Экономические маргиналы – определение, значение слова простыми словами, примеры употребления. Кто такие маргиналы? Маргиналы начала XX века

Содержание

кто это, значение слова, что такое маргинальность, маргинальный человек, маргинализация

Слово «маргинал» широко используется в речи, однако не все люди знают его точное значение. Маргинальность обусловлена рядом процессов самого разного характера, например, миграцией или политической обстановкой в стране. Человек, причисляемый к названное группе, обладает некоторыми важными характерными чертами.

Кто такой маргинал, что означает слово «маргинальность» и «маргинализация»?

Значение слова «маргинальность» восходит к латинскому «marginalis», что означает «крайний». Термин используется в социологии. Под ним понимается положение человека, когда он находится между несколькими социальными группами и не может примкнуть ни к одной из них. Это сильно влияет на его психику, от чего она претерпевает изменения. Слово «маргинализация» обозначает процесс увеличения колличества людей, не обладающих выраженным социальным статусом.

В широком смысле под маргиналами подразумевают индивидов, мышление, мировоззрение, образ жизни которых не принимается обществом. Маргинальные личности часто отрицают морально-нравственные ценности, господствующие в социуме, в котором они живут, и не имеют возможности или желания примыкать к другому социальному слою, имеющему схожие взгляды или представления.

Маргинал: кто это, типы маргиналов

Причины возникновения маргинализации

В ходе маргинальных процессов человек постепенно, частично или полностью утрачивает признаки идентичности с культурной средой, в которой он воспитывался, при этом идентификации с культурой тех людей, составляющих основу общества, не происходит. Сначала прерываются социальные и экономические связи, затем — духовные. На этот процесс могут влиять разные причины:

  1. Этнические. Под влиянием некоторых событий в стране люди вынуждены мигрировать в другие государства. Незнание языка, традиций и обычаев другой страны создает трудности в их социализации.
  2. Политические. Смена режима в стране может повлиять на увеличение маргиналов в обществе.
  3. Религиозные. Изменение статуса религии в государстве приводит к трудностям в приспособлении к новым условиям.
  4. Социальные. Неравенство в обществе, вызываемое разными причинами, может сильно повлиять на количество людей, не приспособившихся к изменениям.
  5. Экономические. Финансовые кризисы приводят к потере источника дохода, восстановить которые некоторым людям не удается, отчего они оказываются в положении маргиналов.
  6. Биологическая. Случаи болезней, инвалидности, ряда отличающихся потребностей.

Российские социологи выделили ряд важных факторов, которые могут маргинализировать некоторых представителей общества. К данным аспектам относят смену социально-экономической системы, резкое снижение уровня благосостояния народа, вынужденное переселение людей из-за отсутствия нужной социальной структуры в местах проживания и обесценивание ценностей, которые являлись традиционными.

Характерные черты маргиналов

Кризисы и стрессы, в которых оказывается человек ввиду причин, повлиявших на процесс увеличения маргиналов, приводят к изменениям в его психике. Социологи выделяют ряд общих черт, которые присущи маргиналам:

  • агрессивное отношение к окружающим;
  • часто отсутствие постоянного места жительства;
  • не формируются какие-либо привязанности;
  • развиваются патологии психического характера, например, депрессивные состояния;
  • создание собственных правил, шаблонов поведения и ценностей;
  • разрыв социальных, духовных, финансовых и других видов связей со средой, в которых человек жил до возникновения сложной жизненной ситуации, приведшей к асоциальному образу существования.

Но есть и некоторые положительные стороны маргинальности. Покинув привычную среду, индивид оказывается вне зоны комфорта, что может способствовать формированию нового характера и таких черт, как: решительность, целеустремленность и др. Человек, соединив информацию о нескольких социальных культурных слоях, может расширить свое мировоззрение, обрести ряд независимых суждений и представлений.

Асоциализация может быть добровольной или вынужденной. В первом случае человек сам обрывает связи с обществом, не желая подчиняться его законам. Он ведет тот образ жизни, который ему нравится, и не страдает от отсутствия связей с основной частью социума. Вынужденные маргинальные семьи часто хотят интегрироваться в общество, но по некоторым причинам не могут этого сделать. Тогда они выступают против него, широко демонстрируют свой образ жизни, совершают антизаконные поступки и другими способами показывают свое неуважение к установившимся нормам.

Маргинал: кто это, типы маргиналов

Типы маргиналов

В соответствии с причинами, повлиявших на процесс маргинализации, выделяют типы людей, не сумевших или не захотевших адаптироваться к новым условиям.

Политические маргиналы

Люди данного типа выражают активное противостояние тому виду власти, который установился в стране. Они нетерпимы по отношению к ее представителям, не несут никакой гражданской ответственности. Такое положение будет наблюдаться и в том случае, если произойдет смена режима и в позиции правящей силы окажется партия, которую маргинальная личность поддерживала до некоторых пор.

Религиозные маргиналы

Люди, которые не придерживаются взглядов одной из официальных конфессий, но формируют свою систему представлений, объясняющих происхождение мира и место человека в нем. Личность может стать маргинальной и в том случае, если она является представителем какого-либо вероисповедания в обществе, где господствует иная религия.

Маргинал: кто это, типы маргиналов

Этнические маргиналы

Социальная дезадаптация может возникнуть в силу вынужденной миграции. Беженцы, оказавшись на территории чужой страны, не могут адаптироваться к ее порядкам, законам, менталитету. Большим препятствием становится незнание языка и другое вероисповедание. Коренные жители страны отторгают переселенцев, они ставят их ниже себя, что увеличивает количество людей-маргиналов.

Экономические маргиналы

Большой или маленький доход тоже может способствовать процессу асоциализации. Бедные люди считают себя хуже других, богатые — лучше. Оба типа отличаются импульсивностью, негативным отношением к жизни, попытками продемонстрировать свое положение. Наибольшее количество таких людей появляется в период финансовых кризисов.

Социальные маргиналы

Это лица, в жизни которых произошла резкая смена социального положения, при этом она могла не только ухудшиться, но и улучшиться. Эмоциональные потрясения привели к разочарованиям. Общество для таких личностей становится ресурсом для достижения некоторых целей. Примером может послужить брак, заключенный с целью улучшения благосостояния. Человек оказывается в другом социальном круге, чуждым ему по духу.

Нестабильная экономическая ситуация создает неравные условия для молодых людей, поэтому в таких условиях часто появляется маргинальная молодежь. Ее представители характеризуются низким уровнем ответственности, апатией, ценностным отчуждением и др.

Некоторые специалисты выделяют еще один тип — криминальный маргинал. Люди, имеющие девиантное поведение, которое приводит их к преступлениям.

Есть представители маргинальных личностей, которые характеризуются низким уровнем адаптации, асоциальными установками и антисоциальным образом жизни. Их жизнь проходит в субкультуре, предлагающей им альтернативные ценности и способы их реализации.

Маргинал: кто это, типы маргиналов

Биологические маргиналы

Трансгендеры, инвалиды, люди, имеющие нетрадиционную сексуальную ориентацию, психические отклонения или неизлечимые болезни, например, СПИД часто становятся изгоями общества в силу сложившихся представлений о том, какими чертами должен обладать его участник.

В ряде случаев к людям, оказавшимся вне социальных групп, можно отнести стариков, у которых прерываются связи с молодым поколением, отчего возникают конфликты. Создать отношения с ровесниками становится невозможно в силу ограниченности физических способностей, экономической зависимости и т. д.

Примерами маргиналов могут служить и люди, обладающие невысокими интеллектуальными способностями. Невозможность приспособиться к нормам культуры заставляет отрицать их, что приводит к асоциальному образу жизни.

Есть и такой тип человека, который имеет более высокое умственное развитие, чем представители социума. В результате этого он не готов принимать систему ценностей, господствующую среди основной массы и намеренно отстраняется от нее. Наиболее четко такие процессы можно проследить на фоне социальных катаклизмов, например, революций или смены государственного строя.

Маргинал: кто это, типы маргиналов

Отношение общества к маргиналам

В обществе о маргиналах упоминают с негативным оттенком, считая такое явление отклонением от нормы. Нередко так называют преступников, наркоманов, людей без постоянного места жительства или имеющих неизлечимые болезни. Однако, такие люди могут быть адаптированы к ценностям, господствующим в обществе.

Большинство людей, видя непохожесть других индивидов на них самих, на подсознательном или сознательном уровне отторгают их, поскольку боятся изменений, которые те могут принести в их жизнь. На каждого нового человека общество проецирует свою систему норм и ценностей, и, если он не соответствует им, оно стремится его изолировать.

Стереотипы не дают решить проблему интеграции человека, оказавшегося в сложных жизненных ситуациях. Чтобы преодолеть такие представления, необходимо приложить много усилий. В развитых странах идет активная пропаганда толерантного отношения к тем людям, которые являются носителями другой системы ценностей. В ряде случаев это помогает желающим адаптироваться к новым условиям, занять свое место в новом обществе.

Какая разница между маргиналами и люмпенами?

Люмпенами называют людей, не имеющих какого-либо имущества, постоянного заработка, ведущих асоциальный, порочный образ жизни.
Маргиналы отличаются от люмпенов тем, что могут иметь жилье, работу. Их поведение и внешний вид часто не противостоит правилам, установившимся в обществе. Люмпены же имеют неадекватное поведение, большую часть общественных норм игнорируют вынужденно.

Читать еще

Маргиналы в истории

Значение слова «маргинал» и признаки маргиналов

Определение 1

Маргинал – это индивид, стоящий на промежуточной ступени социального развития, на окраине той или иной социальной группы или общности, общественного устройства, культуры». Такая личность не может быть отнесена к какому-то социальному классу, не имеет определенного статуса и роли в социальной среде.

Маргинальность является положением человека, которое возникло в результате различных факторов, как внутренних, так и внешних. При этом, это положение накладывает отпечаток на психику человека и его личностное развитие.

Как правило, маргиналы отвергают установленные обществом нормы поведения, его ценностные ориентиры, культуру, традиции. Они формируют свой собственный взгляд на мир, линию поведения, систему норм и правил организации жизнедеятельности. Кроме того, мыслительный процесс маргиналов реализуется немного иным путем, чем обычного человека. Это обусловлено его нестабильным социальным положением, его неопределенности. Вследствие этого, поведение маргиналов может характеризоваться агрессивностью или фрустрацией.

В качестве маргиналов, могут быть выделены следующие личности:

  1. Скитающийся человек, который не имеет постоянного места жительства, своего дома, а живет в палатках, отелях, в доме на колесах;
  2. Представители субультур, отрицающие социальную иерархию: эмо, хиппи, панки и др.;
  3. Человек, уехавший в Тибет в поисках смыслажизни или, отправившийся жить в лес, подальше от общества и его членов;
  4. Политические экстремисты;
  5. Иммигранты т.е. люди, переехавшие в другое государство, в следствие каких-то обстоятельств и, не нашедших в нем своего социального положения;
  6. Олигархи, которые стоят на отдельной ступени общественного развития, считая себя выше его норм и ценности за счет своего финансового положения;
  7. Отшельники, живущие по старым общественным традициям, не принимающим научно-технический прогресс и все его достижения в бытовой и иных сферах т.е. эти люди не используют электричество, современные бытовые приборы, новые технологии;
  8. Фрилансер – это человек, который работает на себя в Интернет-пространстве и не следует никаким корпоративным условностям.

Психология рассматривает маргинала как личность, относящуюся к какому-то социальному коллективу на физическом уровне, тогда как, его эмоциональная, нравственная и психическая сторона не принадлежит к ней. Маргинал не желает следовать законам и принципам устройства того общества, в котором он живет.

Типы маргиналов

Словом маргинал обозначают человека, который не может найти своего места в социуме, из-за мучающих его внутренних противоречий или человека, на которого совершаются нападки со стороны социума и он вынужден изолироваться от него, либо отвечать на них агрессивно.

Выделяют пять основных типов маргиналов:

  1. Этнические маргиналы. Они появляются в следствии процесса вынужденной миграции. Эмигранты очень сложно адаптируются к новой политической и социальной среде другого государства, его менталитета. Кроме того, местные жители не желают принимать этих людей в свое общество и относится к ним, как к его полноправным членам.
  2. Политические маргиналы. Такие люди представляют оппозицию, существующей власти. Они не принимают существующий порядок и законы, не терпят представителей правления, нарушают законы.
  3. Экономические маргиналы. Такие маргиналы возникают в результате различий в финансовой обеспеченности людей. Маргиналами могут становится люди, как с очень низким уровнем дохода, так и с очень высокой финансовой обеспеченностью. Такие маргиналы проявляют враждебность к обществу и его членам в результате своего превосходства или ничтожности, по сравнению с другими членами общества.
  4. Биологические маргиналы. К таким маргиналам относятся лица, имеющие психические отклонения в развитии и иные особенности, а также трансгендеры. Общество их не принимает.
  5. Социальные маргиналы. Они появляются из-за того, что испытывают разочарование по поводу своего социального положения, как в лучшую, так и в худшую сторону.

История понятия маргинальности

Впервые, термин маргинальная личность был употреблен американским социологом Р. Парком ближе к 30-м годам ХХ века. Этим словом он обозначал людей, которые переезжали жить в города из сельской местности, либо приезжали туда на заработки и не находили своего места в новой социальной среде.

Затем, в 1940 году Дж. Кубером было предложено называть маргиналами людей, которые находились в промежуточном положении в социальной, культурной среде общества, между различными комплексами и институтами.

В период развития индустриального общество, явление маргинальности стало развиваться более ускоренными темпами и на него стали обращать внимание ученые и исследователи. Однако, оно существовало и в более раннее время.

История отмечает, что впервые маргиналы появились во времена рабства, а именно, маргиналами называли людей, которые были рабами, но получили свободу. Это повлияло на их психическое развитие, поскольку, им было сложно жить в той среде, и по тем законам, которые для них чужды.

Эмиграция африканцев и их принуждение к рабству в Америке является одним из направлений маргинальности в истории. Также, маргинальностью можно считать Великое переселение народов, проведение ссылок различных народов в Сибирь во время правления СССР, мигрирование интеллигенции и аристократии из российского государства во время революции 1917 года.

Развитию маргинальности способствуют и кризисы общества в социальной и экономической сфере. Например, Великая депрессия привела к появлению большого количества безработных граждан, которые находились в промежуточном общественном положении.

Яркими примерами маргинальной личности являются Иисус Христос и академик Сахаров.

На сегодняшний день, тенденции маргинальности продолжают свое существование. Различные общественные преобразования, экономическая нестабильность государств приводит к появлению большого количества маргиналов.

Например, в странах Азии уровень экономического развития очень низок. Такие страны, как Индия, Китай, Шри-Ланка подвержены глобальной эмиграции населения, поскольку рождаемость в них растет очень быстрыми темпами, тогда как рабочие места не появляются, а экономическое развитие, напротив, тормозится.

Политическая нестабильность, борьба за территории, военные конфликты в странах Африки, Египта, Ливии, Ирака, Сирии приводят к огромному числу эмигрантов из этих стран в Европу.

Развал Советского союза прошел в обществе достаточно болезненно. В это время оформилось много криминальных течений и группировок, в политике и экономике царил хаос. Низкий уровень жизни, беспорядки и безработица привели к тому, что маргиналами стали целые социальные классы. К примеру, маргиналами стали ученые, преподаватели, врачи.

Недавняя гражданская война на Украине привела к страшной безработице, активизации криминала в стране, беспорядкам. Количество маргиналов в этой стране значительно возросло в данный период.

Замечание 1

Стоит отметить, что маргинальность является сложным социальным процессом, остановить которой можно только посредством общественного переустройства, повышения уровня жизни, развития экономики, стабилизации политики и общества.

это, кто такой Маргинал, виды

Человек устроен так, что ему нужно всё определять, создавать ярлыки, которые можно использовать в общении для упрощения или украшения своей речи. Термин «маргинал» создали американские социологи Роберт Эзра Парк (1864-1944) и Эверет Вернер Стоунквист (1901-1979), и его можно отнести не только к одному человеку, как определение архетипа личности, но и к обществу в целом.

Маргинал – это состояние человека, живущего в буфере между существующими социальными группами, расами, политическими взглядами, экономическим влиянием. Производная от латинского слова margo — край.

Такого человека можно отнести к нескольким группам одновременно, и на 100% ни к одной из них, вследствие непринятия и игнорирования его обществом. Он словно застрял в чистилище, из которого не может найти выход и чаще так и не находит, остаётся существовать в нём.

Сам по себе этот термин несёт негативные нотки, и его использование всегда окрашено в грустные тона. Потому, что люди привыкли всё определять, можно определить – значит нормально, значит, вписывается в рамки. К тому же, с политической точки зрения социальными группами людей управлять намного проще, когда знаешь их поведение, и можешь предугадать результат деятельности или планируемых действий. Маргинальные же личности для политиков являются угрозой, особенно когда они собираются в группы и принимают действия, результат которых может быть непредсказуемым и опасным.

Маргинальное поведение можно определить в разных сферах жизни, социологи разделяют его на следующие типы, которые мы разберем последовательно.

Социальные маргиналы

К ним относятся люди, с неопределённым статусом в обществе. В основном это молодые и пожилые люди. В первом случае, потому что еще не сформировался жизненный костяк, и они на перепутье в достижении социального статуса, который позволит им устояться как личности.

К примеру, освоение профессии после полученного образования, и карьера, семейное положение, и материальные предметы, такие как собственное жильё, машина, дача, гараж и т.д. В пожилом возрасте маргинальность возникает в связи с малой значимостью статуса в обществе.

Сюда же относятся люди, попавшие в межклассовое положение, в силу сложившихся обстоятельств. Молодой парень, получивший наследство после смерти отца и прокутив его, попал на дно жизни. Или жена олигарха, привыкшая жить в роскоши, после развода, оставшаяся ни с чем.

Биологические маргиналы

Люди, имеющие инвалидность или недееспособность, как физическую, так и умственную, которых не могут приравнять к основному статусу в обществе. Потому что они не смогут выполнять полноценную деятельность, к ним нужен особый подход, который не сразу ещё можно понять, поэтому чаще всего их отрицают и не принимают.

Их отрицают настолько, что общество порой даже не знает о существовании некоторых заболеваний и не хочет их узнавать.

Это так же отражается в отношении государственных деятелей, которые не следят за выполнением принятых норм построения инфраструктуры жизни для инвалидов. Редко в каком городе России встретишь пандусы на каждом тротуаре, или работающие механизмы для поднятия колясок в общественный транспорт. Они есть, но частями, как заплатки, тут и там, как сдали объект так и закончили, а как сможет продолжать свой путь инвалид в коляске, никому уже неинтересно.

К биологическому типу относятся и сексменьшинства – геи, бисексуалы, трансгендеры и лесбиянски. Много споров вызывают эти люди, и достаточно долгое время идёт процесс официального принятия их обществом. В некоторых странах их начали официально принимать, что проявляется в регистрации браков, и возможности усыновления детей.

И, тем не менее, отношение к таким людям в большинстве своём очень негативное, их обходят стороной, кто-то намеренно может причинить насилие, им сложно жить в обществе, их отрицают и могут не принимать на работу, или в свой круг общения. На них смотрят с отвращением. И сейчас, кажется, что их становится больше, но на самом деле, они просто начинают раскрываться, и объединяться в группы, устраивают, пикеты, парады, и другие акции в силу защиты своих прав на существование и принятие обществом. Такими действиями они доказывают свой статус и право на жизнь в равных условиях с другими людьми.

Этнические маргиналы

Миграция разных народов в страны других рас породило данный тип маргинального человека. При этом сильное внешнее отличие создает всё большее отрицание, но даже если внешне человек не отличается от живущей в стране расы, он так же находится в повышенной зоне риска — не принятия его обществом.

Ярким примером этнических маргиналов служит острая проблема в США «белой» расы с афроамериканцами. Отрицание их в обществе доходит до абсурда: если афроамериканец заезжает в район таунхауса, то «белые» соседи просто съезжают, лишь бы быть подальше от них. Или начинают вытеснять их, используя как психологический прессинг, так и физическое насилие.

В России маргиналы из восточных стран, приезжающих на заработки или с мечтами о лучшей жизни, подвергаются насмешкам и предвзятому отношению коренного населения городов. Их часто обманывают, и поступают недобросовестно.

Политические маргиналы

Смена власти и политического строя в стране порождает маргинальное поведение у человека, который отрицает новое направление власти и не способен принять его, остаётся в настрое старых политически устоев.

Самый яркий пример политического маргинального поведения это период перестройки в России, потому как до сих пор старые устои в обществе советской власти живут в сознании многих людей.

В Европе создание Евросоюза и объединение многих стран в него, так же отражают маргинальное поведение политического характера у народов, не принимающих его, и тем самым возникают мелкие революционные стачки, которые приходится подавлять властям.

Экономические маргиналы

В большинстве своем пересекается с политическим типом, потому как экономические маргиналы – это люди, потерявшие работу в связи с закрытием производств, в которых больше не нуждается государство, либо устаревшей профессией или заменившие их труд на машинный.

Примером экономического маргинала так же могут выступать люди, у которых пенсионный возраст наступает раньше установленного как основной в стране. В России ранний уход на пенсию положен для таких категорий работников: военнослужащие, медицинские работники, горнорабочие и некоторые другие у них наступает период, который называют маргинальным, потому что жизненная сила и способности еще на высоте, а возможности обретения новых профессий и знаний не всем бывают по силам.

Характерные признаки маргиналов

Современные социологи, психологи и философы находят проявление маргиналов в обществе как положительное, потому что такие люди гибкие, и способные на перестроение и усвоение новых знаний и норм поведения.

Когда человек по разным причинам, больше не видит ценности в существующем положении его дел, он переходит в состояние маргинала, и поиска новых идей и течений, при этом чувствуя и предполагая своё отрицание обществом, и близких людей.

Старые жизненные устои для него теряют смысл, а новые не принимаются, он подвержен состоянию депрессии и склонен к саморазрушению личности. Выход возможен в случае перехода в другую социальную группу и проявление именно в ней своих замыслов. Придя в комфортное состояние, он открывает у себя много новых возможностей, знаний и те грани жизни, которые другие не замечают из-за устоявшихся рамок обществом.

Маргинал — это… Что такое Маргинал?

Маргина́л (от лат. margo — край) — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не соответствуют общепринятым нормам, а наоборот [1]. В современном русском языке это слово часто также употребляется для обозначения «деклассированного элемента», изгоя.[источник не указан 55 дней]

Происхождение термина

Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный».

Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864—1944) впервые употребил его в своём эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвящённом изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент» (interstital element), употреблённый другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.

Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. У Парка понятие маргинальности означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов».

Таким образом, концепция «маргинальности» первоначально представлена как концепция маргинального человека. Р. Парк и Э. Стоунквист, описав внутренний мир маргинала, стали основоположниками традиции психологического номинализма в понимании маргинальности в американской социологии. Следует ещё раз подчеркнуть, что первоначально центральной проблемой маргинальности был культурный конфликт, и, следовательно, в данном случае была описана маргинальность, обозначаемая как культурная.

В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной». В 1940—1960-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». А. Грин утверждал, что маргинальный человек — это всеобъемлющий термин (omnibus term), который, включая всё, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены.[2]

Маргиналы (примеры)

  • Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» Диогеном. Александр нашёл его в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном»

(Случаи из жизни Диогена)

  • Писатель Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»:
В слове «маргинал» нет ничего обидного . «Пометки на полях»: маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека — это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому — ну, маргинал и маргинал, слава богу. Не дай бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут.[3]

Производные понятия и примеры словоупотребления

  • Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
  • Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Последствия маргинализации

Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако, маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Высокий уровень предприимчивости среди представителей этнических меньшинств объясняется именно их маргинальным положением. Для людей данных этнических групп обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу, хорошие оценки в школе, интеллектуальное превосходство, развитие собственных талантов и т. п.) затруднены, что способствует ориентации на развития собственного дела (в том числе криминального характера или сексуальной, например, печально известные так называемые «Голубые Маргиналы 20 века») находят для себя, таким образом эффективные каналы вертикальной мобильности.

Примечания

Ссылки

См. также

Маргинал — это… Что такое Маргинал?

Маргина́л (от лат. margo — край) — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не соответствуют общепринятым нормам, а наоборот [1]. В современном русском языке это слово часто также употребляется для обозначения «деклассированного элемента», изгоя.[источник не указан 55 дней]

Происхождение термина

Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный».

Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864—1944) впервые употребил его в своём эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвящённом изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент» (interstital element), употреблённый другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.

Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. У Парка понятие маргинальности означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов».

Таким образом, концепция «маргинальности» первоначально представлена как концепция маргинального человека. Р. Парк и Э. Стоунквист, описав внутренний мир маргинала, стали основоположниками традиции психологического номинализма в понимании маргинальности в американской социологии. Следует ещё раз подчеркнуть, что первоначально центральной проблемой маргинальности был культурный конфликт, и, следовательно, в данном случае была описана маргинальность, обозначаемая как культурная.

В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной». В 1940—1960-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». А. Грин утверждал, что маргинальный человек — это всеобъемлющий термин (omnibus term), который, включая всё, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены.[2]

Маргиналы (примеры)

  • Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» Диогеном. Александр нашёл его в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном»

(Случаи из жизни Диогена)

  • Писатель Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»:
В слове «маргинал» нет ничего обидного . «Пометки на полях»: маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека — это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому — ну, маргинал и маргинал, слава богу. Не дай бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут.[3]

Производные понятия и примеры словоупотребления

  • Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
  • Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Последствия маргинализации

Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако, маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Высокий уровень предприимчивости среди представителей этнических меньшинств объясняется именно их маргинальным положением. Для людей данных этнических групп обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу, хорошие оценки в школе, интеллектуальное превосходство, развитие собственных талантов и т. п.) затруднены, что способствует ориентации на развития собственного дела (в том числе криминального характера или сексуальной, например, печально известные так называемые «Голубые Маргиналы 20 века») находят для себя, таким образом эффективные каналы вертикальной мобильности.

Примечания

Ссылки

См. также

Leave a comment