Интернет как глобальная информационная система (§ 11)
Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год (по учебнику Семакина И.Г.) 2 часа в неделю | Интернет как глобальная информационная система (§ 11)
Содержание урока
Урок 24. Организация глобальных сетей (§ 10
Интернет как глобальная информационная система (§ 11)
Коммуникационные службы Интернета
Информационные службы Интернета
Web-2-сервисы
Вопросы и задания
World Wide Web — Всемирная паутина (§ 12)
Практикум. Практические работы 2.1 — 2.4
Интернет как глобальная информационная система (§ 11)
Коммуникационные службы Интернета
Коммуникационные службы обеспечивают общение между пользователями.
Схема работы электронной почты отражена на рис. 2.2. Почтовый сервер — это своеобразное «почтовое отделение», куда поступает входящая корреспонденция зарегистрированных на нем пользователей. Эта корреспонденция помещается в почтовые ящики пользователей — специально отведенные разделы на жестком диске. Каждый пользователь получает персональный почтовый адрес, по которому к нему будут поступать письма.
Каждый почтовый ящик имеет минимум один адрес следующего формата:
имя@адрес_сервера
Адрес почтового ящика должен быть уникальным. Для работы с почтой можно использовать web-интерфейс (т. е. работать с обычным браузером) или установить специализированный почтовый клиент.
Почтовый клиент — программа, помогающая составлять и посылать электронные сообщения, а также получать и отображать письма на компьютере пользователя. Примеры почтовых клиентов: Outlook Express, Netscape Messenger, The Bat. Пример подготовленного к передаче письма в среде Outlook Express приведен на рис. 2.3.
Из схемы на рис. 2.2 видно, что сервер и клиент работают по разным протоколам. Безусловно, «язык» у них общий и они «понимают» друг друга. Но их функции отличаются. РОРЗ (Post Office Protocol — протокол почтового отделения), кроме всего прочего, выполняет функцию защиты информации. Во время сеанса связи он устанавливает личность пользователя, обеспечивает связь с его персональным ящиком. Задача программы-клиента — передать на сервер исходящие письма и принять поступившие. Здесь используется более простой протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи почты).
По электронной почте можно не только отправлять текст, но и вкладывать в сообщение файлы любого формата.
ICQ позволяет пользователю получить уникальный номер, называемый UIN (Universal Internet Number, универсальный номер Интернета), используемый для вызова и прямого общения. ICQ-клиент можно бесплатно загрузить с сервера www.icq.com.
После установки программы на компьютер необходимо зарегистрироваться в системе серверов ICQ и получить UIN. При каждом подключении к Интернету программа ICQ определяет текущий IP-адрес вашего компьютера и по нему определяет UIN. Зная UIN собеседника, можно быстро отправить ему сообщение.
Сеть ICQ позволяет осуществлять поиск нужного абонента по целому ряду полей, включая фамилию, имя, адрес электронной почты, место проживания, возраст и т. д. Помимо службы ICQ, в Интернете есть несколько других аналогичных систем.
IP-телефония (Интернет-телефония)
1) Компьютер — компьютер. Это самый первый и простой способ IP-телефонии. Для его реализации необходимы два компьютера со звуковыми картами, а также системами ввода/вывода звуковой информации (колонки или наушники, микрофон).
2) Компьютер — телефон. Один абонент должен иметь компьютер со звуковой картой и системой ввода/вывода звука, либо специальный IP-телефон, подключаемый к порту USB. Второй абонент имеет обычный телефон, находящийся в любой точке мира. Соединение осуществляется через специальные телефонные шлюзы, предоставляемые провайдерами телефонных услуг в Интернете. Звонок через телефонный шлюз стоит намного дешевле, чем обычный междугородний звонок по схеме «телефон — телефон».
Одной из наиболее популярных программ для IP-телефонии в настоящее время является Skype (рис. 2.4). Она обеспечивает цифровую голосовую связь через Интернет между компьютерами, а также платные услуги для связи с абонентами обычной телефонной сети. При подключении к компьютеру web-камеры Skype поддерживает также и видеосвязь между двумя абонентами.
Видеоконференция — это информационная услуга, обеспечивающая одновременную двухстороннюю передачу, обработку, преобразование и представление видео- и звуковой информации на расстояние в режиме реального времени с использованием компьютеров для более чем двух абонентов.
Для общения в режиме видеоконференции абоненты должны иметь микрофон, видеокамеру (web-камеру), устройство отображения информации и воспроизведения звука, а также компьютер с необходимым программным обеспечением. Популярной системой поддержки видеоконференций является Vidicor.
Различают конференции симметричные, т. е. такие, где все абоненты видят и слышат друг друга, и асимметричные
Следующая страница Информационные службы Интернета
Интернет как глобальная информационная система (§ 11)
Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | План проведения занятий на учебный год (по учебнику Семакина И.Г.) 1 час в неделю
Содержание урока
Организация глобальных сетей (§ 10
Интернет как глобальная информационная система (§ 11)
Коммуникационные службы Интернета
Информационные службы Интернета
Web-2-сервисы
Вопросы и задания
World Wide Web — Всемирная паутина (§ 12)
Практикум. Практические работы 2.1 — 2.4
Интернет как глобальная информационная система (§ 11)
Далее мы будем говорить об Интернете с точки зрения выполнения им своего главного назначения: быть глобальной информационной системой. Системой, дающей пользователю неограниченные возможности как для информационных коммуникаций с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.
Средства обеспечения определенных информационных услуг для пользователей Сети принято называть службами (сервисами) Интернета. Число различных служб в Сети непрерывно растет. Опишем лишь некоторые самые известные службы, разделив их на коммуникационные и информационные.
Всякая услуга в Интернете предоставляется с помощью программ-серверов. Серверы делятся на несколько видов, в зависимости от типа услуги, которая предоставляется пользователям: web-серверы предоставляют доступ к информации в виде web-страниц, файловые серверы обеспечивают доступ к файлам, почтовые серверы выполняют обмен почтовыми сообщениями, игровые серверы служат для одновременной игры нескольких пользователей и др. С сервером взаимодействует программа-клиент, работающая на компьютере пользователя.
Работа связки «клиент — сервер» подчиняется определенному протоколу: стандарту на представление, обработку, передачу информации средствами данной службы.
Если протокол TCP/IP называется базовым протоколом Интернета, то протоколы служб можно назвать прикладными протоколами (иногда их называют протоколами второго уровня).
Следующая страница
Организация и услуги Интернет (§§ 10
Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | План проведения занятий на учебный год (по учебнику Семакина И.Г.) 1 час в неделю| Организация глобальных сетей (§ 10)
Содержание урока
Организация глобальных сетей (§ 10
История развития глобальных сетей
Аппаратные средства Интернета
Каналы связи
Программное обеспечение Интернета
Как работает Интернет
Вопросы и задания
Интернет как глобальная информационная система (§ 11)
World Wide Web — Всемирная паутина (§ 12)
Практикум. Практические работы 2.1 — 2.4
Организация глобальных сетей (§ 10)
История развития глобальных сетей
Из истории человеческого общества вам должно быть известно, что многие научные открытия и изобретения сильно повлияли на ее ход, на развитие цивилизации. К их числу относятся изобретение парового двигателя, открытие электричества, овладение атомной энергией, изобретение радио и пр. Процессы резкого изменения в характере производства, в быту, к которым приводят важные научные открытия и изобретения, принято называть научно-технической революцией.
Появление и развитие компьютерной техники во второй половине XX века стали важнейшим фактором научно-технической революции.
В этом процессе выделим три этапа.
Первый этап начался с создания первой ЭВМ в 1945 году. Приблизительно в течение 30 лет компьютерами пользовалось сравнительно небольшое число людей, главным образом в научной и производственной областях.
Второй этап начался в середине 70-х годов XX века и связан с появлением и распространением персональных компьютеров (ПК). ПК стали широко использоваться не только в науке и производстве, но и в системе образования, сфере обслуживания, быту. ПК вошли в дом как один из видов бытовой техники наряду с радиоприемниками, телевизорами, магнитофонами.
Третий этап связан с появлением глобальной компьютерной сети Интернет. В результате персональный компьютер, который помещается на письменном столе, стал «окном» в огромный мир информации. Появились новые понятия, такие как «мировое информационное пространство», «киберпространство». Распространение Интернета решает важную социальную проблему информационного неравенства, которое существует между людьми, живущими в разных странах, на разных континентах, а также в крупных городах и на периферии. Именно развитие Интернета дает основание говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап информационного общества.
С распространением компьютеров возникает понятие компьютерной грамотности. Это необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать компьютер для общественных и личных целей.
На первом этапе развития ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению программировать. Программирование главным образом изучалось в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты.
На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на персональном компьютере с прикладными программами, выполнять минимум необходимых действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в само-стоятельном режиме.
На третьем, современном этапе важным элементом компьютерной грамотности стало умение использовать Интернет. Появилось более широкое понятие — информационная культура. Быстро растет число компьютеров, подключенных к мировой сети. И всё более необходимым становится умение использовать ком-пьютер для общения с другими людьми, для дистанционного обучения, поиска справочной информации, коммерческой деятельности и многого другого.
Понятие глобальной сети — системы объединенных компьютеров, расположенных на больших расстояниях друг от друга, — появилось в процессе развития компьютерных сетей. В 1964 году в США была создана компьютерная система раннего оповещения о приближении ракет противника. Первой глобальной сетью невоенного назначения стала сеть ARPANET в США, введенная в действие в 1969 году. Она имела научное назначение и объединяла компьютеры нескольких университетов страны.
В 80-90-х годах прошлого века в разных странах создается множество отраслевых, региональных национальных компьютерных сетей. Их объединение в международную сеть произошло на базе межсетевой среды Интернет.
Важным годом в истории Интернета стал 1993 год, когда была создана служба World Wide Web (WWW) — Всемирная информационная сеть (Всемирная паутина). С появлением WWW резко возрос интерес к Интернету, пошел процесс его бурного развития и распространения. Многие люди, говоря об Интернете, подразумевают именно WWW, хотя это только лишь одна из его служб.
Интернет — это сложная аппаратно-программная система, в которой нам с вами предстоит разобраться. Постараемся получить ответы на три вопроса:
• из чего состоит Интернет;
• как работает;
• для чего используется.
Часто в литературе вместо слова «Интернет» употребляют термин «Сеть» (уважительно с большой буквы). Мы также иногда будем им пользоваться.
Следующая страница Аппаратные средства Интернета
Интернет как глобальная информационная система
Конспект урока по теме «Интернет как глобальная информационная система»
Класс: 8
Тип класса: общеобразовательный.
Тема: Интернет как глобальная информационная система.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательные:
— ознакомить учащихся с возможностями поисковой службы сети Интернет;
— иметь представления о возможностях поиска в сети;
— о видах поисковых систем.
Развивающие:
— развивать познавательный интерес;
— системное мышление и коммуникационные навыки.
Воспитательные:
— формирование эмоционально — ценностного отношения к интеллектуальной деятельности.
Методы обучения: словесные, наглядные, интерактивные.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры с выходом в сеть Интернет, рабочий конспект, карточки с индивидуальными заданиями.
Ресурсы: УМК Угринович Н.Д. Информатика 8 класс М.: Бином. Лаборатория знаний.
План урока
Орг. момент
Актуализация знаний и опыта учащихся
Изложение нового материала
Практическая работа
Подведение итогов урока
Ход урока
1-2 мин.
Слайд 1
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Меня зовут Татьяна Николаевна.
Я рада встрече с Вами.
Вижу, Вы приготовились к уроку.
Надеюсь, что он пройдет интересно и плодотворно, а поможет нам в этом улыбка
Слайд 2
Жизнь так прекрасна, улыбайся.
И засмеётся мир с тобой.
Как можно чаще улыбайся.
Встречай улыбкой день любой.
Вот с этих добрых слов я бы хотела начать наш урок.
Пусть у вас будет хорошее настроение на нашем занятии.
Для того чтобы понять, о чем мы будем сегодня говорить, я предлагаю Вам отгадать загадку
Сетевая паутина
Оплела весь белый свет,
Не пройти ребятам мимо
Что же это? (Интернет)
Вы поняли, что речь пойдет об Интернете.
Посмотреть готовность к уроку (на столах: ручка и план -конспект)
Актуализация темы
Слайд 3
Мы с вами живем в веке информатизации. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, практически во все ее сферы.
Еще несколько лет назад компьютер был диковинкой, а сегодня он стал доступен каждой семье.
Ребята поднимите руки …
У кого дома есть компьютер?
Для чего вы его используете?
А у кого дома есть Интернет?
У вас дома есть компьютер, вы им пользуетесь, а также используете возможности сети Интернет, но подскажите Как будет звучать тема нашего урока?????
Слайд 4
Тема сегодняшнего урока: Интернет как глобальная информационная система.
Слайд 5
Цель нашего урока это повторение структуры глобальной компьютерной сети Интернет и освоить основные методы поиска информации.
Задачами урока являются:
— научиться обращаться к различным поисковым системам;
-узнать основные приемы оптимального поиска информации;
Ученики говорят,
обобщаем определение темы урока.
Введение в тему:
— подготовить детей к восприятию темы;
— нацелить на продуктивную работу.
7-10 минут
Слайд 6
Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Интернет. Сегодня не выходя из дома …. Что вы можете сделать?
(можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое)
Интернет – интересный и многогранный мир, который позволяет узнать много нового в разных областях — это может быть география и физика, история и биология, литература и физкультура.
Слайд 7
Но все таки — давайте попробуем дать определение, что такое Интернет?
Слайд 8
Перед Вам почти готовое понятие, но в нем пропущены некоторые слова, попробуйте восстановить эти слова.
Об этом нам расскажет … (называю имя учащегося) Хорошо, (ИМЯ)! Ты практически правильно сформулировал
А теперь обратите внимание, на столе у каждого из Вас лежит краткий конспект к уроку.
Внесите в задание 1. правильные ответы.
Интернет – это ГЛОБАЛЬНАЯ компьютерная сеть, которая объединяет не только региональные и корпоративные сети, но также еще и ЛОКАЛЬНЫЕ.
Слайд 9
Ребята, мы сейчас с вами побудем в роли исследователей и узнаем положительные, а также отрицательные стороны сети Интернет.
Давайте разделимся на две группы: первая группа найдет все достоинства сети, а вторая группа все её недостатки.
В течение 1 мин вы выделите эти качества.
Слайд 10
Слайд 10
Я думаю, что Вы уже сейчас сможете назвать достоинства и недостатки Интернета.
Выступление капитана Сторонников Интернета.
Выступление капитана Противников Интернета.
Вывод: Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Интернет с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её стороныВосстанавливают определение,
записывают в рабочий конспект
Работа в группах
Дети говорят
Тема урока:
— изучить способы поиска информации в сети Интернет;
— рассмотреть поисковые системы Интернета.
10 минут
Слайд 11
Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации.
Для поиска информации используются в основном три основных типа:
Слайд 13
Указание адреса страницы;
(Взять фломастер и на доске показать, где указан адрес страницы.)
Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
Слайд 11
Перемещение по гипертекстовым ссылкам; (по ключевым словам)
Взять фломастер и на доске показать, где указан адрес страницы.
Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
При сканировании страницы поисковая машина определяет:
— количество слов;
— частоту вхождений запроса в текст;
-ключевые слова.
Слайд 14
Обращение к поисковой системе.
Но только правильно необходимо выбрать поисковую систему
Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете.
В настоящее время в русскоязычной поисковой системе популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru),
Rambler (rambler.ru) и тд. ( Aport.)
Среди англоязычных поисковых систем можно отметить: Google, Yahoo, и тд (Alta Vista, Lycos)
Слайд 15
Но, что же такое поисковая система?
Поисковая система – программно-аппаратная среда с веб — интерфейсом, предоставляющая возможность поиска информации в Интернете.
Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины.
Ребята, а какие поисковые системы вы знаете?
(Ответы детей: Yahha, Mail, www.altavista.com, www.lycos.com, www.google.ru, www.yandex.ru, www.aport.ru и другие. www.list.ru )
А теперь, я попрошу обратить внимание, что всё то, о чем я рассказывала, кратко изложено в конспекте во 2- м разделе.
Эта информация пригодиться Вам сегодня для выполнения практической работы.
Ознакомление с конспектом
Дети отвечают
Работа с конспектом
Но прежде, чем её выполнять я попрошу Вас вспомнить правила безопасного поведения в Интернет — сети?
Слайд 16
1. Посещайте веб- страницы с осторожностью, не открывайте всплывающих окошек и рекламу.
2. Храните пароли от часто посещаемых сайтов вне компьютера.
3. Будьте осторожны с содержимым при загрузке, используйте антивирусные программы.
4. Установите специальный фильтр- защиту.
Всегда соблюдайте эти правила!
Читают дети
Закрепление материала
15 минут
Слайд 17
Ну, вот Вы пополнили свой багаж новыми знаниями, а теперь мы проверим как вы усвоили их и можете применять на практике.
У каждого из Вас на столе лежит карточка — задание, где записаны вопросы по теме пока неизвестной для Вас.
Ваша задача:
1.Ответь на вопросы, обращаясь к различным поисковым системам и заполнить итоговую таблицу, а затем Мы Вместе поставить оценку поисковым серверам.
А сейчас, давайте определим тему, — информацию по которой вы должны найти.
Слайд 18
(видеоролик)
Ребята, поднимите руку и скажите, какому событию посвящен видеоролик?
Да 2014 год объявлен Годом Культуры в РОССИИ…
Поэтому вопросам культуры и будет посвящена ваша практическая работа.
Слайд 19
Пока в течение 10 минут Вы будете работать, часы на доске и ведут отчет времени.
Как только время истечет,
Вы заканчиваете работу и садитесь за парты.
Время пошло.
Идет слайд с таймером и музыкой
Время истекло, прошу Всех занять свои места, ну и конечно возьмите свои карточки с ответами.
Индивидуальная работа за компьютерами.
Слайд 20
Что же у Вас получилось:
ИМЯ (….) первый вопрос задания
К какому типу поиска информации был отнесен:
1. С указание адреса станицы?
2. С перемещением по гипертекстовым ссылкам?
1 вопрос: Самые значительные культурные достопримечательности
Санкт- Петербурга
Молодец, ….( Петропавловская крепость, Эрмитаж, Храм Христа Спасителя)
2 вопрос (с указанием адреса страницы):
http://afisha.ru/rostov—na—donu/theatre
(Об этом нам расскажет … (называю имя учащегося)
Прекрасно (Афиша-Ростовского драматического театра)
3 вопрос: Судьба, каких знаменитых Русских писателей была связана с культурой и бытом донского края?
(Об этом нам расскажет … (называю имя учащегося)
Хорошо, (М.А.Шолохов, А.П.Чехов, Виталий Закруткин, М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин)
4 вопрос: Давайте поставим Свою оценку поисковым системам и увидим, какая на Ваш взгляд, заслужила наивысшей оценки?
Критерии оценивания находятся у Вас в карточке – задание:
— информация находится быстро и полно;
—информация находится относительно быстро, но для поиска полной информации нужно тратить дополнительное время;
— для поиска информации пришлось потратить значительное время.
5вопрос: Какой тип поиска информации Вам показался более оптимальным ????
1. С указание адреса станицы?
2. С перемещением по гипертекстовым ссылкам?
Читают дети
Читают дети
Читают дети
Дети выставляют вою оценку
Дети отвечают
Рефлексия: Перед Вами на доске находятся незаконченные высказывания, выберите любое понравившийся и продолжите его.
Подхожу к доске
Подведение итогов урока:
систематизация знаний, полученных на уроке
2 минуты
Слайд 21
Ребята, мне очень понравилось, как Вы сегодня работали.
В благодарность за сотрудничество каждому из Вас я приготовила небольшой сюрприз – д/з записала вместо вас.
Прочтите его: «Подготовить сообщение об одной из поисковых систем (пор выбору)»
Вам понятно, как его выполнять?
Ну и в заключении, если Вам понравилось наше общение, давайте продолжим его в сети Интерет.
Мой электронный адрес Вы найдете в сюрпризе с Д/З.
Слайд 22
—Я рада, что на протяжении всего занятия Вы были внимательны.
Закройте глаза и вспомните моменты нашего занятия. Я хочу, чтобы все кто работал хорошо – улыбнулся мне, а кто чувствует в себе потенциал работать лучше – поаплодировать себе.
Интернет как глобальная информационная система — 21 Ноября 2017 — Блог
Тема урока: «Интернет как глобальная информационная система».
Практическая работа
Глобальные компьютерные сети – это системы объединённых компьютеров, которые расположены на большом расстоянии друг от друга. Самая большая глобальная компьютерная сеть – интернет.
Основные аппаратные средства интернета: компьютерные узлы и каналы связи.
Программные средства, которые обеспечивают работу интернета можно разделить на базовые и прикладные. Базовые – обеспечивает приём и передачу данных в соответствии с сетевыми протоколами TCP-IP. Прикладные – отвечает за работу различных информационных служб интернета.
Программы, которые обеспечивают работу служб и сервисов интернета, устанавливаются на узловые компьютеры и на компьютеры пользователей. На узловые компьютеры устанавливается серверное программное обеспечение. Благодаря ему узловые компьютеры могут выполнять роль серверов различных служб интернета. На компьютеры пользователей устанавливается клиентское программное обеспечение.
Сегодня мы рассмотрим интернет, как глобальную информационную систему. Так же поговорим о его коммуникационных службах, таких как электронная почта, службы мгновенного обмена сообщениями, видеоконференция и IP-телефония.
Сегодня мы рассмотрим главное назначение интернета: быть системой, которая даёт пользователю неограниченные возможности для получения информации и связи с другими людьми.
Информационные услуги интернета обеспечиваются рядом его служб. Их число непрерывно растёт. Так почтовый сервер отвечает за передачу почты, веб-серверы обеспечивают доступ к информации на веб-сайтах, игровые серверы обеспечивают доступ пользователей к играм.
Условно все службы интернета можно разделить на информационные и коммуникационные. Назначение информационныхслужб в обеспечении доступа пользователей к информации. Коммуникационные службы используются для связи между людьми.
Как мы знаем, программное обеспечение различных служб можно поделить на серверное и клиентское. Серверная и клиентская программы устанавливают связь посредством сетевых протоколов. В отличии от протоколов TCP-IP, которые называются базовыми, эти протоколы обеспечивают работу конкретной службы. Их называют прикладными.
Коммуникационные службы интернета представлены электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями или чатом, службами видеоконференций и IP-телефонией. Рассмотрим подробнее каждую из этих служб.
Начнём с электронной почты или email. Это самая старая, а также одна из самых массовых служб сети Интернет. У каждого пользователя этой службы есть свой персональный почтовый ящик. Так называется специальный раздел жёсткого диска на узловом компьютере. Его название имеет следующую структуру: вначале записывается имя почтового ящика, на пример «mymail». После него ставиться знак «собака». Далее идёт доменное имя почтового сервера, например, «gmail.com».
Рассмотрим, как работает почтовый сервер. Он работает по протоколу «POP3», сокращённо от «пост офис протокол». В переводе это означает «протокол почтового отделения версия три». Во время сеанса связи данный протокол устанавливает личность пользователя и обеспечивает связь с его персональным почтовым ящиком. Таким образом, он обеспечивает информационную безопасность. После определения личности пользователя почтовый сервер принимает или передаёт сообщения.
С почтовым сервером можно работать через веб-интерфейс и клиентскую программу. При работе через веб-интервейс необходимо постоянное подключение к интернету. Программа-клиент при подключении к интернету автоматически устанавливает связь с почтовым сервером, а затем отправляет и принимает письма.
Почтовые клиенты, на пример «Outlook Express», «Thunderbird» или «The Bat» работают по протоколу SMTP, сокращённо от «Simple Mail Transfer Protocol», что в переводе означает «простейший протокол передачи почты».
Несмотря на то что, клиентская и серверная программа работают в соответствии с различными протоколами, это не мешает им взаимодействовать при организации почтовой службы. Необходимо отметить, что с помощью электронной почты можно передавать не только текст. В сообщения можно так же вкладывать файлы любого типа.
Следующая служба интернета – служба мгновенного обмена сообщениями. Клиентские программы этой службы например ICQ, Windows live messanger или Miranda IM.
Рассмотрим данную службу на примере клиентской программы ICQ. После установки клиентской программы необходимо зарегистрироваться в системе серверов и получить UIN, или универсальный номер интернета. Он позволяет напрямую связываться с другими абонентами службы и отправлять им сообщения. В данной клиентской программе реализована система поиска пользователей по многим полям данных: Имени, Фамилии, Возрасту, Электронной почте.
Необходимо отметить, что большинство программ для обмена сообщениями, созданы разными разработчиками и используют для связи различные прикладные протоколы. Это означает, что пользователь, установив клиентскую программу ICQ, не сможет общаться через неё с пользователем, который использует, например, «Yahoo Messenger».
Следующие службы интернета IP-телефония и видеоконференции. IP-телефония – это служба, позволяющая вести разговор в реальном времени, используя каналы связи интернета.
Здесь стоит выделить два типа соединения, в зависимости от используемых устройств связи. Первый вариант, когда оба абонента используют компьютеры. В этом случае достаточно чтобы на обоих компьютерах были установлены звуковые карты, а также имелась система ввода и вывода звука, например, микрофон и наушники.
Второй вариант, когда один из абонентов использует телефон, а второй компьютер. Тогда на компьютере первого абонента должны быть устройства ввода и вывода звука. У второго абонента должен быть обычный телефон. В этом случае звонок осуществляется через специальный телефонный шлюз, один из каналов связи, предоставляемый интернет-провайдером. Звонок с использованием IP-телефонии гораздо дешевле обычных телефонных звонков, поэтому эта служба снимает ограничения, которые накладывают расстояния на абонентов телефонной сети.
Наиболее популярной программой для IP-телефонии является «скайп». Он обеспечивает бесплатную голосовую связь между компьютерами пользователей через интернет, а также платную связь с абонентами телефонной сети. При подключении к компьютеру веб-камеры эту программу можно использовать так же для организации видеоконференций.
Видеоконференцией называется служба интернета, которая обеспечивает передачу через интернет и воспроизведение видео и звуковой информации в режиме реального времени между пользователями более чем двух компьютеров. Для общения в видеоконференции компьютеры пользователей должны быть оборудованы устройствами ввода-вывода звука, а также устройствами ввода изображения, на пример веб-камерой.
Различают симметричные и асимметричные видео конференции. Симметричными называются конференции, в которых все пользователи видят, слышат друг друга и могут участвовать в разговоре. Асимметричными называются видео конференции, где часть участников видят и слышат, но не могут участвовать в разговоре.
Сегодня мы рассмотрели тему: Интернет, как глобальная информационная система. Коммуникационные службы интернета.
Подведём итоги урока.
Интернет – это глобальная информационная система. Большинство служб интернета реализованы по технологии клиент-сервер. Службы интернета можно разделить на информационные и коммуникационные. Примеры коммуникационных служб интернета: электронная почта, чат, IP-телефония и видеоконференция.
Перейдите к практической работе
Интернет как глобальная информационная система (§ 11)
Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год (по учебнику Семакина И.Г.) 2 часа в неделю | Интернет как глобальная информационная система (§ 11)
Содержание урока
Урок 24. Организация глобальных сетей (§ 10
Интернет как глобальная информационная система (§ 11)
Коммуникационные службы Интернета
Информационные службы Интернета
Web-2-сервисы
Вопросы и задания
World Wide Web — Всемирная паутина (§ 12)
Практикум. Практические работы 2.1 — 2.4
Интернет как глобальная информационная система (§ 11)
Информационные службы Интернета
Информационные службы предоставляют пользователям возможность доступа к определенным информационным ресурсам, хранящимся в Интернете. Такими ресурсами являются либо файлы стандартных форматов, либо разного рода документы (в том числе мультимедийные), которые можно просмотреть, сохранить, распечатать.
Служба передачи файлов. Часто эту службу называют по имени используемого протокола: FTP (File Transfer Protocol — протокол передачи файлов). Со стороны Сети работу службы обеспечивают FTP-серверы, а со стороны пользователей — FTP-клиенты.
Назначение FTP-сервера — хранение набора файлов самого разнообразного назначения (обычно в архивированном виде). Чаще всего это программные файлы: средства системного и прикладного программного обеспечения. Но в наборах могут храниться файлы и любых других форматов: графические, звуковые, документы Microsoft Word, Microsoft Excel и др. Вся эта информация образует иерархическую структуру папок (каталогов и подкаталогов).
После соединения FTP-клиента с сервером на экране пользователя открывается файловый интерфейс хранилища папок и файлов на сервере (наподобие Проводника Windows). Далее работа происходит так же, как с файловой системой на собственном ПК: папки и файлы можно просматривать, сортировать, копировать на свои диски.
Клиент FTP входит в состав программы Internet Explorer и поэтому всегда имеется на ПК, работающем под управлением ОС Microsoft Windows.
World Wide Web (WWW, Всемирная паутина) — самая массовая сегодня информационная служба Интернета. Это огромная, распределенная по всему миру информационная система, содержащая миллионы документов на самые разнообразные темы.
Работает эта служба на базе протокола HTTP. Подробно о WWW будет рассказано в следующем параграфе. О популярности WWW говорят такие данные: с момента создания Интернета (1969 г.) до появления WWW (1993 г.) к услугам Сети подключились около 2 миллионов пользователей; с появлением WWW за 5-7 лет это число увеличилось приблизительно до 200 миллионов человек. В последнее время Интернет стал отождествляться с WWW. В настоящее время в мире насчитывается более 2 миллиардов пользователей Интернета и World Wide Web.
Следующая страница Web-2-сервисы
Интернет как глобальная информационная система
В ходе объяснения учащиеся знакомятся с новыми понятиями и определениями по теме “Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернет”. В ходе беседы учащимся демонстрируется ЦОР – мультимедийная презентация по изучаемой теме.
Учащимся дается определение компьютерной сети, как системы компьютеров, связанных каналами передачи информации.
Учащимся рассказывается о различиях между локальной сетью и глобальными сетями:
Локальная сеть (в пределах помещения, предприятия) дает возможность пользователям не только быстро обмениваться информацией, но и более эффективно использовать ресурсы объединенных в сеть компьютеров: внешнюю память, устройство печати, сканер и другие технические устройства, а также программное обеспечение.
Глобальные сети связывают между собой многие локальные сети, а также автономные компьютеры пользователей. Размеры глобальных сетей не ограничены. Существуют корпоративные, национальные и международные глобальные сети.
Объяснение сопровождается демонстрацией слайда 2.
Далее, с помощью слайда 3 наглядно демонстрируется иерархия названных компьютерных сетей.
При помощи слайда 4 учащимся демонстрируется определение глобальной сети и архитектура глобальной сети:
Глобальная сеть – это объединение многих локальных сетей и отдельных компьютеров, находящихся на больших расстояниях друг от друга.
При помощи слайда 5 демонстрируется определение локальной сети:
Локальные сети – это небольшие компьютерные сети, работающие в пределах одного помещения, одного предприятия.
Слайд 5, также, показывает учащимся основные различия между одноранговой сетью и сетью с выделенным сервером:
Пользователю одноранговой сети могут быть доступны ресурсы всех подключенных к ней компьютеров (в том случае, если эти ресурсы не защищены от постороннего доступа).
Сеть с выделенным сервером организована по следующему принципу: имеется один центральный компьютер (сервер) и множество подключенных к нему менее мощных компьютеров – рабочих станций. Центральная машина обычно имеет больший объем внешней памяти, к ней подключены устройства, которых нет на рабочих станциях (принтер, сканер, модем для выхода в глобальную сеть).
Учащимся при помощи слайда 6 рассказывается о моделях различных конфигураций локальной сети (топологии сети):
Общая схема соединения компьютеров в локальной сети называется топологией сети. Вариант соединения компьютеров, когда кабель проходит от одного компьютера к другому, последовательно соединяя компьютеры и периферийные устройства между собой, называется линейная шина. Если к каждому компьютеру подходит отдельный кабель из одного центрального узла, то реализуется локальная сеть типа звезда.
При помощи слайдов 7 и 8 учащимся поясняется физическая основа построения компьютерных сетей – кабели коаксиального типа, кабели с витой парой и оптоволоконные кабели:
Витая пара состоит из двух изолированных проводов, свитых между собой; скручивание проводов уменьшает влияние внешних электромагнитных полей на передаваемые сигналы, это самый дешевый тип кабеля, скорость передачи информации 10-1000 Мбит/сек.
Коаксиальный кабель отличается более высокой механической прочностью, помехозащищенностью и обеспечивает скорость передачи информации 10–1000 Мбит/сек.
Оптоволоконный кабель идеальная передающая среда, он не подвержен действию электромагнитных полей, скорость передачи информации более 50 Мбит/cек. Оптоволоконный кабель часто применяют для подключения локальных сетей к глобальной сети.
Далее, слайд 9, дает обучаемым представление о глобальной компьютерной сети Интернет:
Интернет – это глобальная компьютерная сеть, в которой локальные, региональные и корпоративные сети соединены между собой многочисленными каналами передачи информации с высокой пропускной способностью.
Способ подключения локальных сетей к Интернет, также, демонстрируются при помощи слайда 9.
Слайд 10 показывает учащимся современную структуру Интернет, объединяющую при помощи оптико-волоконных и спутниковых каналов, узловые компьютеры, информационные серверы, серверы DNS и компьютеры пользователей.
Слайд 11 демонстрирует учащимся технические средства глобальной сети. Дается определение модема:
Модем – это устройство согласования цифрового сигнала с аналоговой (телефонной) линией связи (модуляция-демодуляция).
Затем, обучаемым рассказывается, каким образом осуществляется подключение к сети Интернет по коммутируемым телефонным каналам при помощи провайдеров Интернет. Рассказ сопровождается демонстрацией слайда 12.
Разновидности модемов для подключения к сети Интернет по коммутируемым телефонным каналам показываются наслайде 13.
Далее учащимся дается представление о возможности подключения к сети Интернет с использованием беспроводной технологии Wi-Fi (слайд 14).