду для кукол или сумочки себе. А сын кладет деньги в «тайное место» и потом периодически проверяет, там ли они. Если ему и понравится какая-то игрушка в магазине, то он сразу начинает считать, хватит ли у него денег и сколько нам придется ему добавить. С одной стороны, это, наверное, хорошо – ему ведь всего 6 лет, а он уже двузначные числа складывает. А с другой – немного странно, что такой маленький ребенок так сознательно себя ведет. Мне такое отношение не понять – я, как и дочка, могу тут же потратить все, что есть. А муж считает, что это неправильно и что деньги любят экономных людей. Он, кстати, очень прилично зарабатывает, но тратить очень не любит. Чтобы поехать отдыхать или обновить интерьер, его надо долго убеждать».
Дети и деньги | Центр успешных отношений
С какого возраста начинать разговаривать с ребенком о деньгах и как научить правильно обращаться с ними? Нужно ли выдавать детям деньги на карманные расходы? Стоит ли платить за работу по дому или домашние задания? Посвящать ли ребенка в финансовые проблемы семьи? Об этом беседуем с психологом Еленой Дубовик
— Когда дети начинают понимать суть денег?
— Для малышей деньги — абстрактная вещь. В возрасте 5-7 лет ребенок уже способен понять, откуда берутся у родителей банкноты в кошельке. Что мама и папа ходят на работу и получают их за свой труд, что деньги — эквивалент товаров и услуг. А школьники должны уметь грамотно их тратить. Берите детей 5-6 лет с собой в магазин за покупками. Покажите, как выбирать продукты, научите разбираться в ценах: какая приемлемая, а какая высокая, какой товар сейчас необходим, а что можно купить в другой раз.
— Многие семьи выдают чадам на карманные расходы. На ваш взгляд, это необходимо?
— Обязательно. Лет с шести у ребенка должны быть карманные деньги. Так он учится ими распоряжаться. Это должна быть определенная сумма. Какова она будет? Решайте сами, исходя из своих доходов, но не очень большая. Деньги, выделяемые на питание в школе, не надо путать с карманными. Вторые предназначены для мелких расходов: полакомиться мороженым, сходить в кино, купить небольшую игрушку, журнал… Выдавайте карманные деньги раз в неделю в оговоренный день.
— А если и бабушка с дедушкой захотят дать внучатам «пару монет»?
— Давать могут, но с согласия родителей. Без него или вообще без ведома мамы и папы — это нарушение семейной иерархии, родительского авторитета. Вам нужно знать, сколько ребенок получает от бабушки с дедушкой, соразмерна ли сумма. Вполне можно и отказаться от такой финансовой помощи. И бабушка с дедушкой не должны обижаться, ведь вы воспитываете ребенка, а не они.
— Стоит ли требовать полного отчета о расходах?
— Карманные деньги — знак уважения, свободы. Так пусть ребенок и распоряжается ими по-своему усмотрению. Даже если видите, что он, получив деньги, спускает все немедленно, не надо брать расходы под свой контроль и выделять деньги по частям. Объясните, что, потратив все за один раз, он останется без финансов целую неделю. Постепенно у ребенка выработается стратегия покупок. Задача родителей — не контролировать, а вырастить человека, умеющего распоряжаться своей жизнью и любыми ее ресурсами, в том числе деньгами.
— А можно дарить детям деньги на день рождения?
— Смотря какого возраста ребенок. Подростку можно. Маленьким детям лучше вручать подарки. Если есть сомнения в выборе презента, сходите в магазин вместе.
— Есть родители, которые стимулируют успеваемость чад деньгами.
— Я не поддерживаю это веяние. Все случаи, с которыми сталкивалась в практике, не принесли должного результата: ни успеваемость не стала лучше, ни отношения в семье. Может, у ребенка нет способностей к какому-то предмету, а вы таким образом требуете хороших оценок. Он от этого страдает. Страх огорчить, ошибиться, быть плохим или недостойным, трудности с освоением школьной программы как снежный ком наваливаются на ребенка — и начинаются проблемы с учебой. А вообще дети хорошо учатся из познавательного интереса. Его и нужно поддерживать.
— Как относиться к тому, что родители платят детям за работу по дому?
— А кто ему даст за уборку комнаты или мытье посуды, когда он станет взрослым? Деньги ребенок получает лишь потому, что должен научиться ими распоряжаться и обладать некоторой степенью свободы. На самом деле ребенок и сам хочет помогать родителям. В этом случае должна быть другая мотивация. Навожу порядок в комнате не потому, что мама даст денежку, а потому что после уборки будет чисто, свежо. Ребенок получает эстетическое удовольствие, моральное удовлетворение: вот я молодец, это сделал сам. Родители, которые платят за домашнюю работу, скорее неуверены в себе: они не авторитет для своего ребенка, их слова для него ничего не значат.
— Можно ли вообще использовать финансовые рычаги в воспитании?
— Выдача карманных денег не должна отменяться в качестве наказания, а их сумма не должна зависеть от поведения и оценок.
— Подросток летом решил подзаработать…
— Не стоит его останавливать, даже когда дом — полная чаша. Обсудите вместе возможные варианты трудоустройства. Такой опыт станет полезным: он почувствует себя более взрослым, самостоятельным, поймет, что деньги не достаются просто так. Только не покушайтесь при этом на все полученные средства, не старайтесь изъять их и вложить в семейный бюджет. Дайте ребенку ощутить радость кровно заработанных.
— Нужно ли посвящать ребенка в финансовые проблемы семьи?
— Этого делать не стоит. Взрослые оговаривают с детьми простые финансовые вопросы, но не перекладывают на детские плечи болезненные проблемы! Если вы не можете с ними справиться, то как это сделает ребенок? Задача старших — обеспечить семью средствами к существованию. Если ребенок говорит: «У нас нет денег, я пойду работать» — это плохой признак. Значит, не вы лидер в семье, а ребенок хочет им стать.
— Учить обращению с деньгами должны специально подготовленные люди?
— Это прерогатива родителей. С малышами можно поиграть в магазин. Папа или мама будет продавцом, а ребенок — покупателем, или наоборот. Роль владельца магазина и клиента — хороший способ помочь детям узнать больше о деньгах. Кроме того, можно обучать ребенка финансовой грамотности через настольные игры типа «Монополия». Но прежде чем читать чаду лекцию о финансах, поразмышляйте над тем, какой у вас, родителей, подход к деньгам. Хватает ли до зарплаты, живете ли по средствам, либо в долгах как в шелках, тратите на вещи, которые вам не нужны, или копите. Согласитесь, сложно будет научить ребенка тому, как важно экономить, тратить деньги с умом, если вы сами этого делать не умеете. Ведь дети вольно или невольно берут с взрослых пример.
А как у них?
Немцы начинают знакомить ребенка с миром финансов рано — лет с пяти. В среднем местный школьник на свои расходы получает 5-20 евро в неделю. Но при этом родители могут забрать назад 20 процентов от суммы карманных денег. Так они приучают детей к налогам.
В венгерских семьях принято учить ребенка обращаться с деньгами, играя в финансовые игры, например «Монополию». А в школе на уроках по домоводству им рассказывают, как составлять личный бюджет и экономить. Кроме того, здесь разбирают популярные рекламные лозунги, показывая, как компании-производители манипулируют потребительскими привычками. Что касается карманных денег, то их дают немного — до 3.000 форинтов в неделю.
Британцы своим детям в среднем дают 5-10 фунтов в неделю, а подростку — 20. С 14 лет многие юные англичане начинают подрабатывать нянями и получают за это от 3,5 до 5 фунтов в час. А их родители перестают давать им «на карман». Когда же дети начинают зарабатывать по-настоящему, при этом оставаясь жить со старшими, то они должны платить так называемый родительский сбор — 10 процентов от зарплаты.
Турки первые лиры на карманные расходы получают за поцелуи. На большие национальные праздники всем детям принято дарить деньги, пусть даже 1-2 лиры. Пока ребенок маленький, они остаются у родителей. Его отводят в магазин, чтобы он на них что-то купил. А регулярно карманные деньги маленькие турки начинают получать, как только идут в школу. Как правило, на неделю дают 10-30 лир.
Юным шведам деньги на карманные расходы дает… государство. До 16 лет ежемесячно им выплачивают по 1.050 крон. Правда, до совершеннолетия эти деньги получают родители. Некоторые из этих денег выплачивают своим чадам «на карман». В среднем маленькие шведы с 6-7 лет получают 20-45 крон в неделю, а старшие — около 100. Что интересно, детям не приходится тратиться в школе. Школьное питание бесплатное, а в самой школе и возле нее ничего не продается.
Наталья Заяц
Опубликовано 23.07.2013 в газете «Минский курьер»
Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами
Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей…
Дети и деньги. Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей. Когда и как заводить с детьми разговор о деньгах? Нужно ли давать на карманные расходы и в каком возрасте?
5 способов научить ребенка правильно обращаться с деньгами
У каждой семьи свой стиль воспитания, свои традиции, приоритеты. Ребенок подрастает, учится взаимодействовать с миром и людьми. Говорить и ходить, писать и считать. Так почему бы с детства не учить его правильному отношению к деньгам?
Многие родители не считают нужным говорить с ребенком об этом. Зачем загружать так рано маленькую головку материальными проблемами?
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Психологи утверждают, что в возрасте от двух до пяти закладывается принцип, по которому человек тратит деньги. И либо вы начинаете говорить с малышом о деньгах с детства, либо продолжаете делать вид, что мы живем в мире, где денег не существует.
Но помните! Способность обращаться со своими финансами во взрослой жизни полностью зависит от того, имел ли ребенок подобный опыт в детстве.
Способ 1. Объясняем ребенку, что такое семейный бюджет и откуда берутся деньги
Начнем с того, что ребенку необходимо рассказать на его языке, что такое бюджет. Дети мыслят конкретно, поэтому все, чему вы учите, лучше всего нарисовать или показать предметно.
Возьмите кошелек, мешочек с деньгами и расскажите, что это бюджет. Он бывает у каждой страны, города, семьи и человека. На неделю, месяц и даже год. Мама и папа ходят на работу, трудятся и раз в месяц пополняют копилку новой денежкой.
Купите ребенку настольную игру — детскую монополию. Уютными вечерами, устраивайте семейный батл. В процессе игры ребенок быстрее научиться считать и анализировать.
Помогите нарисовать малышу бюджет вашей семьи. Это может быть круг, квадрат или кошелек. Разделите его на части и пусть ребенок разукрасит каждую своим цветом. Дайте всем блокам имена. Например, красный — питание, зеленый — плата за квартиру, желтый — покупка игрушек, синий — домашние животные и т.д.
В следующий раз, когда ваше чадо слезно потребует в магазине новую игрушку — выдохните. И объясните, что деньги остались только в двух блоках — в зеленом, на квартиру и красном, на питание. Но в следующем месяце бюджет семьи пополнится и в желтом блоке снова появятся деньги.
А пока предложите малышу запомнить эту игрушку. И, если он не передумает, купите ее в конце месяца. Вы ведь обещали. Может случится так, что игрушка слишком дорогая. Тогда накопите вместе на ее приобретение.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
Способ 2. Учим копить деньги
Подарите ребенку копилку или кошелек. С самого раннего возраста он будет учиться не разбрасывать и уважать деньги. Откладывать на интересную игрушку или сладость. Таким образом он сможет анализировать и принимать решения. Расставлять приоритеты.
Дошкольникам сложно сразу сконцентрироваться на всех желаниях и понять, чего больше хочется: конструктор или робота, дом для Барби или железную дорогу.
Предложите малышу рисовать все свои “хочу”. Сегодня ему нужна Черепашка ниндзя? Тогда пусть нарисует ее и повесит на видное место вместе со стоимостью игрушки.
Конечно, очень сложно научить маленькое солнышко ждать. Ведь хочется всего и сразу!
Отличное решение предлагает «Улица Сезам». Начните выращивать с ребенком какое-нибудь растение, чтобы он привык и понял: не все происходит сию секунду, очень часто результата нужно терпеливо дожидаться. А в конце месяца выберите что-то одно из всех его шедевров и купите.
Способ 3. Карманные деньги
Психологи утверждают что, когда ребенок подрос, умеет считать и писать печатными буквами, необходимо давать ему карманные деньги. Желательно делать это регулярно, а именно раз в неделю.
Но есть одно условие: деньги даются только под финансовый отчет. Купите ему блокнот или тетрадь, где ребенок сам будет вести свою бухгалтерию. Разделите листик вертикальной чертой и слева напишите остаток на начало недели.
Потом запишите новые поступления и от кого они получены.
Например:
- Получено от мамы — 100
- Получено от папы — 200
- Заработано за выгул соседской собаки — 20
- Получено от дедушки — 30
- Остаток на конец недели: 350
С правой стороны по такому же принципу расписывайте на что и сколько потрачено денег.
И в конце недели подбейте итог.
Первые несколько раз вы можете помочь ребенку в заполнении отчета. Но потом стоит договориться, что следующие деньги он получает только после того, как начнет сам вести свою бухгалтерию.
Такая система помогает правильно распоряжаться своими деньгами.
Обязательно подскажите ребенку и другие способы заработать. Их немало, если хорошо поискать.
Можно предложить свои услуги по выгулу соседских животных или покупке продуктов.
Мелкая помощь для соседей за небольшое вознаграждение стали очень популярными в Америке и Европе.
Если ваш ребенок научится в 10-12 лет продавать свои услуги и самостоятельно зарабатывать, то к 30 годам он сможет добиться большого успеха.
Способ 4. Позволяйте делать ошибки
Представьте ситуацию. Ваш маленький финансист потратил в магазине игрушек все накопленные сбережения. Но купил некачественную игрушку, которая сломалась через пару дней.
В голове тут же появилась готовая фраза: ”А я же тебе говорила! Почему ты меня не слушаешь!”
Знаете что? Дайте-ка скорее такой мысли под зад. Ваш ребенок и сам расстроен. И подобное поведение скорее унизит, чем научит его чему-то.
Единственное разумное решение — просто посочувствовать. Дети не глупы и сами все поймут через свои переживания. Главное, давать им возможность совершать ошибки. Лучше пусть малыш получит этот опыт в 10 лет с игрушкой, чем в 30 с собственным бизнесом.
Поддержите, утешьте и подсластите легким коучем в виде вопроса.
- Как ты поступишь в следующий раз, чтобы избежать такой ситуации?
Это заставит его еще раз подумать, проанализировать и рассказать вам о своем решении.
Помните, что от денежного тренажёра пользы больше, чем от простых поучений.
Способ 5. Не вступайте с детьми в коммерческие отношения
Многие родители думают, что если начнут платить деньги своим детям за отличные оценки в школе, вынесенный мусор, помытый пол, то это их сильнее промотивирует.
К сожалению, это большое заблуждение. Ведь такие ценности, как ответственность, долг перед собой и родными, трудолюбие нельзя купить.
“Вступая в товарно-денежные отношения, мы словно перестаем быть родными людьми. ”
Принеси хорошую оценку и получи 50 — этот метод не работает. Ведь очень скоро ваш малыш может заявить, что домашка по математике, стоит уже не 40, а все 100. Пропадает желание учиться. Учиться не ради знаний, а ради денег.
Ребенку необходимо привить стремление получать знания только из внутренних побуждений.
Не бойтесь говорить с детьми о деньгах. Обсуждать покупки и советоваться. Оставляйте ему право выбора. Воспитывайте самостоятельность и умение принимать решения.
Учите на своем примере. Говорите о своих успехах и провалах, ошибках и решительных поступках при зарабатывании денег.
Транслируйте ребенку, что перед ним открыты все возможности. Он вырастет, овладеет любой профессией и заработает столько — сколько захочет сам.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet