Использование технологии блокчейн в государственном секторе: Блокчейн-технологии в госуправлении. Мировой опыт | Технологии – Вы точно человек?

Блокчейн-технологии в госуправлении. Мировой опыт | Технологии

Многие страны осознают запросы нового поколения, людей, привыкших к быстрым и удобным продуктам, проводят исследования и решают вышеозначенные проблемы – активно реформируют систему оказания госуслуг. Некоторые мобилизуют разделенные IT департаменты в единые системы – так называемые «agencies»; другие начинают использовать альтернативные глубокие данные и «dark analytics» для быстрого анализа корреспонденции и запросов со стороны населения; третьи разрабатывают новые архитектуры взаимодействия между государственными юнитами; ну а последние, наиболее продвинутые, конечно же, применяют технологии распределенного реестра (блокчейн), на чем мы и остановимся.

Скорость, с которой различные государственные департаменты стран мира сегодня начинают интересоваться применением блокчейн-технологий не пропорциональна реальному развитию и уровню практического внедрения данной технологии – что вполне логично и понятно. Система госуправления должна быть устойчивой, это крайне статичный, малоподвижный механизм, и любое внедрение должно доказать свою эффективность. Вдобавок не все блокчейн-решения способны масштабироваться и соответствовать нагрузке. Но несмотря на это, есть ряд действительно любопытных проектов, о которых можно рассказать.

С практической точки зрения, на мой взгляд, Эстония не является мировым инновационным бенчмарком, но, если взглянуть на их государственный проект единой государственной электронной системы – это один из самых успешных из реализованных в мире. Проект стал успешным благодаря особой инфраструктуре: вместо единственной центральной системы, была создана децентрализованная открытая система, которая соединяет между собой различные сервисы и базы данных. Благодаря такой структуре системы, встраивание в нее новых сервисов и приложений стало крайне простым, а перевод их на основу блокчейн проходит с меньшими издержками и трениями, чем при централизованной работе государства.

Ключевые результаты всей системы были следующими: в 2016: 94% граждан имеют электронное удостоверение, позволяющее пользоваться системой; 2% ВВП страны сэкономлено на безбумажной работе государства; 4000+ сервисов предоставляются электронно; Эстония – страна №1 в мире по собираемости налогов и по Индексу Электронной Экономики.

Здравоохранение

Несмотря на то, что электронные медицинские карты, онлайн-доступ к данным пациента и их изменение могут быть реализованы без использования блокчейн, проблема достоверности и надежности данных остается нерешённой. При использовании блокчейн-технологии несанкционированное изменение/ доступ/ использование данных граждан становится невозможным, так как любая информация о подобных действиях записывается в системе.

В Голландии в 2016 году компания Prescrypt в сотрудничестве с SNS Bank NV и Deloitte разработала блокчейн-приложение, которое делает более легкими и доступными услуги для хронически больных пациентов. Концепция использует Idin-сервис онлайн-аутентификации, предоставляемый банками, в качестве средства для подключения к блокчейну. Idin обеспечивает такую ​​же безопасность и удобство, как интернет-банкинг.

В Эстонии в первой половине 2016 года государство договорилось с компанией Guardtime о переводе данных электронных медицинских карт более чем 1 млн. граждан страны на блокчейн-основу. Одновременно проходит интеграция блокчейна в «Электронную Эстонию». Вслед за этим планируется перевод некоторых других систем государства на схожие инфраструкрурные блокчейн-решения компании.

В США стартап BitHealth, работающий плотно с государственными аппаратами над аналогичным проектом, в 2016 году начал использование блокчейн-технологии для того, чтобы дать пациентам дополнительные платежные возможности при работе со своими страховщикам. Хотя это зависит от скорости успеха биткоина на рынке, страховщики, которые предлагают этот метод, будет иметь существенное преимущество перед своими конкурентами.

Ведение земельного кадастра

Интересно, что данное направление внедрения блокчейн популярно как в развитых, так и в развивающихся странах. В развивающихся странах право собственности на землю до сих пор плохо документировано, в результате чего собственники не могут ее продавать, брать кредиты под залог и проводить с землей другие операции. Люди страдают от злоупотреблений сотрудников соответствующих ведомств.

Развитые же страны совершенствуют операционные процессы, уменьшая в разы время совершения сделки, которое часто занимает несколько месяцев, снижают риск мошенничества и ошибок в документах и транзакциях (переход прав, например), делая процесс и систему надежнее. Это приводит к повышению привлекательности страны для ведения бизнеса и инвестиций. В России же при внедрении системы блокчейн мы видим добавочный потенциал в увеличении налогооблагаемой базы по земельному налогу.

В Швеции в начале 2016 года Национальная земельная служба, заявила об успешной работе с блокчейн стартапом ChromaWay, консалтинговой фирмой Kairos Future и поставщиком услуг телефонной связи Telia. Было разработано решение для покупателей и продавцов, и результаты их работы были протестированы с участием сторонних банков. В процессе участвовали пять сторон: покупатель, продавец, агент недвижимости, банк и государственная служба кадастровой̆ регистрации.

В Грузии в середине 2016 года Компания BitFury, Национальное агентство публичного реестра Грузии, а также экономист Эрнандо де Сото объявили о начале пилотного проекта по кадастровому учету на базе блокчейна. В начале 2017 года уже началась его практическая реализация. Данный эксперимент — первый опыт Bitfury за пределами сферы майнинга и разработки устройств для майнинга, в котором она успешно зарекомендовала себя, начиная с 2010.

В Гане в начале 2016 года проект Bitland, основанный̆ на платформе Graphene, получил официальное разрешение правительства Ганы для составления земельного кадастра на основе блокчейна Bitshares и выпустил CADASTRAL – базовые токены. С их помощью можно будет регистрировать права на землю, решать спорные вопросы землевладения, продавать и покупать землю. Это пилотный̆ проект, но Bitland планирует распространить его на другие африканские страны. Первыми в списке стоят Нигерия и Кения. На Кению возлагаются особые надежды, в силу более высокой̆ образованности населения и распространенности интернета.

В Гондурасе в 2016 году правительство в сотрудничестве с компанией Factom приняло решение использовать распределенный реестр для регистрации прав на землю, чтобы бороться с мошенничеством. Данная инициатива учитывает особо острые исторические проблемы с правами на землю в странах Латинской Америки. Из-за высокого уровня коррупции и неумелого руководства со стороны правительства в Гондурасе уже несколько десятков лет существует конфликт, связанный с проблемой прав собственности.

Государственный документооборот, регистрация компаний, голосование

Данные направления наиболее плотно связаны с обменом информацией между государственными ведомствами, и, таким образом, существующие проекты направлены на то, чтобы снизить издержки, связанные с обменом информацией и объединением в единую систему хранения информации.

В ОАЭ в 2016 году наследный принц утвердил государственную стратегию по полному переводу государственного документооборота на блокчейн-протокол к 2020 году. Конечная цель правительства — запуск блокчейн-платформы в других городах по всему миру, установить единый стандарт для «умных городов».

В штате Делавер в США в 2017 году презентовали инициативу по автоматизации юридической и операционной деятельности компаний, которые действуют в этой, одной из самых привлекательных, юрисдикции. Инициатива реализуется в партнерстве со стартапом Symbiont и технологической компанией Pillsbury Winthrop Shaw Pittman LLP. Создаваемая система переводит в цифровую среду процесс регистрации компаний, отслеживание движения акций и управление коммуникацией держателей акций.

В Эстонии в 2017 году по итогам почти полуторагодовой работы между правительством Эстонии и биржей Nasdaq над технологии блокчейн-системы голосования для акционеров компаний было объявлено, что эксперимент оказался успешным и будет продолжена более глубокая работа над расширением ее использования. Запуску системы голосования e-voting в Эстонии предшествовал релиз блокчейн-платформы Linq для рынка частного капитала. Первая сделка тогда была проведена с акциями компании Chain.

Перспективы в России

Для России весь потенциал использования технологии в государственном управлении только открывается. Так, в марте 2017 года Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минкомсвязи и Минэкономразвития рассмотреть потенциал применения блокчейна для избавления от бюрократизации, что станет отдельной частью программы «Цифровая экономика», которая войдет в комплексный план действий правительства в 2017–2025 годах.

Потенциал технологии осознан на уровне первых лиц государства и озвучен публично — хочется верить, что получаемые всё чаще «сигналы» такого рода приблизят практические результаты и в системе госуправления (выше я отметил, что сейчас система централизована, а значит, прислушивается к инициативам сверху). Для получения успешных результатов, конкретные ведомства – потенциальные пользователи технологии блокчейн — должны быть более открыты к экспериментам. По опыту упомянутых выше стран и близких к блокчейну индустрий видно, что существуют подходы, при которых эти эксперименты не несут риска.

С другой стороны, мы с коллегами традиционно наблюдаем в российском рынке всё больше ярких технологических, молодых умов. Сфера блокчейн привлекает активных и талантливых — ребята приходят к нам с мотивацией очень высокого уровня — менять мир к лучшему и создавать новую реальность (прошу прощения за пафос). В индустрии блокчейн всё ещё сохраняется романтизм, конструктивная революционность и пассионарность. Для иллюстрации — в октябре 2016 года мы провели блокчейн-хакатон. Получили 500 заявок и 300 живых участников из 5 стран мира. Люди двое суток без сна разрабатывали блокчейн- решения с горящими глазами. Эта созидательная энергия не должна пропасть зря.

Использование блокчейн-технологии в государственном секторе стран Европы

Использование технологии блокчейн не ограничивается одной только финансовой отраслью, коммерцией и перевозками: она может также может трансформировать функции и государственного сектора. Далее в статье мы рассмотрим как некоторые европейские государства и ЕС в целом решили подойти к блокчейну.

На первый взгляд

Использование и реализация блокчейн-проектов на государственном уровне варьируется. При этом, большая часть стран признают пользу технологии блокчейн, которая, при верном подходе, может усовершенствовать целый ряд функций в государственном секторе.

Европейский Союз, в особенности такие страны как: Мальта, Эстония и Швейцария, а также Великобритания – проводят весьма дружественную блокчейну политику, проводят испытания и тестируют технологию в государственном секторе, чем и подтверждают возможности реализации концептуальных блокчейн-проектов.

Использование блокчейн-технологии Великобританией

Правительство Великобритании занимается оценкой потенциального использования блокчейна. Существует парламентская группа, которой поручено провести анализ влияния, и выделить положительные эффекты блокчейна на британскую экономику.

Изучаются возможности использования блокчейна в налогообложении, областях национальной безопасности, стандартизации продуктов питания, кибербезопасности и других сферах.

Также блокчейн тестировался в контексте его использования для осуществления распределения платежей по социальному обеспечению, некоторым таможенным процессам и цифровой регистрации земли.

Технология блокчейн в Эстонии

Эстония известна тем, что одна из первых внедрила технологию блокчейн и DLT на уровне государства. Еще в 2007 году правительство тестировало блокчейн как часть средств, которые могут быть использованы для защиты страны от кибератак.

Кроме этого, Эстония недавно опробовала решения для широкого спектра государственных услуг, а также в системах здравоохранения, законодательной сфере и безопасности. Например, использование блокчейна в здравоохранении объясняется необходимостью сохранять в целостности и сохранности все записи о пациентах.

Блокчейн в Евросоюзе

В целом, Евросоюз положительно настроен по отношению к блокчейну. Более того, парламент ЕС в декабре 2018 года издал документ, в котором определил преимущества внедрения блокчейна для государств-членов ЕС.

Также рекомендованы постепенные шаги, позволяющие технологии аккуратно адаптироваться в государственном и частном секторах. Почти все страны-члены ЕС присоединились к Партнерству ЕС по блокчейна. Его целью является развитие инфраструктуры блокчейн-сервисов на общеевропейском уровне.

Заключительное слово

Страны ЕС, которые еще проявляют осторожность по отношению к блокчейн-технологии, вероятно, еще пересмотрят преимущества модернизации цифровых государственных систем с учетом внедрения блокчейна и DLT.

На сегодняшний день потенциал для использования блокчейна в государственном секторе имеют Великобритания, Эстония и Швейцария. Объясняется это в первую очередь дружественной государственной политикой. В то же время, ЕС продолжает создавать инициативы, касающиеся блокчейна, поэтому можно сказать, что общий фон является осторожно-нерешительным.

Если у вас возникли какие-либо вопросы, касающиеся темы данной статьи, обсудить вы их можете во время персональной консультации с юристами IQ Decision UK. Обращаем также внимание на то, что наши специалисты оказывают сопроводительные услуги на всех этапах учреждения криптобизнеса в Европе, и готовы оказать другой, сопутствующий юридический сервис.

Чтобы узнать больше об услугах нашей компании и записаться на консультацию, обращайтесь к нам напрямую по указанным в форме ниже контактам.

Свяжитесь с намиLondon, UKМоскваКиев

Kemp House, 160 City Road, EC1V 2NX
Номер телефона +44 7562 787794, +44 (0) 1727 761874

Садовническая ул., 14 стр. 2, 115035
Номер телефона +7 958 581 52 95, +7 925 470 50 02 (Messengers)

ул. Владимирская 48, 02000
Номер телефона +38 067 193 11 17

Применения блокчейн в оказании государственных услуг

В последние пару лет наблюдается стремительный переход различных частных и государственных учреждений и правительств на блокчейн технологии. По оценкам экспертов, примерно через 20 лет общество полностью перейдет на эту систему сохранения данных. Пришла пора подробнее познакомиться с этим ноу-хау.

Принцип работы и суть блокчейн технологии

Технология блокчейн построена на сложном процессе, в результате которого формируется база данных из страниц (блоков) с записанной на них информацией (транзакциями), добавляемых в папки (чейны). Все эти страницы сохраняются у множества пользователей и их содержание идентично. Информация о внесенных в страницу изменениях становится доступной сразу всем пользователям.

На блокчейне построена основа функционирования известной криптовалюты — биткоина. Суть блокчейна — надежное шифрование (криптографическими алгоритмами) данных, входящих в распределенные реестры.

Единственный нюанс, отличающий технологию блокчейна от функционирования криптовалют в том, что здесь нет традиционных майнеров, отвечающих за техническую сторону обеспечения безопасности данных. То есть процесс майнинга в данном случае обеспечивает не вознаграждаемый электронными деньгами майнер, а компании заинтересованные в получении и обработке данных анонимных пользователей.

Простой пример этому — медицинские исследовательские центры, которые взяли на себя обязанность майнеров для обеспечения целостности блокчейна в обмен на зашифрованные данные пациентов. С этой информацией они могут провести эпидемиологические или другие исследования.

Читайте также: Блокчейн поможет обезопасить качество пищевых продуктов

Применение блокчейна в сфере государственных слуг

Технология блокчейна обладает огромным числом преимуществ:

  • сохранение конфиденциальных сведений;
  • невозможность подделки находящейся в открытом доступе информации;
  • защита от хакеров;
  • простой процесс обмена данными;
  • дешевизна и простота получения запрашиваемой информации.

Благодаря удобству и надежности применение блокчейна в сфере госуслуг стало логически обоснованным. Из-за большого числа посредников, обслуживающих те или иные реестры и сохраняющих базы данных, замедляется процесс обмена данными. И что самое главное — он становится очень дорогим. И, кроме того, в процессе обмена данные могут теряться или сознательно искажаться — это и есть подоплека процветания коррупции.

Чтобы искоренить эти недостатки и сделать операции по получению госуслуг простыми и доступными для граждан, правительства большинства развитых и развивающихся стран мира внедряют технологии блокчейна.

Лучше всего суть блокчейна проявляет себя в таких сферах:

  • медицина;
  • регистрация прав на недвижимое имущество;
  • обеспечение функционирования «электронных правительств»;
  • обмен документами с таможенной службой при оформлении грузов;
  • оцифровка всего государственного документооборота.

Кроме государственного сектора, блокчейн технологии широко используются и в корпоративных секторах:

  • проведение аукционов;
  • голосование акционеров;
  • построение платежных систем;
  • автоматизация деятельности крупных компаний.

Читайте также: Блокчейн-образование в России: где искать специалистов?

Примеры применения блокчейна в разных странах мира

Самая «продвинутая» страна, активно использующая блокчейн, — Эстония. Здесь реализован самый успешный проект единой системы оказания госуслуг. Практически все население страны оформило электронные удостоверения личности — это означает, что все могут пользоваться данной электронной системой. Внедрение такого новшества позволило существенно сократить расходы на бумажное оформление операций. Кроме того, здесь перевели на блокчейн-основу и все медицинские карты.

В развитых странах переход на блокчейн-приложения — приоритет на ближайшие 5-10 лет. Активно внедряются такие цифровые технологии в сфере здравоохранения.

Вот несколько ярких примеров:

  • Голландия — пациенты, страдающие от хронических заболеваний, получили легкий доступ к необходимым им медуслугам;
  • США — пациентам предоставлена возможность совершать платежные операции со страховщиками.

Пациенты получили возможность просматривать историю всех сделанных медицинских записей, а врачи — доступ к важной информации об их состоянии здоровья, противопоказаниях, использованных схемах лечения. Блокчейн технологии применяются и для проверки происхождения/годности лекарств, ведь каждый этап передвижения лекарств от производителей до конечных покупателей записан в системе и его невозможно подделать.

Ведение реестров с записями о праве собственности/распоряжения недвижимым имуществом (в первую очередь, землей) — вторая по обширности использования сфера применения блокчейна.

Такие наработки активно внедрены во многих государствах (не только развитых, но и развивающихся) — например:

  • Швеция;
  • Грузия;
  • Гана;
  • Гондурас;
  • Австралия;
  • Украина.

В ОАЭ наследный принц готовится к 2020-му полностью перевести весь государственный документооборот на блокчейн. В Сингапуре приступили к испытаниям технологии, интегрированной в национальную платежную систему, а биржи и порт в этой стране уже давно используют такие цифровые протоколы. В Азербайджане планируется перевод всей юридической и коммунальной системы на новую технологию.

Читайте также: Глава Binance рассказал о будущем технологии блокчейн Переход на блокчейн поможет избежать многих негативных моментов, а больше всего искоренить коррупцию, что немаловажно в государственном управлении. Технология обезопасит данные от утечки, подделки и несанкционированного взлома, и в то же время обеспечит беспрепятственный и дешевый доступ к открытым информационным базам. За этой технологией будущее!

Блокчейн против бюрократии: электронное государство на основе технологии распределенного реестра | Технологии

Однако появление и развитие блокчейн-технологии заставило задуматься о принципиально новых возможностях реализации e-Government. По результатам отчета «Укрепление доверия к правительству» (2017, январь), подготовленного IBM Institute for Business Value (IBV), «девять из десяти руководителей стран планируют в 2018 году инвестировать в разработку блокчейн- решений в области финансовых операций, управления активами, управления контрактами и соблюдения нормативных требований». Попробуем проанализировать перспективы, связанные с использованием блокчейн-технологии при построении e-Government.

Первое очевидное и наиболее важное для e-Government преимущество блокчейна по сравнению со стандартными базами данных — это предельная защищенность информации от фальсификации. Это означает, что данные о гражданах, недвижимости, компаниях, сертификатах, дипломах, правах на собственность и пр. после занесения в государственные блокчейн-реестры изменить практически невозможно. Самым главным следствием такой предельной надежности является возможность использовать данные реестров в качестве полноценных юридически значимых документов: запись в блокчейн-реестре становится достовернее любой бумаги с подписью и печатью и к тому же доступна всегда и везде.

Вторым важнейшим преимуществом блокчейн-платформ для построения e-Government является возможность использования механизма смарт-контрактов для автоматизации операций с данными. Если блокчейн-реестры содержат юридически правомочные записи, скажем, о собственности, то механизм передачи этой собственности, а по сути, процедуру внесения в реестр записи о новом собственнике, можно поручить специальной программе — смарт-контракту. И если контракт сохранить в блокчейне, таким образом исключив возможность его несанкционированного изменения, и одновременно обеспечить однозначность выполнения алгоритма контракта (в любой момент времени, на любом узле сети блокчейн), то ему, как и записям в реестрах, можно присвоить юридическую значимость. При этом следует обратить внимание на то, что регламентирующие документы — государственные законы и другие нормативные акты — по большей части описывают алгоритмы действий с данными реестров. Поэтому есть возможность формулировать их на программном языке смарт-контрактов и также поместить в блокчейн, где они, приобретя статус смарт-законов, будут выполняться автоматически.

Получается, что использование блокчейна может перевести саму идею электронного правительства на новый уровень. Речь должна идти уже не просто об удобном сервисе предоставления гражданам и бизнесу, а о принципиальном переформатировании самой деятельности государства, полном погружении ее в цифровую экосистему блокчейна.

Блокчейн — лишь инструмент

Однако сам по себе блокчейн — это лишь инструмент, который может идеально справляться с задачами в одной области (скажем, при обращении криптовалюты), но при этом не обеспечивать полного и автоматического решения проблем в других сферах. Так полноценное использование блокчейна в качестве базовой технологии для e-Government возможно только при выполнении ряда требований и ограничений. Вот далеко не исчерпывающий список задач, которые должны быть изначально решены при проектировании государственной блокчейн платформы.

Важно понимать, что сама по себе информация, занесенная в блокчейн-реестры, не является достоверной. Блокчейн гарантирует неизменность данных, а не их истинность. (Если только эти данные не порождены в среде самого блокчейна, как это происходит в сетях криптовалют.) Поэтому для перехода государственной системы на блокчейн-технологию очень важно разработать юридически выверенный и предельно контролируемый механизм перевода оффлайн данных в реестры. Эффективная работа блокчейн-экосистемы прежде всего зависит от точности заполнения реестров граждан, недвижимости, компаний и пр.

  • Управление доступом

Для обеспечения достоверности данных и полного контроля за их изменением цифровая экосистема e-Government должна исходно — на уровне программного ядра — содержать механизм управления правами доступа к реестрам и контрактам. Причем существенно, чтобы права доступа приписывались не узлам сети или пользователям, а ролям и/или смарт-контрактам.

  • Идентификация пользователей

Для реализации механизма управления правами доступа, а также для взаимодействия граждан с блокчейн-платформой необходимо создание надежной, многофакторной системы идентификации пользователей, желательно на основе биометрических параметров. Задача достижения строгого соответствия записей в реестрах оффлайн объектам, в частности гражданам, является по большей части юридической и организационной и не решается на уровне блокчейна.

  • Глобальная синхронизация базы данных

Для реализации однозначности работы смарт-контрактов необходимо обеспечить синхронизацию всех реестров в экосистеме. В успешно работающих блокчейнах — к примеру, таких как, блокчейн Bitcoin, — эта синхронизация достигается с помощью механизма консенсуса, обеспечивающего абсолютную тождественность баз данных всех валидирующих узлов. Проблема однозначности предельно актуальна для платформ, предлагающих архитектуру со множеством блокчейнов: помимо согласования баз данных внутри каждого блокчейна, в них необходимо еще решать задачу общей синхронизации всех реестров. Для работы e-Governmet необходима абсолютная гарантия того, что выполнение некоторой операции в любой момент времени на любом из узлов даст одинаковый результат. Без этой синхронизации все преимущества блокчейн-технологии сведутся к нулю.

  • Валидация интерфейсов

Должна быть решена проблема достоверности отражения информации на стороне пользователя. Ведь умышленно фальсифицировать данные, к примеру, выборов, можно не только модификацией записей в базе данных, но и искажением экранного интерфейса — достаточно подменить надписи на кнопках. Чтобы защититься от этого, экосистема должна иметь механизм валидации интерфейсов, которые для этого должны быть неотъемлемой частью системы и сохраняться в блокчейне.

  • Достаточная мощность

Узлы блокчейн-сети (каждый из полных узлов) должны обладать мощностью, достаточной для обеспечения деятельности государства. Следовательно, узлы цифровой экосистемы даже небольшого государства должны размещаться на современных дата-центрах. По крайней мере до тех пор, пока объемы дискового пространства обычных компьютеров не будут исчисляться в петабайтах или на смену блокчейну не придет новый алгоритм, обеспечивающий неизменность данных при распределенном (фрагментированном) хранении реестров.

Итак, можно сделать вполне оптимистический вывод: при решении перечисленных и некоторых других задач уже сегодня возможно создание единой цифровой экосистемы e-Government на базе блокчейн-технологии. В результате государство получит значительное сокращение бюрократического аппарата, практическое устранение бумажного документооборота, существенное снижение транзакционных издержек, полный контроль над деятельностью чиновников, ну и самое главное, создание благоприятной среды для бизнеса и граждан.

Тривиальное решение

Естественно, как только пришло понимание уникальности блокчейна, осознание его значимости не только как алгоритма функционирования криптовалют, но и как сверхнадежной децентрализованной базы данных, появились и идеи применения его в различных сферах и, в частности, в качестве базовой технологии для e-Government.

Первое, что тут приходит на ум и что в принципе элементарно с точки зрения технической реализации — это использовать самый надежный (по сроку работы) блокчейн Bitcoin для создания всевозможных государственных реестров. На данный момент объявлено о запуске нескольких таких проектов. Компания Bitfury Group приступила к разработке системы регистрации прав собственности на землю в Грузии и Украине. Проекты создания реестров на базе блокчейна Bitcoin также реализуются компаниями Factom в Китае и Bitland в Ганне.

Однако в случае создания реестров на базе блокчейна Bitcoin не приходится говорить не только о цифровой экосистеме, но и вообще о e-Government. Ведь в итоге вместо полноценной базы данных, мы имеем только фиксацию (по типу нотариального заверения) факта наличия некоторого документа, скажем, права на собственность, в блокчейне Bitcoin (в него записывается так называемый хэш — уникальное крипто-значение документа, а не сам документ). Да, надежно. Да, затраты на поддержку такого «реестра» минимальны (не считая расходов на его заполнение), но в результате мы имеем лишь решение частных проблем с сомнительной перспективой согласования подобных «реестров» с полноценной экосистемой e-Government.

Крупные игроки

Уникальные возможности блокчейна, продемонстрированные сетью Bitcoin, прежде всего заставили задуматься о возможном применении его в банковском и смежных с ним секторах экономики (биржи, страхование, цепочки поставок и пр.). Появились блокчейн-платформы со встроенными механизмами смарт-контрактов, изначально ориентированные на реализацию финансовых и бизнес-проектов. Свои продукты создали как патриархи IT бизнеса — IBM (Hyperledger Fabric), Intel (Sawtooth Lake), Microsoft (Azure BaaS), так и специально созданный для исследования блокчейн-технологии консорциум крупнейших мировых банков R3 (Codra — хотя в конечном счете проект отказался от блокчейна). Свое блокчейн-решение предложил и один из лидеров в сфере цифровых финансовых услуг, Avanza Solutions (Сipher). В конкурентную борьбу вступили и стартапы: публичная блокчейн-платформа Ethereum, приватная платформа Monax (использующая для выполнения смарт-контрактов Ethereum Virtual machine) и некоторые другие.

Параллельно с попытками использовать блокчейн для реализации финансовых и бизнес-проектов началось активное обсуждение возможности применения новой технологии в системах электронного правительства (именно этому движению посвящен уже упомянутый доклад IBM Institute for Business Value). И вот 11 апреля 2017 в присутствии Sheikh Hamdan bin Mohammed был подписан меморандум о взаимопонимании между Smart Dubai Office и компанией Avanza Solutions относительно внедрения платежной системы на основе Blockchain Platform Cipher [link]. Для согласования платежной системы с другими элементами электронного правительства будет привлечен второго партнера правительства Дубая – компания IBM, а точнее, созданный ею блокчейн-консорциум HyperLedger, в который входят десятки компаний, среди которых уже упомянутые Intel со своим Sawtooth Lake и Monax.

Попробуем разобраться, почему Smart Dubai Office не сделал свой выбор в пользу какой-либо одной блокчейн-платформы. Обращение к Avanza Solutions вполне понятно: компания обладает большим опытом в создании цифровых финансовых приложений, и есть уверенность в том, что она сможет соединить все 38 правительственных организаций, финансовых учреждений и других ведомств Дубая в единую финансовую систему на базе своей блокчейн-платформы Cipher. Другие блокчейн-проекты — такие, как Hyperledger Fabric, Sawtooth Lake, Azure BaaS, Monax, — мало того, что еще не были проверены в реальных крупных проектах, так и изначально не проектировались для создания платежных систем. (Ethereum, скорей всего, и не рассматривался в качестве альтернативы, поскольку является публичной сетью с маломощными узлами.) Но с другой стороны, в Smart Dubai Office безусловно есть понимание, что построение полноценной блокчейн-платформы для e-Government невозможно без системы реестров и, самое главное, согласованного с ними механизма смарт-контрактов. А блокчейн Avanza Cipher, по всей видимости, не может обеспечить выполнение этой, самой существенной, части проекта Smart Dubai Office. Именно поэтому у Дубая и есть второй партнер — IBM.

Однако и собственный блокчейн-проект IBM, Hyperledger Fabric, хотя и использует смарт-контракты (Chaincode), слабо приспособлен для реализации единой системы реестров с полноценным механизмом управления правами доступа (в Hyperledger Fabric фиксируются только права узлов на подтверждение транзакций). Блокчейн IBM изначально создавался для проектирования локальных финансовых и бизнес-приложений и ориентирован в основном на достижение консенсуса между контрагентами конкретных сделок в так называемых каналах, под которые создаются отдельные блокчейны. Скорее всего, понимание проблемности использования Hyperledger Fabric как базовой платформы для e-Government и послужило причиной объединения многих ранее конкурировавших блокчейн проектов под зонтиком консорциума Hyperledger. Но следует заметить, что и наиболее продвинутый из привлеченных в консорциум блокчейн-проектов, Monax на данный момент не может обеспечить решение всех задач, которые необходимо решить для построения полноценной блокчейн экосистемы e-Government. И причины все те же — множественный бокчейн и отсутствие системы управления правами (в ядре Monax определяются только права узлов на участие в механизме консенсуса и на создание контрактов). Так что остается только надежда на объединение усилий многих блокчейн-проектов. Хотя есть основания предполагать, что много блокчейнов — это гораздо меньше, чем просто блокчейн.

Специализированные решения

На волне интереса правительств как развитых, так и беднейших стран к блокчейн-технологии появились и стартапы, уже изначально ориентированные на построение блокчейн-платформ специально для E-government: австрийская Neocapita, Procivis в Швейцарии и Эстонии (проект eGaaS, который представляет автор, — также подобная платформа на стадии бета-тестирования, Forbes).

Neocapita заявила о создании децентрализованной платформы на основе private fully-permissioned blockchain Stoneblock, предназначенной для решения самой дорогостоящей проблемы электронного правительства — создание реестров. Техническое описание отсутствуют. Однако 29 марта в Facebook был анонсирован выпуск Stoneblock Whitepaper. Так же информация, что Neocapita ведет переговоры о внедрении платформы Stoneblock в Афганистане и в Папуа-Новой Гвинеи.

Швейцарский стартап Procivis в сотрудничестве с экспертами по электронному правительству из Эстонии анонсировали запуск к концу 2017 года пилотной версии «app store» для электронного правительства на базе блокчейна. Procivis ставит задачу создать приложения, реализующие полный спектр услуг для граждан — таких, как цифровая идентификация, голосование, подача налоговых деклараций, ведение кадастра и пр. Однако пока (на конец апреля 2017 года) неизвестны никакие технические подробности проекта

Заключение

В 2017 году мы вступаем в интереснейший период реального продвижения блокчейн-технологии на рынок e-Government. Хотя все игроки и понимают или, по крайней мере, верят в то, что технически задача построения единой цифровой экосистемы в рамках страны в принципе решаема, ответы на ключевые вопросы — о типе блокчейна, методе достижения консенсуса, необходимой степени трансформации законодательной системы и др. — остаются открытыми. Неясен и ответ на, возможно, самый важный вопрос: будем ли мы в будущем иметь дело со множеством блокчейнов на каждый случай или с единым глобальным блокчейном на всей планете, по типу современного интернета? Ответы, будем надеяться, не заставят себя долго ждать.

Госсектор внедряет блокчейн | Компьютерра

Фонд “Сколково” и компания Waves открыли экспертный некоммерческий блокчейн-центр. Центр будет помогать внедрять технологии распределенного реестра крупному бизнесу и госорганам, развивать рынок проектов и продуктов в России и за рубежом, пишет ComNews.

Инициатива создания центра принадлежит в равной степени как Waves, так и “Сколково”. С помощью генерации идей по практическому применению блокчейна, их проверки, прототипирования, поддержки перспективных стартапов и помощи бизнесу во внедрении блокчейна центр рассчитывает популяризировать в стране эту технологию.

«Центр – важное звено в создании глобальной инфраструктуры Waves в рамках международной экспансии. Это вклад в развитие технологий, который важнее коммерческих интересов компании. Будущее – за Web 3.0. За интернетом следующего поколения с “умными” и децентрализованными сервисами на блокчейне, – считают в Waves. – Наша концепция подразумевает эффективную синергию между публичными и приватными блокчейн-решениями, сквозное и повсеместное распространение децентрализованных приложений и сервисов. Мы понимаем, что нужно помогать властям и крупному бизнесу интегрироваться в эту среду, внедрять существующие разработки, а самим разработчикам и вузам – обучать новых специалистов».

На данный момент в центре нет постоянных сотрудников. Сотрудники “Сколково”, Waves и партнеров будут привлекаться по мере необходимости и на проектной основе.

« Мы запускаем блокчейн-центр, прежде всего, для поиска эффективных сценариев использования и ускорения адаптации технологии распределенных реестров в различных секторах экономики. Мы приглашаем технологических партнеров, корпорации и представителей госсектора к сотрудничеству. С партнерами мы планируем проверять гипотезы, запускать пилоты и проекты. В том числе и трансграничные, которые требуют внимательной работы с регуляторами. Особое внимание центра будет направлено на поддержку стартапов и блокчейн-индустрию в целом”, – подчеркивают в фонде”Сколково”.

Экспертно-аналитической поддержкой блокчейн-центра займется Waves Enterprise – подразделение Waves, ориентированное на корпоративные проекты. “Сколково” и Waves ожидают, что клиентами и партнерами центра будут крупные компании и ведомства, в которых можно упростить бюрократические и бизнес-процессы с помощью технологии. Центр будет знакомить их со стартапами. В качестве интеграторов могут выступать партнеры центра.

Центр собирается приглашать мировых экспертов по применению блокчейна в бизнесе в Россию и организовывать собственные образовательные программы.

 

Блокчейн в госсекторе. Не выходя за границы

Правительства уже примеривают технологии блокчейн, рассчитывая доработать законодательство по мере проявления конкретных трудностей. Но главный посыл – тотальный контроль – довлеет над прочими задачами.

Какие проекты на уровне страны наиболее эффективно реализовать с помощью технологий блокчейн? Самый очевидный ответ – всевозможные реестры, которых не счесть. «В процесс вовлечено большое число участников, возникает много вопросов, связанных с доверием и независимой деятельностью третьих сторон, – поясняет Дмитрий Новиков. – Например, блокчейн может упразднить институт нотариусов, которые берут деньги за верификацию документов, скажем, для передачи в реестр прав собственности». Кража, утеря документов, правка «задним числом» – все это станет невозможным.

Читать первую часть статьи:

Блокчейн в госсекторе. Один недостаток против множества достоинств

Межведомственное общение – второе очевидное направление. Сейчас в России действуют система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), система межведомственного электронного документооборота (МЭДО), единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА). «ЕСИА служит для идентификации пользователей СМЭВ. Теоретически ЕСИА может быть заменена на блокчейн, – отмечает Павел Луцик. – Но для этого понадобится изменить мышление пользователей и отказаться от единого «нотариуса» в пользу распределенной логики, которой можно доверять».

Конечно, нельзя обойти проблему идентификации личности. Сегодня проблема решается электронными паспортами, биометрией, цифровыми подписями. «Конфиденциальность и анонимность в блокчейне также имеют свои достоинства и недостатки. Текущая версия технологии обеспечивает конфиденциальность данных, однако именно это позволяет совершать незаконные сделки», – говорит Алексей Марков.

Примеры государственных проектов на базе блокчейн

Страна/проектВозможности системы
Эстония/GuardtimeЗащита медицинских записей. Инфраструктура решения внедрена в ядро базы данных Oracle, благодаря этому изменения в истории болезни пациентов можно увидеть в режиме реального времени
Россия/МастерчейнПозволяет участникам финансового рынка подтверждать актуальность данных о клиенте или сделке, быстро создавать финансовые сервисы
Украина/Auction 3.0Система для приватизации государственного имущества

 

Финансисты всегда первыми «примеряют» технологические новшества, то же происходит и с технологиями из семейства блокчейн. Национальный банк Украины планирует использовать технологию распределенных реестров. «Применение технологии для проведения межбанковских транзакций может изменить саму банковскую систему, поскольку не будет необходимости в ее централизованном управлении», – рассказывает Павел Луцик, руководитель проектов по информационной безопасности компании «Крок». Отсюда следует «предрасположенность» блокчена к теневым операциям, но правительства надеются решить проблему законодательным контролем.

Отдельного внимания заслуживает тема фискальных сборов. На дворе экономический кризис, недобор налогов растет, бизнес все больше уходит в тень. Для понимания масштаба проблемы достаточно привести всего один пример: в 2010–2013 годах германский регион Рейн-Вестфалия потратил 18 млн евро на покупку информации об уклонении от налогов. Профит составил 6 млрд евро! А ведь это далеко не вся сумма недобора. «Данные, которые поступают в налоговую, будут проверяться еще на стадии формирования налогоплательщиком, а не когда поступают в ФНС. Постепенно можно будет вообще отказаться от подачи деклараций», – считает Дмитрий Новиков. Трудно переоценить в деньгах сокращение трудозатрат налоговой службы при такой схеме работы и одновременный рост доходов государства.

Какими могут быть регуляторные механизмы, требования законодательства к блокчейну?

Законодательная турбулентность

Одним из главных преимуществ блокчейн-технологий эксперты называют конфиденциальность. Однако именно это качество стараются нивелировать на законодательном уровне в первую очередь. «Блокчейн необходимо подстроить под реалии российского антитеррористического законодательства (а не наоборот), иначе в какой-то части технология выпадет за рамки правого поля России», – объясняет Алексей Марков. То же применимо ко всем странам, предъявляющим жесткие требования к идентификации.

Для ввода технологий блокчейн в регуляторное пространство потребуется доработка законодательства с учетом сфер применения. Скорее всего, для финансовой сферы потребуется отдельный закон, однако прежде нужно понять все возможности и слабые места реализации. Сделать это можно только опытным путем. «ЦБ РФ стал применять метод «регулятивной песочницы». Финансовые организации могут испытывать новые технологии, а решение по их регулированию будет приниматься после «испытательного срока». Возможно, регулирование блокчейна в России пойдет по этому же пути», – рассуждает Павел Луцик.

Андрей Луговой считает, что необходимо разработать специальный закон для развития криптовалюты или внести соответствующие поправки в действующее законодательство. Он выделяет три зоны контроля: идентификация участников, площадки обмена, точки обналичивания. «Идентифицироваться должны пользователи, майнеры, магазины, биржи и обменные пункты», – предлагает депутат.

Как взламывали блокчейн

Сегодня технологии биткойн по своей природе можно считать самыми защищенными. «Это одна из самых защищенных систем по двум причинам. Во-первых, каждый биткоин представляет из себя криптографически записанную последовательность, которая сделана с помощью строгих криптографических алгоритмов. Во-вторых, сами блоки записей дублируются по огромному количеству доверенных распределенных источников, участвующих в генерации биткоинов. Изменить все записи, да еще и в криптографическом виде, практически невозможно», – объясняет Дмитрий Огородников, директор центра компетенций по информационной безопасности компании «Техносерв».

Несмотря на безопасность математической модели блокчейн, при ее реализации на конкретных продуктах могут быть пробелы с безопасностью, считает Павел Луцик.

В заключение стоит вспомнить прогремевшие киберкражи биткоинов. В начале августа 2016 года гонконгская криптовалютная биржа Bitfinex сообщила о взломе биткоин-кошельков пользователей, с которых злоумышленники похитили 119 756 биткоинов, или около $65 млн. В феврале 2014 года хакеры взломали самый крупный на тот момент обменник биткойнов Mt. GOx, рассказывает Дмитрий Огородников. «На мой взгляд, злоумышленники взломали не технологию цепочки блоков, то есть не подменили цепочки блоков, в результате чего биткоины «перешли» к другим владельцам. Скорее, была найдена дыра в программном обеспечении регистрации сделок гонконгской биржи, то есть взломали брокерскую систему покупки-продажи, и в «цепочку блоков» от брокера ушла неверная команда на совершение сделки». То есть речь идет о взломе корпоративной системы управления.

В отношении некоторых реализаций блокчейн-сетей есть задокументированные, хоть и теоретические, возможности атак с подменой данных, предупреждает Игорь Суменков, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». «Достаточное количество «вредоносных» участников может изменить поведение всей сети и привести к неожиданным последствиям», – поясняет он. Таким образом, необходим юридически значимый контроль взаимоотношений участников, а также законодательно обоснованные пути разрешения возможных конфликтов. Как на государственном, так и на международном уровне.

Вопрос техники

Что может потребоваться для систем распределенного хранения/обмена данными с точки зрения технологической составляющий? Во-первых, регулятор для контроля требований по информационной безопасности, качеству разработки, уязвимости системы.

Второй момент связан с объемом передаваемой информации. При переходе на распределенную систему ее количество резко вырастет, то есть потребуется повысить пропускную способность сетей. И если в центральных районах такой проблемы может и не возникнуть, то в отдаленных и без распределенности нет устойчивого доступа. «Проблема может возникнуть в тех регионах, где присутствует мало операторов связи или же есть только спутниковая связь», – уточняет Дмитрий Новиков.

Отдельный аспект связан с сервисами идентификации. Потребуется доработать действующее законодательство (которое продолжает активно изменяться) в применении к технологиям блокчейн.

Как считает Сергей Белоусов, основатель компании Parallels и венчурный инвестор, блокчейн будет постепенно набирать обороты в силу осознания людьми ценности и востребованности системы. Натыкаясь при этом на ограничения и запреты со стороны правительств, опасающихся утраты контроля и желающих регулировать блокчейн-сети.

Об оценках эффективности и перспективах технологии блокчейн на глобальном уровне читайте в статье «Блокчейн в госсекторе. Один недостаток против множества достоинств».

Блокчейн и его влияние на право

 

В ноябре 2017 г. Международная ассоциация юристов (International Bar Association) опубликовала доклад[1], посвященный блокчейну и криптовалютам, их правовому регулированию, их влиянию на право, юристов и юридические услуги в наши дни и в перспективе. Ключевые положения доклада сводятся к следующему.

  1. Понятие и правовое регулирование блокчейна.

Основные понятия:

Биткоин (‘Bitcoin’) – единица стоимости, подобная золоту или реальной необеспеченной валюте, такой, как, например, американский доллар, британский фунт стерлингов, японская иена.

Блокчейн (‘Blockchain’) – как правило, обозначает технологию, на основе которой обращается биткоин (блокчейн сеть биткоина). Однако, блокчейн биткоина – лишь вариант блокчейна. Представляет собой устойчивую к искажениям последовательность записей реестра, доступную сети с множеством участников.

Криптовалюта (‘Cryptocurrency’) – средство или единица обмена, защищенная криптографически, не имеющая эмитента, а также какого-либо договора в качестве основания для выпуска.

Децентрализованная автономная система (‘Decentralised autonomous organisation’ (DAO)) – организация, участники которой взаимодействуют друг с другом на основе свода правил, установленных протоколом компьютерной сети. Протокол позволяет достигать соглашения по поводу упомянутых правил, приводить их в действие. Свод правил предполагает, что DAO может быть запрограммирована функционировать самостоятельно, без вмешательства человека.

Распределенное (децентрализованное) хранилище (реестр) (‘Distributed ledger’ (DL)) – любая база данных, доступ к которой имеют все ее пользователи, синхронизирующаяся внутри сети и хранящая записи обо всех транзакциях в доступном пользователям реестре. Примером может служить блокчейн биткоина.

Финтех (‘Fintech) – финансовая технология. Как правило подразумевает новые технологии, призванные составить конкуренцию или заменить традиционные методы, применяемые при оказании финансовых услуг (банковских, платежных, кредитных, по привлечению средств, управлению активами).

Мульти-подпись (‘Multi-signature’) – две или более цифровых подписи, посредством которых, как правило, осуществляется одобрение и утверждение каких-либо действий (например, сделка с мультиподписью).

Пиринговый (одноранговый, от одного самостоятельного узла к другому – о передаче информации в компьютерной сети) (‘Peer-to-peer’ (P2P)) – осуществляемый напрямую между участниками без использования посредника, например, финансовой организации или брокера.

Смарт контракт (умный договор) (‘Smart contract’) – компьютерный протокол, посредством которого происходит исполнение условий соглашения участников. Не является юридическим документом, но содержит традиционные договорные условия (например, условия оплаты) и делает ненужным участие доверенного посредника, так как посредством обработки внесенных в него данных на основе установленного свода правил автоматически осуществляет предписанные действия (например, оплату) без необходимости привлечения третьего лица для управления или контроля всего процесса.

Уяснение содержания приведенных понятий представляется необходимым ввиду того, что практике известны случаи их неверной или неточной трактовки со стороны государственных органов, приведшей в ряде случаев к неоправданному усложнению правового регулирования. В частности, стоит разделять понятия «цифровая (электронная) валюта», «криптовалюта» и «виртуальная валюта». Виртуальная валюта является видом цифровой (электронной) валюты. При этом, не все цифровые валюты являются виртуальными. Виртуальной валютой, к примеру, называются «деньги», используемые в виртуальных играх. Они не имеют стоимости в реальном мире. В противоположность, биткоин, являющийся криптовалютой, имеет реальную стоимость и конвертируется, например, в доллары.

Блокчейн сеть биткоина.

Блокчейн – это доступный участникам, криптографически защищенный реестр, хранящий и отслеживающий данные и стоимость в хронологическом порядке, создающий защищенные записи транзакций. Такие записи не могут быть изменены или искажены. Каждая транзакция заверяется криптографическими подписями участников после достижения ими децентрализованного согласия и добавляется в реестр в качестве нового «блока» (block) в цепочку записей (chain). Вся зашифрованная цепь видна участникам, что делает транзакции транспарентными, при этом, сохраняя персональные данные закрытыми. Отметим, что транзакции не являются совершенно анонимными, так как время и цена каждой транзакции записываются в блокчейне. Реестр «криптографически запечатан», что защищает его от искажений. Благодаря тому, что его данные распределены между всеми участниками, контроль какого-то одного участника над ним исключается. Информация в блокчейне может быть обновлена только с согласия большинства участников, что снижает риск мошенничества и, что более важно, избавляет от необходимости централизованного координированного процесса проверки (санкционирования, одобрения) посредником. Такова схема работы, например, Uber. В контексте блокчейна, наиболее ярким примером будет биткоин, расчеты которым производятся без какой-либо централизованной инстанции, пиринговым методом.

Биткоин – цифровая (электронная) валюта, выпускаемая и передаваемая пиринговым методом внутри биткоин сети. Эта сеть «владеет» блокчейном, распределенным (децентрализованным) хранилищем (реестром) (DL), в котором записывается каждая транзакция с биткоином. Бикоин сеть не имеет владельца, функционирует на основе общей базы, принадлежащей участникам, у которых хранятся персональные копии реестра. Эта электронная валюта может использоваться для оплаты товаров, услуг, имеет курс обмена, позволяющий конвертировать ее в необеспеченную валюту.

Чтобы осуществить транзакцию, участники используют биткоин кошельки. Кошелек содержит «частный ключ» и «общий ключ». Частный ключ — секретный номер (обычно, 256-битный), открывающий кошелек и позволяющий расходовать хранящиеся в кошельке биткоины. Общий ключ используется для передачи биткоинов на, к примеру, Ваш кошелек. Частный ключ используется Вами для передачи бикоинов на кошелек другого участника. Когда два ключа «смыкаются», транзакция осуществлена. Общий ключ виден любому участнику. Частный ключ виден только его владельцу. Если частный ключ утерян – доступ к кошельку будет также утерян. По утверждениям приверженцев описываемой технологии, частный ключ практически невозможно украсть какими-либо хакерскими действиями.

Посредством математических вычислений блоки создают так называемые майнеры. Такие блоки содержат некоторые или все данные о недавних транзакциях. За создание блока майнер получает вознаграждение – фиксированную сумму биткоинов. Таким образом, новые биткоины поступают в обращение. Тот факт, что сумма является фиксированной, имеет специально рассчитываемые лимиты, предполагает, что количество биткоинов в обращении никогда не превысит 21 миллиона. Таким образом стабилизируется стоимость биткоина.

Государства и биткоин.

Ни одна юрисдикция не признала биткоин законным платежным средством наравне с деньгами. Правовое регулирование биткоина в государствах достаточно серьезно различается, носит фрагментарный характер. Небольшое число государств подтвердило законность использования биткоинов (для целей налогового законодательства, законодательства об отмывании денег, в качестве удобного платежного средства в финансовой сфере, в сфере азартных игр), большинство – либо опубликовало предупреждения об их использовании (Центральные банки Мексики, Кении, Франции, Индии, Исландии, Филиппин, Финляндии, Китая, Малайзии, ЮАР, Вьетнама, Индонезии, Колумбии, Кипра, Нигерии, Дании, Европейское Банковское Управление, Комиссия США по ценным бумагам, штат Мериленд,  ЦБ РФ), либо посчитало преждевременным установление каких-либо правовых рамок.

Для целей регулирования биткоина государства избирают один из следующих подходов:

— опосредованное регулирование путем применения существующих, действующих нормативных актов, их соответствующего изменения или дополнения;

— непосредственное регулирование путем принятия специального законодательства;

трактовка биткоина исключительно как единицы стоимости (например, регулирование обменных операций с биткоином), обходя вниманием саму технологию и относящиеся к ней вопросы;

— отсутствие официальной трактовки и специального регулирования биткоина для целей наблюдения за его функционированием, уяснения возможных средств и способов регламентации. Некоторые центральные банки начали разработку собственных криптовалют и блокчейнов.

Япония с июля 2017 признала биткоин и виртуальные валюты средством платежа для целей налогообложения; деятельность по оказанию финансовых услуг, связанных с биткоином и виртуальными валютами, подлежит лицензированию. Виртуальной валютой признается ценность, которая может быть использована собственником для совершения платежа, а также может выступать объектом купли-продажи. Она передается посредством электронных систем передачи данных. Услугами по торговле (биржевыми услугами) виртуальными валютами признаются их купля-продажа, посредничество, агентирование, поручительство, управление ими. Оказание таких услуг подпадает под действие законодательства Японии об отмывании денег и требует регистрации в Агентстве по финансовым услугам Японии.

В США органы, регулирующие финансовый рынок, налоговые органы и суды трактуют биткоин по-разному, единый правовой подход отсутствует.

Так, налоговые органы рассматривают биткоины в качестве собственности. Департамент Казначейства США характеризует биткоины как средство обмена, подчеркивая, что они не являются средством платежа. При этом указывается, что под регулирование деятельности, связанной с виртуальными валютами, не подпадают сделки, заключаемые с нефинансовыми целями и не включающие передачу сумм свыше номинальной стоимости виртуальной валюты, а также электронные баллы и пр., используемые при обращении подарочных карт и т.п. Разработка программного обеспечения, связанного с обращением виртуальных валют, также не подпадает под регулирование. С точки зрения Комиссии США по торговле товарными фьючерсами, биткоин и другие виртуальные валюты являются собственностью, — товаром. В июле 2016 г. Конгрессом США был представлен двухпартийный билль, целью которого, среди прочего, является регулирование использования технологии блокчейн для расширения доступа потребителей к финансовым инструментам и онлайн коммерции, усиления экономического роста.

В судебной практике США неоднократно подчеркивалось отсутствие специального регулирования, сложность адаптации действующих законов к новым технологиям. В 2014 г. в деле United States v. Faiella, aka BTCKING, and Charlie Shrem суд, в след за решением по делу SEC v. Shavers, пришел к выводу, что биткоин представляет собой деньги или денежные средства, форму денег, валюту. В 2016 г. в деле Florida v. Espinoza суд постановил, что биткоин является имуществом, а не деньгами.

В штате Нью-Йорк, аналогично Японии, установлено требование о лицензировании, биткоин характеризуется как средство обмена или как ценность в электронной форме. В штате Калифорния в 2015 г. планировалось принять законодательство, требующее лицензирования деятельности, связанной с виртуальной валютой, распространения на лицензиатов требований о минимальном капитале (по аналогии с финансовыми компаниями), законодательства об отмывании денег. Законопроект был отвергнут. В штате Орегон ставки на лошадиных бегах, сделанные в биткоинах, были признаны законными. В штате Невада ставки в биткоинах, сделанные в электронных играх, были признаны противоречащими закону.

Европейский Центральный Банк в 2015 г. посчитал преждевременными попытки установить правовое регулирование биткоина. В августе 2016 г. Европейское Банковское Управление в ответ на предложение Комиссии ЕС распространить на виртуальные валюты действие законодательства об отмывании денег поддержало разработку такого регулирования или, в качестве альтернативы, внесение поправок в действующие нормы.

Федеральное агентство по финансовому надзору Германии признало биткоин одним из видов финансовых инструментов, расчетной единицей.

Банк Финляндии указал, что биткоин не является инструментом платежа или валютой и более сравним с товаром.

Центральный Банк Словении пришел к выводу, что биткоин не является финансовым инструментом.

Банк Нидерландов указал, что биткоин не отвечает требованию о трех функциях денег: служить средством платежа, расчетной единицей, обладать стоимостью. Приведенные положения заимствованы из заключения Европейского Центрального Банка, представленного в 2015 г. При этом в 2012 г. Банк охарактеризовал биткоин как вид нерегулируемых электронных денег, которые выпускаются и контролируются своими же разработчиками, используются среди участников специфического виртуального сообщества, не являются валютой или деньгами. Далее Банк указал, что, не будучи признанным законодательством ЕС, биткоин может использоваться лишь в качестве «договорных» денег и не подпадает под правовое регулирование ЕС о финансовом секторе, в частности под действие Директивы об электронных деньгах 2009 г. и Директивы о платежных услугах 2007 г. Вслед за этим, страны – участницы ЕС не рассматривают биткоины в качестве электронных денег, не распространяют на них действие соответствующих национальных законов.

Европейский суд в октябре 2015 г. в деле Skatteverket v. David Hedqvist постановил, что биткоин не является ценной бумагой, материальным активом и представляет собой средство платежа, обменные операции которого не облагаются НДС. Приведенной позиции последовали налоговые органы Швеции, признав биткоин товаром, аналогичным золоту.

Сингапурские налоговые органы рассматривают передачу биткоинов в качестве оказания услуг, — не денег, ценных бумаг или валюты.

Налоговые органы Канады характеризуют биткоин в качестве цифровой валюты, которая подлежит купле-продаже как товар.

Законодательство о. Мэн допускает биткоины и виртуальную валюту в качестве игровых депозитов в индустрии электронных азартных игр.

Похожие нормы есть в законодательстве Великобритании, которое подчеркивает, что биткоины не являются деньгами, но их подобием, потому деятельность, связанная с биткоинами в сфере электронных игр и пари, подлежит лицензированию, должна соответствовать требованиям законодательства об отмывании денег, не должна быть связана с предоставлением незаконных кредитов. Казначейство Соединенного Королевства высказало намерения распространить на обменные операции биткоина законодательство об отмывании денег, а Управление Соединенного Королевства по финансам предприняло шаги с целью лицензирования Финтех – компаний, использующих блокчейн сеть биткоина в качестве основной инфраструктуры. Деятельность таких компаний была признана выпуском платежных инструментов.

В июле 2016 г. новый закон Израиля о финансовых услугах провозгласил, что виртуальная валюта – это финансовый инструмент, купля-продажа которого требует лицензирования.

В Колумбии биткоины относят к активам.

В Китае биткоин признается виртуальным имуществом или товаром. Аналогичные положения установлены в Гонконге.

Центральный Банк Бразилии подчеркнул, что виртуальная валюта с точки зрения бразильского законодательства не является электронной.

Запрет на использование биткоинов установлен в Боливии, Эквадоре, Китае.

В июне 2015 г. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) опубликовала рекомендации, в соответствии с которыми обменные операции в отношении виртуальных денег должны подлежать регистрации и/или лицензированию надзорными органами и отвечать требованиям законодательства об отмывании денег, в частности условии об обязательной идентификации клиента.

Отмечается смягчение позиции центральных банков в отношении блокчейна, его признание в качестве технологии недорогих платежей глобального уровня. Обсуждения технологии проходили под эгидой Европейского Парламента в апреле 2016, Европейского Центрального Банка в июне 2016 (среди 25 центральных банков Европы), Всемирного Банка, Международного Валютного Фонда и Федерального Резерва США (среди 90 банков).

  1. Существующее и возможное влияние блокчейна на различные секторы рынка.

Финансовый сектор.

Платежи.

Блокчейн может использоваться как инфраструктура для осуществления расчетов. Исполнение любой сделки как правило осуществляется благодаря серии сопутствующих договоров. Блокчейн позволяет проводить одновременные транзакции между множеством сторон и уровней, убирая необходимость в посредниках и сопровождении сделок.

Валюта.

В случае, если эмиссия криптовалюты будет осуществляться Центральным банком государства, это предоставит гражданам такого государства возможность осуществлять платежи и депонировать электронный эквивалент конвертированных в криптовалюту денежных средств. При этом изменится вся финансовая система. Она и все осуществляемые транзакции будут под контролем Центрального банка.

Так, в Федеральной резервной системе США задумались над выпуском криптовалюты «Федкоин» («Fedcoin»), курс которой по отношению к доллару составил бы 1:1.

Банк Канады пошел дальше и провел эксперимент с платежами, осуществляемыми в криптовалюте «Кад-коин» («CADCoin»).

Центральный банк Эквадора еще в 2015 г. издал Резолюцию, в соответствии с которой банкам Эквадора было предписано принять национальную криптовалюту, включившись в новую электронную платежную систему в качестве макро-агентов. Однако, ввиду того, что новая валюта не получила реального обеспечения, система внедрена не была.

Ценные бумаги.

Технология блокчейна позволяет использовать не только смарт контракты, но и внедрить самоисполнимые, программируемые, электронные контракты как новый вид финансовых инструментов – «смарт ценные бумаги». Вслед за ними, возможны автоматизированный смарт клиринг и поставка против платежа (способ торговли ценными бумагами, при котором сертификаты на них могут быть получены новым владельцем только после поступления на счет продавца оплаты), пиринговые сделки с ценными бумагами, эскроу, поручительство.

Возможна также автоматизация корпоративных решений, например, выплаты дивидендов и процентов, первичного размещения акций, регистрации выпуска, автоматизация записи и отслеживания владельцев ценных бумаг и долей, их распределения и сделок с ними, в том числе трансграничных. Присвоение всем приведенным действиям пирингового характера (возможное благодаря блокчейну) сделает ненужным участие брокеров и других посредников, придаст действиям прозрачность.

Первичное размещение коинов («ICO, Initial coin offering»).

Первичное размещение коинов – это продажа или распределение виртуальных токенов («token»), выпускаемых блокчейном, вариант краудфандинга (crowdfunding) – привлечения средств третьих лиц для каких-либо целей. Токены могут быть приобретены или получены путем обмена реальной валюты или криптовалюты (биткоин, эфир[2]). Токены продаются или распределяются для целей развития программы, платформы или иных проектов, или фактически как акции, предоставляющие владельцу право на долю в прибыли от сделанной инвестиции, дивиденды. После выпуска токены могут быть перепроданы на вторичном рынке виртуальных валют или иных платформах.

Страхование.

Технология блокчейна позволяет изменить формат сектора страхования, может быть использована как межотраслевой, распределенный реестр с информацией для целей идентификации пользователей, подтверждения права собственности и происхождения товаров, аутентификации документов и иных данных. Блокчейн открывает возможности самоисполнения страховых требований.

Торговое финансирование.

Процесс финансирования торговых сделок, кредитования, включая экспортное, аккредитивы, факторинг, страхование, в том числе с участием множества сторон могут быть упрощены, а связанные с многоступенчатостью сделок риски мошенничества, подлога и т.п. снижены благодаря технологии блокчейна. Отсутствие единообразия в законодательстве государств, регулирующем приведенные сферы, подчеркивалось в обзорах Международной торговой палаты в 2016, 2017 г. Разнящееся законодательство повышает стоимость трансграничных сделок, приводит к их усложнению. Использование блокчейна позволило бы установить единые торговые стандарты и снизить расходы.

Иные сферы.

Блокчейн позволит автоматизировать и сделать более транспарентными реестры прав собственности и иных прав, сделок, завещаний, доверенностей, исключая в том числе человеческий фактор, который часто служит источником ошибок в таких реестрах. Так, законодательство штата Делавэр позволяет использовать электронные базы данных (распределенные реестры, блокчейн) для регистрации и хранения корпоративных данных, в том числе об акциях.

Блокчейн может использоваться для регистрации и хранения данных об электронных активах, в том числе приобретенных в результате участия в электронных играх и пари.

Блокчейн и криптовалюта, как первоначально задумывалось, может использоваться для проведения платежей, а также как электронный идентификатор участников, в особенности для целей трансграничного использования. Посредством блокчейна могут храниться и передаваться в зашифрованном виде идентификационные данные, например, отпечатки пальцев, образы лица и голоса. Так, в мае 2017 г. для целей идентификации беженцев в рамках Мировой программы продовольствия ООН (UNWFP) использовалась технология блокчейн.

  1. Возможное влияние блокчейна на юридическую профессию и юридические услуги – переход от закона к компьютерному коду.

Блокчейн и технология распределенного реестра повлияют на сектор юридических услуг в трех направлениях: закон, юристы и юридические услуги изменятся и адаптируются к новой реальности. Так, о необходимости модернизации указывается в частности в докладах, опубликованных в 2017 г. Обществом юристов Англии и Уэльса, а также Американской ассоциацией юристов.

Три сферы сектора юридических услуг, на которые будет оказано наиболее существенное влияние:

— кибер или компьютерное, вычислительное право (computational law) в части компьютеризации и автоматизации правового регулирования и процессов принятия решений;

— юридическая инфраструктура – средства, системы и процессы, упрощающие функционирование системы права;

— юридическая информационная система – упрощение доступа к юридической информации.

Компьютерный код – это текст, описывающий компьютерную программу, правила, в соответствии с которыми она работает. Ни один компьютерный код не защищен от ошибок, уязвимостей, именуемых багами («bug»). По этой причине договор, включенный в компьютерный код, и в соответствии с которым осуществляются транзакции, в случае компьютерной ошибки, может быть не исполнен или исполнен ненадлежащим образом. Последствия таких ошибок, в том числе возникающие в связи с ними споры лиц, интересы которых затронуты, должны быть регламентированы законом или, наряду с прочими договорными условиями, которые уже сейчас включаются в смарт контракты, добавлены в коды соответствующих программ. По всей вероятности, в будущем законодательство для целей упомянутой регламентации будет содержать компьютерные коды. Это потребует от юристов приобретения и совершенствования соответствующих навыков, внедрения новых технологий в работу юридических фирм, открытия новых практик, работающих над вопросами блокчейна.

Наиболее подробная регламентация всех возможных вариаций и последствий в рамках компьютерного кода, в итоге сделает необязательным дальнейшее участие юриста, необходимость в юридическом сопровождении смарт контракта и даже возникших в связи с ним споров. Однако на начальном этапе функционирования стоит ожидать увеличения числа клиентов, нуждающихся в объяснении правового регулирования, затрагивающего блокчейн, потребности в юридической помощи в связи с функционированием новых технологий. Так, например, создание судов по интеллектуальным правам и технологиям (Великобритания) уже демонстрирует необходимость в разъяснении и специальных знаниях со стороны юристов в этой области. Стоит отметить, что некоторые технологические модели, например, EOS – платформа децентрализованных приложений, уже имеют встроенный в программу механизм разрешения споров. Вероятно, арбитражные оговорки в будущем будут включаться в компьютерные коды, а споры разрешаться исходя из регламента и правил, также заложенных в код.

Таким образом, общества, ассоциации юристов и адвокатов по всему миру должны будут оценить уникальный потенциал блокчейна, чтобы, например, выработать механизм защищенной децентрализованной платформы для межюрисдикционного обмена данными, усиления сотрудничества в сфере киберпреступлений. Информация может касаться контактных данных юристов, судебных решений и постановлений. Все это приведет к глобализации юридической профессии.

Обмен документами и конфиденциальной информацией, в том числе в рамках процедуры раскрытия доказательств, благодаря блокчейну ускорится и будет защищен от рисков подмены и подделки данных. Нынешние компьютерные средства обмена информацией – Гугл диск (Google drive), Дропбокс (Dropbox) и пр. уязвимы с точки зрения хакерских атак и открывают доступ к информации сервис-провайдерам, чего можно будет избежать с использованием блокчейна. Такие приложения, как Keybase, Storj, Proof of Existence, Blockchain Apparatus, созданные на основе блокчейна, уже предоставляют пользователям возможность конфиденциальной работы с документами.

Изменится судебный процесс. Например, в рамках дела, рассмотренного в Австралии, суд расценил надлежащим уведомление, сделанное посредством социальной сети Facebook. Противоположное мнение было высказано в деле с участием Ситигруп, — суд подчеркнул невозможность с необходимой точностью и достоверностью установить принадлежность аккаунта определенному лицу. Блокчейн, благодаря системе идентификации участников, не позволяющей предоставления доступа какому-либо иному лицу, кроме участника, позволит направлять судебные уведомления вне рисков, упомянутых выше.

Для целей обеспечения сохранности доказательств, например, могут быть использованы программы Binded, Monegraph, Verisart, которые предоставляют пользователям возможность перманентной записи электронного контента (данных), например, фотографий и текста. История просмотров, вносимых изменений и пр. действий сохраняется и доступна пользователям. Журналы действий, защищенные от редактирования, будут служить доказательствами, достоверность которых нельзя будет оспорить, предоставляют уникальную возможность отследить действия участника, в том числе правоохранительными органами и судами.

Система биллинга и распоряжения клиентскими средствами, переданными юристам, благодаря блокчейну, станут более транспарентными, а, следовательно, предсказуемыми для клиентов.

Потребуется регламентация новых форм взаимодействия и деятельности пользователей блокчейна, токенов, самих блокчейнов, так как, с определенной долей условности, блокчейн напоминает юридическое лицо с компьютерным протоколом вместо устава. Так, Комиссия по ценным бумагам США назвала одну из децентрализованных автономных систем неинкорпорированной ассоциацией, поставив вопрос о том, не должен ли выпуск токенов регламентироваться законодательством о ценных бумагах.

         Коды, существующие в наши дни, не совершенны. Примером тому служит произошедшая в июне 2016 г. ситуация с блокчейн сетью еще одной криптовалюты, эфир («Ether»). Сеть эфира «Ethereum» подверглась атаке, из-за которой пользователи понесли ущерб в размере, как минимум, составившем 50 млн. долларов. В целях возврата средств, разработчики «переписали» историю транзакций, однако инцидент привел к вопросу о том, может ли компьютерный код заменить право, отвечающее принципам определенности, окончательности и предсказуемости.

         Законодательство должно адаптироваться к новым технологиям, включать положения, направленные на защиту прав потребителей таких технологий, нормы об отмывании денег, манипулировании рынками, инсайдерской информации и т.д. Ввиду присущего блокчейну характера трансграничности, необходима также гармонизация законодательства среди государств, в частности, в отношении установления применимого права.

         Таким образом, с уверенностью можно прогнозировать существенные изменения, которые блокчейн способен привнести практически во все секторы экономики.

 

[2] См. раздел 3. Возможное влияние блокчейна на юридическую профессию и юридические услуги – переход от закона к компьютерному коду.

</o:p>

Leave a comment