Домашнее обучение взрослых: Домашнее образование в России — онлайн-обучение ребенка на дому – Что такое домашнее обучение и как на него перейти

Домашнее обучение: принципы, преимущества, недостатки

домашнее обучение

Образование в домашних условиях все больше набирает популярность и не удивительно — индивидуальный подход к ученику, способствует более глубокому изучению темы в соответствии с интересами, кроме того, ребенок на домашнем обучении получает больше свободного времени.

Виды домашнего обучения

Существует два вида надомного образования, первый связан с медицинскими показаниями, а второй — с желанием родителей. Оба способа немного различаются. Получение знаний в домашних условиях для большинства детей инвалидов является единственным шансом получить диплом.

В этом случае, школа не имеет права отказывать в приеме ребенка. Образовательное учреждение обеспечивает семью всеми необходимыми материалами, а педагоги ежедневно посещают ученика, помогают ему освоить материал и проверяют домашние задание.

домашнее обучение

Домашнее обучение по желанию родителей в выбранной школе не всегда возможно, некоторые учреждения не имеют в своем уставе такой возможности, поэтому ее придется поискать. Как и в случае с первой ситуацией, ученику оказывают поддержку учебными материалами, но педагоги не посещают семью и не проверяют задания.

Ребенок учится по строго составленному плану, а затем, сдает контрольные работы, результаты которых решают, будет ли он продолжать надомное обучение. Независимо от образования, взрослый должен приложить все усилия, чтобы «домашний студент» вовремя выполнял учебный план и успешно сдавал проверочные работы.

Семья может не следовать правилам, таким как школьная форма, урок длительностью 45 минут и пятиминутный отдых, но выполнение ежедневной нормы заданий обязательно.

Почему родители выбирают домашнее обучение

Обучение детей в домашних условиях выбирают по самым разным причинам. Некоторые родители, предпочитают этот вариант из религиозных или идеологических соображений, они не хотят, чтобы их ребенок столкнулся с неравноправием в обществе или попал под плохое влияние сверстников.

Другие, расценивают традиционную школу как «рутину», где школьники получают необходимый минимум, а для более полноценного изучения темы остается мало времени. Есть также люди, которые видят потенциал своего ребенка и не хотят, чтобы развитие его интеллекта в чем-то ограничивалось.

Другая группа, это те, кто привык «адаптировать» учебный материал под ребенка с учетом темпа и способа восприятия информации. Самый распространенный аргумент, это общение, очень часто мама и папа просто не готовы расставаться с любимым чадом на много часов, и уверены, что учитель не сможет стать заботливым «аналогом» родителя.

обучение дома

Положительные аргументы

Пожалуй, главное преимущество — индивидуальный подход. Только вы знаете с помощью каких методов ребенок поймет тему быстрее и эффективнее и сколько времени ученик выдержит неподвижное сидение. Другие явные преимущества:

  • получение знаний продолжается во время путешествий
  • можно использовать все доступные средства информации, например, книги, интернет, журналы и телевидение
  • домашнее обучение соответствует мировоззрению семьи и защищает от неприемлемой модели поведения
  • плохая успеваемость практически невозможна благодаря контролю взрослых
  • чувствительные дети не подвергаются преследованиям со стороны сверстников и унижениям со стороны педагогов
  • ребенок более дисциплинирован, потому что получает больше внимания, чем дети в классе
  • тесные отношения ребенка с родителями, способствует крепкой родственной связи.

В нашей стране не проводилось никаких исследований на тему уровня развития домашних деток, но педагоги Америки отмечают, что будучи уже взрослыми, домашние воспитанники более открыты, чаще участвуют в различных мероприятиях и с удовольствием выступают в качестве добровольцев.

Негативные аргументы

Раньше, самым большим недостатком считалось отсутствие какой-либо поддержки и понимания со стороны общества. Сейчас, нам доступны тематические группы в социальных сетях, форумы и сайты. Однако, понимания других родителей, да и педагогов добиться по прежнему трудно, ведь по их мнению, ребенка лишают главного — общения со сверстниками. Самые популярные факторы, которые заставляют сомневаться это:

  • время и личные потребности взрослых — домашнее обучение в радость только тогда, когда оно приносит удовольствие всей семье
  • усталость, уныние и проблемы затрудняют креативное обучение и в конечном итоге, делают его невозможным
  • неготовность к творческому беспорядку — часто не хватает времени на уборку комнаты, где проходят занятия
  • стресс, связанный с предстоящими контрольными — если взрослые постоянно об этом беспокоятся, это может привести к нервному срыву

Школа, это «взрослая жизнь» в миниатюре, где ребенок учится самостоятельно решать конфликты, вступать в компромисс, заботиться о своих интересах и переживать здоровую конкуренцию.

Противники домашнего обучения также указывают на недостаточное общение со сверстниками, что может негативно сказаться на адаптацию в любом коллективе. Чтобы избежать подобной проблемы, обеспечьте ученика дополнительными кружками, такими как танцы, рисование или спортивная секция.

Будьте уверены в своем выборе

Иногда, опекуны переоценивают свои способности, особенно трудно в средних классах, когда взрослые устают от школьной рутины, а ребенку сложно разобраться в новых уроках. Трудно и тем людям, которые ежедневно ходят на работу, оставляя юного ученика дома одного, надеясь на то, что он откроет учебники и решит задачу без их присутствия.

Хорошо, если он самостоятельный, усидчивый и ответственный. А если нет? Тогда возникает масса проблем и одна из них — неуспеваемость, которая обязательно проявит себя во время контрольной проверки. Ребенок потерпит неудачу, начнет себя винить и приобретет комплексы на всю жизнь. Кроме того, будет упущено драгоценное время, а родителям придется посвятить драгоценные минуты отдыха изучению школьных материалов.

Сообщества и материалы для домашнего обучения:

Выбор всегда труден, особенно, когда дело касается благополучия ребенка. Сравните все плюсы и минусы, соберите информацию на форумах, чтобы решение работало в вашу пользу.

 

Домашнее обучение: за и против

От редакции Психологоса

Уважаемые коллеги! Друзья и родители!
Вопрос о домашнем обучении — важный и неоднозначный. У него множество ярых сторонников и столько же ярых противников. На этой странице мы предлагаем вам возможность высказать свое мнение и ознакомиться с мнением другой стороны. Свое мнение пишите в комментариях. Как и везде на Психологосе, модерация будет, поэтому лучше сразу пишите не категорично, а конструктивно и с уважением к другому мнению. Сделаем обсуждение разумным!
А началу обсуждения пусть положит яркая статья Ксении Подоровой «Домашнее обучение». Отрывки оттуда:


Ксения Подорова

В мое время всех первоклассников еще «автоматически» зачисляли в октябрята, а потом начинали взывать к их «октябрятской совести» и т.д. К концу первого класса мой сын сообразил, что его никто не спрашивал, хочет ли он быть октябренком. Он начал задавать мне вопросы. А после летних каникул (в начале второго класса) объявил учительнице, что он «выходит из октябрят». В школе началась паника.

Дома мы с сыном довольно часто рассказывали друг другу о своих новостях (по принципу «что у меня сегодня было интересного»). И я стала замечать, что в его рассказах о школе слишком часто упоминаются ситуации такого типа: «Я сегодня такую интересную книгу начал читать — на математике». Или: «Я сегодня начал писать партитуру моей новой симфонии — на истории». Или: «А Петя, оказывается, здорово в шахматы играет — мы с ним на географии пару партий успели сыграть». Я задумалась: а для чего он вообще ходит в школу? Учиться? Но на уроках он занимается совершенно другими делами. Общаться? Но это можно и вне школы делать.

У нормального ребенка, помимо одноклассников, обычно есть еще много других знакомых: живущих в соседнем доме, приходящих в гости со своими родителями, найденных там, где ребенок занимался каким-то интересным делом… Если ребенку хочется общаться, он найдет себе приятелей независимо от того, ходит ли он в школу. А если он не хочет, значит, и не надо. Наоборот, надо радоваться тому, что ему никто не навязывает общения, когда он ощущает потребность «уйти в себя».

Общение дома обычно бывает более полноценным, чем в школе. Ребенок привыкает свободно обсуждать любые темы, выражать свои мысли, обдумывать мысли собеседника, соглашаться с ними или возражать, подбирать весомые аргументы в споре… Дома ему часто приходится общаться с теми, кто старше его и общаться «умеет» лучше, качественнее, полноценнее. И ребенку приходится «подтягиваться» до уровня нормального взрослого общения. Он привыкает уважать собеседника и строить диалог в зависимости от ситуации…

Когда я говорю, что никто с моими детьми не «сидит», делая вместе с ними «уроки», мне просто не верят. Думают, что это бравада. Однако я уверена, что у любого нормального ребенка есть тяга к знаниям (вспомните: ему с первых лет жизни интересно, сколько ног у крокодила, почему страус не летает, из чего сделан лед, куда летят тучи, ведь это именно то, что он мог бы узнать из школьных учебников, если бы воспринимал их просто как «книги»). Но когда он идет в школу, там эту тягу начинают медленно, но верно убивать. Вместо знаний ему навязывают умение отсчитать нужное число клеточек от левого края тетради. В школе знания, если и усваиваются, то ВОПРЕКИ системе обучения. А дома они усваиваются легко и без напряжения.

В процессе домашнего обучения мы поняли, что ребенок может 10 месяцев в году иметь «каникулы» (т.е. делать то, что ему действительно интересно), а за 2 месяца проходить программу очередного класса и сдавать необходимые экзамены. И еще одно наблюдение: человек, который не просидел 10 лет на школьной скамье, заметно отличается от других. Есть в нем что-то такое… Как сказала одна учительница про моего ребенка — «патологическое чувство свободы».


Елена Чуевская

1. Как я Вас понимаю!

Несколько лет назад подписалась бы под каждым словом статьи. Домашнее обучение? Да! Спасем деток от школы! Домашние роды? Да! Спасем мамочек от казенного роддома, злых санитарок и врачей, которые могут ошибиться! Отказ от прививок? Да! Защитим наших малышей от проникновения ядовитых вакцин!
Сейчас я бы уже не стала бы с такой радостью и уверенностью «ломать стереотипы» и «противостоять системе». Сижу, задумавшись.

2. О чем думаю?

Думаю о том, что подходит домашнее обучение далеко не всем родителям и детям.

Родители должны быть очень мудрыми и ответственными. Уметь организовать и себя, и детей. А много ли среди нас таких?
Предположим, мои знакомые решили перейти на домашнее обучение. Они рассказывают мне, на какой срок они приняли такое решение и почему. Знаю, что у них есть план обучения и контроля за результатами. Их дети (среднего школьного возраста) радуются, что смогут успевать и на бассейн, и на шахматы, и на уроки программирования. Мама не работает и наслаждается возможностью дарить своим детям знания и открывать мир.
За эту семью я спокойна.
Может быть и другой случай. Допустим, я услышу, что ребенка хотят «спасти от перемалывающей Личность школьной системы», вспоминают, «какой стресс мы испытывали от насмешек одноклассников и какую скуку на экскурсии с классом», недоумевают, «для чего мы учили про инфузорию-туфельку?! Она ни разу в жизни не пригодилась! Умение решать уравнения в магазине тоже не нужны — мы используем четыре арифметических действия!» При этом, дети ликуют: «Ура! Не нужно ходить в школу!»
Друзья, я буду всерьез огорчена. На мой взгляд, это не те доводы, которыми оперируют разумные люди. А между тем, подобных аргументов множество на форумах сторонников домашнего обучения.

3. Подойдем к вопросу обдуманно.

Вопрос о последствиях домашнего обучения я не исследовала, поэтому только высказываю свое сомнение. Прошу родителей-энтузиастов взвесить все еще раз, поговорить с теми, кто прошел домашнее обучение. А также с теми, кто пробовал и отказался от такой формы получения знаний.

Важно! Школьная система дает не только знания! Хорошо продумайте, как будет социализироваться ребенок на домашнем обучении. Лично я, переведя ребенка учиться дома, время от времени обращалась бы с ним к хорошему психологу, чтобы оценить степень психической зрелости и социализации.

4. Взгляд с четвертой позиции восприятия («Системный взгляд»).

Небольшое, но важное по смыслу отступление: я «за» прививки. Доводы тех, кто против, насколько я их понимаю: вакцинация может наносить вред; обязательная вакцинация нарушает права человека.

С точки зрения ребенка и родителя вакцинация может быть не нужна. Ситуация вокруг более-менее благоприятная. «Ну где вы видели ту оспу и полиомиелит??! Мама отказывается от прививки для своих троих детей — и они растут здоровыми! Очень хорошо! Прививка была не нужна!»
Системный взгляд на этот вопрос иной. Когда таких грамотных мамочек, которые пишут отказы, становится много, эпидемиологическая ситуация меняется. Уже «побежденные» оспа и дифтерия могут вернуться. Только охват населения прививками (более 70%) может гарантировать здоровье широкого круга людей.
Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, большинство доводов антивакцинаторов не подтверждаются научными данными и характеризуются как «тревожное и опасное заблуждение».
Пишу об этом по двум причинам. Первое. Автор упомянула отсутствие прививок как один из плюсов домашнего обучения. Выступлю как представитель сторонников другой точки зрения.
Вторая причина — главная. В идеале наш взгляд на ситуацию должен быть системным. Школа — это не только некоторое количество знаний, которыми овладел Ваш ребенок. Не только каждодневное общение с ровесниками. Школа (пока еще) воспитывает. Школьное образование приобщает новое поколение детей к культуре. Школа дисциплинирует, приучает к регулярным усилиям по организации себя. Думаю, это далеко не всё, что получает ребенок за десять лет школьного обучения. Кто может дать гарантию, что прочитав дома учебники и сдав экзамен учителю в школе, Ваш ребенок научился всему, чему научились его одноклассники? Мы узнаем это тогда, когда эти дети станут взрослыми.
Хорошее, качественное домашнее образование — это большой труд и большая ответственность родителей.


Кто следующий? За? Против?

Вводное занятие Университета

Краткий гид по семейному образованию

Домашнее обучение: ЗА и ПРОТИВ

Плюсы домашнего обучения:

  • Отсутствие «перенаселенности» школьных классов. По мнению психологов, проблемы у детей с усвоением школьного материала начинаются именно из-за большого количества детей в классе, с которыми не всегда может «справиться» педагог, и шума, который мешает сосредоточиться. Хотя по нормам число учеников в классе не должно превышать 25 человек, во многих классах учатся по 30 и более детей.
  • Индивидуальный подход к обучению. Ребенок вместе с родителем проходит учебный материал в своем темпе, при необходимости подробнее останавливаясь на трудных местах. Ребенок быстрее усваивает материал: 1,5-2 часа дома вместо 5-6 школьных уроков.
  • Ребенок получает полный объем знаний, в соответствии со своими способностями, в отличие от усредненного школьного.
  • Домашнее обучение оставляет ребенку много свободного времени для занятий спортом, музыкой, творчеством, иностранным языком и обычных детских игр.
  • Отсутствие опыта негативной социализации (травли и дедовщины), который нередко случается в обычной школе.

Минусы домашнего обучения:

  • Трудности с дисциплиной. При обучении дома всегда есть соблазн отложить что-либо на потом. В этом случае большую роль играет организаторское мастерство родителя.
  • Приверженцы традиционной школьной системы считают, что при обучении дома невозможно в полном объеме получить необходимые навыки социализации: научиться выстраивать отношения с другими детьми и взрослыми, работать в коллективе и чувствовать ответственность за эту работу.
  • Обучение дома требует постоянного присутствия взрослого дома, а на это готов пойти далеко не каждый родитель. Кроме того, родитель-учитель должен уделять достаточное время подготовке к занятиям, организации учебного процесса и т. п.
  • Отсутствие поддержки государства для «семейников». А это значит, что стоит быть готовым покупать учебники и оплачивать репетитора из своего семейного бюджета. По закону, компенсации за семейное обучение выплачиваются по усмотрению региона. На практике же семьи не получают ничего.

Мнение эксперта

Мама Светлана Науменко (дети Светланы занимаются в 4-м классе на семейной форме обучения):

Проблем с домашним образованием у нас нет. Сыновья занимаются дома с репетиторами по скайпу. Если что-то непонятно, всегда свободно подходят ко мне. Я с ними работаю в режиме «вопрос-ответ».

Трудности, которые возникают, решаемы. Но если бы меня попросили загадать одно желание про домашнее образование, я бы хотела для своих детей больше таких же ребят (на семейном образовании) в пешей доступности от нас. В Москве много «семейников», но они разбросаны по всему городу. В нашем районе их нет. А это определенный круг интересов. Да и по режиму дня дети на семейном образовании не совпадают с теми, кто ходит в школу. Например, у моих мальчиков есть во дворе приятель, который учится в обычной школе. У него до 3-х занятия каждый день, потом он идет домой и делает до ночи уроки. Свободного времени у мальчика очень мало, времени на общение с моими парнями уже не хватает.

Ольга Юрасова, детский и семейный психолог, психотерапевт:

«Идея семейного образования мне нравится. Можно в обучении учитывать особенности ребенка, его темп деятельности, актуальное состояние, потребности, интересы. Если родители решают вопрос общения ребенка со сверстниками, находят возможность для его взаимодействия в разных видах деятельности с другими детьми и взрослыми (поездки, походы, выезды, семейные проекты и др.), а также и сами они общительны и контактны, трудностей у детей в этой сфере нет.

Сейчас «семейники» не только обучают детей дома, но и создают в своем сообществе семейные школы. Для того чтобы общаться ребенку с ровесниками, не нужно 30 человек (как в классе государственной школы). Достаточно двух-трех друзей. Важен взрослый, который создает условия для здорового общения, для проживания детьми разных ситуаций (от бытовых до творческих и игровых). И это можно сделать в коллективе в 5-7 детей. В государственных школах, при больших нагрузках на учителей и нереальных задачах обучения большого количества детей в классе, взрослые не в состоянии решать воспитательные задачи. А часто их психологическая безграмотность создает условия для процветания жестокости, травли, нездоровых отношений между детьми.

Родители, которые отправляют детей на домашнее обучение, сами выбирают ребенку тех взрослых и детей, с кем полезно, интересно и безопасно взрослеть. Причем взрослеть — это и ссориться, и злиться, учиться договариваться, удивляться, познавать себя и других при психологически здоровой поддержке взрослого. Самое важное — возможность и готовность родителей реализовать семейное образование для своего ребенка».

9 вещей, которые нужно знать о хоумскулинге

Отважиться учить детей на дому способны немногие. Сил отнимает много, риск очень большой, и даже для самых подготовленных родителей это всегда прыжок в неизвестность. Но для кого-то домашнее обучение становится единственным выходом. Основатель сообщества «Альтернативное образование» Алексей Семёнычев убеждён, что домашнее обучение по большинству параметров превосходит школьное и подходит буквально всем. «Мел» послушал выступление Семёнычева на очередной встрече «Клуба экспертов образования» и записал основные тезисы.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Алексей Семёнычев, основатель сообщества «Альтернативное образование» и главный консультант по вопросам семейного образования в России

1. Почему многие родители выбирают семейное обучение

Государственная система образования предлагает нам путь развития, выгодный только ей, а не семье и ребёнку. Видя кризис этой системы, многие родители обращают внимание на образование, стоящее вне официальных доктрин и предлагающее альтернативные пути развития, где главное — ценности и интересы ребёнка.

2. Методики и системы, существующие в России

1. Монтессори-педагогика;

2. Вальдорфские школы;

3. Семейное, заочное образование.

А также методики ТРИЗ, смешанное обучение и многие другие. Здесь наша страна не отстаёт от других стран мира. Есть всё. Или почти всё.

3. Новая модель российской семьи

Семья стала динамичнее и мобильнее. Современная мама, как правило, может без мужа прокормить себя и детей. Семьи стали много путешествовать, многие живут за границей, воспитывая там детей, или переезжают за город. Такие семьи берут жизнь в свои руки и не отказывают себе в праве воспитывать детей так, как хотят. Они заинтересованы в развитии системы альтернативного образования.

Как научить ребёнка заниматься на онлайн-курсах

Но, учитывая политическое и экономическое положение страны, количество таких семей недостаточно велико, чтобы развивать систему образования, альтернативную государственной.

4. Школа остаётся консервативной

К сожалению, и школа совсем не стремится к изменениям и живёт по принципу «как бы чего ни вышло». За исключением небольшого количества учебных заведений — как правило, частных.

5. На домашнем обучении дети раньше взрослеют

В условиях домашнего обучения программу можно успешно проходить за более короткий срок. Родители подбирают методики и режим обучения ребёнка сами. Для детей, обучающихся дома, характерно активное занятие внешкольными предметами, посещение кружков, секций, мастер-классов. Часто главными становятся предметы, которые в школе находятся на периферии: музыка, литература, искусство.

7 предметов, которые дополнили бы школьную программу

«Домашние» дети больше проводят времени со взрослыми и активнее участвуют во взрослой жизни. Они значительно лучше своих сверстников разбираются в практической стороне жизни. Трудно обычно бывает первое время — первые три-четыре месяца. Может быть, год — максимум. Потом семья находит свой ритм и уже занятия не вызывают сложностей.

6. Саморазвитие для родителей

На сегодняшний день домашнее обучение — одна из самых распространённых форм получения альтернативного образования. Это объясняется тем, что оно позволяет осуществить на практике главный принцип педагогики «Не надо воспитывать детей. Они вырастут такими, как вы. Воспитывайте себя».

7. Финансовый аспект семейного образования

Финансовая планка обучения в начальной школе — от бесплатного до бесконечности. В зависимости от материального положения семьи. Семейное образование доступно для любого состава семьи. В любой точке мира.

8. Всем ли подходит семейное обучение

Безусловно, для родителей это очень большая ответственность и нагрузка. Для кого-то она в радость, для кого-то в тягость. Некоторым родителям проще отдать ребёнка в камеру хранения на 11 лет. Но если правильно подойти к учебному процессу, домашнее обучение будет всегда эффективнее школьного.

9. Группы поддержки

Существует множество сообществ родителей, семейных лагерей, которые поддерживают друг друга советами в обучении. Регулярно проводятся семинары, конференции, фестивали. Если вы решили, что вашей семье подходит подобный способ обучения, обратите внимание на эти имена:

Кен Робинсон — писатель, спикер, международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях;

Шарлотта Мейсон — британский педагог и основатель движения «за домашнее обучение»;

Игорь Чапковский — руководитель «Школы свободного развития»;

Елена Липгарт — сторонник домашнего обучения;

Джон Тэйлор Гатто — американский педагог, уволившийся из государственной школы и продолжающий работать учителем в Открытой школе города Олбани. Он призывает к проведению радикальной реформы системы государственного школьного образования;

Александр Сазерленд Нилл — новатор в области образования, автор книг о воспитании детей и основатель школы «Саммерхилл». Нилл известен как защитник личной свободы ребёнка;

Гордон Ньюфелд — доктор наук, канадский психолог-девелопменталист, автор книги «Не упускайте своих детей», написанной в соавторстве с врачом Габором Матэ.

А здесь вы найдёте школы для прикрепления на заочное, семейное обучение, в которых ваши дети смогут проходить обязательную аттестацию.


Лекция Алексея Семёнычева об альтернативных методах обучения прошла в Клубе экспертов образования.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как сделать из троечника отличника на домашнем обучении

3 вопроса от мамы, которая собиралась учить ребёнка дома, но не смогла

Как живет старейшая школа мира без уроков и правил

Leave a comment