Индивидуальное обучение на дому – Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому

Содержание

Индивидуальное обучение ребенка — онлайн-школа Интернет Урок

Особенности индивидуального образования

Индивидуальное обучение в школе проходит с учителем по особой, заранее согласованной программе. В таком освоении знаний множество преимуществ: ребенок может задать интересующие вопросы, при этом он полностью отдается учебному процессу, получает все внимание учителя. Это позволяет ребенку быстрее изучить школьную программу и получать хорошие результаты.

Индивидуальное обучение на дому чаще всего проходит в дистанционной форме. Подходит для детей-инвалидов, которым сложно посещать школу. Список изучаемых предметов соответствует государственным образовательным стандартам. Современные технологии позволяют создавать качественный и доступный учебный контент.

Ученики знакомятся с материалом по видеоурокам, которые создаются профессиональными учителям и режиссерами. Такой подход позволяет получать наглядные пособия высокого качества с доступными объяснениями проходимого материала. Видео можно просматривать необходимое количество раз, чтобы как следует усвоить информацию. Дети учат конспекты, выполняют интерактивные тестовые задания. В случае необходимости ученик может смело обращаться к куратору за разъяснениями сложных моментов обучения. Педагог обязан ответить на любые вопросы ученика.

Кто может перейти на индивидуальное обучение?

Нередко индивидуальное обучение является единственной возможностью получить образование ученикам с ограниченными возможностями. Проблемы со здоровьем — самая распространенная, но не единственная причина, по которой родители предпочитают такой вид освоения школьной программы для своих детей.

Индивидуальное обучение может быть востребовано в следующих ситуациях:

  • При соответствующих медицинских показаниях.
  • Если ученик не может освоить учебную программу на удовлетворительную оценку. При плохой успеваемости, наличии проблемных дисциплин ребенок может быть переведен на индивидуальную форму освоения знаний с отдельной программой изучения предметов.
  • Индивидуальное обучение доступно для детей с особенностями психологического развития, которым сложно находить контакт со сверстниками.
  • Для талантливых или особо одаренных школьников, которые могут пройти программу быстрее своих сверстников. Такие ученики нередко выбирают углубленный курс изучения.
  • Дети, которые активно занимаются в различных спортивных и самодеятельных кружках, нередко просто не в состоянии успешно изучить предметы в классе, что связано с их постоянным отсутствием на уроках. В этом случае помогут занятия с педагогами в особом режиме.
  • Если школьник часто меняет место жительства, он также может быть переведен на индивидуальную форму обучения. Это позволяет избежать большого количества трудностей: регулярного поиска образовательного учреждения, постоянной адаптации к новому коллективу, налаживания контакта с учителями.
  • Родители могут принять решение о получении услуги в связи с эффективностью индивидуального режима получения знаний.

Как перейти?

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен оформить ходатайство о переходе на дистанционный формат освоения школьной программы. Необходимо предоставить постановление медицинской комиссии, справки. Если родители решили перевести ребенка на домашнее обучение по другим причинам, необходимо написать заявление на имя директора, перечислить предметы, требуемые для изучения в его возрасте. Обязательно проверьте, содержит ли устав школы пункт о предоставлении такой формы получения знаний.

При отказа от предоставления возможности обучаться дистанционно, можно обратиться в местное отделение министерства образования. Данное учреждение может обязать директора включить соответствующий пункт в устав школы.

Составление плана обучения проводится совместно с родителями, при этом учитываются особенности развития ребенка. Во время занятий ученик получает оценки, сдает экзамены, после завершения процесса получает аттестат.

Кроме индивидуального обучения в классе есть возможность получить образование в специальных образовательных центрах.

Преимущества и недостатки

Самостоятельная учеба дома или наедине с преподавателем — эффективный способ освоения знаний. Дети не отвлекаются на разговоры со сверстниками, полностью вовлекаются в происходящее, могут задавать вопросы учителю. При домашнем прохождении программы ученик выбирает подходящий для него ритм, может перечитывать или просматривать материал столько раз, сколько нужно для его успешного освоения.

Ученики на индивидуальном обучении зачастую показывают лучший результат, чем те, кто постоянно посещают школу. Перечислим другие достоинства такой системы:

  • Преподаватель уделяет подопечному максимум внимания, имеет возможность найти к нему верный подход, что часто просто невозможно при работе с большим количеством учеников.
  • Изучение предметов дома — это нередко единственная возможность получить образование для инвалидов.
  • Учитываются индивидуальные особенности, склонности и таланты ученика.
  • Ученик не попадет под плохое влияние сверстников.
  • Дети получают навыки самоорганизованности, ответственности, самостоятельности.

Индивидуальное образование является законной и полноценной формой освоения школьной программы. На такой формат можно перейти уже с первого класса. Пожалуй, единственный минус такой системы — отсутствие постоянного общения со сверстниками. Однако проблема решается довольно просто — ребенка можно отдать в кружки и секции по интересам.

Специалисты домашней школы InternetUrok всегда готовы помочь полностью разобраться в специфике индивидуального обучения для получения качественного образования.

Индивидуальное обучение на дому

В данной статье мы рассмотрим индивидуальное обучение на дому, все его виды. Поговорим о плюсах и минусах индивидуального обучения на дому и дадим полезные практические рекомендации.

Индивидуальное обучение на дому

сегодня широко используется в разных сферах образования. Основные направления, которые хотелось бы выделить: обучение на дому детей и взрослых. Рассмотрим каждое из направлений домашнего обучения подробнее.

Индивидуальное обучение на дому детей

Дети, могут учиться, как в образовательном учреждении, так и дома.
В данном направлении 2 вида обучения, которые используются в современной системе образования.

Индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям
Согласно пункту 2 статьи 51 Закона РФ № 3266-1 индивидуальное обучение на дому проводится, если есть соответствующие медицинские показания. Государство предоставляет родителям возможность вызывать преподавателей из школы на дом. Для того, чтобы воспользоваться данной возможностью, родителями пишется заявление в школу. В зависимости от возраста ребенка государство оплачивает от 8 до 12 часов индивидуальных занятий в неделю. Сверх установленных часов, если они требуются, родители самостоятельно оплачивают занятия с преподавателями.

Обучение ведется в соответствии со школьной программой. Для родителей это отличная возможность обеспечить обучение ребенка, если он по каким-то причинам не может постоянно посещать школу.

Добровольное домашнее обучение.
Домашнее обучение – это способ образования, при котором обучение организуется родителями добровольно по собственному желанию. Право родителей дать своему ребенку образование оговорено пунктом 3 ст.52 Закона РФ «Об образовании» и пунктом 2 «Положения о получении образования в семье».

В данном случае родители также пишут заявление в школу о переходе на домашнее индивидуальное обучение. После согласования со школой, они сами решают, каким образом обучать ребенка, самостоятельно или с профессиональными преподавателями, в какое время и с какой интенсивностью проводить занятия.
Кроме образовательной нагрузки на родителей, также ложиться ответственность за сдачу экзаменов по школьной программе. Ребенок в установленном порядке должен проходить экзамены и аттестацию в школе.
Данный способ позволяет родителям полностью контролировать образование ребенка, но в тоже время влечет за собой траты времени и/или финансов на индивидуальное обучение.

Индивидуальное обучение взрослых на дому

Со взрослыми дела обстоят несколько иначе. Выпускникам школы государство возможности бесплатного индивидуального обучения с преподавателями дома не предоставляет. Однако взрослый может воспользоваться двумя другими возможностями, о которых поговорим ниже.

Самообучение на дому экстерном.
Студенту предоставляется возможность обучаться дома самостоятельно, не посещая лекции. Для получения такой возможности студент пишет соответствующее заявление в деканат. Аттестация проходит экстернатом. В установленном согласованном порядке учащийся сдает необходимые зачеты и экзамены.
Такой способ обучения позволяет закончить учебное заведение раньше положенного срока, самому определять формат, систему, время и место обучения.

Среди минусов можно отметить необходимость высокой самоорганизации.

Дистанционное обучение на дому.
Многие учебные заведения сейчас предлагают обучаться дистанционно. Занятия с преподавателями проходят удаленно через скайп или посредством других способов связи. Сдача основных экзаменов может проходить также дистанционно.
Обучаясь таким способом, студент получает возможность заниматься практически из любой точки, где есть интернет, в том числе и дома.
Данный способ обучения реализован далеко не по всем направлениям и далеко не все учебные заведения его предлагают. Он слабо применим в получении специальностей, где крайне важны получение практических навыков и личное присутствие.

Основные направления индивидуального обучения на дому мы рассмотрели.
Давайте поговорим о том, какие плюсы и минусы несет в себе обучение на дому.
К основным плюсам можно отнести более комфортные условия занятий и отсутствие трат времени на посещение учебного заведения. Также индивидуальное обучение в отличие от групповых занятий, как правило, более эффективно, так как ориентировано под особенности конкретного учащегося.
Если говорить о минусах, то среди них можно выделить отсутствие взаимодействия с другими учащимися, что может снизить коммуникативные навыки. Также существуют некоторые сложности в организации самой системы обучения на дому. Связаны они с необходимостью согласования самого обучения и сдачи экзаменов с государственными учебными заведениями, что несет за собой массу забот и бумажной волокиты.

В заключение хочется дать несколько полезных практических рекомендаций.
Если вы решили использовать индивидуальное обучение на дому для своего образования или образования своего ребенка, то обязательно учитывайте его целесообразность. Домашнее обучение – это всего лишь способ, инструмент образования, который имеет свои преимущества и недостатки. Для начала определитесь с образовательными целями, и только потом применяйте такой инструмент, как обучение на дому.
Не следует относиться к индивидуальному домашнему обучению, как к панацее. Этот способ может работать, как лучше, так и хуже классической системы обучения. Если вы наблюдаете, что результаты от домашнего обучения слабые, то это повод переосмыслить его значимость и пробовать классическую очную систему.
Не забывайте о минусах, которые несет в себе индивидуальное обучение на дому. Важно данные минусы максимально компенсировать. К примеру, если ваш ребенок учиться дома, то стимулируйте его общение со сверстниками, обеспечьте ему возможность больше взаимодействовать с другими детьми.
Так ребенок станет более открытым и коммуникабельным, что очень важно в современном обществе.

На этом собственно у нас всё.
Удачного обучения!


Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

Индивидуальное обучение школьников – только плюсы

Индивидуальное обучение школьников не новомодная тенденция. Подобный способ получения знаний применяется уже давно. В наше время благодаря развитию технологий появилась новая возможность – дистанционное образование.

Что такое индивидуальное домашнее обучение?

Индивидуальное домашнее обучение – освоение обязательной школьной программы, не предполагающее обязательного очного посещения школы. Один из вариантов реализации такого подхода – дистанционное образование. Дети просматривают видеоуроки, которые созданы коллективом профессионалов – учителей, режиссеров, специалистов по компьютерной графике. Также школьники изучают и другие материалы – текстовые конспекты, используют интерактивные тесты для проверки знаний.

Перечень предметов соответствует государственным стандартам в сфере образования. Благодаря видеоурокам материал преподносится в наиболее понятной и наглядной форме. Несомненный плюс заключается в том, что ребенок может просматривать их много раз. Это поможет ученику лучше понять сложные моменты, в то время как в обычной школе каждый урок можно пройти лишь один раз. Остались вопросы по поводу изложенного материала? Их всегда можно задать преподавателю и получить подробный ответ. И школьник, и родители также могут обратиться в службу кураторов, если возникли какие-либо непредвиденные обстоятельства.

Обучение школьников на дому – возможность реализовать все способности ребенка. С одной стороны, оно позволяет полностью перевести ребенка на семейное обучение. С другой стороны, в удаленной школе учащийся может изучать отдельные предметы в дополнение к урокам в обычной школе.

В каких случаях можно порекомендовать индивидуальное школьное обучение?

Очень часто индивидуальное школьное обучение на дому – единственная возможность получить образование детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Но это – лишь одна из возможных ситуаций, когда применяется индивидуальное образование. Многие родители принимают решение обучать ребенка удаленно по другим причинам.

Индивидуальное обучение школьников на дому обязательно понравится талантливым детям. Такие ребята часто хотят осваивать избранные предметы или всю программу углубленно. Таким образом, обучаясь индивидуально, они смогут опережать сверстников в получении знаний. Вы заметили, что ребенок скучает в школе? Самый правильный выход – обучение на дому по индивидуальной программе.

К удаленному образованию прибегают и семьи, которые в силу тех или причин часто переезжают из одного населенного пункта в другой. В таком случае дистанционное обучение позволяет избежать целого ряда трудностей. Среди проблем, которые становятся не актуальны: необходимость поиска новой школы или репетиторов каждый раз при переезде, сложности с адаптацией в учебных заведениях, что часто пагубно сказывается на успеваемости.

Преимущества индивидуального обучения

Эффективность домашнего обучения по индивидуальной программе доказана практикой. Дети, которые обучаются дома по правильным методикам, показывают как минимум не худший результат, чем ученики, регулярно посещающие обычные школы. Это совсем не удивляет, ведь в таком случае преподаватели могут уделить каждому ребенку максимум внимания. В то же время в больших классах обычных школ педагог не всегда может найти верный подход к каждому ученику, которые бы учитывал его индивидуальные отличия и способности.

Дети, находящиеся на индивидуальном обучении, никогда не попадают под плохое влияние недоброжелательно настроенных сверстников. Также исключается ситуация конфликта с преподавателем, когда учитель по субъективным причинам плохо относится к ребенку. Школьники, которые учатся дома, очень быстро развивают навыки самостоятельности и ответственности. Ведь ребятам приходится контролировать свой график, отслеживать, когда им нужно сдать тест или контрольную работу. Дистанционная форма получения знаний учит усидчивости и организованности, а эти навыки очень пригодятся во взрослой жизни.

Подходы к организации

В наше время организовать индивидуальное домашнее обучение можно без особых проблем. Благодаря стремительному развитию технологий появились широкие возможности. Вашему ребенку понадобится только компьютер с выходом в Интернет. Если ребенок находится вдали от дома, то ему не придется брать в поездку учебники – видеоуроки и текстовые конспекты будут также ему доступны.

Домашняя школа InternetUrok – множество видеоуроков по разным дисциплинам. Каждый создан талантливыми преподавателями, режиссерами и другими специалистами. Учителя интернет-школы также могут проконсультировать учащегося при помощи средств голосовой, дистанционной и видеосвязи.

Если у ребенка не получилось сразу понять сложную тем, то видеолекцию можно просмотреть еще раз, что невозможно в случае очных уроков в обычной школе.

В Домашней школе InternetUrok есть удобный электронный журнал оценок, что позволяет родителям легко отслеживать успеваемость. Если возникли какие-либо непредвиденные обстоятельства, учащийся или его родственники могут обратиться в службу кураторов. Чтобы быть в курсе всех новостей, лучше всего подписаться на специальную e-mail-рассылку.

Если вы хотите, чтобы ребенок получил по-настоящему качественные знания, то Домашняя школа InternetUrok – самый правильный выбор. Все больше детей и родителей в России и во всем мире делают выбор в пользу такого замечательного способа получить знания, как семейное обучение.

Индивидуальное обучение на дому

Организация индивидуального обучения больных детей на дому

Организация индивидуального обучения на дому больных детей ставит задачу освоения образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта учащимися, которые по причине болезни не могут обучаться  в образовательном учреждении.

Индивидуальное обучение больных детей на дому может быть организовано во всех видах общеобразовательных учреждений приказом управления образования.

Организация обучения больных детей на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик.

Учащийся, проживающий на микроучастке другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучения больного ребенка на дому (на период болезни), по заявлению родителей может быть переведен в школу по месту жительства не зависимо от наполняемости класса.

Обучение осуществляется только на дому, в пределах часов отведенных Письмом МНО РСФСР от 14.11.88 г. №17-235-6 “Об индивидуальном обучения больных детей на дому по предметам, входящим в учебный план школы, по заявлению родителей и решению администрации образовательного учреждения”.

Основанием для организации индивидуального обучения больных детей на дому является: письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения, медицинское заключение лечебного учреждения.

При назначении учителей, работающих с больными учащимися, преимущественно отдается учителям, работающим в данном классе.

При невозможности организовать обучения на дому больного учащегося силами своего педагогического коллектива, администрация образовательного учреждения имеет право привлечь педагогических работников не работающих в данном учреждении.

Аттестация и перевод учащихся осуществляется в соответствии с законом РФ “Об образовании”.

Финансовое обеспечение индивидуального обучения больных детей на дому.

Индивидуальное обучение больных детей на дому предоставляется учащимся бесплатно в пределах: 1-4 кл. — до 8 часов в неделю; 5-8 кл. – до 10 часов в неделю; 9 кл. – до 11 часов в неделю; 10-11 кл. – до 12 часов в неделю.

Если период обучения больного учащегося на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения на дому из медицинских справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата учителям включается в тарификацию.

В случае болезни учителя (не позже, чем через неделю) администрация школы, с учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с больным учеником другим учителем.

В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать не проведенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями.

Администрация образовательного учреждения представляет в бухгалтерию приказ, если проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока.

Основными нормативными документами, регламентирующими индивидуальное обучение больных детей, являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Типовое положение об образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196)
  • Письмо Министерства народного образования РСФР №17-253-6 от 14.11.1988 г. «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»
  • Совместное Письмо Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства Здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186 «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996г.

№ 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008г. № 379 н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»

Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

Основанием для организации индивидуального обучения на дому являются медицинская справка (заключение) лечебного учреждения и письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения. На их основе 1.09.2014 года был издан приказ директора школы об индивидуальном обучении на дому.

Распределение нагрузки проведено в соответствии со специальностью учителей и их квалификации. При назначении учителей, которые будут заниматься с детьми, преимущество отдано педагогам, работающим в данном классе. Администрация школы также привлекает к работе с детьми с ОВЗ педагогических работников, не работающих в данном учреждении.

Определён объем учебной нагрузки обучающегося в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации № 17-253-6 от 14 ноября 1988 г.

школа 1 ступенишкола 2 ступенишкола 3 ступени
класскол-во часов в неделюкласскол-во часов в неделюкласскол-во часов в неделю
1 — 4до 8 часов5 — 8до 10 часов10 — 11до 12 часов
9до 11 часов

Согласно нормативным документам составлены учебные планы и рабочие программы. Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.

Составлено расписание занятий с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей больных детей и их интересов, руководствуясь учебным планом школы, учитывая длительность урока не более 40 минут, минимальная длительность перерыва 10 минут.

Издан приказ директора «Об организации сдачи зачётов в конце четверти учащихся, находящихся на индивидуальном обучении в 2014 – 2015 учебном году»

Во время болезни, лечения ребенка вне дома, занятия переносятся на другое время по заявлению родителей (законных представителей) учащегося и приказа директора школы, при этом учитывая недопустимость перегрузки учащегося.

В случае болезни учителя администрация школы с учетом кадровых возможностей производит замещение занятий с учеником, находящимся на индивидуальном обучении на дому, другим учителем или уроки переносятся на другое время по согласованию с родителями (законными представителями). Перенос занятий согласовывается с родителями (законными представителями).

В случае, когда проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока, администрация школы представляет в бухгалтерию приказ о снятии учебной нагрузки.

Каждому учащемуся заведен журнал индивидуального обучения. Журнал индивидуального обучения является документом и ведение его обязательно. Заместитель директора по учебной работе систематически осуществляет контроль за правильностью ведения и своевременностью заполнения журналов индивидуального обучения. Журнал индивидуального обучения рассчитан на учебный год.

Заместитель директора по учебной работе даёт указания классным руководителям о распределении страниц журнала, отведённых на текущий учёт успеваемости в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет. Классный руководитель вклеивает в журнал выписку из приказа об индивидуальном обучении учащегося и расписание уроков, составленное с учетом пожеланий родителей и состояния здоровья учащихся. Учителя систематически заполняют следующие графы:

Число и месяц;  Что пройдено на уроке;  Домашнее задание;  Оценка за урок;  Роспись учителя

Темы проведенных уроков соответствуют календарно — тематическим планам. В конце каждой четверти (полугодия) учитель выставляет итоговую оценку и переносит её в классный журнал, указывает количество часов по плану и фактически проведённое. Эти данные фиксируются учителями в сводной ведомости об успеваемости учащегося, находящегося на индивидуальном обучении на дому и в отчёте по итогам индивидуального обучения за каждую четверть. Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве учреждения 5 лет.

По письменным предметам учащиеся ведут тетради, которые регулярно проверяются учителями. Учащиеся ведут дневники, где фиксируется расписание занятий, домашние задания и оценки.

В классном журнале на левой развернутой странице листа в отметочной строке напротив фамилии учащегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме обучения на дому, делается запись: «Индивидуальное обучение, приказ от _______ № _______». Четвертные, полугодовые, годовые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому в классный журнал соответствующего класса. Таким же образом в классный журнал соответствующего класса вносятся сведения о переводе из класса в класс, о выпуске из образовательного учреждения. Аттестация и перевод обучающихся по индивидуальным планам на дому осуществляются в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Права и обязанности участников образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому определены в Положении об индивидуальном обучении и трехстороннем договоре на воспитание и обучение ребенка, находящегося на индивидуальном обучении на дому по состоянию здоровья согласно медицинским документам.

Общее руководство образовательным процессом в форме индивидуального обучения на дому осуществляется администрацией школы. Заместитель директора по учебной работе, курирующий индивидуальное обучение учащихся, контролирует выполнение учебных программ, качество проводимых занятий, аттестацию обучающихся, оформление документации; соблюдение расписания уроков в школе и своевременность проведения занятий на дому.

Что такое индивидуальное обучение на дому? Кому и зачем оно нужно?

Индивидуальное обучение применяется в качестве альтернативного обучения стандартному школьному. Решение о переходе ученика на индивидуальное обучение принимает администрация школы или родители, при соответствующих показаниях медиков. Обычно это происходит во время или после болезни ребёнка, когда он не может долгое время посещать школу. Бывают случаи, когда родители сами настаивают на индивидуальном обучении своего ребёнка по разным причинам. Но в каждом отдельном случае, такое решение принимается директором школы и завучем одновременно.

Если оплата учителям будет производиться из средств органов образования, то завуч определяет количество предметов, которые учащийся будет изучать в этот период, и какие учителя будут вести обучение. Они составляют долговременные и поурочные планы уроков, согласуют количество учебных часов и комбинируют изучение похожих тем. Затем завуч составляет персональное расписание, и преподаватели проводят уроки на дому. Ребёнок получает и, по мере возможностей, выполняет домашние задания, за эту работу ему выставляют оценки. По ним проводится его аттестация за четверть и за год. Все оценки выставляются в журнал. Результаты такого обучения почти всегда положительно сказываются на общей успеваемости ребёнка.

Существует и другой вид индивидуального обучения, который выбирают родители вполне благополучных детей с целью более качественного овладения ими знаний школьной программы или в более короткие сроки. В этом случаи родители ученика сами оплачивают работу преподавателей и иногда корректируют процесс преподавания некоторых предметов, высказывая свои пожелания. Одной из составляющих такого способа получения знаний может быть дистанционное обучение. Если в первой ситуации учителю, работающему с ребёнком, достаточно будет того уровня знаний, которые ему необходимы для работы в качестве школьного учителя, то во втором случае преподаватель должен иметь намного более обширные познания в своей области.

 

Плюсов у такого обучения очень много.

 

  • Во-первых, отсутствие других учеников даёт возможность и ребёнку и учителю более широко и разносторонне объяснять новый материал. Можно использовать дополнительный материал и закреплять полученные знания прямо на уроке.
  • Во-вторых, все непонятные моменты урока можно объяснить подробно и добиться полного понимания задач или сложного вопроса темы.
  • В-третьих, проверку домашнего задания при индивидуальной форме обучения учитель проводит каждый урок и в полном объёме. А это очень важно для дальнейшего продвижения ученика в любой области школьных знаний. Ребёнок привыкает выполнять домашнее задание ежедневно и добросовестно, потому что надеяться на то, что «сегодня меня не вызовут» не приходится.
  • В-четвертых, процесс индивидуального обучения проходит обычно у ученика дома, в знакомой обстановке. Поэтому у него нет причин и возможности отвлекаться на посторонние предметы, как это зачастую происходит в школьном классе. А если внимание не рассеивается, то эффект от общения с учителем намного выше. Да и всё внимание преподавателя тоже направлено на одного ученика, который сидит непосредственно перед ним и работать в такой спокойной обстановке намного продуктивнее.

 

По собственному опыту могу сказать, что возможностей раскрыться не только ребёнку, но и самому учителю намного больше, если этот учитель действительно творческий человек. Здесь можно пробовать излагать новый материал, применяя новые или свои собственные методики, проверять, насколько понятны будут ваши варианты домашних заданий для индивидуального обучения при школьном опросе в обычном классе.

В качестве минусов хотелось бы сказать об отсутствии общения со сверстниками, но это общение ребёнок может получать и в изостудии, или в хореографическом кружке, или на занятиях в спортивной секции. И общение это будет более приятным, чем в школе. Так что минус этот очень сомнительный.

Индивидуальное обучение в школе — это что такое? :: BusinessMan.ru

В последние годы одной из наиболее популярных тем, касающихся обучения, стала проблема индивидуализации. Многие ученики и их родители слышали о существовании форм образовательного процесса, отличающихся от традиционной классно-урочной системы.

Сегодня школьники вправе получать образование по индивидуальному маршруту, который может быть осуществлен по принципу дистанционного получения знаний, экстерната, а также индивидуального обучения в школе. Многие слышали об этих видах занятий, однако не все могут похвастаться доскональным знанием вопроса. В данной статье будет рассмотрена сущность обучения по индивидуальному учебному плану в школе, а также достоинства и недостатки такой формы.

Для чего это нужно?

Далее будут рассмотрены цели индивидуального обучения ребенка в школе

Получение образования, организованного по собственному маршруту, призвано обеспечить усвоение знаний умений и навыков, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте, лицами, нуждающимися в особом подходе.

Существование такого вида прохождения школьной программы обеспечивает осуществление конституционного положения о всеобщем праве на получение образования. Поэтому такое обучение предоставляется ребенку на бесплатной основе, как и образование стандартного типа.

Также наличие в стране подобной услуги говорит о том, что российская система образования учитывает интересы и потребности людей с ослабленным здоровьем и дает им возможность получать знания наряду с прочими гражданами, согласно установленным стандартам.

Кто может рассчитывать на обучение по индивидуальному плану в школе?

Кроме детей, имеющих рекомендацию на получение такого рода образования от медицинской комиссии, есть еще несколько групп школьников, которые могут быть переведены на уроки в режиме, когда общение происходит один на один с учителем. Можно назвать следующие категории детей, нуждающихся в подобной образовательной услуге:

  • Лица, не выполняющие учебную программу на удовлетворительную оценку. Если ребенок не успевает по одному или более предметам, то обучение проблемным дисциплинам может быть переведено в индивидуальный режим.
  • Особо одаренные дети, способные осваивать программу по какому-либо предмету в сжатые сроки, а также имеющие необходимые задатки для прохождения углубленного курса.
  • Школьники, занятые в различных секциях, кружках самодеятельности, которые регулярно участвует в различного рода спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, концертах и так далее. Такие дети имеют право заниматься с педагогами индивидуально, поскольку регулярные длительные перерывы в учебе не позволяют им успешно усваивать курс в классном коллективе.
  • Дети, имеющие другие причины на обучение в школе в индивидуальной форме.

Далее будет рассмотрена каждая из этих групп отдельно.

Хроническая неуспеваемость

Школьники, которые неудовлетворительно учатся по одному или нескольким предметам в силу каких либо причин, могут быть переведены на индивидуальный режим. Также на такую форму получения образования могут рассчитывать лица, у которых ввиду психологических особенностей личности не получается выстраивать отношения с коллективом детей. В этом случае в учебный план, рассчитанный на конкретного школьника, кроме обязательных дисциплин, включаются также занятия с психологами и необходимые комплексы мер по устранению хронической неуспеваемости.

усталость от учебы

После преодоления сложившихся проблем и компенсации отставания от остального класса такой ребенок может быть переведен обратно на традиционное обучение.

Кроме перечисленных детей с проблемами здоровья, а также психологическими особенностями личности, индивидуальное обучение в школе может быть рекомендовано и тем ребятам, которые отличаются неудовлетворительным поведением, но в силу определенных причин не могут быть отправлены для получения образования в специальные учреждения.

В прохождении особого образовательного маршрута для таких школьников, безусловно, больше плюсов, чем минусов. Во-первых, находясь на подобном обучении, ребенок не чувствует своей неполноценности по отношению к одноклассникам. Во-вторых, если речь идет о хулиганах, чье поведение мешает другим детям получать знания, то здесь положительный результат перевода ученика на индивидуальный режим тоже очевиден.

школьный хулиган

Кроме того, общение один на один с педагогом в большинстве случаев положительно сказывается на успехах школьника. Если вовремя осуществить переход на подобную систему, то можно избежать таких негативных последствий, как накопление многочисленных академических задолженностей и повторное обучение в одном и том же классе.

Одаренные дети

Индивидуальное обучение в школе по состоянию здоровья и по причине психологических особенностей личности, как было сказано выше, не является единственной разновидностью такого образования. В особом подходе нуждаются также дети, обладающие различными талантами и одаренные в какой-либо области. В педагогической психологии существует даже особый раздел, посвященный изучению личностных характеристик подобных учеников.

Их отличие от среднестатистических детей состоит в не только в том, что они обладают отличными задатками для деятельности в какой-либо сфере, но нередко и значительным отставанием по другим образовательным предметам. Поэтому такие школьники часто нуждаются не только в ускоренном углубленном прохождении курсов по одной или нескольким дисциплинам, но также и в корректировке самостоятельных занятий по некоторым предметам.

Также известно, что подобные личности нередко являются более уязвимыми с психологической точки зрения. Общение в коллективе часто приносит им различные отрицательные эмоции.

одаренный ребенок

Поэтому задача педагогов состоит не только в раскрытии их таланта и содействии дальнейшему развитию такого ребенка, но и в помощи родителям в выборе правильного образовательного маршрута для их сына или дочки.

О спорт, ты — жизнь!

Другой категорией учеников, которые могут рассчитывать на индивидуальную программу обучения в школе, являются те, кто уже в столь раннем возрасте начал профессиональную карьеру. Как правило, это спортсмены, участники различных крупных соревнований регионального и международного уровня, а также ученики музыкальных школ, участвующие в разного рода конкурсах. Такая деятельность связана с регулярными поездками, а значит, ребенку необходимо делать более или менее продолжительные перерывы в обучении. Но, как говорят некоторые эксперты в области образования, сегодня уже прошли те времена, когда спортсмены представляли собой группу людей со значительными недостатками в образовании.

Современный атлет — это человек, не только обладающий необходимыми физическими данными, но и обширными знаниями по ряду научных дисциплин. Специальная информация, безусловно, необходима им для достижения наилучших результатов в соревнованиях.

ребенок спортсмен

Ведь если спортсмен не только прекрасно подготовлен физически, но и будет иметь теоретическую базу, то это ускорит его профессиональный рост.

Другие причины

В законе об образовании упомянута еще одна категория лиц, которая может рассчитывать на построение индивидуального маршрута образования. Этот пункт обозначен коротким словом «другие».

Хотя в тексте закона не уточняется, кто может быть отнесен к данной категории, но можно предположить, что сюда следует причислить, например, тех, для кого обучение в коллективе неприемлемо по религиозным взглядам. Либо по программе индивидуального обучения учащихся в школе могут заниматься дети военных или других лиц, чья деятельность связана с постоянными переездами из одного региона в другой, а, соответственно, ребенок вынужден часто менять образовательные заведения.

Разновидности индивидуального обучения

Существует несколько вариантов индивидуального построения образовательного маршрута. Причем каждый из них может иметь ряд вариаций. Далее будут рассмотрены основные типы такого получения образования.

  • Индивидуальное обучение на дому (школа не посещается). Такая программа лучше всего подходит для детей с медицинскими ограничениями по здоровью. Инвалиды с нарушением двигательного аппарата испытывают большие трудности при дальних перемещениях. Не всегда здание школы находится в шаговой доступности от дома такого ученика. Поэтому наиболее благоприятным и результативным будет получение образования в домашних условиях.
  • Индивидуальное обучение учащихся в школе. Такой вариант больше всего подходит для всех остальных лиц, чья потребность в подобном обучении не связана с ограничениями по здоровью. В таком случае экономится также личное время педагогов, поскольку их рабочий график мало отличается от занятий с детьми, получающими образование в коллективе.

О разновидностях этих двух типов индивидуального обучения речь пойдет в следующих главах.

Другие особенности процесса

Согласно действующему законодательству, количество часов, отводимых для работы с учеником, находящимся на индивидуальном маршруте, не должно превышать восьми часов в неделю в начальной школе и двенадцати в средних и старших классах. Соответственно, для таких детей получение знаний связано с большой долей самостоятельной работы. На первый взгляд это является одним из недостатков подобного образовательного процесса. Однако развитие умения самостоятельно работать с учебными пособиями, а также черпать необходимую информацию из других источников, несомненно, является важным навыком для всей последующей жизни человека.

Именно о развитии подобных образовательных компетенций и говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте. На данном этапе развития отечественной педагогики ученые говорят о необходимости привития человеку именно навыков получения знаний. А, соответственно, индивидуальное обучение в полной мере соответствует запросам современного общества.

Научно-технический прогресс на службе у образования

Кроме того, ограниченное число академических часов может быть компенсировано за счет использования современных технических средств, таких как интернет и разнообразные носители информации. В законе сказано, что индивидуальное обучение ребенка в школе может проходить и дистанционно, посредством использования Всемирной паутины. Также информация может быть предоставлена ему на других носителях, таких как компакт-диски с записями различных учебных программ и аудио- и видеоверсиями уроков.

В электронном виде нередко осуществляется и промежуточное тестирование школьника.

При подобном способе получения образования ребенку нет необходимости прерывать занятия даже при регулярных поездках на какие-либо соревнования или концертные выступления.

юный музыкант

Он может самостоятельно планировать свой учебный график, подстраивая его под расписание других видов деятельности.

Нормативная основа

Какими законами индивидуальное обучение в школе регламентировано?

Прежде всего, о наличии в школе подобной услуги должно быть сказано в ее уставе. Этот документ, в свою очередь, основывается на положениях Законов об образовании и о индивидуальном обучении в школе. Также действие подобного вида маршрута получения знаний утверждено серией других документов, таких как письма министерства образования и прочих.

Необходимые действия родителей

Немаловажным вопросом является и такой: как перевести ребенка на индивидуальное обучение в школе?

Итак, если ваши сын или дочка нуждаются в подобной образовательной услуге, то следует написать заявление на имя директора той школы, в которую он ходит.

Необходимо помнить, что такое получение образования возможно уже с первого класса. То есть школьник может начать свое обучение уже по индивидуальной программе. В этом заявлении нужно перечислить предметы, которые в обязательном порядке изучаются на данной ступени образования. Также можно упомянуть о пожеланиях, которые выдвигает ребенок и его родители.

родители и ребенок

К таким запросам можно отнести, например, просьбу осуществлять индивидуальное обучение в начальной школе по какому-нибудь предмету в углубленной форме. Здесь может быть перечислен ряд причин для ускорения прохождения программы или наоборот для его замедления. При этом нужно быть готовым к тому, что за подобные дополнительные услуги учебное заведение попросит оплату в определенном размере. Обучение обязательным предметам должно проходить бесплатно.

Если школа отказала

Индивидуальное обучение ребенка в школе должно быть непременно одобрено администрацией заведения. Если в получении такой образовательной услуги отказано, то родителям школьника не стоит отчаиваться. Они могут обратиться в местное отделение министерства образования. Если отказ получен по той причине, что в уставе данного заведения нет положения об индивидуальном обучении в школе, то вышестоящие чиновники могут обязать директора внести в этот документ соответствующий пункт.

Образовательные центры

Кроме обучения по индивидуальному учебному плану в школе, возможно также получение дополнительного образования в специальных центрах. Такие учреждения предоставляют возможность не только лицам школьного возраста, но и другим гражданам получать знания по программам, осуществляемым в данный момент.

В последнее время наиболее популярными курсами в центрах индивидуального образования являются школы иностранного языка.

Порядок занятий

Организация индивидуального обучения в школе осуществляется согласно следующему порядку. Когда заявление, составленное родителями, подписано директором учебного заведения, происходит разработка плана, а также расписания занятий.

Составление первого из перечисленных документов ведется совместно с родителями или законными представителями школьника. При этом обычно учитываются личные пожелания ребенка, его интересы, замечания родственников. Также принимается во внимание состояние здоровья обучающегося.

В соответствующих документах указывается количество предметов, необходимых для прохождения в рамках курса. При составлении рабочих программ в школах России по индивидуальному обучению по каждому из предметов назначаются педагоги. Предпочтение отдается тем специалистам, которые работают с данным классом, то есть с тем учебным коллективом, к которому приписан ребенок. Если в учреждении не хватает кадров, то школа привлекает к этой работе внештатных сотрудников.

По каждой дисциплине определяются даты, когда должны проводиться зачеты и контрольные работы. Если индивидуальное обучение в школе по состоянию здоровья прерывается на время пребывания ребенка в медицинском заведении, то пропущенные уроки по заявлению родителей подлежат обязательной компенсации, то есть их время переносится на другие даты.

В случае, если педагог находится на больничном, назначают замещающего специалиста, или уроки переносят до выздоровления учителя.

Работа по государственным стандартам

Все школьники, находящиеся на индивидуальном обучении, также как и их ровесники, проходящие традиционный маршрут образования, сдают экзамены, в том числе и итоговые, получают отметки, имеют такое же количество выходных и каникул, как их товарищи. Поэтому их аттестат ничем не отличается от документов, выдаваемых школьникам после окончания традиционной программы.

Работа с документами

Что касается документации на школьника, проходящего индивидуальный курс обучения, то она включает в себя классный журнал, заводимый на одного ребенка, а также школьный дневник. Ответственность за ведение первого документа возлагается на педагога, второй же заполняется самим учеником. Школьный журнал в этом случае имеет все те разделы, которые предусмотрены при групповой системе обучения. С определенной периодичностью этот документ должен проверяться руководством школы. Его небрежное ведение влечет за собой принятие дирекцией учебного заведения соответствующих мер по отношению к педагогу.

По каждому из предметов школьник, проходящий обучение, осуществляемое по данному образовательному маршруту, должен иметь ученическую тетрадь, которая проверяется педагогом, преподающим дисциплину.

Проблемы и их решения

Многие дети, обучающиеся по принципу взаимодействия с педагогом один на один, делают это вынужденно, поскольку состояние здоровья не позволяет ходить в обыкновенную общеобразовательную школу. Поэтому таким ребятам может требоваться не только особый подход со стороны учителей, но и психологическая помощь. Специалистов в данной области должна рекомендовать к работе с таким ребенком школа, к которой он прикреплен.

Кроме того, нередко помощь требуется не только детям, но и их родителям. Так, с целью повышения качества знаний об особенностях индивидуального образования, с законными представителями таких школьников регулярно проводятся педагогические собрания, а также лекции на интересующие родителей темы.

Нередко вопросы, обсуждаемые на таких мероприятиях, поднимаются и самими педагогами.

Заключение

Данная статья была посвящена проблемам индивидуального обучения детей в российских школах. Такой тип получения знаний может осуществляться как в образовательном учреждении, так и на дому ребенка. Сегодня в распоряжении детей, нуждающихся в подобном подходе, есть многочисленные технические средства, во многом облегчающие прохождение ими образовательной программы.

В первых главах этого материала был затронут вопрос о том, кто имеет право на получение подобного рода образования. Также приведены нормативные документы, регламентирующие осуществление индивидуального обучения в России.

Важной частью статьи является глава о том, какие действия должны быть предприняты родителями детей, которые нуждаются в индивидуальном плане обучения в школе. При наличии всех необходимых документов, а также заявления на имя директора школы, обычно перевод обучающихся на такой вид получения образования осуществляется в течение нескольких месяцев.

Индивидуальное обучение, наряду с другими его видами, является полноправной формой получения образования.

школьный класс

Поэтому после окончания подобного курса школьники получают аттестат государственного образца.

Индивидуальное обучение в средней школе (5, 6, 7, 8, 9 классы)

Сегодня многие родители предпочитают переводить своих детей на индивидуальную форму обучения. И тому есть множество причин. Для этого, не считая проблем со здоровьем, когда ребёнку сложно и может быть даже опасно находиться вне дома, есть следующие причины.

  • Работа родителей, связанная с частыми переездами. Хочется избежать ситуаций, когда постоянно приходится переводить ребёнка в другую школу, что, конечно же, станет для него испытанием, влияющим как на психоэмоциональное развитие, так и на успеваемость.
  • Школьник никак не может найти общий язык со своими одноклассниками. Ежедневные конфликты, плохой психологический климат на уроках могут сделать ребёнка закрытым и нервозным. А плохие отметки и вовсе создадут комплексы и множество проблем в будущем. Тогда родители, заботясь о психологическом состоянии ученика, переводят его на семейное обучение.
  • Слабая успеваемость, которая может быть вызвана многими факторами, – индивидуальное образование вполне может устранить многие из них.
  • Ребенок хочет изучать важные для него предметы углублённо – индивидуальные занятия станут в этой ситуации хорошим подспорьем.
  • Талантливый ребёнок намного опережает школьную программу, и ему необходим индивидуальный подход к получению образования.
  • Дети, которые профессионально занимаются каким-либо видом спорта или творчеством, также нуждаются в индивидуальном обучении. Это позволяет составить график, который дает возможность полноценно заниматься по общеобразовательным предметам, в то же время посещая соревнования и не отказываясь от тренировок.

5 класс

Наиболее часто ребята переходят на индивидуальное обучение в момент перевода их из младшей школы в среднюю. 5 класс – переломный момент для каждого школьника, ведь он расстаётся с первой учительницей, меняется концепция обучения, добавляется множество новых дисциплин. Не каждый учащийся может справиться с такими изменениями, подстроиться под манеру преподавания и требования каждого отдельного учителя. Очень часто именно в этот момент родители переводят ребенка на домашнее обучение. В комфортной домашней обстановке без посторонних отвлекающих факторов школьнику гораздо легче учиться. Крайне важно, чтобы фундаментальные знания, которые дети получают в 5 классе, были хорошо усвоены, ведь если сейчас ребенок не сможет хорошо изучить материл, то дальнейшие успехи станут под большим вопросом.

6 класс

Нередко случается так, что родители не сразу замечают, что их ребёнок не совсем успевает за ходом школьной программы, особенно когда он имеет дополнительные нагрузки, и 5 класс завершается с не слишком хорошими оценками. Тогда в 6 классе его переводят на домашнее индивидуальное обучение, чтобы восполнить пробелы и улучшить его знания. На общих занятиях учитель не может повторно объяснять отдельным ученикам то, что они упустили в прошлом году, иначе весь класс потеряет время и не будет успевать за установленной программой. Поэтому семейные занятия станут отличной альтернативой.

7 класс

7 класс – непростое время в жизни ребёнка. У многих ребят появляется свойственное для их возраста желание бунтовать, идти вразрез с мнением взрослых. Заметив изменения в поведении и дневнике своего ребенка, родители, обеспокоившись, могут перевести его на домашнее индивидуальное обучение, и это даст свои плоды. Не сделав это вовремя, они рискуют тем, что ребёнок полностью потеряет интерес к учёбе. Чтобы этого не произошло, следует обеспечить комфортные для ребенка условия и обезопасить его от негативных внешних факторов.

8 класс

8 класс для многих ребят становится последним шансом наверстать упущенный материал, чтобы в 9 классе получить хороший аттестат. Ведь многие покинут стены школы и поступят в техникумы, лицеи или колледжи. Поэтому переход на индивидуальное обучение даст возможность школьнику восполнить пробелы в обучении и улучшить свои отметки. Кроме того, это отличная возможность уделить особое внимание предметам, которые будут особенно важными для поступления.

9 класс

9 класс важен как для ребят, которые уходят из школы по окончании года, так и для тех, кто остаётся. Но особенно волнуются об оценках ребята, которым предстоит поступление в новое учебное заведение. Если предыдущие годы они не слишком усердно занимались, то теперь готовы наверстать все упущенное. Но чтобы осуществить желаемое, необходимо заниматься дополнительно. Поэтому девятиклассники часто пользуются возможностями дистанционного индивидуального обучения, благодаря которому могут восполнить недостающее знания и закончить школу с хорошим аттестатом.

Домашняя школа онлайн

Мы живём во время прогресса новых технологий, которые коренным образом изменили жизнь человека и окружающий мир. Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, и сегодня стала доступной дистанционная форма обучения. Многим ребятам очень нравится такой способ получения знаний. Одним из проектов-лидеров в этой сфере деятельности является Домашняя школа InternetUrok.ru.

Учеба в ней имеет ряд существенных преимуществ.

  • Отсутствие привязки к месту жительства – для обучения необходим только компьютер с доступом к Интернету.
  • Возможность составления индивидуального графика занятий.
  • Если ученик не сразу понял сложный момент в материале, то он может несколько раз просмотреть урок или задать вопрос учителям и быстро получить ответ.
  • Выпускники школы постоянно подтверждают высокий уровень знаний – в 2015 году все учащиеся сдали ОГЭ на 4 и 5.
  • Все учителя имеют большой опыт и высокую квалификацию.
  • Первая неделя занятий доступна бесплатно.
  • Родители всегда будут информированы об оценках ребёнка благодаря e-mail-рассылке.
  • Домашняя обстановка, в которой проходит занятие, создаёт для школьника атмосферу, располагающую к усвоению материала.
  • Доступная стоимость занятий.

Отличные отзывы и опыт учеников предыдущих лет – гарантия качества обучения в Домашней школе InternetUrok.ru.

Leave a comment