Как правильно поставить вопрос – Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы — Методические приемы — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Техника задавания вопросов | Блог 4brain

questions

Существует принцип в информатике, который гласит: «Мусор на входе — мусор на выходе». Он значит, что при неверных входящих данных будут получены неверные результаты, даже если сам алгоритм правильный. Этот же принцип можно применить и в коммуникации: неверные вопросы дают неправильные ответы. Умение задать правильный вопрос является целым искусством и может многократно увеличить понимание какой-либо темы или улучшить взаимоотношения с другими людьми. Главная функция правильной постановки вопросов в том, чтобы собрать нужную информацию, чему-нибудь научиться и сделать правильный логический вывод.

Рассмотрим несколько техник задавания вопросов, а также то, в каких ситуациях нужно их использовать.

1

Открытые и закрытые вопросы

Закрытый вопрос предполагает короткий, четкий и понятный ответ. Он не способен разговорить собеседника, потому что похож скорее на вопрос из собеседования или интервью. Например, «Ты голоден?» или «Где ты живешь?» предполагают простой ответ. Впрочем, если ваш собеседник на закрытый вопрос ответил историей и эмоциями, значит он заинтересован в дальнейшем общении и это хороший знак.

Открытые вопросы направлены на то, чтобы получить развернутые ответы. Обычно они начинаются со слов «что», «почему», «зачем» и «как». Открытый вопрос имеет своей целью узнать точку зрения собеседника и вызвать у него эмоции. К вопросам такого типа также относят и фразы типа: «Расскажи мне…», «Опиши мне…». Вот примеры открытых вопросов:

  • Что случилось на встрече?
  • Почему ты так отреагировал?
  • Как прошла вечеринка?
  • Расскажи мне, что потом случилось.
  • Опиши мне все в деталях.

Открытые вопросы хороши для:

  • Начала откровенного разговора.
  • Выяснения деталей.
  • Выяснения причин проблемы или мнения собеседника.

Закрытые вопросы хороши для:

  • Тестирования понимания того, что хотел сказать человек: «То есть если я повышу квалификацию, то получу прибавку?».
  • Принятия решения: «Теперь, когда у нас есть все факты, все согласны, что мы выбрали правильный курс действий?».
  • Понимания: «Вы довольны нашим сервисом?».

Если вы хотите разговорить человека и используете только закрытые вопросы, это приведет к неловким паузам и может уничтожить любые позитивные намерения.

2

Воронкообразные вопросы

Эта техника достаточно проста и эффективна: вы начинаете с общих вопросов, а затем с каждым последующим сужаете тему и переходите на новый уровень детализации. Этот метод часто используют детективы при допросе свидетеля:

  • Сколько человек было вовлечено в драку?
  • Около десяти.
  • Это были дети или взрослые?
  • В основном дети.
  • Сколько им примерно лет?
  • От четырнадцати до шестнадцати.
  • Они были одеты как-то по-особенному?
  • Да, на некоторых из них были надеты красные бейсболки.
  • Можете ли вы припомнить, что за логотип был на бейсболках?
  • Да, кажется припоминаю большую букву N.

Вы можете комбинировать эту технику с закрытыми и открытыми вопросами. Начинайте с закрытых вопросов и общей картины, а когда дело дойдет до деталей, подключайте открытые вопросы и начинайте вызывать эмоции.

3

Уточняющие вопросы

Это еще один способ получения деталей. Иногда достаточно попросить собеседника привести пример, чтобы понять, что он хотел сказать своим утверждением. Или вам может понадобиться дополнительная информация для понимания: «Когда вам нужен мой отчет и хотите ли вы увидеть черновой набросок перед финальной версией?». Также вы можете попросить привести доказательства: «На каком основании вы считаете, что новый продукт не получит спроса? Можно подробнее?».

При использовании этой техники чаще используйте слово «именно»: «Что именно ты хочешь этим сказать?».

Уточняющие вопросы хороши для:

  • Получения пояснений для того, чтобы понять общую картину.
  • Вытаскивания информации из человека, который избегает рассказа.

Также можете использовать метод «Почему?» для личной эффективности.

4

Наводящие вопросы

Наводящие вопросы стараются привести точку зрения собеседника к вашей. Их можно задавать несколькими способами:

  • С предположением: «Как думаешь, насколько поздно мы сдадим этот проект?». Такой вопрос предполагает, что проект точно не будет сдан вовремя.
  • С добавлением персонального призыва или согласия: «Он работает очень эффективно, не так ли?» или «Второй вариант лучше, правда?».
  • Формулировать вопрос так, чтобы собеседнику было проще сказать «да». Вопрос «Должны ли мы одобрить второй вариант?» с большей вероятностью получит позитивный ответ, чем: «Ты хочешь одобрить второй вариант?».
  • Давать человеку выбрать между двумя приемлемыми для вас вариантами лучше, чем давать выбор между нужным для вас действием и отсутствием действия.

Наводящие вопросы хороши в таких случаях:

  • Дать человеку выбрать между нужными вам вариантами, оставляя у него ощущение, что он имел выбор. Данный способ является манипуляцией и его следует использовать только в том случае, если хотите сделать, как лучше.
  • При закрытии продажи или сделки: «Если это все ваши вопросы, давайте перейдем к обсуждению цены?».

Кстати, обратите внимание на то, что наводящие вопросы являются по большей части закрытыми.

5

Риторические вопросы

Риторические вопросы по своей природе не требуют ответа. На самом деле это утверждения, выраженные в вопросительной форме: «Ну разве этот фильм не великолепен?». Люди используют риторические вопросы для вовлечения слушателя, а также для того, чтобы он с ними согласился.

Также они хороши, когда идут один за одним: «Разве этот монитор не хорош? Разве вам не понравится смотреть на нем фильмы и наслаждаться качеством картинки?».

Использование техники задавания вопросов

Вероятно, вы уже использовали все эти техники в разных сферах своей жизни, однако осознанное их применение может помочь добиться намного больших целей.

Вопросы хороши для таких сфер жизни:

  • Обучение: чаще задавайте открытые, закрытые и уточняющие вопросы.
  • Взаимоотношения: обычно люди реагируют позитивно на просьбу высказать свое мнение или рассказать, что они делают. Простой вопрос «Что ты об этом думаешь?» способен разговорить почти любого человека.
  • Лидерство: в управлении людьми подходят риторические и наводящие вопросы.
  • Избежание недопониманий: используйте уточняющие вопросы для того, чтобы прояснить ситуацию. Также прочтите статью «Лестница умозаключений», которая поможет не делать поспешных решений.
  • Разрядка обстановки: воронкообразные вопросы помогают выяснить причину недовольства и убрать негативные эмоции человека.
  • Убеждение людей: никто не любит поучения, поэтому открытые вопросы помогут выяснить точку зрения другого человека и убедить его в чем-то.

Помните, что человеку нужно дать время на то, чтобы ответить на ваш вопрос. Не делайте вывод о паузе, как о несогласии.

Развивайте навык слушателя, потому что именно это позволит вам овладеть искусством задавать правильные вопросы. Также помните о своем языке тела, что тоже имеет значение для вашего собеседника.

Также рекомендуем вам наш курс по повышению грамотности, который определит именно ваши типовые ошибки и даст вам специальные упражнения на их исправление.

Желаем вам удачи!

Как задать правильный вопрос человеку? Как научиться задавать правильные вопросы?

Умение общаться очень нужно в современном мире. «Что же сложного?» — спросите вы. Говорить мы умеем со времен детского сада. Действительно, разговаривают все люди, однако возле одних всегда толпа людей, которая ловит каждое их слово, а другие, пытаясь построить словесную конструкцию, путаются в простейших фразах, что не настраивает собеседников на длительное и плодотворное общение.

Сегодня мы хотим поговорить о том, как задать правильный вопрос. Это умение может пригодиться вам в любой ситуации, при прохождении собеседования и заключении сделки, на совещании и при выступлении с докладом, при любом бытовом конфликте и сложном разговоре с подростком. Читая дальше, вы поймете, что спросить порой намного сложнее, чем ответить. Более того, если вам известно, как задать правильный вопрос, то вы уже знаете ответ на него и можете просчитать, как развернется диалог дальше. То есть тот, кто задает вопросы, задает направление беседы, структурирует и направляет ее в нужное русло.

как задать правильный вопрос

Для чего задавать вопросы

Даже сам знак вопроса напоминает нам рыболовный крючок. И действительно, в любом диалоге именно вопрос является тем крючком с наживкой, на который можно поймать собеседника. Если вы знаете, как задать правильный вопрос, то вы легко повернете беседу в любую сторону. Однако это не говорит о том, что вопросы используются исключительно в манипулятивных целях. Вовсе нет, на самом деле хорошо сформулированный, он предполагает достаточно большое количество возможных альтернатив. Вопрос помогает получить новую информацию, открывает собеседника к диалогу, направляет беседу и помогает уточнить определенные моменты.

Но и это еще не все. Так как задать правильный вопрос не так легко, как кажется на первый взгляд, это остается навыком меньшинства. Именно эти люди могут легко перевести разговор на другую тему, подсказать ответ. Функциями вопроса является также и демонстрация своей оценки, своего мнения, настройка эмоций собеседника на определенный лад.

Если рассмотреть процесс освоения новых знаний, то здесь умение сформулировать вопрос является своеобразным мерилом глубины осознанности полученного материала. Недаром говорят, что только умеющие мыслить задают вопросы. То есть, чтобы задавать вопросы, нужно очень хорошо ориентироваться в данной теме.

как научиться задавать правильные вопросы

Развитие умения задавать вопросы

Говоря о том, как научиться задавать правильные вопросы, невольно вспоминаешь свои школьные годы. Первые навыки идут именно оттуда, и зачастую они сформированы неправильно. Стандартная форма обучения формирует у детей представление, что на любой вопрос есть единственно правильный ответ. То есть убивается желание мыслить, используется только заучивание. При этом ситуация, когда задается вопрос, на который готового ответа нет, воспринимается как неприятная. Хотя данная ситуация совершенно нормальная. Осознавая, что не знаешь ответа на вопрос, и пытаясь найти на него ответ, мы на шаг приближаемся к тому, как научиться задавать правильные вопросы. При этом чем старше человек, тем более ригидным становится его мышление и тем сложнее будет ему перестраиваться на новые навыки, поэтому учиться спрашивать нужно с раннего детства. А вопросы, по сути, нужны, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире. Поэтому если вы научились их задавать, то будете более успешными, чем те, кем этот навык не был усвоен.

как задавать правильные вопросы

Где лучше задавать вопросы

На самом деле сложно описать какую-либо сферу жизни, которая требует развития данного навыка. С одной стороны, можно обойтись без него, а с другой стороны, вы будете более успешны в любой области, если знаете, как задавать правильные вопросы. При любом разговоре, даже личном, звучащие правильно вопросы помогут:

  • Проявить интерес к собеседнику, неважно, к профессиональной стороне его личности или к личностным качествам.
  • Обеспечить доступность понимания своих ценностей для собеседника и открыть для себя его политику.
  • Завладеть инициативой в ведении беседы. Это самый главный навык начинающего оратора или любого публичного деятеля. Вопросы помогут удержать беседу нужное количество времени, сменить тему, прервать монолог собеседника.
  • В зависимости от ваших целей вопросы помогут приобрести нужную информацию, намекнуть на личную позицию, проявить доверие или готовность уделить нужное количество времени для разговора.

Для того чтобы отработать данный навык, следует научиться вести внутренние диалоги, а также попрактиковаться с внешними диалогами.

как задать правильный вопрос человеку

Что такое внутренний диалог

Это первая ступенька, которую нужно пройти, если вы хотите знать, как задать правильный вопрос человеку. Именно внутренний диалог позволит вам научиться формулировать мысли. Причем нельзя допускать, чтобы этот процесс шел хаотично. У него есть конкретная цель – подробный анализ определенной ситуации или проблемы. Причем есть список вопросов, которые применяются при этом. Первый вариант включает классические вопросы «что?», «кто?», «где?», «когда?», то есть описание ситуации в целом. Вторая группа вопросов позволяет рассмотреть каждый из перечисленных более подробно. Они связаны с аспектами фактов и желаний, чувств, времени, препятствий и средств. То есть вопросы должны уточнять данные аспекты в рамках заданной темы. Именно они помогают в осознании и принятии решений, исходя из своих потребностей, предпочтений и определения влияния других людей на ситуацию. Так намного проще понимать свой внутренний мир, организовывать внутренний диалог и получать вразумительные ответы.

как задавать правильные вопросы при общении

Вопросительные слова

Чтобы отточить данное умение и перенести его на внешний диалог, существует следующее упражнение. Так как задавать правильные вопросы при общении совсем не просто. Будем учиться с самых азов. Вам нужно придумать для себя определенную тему, например «Конфликт». Теперь вспомните различные понятия, связанные с этой темой, и запишите их в правое поле таблицы (лист, поделенный пополам). Это может быть гнев и неоправданные ожидания, непонимание и разрыв отношений, снятие напряжения и примирение. В левую часть дописывают вопросительные слова (не менее 10). Теперь вам предстоит сформулировать как можно больше вопросов, которые сочетали бы элементы обоих колонок. Вспомните ситуации конфликтов, причины которых вам были неясны. После проведения этой работы нужно проанализировать список, выбрать пару вопросов, наиболее проницательных, продуктивных, и постараться аргументировать для себя, исходя из каких критериев был сделан такой выбор.

задавай правильные вопросы получай правильные ответы

Такие разные вопросы

Здесь вам потребуется собеседник, на котором можно будет отрабатывать умение находить наиболее подходящий в данной ситуации вопрос. Суть метода очень простая. Вам нужно определиться с темой, которая была бы вам лично интересна. Теперь выпишите для себя несколько вопросов по ней, на которые можно ответить односложно «да» или «нет», а также другие, которые подразумевают развернутый ответ. Например: «Слышали ли вы раньше о нашей компании»; «Что вы знаете о нашей компании». Попробуйте провести диалог, используя те и другие варианты вопросов, и сравните результаты.

Вопрос, на который нет ответа

Это еще одна прекрасная игра, которая отлично тренирует умение задавать правильные вопросы. Помните детскую игру «Купи слова»: как отчаянно искали правильный вариант ответа, натыкаясь каждый раз на «все говорят, а ты купи слона». Помимо выдержки и терпения, она развивает умение находить такую словесную конструкцию, которая позволит успешно выйти из сложной ситуации. В диалоге мы не всегда задаем вопросы, приходиться и отвечать. Поэтому обратный навык тоже очень помогает.

«Ромашка вопросов»

Попрактиковаться в теории задавания вопросов можно и используя эту простую технику. Вам снова потребуется выбрать для себя интересную тему, она может касаться взаимоотношений в коллективе, в семье или чего-то другого на ваш выбор. Теперь перед вами — шесть лепестков, каждый из которых будет содержать только один вариант вопросов:

  • Практические вопросы. То есть взаимосвязь теории с практикой («Анализируя ситуацию, как бы вы поступили на этом месте?»)
  • Простые вопросы. Это обычное уточнение фактов, событий, определенной информации.
  • Оценочные вопросы. Тут все просто, выясняется, в чем отличие, почему это хорошо, а это плохо.
  • Уточняющие вопросы («То есть»; «Если я вас правильно понимаю…»)
  • Интерпретационные вопросы.
  • Творческие вопросы («Что было бы, если бы данная ситуация разворачивалась 2000 лет назад?»)

Такие занятия позволят вам развить умение постановки вопросов, однако без применения на практике, в диалоге, выработать навык не удастся.

умение задавать правильные вопросы

Начните с себя, или Подготовка к диалогу

Не зря профессионалы говорят: задавай правильные вопросы, получай правильные ответы. Однако легко быть гением в обычной дружеской беседе. В любой другой ситуации появляться неподготовленным на встрече недопустимо. У вас должны быть набросаны вопросы заранее. Причем, начиная беседу, обязательно постарайтесь установить с человеком хорошие отношения. Прежде чем расспрашивать собеседника о том, что интересует вас, стоит показать ему, насколько он вам интересен. Для этого отлично подойдут открытые вопросы, в которых вы попросите человека немного рассказать о себе, о том, как он провел день, как добирался на встречу, удобно ли ему сейчас. Как только беседа перейдет в деловое русло, можно будет переходить к заготовленным заранее вопросам. Так вы обеспечите себе психологическое преимущество.

Умение задавать открытые вопросы

Говоря о том, как правильно задавать вопросы людям, необходимо отметить, что обычно это сводится к умению задать открытый вопрос (он предполагает развернутый ответ). То есть вы как интервьюер не ждете заготовленного ответа, вы хотите услышать мнение человека на заданную тему. Уже это само располагает к беседе с вами, вы таким образом выказываете уважение. Если вам нужно знать больше фактов о ситуации, можно задать уточняющие вопросы: «Кто имеет к этому отношение?» Очень важно узнать, как собеседник относится к данной ситуации. Для этого обязательно спросите: «Каково ваше мнение?»

Для хорошего интервьюера очень важно уметь держать нейтральную позицию. Не навязывайте свое мнение, хотя можно спросить: «Не рассматривали ли вы такой вариант?» Обязательно регулярно интересуйтесь у своего оппонента, чем обусловлено такое решение, как он пришел к такому заключению. То есть открытые вопросы – это способ вовлечь собеседника в диалог, вывести его из состояния замкнутости и настроить на диалог.

Умение задавать закрытые вопросы

Казалось бы, открытые вопросы идеальны для проведения любых бесед и интервью. Однако бывают моменты, когда ими не обойтись. Например, чтобы задать правильный вопрос мужчинам в обсуждениях, стоит сформулировать его максимально четко и лаконично, чтобы получить такой же ответ. Деловые мужчины, как правило, не любят пространных диалогов, для них нужен четко структурированный диалог. Чем лучше вы к нему подготовитесь, тем удачнее он пройдет. К тому же открытые вопросы всегда таят в себе опасность, что собеседник поведет диалог в сторону. Поэтому нужно быть начеку и закрытыми вопросами (то есть такими, которые предполагают однозначный ответ либо ответ «да»/»нет») возвращать собеседника к сути. Для этого в вашем арсенале есть ряд вопросов «как?», «что?», «кто?», «куда?» и тому подобные.

Теория без практики бесполезна, поэтому, чтобы действительно научиться задавать правильные вопросы, нужно ежедневно в диалогах оттачивать свое умение, анализировать ход беседы и достигнутый результат. Не бойтесь неудач, это тоже бесценный опыт, благодаря которому вы поймете, какими приемами лучше не пользоваться.

Типы вопросов в английском языке

Типы вопросов в английском языкеТипы вопросов в английском языкеВ английском языке различают пять типов вопросов. Давайте вместе подробно рассмотрим каждый из них. У каждого из пяти типов вопросительных предложений свой порядок слов, который нужно запомнить, чтобы научиться правильно задавать вопросы.

            1. Вопрос к подлежащему

В предложении такого типа мы сохраняем прямой порядок слов, оставляя все члены предложения на своих местах. Нужно только найти подлежащее в предложении и заменить его подходящим вопросительным словом, т.е. вопросом, на который и отвечает подлежащее : либо Who? –кто?, либо What? –что? Вопрос к подлежащему не требует использования вспомогательного глагола в настоящем и прошедшем времени. Нужно только запомнить, что глагол –сказуемое в настоящем времени принимает форму третьего лица единственного числа.

Google shortcode

• What forced you to do this? – Что вынудило вас сделать это?
• What made you worry? – Что заставило тебя беспокоиться?
• Who works in this office? – Кто работает в этом офисе?
• Who travelled to the south? – Кто путешествовал на юг?
• Who likes swimming? – кто любит плавать?

Видеоурок по английскому языку: Вопрос к подлежащему в английском языке


Watch this video on YouTube

             2. Общий вопрос

В данном случае вопрос задается ко всему предложению целиком, вопросительного слова в данном случае нет, а ответ всегда однозначный : или «да», или «нет». Вопросы подобного типа известны в английском языке также как «yes / no question». Чтобы перевести подобное предложение с русского на английский нужно запомнить следующий порядок слов: Вспомогательный глагол (в зависимости от числа подлежащего и от того к какому грамматическому времени относится предложение) – подлежащее – сказуемое – второстепенные члены.

• Do you often go shopping? – Yes, I do — Вы часто ходите за покупками? – да
• Does she like studying? — No, she doesn’t – Ей нравится учеба? – нет
• Is this film interesting? – yes, it is – этот фильм интересный? – да
• Are you hungry? — no, I am not — вы голодны? – нет

Обратите внимание как легко поставить общий вопрос к английским повествовательным предложениям. Нужно просто найти подлежащее, подобрать к нему подходящий вспомогательный глагол и поставить в начале предложения.

• We live in a comfortable flat – Do we live in a comfortable flat?
• He studies at a college – Does he study at a college?
• They usually come here — Do they usually come here?
• This student is very prospective – is this student very prospective?
• My favorite colors are red and white – are my favorite colors red and white?

3. Альтернативный вопрос

Данный вопрос можно задать к каждому члену предложения и нужно следовать тому же порядку слов что и при постановке общего вопроса, но с одной особенностью – предложение подразумевает выбор между двумя лицами, предметами, действиями или качествами и требует использования союза «или». Давайте поставим альтернативный вопрос к следующему предложению: We finished cooking dinner at 2 o’clock – мы закончили готовить обед в 2 часа.

• Did we finish cooking dinner at 2 or 3 o’clock? – мы закончили готовить обед в 2 или 3 часа?
• Did we finish cooking or eating dinner 2 o’clock? – мы закончили готовить или есть обед в 2 часа?

Видеоурок по английскому языку: Общий и альтернативный вопрос в английском языке


Watch this video on YouTube

4. Специальный вопрос

Специальный вопрос задается к любому члену английского предложения и требует использование вопросительного слова, а порядок слов также является обратным: на первом месте вопросительное слово (When? What? Where? и т.п.) – вспомогательный глагол (в зависимости от числа подлежащего и от того к какому грамматическому времени относится предложение) – подлежащее – сказуемое – второстепенные члены.

• When does your lesson begin? – Когда начинается ваш урок?
• What are you doing here? – Что вы здесь делаете?
• When did you buy this vase? – Когда вы купили эту вазу?

Видеоурок по английскому языку: Special question — Специальный вопрос в английском языке


Watch this video on YouTube

          5. Разделительный вопрос

Наличие подобного вопроса в английском языке позволяет ненавязчиво спросить об интересующих вещах, а в добавок выразить либо сомнение, удивление, или подтвердить сказанное. На русский язык подобный оборот переводится «не так ли? , не правда ли?». Подобный вопрос делится на две части: первая часть – само предложение без изменения порядка слов, вторая часть – вопрос, состоящий только из вспомогательного глагола, относящегося к грамматическому времени предложения, и подлежащего. Если предложение утвердительное, то вторая часть –вопрос будет отрицательным, а если предложение отрицательное, то наоборот, вопрос не будет содержать отрицания.

• Your sister is a student, isn’t she? – ваша сестра студент, не так ли?
• You are not busy, are you? – вы не заняты, не правда ли?
• He goes to bed very late, does not he? — он ложится очень поздно, да?
• She doesn’t eat meat, does she? – она не ест мясо, не так ли?

Видеоурок по английскому языку: Разделительный вопрос в английском языке


Watch this video on YouTube

Зная правила, вы без труда грамотно составите любое вопросительное предложение.prosba avtoraprosba avtora

8 простых советов, как задавать правильные вопросы

Умение задавать правильные вопросы – полезный жизненный навык. Ты удивишься, узнав, как легко найти ответ на корректный вопрос!

В особенности это касается кода. Соблюдение простых правил увеличивает шансы получить искомый ответ.

Первый пункт на пути к умению задавать правильные вопросы – соблюдение основ.

На первых порах преподаватель или ментор могут исправлять ваш код и объяснять каждое решение. Но для большого (и жестокого) мира онлайн-сообществ, несоблюдение основ – это красная тряпка для быка.

Проверяйте синтаксис и опечатки в редакторе

Подсветка синтаксиса – главный союзник по обнаружению опечаток.

На первых порах частыми ошибками будут опечатки и неверный синтаксис. Их легко исправить надежным редактором кода.

Знакомьтесь с различными редакторами кода в наших статьях:

После проверки основных моментов у вас будет больше предположений о возможной проблеме.

Теперь пришло время прочитать код построчно. Используйте инструменты отладки, доступные для языка, и разберитесь с проблемой. Не спешите на этом шаге. Глубокое понимание проблемы дает больше вероятных гипотез. А это помогает строить правильные вопросы.

Для отладки пользовательского интерфейса используйте инструменты разработчика в браузере. Включайте и выключайте стили и смотрите, какие из них перезаписываются другими.

Либо используйте отладчики и проверьте значения переменных. Они отвечают вашим ожиданиям? Вы видите неопределенные значения?

Закомментируйте блоки кода, чтобы локализировать причину проблемы.

К этому времени у вас должно сложиться понимание проблемы. Стало быть, вы в состоянии составить вопрос. Не спешите просить о помощи: сперва покрутите Google.

Google – лучший друг разработчика. Даже опытным разрабам приходится регулярно «гуглить». А порой хорошие разработчики – это и есть хорошие гуглеры 🙂

Главный способ структурировать подходящий запрос заключается в следующем:
перечислите язык, библиотеку или фреймворк, затем добавьте свой вопрос в устной форме или сообщение об ошибке.

Вот примеры вопросов, задаваемых в соответствии с этой структурой:

Не ограничивайтесь одним запросом по проблеме. Прочитайте подходящие результаты. Возможно, кто-то уже решил вашу проблему.

Всё еще не можете устранить ошибку? Попробуйте воссоздать её вне проекта. Столкнулись со странной проблемой CSS? В этом случае можно отправиться, например, на CodePen, чтобы поделиться битым фрагментом кода.

У отделения неработающего кода от остальной части проекта есть преимущества:

  • Помогает сосредоточиться на проблеме.
  • Помогает быстрее решить вопрос остальным участникам.

Уважайте время других людей. Для рассмотрения краткого фрагмента кода потребуется меньше времени, чем для исходной кодовой базы.

Не получилось решить проблему самостоятельно? Не волнуйтесь! Все, что вы делали до сих пор, заложило основу правильного вопроса.

Перед просьбой о помощи сделайте следующее:

1) Убедитесь, что ваш код хорошо отформатирован

Хорошо быть дисциплинированным разработчиком с правильным форматированием кода! 🙂

Это не про вас? Тогда пришло время сделать ваш код чище.

Подумайте об использовании линтеров. Линтеры обеспечивают соблюдение хороших практик, выдавая предупреждения и ошибки для плохо отформатированного кода. Можно сделать даже так, что отправка кода с ошибками будет невозможна.

Добавьте Prettier в ваш редактор и позвольте ему выполнить форматирование за вас.

Никто не захочет разбираться в форматировании для решения самой проблемы кода. Поэтому читайте нашу подборку статей для практики чистого кода:

2) Убедитесь, что код, которым вы делитесь, воссоздает ошибку

Код, которым вы делитесь, должен воссоздавать проблему, с которой вы столкнулись. Иначе вам будет крайне сложно помочь.

Не забудьте упомянуть дополнительные действия необходимые для запуска при совместном использовании кода.

На этом этапе вы обычно спрашиваете «старших» коллег или ищете ответ на StackOverflow.

При постановке вопроса важно указать на шаги, предпринятые для решения проблемы. Предоставьте как можно больше информации всем, кто может помочь.

Вот информация, которой нужно поделиться:

  • Ваше понимание проблемы. Это может быть не одна гипотеза, сформировавшаяся к этому моменту. Важно четко сформулировать предположения о возможных причинах проблемы и опробованных способах устранения.
  • Скриншоты проблемы или ошибки. Прикрепите скриншот для выделения характера проблемы в пользовательском интерфейсе.
  • Код (желательно в песочнице), воссоздающий проблему.

При размещении вопроса в Интернете не ленитесь перечитать его. Убедитесь в том, что предоставляете как можно больше подробностей для получения помощи.

Для ответа на смутный вопрос в онлайне требуется гораздо больше времени, чем при личном общении.

После размещения вопроса в Интернете можно решить его до получения ответа. В этом случае оставляйте найденное решение в своем вопросе.

Это может показаться странным, но таким образом люди помогают кому-то еще в будущем.

Это самое главное.

Благодарите всех, кто пытался помочь. Несмотря на отсутствие решения, они потратили время на исправления неработающего кода. Проявите уважение.

Источник

Есть советы или подсказки о том, как задавать правильные вопросы? Делитесь ими 😉

QBQ: искусство задавать правильные вопросы

Лариса Парфентьева
Лариса Парфентьева

Правильно заданный вопрос — это 95% успеха. Джон Миллер — автор книги «5 принципов проактивного мышления» снова напоминает нам, насколько в этом искусстве может пригодиться эффективный метод QBQ. Этот метод позволяет научиться задавать правильные вопросы, не быть в состоянии жертвы, а получить контроль над ситуацией.

Так как задавать правильные вопросы?

Суть метода QBQ — задавать вопрос за вопросом. Что это значит? Столкнувшись с проблемой или попав в неприятную ситуацию, в сознании немедленно возникают вопросы из серии «Почему это происходит со мной?» и «Почему у других все получается, а у меня нет?». Конечно, эти вопросы вполне естественны и понятны, но, направленные вовне, а не внутрь человека, их задающего, свидетельствуют о недостатке личной ответственности. Только глубже изучив неправильные вопросы, можно найти лучшие варианты QBQ, например: что я могу сделать и как я могу помочь? Они переключают внимание на то, что мы можем сделать для того, чтобы повлиять на ситуацию. Невозможно переоценить отдачу от простого переключения!

QBQ — это лидерский инструмент развития личной ответственности на всех уровнях посредством постановки правильных вопросов и выбор правильного решения в нужный момент.

Простые правила

Инструменты помогают нам почти мгновенно добиваться наилучших результатов. Компании тратят миллионы долларов на «инструменты», под видом которых предлагаются стандартные мотивационные тренинги, общие фразы и модные фишки. И что получается после начитки на тренингах, собраниях и семинарах? Приступая к работе, мы упираемся в «стену реальности». Мы думаем: «На тренинге рассказывали занятные вещи, но они не годятся для нашей ситуации», — другими словами, не имеют практической ценности. Следовательно, эти идеи и методы сложно назвать инструментами.

Метод QBQ не таков. Его практичность доказана. При этом он довольно прост: достаточно выучить три простых правила формулирования вопросов и можно его применять.

1. Вопросы QBQ начинаются со слов «что», «как» или «каким образом», а не «почему», «когда» или «кто».

— Вопросы «почему» заставляют жаловаться и включают мышление жертвы: «Почему это происходит со мной?».

— Вопросы «когда» приводят к промедлению: «Когда же они свяжутся со мной?».

— Вопросы «кто» заставляют обвинять других: «Кто виноват?».

2. Вопросы QBQ содержат личное местоимение «я», а не «они», «мы» или «вы», потому что, как известно, изменить можно только себя.

3. Вопросы QBQ всегда во главу угла ставят поступки. Не стоит забывать об одной важной детали. Опираясь на эти правила, можно невзначай сформулировать и неправильные вопросы, например: как избежать ответственности или что можно сделать прямо сейчас, чтобы помешать всему отделу? Формально они соответствуют правилам, но абсолютно неконструктивны!

Личная ответственность

Личная ответственность означает способность прекратить обвинять других, жаловаться и откладывать на потом. Оглядываясь в поисках виновного, стеная о несправедливости, совершенной по отношению к вам, откладывая свой вклад на неопределенное время, ожидая, что вашу работу выполнит за вас кто-то другой, вы забываете о личной ответственности. Казалось бы, все это понимают, но никто не знает, как претворять этот принцип в жизнь. QBQ решает данную проблему и позволяет превратить стремление к ответственности в реальные и устойчивые изменения.

Главное — личная ответственность, — источник

Основополагающий принцип QBQ таков: Ответы содержатся в вопросах. Задавая правильные вопросы, мы получаем правильные ответы. Правила QBQ помогают формулировать правильные вопросы и избегать неправильных. Важно также помнить, что вопросы касаются лично нас, и только нас. QBQ — это инструмент самоуправления, предназначенный для того, чтобы переформатировать собственное мышление.

Ежедневно мы несчетное количество раз делаем выбор. И что же мы выбираем? Мысль, которая приходит в голову второй. На этот самый момент можно повлиять. Способность контролировать свои мысли может буквально перевернуть жизнь. Верный выбор, сделанный с помощью QBQ, полностью изменит ситуацию.

Неправильные вопросы или все-таки правильные?

Неправильные вопросы (НВ) — «почему?», «когда?» и «кто?» — заставляют притворяться жертвой, откладывать важные дела и поступки на потом и винить во всем других. Тогда как метод QBQ предлагает прекрасный способ научиться превращать вопросы в поступки. Давайте сравним НВ и вопросы по методу

Сделка сорвалась.

НВ: Когда же я добьюсь успеха?

QBQ: Как научиться лучше понимать своих клиентов?

Вы не получили повышения.

НВ: Почему это случилось со мной?

QBQ: Как мне отличиться на нынешней должности?

У ребенка трудности в школе.

НВ: Почему в этих школах все так непродуманно организовано?

QBQ: Как помочь ребенку добиться успеха?

Ваши подчиненные не справляются со своими обязанностями.

НВ: Почему они совсем не мотивированы?

QBQ: Как усовершенствовать свои навыки наставника?

Кто-то совершил ошибку.

НВ: Кто все испортил?

QBQ: Что можно сделать для решения проблемы?

Поразмыслите о том, как научиться делать верный выбор и задавать правильные вопросы. Подумайте, что произойдет, если вы откажетесь от обвинений других, мышления жертвы и прокрастинации. Представьте, как метод QBQ изменит вашу профессиональную и личную жизнь.

По материалам книги  «5 принципов проактивного мышления»

10 лучших способов задавать правильные вопросы для решения проблем


Польза вопросительных предложений заключается в том, что наш мозг устроен так, что не может не думать. Он всегда занят своей работой, и всегда находится в состоянии поиска ответов. Любой вопрос заставляет его найти ответ. В этой статье я предлагаю список из 10 способов, которые наверняка помогут вам задавать правильные вопросы в любой ситуации.

1. Вопросы о самой проблеме.


Самый верный способ при решение проблемы — это задавать вопросы о самой проблеме. Прелесть в том, что мозг сам будет генерировать ответы, вам нужно лишь постараться задать наиболее разносторонние вопросы. К тому же после серии вопросов, даже если вы не найдет сразу ответ, то не расстраивайтесь. Ваш мозг продолжает работать над поиском решения уже в фоновом режиме!
 

2. Вопросы в другой формулировке.


От упаковки многое зависит. Какой вопрос вы решаете, такой ответ и получаете. Поиграйте с формулировкой вашей проблемы, как её можно сформулировать иначе? Наверняка проблему можно решить несколькими способами, как будет звучать вопрос для каждого удовлетворительного решения проблемы? Проверьте правильна ли сама формулировка вопроса?
 

3. Вопросы во времени.

Сфокусируйтесь на временных рамках. Если вопрос звучит конкретно, расширьте его, если слишком широко — сузьте. Для примера: «Как я могу улучшить свою жизнь?» или «Как в этом месяце я могу улучшить свою жизнь» или «Что сегодня я могу сделать для улучшения своей жизни?»

4. Вопросы в другие направления.


Поиски решения не могут проходить в одном направлении. Это может быть и смена направления. От географического: «А где еще мы можем найти необходимую нам вещь?» до ментального :»Теперь давайте забудем о недостатках, какие вы видите преимущества?». 
 

5. Вопросы для улучшения образования.


Каждый учитель знает, что самый эффективный ученик этот тот, который сам хочет обучиться. В этом случае вопросы являются прекрасным способом для стимуляции творческого мышления и работают куда лучше, чем просто дача правильного ответа.

Вместо просто объяснения, лучше просто задать вопрос :»Как вы думаете, что было бы в этом случае если бы мы изменили наши действия…», «Какой результат мы получим если не будет учитывать затраты на начальном этапе..»

Этот же тип вопросов работает прекрасно не только в институте или школе, но и в бизнес- среде. Привычка на вопрос подчиненного «А как быть в этом случае?» отвечать вопросом «А как вы считаете, нужно поступить?» — экономит не только время, но и приучает работника к самостоятельному мышлению.
 

6. Вопросы для поддержания беседы.


Вопросы прекрасно налаживают общение между людьми. Если вы задаете вопросы, значит вы почти наверняка слушаете то, что вам говорят. Хороший вопрос может не только оживить беседу, но и вовлечь в неё новых участников.

В последнее время, диалоги всю чаще превращаются в монологи по очереди. Вместо того чтобы слушать друг друга, каждая сторона то и дело ждет своей очереди поговорить. Простые вопросы «Чем я могу помочь?», и «Вы сталкивались с чем-то подобным раньше?» — прекрасный способ показать, что вы слушаете собеседника и участвуете сами в ЕГО разговоре.
 

7. Вопросы для критического мышления.


Зачастую мы говорим совершенно о разных вещах. Обидно потратить кучу времени и выяснить, что другой человек имел ввиду совсем не то, что мы подумали, да и нас он до конца не верно понял. Чтобы этого не произошло нужно не бояться задавать простые вопросы, которые к тому же могу показаться и наивными.

В качестве эффективных начальных вопросов, можно использовать «Технику Киплинга»: «Кто конкретно это сделал?», «Зачем они это сделали», «Правильно ли я вас понял, вы говорите что…»

8. Вопросы для перемещения внимания.


Сменить точку зрения — сказать проще, чем сделать. Если мы в чем-то уверены как в абсолюте, то очень сложно поставить этот абсолют под сомнение. Старайтесь переводить свое внимание с очевидных вещей. Если кто-то говорит «Это невозможно», лучше спросите «Как мы можем сделать это возможным?» или «При каких условиях это сработает?» и т.д.
 

9. Вопросы для самоанализа.


Это может быть мощным инструментом для поиска ответов о смысле собственной жизни. Отличным началом может послужить техника «100 вопросов», состоящей только из вопросов, которые важны для вас в данный момент. Затем можете этот список сузить до 20 самых главных и периодически возвращаться к ним.
 

10. Допрос как способ жизни.


Развитие привычки задавать себе вопросы, может стать очень и очень полезной. Я считаю, что вопросы — это самый основной способ для развития и стимуляции нашей мозговой активности. Но как ввести в привычку, навык — задавать себе разносторонние вопросы? Как и все в этой жизни — с практикой. Носите с собой блокнот и ручку или же записывайте приходящие вопросы на телефон.

Научитесь себя комфортно чувствовать с нерешенными вопросами и научитесь их решать. Поиграйте с ними и качество вашей жизни наверняка улучшится.опубликовано econet.ru
 

Автор: Дмитрий Чернов 

«Правильно заданный вопрос – половина ответа»(с) / Habr

Я подумал, чем же я могу поделиться с уважаемыми хабрачитателями, кроме сугубо специализированных знаний. Наверно, многие считают лишним разжевывание мануалов, но я уже много лет именно этим и занимаюсь, отвечая на массу вопросов каждый день. И не понаслышке знаю, каково это — отвечать на несформулированные вопросы 🙂
Поэтому я посчитал возможным описать несколько простых правил, которые как мне кажется, могут помочь коммуникативному процессу.

1. Не надо увлекаться жаргоном. Часто люди стесняются и робеют, общаясь с более опытными собеседниками. Кто то просто помалкивает, а кто то начинает сыпать изобилием псевдоумных слов, жаргонизмов, сокращений. И чем меньше человек понимает и больше робеет, тем бессвязнее становится поток сознания 😉 Наверно, на не слишком искушенных собеседников, это производит впечатление.

2. Старайтесь говорить просто. Даже если вы полностью разбираетесь в вопросе и владеете терминологией, это не значит, что собеседник знает все те же слова. К тому же простота сближает. Простыми и понятными словами легче добиться взаимопонимания. Есть распространенное мнение: если вы не можете объяснить младшекласснику, как это работает, значит вы сами не понимаете 🙂

3. Сформулируйте вопрос полностью. Может статься, что и вопроса нет или первая половина «вопроса» не связана со второй.

4. Краткость — сестра таланта. Все знают, но по разному трактуют. Часто, например, «утаивают» часть вводных данных. Наверно, хотят поразить в самый интересный момент 😉

5. И в то же время не надо добавлять ненужную информацию, не относящуюся к вопросу. Как часто, пытаясь узнать, скажем, про трансляцию адресов, вопрос начинают с полного описания всей сети, включая принтеры и точки доступа 😉

6. Попробуйте самостоятельно ответить на свой же вопрос. Это вообще возможно? Например, люди часто любят задавать риторические вопросы, но ждут вполне реальных ответов. И даже сердятся, если им не отвечают 🙂

Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. Простите мне тематику примеров 🙂

Вот такое великолепие «я примапливаю на линк полиси, шейплю трафик, рандомно дропаю, но все равно линк флапает.» наверно лучше заменить чем-нибудь типа «На интерфейсе работает правило QoS на выход. При перегрузке очереди пакеты дропаются случайным образом. Может это влиять на периодическое падение канала?»

Или вот, прямо статья в Networkers: «В сети используется высокопроизводительное оборудование разных производителей и настроены эффективные протоколы, соответствующие RFC для обеспечения отказоустойчивости и взаимодействия. При попытках использовать измененные таймауты наблюдается падение производительности всей сети. Попытки локализовать проблему пока не привели ни к чему. Как бы Вы посоветовали эффективно оттраблшутить эту систему?» Здесь так много красивых слов, что к концу фразы ты уже проникся крутостью вопрошающего, но увы, забыл вопрос :). Возможно, лучше было бы добавить нужного (описание используемых технологий) и выкинуть пафос. Например, так: «Сеть использует коммутаторы разных компаний. Между ними настроены протоколы RSTP и LACP. Мы пробовали менять некоторые параметры этих протоколов, но возникли проблемы: резко падает производительность. Мы пока не смогли их решить Есть ли подводные камни в настройке этих протоколов?»

Или ещё шедевр: «Что вы мне посоветуете ещё сделать в моей сети?» Понимаю, часто инструктор даже круче первой учительницы для младшеклассников и должен как по волшебству решить все проблемы вопрошающего, известные и еще не известные 🙂 И даже как то неловко подобный пыл гасить 🙂

И ещё позволю себе наблюдение: умение стройно, понятно и просто излагать свои мысли еще никому не вредило. А часто и помогало занять более высокие должности только за счет того, что человек может нормально общаться с руководством. Не перегружая избыточной «техникой», в которой часто руководитель не разбирается, но понятно объясняя проблему (возможно, выдумывая на ходу 🙂 )

Возражения и дополнения с удовольствием принимаются 🙂
(Нагло воспользуюсь и скрою из всего получившегося мануал для своего форума :)) )

Сергей Фёдоров, преподаватель по cisco, CCIE Security

Leave a comment