домашняя экономика
1 год обучения.
Модуль «Семейная экономика».
Теория. Дом, в котором я живу. Как сделать дом уютным. Эстетика быта; создание уюта в семье; красота и самобытность дома. Роль домашней работы в жизни семьи: домашний труд; распределение обязанностей в семье.
Потребности человека на день и более длительный срок. Роль вещей в жизни семьи.
Индивидуальный подбор и покупка одежды и обуви. Информация о товарах, торговые символы и штриховой код. Права потребителей (Закон о защите прав потребителей). Одежда и обувь, способы ухода за ними: стирка, чистка одежды, хранение сезонной одежды; мелкий ремонт одежды и обуви, химчистка и покраска одежды.
Бытовые приборы для уборки в помещении. Применение бытовых санитарно-гигиенических средств при ведении домашнего хозяйства.
Как сохранить здоровье. Куда обращаться, если что-то болит: виды медицинской помощи, медицинские учреждения.
Практика. Уход за одеждой и обувью. Практикумы в повседневной жизни: уборка квартиры, мытье полов, проведение генеральных уборок по субботам, стирка мелкого белья (носки, трусы).
Выход в учреждения социальной сферы: почта, магазины, парикмахерская, учреждения здравоохранения, химчистка, ателье, ремонт обуви.
Модуль «Домашнее хозяйство»
Практика. Уборка урожая. Сбор семян цветочных культур. Перекопка приусадебного участка. Уборка клубневых (георгины) цветов. Заготовка земли для рассады. Подготовка почвы для рассады цветов. Посев цветочных культур. Пикировка рассады. Высадка рассады. Перекопка огорода. Посев овощных культур. Уход (прополка, полив, подкормка, рыхление). Уход за собакой (кормление, уборка собачьей будки). Уход за рыбками (кормление, чистка аквариума). Уход за попугаем (кормление, чистка клетки).
Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Анкетирование.
2 год обучения.
Модуль «Семейная экономика»
Теория. Дом, в котором я живу. Комната в коммуналке. Собственная квартира. Зачем платить за квартиру? Как правильно заполнить квитанции по оплате коммунальных услуг. Ремонт квартиры. Как уберечь дом от преступников. Виды аварийно-спасательных служб и их основные задачи.
Деньги. Какие бывают деньги. Как их хранить и тратить. Кредит. Деньги в долг. Планирование личного и семейного бюджета. Бюджет семьи: доходная и расходная части бюджета:
-Расходы на питание,
-Расходы на съём/содержание жилья и оплату коммунальных услуг,
-Расходы по содержанию домашнего хозяйства,
Планирование расходов на день и более длительный срок с учетом состава семьи, планирование крупных покупок.
Субсидии малоимущим гражданам при оплате услуг ЖКХ, детского сада, питания ребёнка в школе.
Договор через Интернет и не только. Как сделать покупки выгодными. Мошенничество. Как уберечься от преступников. Общение с полицией. Нотариальные услуги.
Учреждения здравоохранения: страховая медицина.
Практика. Посещение учреждений социальной сферы: сберкасса, учреждение соцзащиты, здравоохранения, служба занятости, управляющая компания, многофункциональный центр, нотариус, учреждения ЖКХ, аварийно-спасательные службы.
Практикумы в повседневной жизни: уборка квартиры, мытье полов, проведение генеральных уборок по субботам, стирка мелкого белья (носки, трусы).
Модуль «Домашнее хозяйство»
Практика. Уборка урожая. Сбор семян цветочных культур. Перекопка приусадебного участка. Уборка клубневых (георгины) цветов. Заготовка земли для рассады. Подготовка почвы для рассады цветов. Посев цветочных культур. Пикировка рассады. Высадка рассады. Перекопка огорода. Посев овощных культур. Уход (прополка, полив, подкормка, рыхление). Уход за собакой (кормление, уборка собачьей будки). Уход за рыбками (кормление, чистка аквариума). Уход за попугаем (кормление, чистка клетки).
Рабочая программа по экономике (8 класс) по теме: Программа элективного курса «Домашняя экономика»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
г. Клин
Утверждаю
Директор МОУ СОШ №16
Обоимова О.Н.
……………………………
……………………………
……………………………
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ДОМАШНЯ ЭКОНОМИКА»
8 класс
Составитель: Некрасова Е.Б.
учитель географии
2012 год
Пояснительная записка.
Знакомство учащихся с рыночными отношениями целесообразно начинать с изучения экономики семьи, так как их социальный опыт ещё мал. Объяснить механизм рыночной экономики на другой основе очень сложно. Семья представляет собой общество в миниатюре, т.е. она экономически развивается по тем же законам, что и общество в целом. Семья – самое ближайшее социальное окружение ребёнка. Она позволяет включить школьника в реальные, а не имитационные социально-экономические отношения.
Рабочая программа «Домашняя экономика» разработана на основе авторской программы Новожилова Н.В. «Экономика семьи». Программа рассчитана на 17 учебных часов.
Учебная программа «Домашняя экономика» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием её бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией».
Содержание курса определяет своеобразие его методики. Значительная часть учебного времени отводится деловым играм, тренингам, семейным домашним заданиям.
Цель курса:
- Дать школьникам общие представления об основах развития экономики семьи для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению своих будущих социальных ролей – потребитель, производитель, гражданин.
- Привить учащимся практические навыки ведения семейной финансовой и другой документации, отдельные умения участия в рыночных отношениях с целью улучшения их профессионального самоопределения.
- Сформулировать и развить знания о месте семьи в сложных рыночных отношениях.
- Доказать взаимообусловленность и взаимозависимость экономических, социальных и нравственных условий развития общества и личности.
- Опираясь на практические знания, показать необходимость соотнесения потребностей с возможностью их удовлетворения.
Задачи курса:
- Помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.
- Показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.
- Научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией.
- Способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.
- Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
- Формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, способствовать их профессиональному самоопределению.
В результате изучения курса «Домашняя экономика» учащиеся приобретают следующие представления о:
- Основных проблемах экономики семьи
- Группах основных потребностей семьи
- Возможных ресурсах семьи
- Необходимых, желательных и престижных товарах и услугах
- Возможностях своего участия в семейном хозяйстве
- Том, что такое семейное предпринимательство.
Учащиеся узнают:
- Общие правила ведения домашнего хозяйства
- Из чего складывается семейный бюджет
- Источники семейного бюджета
- Возможности экономии в семейном бюджете
- Качества рачительного хозяина
- Как организуется семейное дело.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Дата проведения |
Тема 1. Семья в экономической структуре общества. | 2 |
1 | Что такое семья. Цели и задачи семейной экономики. |
2 | Семья и её потребности. Ресурсы семьи, их воспроизводство. |
Тема 2. Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества. | 2 |
3 | Цели и функции семьи. Становление семейных отношений. |
4 | Внутренняя и внешняя среда семейного хозяйства. |
Тема 3. Бюджет семьи. | 4 |
5 | Доходы и расходы семьи. |
6 | Понятие бюджета. |
7 | Финансовая документация семьи. |
8 | Бюджет школьника. |
Тема 4. Расходы на питание и жильё. | 2 |
9 | Организация рационального питания. Биологические требования к семейному питанию. |
10 | Способы удовлетворения потребности в жилье. Правила рационального интерьера и требования к жилью. |
Тема 5. Рациональные вещевые потребности. | 2 |
11 | Разнообразие семейных потребностей. Норма рационального потребления. |
12 | Уровень жизни и потребительская корзина. |
Тема 6. Семейный менеджмент. | 4 |
13 | Понятие о семейном менеджменте. |
14 | Организация труда в семье. |
15 | Деловая игра «Распределение трудовых обязанностей в семье». |
16 | Семейное законодательство. Семья и государство. |
17 | Итоговый урок по курсу «Домашняя экономика». Тестирование | 1 |
Рекомендуемая литература
Для учащихся:
- Учебник «Семейная экономика». Симоненко В.Д, Шелепина О.И.
Изд. «Вита Пресс» Москва 2007 год.
- Детский экономический словарь. М. Просвещение. 2005 год.
«Согласовано»
Протокол №………от……….2012г.
Заседание ШМО
Учителей естественно-научного цикла
Руководитель ШМО…………….Сафронова О.В.
«Согласовано»
……………….2012
Зам.директора по УВР
……………Аскарова Н.Г.
Рабочая программа (старшая группа): Дополнительная общеобразовательная программа «Секреты экономики и ведения домашнего хозяйства»
Министерство образования Саратовской области
ГБУ Саратовской области «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Балаково
«Рекомендовано к утверждению» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Педагогический совет ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково Протокол заседания №____ «_____» __________ 2018г. | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково __________Е.В.Абрамова | Директор ГБУ Саратовской области «Центр психолого – педагогического и медико- социального сопровождения детей» г. Балаково ______________ Т.А.Бузаева Приказ №_____от «_____» __________________ 2018г. |
ВОСПИТАТЕЛЬНО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА «СЕКРЕТЫ ЭКОНОМИКИ И ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА»
Возраст детей: 11-15 лет
Срок реализации программы: 10 часов
Разработал: воспитатель Колесова Елена Анатольевна
Балаково
2018
Паспорт программы.
Наименование программы | «Секреты экономики и ведения домашнего хозяйства» |
Разработчик программы | Воспитатель Колесова Елена Анатольевна |
Цели и задачи программы | Цель: формирование целостного представления о механизме и закономерностях функционирования домашнего хозяйства как важнейшего хозяйствующего субъекта современной экономики. Задачи: 1.сформировать у обучающихся знания и умения грамотного и рационального ведения домашнего хозяйства; 2. показать роль домашнего хозяйства в современной российской экономике; 3. научить выполнять экономические расчеты, связанные с формированием доходов и планированием расходов домашних хозяйств; 4. дать представление о балансе домашнего хозяйства; 5. научить обучающихся принимать осознанные решения при планировании бюджета домашнего хозяйства и своих расходов. |
Сроки реализации программы | 10 часов |
Исполнители программы | Воспитатель Колесова Е.А |
Ожидаемые конечные результаты программы | Представления: — о составе материальных и финансовых ресурсах домашнего хозяйства; — о структуре бюджета домашнего хозяйства; — о налогах и сборах, включаемых в расходы домашних хозяйств; — об общих правилах ведения домашнего хозяйства; — об основных направлениях расходов домашнего хозяйства и источниках получения доходов. Умения: — определять состав материальных и финансовых ресурсов домашнего хозяйства; — планировать бюджет домашнего хозяйства на условных примерах; — проводить анализ структуры бюджета домашнего хозяйства; — выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов; — составлять баланс бюджета домашнего хозяйства; — определять возможности своего участия в домашнем хозяйстве; сопоставлять доходы домашнего хозяйства с расходами; — применять полученные знания и умения для решения типичных экономических задач; — планировать бюджет на конкретных примерах. |
Пояснительная записка.
Современному человеку невозможно обойтись без знания основ семейной экономики. Во-первых, от правильного ведения домашнего хозяйства зависит благополучие семьи. Во-вторых, семью можно рассматривать как уменьшенную копию общества. Так как в основе развития семьи и общества лежат одни и те же экономические правила и закономерности. Поэтому знания в области семейной экономики являются чрезвычайно важными для будущего как нашей страны в целом, так и для каждого человека в отдельности. Тема актуальна и потому, что экономический подход к человеческому поведению вызывает все больший интерес в науке, а роль семьи всегда остаётся центральной в воспитании. Домашняя экономика остаётся лучшей формой экономического воспитания детей. Воспитанники Центра лишены возможности познания основ ведения экономического и семейного домашнего хозяйства. А ведь именно в детстве и юности формируются отношение к деньгам и структура потребностей человека, к тому же, материальная сторона жизни является частью трудового воспитания. Позиция «тепличного» подхода развивает беспомощность детей перед реальной жизнью. Умеют ли наши дети экономить? И приучаем ли мы их к этому? Понимают ли ценность подарка/ внимания? Бережливы ли они с игрушками (и не только своими)? Сегодня ребёнок с младшего дошкольного возраста должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники. Поэтому данная программа важна и для их экономического воспитания.
Новизной программы является то, что по сравнению с другими доступными автору программами, работа по экономическому воспитанию будет способствовать овладению ребёнком комплексом социальных ролей, а так же навыками построения и ведения домашнего хозяйства. Программа «Секреты экономики и ведения домашнего хозяйства» рассчитана на детей 11 -15 лет, именно этот период является значимым в развитии детей, и получением им навыков для успешной социализации в обществе.
Назначение программы: Помочь учащимся понять, как строится семейное хозяйство, рассчитывается бюджет семьи. Важно, чтобы дети смогли делать осознанный выбор в пользу той или иной потребности, что позволит увидеть, как экономическая жизнь семьи зависит от культурных норм и традиций. Познакомить учащихся с секретами рачительного и думающего покупателя. Основным назначением становится формирование социализированности ребенка за пределами Центра.
Актуальность программы: Анализ работы с воспитанниками Центра показывает, что дети хотят получить знания о доме, семейных отношениях, о ведении домашнего хозяйства и распределении денежных средств, доступных для семьи. В Центре воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Семья не научила рациональному использованию имеющихся у домохозяйств ресурсов. Поэтому изучение особенностей экономической деятельности домашних хозяйств является актуальным для воспитанников Центра.
Цель: формирование целостного представления о механизме и закономерностях функционирования домашнего хозяйства как важнейшего хозяйствующего субъекта современной экономики.
Задачи:
Образовательная: сформировать у обучающихся знания и умения грамотного и рационального ведения домашнего хозяйства;
Развивающая: развить у воспитанников мотивации принимать осознанные решения при планировании бюджета домашнего хозяйства и своих расходов.
Воспитательная: воспитать экономические основы при подготовки к будущей семейной жизни.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных Центром целей и задач по воспитанию полноценной, развитой личности, подготовленной к будущей самостоятельной жизни.
Отличительной особенностью программы является то, что она основана на принципе преемственности, последовательности и систематичности обучения. Т.е направлена на получение знаний, умений и навыков, развитие личных качеств и их совершенствование, закрепление формирует целостное мировоззрение. А так же адаптирована под разный возраст детей.
Возраст детей, участвующих в программе, 11-15 лет.
Срок реализации – 10 часов по 1 часу в неделю
Формы занятий – коллективные.
Формы подведения итогов – тестирование, итоговое занятие.
Учебно-тематический план программы
№ | Наименование тем занятия | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Входная диагностика | 1 | — | 1 |
2. | «Что такое экономика?» беседа | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | «Семья глазами экономиста» беседа | 0.5 | 0.5 | 1 |
4. | «Секреты рачительного хозяина» практикум | — | 1 | 1 |
5. | «Экономическая игротека» деловая игра | — | 1 | 1 |
6. | «Реклама и упаковка» беседа | — | 1 | 1 |
7. | «Жизнь в долг» беседа | 0,5 | 0,5 | 1 |
8. | «Семейная бухгалтерия» семейный час | 0,5 | 0,5 | 1 |
9. | «Экономика должна быть экономной» Открытое занятие | 0.5 | 0.5 | 1 |
10. | Выходная диагностика | 1 | — | 1 |
| Итого | 4,5 | 5,5 | 10 |
Содержание программы.
Тема1. Вводное занятие. Входная диагностика.
Тема 2. «Что такое экономика». Беседа. Где, когда и почему родилась экономика? Значение слова «экономика». Три основных значения термина «экономика». Рождение и развитие науки. Понятие материального блага.
Тема3. «Семья глазами экономиста». Беседа Характеристики семьи. Экономические вопросы семьи. Хозяйственная деятельность семьи. Виды хозяйственной деятельности человека. Особенности участия человека в хозяйственной деятельности.
Тема 4. «Секреты рачительного хозяина». Беседа. Практика. Значение слова «рачительный». Эффективность владения и пользования. Качества личности рачительного хозяина. Правила его экономии. Потребительская корзина.
Тема 5. «Экономическая игротека». Деловая игра. «Монополия»
Тема 6. «Реклама и упаковка».Беседа. Практика. Основные функции рекламы. Недобросовестная реклама. Разумное отношение к рекламе. Что указывается на упаковках. Особенности маркировки товаров. Что такое этикетка, вкладыш, штриховой код? Секреты выбора товаров. Торговые скидки. Бонусы
Тема 7. «Жизнь в долг». Беседа. Долги, которые придётся отдавать. Чем опасна банковская система? Налоги и другие обязательства перед государством.
Тема 8. «Семейная бухгалтерия». Практическое занятие. Что такое семейный бюджет. Как спланировать и распределить деньги так, чтобы хватило от «зарплаты до зарплаты». Научиться простым житейским мудростям.
Тема 9. «Экономика должна быть экономной». Открытое занятие. Как можно сэкономить и при этом не ущемлять себя во всём.
Тема10. Выходная диагностика.
Оценка эффективности реализации программы.
Критерий | Показатель | Индикатор | Диагностический инструмент |
Критерий освоения образовательной программы | 1.Теоритическая подготовка по освоенному материалу. | 1. Соответствие теоретических знаний воспитанника программным требованиям. | 1. Анкетирование. По диагностике К.Ф. Исаевой, В.И. Логиновой |
2.Практическая подготовка. | 2.Соответствие практическим умений и навыков воспитанника программным требованиям. | 2. Практическая работа. | |
3. Общеучебные умения и навыки. | 3. Умение планировать свою деятельность, самостоятельность, сформированность, коммуникативные навыки. Рефлексивные навыки. | Практическая работа Контрольный опрос. |
Группа критериев личностного развития воспитанника.
1.Нравственная воспитанность. | Отношение к другим людям, тактичность, отзывчивость. | Проявление данных качеств. | Анкета социализированности по Рожкову М И |
2.Социализированность. | Готовность помочь, положительное, гуманное отношение к другим людям. | Проявление Умение сопоставлять потребности и возможности данных качеств. | Анкета социализированности по Рожкову М.И |
Ожидаемые результаты.
— научатся определять состав материальных и финансовых ресурсов домашнего хозяйства;
— научатся планировать бюджет домашнего хозяйства на условных примерах;
— научатся проводить анализ структуры бюджета домашнего хозяйства;
— овладеют умениями выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов;
— научатся составлять баланс бюджета домашнего хозяйства;
— определять возможности своего участия в домашнем хозяйстве;
— сопоставлять доходы домашнего хозяйства с расходами;
— применять полученные знания и умения для решения типичных экономических задач;
Методическое обеспечение реализации программы.
Форма занятий | Приёмы и методы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Теоретические и практические занятия. | Беседа с элементами игрового тренинга, деловая игра, практическая работа, метод проблемно-развивающего обучения, продуктивный метод | Экран, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, музыкальное оборудование. | Тестирование, открытое занятие. |
Список рекомендуемой литературы для педагога.
- Ахапкин, С.Д. Лоция бизнеса. 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2003.
- Васильева, Н.В. Экономика. Основы потребительских знаний 9 класс. – М.: Вита-Пресс, 2011.
- Воробьева, Л.В., Лемешевская Л.В., Плотницкий М.И. Основы микро- и макроэкономики. – М.: Книжный дом, 2006.
- Ермакова, И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. 5-6 класс. – М.: Вита-Пресс, МЦЭБО, 2007.
- Занадворов, В.С., Занадворова А.В. Экономика города. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
- Занадворов, В.С., Ильина И.П. Теория экономики города. Учебное пособие. М.: Изд.дом ВШЭ, 1999.
- Иванов, С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. Практикум по экономике. Учебное пособие для 10-11 кл. 11-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2010.
- Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.
- Корнейчук, Б.В. Микроэкономика. Деловые игры. — СПб.: Питер, 2003. — 157 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
- Липсиц, И.В. Бизнес и экономика. Элективный курс. 8-9 кл. 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2008.
- Липсиц, И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. Учебник 7-8 кл. 12-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2009.
- Липсиц, И.В., Бабленкова И.И., Балакина А.П. Налоги России: Учебное пособие для старших классов. 5-е изд – М.: Вита-Пресс, 2008.
Макарова, О.В., Раев В.А. Тесты по экономике. – М.: Вита-Пресс, 1995.
- Новикова, Л.Э. Экономика: моя роль в обществе. 8 кл. – М.: Вита-Пресс, 2010.
Список рекомендуемой литературы для детей.
- Астахов, П.А. Я и государство: для среднего школьного возраста / П.А. Астахов. – М. : Эксмо, 2010. – 96 с. – (Детям о праве).
- Липсиц, И.В. Экономика (экономика без тайн). – М. Вита-Пресс, 1997.
Любимов, Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 1997.
3. Основы потребительских знаний. – М.: Спрос, 1997.
4. Основы предпринимательского дела / Под. Ред. Ю.М.Осипова, Е.Е. Смирновой. – 2-е изд. –М.: БЕК, 1996..
Рабочая программа по технологии по теме «Семейная экономика»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ г. ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
Согласовано: Утверждаю:
Протокол заседания Директор МОУ СОШ № 27
Совета школы ______________А.Я.Кравчук
№ 6 от 22.02.2005 г.
Председатель МС 28.04.2005 г.
__________Е.К.Балкова
ПРОГРАММА
СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА
(Учебный курс для учащихся 9-х классов в рамках
предпрофильной подготовки с ориентацией на математический профиль)
Автор программы,
учитель технологии
Е.А. Устюгова
23.03.2005
Иркутск 2005
Пояснительная записка
Отношение к экономике имеют все люди, но по-разному. В условиях складывающихся рыночных отношений знание основ домашней экономики становится особенно важным. Среди причин возрастающей популярности семейной экономики можно назвать то, что нельзя построить общество с эффективной экономикой, высоким уровнем жизни, если семья развивается на нездоровой экономической основе.
Семья – это общество в миниатюре, она развивается в основном по тем же экономическим законам, что и общество, а поэтому, освоив домашнюю экономику, учащиеся более сознательно будут изучать другие ее составляющие.
Семейная экономика долгое время не пользовалась достаточным вниманием экономической науки и только сейчас начинает свой путь к зрелому состоянию. Экономику семьи следует рассматривать как систему отношений между людьми (членами семьи) в связи с домашним трудом, имуществом, использованием денег, удовлетворением потребностей членов семьи на основе сложившихся региональных и национальных традиций. Как формировать бюджет семьи, планировать расходы, вести домашнее хозяйство (широко использовать современную бытовую технику, оформлять интерьер, приготовить пищу, изготовить нужные в хозяйстве мелочи и др.), рационально использовать свободное время, организовать досуг и выполнять домашние обязанности. Курс дает равные возможности для самореализации, как юношей, так и девушек.
Цель курса: вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации, участие в рыночных отношениях семьи; воспитывать у них уважение к собственности, ответственность, экономность, формировать экономическое мышление, культуру потребления; подготавливать к выполнению своих социальных ролей: производителя, потребителя, гражданина, семьянина.
Изучение курса решает следующие задачи:
познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;
получить целостное представление о семье, ее экономических, социальных, нравственных устоях, традициях и роли в обществе;
овладеть умениями осуществлять несложные экономические расчеты: определять затраты на услуги (вода, газ, тепло, канализация, уборка), продукты питания, одежду и др.;
готовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;
формировать качества рачительного хозяина и потребителя.
Курс рассчитан на 34 учебных часа по 2 часа в неделю. Так как теоретический материал подкрепляется практическими занятиями. Значительная часть времени отводится на проведение практических знаний: деловых игр, тестирования, ролевого обыгрывания ситуаций, выполнение практических и исследовательских заданий.
В процессе изучения курса школьники должны:
знать – цели и значение домашней экономики, общие правила ведения домашнего хозяйства, составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной части, возможности рационального использования средств и пути их увеличения, элементы семейного маркетинга.
уметь – анализировать семейный бюджет, определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося, анализировать рекламу потребительских товаров, осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;
понимать – роль членов семьи в формировании семейного бюджета.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | ||
теорети- ческих | практи- ческих | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение 1. Семья в экономической структуре общества. 2. Бюджет семьи.
Итого: | 1 2 7 7 5 4 2 2 1 1 1 1 34 | 1 1 3 3 2 2 1 1 1 1 1 1 18 | 1 4 4 3 2 1 1 16 |
Содержание.
Введение. Цели и задачи семейной экономики. Рачительный хозяин.
Тема 1. Семья в экономической структуре общества. Семья и ее потребности. Ресурсы семьи, их воспроизводство. Становление семейных отношений. Внутренняя и внешняя среда семейного хозяйства.
Практические занятия: Мини-сочинение на одну из тем:
— «Моя семья»;
— «Чем богат человек?»;
— «Какой я хотел бы видеть свою будущую семью?».
Решение кроссворда.
Тема 2. Бюджет семьи. Доходы семьи. Расходы семьи. Понятие бюджета. Финансовая документация семьи. Информационные технологии в домашней экономике. Бюджет школьника.
Практические занятия: Составление бюджета семьи. Расчет стоимости потребительской корзины. Решение кроссвордов. Проанализировать свои доходы и расходы в течение месяца и составить кассовую книгу на месяц.
Тема 3. Расходы на питание. Организация рационального питания. Биологические требования к семейному питанию. Составление меню. Планирование расходов на питание для семьи. Сохранность продуктов. Организация семейных праздников.
Практические занятия: Дидактическая игра «Семейный праздник». Резервы экономии времени на кухне. Решение кроссвордов.
Тема 4. Расходы на жилье. Способы удовлетворения потребности в жилье. Правила рационального интерьера и требования к жилью. Интерьер квартиры. Ремонт жилья.
Практические занятия: Решение кроссвордов. Тест. Дидактическая игра «Интерьер и рациональное оборудование детской комнаты». Расчет стоимости ремонта комнаты». «Рациональный интерьер».
Тема 5. Расходы на оплату коммунальных услуг. Расчет оплаты за коммунальные услуги. Оплата электроэнергии. Льготы по оплате. Экономия электроэнергии.
Практические занятия: Методика расчета потребляемой электроэнергии в квартире.
Тема 6. Рациональные вещевые потребности. Разнообразие семейных потребностей. Уровень жизни и потребительская корзина. Резервы экономии в семье. Определение затрат на приобретение оборудования кухни и кухонной утвари. Маркетинг в домашней экономике.
Практические занятия: Определение затрат на приобретение оборудования кухни. Определение затрат на приобретение кухонной утвари и посуды. Решение кроссвордов. Тест.
Тема 7. Обязательные платежи. Налоги. Ссуды и кредиты.
Тема 8. Накопления и сбережения. Способы сбережения денежных ресурсов семьи.
Тема 9. Семейный менеджмент. Понятие о семейном менеджменте. Организация труда в семье. Предпринимательство в семейной экономике.
Тема 10. Правовые основы семейных отношений. Брак. Имущественные права. Брачный контракт.
Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Симоненко В. Д., Шелепина О.И. Семейная экономика.– М.: Вита-Пресс, 2000. — 184 с.: ил. – ISBN 5 – 7755 – 141 – 1, 5 000 экз.
2. Третьякова Л. Р. Элементы домашней экономики (методические рекомендации). – Иркутск, 1997.
Дополнительная литература
3. Федоров В. И, Каневский Е. М. 1000 советов по экономии в быту. – М.: Экономика, 1991. — 272 с. – ISBN 5 – 282-01503-Х, 400 000 экз.
4. Бруннек Н.И. Доморачительным хозяевам. – М.: Изд. дом МСП, 1995. – 381 с.: табл., ил. — ISBN 5-7578-0004-6 , 30000 экз.
Р Е Ц Е Н З И Я
на учебную программу «Семейная экономика»,
разработанную учителем технологии
МОУ СОШ № 27 г. Иркутска
Устюговой Еленой Анатольевной
Рецензируемая программа «Семейная экономика», рекомендованная для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на математический профиль, разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебным программам государственным стандартом.
Программа рассчитана на 34 часа из расчета по 2 часа в неделю.
Структурное построение представленной учебной программы состоит из следующих компонентов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, список основной и дополнительной литературы.
В пояснительной записке представлены цель и задачи курса. В учебно-тематическом плане указана краткая характеристика теоретической и практической частей курса и количество часов; основные формы и методы; уровень компетенции учащихся по окончании обучения.
Разработанная программа Устюговой Е. А. будет способствовать вооружению учащихся знаниями о домашней экономике; воспитанию уважения к собственности, ответственность, экономность; формированию навыков ведения домашней финансовой документации.
Учебная программа «Семейная экономика», разработанная Устюговой Е. А., может быть рекомендована для применения в рамках предпрофильной подготовки учащихся образовательной школы с ориентацией не только на математический, но и на другой профиль.
Программа рассмотрена на методическом заседании совета школы, протокол № 6 от 22. 02 2005
И.о. директор школы Т.А. Дмитриева
Председатель МС Е. К. Балкова
Член МС И.Ф. Соколова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу календарно-тематического планирования положена программа «Семейная экономика», учебный курс для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки с ориентацией на математический профиль и для общеобразовательных классов. Программа разработана учителем технологии МОУ СОШ № 27 г. Иркутска Устюговой Е.А. рассмотрена и утверждена на заседании ГКМС от 19.05.2005 г., протокол № 13, регистрационный № 672.
Программа рассчитана на 34 часа из расчета по 2 часа в неделю.
Содержание программы определяют десять тем курса, которые представлены в виде теоретических и практических занятий. Программа способствует вооружению учащихся знаниями о домашней экономике; воспитанию уважения к собственности, ответственность, экономность; формированию навыков ведения домашней финансовой документации; участие в рыночных отношениях семьи.
Дата урока | № урока | Разделы Темы уроков | Задачи уроков | Практическая работа | Примечание |
1 — 2 | Цели и задачи семейной экономики. Семья и ее потребности. | Познакомить с содержанием курса. Дать понятие: потребность, ресурсы, ресурсы семьи. | Мини-сочинение. | ||
3 – 4 | Ресурсы семьи, их воспроизводство. Бюджет семьи. | Изучить основные понятия: бюджет, доход, расход, баланс; выяснить основные источники пополнения доходной части бюджета. Познакомить учащихся с постоянным ростом потребностей, ограниченностью ресурсов семьи. Развивать способности к сбалансированному ведению домашнего хозяйства, умению рационально использовать ресурсы семьи. Формировать способности к самоорганизации. Воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, самостоятельность, деловитость. | Решение кроссворда. | ||
5 — 6 | Виды доходов и расходов. Финансовая документация семьи. | Составление бюджета семьи. Проанализировать свои доходы и расходы в течение месяца. | |||
7 — 8 | Самостоятельная работа по финансовой документации семьи. Информационные технологии в домашней экономики. | Тест: Умеете ли вы считать семейные деньги? Используя программу Excel, составить собственную книгу доходов и расходов. | Выполнение проекта. Итоговая работа за весь курс. | ||
9 — 10 | Расчет стоимости потребительской корзины. Бюджет школьника. | Решение кроссворда. Рассчитать свои доходы на месяц. Придумать и описать сценарий своего дела. | |||
11 — 12 | Организация рационального питания. Биологические требования к семейному питанию. | Сформировать понятие рационального и культурного питания человека. Изучить биологические требования и экономические возможности семьи в использовании продуктов питания. Развивать культуру потребления продуктов питания; глубины, широты, быстроты мышления. Воспитывать рационального потребителя. | Рассчитать энергетическую ценность и стоимость блюд. | ||
13 — 14 | Составление меню. Планирование расходов на питание для семьи. | Составление меню. Рассчитать стоимость дневного рациона для школьника 14 – 15 лет. | |||
15 -16 | Сохранность продуктов. Организация семейных праздников. | Составить календарь семейных праздников. Написать сценарий праздника, составить меню, рассчитать затраты. | |||
17 – 18 | Игра «Семейный праздник». Способы удовлетворения потребности в жилье. | Оценить затраты, которая несет семейный бюджет на организацию праздников. Дать понятие об экономических потребностях семьи. Сформировать понятие о критериях разумности потребностей. Развивать логическое и экономическое мышление, умение адаптироваться в жизни. Воспитание разумности удовлетворения потребностей, самостоятельности. | Дидактическая игра. Рассчитать стоимость оборудования комнаты. | ||
19 – 20 | Правила рационального интерьера и требования к жилью. Составление интерьера квартиры. | Обучить учащихся навыкам оценки экономности и рациональности существующего жилья, составления проектов жилья будущего, умению составлять рациональный интерьер, дать начальные понятия о правилах стилевого и колоритного единства интерьера. Развивать в учащихся потребность самостоятельно мыслить и оценивать заданные ситуации, возможность критически оценивать существующий интерьер, дополнять его необходимыми деталями. Воспитывать чувство рачительного хозяина, бережливость, экономность. | Дидактическая игра « Интерьер и рациональное оборудование детской комнаты», «Рациональный интерьер». | ||
21 – 22 | Ремонт жилья. Оценка стоимости ремонта жилья. | Рассчитать примерную стоимость ремонта одной из комнат в квартире. | |||
23 – 24 | Расчет оплаты за коммунальные услуги. Оплата электроэнергии. | Научить элементарным расчетам потребляемой электроэнергии в городской квартире, методам экономии ее в домашних условиях. Развивать навыки экономии, способности рационального использования ресурсов домашнего хозяйства. Воспитывать чувство рачительного хозяина, способствовать возможностям научного обоснования рациональных затрат средств. | Рассчитать стоимость коммунальных услуг и квартплаты. | ||
25 – 26 | Льготы по оплате. Экономия электроэнергии. | Расчет при наличии у семьи льгот по оплате коммунальных платежей и электроэнергии. | |||
27 – 28 | Разнообразие семейных потребностей. Норма рационального потребления. | Сформировать понятие прожиточного минимума; показать, как определяется стоимость необходимого набора потребительских благ, минимального потребительского бюджета и потребность семьи в деньгах. | Рассчитать стоимость основных нормативных продуктов питания в год. | ||
29 – 30 | Обязательные платежи. Накопления и сбережения. | Дать понятия об обязательных платежах (налоги, ссуды и кредиты). Рассказать о накоплениях и сбережениях | Рассчитать сумму подоходного налога. | ||
31 – 32 | Семейный менеджмент. Маркетинг в домашней экономике. | Формировать понятия о менеджменте как науке управления людьми, маркетинге в домашней экономике, использование рекламы для покупки товаров, услуг. Развивать экономическое и логическое мышление, умение анализировать, делать правильный выбор при покупке товара. Воспитывать самостоятельность, деловитость, практичность, предприимчивость, хозяйственность. | Составить график своей недельной загрузки. | ||
33 – 34 | Правовые основы семейных отношений. Защита проекта. | Знакомство с правовыми основами семейных отношений. Закрепить знания и умения по самостоятельному выполнению творческих проектов от замысла до материального воплощения. Развивать логическое мышление, творческое воображение, внимание |