Индивидуальное обучение на дому количество часов в неделю – Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому

Сколько положено часов при домашнем обучении ребенка

Здравствуйте, Елена! Согласно п.5 ст.41 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
 
5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

При этом согласно Письма Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 “О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении” устанавливается, что вопрос о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, должен быть урегулирован нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в сфере образования. Поэтому регламентация количества часов образовательной программы на дому устанавливается нормативно-правовым актом Челябинской области.

К сожалению, именно по Вашему субъекту данный правовой акт не удалось найти, но как пример, можно привести выдержки из Приказа Министерства образования Красноярского края (от 26 августа 2015 года N 48-11-04):

2.6. Индивидуальный учебный план для обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов на дому составляется из расчета учебной нагрузки:

по образовательным программам основного общего образования, в том числе адаптированным, — 10 часов в неделю;

по образовательным программам среднего общего образования, в том числе адаптированным, — 11 часов в неделю.

Тем не менее, уточнить количество часов в неделю, которые положены Вашему ребенку для обучения его на дому, можете обратившись в Управление образования администрации Верхнеуральского муниципального района.

Количество часов при индивидуальном обучении ребенка-инвалида

Надежда (администратор). 14:51, 15.10.2018.

Отвечает юрист Анна Басова:

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 20 февраля 2017 г. N 07-818 «О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ», объём часов, который отражается в индивидуальном плане, должен соответствовать требованиям ФГОС того уровня образования, который осваивает обучающийся и учебной нагрузке, установленной СаНПиН (например, 21 час в 1 классе).

Полагаю, что под «индивидуальным обучением» Вы говорите об обучении Вашего ребенка на дому, в соответствии с ч 5 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» и Приказом Министерства здравоохранения от 30 июня 2016 г. N 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным образовательным программам на дому».

Как пояснил Департамент государственной политики в сфере общего образования, учебная нагрузка для детей с инвалидностью, по медицинским показаниям обучающихся на дому, должна составлять не менее 21 часа в неделю, а установление учебной нагрузки в размере 8 учебных часов в неделю является неправомерным (письмо от 24.3.2017 № 08-ПГ-МОН-8002).

При это на практике при обучении на дому количество учебных часов, как правило, заметно меньше урочной нагрузки при обучении в классе. Во многом это связано с тем, что выделить педагогов на то же количество часов для обучения одного ребенка зачастую затруднительно для государства.

Как вариант можно попробовать обратиться с жалобой в Министерство просвещения РФ, заполнив электронную форму по ссылке  https://open.edu.gov.ru/letters/send/, указав все детали Вашего общения со школой, городским департаментом образования и областным министерством.

Если Ваш ребенок может посещать школу хотя бы несколько дней в неделю, рациональным компромиссом может стать сочетание занятий дома и в школе. В этом случае школа составляет индивидуальный учебный план и индивидуальное расписание посещений групповых занятий. В случае отказа школы от перехода на такое обучение целесообразно получать заключение врача, в котором имеется рекомендация об обучении на дому, но с возможностью посещения групповых занятий в определенном режиме. Также рекомендации по организации обучения можно получить и в ПМПК.

Вполне возможно, что при посещении школы Вашему ребенку необходима помощь ассистента или тьютора – в данном случае, при включении этих условий в ПМПК, Вы вправе настаивать на выполнении этих условий школой.

Как альтернатива для детей, не могущих посещать школы в обычных условиях, являются школы надомного обучения (создаются в каждом регионе страны).

В таких школах создаются возможности сочетания различных форм организации образовательного процесса — обучаться частично дома и частично посещать  как индивидуальные занятия в школе, так и групповые, гибко моделировать учебный план, увеличивать сроки освоения образовательных программ. Такую вариативность не всегда может обеспечить обычная школа — опять-таки, в связи с недостаточностью финансирования.

Максимальное количество часов недельной нагрузки для детей-инвалидов при домашнем обучении.

Ребёнок находится на инвалидности. Обучается на дому. (ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ) не путайте с семейным.

Ребёнок пошёл в 4 класс, ему предложено расписание занятий по графику: 8 часов дают школьные работники, остальные 16 часов должны обучать его родители. Ссылаясь на закон, который уже утратил силу, в нём и были эти регламенты для детей инвалидов обучающихся на дому, а именно для школьника 4 класса от 8 до 10 часов.

Родителям не нравиться такой график, так как считают, что часов которые занимаются педагоги не достаточно, ведь сами представители ребёнка не могут дать ему в полном объёме учебную часть.

Есть ли вообще какие то законы или постановления которые сейчас регламентируют этот вопрос. Сам проанализировав, что нашёл в интернете понял что конкретно ни один закон не запрещает запросить школу предоставить ребёнку больше часов обучения педагогами.

В министерстве тоже подтвердили мои предположения по данному вопросу и сказали что закон утратил силу. А именно:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2013 г. N 1035 «О признании не действующим на территории РФ письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. N 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»

Именно только там и было сказано о нагрузках в I — III (IV) классах — до 8 часов; в IV (V) — VII (VIII) — до 10 часов; в VII (IX) — до 11 часов.

На данный момент как я понял и мне объяснили по телефону в департаменте министерства образования области, есть такие же нормы как и для всех остальных учеников.

В СВЯЗИ С ЭТИМ ПРОШУ ВАС ПОДСКАЗАТЬ, МОГУТ ЛИ РОДИТЕЛИ ЗАПРОСИТЬ, ЧТО БЫ ПЕДАГОГИ ИЗ ШКОЛЫ ЗАНИМАЛИСЬ С РЕБЁНКОМ ДО 26 ЧАСОВ (как и в основной школе, куда прикреплён ребёнок) ?

Нагрузка при обучении на дому

В соответствии с ПРИКАЗОМ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА И ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» органы управления образованием субъектов Российской Федерации: разрабатывают и утверждают на основе федерального базисного учебного плана базисные учебные планы для образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, реализующих программы общего образования; образовательным учреждениям разрешается по мере их готовности и по решению учредителя ввести учебные планы образовательных учреждений, разработанные на основе федерального базисного учебного плана и базисного учебного плана субъекта Российской Федерации.
Т.е. в школе, где занимается ребенок должен быть свой учебный план для 5 класса с определенным количеством учебных предметов и соответствующей нагрузкой. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в 5 классе должно быть 9 учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, природоведение, искусство (Музыка и Изо), технология (труд) и физкультура.
Что же касается самой нагрузки, то она, конечно, отличается от очного обучения в классе. ПИСЬМО Минобразования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6 «ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ НА ДОМУ» закрепляет такую нагрузку и соответственно в 5 классе — до 10 часов в неделю. Кроме того, есть ПИСЬМО Минпроса СССР от 05.05.1978 N 28-М «ОБ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ НА ДОМУ», где даются определенные рекомендации о распределении нагрузки (не обращайте внимания на то, что для 5-го класса предусмотрено 6 часов, т.к. по закону действует более поздний нормативный акт, где предусмотрено 10 часов в неделю). И такое количество часов справедливо (10 часов в неделю для надомного обучения), т.к. в этом случае с ребенком занимаются индивидуально, а не в классе, где большее количество учеников.

Таким образом, нагрузка должна быть увеличена с 8 до 10 часов в неделю и Вашему ребенку в рамках этой нагрузки обязаны преподавать все перечисленные выше предметы. Чтобы привести ситуацию в соответствие с законом, Вам необходимо написать об этом заявление на имя директора школы со ссылками на вышеуказанные нормативные акты.

Обучение детей инвалидов на дому в 2020 году: виды и особенности

Для школьников, которые не могут учиться наравне со здоровыми сверстниками по причине инвалидности, занятия могут организовываться дистанционно: на дому и даже в больницах.

Кто может воспользоваться льготой по закону

Получение надомного образования регламентируется № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и приказами Минобрнауки РФ (№№ 1015, 1601, 536), постановлениями муниципального значения и локальными актами образовательной организации.

Узнать о том, при каких заболеваниях возможно надомное образование, можно из приказа Минздрава России от 30.06.2016 № 436н. В 2020 году в списке содержится более 60 болезней. В их числе новообразования, болезни крови и нервной системы.

Предельный возраст для получения льготы — 18 лет. Этот возраст рассчитывается из того факта, что, согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ, в возрасте 18 лет наступает совершеннолетие, и человек перестает считаться ребенком.

Основные формы обучения и их особенности

За обучение детей-инвалидов на дому всю сумму педагогам оплачивает государство. Любые поборы с родителей противоречат законодательству.

Обучение на дому

01.09.2016 вступил в силу новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями. Начавшие обучение в 2015г и раньше законодательно дискриминированы.

На практике это выражается в том, что:

  • В их учебных планах стоит меньшее количество часов;
  • На местах им могут не предоставлять тьютора или ассистента.

Надомное обучение в общеобразовательной школе

При этой форме получения образования ученики получают оценки, сдают экзамены и переходят из класса в класс. Они также имеют право:

  • Пользоваться школьной библиотекой в полном объеме, в том числе получать учебники и другие пособия на учебный год;
  • Получать от школьных преподавателей консультации по вопросам, касающимся организации обучения, подачи учебного материала и освоения программы;
  • Проходить аттестации, причем время и форма тестирования должна выбираться исходя из особенностей ребенка и фиксироваться в учебном плане;
  • По окончанию учебного заведения и успешной сдаче итоговой аттестации получить свидетельство об окончании установленного государством образца;
  • Получать компенсацию за питание в денежной форме. Для этого нужно написать заявление в местном отделении соцзащиты.

При этом ребенок считается учащимся данного учебного заведения. Если позволяет его физическое состояние, он может выборочно посещать уроки по желанию родителей или опекунов. В этом случае школьный методист должен составить индивидуальное расписание.

Если необходима помощь ассистента или тьютора, родитель или опекун может настаивать, чтобы они были предоставлены на все время нахождения инвалида на уроке.

Для оформления надомного обучения необходимо предпринять три шага:

  1. Подать в школу заключение медицинской комиссии и заявление от родителей или опекунов на имя директора;
  2. Дождаться выхода приказа о зачислении. В нем должны содержаться сведения о программе, расписании и месте проведения занятий, количестве часов, а также задействованных преподавателях. На этой стадии возможен отказ;
  3. Получить на руки журнал учета домашних занятий. Заполнять его нужно тщательно: он необходим для проведения аттестации и получения итогового документа.

Согласно письму от 24.3.2017 № 08-ПГ-МОН-8002, учебная нагрузка не может быть меньше, чем 21 час в неделю.

Семейное обучение

Часто бывает так, что ребенок тяжело болен и не может посещать уроки вместе со здоровыми сверстниками, но инвалидности у него нет. Надомное образование при таких условиях невозможно по закону. Но выход есть — домашнее, или семейное обучение.

Также как и при дошкольном обучении с ребятами занимаются сами родители, без привлечения школьного персонала. В отличие от надомной формы получения образования, семейную можно выбрать при любом состоянии здоровья, диагноз иметь не обязательно. Достаточно желания родителей.

На обучение дома можно перейти в любой момент, дожидаться окончания четверти необязательно. Отказать дирекция школы не имеет права.

Государство не контролирует процесс семейного обучения, давая родителям полное право решать, как, чему и по какому графику заниматься со своими отпрысками. Естественным критерием успешности их усилий будет являться сдача ребенком итоговых испытаний.

Если экзамен будет сдан неудовлетворительно, будет назначена пересдача. Если и со второй попытки не погасить академическую задолженность, ребенок будет переведен на школьное обучение

Для перехода на семейное обучение нужно:

  1. Написать заявление на имя директора;
  2. Уведомить о своем выборе департамент образования. Можно подать туда заявление самостоятельно или через школьную администрацию.

Часто в этот период родителям звонят чиновники из департамента образования. Паниковать в этих случаях не стоит. Звонок является рутинной проверкой готовности взрослых членов семьи заниматься образованием детей.

Государственная компенсация

Законным представителям несовершеннолетних инвалидов могут выплачиваться ежемесячные выплаты за обучение на дому. Согласно текущей редакции закона «Об образовании», возможность их выплаты не исключается, но регулируется только региональными властями.

На практике в 2020 году выплаты осуществляют два субъекта РФ — Пермский край и Свердловская область. Муниципалитет Омской области отменил выплаты в 2018 году.

Онлайн образование

В столице ситуация такова, что несмотря на действующий закон №25 от 20 июня 2001 года родители добиваются выплат только в судебном порядке. Получение выплат — забота родителей.

Получить компенсацию можно только в том регионе, в котором проживает ребенок.

Документы, которые необходимо подготовить для получения субсидий:

  • Заявление о необходимости финансирования обучения на дому;
  • Копии свидетельства о рождении ребенка и паспортов его законных представителей.

Начать процесс следует с разговора с директором школы о необходимости компенсации расходов на обучение. При получении отказа — обратиться в региональный департамент образования.

Не позднее чем через 10 дней обязаны предоставить письменный ответ. Отказ должен быть дополнительно обоснован с указанием причины в письме. Если требование не удовлетворят, остается готовить документы в суд.

Региональные особенности

Узнать новости об образовательных проектах, доступных для инвалидов, и специфике программ их социальной защиты можно на порталах областных департаментов образования.

Коррекционные школы и школы-интернаты как альтернатива

Специализированные образовательные центры могут быть лучшим вариантом, если их профиль соответствует заболеванию ученика.

Программы таких школ составлены с учетом особенностей больных, что помогает:

  • Реабилитации;
  • Социальной адаптации;
  • Психологической коррекции;
  • Компенсации заболевания.

Учащиеся в интернатах находятся на полном государственном пансионе. Они обеспечиваются бесплатным питанием, одеждой, обувью, необходимым инвентарем.

Обучение через интернет

Начальные учебные заведения коррекционного типа бывают 7 видов. В классах таких школ меньше учеников, чем в общеобразовательных. Таким образом педагоги получают возможность уделить внимание каждому ребенку, что способствует лучшему усвоению программы.

ТипспециализацияПредельное наполнение класса
1Для глухих6
2Для слабослышащих и позднооглохших. Допустимы речевые дефекты10
2С тяжелым недоразвитием речи6
3Для слепых (зрение ниже 0,04)8
4Для слабовидящих (острота зрения от 0,08 до 0,4), а также страдающих косоглазием и амблиопией12
5Для страдающих тяжелыми речевыми патологиями12
6Для страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата10
7Для отстающих по психическому развитию при потенциально сохранном интеллекте12
8Для умственно отсталых, в зависимости от тяжестиОт 5 до 12

Выпускники подобных школ по желанию могут сдать ЕГЭ наравне с одиннадцатиклассниками, обучающимися по стандартной программе.

Сдача ЕГЭ

Инвалиды имеют законодательно закрепленное право на особый порядок сдачи ЕГЭ. Для того чтобы воспользоваться этой льготой, не позднее 1 февраля необходимо подать заявление на регистрацию. В нем следует описать условия, которые должны быть обеспечены инвалиду исходя из его диагноза.

К заявлению необходимо приложить:

  • Справку об инвалидности;
  • Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

Вместо этих документов предусмотрено предоставление копий.

Льготы при поступлении в вузы

Дети-инвалиды 1 и 2 групп, согласно N 273-ФЗ, имеют право поступить в вузы вне конкурса. Но для этого надо соблюсти три условия:
  1. На руках у родителей или опекунов должно быть заключение медико-социальной экспертизы, в котором сказано, что абитуриенту не противопоказано обучение в данном учебном заведении;
  2. Абитуриент должен успешно сдать вступительные экзамены или набрать проходной балл по системе ЕГЭ;
  3. Вуз должен быть государственным, на негосударственные действие закона не распространяется.

Согласно ч. 3 ст. 71 № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., в рамках квоты можно подавать документы в 5 вузов одновременно.

В заключение стоит напомнить, что окончательное решение о выборе формы обучения и воспитания ребенка могут принимать только его законные представители.

Учебные часы на индивидуальном обучении

К сожалению, Вы не указали какое учреждение, проводит индивидуальное обучение обучающийся, а также конкретно сколько часов изначально было установлено по индивидуальному учебному плану.

Тем не менее, необходимо учесть следующее.

Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определяется для каждого обучающегося индивидуально, и зависит от уровня усвоения минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов, но не превышает максимально допустимую аудиторную нагрузку учащегося (СанПиН 2.4.2 1178-02 — утратил силу) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2012 г. N 07-832)

Если брать обучение в общеобразовательных учреждениях, то на сегодняшний день действует СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе, не более При 5-дневной неделе, не более

1 — 21

2 — 4 26 23

5 32 29

6 33 30

7 35 32

8 — 9 36 33

10 — 11 37 34

Таким образом, при обучении по индивидуальному учебному плану индивидуальный годовой календарный график и индивидуальное расписание занятий разрабатываются и утверждаются образовательной организацией и согласовываются с организациями, ресурсы которых планируется использовать при обучении,

При этом индивидуальный учебный план может определять количество часов на обучение с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10 с использованием дистанционных образовательных технологий, при условии обеспечения обучающегося необходимыми ресурсами.

Домашнее обучение

— В прошлом учебном году в середине года ученика перевели на домашнее обучение по состоянию здоровья. Мне дали 1 час. Вопрос: сколько по времени я должна с ним заниматься в пределах нагрузки?
Нам сказали, что 1 час — это 3 занятия по 20 минут + перемены. Получается более 1 часа. Это так?
— 1 час – это 1 урок, а не три. Если у вас 3 урока по 20 минут, то вас обязаны тарифицировать на 3 часа и проводить соответствующую оплату труда.
(Правовой инспектор труда Башкирского профсоюза Яруллин С.Р.)

— Работаю учителем. Кроме основной нагрузки, имею пять занятий по 20 минут домашнего обучения. Как должны оплачиваться часы домашнего обучения?
— В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» определена продолжительность урока в общеобразовательных учреждениях, которая не должна превышать 45 минут (академический час). Что касается режима учебы при надомном обучении, который может быть существенно облегчен, продолжительность урока строго не регламентируется и зависит от медицинский показаний и состояния обучающегося, при этом академический час может быть сокращен и составлять 20-30 минут, что в любом случае принимается за одно занятие – один час ставки. Таким образом, исходя из данных, указанных в вопросе, Вы должны быть протарифицированы на 5 часов обучения на дому на общих основаниях.

Учителям, осуществляющим индивидуальное обучение на дому производится компенсационная выплата в размере 20% к оплате за фактическую нагрузку (п. 8.6 Постановления Правительства РБ от 27.10.2008 N 374 (ред. от 28.08.2017) «Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Башкортостан»). На часы обучения на дому начисляются также компенсационные и стимулирующие выплаты.
(Главный специалист по экономическому анализу Башкирского профсоюза Хафизова А.В.)

Leave a comment