Как вы понимаете мысль автора о том что маргиналы находятся за рамками: Прочитайте текст и выполните задания — Мегаобучалка – Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Содержание

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Кто такие маргиналы, и какова их роль в обществе? Изначально для обозначения записей на полях употреблялся термин «маргинальный». Впервые этот термин употребил американский социолог и один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк в 1928 году. У Парка маргинальность означала положение индивидов, которые находились на границе двух конфликтующих между собой культур. Таким образом, сначала главной проблемой маргинальности был культурный конфликт. Но в 1940-1960-е годы концепция маргинальности стала активно разрабатываться в американской социологии и перестала ограничиваться культурными и расовыми гибридами.

Маргинальность — это состояние в процессе перемещения индивида или группы, а также характеристика социальных групп, которые находятся в промежуточном положении социальной структуры. К маргинальности также относится разрыв социальных связей между обществом и индивидом. По мнению социологов, причиной возникновения социальных маргиналов является переход общества от одной социально-экономической системы к другой. При этом из-за неуправляемого перемещения большой массы людей разрушается устойчивость прежней социальной структуры. В связи с этим наблюдается девальвация традиционных норм и ухудшение материального уровня жизни. Таким образом, маргиналами в обществе считаются люди, избегающие или отрицающие общественные устои. Современные маргиналы — это личности, социальные слои или группы, которые находятся за рамками характерных для данного общества социально-культурных норм и традиций.

Существует множество групп маргиналов в обществе, вот некоторые из них: этномаргиналы: национальные меньшинства; социомаргиналы: группы людей в процессе незаконченного социального перемещения; политические маргиналы: таких людей не устраивают легитимные правила и легальные возможности общественно-политической борьбы; биомаргиналы: их здоровье перестаёт быть предметом заботы общества; возрастные маргиналы: формируются при разрыве связей между поколениями; В настоящее время маргинализация не является прогрессирующим процессом, но ей стоит уделять своё внимание, чтобы быть в курсе событий общественной жизни.

Общество маргиналов, как правило, является для любого государства большой проблемой, так как они не выполняют никаких полезных действий в новом формате взаимоотношений. Кроме того такие личности опасны тем, что они сплачиваются и начинают предпринимать разнообразные протесты против нынешней системы. Маргиналы часто создают свои идеологии: фашизм, коммунизм, анархизм и т.п. Кто такой маргинал на самом деле? Обычный бунтарь или жертва обстоятельств? В сущности, трудно сказать однозначно, ведь путь каждого человека, который стал маргиналом, имеет свои особенности. По видимому, сначала человек просто оказывается в неблагоприятных условиях для ведения нормальной жизни, а уж позже такое положение вещей выливается в определенный конфликт с обществом и самим собой.

(А. Радунин)

 

21. Какое значение термина «маргинальность» приводит автор? Какую причину маргинальности он называет? Что означал этот термин у американского социолога Роберта Эзры Парка?

22.Опираясь на знания обществоведческого курса, дайте определения понятию «социальная группа». Как влияет маргинальность на общество в целом? В чем видит автор причины возникновения маргинальности?

23.Назовите наиболее распространенные в обществе группы маргиналов и проиллюстрируйте их примерами.

24. Как вы считаете, маргинал – это обычный бунтарь или жертва обстоятельств? Приведите три аргумента в поддержку своего мнения.

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность».;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности;

— одно предложение, содержащее информацию о взаимосвязи между социальной мобильностью и типом общества;

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три метода социологического исследования.

27.Многим из вас с детства известна сказка Ганса Христиана Ан­дерсена о голом короле. Герои этой сказки подчинялись об­щему мнению и грешили против истины, расхваливая то, чего в реальности не существовало. Боязнь быть «не как все», по­лучить наказание за несогласие с общим мнением существует не только в сказке, но и в реальной жизни. Индивид подчи­няется влиянию группы из-за желания остаться её членом. Но это лишь внешнее согласие с группой, внутренняя позиция человека может быть противоположной. Соглашаясь с мнени­ем большинства, он не создаёт проблем в общении, получает поддержку и одобрение группы. С желанием заслужить одоб­рение или избежать порицания и быть принятым в своей груп­пе связано подчинение навязываемому группой мнению.Как называется социально-психологическое явление, о кото­ром говорится в сказке Андерсена? Назовите две его характе­ристики, указанные в тексте задания. Укажите положитель­ную и отрицательную роль данного поведения для самого человека и развития отношений между людьми.

28.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Социальные общности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

29.Выберите одноиз предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).

При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

29.1.Социология.«Чтобы быть довольным своим положением, необходимо сравнивать его с положением худшим». (Бенджамин Франклин)

29.2.Социология.«Важно не звание человека, а его дело». (Плиний Младший).

29.3.Социология.«Кто стремится занять почетное место среди людей способных, ставит себе трудную задачу, но всегда это на благо обществу; а вот кто замышляет быть единственной фигурой среди пешек, тот позор для своего времени». (Фрэнсис Бэкон).

 

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Упражнения и проблемные задания — Студопедия.Нет

Задание 1. Заполните соответствующими данными пустые графы таблицы типологии стратификационных систем, предложенных американским исследователем Д. Груски.

Поясните, какую методологическую роль для изучения стратификационной структуры общества выполняет данная таблица.

Выделите из предложенных ниже критериев четыре наиболее важных критерия социальной стратификации: родственные связи, национальность, доход, религия, образование, идейные пристрастия, власть, престиж.

Типы стратификации Определения Исторические примеры
  Любые социальные группы в современном обществе, отличающиеся от других доходом, властью, образованием и престижем  
  Социальные группы, обладающие закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями  
  Социальные группы (страты), членством в которых человек обязан своим рождением  
  Экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства  

 

Задание 2. Сравните стратификационные системы Российской империи, советского общества и современной России.

Российская империя СССР Современная Россия
     
     
     
     

Задание 3. Укажите, какие из перечисленных каналов социальной мобильности являются наиболее важными в традиционных, индустриальных, постиндустриальных обществах.

Канал Тип общества
Армия  
Церковь  
Школа, ВУЗ  
Политическая организация  
Экономическая организация  
Брак  

Задание 4. Заполните таблицу. Укажите типы социальной мобильности и приведите соответствующие этим типам примеры.

Типы социальной мобильности Индивидуальная Групповая Примеры их проявления
Межпоколенная    
Внутрипоколенная    
Горизонтальная    
Вертикальная    
Индивидуальная    
Групповая    
Структурная    
Географическая    
Добровольная    
Принудительная    
Организованная    
Неорганизованная    

Задание 5. Установите соответствие между понятиями и определениями:

1) восходящая мобильность а) мобильность, связанная с изменением статуса социальных групп
2) групповая мобильность б) социальное перемещение, связанное с повышением социального статуса
3) социальная структура в) определенный порядок взаимосвязей между элементами социальной системы
4) статусная группа г) изменение социальной позиции, сопровождающееся сохранением социального статуса
5) горизонтальная мобильность д) совокупность индивидов, занимающих схожие позиции по трем признакам: богатство, престиж, власть

Задание 6. Когда у делового человека появляются первые большие деньги, он тут же покупает предмет, являющийся признаком его респектабельности и достатка, например, часы «Cartier».

А что еще на Ваш взгляд, служит признаком богатства и респектабельности? Назовите 5-6 предметов, которые покупает деловой человек, когда у него появляются крупные деньги?

Задание 7. Сопоставьте социальную структуру американского общества с нашими представлениями о роли той или иной профессии. Почему так много отличий? В чем они состоят? Почему шахтеры, водители такси оказались внизу американской социальной лестницы?

Группа высшего статуса: «высший высший класс»: главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, крупные архитекторы.

Группа второго статуса: «высший класс»: главный управляющий средней фирмы, инженер-механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист.

Группа третьего статуса: «высший средний класс»: банковский кассир, преподаватель муниципального колледжа, управляющий среднего звена, учитель средней школы.

Группа четвертого статуса: «средний средний класс»: банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащие страховой компании, управляющий универсама, квалифицированный плотник.

Группа пятого статуса: «низший средний класс»: автомеханик, парикмахер, бармен, продавец бакалеи, квалифицированный рабочий физического труда, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика.

Группа шестого статуса: «средний низший класс»: таксист, среднеквалифицированный рабочий, бензозаправщик, официантка, швейцар.

Группа седьмого статуса: «низший низший класс»: посудомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, шахтер, дворник, мусорщик.

А) Определите, какие критерии положены в основу представленных групп.

Б) Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества? Приведите аргументы в подтверждение своей точки зрения.

Задание 8. Прочитайте приведенный ниже текст, выполните задания

«Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций…

Маргинальная ситуация… бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. …

Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации – все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. … в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений – просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и других движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп…

Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия… Однозначного ответа на этот вопрос не дано.

Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятия человеческого достоинства, а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания». (Рашковский Е.).

А) Кого автор относит к маргиналам? Аргументируйте свой ответ.

Б) Как вы понимаете мысль автора, что маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций»?

В) Чем маргиналы отличаются от люмпенов?

Г) В чем причины появления маргинализированных групп? Какова их роль в развитии общества?

Д) Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современности.

Е) Как общество может обезопасить себя от маргинальных групп, проповедующих человеконенавистнические идеи?

 

Задание 9. Определите тип маргинальности, возникающий в результате:

а) незавершенности перемещения социальной группы;

б) миграций в чужую этническую среду;

в) утраты общепринятых политических норм и ценностей политической культуры;

г) отказа от традиционных конфессий;

д) потери работы и былого материального благополучия.

 

Задание 10. Т. Веблен писал, что было бы наивно утверждать, что люди едят чер­ную икру потому, что хотят утолить голод и покупают роскошный «кадиллак» потому, что хотят приобрести машину. Эти вещи приобретают­ся не ради удовлетворения явных потребностей, а выполняют скрытую, т.е. латентную функцию. Какую?

Контрольная работа

По теме «Социальная мобильность» студентам предлагается в качестве самостоятельной работы выполнить письменное задание в форме сочинения по одному из вариантов задания.

 

1 вариант. Выбрать сказку или литературное произведение, сюжет которых позволяет описать процессы социальной мобильности героев (например, сказка А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке, главный герой – старуха, Д’Артаньян). Выбрать понравившегося героя, на примере его биографии описать типы мобильности и проанализировать тенденции мобильности, характерные для героя, выделить и обосновать факторы, которые позволили герою изменять свой статус, положение, охарактеризовать статус героя. Сделать общие выводы.

 

2 вариант. Выбрать два художественных фильма – западный и российский, сюжеты которых позволяют описать процессы социальной мобильности (например, российские сериалы о «золушках»). Сюжеты фильмов должны демонстрировать один исторический период – например середина 1980-х, начало 20 или 21 века и т.д. Посмотрев или вспомнив сюжет фильмов, сделать сравнительный анализ тенденций, характера и факторов мобильности, характерных для западного и российского героя:

— выделить, какие факторы позволяют западному и российскому герою перемещаться по социальной лестнице;

— какие качества личности позволяют добиться успеха/не позволяют добиться успеха для российского и западного героев;

— какие качества ценятся в том и другом обществе;

— преимущественный тип мобильности и ее тенденции для выбранных героев.

 

3 вариант. Выбрать одного из членов семьи, реального героя (например, известный политик, спортсмен, артист, ученый, бизнесмен, дизайнер, актер и т.п.).

Необходимо представить биографию героя с точки зрения социальной мобильности: с позиций восходящей/нисходящей, горизонтальной/вертикальной, групповой/индивидуальной, межпоколенной, структурной мобильности, выделить и описать факторы, которые повлияли на социальную мобильность героя/членов семьи, сделать выводы.

 

4 вариант. Попытайтесь определить круг профессий, сфер занятости, которые в настоящее время открывают наибольшие возможности вертикальной мобильности. Каковы краткосрочные и долгосрочные перспективы этих групп?

 

Тестовые задания

Задание 1. Укажите верное утверждение.

Социальная стратификация – это:

а) деление всех членов общества на группы;

б) система признаков и критериев социального расслоения;

в) объединение людей для достижения конкретной цели;

г) взаимодействие общностей.

Задание 2. Укажите верное утверждение.

В наиболее общем виде социальная стратификация формируется как следствие:

a) распределения власти;

б) распределения материальных богатств;

в) общественного разделения труда;

г) упорядочения социальных отношений.

Задание 3. Укажите верное утверждение:

Понятие «стратификация» обозначает:

а) объединение;   

б) расслоение; 

в) перемещение;  

г) включение в сообщество.

Задание 4. Укажите верное утверждение:

Одним из критериев стратификации является:

а) пол; 

б) возраст;

в) место жительства; 

г) доход.       

Задание 5. Укажите верное утверждение:

В основе теории стратификации Т. Парсонса лежит:

а) социальная стратификация;

б) социальная структура;

в) социальный институт;

г) социальное действие.

Задание 6. Укажите верное утверждение:

Признаки, которые, с точки зрения М. Вебера, являются основными при формировании в обществе статусных групп:

а) социальный престиж;

б) пол;

в) возраст;

г) образ жизни.

Задание 7. Укажите верное утверждение.

Социальная мобильность в современном обществе чаще всего имеет место:

a) в демографической среде;

б) в религиозной среде;

в) в культурной среде;

г) в экономической среде.

Задание 8. Укажите верное утверждение.

Продвижение по службе следует рассматривать как:

a) позитивную формальную санкцию;

б) вид «социального лифта»;

в) необходимость ресоциализации;

г) социальную адаптацию.

Задание 9. Укажите верное утверждение.

Социальные перемещения, не связанные с изменением социального статуса относятся к виду:

a) вертикальной мобильности;

б) внутрипоколенной мобильности;

в) горизонтальной мобильности;

г) статусной несовместимости.

Задание 10. Укажите верное утверждение.

Социальная мобильность – это:

a) изменение человеком своего места;

б) смена ценностных ориентаций личности;

в) изменение социального статуса индивида или группы;

г) расширение профессионального и общекультурного кругозора.

 

Основная литература

 

1. Мухаев Р.Т. Социология. Конспект лекций: учебное пособие. М.: Проспект, 2015.

2. Павленок П.Д. Социология: Учебное пособие / П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

3. Социология: Основы общей теории: учеб. Пособие / под общ. Ред. А.Ю. Мягкова. М.: Флинта: НОУ ВПО МПСИ, 2011.

4. Социология: учебное пособие / А.А. Акмалова [и др.]. М.: Юриспруденция, 2014.

5. Фролов С.С. Общая социология: учебник. М.: Проспект, 2011.

Дополнительная литература

1. Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М.: КМК, 2008.

2. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

3. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005.

4. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С. 373-424.

  1. Черныш М.Ф. Социальные институты и мобильность в трансформирующемся обществе. М.: Гардарики, 2005.

6. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

7. Тихонова Н.Е., Мареева С.В.Средний класс: теория и реальность. М.: ИСИ РАН, 2009.   

Всероссийская олимпиада школьников 2008/2009 ii (муниципальный) этап обществознание 9 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2008/2009

II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП

Обществознание

9 класс

Фамилия, имя, отчество

Серия № документа

Класс (номер и буква)

Образовательное учреждение

Название предмета

Номер аудитории

Дата проведения олимпиады

Время выполнения олимпиадной работы – 2 ч. 30 мин.

1.Выберите правильный ответ и впишите его в таблицу в конце блока заданий (максимум 15 баллов)

        1. Отличительным признаком тоталитарного режима является

1) монополия на власть одной политической партии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

        1. Нормы права, в отличие от норм морали,

1) регулируют общественные отношения

2) обеспечиваются силой общественного мнения

3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле

4) выражаются в форме официальных документов

        1. Нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к

1) видам юридической ответственности 3) источникам права

2) видам правоотношений 4) принципам права

        1. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

1) по достижении 18-летнего возраста молодые люди зарегистрировали брак

2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте

3) на свою первую зарплату сын купил подарок родителям

4) сын устроился работать на семейную фирму

        1. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о

1) государственном контроле средств массовой информации

2) финансировании органов местного самоуправления

3) приоритете частной формы собственности

4) политическом и идеологическом многообразии

        1. Принципом демократического судопроизводства является

1) использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их получения

2) гласность судебного разбирательства

3) отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях

4) возможность отстранения судей Президентом

        1. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?

1) на презумпцию невиновности

2) на участие в общественной организации

3) на свободу слова

4) на участие в выборах Президента

        1. Современно понимаемое равенство в социальной сфере проявляется в

1) равенстве всех перед законом

2) одинаковом уровне природных задатков людей

3) отсутствии привилегий для отдельных групп

4) уравнительном распределении материальных благ

        1. Исключительным признаком правового государства является:

1) периодические выборы в органы власти;

2) охрана и гарантии прав человека;

3) наличие правоохранительных органов;

4) разработанность всех необходимых для жизни людей отраслей права.

        1. Министерство, ведомство входят в состав

1) законодательной власти 3) представительной власти

2) исполнительной власти 4) судебной власти

        1. Опоздание на работу влечет за собой ответственность

1) гражданскую 3)уголовную

2) материальную 4)дисциплинарную

        1. Связь природы и общества наиболее точно отражает суждение:

1) активизация хозяйственной деятельности человека ведет к нарушению природного равновесия

2) общество — слишком незначительная часть природы, чтобы существенно влиять на нее

3) общество и природа взаимно уничтожают друг друга

4) нет общества вне природы и природы вне общества

        1. Что является функцией исполнительной власти?

1) создание законов

2) разработка государственного бюджета

3) осуществление правосудия

4) разработка предвыборных программ

        1. К функциям семьи относятся

1) социализация личности

2) определение минимального размера оплаты труда

3) установление системы школьного образования

4) определение размеров коммунальных платежей

        1. Элементом системы права, выделяемому по предмету и методу правового регулирования является

1)норма права;

2)правовой блок;

3)отрасль права;

4)институт права.

Ответы:

Номер

Ответ

Баллы

Номер

Ответ

Баллы

1

9

2

10

3

11

4

12

5

13

6

14

7

15

8

2.Определите понятия (16 баллов максимум)

  • конституция –

  • конфессия –

  • вето –

  • мораль –

  • геноцид –

  • социализм –

  • эрудированность –

  • титульная нация –

3.Выберите правильный вариант ответа и впишите его в таблицу в конце блока заданий (максимум 16 баллов)

  1. Верны ли следующие суждения?

А. К духовной сфере общественной жизни можно отнести религию, искусство, философию.

Б. К духовной сфере общественной жизни можно отнести деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

        1. Верны ли следующие суждения:

А. Социальная революция — это постепенный переход общества из одного состояния в другое.

Б. Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

        1. Верны ли следующие суждения:

А. Одним из основных моментов перехода к индустриальному обществу является Реформация.

Б. Одной из главных причин перехода к индустриальному обществу является промышленный переворот.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

        1. Верны ли следующие суждения:

А. Причина глобальных проблем человечества заключается в расцвете производительных сил, результатом которого является техногенная нагрузка на Землю.

Б. Причина глобальных проблем человечества состоит в том, что человек оказался недостаточно разумен, чтобы вовремя предусмотреть пагубные результаты технического влияния.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

        1. Верны ли следующие суждения:

А. Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности — это индивид.

Б.Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности есть личность.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

        1. Верны ли следующие суждения:

А. Поведение человека или группы людей в обществе, не соответствующее установленным социальным нормам, называется стандартным.

Б. Поведение человека или группы людей в обществе, не соответствующее установленным социальным нормам называется отклоняющимся.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

        1. Верны ли следующие суждения:

А. Науку можно рассматривать как особую систему знаний, как особый вид деятельности — систему научных исследований.

Б. Науку можно рассматривать как систему организации учреждений, вырабатывающих и распространяющих знания.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

        1. Верны ли следующие суждения:

А. Биржевой посредник, действующий за свой счет, называется акционер

Б. Биржевой посредник, действующий за счет клиента, называется менеджер.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответы:

Номер

Ответ

Баллы

Номер

Ответ

Баллы

1

5

2

6

3

7

4

8

4.Заполните пропуски в схеме (максимум 12 баллов)

5.Задача по праву (максимум 6 баллов)

К. заказал в частной фирме новые пластиковые стеклопакеты, которые должны были быть установлены в течение 5-ти дней. Однако фирма, приняв заказ, нарушила срок его выполнения. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации? Приведите два аргумента, подтверждающие Ваш ответ.

6.Проанализируйте следующий источник (максимум 20 баллов)

МАРГИНАЛЫ

«Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций…

Маргинальная ситуация … бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, … форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. …Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации – все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколькой нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений – просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., — движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп…

Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия… Одназначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания».

(Е. Рашковский)

  1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Cформулируйте собственное определение понятия «маргиналы».

  2. Как вы понимаете мысль автора о том, что «маргиналы» находятся «за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций»? Приведите два объяснения.

  3. Укажите названные автором причины появления маргинализованных групп и, опираясь на знания обществоведческого курса, проиллюстрируйте одну из них примером.

  4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобных идеологии и объясните, в чем заключается общественная опасность каждой из них.

Тренировочные задания по обществознанию — Стр 2

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов N2 1 под номе­ ром выполняемого вами задания (А1 — АЗО) поставьте знак «Х» В клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Аl. Общество как динамичную систему характеризует

1) наличие общественных отношений

2) обособление от природы

3) сохранение связи с природой

4) способность к саморазвитию

А2. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести

1) углубление международного разделения труда

2) распространение технических достижений

3) ослабление национальных культур

4) расширение международного сотрудничества

А3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о

мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1)

наукой

3)

образованием

2)

искусством

4)

творчеством

А4. Учевые-вулкавалоги, обследовав склон вулкана, предупредили мест­ ных жителей об опасности извержения. Какая функция науки про­ иллюстрирована этим примером?

1) познавательно-объяснительная

2) социальная

3) культурная

4) мировоззренческая

А5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Политические решения не влекут за собой социальные и экономи­

ческие последствия.

Б. Политические институты активно используют продукты духовного

производства.

1)

верно только

А

3)

верны оба суждения

2)

верно только

Б

4)

оба суждения неверны

А6. В каких трех формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление

j) понятие, представление, умозаключение

~) понятие, суждение, умозаключение

4) представление, суждение, ощущение

Leave a comment