Наших ярмарок краски: подборка из 50 живописных полотен русских художников
Так случилось, что чуть более года назад Ярмарка Мастеров вошла в мою жизнь и заняла в ней одно из ключевых мест.
Зацепило здесь два момента — волшебнейшая очумелость ручек наших мастеров и, собственно, сами люди. Из-за людей и осталась.
В этой подборке картин хотелось напомнить о всем известных «ярмарочных» картинах великих русских художников, и, возможно, познакомить с новыми, ранее неизвестными картинами. Подборка собиралась не один, не два и не три года. Первая картина из этой серии появилась у меня коллекции еще лет десять назад. Есть также большое количество ярмарочных живописных полотен зарубежных мастеров, но это уже совсем другая история. Тоже замечательная по-своему, но другая. Эат подборка — мой маленький вклад в жизнь нашей Ярмарки. Надеюсь вам понравится.
Борис Михайлович Кустодиев
Ярмарка
Кузнецов Константин Константинович
Рынок зимой
Борис Михайлович Кустодиев
Ярмарка
Попов Андрей Андреевич
Балаганы в Туле на Святой неделе
Борис Кустодиев
Ярмарка 1908
Бенуа А.
Масленица на ярмарке
Васнецов Аполлинарий Михайлович
Новгородский торг
Васнецов Аполлинарий Михайлович
Городская площадь XVII века
Верещагин Петр Петрович
Штернберг Василий Иванович
Ярмарка на Украине
Коровин Константин
Рынок во Пскове
Леон Шульман Гаспар
Югра
И.С. Куликов
Ярмарка
И. С.Куликов
Базар у карусели
Юон Константин Федорович
У Псковского собора
Рябушкин Андрей Петрович
***
Юон Константин Федорович
Троицкий посад. Загорск
Юон Константин Федорович
Красный товар. Ростов Великий
Юон Константин Федорович
У берега реки Псковы
Александр Осипович Орловский
***
Юон Константин Федорович
Гулянье на Девичьем поле
Константин Маковский
Ярмарочные балаганы
Сергей Иванович Грибков
В лавке
Маковский Владимир
Ярмарка в Полтаве
И.С.Куликов
Базар с баранками
Юон Константин Федорович
Карусель. Углич.
Юон Константин Федорович
Базар у Троицкой лавры
Сорокин Евграф Семенович
Развал
Владислав Нагорнов
Ярмарка на масляной неделе
Маковский Александр
Базарный день в Плесе
Иван Лаврентьевич Горохов
Рынок в Можайске
Маковский Александр
Рынок в Плесе
Маковский Владимир
Рынок в Москве
Светлана Ивлева
Ярмарка
Степан Нестерчук
Ярмарка в старом Дмитрове.
Крылов Борис
Базарный день
Манизер Генрих Матвеевич
Елочный торг
Сергея Сочивко
Казачий рынок
Долгая Ольга
Свенская ярмарка
Коробкин Анатолий
Московская ярмарка 17 в
Смирнов Сергей Иванович
Зимнее гулянье.
Шевелев Александр Викторович
Базар на Красной площади.
Подкопаева Мария Александровна
Ярмарка
Сычков Федот Васильевич
Колхозный базар
Виталий Алексеевич Бараненко
СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА
Владимир Жданов
Новогодняя кутерьма в Гатчине
Сергей Смирнов
Зимнее гуляние
Сергей Смирнов
***
Муратова Ольга
Ярмарка
Екатерина Пискарева Русский базар
Дулатов Станислав
Кустодиева, А.Васнецова, Маковского, Пименова и других.
От торжища до торговых рядов, от ярмарок до лавок и гастрономов. Как бы ни именовали места купли-продажи — суть на протяжении веков остается прежней. Не только купить что-то нужное, но и, как говорится, себя показать. «Ярмарка превращала жизнь в своего рода сказку, наполняла ее радостью, весельем, шутками, отключая от обыденности», — заметил русский поэт Николай Некрасов. Не укрылось это обстоятельство и от русских художников. Живописцы охотно переносили на полотно картинки из торговой жизни. Вглядывалась в детали Наталья Летникова.
Аполлинарий Васнецов. «Книжные лавочки на Спасском Мосту в XVII веке»
Аполлинарий Васнецов. Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке. 1902. ГТМ
Знаток древней Москвы, мастер исторической реконструкции любил заглянуть в прошлое столицы. Москва белокаменная и, как следует из полотна художника столетней давности, — читающая. Деревянные прилавки — да с крышей, чтобы уберечь бумажный товар от непогоды. Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке. Изначально продавали на бойком месте книги религиозные — рукописные и печатные. Дополнился ассортимент букварями, травниками и даже сборниками песен. Особый спрос был на лубочные картинки. Покупки тут же обсуждали — чем не первые читательские клубы?
Владимир Маковский. Выбор приданого. 1897–1898
В лавку по особому поводу. Покупка приданого — дело важное, не терпит суеты. Да и с примеркой в тесноте маленького магазинчика тканей — не развернуться. Так что прикинуть наряд будущей невесты можно и на улице. Смущенная — будущая новобрачная, услужливый — галантный продавец, придирчивые — суровые родители, и, как водится, — любопытные зеваки. Белая фата притягивает взгляды. Вот и повод — кому-то вздохнуть с ностальгией, а кому-то — с сожалением. От мастера жанровых сцен Владимира Маковского не ускользнула ни одна деталь.
Борис Кустодиев. Ярмарка. 1906
Ярмарка — как праздник. Взгляд главного живописца «третьего сословия» Бориса Кустодиева. «Богатырь русской живописи», как именовал Кустодиева Илья Репин, с особой охотой рисовал не только купчих у самовара, но и лавочников. За рекламой товара и подсчетом прибыли. Шум и разговоры: переливы гармошки и гомон голосов. Ярмарка — повод надеть юбку поцветастее и платок понаряднее, рубаху выходную да лапти новые. А еще — повод товаров для хозяйства прикупить и подивиться, да хоть на куклу деревянную. Особенно если ты девочка лет шести. Хоть и держишь уже одну, а другие все равно хочется.
Рихард-Карл Зоммер. «Кавказский базар» («На базаре в Тифлисе»)
Рихард-Карл Зоммер. Кавказский базар (На базаре в Тифлисе)
В поход — за экзотикой. Место назначения — восточный базар. Неотъемлемая часть любого заморского путешествия. Белокаменные улицы, палящее солнце и такая притягательная тень в нише торговых лавок восточных купцов. Уютный полумрак и не менее уютные товары: шелковистые ковры с гипнотическим узором и струящиеся ткани. Таким восточный базар увидел русский живописец, один из основателей Тифлисского общества изящных искусств Рихард-Карл Зоммер. Художник писал со знанием дела: в начале ХХ века объехал всю Среднюю Азию и Закавказье.
Алексей Моргунов. «Мясная лавка»
Алексей Моргунов. Мясная лавка. 1910–1911. Областной художественный музей Ярославля
За продуктами. В мясную лавку. Как и следует представителю русского авангарда, Алексей Моргунов увидел даже лавку мясника яркой и красочной. Товар на прилавке — словно праздничные флаги на башнях. Для четкого ориентира — рядом с самой притягательной на рынке торговой точкой крутится собачка. Целеустремленная и сосредоточенная. Автор картины, внебрачный сын Алексея Саврасова, ученик Константина Коровина, за свою творческую жизнь оставил позади немало стилей и жанров — от неопримитивизма до феврализма, неоклассицизма и, наконец, соцреализма.
Виктор Киселев. «Покупательницы в сельпо перед праздником»
Виктор Киселев. Покупательницы в сельпо перед праздником
В сельпо — за настроением. Горящие глаза так хорошо видны из-за прилавка. Солнечно-желтый, конечно, к лицу. Отрез с россыпью ярких цветов, возможно, станет струящимся на женской фигуре платьем. Балалайки и гитары, самовары и подносы, будильники и оцинкованные ведра. Сельский магазин — праздная тема для художника Виктора Киселева. Он все больше писал односельчан за работой — в деревне Комаровка Ульяновской области. Но перед праздником — можно и про настроение, которое при походе за покупками никто не отменял.
Юрий Пименов. В магазине
От маленьких лотков — к универмагам. Эпоха советской торговли диктует новый стиль: не просто большие торговые залы, но зачастую — колонны, арки, эркеры. И это не музей. Советский гастроном — звучало гордо. Взгляд из 1938 года — работа Юрия Пименова. Автор знаменитой «Новой Москвы» разглядел особый блеск в обычном магазине. Гигантские окна, высокие потолки, продавцы в белом, стройные ряды продуктов.
Эстетика и стиль, вплоть до овальных витрин. Окорок за прозрачным стеклом — хоть пиши отдельный натюрморт. Особый штрих — дама в лихо заломленном берете небрежно снимает перчатку. Если б не плетеная корзина, решишь — пришла на выставку.
база для желающих рисовать: asy — LiveJournal
обалденная книга-учебник по рисованию была куплена по рекомендации преподавателя акварели. для тех, кто еще не, и кто уже рисует. очень подробный разбор вещей, которые мало где дают. например, что то, как держишь карандаш или кисточку, влияет на конечный результат и какие бывают варианты.
книга построена в форме уроков от самого простого рисования форм объектов к сложным вещам типа светотени, контраста и композиции. так же про текстуры, объем, свет и прочее. очень много примеров с объяснениями из разных художников, при этом книга сама черно-белая, чтобы не отвлекаться на цвет.
48 уроков, в конце удобный список для определения-отметки полученных навыков.
по уровню книга подходит и для средних-старших школьников, и для взрослых. начальный уровень абсолютно не важен. как минимум после прочтения и выполнения заданий будет отличное представление о том из чего состоят картины и как художники могут добиваться акцента на определенных вещах.
книга была выпущена и на русском! (300 р в лабиринте! — Искусство рисунка)
нашла видео-обзор книги, тут можно посмотреть пролистанную книгу.
pdf можно скачать тут (145 мб)
книгу купить в амазоне за 14 долларов: http://amzn.to/2kPCxAW
киндловая версия для обладающих праймом бесплатна
еще попался pdf книги по развитию воображения в рисовании. качество, правда, так себе очень
она же на амазоне: http://amzn.to/2lq1iXw
Как нарисовать картину по номерам
Здравствуйте, друзья! Вы любите рисовать? А умеете? Если любите, но не умеете, то такой вид творчества как рисование по номерам — это для Вас. Хотите украсить интерьер Вашего дома картиной созданной своими руками? Тогда рисование по номерам опять же для Вас. Занятие это очень увлекательное, но и кропотливое, требующие внимательности и усидчивости. Для того что бы написать свой шедевр, Вам потребуются: желание, вдохновение и не много свободного времени. Хотя бы часа два в день. Ну а в помощь Вам набор для творчества: акриловые краски, кисточки и холст со схемой рисунка на подрамнике.
Немаловажно организовать себе удобное рабочее место. Если это стол, то лучше застелить его чистой клеенкой или бумагой, чтобы не испачкать краской. Не забудьте про дополнительное освещение. Детали на схеме рисунка часто встречаются очень мелкие, чтобы излишне не напрягать глаза, освещение должно быть достаточным. Я, например, в вечернее время, использую настольную лампу, которую располагаю с левой стороны от работы.
Теперь про сам набор для рисования. У меня вот такой:
В наборе: холст со схемой рисунка на подрамнике
краски, три кисточки, контрольный лист.
Краски, как вы видете на фото, в ваккуумной упаковке. Берем ножницы, вскрываем упаковку, достаем краски.
Для работы нам потребуется посуда для воды. Я взяла баночку «непроливайку». Очень удобно, потому что лишнюю воду с кисточки можно отжимать прямо о крышку баночки. Кисточки, после использования каждого цвета, нужно хорошо полоскать в воде, а потом вытирать салфеткой. Для этого приготовим бумажные салфетки.
Вот такой набор инструментов и материалов у меня получился:
И так, приступим к творчеству. Работу я начала с левого верхнего угла холста. На холсте нанесена схема рисунка, она состоит из мелких фрагментов, на каждом фрагменте есть цифра. Эта цифра обозначает цвет, которым этот фрагмент надо закрасить. Каждый маленький контейнер с краской маркирован цифрой (см. фото выше). Я вижу цифру на схеме полотна, открываю контейнер с краской соответствующего цвета, макаю в него кисточку и аккуратно закрашиваю фрагмент полотна.
У меня в наборе три кисточки разного размера: широкая, средняя и тонкая. Тонкая кисточка нужна для совсем крошечных фрагментов, чаще используется средняя кисточка. Но на схеме есть и довольно большие фрагменты, вот здесь лучше брать широкую кисточку. Не забываем мыть кисточки. Это обязательно! Например, закрашивали фрагмент под цифрой «9», а теперь надо перейти к цифре «16». Кисточку полощем в воде и тщательно вытираем салфеткой. И только потом макаем в краску под цифрой «16». И так каждый раз при смене краски.
Закрашиваю левую верхнюю часть полотна и двигаюсь дальше к середине рисунка. Фрагменты можно закрашивать не обязательно по порядку. Мне удобнее взять краску одного какого-нибудь цвета и на небольшом участке полотна закрасить все фрагменты под соответствующей цифрой. Краски экономить необходимости нет. Уверяю Вас, что их хватит и еще останется. Чем гуще наносите краску на холст, тем качественнее получается работа.
Вообще рекомендуют не открывать все контейнеры с краской сразу, но по своему опыту могу сказать, что это не совсем удобно. Контейнеры крышкой закрыты очень плотно, т.е открывая их надо прикладывать некоторое усилие. На это тратится время и меня, лично, это немного раздражает. Сами понимаете, рисовать хочется, творить, а приходится возиться с крышками контейнеров для краски. Поэтому я открываю краски по мере их надобности, но не закрываю сразу после использования нужного цвета. Ведь в процессе работы к этому цвету возвращаюсь не раз и довольно часто. А вот когда работа на этот раз закончена и намечен перерыв больше чем на полчаса, то тогда все контейнеры с краской надо тщательно закрыть. Краски со временем густеют, но это не беда. Их легко можно разбавить водой. Я это делаю так: макаю широкую кисточку в воду, потом капаю водой в контейнер с краской. Через 3-5 минут размешиваю краску. Главное не «накапать» много воды, что бы краска не стала совсем жидкой. Количество воды подбирается экспериментальным путем. Напоминаю про кисточки: после каждой краски тщательно промывайте, чтобы не испачкать другую краску!
С красками разобралась, продолжаю работу. Раскрашиваю полотно от левого верхнего угла по направлению к нижнему правому.
Подсолнухи мои готовы. Но мне не понравилось темное пятно справа от букета. Решила немного поимпровизировать и перерисовать по-своему. Делается это просто. Подождала пока окончательно высохнет краска (минут 10-15), и сверху темного пятна закрасила светлой краской, тем самым немного изменила сам рисунок. Светлая краска легко покрыла темную.
Так это место на картине выглядит теперь
В окончательном варианте картина получилась вот такая.
Картина «Подсолнухи» на стене в комнате:
Мне она очень понравилась. Яркая, позитивная и очень здорово вписалась в интерьер моей комнаты. И главное работа над ней принесла мне огромное удовольствие. Все заботы, неприятности — на второй план! Рисую, творю, фантазирую! Весь мир сосредоточился на этом холсте, а проблемы подождут, не до них пока. Попробуйте сами, уверена, Вам понравится!
Рисуем эскизы одежды. Как и зачем?
Для чего нужно рисовать эскиз одежды, какова его цель — постараемся направить вас в нужном направлении!
Прежде всего, пожалуй, расскажу, как училась рисовать я, раз уж набралась смелости вообще писать об этом.
Художественного образования у меня нет ни начального, ни завершенного. Рисую девочек в платьицах, начиная с детсадика, и причем только их всегда и рисовала, ничего более. Поэтому весь мой опыт — это стаж и любопытство, и соответственно, чем дольше что-либо делаешь, тем получается все лучше и лучше.
(Когда-то давно)
(Эскизы сейчас) самое сложное для меня детализация лица, поэтому я его вообще не рисую или крайне редко!
Итак, что же такое эскиз? Прежде всего, это мостик между вами и заказчиком, ведь какая бы гениальная идея не съедала вам мозг по ночам, без эскиза вас не поймут до тех пор, пока вы не положите перед клиентом ваш «шедевр». Человек, далекий от тонкостей вашего производства, не станет вначале интересоваться, где и что (какая будет складочка, отстрочка, степень приталенности, обработка швов и т.д.): его либо зацепит с первого взгляда, либо нет! Потом уже пойдет разбор полетов со всеми вытекающими: «А что тут, а что там?».
Следующим этапом встает вопрос, а каким же должен быть этот самый «цепляющий» рисунок? Есть два направления рисования: академическое и fashion. Академический рисунок предложит вам стандартную схему рисования человеческого тела, в которое помещается «8 голов». Выглядит такой способ подачи весьма человечно, пропорционально, но одежда смотрится спорно. Поэтому в мире есть целое направление fashion drawing, и во всех лучших дизайнерских учреждения мира этой дисциплине отводится огромное количество времени, например, Institution Marangoni в Англии. Уверена, вы видели эти красивые, красочные, немного в стиле журнальной иллюстрации изображения дизайнерской одежды. Есть немалое количество известных художников, рисующих только в этом стиле, а уж сколько дизайнеров!!
Balmaine
Donna Karan
Единственный момент! Если вы работаете не сами на себя, и у вас есть закройщицы, модистки и особенно конструктора, то нужно быть готовым предоставить им совершенно иной рисунок или хотя бы нарисовать одежду перед их глазами, по ходу дела объясняя где, что и как. В этом случае нужны четкость и максимальная детализация каждой выточки, складки, драпировки и т.д.
Самая главная сложность в рисовании фигуры — это представлять изгибы конечностей в воображении. Для этого нужно не только знать, что такое баланс тела, опорная нога и т.д., но и видеть всевозможные мелкие движения кистей, ключицы… Надо понимать, куда упадет тень при повороте туловища, куда уйдет бедренная кость при заваливании на ногу или, например, что визуально при движении, нога, находящаяся сзади, будет смотреться короче по отношению к расположенной впереди ноге, а центр тяжести при этом сместиться и т.д. Более того, анатомическое рисование — это отдельная дисциплина в высших художественных учебных заведениях, и как внучка профессора анатомии могу заверить, что это еще тот, простите, вынос мозга. Я видела все эти книги с изображениями всевозможных конечностей, с грудой костей и мышц, в движениях и без… бррр!
Предлагаю начать вот с этой схемы, чтобы вы наглядно увидели пропорции классического тела и fashion-эскиз.
Что касается рисования движений, то могу посоветовать один действенный способ. Рисуйте! Всматривайтесь в движения тел по фотографиям. Благодаря опыту у вас уже будет память рук, и нарисовать фигуру в одежде для красивой подачи уж точно сможете. Я всегда делаю таким образом: нахожу в Интернете нужное движение, беру лист бумаги с карандашом, сажусь перед экраном и срисовываю. Примерно так:
Способность срисовывать тоже придет с опытом многократных повторов, когда сможете легко улавливать соотношения между частями изображенного предмета. Одним словом, возьмите минимум основ, вроде пропорций, и умножайте это на дни и ночи, посвященные рисованию. Для рисования одежды вам не нужны тела в полете, танцах, прыжках и другие, поэтому уверена, что не возникнет в процессе самообразования трудностей, которые бы вы не смогли решить сами!
Дерзайте! Я сама еще многого не знаю… учиться и еще раз учиться!
Секреты карандашных техник | Журнал Ярмарки Мастеров
Для рисунка карандашом лучше подходит бумага плотная, без фактуры, шероховатая. Фактурная бумага тоже может использоваться, но такой подход имеет свои достоинства и недостатки, поскольку в процессе штриховки карандаш в движении пролетает над ямками на бумаге, закрашивая только вершинки фактуры бумаги, таким образом практически самопроизвольно и без усилий получается интересная штриховка (воспроизводящая рисунок фактуры бумаги). Однако обратной стороной медали является неуправляемость подобного изображения, заштриховать полностью фактурную бумагу до тёмного будет трудно.
Иногда встречаются технические хитрости, которые применяют художники: несмотря на то, что работа выполняется на ровной бумаге, существуют инструменты, которые позволяют создавать на бумаге фактуру в нужных местах. Такой инструмент представляет собой что-то типа штампов с разным рисунком, с силой прижимаемых к листу. Или же под бумагу подкладываются поверхности с рельефом и бумага с усилием прокатывается по рельефу и образовывается фактура. При тушёвке в обоих случаях локально в нужном месте возникает оригинальная фактура, на которой легко появляется характерный рисунок.
ВЫБИРАЕМ КАРАНДАШ
Для рисования есть широкий спектр выбора простых карандашей. Делятся простые карандаши на: твёрдые и мягкие
Если разложить твёрдые и мягкие карандаши на координатной оси, то карандаш НВ (английская маркировка) или ТМ(русская маркировка) будет ноль. Карандаш В будет мягче, В1 ещё мягче, В2 ещё ит.д. В другую сторону от НВ пойдут твёрдые карандаши. Н твёрже, Н1 ещё твёрже, Н2 ещё и т.д.
Начинающим лучше пользоваться «нулевым» карандашом НВ или ТМ (Твёрдый-Мягкий). Беря карандаши разной твёрдости-мягкости, они не чувствуют нажима на карандаш. Привыкнув к среднему ТМ или НВ, они начинают лучше чувствовать нажим. Когда приходит понимание, рисовальщики сами добавляют в свой арсенал карандаши других мягкостей.
Твёрдые карандаши больше подходят для черчения. Так как они оставляют слабый серый цвет и царапают бумагу. А в рисунке всё-таки необходимо в тенях добавить темноты. Конечно, ТМ может справиться с этой задачей, но на это придётся потратить больше времени. Проще взять, например, В и добавить столько темноты сразу, столько нужно. И будет штриховка в один слой, а карандашом ТМ, придётся проложить несколько слоёв штриховки.
ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ
С цветными карандашами безумно приятно работать, отчасти из-за того, что ими легко манипулировать и управлять. От того, как вы наточили карандаш, как вы его держите и насколько сильно нажимаете на него, зависит какого эффекта вы добьетесь при рисовании. С помощью цветных карандашей вы сможете создать как мягкие сочетания, так и ослепительно яркие реалистичные текстуры. Однажды уловив основы, описанные ниже, вы сможете решить какая техника придаст объекту уникальные свойства. Техник в рисовании цветными карандашами очень много, столько же сколько и эффектов можно достичь с их помощью. Поэтому чем больше вы тренируетесь и экспериментируете, тем больше потенциала заметите на изображениях, которые вдохновляют вас.
Нажим
Рисование цветными карандашами отличается от рисования красками, вы не сможете просто набрать больше цвета на кончик, чтобы сделать его темнее. Поэтому, ваш главный инструмент — это сила нажима, когда вы накладываете цвет. Лучше всего начать со светлого, этим вы сохраните текстуру бумаги намного дольше. Со временем, вы разовьете механический навык менять силу нажатия на карандаш, чтобы добиться нужного эффекта.
И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЕКРЕТОВ
- Чем меньше вы будете прибегать к резинке, тем свежее и приятнее будет рисунок. Не следует также злоупотреблять так называемой „тушевкой”, когда графит растирают на бумаге пальцем. Это сообщает рисунку безжизненный, скучный и однообразный вид. Наиболее типичной техникой рисунка простым графитным карандашом является штрих.
- В процессе работы над рисунком отдельные вспомогательные линии, проведенные для первоначальной разметки и построения формы, постепенно уступают место штрихам. Штрихи, нанесенные то густо, то еле заметно, являются средством передачи тональных отношений, изображаемых форм.
- Передавая в рисунке бесконечное разнообразие окружающих нас форм, мы можем извлечь из простого карандаша неисчерпаемые возможности, то варьируя нажим карандаша различной мягкости, то свободно меняя направление и длину штрихов.
- Штрихи могут идти по вертикали, горизонтали, диагонали или же переплетаться между собой, они могут быть густыми или разреженными, четкими или мягкими, прямыми, изогнутыми, волнистыми и т. д. Но всегда, во всех случаях штрихи прокладываются не „сами по себе”, а для выявления изображаемой формы. Они как бы „лепят” данную форму в пространстве, и поэтому характер штрихов всегда зависит от характера формы, а также от материала изображаемого предмета. Рисуя предметы прямоугольные или округлые, вы по-разному будете наносить штрихи. Массивные и тяжелые предметы будете рисовать иначе, чем легкие и мягкие. По-иному вы положите штрихи, когда будете рисовать пейзаж или голову человека. Разные задачи требуют своей техники нанесения штриха.