Как мы с дочкой провели год на домашнем обучении и вернулись обратно в школу
В школе дочка дико уставала, приползала домой бледная и несчастная, а тут еще и домашка — в первом классе мы сидели над уроками конкретно. Мне было ее очень жалко.
Школьная программа на самом деле не тяжелая, но очень растянутая, потому что учеников много. Вот задали стихотворение наизусть, и пока все тридцать человек ответят, это уже один или два урока.
Еще проблема школы в том, что у ребенка формируется страх ошибиться. Агния, даже не посмотрев на задачу, сразу говорит: «Я не знаю, я в задачах не понимаю».
Перейти на домашнее обучение легко. Для этого нужно прикрепиться к какой-то школе, где потом вы будете сдавать аттестации по предметам. В разных школах свои уставы и правила. Если школа позитивно настроена, то проблем не будет. Мы нашли школу в Новосибирске, это довольно известная среди семейников школа, там можно учиться экстерном и дистанционно. Они сотрудничают с одной московской школой, и формально мы прикрепились туда. Там ты получаешь программу и под руководством куратора строишь себе график, который можно двигать. Если что-то не получается, тоже обращаешься к куратору, спрашиваешь. Все общение по скайпу или онлайн. Для каждого предмета дают тестовые вопросы. В конце обучения по каждому предмету надо сдать аттестацию.
За год надо сдать аттестацию по всем предметам, это как экзамены. Можно учить все предметы постепенно, а можно блоками — сначала один предмет за несколько недель, потом другой. В основном математика, английский и русский все-таки идут длительно.
Предметы сдаешь по мере готовности, хоть в сентябре. Дочка моей знакомой учится так во втором классе и все предметы сдает уже в январе, так что в феврале она уже свободна. Но они очень организованные, в отличие от нас.
Экзамены идут «под запись» — ты ставишь видеокамеру и ребенок два часа пишет. Конечно, можно сходить в туалет и что-то там подсмотреть, но в началке они такого еще не умеют.
Если результат не устраивает, экзамен можно пересдать. Родитель может стоять рядом с ребенком во время экзамена и если он видит, что все совсем плохо, то можно просто выключить запись и эта попытка нигде не зачитывается.
У нас так было с окружающим миром: дочка все выучила, но написала на три, мы попросили пересдать и на следующий день пересдали на пять.
Наша школа платная, сопровождение там стоит около 14 тысяч в год. Но есть школы, где аттестация стоит, к примеру, 4 тысячи, а есть совсем бесплатные. Да, учебники мы покупали сами, но честно говоря, расходы на учебники по сравнению с кружками и всяким дополнительным образованием — это ерунда.
Это один из сложных моментов домашнего обучения. Мне было трудно определиться, какие именно нужны учебники. С одной стороны, многие родители стараются найти самые интересные и качественные учебники. А с другой — в нашей школе говорят, что идеальных учебников нет, и ничего конкретно не советуют. В результате я покупала те же учебники, что были в московской школе, куда мы прикреплены.
В день мы тратили на занятия час или два. Причем занимались даже не каждый день. Конечно, большой плюс домашнего образования в том, что ты можешь распоряжаться своим временем. Но тут же кроется и минус — надо уметь себя организовать. У нас, например, с этим проблема. Получалось, что мы вставали в десять утра, потом до 12 раскачивались, в итоге занятия уползали на дневное время. Это мне не нравилось. Если совсем расслабиться, то перед экзаменами начинается настоящая гонка. У нас график в итоге съехал, и в конце года мы уже какие-то темы проходили быстро-быстро, галопом.
Но, конечно, у тебя больше свободного времени на кружки и другие занятия, и ребенок не устает. А когда ходишь в обычную школу, плюс 4-5 раз в неделю музыкалка, плюс домашка — ребенок просто не успевает ничего.
Ну и еще один плюс — можно спокойно куда-то уехать. Мы, к примеру, уезжали весной в Турцию. Там, кстати, с режимом было отлично — в семь утра мы были уже на ногах, такие бодрые. Мы там и занимались, и экзамены сдавали. На природе сел, включил интернет и сидишь пишешь контрольную.
Наша школа дает вопросы, но не говорит, где искать ответы. Поэтому родители идут в интернет и начинают искать сами. Получается, ты должен как учитель готовиться к занятиям. Ведь просто найти ответы на вопросы — этого мало, надо сделать так, чтобы ребенку было интересно. Поэтому в идеале хорошо на домашнем обучении заниматься с кем-то еще. Когда есть два-три сверстника, им веселее. Совсем идеально — взять для них учителя. Это действительно удобно и действительно очень продуктивно. Ты быстро проходишь школьную программу, а если есть учитель, то родитель не тратит на это кучу своего времени.
Мне нравилось, что ты можешь контролировать процесс обучения и видишь, какие знания ребенок получает. При этом ты тратишь меньше времени на занятия и учишься в режиме, удобном тебе. И не надо весь вечер ходить талдычить про домашку. Сейчас, когда Агния снова в школе, у нее домашка растягивается с четырех до девяти вечера.
Английский с домашним обучением стал значительно лучше, чем был в школе. Она пришла в школу в третий класс с реальными знаниями английского, а сейчас они упали опять.
Еще плюс семейного обучения в том, что когда ребенок чего-то не понимает, ты можешь остановиться, взять паузу. Потому что ребенок развивается скачками и в один момент он может не понимать, а потом через два-три месяца вдруг все сообразит. У нас так было с делением — мы его так долго долбили, это был ужас. В итоге я просто задвинула эту тему на время. А потом дочка вдруг включилась и все сразу поняла.
По-хорошему, младших во время занятий тоже надо занимать. Но это очень сложно, я так не могу — тебя начинают дергать сразу два ребенка. Ты вроде садишься с одним заниматься, а второй тоже спрашивает — а вот это? А это? Вместе заниматься у нас не получалось. Но, в общем, можно выделить время для занятий, сказав младшим «идите играйте». Но тогда начинает дуться тот, кто занимается.
Дочке было клево не ходить в школу. Первый класс напрочь отбил желание учиться в школе. Так что на домашнем обучении она радовалась, но ей не нравились экзамены, не нравилась рутина — задания по русскому, например. А все эти вопросы в компьютере, отвечать на них — это все нравилось.
Потом, когда она в третий класс вернулась обратно в школу, она сначала плакала «я хочу обратно, ненавижу школу». Но потом дело пошло лучше, и теперь она даже говорит, что ей нравится в школе, потому что там все занимаются, а не только ты. Это ее очень примиряет с действительностью.
За первый класс друзей в школе у дочки не появилось, как-то не сложилось, так что проблемы расставания со школьными подружками при переходе на домашнее обучение у нас не было. Но у нее не было недостатка в общении со сверстниками — у нас много наших друзей, детей-ровесников, с которыми мы все время встречались. Плюс были еще кружки, друзья во дворе — ей этого было вполне достаточно.
В целом мой опыт домашнего обучения был скорее положительным. Но кому-то это больше подходит, а кому-то меньше. Я поняла, что домашнее обучение — все-таки не мой вариант. Я не могу быть одновременно и мамой, и учителем. Хотя не исключаю, что еще вернемся к этой теме потом.
На семейном обучении большинство мам не работают, сидят дома и контролируют процесс, занимаются и водят на кружки.
Есть родители, которым комфортно в этой ситуации, когда дети все время дома. Мне же это не очень подходит, как выяснилось. Сейчас, когда дочка в школе, мне стало удобнее. Я особо не вникаю в процесс обучения, не знаю, чем они там занимаются, не знаю подробностей. Мне, конечно, легче и я не трачу на обучение кучу времени.
Почему я перевела дочь на домашнее обучение по математике (да, так можно)
Про семейное обучение я много слышала и читала, но никогда не думала, что оно коснётся моего ребёнка. Это произошло вынужденно. И теперь мне хочется кричать на каждом углу: не бойтесь нестандартных решений, если любите своего ребёнка и хотите, чтобы он чему-то научился.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Это совсем не значит, что я всех призываю прямо сейчас вывести детей из школы на самообучение по одному или по всем предметам сразу. Я лишь хочу, чтобы вы знали, что такое право у вас есть. Если вдруг с каким-то учителем отношения не сложились и вы тратите время (и нервы) на бесполезные попытки договориться с ним, остановитесь и подумайте: а что в этой ситуации важнее всего? В общем, подумайте о своём ребёнке и оставьте бессмысленную затею кому-то что-то доказать.
Мы пришли в новую школу в 5 классе. Примерно с 6 класса у дочки по математике появились двойки в ряд. Я не преувеличиваю. Даже редких троек не было. Это значит, что ребёнок ничего не знает, не пишет, не учит, не пытается ответить. Ни-че-го.
В остальном дочка была почти отличницей, старостой класса, участвовала в олимпиадах, обожала школьную жизнь — и эти двойки я, честно, не сразу приняла всерьёз. Подумала, какое-то недоразумение. Домашнее задание мы проверяли, видели её работы и помогали, если было нужно.
Дочка оставалась после уроков на дополнительные занятия. Но математичка давала ей аналогичную работу, не объяснив ошибок предыдущей. Опять двойка. Дочь перестала оставаться на бессмысленные занятия, а вскоре я заметила, что она вообще не хочет идти в школу в те дни, когда есть математика. Тогда я поняла, что пора пойти в школу самой.
Разговор в школе
Разговор с учителем состоялся в присутствии завуча и классного руководителя, которые были возмущены не меньше, чем я. Если у ребёнка такие проблемы с математикой, где же индивидуальный учебный план по коррекционной работе или как там это называется? Его нет. В процессе разговора выяснилось, что моя дочь не единственная в классе, и вроде это даже в порядке вещей. Но со слов классного руководителя, у остальных детей мамы регулярно ходят к учителю и пытаются каким-то образом договариваться.
Пообщавшись с математичкой, я сразу поняла, что разговор не имеет смысла. Она пыталась оправдаться самостоятельными работами дочки, будто бы не зная, что когда ребёнок уже боится ошибиться — он ошибается. Либо вообще не пишет.
Такие учителя работают на семь человек из 25 в классе. Остальных для них не существует
Проблема, к сожалению, известная, особенно у учителей математики. Так исторически сложилось.
Я сказала какие-то банальные вещи: «Двойки не могут мотивировать! Вы же знаете, что из-за них дети теряют интерес к учёбе и веру в себя!». Но по выражению её лица поняла, что мои реплики ей до лампочки. А вот завуча она боится. И думает сейчас только о нём. Ведь он, очевидно, на стороне ребёнка.
Во время вполне мирного и интеллигентного разговора (я точно не собиралась ругаться) решили, что учитель после уроков будет объяснять дочке непонятые моменты, а я найду хорошего репетитора. Составили расписание дополнительных занятий и разошлись. Почти сразу после встречи (сильно раньше, чем «двоечник» способен всё понять и исправить), двойки перекрыли четвёрки. А дочка спокойно себе занимались с репетитором и получала удовольствие и знания.
Репетитор вместо учителя
Несколько слов о репетиторе, это важно.
Мы специально обратились к человеку, который хорошо знает школьную систему оценок и готовит детей к ГИА. С ним занималась моя старшая дочка и отлично сдала экзамены. В репетиторе есть потрясающее качество: она умеет вернуть ребёнку веру в себя и прямо-таки излучает спокойствие. Из урока в урок она повторяет: «Для тебя это плёвое дело. Ты всё сможешь!».
Репетитор хвалил её рабочие записи: всё подробно расписано, ошибок практически нет, виден весь проделанный труд. Безусловно, обозначала пробелы и слабые места (медленно считает, например). Но через год ситуация с двойками повторилась. Но теперь их было ещё сложнее объяснить. Репетитор уверяла, что с дочкой всё хорошо: не пятёрка, конечно, но четвёрка точно. А в журнале ужас!
Из рассказов дочки я поняла, что учитель игнорирует вопросы так называемых слабых детей, а на контрольных работах сильно их торопит, и сосредоточиться невозможно. Дети начинают путаться в собственных расчётах. На дополнительных занятиях она готовит тех семерых «сильных»к олимпиадам, а «слабые» сидят без дела. Кто-то из них однажды попросился участвовать в Олимпиаде.
«Какая тебе олимпиада? Выучи хотя бы таблицу умножения!» — таким был ответ учителя
Перед очередным визитом в школу я долго думала, советовалась с репетитором, выписывала сильные и слабые стороны ребёнка на листочек. Репетитор повторяла: «Не пятёрка. Но на четвёрку она знает! Могу пойти в школу с вами».
Я не знала, как поступить. Во-первых, дочка не хотела никаких скандалов. Она просто переживала, что с математикой опять проблемы. Во-вторых, теперь математичка расписывалась не только в собственном непрофессионализме (ведь получается, она так плохо учит?) и необучаемости ученика, но и ставила под сомнение занятия с репетитором. А дочка с радостью бежала на репетиторство и с радостью готовилась к нему. Я видела, что она любит математику, входит в раж.
Именно вот этот факт навёл меня на правильную мысль. Моё первоначальное желание поскандалить и провести независимое тестирование постепенно ушло. Ведь это в первую очередь стресс для ребёнка. Ради чего? Написанная в порыве гнева докладная директору отправилась в стол (на всякий случай).
Я поняла, что самое важное — не убить в ребёнке желание заниматься математикой и зафиксировать успех. И сразу пришло решение: убрать из жизни дочки эту учительницу (и общение с ней) и перевести её на семейное обучение по математике.
Переход на семейное обучение
По ФГОС каждый ребёнок имеет право изучать один или несколько предметов самостоятельно (это называется семейное обучение, или самообразование), а в школе проходить аттестацию в конце триместра.
Вооружившись этим знанием, я отправилась к завучу. Думала, что меня начнут отговаривать, приводить доводы против, мол, математика — основной предмет. Но этого не случилось. Завуч оказалась продвинутой и современной. Она меня внимательно выслушала и сказала, что на моём месте поступила бы так же. А потом с грустью добавила: «Как жаль, что в годы моей учёбы такого не было. Трояк по математике мне все дипломы испортил».
У директора я подписала «Договор об организации и проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающегося, получающегося общее образование в форме семейного образования или самообразования». И, к слову, узнала, что очень многие дети по одному или нескольким предметам занимаются именно так. С тех пор дочка учит алгебру и геометрию с репетитором. Занимается каждый день и уже была и аттестация. Сдала на четвёрки.
Хочу отдельно сказать, что с большим уважением отношусь ко многим учителям, которые встретились на пути моих детей. Но не все учителя хотят понимать, что способность к предмету бывает неочевидной, и её надо распознать. Не все учителя любят и умеют это делать. Наставить двоек — проще и быстрее. Я не хочу, чтобы отсутствие педагогического таланта у одного из них испортило жизнь моему ребёнку.
Временная ли это мера? Посмотрим. Пока я знаю только, что необходимая.
Я нарочно не касаюсь вопроса, почему таких учителей держат в школе. Хотя задаюсь им с самого начала и слышала о регулярных жалобах на неё. Возможно, причина в тех немногих детях и их успехах для школы, которые от природы сильны в математике. Но здесь не об этом.
Иллюстрации: Shutterstock (Anchalee Ar)
Как я забрала сына из школы, чтобы он учился дома, и почему всем так поступать не советую
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
За последние 3 года в России количество детей, перешедших на ту или иную форму семейного обучения, выросло почти в 3 раза. Хотите узнать, что в голове у тех, кто решает забрать ребенка из школы и дать ему домашнее образование?
Привет, меня зовут Юля, и я одна из тех самых «домашников». Я готова рассказать читателям AdMe.ru о том, «как дошла до жизни такой» и что думаю сейчас, когда прошло больше года после принятия и реализации решения.
«Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь»
Семь лет назад я даже не задумывалась о том, что возможно какое-то там домашнее обучение. Мы с радостью отдали сына в «нашу» школу. Ту самую, где когда-то училась я и моя младшая сестра и о которой у нас осталось столько теплых воспоминаний.
Учеба давалась ребенку легко, зато мне — нет. С первых же дней стало понятно: чтобы у сына все получалось, нужен неусыпный контроль. Требования предъявлялись такие, что справиться самостоятельно у детей не было ни малейшего шанса. Только всей семьей, да и то если подключать бабушек и дедушек. Как же меня бесила школа! Ночами мы клеили поделки, по выходным исправляли почерк и отсчитывали клеточки. В родительском чатике постоянно ругались из-за денег. Стоило пожаловаться мужу, и он сразу же предложил гениальное решение — нанять репетиторов. А как же, самое время в началке-то.
К началу 4-го класса происходящее перестало меня устраивать полностью. Я пыталась вычислить, что нужно поменять: класс, школу, подход. Но тут случилось непредвиденное: на уроке ритмики сын получил серьезную травму, которая на месяц приковала его к больничной койке. После выписки полгода ему пришлось носить корсет, долгое время нельзя было сидеть, разрешалось только лежать и стоять.
На надомном обучении
Дети, которые по состоянию здоровья долгое время не могут ходить в школу, переводятся на надомное обучение. На практике это означает, что ты приносишь соответствующие справки, учебное учреждение составляет расписание, согласовывает его с родителями, и несколько раз в неделю преподаватели приходят к вам с визитом. Представив, что у нас дома будет по 4–5 уроков в день 5 раз в неделю, я почувствовала, что сойду с ума. Но оказалось, что для того чтобы наверстать упущенное и нормально окончить год (оставались еще 2 четверти), достаточно всего 2–3 часов занятий с учителем, и 1 будний день у нас даже оказался полностью свободным.
На надомном обучении заниматься сын стал меньше, но успевал гораздо больше. Время, проведенное один на один с учителями, тратилось продуктивно, по сути это были занятия с репетиторами. С домашними заданиями тоже стало намного проще: мне оставалось их только проверять, ребенок отлично все усваивал. Именно после этого у меня появилась крамольная мысль: а так ли нам нужно ходить в школу? Ни к каким выводам я тогда не пришла и на следующий год снова наблюдала за тем, как мое чадушко стоит, прижав к пузу корзинку с цветами, на школьной линейке.
«И вновь продолжается бой»
Мы опять корпели над уроками до ночи: сын проводил в школе положенные 5–6 часов, обедал, отправлялся на занятия в кружках, а вечером выяснялось, что справиться с домашним заданием самостоятельно он снова не в силах. Ложился спать за полночь, а с утра, бледный и невыспавшийся, шел учиться.
Однажды вечером я разрыдалась. Из-за школы моя жизнь трещала по швам. Я думала только об уроках, забросила хобби, стала повышать на сына голос, с мужем мы разговаривали в основном о школьных делах, со знакомыми — о них же. И главное, обложившись программами, учебниками, дополнительной литературой, я практически заново изучала с сыном бо́льшую часть того, что он должен был усвоить на уроках.
Хватит!
Мысль о семейном обучении стала посещать меня с настойчивостью дятла, ломящегося под кору дуба за жучками. Я работаю из дома, у меня есть педагогическое образование, я и так трачу на занят
На вопросы о семейной форме обучения отвечает юрист проекта «Домашняя школа InternetUrok»
Школа, в которой учится мой ребёнок, мне не нравится, не хочу, чтобы он дальше там учился. Могу ли я учить ребёнка дома самостоятельно или нужно обязательно перевести его в другую школу?
Действующим законодательством установлено, что ребёнок может получать образование как в школе, так и самостоятельно: в форме семейного обучения или самообразования. Конкретную форму обучения выбирают родители или законные представители ребёнка, при этом учитывается его мнение: хочет ли ребёнок учиться самостоятельно или в школе.
Также надо учитывать, что если вы выбрали самостоятельное образование, вам придётся взять на себя определённые риски: что ребёнок, возможно, будет хуже осваивать программу, не сможет пользоваться библиотекой, спортзалом школы…
Как перевести ребёнка на домашнюю или дистанционную форму обучения? Какие действия необходимо предпринять, куда обратиться, какие документы потребуются?
В соответствии с действующим законодательством ребёнок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей и с учётом его мнения в праве на любом этапе обучения продолжить его в другой форме, предусмотренной законом, либо сочетать данные формы: учиться в школе определённый промежуток времени, затем – обучаться самостоятельно, а экзамены сдавать опять в школе.
Органы местной власти муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение образования каждого уровня и проживающих на соответствующих территориях. При выборе родителями или законными представителями детей формы семейного образования они информируют о своём решении органы местного самоуправления.
Эта процедура состоит из нескольких этапов:
- Найти школу, которая приняла локальный акт о семейной форме обучения. Для этого можно обратиться в местный центр управления образованием, где есть данные обо всех местных школах.
- Договориться с администрацией школы в лице директора и преподавателей об условиях аттестации ребёнка.
- Написать заявление по форме, установленной учебным заведением.
- Сдать документы, список которых необходимо уточнить у администрации школы.
Ребенок был переведен на домашнее обучение в 5 классе. Через два года было принято решение вернуться к стандартной форме обучения (в 7 классе). Обязан ли ученик пройти аттестацию за пропущенный период? Примет ли школа экзамены за 5-6 классы?
Согласно закону об образовании лица, обучающиеся в семейной форме, считаются прикреплёнными к определённому образовательному учреждению, в котором действует локальный акт, регулирующий данную форму обучения. То есть, если вашему ребёнку необходимо сдать экзамены за опредёленные классы, нужно уточнить у руководства школы, в какие даты принимаются заявления от учеников, находящихся на семейной форме обучения, конкретный перечень документов.
Лица, обучающиеся в форме семейного образования, в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона об образовании в Российской Федерации имеют право пройти промежуточную и итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Такие лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, в праве пройти промежуточную или итоговую аттестацию бесплатно.
Образовательной организацией должен быть принят локальный акт, регламентирующий порядок аттестации, в том числе её прохождения экстернами. Данный локальный акт должен быть доступен для ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в сети Интернет.
Администрация школы отказывается выдать мне документы ребёнка. Как мне нужно действовать?
Руководство школы обязано выдать вам документы ребёнка. Такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации. Можно обжаловать действия администрации школы в департаменте образования субъекта Российской Федерации или в прокуратуре.
Что такое семейное образование? Это то же что «забрать документы»? Если я выберу для ребёнка семейное образование, значит ли это, что он официально больше не учится в данной школе и администрация школы должна выдать его документы? Или ребёнок продолжает формально числиться в этом учебном заведении?
Семейное образование – это форма получения образования, при которой ребёнок может не посещать школу. Ребёнок получает образование силами родителей, законных представителей, других взрослых. Чтобы перейти на эту форму образования, необходимо уведомить муниципальные органы, обслуживающие территорию, на которой проживает ребёнок, и прикрепиться к школе, которая в своём уставе или другом документе предусмотрела семейное образование. Это необходимо для прохождения в дальнейшем государственной итоговой аттестации (ГИА).
Каждая школа устанавливает перечень документов, которые необходимо сдать родителям или законным представителям ребёнка для перевода его на семейную форму обучения. Этот перечень вам будет необходимо уточнить у администрации той школы, к которой вы планируете прикрепить ребёнка.
Достаточно ли моего требования, как родителя, для перевода на семейное обучение?
Да, вы можете требовать перевода. Это право предусмотрено статьей 44 Закона об образовании, в котором сказано, что родители с учётом мнения ребёнка имеют право выбирать форму обучения, язык обучения, набор факультативных дисциплин, которые предлагает конкретная школа. Для этого надо написать заявление о переходе на такое обучение. Школа не имеет права запретить вам это сделать.
Если ребёнок находится на семейном обучении, могу ли я получать компенсацию (пособие) от государства за то, что самостоятельно его обучаю? Как её получить?
Статьёй 35 ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрена компенсация затрат на учебники и учебные пособия. Если ребёнок не получает учебники и пособия, вы имеете право требовать компенсацию в уполномоченных государственных органах. Компенсации за то, что ребёнок не обедает в школе, не занимается в группе продлённого дня, не посещает какие-либо секции, не пользуется спортзалом, сейчас законом не предусмотрено. Теоретически такую компенсацию можно потребовать через суд, так как такое право неотъемлемо от ученика.
Мы забрали документы ребёнка и не хотим оформлять его в другую школу, так как планируем обучать его дома самостоятельно. Как в этом случае ребёнок будет сдавать экзамены в 9 и 11 классах? Нужно, чтобы какая-то школа выдвинула моего ребёнка от себя? Или можно просто прийти на экзамен?
Начнём с того, что ребёнок, находящийся на семейном обучении, фактически из школы не уходит, он к ней прикреплён. В этой школе должен действовать локальный акт, предусматривающий семейную форму обучения. В этом акте должен быть предусмотрен и порядок сдачи экзаменов за 9 и 11 классы. Ребёнок, находящийся на семейном обучении, по сути будет экстерном (как это предусмотрено Законом об образовании). Школа не выдвигает от себя ребёнка – он просто продолжает обучение в альтернативной форме, а сдача экзаменов происходит в порядке, установленном для таких учеников: в указанный срок необходимо будет сдать документы, перечень которых определен школой (сроки и перечень документов могут различаться в разных регионах).
Кстати, в письме Министерства образования от 15 ноября 2013 г. отмечено, что в промежуточную или итоговую аттестацию можно пройти не только в школе, но и образовательных организациях других типов, например, вузах, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Вам будет нужно обратиться в департамент образования субъекта, чтобы уточнить, существует ли такая возможность.
Что такое допуск к экзамену? Обязательно ли нужен этот допуск или можно просто прийти на экзамен? Куда обращаться? Как получить аттестат за 9 и за 11 класс? По всем предметам, которые не являются экзаменационными, ребёнок должен сдавать зачёты?
В вопросе, скорее всего, речь идет о допуске к государственной итоговой аттестации. В соответствии с Приказом Минобрнауки от 26 декабря 2013 г. к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объёме выполнившие учебный план за каждый год обучения. Обращаться необходимо в учебное заведение, к которому ребёнок прикреплён.
Согласно Приказу Минобрнауки «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» аттестат выдаётся лицам, завершившим обучение по образовательной программе и успешно прошедшим итоговую аттестацию.
Согласно Приказу Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 освоение общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем. Формы, периодичность и порядок такого контроля устанавливаются школой самостоятельно.
Если ребёнок хочет поступить в другую школу. Любая школа обязана принять ребёнка или школа может отказать в приёме? В каких случаях могут отказать?
Теоретически любая школа обязана принять ребёнка на обучение, но только если она закреплена за той территорией, на которой вы проживаете. Отказать могут только по причине отсутствия свободных мест. В том случае, если в школе отсутствуют свободные места, вам нужно обратиться в департамент образования субъекта Российской Федерации, который ведёт учёт наполняемости всех учебных заведений и должен вам подсказать, в какую школу могут принять ребёнка.
Может ли школа отказать, если у ребенка нероссийское гражданство?
В соответствии со статьёй 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане обладают в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России, в том числе и правом обучаться в школе. Органы местного самоуправления или органы субъекта Российской Федерации обязаны учитывать всех детей, проживающих на данной территории, в независимости от гражданства.
В том случае, если вы приехали из страны, где русский язык не является официальным, ребёнку будет необходимо сдать экзамен на владение русским языком. О порядке сдачи таких экзаменов вы можете узнать в департаменте образования субъекта Федерации.
Может ли школа устроить вступительные испытания для моего ребёнка? А частная школа?
По общему правилу вступительные испытания не предусмотрены, однако, если ребёнок поступает в специализированную школу, в школу с углублённым изучением какого-либо предмета или в спортивную школу, то её администрация может устроить испытания с целью определения способностей потенциального ученика к обучению по программе заведения. Также при приёме необходимо исключить противопоказания для занятий каким-либо видом спорта или видом искусства.
Если ребёнок хочет сдавать экзамены в другой школе.
Может ли девятиклассник или одиннадцатиклассник сдавать экзамены не в той школе, в которой он официально учится, а в той школе, которая ему удобнее (в другом городе)? Что для этого необходимо?
Согласно действующему законодательству подавать документы на проведение ГИА можно только в ту школу, в которой проходило обучение. Исключение делается для учеников – выпускников прошлых лет, а также для тех, кто находился на семейной форме обучения.
Если я хочу, чтобы мой ребёнок продолжал обучение в своей школе, но посещал не все предметы. Могу ли я выбрать предметы, которые мой ребёнок будет изучать в школе, а остальные предметы – дома самостоятельно? Что для этого нужно? Как в таком случае будет проходить аттестация по остальным предметам?
В статье 17 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописаны и очная, и очно-заочная, и дистанционная формы обучения. Это значит, что ребёнок имеет право выбрать те предметы, которые он хочет посещать в школе, а остальные изучать дома. Для того, чтобы обучаться по очно-заочной программе, не нужно никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей. Аттестация будет проводиться в порядке, установленном Приказом Минобрнауки от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
Как перевести ребёнка из иностранной школы в российскую школу? Какие документы для этого необходимы?
В соответствии со статьей 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются всеми правами, которыми наделены и граждане Российской Федерации, в том числе и правом обучения в школе. Порядок приёма в школу, а также перечень необходимых документов для ребёнка-иностранца устанавливается администрацией соответствующей школы. Единственное требование – документы должны быть переведены на русский язык.
Какие экзамены и зачёты должен сдать ребёнок при приёме в школу? Это решает школа или есть определённый стандарт?
В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» правила приёма в школы, которые не урегулированы Законом об образовании или типовыми положениями, утверждёнными департаментами образования субъектов Федерации, устанавливаются школами самостоятельно. Если ребёнок-иностранец слабо владеет русским языком, то после предоставления документа о сравнимости программ и собеседования он направляется в соответствующий класс, который может отличаться от того, где он обучался до этого.
В школу больше не пойду. Что такое домашнее обучение? – PROFI.RU — За профи говорят дела
Бывает, что ребёнку не нравится в школе: отношения с учителями не складываются, дружба с одноклассниками не получается, жизнь по строгому расписанию — тоже. Конечно, можно потерпеть и преодолеть, а заодно — превратить детство в череду ненужных стрессов. Или уйти из школы и учиться в комфортном режиме.
Бывает, что ребёнку не нравится в школе: отношения с учителями не складываются, дружба с одноклассниками не получается, жизнь по строгому расписанию — тоже. Конечно, можно потерпеть и преодолеть, а заодно — превратить детство в череду ненужных стрессов. Или уйти из школы и учиться в комфортном режиме.
Рассказываем о видах домашнего обучения и разбираемся, как на него перейти.
Надомное, дистанционное, семейное
Многие люди не различают формы образования и форматы обучения, поэтому в вопросах учёбы вне школы много путаницы. Давайте разбираться.
Начнём с формы образования. Их всего две: «внутри» образовательной организации (школы, гимназии, лицея) и вне её. Причём «внутри» вовсе не означает, что ребёнок физически ходит в класс, он может учиться и дома. Но при этом числится в своём классе, получает учебники, занимается по программе школы, сдаёт экзамены по расписанию.
На такое надомное обучение нельзя перейти по желанию родителей — нужно получить заключение медицинской комиссии о том, что ребёнок по состоянию здоровья не может посещать школу. В этом случае учителя будут приходить к школьнику домой или заниматься с ним дистанционно, например по скайпу.
Мы плавно перешли к понятию дистанционного обучения. И это уже не форма образования. Учиться на расстоянии могут дети, которые ходят в школу каждый день, если преподаватели дополнительно используют этот формат. И ребята, к которым педагоги приходят на дом. И те, которые учатся вне школы — получают семейное образование.
Учимся без школы
Теперь подробнее о второй форме образования. Законом «Об образовании» предусмотрено две формы обучения вне школы: семейное и самообразование. До 10-го класса можно получать только семейное образование: ребёнка учат родители и репетиторы. Для старшеклассников допустимо и семейное и самообразование — когда подростки занимаются самостоятельно: читают учебники, слушают лекции, смотрят видеоуроки.
Причин уйти из школы может быть несколько: желание сконцентрироваться на определённых предметах, конфликт с учителями или одноклассниками, профессиональные занятия спортом, музыкой или танцами или просто разочарование в школьном образовании.
Вернуться в школу, так же как перейти на внешкольное обучение, можно в любой момент.
Екатерина Петрова:
«Я столкнулась с постоянным перекладыванием на меня обязанности учить: сын возвращался из школы, и мы ещё 5–6 часов делали уроки. Казалось, школа просто принимает ребёнка, как в камеру хранения. Появились проблемы с успеваемостью и негатив к школе в целом. Сначала мы планировали полгода поучиться самостоятельно, потом — до пятого класса. В итоге Роберт сейчас дистанционно оканчивает шестой класс, и нас всё устраивает».
Что нужно, чтобы перейти на домашнее обучение
- Заявление в школу о переводе на семейное образование или самообразование.
- Заявление-уведомление о выборе формы обучения в органы местного самоуправления. В Москве это управа района. В Санкт-Петербурге, Севастополе и остальных регионах — Управление образования.
- Заявление об отчислении — если ребёнок уже учится в школе. Если вы только готовитесь к поступлению в 1-й класс, то достаточно заявления из второго пункта.
- Заявление о проведении промежуточной аттестации в любую школу на ваш выбор.
Аттестация нужна, чтобы доказать, что ребёнок действительно учится. Формально процесс выглядит так: накануне экзамена директор подписывает приказ о зачислении ребёнка в школу на время испытаний. После окончания — приказ об отчислении.
До 9-го класса, когда ребёнку обязательно нужно сдать ГИА, промежуточные аттестации можно вообще не проходить. Но если хотите объективно оценивать успехи домашнего обучения, экзамены лучше сдавать каждый год.
Ежегодную промежуточную аттестацию можно пройти дистанционно. В интернете есть список школ, которые готовы принимать экзамены онлайн за определённую плату.
За и против семейного образования
За
- Индивидуальный подход. Программу можно гибко адаптировать под способности, ресурсы и даже настроение ребёнка.
Екатерина Петрова:
«У Роберта может быть плохое настроение или апатия. В обычной школе это не причина не ходить на занятия. А так он может вернуться к учебникам, когда будет готов, и освоить даже больше материала, чем заложено в плане».
- Нет отставания. Если ученик пропустил уроки по болезни, то наверстать упущенное ему нужно самостоятельно. При индивидуальном графике необходимости догонять класс нет.
- Можно сосредоточиться на поступлении в вуз без «лишних» предметов или освоить программу досрочно и освободить себе год для подготовки к вступительным экзаменам.
- Отсутствие срочности и оценок. Можно настроиться на свой темп и не исправлять двойки.
«Сжатые сроки вроде завтрашней контрольной, доклада или ответа у доски, нахождение в системе „хорошо-плохо“ нервируют учеников. Обучение дома снижает уровень стресса: есть определённые рубежи, к которым ребёнок спокойно готовится, равномерно распределяя нагрузку».
Против
- Подходит не всем детям. Чтобы не завалить аттестацию, нужно заниматься регулярно — придётся разобраться с личной мотивацией.
«Семейное образование и самообразование подходят способным и целеустремлённым детям. Учиться придётся по напряжённому графику, и тут важно желание ребёнка, а не амбиции родителей».
- Подходит не всем родителям. Если родители не готовы посвящать время созданию условий и организации обучения на дому, то лучше доверить внешний контроль школе. Также стоит рассчитывать свои силы на оплату репетиторов — без них, скорее всего, не обойтись.
- Отсутствие социализации. Минус, который легко компенсируется другими активностями ребёнка. Домашнее образование не должно приводить к изоляции.
Андрей Негинский, перешёл на семейное образование в 8-м классе:
«Внешкольное обучение освобождает время для кружков и секций, где можно не только получить дополнительные знания и навыки, но и научиться общаться со сверстниками».
Коротко
- Никто не может запретить перейти на домашнее образование. Вернуться назад в школу — тоже.
- Перейти на домашнее образование можно в любом возрасте. Можно сразу не отдавать ребёнка в школу.
- После перехода на домашнее образование школа вам ничего не должна. Родители сами определяют, с кем и как ребёнок будет заниматься.
- По закону обязательная аттестация — ГИА после 9-го класса и ЕГЭ после 11-го. Чтобы её пройти, нужно прикрепиться к одной из школ.
- Чтобы не выпадать из программы, лучше проходить добровольную аттестацию каждый год. Например, сдавать экзамены дистанционно.
Домашнее обучение — за и против, почему родные против семейного образования?
Если вы родитель
Родители и ребёнок приняли решение учиться дома, но родные против семейного образования. Что делать? Волнение близких понятно, стереотипы гласят, будто на дому учатся только дети с инвалидностью, хоумскулеры лишены общения и ни за что не сдадут экзамены.
Вот несколько советов, как переубедить родственников.
- Объясните, что такое семейное обучение. Многие путают его с надомным, которое является вынужденной мерой для детей с серьёзными заболеваниями. На семейное образование переходят по собственному желанию, родители сами организуют учебный процесс и вольны выбирать для этого любые методы.
- Это законно. Консервативных родственников успокоит отсылка к закону «Об образовании в Российской Федерации», по которому родители имеют право выбрать, как будет учиться их ребёнок.
- Социализация не пострадает. Ещё один важный аргумент в разговоре. На семейном обучении у ребёнка будет больше времени на секции и кружки, а значит, он постоянно будет в детских коллективах.
- Расскажите о мотивах. Что вас побудило перейти на семейное обучение? Аргументируйте свою позицию, и вашим близким будет проще вас понять.
- Отпустите ситуацию. Бабушки и дедушки останутся родными людьми, даже не разделяя ваших взглядов. Да, они будут волноваться, но как только увидят результат своими глазами — примут ваше решение.
Так было в семье Ирины Фомичёвой. Её дочь Светлана пришла в «Экстернат Фоксфорда» в 10 классе. Близкие сначала волновались, но через год признали, что Света стала спокойнее и её знания улучшились.
Если вы ребёнок
Если родители против учёбы вне школы, это ещё не значит, что они против вас. У мамы и папы могут быть свои аргументы против семейного образования. Важно их выслушать и привести свои.
Советы, как уговорить родителей на семейное образование. Что делать, если мама и папа против домашнего обучения?
- Покажите свою дисциплинированность и умение учиться самостоятельно. Выполняйте домашние задания в срок, не опаздывайте, поддерживайте порядок в комнате. Такой рационализм убедит родителей в осознанности вашего выбора.
- Расскажите про онлайн-школы, которые помогают хоумскулерам. Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ и ВШЭ, а у каждого ученика есть персональный куратор, еженедельно предоставляющий родителям отчёт.
- Приведите примеры известных хоумскулеров. Например, Льва Толстого в детстве обучали на дому вместе с его сёстрами, а Джейн Остин сама много читала и анализировала.
- Объясните, что семейное образование — это не так дорого, как может показаться. Можно даже сэкономить на канцелярских принадлежностях, школьной форме, сборах на нужды класса и подарках учителям. Вместо этого, деньги будут тратиться на действительно качественные знания.
- Объясните свою мотивацию. Расскажите, для чего вам семейное образование. Может, вы хотите более серьёзно заняться спортом или сконцентрироваться на подготовке к поступлению в вуз. Родители всегда хотят для вас лучшего, поэтому, если вы докажете необходимость обучения на дому, они поддержат и помогут.
В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть ученики, которые сами узнали о семейном образовании и уговорили родителей на этот шаг. Так, Алёна Руденко неожиданно решила уйти из школы в 10 классе. Взрослые опасались, но поддержали девушку. Доверие было оправдано — 11 класс Алёна окончила на «пятёрки» и получила золотую медаль.
Домашнее обучение: реальные истории от родителей
Евгения Шафферт, сын Кирилл, 13 лет
Почему учится дома: не хватало времени и сил на любимые предметы, а еще хотели, наконец, выспаться.
Традиция обучать ребенка вне привычной классно-урочной системы существует уже много лет. Раньше в школах в качестве альтернативы были доступны «экстернат» и «домашнее обучение».
Первое практиковали гении, спортсмены и музыканты, которым было просто некогда просиживать 6−7 уроков за партой. Они осваивали школьную программу дома, а потом сдавали экзамены по программе соответствующего класса.
Второе выбирали дети с особенностями здоровья: невролог или другой врач могли порекомендовать ребенку заниматься с учителями индивидуально, в этом случае ребенок также ходил на уроки в школу, но занимался один на один с учителем, или учителя приходили к нему домой.
Такой вариант «со справкой от врача» возможен и сегодня, в этом случае ребенок остается учеником школы и регулярно посещает индивидуальные занятия. А вот «экстернат» уже исчез, с 2011 г. в законе об образовании его заменили «очно-заочное», «заочное» и «семейное обучение».
В случае выбора очно-заочной или заочной формы ребенок может не посещать часть уроков или вообще все уроки, однако он также остается учеником школы, школа осуществляет методическое сопровождение, предоставляет ему учебники и в оговоренные с учителями сроки ребенок пишет все необходимые контрольные работы.
Причины выбора такой формы обучения могут быть очень разными: кто-то не успевает заниматься музыкой, из-за того, что шестым уроком стоят «труды», а у кого-то возник конфликт с учителем. Другой альтернативой обычной школе является семейное обучение. Эту форму обучения может выбрать любая семья при условии согласия самого ребенка. В этом случае ребенок уже не является учеником какой-то школы, его «личное дело учащегося» хранится дома, а за образование отвечают сами родители.
Сразу встает вопрос: как можно проверить качество подобного обучения? Для этого существуют аттестации. Ребенок на семейном обучении раз в год или чаще приходит в какую-нибудь школу, где подтверждает свои знания с помощью контрольных, а в конце 9-го класса, как и все российские школьники, обязательно сдает ОГЭ. На период аттестации документы ребенка сдаются в школу, там выставляются оценки за учебный год.
Когда далекий от темы человек слышит, что ребенка забрали из школы, чтобы «учиться дома», он нередко приходит в ужас.
Перед его глазами рисуется страшная картина: одинокий школьник сидит за учебниками в четырех стенах, вместо того чтобы весело бегать эстафету на физ-ре или обмениваться записками с друзьями. Рядом с этим исключенным из общества ребенком непременно сидит мама, которой точно нечем заняться, ведь иначе она бы не тратила время на совместный разбор простых тем из учебника «Окружающий мир»…
На деле эта картинка не имеет ничего общего с реальностью, ведь семейное обучение очень вариативно. Например, нередко родители детей»семейников» объединяются в группы по интересам и организуют свои небольшие домашние классы, где расширяют привычный образовательный стандарт, ведь кому-то хочется больше математики, а другие не могут представить хорошего образования без развитых навыков каллиграфического письма.
Другой вариант семейного обучения — это онлайн-школа, когда ребенок учится по Интернету, используя скайп или вебинарную платформу. Этот формат очень ускоряет освоение программы, здесь не нужно ждать, пока все успокоятся, или слушать, как десять одноклассников десять раз расскажут «Тучки небесные, вечные странники…». Так у учащихся онлайн-школ остается много свободного времени на кружки и прогулки.
Еще один вариант обучения — посещение репетиторов, которые помогут освоить углубленный курс интересного ребенку предмета и подготовят к стандартной аттестации. Этот список можно продолжить и дальше.
О возможности учебы без школы я знала задолго до того, как мой сын стал школьником: дома учились дети моих друзей, все по разным причинам, но у всех вполне успешно получалось осваивать учебную программу.
Именно поэтому семейное обучение никогда не казалось мне каким-то экстравагантным выбором странных людей, наоборот, я радовалась, что есть такая возможность: можно поучиться в школе, а можно самостоятельно. Так и получилось: первые пять лет мой сын учился в школе рядом с домом, а после пятого класса мы забрали его на семейное обучение. Для этого было много причин.
Во-первых, всегда хотелось попробовать самим выстраивать образовательные стратегии ребенка, не засиживаться подолгу на том, что и так легко ему дается, и подробно разбирать те предметы, на которые в школе вечно мало времени. Во‑вторых, все эти годы мы не высыпались (ребенок-то, конечно, высыпался, а вот мы, родители, никак не могли встать в семь утра бодрыми и счастливыми) и мечтали иметь два выходных в неделю. В-третьих, на семейное обучение ушел лучший друг сына, с которым они вместе учились.
Наконец, ребенок очень уставал от шума и большого коллектива, из-за чего часть материала пролетала «мимо ушей». Поразмыслив, мы забрали из школы личное дело, отправились в районный отдел образования, где написали заявление о том, что в следующем учебном году сын будет на семейном обучении.
По прошествии года могу сказать, что все наши ожидания оправдались. Сын успешно закончил шестой класс, сдал все аттестации на положительные оценки.
Мы выспались и отдохнули, а еще общались, гуляли, ходили в театры и музеи так часто, как нам хотелось, а не только на каникулах. У сына появились новые увлечения и новые друзья, ведь в учебном центре, куда он ходил готовиться к аттестациям, учится много детей разного возраста. Есть в такой форме обучения и минусы: у ребенка куда больше свободного времени, чем было в школе, а значит, родителям нужно придумывать новые способы интересно и полезно проводить время (раньше они смело могли тратить это время на свои дела).
Из-за этого сложно рекомендовать такую форму обучения для семей, где оба родителя работают в офисе далеко от дома или часто ездят в командировки. Кроме того, семейное обучение, если ориентироваться не только на свои силы, оказывается дороже государственной школы, несмотря на экономию на школьной форме и стаканчиках для кулера.
Олеся Лихунова, дочери Мария и Нина, сын Тимур
Почему учатся дома? Одаренному ребенку скучно в школе; ребенку с особыми потребностями по здоровью учиться тяжело.
В нашей семье был опыт семейного обучения очень развитой девочки Маши, которая с раннего детства сильно обгоняла в развитии сверстников, в школу пошла в неполные шесть лет и сразу во второй класс, а также семейного обучения Нины — девочки с инвалидностью и отставанием в развитии.
Я считаю, что мы правильно поступили, что забрали детей учиться дома, хотя я совсем не противник общеобразовательной школы и несколько наших детей (всего детей у нас восемь) до сих пор преспокойно там учатся.
С Машей мы выбрали более сложную программу обучения, где нужно было к аттестации по каждому предмету учить довольно большой объем информации. У нее прекрасная память, поэтому она легко справлялась с задачей. Прошло четыре года, а она до сих пор хорошо помнит то, что тогда учила. Это были 7-й и 8-й классы, как раз начались сложные предметы — физика, химия, алгебра и геометрия. Дочь самостоятельно искала ответы на все вопросы, сама разбиралась в том, как решаются задачи.
Поначалу ей казалась, что без учителей — по одним учебникам — всё это освоить нереально, но постепенно она нашла удачные видеоуроки и сайты в Интернете, которые помогали лучше разобраться в каждом предмете. Дочь прибегала ко мне радостная: «Мама, я, наконец, разобралась, как это решается!»
То есть Мария училась в прямом смысле этого слова. Прежде всего — сама добывать информацию. У нее пропал страх перед незнакомыми темами и появилась уверенность, что на все вопросы можно найти понятные ответы.
Думаю, это был очень полезный для нее опыт. За два года обучения дома дочь ни разу не заболела, хотя до этого, учась в школе, регулярно сидела на больничном. К девятому классу ей стало не хватать общения, и она решила поступить в хорошую гимназию и учиться очно. В этом году Маша уже закончила 11-й класс и годы семейного обучения вспоминает с теплотой, как интересное приключение.
С Ниной у нас была другая история. В семь лет мы забрали ее из детского дома. Помимо целой карты медицинских диагнозов у девочки было серьезное отставание в развитии и стойкое отвращение к любым занятием. За год мы с большим трудом мотивировали ее учиться, научили читать, писать и считать простые примеры. К восьми годам стали подыскивать школу, в которой Нина смогла бы учиться заочно. Главным критерием была простая аттестация, чтобы ничего нас не подгоняло. Такая школа нашлась, и мы получили возможность обучать Нину спокойно, в том темпе, который был для нее комфортным. Так Нина проучилась уже три класса и перешла в четвертый. Ей сложно, школьную программу она едва тянет, но регулярные занятия не проходят даром. Пусть медленно и с нашей помощью, но Нина осваивает всё что нужно и сдает свои аттестации неплохо.
Думаю, семейное обучение дает ей очень много. Прежде всего — мою постоянную помощь, в которой Нина пока еще нуждается. Дома оценки никто не ставит. Не нужно торопиться за классом, ни с кем себя сравнивать, не нужно бояться ответить неправильно. Месяц за месяцем уверенность в своих силах у Нины только растет. Боюсь, что в школе создать нормальные условия для таких отстающих в развитии детей, как Нина, пока невозможно.
Марина Рождествина, сын Андрей, 12 лет
Почему учится дома? СДВГ у ребенка, из-за этого конфликты и буллинг в школе.
Мой сын находится на дистанционном обучении последние полгода. Жаль, что мы не перешли на такой формат раньше. Дистанционный формат позволяет концентрироваться только на главном, не требует от ребенка прилагать дополнительных усилий, чтобы сидеть ровно и тихо в течение 45 минут урока, и полностью исключает риск буллинга со стороны учителей и учеников.
Безусловно, дистанционное обучение не дает той мифической социализации, на которую я потратила много лет и усилий, а в результате получила полностью обратный результат, причем регресс был не только в социальных навыках, но и в познавательной сфере.
Первая попытка дистанционного обучения меня разочаровала. Сын лежал в больнице, и мы попробовали видеоуроки на одном популярном ресурсе, они были очень скучными и унылыми. Поэтому наш переход на дистанционное обучение отсрочился еще на год. Только в декабре 2018 года обстоятельства сложились таким образом, что я занялась активным поиском дистанционной школы. Для этого мне потребовались следующие факторы: абсолютно безуспешные попытки учиться сначала в коррекционной школе, затем — в частной; а также внезапно нашедшийся тьютор, который готов был помогать с моим сыном в течение всего дня.
По поиску в Интернете я выбрала школу «Фоксфорд», попросила тестовый доступ и, убедившись в хорошем качестве уроков, подключилась к школе и отнесла документы сына на заочное отделение московской школы «Наши Пенаты», которая является партнером «Фоксфорда». Почему нам пришлось уйти из общеобразовательной школы? Два года, начиная с первого класса, сын не без труда, но довольно успешно в ней учился.
Симптомы дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) мы вместе с учителем преодолевали до конца 2-го класса, до того момента, когда в школе произошел несчастный случай с участием моего сына. За этим последовали разборки на уровне директора школы, давление на нашего учителя и ее попытка уволиться. Камеры показали, что мой сын не виноват. Но осадочек остался. И спустя год я поняла (сын не запоминал и не рассказывал о том, как его обижали), что он учился в условиях скрытой травли со стороны некоторых учителей и одноклассниц. Это привело к школьной дезадаптации (такой термин я узнала позже от психиатра).
После того как поняла про травлю, я попыталась перевести в другую школу, подавала заявления в разные, но мест не было. Обращалась у специалисту, курирующему школы нашего округа, — бесполезно. В одной из школ, к которой мы были прикреплены по прописке, директор потребовала, чтобы я привезла сына на собеседование. Я приехала одна, показала тетради и дневники, объяснила, что сложно сложились отношения с некоторыми учениками. На это я получила ответ, что вообще мест нет, поэтому, пока она не посмотрит на ребенка и не убедится, что ее всё устраивает, зачислять его не будут.
Почему мы так долго шли к дистанционному обучению? Причины две. Во‑первых, если до школы мой сын не очень интересовался общением со сверстниками, то в школе ему это понравилось. Я думала, что это очень хорошо и это поможет сыну адаптироваться к социуму. А во-вторых, усидчивость и мой сын — это две разные планеты. Я отдавала себе отчет, что никто, кроме меня, не сможет усадить моего сына за экран смотреть уроки днем. Домашнюю работу мы и так делали вечером с моим участием.
Мои «За» и «против» домашнего обучения
Несмотря на то что сейчас когнитивные способности моего сына снижены и вовлеченность его в учебный процесс низкая, я рада, что мы перешли на дистанционное обучение.
Что хорошего:
- Уроки интересные. Можно повторить пройденное, просто посмотрев запись урока полностью или частично.
- Всё на компьютере, не надо писать рукой — это важно для моего сына. Электронные учебники не рвутся и не теряются.
- Можно сделать домашнее задание тогда, когда можешь, а не только обязательно сегодня вечером.
- Нет плохих оценок, красной «пасты» в дневнике, никто не ругает вообще и за поведение, в частности.
- Можно сидеть, лежать, стоять, ходить во время уроков.
- Нет постоянных самостоятельных контрольных и самостоятельных работ — то есть избавились от регулярных факторов стресса.
Что плохого:
- Никак не проконтролируешь, насколько внимательно ребенок слушает уроки. Но у нас учеба в частной школе вообще закончилась на том, что ребенок в прямом смысле спал на уроках, поэтому потеря небольшая, если отрабатывать всё во время домашнего задания.
- Наш врач говорит, что есть много данных, подтверждающих, что в дистанционном формате материал усваивается хуже. Но, погрузившись в учебный материал, я поняла, что большая часть того, что проходят на истории, географии, биологии и т. д., вообще никак не пригодится в жизни. А умение красиво писать сейчас вообще никому не нужно. Я вот не умею и прекрасно компенсирую это бодрым набором текстов на компьютере.
- Нет лабораторных работ. Вот чего реально не хватает, но можно заменить кружками.
- Нет физкультуры, музыки, технологии. Ну и ура! Зато есть секции по интересам и время на них.
Елена Медведева, сын Алеша, 10 лет
Почему учится дома? Быстро усваивает программу, скучно в школе
Первые две недели Первого класса сын Алеша просыпался, лучась от радостного предвкушения: «Мама, ну СЕГОДНЯ-ТО меня в школе научат чему-то важному и интересному?!»
Потом предвкушение пропало — вместе с радостью. Начались нудные будни. Я много занимаюсь с детьми, и им в итоге скучно на уроках. Тот же, кому скучно, начинает отвлекаться или помогать соседу по парте. И, как правило, «получает» от учителя. При этом мои дети не опускают глаза в пол, краснея, а смотрят спокойно и прямо спрашивают: «А что мне было делать, если я закончил? Почему задать уточняющие вопросы — это хамство? А зачем вы на меня кричите?» И одноклассникам тоже не нравится такой выскочка. Начались проблемы.
В общем, давно бы забрала его из школы, но оттягивала этот момент — было страшно, чего уж там.
Что помогло решиться? Летом мы с детьми живем на даче, к нам еще присоединяется племянник, на год младше Алеши. Эта шумная ватага вполне может не заходить в дом от рассвета до заката, но их иногда полезно переключать на что-то более спокойное и вдумчивое. Когда им было по 5 и 6 лет, мы занимались «Мышематикой» (авторская программа по математике от педагога Жени Кац), решали головоломки, читали, рисовали. В 6 и 7 — мы решали задачи, рассматривали и зарисовывали насекомых и растения под микроскопом, изучали созвездия. В 7 и 8 лет подключили тренажеры образовательных интернет-порталов «Метаскул», «Логиклайк», 30-й Питерский лицей. За лето освоили учебник 1-го класса математики Абрамсона.
И вот, в моменты сомнений, я вспомнила, что умею и люблю учить своих детей. А значит, нужно решаться. Последней каплей были слова учителя математики 2-го класса на собрании в апреле: «Тройки за контрольную я ставила за ошибку 4х3=12. Потому что Я учу, что 3х4=12». На следующий день я написала заявление о переходе на семейное обучение.
Выяснилось, что место в классе остается за нами, учебники нам выдают (мы сверяемся с ними при подготовке к экзаменам). Если что-то пойдет не так, мы всегда можем вернуться. Это успокоило меня окончательно.
Мы учимся по своему треку — используем и книги, и интернет-ресурсы, и поездки с экскурсиями, и внедомашние занятия. Я работаю дома, Алеша учится рядом. Сначала ему было нелегко. И меня тоже не поддержал никто, кроме сестры и мужа.
Всех очень беспокоило, что мы с сыном станем врагами, когда мне придется стать для него учителем. Я нашла решение. Когда он начинал страдать на тему: «Почему это нужно обязательно писать?! Почему нужно записывать дату?!» и проч. — я спрашивала: «Если тебе не нравится моя программа, мы можем вернуться в школу прямо завтра. Хочешь?» И все вопросы заканчивались.
Не сразу, но довольно быстро он сам пришел к мысли, что лучше все сделать с утра и быть свободным. Хотя иногда лучше с утра погулять, а потом учиться. Мы используем обычный школьный дневник для фиксации сделанного (страница, глава — чтобы не запутаться). Алеша сам составил расписание по дням из моей «поурочной сетки» — каких занятий сколько будет в неделю. Получилось по 5 уроков в день. Иногда они затягиваются допоздна, как, например, в день, когда Алеша изучал строение Солнечной системы и захотел узнать ВСЁ о Плутоне))) Вечер застал его над грудой книг и атласов, с «Яндексом» на планшете.
Аттестации мы сдаем в школе раз в год. В прошедшем году у нас по всем предметам были «4», а по английскому — «5», его мы учим по программе Round up и дома за играми. Алеша — призер разных олимпиад по математике, а по лингвистике в школе «Фоксфорд» дважды взял 100 из 100 баллов.
Как ни странно, самая горячая поддержка мне пришла от Алешиных учителей: по русскому, по английскому, по окрмиру и по фортепиано. Все они, как одна, сказали, что я поступила абсолютно правильно. Что Алеше в школе тесно и скучно, что ему нужна более сильная программа.
Дальше мы будем выбирать хорошую школу для поступления в пятый класс, потому что школы в нашем районе меня не устраивают, а поступить в хорошую школу раньше и простоять все детство в пробках, я сочла недопустимым. Я советую семейное всем системным родителям. Здесь нужно быть спокойным и упрямым, уметь себя держать в рамках, уметь искать информацию, знать, куда идти.
Я против семейного, если школа просто пугает, как факт. В школе все может быть нормально и даже замечательно — зависит от школы. Но, если школа вам не подходит, а сами вы можете стать учителем и другом своему ребенку, это ваш путь.
Юлия Луговская, сын Митя, 15 лет
Почему учится дома? Сначала сын не переносил громких звуков, а затем ему просто понравилось дома
На семейном обучении мы с 1-го класса. Я долго и мучительно выбирала для сына школу, а потом увидела в Интернете рассказ о домашнем обучении (9 лет назад такие истории еще были редкостью). Решение приняла сразу, муж и сын поддержали.
Но важно уточнить, что это не было решением на всю жизнь. Казалось, что переживем так началку, и сын пойдет в школу. У нас было два момента, которые трудно совмещались с обычной, да и любой другой школой: сын не переносил громких звуков и мог думать только в движении.
Поначалу было ощущение, что мы занимаемся не учебой, а дрессировкой ребенка, чтобы он правильно вел себя на экзамене и разобрался, как превратить свои знания в галочки на тесте.
Но каждый класс проходил по‑разному, были тяжелые годы (особенно второй и пятый классы) и легкие. Сейчас кажется, что это связано не с объемом знаний, а с готовностью ребенка учиться, привычкой к занятиям и нашими отношениями.
Самым сложным было мотивировать ребенка делать то, что сам считаешь не нужным. Необходимость аттестаций заставляет погружаться в разные предметы, и это большей частью интересно. Но в реальном мире могут существовать вопросы без ответов, разные мнения, разные способы решений. А в тестах прописан единственно верный ответ, который можно только выучить.
Первые годы я все время сравнивала школьников и хоумскулеров и пришла к выводу, что дети разные, но, наблюдая за ними летом, играя и общаясь, никак не поймешь, кто ходит в школу, а кто нет. Поэтому мне трудно представить, что сын мог бы стать другим под влиянием школы.
Для нас СО — просто способ провести эти годы спокойнее, веселее и с меньшим вмешательством неприятных людей и событий. Мне важно, что между мной и сыном не стоит оценок и чужих мнений.
Нравится наша жизнь, ее уклад, хотя тут дело не только в семейном обучении, но без него ничего бы не получилось. Нравится, что такая форма обучения научила сына учиться, самому добывать знания и нести за это ответственность.
Я не знаю причин, которые помешали бы конкретной семье перейти на СО, если есть уверенность, что это нужно, что так будет лучше ребенку, семье. Рекомендовать ничего не берусь, но хочется, чтобы все семьи с детьми знали, что такая возможность есть.
Чтобы учить ребенка дома, не нужно превращаться в учителя, лучше оставаться собой и помогать ребенку с русским и математикой так же, как учишь тысяче других важных в жизни вещей. Еще важное — никакие учебные достижения не стоят испорченных отношений в семье.
Мнение ученика. Настя Голощапова
Почему училась дома? Из-за спорта снизилась успеваемость.
Я занималась фигурным катанием и все время отдавала ему. В школу ходила, когда могла, оценки сильно снизились (и самооценка тоже), из-за этого мама начала искать другие варианты. Я училась через платформу «Экстернофис» — с онлайнтренажерами по всем предметам и возможностью сдавать экзамены под камеру. Уроки вели тьюторы от платформы и репетиторы, английский давала мама.
Мое первое впечатление было: «Вау, я вообще смогу с этим справиться?» — потому что, честно говоря, я не очень любила учиться. Но потом мне понравилось. Сложным было научиться контролировать свой график и делать все самой, так как оценки там только за сдачу экзамена, промежуточных не было.
Самым неожиданным было то, что ты готовишься, сдаешь экзамен по какому-то предмету — и все, твой предмет закрыт на этот год. А самым приятным — то, что ты мог сам назначать дату экзамена, когда был готов к этому.
Учителя были очень классные, и было интересно учиться, а для меня важно, чтобы мне было интересно и мне это нравилось: если мне что-то не нравится, у меня сразу пропадает интерес.
Я бы рекомендовала учиться дома тем, кто занимается спортом и уделяет ему больше времени, чем школе, а еще тем, кто себя чувствует некомфортно в школе, или тем, кто живет в другой стране и при этом хочет окончить школу в России. Опыт на самом деле интересный — как оказалось, я хорошо могу учиться, если сама этого захочу.