Семейное образование в 2019 в школе Интернет Урок
Содержание:
1. Кому и для чего нужны альтернативные формы обучения
1.1. Положительные моменты
1.2. Недостатки
2. Законодательные тонкости и требования к качеству обучения
2.1. Образовательные программы
2.2. Формы проведения занятий и контроля
2.3. Олимпиады и конкурсы
3. Организация образовательного процесса
3.1. Результаты
3.2. Мнения родителей о семейном обучении ребенка
Постепенно система образования принимает новые стандарты, ориентированные на современные потребности общества. Основными требованиями ФГОС стали ориентированность на воспитание гармонично развитой личности, обучение ребенка с опорой на его интересы, увлечения. Способы и формы познания окружающего мира он выбирает сам, а задача педагога заключается в помощи и пробуждении интереса к освоению новых знаний. Благодаря изменениям в законодательстве были приняты альтернативные системы обучения, которыми стали дистанционное и семейное образование. Его суть заключается в изучении школьной программы вне школы по удобному для ученика графику.
Кому и для чего нужны альтернативные формы обучения
Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, ориентирование на средний показатель в классе, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма образования подходит не каждому ребенку. Семейное обучение подойдет:
- одаренным детям, добившимся высоких достижений в музыке, танцах, спорте, цирковом искусстве;
- детям, чьи родители по роду работы вынуждены часто менять место жительства;
- учащимся с особенностями развития, если посещение школы связано с трудностями на бытовом уровне;
- детям, не переносящим большое скопление людей;
- ученикам, стремящимся к углубленному изучению некоторых предметов;
- творческим личностям, не приемлющим строгую дисциплину, но с радостью занимающимся самостоятельно.
Семейная форма обучения станет хорошим выходом, если ученик столкнулся в школе с неразрешимой конфликтной ситуацией или в образовательном учреждении низкий уровень компетенции преподавательского состава.
Положительные моменты семейного образования
Уход от традиционной формы обучения приносит ряд ощутимых преимуществ. При такой форме получения образования появляется возможность уделять больше времени тем предметам, которые вызывают повышенный интерес, изучать их, более глубоко погружаясь в тему. Выбор уровня ежедневной нагрузки, плавающее расписание, проведение занятий в комфортном темпе тоже относятся к несомненным преимуществам. Можно вводить в программу семейного образования предметы, не числящиеся в перечне обязательных для определенного класса, например, астрономию, начертательную геометрию.
Спокойная доброжелательная атмосфера, искренний интерес родителей к успехам своего ребенка создают благодатную среду для возникновения желания к занятиям. Важным моментом становится свободная форма проведения уроков с использованием современных технических, информационных возможностей.
Недостатки семейного образования
Они обязательно присутствуют в любой форме образования. Рано или поздно возникают следующие ситуации:
- недостаток общения со сверстниками в рабочей обстановке провоцирует потерю некоторых коммуникативных навыков;
- отсутствие конкуренции лишает учащегося дополнительного стимула в обучении;
- свобода приводит к неумению работать по заданным параметрам;
- для родителей значительно увеличивается ответственность за качество образования ребенка.
Семейное обучение ребенка требует от родителей огромного желания помочь ему, готовности преодолевать возникающие проблемы, разногласия по поводу учебы, большого количества свободного времени.
Законодательные тонкости и требования к качеству обучения
Перейти на семейное образование в 2019 можно с любого класса. Для этого достаточно посетить директора школы, в которой числится ребенок, и заключить договор. В нем подробно оговаривается объем знаний за год, сроки аттестации, форма ее проведения, рекомендуются учебные, методические материалы для получения образования. Администрация учреждения имеет право отказать родителям в переводе ребенка на семейную форму обучения, ссылаясь на устав. В таком случае придется найти другую школу, которая будет согласна на предоставление права семейного образования и перенести документы на ребенка туда.
Школа предоставляет учебники, пособия, проводит оценку объема, качества знаний учащегося в соответствии с требованиями ФГОС. По окончании обучения и успешном прохождении итоговой аттестации обучающемуся выдается аттестат об образовании государственного образца. Если понятно, что такая форма обучения не подходит, то ученик вправе вернуться в школу в любой момент.
Образовательные программы
Для каждого предмета разработана рабочая программа. Она включает перечень тем, которые необходимо освоить за год, рекомендованную форму работы, список дидактического материала, понятий и терминов, изучаемых в рамках этой темы. Также дается количество часов на освоение и закрепление материала. При семейном обучении допускается более интенсивное изучение материала, чем при традиционном образовании, но объем знаний у учащегося при аттестации не должен быть меньше, чем в программе.
Основным принципом успешного образования является непрерывность и преемственность. Это значит, что осваивать премудрости предмета следует постепенно, соблюдая принцип усложнения. Например, не зная, чем отличается море от океана, учащийся вряд ли правильно ответит на вопрос, сколько океанов на планете. Можно менять темы местами, если они не нарушают общую логику обучения.
Родители имеют право заявить, что ребенок изучил за год материал 2 лет обучения, тогда при промежуточной или годовой аттестации учащийся должен это подтвердить, выполнив задания соответствующего уровня.
Формы проведения занятий и контроля
В традиционной системе образования применяются различные типы уроков:
- освоение новых знаний,
- закрепление,
- повторение,
- систематизация и обобщение,
- контроль знаний,
- комбинированный.
В чистом виде эта классификация не применяется. Каждый урок имеет комбинированный вид, но большая часть времени уделяется указанному этапу. Для разнообразия и смены деятельности используются формы лекций, бесед, практикумов, дискуссий, конкурсов, викторин. Очень интересным видом обучения становятся исследования и проектные работы. Они носят продолжительный характер, могут растягиваться на несколько занятий или даже месяцев, постоянно обогащаясь новым материалом.
Великолепным подспорьем в образовании станут виртуальные экскурсии. Вряд ли есть возможность ежедневно посещать музеи и выставочные центры разных стран лично, но посмотреть-то хочется. Тем более, что после таких экскурсий у ребенка появляется масса новых вопросов, которые стимулируют поиск информации и более глубокое проникновение в суть изучаемой темы.
Контролировать усвоение знаний ребенком обязательно. Самыми распространенными формами становятся контрольные работы, тесты, устные опросы. После каждой темы по любому предмету предлагается несколько вариантов тестов. Они различаются по степени сложности. Это важно, особенно для учащихся, заканчивающих освоение основной программы и планирующих получить образование в вузе.
Для поступления на определенные факультеты требуется не базовое, а углубленное знание предмета, поэтому придется на ГИА выполнять задания повышенной сложности, чтобы набрать необходимое количество баллов. К этому лучше готовиться заранее, результаты тестов покажут, где остались недоработки.
Олимпиады и конкурсы
Интернет стирает границы и территориальные различия. Теперь необязательно для участия в мероприятии приезжать туда лично. Есть большой выбор дистанционных конкурсов, где даются интересные задания, а главное, присутствует элемент соревновательности, которого не хватает при семейном образовании.
Еще более захватывающим становится участие в онлайн-конференциях и олимпиадах, когда идет живое общение и задачи решаются совместно. Такие формы занятий подстегнут любознательность ребенка, позволят обменяться опытом, особенно, когда выходят на контакт несколько человек, увлеченных одной темой.
За участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах выдаются свидетельства, где указан предмет, уровень, количество баллов. Документы пригодятся при поступлении в высшее учебное заведение, если будет выбрано очное обучение.
Организация образовательного процесса
Человек, независимо от возраста, старается избегать лишних усилий. Для выполнения заданий и получения образования требуется проявить силу воли. Если события имеют закономерность, то вырабатывается привычка приступать к определенному виду работы. Поэтому первым пунктом в организации занятий на семейном обучении станет составление расписания. Жестко регламентировать время занятий не нужно. Если ребенку лучше думается и работается во второй половине дня, то можно пойти на компромисс, оговорить количество времени на выполнение практических заданий по предмету или объем изученного материала.
У учащегося должно быть отдельное учебное помещение или приспособленная для этого часть комнаты. Там устанавливается письменный стол, удобный стул или компьютерное кресло. На рабочем месте должно быть светло, свободно от лишних предметов, отвлекающих внимание. На время занятий выключается телевизор, убираются ненужные гаджеты, компьютер при необходимости настраивается на обучающее видео. В зоне досягаемости располагаются учебные пособия, тетради, канцелярские принадлежности.
Результаты
Семейное образование стимулирует развитие у ребенка самостоятельности, ответственности, личных взглядов на рассматриваемый вопрос. Формируется нестандартность мышления, оригинальные подходы к выполнению поставленной задачи. Обучение основано на постоянно поддерживаемом интересе к процессу познания, развитие не затормаживается необходимостью подождать отстающих. Ученик устанавливает для себя личный режим, скорость работы.
Мнения родителей о семейном обучении ребенка
Все люди разные, поэтому ищут различные пути реализации своих планов, идей, задач. Это в полной мере относится к семейному обучению. Если ребенок стремится к познанию, ему тесно в рамках традиционной системы, то стоит задуматься об индивидуальной программе. Но когда родители надеются, что с переходом на другую систему образования они избавятся от множества проблем, то они глубоко заблуждаются. Действовать нужно только в интересах ребенка, учитывать, что при семейном обучении хлопоты только увеличатся, но результаты будут того стоить.
Мнения родителей разделились: кто-то ссылается на давние традиции в образовании в царской России, кому-то идея совершенно не нравится. Сторонники утверждают, что у ребенка появится возможность стать более счастливым, реализовать свой потенциал, всесторонне раскрыться, научиться принимать решения и отвечать за их последствия, смело смотреть в будущее.
Противники семейного образования указывают на потерю навыка работать в коллективе, находить компромиссы. Говорят о трудности прохождения ЕГЭ и ОГЭ, стрессе от непривычной обстановки ни сдаче итоговых экзаменов. Спорить бесполезно, для каждого самым весомым аргументом станет личный опыт. Система имеет очевидные плюсы и минусы, рассматривать их нужно в применении к конкретному ученику, его способности самостоятельно изучать предметы, состоянии здоровья, степени загруженности, обстановки в семье.
Для успешной организации семейного обучения в школе нужно сообща обсудить все стороны этого шага, посоветоваться с ребенком о том, как лучше распределить время, что нужно для результативной работы, каким образом составить расписание, когда ему удобнее приступать к занятиям, чем заняться в свободное время.
При индивидуальном графике обучения существенно сокращается время, поскольку ребенок идет в своем темпе. Обычно хватает 2 — 2, 5 часов интенсивных занятий для успешного освоения обязательного объема программы образования и еще остается немного на разбор интересующих вопросов. Остальная часть дня посвящается другим важным делам или развлечениям, общению, прогулкам.
Интересный опыт семейного обучения описан в подробностях на многих сайтах, но следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому универсальных методик не существует, у родителей возникают свои нестандартные вопросы и ситуации. Семейное обучение подходит не всем, но если принято решение перевести ребенка на такую форму образования, то стоит четко осознавать, какие преимущества она даст в будущем.
Преимущества домашнего обучения — онлайн школа InternetUrok.ru
Внимательно ознакомьтесь с условиями пользования ресурсами сайта https://home-school.interneturok.ru/ (далее – Сайт). Пользуясь Сайтом ЧОУ «Первая народная школа» (125368, г. Москва, ул. Барышиха, д.23, пом. IV, ком. №13-19), Вы подтверждаете, что полностью принимаете следующие условия:
1. Под термином «содержание» в рамках настоящего Соглашения подразумеваются любые материалы, документы, изображения, схемы, аудио- или видеоинформация (и любая другая информация), полученные на Сайте или размещенные на нем.
2. Сайт представляет собой программное средство, позволяющее хранить, систематизировать и транслировать содержание научно-образовательного характера.
3. Сайт предоставляет возможность доступа к имеющимся на нем ресурсам исключительно в ознакомительных целях..
4. Информация, размещенная на Сайте, не является справочной и предоставляется исключительно в научно-образовательных целях.
5. Размещение видео и других материалов с Сайта на сторонних ресурсах запрещено.
6. Администрация Сайта не несет никакой ответственности за действия пользователей, связанные с использованием представленной на Сайте информации, и не возмещает убытки.
7. Информация на Сайте предоставляется также путем подключения третьих сторон к содержанию: предоставлением гиперссылок, указателей на другие сайты, поддерживаемые третьими лицами, предоставлением содержания сторонних сайтов обрамлением (фреймингом) и другими методами.
8. Подключение к содержанию сторонних сайтов предоставляется исключительно для удобства и информирования. Ответственность за содержание сторонних сайтов лежит на их создателях.
9. Если иное не указано в описании или титрах к видеоматериалу, конспекту, тренажеру, тесту (далее – Материалы), все исключительные права на Материалы, размещенные на Сайте, принадлежат ООО «ИНТЕРДА». Все исключительные права на записи онлайн-консультаций, домашние задания (в виде вопросов, тестов, упражнений, задач, примеров) (далее – Материалы) принадлежат ЧОУ «Первая народная школа». Если иное не указано прямо, Услуги Сайта предоставляются только для целей личного некоммерческого использования. Без письменного разрешения администрации Сайта запрещается любое изменение, копирование, распространение, републикация, создание производных произведений, пересылка, продажа, лицензирование Материалов Сайта, за исключением трансляции Материалов Сайта исключительно в учебных учреждениях путём показа (трансляции) видеоматериалов или их частей напрямую с Сайта.
10. Администрация Сайта приветствует гипертекстовые ссылки на Сайт.
11. Запрещено использовать Материалы и сервисы Сайта для любых целей, противоречащих нормам морали и нравственности, целям создания данного Сайта, и/или нарушающих (могущих нарушить) запреты, предусмотренные настоящим Соглашением, и/или нарушающих (могущих нарушить) действующее законодательство РФ об авторских правах.
12. Запрещено использовать Услуги Сайта любым способом, служащим для целей нанесения ущерба нормальному функционированию данного Сайта (включая флудинг, DOS-атаки, ограничение доступа к Сайту третьих лиц, но не ограничиваясь ими).
13. Запрещено предпринимать попытки завладения чужими учетными записями (аккаунтами) на Сайте любыми способами (включая взлом пароля перебором, хакерство, фишинг, социальную инженерию, но не ограничиваясь ими).
14. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, а также иные виды пропаганды, запрещенные законами Российской Федерации. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
15. Запрещено использование в сообщениях на Сайте и в данных при регистрации (логин, имя) ненормативной лексики, а также любых выражений, оскорбляющих личность собеседника или третьего лица (в том числе криптованный мат – латиницей, с использованием звёздочек, математических и иных символов).
16. Регистрируясь на Сайте, Пользователь дает свое согласие на участие в сборе диагностической информации, сведений об использовании Сайта, а также на обработку персональных данных, указанных на Сайте (ФИО, адрес электронной почты, пароль, возраст, место проживания, роль на Сайте), на любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (в т.ч. трансграничную и третьим лицам — партнерам), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных с использованием средств автоматизации в целях информирования об услугах, предоставления и улучшения качества услуг, облегчения доставки обновлений ПО, поддержки Сайта и оказания других услуг, а также для проверки соблюдения условий настоящего Соглашения. Согласие вступает в силу с момента регистрации на Сайте и действует в течение сроков, установленных действующим законодательством РФ.
17. Администрация Сайта имеет право самостоятельно и без предварительного уведомления менять контент Сайта, в том числе транслируемые видеоуроки и условия настоящего Соглашения.
18. Администрация Сайта имеет право в одностороннем порядке менять политику использования своего контента Пользователем и партнерами, в том числе вводить платные Услуги.
Образование: дома или в школе?
Как обезопасить своего ребенка от пагубного влияния агрессивного мира и дать надлежащее среднее образование, не упустив при этом нравственное становление, задумываются многие православные родители. Православные гимназии есть не везде, да и обучение в них порой оказывается слишком затратным, особенно для многодетной семьи. В этом году повысился интерес родителей к семейному обучению с возможностью использования современных технологий. В онлайн-школах стало в три раза больше учеников, в том числе из православных семей.
Уроки в интернете
Как у старосты общины, которую принято считать консервативной, у меня неоднократно возникали мысли об открытии своей приходской школы. Благо, образовательный центр мы уже начинали создавать, обдумывали возможности субсидирования обучения из бюджета, планировали источники финансирования… Сказать честно, для маленького прихода столь амбициозная задача на данном этапе оказалась неподъемной. Несмотря на то, что моя жизнь тесно связана с интернетом, к мыслям о возможности организации учебного процесса детей из дома я пришел не так давно.
Пожалуй, в варианте семейного обучения сильнее всего родителя пугает прежде всего то, что мы привыкли называть «социализацией», вернее, риск ее отсутствия. Какими бы консерваторами мы себя ни считали, наша жизнь протекает в городах и крупных населенных пунктах с нормальной инфраструктурой, комфортной жизнью, в окружении неоновых вывесок и быстро меняющегося мира, за которым мы, честно сказать, всё же пытаемся успевать. Мы когда-то учились в самой обычной средней школе, мечтали вырваться из ее объятий, повзрослев, укрепились во мнении, что детей нам обязательно нужно уберечь от дурного воздействия образовательного учреждения. Но вот забирать детей из школы… В голове выстраивается цепочка страхов, заставляющая выбросить эти мысли из головы или оставить в сознании на уровне идеалистичной мечты. Между тем мир быстро меняется, традиционная система образования за этими изменениями не поспевает, а у детей, хотим мы того или нет, в этой системе снижаются возможности к здоровому духовному, интеллектуальному и творческому развитию.
«Дурные сообщества развращают добрые нравы»
Пожалуй, эти евангельские слова для верующего родителя будут являться главным основанием при постановке вопроса о выборе формы обучения. Когда мы отдаем ребенка в школу, мы его буквально передаем на несколько часов в стены, о подробностях творящегося за которыми ничего не знаем. Слова о том, что чадо, если его надлежащим образом воспитывают родители, не свяжется с дурной компанией и не попадет в историю, служат орудием самоуспокоения до первого печального случая. Ребенка-христианина, может, и минуют многие негативные моменты, а вот правило «вода камень точит» еще никто не отменял. Среда, как ни крути, сильно влияет на человека, тем более маленького, формирующегося, впитывающего всё как губка. «Научиться плохому» можно совершенно незаметно, достаточно за этим регулярно наблюдать, чтобы отклонение стало нормой и, не дай Бог, привычкой.
Одноклассники совершенно по-разному могут влиять и на успеваемость: отвлекать, мешать слушать на уроках и (в случаях со злостными хулиганами) психологически воздействовать на ребенка, что совершенно очевидно скажется и на внутреннем состоянии, и на успеваемости, и вообще на качестве жизни. Не последнюю роль играют учителя, приятно это кому-то слышать или нет, выстраивающие вертикаль взаимоотношений с классом в авторитарной плоскости. Личность педагога играет не последнюю роль в усвоении материала и в целом влияет на отношение школьника к процессу обучения.
Как это выглядит?
Если учить ребенка дома, то у родителя резонно возникают опасения о собственной компетентности. Вряд ли большинство из нас были полиглотами, и если одна группа предметов давалась запросто, с другой непременно были сложности. Здесь и встает выбор: взять на себя педагогическое бремя или же подключить специалистов? Наверное, большинство все-таки выберет последнее. Связываешься с педагогом в удобное для себя и ребенка время, и урок начался. Кстати, онлайн-образование имеет еще одну простую, но отсутствующую в традиционной школе особенность: непонятую тему можно бесконечное количество раз пересматривать в записи, вникнуть самому и помочь разобраться ребенку.
Стены нашего дома, дух семьи однозначно положительно влияют как на нас, так и на наших детей. Школьного невроза нет. И именно этот фактор влияет на усвоение материала. Снижается количество раздражителей – меняется и отношение к учебе. Сам подход к программе совсем другой, когда можно планировать не только расписание, но и нагрузку – пройти курс физики за несколько недель, если к нему ребенок проявляет интерес. И здесь происходит ключевая перемена: детей не нужно заставлять учиться, у них появляется желание, таинственная сила человека, позволяющая сворачивать горы.
Не из-под палки, а с удовольствием
«Если внутри ребенка селится чувство неприятия к чему-то, то никакие кнуты из него этого не выбьют, а только усилят противодействие».
Принцип кнута и пряника, пожалуй, всегда будет иметь место в воспитании, однако превратное понимание и перегибы к хорошему не приведут. Если внутри ребенка селится чувство неприятия к чему-то – например, к конкретному школьному предмету, учебе или даже самому институту школы – никакие «кнуты» из него этого не выбьют, а только усилят противодействие. Надо сделать так, чтобы дети получали от образовательного процесса удовольствие. Вспоминаю школу: каким замечательным было чувство понимания темы, задачи, пути решения, принципа во время урока. Эта вспышка буквально заставляла двигаться вперед, особенно по предметам, мною не любимым. А бывало и наоборот: не понял, а класс уже двинулся дальше. Интерес потерян, за ней и нить логики, начинает разверзаться бездна непонимания. А класс, ведомый учителем в очередной сорокаминутке урока, уже ушел вперед. Знакомо?
В уюте дома, с возможностью всегда вернуться к непонятому материалу, в случае с онлайн-обучением – обязательно и хорошим педагогом (а в вашей школе по каждому предмету учителя могут быть совсем разными) – ребенку явно будет легче усваивать знания.
А как же общение? У православных родителей – людей, как правило, активных – не должен стоять такой вопрос. Во-первых, у нас есть наш приход, воскресная школа, наши друзья. У них тоже есть дети. Вообще православный социум, как бы его ни ругали, существует. И обычно внутри него активно развиваются и детские проекты. Во-вторых, ребенок на домашнем обучении имеет больше сил для посещения секций – и там у него обязательно будет общение. В-третьих – это улица. На самом деле современную школу нельзя назвать местом социализации. Перемены по 5-10 минут? А найти друзей можно и в других местах.
Против искушений – современные технологии
Священник Валерий Загорцев из Московской области перевел на семейное обучение своих детей. Познакомиться с современной системой образования, по словам батюшки, ему очень хорошо удалось во время учебы в школе старшей дочери. После этого священник принял твердое решение взять на себя полную ответственность за обучение детей.
«Причин ухода из школы несколько: во-первых – нежелательная «социализация» (для нас это отрицательный фактор), во-вторых – полнейшая бестолковость школьной программы и методик обучения. Православные школы, к сожалению, или страдают теми же проблемами (хоть и в меньшей степени), или недоступны по географии и финансовым возможностям», – рассказывает отец Валерий.
Дочери 16 и 14 лет обучаются вшколе образовательного проекта InternetUrok.ru, где есть видеоуроки, тесты, тренажеры по всем школьным предметам, 12-летний сын пока получает образование «оффлайн». Минусов в семейном образовании священник не видит:
«Самый главный плюс, помимо возможности свободно строить свой день и использовать наиболее эффективные методы обучения, в том, что дети учатся не за оценку, а для знаний. Такая мотивированность и способность к самостоятельной работе просто недостижимы в обычной школе. При этом полное отсутствие негативных школьных факторов».
За социализацию детей отец Валерий не боится: дети ведь живут не на острове, и общения со сверстниками им хватает. Результатами обучения детей отец доволен. Промежуточная аттестация сдается на «отлично» и «хорошо», средняя дочка сдала ОГЭ на «5 5 5 4», готовилась как раз в онлайн-школе.
Возможность удаленного обучения священник считает настоящим подарком. С современными искушениями помогают бороться… современные технологии. На выходе – хорошо образованные дети, умеющие самостоятельно мыслить, работать без палки, свободные от многих стереотипов и стадного мировоззрения.
Перспективы домашнего образования
Homeschooling (от английского «домашнее обучение») набирает популярность как в России, так и в мире. Такова тенденция. Проблема современного среднего образования – в отсутствии воспитательной составляющей, а ведь, по словам святых отцов, образованный человек без нравственного стержня похож на сундук, набитый умными книгами. Кроме того, нравственность ребенка формируется не только в семье, но и в той среде, в которой он регулярно вращается. В школе, например.
Развитие технологий уже в ближайшем будущем может существенно изменить и саму систему образования. Но пока прогресса в реформах не наблюдается, родители прибегают к семейному обучению, чаще всего при поддержке опытных учителей интернет-школ. Родитель несет ответственность за собственного ребенка, потому выбор оптимальной образовательной модели всегда стоит за ним. А воспитательной – и подавно.
В России среди православных христиан семейное обучение становится всё более популярным, и для качественного наполнения учебного процесса, конечно же, приходится дистанционного подключать педагогов онлайн-школ. Будущее семьи, рода, народа и страны лежит в плоскости подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни. Завтрашнюю реальность будут строить именно они. И ответственность за это лежит на нас. На родителях.
Домашнее образование в России — обучение ребенка на дому
Современное образование рассчитано на массовое обучение, где ориентиром служит усреднённый показатель усвоения материала. После проведённой реформы и введения ФГОС стали обращать больше внимания на индивидуальные особенности учеников. Но учитель не сможет уделить необходимое внимание каждому ребенку, когда в классе обучаются 15-20 человек. Домашнее обучение в России стало хорошей альтернативой для тех, кто не хочет или не может по ряду причин посещать обычную школу.
Кому необходимо домашнее обучение?
Когда-то Эйнштейна выгнали из школы, сказав при этом, что он не способен освоить учебный материал. Его мать верила в своего сына и перевела его на домашнее обучение, заинтересовав решением неординарных задач, привив любовь к познанию неведомого. Так мир получил одного из величайших учёных.
Одарённым детям часто становится тесно в рамках общей образовательной программы, им необходим простор для творчества, который трудно получить при общем обучении. Условия домашнего образования более гибкие, они позволяют больше времени уделять любимым предметам, осваивать расширенную программу или находить другие методы преподавания, отвечающие индивидуальным особенностям ребёнка. Учебный план создаётся на основе многих показателей. Основными становятся:
- скорость усвоения материала;
- устойчивость внимания;
- объем памяти, навык произвольного запоминания;
- психологические особенности ребёнка.
Очень важна заинтересованность в получении знаний, тогда результаты обучения будут выше, у ребёнка появится стимул к освоению дополнительного материала, проведению собственных исследований и созданию проектов на определённую тему. Обучение ребёнка на дому создает уникальные условия для его развития, воспитания, образования, расширения кругозора. Для одарённых детей возможна сдача учебного материала экстерном.
Детям со слабым здоровьем или хроническими болезнями часто не остаётся другого выхода, кроме перехода на домашнее школьное обучение. В этом случае они осваивают программу в удобном для них темпе, не пропуская темы из-за болезни, постепенно осваивая материал, более подробно разбирая трудные для них моменты. Планомерная подготовка, учитывающая состояние здоровья, даёт хорошие результаты, гарантирует отсутствие пробелов в образовании, повышает шансы на поступление в выбранное учебное заведение среднего специального или высшего звена.
Ребенку с ограниченными возможностями здоровья тоже гораздо комфортнее в условиях домашнего образования.
Несмотря на введение инклюзивного образования, во многих школах условия для детей с ОВЗ не созданы, детям трудно передвигаться по коридорам, обычные повседневные дела вызывают затруднения, возникает чувство неловкости, потерянности, ведущее к замкнутости и появлению комплексов. А они снижают стимул к обучению, мешают ребёнку получать знания.
Если работа родителей требует частых переездов, перед детьми встаёт проблема адаптации в новом учебном заведении. Трудно постоянно приспосабливаться к новым условиям жизни, требованиям учителей, смене педагогических методик. Преимущества домашнего образования ребёнка на этом фоне очевидны. Получению знаний не помешает даже смена часовых поясов, поскольку интернет не признаёт границ, позволяя заниматься в удобное время.
Качество образования зависит от компетенции педагогов, но бывают случаи, когда в близлежащих школах наблюдается дефицит специалистов или требуется углубленное изучение предмета, которое учителя данной школы обеспечить не могут. Тогда на помощь опять приходит обучение учеников на дому, где для получения знаний используются дистанционные формы, включающие консультации, дополнительные занятия с педагогами, увлечёнными своим делом, способными передать свое увлечение предметом ученику.
Требования к современному образованию
Введение ФГОС потребовало от системы образования обновления взглядов на альтернативные формы обучения, которые, при соответствующем качестве допускаются, как полноценная замена посещения общеобразовательной школы. Первыми шагами стало открытие частных учебных заведений, где аттестат выпускника имел такую же силу, но условия были более щадящими по отношению к ребёнку. Присутствовала постоянная помощь педагога, вводилось тьюторское сопровождение, создавались личные учебные маршруты с опорой на сильные стороны ученика.
С развитием технологий стало доступно дистанционное проведение уроков, дающее детям равные возможности, вне зависимости от места жительства, финансового положения, уровня социализации, физических возможностей.
Такие формы обучения на дому развивают у учащихся самостоятельность, умение планировать свой день, повышают самооценку и уверенность в своих силах. Важным нюансом становится возможность приступать к занятиям в любое время, дозировать нагрузку, выбирать наиболее комфортный график освоения учебного материала. Современные требования делают акцент на воспитании гармонично развитой личности, обладающей:
- инициативностью;
- любознательностью;
- желанием познавать мир на собственном опыте;
- умением находить нестандартные пути решения проблем.
Это реально, если предоставить малышу свободу действий, тактично направлять его в процессе освоения новых навыков и знаний, заинтересовать выполнением определённых обучающих заданий. Основными условиями для реализации программы стали:
- уважительное отношение взрослых к достоинству каждого учащегося;
- учет интересов и возможностей обучающегося;
- поддержка инициативы и самостоятельности;
- возможность свободного выбора партнёров по виду деятельности;
- выбор интересующего материала, вида активности.
Домашние занятия в полной мере отражают основные требования федеральных образовательных стандартов, не ограничивая творческое развитие, прививая нормы поведения, предоставляя широкий выбор форм и программ обучения. Компетентность и педагогическая грамотность учителя приобретают особое значение на фоне изменений в системе образования. Поэтому преподаватели осваивают новые методы работы, учатся использовать современные технические средства для повышения качества образования учащихся, придания учебным темам наглядности.
Очень важно, чтобы в то время, когда малыш делает первые шаги в познании окружающего мира, рядом с ним находился грамотный и доброжелательный наставник. Личность преподавателя играет немалую роль в формировании у учащегося стремления к приобретению новых знаний и самостоятельному поиску информации. Поэтому для многих домашнее обучение в начальных классах предпочтительнее, чем занятия в классе, где находятся 15-25 человек, а учитель не может уделить внимание каждому ученику, проконтролировать правильность выполнения упражнений, подобрать интересные задания в соответствии с интересами ученика. Важно: школа InternetUrok.ru даёт возможность выбрать для первоклассника учителя, который найдёт с ним общий язык, привьёт любовь к познанию, научит самостоятельной работе с информацией и откроет захватывающий мир знаний.
Виды обучения на дому
Традиционная школа начинает использовать те средства и методы, которые давно прошли проверку и успешно применяются в обучении учащихся на дому. Наглядность и яркие образы помогают быстро усваивать темы, доступные объяснения облегчают понимание трудных разделов в математике, физике, химии. Презентации пробуждают интерес, побуждают к поиску дополнительных источников информации.
Погружение в тему порождает ряд новых вопросов, на которые непременно хочется найти ответ, а значит, расширяется кругозор, углубляется знание предмета, появляется навык поиска информации, умение работать с большими объёмами текстов и видеоматериалов, закладываются основы анализа и формулировки выводов.
Эти умения обязательно пригодятся позже. А пока учащиеся с удовольствием познают предметы, ориентируясь на требования образовательных программ для начальных, средних и старших классов.
Популярным видом обучения на дому стало проведение онлайн-уроков с использованием Skype. Учитель объясняет темы, даёт творческие задания, проверяет их выполнение, корректирует процесс освоения материала. Учебный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей учащегося, некоторые темы требуют более детального рассмотрения, другие осваиваются легко в короткие сроки. Типы уроков могут быть разными, в зависимости от дидактической цели. Используются лекционные формы, виртуальные экскурсии, диспуты, конференции, беседы, творческие отчёты.
Контроль качества знаний осуществляется несколькими способами. Также как при традиционном обучении, проводятся тестовые и контрольные работы, пишутся эссе, сочинения, изложения. Разница состоит в том, что после контроля вместе с учеником анализируются результаты, выявляются слабые стороны подготовки, ещё раз прорабатываются сложные для ученика темы. Преподавание в школе InternetUrok.ru основано на поддержании постоянного интереса к учебе.
Обязательно проводятся экзамены по окончании учебного года, критерии оценки знаний соответствуют общепринятым стандартам, но сам процесс не вызывает у учеников стрессовых состояний, поскольку проводится в доброжелательной привычной для них обстановке в режиме онлайн.
Учебный процесс организован с соблюдением обязательных требований и включает видеоуроки, тренажёры, тесты, домашние задания. Обязательно ведётся журнал, куда вносятся текущие и итоговые оценки, есть расписание занятий, доступны онлайн-консультации преподавателей.
Чтобы начать занятия, нужен основной пакет документов и желание обучаться у лучших учителей страны. Поступить можно в любой момент, даже в середине года. В школу InternetUrok.ru могут поступить ученики любых классов. После успешного прохождения ГИА учащимся выдается аттестат государственного образца.
Право на домашнее получение знаний закреплено законом № 273-ФЗ от 21.12.2012, поправки были внесены в 2016-2017 годах, но основа осталась неизменной. Родители могут выбрать образование детей на дому, а поможет в этом дистанционная форма, где занятия ведут опытные, творческие и увлечённые своим делом преподаватели с большим стажем работы.
Мнения родителей по поводу альтернативных форм образования разделились. В каждом типе проведения занятий есть свои достоинства и недостатки, окончательное решение принимается после рассмотрения проблемы со всех сторон, но основными ориентирами становятся качество полученных знаний, комфорт ребенка и его желание учиться.
Домашнее обучение в старшей школе (10 и 11 классы)
Сегодня увеличивается число учащихся, которые проходят школьную программу обучения на дому. Одна из частых причин для этого – ослабленное здоровье ребенка. Однако некоторые родители стремятся организовать обучение дома детей из-за опасного влияния социальной среды и неудовлетворенности уровнем знаний, которые предоставляет школа по месту жительства. Часто эта причина становится основной для родителей старшеклассников, которые стремятся наиболее рационально организовать их подготовку к ЕГЭ и дальнейшей учебе.
Без посещения очных школьных уроков появляется возможность оптимально составить расписание занятий, чтобы учиться интенсивнее. Работая по индивидуальному плану и расписанию, школьник лучше усваивает учебный материал. В соответствии с законодательством РФ, любая семья и любой ребенок имеют право на семейную форму обучения.
10 класс
В случае принятия в семье решения о необходимости перевести старшеклассника на обучение дома процесс лучше начинать за год до окончания школы. При этом будет достаточно времени для составления оптимального расписания и восполнения имеющихся пробелов в знаниях перед окончанием школы. Обучение на дому в 10 классе позволяет применять гибкий график, который составляется с учетом индивидуальных способностей учащегося. Он может больше времени уделять интересующим его предметам, которые важны для выбранной им специальности.
Для десятиклассника можно разработать специальную программу, которая позволит пройти школьный курс по определенным предметам в более короткий срок. В течение домашнего обучения на протяжении учебного года можно менять график занятий, объемы учебного материала и организационные особенности. Так подбирают оптимальный режим, который позволит ребенку учиться эффективно.
Обучение дома без посещения уроков в школе дисциплинирует школьника, учит его ответственности, самодисциплине и самостоятельности. В 10 классе учащемуся проще пройти процесс адаптации и выработать методы самоконтроля.
11 класс
Одиннадцатиклассник, который готовится к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз, вынужден увеличить учебную нагрузку. Ему необходимо совмещать изучение всех предметов школьной программы и более интенсивную подготовку по профильным для его дальнейшей специальности дисциплинам. Очень часто, посещая уроки в школе, он вынужден тратить свое время непродуктивно. Обучение на дому в 11 классе поможет интенсифицировать восполнение пробелов в знаниях и оптимизировать нагрузку на ребенка.
Занимаясь дома, одиннадцатиклассник может больше времени уделять наиболее важным для него предметам и сократить продолжительность занятий по непрофильным. Итоговые аттестации, которые он проходит в школе, позволяют объективно оценить результаты самостоятельно организованного учебного процесса. При грамотном подходе можно не опасаться, что возникнут пробелы в знаниях при обучении дома.
Школьник, использующий домашнюю форму обучения, лучше подготовлен к учебе в вузе. Он свободен в принятии решений и привык самостоятельно находить выход в разных ситуациях.
Домашняя школа InternetUrok.ru
Среди различных форм организации образования на дому одну из наиболее эффективных предлагает Домашняя школа InternetUrok.ru. Здесь предоставлена возможность в дистанционном режиме пройти полный курс общеобразовательной школы или заниматься только по выбранным дисциплинам. Также вы можете выбрать дополнительные программы подготовки к ЕГЭ по математике и физике.
Преимущества школы:
- для занятий нужен только доступ к сети Интернет,
- обучение соответствует государственной программе школьного образования,
- наглядные видеоуроки, созданные с участием высокопрофессиональных преподавателей, режиссеров и других специалистов,
- учебный процесс включает многие компоненты: онлайн-уроки, домашние задания, консультации опытных преподавателей и др.,
- возможность выбора удобной формы обучения, гибкое формирование расписания ученика и темпов освоения тем в пределах установленных учебным графиком сроков,
- учебные материалы доступны круглосуточно в любое время года,
- родители могут легко контролировать успеваемость ребенка: предусмотрен электронный журнал оценок и электронная рассылка.
Таким образом, дистанционные уроки с помощью онлайн-систем – наиболее удобная форма получения образования на дому.
Прикрепление к школе на семейном образовании: за и против
Свобода семейного образования
Семейное образование (СО) — форма обучения вне школы, при которой ответственность за получение ребёнком общего образования лежит на родителях.
На СО родители с детьми сами выбирают, по какой программе учиться и как организовать учебный процесс. Можно сесть за учебники в октябре и закончить осваивать программу класса к апрелю. Можно выбирать предметы и последовательность их изучения. Можно заниматься каждый день или несколько раз в неделю. Можно преподавать ребёнку самостоятельно или привлекать онлайн-школы.
Существует несколько подходов к семейному образованию.
Хоумскулинг
Классический вариант семейного обучения, при котором ребёнок изучает школьную программу и сдаёт промежуточные аттестации для подтверждения своих знаний.
Для сдачи аттестации на семейном образовании ребёнок прикрепляется к школе и получает статус экстерна. На это время он получает равные с остальными школьниками права и обязанности: может посещать консультации, участвовать в олимпиадах и спортивных мероприятиях, пользоваться библиотекой, лабораториями, спортзалом и прочее.
Анскулинг
Это вариант семейного обучения без программы и аттестаций. Ребёнок получает знания естественным путём: общаясь, играя, задавая вопросы и получая на них ответы.
Существует мнение, что закон «Об образовании в Российской Федерации» не требует ежегодных аттестаций. Якобы только в 9 классе каждый ребёнок обязан сдать государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ, а перед этим промежуточную аттестацию за все предыдущие годы для допуска к экзамену.
У нас есть подробная статья про анскулинг. Читать→
Хоумскулинг против анскулинга
У обоих описанных подходов к семейному обучению свои достоинства и недостатки.
Плюсы хоумскулинга
- Легко следить за успеваемостью.
- Меньше вопросов со стороны органов управления образования.
- Во время регулярных аттестаций вырабатывается стрессоустойчивость и дисциплинированность.
Минусы хоумскулинга
- Учебный процесс более формализован.
- Не всегда легко подобрать школу для аттестаций.
Хоумскулинг подойдёт тем, кому тесно в рамках школьной программы или кто, напротив, не успевает учиться вместе со всеми.
Плюсы анскулинга
- Отсутствие навязанной взрослыми программы — ребёнку интереснее учиться самому.
- Отсутствие стрессовых ситуаций.
- Единение с семьёй.
Минусы анскулинга
- Трудно контролировать качество образования ребёнка.
- Непонимание со стороны общества.
Анскулинг будет отличным вариантом для семей, которые много путешествуют или живут за границей.
В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» мы советуем прикрепляться к школе на семейном образовании. Регулярные промежуточные аттестации позволяют не волноваться за итоговые экзамены.
Хоумскулинг или анскулинг — решать вам. Если вариант со сдачей аттестаций вам подходит больше, то советуем прочитать, как оформить отношения со школой и каковы правовые основы экстерната.