Как развивать креативность – Креативность как аспект творческой деятельности. Насколько важно наличие креативности в самореализации и можно ли ее развить?

Содержание

Как развить креативность? 14 любопытных способов

1. Ограничьте выбор

Исследования показывают, что ограничение выбора стимулирует творчество. Если мы специально закрываем для себя часть возможностей, то можем лучше сосредоточиться на оставшихся.

2. Не ждите вдохновения

Многие считающие себя творческими личностями подолгу не пытаются ничего создавать, заявляя, что ждут искры вдохновения. Важно помнить, что искра зачастую вспыхивает уже в процессе работы. Спортсмены же не ждут вдохновения, чтобы начать тренироваться после перерыва. Они просто идут и начинают тренировку. Важно научиться терпению и не беспокоиться, хороший ли выйдет результат.

3. Сконцентрируйтесь не на результате, а на способах его достижения

Представьте, что вы заблудились и вместо того, чтобы следить за поворотами на дороге, думаете только о пункте назначения. Конечно, далеко вы не уйдете. Нередко мы слишком увлечены мыслями о «шедевре», который собираемся создать, при этом даже не думая, что конкретно нужно для этого сделать.

4. Дистанцируйтесь от творческого проекта

У нас в голове рождается больше творческих решений для тех задач, которые мы воспринимаем удаленными в пространстве или во времени. Чем больше воображаемая дистанция, тем больше мы переключаемся с конкретного на абстрактное мышление, которое помогает обнаружить неожиданные взаимосвязи между, казалось бы, не имеющими ничего общего идеями.

5. Работайте в кофейне

Исследования показали, что уровень фонового шума в кофейне (около 70 децибел) способствует креативности. Средний (но не низкий) уровень шума повышает сложность обработки информации, что активирует абстрактное мышление и повышает творческую производительность. Слишком громкий шум, напротив, мешает.

6. Займитесь интенсивными физическими упражнениями

Физическая активность помогает спрятанным (в бессознательном) идеям всплыть наружу. Ученые еще лишь исследуют, какой вид упражнений лучше всего способствует креативности, но известно, что Эйнштейн придумал теорию относительности во время поездки на велосипеде.

7. Делайте повседневные дела другой рукой

Если мы используем другую руку, мы активируем работу обоих полушарий мозга и подстегиваем креативность. Активный обмен информацией между полушариями приводит к том, что и эмоции, и мысли становятся яснее и понятнее.

8. Начните с конца истории

Писательница Роксана Робинсон рассказывает, что попробовала писать рассказы, сначала придумав финал. Это помогло ей преодолевать творческие кризисы.

9. Цените случайные мысли

Картинки или идеи, которые время от времени всплывают в голове, часто кажутся бессмысленными, но они могут стать фундаментом творческого прорыва. Полезно всегда иметь с собой блокнот или диктофон.

10. Меньше знайте, больше угадывайте

Сегодня мы окружены информацией. Полезно на время отложить телефон, ноутбук, планшет и позволить разуму блуждать там, где ему вздумается. Не подглядывайте ответы на возникающие вопросы в интернете. Отрезанный от привычных источников информации мозг может придумать что-то очень необычное.

11. Смотрите по сторонам

Постоянная погоня за эффективностью и постановка четких целей может помешать возникновению творческих идей. Попробуйте, шагая по улице по своим делам, каждую минуту останавливаться и внимательно разглядывать все, что вас окружает. Неожиданные звуки или виды могут дать свежий взгляд на вещи и помочь активизировать мысли, прячущиеся глубоко внутри.

12. Громко смейтесь

Смех стимулирует активность префронтальной коры и передней поясной коры головного мозга — эти зоны связаны с креативностью. Он также поднимает настроение, что способствует творческой деятельности. Не обязательно искать что-то уморительно смешное, сам физический акт смеха приносит пользу.

13. Делайте что-то осознанно

Медитация — надежный способ очистить разум, сосредоточить внимание и побыть в текущем моменте. Она стимулирует мышление (мозг визуализирует проблему и предлагает несколько разных путей решения), что помогает решению творческих задач

14. …или неосознанно

Столкнувшись со сложной проблемой, мы обычно начинаем усиленно раздумывать над решением. Иногда это создает много ненужного шума в голове, что только повышает недовольство, не давая четких решений. Перерыв может быть не менее полезен, чем короткая передышка во время физических упражнений. Когда вы вернетесь к своей проблеме, могут появиться новые идеи. Можно, например, взять карты и разложить пасьянс — это занятие занимает мозг, но не требует чрезвычайной сосредоточенности.

Читайте также

Как развить в себе креативность? 5 простых шагов, которые сможет выполнить каждый

Кре­а­тив­ность — не врож­ден­ная ин­тел­лек­ту­аль­ная спо­соб­ность, ей мож­но (и нуж­но!) учить­ся. Спе­ци­аль­но для «Цеха» ос­но­ва­тель шко­лы ИКРА Ва­си­лий Ле­бе­дев со­ста­вил по­дроб­ную ин­струк­ция о том, что де­лать, что­бы на­учить­ся си­стем­но и быст­ро при­ду­мы­вать по­лез­ные кре­а­тив­ные идеи. Для тех, кто хо­чет глуб­же по­гру­зить­ся в эту тему, в ма­те­ри­а­ле так­же есть спи­сок по­лез­ных книг.

Кре­а­тив­ность — не аб­стракт­ная еди­ни­ца. Её мож­но раз­ви­вать, про­ка­чи­вая кон­крет­ные па­ра­мет­ры. Но преж­де чем мы к ним пе­рей­дём, опре­де­лим­ся с по­ня­ти­ем. Кре­а­тив­ность — это спо­соб­ность со­зда­вать но­вые под­хо­ды к ре­ше­нию за­дач, ге­не­ри­ро­вать боль­шое ко­ли­че­ство ори­ги­наль­ных идей и вы­ра­жать их в прак­ти­че­ских раз­ра­бот­ках.

Необ­хо­ди­мость со­зда­вать что-то ори­ги­наль­ное встре­ча­ет­ся не толь­ко в твор­че­ских про­фес­си­ях. В сре­де биз­не­са кре­а­тив­ность про­яв­ля­ет­ся как спо­соб­ность уви­деть ори­ги­наль­ную идею и мо­не­ти­зи­ро­вать её. В об­ра­зо­ва­нии — спо­соб­ность не про­сто пре­по­дать зна­ния, но соз­дать увле­ка­тель­ный урок. В на­у­ке и тех­ни­ке — от­кры­тие или пе­ре­и­зоб­ре­те­ние про­цес­сов и объ­ек­тов.

При­мер: В на­у­ке па­ра­диг­му ме­ня­ют кре­а­тив­но мыс­ля­щие уче­ные. Эйн­штейн, не из­ме­няя пра­ви­лам на­уч­но­го мыш­ле­ния, по­смот­рел на про­бле­му под но­вым уг­лом. До него счи­та­ли, что кон­стан­та — ско­рость вре­ме­ни. Он же пред­по­ло­жил, что кон­стан­та — ско­рость све­та. По­ста­вив во­прос па­ра­док­саль­ным об­ра­зом («А что, если всё на­обо­рот?»), он из­ме­нил па­ра­диг­му мыш­ле­ния. И с тех пор весь мир пе­ре­шёл с нью­то­нов­ской фи­зи­ки на фи­зи­ку эйн­штей­нов­скую.

При­ми­те тот факт, что все люди кре­а­тив­ны. Это во­все не аб­стракт­ная фра­за, а де­ся­ти­лет­ний опыт ра­бо­ты ИКРЫ с людь­ми со­вер­шен­но раз­ных про­фес­сий, от пен­си­о­не­ров-мил­ли­ар­де­ров до ра­бот­ни­ков за­во­да, от су­ро­вой служ­бы без­опас­но­сти бан­ка до ди­рек­то­ра род­до­ма Но­риль­ска. Но у каж­до­го че­ло­ве­ка раз­ви­ты раз­ные со­став­ля­ю­щие кре­а­тив­но­сти. И что­бы опре­де­лить­ся, что же раз­ви­вать имен­но вам, по­про­бу­ем это осо­знать.

Шаг 1. Осо­зна­ние

Нач­нём с ма­лень­ко­го упраж­не­ния.

За­се­ки­те 3 ми­ну­ты. Вспом­ни­те 5 си­ту­а­ций, где вам нуж­но было при­ду­мать что-то но­вое и вы не зна­ли, с чего на­чать. Это мо­жет быть лю­бой про­цесс, даже са­мый бы­то­вой: от того, чем за­ме­нить недо­ста­ю­щий ин­гре­ди­ент в ре­цеп­те, до по­дар­ка дру­гу.

Те­перь за­пи­ши­те эти си­ту­а­ции на лист и чи­тай­те даль­ше. Прак­ти­ка на­пи­са­ния очень важ­на для раз­ви­тия кре­а­тив­но­сти. А впе­ре­ди упраж­не­ния для ра­бо­ты с ва­ши­ми при­ме­ра­ми!

Шаг 2. Ди­а­гно­сти­ка

Вер­нём­ся к со­став­ным ча­стям кре­а­тив­но­сти. Вы по­ня­ли, для чего имен­но хо­ти­те мыс­лить ори­ги­наль­но. С чего на­чать раз­ви­тие?

Аме­ри­кан­ский пси­хо­лог Элис Пол Тор­ренс за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем твор­че­ских спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка, их раз­ви­ти­ем и оцен­кой. Сле­дуя его тео­рии, мы вы­де­ля­ем три ба­зо­вых кри­те­рия, по ко­то­рым мож­но про­ве­сти са­мо­оцен­ку и на­чать раз­ви­вать кре­а­тив­ность. Это бег­лость, гиб­кость и ори­ги­наль­ность.

Для того, что­бы оце­нить у себя эти кри­те­рии, за­се­ки­те 10 ми­нут и за­пи­ши­те столь­ко при­ме­не­ний для бе­ло­го ли­ста А4, сколь­ко успе­е­те (или лю­бо­го дру­го­го пред­ме­та, к при­ме­ру, де­ре­вян­ной ли­ней­ки).

Бег­лость — это ко­ли­че­ство идей, при­ду­ман­ных за еди­ни­цу вре­ме­ни, то есть за эти 10 ми­нут. Из­ме­ря­ет­ся в шту­ках. Чем боль­ше идей по­лу­чи­лось, тем луч­ше раз­ви­та бег­лость.

Гиб­кость — это сег­мен­та­ция идей по груп­пам. То есть, если вы пред­ло­жи­ли ис­поль­зо­вать бе­лый лист как кон­верт и как са­мо­лё­тик, — вы за­тра­ги­ва­е­те раз­ные свой­ства ли­ста (спо­соб­ность скры­вать объ­ек­ты и спо­соб­ность пре­вра­щать­ся с ори­га­ми). А если в пе­ре­чис­ле­ни­ях есть са­мо­лё­тик и ко­раб­лик, то это одно свой­ство (ори­га­ми), а зна­чит — одна груп­па. Чем боль­ше групп, тем луч­ше раз­ви­та гиб­кость.

Ори­ги­наль­ность — спо­соб­ность при­ду­мы­вать нестан­дарт­ные идеи. То есть сколь­ко нети­пич­ных и неожи­дан­ных идей при­ме­не­ния ли­ста у вас по­лу­чи­лось. Чем боль­ше та­ких идей, тем креп­че ваша ори­ги­наль­ность.

Ко­неч­но, тест Тор­рен­са зна­чи­тель­но слож­нее. В нём есть и дру­гие кри­те­рии, кро­ме этих трёх. Но что­бы сфо­ку­си­ро­вать­ся и по­нять прин­цип, мы по­упраж­ня­ем­ся на этой базе.

Шаг 3. Ин­стру­мен­ты

Упраж­не­ния для раз­ви­тия кре­а­тив­но­сти мож­но сме­ло про­бо­вать без до­пол­ни­тель­ных зна­ний. Они про­стые, ино­гда даже слиш­ком, и нуж­ны боль­ше для того, что­бы раз­бу­дить ваш твор­че­ский по­тен­ци­ал. Каж­дое из ука­зан­ных пред­ло­же­ний вы мо­же­те тут же по­про­бо­вать на сво­ём ли­сте.

Как про­ка­чи­вать бег­лость? Для бег­ло­сти надо прак­ти­ко­вать кво­ту идей — еже­днев­но в те­че­ние двух-трех ме­ся­цев, для фор­ми­ро­ва­ния устой­чи­вой при­выч­ки. Что­бы на­вык был осмыс­лен­ным, при­ду­мы­вай­те идеи для за­да­чи, с ко­то­рой ра­бо­та­е­те се­го­дня или ко­то­рая вас бес­по­ко­ит. Иде­аль­но под­хо­дят за­да­чи, ко­то­рые вы ре­ша­е­те на ра­бо­те или в лич­ной жиз­ни. Опре­де­ли­те для себя кво­ту от 50 до 100 идей в день, так вы смо­же­те по­чув­ство­вать «суть» это­го упраж­не­ния. В ка­кой-то мо­мент бу­дет труд­но, но не сда­вай­тесь!

Как про­ка­чи­вать гиб­кость? Тут по­мо­жет упраж­не­ние «Ас­со­ци­а­тив­ная мат­ри­ца». Для на­ча­ла опре­де­ли­те клю­че­вое сло­во для по­ис­ка идей. Оно долж­но быть свя­за­но с ак­ту­аль­ной для вас за­да­чей (к при­ме­ру, «за­бо­та»). Даль­ше возь­ми­те за­пол­нен­ный ва­ри­ант мат­ри­цы. В каж­дой ко­лон­ке мы опре­де­ли­ли ка­кое-то свой­ство (раз­ме­ры, вре­мя, внеш­ний вид, ма­те­ри­ал и тд.) и при­ве­ли при­ме­ры слов, от­но­ся­щих­ся к это­му свой­ству (но не к сло­ву «за­бо­та»).

Ком­би­ни­руя ваше клю­че­вое сло­во с каж­дым сло­вом в ко­лон­ке, за­пи­ши­те идею, ко­то­рая воз­ни­ка­ет на сты­ке этих двух слов. На одну пару слов мо­жет быть боль­ше од­но­го от­ве­та. Не стес­няй­тесь, пи­ши­те. В ито­ге, при ра­бо­те с мат­ри­цей 5 на 5 у вас по­лу­чит­ся ми­ни­мум 25 со­вер­шен­но раз­ных идей, сгруп­пи­ро­ван­ных во­круг пяти ос­нов­ных кри­те­ри­ев в таб­ли­це. Кста­ти, таб­ли­цу мож­но при­ду­мать свою, со сво­и­ми кри­те­ри­я­ми и сло­ва­ми.

Как про­ка­чи­вать ори­ги­наль­ность? Иде­аль­ное упраж­не­ние для раз­ви­тия ори­ги­наль­но­сти — лист с кру­жоч­ка­ми или кре­сти­ка­ми. Надо за­пол­нить его, что­бы каж­дый кру­жо­чек или кре­стик не по­вто­рял дру­гие.

Боль­ше ин­стру­мен­тов и упраж­не­ний мож­но най­ти в кни­гах «Путь ху­дож­ни­ка» Джу­лии Кэме­рон, «De­sign­work­out» (First Sea­son и Sec­ond Sea­son) Дмит­рия Бар­ба­не­ля, а в на­ча­ле 2020 года вый­дет кни­га Ве­та­са Раз­но­сто­рон­не­го, по мо­ти­вам чел­лен­джа «10 идей в день».

Шаг 4. Ме­то­до­ло­гии

Если ин­стру­мен­та­ми мож­но за­ни­мать­ся в по­все­днев­ной жиз­ни и без спе­ци­аль­ных си­стем­ных зна­ний, то ме­то­до­ло­гии — это как раз до­пол­ни­тель­ные зна­ния и сле­ду­ю­щий уро­вень про­кач­ки кре­а­тив­но­сти. Они по­лез­ны для це­ле­на­прав­лен­ной де­я­тель­но­сти, по­мо­га­ют си­сте­ма­ти­зи­ро­вать про­цесс твор­че­ско­го мыш­ле­ния и впо­след­ствии раз­ра­ба­ты­вать прак­ти­че­ское ре­ше­ние для лю­бой за­да­чи.

Ос­нов­ные ме­то­до­ло­гии:

ТРИЗ — тео­рия ре­ше­ния изоб­ре­та­тель­ских за­дач, раз­ра­бо­тан­ная в СССР Ген­ри­хом Альт­шул­ле­ром. Изоб­ре­та­тель­ская за­да­ча — это та­кая за­да­ча, для ре­ше­ния ко­то­рой необ­хо­ди­мо по­нять ко­рень про­бле­мы и устра­нить его. При­мер при­ме­не­ния ме­то­до­ло­гии — оп­ти­ми­за­ция си­сте­мы. Со­зда­ние ре­ше­ния с иде­аль­ным ко­неч­ным ре­зуль­та­том, где си­сте­мы нет, а функ­ция вы­пол­ня­ет­ся. К при­ме­ру, ре­сто­ра­на нет, а че­ло­век сыт — сер­вис до­став­ки еды.

Ла­те­раль­ное мыш­ле­ние — это кре­а­тив­ная ме­то­до­ло­гия Эд­вар­да де Боно про про­во­ка­ци­он­ное мыш­ле­ние. Она раз­ры­ва­ет мыс­ли­тель­ные пат­тер­ны и по­мо­га­ет на­хо­дить но­вые, неоче­вид­ные, про­во­ка­ци­он­ные идеи. Со­ве­ту­ем при­ме­нять, ко­гда сто­ит цель при­ду­мать как мож­но боль­ше со­вер­шен­но раз­ных по ка­че­ству и сте­пе­ни ре­а­ли­за­ции идей.

CRAFT (Cre­ative Al­go­rithm Frame­work & Tools) — кре­а­тив­ная ме­то­до­ло­гия Ва­си­лия Ле­бе­де­ва, ко­то­рая по­мо­га­ет со­зда­вать но­вые фор­мы от­но­ше­ний. Боль­ше все­го по­лез­ная там, где про­цесс при­ду­мы­ва­ния пред­став­ля­ет со­бой ком­му­ни­ка­цию. По­мо­жет при со­зда­нии ме­ро­при­я­тий, брен­да, кон­цеп­ции, кур­сов и тд.

Ди­зайн-мыш­ле­ние — ме­то­до­ло­гия, ос­но­ван­ная на эм­па­тии. Прак­ти­ка быст­рых и по­лез­ных дей­ствий для со­зда­ния дей­стви­тель­но нуж­ных лю­дям про­дук­тов и сер­ви­сов. К при­ме­ру, при­ду­мать ре­ше­ние, что­бы де­тям было не страш­но про­хо­дить МРТ — пре­вра­тить этот про­цесс в по­иск со­кро­вищ и офор­мить ко­ри­до­ры и ка­би­нет боль­ни­цы в те­ма­ти­ке пи­рат­ской ис­то­рии.

А ещё с по­мо­щью ла­те­раль­но­го мыш­ле­ния и CRAFT мож­но, к при­ме­ру, до­пи­сать пес­ню до кон­ца. Син­тез этих че­ты­рёх ме­то­до­ло­гий — по­пу­ляр­ное яв­ле­ние, и мы в ИКРЕ учим, как мож­но их друг дру­гом до­пол­нять.

Шаг 5. Под­держ­ка ре­зуль­та­тов

По­сле того, как вы узна­ли, ка­ки­ми имен­но упраж­не­ни­я­ми мож­но раз­ви­вать кре­а­тив­ность, важ­но сфор­ми­ро­вать при­выч­ки. Как это де­лать?

  • Нач­ни­те с ма­ло­го. Внед­ряй­те про­стые при­выч­ки в си­ту­а­цию, в ко­то­рой вы жи­вё­те.
  • Узна­вай­те но­вое. На­при­мер, нач­ни­те с книг:

«CRAFT», Ва­си­лий Ле­бе­дев

«Взлом кре­а­ти­ва», Май­кл Ми­кал­ко

«Дзен в ис­кус­стве на­пи­са­ния книг», Рэй Бр­эд­бе­ри

«Ди­зайн-мыш­ле­ние в биз­не­се», Тим Бра­ун

«Ге­ни­аль­ность на за­каз», Марк Леви

«Ге­ни­аль­но!», Эд­вард де Боно

«Гиб­кий ум», Эс­та­ни­слао Бахрах

«Кра­ди как ху­дож­ник», Остин Кле­он

«Кре­а­тив­ный класс», Ричард Фло­ри­да

«Ме­ди­та­ция и осо­знан­ность», Энди Пад­ди­комб

«Нешаб­лон­ное мыш­ле­ние», Джон О’Кифф

«По­ни­ма­ние ко­мик­са», Скотт Мак­кла­уд

«По­ток», Ми­хай Чик­сент­ми­хайи

«Ри­со­вый штурм», Май­кл Ми­кал­ко

«Тех­но­ло­гия твор­че­ско­го мыш­ле­ния», Марк Мее­ро­вич, Ла­ри­са Шра­ги­на

  • Прак­ти­куй­тесь. Ставь­те себя в си­ту­а­ции, где невоз­мож­но не рас­ка­чи­вать кре­а­тив­ность.
  • Де­лай­те это каж­дый день. По­сто­ян­ная прак­ти­ка по­сте­пен­но фор­ми­ру­ет при­выч­ку.
  • Об­щай­тесь с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми. Бла­го­да­ря это­му вы смо­же­те под­твер­ждать и обо­га­щать свой опыт. На ста­дии фор­ми­ро­ва­ния при­выч­ки об­ще­ние очень важ­но. Это мо­гут быть чаты по ин­те­ре­сам (к при­ме­ру, Креа­чат), где люди без при­вяз­ки к шко­лам или ком­па­ни­ям при­хо­дят и об­ща­ют­ся на са­мые раз­ные темы, но в кон­тек­сте кре­а­тив­но­сти. Так­же это мо­жет быть об­ще­ние с мен­то­ром, ко­то­рый сле­дит за ва­шим успе­ха­ми и смот­рит со сто­ро­ны.
  • При­ме­няй­те на­вы­ки в жиз­ни. Так вы по­лу­чи­те ощу­ще­ние поль­зы от от­кры­тий ин­стру­мен­тов для твор­че­ства. И смо­же­те при­ду­мы­вать и по­дар­ки, и ин­гре­ди­ен­ты для ре­цеп­тов, и то, что с пер­во­го шага было вы­пи­са­но на ва­шем ли­сте.

Как развить креативность и творческое мышление: упражнения

Хотя бы раз в жизни каждый человек представлял себя на месте какой-нибудь творческой личности. В детстве многие мечтают стать известным художником, актрисой, писателем или всемирно известным музыкантом.

Но уметь «мазать» кистью по холсту или точно попадать по клавишам фортепиано – далеко не все, что требуется для достижения мечты. Творчество подразумевает под собой нестандартное, а вернее креативное мышление, которое будет помогать творить новые шедевры.

Даже в обычной повседневной жизни креативность весьма востребована. Умеющие созидать люди достигают больших успехов в карьере и способны буквально покорить окружающих. Однако далеко не все могут похвастать креативным складом ума и грустно взирают с ноткой зависти на более одаренных знакомых. Но не стоит тяжко вздыхать и считать себя обделенным врожденными талантами, ведь креативность в себе можно развить.

Творческий человек – какой он?

Само понятие «креативность» произошло от латинского слова creation, что значит – созидание.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что быть креативной личностью – это быть открытым новым идеям и уметь претворять их в жизнь.

Психологи уверены, что креативность присуща всем без исключения, но у одних людей она ярко выражена, а у других она находится в «спящем» состоянии. Основной особенностью креативного человека можно считать его способность мыслить нестандартно. Порой его идеи ошеломляют, он может найти новый и весьма оригинальный подход к решению самой обыденной проблемы, чем нередко вгоняет окружающих в ступор.

Творческих людей отличают следующие характерные черты:

  • Умение мечтать. Хорошо развитое воображение присуще всем креативным людям. Нередко они как бы живут в двух мирах сразу: реальном и воображаемом. Они любят фантазировать и представлять «что было бы, если бы».
  • Интроверт и экстраверт в одном флаконе. Давно известно, что человек со стандартным мышлением обладает одним из полюсов личности. Творческие же люди отличаются уникальным симбиозом обоих типов. Они могут одновременно быть закрытыми и общительными. Присутствие в большой компании может стать причиной вдохновения, но вот обдумывать свои задумки они предпочитают в одиночестве.
  • Приверженность консерватизму. Творческий человек нередко склонен к различным авантюрам, ему не чуждо новаторство, но при этом он больше склонен опираться на опыт предков, чтит традиции и уважает культурное наследие. В случае нужды креативные личности могут и вовсе пойти против системы, но такое бывает довольно редко. Все-таки противопоставлять себя социуму они не привыкли.
  • Эмоциональный подход к делу. Любое важное предприятие вызывает в творческих личностях бурю эмоций. Без постоянного накала страстей и душевного подъема они не способны созидать. При этом им не чужда объективность и готовность критиковать результаты своих трудов.
  • Повышенная чувствительность. Люди, склонные к креативности, чаще всего пребывают в приподнятом настроении. Они искренне радуются общению с друзьями и знакомыми и с удовольствием познают окружающий мир.

Обратите внимание

Девочки с креативным типом мышления чаще всего проявляют доминантность в поведении.

Критерии креативности

Как уже упоминалось выше, креативное мышление выражается в умении нестандартно подходить к решению проблемы. Такая способность особенно ценна в таких профессиональных отраслях как реклама, бизнес и маркетинг. Однако и в повседневной жизни креативность лишней не будет. На бытовом плане она выражается в умении достигать поставленных целей с наименьшими затратами, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя доступные средства самым необычным образом.

У творческого процесса, как и у многих других, есть свои определенные критерии, среди которых обязательно стоит отметить:

  • Оригинальность – способность созидать оригинальные идеи, отличающиеся от тех, что уже были придуманы. Чем лучше она развита, тем быстрее будут преодолены стандартные шаблоны. Оригинальность совершенствуется вкупе с развитием воображения.
  • Быстрота реакции выражается в скорости, направленной на генерирование большого количества идей в заданный временной период, при этом решение должно быть оптимальным и наименее затратным в своей реализации.
  • Гибкость можно также назвать многозадачностью. Данное умение являет собой способность оперативно переключаться с одной задумки на другую, использовать несколько кардинально разных путей решения задачи.
  • Вербальность – способность максимально доступным образом объяснить суть предстоящей задачи и пути ее выполнения. Сюда также можно отнести умение отстаивать свою точку зрения касательно способов реализации задуманного.
  • Открытость выражается в готовности усвоить новую информацию из внешних источников и умение пользоваться полученными знаниями.
  • Образность. В ходе размышления о возможных путях решения поставленной цели идеи приходят в виде неких образов, которые в итоге складываются в общий план.
  • Абстрактность – сложные и целостные идеи складываются в единое целое на основе отдельных и разрозненных частей, которые и служат чем-то вроде костяка итогового решения, хотя на первый взгляд создается впечатление, что уж эти варианты точно не имеют между собой ничего общего.
  • Восприимчивость. Даже в самой обыденной и банальной ситуации креативный человек может увидеть что-то новое и необычное. Другими словами – умение искать сложное в самом простом.
  • Стрессоустойчивость можно назвать одним из самых ценных критериев творческого процесса, поскольку именно умение абстрагироваться от внешних раздражающих факторов помогает рождать уникальные идеи даже в самой непривычной обстановке.
  • Удовлетворительность. Конечный результат обязательно должен вызывать в своем «творце» чувство гордости за свои усилия и удовлетворение от достигнутого. В противном случае желание созидать может и вовсе пропасть.

Важно

Стоит помнить, что творческие люди, несмотря на свою открытость и внешнее дружелюбие, нередко бывают ранимыми и не всегда могут объективно воспринимать критику в свой адрес.

Как развить творческие способности

Можно ли развить в себе креативность или все же это врожденная особенность? Как уверяют психологи, нестандартное мышление можно и нужно развивать, причем никаких преград и ограничений в этом вопросе быть не может. Даже взрослая и состоявшаяся личность может начать мыслить нетривиально. Для этого рекомендуется воспользоваться следующими способами и методами развития креативности:

  • Забудьте про ограничения. Создавая что-то новое, стоит помнить о том, что созиданию чужды запреты и ограничения. Хотите сделать по-настоящему удивительные вещи? Забудьте про слово «невозможно»!
  • Определите границы. Одно из самых интересных упражнений. Поставьте себе определенные рамки. Например, в течение месяца писать только черной ручкой. Экспериментируйте над своими пределами.
  • Не полагайтесь на вспомогательные средства. Вам кажется, что для того чтобы стать востребованным фотографом достаточно купить дорогую камеру и кучу различных «примочек» к ней? Весьма дилетантский подход. Возьмите самую простую камеру и идите на улицу. Учитесь видеть что-то необычное даже в самых простых вещах. Поверьте, даже уличного голубя можно показать на снимке как редкую уникальную птицу.
  • Ищите новые впечатления. Посещайте новые места, старайтесь изучать новую информацию. Нет возможности путешествовать и ходить по выставкам? Окунитесь в виртуальный мир, ведь там нет никаких ограничений для желающих увидеть что-то новое. Слушайте, читайте, смотрите и анализируйте полученную информацию.
  • Общайтесь с правильными людьми. Нет смысла надеяться на пробуждение креативности, если общаетесь со скучными и неинтересными людьми. Помните, что стремление созидать передается через социальное взаимодействие.
  • Тренируйте мышление. Отличной методикой в этом деле можно считать придумывание разных историй. Неважно, что первое время они будут неказистые и в некотором роде плоские. Фантазируйте, представляйте новый неизведанный никем мир. Разрешите себе говорить все, что приходит в голову и меняйте интонацию голоса в ходе рассказа. Вы увидите, что данная техника захватит вас с головой.
  • Будьте готовы меняться. Нельзя считать себя творческой личностью и при этом бояться изменить свои привычки и себя в целом. Пробуйте себя в разных отраслях, меняйте имидж, пишите в разных стилях.
  • Задачи должны быть необычными. Ничто так не убивает креативность, как обыденность и рутина. Так что обязательно ставьте перед собой нестандартные задачи и старайтесь их реализовать.
  • Не полагайтесь только на вдохновение. Нет смысла «ждать у моря погоды», ведь ваша долгожданная муза может и не прийти. Начинайте работать и креативные способности обязательно раскроются в процессе деятельности.
  • Концентрируйтесь на процессе, а не результате. Перестаньте мечтать о том, чего именно вы хотите добиться, а подумайте о том, какие конкретно методами вы будете решать поставленную задачу.
  • Помните об отдыхе. Творческий человек постоянно находится под гнетом серьезных эмоциональных нагрузок, что весьма негативно может отразиться на здоровье в целом. Так что возьмите привычку регулярно давать отдых мозгу и избавляться от скопившегося напряжения. В этом вам отлично помогут расслабляющие ванны, медитации и поездки на природу.
  • Не забывайте про спорт. Для наиболее эффективной деятельности мозгу также требуется регулярное поступление кислорода и лучшим способом для обеспечения требуемого являются физические нагрузки и занятия спортом.

Никогда не забывайте о том, что креативность является не только врожденной способностью, но и требует длительной работы над собой и постоянного самосовершенствования. Если вы будете готовы к долгому и кропотливому труду, то обязательно сможете достигнуть желаемой цели.

Творческая личность живёт в каждом: 7 упражнений, которые разбудят внутреннего творца

Гостевой пост. Автор — Евгений Щербань, уже не первый раз засветившийся на Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», — говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» — это лишь удобное оправдание своей лени.

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности — это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды спиться, пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

как развить творческие способности

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество тестов, которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо — среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу Эйнштейна о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген лишнего веса. Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что творческое мышление, как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное — просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма — это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке — ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации мозг экономит ресурсы, но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах — однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

как развить творческие способности

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат — домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл — это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия: ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая: ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия: придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия: пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, здесь.

Общие рекомендации, чтобы внутренний творец рос и развивался

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из зоны комфорта и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Рисуйте, пишите, учитесь играть на гитаре или танцевать. Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства — живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, гулять по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное — делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество — это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

как развить творческие способности

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через внутреннего критика будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать — это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек, вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное — помните, что начинать что-то новое никогда не поздно: художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Урок 5. Развитие креативности

Урок 5. Развитие креативностиНа последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре:

 

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

1

Продуктивность

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров. По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве – в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность». В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере личностного роста. Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым свойством личности, а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность – это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

2

Гибкость мышления

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход. Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Особой важностью гибкость мышления обладает для творческих людей, т.к. позволяет им постоянно черпать новые идеи. Если же говорить о научной деятельности и процессе обучения, то обсуждаемое нами качество делает их в разы эффективнее. То же касается и бизнеса: если человек не обладает способностью мыслить быстро и гибко, то и успех будет маловероятен. А вкупе с такими качествами как дипломатичность и сговорчивость гибкий ум позволяет избегать любого рода конфронтации, конфликтных ситуаций, а также разрешать споры и грамотно вести переговоры.

3

Оригинальность мышления

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми. Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, противостоять стрессам и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

4

Навык решения сложных проблем

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие – аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации. Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению. В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при творческом подходе.

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством – учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Рекомендации по развитию продуктивности

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Рекомендации по развитию гибкости мышления

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше разноплановой литературы
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, эту)
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Извлекайте опыт из ошибок
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

К играм, развивающим гибкость мышления, можно отнести различные головоломки (например, эту), ребусы, кроссворды, логические и психологические игры и т.д.

Рекомендации по развитию оригинальности мышления

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и креативность
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте ассоциативное мышление
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод «Мозгового штурма»

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие «Впиши слова», «Друдлы», «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Рекомендации по развитию навыка решения сложных проблем

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • Ищите в каждой поступающей проблеме положительные стороны
  • Воспринимайте проблемы как возможность развиваться и личностно расти
  • «Копайте» глубже – ищите суть проблемы
  • Будьте открыты новым возможностям, даже самым экстраординарным
  • Развивайте творческий потенциал и креативность мышления
  • Решайте проблемы по мере их поступления, одну за одной, расставляя приоритеты
  • Культивируйте позитивное мировосприятие
  • Ведите здоровый образ жизни
  • Если вы не знаете, что делать – просто отправляйтесь спать

Среди игр, которые позволяют человеку развить свой навык решать проблемы, выделяются экономические, психологические, интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Урок 5. Развитие креативностиЕвгений Буянов

Зачем развивать креативность и как не останавливаться в самосовершенствовании

Ветас Разносторонний

Основатель творческого инкубатора Creative Happens. Преподаёт креативность в НИУ ВШЭ, ведёт блог «101 метод развития креативности» и Telegram-канал «Креативность 101».

О чём идёт речь?

Это последний пост из серии «Как развить креативность». Cегодня подведу итоги и настрою себя и вас на дальнейшее развитие. Иначе нельзя: прочитайте пост до конца, и вы поймёте, о чём я.

Вот все инструменты развития креативности, о которых говорилось в серии:

Какие ещё есть инструменты?

Их огромное количество, но есть всего два основных типа: те, которые приводят к положительному изменению (например, решению вашей задачи), и остальные.

Семь инструментов, про которые я рассказал, — это лишь малая часть большого набора для решения сложных задач. В моём блоге про методы развития креативности я собрал 50 инструментов, моя цель — 101, и это не предел.

Какие-то вам подойдут, какие-то — не очень, но вы никогда не узнаете, подходят они вам или нет, если не попробуете на практике. Именно поэтому каждый опубликованный на Лайфхакере материал из серии заканчивается практической задачей.

Если вы выполняли эти задачи и у вас всё получалось — круто. Если что-то не поняли или появились вопросы, пишите мне. Если хотите продолжить развиваться, читайте дальше.

Почему важно развивать креативность?

Есть много причин учиться мыслить вне шаблонов и поддерживать гибкость мышления. Самая главная из них, на мой взгляд, — это четвёртая промышленная революция и наступление эры искусственного интеллекта.

Люди ступили на путь, который не позволит нам оставаться такими, какие мы сейчас, — ленивыми, только потребляющими блага, прокрастинирующими. Мы должны измениться, чтобы заново придумать свою роль, чтобы остаться нужными друг другу.

Мы должны стать лучше, чем идеальные алгоритмы, которые уже начали массово вытеснять людей с привычных рабочих мест.

И если вы сейчас думаете, что это всё не про вас, что это какой-то далёкий и маловероятный исход, я не буду спорить. Спасибо вам, что дочитали до этих строк. Пока.

Но если вы понимаете и чувствуете приближающуюся опасность, то самое время начать меняться: тренировать мозг, учиться мыслить абстрактно, системно, критически, рационально. Время учиться мыслить.

Многие государства не заинтересованы в том, чтобы учить мыслить своих граждан. Большинство людей не учат правильному мышлению своих детей, потому что не осознают такой необходимости. Никто вам не поможет, кроме вас самих.

Я не пугаю, у меня нет такой цели. Я хочу, чтобы люди учились думать.

Ладно, понял. Хочу развиваться дальше, что почитать?

Базовый список книг по развитию креативности такой:

  1. «Фрирайтинг», Марк Леви.
  2. «Гениально!», Эдвард де Боно.
  3. «Поток», Михай Чиксентмихайи.
  4. «Дизайн-мышление в бизнесе», Тим Браун.
  5. «Кради как художник», Остин Клеон.
  6. «ТРИЗ», Марк Меерович, Лариса Шрагина.
  7. CRAFT, Василий Лебедев.
  8. «Понимание комикса», Скотт Макклауд.
  9. «Медитация и осознанность», Энди Паддикомб.
  10. «Дзен в искусстве написания книг», Рэй Брэдбери.

За год можно не спеша их прочитать и попробовать большинство инструментов на практике. Я читаю 50–60 книг в год и отдельно веду список литературы, помогающей развивать креативность.

А что посмотреть?

Если хорошо с английским, проходите курсы на Coursera и смотрите выступления на TED про творчество и креативность. Есть и русскоязычные курсы на тему креативности на «Универсариуме».

  • Все курсы по креативности на Coursera.
  • Все выступления на TED по тегу «креативность».
  • Курсы на «Универсариуме»:

Как начать работать над развитием творческого мышления?

Если вы это читаете, вы уже начали. Сделайте сегодня всего один шаг — составьте простой план:

  1. Выберите удобный для вас формат: книга, курс или выступление на TED.
  2. Возьмите отдельную тетрадь или блокнот для заметок, можно использовать Google Docs или блокнот на телефоне. Записывать свои мысли — обязательное условие!
  3. Запишите, сколько времени в день вы готовы тратить на развитие. Можно начать с 10–15 минут (лекции TED можно фильтровать по времени, отдельные уроки на Coursera длятся не более 10 минут, книгу можно читать по таймеру).
  4. Напишите, от чего из повседневной жизни вы откажетесь, чтобы освоить новое. Примеры: не буду вечерами сидеть в соцсетях, на время откажусь от сериалов, буду отключать вечером телефон, чтобы не чатиться до посинения, и так далее. Ну вы сами знаете, куда у вас девается время.
  5. Начните сегодня, в идеале — прямо сейчас.

Как продолжить и не бросить?

Вот несколько советов, но мотивация — это очень сложная штука. Что-то работает для вас хорошо, а что-то — вообще никак. Надо пробовать.

  1. Если начнёте записывать мысли и думать над материалом, станет легче. Даже если что-то вам непонятно, запишите, что именно. Подумайте над этим, потом сможете вернуться.
  2. Хорошо помогает участие кого-то из друзей или знакомых. Найдите единомышленника и начните в одно время, договоритесь, что каждый готовит небольшую презентацию по пройденному материалу, а потом её представляет. Так будет легче. Можно проходить один материал, и тогда есть возможность сразу обсуждать непонятное, а можно изучать разные темы и потом рассказывать друг другу то, что узнали.
  3. Найдите куратора, попросите его вас постоянно подталкивать.
  4. Попросите маму, чтобы она была вашим «тренером». И маме приятно, и вам круто.

Благодарности и опрос

Спасибо вам, что были со мной эти два месяца. Очень надеюсь, что вы нашли полезное и эффективное для себя лично или для своего бизнеса.

У меня есть привычка получать отзывы о том, что я делаю. Пройдите небольшой опрос о качестве материалов, он займёт не более трёх минут. Спасибо.

7 упражнений, чтобы развить креативность

Читать: 2 мин.

Креативность — это одна из четырех самых значимых на сегодняшний день компетенций по всем рейтингам, спискам и прогнозам футурологов. Почему? Просто она почти не поддается автоматизации, ведь компьютер может «скреативить» текст, картину или музыку только из уже готовых элементов. Если вам интересны другие важнейшие компетенции, то это коммуникабельность, командная работа и критическое мышление. Вместе с креативностью они образуют концепцию 4К.

Креативность — компетенция, которая дается нам с рождения. И считается, что самые творческие люди — это именно маленькие дети. Так, один из самых известных спикеров TED Talks, педагог и исследователь креативности, Sir Ken Robinson приводит исследование творческого (дивергентного) мышления. Оно показывает, что из 1500 детей-дошкольников 98% проходят тест на креативность с высочайшими показателями, близкими к гениальности. И только 50% из этих детей достигают такого же высокого уровня креативности в возрасте 8-10 лет. С возрастом и под воздействием школьного обучения все меньше детей продолжают мыслить разнообразно и творчески.


Но, как и любой другой навык, креативность можно развить. Давайте потренируем креативность!

7 упражнений для развития креативности

1. Бином фантазии. В книге «Грамматика фантазии» Джанни Родари предлагает инструмент «бином фантазии», который, как волшебная палочка, создает сказку из ничего. Для фантазии необходимо соединить две несоединимые вещи: шкаф и си-бемоль, собаку и табакерку. Сказка появится тогда, когда вы эти два предмета начнете соединять историей, цепочкой ассоциаций. Попробуйте придумать и записать свою первую сказку.

2. Впустите новую информацию. Вы привыкли читать одни и те же статьи в интернете, получать рассылки на почту или искать в интернете новости. Попробуйте немного «перебаламутить» привычный поток информации. Сходите к газетному киоску и возьмите что-нибудь, что вы никогда не читаете: «7 дней», «Forbes» или «Авторевю», это неважно. Прочитайте и попробуйте разобраться, каких взглядов и убеждений придерживаются редакторы. Что ими руководит, когда они пишут именно это? Чем их взгляды отличаются от ваших?


3. Связывайте. Это советует один известных авторов Майкл Микалко, офицер американской армии, который занимался распространением техник креативности в НАТО. Если вы чувствуете, что наступает застой или одолевает скука, отправляйтесь в магазин, на ярмарку, выставку, в библиотеку, музей, на блошиный рынок, в городок народного творчества, игрушечный магазин, школу. «Выберите наугад любой предмет и попробуйте установить связь между ним и той проблемой, которая вас занимает. Бродите, смотрите по сторонам и ждите, когда что-нибудь привлечет ваше внимание. Это непременно случится. Ум подобен растению, расцветающему на одной почве и чахнущему на другой».

4. Карта эмпатии. Карта эмпатии как отдельный инструмент включена в учебный план Стенфордской школы дизайна. Она помогает перевоплотиться в другого человека и начать думать как он. Представьте себе знакомого или, наоборот, чужого человека в ситуации, например, покупки нового телефона и начинайте отвечать на вопросы: «Что он сейчас думает?» «Чего хочет?» «Что слышит и что видит?»


Составляя карту эмпатии, вы научитесь разбираться в мотивах и эмоциональных состояниях других людей. Ее активно используют дизайнеры, маркетологи и предприниматели для понимания потребностей потенциальных клиентов.

5. Безумный архитектор. Попробуйте примерить на себя роль архитектора и спроектировать, к примеру, свой загородный дом или дачу. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Только заказчик попался придирчивый! Сначала запишите на листе бумаги 10 любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.
Например, “апельсин” – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, “вода” – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, “томат” – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность.

6. Кто может вылупиться из яйца? Упражнение родом из детства и отлично подходит для детей. Вы же знаете, что Сальвадор Дали считал самой идеальной природной формой яйцо. Мы будем делать все идеальным. Возьмите лист бумаги и карандаши. Нарисуйте на листе яйцо, а потом пририсуйте новые детали к яйцу так, чтобы получился новый предмет или животное. Из вашего яйца может вылупиться лягушка или космическая бесконечность.

Модификацией этой игры является «Клякса». В нее можно играть всей семьей. Один рисует на листе бумаги кляксу, а второй «оживляет» ее с помощью деталей и новых элементов, чтобы получился предмет или животное.

7. Меняйте углы зрения на проблему. Взгляните на рисунок и скажите, какая из фигур самая широкая?


На самом деле все они одинаковые. Но чем больше частей в квадрате, тем шире он кажется. Этот эффект был впервые продемонстрирован в 1895 году Опелькундтом и с тех пор носит его имя. Таким же образом при делении проблемы на части суть ее нисколько не меняется, но может измениться ваше понимание проблемы, что, в свою очередь, приведет к возникновению новых идей.

Упражняйте свою креативность!

Подборку составила: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать наши свежие статьи, подпишитесь на нашу рассылку.


Leave a comment